Комплекс неполноценности примеры из жизни. Что делать с чувством собственной неполноценности? Причины возникновения комплекса неполноценности

Часто мы испытываем неуверенность в себе. Это может проявляться в виде плохого настроения, нервного напряжения, апатии или определенной модели поведения в ассоциативных ситуациях. Возможно, ваше уныние является причиной неудовлетворенности некоторым аспектом вашей жизни, но не стоит исключать и факт наличия комплекса неполноценности. О нем мы и поговорим в данной статье.

Комплекс неполноценности – это совокупность психологических и эмоциональных расстройств. Другими словами, это причина, которая может скрываться в неудачах, душевных травмах, дискриминации, физическом или психологическом насилии.

Комплекс неполноценности всегда имеет исходную точку, из которой человек впоследствии будет отталкиваться, компенсируя свою неуверенность некоторыми поступками.

Сразу хотелось бы разграничить понятие комплекса неполноценности и неуверенности в себе. Это два далеких друг от друга понятия, если последнее присуще практически всем, то комплекс нередко является фундамент психологического или психического расстройства. Из-за чувства ущербности, которое сопровождает данный комплекс, человек склонен к переживанию депрессии и даже суицидальным наклонностям.

Понятие комплекса неполноценности по Зигмунду Фрейду

Зигмунд Фрейд сомнительно относился к понятию комплекса неполноценности, несмотря на то, что впервые этот термин (комплекс) ввел его ученик Карл Юнг:

  • Он согласился с существованием стимулирующих факторов, которые провоцируют человека компенсировать этот недостаток за счет других преимуществ.
  • Фрейд считал, что нередко именно этот «комплекс» может привести человека к успеху.
  • Но доктор, в свойственной ему манере, ссылался на эротическое происхождение.
  • Он вывел несколько видов комплексов, в основе которых лежало нездоровое сексуальное влечение.

Таким образом, Эдипов комплекс раскрывает сексуальное желание сына к матери, а комплекс Гризельды – неосознанное влечение отца к своей дочери, когда тот склонен к гиперконтролю и сверхопеке над ней. Как ни странно, второй комплекс является запущенным последствием первого.

А вот комплекс Иокасты – сродни Эдипового комплекса – нездоровое сексуальное влечение матери к сыну. Мы можем наблюдать за мамами, которые на подсознательном уровне чувствуют потребность сверхопекать своего сына в любом возрасте.

Также Зигмунд Фрейд вывел еще несколько очень интересных комплексов, которые до сих пор являются актуальными и применимыми в наше время:

  • Комплекс непризнанного гения . Завышенная самооценка, которая мешает смириться с моделью отношений «начальник-подчиненный». Такие люди не задерживаются долго на одном месте из-за разногласий с руководством.
  • Комплекс Мэрилин Монро . Заниженная самооценка. Чувство неполноценности, которое провоцирует чувствовать свою ценность только во время сексуальной близости и постоянной смены половых партнеров.
  • Комплекс Каина . Зависть старшего брата по отношению к младшему. Комплекс, который часто приписывается подросткам.
  • Комплекс Ионы . Заниженная самооценка, которая кроется в страхе перед чем-то хорошим. Человек, переживая этот комплекс, считает себя недостойным быть успешным или счастливым.
  • Комплекс Поликрата . Чувство тревоги, что после белой полосы всегда следует черная. Такие люди живут в постоянном страхе расплаты за свою спокойную жизнь.
  • Комплекс Наполеона . Очень интересное понятие. Это сверхкомпенсация, которая лежит в большой целеустремленности низкорослых мужчин.

Зигмунд Фрейд пришел к выводу, что причиной комплекса неполноценности является разногласие между Я (индивидуумом) и Сверх-Я (представлением индивидуума о себе). Когда разбежность становится заметно ощутимой, у человека возникает неправильное, искаженное представление о себе, поэтому он начинает переживать комплекс неполноценности.

Компенсация комплекса неполноценности

Человек с комплексом неполноценности начинает чувствовать преимущество над ситуацией, когда сублимируют свой гнев, обиду или напряжение в какое-либо русло. Таким образом, он пытается компенсировать свой недостаток в той ситуации, которая является для него доступной. Но проблема состоит в том, что не всегда носитель комплекса выбирает правильное направление:

  • Многие люди, компенсируя свой комплекс за счет других преимуществ, находят в своей травме стимул, который помогает им добиться успеха.

  • Но есть люди, комплекс которых оказался сильнее, полностью разрушив их веру в свои силы.
  • Многие способны чувствовать свое преимущество, лишь унижая и оскорбляя других. Им кажется, что на их фоне они могут «вырасти» в своих глазах, если искусственно принизят другого, более успешного оппонента.

Все серийные убийцы, без исключения, переживали комплекс неполноценности. Убивая своих жертв, они пытались компенсировать свою ущербность, отыграв ситуацию наоборот. Зачастую обидчицами оказывались женщины. Как яркий пример комплекса неполноценности: серийный маньяк никогда не насилует свою жертву, не ликвидировав ее. Он боится осуждения или насмешек со стороны своей жертвы.

К примеру, маленький мальчик всегда видел, как хозяйка: белая богатая женщина, всегда унижала его мать, которая прислуживала ей в качестве домработницы. В будущем весь мир узнает его, как «Чулочного душителя» – убийцу, который выбирал своих жертв по типу работодательницы матери.

Выход за рамки, как современная причина комплекса неполноценности

Выход за рамки — это современная теория комплекса неполноценности. Сейчас многие психологи приходят к выводу, что устаревшие нормы воспитания, которые мы впитывали с пеленок, в будущем могут привести к комплексу неполноценности и причиной тому выход за рамки такой модели воспитания.

Это очень интересный путь дорогой с детства, по которому формируется комплекс неполноценности. С детства нас учили жить по единому шаблону:

  • хорошо учиться
  • окончить школу с золотой медалью
  • университет — с красным дипломом
  • быть хорошим специалистом в своей сфере
  • устроиться на работу по своей специализации
  • быть хорошим сотрудником
  • стремиться к продвижению по карьерной лестнице
  • рано жениться
  • обзавестись двумя детьми (желательно к 25 годам) и прочее

Есть еще несколько парадигм, которые мы успеваем приобрести с ценным родительским советом:

  • деньги зарабатываются тяжело
  • средства нужно тратить благоразумно
  • чтобы добиться чего-то весомого, нужно тяжело работать (а то и страдать)

А также призрение некоторых черт характера, которые свойственны всем людям:

  • Эгоизм. Он жестко пресекается с самого детства. Например, перед тем, как взять последний пирожок, мы обязательно должны спросить, не хочет ли его кто-то из домашних. Наверняка родители позволят своему чаду взять лакомство, но что произошло? Это процесс воспитания!

Размышления взяты из книги Андрея Курпатова «Пособия для эгоиста», который утверждает, что это базовый инстинкт, свойственный всем людям и некоторым приматам.

  • Жадность. С детства нас учат, что нужно делиться. В группе детского сада у нас были друзья и недруги, но делиться нужно было со всеми. Вплоть до того, что какой-то задира мог пожаловаться воспитательнице или даже маме. Зачастую, все становятся на сторону обиженного, ведь жадных детей никто не любит.
  • Гордость. Это самое важное и неправильное ущемление родителей в раннем проявлении самолюбия и чувства собственного достоинства. Мы должны просить прощения у родителей за свое непослушание, а также прощать и дружить со своими обидчиками. Когда чувство собственной значимости призирается с самого детства, нечему удивляться наличию комплекса неполноценности у детей.

Что происходит?

Жить, придерживаясь всех пунктов сценария – сложно. Поэтому часто мы отходим от привычного шаблона «нормальной» жизни. К примеру, не торопимся со свадьбой, а долгое время проживаем в гражданском браке; бросаем университет и идем за зовом своего истинного призвания; не занимаем солидную должность, а подрабатываем рукоделием или просто отказываемся заводить детей. Что происходит?

  • Выйдя за рамки устоявшегося сценария, мы терпим осуждения со стороны близких. Мы не получаем одобрительную оценку, к которой стремились с детства и начинаем чувствовать свою неполноценность в этой жизни.
  • Выйдя за рамки, мы не понимаем, что делать дальше. Ведь нас не учили, как жить так, как нам хочется. Мы начинаем сомневаться в своих силах и чувствуем свою ущербность. Это легко может привести к проблеме комплекса неполноценности.

Представьте, что вы каждый день шли собирать ягоды по одной и той же тропинке. В очередной раз посещения леса вы сошли с тропинки, и теперь дорога вам незнакома. То же самое чувствует человек, который выходит за рамки единого правильного сценария.

Женский комплекс неполноценности по Альфреду Адлеру

Причиной женского комплекса неполноценности, по мнению Адлера, может послужить ее второстепенная роль в обществе. Женщина более подвержена чувству незначительности и даже ничтожности, когда в ее жизни был или есть мужчина, чья социальная роль намного значимей. Это может выражаться в одном из таких жизненных сценариев:

Властный отец

Когда маленькая девочка с детства наблюдает за тем, насколько разнится социальная роль мужчины и женщины (мамы и папы), она начинает расставлять приоритеты:

  • Нет ничего плохого в том, что люди тянутся к лучшему, поэтому девочка, наблюдая за подобной картиной, подсознательно примеряет на себя роль доминанта (властного отца), но, став женщиной, понимает всю абсурдность ситуации.
  • Являясь женщиной, она относит себя к второсортному типу.
  • Во всех мужчинах она будет видеть властного отца, перед которым приклоняется мать.
  • Последствия такого мышления могут быть самыми разными: от заниженной самооценки и комплекса неполноценности до расстройства личности.

Деспотичный муж

Деспотичный муж может стать причиной вашего страдания комплексом неполноценности. Сразу хотелось бы разграничить понятия глупого мужчины (тирана) и эмоционально нестабильного, хитрого и двуличного деспота. Именно второй тип способен уничтожить ваше понятие о чувстве собственного достоинства. Что при этом происходит?

  • Мужчина-деспот часто использует метод «кнута и пряника», чтобы создать иллюзию чувства вины.
  • Женщина становится зависимой жертвой в таких нездоровых отношениях.
  • Через некоторое время женщина начинает чувствовать собственную потребность в физическом наказании. Казалось бы, это глупо, но это нормальное поведение человека с комплексом неполноценности.
  • Мужчина-деспот каждый раз после побоев дает жертве «пряник». Это может быть искреннее извинение, дорогой подарок или признание в любви, давая ей преимущество и бразды правления.

Таким образом, через некоторое время спустя, такие отношения становятся нормой. Жертва терпит побои, чтобы получить свое преимущество, ведь только так она может чувствовать свое совершенство. Из таких отношений очень тяжело уйти, т.к. жертва становится зависимой и чувствует постоянную потребность в компенсации комплекса неполноценности.

Но есть и другой вариант, это когда вас свела судьба с моральным деспотом:

  • Это мужчина, который сам страдает комплексом неполноценности и чувствует, что может компенсировать это, лишь оскорбляя и унижая кого-то, тем самым навязывая чувство ущербности своему партнеру.
  • Только унижая других, он может поднять свое достоинство.
  • Женщина, слыша свои недостатки – стоит отметить, что деспоты очень хитрые и будут акцентировать свое внимание на том, в чем вы сами чувствуете свою слабость – начинает испытывать комплекс неполноценности.
  • Уйти из таких отношений мешает заниженная самооценка, которую она приобрела благодаря деспоту. Таким женщинам кажется, что они не достойны ничего большего и на все, что с ними происходит, они заслужили.

Образцовый брат

Дети способны чувствовать ревность, если им кажется, что к ним несправедливо относятся. С девочками все обстоит несколько сложнее, замечая, что основные привилегии отдаются другому ребенку (то есть брату), они начинают чувствовать его преимущество над собой:

  • Мальчишкам много что дозволено с раннего детства: к ним нет осуждения, если они ненароком вымарали новые джинсы или разбили колено, лазая по деревьям.
  • К девочке относятся более требовательно, аргументируя это фразой «ты же девочка».
  • У ребенка может сложиться чувство превосходства мужского пола над собой.
  • В дальнейшем, пойдя в школу, эти требование только усугубляется, ведь родители часто боятся ранней беременности или плохой компании и пытаются оградить дочь.

Такая несправедливость может уйти с возрастом бесследно, а может, наоборот, развить у девочки комплекс неполноценности.

Мужской комплекс неполноценности

Мужчинам также свойственно переживать комплекс неполноценности. Зачастую это является следствием воспитания или неподъемной ниши, которую с детства навязывают всем мальчикам, говоря в его адрес «ты же мальчик», «не будь девочкой» и т.д. Не удивительно, что ребенок начинает комплексовать. Появляется неуверенность в себе, и ребенок чувствует себя неполноценным, переживая во взрослом возрасте такие комплексы:

  • Комплекс Босса . Это попытка восполнить свою мужественную нишу, – о которой говорилось ранее – сполна. Такой синдром проявляется в случае, если женщины или их черты характера критично принижались или к ребенку были слишком требовательны его родители.
  • Комплекс в мужской силе . Еще одна ниша навязана социумом. В мире бытует устоявшееся мнение о том, что мужчина должен быть всегда готов к сексуальным подвигам. Как ни странно, это не так. Такой комплекс способен привести мужчину к реальным расстройствам эректильной дисфункции.
  • Комплекс Геркулеса . Другими словами, это синдром подкаблучника. Когда женщина, чья социальная роль слабее мужской, начинает заставлять мужчину делать несвойственные ему поступки (стирать, наводить порядок в доме и т.д.), он чувствует, что его либидо принижают. Как следствие развивается комплекс Геркулеса.
  • Комплекс Дон Жуана . Надобность в повышении собственного либидо за счет инициативы разрыва романтических отношений.
  • Комплекс Александра . Это самый изощренный вид комплекса. Из-за дискриминации сексуальных меньшинств, мужчина способен испытывать свою неполноценность даже в совсем неуместных случаях. К примеру, когда кто-то шутит о его мужественности или предлагает надеть рубашку розового или голубого цвета. Но данный комплекс может быть следствием, когда он, мужчина, является подсознательным поклонником однополых отношений. Такие мужчины очень боятся разоблачения и, чтобы увернуться от этого, записывают себя в ряды «гомофобов».

Некоторые комплексы можно отнести к ряду «неизбежных». Они не имеют естественную причину, которой подвержены все жизненные процессы – старению. Казалось бы это нелогично, ведь мужчина, как хорошее виски, чем старше, тем лучше, но страх смерти присущ всем. Поэтому мужчины очень сильно переживают по поводу своего старения, привязывая к себе новые комплексы:

  • Комплекс Царя Давида . Это способ «омолодиться» за счет любовницы. Мужчины, которые переживают этот комплекс, склонны компенсировать свой возраст за счет секса, а порой, и совместной жизни с юными девушками.

  • Комплекс Котовского . Облысение для мужчины сродни импотенции. Не стоит искать в этом смысл, факт остается фактом: когда мужчина начинает лысеть, ему кажется, что он теряет свою мужскую силу. Таких мужчин очень легко вычислить в толпе, замечая малейшие утраты, они выбривают голову под ноль.

Комплекс неполноценности у детей

Исследования комплекса неполноценности по Адлеру – обнадеживают. Т.к. неуверенность в ранние годы свойственна многим детям. С правильным подходом родителей такие дети способны не только избавиться от данного комплекса, но и добиться определенного успеха. Ребенок может страдать комплексом неполноценности по нескольким причинам:

  1. Физический недостаток. Особенно к этой причине можно отнести развитие комплекса неполноценности у подростков. Это может быть маленький рост, дисфункция какой-либо конечности или неприглядный внешний вид. Иногда дети бывают очень жестоки, а для неокрепшей детской психики – это настоящая травма, которая легко может привести к комплексу неполноценности.
  2. Отсутствие родительского внимания. Отсутствие поддержки со стороны родителей снижает уверенность ребенка в себе. Дети не способны раскрыть свой внутренний потенциал самостоятельно и это является еще одной причиной развития комплекса. Безразличное отношение родителей делает ребенка неполноценным.
  3. Чрезмерная опека родителей. Дети, которые растут в тепличных условиях, оказываются совершенно непригодными для жизни. Такой ребенок неспособен принимать самостоятельные решения и ответственность за свои действия невероятно пугает их. Такая модель воспитания может привести ребенка к комплексу неполноценности и развить алкогольную или наркотическую зависимость.

Как избавиться от комплекса неполноценности?

Несмотря на то, что в 2015 году в свет вышла книга Уэйн Дайер «Как избавиться от комплекса неполноценности», даже простые обыватели и любители литературы по саморазвитию пришли к выводу, что название слишком «громко» прогремело. На самом деле это пособие для тех, кто сомневается в своих силах и не умеет правильно управлять своей жизнью, но рекомендаций по сути и названию книга не дает.

Лечения комплекса неполноценности еще не изобрели, поэтому бороться с ним бесполезно. Но! Стоит учесть, что ситуация совершенно не патовая, как раз наоборот, из своего комплекса можно извлечь немалую выгоду:

  • К примеру, по мнению Альфреда Адлера, комплекс неполноценности может привести к успеху.
  • Как было сказано в статье выше, человек, имеющий признаки комплекса неполноценности, способен компенсировать свой недостаток за счет других преимуществ.

Зигмунд Фрейд восхищался королем Пруссии и последним германским императором Вильгельмом ІІ. Тот страдал от комплекса неполноценности по физиологически-врожденному «уродству»: одна рука была на 15 см короче второй. Не испытывая компенсацию в материнской любви, он добился невероятных высот, но так и не простил своей родительнице такого отношения.

К сожалению, человек не может избавиться от комплекса неполноценности. Единожды ощутив на себе душевную травму, он не сможет отпустить это чувство приобретенной ущербности, и подсознательно будет возвращаться к этому.

С помощью психологов его можно притупить или подавить, но рано или поздно оно все равно даст о себе знать. К этому выводу пришли такие психологи, как Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер и Карл Юнг.

Если подумать, то все успешные личности испытали на себе комплекс неполноценности. Это не повод впадать в отчаяние, как вы успели понять, главное – это правильно сублимировать свой потенциал, направленный на компенсацию комплекса неполноценности.

Есть много правильных примеров, когда именно душевные травмы мотивировали многих ныне известных личностей. К примеру, Леди Гага, Опра Уинфри, Мэрилин Монро и Памела Андерсон пережили сексуальное насилие в детстве, а Тим Рот недавно признался, что над ним надругался его собственный дедушка. И тем не менее, несмотря на это, данные люди добились немалых высот. Вывод один: никогда не нужно «опускать руки» и тогда вы сможете разрешить любую проблему, в том числе, и совладать с комплексом неполноценности.

Видео: «Комплекс неполноценности»

Что может быть ужаснее чувства, что ты хуже всех, что ты лишний на этом празднике жизни. Занимаешь наблюдательную позицию в самом темном углу - закомплексованный, съежившийся внутри от тошнотворного чувства собственной ущербности, смотришь, как живут другие люди. Смотришь, но не живешь сам. Ненависть к самому себе и окружающим людям за их превосходство над тобой. Разве это жизнь?

Многие люди, недовольные собой и своим отношением к самому себе, задаются вопросом - как избавиться от комплекса неполноценности?

«Полюби себя и комплекс неполноценности пройдет! » - философствуют «знатоки» на просторах сети Интернет. «Прими себя таким, какой ты есть! » - советуют гуру на форумах психологической поддержки. Эти советы не действуют, не помогают. Полюбить себя? Не смешите. Ощущение собственной ущербности и неполноценности по всем параметрам: начиная от внешности, заканчивая социальным статусом, разве тут есть за что любить?

Комплекс неполноценности - что это?

Страдающие этим недугом, остро ощущая собственную ущербность по сравнению с другими людьми, неспособны жить, получая наслаждение и радость - фоном всегда ощущается недовольство собой.

Комплекс неполноценности - формулировка достаточно общая, размытая. Чтобы избавиться от столь коварного, подлого и могущественного «врага», нужно знать его в лицо, понимать психологические аспекты этого явления.

Попробуем разложить на составляющие эту комплексную проблему. Проанализировав множество форумов, я выделила наиболее частые «симптомы»:

Слово ущербность воспринимается как второе имя.
Необоснованное чувство вины. Чувство обиды: на родителей, людей, жизнь.
Разрушительная зависть.
Привычка занижать, обесценивать свои личностные качества.
Мнительность, страхи.
Страх опозориться, нерешительность.
Неприятие своей внешности.
Постоянное сравнение себя с другими людьми.

Список можно продолжать, наверное, бесконечно, но перейдем к основному вопросу: как бороться с комплексом неполноценности и вообще возможно ли это? Рассмотрим этот вопрос с помощью материалов тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Комплекс неполноценности у самых… идеальных

Эти, во всех смыслах замечательные, люди - вдумчивые, честные, прямолинейные. Они стремятся все делать идеально, ведь любовь к перфекционизму - их природное качество. Таковы обладатели анального вектора.

Почему такой человек может чувствовать себя ущербным, страдать от комплекса неполноценности?

Обладая идеальной памятью, помимо приятного, люди с анальным вектором очень хорошо помнят и неприятные моменты (приобретенный негативный опыт), которые способны влиять на их жизненный сценарий даже спустя долгие годы.

С детства, стремящийся быть лучшим, ребенок с анальным вектором будет стараться изо всех сил, чтобы получить свою награду - похвалу. В первую очередь от самого близкого, значимого для себя человека - от мамы. Мама для анальных детей - святое.

Представим следующую картину:

Что получаем в итоге? С детства закладывается сомнение в собственных силах, способностях. Как бы он не хотел стать лучшим в глазах самого дорогого человека, что бы не делал, он не может. Для человека с анальным вектором, который от природы сомневающийся, не обладающий решительностью и инициативностью, это может перерасти в очень сложную проблему и в чувство своей ущербности. То, что часто называют закомплексованностью. В добавок к этому стремительно развивается чувство обиды, которое станет серьезным препятствием на пути к счастливой жизни и реализации себя в обществе.

Чтобы понять, как в таком случае справится с ощущением неполноценности, важно разобраться в себе и понять, что же стало пусковым механизмом. Сделать это можно осознав особенности своей психики.

Бороться с комплексом неполноценности … эмоционально

Если в человеке присутствует сочетание анального и зрительного вектора , то проблема может усугубляться из-за свойственной зрительному вектору мнительности.

Зрительный вектор наделяет человека богатым воображением и гиперэмоциональностью, которые, к сожалению, могут работать против своего обладателя, если он находится в состоянии страха.

Что в итоге? Нерешительный человек с анальным вектором и так боится прилюдного позора, а наличие зрительного вектора увеличивает проблему в масштабах. Постоянные сомнения и страхи: «А если не получится…» - в итоге желания остаются нереализованными, а чувство собственной ущербности и никчемности растет с каждым днем. Переломить себя и стать смелым и уверенным навряд ли получится. Бороться с самим собой не выигрышно, куда продуктивнее начать разбираться в особенностях психики и действовать согласно своей природе.

Стоит ли бороться с комплексами из-за лишнего веса?

Стоит отдельно отметить закомплексованность у женщин из-за лишнего веса. Чаще всего из-за этого страдают именно обладательницы анального вектора. В силу замедленного метаболизма и психологической неспособности к жесткому ограничению себя в поглощении различных вкусностей они легко набирают вес.

В погоне за общепринятыми «стандартами» красоты они, ощущая свою якобы ущербность по сравнению с дивами с обложек и безрезультатно изводя себя диетами, пытаются заниматься спортом. В конце концов устав от борьбы с собой, заедают стресс, полученный от неудачных попыток ограничить себя, испытывая чувство вины за слабохарактерность.

К сожалению, эти женщины не знают о том, что не всем нужно быть обладательницами модельных параметров. Хвастаться параметрами 90-60-90 и отличаться любовью к диетам и спорту хорошо получается у кожно-зрительных девушек, это их природа, и их психика прямо противоположная психике девушек с анальным вектором.

Из-за несовершенной, субъективно, конечно, фигуры часто возникают переживания и ощущение ущербности не только у женщин, но и у мужчин. Системно-векторная психология объясняет, что особенности строения тела напрямую связаны с психикой человека. Если одному достаточно посещать спортивный зал и эффект будет очевиден, то для другого нужен совершенно другой подход.

Осознав свою психологическую природу можно понять причины своей проблемы, с легкостью избавиться от действительно лишних килограммов, привести свое тело в природную норму и перестать быть заложником ложных установок и чувства ущербности.

Комплекс неполноценности у лидеров по природе, как бороться?

Смотришь на таких людей и грустно вздыхаешь: «Вот бы мне таким быть!». Успешные бизнесмены, инженеры, люди, умеющие организовать свое дело. Денег всегда в достатке, уверенные в себе, пробивные и всегда стремящиеся быть первыми. Люди с кожным вектором , они такие. Если, конечно, не имеют психологических травм, которые лишают их всех этих благ.

Как может страдать от ощущения ущербности и быть закомплексованным тот, чья психика нацелена на успех и первенство, а умению зарабатывать позавидует любой?

В системно-векторной психологии существует такое понятие, как комплекс неудачника . Любое начинание кожника с этим комплексом обречено на провал. Сознательно он естественным образом желает успеха, хорошего заработка, но каждый раз что-то мешает. Человека словно преследуют постоянные неудачи и он попадает разными способами в очередные неприятности.

Каковы причины такой ситуации? Это происходит в том случае, если в детстве кожного ребенка часто унижали, может, даже били. У людей с кожным вектором очень гибкая психика, которая способна адаптироваться к любым условиям. Изначально, с самого детства, он стремится к успеху, но если его постоянно унижают словесно или бьют, то он вынужден адаптироваться к таким условиям. Чтобы защититься от боли, мозг выделяет естественные опиаты для погашения болезненных ощущений. Далее формируется сценарий «больно=приятно», и в последствии получать удовольствие от жизни возможно только после порции боли, унижения.

Сознательно он все так же хочет побед, но его психика научилась получать наслаждение иначе. Вытесненное в подсознание стремление к мазохизму превращает человека с кожным вектором в неудачника. От одной неудачи к другой растет ощущение своей ущербности, от провала к провалу он становится все более закомплексованный и несчастный.

Есть еще одно свойство кожных людей, которое может заставлять чувствовать их свою ущербность - зависть.

Природное желание кожного человека соревноваться, чтобы быть первым, имеет два итога:

Соревноваться с теми, кто лучше, чтобы обогнать - это делает человека конкурентоспособным, заставляет максимально реализовывать свои таланты.
Завидовать тем, кто более успешен, стремясь обесценить чужие успехи, а не получать свои.

Будет зависть разрушительной для самого себя или же подстегнет на действия, зависит от того, в каком психологическом состоянии находится человек.

Когда с помощью системно-векторной психологии мы понимаем, что нами движет, у нас появляется возможность изменить свою жизнь.

«…Спустя 3 месяца я поняла, что означает жить взахлеб! Когда я читала об этом в других отзывах, всегда пыталась представить, как бы это могло быть у меня, но для меня это оказалось совсем иначе, чем я воображала…»
Анастасия Г., Москва

«…В процессе прохождения тренинга я вдруг заново испытала одно важное ощущение, которое испытала когда-то в раннем детстве. Из того далекого времени, когда мне было 4-5 лет и я только-только начинала себя осознавать, я ясно помню одну свою мысль: «Как хорошо, что я именно такая, какая я есть…»
Ольга Ч., филолог, кандидат филологических наук, преподаватель ВУЗа, Санкт-Петербург

Избавление от чувства неполноценности и ущербности - это процесс, который под силу любому желающему. Его можно начать уже сейчас с бесплатного онлайн-тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Часто читают

– это совокупность эмоций, мыслей и поведения, отражающая ощущение собственной ущербности, убеждение в превосходстве окружающих. Проявляется неуверенностью, боязнью совершения ошибок, избеганием общения, завистливостью, переживанием собственной неудачливости, неспособности достигать целей. Становится основой для развития депрессии, обсессивно-компульсивного невроза, тревожного расстройства. Диагностика выполняется методом клинической беседы и психологического тестирования. Для лечения применяется когнитивно-поведенческая психотерапия, психоанализ, тренинги.

МКБ-10

F32 F43.2

Общие сведения

Понятие комплекса неполноценности было разработано австрийским психоаналитиком А. Адлером. Он изучал формирование компенсаторных механизмов у детей с дефектами развития, и чувство неполноценности рассматривал как результат физического отклонения, а позже – как универсальную движущую силу развития. Успешный опыт преодоления трудностей формирует сильные черты личности, неудачи способствуют укреплению комплекса. Этим объясняется его распространенность в западном обществе, где большая значимость придается личным достижениям человека. Гендерные роли влияют на особенности проявления данного симптомокомплекса: мужчины переживают его тяжелее, с невротическими расстройствами и гиперкомпенсацией.

Причины

Ведущую роль в развитии комплекса играют особенности физического состояния и воспитания. Согласно теории А. Адлера, причины воздействуют в раннем детстве. Поддержанию и усилению симптомов способствуют демографические, социальные, политические, религиозные, этнические факторы. К наиболее вероятным причинам комплекса неполноценности относятся:

  • Физические недостатки. Эффективность и успешность человека может ограничиваться неполноценностью органа, непривлекательностью (диспропорциональностью, асимметрией, полнотой). К данной группе относятся врожденные и приобретенные дефекты, особенности внешности.
  • Ошибки воспитания. Переживание чувства неполноценности возникает при чрезмерной родительской опеке, препятствующей навыку самостоятельного решения проблем. Другой вариант деструктивного воспитания – недостаточное внимание, сравнение с более успешными детьми, отсутствие похвалы и поощрений.
  • Негативный опыт. Неудачи в сфере карьеры, семейной жизни, интимных отношений способствуют развитию неуверенности в собственных силах. У женщин комплекс может быть вызван разводом, у мужчин – отсутствием хорошо оплачиваемой работы.
  • Необоснованная критика окружающих. На уровень самооценки влияют некорректные высказывания значимых людей: родителей, супруга, брата, сестры, начальника. Распространенным примером является использование сверхобобщений: «ты никогда не сможешь», «ты всегда проигрываешь».

Патогенез

Комплекс неполноценности формируется в период раннего детства, когда ребенок начинает понимать, что не все желания могут стать реальностью, а возможности для реализации его намерений ограничены. Сначала ограничения обнаруживаются на физическом уровне – несформированность навыков, наличие потребностей, материальных преград. Позже осознаются психологические границы, задаваемые воспитанием, отношениями с другими людьми.

До школьного возраста успешным способом компенсации является игра. Ребенок примеряет роли, использует фантазию для образного воплощения желаний. Школьники оказываются в системе требований, оценок, необходимости реальных достижений. Формируется страх оказаться неполноценным – недолюбленным, отвергнутым, одиноким. С одной стороны, этот страх становится движущей силой развития, с другой – препятствует продуктивной активности. Комплекс закрепляется в структуре личности при наличии негативных факторов – опыта неудач, неконструктивной критики, отсутствии поддержки близких.

Симптомы комплекса неполноценности

Основное проявление комплекса – переживание собственной неполноценности и ущербности. Деструктивный вариант поведения включает замкнутость, ограничение контактов, боязнь быть активным, совершить ошибку, оказаться объектом насмешек или осуждения. Люди избегают общения, новых знакомств, публичных выступлений. Не проявляют инициативу на работе, редко бывают удовлетворены своей деятельностью. Женщины склонны выставлять себя в роли жертвы, мужчины маскируют неуверенность повышенной агрессивностью, обвинительной позицией. Характерно высокомерие, пристрастие к алкоголю, демонстрация внешних атрибутов успешности (дорогой одежды, аксессуаров, автомобилей).

Продуктивное поведение при комплексе неполноценности называется гиперкомпенсацией. Внутренне напряжение и недовольство собой становится мотивирующей силой. Чтобы избежать негативных переживаний, люди усилием воли преодолевают ограничения. Так, человек с заиканием становится диктором, с двигательными нарушениями – спортсменом, школьный «троечник» оканчивает институт, получает диплом с отличием. Достижения на некоторое время компенсируют чувство неуверенности. Однако если комплекс стал частью личности, людям приходится постоянно трудиться, добиваться успеха, чтобы получить одобрение и восхищение окружающих.

Осложнения

Продолжительное и острое переживание комплекса неполноценности приводит к развитию невротических расстройств. В детстве формируются нарушения речи (заикания, запинки), непроизвольные мышечные подергивания, ночные кошмары и страхи. У взрослых наиболее распространенным осложнением является депрессия с тревожным компонентом. Реже развивается обсессивно-компульсивное расстройство, панические атаки , психосоматические заболевания . При деструктивном поведении существует риск десоциализации – нарушаются семейные и дружеские отношения, люди расторгают браки, увольняются с работы.

Диагностика

Выявлением комплекса неполноценности занимаются психологи , психотерапевты , психиатры. Процесс диагностики проводится поэтапно: изучается семейное положение пациента, условия жизни, образование, профессиональная деятельность. Переживаемое ощущение неполноценности включено в структуру личности, определяется чертами характера, типом темперамента. Поэтому обследование направлено на исследование эмоционально-личностной сферы. Используются следующие методы:

  • Клиническая беседа. Характерны жалобы на эмоциональную напряженность, неуверенность, страх при необходимости проявлять активность, выступать публично, знакомиться. Возможна чрезмерная увлеченность пациента каким-либо занятием, позволяющим компенсировать переживание неполноценности – спорт, кулинария, домохозяйство, косметические процедуры, зарабатывание денег (без выходных, ненормированный рабочий день).
  • Опросники. Используются комплексные тесты исследования эмоций, личности и узконаправленные опросники: СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности), Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, тест Смысложизненные ориентации Д. А. Леонтьева. Результаты выявляют эмоциональную неустойчивость, напряженность, заниженную самооценку, повышенный уровень стресса, невротизации.
  • Проективные методики. Рисуночные и интерпретационные тесты позволяют обнаружить отрицаемые пациентом переживания, что особенно актуально при обследовании мужчин, стремящихся к гиперкомпенсации комплекса. Применяется тест «Рисунок человека», Тематический апперцептивный тест, Тест фрустрации Розенцвейга.

Лечение комплекса неполноценности

Помощь пациентам основана на методах психотерапии . Занятия направлены на выявление положительных и отрицательных сторон личности больного, освоение навыков самоанализа, продуктивной коммуникации, снижение эмоционального напряжения, устранение страхов. Терапия проводится со специалистом, самостоятельно и в группе:

  • Индивидуальная психотерапия. Используются техники гуманистического, психоаналитического и когнитивно-бихевиорального подхода. В ходе сеансов выясняются причины развития закомплексованности, корректируются деструктивные убеждения о собственной личности, проводится анализ сильных и слабых качеств, осваиваются техники релаксации, саморегуляции, позитивного мышления.
  • Самоанализ. Часть психотерапевтической работы пациент выполняет самостоятельно. Рекомендуется вести личные дневники, отмечая успехи, достижения и ошибки (в форме опыта). Записи позволяют объективно оценить свои положительные стороны, научиться анализировать действия и их результат без негативного влияния эмоций.
  • Групповые тренинги. На коллективных занятиях больные практикуются в общении, учатся конструктивно реагировать на критику, разрешать конфликты, сохраняя устойчивость самооценки. Обмен положительными эмоциями между участниками повышает уверенность, мотивацию к действиям.

Прогноз и профилактика

Компенсация комплекса неполноценности проходит успешно, когда человек осознает его наличие и использует техники, предлагаемые психотерапевтом – самоанализ, остановка негативных мыслей, улучшение навыков общения, принятие критики. Основа профилактики – правильное воспитание. Необходимо избегать чрезмерной опеки, позволять ребенку проявлять самостоятельность, совершать ошибки и относиться к ним как к опыту. Нельзя сравнивать его успехи с достижениями других детей, унижать после неудач и промахов. Важно научить самоанализу: после получения плохой оценки, проигрыша на соревнованиях следует поддержать ребенка и обсудить, что нужно сделать для получения лучшего результата в будущем.

3 5 474 0

Все порой испытывают приступ неуверенности, особенно в сложные жизненные моменты: принятия важного решения, трудного выбора, накануне свершения знакового события (экзамена, собеседования) или показательного выступления (творческого, спортивного), когда требуется вера в себя и свои силы, способности и возможности.

Ситуация, когда важные жизненные моменты сопровождаются повышенным волнением и тревогой – это стандартная модель поведения, укладывающаяся в психологические нормы, и она свойственна всем.

Но далеко не все обладают способностью перешагнуть через эти психологические барьеры и довести начатое дело до результативного завершения, особенно если результатом может оказаться личное поражение: отказ работодателя, неудачное выступление, провал на экзамене, неудача в любви.

Что это такое

Понятие «комплекс неполноценности» ввел в научную терминологию раздела психологии немецкий психоаналитик Альфред Адлер. Он выделил следующие составляющие комплекса:

  1. Сильная и постоянная ;
  2. сильно и неразвитое чувство собственного достоинства;
  3. ощущение превосходства окружающих над собой.

Его в упрощенном варианте можно обозначить как «комплекс неудачника», в классической литературе он описан как «комплекс лишнего человека».

Закомплексованный человек убежден в собственной бесполезности, ущербности, ничтожности, несостоятельности.

В основе комплекса заложен страх: оказаться неполноценным, никому ненужным, одиноким, отвергнутым, лишним. Этот страх корнями уходит в главный неосознанный страх смерти.

Комплекс неполноценности формирует родственные взаимозависимые комплексы, один из них – комплекс превосходства, выражающийся в хвастовстве и высокомерии. К примеру, и ряд преступлений молодых людей становятся следствием комплекса превосходства человека над теми людьми, над которыми он смог возвыситься за счет совершенного преступления.

Характерные признаки

Внутренние симптомы

  • Разрушительная неадекватная самокритика, доходящая до уровня самоуничижения;
  • зависимость от чужого мнения, оценки, особенно от похвалы;
  • постоянное тревожное напряжение, вызванное страхом допустить ошибку, которое может перерасти в боязнь людей или превратить человека в тирана.

Внешние признаки

Комплекс неполноценности часто выражается в постоянном желании компенсировать собственные недостатки за счет:

  • Демонстрационного поведения, которое у мужчин может носить агрессивный характер;
  • выставленного напоказ ;
  • демонстрации символов статуса;
  • резко выраженного высокомерия, иногда принимающего грубую форму.

Закомплексованность может проявить себя у детей в дефектах речи, а взрослого человека довести до психологической зависимости:

  1. От самодостаточного независимого человека;
  2. от алкоголя;
  3. от наркотиков;
  4. от компьютерных игр.

Крайнее проявление комплекса – или даже попытки самоубийства.

Причины возникновения

Согласно Адлеру, зарождение чувства неполноценности относится к раннему детству, когда ребенок сталкивается с вынужденным ограничением реализации своих желаний уровнем развития физических возможностей.

В дальнейшем человек попадает под влияние ограничителей двух видов:

  1. Физические возможности: возрастные особенности, природные недостатки;
  2. Психологические способности, как следствие ошибок воспитания и формирования личности.

Комплекс неполноценности закладывается еще в детском возрасте по ряду причин:

  • Физические или косметические недостатки;
  • неблагоприятные условия для формирования навыков самостоятельности вследствие чрезмерной родительской опеки и контроля;
  • недостаток родительской поддержки и внимания, закладывающий низкий уровень уверенности в себе и своих силах, неполноценное чувство собственного достоинства;
  • дискриминация;
  • серьезная психологическая травма;
  • повторяющиеся неудачи, которые сопровождала преувеличенная и даже уничижительная критика от значимых людей.

Такие полярные условия воспитания, как получение ограниченного внимания со стороны родителей, так и его переизбыток в виде одинаково негативно влияют на формирование личностных самоощущений, задатков уверенного в себе независимого и самодостаточного человека.

Если обобщить и подвести все причины «под общий знаменатель», то можно главную обозначить так: любое жесткое бескомпромиссное подавление индивидуальности человека, начиная с детства.

Особенности комплекса у мужчин

Наиболее частой причиной развития мужского комплекса неполноценности является чрезмерная любовь матери к сыну или недостаток материнской безусловной любви, поддержки и положительной оценки..

Комплекс неполноценности отличается у мужчин и женщин по способу его переживания.

У мужчин чувство неполноценности и желание его компенсировать чаще всего выражается в высокомерном обращении, агрессивности, пристрастии к вещам, подчеркивающим статус – во всем, что можно отнести к доказательствам мужественности.

Разновидности синдромов комплекса неполноценности по области распространения чувства собственной ущербности у мужчин:

    Синдром царя Давида

    Синдром «босса»

    Постоянная необходимость доказывать свое мужское превосходство и свою мужественность по всем позициям.

    Синдром Наполеона

    Неуемное желание успеха, подогреваемое непомерным тщеславием и амбициями. Более всего относится к мужчинам низкого роста.

    Синдром потерянного времени

    Проявляется в возрастной период, когда энергетические возможности мужчины снижаются (после 50 лет).

    Синдром мужского бессилия

    Самый болезненный страх мужчины.

    Синдром Лота

    Ревностное отношение ко всем претендентам на дочь.

    Синдром Геркулеса

    Возникает в случае зависимости, особенно материальной, от женщины.

    Синдром Котовского

    Боязнь облысения. Предпочитают скрыть его, выбривая голову.

    Синдром Дон Жуана

    Проявление инициативы в разрыве отношений с женщиной.

    Синдром Александра

    Опасение быть причисленным к мужчинам с нестандартной сексуальной ориентацией.

Проявление у женщин

Женщины гораздо эмоциональнее мужчин, поэтому в большей степени склонны как к переживаниям, так и к критичному отношению к себе и своим недостаткам. Почти каждая представительница слабого пола имеет в своем психологическом пространстве комплекс неполноценности.

Наиболее часто повторяющаяся причина носит исключительно женский характер: недовольство своей внешностью.

Приводим ниже самые распространенные причины:

  • Недовольство своими внешними и физическими данными;
  • отрицание своей половой принадлежности;
  • развившийся комплекс вины;
  • неприятие мужского пола;
  • боязнь одиночества;
  • нереализованный потенциал;
  • мнительность по поводу того, что никто не любит.

Чем опасен

Ощущение собственной никчемности и ущербности может привести к ряду расстройств психологического здоровья человека:

  • психологической зависимости, доводящей до саморазрушения;
  • мыслям о самоубийстве.

Необходимо побороть свой комплекс, чтобы он не имел разрушающих последствий для психики и не приводил к деградации личности.

Диагностика и лечение

Детская фантазия с легкостью компенсирует чувство неполноценности: в играх ребенок реализует самые заоблачные свои мечты.

Закомплексованные взрослые компенсируют ощущение неуверенности и неполноценности иными способами:

  • В творчестве;
  • в тирании окружающих;
  • в мании величия;
  • в погружении в вымышленный мир кино, сериалов, компьютерных игр или в интернет-пространство.

Самый психологически здоровый приемлемый способ компенсирования – достижение успеха. Успех в любой сфере, подвластной вашим способностям и желаниям сохранит и приумножит ваше чувство собственного достоинства, личной самодостаточности и полноценности.

Чтобы достичь успеха, необходимо преодолеть закомплексованность, неуверенность, избавиться от чувства собственной несостоятельности.

12 шагов по преодолению

Выделите свою уникальность. Все мы разные, у каждого из нас свое предназначение, роль и место. Надо принять это и ценить.

Не следует подгонять себя под кем-то принятые стандарты: ни внешние, ни внутренние: творческие, интеллектуальные, поведенческие (но это не касается морально-нравственных норм поведения).

  1. Разберитесь с причиной своего комплекса. Посмотрите на несправедливые слова и поступки в ваш адрес по-взрослому: это ошибки не ваши, а тех людей – одноклассников, учителей, родителей. Отпустите свои обиды. Признайте ошибочность ими выданной характеристики и несоответствие ее действительности. Найдите положительные противоречия их негативной оценке. К примеру, вы не глупы, вы способны, потому что… Или ваша внешность имеет свои индивидуальные достоинства, такие как…
  2. Измените вектор своих мыслей о себе с .
  3. Проанализируйте и письменно зафиксируйте свои сильные и слабые стороны: достоинства и недостатки.
  4. Признайте свои недостатки и займитесь ими. Все можно исправить. Надо только очень этого захотеть.
  5. Расставьте акценты на достоинствах, включая внешность.
  6. Не переносите критику на свою личность – это касается только конкретной ситуации, а не личности в целом.
    Помните, комплекс возникает не вследствие критики, а вследствие вашей на нее реакции.
  7. Общайтесь с самодостаточными, независимыми людьми.
  8. Нарабатывайте опыт общения, не избегайте людей.
  9. Занимайтесь личностным и духовным ростом, интеллектуальным и физическим развитием.
  10. Ориентируйтесь на людей достойных подражания.
  11. Читайте развивающую познавательную литературу.
  12. Заведите дневник для ежедневных личностных оценок, особенно отметок собственного успеха на пути преодоления чувства неполноценности.


Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Читайте также: