Методические рекомендации по структуре урока в условиях реализации фгос второго поколения. «реализация фгос. стандарты нового поколения

ФГОС – ПЕРВЫЕ ИТОГИ, ВЫВОДЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.

Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить.

Адольф Фридрих Дистервег

Будущее по-разному входит в нашу жизнь. Иногда ярко, привлекательно, впечатляя и вдохновляя. Иногда незаметно, маленькими неслышными шагами. Мы порой не сразу замечаем, как изменилась окружающая нас действительность. Часто будущее не просто входит, оно врывается в устоявшуюся повседневность, не соизмеряясь с нашими силами и готовностью принять изменения. Именно так оно ворвалось в нашу профессиональную жизнь вместе с новым образовательным стандартом.

1 сентября 2011 года началось освоение новых стандартов для первоклассников. А в прошедшем учебном году начальная школа выпустила своих первенцев по ФГОС. Каковы же первые итоги реформирования? У нас появилась возможность осмыслить опыт, оценить первые результаты, определить перспективы развития, задуматься над тем, что получилось, а над чем еще предстоит работать.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения для начальной школы – принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Выдвинуты новые требования к результатам, структуре и условиям образовательного процесса.

Нам, учителям , проработавшим в традиционной системе уже много лет, нелегко было перестраиваться к новым требованиям. Образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые цели и задачи. Учитель должен понять и принять ФГОС второго поколения, знать и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть компетентным.

«Стандарты второго поколения невозможны без учителя «второго поколения»- это высказывание принадлежит руководителю проекта по разработке ФГОС Александру Кондакову.

Начиная с 2009 года работа МО учителей начальных классов была направлена на активное освещение и разъяснение концепции государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения среди педагогических работников. Особое внимание уделялось новым подходам к предметному содержанию обучения, навыкам работы в информационной среде, современным подходам и технологиям достижения планируемых результатов.

Все педагоги, работающие в условиях реализации стандарта, прошли соответствующие курсы повышения квалификации. Опыт работы по введению ФГОС НОО обобщался на: городских и республиканских семинарах, методических объединениях, педагогических советах. (слайд)

Что же изменилось в работе учителя начальной школы с введением стандартов?

Изменились подходы к обучению , учитель из руководителя превратился в организатора творческой деятельности детей. Таким образом, происходит перестройка мышления каждого педагога, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Изменения коснулись деятельности обучающихся . Больше времени на уроке отводим самостоятельной работе детей. Причем характер работы стал исследовательским, творческим, продуктивным. Мы формируем у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

Отказались от репродуктивных методов и способов обучения. Активно начали развивать проектную деятельность младших школьников. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Приоритетным направлением в организации учебного процесса стали групповые формы работы , что обеспечивает навыки работы в команде, развитие коммуникативной компетенции ребенка.

Во главу угла поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Каждая минута, проведённая в школе, даёт детям положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет представления об окружающем мире

Работаем над формированием пакета диагностического инструментария . С первых дней ведём образовательный мониторинг.

Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:

выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;

определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;

выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;

дифференцировать учащихся по успешности обучения.

В начале сентября в 1 классах проводится мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью является оценка потенциала первоклассников в начальный период обучения

Полученные данные используются для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при дальнейшем обучении.

Сейчас мы уже можем подвести итоги, сравнив результаты стартовой и итоговой диагностики наших первых выпускников.

Результаты комплексной работы, проведенной в 4-х классах, позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему заданий УУД позволило:

Поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность;

Создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов;

Оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных областей знаний.

(слайды)

Как показал результат итоговых диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.

Итоговое оценивание школьника непосредственно зависит от оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио - портфеле достижений». Учителями начальных классов заведены «Портфолио» на каждого ученика. Совместно с родителями портфолио заполняется творческими работами учащихся, грамотами, проводимыми тестовыми работами, мониторингами и др.

К концу обучения в начальной школе собран соответствующий накопительный материал, дающий наглядное представление о динамике учебной и творческой активности ученика.

Выполнение требований стандарта осуществлялось не только через учебную деятельность младших школьников, но и через внеурочную, которая является принципиальным отличием ФГОС НОО.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, использовались в формах, отличных от урочной системы обучения.

Согласно требованиям ФГОС НОО (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373) в Базисном учебном плане отводится до 10 часов еженедельно на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Расписание внеурочной деятельности составлялось с учетом возможностей школы, интересов родителей и обучающихся. Привлекались специалисты дополнительного образования, оказывали помощь родители.

Особое внимание мы уделяем проектной деятельности , так как она способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, позволяет создать условия для активизации личностного потенциала учащихся. Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами (то есть реализуется системно-деятельностный подход, заложенный в основу стандарта.

Итак, подведём итоги:

Достоинства стандарта - возможность использования различных технологий способствует развитию личности ребёнка, развитию самостоятельности, повышению учебной мотивации, снижению уровня тревожности у обучающихся; системно-деятельностный подход в обучении заставляет ученика думать, рассуждать, активизировать свою деятельность.

Меняются приоритеты обучения. Задача учителя – показать ребенку разнообразие способов и приемов для познания мира и самого себя, научить его справляться с информационным потоком (принять, понять, переработать, воспроизвести, отстоять собственное мнение, не обидев собеседника и т. д.). Задача ученика - выбрать из предложенных способов тот, который для него более приемлем и пользоваться данным способом для саморазвития и самосовершенствования.

Большое внимание уделяется индивидуальному развитию ребёнка. Используются технологии развивающего обучения, направленные на развитие личности.

Положительные изменения, которые произошли в нашем ОУ в процессе реализации стандарта:

улучшилась материально-техническая база; создаются благоприятные условия для развития детей; педагоги овладели интерактивными способами обучения, освоили деятельностные технологии, повысили уровень профессионального мастерства. Новые условия мотивируют педагогический коллектив к разнообразным формам самообразования, творческому подходу в профессиональной деятельности.

Наблюдения за учениками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке; наблюдения за работой учителей на уроках свидетельствуют о том, что учителя обладают определенным уровнем методической подготовки, выстраивают учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; являются активными пользователями информационных технологий, владеют основными инструментами пользователя мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.

планирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода и современных образовательных технологий, формируя предметные и метапредметные УУД

проведение уроков с использованием ИКТ;

опыт организации внеурочной деятельности, использование ИКТ во внеурочной деятельности;

внедрение курса «Проектная деятельность»;

Проблемы, которые остаются для нас неразрешенными – нет единой системы оценивания метапредметных результатов. В каждой УМК свои диагностические измерители, система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы разработана недостаточно, нет единства требований, невозможность удовлетворить все запросы детей и их родителей (законных представителей) во внеурочной деятельности из-за небольшого количества педагогов; нет условий для полноценной внеурочной деятельности (учимся в 2 смены), отсутствие свободных помещений для внеурочной деятельности.

В деятельности учителя главным отрицательным моментом является увеличение документации.

Очень много детей с нарушениями речи, им необходимы занятия с логопедом.

Для решения задач ФГОС необходима кропотливая работа психолога, Исследования, диагностика, работа с больными детьми, слабыми должна быть выстроена на высоком уровне.

Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти

намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные,

методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут

результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная,

профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат

выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели

образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая

позиция, новое отношение к педагогической деятельности

«Преподавание – есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно» Л.Н. Толстой

Успехов вам!

по структуре урока в условиях реализации ФГОС второго поколения

Вводятся новые образовательные стандарты, изменяются цели образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога. Все мы прекрасно осознаем, что урок не может не меняться со временем, чтобы соответствовать требованиям современности, поэтому мы говорим о «современном уроке». Слово «современный» относится к настоящему, текущему времени. Характерная особенность современного урока - активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся. Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса.

Рассмотрим недостатки традиционного урока по Третьякову Петру Ивановичу:

Первый недостаток заключается в целеполагании, как правило большинство учителей формально относятся к постановки цели, ставя их не диагностично. Второй серьезный недостаток заключается в содержании урока, прежде всего в планировании урока без связи с другими, более того большинство педагогов плохо знает типологию уроку даже традиционного, не говоря уже «современного» в соответствии с требованиями ФГОС и т.д. Третий недостаток – применяемые большинством педагогов формы и методы устарели, (уроки близнецы в разных классах, нет учета специфики класса, уровня подготовленности и т.д.), редкое применение приемов рефлексии в конце урока, не говоря уже о систематическом применении. Преимущественно в школе преобладает фронтальная форма, и репродуктивный уровень преподавания и др. Мало кто помнит, что урок – это система интерактивная, многообразная по видам деятельности, в ходе урока должно быть не менее 3-4. Но при всех этих недостатках урок был, остается и будет основной формой обучения.

Дадим определение и характеристику «компетентностно-ориентированного урока». Под компетентностно-ориентированным уроком понимаем - урок, на котором создаются условия способствующие развитию учащихся через выполнение практической деятельности. Такой урок способствует формированию компетенций, формированию личностных качеств, позволяющие эффективно действовать в различных жизненных ситуациях. Главной целью такого урока является формирование личности, раскрытие и развитие её задатков, способностей. Задача таких уроков не только получение знаний, но и ориентация в разных видах деятельности. При проведении таких уроков важна самостоятельная познавательная деятельность, которая возможна лишь при усвоенных способах приобретения знаний.

Компетентностно-ориентированный урок – урок, где планируется, прежде всего, деятельность учащихся; эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование компетенций.

В литературе выделяют следующие параметры компетентностно-ориентированного урока:

Характер применения знаний на уроке (в стандартной ситуации - в нестандартной ситуации);

Осознание учащимися способов применения знаний (конкретных способов применения – общих способов применения). На основе этих параметров выделяют следующие типы компетентностно-ориентированных уроков:

1) урок ориентированный на применения знание в стандартной ситуации с осознанием учащимися конкретных способов применения знаний;

2) урок ориентированный на применение знаний в стандартной ситуации с осознанием учащимися общего способа применения знаний;

3) урок ориентированный на применение знаний в нестандартной ситуации с осознанием учащимися конкретных способов применения знаний;

4) урок ориентированный на применение знаний в нестандартной ситуации с осознанием учащимися общего способа применения знаний.

Для того чтобы спроектировать компетентностно-ориентированный урок, учитель должен ответить на следующие вопросы: - это прежде всего какие ключевые и предметные компетенции должны быть сформированы у учащихся в процессе обучения; как должны быть сформулированы цели учебного занятия? как содержание учебного занятия работает на формирование компетенций учащихся? какие технологии, методы, приемы будут работать на достижение целей, развитие компетенций? каким образом оценить уровень сформированности компетенций на уроке?

Структура урока в соответствии с требованиями фгос

Учитель определяет структуру урока в соответствии с типом урока и его дидактическим задачам, этапам. При проектировании урока необходимо опираться на типологию уроков в соответствии с ФГОС нового поколения. В технологии деятельностного метода обучения в центре системно-деятельностной педагогики под руководством Л.Г. Петерсон определена следующая типология уроков:

1) урок открытия нового знания;

2) урок рефлексии;

3) урок обучающего контроля;

4) урок систематизации знаний.

Рассмотрим обобщенную структура урока деятельностной направленности, такой урок как правило включает следующие этапы:

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (иначе это организационный этап на который отводится 1-2 минуты) . Цель этого этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.

3.Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. Цель: обсуждение затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.

4.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель. (4 этап – постановка цели и задач урока).

5.Реализация построенного проекта 4-5 минут. На данном этапе обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения.

6.Первичное закрепление 4-5 минут. Цель: проговаривание нового знания (запись в виде опорного сигнала). Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух (первичное закрепление может проводиться в форме тестирования).

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

8.Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут. На данном этапе выявляются границы применения нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, обеспечивающий возможность подготовки к введению следующих тем. Учащимся предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие и др. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.

9.Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

С вводом ФГОС вводится новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: возраста ребенка; специфики учебного предмета; меры сформированности УУД (компетенций) учащихся.

В соответствии с требованиями ФГОС школьного образования современный урок как инструмент реализации учителем своей рабочей учебной программы должен проектироваться в виде образовательной ситуации. Продолжительность образовательной ситуации - от нескольких минут до трех и более дней, возможна также цепочка взаимосвязанных ситуаций. Ситуативный принцип может лежать в основе каждого уровня организации образовательного процесса: отдельного урока, системы занятий по учебному курсу, деятельности всей ступени общего образования.

Цикл образовательной ситуации включает в себя мотивацию деятельности, ее проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, рефлексию результатов.

Дидактическая модель урока как образовательной ситуации, состоящая из семи этапов:

1.Этап актуализации - обращение к индивидуальному опыту учащихся, актуализация мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности.

2.Этап проблематизации - оформление конструктивного конфликта как столкновения альтернативных, взаимно отрицающих друг друга видений одного и того же объекта, формулировка учениками собственного «незнания» относительно объекта учебной работы.

3.Этап целеполагания и планирования - формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания» и разработка плана.

4.Этап концептуализации - выделение сущностных особенностей изучаемого объекта на основе анализа реального контекста его существования и проявления в окружающем мире.

5.Этап моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

6.Этап конструирования – переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления; решение конкретно-практических задач.

7.Этап рефлексии – выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.

Для успешного создания и проведения урока деятельностного типа от учителя требуется умение создавать проблемные ситуации и мотивировать у учащихся познавательный интерес. В.М. Вергасов выделяет восемь способов создания проблемной ситуации:

Первое - знакомство с противоречивыми фактами;

Второе - необходимость выбора нужной информации в ситуациях избыточной информации;

Третье - противоречия между имеющимися знаниями и необходимыми (недостаток информации);

Четвертое - побуждение к сравнению, сопоставлению, обобщению;

Пятое - противоречия между существующими техническими решениями и требованиями к ним на современном этапе;

Шестое - предъявление парадоксов (противоречий между жизнеными и научными представлениями);

Седьмое - задание ситуаций практического характера, требующих оценки (совместной с преподавателем, коллективной, групповой, самостоятельной);

Восьмое - постановка эксперимента, результаты которого необходимо понять, объяснить.

Организация работы в режиме компетентностно-ориентированного урока предъявляет определенные требования к заданиям, которые учитель использует на уроке: повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер. Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности. Основные методические приемы КОУ:

Любой урок имеет определенную структуру построения и реализации. При этом хотелось бы отметить, что структура урока должна определяться самим учителем и включать те этапы урока, которые наиболее эффективно и рационально позволят достигнуть поставленной образовательной цели. Современный урок как раз и должен строиться на том, что известные теоретические подходы к его созданию будут использованы таким образом, что позволит учителю рационализировать сам процесс обучения, решить эффективно образовательные задачи.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения.

Типология уроков по ФГОС

Тип урока

Виды уроков

Урок изучения нового

традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

Урок закрепления знаний

практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Урок комплексного применения знаний

практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.

Урок обобщения и систематизации знаний

семинар, конференция, круглый стол и т.д.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.

Урок изучения нового материала имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок закрепления знаний имеет целью выработку умений по применению знаний. Урок комплексного применения знаний имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок обобщения и систематизации знаний имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Урок контроля, оценки и коррекции знаний имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Более распространена следующая классификация:

Уроки усвоения новых знаний;

Уроки формирования новых умений;

Уроки систематизации и обобщения;

Уроки контроля и коррекции знаний, умений;

Уроки практического применения знаний и умений;

Комбинированные (смешанные) уроки.

Для вашего удобства мы охарактеризовали все этапы исходя из типов урока, определили цель и задачи каждого этапа, а также определили показатели достижения результатов. Вы можете самостоятельно по предложенным образцам сделать характеристику каждого типа урока, которые вы используете на практике, тем самым значительно облегчив себе жизнь. Поскольку описав их, вам уже не надо будет описывать эти элементы в технологической карте урока – которая является обязательной при реализации требований ФГОС.

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) организационный этап;

3) актуализация знаний;

6) первичное закрепление;

7) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;

8) рефлексия (подведение итогов занятия).

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления):

1) организационный этап;

2) проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний;

4) первичное закрепление

    в знакомой ситуации (типовые)

    в изменённой ситуации (конструктивные)

5) творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания);

6) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;

7) рефлексия (подведение итогов занятия).

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения):

1) организационный этап;

2) проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач;

3) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

4) актуализация знаний

    с целью подготовки к контрольному уроку

    с целью подготовки к изучению новой темы

6) обобщение и систематизация знаний;

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений:

1) организационный этап;

2) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3) актуализация знаний;

4) обобщение и систематизация знаний

    подготовка учащихся к обобщенной деятельности

    воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

5) применение знаний и умений в новой ситуации;

6) контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

7) рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

5. Структура урока контроля знаний и умений:

1) организационный этап;

2) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3) выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

4) рефлексия (подведение итогов занятия).

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков:

1) организационный этап;

2) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3) итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;

5) рефлексия (подведение итогов занятия).

7. Структура комбинированного урока:

1) организационный этап;

2) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3) актуализация знаний;

4) первичное усвоение новых знаний;

5) первичная проверка понимания;

6) первичное закрепление;

7) контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

8) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;

9) рефлексия (подведение итогов занятия).

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

После того, как учитель определился с типом урока необходимо подобрать содержание учебного материала на всех этапах урока в соответствии с достижением запланированной цели (соответствует формируемым компетенциям); ориентация учебного материала на решение жизненно важных задач и интеграция содержания (опора на знания и умения, полученные при изучении других предметов). Подобрать формы, приемы и методы обучения адекватных поставленным целям урока и единице содержания (основываются на ответственности и самостоятельности учащихся, обеспечивается деятельностный характер обучения).

Определение содержания в соответствии с целями по преподаваемым предметам, осуществляется ориентировочное прогнозирование и выделение тем, на которых будут реализовываться цели. При выборе методов обучения по формированию компетенций, особое внимание необходимо уделить тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность, развитию инициативы, ответственности и способствуют развитию критического мышления.

Реализация стандарта должна изменить представление учителя о уроке: прежде всего ученик теперь не объект, а субъект учебной деятельности; на уроке должны применяться разнообразные источники знаний; изменяется структура урока; отдается приоритет деятельности ученика; применяются компетентностно-ориентированные формы оценивания.

Вероятно, каждый человек хочет дать своему ребенку качественное образование. Но как определить уровень обучения, если ты не имеешь отношения к педагогике? Конечно, с помощью ФГОС.

Что такое ФГОС

Для каждой системы образования и образовательного учреждения утвержден перечень обязательных требований, направленных на определение каждого уровня обучения профессии, специальности. Эти требования объединяются в рамках который утверждается органами власти, уполномоченными регулировать политику в сфере образования.

Реализация и результаты освоения программ в государственных образовательных учреждениях не могут быть ниже указанных в ФГОС.

Кроме того, российское образование предполагает, что без освоения стандартов невозможно будет получить документ государственного образца. ФГОС - это некая основа, благодаря которой учащийся имеет возможность переходить от одного уровня образования к другому, как по лестнице.

Цели

Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечивать цельность образовательного пространства России; преемственность основных программ дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего образования.

Помимо этого, ФГОС отвечает за аспекты духовно-нравственного развития и воспитания.

Требования образовательного стандарта включают в себя строгие установленные сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом всевозможных форм обучения и образовательных технологий.

Основой для разработки ориентировочных образовательных программ; программ учебных предметов, курсов, литературы, контрольных материалов; нормативов финансового снабжения образовательной деятельности специализированных учреждений, реализующих образовательную программу, является ФГОС.

Что такое стандарт для государственного образования? В первую очередь, это принципы организации образовательного процесса в учреждениях (детских садах, школах, колледжах, ВУЗах и т.д.). Без ФГОСа невозможно осуществить контроль за соблюдением законодательства РФ в образовательной области, а также провести итоговую и промежуточную аттестацию учащихся.

Стоит отметить, что одной из целей ФГОС является внутренний мониторинг С помощью стандартов происходит организация деятельности методических специалистов, а также аттестация педагогических работников и другого персонала образовательных учреждений.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации тружеников образования также находятся в сфере влияния государственных стандартов.

Структура и реализация

Федеральный закон постановил, что каждый стандарт в обязательном порядке должен включать в себя три вида требований.

Во-первых, требования к (соотношение частей основной программы и их объёма, соотношение обязательной части и той доли, которая формируется участниками образовательного процесса).

Во-вторых, условия реализации также подвергаются жестким требованиям (в том числе кадровые, финансовые, технические).

В-третьих, результат. Вся образовательная программа должна формировать у учащихся определенные (в том числе и профессиональные) компетенции. Занятие по ФГОС призвано обучить применять все полученные навыки и знания, и действовать успешно на их основе.

Разумеется, не является конституцией всех образовательных учреждений. Это лишь начало вертикали, с главными рекомендательными позициями. На федеральном уровне на основе ФГОСа разрабатывается приблизительная образовательная программа, ориентирующаяся на местную специфику. А далее учебные заведения доводят эту программу до совершенства (в последнем процессе могут поучаствовать даже заинтересованные родители, что урегулировано законом). Таким образом, российское образование с методической точки зрения можно представить в виде схемы:

Стандарт - примерная программа федерального уровня - программа учебного заведения.

Последний пункт включает в себя такие аспекты, как:

  • учебный план;
  • календарный график;
  • рабочие программы;
  • оценочные материалы;
  • методические рекомендации для предметов.

Поколения и различия ФГОС

Что такое государственный стандарт, знали еще в советское время, поскольку жесткий регламент существовал и тогда. Но данный конкретный документ появился и вступил в силу лишь в 2000-е годы.

ФГОС именовался ранее просто образовательным стандартом. Так называемое первое поколение вступило в силу в 2004 году. Второе поколение было разработано в 2009 (для начального образования), в 2010 (для основного общего), в 2012 годах (для среднего полного).

Для высшего образования ГОСТы были разработаны в 2000 году. Второе поколение, вступившее в силу в 2005 году, было ориентировано на получение ЗУМов студентами. С 2009 года разрабатывались новые стандарты, направленные на выработку общекультурных и профессиональных компетенций.

До 2000 года для каждой специальности был определен минимум знаний и умений, которыми должен обладать человек, выпустившийся из ВУЗа. Позднее эти требования ужесточились.

Модернизация проходит и по сей день. В 2013 году был издан закон "Об образовании", согласно которому, разрабатываются новые программы для высшего профессионального и дошкольного образования. Помимо всего прочего, туда прочно вошел пункт о подготовке научно-педагогического состава.

Чем же отличаются старые стандарты от ФГОС? Что такое стандарты нового поколения?

Главным отличительным признаком является то, что в современном образовании на передовую позицию ставится развитие личности учеников (студентов). Исчезли из текста документа обобщающие понятия (Умения, навыки, знания), на их место пришли более четкие требование, например, были сформулированы реальные виды деятельности, которыми должен овладеть каждый учащийся. Огромное внимание уделяется предметным, межпредметным и личностным результатам.

Для достижения этих целей были пересмотрены существующие ранее формы и типы обучения, приведено в действие инновационное образовательное пространство занятия (урока, курса).

Благодаря введенным изменениям, ученик нового поколения - это свободно мыслящая личность, способная ставить перед собой задачи, решать важные проблемы, творчески развитая и способная адекватно относиться к действительности.

Кто занимается разработкой стандартов

Стандарты заменяются на новые не реже одного раза в десять лет.

ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по специальностям, профессиям и направлениям подготовки.

Разработка ФГОС производится с учетом:

  • острых и перспективных потребностей личности;
  • развития государства и общества;
  • образования;
  • культуры;
  • науки;
  • техники;
  • экономики и социальной сферы.

Учебно-методическое объединение ВУЗов разрабатывает ФГОС для высшего образование. Их проект направляется в Министерство образования, где происходит обсуждение, вносятся правки и коррективы, а затем отдается на независимую экспертизу на срок не более двух недель.

Экспертное заключение возвращается в Министерство. И вновь запускается волна обсуждений советом по ФГОС, который принимает решение утвердить ли проект, отправить на доработку или отклонить.

Если в документ будет необходимо внести изменения, он проходит тот же путь с самого начала.

Начальное образование

ФГОС представляет собой совокупность требований, необходимых для реализации начального образования. Три основных - это результаты, структура и условия реализации. Все они обусловлены возрастными и индивидуальными характеристиками, и рассматриваются с точки зрения заложения фундамента для всего образования.

В первой части стандарта указан срок освоения базовой начальной программы. Он составляет четыре года.

С его помощью обеспечиваются:

  • равные для всех возможности получения образования;
  • духовно-нравственное воспитание школьников;
  • преемственность всех программ дошкольного и школьного образования;
  • сохранение, развитие и овладение культурой многонациональной страны;
  • демократизация образования;
  • формирование критериев оценки деятельности учащихся и педработников4
  • условия развития индивидуальной личности и создание специальных условий обучения (для одаренных детей, ребят с ограниченными возможностями).

В основе стоит системно-деятельностный подход. Но сама программа начального образования разрабатывается методическим советом учебного заведения.

Во второй части ФГОСа расписаны четкие требования к результату образовательного процесса. В том числе, личностным, метапредметным и предметным итогам обучения.

  1. Формирование представлений о многообразии языкового пространства страны.
  2. Понимание, что язык - это неотъемлемая часть национальной культуры.
  3. Формирование положительного отношения к правильной речи (и письму), как части общей культуры.
  4. Овладение первостепенными нормами языка.

Третья часть определяет структуру начального образования внеурочная деятельность, программы отдельных предметов, что включает тематическое планирование по ФГОС).

В четвертой части содержатся требования к условиям реализации образовательного процесса (кадры, финансы, материально-техническая сторона).

Среднее (полное) образование

Первая часть стандарта о требованиях частично повторяется и перекликается с ФГОС о начальном образовании. Существенные различия появляются во втором разделе, где речь идет о результатах обучения. Также указываются необходимые нормы освоения определенных предметов, в том числе по русскому языку, литературе, иностранному языку, истории, обществознанию, географии и другим.

Делается акцент на учащихся, выделяя такие главные моменты, как:

  • воспитание патриотизма, усвоение ценностей многонациональной страны;
  • формирование мировоззрения, соответствующего уровню действительности;
  • освоение норм социальной жизни;
  • развитие эстетического понимания мира и прочее.

Требования к структуре образовательной деятельности также видоизменены. Но разделы остались теми же: целевой, содержательный и организационный.

Высшие ступени

ФГОС для и высшего образования выстроен по тем же принципам. Различия их очевидны, требования к структуре, результату и условиям реализации не могут быть одинаковыми для разных образовательных уровней.

В основе среднего профессионального образования лежит компетентностный подход, т.е. людям даются не просто знания, а умения этими знаниями управлять. На выходе из учебного заведения выпускник должен говорить не "знаю, что", а "знаю, как".

На основе общепринятого ФГОС каждое учебное заведение разрабатывает свою программу, ориентируясь на профильную направленность колледжа или ВУЗа, на наличие тех или иных материально-технических возможностей и т.д.

Методический совет принимает во внимание все рекомендации Министерства образования и действует строго под его руководством. Однако принятие программ конкретных учебных заведений находится в ведении местных органов власти и управления образования области (республики, края).

Учебные заведения должны учитывать и выполнять рекомендации относительно обучающих материалов (например, учебники ФГОС заняли свое законное место в библиотеках), тематического планирования и т.д.

Критика

На пути к утверждению ФГОС пережил множество правок, но даже в своем сегодняшнем виде реформа образования получает в свой адрес огромное количество критики, а получала еще больше.

По сути, в умах разработчиков стандарта, он должен был привести к единению всего российского образования. А получилось все наоборот. Кто-то нашел в этом документе плюсы, кто-то минусы. Многие учителя, привыкшие к традиционному обучению, тяжело переходили на новые стандарты. Учебники ФГОС вызывали вопросы. Однако во всем можно найти положительные моменты. Современное общество не стоит на месте, образование должно меняться и меняется в зависимости от его потребностей.

Одной из главных претензий к ФГОСу были его пространные формулировки, отсутствие четких поставленных задач и реальных требований, которые предъявлялись бы ученикам. Появлялись целые противоборствующие группы. По ФГОС обязаны были учиться все, но разъяснений, как это делать, никто не давал. И с этим учителям и методическим специалистам пришлось справляться на местах, включая в программу своего учебного заведения все необходимое.

Темы по ФГОС поднимались и будут подниматься, поскольку старые устои, при которых главным в образовании были знания, очень прочно вошли в жизнь каждого. Новые же стандарты, в которых главенствуют профессиональные и социальные компетенции, еще долго будут находить своих противников.

Итог

Развитие ФГОС оказалось неизбежным. Как и все новое, этот стандарт вызвал массу споров. Однако реформа состоялась. Чтобы понять, успешна она или нет, как минимум, необходимо дождаться первого выпуска учеников. Промежуточные результаты являются малоинформативными в этом плане.

На данный момент безусловно только одно - работы учителям прибавилось.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 23

с углубленным изучением отдельных предметов»

ГО Краснотурьинск Свердловской области

материально-технических условий

для реализации ФГОС

ГО Краснотурьинск

Алгоритм создания материально – технических условий для реализации ФГОС 5

ШАГ 1. Нормативно – правовое обеспечение. 5

ШАГ 2. Анализ материально-технических условий ОУ 9

ШАГ 3. Проведение паспортизации учебных кабинетов 15

ШАГ 4. Составление перспективного плана оснащённости ОУ 15

Приложения

Пояснительная записка

Введение нового стандарта в условиях информационного общества отражает формирование новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса. Важной особенностью стандарта является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся.

Для обеспечения успешного введения федерального государственного образовательного стандарта важно подготовить все необходимые условия, в т.ч. и материально – технические.

У многих руководителей ОУ, педагогов возникает вполне правомерный вопрос: «Что и как должно измениться в оборудовании рабочего места учителя и ученика в связи с введением ФГОС?». Но получить ответ на этот вопрос могут, к сожалению не все. Методическая литература по данной проблеме также отсутствует. Именно этим и объясняется необходимость составления методических рекомендаций по созданию условий для реализации ФГОС.

Задачи :

1. Сформировать систематизированное представление об оптимизации оснащения и использования материально –технических условий образовательного учреждения;

2. Оказать методическую помощь руководителям, педагогам в работе по оснащению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Методическое пособие носит лишь рекомендательный характер. Настоящие рекомендации могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, условиям их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

Алгоритм создания материально – технических условий для реализации ФГОС ШАГ 1. Нормативно – правовое обеспечение.

Любая деятельность в образовательном учреждении должна начинаться с изучения нормативно - правовой базы по проблеме. Для создания качественных условий необходимо изучить следующие документы:

    ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

    План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы.

    Приказ Минобрнауки России от 13 января 2011 года № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».

    Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

    Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

    Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03).

Наименование раздела

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ».

2. Стандарты начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования базовый уровень, среднего (полного) общего образования профильный уровень (при необходимости).

3. Примерные программы по каждой ступени образования, примерные программы среднего (полного) общего образования по учебным дисциплинам профильного уровня.

4. Учебники:

Начальная школа - 1,2,3,4 классы

Основная школа - 5,6,7,8,9 классы

Средняя школа (базовый уровень) - 10, 11 классы

Средняя школа (профильный уровень) - 10,11 классы.

5. Учебные пособия по факультативным и элективным курсам.

6. Рабочие тетради по каждой ступени образования.

Данная книгопечатная продукция приводится в требованиях в расчёте на один учебный кабинет и учитывает средний расчёт наполняемости класса (25 учащихся) в каждом классе на всех ступенях образования.

7. Школьные словари, дидактические материалы и т.п. Приводятся в требованиях как комплект для фронтальной работы (1 экземпляр на 2-х учащихся), т.е. 12-13 экземпляров.

8. Книги для чтения - минимальное количество для практической работы в группах- 6-7 экземпляров на класс.

9. Методические пособия для учителя -по 1 экземпляру для каждого класса на всех ступенях образования.

2. Печатные пособия.

1. Таблицы, схемы, портреты, плакаты, карты и т.п. Могут быть представлены в демонстрационном виде - 1 экземпляр на класс всех ступеней образования.

2. Раздаточный материал по всем разделам курса рекомендуется иметь на каждый класс, т.е. 25 экземпляров на один класс.

3.Информационно коммуникационные средства

1 Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники рекомендуется иметь от 1 комплекта на кабинет до 6-7 комплектов в старшей школе профильного уровня.

2. Электронные библиотеки и игровые компьютерные программы -по 1 комплекту на кабинет.

4.Экранно-звуковые пособия.

Видеофильмы, аудиозаписи, по разным разделам курса рекомендуется иметь по одному демонстрационному комплекту.

5. Технические средства обучения.

1. СПАК учителя: приобретается при наличии финансовых возможностей ОУ, до приобретения возможно использовать отдельно компьютер, мультимедийный проектор, экран, множительную технику;

2. СПАК ученика: использовать возможности двух компьютерных классов и мобильного компьютерного кабинета, приобретается при наличии финансовых возможностей ОУ;

3.Такие ТСО как: копировальный аппарат, мультимедийный проектор, компьютер, ноутбук, нетбук, видеокамера, фотокамера -могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения и использоваться по заявкам всеми педагогами ОУ.

5. Интерактивная доска;

7. Средства телекоммуникации создаются в рамках материально-технического обеспечения всего ОУ при наличии финансовых и технических условий, могут быть оборудованы в специально отведённом месте. Данное оборудование может использоваться как на уроках, так и во внеурочное время по разработанному администрацией графику занятости.

6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

1. В основном данное оборудование представляется в демонстрационном виде - 1 экземпляр на кабинет (аппараты, весы, наборы посуды, пульт управления и т.п.).

2. Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий приобретаются на парту один комплект на всех ступенях образования, т.е. 12-13 экземпляров. В профильных классах рекомендуется иметь такие комплекты на каждого ученика, т.е. 12+13 экземпляров. В итоге при наличии профильных классов в кабинет приобретается 25 комплектов для лабораторных опытов.

3. Натуральные объекты также приобретаются на парту один комплект (12-13 экз.).

4. Реактивы необходимо иметь по одному набору на кабинет, используемых на всех ступенях образования.

7.Специализированная учебная мебель.

Мебель приобретается в расчёте на один учебный кабинет и учитывает среднюю наполняемость класса (25 учащихся) на всех ступенях образования (13 комплектов - 13 столов, 26 стульев).

ШАГ 2. Анализ материально-технических условий ОУ

С целью обеспечения необходимого и достаточного оснащения образовательного процесса образовательному учреждению, необходимо осуществить анализ состояния материально-технической базы на предмет ее соответствия новым требованиям ФГОС и существующим нормам и составить перечень недостатков. Проведенная работа позволит разработать и реализовать планы-графики обеспечения школы недостающим оборудованием, реконструкции и ремонта школьных зданий.

В «Рекомендациях по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся» сказано, что полное оснащение ОУ обеспечивают взаимосвязанные комплекты:

    Общешкольное оснащение;

    Оснащение предметных кабинетов;

    Оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности.

К общешкольному оснащению относится оборудование, не закрепленное за предметными кабинетами, использующееся в многопредметных и надпредметных проектах, создании единой информационной сети и управлении образовательным учреждением и пр. К данному оборудованию в большей степени относятся средства ИКТ,

позволяющие производить сбор, хранение, обработку информации, а также обеспечивать ее представление, распространение и управление. Такое оборудование многофункционально, интегративно, оно используется для различных видов урочной и внеурочной деятельности, для торжественных актов школы, на межшкольных семинарах, для работы с родителями и общественностью. Оно может быть размещено также в помещениях для самостоятельной работы обучающихся после уроков (медиатека, читальный зал библиотеки и т. д.). Это может быть комплект мобильного оборудования - ноутбуки, проекторы, организованные в виде передвижных многофункциональных компьютерных классов, автоматизированных рабочих мест педагогов-предметников, обучающихся (с учетом возможностей передвижения в пределах одного этажа, двух и более этажей при наличии лифтового хозяйства).

ФГОС предъявляет требования к наличию информационно-образовательной среды, обеспечивающей планирование и фиксацию образовательного процесса, размещение работ учителей и учащихся, взаимодействие участников образовательного процесса. Соответствующее оснащение предполагает наличие школьного сервера, рабочих мест представителей администрации школы, педагогов, обучающихся, возможности интеграции их в Интернет. По представленным ниже таблицам рекомендуется проводить оценку материально - технической оснащенности ОУ по всем комплектам согласно «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».

Общешкольное оснащение. Таблица 1

Компоненты оснащения

Имеются в наличии

Средства ИКТ:

    для сбора, хранения и обработки информации, её представления, распространения и управления;

    для проведения мероприятий, линеек, родительских собраний и т.д;

Библиотека

Читальный зал

Кабинет психологии и др. кабинеты для общешкольного пользования

Комплект мобильного оборудования

Лекционные аудитории

Школьный сервер

Локальная сеть

Оснащение учебных кабинетов должно обеспечиваться оборудованием автоматизированных рабочих мест педагога и обучающихся, а также набором традиционной учебной техники для обеспечения образовательного процесса. СПАК для учителя включает не только собственно компьютерное рабочее место, но и специализированное цифровое оборудование, а также программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия, позволяющие педагогу и обучающимся наиболее полно реализовать профессиональные и образовательные потребности.

Цифровые измерительные приборы существенно расширяют эффективность школьных лабораторных работ, как активной формы образовательного процесса, дают новые возможности для проектной деятельности. В области естественных наук расширение указанных возможностей обеспечивается, в частности, использованием цифровых инструментов измерения и обработки данных, в математике - использованием виртуальных лабораторий, в ряде других предметов - возможностью фиксации звуковых и зрительных образов средствами ИКТ. В виртуальных лабораториях учащиеся могут провести и демонстрационные опыты учителя и значительное число других экспериментов.

Традиционные средства обучения по предметным областям должны содержать различные средства наглядности, а также лабораторное и демонстрационное оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и пр.

Традиционные средства обучения используются самостоятельно, а также совместно со средствами ИКТ и повышают их функциональность и эффективность использования в образовательном процессе.

Оснащение предметных кабинетов Таблица 2

Компоненты оснащения

Необходимое оборудование

Имеется в наличии

Необходимо

    СПАК педагога

    СПАК учащихся

    Универсальная форма для перемещения и подзарядки компьютеров

    ТСО в кабинетах

2.Лабораторное и демонстрационное оборудование

    обучающая цифровая лабораторная учебная техника

    обучающая традиционная лабораторная учебная техника

    учебная техника для отработки практических навыков проектирования,

конструирования

3.Наглядные пособия по предметам

ЭОР, традиционные пособия, макеты, модели, глобусы и т.д.

Оснащение внеурочной деятельности обучающихся, в том числе моделирования, технического творчества и проектной деятельности, может быть организовано с использованием учебной техники учебных кабинетов с повышенным уровнем оснащения, а также на базе специально созданных и оснащенных на повышенном уровне лабораторий, мастерских, помещений для технического творчества и моделирования, предусмотренных требованиями ФГОС.

Повышенный уровень оснащения образовательного процесса требует создания дополнительного специализированного модуля, при работе с которым деятельность школьников будет носить преимущественно исследовательский характер с использованием расширенного набора цифрового измерительного оборудования, оборудования для изучения альтернативных источников энергии, а также программного обеспечения, современных нанотехнологий и робототехники. Инструментальная среда для моделирования должна представлять собой инструментарий для практикума (виртуальный компьютерный конструктор, максимально приспособленный для использования в учебных целях). Она должна являться проектной средой, предназначенной для создания моделей различных явлений, проведения численных экспериментов.

При организации деятельности обучающихся должны использоваться новые информационные технологии: мультимедийные программы, электронные справочники и энциклопедии, обучающие компьютерные программы, электронные библиотеки, которые включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики.

Деятельность обучающихся должна быть обеспечена необходимыми расходными материалами.

Оснащение внеурочной деятельности Таблица 3

компоненты оснащения

имеются в наличии

Помещения для занятий учебно-исследовательской деятельностью, моделированием, техническим творчеством.

Помещения для занятий музыкой и изобразительным искусством

Игровые аудитории

Помещения для занятий физической культурой

ШАГ 3. Проведение паспортизации учебных кабинетов

Следующим шагом по определению уровня ресурсного обеспечения образовательных учреждений, соответствующих требованиям ФГОС должна стать паспортизация учебных кабинетов. Для паспортизации учебных кабинетов директором школы издается приказ о создании комиссии по проведению паспортизации учебных кабинетов под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Обязанности по заполнению (ведению) паспорта учебного кабинета возлагаются приказом директора школы на заведующего кабинетом. В данных рекомендациях представлено примерное «Положение о паспортизации учебных кабинетов», а также макет паспорта учебного кабинета (Приложение № 1, 2)

ШАГ 4. Составление перспективного плана оснащённости ОУ

Составление перспективного плана оснащённости образовательного процесса будет следующим шагом. Это необходимо делать для того, чтобы в соответствии с ФГОС образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств могли обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Перспективный план оснащённости образовательного процесса

Таблица 4

Необходимо приобрести

кол-во

    СПАК для педагога

    СПАК учащегося

    Интерактивные доски

    Компьютеры/ноутбуки

    Визуализатор цифровой

    Копировально- множительная техника

Лабораторное и демонстрационное оборудование

Наглядные пособия по предметам

Библиотечный фонд

Настоящие рекомендации выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени общего образования. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.

Приложение 1

Положение

о паспортизации учебных кабинетов

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.

1.2. Настоящее Положение о паспортизации учебных кабинетов предназначено для образовательных учреждений, прошедших государственную регистрацию, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности и реализующих общеобразовательные программы с использованием учебных кабинетов.

1.3. Паспортизации подлежат оборудованные учебные кабинеты, в которых организуется преподавание учебных дисциплин, проведение факультативов, кружковых и внеклассных занятий.

1.4. Под паспортизацией понимается специально организованная деятельность по созданию и ведению паспорта учебного кабинета.

1.5. Паспортизация учебных кабинетов проводится с целью:

    совершенствования организации труда учителей и повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса;

    проанализировать состояние учебного кабинета, его готовность к обеспечению требований государственных образовательных стандартов, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Задачи паспортизации учебных кабинетов:

    доукомплектование учебных кабинетов методической, дидактической и справочной литературой, печатными, электронными, аудио и видео пособиями, дидактическим и раздаточным материалами;

    доукомплектование учебных кабинетов лабораторным оборудованием, натуральными объектами и приборами, техническими средствами обучения, компьютерной техникой и программным обеспечением,

    рациональное размещение и систематизация литературы, учебно-наглядных пособий, дидактических и раздаточных материалов, учебного оборудования, их использование в воспитательно-образовательном процессе;

    оформление учебных кабинетов.

2. Руководство паспортизацией учебных кабинетов

2.1. Для паспортизации учебных кабинетов директором издается приказ о создании комиссии по проведению паспортизации учебных кабинетов под руководством заведующего методическим кабинетом.

2.2. Обязанности по заполнению (ведению) паспорта учебного кабинета возлагаются приказом директора на заведующего кабинетом.

2.3. Заведующий учебным кабинетом совместно с заместителем директора по АХЧ, администрацией школы проводит учет (инвентаризацию) всего имеющегося учебного оборудования и технических средств, предназначенных для преподавания предмета, а также мебели и приспособлений, выделенных администрацией школы для оборудования кабинета. Результаты инвентаризации оформляются актом и заносятся в паспорт кабинета. Неисправное оборудование и технические средства списываются и уничтожаются, о чем составляется акт на списание.

2.4. По истечении срока действия паспорта заполняется новый паспорт учебного кабинета.

3. Паспорт учебного кабинета

3.1. Паспорт учебного кабинета представляет собой документ контроля и учета (мониторинга) условий осуществления образовательного процесса, а также учета внутреннего движения материальных ценностей, относящихся к кабинету.

Целью заполнения (ведения) паспорта является мониторинг и оценка условий осуществления образовательного процесса, учет внутреннего движения материальных ценностей, находящихся в оперативном использовании кабинета.

3.2. Срок действия паспорта учебного кабинета – 5 лет.

3.3. Паспорт представляет собой файловую папку с пронумерованными страницами и электронную форму, рассчитанную на 5 учебных лет.

3.4. Структура паспорта учебного кабинета:

4.Контроль

4.1. Контроль за достоверностью и полнотой информации, содержащейся в

паспорте, осуществляют:

администрация образовательного учреждения

4.2. Форма проверки результатов паспортизации в образовательных учреждениях – Смотр-конкурс учебных кабинетов, проводимый ежегодно согласно годовому плану.

5. Общие требования к оборудованию кабинетов

5.1. Наличие плана доукомплектования учебного кабинета, составленного на основе Перечня учебно-наглядных пособий и оборудования, утвержденного директором образовательного учреждения по следующей форме:

Наименование

Норма по «Перечню»

Имеется в наличии (2013-2014)

План приобретения

Наименование учебной, научно-популярной и справочной литературы.

Наименование печатных пособий (таблицы, картины, карты).

Наименование аудио и видео пособий, программного обеспечения.

Наименование дидактических и раздаточных материалов.

Наименования натуральных объектов и приборов.

Наименования технических средств обучения и компьютерной техники.

5.2. Наличие в учебных кабинетах литературы, пособий, материалов и оборудования, хранящихся в секционных шкафах по классам, частям, разделам и темам учебной программы (в кабинетах физики, химии и биологии хранить однотипные приборы и раздаточный материал в лотках, позволяющих упорядочить их хранение и выдачу).

5.3. Наличие в учебных кабинетах печатных пособий, хранящихся в специальных ящиках (в кабинетах истории и географии наличие карт, хранящихся в оборудованных специальных картохранилищах).

5.4. Наличие в учебных кабинетах прикрепленных этикеток к полкам, лоткам и ящикам с названием хранящихся в них средств обучения.

5.5. Наличие в учебных кабинетах электронных пособий, программного обеспечения, хранящихся в пронумерованных в соответствии с каталогом коробках.

5.6. Наличие в учебных кабинетах картотеки учебного оборудования, хранящейся в специальных ящиках в алфавитном порядке по следующим разделам:

    учебная, научно-популярная и справочная литература,

    печатные пособия (таблицы, картины, карты),

    аудио и видео пособия, программное обеспечение,

    дидактический и раздаточный материал,

    натуральные объекты и приборы.

    технические средства обучения (демонстрационные, лабораторные, для самостоятельных работ) и компьютерная техника.

5.7. Наличие в учебном кабинете рабочих мест учащихся и учителя, приспособлений для хранения и демонстрации пособий, технических средств обучения, экспозиционных устройств.

5.8. Наличие элементов постоянного и сменного (в том числе, выставочного) оформления учебного кабинета, эстетика их выполнения.

5.9. Поддержание санитарно-гигиенического режима в учебном кабинете:

    высокий коэффициент естественного света (чистота стекол, устранение с подоконников предметов, закрывающих свет) и электрического освещения;

    нормальная температура и состав воздуха;

    исправность вентиляционной системы и проветривание кабинетов на переменах;

    окраска стен в соответствии с СанПиНами;

    исправность и размер мебели.

Приложение 2

Макет паспорта кабинета

1. Титульный лист

2. Первая страница

Общая информация о кабинете

1. Площадь кабинета - кв.м.

2. Посадочных мест для учащихся - ед.

3. Размеры учебных столов и стульев

4. Освещение –

5. Освещенность –

6. Вентиляция –

7. Температурный режим –

8. Закрепленная мебель: шкафы –

стеллажи –

стол учителя –

стол для учителя –

школьная доска –

3. Вторая страница

Выписка из приказа по школе о назначении заведующего кабинетом на учебный год.

4. Третья страница

Должностная инструкция заведующего учебным кабинетом

5. Четвертая страница

График работы кабинета в 2013/2014 учебном году

6. Пятая страница

Перспективный план пополнения кабинета учебным оборудованием

7. Шестая страница

Акт готовности учебного кабинета к новому учебному году (приложение)

8. Седьмая страница

Технические средства обучения

Наименование

Инвентарный

9. Восьмая страница

Лабораторное и демонстрационное оборудование.

10.Девятая страница

Наглядные пособия (карты, таблицы, плакаты, репродукции, макеты,модели,ЭОР)

Наименование

11.Информационно-медодическая поддержка.

Наименование

В конце паспорта вкладываются акты приема-передачи оснащения кабинета в случае смены заведующего кабинетом.

Приложение 2

Акт о готовности кабинета №

к учебному году

    Наличие в кабинете необходимой документации

    Паспорт кабинета

    Инструкции о правилах техники безопасности

    Материально-техническое обеспечение кабинета

1. Укомплектованность,%

    Учебное оборудование для отработки практических навыков

    УМК (методическая литература, учебные программы, книги для учителя, рабочие тетради)

    Оформление кабинета

    Оптимальность организации пространства кабинета:

    Места педагога

    Ученических мест

    Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов. Стенды дают:

IV .Оценка кабинета по итогам готовности к новому учебному году

Учебный год

Оценка

Приложение 2

Акт – разрешение

на проведение занятий в кабинете № ____

учебный предмет ______________

Комиссия в составе председателя___________________________________

и членов комиссии _______________________________________________

_______________________________________________________________

Составили настоящий акт в том, что:

    В кабинете организованы места занятий, которые соответствуют нормам по охране труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии

    Зав. кабинетом и лаборант (если есть) с правилами безопасности и производственной санитарии при проведении учебной работы с учащимися в кабинете________________ознакомлен.

    Первичными средствами пожаротушения, укомплектованной аптечкой и инструкциями по ОТ кабинет__________________ укомплектован (для кабинетов химии, физики, информационных технологий, технического труда, физической культуры

    Заключение комиссии о готовности кабинета.

Председатель комиссии: _______________________________________

Члены комиссии:_____________________________________________

_____________________________________________

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №»



Читайте также: