Козловская засека. Станция-музей «Козлова Засека», Тульская область: описание, история и интересные факты. Музейно-вокзальный комплекс «Козлова Засека»

Ее остановили из-за хакерской атаки

Ради пятиминутной прогулки на канатной дороге по маршруту Воробьевы горы - Лужники корреспонденту «МК» пришлось полтора часа отстоять в очереди. Неудивительно - горожане сразу бросились осваивать новинку, благо что до 27 декабря проезд по канатке сделали бесплатным. И все бы хорошо, только далеко не всем повезло, как «МК». Вскоре после нашей прогулки дорогу, начавшую работу 26 ноября, в понедельник, закрыли.

Длинная змея очереди тянется вдоль улицы Косыгина. Народ, желающий прокатиться на свежеоткрывшейся канатной дороге, приходит именно сюда — накануне прошла информация, что нижняя станция около стадиона «Лужники» не работает. В среду, 28 ноября, правда, все изменилось.

— Покататься? Идите вон туда, где хвост. Он быстро движется, уже через десять минут поедете! — бодро отвечает дежурный офицер полиции. И добавляет, в качестве решающего аргумента: — Там же по восемь человек в кабинку помещается, а кабинок знаете сколько?

— Сколько?

— Ну... Много кабинок, много! — сворачивает он дискуссию и бросает в пространство странную реплику: — Главное, чтоб посадка в «Лужниках» не барахлила.

Что же, засекаем время.

Правда, очень скоро становится понятно, что обозначенные товарищем полицейским десять минут — это то ли искусный обман, то ли очень странное его восприятие времени. По крайней мере, первые 20 минут кажется, что очередь вообще не движется. А между тем холодно. И ветрено. И никуда не отойдешь погреться.

— Да три часа будем стоять. Я вчера читала в Интернете, — уверенно говорит своей подружке стоящая передо мной девушка в розовой шапочке. Молодая, веселая, как можно понять из разговора — студентка МГУ. Она же здесь каждый день бывает! Прокатится еще, и не один раз, когда очереди не будет. Зачем мучиться?

— Девчонки, а что еще пишут? Стоит оно того? — осторожно пытаюсь завязать разговор. Ответ невероятно прост:

— Да черт его знает! Фотки вроде ничего так... Ну пока бесплатно, можно прокатиться.


Решили бы все эти люди вставать в очередь, если бы на входе нужно было заплатить пресловутые 400 рублей? Вопрос, наверное, риторический. Но бесплатно — стоят. И с маленькими детьми стоят, и пенсионеры...

— Эх, надо было коньячка взять! — озвучивает пожилой джентльмен за моей спиной то, о чем, кажется, все думают.

Достижение цивилизации на улице Косыгина видно только одно — голубые будки биотуалетов. Кажется, их никто не пересчитал — в отличие от аналогичных удобств около храма Христа Спасителя, которые поставили вдоль очереди к мощам святого Спиридона Тримифунтского совсем недавно, в сентябре.

Да и в остальном, надо сказать, очередь религиозная была организована не в пример лучше. Почему здесь нет, например, автобуса, где можно было бы погреться? Термосов с горячим чаем? Коммерсантов, в конце концов, которые продавали бы дорогущие кофе и чай — и их бы точно покупали. Но нет. Стоим просто так.

Прошел час. Пальцы заледенели. Ноги тоже. Голова от холода побаливает. И не у меня одной — энтузиазм стоящих рядом тоже, кажется, заметно поутих.

— Прям как моя Машка, она тоже вечно ноет! — осаживает пожилая дама в сапогах модного цвета марсала свою спутницу. — Ну а чего ныть? Всем холодно, все замерзли. Но все же стоят.

Хорошая мораль, не поспоришь. Наверное, была бы уместна этак лет тридцать назад, в очереди за чем-то жизненно важным. Или хотя бы в очереди за впечатлениями — в городе, куда вдруг попал всего на пару дней, и неизвестно, попадешь ли еще. Но в очереди на пятиминутный полет над Москвой-рекой?

Проходящие мимо то и дело спрашивают: сколько уже стоите? Сорок минут? Час? Полтора?! Ну надо же!

И смотрят на нас... ну, не совсем как на сумасшедших, но что как на странных — это точно. Тут и стражи порядка подливают масла в огонь:

— Имейте в виду, что высадка на «Лужниках» обязательна. Если хотите подниматься обратно, вверх, нужно будет там встать в такую же очередь, — объясняет полицейский.

Очередь истерически ржет. Очевидно, кататься туда-сюда — как доктор из «Невероятных приключений итальянцев в России» — никому не хочется даже бесплатно.


Непосредственно возле павильона-станции все просто и понятно: запускают по 8 человек — ровно столько помещается в одной кабинке. На входе нужно обязательно приложить социальную карту москвича или «Тройку» — для отчетности. Но действительно бесплатно.

Загружаемся в кабинки. Народ радуется, мобильные телефоны — наизготовку. Вот только что снимать-то? Наверное, летом, когда внизу будет пышная зелень заказника, а вокруг — голубое небо, будет красиво. А сейчас что? Разве что кругляшок «Лужников» на фоне серовато-коричневого московского ноября. И река.

Всего удовольствия — на пять минут (об этом, впрочем, честно предупреждали). Однако мероприятие заняло больше полутора часов: в 11.50 встали в очередь и только в 13.30 покинули станцию внизу.

А в 15.00 канатная дорога сломалась, о чем оперативно сообщили оставшиеся в очереди москвичи в соцсетях.

«Сегодня в 14.00 компьютерные серверы Московской канатной дороги подверглись несанкционированной кибератаке. Сотрудники, обнаружив это, приостановили движение дороги, после чего оперативно высадили всех пассажиров на станциях назначения, для обеспечения максимальной безопасности пассажиров. К сожалению, вынуждены прекратить перевозку пассажиров», — цитируют СМИ пресс-службу канатной дороги. О дальнейшем графике работы обещают сообщить на сайте.

Ясная Поляна… Я с трепетом ждала встречи с ней. Просто, как это ни странно, «Война и мир» Толстого одна из трёх самых любимых мной книг (могу добавить в этот список еще «В лесах» и «На горах» Андрея Печерского, и четыре книги Джеймса Хэрриота). Конечно у меня периодически появляются и другие любимые книги, но вот эта «троица» проверена временем. Периодически я достаю их из шкафа и перечитываю, хотя, уже не просто знаю сюжет, а могу цитировать.

Поэтому отношение ко Льву Николаевичу у меня особое. Наверное именно по этой причине я никогда не заскакивала в Ясную Поляну по пути. И вот, наконец-то, я ее увижу. Но как говорится, человек предполагает, а Бог располагает.
Ясной Поляне предстояло стать самым большим разочарованием в тульской поездке.


Идем к кассе.



И тут первое разочарование. Нам объяснили, что если мы хотим экскурсию, либо ждите еще 10 человек (судя по количеству народа вокруг - это еще два человека, ожидание могло затянуться на не определенное время), либо платите 3 750 рублей, что даже для четверых (учитывая, что трое из одной семьи) слишком большая сумма.
Если честно, вот такой подход к индивидуалам в наших музеях меня всегда «убивал»: ощущение, что ты должен обязательно ездить с экскурсией, а если нет – то и экскурсии нет, потому что индивидуальная очень часто стоит «заоблачных» денег и не факт, что тебе ее смогут провести. При этом это скорее правило наших музеев, чем исключение из него. По мне уж лучше назначайте конкретное время экскурсий, чем вести вот такую «просветительную» работа.
Но делать нечего, берем просто билеты, идем гулять. Благо есть сын, который уже ездил с классом в Ясную Поляну, но, как оказалась в дальнейшем, в его голове после этой поездки осталось очень мало (хотя, вспоминая себя уже в институте, то же самое могу сказать и про себя: в таких поездках на первое место выходит общение, а все остальное это так, «декорация»).

Идем гулять по парку. Если положить руку на сердце, обычный среднерусский парк, не будь здесь имени Толстого, второй раз бы не поехала точно, все слишком просто. Это не Константиново, в которое я согласна ездить не за «Есениным», а просто за потрясающими видами. Но свое очарование парк все-таки имеет.





Постепенно подходим к купальне. Она закрыта, так что внутрь заглядываем в «дырочки». С такой «закрытостью» объектов я столкнулась в Ясной Поляне повсеместно. Очень обидно.


Зато живность «не закрывается».

Снегири.


Белочка.


Дети, они и у кошек – дети.

Нашли теплицу, зашли, побродили. Как оказалось, нам повезло – после нас какая-то женщина закрыла калитку, так что «закрытость» продолжилась.


И в таких теплицах растут лимоны.


Прощальный взгляд на огород.

И мы постепенно подходили к дому Толстого.





Около дома есть несколько деревянных построек.




Ну а сам вход в музей расположен за воротами.






Таких музейных бахил я еще не видела.





Истинные хозяева усадьбы.

В доме снимать тоже было нельзя. Так что единственное фото.

Что понравилось в этой части музея, так это рисунки с героями «Войны и мира». Интересно угадывать: вот Наташа Ростова, это Пьер, а это Мария Болконская. В остальном ну как-то никак. Затем путь лежал не могилу Толстого.

По дороге увидели ригу,


И вот такого «красавца».

Могила Толстого. Просто, хорошо, без памятников, как и хотел писатель. Вот так и нужно... без помпезности.




Назад мы прошли через домик кучера. Витя с Лёвкой решили через окна заглянуть внутрь, так их послали, в прямом смысле слова.





Загон с лошадьми.


Общее впечатление от Ясной Поляны

Сама усадьба огромная, относительно ухоженная. Но вот в остальном... Напоминает мне это все «Кощея над златом»: там закрыто, туда не ходи, сюда не смотри. И духа того времени нет. А самое обидное, что ведь есть и имя, и туристы, и богатейшее наследство из произведений Толстого. Ну сделайте из этого что-то такое, чтобы мой сын, приехав домой, потребовал книгу писателя.
Ведь все же есть! Не трудно одеть смотрительниц и сотрудников музея в костюмы этой эпохи. Сделайте историческое ателье, контактную зону с лошадьми и животными. Обыграйте ту же «Войну и мир», сделайте хотя бы по выходным «встречи» с героями. Про военную тему вообще молчу.
Толстой – это школа. Не трудно сделать класс, уроки, дать пописать чернилами. Затраты ведь не очень большие, а какой восторг будет. А так… старый, совковый музей. И если я еще могу быть довольна, то наши дети, воспитанные на интернете и 3D, увы, не очень-то любят ходить по таким. Некоторые это понимают, тот же Дарвиновский в Москве, а некоторые живут по старинке, на имени, и от этого становится грустно…

Я думала, что в Ясной поляне мы проведем день, а тут два часа. Так что поехали на Козлову Засеку, филиал музея Толстого.

Козлова Засека

Филиал музея-усадьбы Толстого Ясная Поляна - уже более современен, и понравился мне гораздо больше. Там мы хотя бы какой-то дух времени почувствовали.
Козлова Засека – действующий вокзал, сделанный под старину. Есть здесь и небольшой музейчик. Эта станция тесно связана с именем Толстого: именно сюда отправляли письма для него, сюда же привезли его тело.







Козлова Засека представляет собой железнодорожную станцию, относящуюся к Тульскому отделению Московской железной дороги и расположенную со стороны южной границы Тулы. Название «Козлова Засека» появилось в 14 столетии – в то время это место находилось в южной стороне от Московского княжества. Данная местность представляла собой так называемую засеку, которая служила для защиты от постоянных набегов врагов. Вторая часть названия «Козлова» была названа в честь местного воеводы по имени Иван Козлов.

В 1860-е годы было начато строительство знаменитой железной дороги. Открытие Московско-Курской железной дороги произошло в 1868 году. Тогда же открылась и станция, расположенная ближе других к Ясной Поляне – здесь жил и трудился Лев Николаевич Толстой. Так образовалось новое название – «Козлова Засека». Здесь располагалось небольшое здание вокзала; в нем размещался начальник станции, а также его помощник, пассажирский зал, отделение почты и касса. Отопление вокзала было печным.

В 1902 году на станции Козлова Засека были выстроены деревянный перрон, багажное отделение, платформа в виде острова, погреб, туалет, путейский дом. Сюда поступала адресованная писателю почта, и здесь же он совершал телефонные звонки. Важно отметить, что поездки Толстого, а также его большой семьи в Москву осуществлялись именно через станцию Козлова Засека. В последний раз Лев Николаевич отправлялся в путь с этой станции летом 1910 года в имение под названием Кочеты, принадлежавшее его старшей дочке, Татьяне Львовне. Из этой местности Лев Николаевич в ноябре-месяце 1910 года уехал в южные земли, но по дороге внезапно заболел и умер на одной из станций под Астапово, по причине чего со станцией были связаны не только хорошие, но и трагические события. В здешние земли приехал траурный поезд с телом покойного Льва Николаевича Толстого.

На указанной станции останавливались поезда дальнего следования, которые направлялись в южную сторону, а в период теплого времени года здесь ходили и дачные поезда. В эту местность приезжали: Короленко, Репин, Страхов, Шишкин и некоторые другие люди из Ясной Поляны. Бывало время, когда семейство Толстых приходило к станции, чтобы встретить гостей.

В столетний юбилей великого русского писателя, в 1928 году, станция стала называться «Ясной Поляной», но в 2001 году ей вернули исторически сложившееся название. В это время при поддержке руководства железной дороги в Москве состоялись глобальные реставрационные работы, а также произошло открытие выставки под названием «Железная дорога Толстого Л.Н.». Предпринятые меры позволили вернуть комплексу свой истинный исторический вид.

На сегодняшний день музейно-привокзальный комплекс, который носит название «Козлова Засека» включает в себя непосредственно привокзальную территорию, оснащенную железнодорожной платформой, сувенирной лавкой, выставкой, посвященной Льву Николаевичу Толстому, и автостоянкой. На выставке были показаны предметы, относящиеся к началу 20 столетия, которые позволили всем посетителям увидеть то, какой именно была работающая станция в свое время. Есть возможность внимательно рассмотреть модели поездов прошлых лет, старинные фотоснимки, многочисленные дорожные вещи, представленные тростью, портфелями и другими распространенными предметами. Особый интерес у посетителей вызывает телефон и телеграф того времени.

Продолжительность любой экскурсии составляет от 45 минут до 1 часа. Есть возможность взять напрокат дорожный костюм, относящийся к концу 19 столетия – началу 20 века. Важно, что на территории проведения выставки не запрещены фото- и видеосъемки, к тому же они бесплатны.

На сегодняшний день станцию Козлова Засека посещает большое количество туристов.

Среди учреждений культуры России, хранящих и выставляющих для показа ценные предметы и документы, есть небольшой музейно-вокзальный комплекс "Козлова Засека". Адрес станции незамысловат: город Тула, улица Льва Толстого. Самая близкая на пути к усадьбе Ясная Поляна остановка открыта в 1868 году. Ее строительство связано с проведением Московско-Курской ветки железной дороги (в настоящее время Тульское отделение Московской ж/д). Станция относится к разряду действующих.

Горделивая чугунка

Так случилось, что судьба незаметного полустанка оказалась тесно связанной с именем великого русского писателя, автора романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и других, ведь он родился, жил и работал в Ясной Поляне. Достижение цивилизации однажды внесло значительные коррективы в привычное течение жизни родового гнездышка (напомним, изначально усадьба принадлежала роду Карцевых, затем Волконским и Толстым).

Лев Николаевич и его домочадцы часто бывали на Козловой Засеке: получали там почту, пользовались услугами телефонной связи. В ноябре 1910 года посеревшая от словно от горя станция встречала гроб с телом своего знаменитого завсегдатая. Печальный груз прибыл из Астапово, где Толстого настиг его последний час.

Есть сведения, что когда писатель впервые увидел «горделивую чугунку», то испытал замешательство. Легкий испуг от вида пыхтящей громадины-паровоза быстро прошел: «зеркало русской революции», как известно, был еще и отражением всего прогрессивного, в том числе, в области техники. Маршрут Ясная Поляна - Козлова Засека стал для него привычным. Любитель странствий довольно легко освоил железнодорожный транспорт и активно пользовался им.

Откуда пошло название

В последнюю поездку к дочери Татьяне в Кочеты 82-летний Толстой тоже отправился на поезде. Был август. За окошком сначала медленно, а потом все быстрее уплывали знакомые деревца с первыми рыжинками в пышной листве, навстречу им «бежали» другие: «Прощай, Козлова Засека!» Вряд ли Лев Николаевич думал, что это прощание навсегда. В ходе экскурсии рассказывают и об этом его прощальном «свидании» со станцией.

Туристы интересуются у гидов: почему старинный полустанок называется так, а не иначе? Корни наименования уходят в пятнадцатый век. Эти места представляли окраину Московского княжества, которую нужно было защищать от вражеских набегов. Для этого создавались засеки.

Строительство важной составной части оборонительных сооружений выглядело так: валились большие деревья, их ветви засекались так, что представляли собой ощетинившиеся колы. Сходу преодолеть такой заслон ворог не мог, что давало защитникам возможность собраться с силами. Козловой местную преграду назвали в честь воеводы Данилы Козлова. Видимо, большой храбрец был, раз удостоился чести народной.

Реконструкция вне шумной толпы

С 1928 по 2001 год станция Козлова Засека называлась Ясная Поляна, затем ей возвратили историческое имя. Толстой и многие его земляки называли остановку коротко и душевно: Козловка. Сегодня той шумной «пропасти народа», о которой писал когда-то Лев Николаевич, ни в зале ожидания, ни на перроне, как правило, не наблюдается.

А прежде только он со своим огромным семейством, насчитывающим тринадцать душ детей, мог забронировать целый вагон. Можно представить, как Толстые коротали время до прибытия поезда, расположившись на деревянных скамьях в зале ожидания. Младшие наверняка осваивали небольшие площади по максимуму: заглядывали во все уголки, приподнимались на носочки, чтобы рассмотреть кассира в окошке.

После реконструкции 2001 года, проведенной по инициативе руководства Московской железной дороги, сиденья, как встарь, приглашают пассажиров присесть на минутку или на несколько часов. Заглянуть в светящееся необычное окошко кассы весьма занимательно даже современным взрослым. В рамках познавательного вояжа интересно посетить кабинет начальника станции Козлова Засека.

Старое и новое

На покрытом зеленым сукном столе руководителя красуется старинный Сколько сообщений было отбито на нем? Отделение почты, переговорный пункт - все это как в толстовские времена: забудьте про свой сотовый телефон, зайдите в кабинку и позвоните родным или близким. Многие посетители признаются: интерактивное путешествие в прошлое им очень нравится. Козлова Засека - музей, которому все возрасты покорны.

В начале двадцатого века, а именно в 1902 году, станционный комплекс пополнился багажным отделением, был построен перрон из дерева, промежуточная (островная) платформа. Тогда же соорудили туалет, погреб, путейский дом. Все это содержится сегодня в аккуратном ухоженном состоянии, так, что не стыдно своим показать, зарубежных гостей привезти.

Для справки: с 2001 года Козлова Засека является филиалом «Ясная поляна» (Щекинский район Тульской области).

В ходе реконструкции начала третьего тысячелетия за основу брали 1910 год: использовали сохранившиеся сведения о внешнем виде здания, его внутреннем убранстве, облике прилегающей территории. Исходя из того, что станция действующая, избежать современных «вкраплений» (антенны, кабели и т. д.) не удалось. Но посетители не отвлекаются на мелочи, акцентируя внимание на главном.

Восстановят ли маршрут?

Станция долго жила активной жизнью: пролетали мимо поезда дальнего следования, летом активными пользователями железной дороги становились многочисленные дачники. Но времена изменились. Те, кто побывал в Козловой Засеке в 2016 году, услышали от экскурсоводов, что поезд Москва - Ясная Поляна отменен, несмотря на то, что был востребован пассажирами. Работники музея надеются, что маршрут восстановят. Ведь он ведет в замечательный исторический уголок.

Да... Когда-то из Москвы в Ясную Поляну ко Льву Толстому приезжали многие известные люди. К примеру, художник Илья Репин. Он подружился с романистом еще в 1880 году, когда тот неожиданно нагрянул к нему в мастерскую. С того времени автор картин «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван» и др. почти ежегодно навещал великого писателя в его родовом имении, создал целую галерею портретов друга.

Усадьбу посещали и не менее почитаемые ценителями искусства Иван Шишкин, другие именитые гости. Все они выходили на станции Козлова Засека (Тула). Чета Толстых радостно встречала их, провожали к Ясной Поляне, до которой всего-то несколько километров. И это лишь небольшая часть исторических сведений.

Маленький, но интересный музей

Многие посетители высоко оценивают достоинства музейно-вокзального комплекса, отмечают гармоничность сочетания истории и современности. При этом непосредственно музей - это небольшая комната с интересной экспозицией. Выставка называется «Железная дорога Льва Толстого». Как выглядела чугунка? Как одевались путешественники? Что представляла собой ручная кладь?

Обо всем этом и многом другом можно узнать, прибыв к вокзалу с надписью на старославянском: «Козлова Засека». Конторка, за которой можно было черкнуть пером пару строк, старинные, украшенные вышивкой дамские и строгие мужские дорожные плащи, перчатки, огромный чемодан, увлекательный фоторепортаж, - все это позволяет окунуться в атмосферу давно ушедших лет.

Есть такая услуга, как фото в старинном одеянии. Так что, уезжая, народ с удовольствием увозит на память частичку Козловки. Можно позировать у бюста Л. Н. Толстого, на крылечке, у клумбы, на скамье с коваными ажурными ножками, - выбор за туристами, которых поманил к себе, казалось бы, простой полустанок Козлова Засека. "Как доехать до него?" - вопрос в наши дни актуальный. Но об этом чуть ниже.

Все как при Толстом

Есть мнение, что хранить былое сегодня немодно. Однако большинство побывавших в музее выражают благодарность всем тем, кто в наши непростые времена смог гармонично соединить современность и историю. Станция-музей "Козлова Засека" - пример комплекса, каждый метр которого работает на добрый имидж.

Продумано и взвешено все до мелочей. Наверняка проще было соорудить на платформе какие-нибудь металлические или пластиковые ограждения. Но при Толстом их не было. Поэтому стоят приземистые заборчики, деревянные, крепкие на вид и на поверку. К таким, не исключено, привязывал коня сам Лев Николаевич.

Плакат, предупреждающий о необходимости осторожного поведения при нахождении на платформе, тоже в стиле ретро: незадачливый господин в цилиндре, того и гляди, попадет в опасную ситуацию. А каков призыв: «Господа, берегите жизнь!» Многие признаются: сразу хочется стать дисциплинированнее и внимательнее.

Летом лучше, чем зимой

Козлова Засека - этот тот пункт, который стоит посетить всем, кто устал от светских вечеринок и суеты. Любят фотографироваться на фоне музейно-вокзального комплекса молодожены. Свадебные фотографы чаще всего выбирают «для колорита» старинный колодец, само здание станции, памятник писателю. В общем, Козлова Засека известна и притягательна (хотя случается и такое: то густо, то пусто).

Почти все гости охотно посещает магазин сувениров, буфет, прогуливаются по территории. Летом здесь более многолюдно. Зимой, как выражаются некоторые, «красоты не хватает». Что касается поры цветения и плодоношения, то все сходятся во мнении: воздух чудесный, пахнет душистыми яблочками, повсюду витает запах петуний. Горожане особенно ценят такую роскошь.

Нам до Козловки!

Электрички до Козловой Засеки - дело прошлого. Вспоминать о том, как еще недавно по маршруту Тула - Козлова Засека люди передвигались на электропоезде повышенной комфортности, бессмысленно. Он отходил от станции Курская в Москве, но отменен, как считается, из-за недостаточного пассажиропотока.

Теперь знатоки советуют воспользоваться маршрутным такси № 218, которое отправляется с Московского ж/д вокзала. Только не забудьте предупредить шофера, что вам до Козловки, так как водители часто разворачиваются, не доезжая до Засеки, и вы, минуя цель, окажетесь на конечной остановке в поселке Скуратово (Западный). Оттуда идти до станции далековато и можно перепутать стежки-дорожки. Удачной поездки!



Читайте также: