Речи цицерона. Биография цицерона Цицерон трактаты об ораторском искусстве

Думаю, не лишним будет сказать и об ораторском таланте Цицерона. Возможно, не прославься он как оратор, то его политическая карьера не состоялась бы или не была бы такой удачной.

Вообще, первым оратором в Риме считался Гальба (II в. до н. э.). Он первым, по словам Цицерона, «стал применять в речи особые, свойственные ораторам, приемы: отступал ради красоты от главной темы, очаровывал слушателей, волновал их, вдавался в распространения, вызывал сострадание, использовал общие места». Но Цицерон развил все эти качества, и именно благодаря ему их возвели в идеал красноречия. Цицерон написал произведение «Оратор», в котором как раз давалась характеристика лучшего оратора. В этой работе говорилось о тех приемах, которые необходимы для развития красноречия и о том, что стоит делать оратору во время выступлений. В частности, Цицерон утверждал, что недостаточно просто красиво говорить, нужно еще и обладать знаниями во многих областях, например, в праве, истории, философии, литературе, политике, в области военного дела и многих других. Он считал, что философия в этом ряде наук идет на первом месте, так как она - «мать всего, что хорошо сделано и сказано». Философия дает оратору сырой материал для красноречия.

Кроме того, красноречие - это искусство не только говорить, но и думать. Сила красноречия в том, что оно «постигает начало, сущность и развитие всех вещей, достоинств, обязанностей, всех законов природы, управляющей человеческими нравами, мышлением и жизнью». С его помощью определяются и уточняются обычаи, законы, права. Благодаря ему правители могут привлечь внимание народа. Своей речью оратор должен «убеждать, услаждать, увлекать».

Цицерон благодаря своим речам не только заработал неугасающую славу, но и стал образцом идеального оратора. Они дают прекрасный образец разнообразного использования правил и приемов красноречия. Но Цицерон не мог не обращать внимание на язык, на словесное оформление своих мыслей. Поэтому все опубликованные самим Цицероном речи подвергались им тщательной литературной обработке и редактированию (к речам написанным, но не произносившимся, принадлежат только пять речей против Верреса и вторая Филиппика). В отдельных случаях обработка речей была столь основательной, что они по форме, содержанию и по производимому ими впечатлению существенно отличались от первоначального варианта.

Литературный язык Цицерона («богатый и изукрашенный») может быть определен как «родосский стиль», т. е. стиль, представлявший нечто среднее между двумя основными направлениями в риторике: азианизмом и аттикизмом. Во всяком случае, на примере рассмотренного выше произведения Цицерона «Оратор», можно убедиться в отрицательном отношении Цицерона к «сухому и безжизненному» типу красноречия новоаттиков. Вместе с тем в поздний период своей ораторской деятельности (особенно в годы диктатуры Цезаря) Цицерон склоняется к более строгому и умеренному типу красноречия.

Как оратор Цицерон широко и разносторонне пользуется композиционными и чисто стилистическими приемами, такими, как отступления, характеристики, исторические примеры, цитаты из латинских и греческих авторов, остроты и игра слов, ритм, чередование кратких и долгих слогов, благозвучности концовок и т.д. Кстати, в заключительной части трактата «Оратор» Цицерон довольно резко пишет о вопросах ритмической периодизации речи, критикуя аттикистов.

Также Цицерон известен как любитель остроумия и меткого, часто даже обидного и язвительного слова. Порой он говорил такие вещи, которых в той или иной ситуации не следовало говорить. Этим он нажил себе не одного смертельного врага. У Плутарха есть множество тому примеров. Он даже сетовал на то, что Цицерон, упивавшийся силой собственного слова, «нарушал все приличия».

Цицерон не мог удержаться от язвительных замечаний и острот не только в суде или на Форуме, но и в такой обстановке, где это было для него отнюдь не безопасно. К примеру, оказавшись в лагере Помпея, он не скрывал своего скептического отношения ко всем его планам и приготовлениям и, по словам Плутарха, «расхаживал по лагерю всегда угрюмый, без тени улыбки на устах, но вызывая ненужный, даже неуместный смех своими остротами».

Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству многие поколения юристов, изучавшие многие приемы Цицерона. Также сохранились более 800 его писем, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики.

Подводя итоги, можно сказать, что Цицерон как оратор обладал всеми теми качествами, которые в соответствии с требованиями античной теории были необходимы мастеру слова. Это, во-первых, природные дарования, практика и искусство красноречия как таковое, т. е. та сумма знаний общего характера и особенных приемов, овладение которыми приходит в результате специальной подготовки. Сам Цицерон говорил об этом так: «Нет ни одной положительной черты или особенности в любом роде ораторского искусства, выявить которую если не в совершенстве, то хотя бы приблизительно, мы не пытались бы в наших речах».

Министерство образования и науки Украины

Мариупольский государственный университет

Филологический факультет

Реферат

По предмету «Коммуникативные стратегии и тактики речи»

На тему «Ораторское искусство Цицерона»

Волощук А.А.

Преподаватель

Карпиленко В.А.

Мариуполь, 2011

Ораторское искусство Цицерона

Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.).

Цицерон родился в семье, принадлежавшей к сословию всадников, в небольшом городке Арпине. Когда будущему оратору исполнилось 15 лет, его отец переехал в Рим, чтобы дать своим сыновьям хорошее образование.

Одну из первых своих речей, дошедших до наших дней, «В защиту Росция», Цицерон произнёс в порицание вольноотпущенника и любимца диктатора Суллы, что было рискованным шагом во время, когда Сулла широко использовал проскрипционные казни с целью избавления от неугодных. Опасаясь мести диктатора, выигравший процесс Цицерон отправился в Афины, где продолжил изучать философию и риторику.

После смерти Суллы он вернулся в Рим, где начал выступать защитником в суде.

В 75 году до н. э. Цицерон был избран квестором и получил назначение на Сицилию, где руководил вывозом зерна в период нехватки хлеба в Риме. Своей справедливостью и честностью он заслужил уважение сицилийцев, однако в Риме его успехи были практически не замечены.

Более широкую известность Цицерон приобрел после дела Верреса, бывшего наместника Сицилии. В 70 году до н. э., подавая против Верреса иск о вымогательстве, сицилийцы обратились к Цицерону за помощью, помня о его ораторских талантах. Преторы, подкупленные Верресом, так затянули разбирательство, что не оставили Цицерону времени для произнесения обвинительной речи до начала праздников, однако он настолько умело представил судьям доказательства и показания свидетелей, обвинявших наместника во взяточничестве, вымогательствах, прямом грабеже и убийствах сицилийцев и даже римских граждан, что его выступление решило дело, и Веррес был вынужден отправиться в изгнание. В 69 году до н. э. Цицерон избирается курульным эдилом, а в 66 году до н. э. - претором.

В 63 году до н. э. Цицерон был избран на должность консула, будучи первым за предыдущие 30 лет «новым человеком», достигшим этого поста. Его избранию способствовало то, что его соперник, Катилина, открыто говорил о своей готовности к революционным преобразованиям в случае получения должности консула. Это сильно обеспокоило римлян, и предпочтение было в итоге отдано Цицерону.

После поражения на выборах Катилина начал готовить заговор с целью захвата власти, который Цицерону удалось раскрыть. «Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды? Неужели тебя не встревожили ни ночные караулы на Палатине, ни стража, обходящая город, ни страх, охвативший народ, ни присутствие всех честных людей, ни выбор этого столь надежно защищенного места для заседания сената, ни лица и взоры всех присутствующих? Неужели ты не понимаешь, что твои намерения открыты?». Так начал Цицерон свою первую речь против Катилины. Четырьмя речами, считающимися образцами ораторского искусства, Цицерон вынудил Катилину бежать из Рима в Этрурию. В последовавшем заседании Сената, которым он руководил, было решено арестовать и казнить без суда тех заговорщиков, которые остались в Риме, так как они представляли собой слишком большую угрозу государству, и обычные в таких случаях меры - домашний арест или ссылка - были бы недостаточно эффективны. Юлий Цезарь, присутствовавший на заседании, выступал против казни, однако Катон своей речью, не только обличавшей вину заговорщиков, но также перечислявшей подозрения, падавшие на самого Цезаря, убедил сенаторов в необходимости смертного приговора.

В этот период слава и влияние Цицерона достигли своего пика; восхваляя его решительные действия, Катон назвал его «отцом отечества».

В 60 году до н. э. Юлий Цезарь, Помпей и Красс объединили силы с целью захвата власти, образовав Первый Триумвират. Признавая таланты и популярность Цицерона, они сделали несколько попыток привлечь его на свою сторону. Цицерон, поколебавшись, отказался, предпочтя остаться верным сенату и идеалам Республики. Однако это оставило его открытым для нападок оппонентов, в числе которых был трибун Клодий, невзлюбивший Цицерона с тех пор, как оратор дал против него показания на судебном процессе.

Клодий добивался принятия закона, осуждавшего Цицерона на изгнание, как человека, казнившего римских граждан без суда и следствия. Цицерон обратился за поддержкой к Помпею и другим влиятельным лицам, однако не получил её; кроме того, он подвергся физическим преследованиям со стороны приверженцев Клодия. В апреле 58 года до н. э. он был вынужден уйти в добровольное изгнание. В его отсутствие закон был принят, его имущество конфисковано, а дома сожжены.

В сентябре 57 года до н. э. Помпей занял более жесткую позицию по отношению к Клодию (причиной тому послужили нападки трибуна). Помпей прогнал его с форума и добился возвращения Цицерона из ссылки с помощью народного трибуна Тита Анния Милона.

В 51 году до н. э. он был назначен по жребию наместником Киликии, где успешно правил, пресек мятеж каппадокийцев, не прибегая к оружию, а также нанёс поражение разбойничьим племенам Амана, за что получил титул «императора».

После битвы при Фарсале (48 год до н. э.) Цицерон отказался от предложенного ему командования войском Помпея, и после стычки с Помпеем Младшим и другими военачальниками, обвинявшими его в предательстве, перебрался в Брундизий. Там он встретился с Цезарем и был им прощен. Во время правления Цезаря он ушёл с политической сцены Рима, так и не сумев примириться с диктаторством, и занялся сочинением и переводом философских трактатов.

После убийства Цезаря в 44 году до н. э. Цицерон вернулся к политике, решив, что со смертью диктатора республика может быть восстановлена.

В борьбе за власть между Марком Антонием и молодым Октавианом, наследником Цезаря, он принял сторону последнего, считая, что сможет манипулировать юношей и с его помощью добиться власти. С целью ослабления позиции Антония он произнёс 14 направленных против него речей, которые он назвал «филиппиками» по аналогии с речами Демосфена, в которых он обличал Филиппа Македонского. Однако когда Октавиан благодаря поддержке, оказанной ему Цицероном, пришёл к власти, он заключил союз с Антонием и Лепидом, образовав Второй Триумвират. Антоний добился того, чтобы имя Цицерона вошло в проскрипционные списки «врагов народа», которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза.

Цицерон был убит при попытке к бегству 7 декабря 43 года до н. э. Когда Цицерон заметил догоняющих его убийц, он приказал рабам, несущим его: «Поставьте тут же паланкин», а потом, высунув голову из-за занавеси, подставил шею под нож убийцы. Его отрубленные голова и правая рука были доставлены Антонию и затем помещены на ораторской трибуне форума.

При жизни Марк Туллий Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству многие поколения юристов, изучавшие, в частности, и такие приемы Цицерона, как ламентация. Также сохранились более 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики.

Три трактата об ораторском искусстве отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора. Эти трактаты – «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор»- памятники античной теории словесности, античного гуманизма, имевшие глубокое влияние на всю европейскую культуру.

Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство? Теория красноречия Цицерона занимает среднее положение между азианизмом и умеренным классическим аттицизмом. В трактате «Об ораторе» Цицерон сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие - нечто такое, что дается труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений. «В самом деле, - пишет он, - ведь здесь необходимо усвоить себе самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость, как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?.. Наконец, что сказать мне о сокровищнице всех познаний - памяти? Ведь само собою разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром».

Цицерон считает, что основа ораторского искусства, прежде всего - глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение - пустая и ребяческая болтовня. Красноречие - это искусство, но труднейшее из искусств.

Вот как, по Цицерону, происходит формирование оратора: «Итак, можно сказать: человеку даровитому, который заслуживает поддержки и помощи, мы передадим только то, чему научил нас опыт, дабы он под нашим руководством достиг всего, чего мы сами достигли без руководителя; а лучше этого обучить мы не в состоянии». Основное - дар слова, который необходимо развивать постоянно.

Цицерон анализирует построение судебной речи, которая должна доказать правоту того, что мы защищаем; расположить к себе тех, перед кем мы выступаем; направить их мысли в нужную для дела сторону. Он останавливается на типах доказательств и их применении.

Обязанность оратора заключается в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. Как видим, Цицерон придерживается установившейся классической схемы, согласно канону, которой дается пятичастное деление риторического процесса, то есть весь путь «от мысли к звучащему публичному слову». Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника.

По мнению Цицерона, самое важное для оратора - это словесное выражение мысли и произнесение речи. Первое требование к речи - чистота и ясность языка (выражение мысли). Чистота и ясность вырабатываются обучением и совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов. Для чистоты речи необходимо безупречно выбирать слова, правильно пользоваться морфологическими формами. Ясность речи связана с правильным, нормативным произношением: оратору необходимо правильно управлять органами речи, дыханием и самими звуками речи. «Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо также, когда их затемняет излишняя небрежность; нехорошо, когда слово произносится слабым, умирающим голосом; нехорошо также, когда их произносят, пыхтя, как в одышке /.../, существуют, с одной стороны, такие недостатки, которые все стараются избегать, например, голос слабый, женственный или как бы немузыкальный, неблагозвучный и глухой. С другой стороны, есть такой недостаток, которого иные сознательно добиваются: так, некоторым нравится грубое мужицкое произношение, ибо им кажется, что оно вернее придает их речи оттенок старины".

Интересно философское рассуждение Цицерона о нравственности и красноречии: «Истинный оратор должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, испробовать все, что встречается человеку в жизни, так как в ней вращается оратор, и она служит ему материалом. Ибо красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека; и хотя все проявления нравственной силы однородны и равноценны, но одни виды ее превосходят другие по красоте и блеску. Таково и красноречие: опираясь на знание предмета, оно выражает словами наш ум и волю с такою силой, что напор его движет слушателей в любую сторону. Но чем значительнее эта сила, тем обязательнее должны мы соединять ее с честностью и высокой мудростью; а если бы мы дали обильные средства выражения людям, лишенным этих достоинств, то не ораторами бы их сделали, а безумцам бы дали оружие». Здесь Цицерон, пожалуй, впервые ставит так широко вопрос об образе оратора. Слово, искусство красноречия связано с личностью говорящего, через них выражается ум, эрудиция оратора, его знания, опыт, а также воля, которая действует на слушателей через речь. Красноречие - это высшее проявление нравственной силы человека. Следовательно, чем нравственнее человек, тем, по мнению Цицерона, красноречивее. В этом случае красноречие - благо, которое использует оратор для людей. Сила ораторской речи, по Цицерону, обязательно соединяется с честностью и высокой мудростью. Только в таком случае речь может принести людям удовлетворение. Если же силой слова будут пользоваться люди нечестные, то это сильное оружие попадет в руки безумцам, которые могут направить его во зло. Философский подход к слову как благу и аду, как орудию честных и нечестных людей дает возможность взглянуть на теоретические изыскания Цицерона под углом гуманистического направления риторического искусства, его высшего назначения в качестве выразителя обще гуманитарных идей. Не случайно Цицерон силу слова связывает с мудростью, отмечая, что эту науку мыслить и говорить, эту силу слова древние называли мудростью. «Ведь в старину-то наука, - замечает он, - как видно, одинаково учила и красному слову, и правому делу; и не особые учителя, но одни и те же наставники учили людей и жить, и говорить».

Цицерон неоднократно подчеркивает, что речь должна быть как можно более увлекательной, производить как можно большее впечатление на слушателей и подкрепляться как можно большим количеством доводов, ибо доводы - материал действительно громадный и важный.

Трактаты Цицерона

Трактаты «Брут» и «Оратор», написанные в 46 г. до н. э., он обращает к Бруту, представителю нового, аттического течения, защищая свою точку зрения. Цель этих сочинений - обосновать законность и превосходство того ораторского идеала, пути к которому Цицерон указал в диалоге «Об ораторе». Обосновывает он это направление и с точки зрения исторической (в «Бруте»), и с точки зрения теоретической (в «Ораторе»). В диалоге «Брут, или О знаменитых ораторах» Цицерон перечисляет почти всех знаменитых ораторов - свыше двухсот - в хронологическом порядке с краткими характеристиками каждого. Для Цицерона римское красноречие - предмет национальной гордости, и он счастлив стать первым его историком. Этот труд - сочинение критическое и полемическое, имеющее своей целью не только характеристику ораторов, но главным образом защиту и развитие тех идей, которые высказаны в предыдущем трактате.

В своей истории красноречия он рисует продуманную картину исторического прогресса и постепенного восхождения красноречия от ничтожества к совершенству. Красноречие для Цицерона - по-прежнему не самоцель, а лишь форма политической деятельности, и судьба красноречия неразрывно связана с судьбой государства. Развитие римского красноречия, считает Цицерон, определяется прежде всего внутренними причинами, широтой и глубиной усвоения греческой культуры и развитием культуры римской. На примерах критического разбора речей греческих и римских ораторов он еще раз утверждает идеи, которые высказаны им в трактате «Об ораторе».

«Оратор» - завершающее произведение риторической трилогии Цицерона. Вначале он рисует образ совершенного оратора, однако делает оговорку: «Создавая образ совершенного оратора, я обрисую его таким, каким, быть может, никто и не был».

В этом трактате больше всего Цицерон говорит о словесном выражении и о ритме, что диктуется его стремлением доказать аттицистам - а именно по этим вопросам шел спор - свою правоту: он стремился отстоять свое право на величественный и пышный слог, отведя упреки в азианстве и обличив недостаточность и слабость проповедуемой аттицистами простоты. Он выдвигает в качестве аргумента эллинистическое учение о трех стилях красноречия: высоком, среднем и простом. Простой стиль призван убедить, средний - усладить, высокий - взволновать и увлечь слушателя.

Избранные цитаты Цицерона

- «Бумага не краснеет, бумага все терпит»

В письмах «К друзьям» находится выражение «письмо не краснеет»

- «Дамоклов меч»

Из древнегреческого мифа о сиракузском тиране Дионисии Старшем, пересказанном Цицероном в сочинении «Тускуланские беседы»

Дамокл завидовал Дионисию, хотя и льстил ему. Желая проучить льстеца, называвшего его счастливейшим из людей, Дионисий приказал во время пира посадить Дамокла на свое место, предварительно прикрепив к потолку над троном острый меч, висевший на конском волосе. Этот меч был символом опасностей, постоянно угрожавших властителю.

-«Когда гремит оружие, музы молчат»

Поговорка эта известна из речи Цицерона в защиту Милона.

-«Отец истории»

Такое почетное наименование греческого историка Геродота впервые присвоено ему Цицероном в сочинении «О законах»

-«О времена! О нравы!»

Цицерон часто употреблял в речах, например, в первой речи против Катилины. Цитируется по-латыни: «O tempora! O mores!»

Цицерон в труде «Об... : М. А. Невская «Риторика», М., «Эксмо», 2005 2.Апресян Г.З. «Ораторское искусство» , М., МГУ, 1986 3.Александров Д.Н. «Риторика», М., «ЮНИТИ» ...

  • Ораторское искусство становление и развитие

    Реферат >> Иностранный язык

    Есть душа повинно ораторского искусства . 1 Ораторское искусство 1.1 Понятие “ораторское искусство ” Термин ораторское искусство античного (латинского) происхождения... , глубиной и широтой мышления. Цицерон говорил: «Совершенство не дано никому...

  • Искусство как эстетический феномен

    Реферат >> Культура и искусство

    Дионисия Галикарнасского, несколько трактатов об ораторском искусстве Цицерона и др.). Начиная с пифагорейцев большое внимание... , так и удовольствие. Сюда Батё относит ораторское искусство и архитектуру. С этого времени в европейской культуре...

  • Риторические взгляды Цицерона

    Реферат >> Культура и искусство

    Принадлежит, несомненно, и Марк Туллий Цицерон . В историю риторики и ораторского искусства Цицерон вошел, прежде всего, как... прозы. Заключение Итак, в историю риторики и ораторского искусства Цицерон вошел, прежде всего, как блестящий...

  • Литературное наследие современности поистине неисчерпаемо. Сегодня любой желающий может найти просто невероятное количество материалов на совершенно любую тему, от и биологии до астрономии и политологии, от механики и аэронавтики до и дидактики и т.д. И каждому, кто интересуется литературой вообще, следует знать, что огромнейшая часть мирового литературного наследия принадлежит авторам Древнего Рима и Древней Греции. В настоящей же статье мы похотим рассказать вам о Цицероне, прославившемся своими бесподобными речами и оставившем после себя немало уникальных работ. А почему этот человек заслуживает особого внимания, вы узнаете, прочитав представленный материал.

    Марк Туллий Цицерон

    Марк Туллий Цицерон был известным древнеримским политическим деятелем, оратором и философом. Несмотря на то, что родился он в обычной семье, он сумел сделать потрясающую карьеру – стал членом сената и консулом. Причиной этому во многом послужил его ораторский дар.

    Цицерон получил ораторское и философское образование изначально в Риме, а после продолжал обучение на Родосе, в Малой Азии и Афинах. По мере продвижения по службе он занимал всё более высокие государственные посты. Всю свою жизнь, как и литературное творчество, Цицерон посвятил политике.

    Речи Цицерона

    На деятельность Цицерона, в частности, на речи и письменные труды оказывали огромное воздействие его политические взгляды, которые были изменчивы, но которым он всегда был всецело верен. Отдельно следует отметить речи Цицерона против Верреса, Катилины и Марка Антония.

    Цицерон против Верреса

    Изначально в выступлениях и сочинениях Цицерона превалировали интересы всаднического сословия, к которому, собственно, он сам и принадлежал от рождения, а выступал он против римской знати. Судить об этом можно по его речам, направленным против Верреса, который был бывшим наместником Сицилии и разграблял страну. Сами жители этой провинции просили Цицерона выступать против жаждущего наживы человека. К судебному процессу Цицерон готовился самым тщательным образом, собирал огромное количество фактического материала, искал свидетелей, а затем выступал разоблачителем преступных деяний бывшего наместника.

    Уже во время первой судебной сессии Цицерон произнёс две речи, которые вынудили Верреса признать себя виновным, а до второй сессии дело даже не дошло. Но обличитель не остановился, и были изданы все семь речей «Против Верреса», во всех подробностях обрисовывающие всё хищническое поведение злодея, а также произвол наместников, управлявших провинциями, и круговую поруку внутри римского нобилитета, т.е. знати.

    Со временем Цицерон стал выступать на стороне сенатской партии, направляя все свои усилия на примирение враждующих сословий.

    Цицерон против Катилины

    Однако отдельного внимания заслуживает период, когда Цицерон был консулом – именно в это время он сумел разоблачить заговор Катилины, а также выступал против него с многочисленными речами.

    Для справки отметим, что Катилина являлся членом сената, и брал своё происхождение из знатной патрицианской семьи. Свой заговор он задумал в процессе предвыборной борьбы за консульскую власть, причём борьба эта была между ним и Цицероном. Катилина смог привлечь в свои сторонники немалое количество людей из самых разных социальных слоёв, а основным его лозунгом было требование отменить старые долги.

    Вся политическая кампания Катилины была неопределённой, но ставила своей главной целью захват власти. Цицерон же, являясь консулом, организовал экстренное заседание сената, куда, конечно же, входил и Катилина. На этом заседании и была им произнесена первая речь «Против Катилины».

    Эта речь была крайне эффектной и успешной и соответствовала всем ораторским правилам. В довольно мрачных красках Цицерон описывал действия злоумышленников и личность Катилины. Он назвал его «врагом отечества» и добавил к этому множество нелицеприятных эпитетов. Главным требованием к Катилине было оставить Рим, с чем он и не стал медлить по окончании заседания.

    В течение нескольких дальнейших дней Цицерон произнёс против врага ещё три речи перед сенатом и народом, а после все четыре речи издал. Однако успех речей, которые помогли разоблачить заговор, не позволил консулу остаться в Риме. Так, после истечения консульских полномочий, Цицерону не оставалось ничего больше, чем стать изгнанником, ведь недовольство сторонников Катилины возрастало, что грозило Цицерону казнью без суда.

    Цицерон против Марка Антония

    Против убившего Цезаря Марка Антония Цицерон создал целых четырнадцать речей. Эти речи назывались «Филиппиками», т.к. были очень схожи с речами Демосфена, выступавшего против македонского тирана – царя Филиппа.

    В речах «Против Марка Антония» Цицерон призывал сенат к тому, чтобы отстаивать свободу республики против наследника Цезаря. Но позже Марк Антоний и его сторонники создали второй триумвират, а сенат стал просто неспособен сопротивляться, по причине чего Цицерон был включён список людей, находящихся вне закона, а позже – убит. Но слава о Цицероне не только не канула в Лету, но и смогла преодолеть века.

    Особенности речей Цицерона

    Речи Цицерона всегда были преисполнены самым разноплановым содержанием и отличались первоклассным мастерством. Как его политические, так и судебные речи взывали к высоким моральным принципам и осуждали жестокость, невежество и корыстолюбие.

    Особым образом Цицерон формулировал и задачи, которые должно выполнять оратору. Он говорил, что красноречивым можно считать такого оратора, речи которого и в совете и на суде будут убедительными, услаждающими и увлекательными. Первое является следствием необходимости, второе требуется для удовольствия, а третье есть путь к победе, т.к. обладает большим количеством средств, необходимых для успеха в деле. А в зависимости от количества задач, которые ставит перед собой оратор, можно назвать столько же и типов красноречия – оно может быть точным – для убеждения, умеренным – для услаждения, мощным – для увлечения. Самым же ответственным моментом оратор считал сам процесс произнесения речи перед публикой.

    Что касается языка речей и сочинений Цицерона, то они является чем-то средним между базовыми риторическими направлениями – аттикизмом, который представляет собой простой сухой стиль, и азианизмом, представляющим собой стиль пышный и красочный.

    По мере времени Цицерон всё больше тяготел к умеренному и строгому роду красноречия. Огромное значение им уделялось речевому ритму, благозвучности концовок и чередованию долгих и кратких слогов. Умело соответствуя всему этому, Цицерон смог стать самым выдающимся мастером политических речей в Риме.

    Цицерон мастерски владел , которые способны усилить патетику в речи. Среди таковых можно выделить восклицания, риторические вопросы, обращения к богам, фиктивные речи, которые как бы исходят от персонажей аллегорий, метафоры и т.д. А произведения Цицерона всегда на высшем уровне обработаны стилистически.

    Именно по этим причинам Марку Туллию Цицерону приписывают основной вклад в становление нормализованного латинского языка и римской классической прозы.

    Литературное наследие и значение Цицерона

    Цицерон, как мы только что упомянули, считается основоположником римской классической прозы. Язык его речей, писем и трактатов является нормой классического латинского языка. Стилистику его прозаических трудов по достоинству оценили критики Античности, а сами работы стали образцовыми.

    Письма, написанные Цицероном, явились основой европейской эпистолярной культуры, а речи, главным образом, катилинарии (речи «Против Катилины») относятся к числу наиболее выдающихся примеров жанра.

    Гуманистическая проза также в процессе своего формирования взяла за основу язык Цицерона. Даже в XVIII столетии видные французские политики-революционеры брали за основу своего красноречия правила и приёмы Цицерона.

    Трактаты Цицерона по философии можно назвать уникальным по охвату изложением всей философии его эпохи, и сегодня из них черпаются данные о многих сторонах жизни Рима в I столетии до нашей эры.

    После себя Цицерон смог оставить объёмное литературное наследие, большую часть которого можно найти и в наши дни. Сюда относятся его литературные сочинения: более восьмисот писем, несколько трактатов и 58 речей.

    Ораторское слово в Риме уважали всегда. Считалось, что словом, в мирное время, римлянин служит на благо общества так же, как в военное время оружием в руках.

    Одним из таких служителей обществу периода республики, пришедшей на смену аристократии, был (106-43 г.г. до н.э.).

    Он вошел в историю мировой культуры как блестящий , видный государственный и общественный деятель, философ и литератор.

    Родился в 106 году до н. э. в семье провинциалов, которая, благодаря своим консервативным устоям, терпению и трудолюбию, создавала римскую республику, оставаясь долгое время «ядром» нации.

    Это были крестьяне-землевладельцы, которые, пользовались уважением и достаточным влиянием в округе, имея, даже, кое-какие связи в самой столице. Но один из его предков, предположительно, был из простых крестьян - отсюда это плебейское прозвище будущего великого оратора – Цицеро (род гороха) . Но, не смотря на это, Марк этим именем гордился и обещал своим насмешникам прославить его наравне с аристократическими именами Скавров и Катуллов

    (Е. Н. Орлов. «Марк Туллий Цицерон. Его жизнь и деятельность» ).

    Надо сказать, что дед его был истинным консерватором, который боялся всего нового. Особенно боязливо он относился к влиянию греческой культуры на римскую, которое имело место в ту пору. И его опасения были не безосновательны, ибо его сын - отец Марка - был человеком совсем другого склада характера – тихий, склонный к размышлению и легко попадающий под влияние. Так, под влиянием книг и разговоров он стал тяготиться своей мелкопоместной жизни и мечтал вырваться из нее. Его жена сочувствовала ему в этом, и когда их дети, Марк Туллий и Квинт, подросли, достигнув школьного возраста, они оставили деревню и перебрались в город, чтобы дети могли получить достойное образование.

    Как мы уже отмечали выше, в ту пору началось засилье греческой культуры в Риме. Все учителя были греками. И, естественно, что образование Цицерона получил греческое.

    Свою профессиональную деятельность в качестве адвоката по уголовным и гражданским делам, Цицерон начинает в 27 лет. Но история документального подтверждения его первых выступлений, к сожалению, не сохранила.

    Первой его речью, дошедшей до современного читателя, стала речь «В защиту Росция », обвиняемого в убийстве отца. Успех данного выступления положил начало его ораторской известности.

    Еще большей популярности Цицерон добился после выступления по делу Верреса, бывшего наместника Сицилии.

    В 70 году до н. э., подавая против Верреса иск о вымогательстве, сицилийцы обратились к Цицерону за помощью, помня о его ораторских талантах. Преторы, подкупленные Верресом, затянули разбирательство до такой степени, что не оставили Цицерону времени для произнесения обвинительной речи до начала праздников. Однако, он настолько грамотно и ловко доказал судьям виновность наместника, обвиняемого во взяточничестве, прямом грабеже и убийствах сицилийцев и римских граждан, что его выступление решило дело, и Верреса отправили в изгнание.

    После этого выступления Цицерон был на вершине славы и, не довольствуясь одержанной победой, издал все пять речей, которые он намеревался произносить в случае, если бы Веррес довел дело до второй инстанции.

    В 63 г. до н. э. Цицерон избирается на высшую должность консула и произносит несколько речей против Луция Сергия Катилины - глава заговора в Древнем Риме, получившего от него своё имя.

    Позже Цицерон произнесет панегирик о предоставлении империя (полноты исполнительной власти) Гнею Помпею и сенат согласится на диктатуру, склонив голову перед великим оратором и великим полководцем.

    Заключительным аккордом его стали четырнадцать филиппик против триумвира Марка Антония. Сам же Цицерон 7 декабря 43 года до н.э. пал жертвой интриг и проскрипций, расплатившись за «эластичность» своих политических взглядов.

    Такова, если говорить в двух словах, общественная жизнь известного всем человека.

    Если же вам надо написать, к примеру, работу об этом политическом деятеле и данного материала недостаточно для исследования, написание курсовой или какой-либо работы вы можете заказать на сайте 5orka.ru . И "пятерка" вам обеспечена!

    На этом пока все.!

    Остановимся сначала на отдельных основных чертах идеального цицеронского оратора, рассматривая их с точки зрения их возникновения.

    Как известно, Цицерон ставит вопрос: что формирует оратора – врожденные ли данные (ingenium), или знание теории красноречия (ars), а также упражнения (exercitationes)? Этот вопрос уже не впервые рассматривался в античной теории красноречия; с развитием ораторских школ его ставили и греческие теоретики, например Исократ, со школой которого был хорошо знаком Цицерон; но этот вопрос был весьма актуален и в условиях развития римского красноречия. В Риме с начала I в. до н. э. действовали школы ораторского искусства; латинские риторы, которые сначала подверглись гонению со стороны аристократически настроенного оратора Красса (Об ораторе, III, 93 и сл.), брали за основу обучения традиционную сухую риторику и учили декламировать бессодержательные речи, не обращая внимания на то, обладают ли ученики ораторскими способностями.

    Цицерон не отвергает необходимости традиционной риторической теории для образования оратора, он сам изложил ее в своей ранней Риторике (De inventione); он сам упражнялся в декламациях по-латыни, а чаще по-гречески (Брут, 301), позже он признает ее пользу для оратора (Об ораторе, I, 23; II, 81, 85) и даже издаст два небольших сочинения «Ораторские деления» (Partitiones oratoriae) и «Топику». Однако, по мнению Цицерона, оратор должен прежде всего обладать природными способностями – умением свободно владеть речью (linguae solutio), звучностью голоса (vocis sonus), силой груди (1аtera), крепким телосложением (vires), известной пропорциональностью в форме лица и тела (conformatio et figura) (Об ораторе, I, 114). Эти врожденные качества должны возбуждаться его способностью ориентироваться в обстановке (diligentia) в процессе его выступления, а «между природным даром и способностью ориентироваться (diligentia) немножечко места остается для теории (ars)»,– говорит устами Антония Цицерон (Об ораторе, II, 147–150). Цицерон называет «очень смешными» (perridiculos) всех тех риторов, которые изучают с учениками лишь риторскую теорию (Об ораторе, III, 75).

    Теория нужна, но Цицерон в основу ее кладет ораторскую практику: «Не красноречие родилось из теории, а теория из красноречия» (Об ораторе, I, 146). Такое утверждение было подсказано Цицерону его многолетним ораторским опытом и было вызвано оторванным от практики обучением в школах риторов. Цицерон прямо говорит: «Будем преподавать будущему оратору лишь то, чему нас научил опыт (usus)». Это влияние практики отразилось, например, в суждении Цицерона об установленных в риториках частях ораторской речи (вступлении, рассказе и др.). Цицерон не отвергает их; они кажутся ему стройно распределенными, однако установленными не на основе жизненного опыта (non perite) (Об ораторе, II, 81). Так, например, теория требует во вступлении расположить к себе слушателей, сделать их благосклонными (benevolos facere), поставить их в известность о деле (doсеrе), возбудить их внимание (attentos facere), но опыт показывает, что эти требования должны относиться не только ко вступлению в речи, но и к другим ее частям (Об ораторе, II, 81 сл.). Для вступления материал следует брать «из самой внутренности дела» (ex ipsis visceribus causae) (Об ораторе, II, 318).

    То же относится и к «рассказу» в речи: правдоподобие, ясность и краткость должны быть качествами не только рассказа, но и других частей речи.

    Речь оратора должна быть наполнена разнообразным содержанием, свидетельствующим о широком образовании оратора. Об этом много раз говорит Цицерон. Ораторское искусство – не пустое краснобайство. Уже в ранней риторике Цицерон писал, что мудрость в содержании (prudentia) без красноречия мало приносит пользы государствам, а красноречие без мудрого содержания большей частью слишком вредит и никогда не приносит пользы (О риторическом изобретении, 1,1).

    В трактате «Об ораторе» Цицерон требует для оратора разностороннего образования: «Никого не следует считать, в числе ораторов, если он не будет отличаться знанием всех наук, достойных свободного человека» (I, 72). «Если кто хочет дать всеобъемлющее и специфическое определение силы оратора,– пишет Цицерон, – то, по моему мнению, тот оратор достоин этого авторитетного имени, кто о любом попавшемся предмете, подлежащем словесному выражению, будет говорить с пониманием дела (prudentia), слаженно, красиво, ничего не забывая и даже с известным общим достоинством» (Об ораторе, I, 64; ср. I, 20).

    Необходимость широкого образования для оратора как судебно-политического деятеля вызывалась историческими условиями еще во II в. до н. э.; его требовал сатирик Луцилий, на которого ссылается Цицерон в трактате «Об ораторе» (I, 72). Широко образованным оратором был предшественник Цицерона на ораторском поприще Лициний Красе. Он говорил по-гречески так, «что казалось, он не знает никакого другого языка»; и для него не было «ничего нового и неслыханного» (Об ораторе, II, 2). Римским ораторам не хватает греческой образованности, говорит Красс в сочинении Цицерона «Об ораторе» (III, 94). Цицерон был учеником Красса и получил широкое образование, насыщенное греческой культурой.

    В сочинении «Брут» (308) он признается, что в молодости он «все дни и ночи проводил в углубленных занятиях всеми науками».

    Необходимость широкого разностороннего образования для оратора особенно ощущалась в напряженный период политической жизни Рима I в. до н. э., когда ораторское искусство было мощной силой, позволявшей политическому деятелю той или иной партии продвигаться по лестнице государственных должностей и проводить свою политическую линию.

    Широкое образование противопоставлялось Цицероном пустой болтовне риторов и легковесных ораторов – этих «ремесленников, обладающих проворным и привычным языком» (Об ораторе, I, 83), которые «лают, а не говорят» (Брут, 58). «Не какого-нибудь декламатора из школы или крикуна с форума мы ищем, но образованнейшего и совершеннейшего оратора»,– говорит Цицерон (Оратор, 47).

    Основное содержание образования, по Цицерону, должна составлять философия. И в этом отношении Цицерон исходил прежде всего из своего собственного опыта. В трактате «Оратор» (12) он заявляет, что «он вышел не из школ риторов, а из залов Академии». «Без философии нельзя образовать такого красноречивого человека, которого мы ищем,– утверждает Цицерон.– Ведь никто не может без философии очень пространно и содержательно говорить о важных и разнообразных вещах» (Оратор, 14).

    Исходя из практических целей, римляне, как известно, в греческой философии осваивали главным образом этику. Такая философия особенно была нужна оратору для того, чтобы он мог «распознать человеческую природу и характеры» (Об ораторе, I, 48). «Кто не знает, что наибольшая сила; оратора состоит в возбуждении у людей либо гнева, либо ненависти, либо скорби, или в отвращении от этих аффектов к мягкости и состраданию? – говорит Цицерон.– Оратор не сможет это сделать настолько, насколько он хочет, если он до глубины не проникнет во все особенности человеческой природы и в те причины, почему умы возбуждаются или успокаиваются» (Об ораторе, I, 53). И сама речь должна отражать нравственные качества (mores) оратора, чтобы в мыслях, в способе выражения, во всем внешнем произнесении речи оратор казался человеком честным, нравственным, «благонамеренным» – цицероновским vir bonus.

    В 50-е годы I в. Цицерон – идеолог оптиматов и сената – не мог понять глубоких социально-экономических причин, приводивших к гибели римскую республику, не мог понять, что традиционная римская мораль, составлявшая основное качество «благонамеренного мужа» (vir bonus), стала приходить в упадок. Причиной кризиса республики Цицерон считал падение нравственности. «Благодаря нашим порокам, а не благодаря какому-то случаю, мы на словах удерживаем республику, а на деле мы давно ее потеряли,– писал Цицерон в трактате «О государстве».– Ведь сами нравы погибли из-за недостатка в настоящих людях (virorum penuria)».

    Поэтому в своем «совершенном ораторе» Цицерон хочет возродить идеал viri boni (благонамеренного гражданина), как члена «согласия всех благонамеренных» (consensus bonorum omnium), которое Цицерон как оптимат провозглашал основой государства.

    Оратор должен говорить о благородном и постыдном, о полезном и бесполезном, о доблести и справедливости, о сдержанности, о мудрости, о величии духа, о щедрости, о благочестии, о дружбе, о верности, о долге и прочих добродетелях (Об ораторе, II, 67).

    Таким образом, красноречие, по мнению Цицерона; должно оказывать воспитательное воздействие, при этом в духе старинной римской virtus (добродетели). Такое воспитательное значение красноречия отвечало общим эстетическим взглядам Цицерона; он был против тенденции «новых поэтов», неотериков, к «искусству для искусства»; с точки зрения консервативной идеологии оптиматов Цицерон признавал воспитательное значение литературы, отвечающей духу старинных римских добродетелей.

    Однако, восставая против школы пустых декламаторов и ораторов-болтунов, требуя прежде всего разнообразного содержания речи, Цицерон настаивает и на соответствующем ему словесном выражении. Он резко высказывается против тех, которые от мыслей отделяют слова, «как тело от души»; он хочет показать, что ни словесного украшения нельзя найти без мыслей, ни какую-либо блестящую мысль без освещения ее словами (Об ораторе, III, 24). Лишь насыщенное содержание родит изящество словесного выражения. Изящество достигается в том случае, если оратор говорит литературным латинским языком присущим городу Риму (urbanitas). Тот будет красноречив, кто сможет словесное выражение речи приспособить к любому содержанию. Установив такой принцип, оратор, о чем бы ни говорил, будет говорить так, что речь, насыщенную содержанием, он не будет выражать сухо, возвышенное содержание – сниженным стилем и, наборот, все словесное выражение речи будет вполне отвечать ее содержанию (Оратор, 123). Поэтому оратор не должен подражать римским аттицистам, которые берут за образец греческого оратора Лисия с его простотой словесного выражения; он должен подражать истинному аттическому оратору Демосфену, словесный стиль речи которого варьировался в зависимости от содержания. В этом соблюдении соответствия словесной формы и содержания оратор проявляет decor (подобающее, приличное), что роднит его с поэтом. Вариацией словесного выражения в зависимости от содержания вместе с другими средствами и приемами речи оратор, в отличие от поэта, должен «потрясти» слушателей (permovere). Это является обязательной и только ему присущей задачей (О лучшем роде ораторов, 3; Брут, 322).

    Если оратор сумеет потрясти народ, то он и есть «совершенный оратор»; суждение специалистов об ораторе должно совпадать с суждением народа (Брут, 185–192). «Для оратора,– пишет Цицерон,– уши народа словно флейты: если они не воспринимают дуновения, или слушатель, как упрямый конь, вовсе не отвечает, то надо перестать понукать его» (Брут, 192).

    Такова связь рассмотренных нами основных черт образа оратора у Цицерона с конкретными условиями жизни Рима в середине I в. до н. э. В заключение надо сказать, что в образе «совершенного оратора» Цицерон, как было замечено давно, явно хочет представить свой автопортрет. В трактате «Брут» (321), превознося свои заслуги, он сжато перечисляет все основные черты «совершенного оратора», развернутые более подробно в сочинении «Об ораторе»; при этом предварительно скромно замечает, что о себе он ничего не будет говорить, а будет говорить об остальных ораторах, из которых никто не отличался качествами «совершенного оратора».



    Читайте также: