Учебно-методический материал на тему: педагогический совет на тему "о введении и реализации фгос среднего общего образования". Методические рекомендации по структуре урока в условиях реализации фгос второго поколения

под редакцией Бушковой Надежды Константиновны

Одной из проблем общего образования, отмеченных
в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», является недостаточная эффективность
в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике, недостаточный уровень владения школьниками умениями применять полученные знания на практике.
Решить задачу модернизации образовательных программ в системе общего образования, обеспечить достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации призвано введение федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в основе которого лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Реализация ФГОС ООО предполагает значительные изменения в работе педагогов и руководителей образовательных организаций, создание правовой основы введения стандарта, разработку основной общеобразовательной программы, издание большого числа локальных нормативных актов, использование современных образовательных технологий и высокотехнологичного оборудования.
В целях оказания помощи работникам образования, приступающим к деятельности в соответствии с ФГОС ООО, с учетом результатов апробации стандарта в опорных школах Рязанской области подготовлены методические рекомендации следующим авторским коллективом:
- зав. кафедрой управления, экономики и права, к. экономич. н., доцент В.Е. Рожкова, старший преподаватель кафедры управления, экономики и права О.В. Сафонова (Нормативно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательной организации в части введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования);
- зав. кафедрой технологий обучения, воспитания и дополнительного образования, к. п. н, доцент Т.В. Васильченкова, доцент кафедры технологий обучения, воспитания и дополнительного образования, канд. философ. наук Ю.В. Агапов (Организация образовательного процесса, направленного на достижение результатов реализации ООП ООО);
- старший преподаватель кафедры технологий обучения, воспитания и дополнительного образования Л.Н. Гавриленко (Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе);
- зав. кафедрой теории и методики социально-гуманитарного образования, к. п. н., доцент Н.В. Мерзлякова (Литература. Родная литература, Иностранный язык. Второй иностранный язык), старшие преподаватели кафедры теории и методики социально-гуманитарного образования Н.Н. Парамзина, Е.Я. Фетисова (Русский язык. Родной язык, Литература. Родная литература);
- профессор кафедры теории и методики естественно- математического образования и ИКТ, д. п. н. А.Х. Назиев (Математика);
- старший преподаватель кафедры теории и методики социально-гуманитарного образования А.И. Ивонина (История);
- доцент кафедры теории и методики естественно-математического образования и ИКТ, к. геогр. н. Н.А. Атаева (География);
- учитель биологии МБОУ «СОШ № 3» г. Рязани Г.А. Стуколкина (Биология);
- доцент кафедры технологий обучения, воспитания и дополнительного образования, к. п. н. Е.Н. Мирошина (Физическая культура).


Полный текст статьи во вложении (doc, 2MB)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 23

с углубленным изучением отдельных предметов»

ГО Краснотурьинск Свердловской области

материально-технических условий

для реализации ФГОС

ГО Краснотурьинск

Алгоритм создания материально – технических условий для реализации ФГОС 5

ШАГ 1. Нормативно – правовое обеспечение. 5

ШАГ 2. Анализ материально-технических условий ОУ 9

ШАГ 3. Проведение паспортизации учебных кабинетов 15

ШАГ 4. Составление перспективного плана оснащённости ОУ 15

Приложения

Пояснительная записка

Введение нового стандарта в условиях информационного общества отражает формирование новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса. Важной особенностью стандарта является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся.

Для обеспечения успешного введения федерального государственного образовательного стандарта важно подготовить все необходимые условия, в т.ч. и материально – технические.

У многих руководителей ОУ, педагогов возникает вполне правомерный вопрос: «Что и как должно измениться в оборудовании рабочего места учителя и ученика в связи с введением ФГОС?». Но получить ответ на этот вопрос могут, к сожалению не все. Методическая литература по данной проблеме также отсутствует. Именно этим и объясняется необходимость составления методических рекомендаций по созданию условий для реализации ФГОС.

Задачи :

1. Сформировать систематизированное представление об оптимизации оснащения и использования материально –технических условий образовательного учреждения;

2. Оказать методическую помощь руководителям, педагогам в работе по оснащению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Методическое пособие носит лишь рекомендательный характер. Настоящие рекомендации могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, условиям их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

Алгоритм создания материально – технических условий для реализации ФГОС ШАГ 1. Нормативно – правовое обеспечение.

Любая деятельность в образовательном учреждении должна начинаться с изучения нормативно - правовой базы по проблеме. Для создания качественных условий необходимо изучить следующие документы:

    ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

    План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы.

    Приказ Минобрнауки России от 13 января 2011 года № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».

    Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

    Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

    Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03).

Наименование раздела

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ».

2. Стандарты начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования базовый уровень, среднего (полного) общего образования профильный уровень (при необходимости).

3. Примерные программы по каждой ступени образования, примерные программы среднего (полного) общего образования по учебным дисциплинам профильного уровня.

4. Учебники:

Начальная школа - 1,2,3,4 классы

Основная школа - 5,6,7,8,9 классы

Средняя школа (базовый уровень) - 10, 11 классы

Средняя школа (профильный уровень) - 10,11 классы.

5. Учебные пособия по факультативным и элективным курсам.

6. Рабочие тетради по каждой ступени образования.

Данная книгопечатная продукция приводится в требованиях в расчёте на один учебный кабинет и учитывает средний расчёт наполняемости класса (25 учащихся) в каждом классе на всех ступенях образования.

7. Школьные словари, дидактические материалы и т.п. Приводятся в требованиях как комплект для фронтальной работы (1 экземпляр на 2-х учащихся), т.е. 12-13 экземпляров.

8. Книги для чтения - минимальное количество для практической работы в группах- 6-7 экземпляров на класс.

9. Методические пособия для учителя -по 1 экземпляру для каждого класса на всех ступенях образования.

2. Печатные пособия.

1. Таблицы, схемы, портреты, плакаты, карты и т.п. Могут быть представлены в демонстрационном виде - 1 экземпляр на класс всех ступеней образования.

2. Раздаточный материал по всем разделам курса рекомендуется иметь на каждый класс, т.е. 25 экземпляров на один класс.

3.Информационно коммуникационные средства

1 Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники рекомендуется иметь от 1 комплекта на кабинет до 6-7 комплектов в старшей школе профильного уровня.

2. Электронные библиотеки и игровые компьютерные программы -по 1 комплекту на кабинет.

4.Экранно-звуковые пособия.

Видеофильмы, аудиозаписи, по разным разделам курса рекомендуется иметь по одному демонстрационному комплекту.

5. Технические средства обучения.

1. СПАК учителя: приобретается при наличии финансовых возможностей ОУ, до приобретения возможно использовать отдельно компьютер, мультимедийный проектор, экран, множительную технику;

2. СПАК ученика: использовать возможности двух компьютерных классов и мобильного компьютерного кабинета, приобретается при наличии финансовых возможностей ОУ;

3.Такие ТСО как: копировальный аппарат, мультимедийный проектор, компьютер, ноутбук, нетбук, видеокамера, фотокамера -могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения и использоваться по заявкам всеми педагогами ОУ.

5. Интерактивная доска;

7. Средства телекоммуникации создаются в рамках материально-технического обеспечения всего ОУ при наличии финансовых и технических условий, могут быть оборудованы в специально отведённом месте. Данное оборудование может использоваться как на уроках, так и во внеурочное время по разработанному администрацией графику занятости.

6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

1. В основном данное оборудование представляется в демонстрационном виде - 1 экземпляр на кабинет (аппараты, весы, наборы посуды, пульт управления и т.п.).

2. Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий приобретаются на парту один комплект на всех ступенях образования, т.е. 12-13 экземпляров. В профильных классах рекомендуется иметь такие комплекты на каждого ученика, т.е. 12+13 экземпляров. В итоге при наличии профильных классов в кабинет приобретается 25 комплектов для лабораторных опытов.

3. Натуральные объекты также приобретаются на парту один комплект (12-13 экз.).

4. Реактивы необходимо иметь по одному набору на кабинет, используемых на всех ступенях образования.

7.Специализированная учебная мебель.

Мебель приобретается в расчёте на один учебный кабинет и учитывает среднюю наполняемость класса (25 учащихся) на всех ступенях образования (13 комплектов - 13 столов, 26 стульев).

ШАГ 2. Анализ материально-технических условий ОУ

С целью обеспечения необходимого и достаточного оснащения образовательного процесса образовательному учреждению, необходимо осуществить анализ состояния материально-технической базы на предмет ее соответствия новым требованиям ФГОС и существующим нормам и составить перечень недостатков. Проведенная работа позволит разработать и реализовать планы-графики обеспечения школы недостающим оборудованием, реконструкции и ремонта школьных зданий.

В «Рекомендациях по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся» сказано, что полное оснащение ОУ обеспечивают взаимосвязанные комплекты:

    Общешкольное оснащение;

    Оснащение предметных кабинетов;

    Оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности.

К общешкольному оснащению относится оборудование, не закрепленное за предметными кабинетами, использующееся в многопредметных и надпредметных проектах, создании единой информационной сети и управлении образовательным учреждением и пр. К данному оборудованию в большей степени относятся средства ИКТ,

позволяющие производить сбор, хранение, обработку информации, а также обеспечивать ее представление, распространение и управление. Такое оборудование многофункционально, интегративно, оно используется для различных видов урочной и внеурочной деятельности, для торжественных актов школы, на межшкольных семинарах, для работы с родителями и общественностью. Оно может быть размещено также в помещениях для самостоятельной работы обучающихся после уроков (медиатека, читальный зал библиотеки и т. д.). Это может быть комплект мобильного оборудования - ноутбуки, проекторы, организованные в виде передвижных многофункциональных компьютерных классов, автоматизированных рабочих мест педагогов-предметников, обучающихся (с учетом возможностей передвижения в пределах одного этажа, двух и более этажей при наличии лифтового хозяйства).

ФГОС предъявляет требования к наличию информационно-образовательной среды, обеспечивающей планирование и фиксацию образовательного процесса, размещение работ учителей и учащихся, взаимодействие участников образовательного процесса. Соответствующее оснащение предполагает наличие школьного сервера, рабочих мест представителей администрации школы, педагогов, обучающихся, возможности интеграции их в Интернет. По представленным ниже таблицам рекомендуется проводить оценку материально - технической оснащенности ОУ по всем комплектам согласно «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».

Общешкольное оснащение. Таблица 1

Компоненты оснащения

Имеются в наличии

Средства ИКТ:

    для сбора, хранения и обработки информации, её представления, распространения и управления;

    для проведения мероприятий, линеек, родительских собраний и т.д;

Библиотека

Читальный зал

Кабинет психологии и др. кабинеты для общешкольного пользования

Комплект мобильного оборудования

Лекционные аудитории

Школьный сервер

Локальная сеть

Оснащение учебных кабинетов должно обеспечиваться оборудованием автоматизированных рабочих мест педагога и обучающихся, а также набором традиционной учебной техники для обеспечения образовательного процесса. СПАК для учителя включает не только собственно компьютерное рабочее место, но и специализированное цифровое оборудование, а также программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия, позволяющие педагогу и обучающимся наиболее полно реализовать профессиональные и образовательные потребности.

Цифровые измерительные приборы существенно расширяют эффективность школьных лабораторных работ, как активной формы образовательного процесса, дают новые возможности для проектной деятельности. В области естественных наук расширение указанных возможностей обеспечивается, в частности, использованием цифровых инструментов измерения и обработки данных, в математике - использованием виртуальных лабораторий, в ряде других предметов - возможностью фиксации звуковых и зрительных образов средствами ИКТ. В виртуальных лабораториях учащиеся могут провести и демонстрационные опыты учителя и значительное число других экспериментов.

Традиционные средства обучения по предметным областям должны содержать различные средства наглядности, а также лабораторное и демонстрационное оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и пр.

Традиционные средства обучения используются самостоятельно, а также совместно со средствами ИКТ и повышают их функциональность и эффективность использования в образовательном процессе.

Оснащение предметных кабинетов Таблица 2

Компоненты оснащения

Необходимое оборудование

Имеется в наличии

Необходимо

    СПАК педагога

    СПАК учащихся

    Универсальная форма для перемещения и подзарядки компьютеров

    ТСО в кабинетах

2.Лабораторное и демонстрационное оборудование

    обучающая цифровая лабораторная учебная техника

    обучающая традиционная лабораторная учебная техника

    учебная техника для отработки практических навыков проектирования,

конструирования

3.Наглядные пособия по предметам

ЭОР, традиционные пособия, макеты, модели, глобусы и т.д.

Оснащение внеурочной деятельности обучающихся, в том числе моделирования, технического творчества и проектной деятельности, может быть организовано с использованием учебной техники учебных кабинетов с повышенным уровнем оснащения, а также на базе специально созданных и оснащенных на повышенном уровне лабораторий, мастерских, помещений для технического творчества и моделирования, предусмотренных требованиями ФГОС.

Повышенный уровень оснащения образовательного процесса требует создания дополнительного специализированного модуля, при работе с которым деятельность школьников будет носить преимущественно исследовательский характер с использованием расширенного набора цифрового измерительного оборудования, оборудования для изучения альтернативных источников энергии, а также программного обеспечения, современных нанотехнологий и робототехники. Инструментальная среда для моделирования должна представлять собой инструментарий для практикума (виртуальный компьютерный конструктор, максимально приспособленный для использования в учебных целях). Она должна являться проектной средой, предназначенной для создания моделей различных явлений, проведения численных экспериментов.

При организации деятельности обучающихся должны использоваться новые информационные технологии: мультимедийные программы, электронные справочники и энциклопедии, обучающие компьютерные программы, электронные библиотеки, которые включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики.

Деятельность обучающихся должна быть обеспечена необходимыми расходными материалами.

Оснащение внеурочной деятельности Таблица 3

компоненты оснащения

имеются в наличии

Помещения для занятий учебно-исследовательской деятельностью, моделированием, техническим творчеством.

Помещения для занятий музыкой и изобразительным искусством

Игровые аудитории

Помещения для занятий физической культурой

ШАГ 3. Проведение паспортизации учебных кабинетов

Следующим шагом по определению уровня ресурсного обеспечения образовательных учреждений, соответствующих требованиям ФГОС должна стать паспортизация учебных кабинетов. Для паспортизации учебных кабинетов директором школы издается приказ о создании комиссии по проведению паспортизации учебных кабинетов под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Обязанности по заполнению (ведению) паспорта учебного кабинета возлагаются приказом директора школы на заведующего кабинетом. В данных рекомендациях представлено примерное «Положение о паспортизации учебных кабинетов», а также макет паспорта учебного кабинета (Приложение № 1, 2)

ШАГ 4. Составление перспективного плана оснащённости ОУ

Составление перспективного плана оснащённости образовательного процесса будет следующим шагом. Это необходимо делать для того, чтобы в соответствии с ФГОС образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств могли обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Перспективный план оснащённости образовательного процесса

Таблица 4

Необходимо приобрести

кол-во

    СПАК для педагога

    СПАК учащегося

    Интерактивные доски

    Компьютеры/ноутбуки

    Визуализатор цифровой

    Копировально- множительная техника

Лабораторное и демонстрационное оборудование

Наглядные пособия по предметам

Библиотечный фонд

Настоящие рекомендации выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени общего образования. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.

Приложение 1

Положение

о паспортизации учебных кабинетов

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.

1.2. Настоящее Положение о паспортизации учебных кабинетов предназначено для образовательных учреждений, прошедших государственную регистрацию, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности и реализующих общеобразовательные программы с использованием учебных кабинетов.

1.3. Паспортизации подлежат оборудованные учебные кабинеты, в которых организуется преподавание учебных дисциплин, проведение факультативов, кружковых и внеклассных занятий.

1.4. Под паспортизацией понимается специально организованная деятельность по созданию и ведению паспорта учебного кабинета.

1.5. Паспортизация учебных кабинетов проводится с целью:

    совершенствования организации труда учителей и повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса;

    проанализировать состояние учебного кабинета, его готовность к обеспечению требований государственных образовательных стандартов, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Задачи паспортизации учебных кабинетов:

    доукомплектование учебных кабинетов методической, дидактической и справочной литературой, печатными, электронными, аудио и видео пособиями, дидактическим и раздаточным материалами;

    доукомплектование учебных кабинетов лабораторным оборудованием, натуральными объектами и приборами, техническими средствами обучения, компьютерной техникой и программным обеспечением,

    рациональное размещение и систематизация литературы, учебно-наглядных пособий, дидактических и раздаточных материалов, учебного оборудования, их использование в воспитательно-образовательном процессе;

    оформление учебных кабинетов.

2. Руководство паспортизацией учебных кабинетов

2.1. Для паспортизации учебных кабинетов директором издается приказ о создании комиссии по проведению паспортизации учебных кабинетов под руководством заведующего методическим кабинетом.

2.2. Обязанности по заполнению (ведению) паспорта учебного кабинета возлагаются приказом директора на заведующего кабинетом.

2.3. Заведующий учебным кабинетом совместно с заместителем директора по АХЧ, администрацией школы проводит учет (инвентаризацию) всего имеющегося учебного оборудования и технических средств, предназначенных для преподавания предмета, а также мебели и приспособлений, выделенных администрацией школы для оборудования кабинета. Результаты инвентаризации оформляются актом и заносятся в паспорт кабинета. Неисправное оборудование и технические средства списываются и уничтожаются, о чем составляется акт на списание.

2.4. По истечении срока действия паспорта заполняется новый паспорт учебного кабинета.

3. Паспорт учебного кабинета

3.1. Паспорт учебного кабинета представляет собой документ контроля и учета (мониторинга) условий осуществления образовательного процесса, а также учета внутреннего движения материальных ценностей, относящихся к кабинету.

Целью заполнения (ведения) паспорта является мониторинг и оценка условий осуществления образовательного процесса, учет внутреннего движения материальных ценностей, находящихся в оперативном использовании кабинета.

3.2. Срок действия паспорта учебного кабинета – 5 лет.

3.3. Паспорт представляет собой файловую папку с пронумерованными страницами и электронную форму, рассчитанную на 5 учебных лет.

3.4. Структура паспорта учебного кабинета:

4.Контроль

4.1. Контроль за достоверностью и полнотой информации, содержащейся в

паспорте, осуществляют:

администрация образовательного учреждения

4.2. Форма проверки результатов паспортизации в образовательных учреждениях – Смотр-конкурс учебных кабинетов, проводимый ежегодно согласно годовому плану.

5. Общие требования к оборудованию кабинетов

5.1. Наличие плана доукомплектования учебного кабинета, составленного на основе Перечня учебно-наглядных пособий и оборудования, утвержденного директором образовательного учреждения по следующей форме:

Наименование

Норма по «Перечню»

Имеется в наличии (2013-2014)

План приобретения

Наименование учебной, научно-популярной и справочной литературы.

Наименование печатных пособий (таблицы, картины, карты).

Наименование аудио и видео пособий, программного обеспечения.

Наименование дидактических и раздаточных материалов.

Наименования натуральных объектов и приборов.

Наименования технических средств обучения и компьютерной техники.

5.2. Наличие в учебных кабинетах литературы, пособий, материалов и оборудования, хранящихся в секционных шкафах по классам, частям, разделам и темам учебной программы (в кабинетах физики, химии и биологии хранить однотипные приборы и раздаточный материал в лотках, позволяющих упорядочить их хранение и выдачу).

5.3. Наличие в учебных кабинетах печатных пособий, хранящихся в специальных ящиках (в кабинетах истории и географии наличие карт, хранящихся в оборудованных специальных картохранилищах).

5.4. Наличие в учебных кабинетах прикрепленных этикеток к полкам, лоткам и ящикам с названием хранящихся в них средств обучения.

5.5. Наличие в учебных кабинетах электронных пособий, программного обеспечения, хранящихся в пронумерованных в соответствии с каталогом коробках.

5.6. Наличие в учебных кабинетах картотеки учебного оборудования, хранящейся в специальных ящиках в алфавитном порядке по следующим разделам:

    учебная, научно-популярная и справочная литература,

    печатные пособия (таблицы, картины, карты),

    аудио и видео пособия, программное обеспечение,

    дидактический и раздаточный материал,

    натуральные объекты и приборы.

    технические средства обучения (демонстрационные, лабораторные, для самостоятельных работ) и компьютерная техника.

5.7. Наличие в учебном кабинете рабочих мест учащихся и учителя, приспособлений для хранения и демонстрации пособий, технических средств обучения, экспозиционных устройств.

5.8. Наличие элементов постоянного и сменного (в том числе, выставочного) оформления учебного кабинета, эстетика их выполнения.

5.9. Поддержание санитарно-гигиенического режима в учебном кабинете:

    высокий коэффициент естественного света (чистота стекол, устранение с подоконников предметов, закрывающих свет) и электрического освещения;

    нормальная температура и состав воздуха;

    исправность вентиляционной системы и проветривание кабинетов на переменах;

    окраска стен в соответствии с СанПиНами;

    исправность и размер мебели.

Приложение 2

Макет паспорта кабинета

1. Титульный лист

2. Первая страница

Общая информация о кабинете

1. Площадь кабинета - кв.м.

2. Посадочных мест для учащихся - ед.

3. Размеры учебных столов и стульев

4. Освещение –

5. Освещенность –

6. Вентиляция –

7. Температурный режим –

8. Закрепленная мебель: шкафы –

стеллажи –

стол учителя –

стол для учителя –

школьная доска –

3. Вторая страница

Выписка из приказа по школе о назначении заведующего кабинетом на учебный год.

4. Третья страница

Должностная инструкция заведующего учебным кабинетом

5. Четвертая страница

График работы кабинета в 2013/2014 учебном году

6. Пятая страница

Перспективный план пополнения кабинета учебным оборудованием

7. Шестая страница

Акт готовности учебного кабинета к новому учебному году (приложение)

8. Седьмая страница

Технические средства обучения

Наименование

Инвентарный

9. Восьмая страница

Лабораторное и демонстрационное оборудование.

10.Девятая страница

Наглядные пособия (карты, таблицы, плакаты, репродукции, макеты,модели,ЭОР)

Наименование

11.Информационно-медодическая поддержка.

Наименование

В конце паспорта вкладываются акты приема-передачи оснащения кабинета в случае смены заведующего кабинетом.

Приложение 2

Акт о готовности кабинета №

к учебному году

    Наличие в кабинете необходимой документации

    Паспорт кабинета

    Инструкции о правилах техники безопасности

    Материально-техническое обеспечение кабинета

1. Укомплектованность,%

    Оформление кабинета

    Оптимальность организации пространства кабинета:

    Места педагога

    Ученических мест

    Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов. Стенды дают:

IV .Оценка кабинета по итогам готовности к новому учебному году

Учебный год

Оценка

Приложение 2

Акт – разрешение

на проведение занятий в кабинете № ____

учебный предмет ______________

Комиссия в составе председателя___________________________________

и членов комиссии _______________________________________________

_______________________________________________________________

Составили настоящий акт в том, что:

    В кабинете организованы места занятий, которые соответствуют нормам по охране труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии

    Зав. кабинетом и лаборант (если есть) с правилами безопасности и производственной санитарии при проведении учебной работы с учащимися в кабинете________________ознакомлен.

    Первичными средствами пожаротушения, укомплектованной аптечкой и инструкциями по ОТ кабинет__________________ укомплектован (для кабинетов химии, физики, информационных технологий, технического труда, физической культуры

    Заключение комиссии о готовности кабинета.

Председатель комиссии: _______________________________________

Члены комиссии:_____________________________________________

_____________________________________________

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №»

ФГОС – ПЕРВЫЕ ИТОГИ, ВЫВОДЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.

Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить.

Адольф Фридрих Дистервег

Будущее по-разному входит в нашу жизнь. Иногда ярко, привлекательно, впечатляя и вдохновляя. Иногда незаметно, маленькими неслышными шагами. Мы порой не сразу замечаем, как изменилась окружающая нас действительность. Часто будущее не просто входит, оно врывается в устоявшуюся повседневность, не соизмеряясь с нашими силами и готовностью принять изменения. Именно так оно ворвалось в нашу профессиональную жизнь вместе с новым образовательным стандартом.

1 сентября 2011 года началось освоение новых стандартов для первоклассников. А в прошедшем учебном году начальная школа выпустила своих первенцев по ФГОС. Каковы же первые итоги реформирования? У нас появилась возможность осмыслить опыт, оценить первые результаты, определить перспективы развития, задуматься над тем, что получилось, а над чем еще предстоит работать.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения для начальной школы – принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Выдвинуты новые требования к результатам, структуре и условиям образовательного процесса.

Нам, учителям , проработавшим в традиционной системе уже много лет, нелегко было перестраиваться к новым требованиям. Образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые цели и задачи. Учитель должен понять и принять ФГОС второго поколения, знать и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть компетентным.

«Стандарты второго поколения невозможны без учителя «второго поколения»- это высказывание принадлежит руководителю проекта по разработке ФГОС Александру Кондакову.

Начиная с 2009 года работа МО учителей начальных классов была направлена на активное освещение и разъяснение концепции государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения среди педагогических работников. Особое внимание уделялось новым подходам к предметному содержанию обучения, навыкам работы в информационной среде, современным подходам и технологиям достижения планируемых результатов.

Все педагоги, работающие в условиях реализации стандарта, прошли соответствующие курсы повышения квалификации. Опыт работы по введению ФГОС НОО обобщался на: городских и республиканских семинарах, методических объединениях, педагогических советах. (слайд)

Что же изменилось в работе учителя начальной школы с введением стандартов?

Изменились подходы к обучению , учитель из руководителя превратился в организатора творческой деятельности детей. Таким образом, происходит перестройка мышления каждого педагога, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Изменения коснулись деятельности обучающихся . Больше времени на уроке отводим самостоятельной работе детей. Причем характер работы стал исследовательским, творческим, продуктивным. Мы формируем у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

Отказались от репродуктивных методов и способов обучения. Активно начали развивать проектную деятельность младших школьников. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Приоритетным направлением в организации учебного процесса стали групповые формы работы , что обеспечивает навыки работы в команде, развитие коммуникативной компетенции ребенка.

Во главу угла поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Каждая минута, проведённая в школе, даёт детям положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет представления об окружающем мире

Работаем над формированием пакета диагностического инструментария . С первых дней ведём образовательный мониторинг.

Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:

выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;

определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;

выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;

дифференцировать учащихся по успешности обучения.

В начале сентября в 1 классах проводится мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью является оценка потенциала первоклассников в начальный период обучения

Полученные данные используются для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при дальнейшем обучении.

Сейчас мы уже можем подвести итоги, сравнив результаты стартовой и итоговой диагностики наших первых выпускников.

Результаты комплексной работы, проведенной в 4-х классах, позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему заданий УУД позволило:

Поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность;

Создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов;

Оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных областей знаний.

(слайды)

Как показал результат итоговых диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.

Итоговое оценивание школьника непосредственно зависит от оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио - портфеле достижений». Учителями начальных классов заведены «Портфолио» на каждого ученика. Совместно с родителями портфолио заполняется творческими работами учащихся, грамотами, проводимыми тестовыми работами, мониторингами и др.

К концу обучения в начальной школе собран соответствующий накопительный материал, дающий наглядное представление о динамике учебной и творческой активности ученика.

Выполнение требований стандарта осуществлялось не только через учебную деятельность младших школьников, но и через внеурочную, которая является принципиальным отличием ФГОС НОО.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, использовались в формах, отличных от урочной системы обучения.

Согласно требованиям ФГОС НОО (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373) в Базисном учебном плане отводится до 10 часов еженедельно на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Расписание внеурочной деятельности составлялось с учетом возможностей школы, интересов родителей и обучающихся. Привлекались специалисты дополнительного образования, оказывали помощь родители.

Особое внимание мы уделяем проектной деятельности , так как она способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, позволяет создать условия для активизации личностного потенциала учащихся. Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами (то есть реализуется системно-деятельностный подход, заложенный в основу стандарта.

Итак, подведём итоги:

Достоинства стандарта - возможность использования различных технологий способствует развитию личности ребёнка, развитию самостоятельности, повышению учебной мотивации, снижению уровня тревожности у обучающихся; системно-деятельностный подход в обучении заставляет ученика думать, рассуждать, активизировать свою деятельность.

Меняются приоритеты обучения. Задача учителя – показать ребенку разнообразие способов и приемов для познания мира и самого себя, научить его справляться с информационным потоком (принять, понять, переработать, воспроизвести, отстоять собственное мнение, не обидев собеседника и т. д.). Задача ученика - выбрать из предложенных способов тот, который для него более приемлем и пользоваться данным способом для саморазвития и самосовершенствования.

Большое внимание уделяется индивидуальному развитию ребёнка. Используются технологии развивающего обучения, направленные на развитие личности.

Положительные изменения, которые произошли в нашем ОУ в процессе реализации стандарта:

улучшилась материально-техническая база; создаются благоприятные условия для развития детей; педагоги овладели интерактивными способами обучения, освоили деятельностные технологии, повысили уровень профессионального мастерства. Новые условия мотивируют педагогический коллектив к разнообразным формам самообразования, творческому подходу в профессиональной деятельности.

Наблюдения за учениками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке; наблюдения за работой учителей на уроках свидетельствуют о том, что учителя обладают определенным уровнем методической подготовки, выстраивают учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; являются активными пользователями информационных технологий, владеют основными инструментами пользователя мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.

планирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода и современных образовательных технологий, формируя предметные и метапредметные УУД

проведение уроков с использованием ИКТ;

опыт организации внеурочной деятельности, использование ИКТ во внеурочной деятельности;

внедрение курса «Проектная деятельность»;

Проблемы, которые остаются для нас неразрешенными – нет единой системы оценивания метапредметных результатов. В каждой УМК свои диагностические измерители, система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы разработана недостаточно, нет единства требований, невозможность удовлетворить все запросы детей и их родителей (законных представителей) во внеурочной деятельности из-за небольшого количества педагогов; нет условий для полноценной внеурочной деятельности (учимся в 2 смены), отсутствие свободных помещений для внеурочной деятельности.

В деятельности учителя главным отрицательным моментом является увеличение документации.

Очень много детей с нарушениями речи, им необходимы занятия с логопедом.

Для решения задач ФГОС необходима кропотливая работа психолога, Исследования, диагностика, работа с больными детьми, слабыми должна быть выстроена на высоком уровне.

Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти

намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные,

методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут

результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная,

профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат

выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели

образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая

позиция, новое отношение к педагогической деятельности

«Преподавание – есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно» Л.Н. Толстой

Успехов вам!

Доклад "О введении и реализации ФГОС среднего общего образования". В чем же заключается необходимость перехода на новую модель? Требование времени…

1. Глобализация, формирование новых универсалий (открытость, конкурентноспособность, плюрализм, готовность к восприятию нового и адаптация к новому);

2. Новое качество информатизации, ее быстрое производство и устаревание, сокращение срока жизни профессии;

3. Новые способы восприятия и опыта школьниками;

4. Необходимость перехода на инновационную экономику с экономики сырьевой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О введении и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

в МБОУ лицее №66 г.Липецка

С 1 сетября 2018 года все образовательные организации г.Липецка и Липецкой области начинают работу по апробации механизмов введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее − ФГОС СОО) (Приказ Управления образования и науки Липецкой области от 26.02.2018 №170). Понятно, что исключением не стал и наш лицей. А это значит, что 10 классы нашего лицея в 2018-2019 учебном году переходят на обучение по ФГОС СОО. Такой переход для нас не является принципиально новой практикой. За нашими плечами – переход на стандарты начального и основного общего образования.

Напомним, что переход на стандарт среднего общего образования был возможен с сентября 2013 года в пилотном (экспериментальном) режиме, а с сентября 2017 – в штатном (по мере готовности ОУ). На тот момент к НЕМУ в городе Липецке оказались готовы 2 школы: лицей №44. СШ №29. Как и тогда, введение стандарта средней школы не является преемственным продолжением стандарта основной школы. По сути, это «встраивание» нового стандарта в процесс, начатый в 1-9 классах стандартом «первого» поколения. Это «переход», который с сентября 2018 года осуществят все школы Липецкой области.

Итак, по порядку. ФГОС СОО (как и ФГОС начального и основного образования) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования (Стандарт утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.). Стандарт реализует Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 г.№2/16-з). Обратите внимание, что Примерная программа одобрена в 2016 году, а последние изменения в Стандарт внесены в июне 2017. Это значит, что без внесенных изменений в Примерную образовательную программу стандарт будет не реализован в полном объеме. Будьте осторожны при написании рабочих программ; (но к этому мы еще вернемся).

ФГОС СОО является преемственным по отношению к государственным федеральным образовательным стандартам начального и основного общего образовани. Как и указанные стандарты, он ориентирован на достижение нового качества образования, основой которого является не сумма знаний, умений и навыков обучающихся, а компетенции как способности применять знания на практике. При этом значимость данного уровня общего образования (10–11 классы) заключается в том, что он играет ведущую роль для продолжения образования обучающимися в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, дальнейшей профессиональной деятельности и успешной социализации личности.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 66: «Средне общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности»

В чем же заключается необходимость перехода на новую модель? Требование времени…

1.Глобализация, формирование новых универсалий (открытость, конкурентноспособность, плюрализм, готовность к восприятию нового и адаптация к новому);

2. Новое качество информатизации, ее быстрое производство и устаревание, сокращение срока жизни профессии;

3. Новые способы восприятия и опыта школьниками;

4. Необходимость перехода на инновационную экономику с экономики сырьевой

По сути дела, введение ФГОС - это выполнение заказа государства, некое соглашение, общественный договор между государством, родителями и школой о взаимных правах и обязанностях, связанных с образованием ребенка, формированием его личности. !!! ФГОС опирается Запросы личности, семьи, общества и государства к результатам среднего образования – (первое отличие ФГОС от предшественников.)

Отсюда выстаивается Портрет выпускника средней школы. Напомним его содержание:

  • Любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его

культуру и духовные традиции

  • Осознающий традиционные ценности семьи, гражданского общества, человечества, осознающий свою сопричастность Отечеству
  • Креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно

познающий мир, осознающий ценность образования и науки

  • Готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-

исследовательскую, проектную и познавательную деятельность

  • Уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный

диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать

  • Подготовленный к осознанному выбору профессии
  • Мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни

В чем состоит специфика ФГОС старшей школы:

Профильный принцип образования;

Акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника

Принципиальная задача ФГОС – при массовости образования сделать его индивидуальным.

Особенности стандарта среднего образования:

Предметные результаты устанавливаются на базовом и углубленных уровнях;

Индивидуальный проект как особая форма организации деятельности учащихся;

Возможность выбора уровня при сдаче ЕГЭ

(Об индивидуальном проекте, который является обязательным условием получения аттестата, сегодня будет сказано отдельно…)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой Стандарта является системно-деятельностный прдход

Итак: Стандарт устанавливает требования: к структуре образовательной программы; к условиям реализации ОП; к результатам освоения ОП (Слайд) Это требования, которые обязательно должна выполнять каждая школа, организуя процесс обучения и воспитания.

Обратимся к ООП СОО. Прокомментируем отдельные разделы.

ООП СОО включает в себя 3 раздела: Слайд

Целевой - пояснительная записка; планируемые результаты, система оценки результатов освоения ООП СОО;

Организационный – учебный план, план внеурочной работы, календарный учебный график, система условий реализации ООП СОО

Результататы освоения ООП СОО: Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Личностные, метапредметные, предметные.

Интересным будет сравнить личностные и метапредметные результаты НОО,ООО и СОО. Слайды

Личностные результаты освоения ООП (готовность и способность к саморазвитию; мотивация к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки; социальные компетенции, личностные качества)

ФГОС НОО

1) формирование основ российской гражданской идентичности

2) формирование целостного взгляда на мир

3) формирование уважительного отношения к иному мнению

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

8) развитие этических чувств

9) развитие навыков сотрудничества

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни ФГОС ООО

1) усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества;

2) воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

6) формирование коммуникативной компетентности

ФГОС СОО

1) чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества

3) готовность к служению Отечеству, его защите

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире

6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей

7) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов

Метапредметные результаты освоения ООП (УУД: познавательные, регулятивные, коммуниативные)

ФГОС НОО

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов

Активное использование речевых средств и средств ИКТ

Овладение навыками смыслового чтения текстов

Овладение логическими действиями

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

ФГОС ООО

Умение самостоятельно развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

ФГОС СОО

Умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей

Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности

Умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики и др.

Умение определять назначение и функции различных социальных институтов

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания

Предметные результаты (система основополагающих элементов научного знания для конкретной предметной области) ООП СОО устанавливаюся для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях в соответствии с требованиями и должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах "выпускник научится…", что является группой обязательных требований, и "выпускник получит возможность научиться …", не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Так, ФГОС дают возможность от школы информационно-трансляционной перейти к школе деятельностной

начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний;

Основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач;

Старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.

Здесь остановимся на написании Рабочих программ. Обсуждение Положения о рабочих программах….

Памятка для написания о рабочей программы по учебных предметов (курсов)

по ФГОС СОО (10 класс, 2018-2020 учебный год).

Оформление и структура Рабочей программы

п/п/

Элементы рабочей программы

Титульный лист

Полное наименование ОО;

Грифы рассмотрения, согласования, утверждения Рабочей программы (далее РП);

Название учебного предмета, курса;

Указание класса, где реализуется РП;

Фамилия, имя, отчество учителя, составителя РП, квалификационная категория;

Сроки реализации РП;

Название населенного пункта и года разработки РП.

Планируемы результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные;

Метапредметные;

Предметные;

Перечень разделов/блоков/тем

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Перечень тем и последовательность их изучения с указанием количества часов, отводимых на их темы.

Календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе и должно содержать в себе следующие графы:

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактическая

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ №66

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.П.МЕРКУЛОВА Г.ЛИПЕЦКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

русский язык

2018– 2019 учебный год

Учитель

Класс

Всего часов в год

Всего часов в неделю

г. Липецк, 2018

Организационный раздел.

Еще одна Ключевая особенность ФГОС СОО - стандарт выбора, 60% - обязательная часть; 40% - часть, формируемая участниками образовательного процесса)

И это, прежде всего, находит отражение в разработке Учебных планов профилей обучения

Новичкова Р.Н.(базовый и углубленный уровни, обязательные предметы, предметы по выбору, количество предметов и пр.)

Особо хочется остановиться на индивидуальном проекте как особой форме организации деятельности учащихся. Его выполнение является обязательным для каждого ученика!!! (Оценка выставляется в аттестат)

(Хальзева О.А.)

Внеурочная деятельность – является неотъемлемой составляющей ООП СОО. В купе с урочной она позволит достичь планируемых результатов освоения ООП. Внеурочная деятельность связана с направлениями развития личности: спортивно-оздоровительное

духовн-онравственное

социальное

интеллектуальное

общекультурное

Формы деятельности: конференции, круглые столы, научные исследования, социальные практики, секции, кружки, диспуты, олимпиады соревнования, поисковые объединения (до 700 часов за два года обучения)

Об опыте внеурочной деятельности ФГОС ООО будет докладывать И.А.Анциферова.

Одним из главных условий реализации Стандарта старшей школы является психолого-педагогическое сопровождение. Об этом разделе ООП будет говорить психолог лицея А.Е.Федянина.

Как видите, введение ФГОС СОО вносит ряд изменений, которые существенным образом изменят структуру образования на уровне старшей школы.

Следует сказать и о системе условий реализации ОП (кадровые, психолого-педагогические, информационно-методические, материально-технические условия; финансовое обеспечение)

Признаемся, в настоящее время внедрение ФГОС СОО еще сопряжено с рядом сложностей, а именно: отсутствие полного нормативно-правового обеспечения введения ФГОС СОО; недостаточная степень информированности педагогических и руководящих работников о качественных изменениях в организации образовательной деятельности по достижению планируемых результатов образования; недостаточная информированность родителей и обучающихся о требованиях ФГОС СОО к содержанию и организации образовательной деятельности в старшей школе, отсутствие либо недостаточный опыт работы с обучающимися по индивидуальным учебным планам; отсутствие сформированной модели тьюторского сопровождения проектной деятельности обучающихся 10–11 классов и др.

С одной стороны, существует необходимость (и это требование времени) введения ФГОС СОО. С другой стороны, выявляется ряд проблем, связанных с созданием необходимых условий реализации ФГОС СОО: нормативно-правовых, информационных, кадровых, финансовых, организационно-содержательных, материально-технических, которые необходимо постепенно решать. Главное – ввязаться в бой!!! А патроны, будем надеяться, - обязательно подвезут!

Об изменениях 2017 года в ФГОС СОО

  1. В личностных результатах: антикоррупционное мировоззрение; способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным. религиозным, расовым, национальным признакам;
  2. Право: сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения!!! Исправить и на профильном уровне п.6
  3. Математика (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию)
  4. Астрономия Требования…п.1 – п.6

Решение педагогического совета

  1. Представить к утверждению ОПП СОО и приложения к ней на 2018-2020 учебные годы

2. Внести изменения в нормативно-правовую базу деятельности лицея в соответствии с требованиями ФГОС СОО (2018-2019 учебный год по мере необходимости; отв. заместители директора)

3.Внести изменения в Положение об оплате труда работников лицея

4.Организовать курсовую подготовку административных и педагогических работников по программам введения и реализации ФГОС СОО (2018, 2019, 2020 гг.; план-график; отв. заместитель директора Проскурина Р.А.)

  1. Организовать методическую учебу по вопросам процесса введения и реализации ФГОС СОО (в течение 2018-2019 учебного года; план методической работы; отв. заместители директора Проскурина Р.А., Сушкова С.В.)
  1. Проводить мониторинг достижений образовательных планируемых результатов реализации ФГОС СОО (в течение 2018-2019 учебного; заместители директора)
  1. Обеспечить психолого-педагогического сопровождение реализации ФГОС СОО (в течение 2018-2019 учебного года: отв. психолог Федянина А.Е.)
  1. Разработать модель сетевого взаимодействия лицея с учреждениями дополнительного образования, высшей школы, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности для учащихся старшей школы (в течение 2018-2019 учебного года; отв. заместители директора Ставила Е.А., Сушкова С.В.)
  1. Систематически размещать на официальном сайте МБОУ лицея №66 информацию о введении и реализации ФГОС СОО (в течение 2018-2019 учебного года; отв. заместители директора Ставила Е.А., Сушкова С.В.)

Помимо того, учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. В целом, учебный план должен содержать не менее 11(12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной стандартом.

В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность (например, «Искусство»,

«Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края») в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Одной из особенностей ФГОС СОО является реализация индивидуальной проектной деятельности. Индивидуальный проект выполняется обучающимися

самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно- исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной) 3 .

Вместе с тем, потребность в профессиональном развитии в связи с введением ФГОС СОО сохраняет свою актуальность вне зависимости от уровня квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС СОО. В настоящее время как организациям в целом, так и отдельным педагогическим работникам, необходимо методическое сопровождение по актуальным вопросам реализации ФГОС СОО. Теоретические аспекты введения ФГОС СОО в содержании программ повышения квалификации в настоящее время не актуальны. Большинство респондентов отметили значимость практикоориентированных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, а также таких форм повышения квалификации, как стажировки, практикумы, мастер-классы, проводимые на базе образовательных организаций, имеющих опыт реализации ФГОС СОО.




Читайте также: