Развитие познавательного интереса учащихся к изучению истории через применение новых подходов в обучении. Диалоговое обучение - одна из форм новых подходов обучения учащихся на уроках географии Диалоговое обучение на уроках географии презентация

15240-666115Локтионова Светлана Владимировна,
сертифицированный учитель 1 уровня
истории и обществоведения,
сшг№10 имени Чокана Валиханова г. ТалдыкорганРазвитие познавательного интереса учащихся к изучению истории через применение новых подходов в обучении
Проблема активизации познавательного интереса учащихся – подростков “стара как мир”, но по-прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому “воспитание или возбуждение интереса к предмету” (М.М. Поташник) – ключ к учению, познанию, на наш взгляд. Если в начальной школе дети учатся, как правило, с желанием, то примерно к 5 классу этот огонек постепенно угасает. Подростковый возраст практические педагоги считают самым трудным с точки зрения обучения и воспитания. Известный публицист Соловейчик С. выразил свое отношение к нему очень четко: “В 6 – 7-х классах педагогу надо набраться терпения и ждать, когда это время пройдет”. Действительно ли все так безнадежно?
Обучаясь на курсах повышения квалификации, я познакомилась с программой курсов Кембриджского университета, которая основывается на изучении идеи 7 модулей. Мною были получены теоретические и практические знания по внедрению семи модулей в процесс обучения. Главная задача - понять суть данной программы, направленной на улучшение образования, которое не стоит на месте, постоянно совершенствуется. В настоящее время на замену традиционным методам приходят инновационные технологии, где главная роль в учебном процессе уже отводится ученику, а учитель только направляет его действия для самостоятельного успешного обучения. Именно основная роль отводится сотрудничеству между учителем и учеником, учеником - учеником. Нельзя полагать, что познавательный интерес учащихся будет высоким, стоит только “от случая к случаю” провести интересный урок. Здесь, как и во всем остальном, необходим комплексный подход. Групповая работа способствует сплочению коллектива. Очень много интересного я взяла для себя: приветствия, тренинги, которые положительно повлияли на моё отношение и переосмысление моей педагогической деятельности. Эта работа помогла мне понять, что «коллаборативная среда, представляющая собой философию взаимодействия» (Руководство для учителя, стр. 228) даёт результаты.
Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, в нашем понимании обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. в рамках исторического образования. В процессе педагогической деятельности учитываются следующие факторы с целью повышения познавательного интереса, создания условий для формирования учебной мотивации:
активные методы обучения: необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности;
создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью: большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применение старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает;
эмоциональная окраска, живое слово учителя.
Речь пойдет о некоторых формах организации обучения (воспитания), включающих разные виды познавательной активности учащихся, которые были успешно апробированы. При их подготовке и проведении использовались многообразные средства и методы организации активной познавательной деятельности учащихся , например: ролевая игра, инсценирование, разыгрывание сценок “Оживи картину” и др.; групповая работа над созданием проекта; изготовление поделок, визитных карточек, их защита; выполнение творческих работ (историческое сочинение, эссе-рассуждение, исторический портрет); работа в творческой группе по выполнению различных заданий; обсуждение проблемных вопросов; решение кроссвордов; ответы на вопросы в режиме состязательности; работа с дополнительной литературой; определение и представление собственной позиции по какому-либо вопросу.
Решению любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка не может быть успешным без внимательного анализа их под углом зрения содержания и условий конкретного возрастного этапа. Проблемами возрастной и педагогической психологии занимался выдающийся ученый I половины XX века Выготский Л.С. Ему принадлежит фундаментальная теория психического развития человека, до сих пор имеющая серьезное практическое значение. Выготский – создатель культурно-исторической теории психического развития. Согласно этому понятию, на каждом этапе жизни человека среди многих других выполняемых им видов деятельности существует некоторая главная деятельность, определяющая возникновение и становление основных психологических новообразований данного этапа. Эльконин Д.Б. завершил работу Выготского по периодизации потребностей. Согласно данной теории в подростковом возрасте (10/12 – 15 лет) ведущая деятельность – “общественно-полезная”, интимно-личностное общение со сверстниками. Человек начинает ориентироваться в поведении не на взрослых (родителей, учителей), а на таких, как он (друзей, одноклассников). В данный период формируется “личность”. Главным для подростков является самоидентификация, самовыражение, самореализация, успешная социализация. Как же найти выход из создавшейся ситуации? Как организовать деятельность подростков так, чтобы они, реализуя себя в содержательном общении со сверстниками, одновременно не потеряли интереса к учебному труду? Поиски ответов на поставленные вопросы и легли в основу нашей педагогической деятельности, направленной на повышение познавательного интереса учащихся II ступени.
В среднем школьном возрасте (10 – 15 лет) задачи обобщения и систематизации материала, ликвидации пробелов в знаниях учащихся дает успешно решать конкурсная методика, игровая деятельность (викторины, разнообразные игры, конкурсы). Игровой характер таких занятий создает творческую раскованность и позволяет себя проявить учащимся с различными индивидуальными возможностями. При проведении таких мероприятий развивается активная познавательная деятельность учащихся. Состязательность способствует формированию познавательных интересов, выработке положительных эмоций. Зачастую гораздо важнее не результат, непосредственно мероприятие, а процесс подготовки к нему, когда учащиеся сплачиваются, договариваются, распределяют роли, обязанности, проявляют самостоятельность, инициативу и творческие способности.
При подготовке к интеллектуально-познавательной игре учащиеся повторяют даты, понятия, основные сведения о событиях, явлениях, исторических личностях эпохи. Происходит деление на группы по интересам: одни готовят представление, герб с девизом, другие, превратившись в “участников средневекового цеха”, изготовляют шедевр (изделие), третьи – осуществляют подготовку к конкурсу “Оживи картину”. Конечно, очень важно, чтобы учитель заинтересовал ребят, провел четкий инструктаж, помог в процессе подготовки. И главный результат такой работы не заставит себя долго ждать – это удовлетворение и радость в глазах детей, а также вопрос: “А когда еще у нас будет такая игра?”
Для юношеского возраста характерно стремление участвовать в дискуссиях и спорах. Общеизвестно, что в истории по сей день, остается определенный круг вопросов, “правильных” ответов на которые не существует. Все это можно очень удачно использовать при проведении диспута. Такой диспут был проведен среди учащихся 8-х классов в рамках изучения новой истории XIX века “Кто он – гений или злодей? (о Наполеоне Бонапарте)”. При подготовке к аналогичному диспуту “В политике кто гений, тот злодей” (о Петре I), развернутый план предлагался учащимся заранее. В процессе подготовки они изучали рекомендуемую литературу по теме, писали творческие работы, знакомились с различными точками зрения на личность и деятельность Петра I. В ходе обсуждения вопросов учащиеся демонстрировали знание исторической эпохи, умения аргументировать и обобщать, выступать и слушать друг друга, уважать иное мнение. Очень важно, что у ребят в процессе подготовки и участия в диспуте создается объективное представление о сути научного спора о личности Петра I, и они определяются в своем отношении к этому незаурядному правителю. По итогам подготовки и проведения диспута создан буклет, в который вошли: фрагменты произведений известных историков о Петре I; отрывки из художественной литературы, посвященной личности и деятельности Петра; сравнительная таблица взглядов историков на личность и деятельность Петра I; лучшие творческие работы (эссе-рассуждения) учащихся о Петре Великом и его реформах; схемы, таблицы, диаграммы. Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств является проектный метод , который успешно апробировался нами. На основе данного опыта можно отметить тот факт, что введение элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Три “кита”, на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность. При выполнении проекта учащиеся попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность. Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов реализовывалась логическая цепочка: интерес выбор – успех (неуспех) – рефлексия – адекватная оценка (самооценка) – рефлексия (по И. Чечель).
Разумеется, нельзя говорить о том, что только представленный подход позволяет достигать высоких результатов, так как он не является отражением всей системы работы. Но, на мой взгляд, его использование, безусловно, может способствовать активизации познавательного интереса учащихся II ступени к изучению истории.
Список использованной литературы:
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.1. Изд. Казанского Ун-та, 1996. С.152–197.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С-П., 1997.
Гольденберг М.Л. Технология метода проектов при обучении истории // Преподавание истории в школе. 2001. №4. С.71–72.
Гончарова А.И. Диспут на уроке истории. // Преподавание истории в школе. 1998. № 5. С. 36–38
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. С. 217–233.
Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История (8–11 классы). Волгоград, 2002. С.3–6.

Мастер-класс

Тема: «Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средство формирования познавательного интереса учащихся»

Цель: продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии.

Задача : показать возможности применения различных интерактивных приёмов на уроках географии.

В.А. Сухомлинский писал: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека, и…ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли».

Готовясь к урокам, я подбираю такие методы, приемы и формы работы, которые помогают увлечь каждого ребенка в процессе обучения независимо от его способностей. Поэтому во главе своей педагогической работы ставлю проблему « Внедрение интерактивных технологий для развития познавательного интереса учащихся к процессу обучения ».

Без инновационных форм работы познавательный интерес ребенка развивать невозможно. Познавательный интерес у учащихся появляется тогда, когда материал ему понятен, доступен. Среди инноваций особенно выделяю и использую интерактивное обучение.

Интерактивные методы обучения построены на постоянном взаимодействии участников образовательного процесса между собой или с техническими средствами обучения.

Основные задачи:

1. Воспитание не «эрудита», а развитие нестандартно мыслящего человека – «творца»

2. Изменение позиции учителя - не источник знаний и информации, а «педагог-консультант»

В процессе преподавания географии я использую различные интерактивные методы и приёмы.

Цель данных педагогических приёмов:

    дать ученикам возможность думать;

    делать, выбирать и учиться самостоятельно.

Интерактивное обучение решает одновременно три задачи:

1. Конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

2. Коммуникативно-развивающую , в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

3. Социально-ориентационную , воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Придерживаясь советов А.А.Гина, учитывая психовозрастные особенности школьников, я применяю предложенные приемы интерактивных технологий на разных этапах урока.

Как вызвать интерес к уроку? Интерес к конкретной теме? Самым надежным способом является познавательный интерес, который можно сформировать с помощью интерактивных приемов.

Вашему вниманию я хочу предоставить несколько приемов интерактивного обучения и выполнить несколько заданий.

На этапе актуализации учебных знаний я предлагаю вам сыграть в «Географическое лото » (7 класс. Тема «Океаны»). Итак, вы объединяетесь в группы, каждая их которых получает комплект карточек: основную и дополнительные. Задание состоит в том, чтобы правильно и быстро закрыть ячейки основной карточки.

Еще один прием, который я использую для проверки знаний учащихся - это «Не разорви цепь». Ваша задача сейчас быстро и правильно поочередно подписать условные знаки (6 класс «Условные знаки»).

Мотивацию учебной деятельности можно совершать путем беседы. Во вступительном слове выделяется круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке, при этом приводятся интересные примеры, используется парадоксальная информация и т.п. На этом этапе урока я применяю такие приемы как, например, «Отстроченная загадка», «Фантастическая добавка». В начале урока я задаю загадку (или малоизвестный факт), отгадку на который можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.

Тема «Климат» 8 класс

Христианство пришло в Киевскую Русь из Византии, поэтому практически все внешние атрибуты (обряды, архитектура храмов) повторяли византийские образцы. Но единственным элементом непохожести храмовых сооружений стали крыши. В Византии крыша храмов имела форму полусферы, а в Киевской Руси – форму луковицы. Как объяснить такие отходы от архитектурных канонов? (Полусферные крыши не выдерживали давления толстого слоя снега зимой, а на крышах «луковицах» снег соскальзывал, не задерживаясь.

Прием «Удивляй» (Тема. Внутренние процессы Земли.Вулканизм». 6 класс)

Вулкан - это бог. Его стихия огонь. Он был покровителем огня и кузнечного дела. Однажды на Олимпе между богами состоялся серьезный спор, и Вулкан отстаивал свою точку зрения, бросал в разные стороны горящие предметы, раскаленные камни и огонь. И в наказание за такое поведение боги отправили его на Землю хранить огонь. Это явление покоряет любое воображение, и я хочу, чтобы эпиграфом к сегодняшнему уроку стало небольшое стихотворение А. С. Пушкина

Везувий зев открыл – дым хлынул клубком – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.

При изучении нового материала на уроке я использую следующие приемы:

1. «Собери пазл». Итак, урок в 6 класс по теме «Рельеф Земли». Для формирования понятий и их лучшего запоминания, я предлагаю собрать вам пазл и после этого вы сможете прочитать понятия, которые мы должны сформировать и усвоить сегодня на уроке.

2. «Составь пару». Цель этого приема сформировать знания учащихся о годовом изменении угла падения солнечных лучей. На протяжении года мы наблюдаем за изменением угла падения солнечных лучей. В этом задании вам предлагается определить зенитальное положение Солнца в определенные дни года. Для этого вам нужно найти в тексте учебника, когда и где угол падения солнечных лучей наибольший. Выбрав вариант ответа, вы должны также сказать, как называется этот день и объяснить свой ответ.

Для закрепления и обобщения учебных знаний я предлагаю вам прием, который называется «Где находится? ». Урок в 8 классе по теме «Рельеф Украины». Вы получаете названия форм рельефа и должны их прикрепить в места (на контурной карте), где они размещаются.

Таким образом, разнообразие видов деятельности дает возможность использовать различные интерактивные приемы на всех этапах урока и на уроках разных типов, что благоприятствует лучшему усвоению знаний и развитию личностных качеств учеников и их познавательных интересов.

«На дверях способностей написано – толкни » (Джон Мейсон). Этот толчок требует от учителя прежде всего творчества. Чтобы увлечь ребенка предметом и выявить его способности, нужно создавать условия для постоянного, активного взаимодействия всех учащихся для равноправных, равнозначных взаимодействий ученика и учителя. Педагогическая профессия – особенная. Сколько бы не работал, колодезь педагогической мудрости не исчерпать. Личность каждого ученика – неповторимая. И если учитель не хочет стать ремесленником, он обязательно включится в поиск, каждый раз по – новому будет применять свои знания и умения.

Диалогическое обучение на уроках географии и биологии.
Сагитжанова Б.Е., Павлюк Е.В.
ГУ «Средняя школа № 26»
«Школа - это мастерская, где формируется мысль
подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее».
Барбюс А.
Основная задача программы Кембриджских курсов - это помощь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать нашу педагогическую практику. Базовый материал в «Руководстве для учителя» дифференцирован на семь модулей, все они между собой взаимосвязаны, равно как и отдельные стратегии, и подходы, применяемые на занятиях. Для повышения эффективности обучения, мало простого усвоения знаний умений и навыков, необходимо, чтобы дети понимали « Зачем им это нужно» и могли брать на себя ответственность за собственное обучение. «Если учителя смогут разработать учебный процесс, чтобы ученики не только усваивали содержание образовательной программы, но и могли развивать свою способность к обучению, то это даст возможность обучаться эффективнее» (Руководство для учителя. стр. 142.). Понимание обучения лежит в основе одного из семи модулей Программы «Новых подходов в преподавании и обучении», мы рассмотрим один из новых подходов «Обучение через диалог». «Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление» (Руководство для учителя.стр. 11.). Слово «обучение» с точки зрения социоконструктивисткой (Выгодский 1978 г. Wood 1998) лежит в основе «новых подходов в преподавании и обучении». Требуется такое понятие «научиться обучению», здесь нам нужно создать такую среду, в которой ученики станут активными и начнут принимать участие в учебном процессе. Особенность заключается в том, что информация передается, а понимание формируется у ученика самостоятельно. Мы же только оказываю помощь в процессе обучения, стремимся «создать такие условия, при которых ученики имеют то, что Чиксентмихайи (2008г.) называет «самоцелью» и, что Райан и Деки (2009г.) называют внутренней мотивацией. Иными словами, ученики имеют самомотивацию». (Руководство для учителя, стр. 140)
«Коллаборативный класс представляет собой класс, в котором учитель понимает меру своей ответственности, не ограниченной лишь рамками преподаваемого предмета/содержания обучения. Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения» (Задания для выполнения в период практики в школе).
Диалог – это особая форма общения с учениками, потому что в процессе беседы мы можем установить контакт с классом, выявить проблемы класса, определить пробелы в знаниях. Бразильский педагог Фриери считает, что назначение учителя - вступать в диалог с учениками, общаться с ними, что будет способствовать выявлению и развитию знаний не с тенденцией пополнения, увеличения, а углубления (2007 ред., с.43). Убеждения Фриери наводят на мысль, что на наших уроках в основном диалог с учениками отсутствовал, а был только монолог учителя. Мы заметили, что когда учитель много говорит на уроке или объясняет тему, основной части класса не всегда интересны теоретические основы. Мы считаем, что если дети не участвуют в диалоге, не происходит их развитие, низкая активность мыслительной деятельности. А наша цель – добиться в процессе диалога учителя и учеников, учеников в группе, выражать свое мнение, честно раскрывать себя в этих речевых обменах, взаимообучаться с помощью обмена информацией, задавать вопросы в процессе оценивания.
Мерсер и Литлон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении (Руководстводляучителя,стр.155). Выготский считает, что диалог является главным инструментом обучения. Ученики легче обучаются, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Поэтому, мы на своих уроках при использовании «диалогического обучения», пытаемся сформировать группы так, чтобы в каждой группе был ученик, который своим умением рассуждать поддерживал диалог в группе. Совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает им осознавать, что у людей могут быть разные мнения, идеи, содействует аргументированию учениками своих идей; помогает учителю понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. (Руководство для учителя, стр. 155).
Технология диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основной особенностью является то, что новые знания не даются в готовом виде. Дети в процессе самостоятельной исследовательской деятельности добывают их самостоятельно. Лучше усваивается тот материал, который нашли сами и выразили по- своему. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
В своей практике, на уроках географии и биологии, мы организовываем самостоятельную познавательную деятельность учащихся, оставаясь при этом её управляющим (ставим цели деятельности, описываем средства деятельности и контролируем результаты), т.е. наше лидерство предполагает активность учащихся. Более развивающим является диалог, в котором учащийся, не боясь реакции, критики со стороны учителя и со стороны одноклассников, аргументируют свою позицию. Часто применяем стратегии, которые способствуют развитию диалога на уроках географии и биологии, такие как: «шесть шляп мышления», «работаем сообща..», «ты мне – я тебе», «мозаика проблем» и т.д.
Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью диалогического обучения учеников. Он различает три типа беседы, в которые вовлечены субъекты: беседа – дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа (Руководство для учителя.стр.156). На уроках географии и биологии «диалогическое обучение» реализуется через исследовательскую беседу, беседу – дебаты, которые ведутся в группах при работе над созданием постеров.
Работая в группах или парах, всегда определяется лидер. В классе лидеры – спикеры чаще выбираются самими группами, дети выделяют в свои представители учеников с хорошим словарным запасом, которые могут очень хорошо донести суть своих проектов или же учеников, которые учатся на «отлично», а иногда лидерами оказываются сильные по характеру дети, т.к. они могут контролировать работу групп. В ходе заданий и слабые и сильные ученики с помощью беседы, общения создают свои работы. Надо отметить, что в итоге, мы всё чаще стали слышать «тихие голоса» некоторых учеников, которые обычно пассивны на уроке.
Анализируя роль диалога на уроках географии и биологии, мы согласились с утверждением, что «дети учатся эффективнее и их интеллектуальные достижения выше, при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию» (Руководство для учителя.стр. 167). С помощью исследовательской беседы, метода опровержений и доказательств, мы лучше отслеживаем результативность, потому что дети работают самостоятельно, оживленно обсуждают в группе задание, выдвигают свои идеи, отстаивают свое мнение, становятся активнее. Практически все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. И все это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Диалоговое общение ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых задач. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Адольф Дистервег
Литература:
Задания для выполнения в период практики в школе.
Руководство для учителя. Третий базовый уровень.
www.wikipediya.ru.

МОУ « Средняя общеобразовательная школа №3»
городского округа Саранск
учитель географии
Левина Татьяна Алексеевна
Тема: « Проблемно – диалоговое обучение на уроках географии».
Задача предмета географии сформировать мировоззрение в основе которого лежит географическое мышления, целостная картина мира, взаимосвязь природных, социальных и экономических факторов, а также формирование ответственного отношения к своим действиям по природопользованию. Федеральные Государственные Стандарты 2 поколения акцентируют внимание не на формирование ЗУН по предмету как это было раньше, а на развитие личности школьника.
Я работаю в средней школе №3. Наша школа работает над проблемой « Реализация компетентностного подхода в процессе обучения». МЫ понимаем, что будущее России сегодня заключается в сегодняшней школе. Школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель компетентностного подхода не в том, чтобы выпускник знал, как можно больше, а в том, чтобы он умел решать проблемы в любых ситуациях, и в учебных, и профессиональных, и житейских.
В связи с этим меняется и позиция учителя. Сегодня учитель должен по новому понимать свою профессиональную деятельность. Если раньше от нас требовали, чтобы мы дали знания, умения по предмету, то сейчас мы должны развивать личность ученика средством предмета. Компетентностный подход в обучении напрямую связан с проблемно – диалоговым обучением. Я второй год работаю по программе «Школа 2100», это в основном программа начальной школы, но она в нашей школе получила продолжение в среднем и старшем звене.
Программа «Школа 2100» представляет собой образовательную систему, в которой разработан не только учебно-методический комплект, но и содержит образовательные технологии, которые позволяют с этими учебниками работать по новому, т.е. уже сам материал учебника предполагает, что он будет подаваться уже путем проблемного диалога, позволяющим более качественно усваивать знания учащимся и позволяет воспитывать активную и инициативную личность. А также поддерживать интерес и мотивацию.
На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два этапа проблемно-диалогического метода:
1. Постановка учебной проблемы
2. поиск решения
На 1 этапе постановка учебной проблемы, формилируется либо тема урока, либо основной вопрос, поиск решения будет представлять собой «открытие нового знания», т.е. нового для детей географического понятия.
Роль учителя на этих этапах заключается в умении организовать деятельность учеников, учитель выступает организатором деятельности в ходе которой ученики сами получают, добывают, открывают эти знания, ученик в процессе этой деятельности находит решения, т.е. не является пассивным слушателем, а активный участник урока. Научившись ученик перенесет это на жизненные проблемы, т.е этот метод проблемно-диалогический позволяет учить определять цель своей деятельности, намечать план действия, соотносить результат своей деятельности с целью, оценивать результат своей деятельности.
В чем же суть метода проблемного диалога? Постановка учебной проблемы и поиск ее решения ученики осуществляют в ходе специально организованного учителем диалога. Мы используем 2 вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий выглядит следующим образом. Учителем создаётся проблемная ситуация т.е в ходе диалога с классом, учитель создает эту ситуацию.
Например: тема «Япония»
На прошлом уроке мы с вами приступили к изучению Японии, определите тему сегодняшнего урока сравнив следующие факты:
Кто проиграл II мировую войну?
Ответ: Япония
Какая страна богата природными ресурсами?
Ответ: Россия
Какая форма правления этих стран.
Ответ: Япония – монархия. Россия – федеративная республика
А какая страна является мировым экономическим лидером?
Ответ: экономический лидер Япония.
И какой же вопрос у нас с вами возникает?
Ответ: Как и почему Япония стала мировым экономическим лидером?
Вот это и есть основной вопрос урока, который определяет тему урока, это и проблемная ситуация в ходе решения этой проблемы и предстоит открыть новое знание.
5.В мире даже термин такой существует. Напомните?
Ответ: Японское экономическое чудо.
6.Так какая же тема нашего сегодняшнего урока?
Ответ: Причины Японского экономического чуда.
Но материал нам не всегда позволяет вот так преподавать, поэтому мы используем либо побуждающий диалог, либо подводящий диалог.
Побуждающий диалог будет выглядеть так:
Например: Какие у вас будут гипотезы? Для этого вспомните, что мы знаем о Японии из курса географии, истории.
Ответ: Япония хоть и проиграла войну, но она тратила финансы на развитие хозяйства, а не на вооружение.
Какие еще гипотезы вы бы выдвинули? (необходимо выслушать все высказывания, даже если они неверны).
Ответ: Была выбрана верная экономическая политика.
Ответ: Создана уникальная система образования.
Ответ: Скупались патенты других стран.
Ответ: Лозунг Японии «Да пусть электроника станет нефтью страны».
Назвав причины, выдвинув все гипотезы. Подводим итоги.
В чем же причины экономического чуда Японии?
Ученики перечисляют причины, т.е. происходит открытие нового знания, путем побуждения к высказыванию этих гипотез, тем самым раскрывая тему урока, которая и была ими же обозначена.
Как вы думаете в любом ли классе по уровню подготовки мы можем использовать для решения проблемы побуждающей диалог? Конечно же нет. Вот так можно работать в классе где есть ученики с прочными знаниями по географии, а как быть если нет таких учеников? Тогда мы используем не побуждающий. Подводящий диалог. Что это значит?
Учитель предлагает школьникам посильные(подводящие) вопросы и задания которые шаг за шагом формулируют тему урока или приводят к постановке вопроса и как правило подводящий диалог выстраивается на повторение пройденного материала.
Например: выстраивается логическая цепочка вопросов подсказок, таких как: А вспомните как Япония распределяла свои финансы после 2 мировой войны?
Как японцы относятся к труду?
Какое образование в Японии? И т.д.
Учитель подсказывает вопросы на которые школьники могут ответить или найти ответы в тексте учебника. В конечном итоге учитель подводит детей к конкретному ответу.
В ходе всего урока идет диалог.
Следующий этап урока применение нового знания, т.е. закрепление материала. Задания могут быть различными, например, выполнение заданий в рабочей тетради, на контурной карте, заполнение таблицы, составление схемы и т. д.
Итак суть проблемно-диалогового метода на уроках географии заключается в осуществлении двух этапах:
Постановка учебной проблемы
Поиск решения этой проблемы
Осуществить всё это помогает сам учебник и структура урока в этой образовательной системе «Школа 2100»
Структура урока:
1 этап – Создание проблемной ситуации, актуализация знаний
2 этап – Открытие нового знания
3 этап – применение нового знания
4 этап – итог, оценивание, домашнее задание
Как видно из этой схемы урока, большую часть урока говорят дети, а учитель выступает как организатор деятельности и ведет постоянный диалог.
Структура учебника соответствует структуре урока.
Перед началом каждого параграфа поставлен проблемный вопрос. Ученикам предлагается выдвигать свои версии, гипотезы решения проблемы. С помощью вопросов вспомнить какие изученные понятия и факты пригодятся при решении учебной проблемы? Совместно определяется план решения проблемы.
В соответствии с планом происходит открытие нового знания. После открытия нового знания предлагается школьникам индивидуально и в группах, самостоятельно и с помощью учителя решать проблему, устно и письменно выполнять различные задания.
После открытия нового знания авторы учебника предлагают повторить изученное и потренироваться в самостоятельном применении знаний.
В конце урока определяется общий вывод по решению проблемы и домашнее задание – ознакомиться с новым параграфом и ответить на вопросы.
Проблемно – диалогическая технология позволяет снимать психологическое напряжение на уроке, что ведет к укреплению здоровья учащихся, дети размышляют, высказываются, предлагают, т.е. чувствуют себя на уроке комфортно, отсюда и результат урока.
Работа не завершена, надо еще много трудится, успех приходит не сразу. Есть желание сделать свою работу максимально эффективной.



Читайте также: