Ирод архелай. Отрывок, характеризующий Ирод Архелай

И Ироду Филиппу II выделил меньшие области (тетрархии). После смерти Ирода Архелай не принял царство сразу, а направился в Рим за утверждением своего права царствования у императора Августа . Но перед его отъездом в Иерусалимском храме произошли волнения со стороны противников Ирода. Это случилось во время празднования Пасхи , когда в Иерусалим стекалось огромное множество евреев с израильских земель. После нескольких неудачных попыток переговоров волнения переросли в бунт, и Архелай выслал для усмирения зачинщиков отряд войск, который толпа закидала камнями и совершенно разгромила. Наследник престола, опасаясь активных действий бунтарей, выслал для подавления волнений в храме всё своё войско, включая кавалерию . Бунт подавили силой, в результате чего погибло около 3 тысяч человек, остаткам же разрешили вернуться в родные края к своим делам.

После разгрома бунтарей кроме Архелая в Рим отправились его брат Ирод Антипа , а также посольство из множества противников Архелая, чтобы оспорить его право на наследование престола Ирода. Однако император, выслушав обе стороны, положился на выбор Ирода и отдал предпочтение Архелаю. Император Август подтвердил завещание Ирода во всём кроме царского титула: вместо царя Архелай стал этнархом - «правителем народа». Согласно завещанию Архелай стал правителем Самарии, Иудеи (включая Иерусалим) и Идумеи.

Архелай после прибытия из Рима в Иудею в качестве правителя женился на Глафире, вдове своего брата Александра. Из-за жестокого обращения с подданными Август в 6 г н. э. отправил Архелая в ссылку в Виенну - город в Нарбоннской Галлии недалеко от Лиона и конфисковал его имущество. Таким образом закончилось правление Архелая, а его владения были включены в состав римской провинции Сирия .

Упоминания в Библии

Напишите отзыв о статье "Ирод Архелай"

Примечания

Литература

  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Ирод Архелай

После отъезда Денисова, Ростов, дожидаясь денег, которые не вдруг мог собрать старый граф, провел еще две недели в Москве, не выезжая из дому, и преимущественно в комнате барышень.
Соня была к нему нежнее и преданнее чем прежде. Она, казалось, хотела показать ему, что его проигрыш был подвиг, за который она теперь еще больше любит его; но Николай теперь считал себя недостойным ее.
Он исписал альбомы девочек стихами и нотами, и не простившись ни с кем из своих знакомых, отослав наконец все 43 тысячи и получив росписку Долохова, уехал в конце ноября догонять полк, который уже был в Польше.

После своего объяснения с женой, Пьер поехал в Петербург. В Торжке на cтанции не было лошадей, или не хотел их смотритель. Пьер должен был ждать. Он не раздеваясь лег на кожаный диван перед круглым столом, положил на этот стол свои большие ноги в теплых сапогах и задумался.
– Прикажете чемоданы внести? Постель постелить, чаю прикажете? – спрашивал камердинер.
Пьер не отвечал, потому что ничего не слыхал и не видел. Он задумался еще на прошлой станции и всё продолжал думать о том же – о столь важном, что он не обращал никакого.внимания на то, что происходило вокруг него. Его не только не интересовало то, что он позже или раньше приедет в Петербург, или то, что будет или не будет ему места отдохнуть на этой станции, но всё равно было в сравнении с теми мыслями, которые его занимали теперь, пробудет ли он несколько часов или всю жизнь на этой станции.
Смотритель, смотрительша, камердинер, баба с торжковским шитьем заходили в комнату, предлагая свои услуги. Пьер, не переменяя своего положения задранных ног, смотрел на них через очки, и не понимал, что им может быть нужно и каким образом все они могли жить, не разрешив тех вопросов, которые занимали его. А его занимали всё одни и те же вопросы с самого того дня, как он после дуэли вернулся из Сокольников и провел первую, мучительную, бессонную ночь; только теперь в уединении путешествия, они с особенной силой овладели им. О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить, и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, всё на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его.
Вошел смотритель и униженно стал просить его сиятельство подождать только два часика, после которых он для его сиятельства (что будет, то будет) даст курьерских. Смотритель очевидно врал и хотел только получить с проезжего лишние деньги. «Дурно ли это было или хорошо?», спрашивал себя Пьер. «Для меня хорошо, для другого проезжающего дурно, а для него самого неизбежно, потому что ему есть нечего: он говорил, что его прибил за это офицер. А офицер прибил за то, что ему ехать надо было скорее. А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным, а Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил, тоже за что то. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?», спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «умрешь – всё кончится. Умрешь и всё узнаешь, или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно.

И самарянки Малтаки, этнарх Идумеи, Иудеи и Самарии (4 г. до Р. Х.- 6 г. по Р. Х.). В изображении Иосифа Флавия И. А.- один из нечестивых и жестоких представителей иродианской династии.

В права наследника И. А. вступил согласно последнему варианту завещания Ирода Великого, к-рый умер в 4 г. до Р. Х. После торжественных похорон отца и присяги солдат на верность И. А. стал собираться в Рим (Ios. Flav. De bell. II 1. 1-2; Idem. Antiq. XVII 8. 3-4; 9. 1), где волю отца должен был еще утвердить император. Но начало карьеры И. А. было омрачено восстанием иудеев, недовольных тем, что И. А. отказывался отомстить виновникам гибели тех, кто протестовали против установки по приказу Ирода Великого изображения рим. орла на храме. И хотя И. А. пытался уговорить бунтовщиков повременить с этим делом до его возвращения из Рима (Idem. Antiq. XVII 8. 4-9. 1), на Пасху в Иерусалимском храме произошло столкновение восставших с солдатами И. А., в результате чего погибло 3 тыс. иудейских паломников (Idem. De bell. II 1. 3; Idem. Antiq. XVII 9. 3).

Этот инцидент для И. А. оказался фатальным. При рассмотрении имп. Августом завещания Ирода Великого И. А. был обвинен в жестокости, самоуправстве, нарушении иудейского закона сначала сторонниками его брата Ирода Антипы , также претендовавшего на престол, а затем делегацией иудеев, желавших введения прямого рим. правления в Иудее (Idem. De bell. II 2. 2, 6; Idem. Antiq. XVII 9. 4-7). По решению императора И. А. получил в управление Иудею, тронное имя и титул этнарха, а также император пообещал, что И. А. станет царем, если будет править благоразумно. Остальная часть территории царства Ирода Великого в основном была разделена между тетрархами Филиппом и Антипой (Idem. Antiq. XVII 11. 4).

Пока И. А. был в Риме, в Иерусалиме в праздник Пятидесятницы вновь вспыхнуло восстание, на этот раз против назначенного Цезарем прокуратора Сабина. Восставших поддержали в Иудее, Галилее и Перее, римляне с трудом сумели подавить мятеж (Ibid. 10. 2-3).

Вскоре после возвращения из Рима И. А. сместил первосвященника Иоазара, обвинив его в поддержке восставших. Вместо него был назначен его брат Елеазар, а позднее Иисус, сын Сия. В то же время И. А. развелся с Мариамной и женился на Глафире, дочери царя Каппадокии Архелая, бывшей прежде женой Александра, сына Ирода, сводного брата И. А. Это противоречило иудейским законам (Ibid. 13. 1; Idem. De bell. II 7. 4) и привело к недовольству подданных. И. А. прибег к силе, чтобы подавить очередной мятеж.

Вскоре после этого делегация иудеев и самарян пожаловалась Августу на жестокость и самоуправство И. А. В 6 г. император отрешил И. А. от власти и сослал в Виенну в Галлии (ныне Вьен, деп. Изер, Франция). Антипа и Филипп сохранили свои области, а земли И. А. стали провинцией, управляемой рим. префектами (Idem. Antiq. XVII 13. 1-5; Idem. De bell. II 7. 3-8. 1; Strabo. Geogr. XVI 2. 46; Dio Cassius. Hist. Rom. L 27. 6).

Жестокость И. А. в обращении с иудеями (Ios Flav. De bell. II 7. 3) объясняет рассказ евангелиста Матфея о том, как Иосиф Обручник , узнав, что И. А. стал правителем Иудеи, побоялся вернуться туда. Получив во время возвращения из Египта предупреждение во сне, Иосиф с Девой Марией и Иисусом отправился в Назарет в Галилее (Мф 2. 22-23).

По примеру отца И. А. отстроил царский дворец в Иерихоне и создал новую систему орошения долины Иерихона, к-рую засадил финиковыми пальмами. Он также основал деревню и назвал ее в свою честь Архелаида (Ios. Flav. Antiq. XVII 13. 1).

Лит.: Гольцман О. Падение Иудейского государства. СПб., 1899; Braund D. Herodian Dynasty // ABD. 1993. Vol. 3. P. 173-174; Krieger K.-S. Geschichtsschreibung als Apologetik bei Flavius Josephus. Tüb., 1994; Kokkinos N. The Herodian Dynasty: Origins, Role in Society and Eclipse. Sheffield, 1998; Henten J. W., van. The Two Dreams at the End of Book 17 of Josephus" Antiquities // Internationales Jesephus-Kolloquium, Dortmund 2002 / Ed. J. U. Kalms et al. Münster; Hamburg; L., 2003. P. 78-93.

Ирод Архелай (23 г до н. э. — 18 г.) — этнарх Самарии, Иудеи и Идумеи с 4 г. до н. э. по 6 г. н. э., старший из трех сыновей Ирода I и его жены самаритянки Малфаки (Малтаки).

Перед смертью, в 4 г. до н. э., царь Иудеи Ирод Великий, разделил земли между тремя сыновьями: Архелаем, Иродом Антипой и Филиппом. По завещанию Ирод Великий назначил Архелая своим наследником на царство, а двум другим сыновьям выделил меньшие области правления. Однако прежде чем вступить во владение отцовским наследством, братья должны были получить на это согласие римского императора.

Архелай, получивший земель больше других, после 7-дневного траура обратился к молящимся в Иерусалимском Храме евреям с приветственной речью, в ответ на что услышал громкую критику и настойчивые требования реформ: облегчения государственных податей, снижения налогов на предметы первой необходимости и амнистии всем политическим преступникам, сидевшим в тюрьмах при Ироде.

Архелай попытался успокоить собравшихся, пообещав все это выполнить как только римский император утвердит его на престоле. На том бы и порешили, но нашлись горячие головы, заявившие, что если требуемые нововведения не будут декретированы сейчас же, они поднимут восстание. Осознав, что увещевания здесь не помогут, и что с наглецами надо разговаривать только на том языке, который они понимают - на языке силы, Архелай, заявил, что не поддастся на шантаж, а всех дерзнувших восстать ждет заслуженная кара, после чего удалился.

В ответ на это, сразу же по окончанию храмовой службы, в Иерусалиме начались волнения, усилившиеся с наступлением Пасхи, когда в город съехались десятки тысяч богомольцев и паломников. Решив подавить восстание в зародыше, Архелай послал против народа отряды сирийских наемников, перебившие около 3000 человек, собравшихся в праздничный день у ворот Иерусалимского Храма.

После этого, ставший столь же ненавистный народу, как и его отец, Архелай уехал в Рим на встречу с Октавианом Августом. С теми же целями туда отправились и его братья.


Охрану порядка в Иерусалиме царь поручил римскому полководцу Антонию Сабину, грубость и алчность которого возмутила евреев настолько, что сразу по отъезду Архелая повсеместно вспыхнуло народное восстание, имевшее цель извержение ига римлян и ненавистных «иродиан» (детей Ирода).

Испуганный Сабин не смог удержать в повиновении столицу, и был вынужден с остатками гарнизона забаррикадироваться в царском дворце. На выручку ему не замедлил явиться наместник Сирии Публий Квинтилий Вар, с многочисленным войском. Он жестоко покарал восставших евреев, только в Иерусалиме распяв 2000 человек на крестах (4 г. до н. э.).

В том же году он был отозван в Рим, и вскоре получил назначение в Германию, где позорно погиб со своей армией в Тевтобургском лесу.

Тем временем иудеи тоже направляют в Рим посольство к Августу с просьбой не назначать Архелая царем, а дать им возможность жить по своему закону под властью римского наместника.

Император Октавиан Август хотя и отказал Архелаю в официальном царском титуле, в остальном подтвердил завещание Ирода. В качестве этнарха (правителя народа) Архелай получил власть над Самарией, Иудеей (со столицей в Иерусалиме) и Идумеей с городом Кесарией (4 г. до н.э.). Ирод Антипа был признан правителем Галилеи и северо-восточного Заиорданья, разделив его с Филиппом.

По рассказу историка Иосифа Флавия, император Август назначил Архелая, сына Ирода I Великого, не царем, а лишь этнархом половины той территории, на которую распространялась власть Ирода, обещав пожаловать титул царя, если Архелай сумеет доказать свою способность править (Иосиф Флавий, Древ. 17:317). Но власть Архелая была недолгой.

Уверенный в покровительстве Рима, Архелай, подобно своему отцу, отличался мнительностью и чудовищной жестокостью, по личному усмотрению назначал и смещал первосвященников, железной рукой подавляя то и дело возникавшие восстания против его тирании.

Архелай много походил на своего отца по жестокости и злобе своего характера; по сему-то святое Семейство устрашилось возвратиться в Вифлеем и поселилось на время в Галилейском городе, Назарете: В это время Иосиф и Мария с младенцем Иисусом возвращаются из Египта. "Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся идти туда" (Мф. 2:22).

Однако после 9 лет царствовния и постоянных жалоб со стороны евреев римскому императору, в 6 г.н.э., Архелай был лишён власти Октавианом Августом и отправлен в ссылку в Галлию, в Виенну — город недалеко от Лиона, на какую-то малозначащую должность. Там он и умер в 18 г. н.э. Всё его имущество было конфисковано: его владения были присоединены к римской провинции Сирии, а имения взяты в государственную казну.

После этого Иудея превратилась в третьеразрядную римскую провинцию. Отныне ею стали управлять назначенные римские прокураторы, первым из которых был Копоний, правивший с 6 по 9 гг., а самым известным стал Понтий Пилат.

Материал подготовил Сергей Шуляк

И через два или три года вернулся со своими братьями, Антипой и Филиппом, которые также учились в школах столицы империи. Его возвращение было, может быть, ускорено благодаря интригам старшего сына Ирода, Антипатра, который посредством подметных писем и других подобных способов старался очернить его в глазах отца, надеясь подвергнуть его такой же кровавой участи, как и его братьев Александра и Аристобула, сыновей Ирода от Мариамны из дома Хасмонеев. Вследствие этой клеветы Ирод назначил преемником своего младшего сына Антипу, переделав в таком смысле свое прежнее завещание. Однако на смертном одре, за четыре дня до смерти, царь изменил свое намерение и передал престол Α., тогда как Антипу и Филиппа сделал лишь тетрархами. Действительная причина этой перемены неизвестна, но есть некоторые основания полагать, что умирающий царь стал жертвой какой-то дворцовой интриги в пользу Α., получившего, таким образом, корону без больших затруднений, будучи всего 18 лет от роду. Александра-Саломея, сестра Ирода, нашла уместным оказать поддержку А. и обеспечить ему преданность войска. Таким образом, не было проявлено никакого протеста, когда он явился как новый правитель на погребение Ирода. Народ радовался смерти тирана и был поэтому заранее расположен к Α.; на публичном собрании в храме новый царь обещал сообразоваться с желаниями своих подданных. Однако уже очень скоро обнаружилось, что он совершенно не расположен сдержать свое слово. Народ, воинственно настроенный фарисеями, требовал смещения саддукейского первосвященника Иоезера (из рода Боэтуса) и наказания тех из прежних советников Ирода, которые были виновны в мученической смерти фарисеев Маттатии и Иуды. Α., выразив полнейшее согласие на народное требование, указывал, однако, на то, что он не может принять таких крайних мер раньше, чем будет утвержден в царском звании римским императором Августом, и объявил о своем твердом намерении исполнить желание народа тотчас же по получении этого утверждения. Однако его подданные, по-видимому, не доверяли этим уверениям, и накануне Пасхи, в день, когда, можно сказать, вся Палестина собралась в Иерусалиме, - они стали так настойчиво требовать немедленного исполнения, что царь принужден был выслать против них во двор храма отряд Иродовых солдат; когда же этот отряд оказался не в состоянии совладать с разъяренной толпой, он вызвал весь наличный гарнизон. В последовавшей резне три тысячи пали мертвыми в пределах храма. - Как только восстание несколько улеглось, А. поспешил в Рим, чтобы добыть от Августа необходимое утверждение своей власти. Он увидел, что ему приходится бороться с оппозицией с двух сторон: его брат Антипа, поддерживаемый многими членами Иродова дома, жившими в Риме, требовал формального признания второго завещания Ирода, по которому он был назначен иудейским царем. Наряду с этим палестинские евреи прислали депутацию из 50 лиц, которую поддерживали около 8000 евреев, живших в Риме, с просьбой лишить Иродиан вообще всякого участия в управлении страной и присоединить Иудею к провинции Сирии. Отсутствие лояльности среди Иродиан было так велико, что многие члены семьи втайне сочувствовали последней просьбе народа. Но Август инстинктом государственного человека нашел, что в интересах Рима лучше было оставить Иудею монархией, управляемой собственными царями и обязанной Риму податью, чем делать ее римской провинцией, управляемой римлянами, так как в последнем случае там непременно будут повторяться восстания против чужеземного господства. Так как осторожность требовала как можно более ослабить эту беспокойную страну, император решил разделить довольно обширное наследие Ирода на три части. А. был сообразно с этим назначен этнархом - не царем - Иудеи, Самарии и Идумеи, за исключением важных городов Газы, Гадары и Гиппа, которые были присоединены к провинции Сирии. Антипа и Филипп были назначены тетрархами остальных областей; первый из них получил Галилею и Перею, второй остальные земли к востоку от Иордана. Пока это происходило в Риме, в Палестине возникли новые смуты. Народ, доведенный до бешенства убийствами Ирода и Α., открыто восстал, пользуясь отсутствием правителя. Это возмущение было несомненно вызвано Сабином - прокуратором, назначенным Августом для управления делами в ожидании водворения преемника Ирода, беспощадно притеснявшим народ. В день Пятидесятницы 4 г. до Р. X. близ храма произошло столкновение между войсками Сабина и народной толпой. Сабин воспользовался своим первым успехом при разгоне толпы для ограбления сокровищ храма. Но беспорядки начались по всей стране и его сил оказалось недостаточно для их подавления. Иуда, сын революционера Иезекии, в Галилее, известный Симон в Перее, Атронг и его братья в других частях страны руководили более или менее серьезными восстаниями.

Медная монета Ирода Архелая. Лицевая сторона: ΗΡΩΔΟΥ ; виноградная кисть с листом. Оборотная сторона: ΕΘΝΑΡΧΟΥ ; шлем с султаном; в поле с левой стороны жезл Меркурия (из кн. Madden’a, History of Jewish coinage).

Лишь после того, как дело взял в свои руки Вар, римский легат в Сирии, имевший многочисленные легионы и пользовавшийся к тому же помощью арабского царя Арета и его союзников, в стране был до некоторой степени восстановлен мир, и то ценой жизни нескольких тысяч римских солдат. О том, как велики были потери на стороне евреев, можно до некоторой степени судить по раввинскому преданию, что восстание при Варе было одним из самых ужасных в еврейской истории. - А. возвратился в Иерусалим весьма скоро после подавления восстания Варом. Об остальном времени его правления, продолжавшегося 9 лет, известно очень мало; ясно, однако, что вместо того, чтобы стараться залечить раны, нанесенные стране им самим и его домом, он много способствовал ускорению окончательной гибели независимости Иудеи. В 6 году по Р. X. к Августу в Рим явилась депутация от иудейской и самарянской аристократии с жалобами на А. Следствием этого было то, что А. немедленно был вызван в Рим, лишен власти и сослан в Вьенну в Галлии, где, согласно Диону Кассию (Hist. Rom., LV, 27), жил до конца жизни. - А. оказался истинным сыном Ирода, но без государственного ума отца. Он был жесток и деспотичен, отличался крайней чувственностью, был лицемером и интриганом. Он выдержал обычный семидневный траур после смерти отца и в то же время устроил для наиболее близких друзей роскошный пир по поводу вступления своего на престол. А. тщательно избегал помещать на монетах свое изображение из уважения к предрассудкам фарисеев и в то же время воспылал страстью к своей овдовевшей невестке Глафире и женился на ней, несмотря на неудовольствие народа и фарисеев, которые считали этот брак кровосмесительным (Лев., 18, 16; 20, 21). Вернувшись из Рима, А. смесил первосвященника Иоезера, не в исполнение просьбы народа, а из денежных соображений. Преемником его оказался брат Иоезера, человек также невысоких качеств. А. ради выгоды сменил за свое короткое правление трех первосвященников. В противовес этим серьезным недостаткам Архелая трудно указать на что-нибудь светлое, кроме разве того, что он унаследовал от отца любовь к красоте и страсть к строительству: он великолепно восстановил царский дворец в Иерихоне, окружив его аллеями из пальм, и основал также город, который назвал в честь себя Архелаидой. - Ср.: Grätz, Geschichte, III; Eward, Gesch., IV; Hitzig, Gesch., II; Schürer, Gesch., I, и указ. там литература; o монетах см. Schürer, ib., 375, прим. 4, и Madden, Coins of the Jews, стр. 114-118. [



Читайте также: