Характера по фромму. Классификация социальных характеров по Э. Фромму. Мотивация труда и потребности человека в профессиональной деятельности

(Fromm) – предусматривает разграничение 5-ти типов личности, основанное на представлении о существовании у человека уникальных экзистенциальных потребностей: 1) потребности в установлении связей (альтруизме); 2) потребности в преодолении (созидательности); 3) потребности в корнях (потребности ощущать себя частью мира); 4) потребности в идентичности (потребности ощущать себя самим собой); 5) потребности в системе взглядов и в преданности (рационализм и посвящение себя тому, в чём заключается смысл жизни). Источником мотивационной силы автор считает конфликт свобода-безопасность. Э.Фромм различает следующие человеческие типы:

1. рецептивный тип личности – для него типично стремление быть скорее любимым, нежели любящим человеком. Люди данного типа пассивны, зависимы, беспомощны и сентиментальны, они могут быть оптимистичными и идеалистичными;

2. эксплуатирующий тип личности - для него характерна нацеленность на то, чтобы брать себе всё, что можно взять силой или изобретательностью. Люди данного типа неспособны к подлинному творчеству, созидательности и предпочитают агрессивный и/или разрушительный стиль поведения. Им свойственны, кроме того, эгоцентризм, самонадеянность и надменность. Их отличают также уверенность себе, чувство собственного достоинства и импульсивность;

3. накапливающий тип личности - это люди, стремящиеся обладать наибольшим количеством материальных благ, власти, любви и бдительно охраняющие свои накопления от поползновений себе подобных присвоить это себе. Представители данного типа консервативны, ригидны, подозрительны и упрямы, но при определённых обстоятельствах могут проявлять предусмотрительность, лойяльность и сдержанность;

4. рыночный тип личности - люди этого типа убеждены, что личность есть товар. Они умеют себя продать, для чего поддерживают приятную внешность, умело завязывают нужные знакомства и всегда готовы продемонстрировать любую нужную заказчику черту своей личности. Обычно они делают лишь то, что им выгодно и удобно, не отличаются щепетильностью в выборе средств достижения цели и весьма поверхностны в общении. Наряду с этим они могут быть открытыми, любознательными и щедрыми людьми. Э.Фромм считает данный тип личности продуктом капиталистического общества;

5. продуктивный тип личности – это зрелые, здоровые, способные к продуктивному мышлению, любви и труду люди. Благодаря своему реалистическому мышлению они освобождаются от самообмана и иллюзий относительно других людей. Любовь делает их уважительными, заботливыми и ответственными, бережно относящимися ко всему живому и жизнеутверждающему. Они своим трудом создают всё нужное для жизни и творчески самовыражаются. Коренная социальная реформа, считает Э.Фромм, может делать продуктивный тип личности доминирующим в обществе.

Кроме того, принимая во внимание теорию двух основных инстинктов (жизни и смерти), Э.Фромм различает также биофильный (аналогичный продуктивному) и некрофильный (разрушительный) типы личности.

Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • Критерии и показатели эффективности формирования навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • Эрих Фромм - крупнейший мыслитель ХХ века, один из великой когорты "философов от психологии" и духовный лидер Франкфуртской социологической школы. Труды Эриха Фромма актуальны всегда, ибо основной темой его исследований было раскрытие человеческой сущности как реализации продуктивного, жизнетворческого начала. С позиций гуманизма он выступает против духовного оскудения, намечает возможные варианты решения назревших глобальных проблем и создания гармоничного здорового человека и здорового общества. Автор развивает свою концепцию религии и ее роли в обществе. Основоположник неофрейдизма, Э.Фромм рассказывает в работах, собранных в книге, о том, как преображается внутренний мир человека. Пациент приходит к врачу и вместе они блуждают по закоулкам памяти, в глубинах бессознательного, чтобы обнаружить спрятанные тайны. Все существо человека проходит через потрясение, через катарсис. Стоит ли заставлять пациента переживать заново жизненные катаклизмы, детские боли, завязи мучительных впечатлений? Ученый развивает концепцию о двух полярных модусах человеческого существования - обладании и бытии.

    Сочинения Фромма издаются и сегодня , .

    Типы социальных характеров

    Обобщив данные наблюдений за поведением различных людей и соотнеся их с практикой работы в клинике, Э. Фромм вывел следующие основные типы социальных характеров.

    1. Мазохист-садист. Этот тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, переделкой людей в лучшую сторону. Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих до состояния изнеможения. Такой человек особенно опасен для окружающих, когда он получает над ними власть: он начинает их терроризировать, исходя при этом из благих намерений. Характеризуя таких людей как врач-психиатор, Фромм писал: Наиболее часто проявляемые мазохистские тенденции - это чувство собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности. Люди-мазохисты проявляют тенденции принижать и ослаблять себя, упиваются самокритикой и самобичеванием, возводят на себя немыслимые напрасные обвинения, во всем и прежде всего стараются взять вину на себя, даже если они ни при чем. По мнению Фромма, у людей этого типа наряду с мазохистскими склонностями почти всегда присутствуют и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться тем, как они страдают. Такой тип человека был назван Фроммом авторитарной личностью. Подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам; Фромм включил в их число Гитлера, Сталина и ряд других известных исторических лиц.

    2. Разрушитель. Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. Разрушительность, - пишет Фромм, - это средство избавления от невыносимого чувства бессилия. К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В периоды больших социальных потрясений, революций, переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числе и культуру.

    3. Конформист-автомат. Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает быть самим собой. Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойственен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное Я, свою индивидуальность и привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях. Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, при необходимости быстро и без проблем меняет свои убеждения, не особенно задумываясь над моральной стороной подобного поведения. Это тип сознательного и бессознательного приспособленца.

    Широкое распространение получила классификация характеров в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интровертированному типу, предложенная К. Юнгом. Экстраверсия - интроверсия рассматривается современной психологией как проявление темперамента. Первый тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого, подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, что в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Для интровертов характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация. Возможно также деление на конформный и самостоятельный, доминирующий и подчиняющийся, нормативный и анархический и прочие типы.

    Следует отметить, что в процессе построения разнообразных психологических концепций характер нередко связывают с темпераментом, а в некоторых случаях и смешивают эти понятия. В современной науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить 4 основных подхода:

    Во-первых, очень часто имеет место отожествление характера и темперамента. Примером тому служит концепция Э Кречмера, который связал тип телосложения с темпераментом и с особенностями поведения.

    Во-вторых, в некоторых психологических концепциях можно обнаружить противопоставление характера и темперамента. Причем чаще всего в данных концепциях подчеркивается антагонизм характера и темперамента.

    В-третьих, изучая психологические концепции, мы можем встретиться с мнениями различных исследователей о том, что темперамент является элементом характера, его ядром, неизменной частью. Например, такой точки зрения придерживался С. Л. Рубинштейн.

    Существование данных подходов обусловлено биосоциальной природой человека. С одной стороны, бесспорным является то, что характер формируется после рождения человека, в процессе его взаимодействия с социальной средой. Однако, с другой стороны, никто не будет отрицать того, что физиологические особенности организма все же накладывают отпечаток на личность.

    В отечественной психологии сложилось мнение о том, что темперамент и характер очень близки, поскольку особенности темперамента в той или иной форме отражаются на характере человека. Это связано с тем, что основные свойства темперамента складываются значительно раньше, чем завершается формирование характера. Поэтому большинство известных исследователей придерживается мнения, что характер развивается на основе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Вместе с тем необходимо себе отчет в том, что темперамент не определяет характер человека. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут лишь способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

    Следует отметить, что все существующие концепции типов характера обладают одним весьма существенным недостатком. Дело в том, что каждый человек индивидуален и не всегда может быть отнесен к определенному типу. Очень часто у одного и того же человека оказываются достаточно развитыми самые разные черты характера. Поэтому возникает вопрос, на который до сих пор нет удовлетворительного ответа: что делать с теми людьми, которые не вписываются в классификацию и не могут быть отнесены однозначно ни к одному из предложенных типов? Такая промежуточная группа людей составляет довольно значительную часть - до половины всех людей.

    Существующие научные проблемы являются основанием для поиска новых решений проблем описания и прогнозирования поступков человека. Очень часто для этого используют достижения различных наук, а также обращают внимание на новые факты. Одной из таких наук является графология, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между двумя рядами фактов - особенностями почерка и характером. Не вызывает сомнения, что каждый человек обладает своеобразным почерком. Этот факт позволяет идентифицировать человека и, следовательно, дает основания для рассмотрения вопроса о зависимости почерка от характера.

    В настоящее время нет однозначных данных, подтверждающих или опровергающих связь почерка и характера. Наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности. С другой стороны, еще Н. А. Бернштейн отмечал, что больше всего механику движения живого организма отличает от движения машины избыточность степени свободы. Одно и то же действие можно совершить множеством способов, поэтому в каждом действии можно выделить то, что может быть связано с личностным смыслом этого действия, а следовательно, и психофизиологическими особенностями конкретного человека.

    Характер - это многогранное явление, и вполне вероятно, что в ближайшее время появятся новые, научно обоснованные методы его исследования.

    «В социальный характер входит лишь совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни».

    «Характер - это специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе» (Фромм).

    Э. Фромм выдвигает три типа характера:

    1. «Мазохист-садист». Этот тип человека, который склонен видеть причины свих жизненных успехов и неудач не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Отсюда агрессия на человека, который причина всех неудач. Может быть агрессия на себя, возможно появлениесадистских тенденций, стремление поставить других в зависимость от себя.

    2. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью, стремлением к устрашению. В некоторых случаях в качестве основной силы могут выступать бессилие и тревога.

    3. «Конформный автомат». Такой человек, столкнувшись с трудноразрешимыми проблемами, перестает быть «самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, требованиям группы, быстро усваивает тот способ поведения, который свойственен большинству.

    Социальный характер формируется всем образом жизниданного общества, но доминантные черты социального характера в свою очередь становятся созидательными силами, формирующими социальный процесс. Изменение социальных условий приводит к изменению социального характера, т. е. к появлению новых потребностей и тревог, в свою очередь эти новые потребности порождают новые идеи. Новые идеи усиливают и укрепляют новый социальный характер и направляют человеческую деятельность в новое русло.

    Фромм выделяет следующие типы социальных характеров:

    Неплодотворные ориентации :

    Рецептивная ориентация (рецептивная структура характера)- человеку этого типа представляется, что «источниквсех благ» лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое - это получить его из внешнего источника. Материальные вещи, любовь, знания, удовольствия - все ожидается от других людей: при такой ориентации проблема любви состоит в том, чтобы «быть любимым», а не самому любить; в сфере интеллекта также ориентированы на восприятие идей, а не на их создание.

    Они нуждаются в людях, которые обеспечат их безопасность, дадут им необходимые блага, поэтому легко попадают в зависимость к людям, вынуждены соглашаться, так как чувствуют себя потерянными, когда предоставлены самим себе.

    Эксплуататорская ориентация - люди этого типа также считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому, но они не верят, что можно получить что-то от других в дар, а считают, что желаемое надо получить силой или хитростью, отнять у других. Даже в любви они испытывают влечение только к тем, кого они могут отнять у кого-то другого. Их девиз «Краденый плод самый сладкий».

    Стяжательская ориентация - люди этого типа не верят, что могут получить из внешнего мира что-то новое, поэтому надо беречь и экономить то, что есть. В сфере любви они стремятся полностью «завладеть» любимым, рассматривают его как свою принадлежность. В материальной сфере они проявляют стяжательство, жадность, сверхэкономию и сверхаккуратность. Их лозунг: «Мое есть мое, а твое есть твое».

    Рыночная ориентация развилась в качестве доминирующей только в современную эпоху в связи с экономическими условиями рыночного общества. Успех зависит от того, насколько человек хорошо умеет продать себя на рынке, насколько он умеет подать себя с привлекательной стороны, т. е. человек начинает воспринимать себя как товар.

    Если человек чувствует, что его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции (если он «преуспевает» - он ценен, если нет - он лишен ценности) с ее постоянно меняющимися условиями, то самооценка человека будет шаткой и постоянно будет нуждаться в подтверждении со стороны других людей. «Я - то, чего изволите!»

    У человека с рыночной ориентацией нет устойчивых взглядов, ему присуща изменчивость установок, когда развиваются только те качества, которые можно пустить на продажу. Рыночная личность свободна от всякой индивидуальности, ей присуща пустота, отсутствие устойчивых черт характера, поскольку в один прекрасный день эта устойчивая черта может вступить в конфликт с требованиями рынка.

    Все ориентации имеют место в человеческом жизнеустройстве, но доминирующее положение той или иной ориентации в большей степени зависит от особенностей культуры, в которой живет индивид.

    Фромм противопоставляет описанным выше типам характера плодотворную ориентацию, являющуюся целью человеческое развития.

    Плодотворная ориентация личности означает фундаментальную установку, способ отношений во всех сферах человеческого опыта, когда плодотворность проявляется как человеческая способность использовать свои силы и реализовать заложенные в человеке возможности. Такой человек руководствуется разумом, поскольку можно использовать свои силы, если только знаешь, что это за силы, как и для чего их использовать.

    Фромм выделяет следующие виды межличностныхотношений:

    симбиотический союз- человек соединен с другими,ноутрачивает свою независимость; он убегает от одиночества, становясь частью другого человека, «поглощаясь» этим человеком или «поглощая» его сам;

    отстраненность - преодоление индивидуального бессилия перед другими людьми, воспринимаемых как угроза;

    деструктивность - активная форма отстраненности, когда энергия направляется на разрушение жизни, импульс к разрушению других проистекает из страха быть разрушенным ими;

    любовь – является плодотворной формой отношений к другим и к самому себе, предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.

    Типологическая модель социальных характеров (Б. С. Братусь)

    Важнейшим для характеристики личности является типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, другим людям и самому себе.

    Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку выделяют несколько принципиальных уровней в структуре личности.

    1. Эгоцентрический уровень - определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде и престижу, отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой человек личному успеху или нет, выгоден он или нет, т. е. другой человек выступает как вещь. Личное счастье и благо важнее всего, вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие.

    2. Группоцентрический - человек идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Если другой входит в такую группу, то он ценен не сам по себе, а своей принадлежностью к группе, достоин жалости, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если другой в эту группу не входит, то эти чувства могут на него не распространяться, т.е. мир делится на «своих» и «чужих». Благо и счастье связаны с процветанием той группы, с которой идентифицирует себя человек. Он не может быть счастлив, если терпит несчастье его группа.

    3. Просоциальный, или гуманистический уровень личности предполагает, что себя и других людей ценят и признают для них равные права, свободы и обязанности; здесь работает принцип: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой». Счастье и благополучие подразумевает их распространение на всех людей, все человечество.

    4. Духовный, или эсхатологический уровень предполагает взгляд на человека как на существо, жизнь которого не кончается вместе с концом жизни земной, а связана с духовным миром, т. е. это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, возникает ощущение связи с Богом и представление о счастье как служении и соединении с Ним.

    Все четыре уровня так или иначе присутствуют в каждом. В какие-то моменты побеждает один уровень, а в какие-то - другой. Однако можно говорить и о некотором типичном для данного человека профиле, типичном устремлении. Культура и образ жизни того или иного общества влияет на формирование этого типичного устремления.

    Типология манипупятивных типов характера (Э. Шостром)

    Э. Шостром в книге «Анти-Карнеги или человек-манипулятор» описал, что представляет собой тип социального характера, называемого «манипулятор».

    Манипулятор .

    Современный Манипулятор развился из ориентации на рынок, когда человек - это вещь, о которой нужно много знать и которой нужно уметь управлять.

    Сокрытие своих истинных эмоций -- таков удел Манипулятора. Основную свою задачу Манипулятор видит в том, чтобы производить некоторое «должное впечатление».

    Наряду с потребностью управлять Манипулятор испытывает потребность в руководстве свыше.

    Манипуляция не является необходимым отношением к жизни и не приносит никакой действительной пользы. Слишком часто Манипулятор использует психологические концепции в качестве рациональных объяснений для своего неблагополучного поведения, оправдывая свои текущие несчастья ссылками на прошлый опыт и прошлые неудачи.

    Манипулятор - это личность, вставшая на путь самоуничтожения, которая использует или контролирует себя и других людей в качестве «вещей». Манипулятор в какой-то мере живет в каждом из нас.

    Манипуляции - это стиль жизни, это сценарий жизни, который регламентирует всю систему взаимодействия с миром, направленный на то, чтобы контролировать как себя, так и других.

    Можно выделять четыре основные манипулятивные системы.

    1. Активный Манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил. Обычно привлекает к этому свое общественное положение (родитель, старший брат. учитель, начальник). Он играет «попирающего» в достигает удовлетворения, обретая контроль над другими людьми, но зависим в свеем удовлетворении от чувства их бессилия. Он применяет технику учреждения прав и обязанностей, табелей рангов и т. д., управляя людьми как марионетками.

    2. Пассивный Манипулятор являет собой противоположность активному. Он решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному Манипулятору. Он прикидывается беспомощным и глупым и разыгрывает из себя «попираемого». В то же время пассивный манипулятор выигрывает посредством поражения. Позволяя активному Манипулятору думать и работать на него, он в определенном смысле побеждает «попирающего» своей вялостью и пассивностью.

    3. Соревнующийся Манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть, третьего не дано. Для него жизнь - это битва, где все остальные люди - соперники или враги, реальные или потенциальные. Он колеблется между методами «попирающего» и «попираемого» и поэтому может рассматриваться как нечто среднее между пассивным и активным Манипуляторами.

    4. Безразличный манипулятор. Манипулятор играет роль безразличного, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть, устраниться от контакта с партнером. Его ключевая фраза: «Мне наплевать». Его секрет в том, что ему не наплевать, иначе бы он не продолжал свои манипуляции.

    Стиль жизни Манипулятора включаетчетыре основные характеристики: ложь, неосознанность, контроль и цинизм. Философия жизни Актуализатора отмечена четырьмя противоположными характеристиками: честностью, осознанностью, свободой и доверием.

    Более поздние классификации характера были проведены на основе акцентуации (К. Леонгард, А. Личко).

    Акцентуации характера.

    Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

    Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.

    Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни - психопатии.

    Психопатия - болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми; психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

    Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонгард выделяет 12 типов акцентуации.

    Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например, теста Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями, и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения таких людей.

    Характеристика особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

    1)гипертимический (гиперактивный) - чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность;

    2)дистимичный - постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится, в конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;

    3)циклоидный - общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);

    4)эмотивный (эмоциональный) - чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;

    5)демонстративный - выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обмороки, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь). Легко забывает о своих неблаговидных поступках;

    6)возбудимый - повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;

    7)застревающий - «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывает активной стороной;

    8)педантичный - выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;

    9)тревожный (психастенический) - пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;

    10)экзальтированный (лабильный) - очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;

    11)интровертированный (шизоидный, аутистический) - малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно, холодно относится к другим людям, даже к близким;

    12) экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость, своего мнения не имеет, несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

    В клиническом тесте MMPI, часто используемом для выявления акцентуаций характера, выделяют три шкалы так называемой невротической триады и четыре шкалы психотической триады (4, 5).

    Отличие психопатии от невротических нарушений (по П.Б. Ганнушкину):

    они тотальны (т.е. затрагивают и эмоционально-аффективную, и когнитивную сферы, и поведение человека), в то время как невроз имеет локальный характер (например, энурез, заикание, тики).

    психопатии относительно стабильны во времени и дольше лечатся (в то время как при неврозах наблюдаются и случаи самоизлечения - т.н. спонтанная ремиссия).

    психопатии сопровождаются социальной дезадаптацией, т. е. выражаются в нарушении принятых норм поведения, нарушении критичности по отношению к себе (в то время как у невротиков обычно чрезмерно выражено чувство вины).

    Поэтому иногда говорят, что психопат - это человек, с которым трудно другим, а невротик - человек, которому трудно с самим собой. Клиентами психотерапевта в основном оказываются невротики, а психопаты преимущественно приходят с жалобой на других людей.

    В основе интерпретации шкал MMPI, предложенной Ф.Б. Березиным, - разделение неврозов (их выделено 3, они перечислены по частоте встречаемости и поставлены в соответствии шкалам, которые, в свою очередь, имеют номера) и психозов (которые образуют так называемую психотическую триаду и включают 4 типичных психотических расстройства, которые тоже соответствуют шкалам).

    Каждого отдельного человека нельзя полностью свести к какому-то из типов характера. «Нормальным считается тот человек, который может существовать абсолютно при всех обстоятельствах, которые обеспечивают ему минимум жизненных возможностей. Однако многие на это не способны; поэтому-то и не слишком много нормальных людей», - писал П.Б. Ганнушкин (5). Поэтому неудивительно, что к нарушениям характера часто обращается психиатрия.

    В начале XX в. А. Ф. Лазурский впервые предложил со­здавать психосоциальную классификацию характеров, которая учитывает не только субъективные особенности людей, но и их мировоззрение, «социальный аспект».

    Дальнейшие исследования приводили к обогащению пони­мания характера; 1. Возникло понятие «социального характера». «В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, ко­торая присутствует у большинства членов данной социаль­ной группы и возникла в результате общих для них пере­живаний и общего образа жизни» (Э. Фромм). «Если ха­рактер индивида более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуж­дают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры». 2. Характер представляет вариант усвоения каждым челове­ком культурных норм, содержавшихся в «базисной (основ­ной) личностной структуре». Базисная личностная структу­ра разделяется большинством членов общества в результа­те сходного опыта в раннем детстве (это «основная, модаль­ная личность») (А. Кардинер).

    Если личность отражает культуру, заключенную в инди­видуальном поведении, то характер отражает мировоззрение, заключенное в индивидуальном поведении (Д. Хонигман, Н. Д. Левитов).

    Сам социальный характер формируется всем образом жиз­ни данного общества, но доминантные черты социального характера в свою очередь становятся созидательными си­лами, формирующими социальный процесс. Изменение соци­альных условий приводит к изменению социального характе­ра, то есть к появлению новых потребностей и тревог, в свою очередь эти новые потребности порождают новые идеи. Новые идеи усиливают и укрепляют новый социальный ха­рактер и направляют человеческую деятельность в новое русло.



    От социального характера следует отличать индивидуаль­ный характер, благодаря которому внутри одной и той же куль­туры одна личность отличается от другой. Эти отличия частич­но обусловлены особенностями личности родителей, а также психическими и материальными условиями, в которых растет ребенок, а также обусловлены особенностями конституции и темперамента.

    Фромм выделяет следующие типы социальных характеров. Неплодотворные ориентации:

    РЕЦЕПТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (рецептивная структура характера) - человеку этого типа представляется, что «источник всех благ» лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое - это получить его из внешнего ис­точника. Материальные вещи, любовь, знания, удовольствия - все ожидается от внешних людей: при такой ориентации про­блема любви состоит в том, чтобы «быть любимым», а не са­мому любить, в сфере интеллекта также ориентированы на вос­приятие идей, а не на их создание. Их первая мысль - найти кого-нибудь, кто даст им нужную информацию, вместо того, чтобы самим сделать хоть малейшее усилие.

    ЭКСПЛУАТАТОРСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ - люди этого типа также считают, что все необходимые блага находятся в внешней среде и ничего нельзя создать самому, но они не ве­рят, что можно получить что-то от других в дар, а считают, что желаемое надо получить силой или хитростью, отнять у дру­гих. Даже в области любви они испытывают влечение только к тем лицам, которых они могут отнять у кого-то другого. Идеи они также не создают, а берут или крадут их в форме плагиата или парафразы идей, высказанных кем-то другим. Вещи, ко­торые они могут отобрать у других, всегда кажутся им лучше тех, какие они могут создать сами. Они используют и эксплу­атируют всех и каждого, из кого они могут что-то выжать.

    СТЯЖАТЕЛЬСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ - люди этого типа не верят, что могут получить из внешнего мира что-то новое, по­этому надо беречь и экономить то, что есть. Они как бы окру­жают себя защитной стеной, и их главная цель - как можно больше в свое укрытие приносить и как можно меньше из него отдавать. В сфере любви они стремятся полностью «завладеть» любимым, рассматривают его как свою принадлежность. В сфере вещей они проявляют стяжательство, жадность, сверх­экономию и сверхаккуратность.

    РЫНОЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ развилась в качестве доми­нирующей только в современную эпоху в связи с экономичес­кими условиями рыночного общества. Ориентация характера, коренящаяся в восприятии себя как товара, а собственной цен­ности как меновой, называется рыночной ориентацией. Мате­риальный успех у всех в современном рыночном обществе за­висит от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалованье. Успех зависит от того, насколько человек хорошо умеет продать себя на рынке, на сколько он умеет подать себя с привлекательной стороны, т. е человек начинает воспринимать себя как товар. Если человек чувствует, что его ценность определяется не его человечески­ми качествами, а успехом в рыночной конкуренции (если он «преуспевает» - он ценен, если нет - он лишен ценности) с ее постоянно меняющимися условиями, то самооценка человека будет шаткой и постоянно будет нуждаться в подтверждении со стороны других людей. «Если превратности рынка являются мерилом ценности человека, чувства собственного достоинства и самоуважения разрушаются. Если человек вынужден все вре­мя пробиваться к успеху и любая неудача являет жестокую уг­розу его самооценке, то результатом будет чувство беспомощ­ности, неуверенности и неполноценности» (Фромм).

    Фромм противопоставляет описанным выше типам харак­тера плодотворную ориентацию, являющуюся целью челове­ческого развития. Плодотворная ориентация личности означа­ет фундаментальную установку, способ отношений во всех сферах человеческого опыта, когда плодотворность проявляет­ся как человеческая способность использовать свои силы и ре­ализовать заложенные в человеке возможности. Такой чело­век руководствуется разумом, поскольку можно использовать свои силы, если только знаешь, что это за силы, как и для чего их использовать.

    Плодотворность предполагает, что человек обладает здоро­вой зрелой личностью, силой своего разума способен проник­нуть в глубь явлений и познать их сущность, силой своей люб­ви способен разрушить стену, отделяющую одного человека от другого, способен понять самого себя, свое назначение, кото­рое отличает его от других людей и делает его тем, кто он есть, стремится стать тем, чем он является, потенциально исполь­зуя и развивая все свои силы, способности и возможности.

    «Плодотворные отношения с миром могут осуществляться посредством деятельности и посредством постижения. Чело­век производит вещи, и в процессе созидания он применяет свои силы к материи. Человек постигает мир ментально и эмо­ционально, при помощи любви и разума». Плодотворная лю­бовь включает в себя заботу, ответственность, уважение и зна­ние. Любить человека плодотворно значит заботиться о нем и чувствовать ответственность за его жизнь, не только за его физическое существование, но и за развитие всех его челове­ческих сил. Уважение к человеку означает способность видеть его таким, каков он есть, понимать его уникальность и инди­видуальность.

    Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности - то, что Фромм называл “основными ориентациями характера”. Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

    Фромм выделял пять социальных типов характера , превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разным людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.

    Рецептивные типы
    Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни - скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.

    Эксплуатирующие типы
    Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому а добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

    Накапливающие типы
    Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, “накопители” ч тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности - предусмотрительность, лояльность и сдержанность.

    Рыночный тип
    Рыночный тип исходит из убеждения, что личность, оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз - “Я такой, каким вы хотите меня видеть”.
    Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества - открытость, любознательность и щедрость. Фромм рассматривал “рыночную” личность как продукт современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах.
    Продуктивный характер

    В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характе р представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип - независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу. В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность - людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.
    По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма - идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

    Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами.



  • Читайте также: