«Организм человека» - Трансферрин. Селен. Йод. Ферритин наполнен железом (но не всегда целиком). О том, в каких процессах участвует кремний в живых системах, известно мало. Представляет собой соединение гемоглобина с угарным газом. Медь. В молоке содержится довольно много кальция. Кальций. Микроэлементы. Содержит 69% жиров, 13% белков и 18% углеводов.
«Многообразие живых организмов» - Съедобные грибы. Значение живых организмов в жизни человека. Биологические науки. Цели урока. Животные. Растения. Грибы. Что изучает биология? Несъедобные грибы. План урока. Бактерии. Пресмыкающиеся. Млекопитающие. Многообразие живых организмов. Насекомые. Царства живых организмов. Птицы. «Биос» - жизнь, «логос»- учение.
«Системы организма» - Тонкий кишечник. Мочевой пузырь. Рождение малышей. Паращитовидная железа. Печень. Гипофиз. Развитие малыша в утробе матери. Пищеварительная система. Кишечник. Толстый кишечник. Почки вырабатывают мочу, которая дальше двигается по мочеточникам к мочевому пузырю. Почки. Сокращаясь, мышцы желудка продвигают пищу дальше в кишечник.
«Развитие организма» - Такое мнение продержалось в течение 200 лет. Исторические сведения. Эмбриональный период. Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей. Внутриутробное – оканчивается рождением (большинство млекопитающих, в том числе человек). Шмальгаузен. Дарвин. Воздействие радиации. Биотические. 2) постэмбриональный – от рождения или выхода из яйца до смерти организма.
«Классификация организмов» - Многообразие живых организмов. 2001. В средние века развитие сельского хозяйства. Причины же такого сходства оставались нераскрытыми. Например, вид Собака и вид Волк относят к роду Волк. Что такое систематика. Изучение биологического разнообразия еще не завершено. Основоположником систематики стал шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707-1778).
Программа основного общего образования
Биология 5-9 классы. Линейный курс
Программа основного образования
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5-9-х классов средней школы составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, примерной программой по биологии.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение.
В связи с особой важностью для предмета «Биология» таких методов и приёмов учебной деятельности, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделены рубрики «Демонстрация», «Лабораторные и практические работы».
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.
1) «Биология. Введение в биологию. 5 класс». 35/70 ч, 1/2 ч в неделю;
2) «Биология. Живой организм. 6 класс» 35/70 ч, 1/2 ч в неделю;
3) «Биология. Многообразие живых организмов. Растения, грибы, бактерии. 7 класс» 70 ч, 2 ч в неделю;
4) «Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс» 70 ч, 2 ч в неделю;
5) «Биология. Человек. 9 класс» 70 ч, 2 ч в неделю.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5-9 классов реализуют следующие цели:
Систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1-4 кл.».
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
Воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков.
Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир.
В основу данного курса положен системно-деятельный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Данный курс имеет линейную структуру.
В 5-6 классах происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп: в 7 классе - растения, грибы, бактерии, 8 класс - животные, 9 класс - человек.
Общебиологические знания, являющиеся основой биологического мировоззрения, логично включены во все разделы курса, и при переходе из класса в класс углубляются и расширяются в соответствии с возрастными особенностями школьников.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Биология. Живой организм. 6 класс (35/70 ч в неделю)
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (9/18 ч)
Тема 1.1. Строение растительной и живой клеток. Клетка - живая система
Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Деление клеток (1 ч)
Деление - важнейшее свойство клеток, обеспечивающее рост и развитие многоклеточного организма. Два типа деления. Деление - основа размножения организмов.
Тема 1.2. Ткани растений и животных
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторные и практические работы
Ткани живых организмов.
Тема 1.3. Органы и системы органов
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, половая.
Лабораторные и практические работы
Распознание органов у растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
Понятия и термины: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «системы органов животного организма», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система»;
Основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;
Основные черты различия в строении растительной и животной клеток;
Что лежит в основе строения всех живых организмов.
Учащиеся должны уметь:
Показывать на таблицах и определять органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;
Исследовать строение основных органов растения;
Показывать составные части побега, основные органы животных;
Описывать строение частей побега, основных органов животных, указывать их значение;
Устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;
Исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;
Обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
Выделять в тексте главное;
Ставить вопросы к тексту;
Давать определения;
Формировать первоначальные представления о биологических объектах, процессах и явлениях;
Работать с биологическими объектами;
Работать с различными источниками информации;
Участвовать в совместной деятельности;
Выявлять причинно-следственные связи.
С помощью данного видеоурока вы сможете самостоятельно изучить тему «Общие свойства живых организмов». Живой мир нашей планеты представляет огромное разнообразие видов, о чем мы и поговорим на этом уроке. Мы рассмотрим общие свойства живых организмов, которые помогают отличить представителей живой природы от неживой.
БИОЛОГИЯ 9 КЛАСС
Тема: Введение
Урок 2. Общие свойства живых организмов
Анисимов Алексей
учитель биологии и химии
Живой мир Земли представляет собой огромное разнообразие видов: растений, грибов, животных и бактерий. Одних лишь животных сегодня в науке описано около 2 млн видов, из них более 1.5 млн это насекомые, примерно 500 тыс. видов растений, свыше 100 тыс. видов грибов и 40 тыс. видов простейших. Бактерии вообще не поддаются никакому счету. И все же у этих организмов есть общие свойства, которые помогают нам отличить представителей живой природы от неживой. О них мы сегодня и поговорим.
Когда мы говорим об отличиях живой и неживой природы, полезно представить камень и кошку или собаку. Отличия есть, и они очевидны. Как же их определяет наука? К особенностям живого существа она относит следующие присущие практически всем живым организмам процессы: питание, дыхание, выделение, размножение, подвижность, раздражимость, приспособленность, рост и развитие. Безусловно, камень может быть подвижным, если его бросить, может размножиться, если его разбить. Может даже вырасти, если он имеет кристаллическую природу и находится в насыщенном солевом растворе. Для этого нужно внешнее воздействие, но все же. При этом камень вряд ли начнет питаться, раздражаться и вздыхать от такой несправедливости. Мы говорим об особенностях живого и неживого. В них, в этих особенностях, находят отражение свойства живого, которые уже ни с чем не перепутаешь. Что же это за свойства?
Первое: в организмах и их клетках содержатся те же химические элементы, что и в телах неживой природы. Но в клетках живых существ есть еще и органические вещества, которые получили свое название, потому что впервые были выделены из живых существ, из организмов. Это белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Эти вещества образуют упорядоченные структуры. Но, только находясь в клетке, органические вещества обеспечивают проявления жизни. Причем важнейшая роль в жизнедеятельности организмов отводится в первую очередь нуклеиновым кислотам и белкам. Они обеспечивают саморегуляцию всех процессов в организме, его самовоспроизведение, а значит, и саму жизнь. Запомним: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты - основные компоненты живого.
Далее, основной структурной и функциональной единицей почти все живых организмов является клетка. Почти, потому что на Земле прекрасно чувствуют себя вирусы, например, которые представляют собой неклеточную форму жизни, но мы поговорим о них позже. В организмах, в которых много клеток, - многоклеточных, из клеток формируются ткани. Ткани образуют органы, которые в свою очередь объединяются в системы органов. Такая упорядоченность строения и функций организмов обеспечивает устойчивость и нормальное протекание жизни.
Третье, очень важное свойство живого: обмен веществ. Обмен веществ - это совокупность всех химических реакций, всех превращений веществ, поступающих в организм из внешней среды в процессе питания и дыхания. Благодаря обмену веществ сохраняется упорядоченность процессов жизнедеятельности и целостность самого организма, поддерживается постоянство внутренней среды в клетке и в организме в целом. Другими словами, обмен веществ и энергии обеспечивает постоянную связь организма со средой и поддержание его жизни.
Четвертое: это размножение. Живое всегда появляется от живого. Поэтому вопрос «Что было раньше: курица или яйцо?» для общей биологии неважен. В конечном итоге курица все равно воспроизводит курицу, а человек воспроизводит человека. Поэтому жизнь можно рассматривать как воспроизведение себе подобных существ или самовоспроизведение. И это очень важное свойство живого, которое обеспечивает непрерывность существования жизни.
Пятое: если пнуть камень, он не ответит и никак не отреагирует. С собакой этот фокус не пройдет: на агрессию хищник ответит агрессией. Потому что живые существа активно реагируют на действия факторов внешней среды, проявляя таким образом раздражимость. Именно раздражимость позволяет организмам ориентироваться в окружающей среде и, следовательно, выживать в изменяющихся условиях. Даже растения, которые, казалось бы, лишены подвижности, могут реагировать на изменения. Многие способны разворачивать листья в сторону солнца, чтобы получить больше света, а некоторые, например, мимоза Стыдливая сворачивают листья, если к ним прикоснуться. Это тоже проявления раздражимости.
Шестое свойство - это приспособленность. Если обратить внимание на внешний вид жирафа, можно увидеть, что он идеально приспособлен к существованию в условиях африканской саванны. Длинная шея помогает добывать ему еду там, где ее никто не может достать, длинные ноги – быстро бегать и отбиваться от хищников. Но в Арктике жираф не выживет, зато там себя прекрасно чувствуют белые медведи. Приспосабливаться организмы могут миллионы лет, и это называется эволюция. Эволюция – это еще одно важнейшее свойство живого. Живые организмы с течением времени изменяются, чаще всего необратимо. Эти изменения называют развитием.
Развитие, как правило, сопровождается ростом, увеличением массы тела или его размера, связанного с появлением новых клеток. Эволюция – это тоже развитие, но не одного отдельного организма, а всего живого мира в целом. Развитие обычно идет от простого к сложному и к большей приспособленности организма к среде обитания. Так обеспечивается то многообразие живых существ, которое мы можем наблюдать сегодня.
Мы определили отличия живого от неживого и познакомились с общими свойствами для всех живых организмов. В следующий раз мы поговорим о многообразии живых существ на нашей планете и об уровнях организации живого. До встречи.
Пояснительная записка
Конспект данного учебного занятия разработан для 9 классов основного уровня изучения биологии. Урок разработан по программе среднего (полного) общего образования по биологии, автор В.Б. Захаров, (Программы для общеобразовательных учреждений, новый образовательный стандарт, Биология 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2011). Тема этого учебного занятия входит в раздел №1 тематического плана «Основные свойства живых организмов».
Проект конспекта учебного занятия
Город Магнитогорск
МОУ СОШ №5 УИМ
Учитель: Субботина Лариса Петровна
Класс 9
Предмет биология
Тема учебного занятия: «Основные свойства живых организмов»
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия : комбинированный урок.
Методы обучения : проблемно – диалоговые.
Цели : Систематизация знаний учащихся о свойствах живых систем.
Задачи :
Дать понятие жизни и живым системам;
Развить представления об особенностях живых систем;
Научить находить и анализировать необходимую информацию;
Воспитывать культуру учебного труда.
Межпредметные связи:
. Неорганическая химия (таблица элементов периодической системы Д.И. Менделеева);
. Органическая химия (углеводы, жиры, белки);
Метапредметными результатами являются:
1) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
2) умение находить информацию о биологических объектах в разных источниках и работать с текстом учебника, выделять главное; составлять план; анализировать информацию, определять понятия;
3) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
Предметными результатами являются:
Выделение существенных признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека;) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);
Сравнение биологических объектов и систем неживой природы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
Овладение методами биологической науки: описание биологических объектов и процессов и объяснение их результатов, умение делать выводы и заключения.
Личностными результатами являются:
1) Познавательный интерес к естественным наукам. Понимание единства живой природы на основании общности свойств живых организмов.
Оборудование: учебный класс с 1 компьютером и мультимедийной установкой, живые растения: декоративные цветущие растения, комнатные растения (бегония, бальзамин, фуксия, пеларгония зональная), таблица: «Системы человека», модели животных, Система программ 1С: Образование 3.0, Биология 6 - 11 класс, таблица элементов периодической системы Д.И. Менделеева, ЦОР: «Основные свойства живых организмов».
Ход учебного занятия .
1. Этап учебного занятия: Организационный момент .
Время: 1 минута
Цель: Настроить на восприятие нового материала
Компетенции: Знать правила поведения на уроке. Уметь готовиться к уроку.
Методы: словесный
Форма: фронтальная
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Готовятся к уроку. Приветствуют учителя. |
Форма контроля: педагогическое наблюдение |
2. Этап учебного занятия: Актуализация знаний по теме. Определение темы урока.
Время: 10 минут
Цель: Раскрыть понятие жизнь.
Компетенции: умение слушать, воспринимать цели, делать выводы.
Метод: Объяснительно-иллюстративный
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Сообщает тему урока (Приложение №1), план урока. Сегодня мы с вами в полной мере раскроем понятие - жизнь, а так же свойства живых систем на планете Земля. (Приложение №2) Предлагает открыть учебник на стр. 11, самостоятельно прочитать определение жизни по Ф.Энгельсу и М.В. Волькенштейну. (Приложение №3) | Записывают тему урока в тетрадь. Активно слушают. Приводят примеры жизни с разных позиций, используют знания химии, физики и анатомии. Записывают в рабочей тетради. |
3. Этап учебного занятия: Изучение нового материала
Время: 30 минут
Цель: Систематизация знаний учащихся о свойствах живых систем.
Компетенции: Знать основные биологические понятия, выбирать главное, воспринимать цели, делать выводы.
Метод: Объяснительно-иллюстративный, самостоятельной работы с учебником.
Используемые цифровые ресурсы: Система программ 1С: Образование 3.0, Биология 6 -9 класс. Растения. Грибы. Лишайники. Зоология 7 класс. Анатомия 8 класс.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
||||||||||||||||
Предлагает учащимся вспомнить из ранее изученных курсов, что им известно о признаках живых и неживых систем, затем демонстрирует фрагмент ЦОР. Указывает на общее сходство всех живых организмов - химический состав. Ставит задачи: Из каких химических элементов состоят вещества? Есть ли химические элементы, свойственные только живым организмам? При этом на экране - таблица элементов периодической системы Д.И. Менделеева.(Приложение№4) Рассказывает, какими свойствами отличаются молекулы органических веществ, после чего проводит самостоятельную работу. Предлагает открыть учебник на стр. 9 - 10 , самостоятельно прочитать и выписать свойства живых организмов в рабочую тетрадь: 1.Что такое обмен веществ? Учитель подводит учащихся к обобщению процессов, утверждая, что ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы; в первом случае вещества образуются, во втором – разрушаются. (Приложение №5) Предлагает заполнить схему. 2. Что такое самовоспроизведение (репродукция)? Что лежит в его основе? (Приложение №6) Предлагает проверить предположения, посмотрев материалы ЦОР. 3.Что такое рост и развитие? Демонстрирует фотографии людей, начиная с младенцев и заканчивая пожилыми людьми. Дает задание сформулировать определение понятия «индивидуальное развитие» и «историческое развитие» (Приложение №7) 4.Что такое наследственность? (Приложение №8) 5 .Что такое изменчивость? Почему потомки не идентичны своим родителям? (Приложение №9) Предлагает оформить в тетрадях рисунок на тему: «Судьба трех горошин» (разные судьбы в зависимости от условий среды). 6.Что такое раздражимость? Какое значение она имеет для приспособления к условиям среды? (Приложение №10) Предлагает оформить в тетрадях рисунок на тему: «Питание амебы» и «Амеба в соленой капле», где учащиеся должны поставить векторами движение амебы. | Активно слушают. Учувствуют в диалоге. Выполняют задания. Заполняют таблицу. Сравнительная характеристика, содержания химических элементов в живой и неживой природе.
Форма контроля: самоконтроль путем работы в парах. Обсуждают ошибки. Приводят к выводу о стабильности больших молекул и усложнении организации вещества живого. Выполняют задание учителя. Учащиеся вспоминают ранее изученный материал и с помощью коррекции учителя обобщают понятие обмена веществ. Приводят примеры обмена веществ в растительном и животном организме, используя знания ботаники, зоологии и анатомии. Обсуждают и записывают выводы в тетрадь: диссимиляция и ассимиляция тесно взаимосвязаны и друг без друга невозможны. Ведь если в клетке не будут синтезироваться сложные вещества, то нечему будет распадаться, когда потребуется энергия Учащиеся вспоминают ранее изученный материал и с помощью коррекции учителя обобщают понятие самовоспроизведение, как основного признака продлевающего вид. Один учащийся делает обобщение и говорит, что многоклеточные организмы, в разных условиях среды, могут размножаться как бесполым, так и половым путём. Обсуждают и записывают выводы в тетрадь: у животных эволюция идёт от гермафродитов до раздельнополых, от наружного оплодотворения до внутреннего, от икры, затем личиночные оболочки, до внутриутробного вынашивания организма (с заботой о потомстве). Предлагают версии ответа. Самостоятельная работа с учебником. Записывают определение « онтогенез» и «филогенез» в тетрадь. Учащиеся вспоминают ранее изученный материал по анатомии. Самостоятельная работа. Приводят свои доводы: Это способность организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. Способствует появлению новых признаков, а значит, и лучшей приспособленности организмов среде обитания. Самостоятельная работа в парах. Придумывают, рисуют, делают выводы: Это способность организмов приобретать собственные признаки в процессе онтогенеза. Отбираются и выживают особи, наиболее приспособленные к конкретным условиям среды. Приводит к появлению новых форм жизни, возникновению новых видов. Учащиеся вспоминают ранее изученный материал по зоологии и с помощью коррекции учителя обобщают понятие раздражимость. Самостоятельная работа. Обсуждают результаты работы. |
3. Этап учебного занятия Закрепление знаний.
Время: 3 минуты
Цель: проверить степень усвоения знаний по теме: «Основные свойства живых организмов»
Компетенции: Знать основные биологические понятия, выбирать главное, делать выводы.
Метод: словесный.
Используемые цифровые ресурсы: нет
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Подводит итоги работы. Организует обсуждение результатов работы на уроке. | Делают выводы, исходя из темы урока: Живые организмы отличаются от неживых систем – объектов, изучаемых химией и физикой, - своей исключительной сложностью и высокой структурной и функциональной упорядоченностью. |
4. Этап учебного занятия Заключительная часть. Обсуждение домашнего задания.
Время: 1 минута
ПРИЛОЖЕНИЕ№1
Биология – наука о жизни, изучает все проявления жизни: строение, функции, развитие и происхождение живых организмов, их взаимоотношения в природных сообществах со средой обитания и с другими живыми организмами.
Особая форма движения материи;
Обмен веществ и энергии в организме;
Жизнедеятельность в организме;
Самовоспроизведение организмов, которое обеспечивается передачей генетической информации от поколения к поколению.
ПРИЛОЖЕНИЕ№2
ПРИЛОЖЕНИЕ№3
Определение жизни.
Современное диалектико - материалистическое:
Жизнь - это качественно особая и высшая форма существования, развития и движения материи.
Жизнь - способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянное самообновление химических составных частей этих тел. (Ф. Энгельс «Анти – Дюринг»)
Живые тела , существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот . (М. В. Волькенштейн)
Жизнь - это макромолекулярная система с определённой иерархической организацией, способная к воспроизведению, обмену веществ и регулируемому потоку энергии. (К. Гробстейн)
ПРИЛОЖЕНИЕ№4
ПРИЛОЖЕНИЕ№5
Пластический обмен Энергетический обмен
Ассимиляция Диссимиляция
Анаболизм Катаболизм
простые вещества сложные вещества
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Общие свойства живых организмов
Уникальные формы жизни
Общие свойства живого 1. Химический состав (C, O, N, H – 98%) ! Углеводы, белки, жиры и нуклеиновые кислоты – основные компоненты живого
2. Клеточное строение Клетка - основная структурная и функциональная единица строения почти всех живых организмов
Структурные единицы растения Клетка Ткани Органы Организм
Упорядоченность строения и функций организмов обеспечивает устойчивость и нормальное протекание жизни
3. Обмен веществ - это совокупность протекающих в организме многочисленных химических превращений веществ, поступающих при питании и дыхании из внешней среды
Обмен веществ и энергии обеспечивает постоянную связь организма со средой и поддержании его жизни
4. Самовоспроизведение Все живое происходит из живого
Самовоспроизведение – важнейшее свойство живого, поддерживающее непрерывность существования жизни
5. Раздражимость - свойство живого, позволяющее организмам ориентироваться в окружающей среде и, следовательно, выживать в изменяющихся условиях
Раздражимость
6. Приспособленность проявляется в особенностях: внешнего и внутреннего строения, функциях, поведении организмов, ритмах их активной жизни, географическом распространении
7. Развитие и рост Развитие – необратимые качественные изменения свойств живых организмов Рост – увеличение размеров и массы организма, связанных с появлением новых клеток
Способность к росту и развитию – общее свойство живого
8. Эволюция Эволюция (лат. evolutio - развертывание) – длительный исторический процесс развития природы! Эволюция – общее свойство живого мира
Эволюция
Домашнее задание § 2, ? (1-3) Рабочая тетрадь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа предназначена для учащихся 6 - х классов, изучающих биологию по учебнику Н.И.Сонина "Живой организм" .Проводится после изучения темы "Органы цветковых растений" В работе использован...