Основные свойства живых организмов 9. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов. Личностными результатами являются

«Организм человека» - Трансферрин. Селен. Йод. Ферритин наполнен железом (но не всегда целиком). О том, в каких процессах участвует кремний в живых системах, известно мало. Представляет собой соединение гемоглобина с угарным газом. Медь. В молоке содержится довольно много кальция. Кальций. Микроэлементы. Содержит 69% жиров, 13% белков и 18% углеводов.

«Многообразие живых организмов» - Съедобные грибы. Значение живых организмов в жизни человека. Биологические науки. Цели урока. Животные. Растения. Грибы. Что изучает биология? Несъедобные грибы. План урока. Бактерии. Пресмыкающиеся. Млекопитающие. Многообразие живых организмов. Насекомые. Царства живых организмов. Птицы. «Биос» - жизнь, «логос»- учение.

«Системы организма» - Тонкий кишечник. Мочевой пузырь. Рождение малышей. Паращитовидная железа. Печень. Гипофиз. Развитие малыша в утробе матери. Пищеварительная система. Кишечник. Толстый кишечник. Почки вырабатывают мочу, которая дальше двигается по мочеточникам к мочевому пузырю. Почки. Сокращаясь, мышцы желудка продвигают пищу дальше в кишечник.

«Развитие организма» - Такое мнение продержалось в течение 200 лет. Исторические сведения. Эмбриональный период. Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей. Внутриутробное – оканчивается рождением (большинство млекопитающих, в том числе человек). Шмальгаузен. Дарвин. Воздействие радиации. Биотические. 2) постэмбриональный – от рождения или выхода из яйца до смерти организма.

«Классификация организмов» - Многообразие живых организмов. 2001. В средние века развитие сельского хозяйства. Причины же такого сходства оставались нераскрытыми. Например, вид Собака и вид Волк относят к роду Волк. Что такое систематика. Изучение биологического разнообразия еще не завершено. Основоположником систематики стал шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707-1778).

Программа основного общего образования

Биология 5-9 классы. Линейный курс

Программа основного образования

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5-9-х классов средней школы составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, примерной программой по биологии.

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение.

В связи с особой важностью для предмета «Биология» таких методов и приёмов учебной деятельности, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделены рубрики «Демонстрация», «Лабораторные и практические работы».

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

1) «Биология. Введение в биологию. 5 класс». 35/70 ч, 1/2 ч в неделю;

2) «Биология. Живой организм. 6 класс» 35/70 ч, 1/2 ч в неделю;

3) «Биология. Многообразие живых организмов. Растения, грибы, бактерии. 7 класс» 70 ч, 2 ч в неделю;

4) «Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс» 70 ч, 2 ч в неделю;

5) «Биология. Человек. 9 класс» 70 ч, 2 ч в неделю.

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5-9 классов реализуют следующие цели:

Систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1-4 кл.».

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

Воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков.

Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир.

В основу данного курса положен системно-деятельный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Данный курс имеет линейную структуру.

В 5-6 классах происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп: в 7 классе - растения, грибы, бактерии, 8 класс - животные, 9 класс - человек.

Общебиологические знания, являющиеся основой биологического мировоззрения, логично включены во все разделы курса, и при переходе из класса в класс углубляются и расширяются в соответствии с возрастными особенностями школьников.

Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.

Биология. Живой организм. 6 класс (35/70 ч в неделю)

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (9/18 ч)

Тема 1.1. Строение растительной и живой клеток. Клетка - живая система

Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Деление клеток (1 ч)

Деление - важнейшее свойство клеток, обеспечивающее рост и развитие многоклеточного организма. Два типа деления. Деление - основа размножения организмов.

Тема 1.2. Ткани растений и животных

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторные и практические работы

Ткани живых организмов.

Тема 1.3. Органы и системы органов

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, половая.

Лабораторные и практические работы

Распознание органов у растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

Понятия и термины: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «системы органов животного организма», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система»;

Основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;

Основные черты различия в строении растительной и животной клеток;

Что лежит в основе строения всех живых организмов.

Учащиеся должны уметь:

Показывать на таблицах и определять органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;

Исследовать строение основных органов растения;

Показывать составные части побега, основные органы животных;

Описывать строение частей побега, основных органов животных, указывать их значение;

Устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;

Исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;

Обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

Выделять в тексте главное;

Ставить вопросы к тексту;

Давать определения;

Формировать первоначальные представления о биологических объектах, процессах и явлениях;

Работать с биологическими объектами;

Работать с различными источниками информации;

Участвовать в совместной деятельности;

Выявлять причинно-следственные связи.

С помощью данного видеоурока вы сможете самостоятельно изучить тему «Общие свойства живых организмов». Живой мир нашей планеты представляет огромное разнообразие видов, о чем мы и поговорим на этом уроке. Мы рассмотрим общие свойства живых организмов, которые помогают отличить представителей живой природы от неживой.

БИОЛОГИЯ 9 КЛАСС

Тема: Введение

Урок 2. Общие свойства живых организмов

Анисимов Алексей

учитель биологии и химии

Живой мир Земли представляет собой огромное разнообразие видов: растений, грибов, животных и бактерий. Одних лишь животных сегодня в науке описано около 2 млн видов, из них более 1.5 млн это насекомые, примерно 500 тыс. видов растений, свыше 100 тыс. видов грибов и 40 тыс. видов простейших. Бактерии вообще не поддаются никакому счету. И все же у этих организмов есть общие свойства, которые помогают нам отличить представителей живой природы от неживой. О них мы сегодня и поговорим.

Когда мы говорим об отличиях живой и неживой природы, полезно представить камень и кошку или собаку. Отличия есть, и они очевидны. Как же их определяет наука? К особенностям живого существа она относит следующие присущие практически всем живым организмам процессы: питание, дыхание, выделение, размножение, подвижность, раздражимость, приспособленность, рост и развитие. Безусловно, камень может быть подвижным, если его бросить, может размножиться, если его разбить. Может даже вырасти, если он имеет кристаллическую природу и находится в насыщенном солевом растворе. Для этого нужно внешнее воздействие, но все же. При этом камень вряд ли начнет питаться, раздражаться и вздыхать от такой несправедливости. Мы говорим об особенностях живого и неживого. В них, в этих особенностях, находят отражение свойства живого, которые уже ни с чем не перепутаешь. Что же это за свойства?

Первое: в организмах и их клетках содержатся те же химические элементы, что и в телах неживой природы. Но в клетках живых существ есть еще и органические вещества, которые получили свое название, потому что впервые были выделены из живых существ, из организмов. Это белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Эти вещества образуют упорядоченные структуры. Но, только находясь в клетке, органические вещества обеспечивают проявления жизни. Причем важнейшая роль в жизнедеятельности организмов отводится в первую очередь нуклеиновым кислотам и белкам. Они обеспечивают саморегуляцию всех процессов в организме, его самовоспроизведение, а значит, и саму жизнь. Запомним: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты - основные компоненты живого.

Далее, основной структурной и функциональной единицей почти все живых организмов является клетка. Почти, потому что на Земле прекрасно чувствуют себя вирусы, например, которые представляют собой неклеточную форму жизни, но мы поговорим о них позже. В организмах, в которых много клеток, - многоклеточных, из клеток формируются ткани. Ткани образуют органы, которые в свою очередь объединяются в системы органов. Такая упорядоченность строения и функций организмов обеспечивает устойчивость и нормальное протекание жизни.

Третье, очень важное свойство живого: обмен веществ. Обмен веществ - это совокупность всех химических реакций, всех превращений веществ, поступающих в организм из внешней среды в процессе питания и дыхания. Благодаря обмену веществ сохраняется упорядоченность процессов жизнедеятельности и целостность самого организма, поддерживается постоянство внутренней среды в клетке и в организме в целом. Другими словами, обмен веществ и энергии обеспечивает постоянную связь организма со средой и поддержание его жизни.

Четвертое: это размножение. Живое всегда появляется от живого. Поэтому вопрос «Что было раньше: курица или яйцо?» для общей биологии неважен. В конечном итоге курица все равно воспроизводит курицу, а человек воспроизводит человека. Поэтому жизнь можно рассматривать как воспроизведение себе подобных существ или самовоспроизведение. И это очень важное свойство живого, которое обеспечивает непрерывность существования жизни.

Пятое: если пнуть камень, он не ответит и никак не отреагирует. С собакой этот фокус не пройдет: на агрессию хищник ответит агрессией. Потому что живые существа активно реагируют на действия факторов внешней среды, проявляя таким образом раздражимость. Именно раздражимость позволяет организмам ориентироваться в окружающей среде и, следовательно, выживать в изменяющихся условиях. Даже растения, которые, казалось бы, лишены подвижности, могут реагировать на изменения. Многие способны разворачивать листья в сторону солнца, чтобы получить больше света, а некоторые, например, мимоза Стыдливая сворачивают листья, если к ним прикоснуться. Это тоже проявления раздражимости.

Шестое свойство - это приспособленность. Если обратить внимание на внешний вид жирафа, можно увидеть, что он идеально приспособлен к существованию в условиях африканской саванны. Длинная шея помогает добывать ему еду там, где ее никто не может достать, длинные ноги – быстро бегать и отбиваться от хищников. Но в Арктике жираф не выживет, зато там себя прекрасно чувствуют белые медведи. Приспосабливаться организмы могут миллионы лет, и это называется эволюция. Эволюция – это еще одно важнейшее свойство живого. Живые организмы с течением времени изменяются, чаще всего необратимо. Эти изменения называют развитием.

Развитие, как правило, сопровождается ростом, увеличением массы тела или его размера, связанного с появлением новых клеток. Эволюция – это тоже развитие, но не одного отдельного организма, а всего живого мира в целом. Развитие обычно идет от простого к сложному и к большей приспособленности организма к среде обитания. Так обеспечивается то многообразие живых существ, которое мы можем наблюдать сегодня.

Мы определили отличия живого от неживого и познакомились с общими свойствами для всех живых организмов. В следующий раз мы поговорим о многообразии живых существ на нашей планете и об уровнях организации живого. До встречи.

Пояснительная записка

Конспект данного учебного занятия разработан для 9 классов основного уровня изучения биологии. Урок разработан по программе среднего (полного) общего образования по биологии, автор В.Б. Захаров, (Программы для общеобразовательных учреждений, новый образовательный стандарт, Биология 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2011). Тема этого учебного занятия входит в раздел №1 тематического плана «Основные свойства живых организмов».

Проект конспекта учебного занятия

Город Магнитогорск

МОУ СОШ №5 УИМ

Учитель: Субботина Лариса Петровна

Класс 9

Предмет биология

Тема учебного занятия: «Основные свойства живых организмов»

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия : комбинированный урок.

Методы обучения : проблемно – диалоговые.

Цели : Систематизация знаний учащихся о свойствах живых систем.

Задачи :

    Дать понятие жизни и живым системам;

    Развить представления об особенностях живых систем;

    Научить находить и анализировать необходимую информацию;

    Воспитывать культуру учебного труда.

Межпредметные связи:

. Неорганическая химия (таблица элементов периодической системы Д.И. Менделеева);

. Органическая химия (углеводы, жиры, белки);

Метапредметными результатами являются:

1) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.

2) умение находить информацию о биологических объектах в разных источниках и работать с текстом учебника, выделять главное; составлять план; анализировать информацию, определять понятия;

3) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.

Предметными результатами являются:

Выделение существенных признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека;) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);

Сравнение биологических объектов и систем неживой природы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Овладение методами биологической науки: описание биологических объектов и процессов и объяснение их результатов, умение делать выводы и заключения.

Личностными результатами являются:

1) Познавательный интерес к естественным наукам. Понимание единства живой природы на основании общности свойств живых организмов.

Оборудование: учебный класс с 1 компьютером и мультимедийной установкой, живые растения: декоративные цветущие растения, комнатные растения (бегония, бальзамин, фуксия, пеларгония зональная), таблица: «Системы человека», модели животных, Система программ 1С: Образование 3.0, Биология 6 - 11 класс, таблица элементов периодической системы Д.И. Менделеева, ЦОР: «Основные свойства живых организмов».

Ход учебного занятия .

1. Этап учебного занятия: Организационный момент .

Время: 1 минута

Цель: Настроить на восприятие нового материала

Компетенции: Знать правила поведения на уроке. Уметь готовиться к уроку.

Методы: словесный

Форма: фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

Форма контроля: педагогическое наблюдение

2. Этап учебного занятия: Актуализация знаний по теме. Определение темы урока.

Время: 10 минут

Цель: Раскрыть понятие жизнь.

Компетенции: умение слушать, воспринимать цели, делать выводы.

Метод: Объяснительно-иллюстративный

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сообщает тему урока (Приложение №1), план урока.

Сегодня мы с вами в полной мере раскроем понятие - жизнь, а так же свойства живых систем на планете Земля.

(Приложение №2)

Предлагает открыть учебник на стр. 11, самостоятельно прочитать определение жизни по Ф.Энгельсу и М.В. Волькенштейну.

(Приложение №3)

Записывают тему урока в тетрадь.

Активно слушают. Приводят примеры жизни с разных позиций, используют знания химии, физики и анатомии.

Записывают в рабочей тетради.

3. Этап учебного занятия: Изучение нового материала

Время: 30 минут

Цель: Систематизация знаний учащихся о свойствах живых систем.

Компетенции: Знать основные биологические понятия, выбирать главное, воспринимать цели, делать выводы.

Метод: Объяснительно-иллюстративный, самостоятельной работы с учебником.

Используемые цифровые ресурсы: Система программ 1С: Образование 3.0, Биология 6 -9 класс. Растения. Грибы. Лишайники. Зоология 7 класс. Анатомия 8 класс.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагает учащимся вспомнить из ранее изученных курсов, что им известно о признаках живых и неживых систем, затем демонстрирует фрагмент ЦОР.

Указывает на общее сходство всех живых организмов - химический состав.

Ставит задачи:

Из каких химических элементов состоят вещества?

Есть ли химические элементы, свойственные только живым организмам?

При этом на экране - таблица элементов периодической системы Д.И. Менделеева.(Приложение№4)

Рассказывает, какими свойствами отличаются молекулы органических веществ, после чего проводит самостоятельную работу.

Предлагает открыть учебник на стр. 9 - 10 , самостоятельно прочитать и выписать свойства живых организмов в рабочую тетрадь:

1.Что такое обмен веществ?

Учитель подводит учащихся к обобщению процессов, утверждая, что ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы; в первом случае вещества образуются, во втором – разрушаются. (Приложение №5)

Предлагает заполнить схему.

2. Что такое самовоспроизведение (репродукция)? Что лежит в его основе? (Приложение №6)

Предлагает проверить предположения, посмотрев материалы ЦОР.

3.Что такое рост и развитие?

Демонстрирует фотографии людей, начиная с младенцев и заканчивая пожилыми людьми. Дает задание сформулировать определение понятия «индивидуальное развитие» и «историческое развитие»

(Приложение №7)

4.Что такое наследственность?

(Приложение №8)

5 .Что такое изменчивость? Почему потомки не идентичны своим родителям? (Приложение №9)

Предлагает оформить в тетрадях рисунок на тему: «Судьба трех горошин» (разные судьбы в зависимости от условий среды).

6.Что такое раздражимость?

Какое значение она имеет для приспособления к условиям среды?

(Приложение №10)

Предлагает оформить в тетрадях рисунок на тему: «Питание амебы» и «Амеба в соленой капле», где учащиеся должны поставить векторами движение амебы.

Активно слушают.

Учувствуют в диалоге.

Выполняют задания. Заполняют таблицу.

Сравнительная характеристика, содержания химических элементов в живой и неживой природе.

Живая система

Неживая система

Форма контроля: самоконтроль путем работы в парах. Обсуждают ошибки.

Приводят к выводу о стабильности больших молекул и усложнении организации вещества живого.

Выполняют задание учителя.

Учащиеся вспоминают ранее изученный материал и с помощью коррекции учителя обобщают понятие обмена веществ.

Приводят примеры обмена веществ в растительном и животном организме, используя знания ботаники, зоологии и анатомии.

Самостоятельная работа.

Обсуждают и записывают выводы в тетрадь: диссимиляция и ассимиляция тесно взаимосвязаны и друг без друга невозможны. Ведь если в клетке не будут синтезироваться сложные вещества, то нечему будет распадаться, когда потребуется энергия

Учащиеся вспоминают ранее изученный материал и с помощью коррекции учителя обобщают понятие самовоспроизведение, как основного признака продлевающего вид.

Один учащийся делает обобщение и говорит, что многоклеточные организмы, в разных условиях среды, могут размножаться как бесполым, так и половым путём.

Обсуждают и записывают выводы в тетрадь: у животных эволюция идёт от гермафродитов до раздельнополых, от наружного оплодотворения до внутреннего, от икры, затем личиночные оболочки, до внутриутробного вынашивания организма (с заботой о потомстве).

Предлагают версии ответа.

Самостоятельная работа с учебником.

Записывают определение « онтогенез» и «филогенез» в тетрадь.

Учащиеся вспоминают ранее изученный материал по анатомии.

Самостоятельная работа.

Приводят свои доводы:

Это способность организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение.

Способствует появлению новых признаков, а значит, и лучшей приспособленности организмов среде обитания.

Самостоятельная работа в парах. Придумывают, рисуют, делают выводы:

Это способность организмов приобретать собственные признаки в процессе онтогенеза.

Отбираются и выживают особи, наиболее приспособленные к конкретным условиям среды.

Приводит к появлению новых форм жизни, возникновению новых видов.

Учащиеся вспоминают ранее изученный материал по зоологии и с помощью коррекции учителя обобщают понятие раздражимость.

Самостоятельная работа.

Обсуждают результаты работы.

3. Этап учебного занятия Закрепление знаний.

Время: 3 минуты

Цель: проверить степень усвоения знаний по теме: «Основные свойства живых организмов»

Компетенции: Знать основные биологические понятия, выбирать главное, делать выводы.

Метод: словесный.

Используемые цифровые ресурсы: нет

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Подводит итоги работы. Организует обсуждение результатов работы на уроке.

Делают выводы, исходя из темы урока:

Живые организмы отличаются от неживых систем – объектов, изучаемых химией и физикой, - своей исключительной сложностью и высокой структурной и функциональной упорядоченностью.

4. Этап учебного занятия Заключительная часть. Обсуждение домашнего задания.

Время: 1 минута

ПРИЛОЖЕНИЕ№1

Биология – наука о жизни, изучает все проявления жизни: строение, функции, развитие и происхождение живых организмов, их взаимоотношения в природных сообществах со средой обитания и с другими живыми организмами.

Особая форма движения материи;

Обмен веществ и энергии в организме;

Жизнедеятельность в организме;

Самовоспроизведение организмов, которое обеспечивается передачей генетической информации от поколения к поколению.

ПРИЛОЖЕНИЕ№2

ПРИЛОЖЕНИЕ№3

Определение жизни.

Современное диалектико - материалистическое:

    Жизнь - это качественно особая и высшая форма существования, развития и движения материи.

    Жизнь - способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянное самообновление химических составных частей этих тел. (Ф. Энгельс «Анти – Дюринг»)

    Живые тела , существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот . (М. В. Волькенштейн)

    Жизнь - это макромолекулярная система с определённой иерархической организацией, способная к воспроизведению, обмену веществ и регулируемому потоку энергии. (К. Гробстейн)

ПРИЛОЖЕНИЕ№4

ПРИЛОЖЕНИЕ№5

Пластический обмен Энергетический обмен

Ассимиляция Диссимиляция

Анаболизм Катаболизм

простые вещества сложные вещества

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Общие свойства живых организмов

Уникальные формы жизни

Общие свойства живого 1. Химический состав (C, O, N, H – 98%) ! Углеводы, белки, жиры и нуклеиновые кислоты – основные компоненты живого

2. Клеточное строение Клетка - основная структурная и функциональная единица строения почти всех живых организмов

Структурные единицы растения Клетка Ткани Органы Организм

Упорядоченность строения и функций организмов обеспечивает устойчивость и нормальное протекание жизни

3. Обмен веществ - это совокупность протекающих в организме многочисленных химических превращений веществ, поступающих при питании и дыхании из внешней среды

Обмен веществ и энергии обеспечивает постоянную связь организма со средой и поддержании его жизни

4. Самовоспроизведение Все живое происходит из живого

Самовоспроизведение – важнейшее свойство живого, поддерживающее непрерывность существования жизни

5. Раздражимость - свойство живого, позволяющее организмам ориентироваться в окружающей среде и, следовательно, выживать в изменяющихся условиях

Раздражимость

6. Приспособленность проявляется в особенностях: внешнего и внутреннего строения, функциях, поведении организмов, ритмах их активной жизни, географическом распространении

7. Развитие и рост Развитие – необратимые качественные изменения свойств живых организмов Рост – увеличение размеров и массы организма, связанных с появлением новых клеток

Способность к росту и развитию – общее свойство живого

8. Эволюция Эволюция (лат. evolutio - развертывание) – длительный исторический процесс развития природы! Эволюция – общее свойство живого мира

Эволюция

Домашнее задание § 2, ? (1-3) Рабочая тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа предназначена для учащихся 6 - х классов, изучающих биологию по учебнику Н.И.Сонина "Живой организм" .Проводится после изучения темы "Органы цветковых растений" В работе использован...



Читайте также: