Александр садохинконцепции современного естествознания. Концепции современного естествознания (200,00 руб.) Структура научного знания

Концепции современного естествознания. Садохин А.П.

2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2006. - 447 с.

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания», которая входит в учебные планы всех гуманитарных специальностей вузов. В работе представлена широкая панорама концепций, освещающих различные процессы и явления в живой и неживой природе, описываются современные научные методы познания мира. Основное внимание уделено рассмотрению концепций современного естествознания, имеющих важное мировоззренческое и методологическое значение.

Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных факультетов и вузов, а также всех интересующихся философскими вопросами естествознания.

Формат: doc / zip

Размер: 687 Кб

/ Download файл

Оглавление
От автора 3
Глава 1. Наука как часть культуры 5
1.1. Наука среди других сфер культуры 5
1.2. Естественно-научная и гуманитарная культуры 7
1.3. Критерии научного знания 11
1.4. Структура научного знания 15
1.5. Научная картина мира 17
Глава 2. Структура и методы научного познания 20
2.1. Уровни и формы научного познания 20
2.2. Методы научного познания 23
2.3. Особенные эмпирические методы научного познания 25
2.4. Особенные теоретические методы научного познания 27
2.5. Особенные универсальные методы научного познания 29
2.6. Общенаучные подходы 32
2.7. Системный подход 33
2.8. Глобальный эволюционизм 38
Глава 3. Основы естествознания 49
3.1. Предмет и структура естествознания 49
3.2. История естествознания 53
3.3. Начало науки 54
3.4. Глобальная научная революция конца XIX - начала XX в. 69
3.5. Основные черты современного естествознания как науки 71
Глава 4. Физическая картина мира 75
4.1. Понятие физической картины мира 75
4.2. Механическая картина мира 78
4.3. Электромагнитная картина мира 81
4.4. Квантово-полевая картина мира 85
4.5. Соотношение динамических и статистических законов 88
4.6. Принципы современной физики 91
Глава 5. Современные концепции физики 96
5.1. Структурные уровни организации материи 96
5.2. Движение и физическое взаимодействие 106
5.3. Концепции пространства и времени в современном естествознании 116
Глава 6. Современные космологические концепции 126
6.1. Космология и космогония 126
6.2. Космологические модели Вселенной 128
6.3. Происхождение Вселенной - концепция Большого взрыва 134
6.4. Структурная самоорганизация Вселенной 138
6.5. Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной 144
6.6. Проблема существования и поиска внеземных цивилизаций 151
Глава 7. Земля как предмет естествознания 157
7.1. Форма и размеры Земли 157
7.2. Земля среди других планет Солнечной системы 159
7.3. Образование Земли 163
7.4. Геосферы Земли 170
7.5. Геодинамические процессы 179
Глава 8. Современные концепции химии 184
8.1. Специфика химии как науки 184
8.2. Первый уровень химического знания. Учение о составе вещества 186
8.3. Второй уровень химического знания. Структурная химия 193
8.4. Третий уровень химического знания. Учение о химическом процессе 197
8.5. Четвертый уровень химического знания. Эволюционная химия 205
Глава 9. Структурные уровни жизни 212
9.1. Структура биологического знания 212
9.2. Структурные уровни организации жизни 218
Глава 10. Происхождение и сущность жизни 243
10.1. Сущность жизни 243
10.2. Основные концепции происхождения жизни 249
10.3. Современное состояние проблемы происхождения жизни 257
10.4. Появление жизни на Земле 260
10.5. Формирование и развитие биосферы Земли 267
10.6. Появление царств растений и животных 271
Глава 11. Теория эволюции органического мира 278
11.1. Становление идеи развития в биологии 278
11.2. Теория эволюции Ч. Дарвина 284
11.3. Дальнейшее развитие эволюционной теории. Антидарвинизм 289
11.4. Основы генетики 295
11.5. Синтетическая теория эволюции 301
Глава 12. Человек как предмет естествознания 308
12.1. Концепции происхождения человека 308
12.2. Сходство и отличия человека и животных 321
12.3. Сущность человека. Биологическое и социальное в человеке 332
12.4. Этология о поведении человека 336
Глава 13. Феномен человека в современной науке 340
13.1. Сущность и истоки человеческого сознания 340
13.2. Эмоции человека 350
13.3. Здоровье, работоспособность и творчество человека 353
13.4. Биоэтика 365
Глава 14. Человек и биосфера 372
14.1. Понятие и сущность биосферы 372
14.2. Биосфера и космос 376
14.3. Человек и космос 378
14.4. Человек и природа 383
14.5. Концепция ноосферы В.И. Вернадского 393
14.6. Охрана окружающей среды 397
14.7. Рациональное природопользование 401
14.8. Антропный принцип в современной науке 407
Заключение 413
Библиографический список 414
Вопросы к экзамену (зачету) по курсу
«Концепции современного естествознания» 415
Глоссарий 416



Все книги автора: Садохин А. (2)

Садохин А. Концепции современного естествознания

От автора

Предлагаемый учебник подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначен для студентов гуманитарных специальностей вузов.
Общеизвестно, что современная система образования должна решить задачу подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих разносторонними и фундаментальными знаниями о самых различных процессах и явлениях окружающего мира. В наши дни обществу не нужны специалисты, ориентированные только на решение узкоутилитарных задач. Высококвалифицированный профессионал, востребованный на рынке труда, должен обладать широким кругозором, навыками самостоятельного приобретения новых знаний и их критического осмысления. Кроме того, он должен иметь представление об основных научных концепциях, объясняющих пространственно-временные отношения объективного мира, процессы самоорганизации в сложных системах, каковыми является живая и неживая природа, взаимоотношения человека с окружающей природной средой и место человека во Вселенной.
С этой целью в учебные планы всех высших учебных заведений включена дисциплина «Концепции современного естествознания», призванная сформировать у студентов широкие мировоззренческие ориентации и установки, помочь им овладеть научной картиной мира.
Целью курса «Концепции современного естествознания» является ознакомление студентов гуманитарных специальностей вузов с неотъемлемым компонентом человеческой культуры — естествознанием. При этом основное внимание уделено рассмотрению тех концепций современного естествознания, которые имеют наиболее важное мировоззренческое и методологическое значение для понимания и анализа социальных явлений.
Учебный курс «Концепции современного естествознания» по своему содержанию является междисциплинарным комплексом на основе историко-философского, культурологического и эволюционно-синерге-тического подходов к современному естествознанию. Современная тенденция к гармоничному синтезу гуманитарного и естественно-научного знания обусловлена потребностями общества в целостном мировосприятии и подчеркивает актуальность данной дисциплины.
Потребность в изучении данного курса обусловлена еще и тем обстоятельством, что на протяжении двух последних десятилетий в нашем обществе все более широкое распространение получают различные виды иррационального знания — мистицизм, астрология, оккультизм, магия, спиритизм и т.п. Постепенно и последовательно они пытаются вытеснить из общественного сознания научную картину мира, основанную на рациональных способах его объяснения. В создавшихся условиях особую значимость приобретают: утверждение научно-рационального отношения к действительности, целостное представление о живой и неживой природе, понимание содержания и возможностей современных методов научного познания, а также умение их применять в профессиональной деятельности.
Опыт преподавания данной дисциплины в гуманитарных вузах показывает, что, излагая материал естественных наук, по возможности следует избегать чрезмерной детализации, если это не оправдано общим замыслом и методологическим подходом к изложению данного предмета. Целесообразно сосредоточить основное внимание на тех важнейших концепциях современного естествознания, которые составляют фундамент современной научной картины мира и наиболее важны в мировоззренческом аспекте. Таким образом, свою основную задачу автор видел в том, чтобы сделать форму изложения материала максимально доступной для усвоения теми будущими специалистами, для которых естествознание не является основной профессиональной дисциплиной. Однако поскольку спектр гуманитарных специальностей достаточно широк и разнообразен, то автор стремился придать своему труду универсальный характер, чтобы он таким образом оказался одинаково полезен для студентов всех гуманитарных специальностей — будущих экономистов, психологов, историков, социологов, менеджеров и т.д.
Предлагая свой труд широкой аудитории, автор выражает благодарность рецензентам и коллегам-преподавателям за ценные замечания и рекомендации, которые оказали неоценимую помощь в создании данного учебника. Кроме того, автор заранее выражает свою искреннюю благодарность всем заинтересованным читателям за их благожелательные пожелания и замечания.

Второе издание, переработанное и дополненное
Рекомендовано Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по гуманитарным специальностям
Рекомендовано Учебно-методическим центром
«Профессиональный учебник» в качестве учебника
для студентов вузов, обучающихся
по специальностям экономики и управления
и гуманитарно-социальным специальностям

Садохин, Александр Петрович.
С14 Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с.
ISBN 5-238-00974-7

А.П. Садохин, 2006
ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2003, 2006

2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с.

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания», которая входит в учебные планы всех гуманитарных специальностей вузов. В работе представлена широкая панорама концепций, освещающих различные процессы и явления в живой и неживой природе, описываются современные научные методы познания мира. Основное внимание уделено рассмотрению концепций современного естествознания, имеющих важное мировоззренческое и методологическое значение.

Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных факультетов и вузов, а также всех интересующихся философскими вопросами естествознания.

Заключение

Содержание нашей работы показывает, что естествознание представляет собой весьма разветвленную область научного знания, затрагивающего широкий спектр вопросов о самых разных аспектах жизнедеятельности природы. Природа как объект изучения естествознания сложна и многообразна в своих проявлениях: она непрерывно изменяется и находится в постоянном движении. Соответственно это многообразие нашло свое отражение в большом количестве концепций, посвященных практически всем природным процессам и явлениям. Внимательное их изучение показывает, что Вселенная регулярна и предсказуема; материя состоит из атомов и элементарных частиц; свойства материальных объектов зависят от того, какие атомы входят в их состав и как они там расположены; атомы состоят из кварков и лептонов; звезды рождаются и умирают, как и все остальное в мире; Вселенная возникла в далеком прошлом и с тех пор она расширяется; все живое состоит из клеток, а все организмы появились в результате естественного отбора; природные процессы на Земле происходят циклами; на ее поверхности постоянно происходят изменения и нет ничего вечного и др. В целом мир одновременно един и удивительно многообразен, он вечен и бесконечен в беспрестанном процессе взаимопревращения одних систем в другие, при этом каждая его часть относительно самостоятельна, будучи неизбежно зависимой от общих законов бытия.

В то же время общее состояние знаний о мире логично ведет к выводу, что он еще далеко не познан. Многие явления природы не получили научного объяснения и поэтому носят загадочный, таинственный характер. Так, например, не исследованы в достаточной мере основные оболочки Земли: гидросфера, атмосфера и литосфера. Это вполне естественно, так как было бы наивно полагать, что естествознание может решить все проблемы познания. В своем современном состоянии оно образно представляет незавершенное, недостроенное здание, в котором все непознанное будет исследовано и объяснено в будущем, когда для этого сложатся соответствующие предпосылки. Но и в этом случае процесс познания не остановится, поскольку на смену одним непознанным вопросам придут другие, не менее интересные и загадочные, ведь природа безгранична и бесконечна.

  • Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания (Документ)
  • Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания (Документ)
  • Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники (Документ)
  • Юлов В.Ф. Хрестоматия по курсу Концепции современного естествознания (Документ)
  • Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания (Документ)
  • Кижаев Ф.Г. Концепции современного естествознания (Документ)
  • Савченко В.Н. Начала современного естествознания: концепции и принципы (Документ)
  • n1.doc

    А.П. САДОХИН

    КОНЦЕПЦИИ

    СОВРЕМЕННОГО

    ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

    Второе издание, переработанное и дополненное

    Российской Федерации в качестве учебника

    для студентов высших учебных заведений,

    обучающихся по гуманитарным специальностям

    «Профессиональный учебник» в качестве учебника

    для студентов вузов, обучающихся

    по специальностям экономики и управления

    и гуманитарно-социальным специальностям

    УДК 50(075.8)

    Рецензенты:

    Д-р филос. наук, проф., академик РАЕН А.В. Солдатов;

    Канд. биол. наук, доцент Л.Б. Рыболов;

    Канд. хим. наук, доцент Н.Н. Иванова

    Главный редактор издательства

    Кандидат юридических наук,

    Доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили

    Садохин, Александр Петрович.

    С14 Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с.

    ISBN 5-238-00974-7

    Агентство CIP РГБ

    Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания», которая входит в учебные планы всех гуманитарных специальностей вузов. В работе представлена широкая панорама концепций, освещающих различные процессы и явления в живой и неживой природе, описываются современные научные методы познания мира. Основное внимание уделено рассмотрению концепций современного естествознания, имеющих важное мировоззренческое и методологическое значение.

    Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных факультетов и вузов, а также всех интересующихся философскими вопросами естествознания.

    ISBN 5-238-00974-7

    © А.П. Садохин, 2006

    © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2003, 2006 Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства

    Предлагаемый учебник подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначен для студентов гуманитарных специальностей вузов.

    Общеизвестно, что современная система образования должна решить задачу подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих разносторонними и фундаментальными знаниями о самых различных процессах и явлениях окружающего мира. В наши дни обществу не нужны специалисты, ориентированные только на решение узкоутилитарных задач. Высококвалифицированный профессионал, востребованный на рынке труда, должен обладать широким кругозором, навыками самостоятельного приобретения новых знаний и их критического осмысления. Кроме того, он должен иметь представление об основных научных концепциях, объясняющих пространственно-временные отношения объективного мира, процессы самоорганизации в сложных системах, каковыми является живая и неживая природа, взаимоотношения человека с окружающей природной средой и место человека во Вселенной.

    С этой целью в учебные планы всех высших учебных заведений включена дисциплина «Концепции современного естествознания», призванная сформировать у студентов широкие мировоззренческие ориентации и установки, помочь им овладеть научной картиной мира.

    Целью курса «Концепции современного естествознания» является ознакомление студентов гуманитарных специальностей вузов с неотъемлемым компонентом человеческой культуры - естествознанием. При этом основное внимание уделено рассмотрению тех концепций современного естествознания, которые имеют наиболее важное мировоззренческое и методологическое значение для понимания и анализа социальных явлений.

    Учебный курс «Концепции современного естествознания» по своему содержанию является междисциплинарным комплексом на основе историко-философского, культурологического и эволюционно-синерге-тического подходов к современному естествознанию. Современная тенденция к гармоничному синтезу гуманитарного и естественно-научного знания обусловлена потребностями общества в целостном мировосприятии и подчеркивает актуальность данной дисциплины.

    Потребность в изучении данного курса обусловлена еще и тем обстоятельством, что на протяжении двух последних десятилетий в нашем обществе все более широкое распространение получают различные ви-

    Ды иррационального знания - мистицизм, астрология, оккультизм, магия, спиритизм и т.п. Постепенно и последовательно они пытаются вытеснить из общественного сознания научную картину мира, основанную на рациональных способах его объяснения. В создавшихся условиях особую значимость приобретают: утверждение научно-рационального отношения к действительности, целостное представление о живой и неживой природе, понимание содержания и возможностей современных методов научного познания, а также умение их применять в профессиональной деятельности.

    Опыт преподавания данной дисциплины в гуманитарных вузах показывает, что, излагая материал естественных наук, по возможности следует избегать чрезмерной детализации, если это не оправдано общим замыслом и методологическим подходом к изложению данного предмета. Целесообразно сосредоточить основное внимание на тех важнейших концепциях современного естествознания, которые составляют фундамент современной научной картины мира и наиболее важны в мировоззренческом аспекте. Таким образом, свою основную задачу автор видел в том, чтобы сделать форму изложения материала максимально доступной для усвоения теми будущими специалистами, для которых естествознание не является основной профессиональной дисциплиной. Однако поскольку спектр гуманитарных специальностей достаточно широк и разнообразен, то автор стремился придать своему труду универсальный характер, чтобы он таким образом оказался одинаково полезен для студентов всех гуманитарных специальностей - будущих экономистов, психологов, историков, социологов, менеджеров и т.д.

    Предлагая свой труд широкой аудитории, автор выражает благодарность рецензентам и коллегам-преподавателям за ценные замечания и рекомендации, которые оказали неоценимую помощь в создании данного учебника. Кроме того, автор заранее выражает свою искреннюю благодарность всем заинтересованным читателям за их благожелательные пожелания и замечания.

    Глава 1

    Наука как часть культуры

    1.1. Наука среди других сфер культуры

    На протяжении истории своего существования люди выработали множество способов познания и освоения окружающего мира. Среди них одно из важнейших мест занимает наука. Чтобы понять ее специфику, необходимо рассмотреть науку как часть культуры, созданной человеком, а также сравнить ее с другими сферами культуры.

    Специфической особенностью человеческой жизнедеятельности является то обстоятельство, что она протекает одновременно в двух взаимосвязанных аспектах: естественно-природном и культурном. Изначально человек представляет собой живое существо, продукт природы, но чтобы существовать в ней удобно и безопасно, человек создает внутри природы искусственный мир культуры, «вторую природу». Таким образом, человек существует в природе, взаимодействует с ней как живой организм, но при этом он как бы удваивает внешний мир, вырабатывая знания о нем, создавая образы, модели, оценки, предметы обихода и т.д. Именно такая вещно-познавательная деятельность человека и составляет культурный аспект человеческого бытия.

    Культура находит свое воплощение в предметных результатах деятельности, способах и методах существования человека, в различных нормах поведения и разнообразных знаниях об окружающем мире. Вся совокупность практических проявлений культуры подразделяется на две основные группы: материальные и духовные ценности. Материальные ценности образуют материальную культуру, а мир духовных ценностей, включающий в себя науку, искусство, религию, формирует мир духовной культуры.

    Духовная культура охватывает духовную жизнь общества, его социальный опыт и результаты, которые предстают перед нами в виде идей, представлений, научных теорий, художественных образов, моральных и правовых норм, политических и религиозных воззрений и многих других элементов духовного мира человека.

    Культура является важнейшей сущностной характеристикой человека, отличающей его от всего остального органического мира нашей планеты. С ее помощью человек не приспосабливается к

    Окружающей среде, как, например, растения и животные, а меняет ее, преобразует мир, делая его удобным для себя. В этом проявляется важнейшая функция культуры - защитная, направленная на то, чтобы прямо или косвенно облегчить жизнь людей. Все сферы культуры так или иначе участвуют в решении этой важнейшей задачи, отражая при этом определенные личностные характеристики человека, а также его потребности и интересы.

    В этом контексте неотъемлемой составной частью культуры выступает наука, определяющая многие важные стороны жизни общества и человека. У науки есть свои задачи, отличающие ее от других сфер культуры. Так, экономика является тем фундаментом, который обеспечивает всю деятельность общества, она возникает на основе способности человека к труду. Мораль регулирует отношения между людьми в обществе, что очень важно для человека, который не может жить вне общества и должен ограничивать собственную свободу во имя выживания всего коллектива, создавая моральные нормы. Религия рождается из потребности человека в утешении в тех ситуациях, которые невозможно разрешить рационально (например, смерть близких людей, болезнь, несчастная любовь и т.д.).

    Задача науки - получение объективных знаний об окружающем мире, познание законов, по которым он функционирует и развивается. Обладая этим знанием, человеку намного легче преобразовывать мир. Таким образом, наука представляет собой сферу культуры, наиболее тесно связанную с задачей непосредственного преобразования мира, повышения его комфортности и удобства для человека. Именно бурный рост науки, начавшийся в Новое время, создал современную техническую цивилизацию - мир, в котором мы сегодня живем.

    Не удивительно, что множество положительных сторон науки сформировали ее высокий авторитет, привели к появлению сциен тизма - мировоззрения, основанного на вере в науку как в единственную спасительную силу, призванную решить все человеческие проблемы. Идеология антисциентизма, считающая науку вредной и опасной силой, ведущей к гибели человечества, не могла с ним соперничать до последнего времени, хотя и ссылалась на негативные последствия научно-технического прогресса, среди которых создание оружия массового уничтожения и экологический кризис.

    Лишь к концу XX в., осмыслив как положительные, так и отрицательные стороны науки, человечество выработало более взвешенную позицию. Признавая важную роль науки в нашей жизни, тем не менее не следует соглашаться с ее претензиями на господствующее место в жизни общества. Наука сама по себе не может считаться высшей ценностью человеческой цивилизации, она - только средство в решении некоторых проблем человеческого существова-

    Ния. То же относится и к другим сферам культуры. Только взаимно дополняя друг друга, все сферы культуры могут выполнять свою основную функцию - обеспечивать потребности и облегчать жизнь человека, являясь связующим звеном между человеком и природой. Если же в этой взаимосвязи какой-либо одной части придается большее значение, чем другим, то это приводит к обеднению культуры в целом и нарушению ее нормального функционирования.

    Таким образом, наука - это часть культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний о бытии, процесс получения этих знаний и применения их на практике.

    1.2. Естественно-научная и гуманитарная культуры

    Культура, будучи результатом человеческой деятельности, не может существовать изолированно от мира природы, являющегося ее материальной основой. Она неразрывно связана с природой и существует внутри ее, но, имея природную основу, культура в то же время сохраняет свое социальное содержание. Такого рода двойственность привела к формированию двух типов культуры: естественно-научной и гуманитарной. Правильнее было бы назвать их двумя способами отношения к миру, а также к его познанию.

    На начальной стадии человеческой истории естественно-начиная и гуманитарная культуры существовали как единое целое, поскольку человеческое познание в одинаковой степени было направлено как на изучение природы, так и на познание самого себя. Однако постепенно у них выработались свои принципы и подходы, определились цели: естественно-научная культура стремилась изучить природу и покорить ее, а гуманитарная культура ставила своей целью изучение человека и его мира.

    Разделение естественно-научной и гуманитарной культур началось еще в античности, когда появились астрономия, математика, география, с одной стороны, и театр, живопись, музыка, архитектура и скульптура - с другой. В эпоху Возрождения искусство стало важнейшей частью жизни общества, и поэтому гуманитарная культура развивалась особенно интенсивно. Новое время, напротив, характеризуется исключительно бурным развитием естествознания. Этому способствовали зарождающийся капиталистический способ производства и новые производственные отношения. Успехи естественных наук в то время были настолько впечатляющи, что в обществе возникло представление об их всесильности. Необходимость

    Все более глубокого познания окружающего мира и выдающиеся успехи естествознания в этом процессе привели к дифференциации и самих естественных наук, т.е. к появлению физики, химии, геологии, биологии и космологии.

    Впервые идея о различии естественно-научного и гуманитарного знания была выдвинута в конце XIX в. немецким философом В. Дильтеем и философами Баденской школы неокантианства В. Вин-дельбандом и Г. Риккертом. Предложенные ими термины «науки о природе» и «науки о духе» достаточно быстро стали общепринятыми, а сама идея прочно утвердилась в философии. Наконец, в 60- 70-е гг. XX в. английский историк и писатель Ч. Сноу сформулировал идею альтернативы двух культур: естественно-научной и гуманитарной. Он заявил, что духовный мир интеллигенции все отчетливее раскалывается на два лагеря, в одном из них - художественная интеллигенция, в другом - ученые. По его мнению, можно сделать вывод о существовании двух культур, находящихся в постоянном конфликте друг с другом, причем взаимопонимание между представителями этих культур в силу их абсолютной чуждости невозможно.

    Обстоятельное и глубокое изучение вопроса о соотношении естественно-научной и гуманитарной культур позволяет сделать вывод, что между ними действительно существуют немалые различия. Здесь обнаруживаются две крайние точки зрения. Сторонники первой из них заявляют, что именно естествознание с его точными методами исследования является тем образцом, которому должны подражать гуманитарные науки. Наиболее радикальные представители этой точки зрения - позитивисты, которые считают идеалом науки математическую физику, а основным методом построения любого научного знания - дедуктивный способ математики. Защитники противоположной позиции справедливо утверждают, что подобный взгляд не учитывает всей сложности и специфики гуманитарного знания и потому является утопическим и малопродуктивным.

    Ориентируясь на деятельностную, созидательную сущность культуры, можно утверждать, что принципиальной особенностью естественно-научной культуры является то, что она «открывает» естественный мир, природу, которая представляет собой самодостаточную систему, функционирующую в соответствии со своими собственными законами. Естественно-научная культура именно поэтому акцентирует свое внимание на изучении и исследовании природных процессов и законов, ими управляющих. Она стремится к тому, чтобы как можно точнее прочитать бесконечную «книгу природы», овладеть ее силами, познать ее как объективную реальность, существующую независимо от человека.

    В то же время история человеческой культуры свидетельствует и о том, что любая духовная деятельность людей протекает не только в форме естественно-научного познания, но и в форме философии, религии, искусства, социальных и гуманитарных наук. Все эти виды деятельности и составляют содержание гуманитарной культуры. Основным предметом гуманитарной культуры, таким образом, является внутренний мир человека, его личностные качества, человеческие взаимоотношения и т.д. Иными словами, важнейшей ее особенностью оказывается то, что главной проблемой для человека оказывается его собственное бытие, смысл, нормы и назначение этого бытия.

    Все сказанное выше дает основание утверждать, что между естественно-научным и гуманитарным знанием существуют немалые различия. Эти различия обусловлены не только разными целями, предметами и объектами данных направлений познавательной деятельности, но и двумя основными способами процесса мышления, имеющими физиологическую природу. Сегодня достоверно известно, что мозг человека функционально асимметричен: правое его полушарие связано с образным интуитивным типом мышления, а левое - с логическим. Преобладание того или иного типа мышления определяет склонность человека к рациональному или художественному типу восприятия мира.

    Рациональное знание служит основой естественно-научной культуры, поскольку ориентировано на разделение, сравнение, измерение и распределение по категориям знаний и информации об окружающем мире. Оно наиболее приспособлено для формализации, накопления и трансляции постоянно увеличивающегося количества знаний. В совокупности различных фактов, событий и проявлений окружающего мира оно вскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное, придает им системный характер путем логического осмысления. В силу перечисленных особенностей для естественно-научного знания свойственны стремление к истине, выработка специального языка для максимально точного и однозначного выражения полученного знания.

    Интуитивное мышление, напротив, выступает основой для гуманитарного знания, поскольку оно отличается индивидуальным характером и поэтому не может быть подвержено строгой классификации или формализации. Оно основывается на внутренних переживаниях человека и не имеет строгих объективных критериев истинности. Однако оно обладает огромной познавательной силой, так как ассоциативно и метафорично по своему характеру. Используя метод аналогии, оно способно выходить за рамки логических конструкций и рождать новые явления материальной и духовной культуры.

    Таким образом, естественно-научная и гуманитарная культуры обособлены не случайно, их различия велики. Вместе с тем данное

    Разделение не исключает их исходной взаимозависимости, которая не носит характера несовместимых противоположностей, а выступает скорее как взаимодополняемость. Острота и актуальность проблемы взаимодействия двух культур состоит в том, что они оказались слишком дистанцированными друг от друга. Одна из них исследует природу «саму по себе», а другая - человека и общество «самих по себе». При этом взаимодействие человека и природы каждая из культур рассматривает либо только в познавательном, либо только в «покорительном» плане, в то время как обращение к бытию человека требует углубления единства не только естественно-научной и гуманитарной культур, но и единства всей человеческой культуры в целом. Однако решение этой проблемы упирается в парадокс, заключающийся в том, что законы природы для всех людей и везде одинаковы, но различны и до враждебности несовместимы мировоззрения, нормы и идеалы отношения к себе, к другим людям и окружающему миру.

    Констатация факта существования определенных различий между естественно-научной и гуманитарной культурами не отменяет возможности единства между ними, которое может быть достигнуто только при их прямом взаимодействии. Сегодня очевидно, что как в естественно-научном, так и в гуманитарном знании усиливаются интеграционные процессы за счет прямых связей между естественными и гуманитарными науками и за счет общих методов исследования. В этом процессе обогащается техническое оснащение гуманитарных исследований. Тем самым устанавливаются связи гуманитарных наук с естественными, которые также заинтересованы в этом. Так, например, результаты логических и лингвистических исследований используются в разработке информационных средств естествознания. Все большее значение также приобретают совместные разработки естественников и гуманитариев в сфере этических и правовых проблем науки.

    В последние годы под влиянием достижений научно-технического прогресса и такого нового общенаучного метода исследований, как системный подход, прежняя конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями значительно ослабла. Гуманитарии поняли важность и необходимость использования в своих знаниях не только технических и информационных средств естествознания и точных наук, но и эффективных научных методов исследования, которые первоначально возникли в рамках естествознания. Например, экспериментальный метод исследования из естественных наук проникает в гуманитарные (социологию, психологию). В свою очередь, естествоиспытатели все чаще обращаются к опыту гуманитарного познания. Таким образом, можно говорить о гуманитаризации естествознания и сциентизации гуманитарного знания, активно происходящих в наши дни и стирающих границы между двумя культурами.

    1.3. Критерии научного знания

    На протяжении всей своей истории человечество накопило огромное количество различных по своему характеру знаний о мире. Наряду с научными существуют религиозные, мифологические, обыденные знания и т.д. Существование различных видов знания ставит вопрос о критериях, позволяющих отличить научное знание от ненаучного.

    Мы выделяем четыре критерия научного знания: 1) системность знания; 2) наличие отработанного механизма для получения новых знаний; 3) теоретичность знания; 4) рациональность знания.

    Системность знания

    Первым из научных критериев является системность знания. Система в отличие от суммы неких элементов характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия либо добавления без веских оснований каких-либо элементов в ее структуру. Научное знание всегда выступает в качестве определенных систем: в этих системах есть исходные принципы, фундаментальные понятия (аксиомы), а также знания, выводимые из этих принципов и понятий по законам логики. Кроме того, система включает в себя важные для данной науки интерпретированные опытные факты, эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации. Хаотический набор верных высказываний сам по себе наукой считаться не может.

    Наличие отработанного механизма для получения новых знаний

    Вторым критерием науки является наличие отработанного меха низма для получения новых знаний. Иными словами, наука - это не просто система знаний, но и деятельность по их получению, что предусматривает не только отработанную методику практического и теоретического исследований, но и наличие людей, специализирующихся на этой деятельности, соответствующих организаций, координирующих исследования, а также необходимых материалов, технологий и средств фиксации информации. Это означает, что наука появляется только тогда, когда для этого создаются объективные условия в обществе, т.е. имеется достаточно высокий уровень развития цивилизации.

    Теоретичность знания

    Третьим критерием научности является теоретичность знания, определяющая цели научного познания. Теоретичность знания

    Предполагает получение истины ради самой истины, а не ради практического результата. Если наука направлена только на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова. В основе науки лежат фундаментальные исследования, чистый интерес к окружающему миру, а затем уже на их основе проводятся прикладные исследования, если их допускает существующий уровень развития техники. Так, на Древнем Востоке научные знания использовались лишь в религиозных магических ритуалах и церемониях либо в непосредственной практической деятельности, поэтому в данном случае мы не можем говорить о наличии науки как самостоятельной сферы культуры.

    Рациональность знания. Наличие эспериментального метода исследования

    Четвертым критерием научности является рациональность знания. В основе рационального стиля мышления лежит признание существования универсальных, доступных разуму причинных связей, а также формального доказательства в качестве главного средства обоснования знания. Сегодня это положение кажется тривиальным, однако познание мира преимущественно с помощью разума появилось только в Древней Греции. Восточная цивилизация так и не приняла этого специфически европейского пути, отдавая приоритет интуиции и сверхчувственному восприятию.

    Для науки, начиная с Нового времени, вводится дополнительный, пятый критерий научности - это наличие экспериментального метода исследования, а также математизация науки. Данный критерий связал современную науку с практикой, создал современную цивилизацию, ориентированную на сознательное преобразование окружающего мира в интересах человека.

    Как отличить подлинную науку от псевдонауки

    Пользуясь введенными критериями, можно всегда отличить научное знание от ненаучного. Это особенно важно в наши дни, так как в последнее время всегда существовавшая рядом с наукой псевдонаука пользуется все большей популярностью и привлекает к себе все большее число сторонников и приверженцев.

    К научному знанию. Массовое сознание, которое не видит разницы между наукой и псевдонаукой, нередко сочувственно относится к псевдоученым, которые, в отличие от настоящих ученых, стремятся находиться на виду. Поэтому следует четко представлять себе, что такое псевдонаука, знать, чем она отличается от подлинной науки.

    Важнейшим отличием науки от псевдонауки является содержа ние знания: утверждения псевдонаук обычно не согласуются с установленными фактами, не выдерживают объективной экспериментальной проверки. Так, уже много раз ученые пытались проверить точность астрологических прогнозов, сравнивая род занятий людей и их тип личности с составленными для них гороскопами, в которых учитывался знак Зодиака, расположение планет в момент рождения и прочее, но никаких значимых соответствий обнаружено не было.

    Структура псевдонаучных знаний обычно не носит системного характера, а отличается фрагментарностью. В результате их обычно невозможно логично вписать в сколько-нибудь подробную картину мира.

    Для псевдонауки также свойственен некритический анализ исходных данных, что позволяет принимать в качестве таковых мифы, легенды, рассказы из третьих рук, пренебрежение противоречащими фактами, игнорирование тех данных, которые противоречат доказываемой концепции. Нередко дело доходит до прямого подлога, подтасовки фактов.

    Несмотря на это, псевдонаука пользуется большим успехом. И для этого есть основания. Одно из них - принципиальная неполнота научного мировоззрения, оставляющая место для догадок и измышлений. Но если раньше эти пустоты в основном заполнялись религией, то сегодня они заняты псевдонаукой, чьи аргументы, может быть, и неверны, но зато понятны всем. Психологически обычному человеку понятнее и приятнее псевдонаучные объяснения, оставляющие место чудесам, в которых нуждается человек, чем сухие научные рассуждения, которые к тому же зачастую невозможно понять без специального образования. Поэтому корни псевдонауки кроются в самой природе человека.

    По своему содержанию псевдонаука не является однородной, в ней можно выделить несколько категорий псевдонаук.

    Первой категорией являются реликтовые псевдонауки, среди которых всем известные астрология и алхимия. Когда-то они были источником знаний о мире, питательной средой для зарождения подлинной науки. Псевдонауками они стали после появления химии и астрономии.

    В Новое время появились оккультные псевдонауки - спиритизм, месмеризм, парапсихология. Общим для них является признание существования потустороннего (астрального) мира, не подчиняющегося физическим законам. Считается, что это - высший по отношению к нам мир, в котором возможны любые чудеса. Свя-

    Зываться с этим миром можно через медиумов, экстрасенсов, телепатов, при этом возникают различные паранормальные явления, которые и становятся предметом изучения псевдонауки.

    В XX в. появились модернистские псевдонауки, в которых мистическая основа старых псевдонаук преобразовалась под воздействием научной фантастики. Среди таких наук ведущее место принадлежит уфологии, занимающейся изучением НЛО.

    Как же отличить подлинную науку от подделок под нее? Для этого методологами науки, помимо уже названных нами критериев научности, сформулировано несколько важнейших принципов.

    Первый из них - это принцип верификации, утверждающий, что если какое-либо понятие или суждение сводимо к непосредственному опыту, т.е. эмпирически проверяемо, то оно имеет смысл. Различают непосредственную верификацию, когда происходит прямая проверка утверждений, и косвенную верификацию, когда устанавливаются логические отношения между косвенно верифицируемыми утверждениями. Поскольку понятия развитой научной теории, как правило, трудно свести к данным опыта, то для них используется косвенная верификация, которая утверждает, что если невозможно опытным путем подтвердить какое-то понятие или суждение теории, то можно ограничиться экспериментальным подтверждением выводов их них. Так, хотя понятие «кварк» было введено в физике еще в 30-е гг. XX в., однако в экспериментах такой частицы обнаружить не удавалось. Вместе с тем кварковая теория предсказала ряд явлений, которые позволяли опытную проверку. В ходе нее и были получены ожидаемые результаты. Тем самым было косвенно подтверждено и существование кварков.

    Однако принцип верификации лишь в первом приближении отделяет научное знание от ненаучного. Более точно работает принцип фальсификации, сформулированный крупнейшим философом и методологом науки XX в. К. Поппером. В соответствии с этим принципом научным может считаться только принципиально опровержимое (фальсифицируемое) знание. Давно известно, что никакое количество экспериментальных подтверждений не является достаточным для доказательства теории. Так, мы можем наблюдать сколько угодно примеров, ежеминутно подтверждающих закон всемирного тяготения. Но достаточно лишь одного примера (например, камня, упавшего не на землю, а улетевшего прочь от земли), чтобы признать данный закон ложным. Поэтому ученый должен направлять все свои силы не на поиски еще одного экспериментального доказательства сформулированной им гипотезы или теории, а на попытку опровергнуть свое утверждение. Поэтому критическое стремление опровергнуть научную теорию является наиболее эффективным путем для подтверждения ее научности и истинности. Критическое опровержение выводов и утверждений науки не

    Дает ей застояться, является важнейшим источником ее развития, хотя и делает любое научное знание гипотетичным, лишая его законченности и абсолютности.

    Только истинная наука не боится ошибиться и признать свои прежние выводы ложными. В этом - сила науки, ее отличие от псевдонауки, которая лишена этого важнейшего свойства. Поэтому если какая-либо концепция при всей ее наукообразности утверждает, что ее невозможно опровергнуть, отрицает саму возможность иного истолкования каких-либо фактов, то это свидетельствует о том, что мы столкнулись не с наукой, а с псевдонаукой.

    1.4. Структура научного знания

    Под термином «наука» обычно понимается особая сфера деятельности людей, главной целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний обо всех сторонах и областях действительности. При таком понимании сущности науки она представляет собой систему, многообразные элементы которой связаны между собой общими мировоззренческими и методологическими основаниями. Элементами системы «наука» выступают различные естественные, общественные, гуманитарные и технические научные дисциплины (отдельные науки). Современная наука охватывает более 15 тысяч дисциплин, число профессиональных ученых в мире превысило 5 млн. человек. Поэтому наука сегодня имеет очень сложную структуру и организацию, которую можно рассматривать в нескольких аспектах.

    Структура научного знания с точки зрения ориентации на практическое применение

    По ориентации на практическое применение науки объединяются в две большие группы: фундаментальные и прикладные.

    Фундаментальные науки - это система знаний о наиболее глубоких свойствах объективной реальности, не имеющая выраженной практической направленности.

    Эти науки создают теории, объясняющие основы бытия людей; фундаментальные знания этих теорий определяют особенности представления человека о мире и самом себе, т.е. являются основанием для научной картины мира. Как правило, фундаментальные исследования проводятся в силу не внешних (социальных) потребностей, а внутренних (имманентных) стимулов. Поэтому для фун-

    Даментальных наук характерна аксиологическая (ценностная) нейтральность. Открытия и достижения фундаментальных наук являются определяющими в формировании естественно-научной картины мира, изменения парадигмы научного мышления. В фундаментальных науках вырабатываются базовые модели познания, выявляются понятия, принципы и законы, составляющие основание прикладных наук. К фундаментальным наукам относятся математика, естественные науки (астрономия, физика, химия, биология, антропология и др.), социальные науки (история, экономика, социология, философия и др.), гуманитарные науки (филология, психология, культурология и т.д.).

    Прикладные науки рассматриваются как система знаний, имеющая выраженную практическую ориентацию.

    Опираясь на результаты фундаментальных исследований, они ориентируются на решение конкретных проблем, связанных с интересами людей. Прикладные науки амбивалентны, т.е. в зависимости от сферы приложения они могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на человека, таким образом, они ценностно ориентированы. К прикладным наукам относятся технические дисциплины, агрономия, медицина, педагогика и др.

    Структура научного знания с точки зрения предметного единства

    Также наука должна быть рассмотрена в содержательном аспекте, с точки зрения предметного единства. Поскольку окружающий нас мир может быть разделен на три сферы - природу, общество и человека, науки также делятся на т р и группы: 1) естествознание (наука о природе), 2) обществознание (наука о видах и формах общественной жизни) и 3) гуманитарное знание, изучающее человека как мыслящее существо. Каждая из них, в свою очередь, представляет сложный комплекс множества взаимодействующих между собой самостоятельных наук.

    Так, в естествознание, предметом которого является природа как единое целое, входят физика, химия, биология, науки о Земле, астрономия, космология и т.д., в обществознание - экономические науки, право, социология, политические науки. Среди гуманитарных наук необходимо выделить психологию, логику, культурологию, языкознание, искусствоведение и др. Особое место в нашей схеме занимает математика, которая вопреки широко распространенному заблуждению не является частью естествознания. Это междисциплинарная наука, которая используется как естественны-

    Ми, так общественными и гуманитарными науками. Очень часто математику называют универсальным языком науки, цементом, скрепляющим ее здание. Особое место математики определяется предметом ее исследования. Математика - наука о количественных отношениях действительности (все остальные науки имеют своим предметом какую-либо качественную сторону действительности), она имеет более общий, абстрактный характер, чем все остальные науки, ей все равно, что считать.

    1.5. Научная картина мира

    В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определенную модель, или картину мира. В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением. Однако самое широкое и полное представление о мире дает научная картина мира, которая включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определенное понимание мира и места человека в нем. В нее не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности.

    По своей сути научная картина мира - это особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.

    Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т.п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции - определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.

    Основой современной научной картины мира являются фундаментальные знания, полученные, прежде всего, в области физики. Однако в последние десятилетия прошлого века все больше утверждалось мнение, что в современной научной картине мира лидирующее положение занимает биология. Это выражается в усилении влияния, которое оказывает биологическое знание на содержание научной картины мира. Идеи биологии постепенно приобретают универсальный характер и становятся фундаментальными принципами других наук. В частности, в современной науке такой универсальной идеей является идея развития, проникновение которой в космологию, физику, химию, антропологию, социологию и т.д. привело к существенному изменению взглядов человека на мир.

    Понятие научной картины мира - одно из основополагающих в естествознании. На протяжении своей истории оно прошло несколько этапов развития и, соответственно, формирования научных картин мира по мере доминирования какой-либо отдельной науки или отрасли наук, опирающейся на новую теоретическую, методологическую и аксиологическую систему взглядов, принятых в качестве основания для решения научных задач. Подобная система научных взглядов и установок, разделяемая преобладающим большинством ученых, называется научной парадигмой.

    Применительно к науке термин «парадигма» в самом общем понимании означает совокупность идей, теорий, методов, концепций и образцов решения различных научных проблем. Можно сказать, что парадигма отвечает на несколько важнейших вопросов: «Что изучать?», «Как изучать?», «Какими методами?». В науковедении принято рассматривать парадигмы в двух аспектах: эпистемологическом (теоретико-познавательном) и социальном. В эпистемологическом плане парадигма представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном отношении парадигма определяет целостность и границы научного сообщества, разделяющего ее (парадигмы) основные положения.

    На уровне парадигмы формируются основные нормы отграничения научного знания от ненаучного. В период господства в науке какой-либо парадигмы происходит относительно спокойное развитие науки, но с течением времени оно сменяется формированием новой парадигмы, которая утверждается посредством научной революции, т.е. переходом на новую систему научных ценностей и миропонимания. Смена парадигмы приводит к смене стандартов научности. Философское понятие парадигмы является продуктивным при описании базовых теоретико-методологических основ научного изучения мира и часто используется в практике современной науки и разработке новых концепций в естествознании.

    Литература для самостоятельного изучения


    1. Алексеев В.П., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1998.

    2. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

    3. Естественнонаучное и социогуманитарное знание: методологические аспекты взаимодействия. Л., 1990.

    4. Наука и ее место в культуре. Новосибирск, 1990.

    5. Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспект. М., 1993.

    6. Основы науковедения. М., 1985.

    7. Сноу Ч.П. Портреты и размышления. М., 1985.

    8. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.. 1994.

    9. Степин B.C. Философия науки. М., 2003.
    10. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

    А.П. Садохин

    Концепции современного естествознания

    Учебное пособие

    Введение

    Современная наука объединяет более тысячи различных научных дисциплин, каждая из которых содержит специальные теории, концепции, методы познания и методики проведения экспериментов. Достижения науки закладывают основы мировоззрения человека. В этом процессе одно из главных мест принадлежит естественно-научным знаниям, которые формируются целой группой наук о природе, создающих целостное и адекватное представление об объективном мире.

    В то же время современный уровень развития общества предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки специалистов, в которой значительное место принадлежит естественнонаучным знаниям. Сегодня обществу нужны специалисты, ориентированные не только на решение утилитарных задач в пределах знаний, полученных за время обучения. Современные требования к специалисту основываются на его способности к постоянному повышению квалификации, стремлении быть в курсе последних достижений в профессии, умении творчески адаптировать их к своей работе. Перед системой образования стоит задача подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих фундаментальными, разносторонними знаниями о различных процессах и явлениях окружающего мира. С этой целью в учебные планы высших учебных заведений включены такие дисциплины и лекционные курсы, которые должны формировать у студента широкие мировоззренческие ориентации и установки, помогать ему полнее овладевать научной картиной мира и избранной профессией. Реализовать эти цели призван курс «Концепции современного естествознания».

    Данная дисциплина не предполагает глубокого и подробного изучения всех природных законов и процессов, явлений и фактов, методов и экспериментов. Цель курса заключается в ознакомлении с основными положениями и современным состоянием развития естественных наук, помогающих формировать представление о полной картине окружающего мира, месте человека в ней, осознать проблемы развития общества.

    Ключевым словом курса является понятие «концепция» (от лат. conception – понимание, объяснение), которое означает относительно системное объяснение или понимание каких-то явлений или событий. Применительно к данному учебному курсу оно предполагает популярное содержательное описание естественно-научных знаний, формирующих общую картину мира в сознании человека. Различные естественно-научные представления о строении мира представляют собой базовое знание, необходимое для понимания мира в соответствии с уровнем знания каждой эпохи. Кроме того, без естественнонаучных знаний трудно понять не только развитие техники и технологии, но и развитие общества и культуры.

    Курс «Концепции современного естествознания» освещает основные проблемы, идеи и теории естественных наук, научные принципы познания, методологию, модели и результаты современного естествознания, составляющих в совокупности научную картину мира. В связи с этим в задачу курса входит формирование знания о междисциплинарных, общенаучных подходах и методах, выработка системного мышления в ходе анализа проблем современного естествознания, расширение познавательного кругозора обучающихся посредством выхода за границы их узкопрофессиональных интересов.

    В результате изучения дисциплины студенты должны получить знания, позволяющие учесть в дальнейшей профессиональной деятельности фундаментальные законы природы и основные методы исследования, а также информацию о наиболее важных исторических этапах и путях развития естествознания.

    Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, который введен в учебные планы для студентов всех гуманитарных специальностей. Оно основывается на ранее опубликованных автором учебных пособиях и курсах лекций, прочитанных автором в различных вузах.

    Опыт преподавания данной дисциплины студентам разных гуманитарных специальностей показывает, что не следует излагать материал естественных наук, вникая в «технические детали», если это не оправдано общим замыслом и методологическим подходом к изложению предмета. Свою основную задачу автор видел в том, чтобы сделать форму изложения материала доступной для усвоения будущими специалистами, для которых естествознание не является профессиональной дисциплиной.

    Спектр гуманитарных специальностей в системе высшего образования достаточно широк и разнообразен, поэтому автор стремился придать своей работе универсальный характер, чтобы она была полезна для студентов различных гуманитарных специальностей – экономистов, психологов, философов, историков, социологов, менеджеров, юристов и др. Такая ориентация учебного пособия предполагает сознательный отказ от усвоения физических и химических формул, запоминания многочисленных правил и законов и концентрацию внимания на важнейших концепциях современного естествознания, являющихся фундаментом научной картины мира. Учебное пособие представляет собой одновременно научное и популярное издание, обеспечивающее быстрое и доступное введение широкого круга читателей в проблемы естественных наук.

    Автор выражает признательность рецензентам и коллегам-преподавателям за их ценные замечания и рекомендации, высказанные при создании учебного пособия, а также всем заинтересованным читателям за возможные замечания и пожелания.

    Глава 1. Наука в контексте культуры

    1.1. Наука как часть культуры

    На протяжении всей своей истории люди выработали множество способов познания и освоения окружающего их мира. Среди них одно из важнейших мест занимает наука, главной целью которой является описание, объяснение и предсказание процессов действительности, составляющих предмет ее изучения. В современном понимании наука рассматривается как:

    Высшая форма человеческих знаний;

    Социальный институт, состоящий из различных организаций и учреждений, занятых получением новых знаний о мире;

    Система развивающихся знаний;

    Способ познания мира;

    Система принципов, категорий, законов, приемов и методов получения адекватных знаний;

    Элемент духовной культуры;

    Система духовной деятельности и производства.

    Все приведенные значения термина «наука» правомерны. Но эта многозначность также означает, что наука представляет собой сложную систему, призванную давать обобщенное целостное знание о мире. При этом данное знание не может быть раскрыто какой-то одной отдельной наукой или совокупностью наук.

    Чтобы понять специфику науки, ее следует рассмотреть как часть культуры, созданной человеком, сравнить ее с другими сферами культуры.

    Специфической особенностью человеческой жизнедеятельности является то обстоятельство, что она протекает одновременно в двух взаимосвязанных аспектах – естественно-природном и культурном. Изначально человек представляет собой живое существо, продукт природы, однако, чтобы существовать в ней удобно и безопасно, он создает внутри природы искусственный мир культуры, «вторую природу». Таким образом, человек существует в природе, взаимодействует с ней как живой организм, но при этом «удваивает» внешний мир, вырабатывая знания о нем, создавая образы, модели, оценки, предметы обихода и т. д. Именно такая вещно-познавательная деятельность человека и составляет культурный аспект человеческого бытия.

    Культура находит свое воплощение в предметных результатах деятельности, способах и методах существования человека, в различных нормах поведения и разнообразных знаниях об окружающем мире. Вся совокупность практических проявлений культуры подразделяется на две основные группы: материальные и духовные ценности. Материальные ценности образуют материальную культуру, а мир духовных ценностей, включающий в себя науку, искусство, религию, формирует мир духовной культуры.

    Духовная культура охватывает духовную жизнь общества, его социальный опыт и результаты, которые предстают в виде идей, научных теорий, художественных образов, моральных и правовых норм, политических и религиозных воззрений и других элементов духовного мира человека.

    Неотъемлемой составной частью культуры выступает наука, определяющая многие важные стороны жизни общества и человека. У нее, как и у других сфер культуры, есть свои задачи, отличающие их друг от друга. Так, экономика является тем фундаментом, который обеспечивает всю деятельность общества, она возникает на основе способности человека к труду. Мораль регулирует отношения между людьми в обществе, что очень важно для человека, который не может жить вне общества и должен ограничивать собственную свободу во имя выживания всего коллектива. Религия возникает из потребности человека в утешении при ситуациях, которые невозможно разрешить рационально (например, смерть близких людей, болезнь, несчастная любовь и т. д.).

    Название: Концепции современного естествознания.

    Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания», которая входит в учебные планы всех гуманитарных специальностей ВУЗов. В работе представлена широкая панорама концепций, освещающих различные процессы и явления в живой и неживой природе, описываются современные научные методы познания мира. Основное внимание уделено рассмотрению концепций современного естествознания, имеющих важное мировоззренческое и методологическое значение.
    Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных факультетов и ВУЗов, а также всех интересующихся философскими вопросами естествознания.

    Предлагаемый учебник подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначен для студентов гуманитарных специальностей ВУЗов.
    Общеизвестно, что современная система образования должна решить задачу подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих разносторонними и фундаментальными знаниями о самых различных процессах и явлениях окружающего мира. В наши дни обществу не нужны специалисты, ориентированные только на решение узкоутилитарных задач. Высококвалифицированный профессионал, востребованный на рынке труда, должен обладать широким кругозором, навыками самостоятельного приобретения новых знаний и их критического осмысления. Кроме того, он должен иметь представление об основных научных концепциях, объясняющих пространственно-временные отношения объективного мира, процессы самоорганизации в сложных системах, каковыми является живая и неживая природа, взаимоотношения человека с окружающей природной средой и место человека во Вселенной.

    Оглавление
    От автора 3
    Глава 1. Наука как часть культуры 5
    1.1. Наука среди других сфер культуры 5
    1.2. Естественно-научная и гуманитарная культуры 7
    1.3. Критерии научного знания 11
    1.4. Структура научного знания 15
    1.5. Научная картина мира 17
    Глава 2. Структура и методы научного познания 20
    2.1. Уровни и формы научного познания 20
    2.2. Методы научного познания 23
    2.3. Особенные эмпирические методы научного познания 25
    2.4. Особенные теоретические методы научного познания 27
    2.5. Особенные универсальные методы научного познания 29
    2.6. Общенаучные подходы 32
    2.7. Системный подход 33
    2.8. Глобальный эволюционизм 38
    Глава 3. Основы естествознания 49
    3.1. Предмет и структура естествознания 49
    3.2. История естествознания 53
    3.3. Начало науки 54
    3.4. Глобальная научная революция конца XIX - начала XX в. 69
    3.5. Основные черты современного естествознания как науки 71
    Глава 4. Физическая картина мира 75
    4.1. Понятие физической картины мира 75
    4.2. Механическая картина мира 78
    4.3. Электромагнитная картина мира 81
    4.4. Квантово-полевая картина мира 85
    4.5. Соотношение динамических и статистических законов 88
    4.6. Принципы современной физики 91
    Глава 5. Современные концепции физики 96
    5.1. Структурные уровни организации материи 96
    5.2. Движение и физическое взаимодействие 106
    5.3. Концепции пространства и времени в современном естествознании 116
    Глава 6. Современные космологические концепции 126
    6.1. Космология и космогония 126
    6.2. Космологические модели Вселенной 128
    6.3. Происхождение Вселенной - концепция Большого взрыва 134
    6.4. Структурная самоорганизация Вселенной 138
    6.5. Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной 144
    6.6. Проблема существования и поиска внеземных цивилизаций 151
    Глава 7. Земля как предмет естествознания 157
    7.1. Форма и размеры Земли 157
    7.2. Земля среди других планет Солнечной системы 159
    7.3. Образование Земли 163
    7.4. Геосферы Земли 170
    7.5. Геодинамические процессы 179
    Глава 8. Современные концепции химии 184
    8.1. Специфика химии как науки 184
    8.2. Первый уровень химического знания. Учение о составе вещества 186
    8.3. Второй уровень химического знания. Структурная химия 193
    8.4. Третий уровень химического знания. Учение о химическом процессе 197
    8.5. Четвертый уровень химического знания. Эволюционная химия 205
    Глава 9. Структурные уровни жизни 212
    9.1. Структура биологического знания 212
    9.2. Структурные уровни организации жизни 218
    Глава 10. Происхождение и сущность жизни 243
    10.1. Сущность жизни 243
    10.2. Основные концепции происхождения жизни 249
    10.3. Современное состояние проблемы происхождения жизни 257
    10.4. Появление жизни на Земле 260
    10.5. Формирование и развитие биосферы Земли 267
    10.6. Появление царств растений и животных 271
    Глава 11. Теория эволюции органического мира 278
    11.1. Становление идеи развития в биологии 278
    11.2. Теория эволюции Ч. Дарвина 284
    11.3. Дальнейшее развитие эволюционной теории. Антидарвинизм 289
    11.4. Основы генетики 295
    11.5. Синтетическая теория эволюции 301
    Глава 12. Человек как предмет естествознания 308
    12.1. Концепции происхождения человека 308
    12.2. Сходство и отличия человека и животных 321
    12.3. Сущность человека. Биологическое и социальное в человеке 332
    12.4. Этология о поведении человека 336
    Глава 13. Феномен человека в современной науке 340
    13.1. Сущность и истоки человеческого сознания 340
    13.2. Эмоции человека 350
    13.3. Здоровье, работоспособность и творчество человека 353
    13.4. Биоэтика 365
    Глава 14. Человек и биосфера 372
    14.1. Понятие и сущность биосферы 372
    14.2. Биосфера и космос 376
    14.3. Человек и космос 378
    14.4. Человек и природа 383
    14.5. Концепция ноосферы В.И. Вернадского 393
    14.6. Охрана окружающей среды 397
    14.7. Рациональное природопользование 401
    14.8. Антропный принцип в современной науке 407
    Заключение 413
    Библиографический список 414
    Вопросы к экзамену (зачету) по курсу
    «Концепции современного естествознания» 415
    Глоссарий 416


    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Концепции современного естествознания - Садохин А.П. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.



    Читайте также: