Конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений на рынке труда: методические подходы. Конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений на рынке труда: методические подходы Направления работы по повышению конкурентоспособности выпускни

1

Проведен анализ структуры конкурентоспособности выпускников современного вуза, рассмотрены содержательные элементы их конкурентоспособности в сопряжении с процессом трудоустройства. Исследование конкурентоспособности выпускников проводилось на различных уровнях: на личностном уровне, на уровне образовательного учреждения, на уровне социума. Представленные в статье результаты социологических опросов студентов выпускных курсов отражают содержание конкурентоспособности на указанных уровнях. По результатам исследования сформулирован ряд положений и рекомендаций, связанных с организацией образовательного процесса в вузе, способствующего формированию конкурентоспособного молодого специалиста. В частности, отмечается важность обеспечения процесса психолого-педагогического сопровождения студентов, совмещения учебы в вузе и работы студентов по специальности, помощи с трудоустройством посредством расширения сотрудничества с работодателями. Показан потенциал вуза в развитии профессиональной готовности студентов, который заключается в развитии практики постобразовательной деятельности, направленной на подготовку к успешному трудоустройству.

конкурентоспособность

выпускники вузов

высшая школа

трудоустройство

1. Барановский А.И. Конкурентноспособность вуза в сфере инновационного образования // Современные научные исследования: теория, методология, практика. – 2011. – Т. 1. - № 1. – С. 4-9.

2. Гонтмахер Е.Ш., Малева Т.М. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. – 2008. - № 2. – C. 61-72.

3. Данакин Н.С., Деева Н.Н., Дубинин А.Н., Конев И.В., Реутов Н.Н. Совершенствование управления трудоустройством молодых специалистов в регионе: социологический анализ: монография. – Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2011. – 202 с.

4. Космынин А.В., Чернобай С.П. Конкурентноспособность выпускников на рынке труда // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. - № 8. – С. 157-158.

5. Минзарипов Р.Г., Ившина Г.В. Гуманитарная среда классического университета и формирование конкурентоспособной личности // Высшее образование в России. – 2009. - №5. – С. 42-50.

6. Садовничий В. Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность // Высшее образование в России. – 2006. - № 7. – С. 7-15.

7. Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Высшая школа как пространство самореализации личности. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2008. – 145 с.

В современных научных исследованиях конкурентоспособность рассматривается в экономическом, социальном, организационном и психолого-педагогическом аспектах . Обращение к сложившемуся научно-теоретическому и практическому опыту исследования феномена конкурентоспособности показывает, что последнее резонно рассматривать как интегративное качество, которое проявляется на различных уровнях: на личностном уровне, на уровне образовательного учреждения, на уровне социума . Представленные ниже результаты социологического опросов отражают содержание конкурентоспособности выпускников вузов на указанных уровнях.

Анализ состояния конкурентоспособности выпускников вуза и путей ее повышения проводился на основе методов социологического опроса, эмпирического обобщения, сравнительного анализа данных.

Исследование проводилось среди студентов основных вузов г. Белгорода, выявлялись различные аспекты достижения ими профессиональной конкурентоспособности.

В структуре конкурентоспособности выпускников современного вуза целесообразно выделить три уровня: 1) личностный уровень; 2) уровень образовательного учреждения; 3) уровень социума.

Личностный уровень конкурентоспособности . Данный уровень представляется исходным в понимании генезиса и психологических механизмов достижения конкурентоспособности . По результатам социологического опроса треть опрошенных студентов (33,4%) отметили, что они ничего не делают для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность. Они полагаются на случай или удачу. Удивительно, что такой эффективный способ повышения конкурентоспособности, как получение второго высшего образования, избрало лишь 9,4% респондентов. Эти данные могут говорить о том, что студенты-выпускники пока еще не задумываются об уровне своей конкурентоспособности.

Для повышения своей конкурентоспособности наиболее популярным способом является самообразование. Об этом заявили 34,8% респондентов. 12,7% с этой целью избрали совмещение работы по специальности с учебой. Это также достаточно эффективный способ, который дает возможность не только получить практические навыки в своей профессии, но и проверить правильность профессионального выбора . К сожалению, как мы видим, процент таких респондентов не очень велик. Более трети респондентов (36,1%) подрабатывают, но не по специальности, что не повышает их конкурентоспособность по специальности, но при этом у них нарабатываются определенные трудовые навыки, формируется опыт деятельности в трудовой сфере. А половина респондентов (51,2%) не совмещают работу и учебу, что, как минимум, дает основание утверждать, что представление о работе в общем и по специальности в частности у них абстрактны и теоретичны.

Отметим также, что 29% опрошенных студентов считают необходимым для трудоустройства владение дополнительной специальностью. Это неудивительно, так как овладение второй специальностью значительно повышает конкурентоспособность молодых специалистов.

Следует отметить, что в качестве гаранта осуществления своих жизненных планов респонденты рассматривают, прежде всего, собственные усилия при содействии других лиц - 55%; затем - только собственные силы и усилия - 41%, благоприятные обстоятельства, удача - 39% респондентов, а вот на содействие государственных органов и учреждений рассчитывает лишь треть выпускников. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что выпускники вуза больше ориентированы на самостоятельный поиск работы. Их ответы на вопрос «Каким образом Вы планируете искать работу?» распределились следующим образом: равное количество респондентов (по 34%) заявили, что будут лично обращаться в организации или искать работу по объявлениям; около трети - обратятся за помощью к родственникам, друзьям. Центры занятости и трудоустройства при вузе (прямое обращение, ярмарки вакансий, презентации) получили лишь 16% выборов, служба занятости населения города - 1%.

Конкурентоспособность на уровне образовательного учреждения . Практика показывает, что объем знаний, умений и практического опыта будущего выпускника, по современным меркам, недостаточен для того, чтобы в полном объеме выполнять трудовые функции в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Каков должен быть набор профессиональных знаний и умений, личностных черт и профессиональных качеств, призванных обеспечивать готовность выпускника вуза реализовать себя в условиях рыночной экономики?

Сегодня конкурентоспособность выпускника определяется его профессиональной компетентностью, в которой специальные знания должны совмещаться с навыками общения, основами личностного роста, самодиагностики и других свойств. Основной целью профессионального образования становится формирование у выпускника постоянного стремления к самосовершенствованию и, как следствие, развитие у него качеств высокообразованной личности .

Это, в свою очередь, остро ставит проблему организации учебно-воспитательной деятельности на основе системного, комплексного подхода к обучению будущих специалистов. Необходимо создать условия для творческого отношения студента к освоению таких необходимых сегодня профессиональных умений, как умение вступить в диалог с коллегами, умение публично и аргументированно доказывать свою точку зрения, вызывая интерес к своей позиции, умение уважать и понимать точку зрения собеседника, умение критично относиться к высказываемым суждениям, умение управлять своими эмоциями, умение работать с научным текстом, выделяя главное из представленного материала. По данным научного руководителя Центра социальных исследований и инноваций В. Гонтмахера, открытость миру, толерантность, умение привлекать к себе и вызывать доверие, доброжелательность, способность войти в положение другого и понять его есть важные штрихи к портрету специалиста, желающе-го быть успешным на современном рынке труда .

В ходе проведенного социологического исследования среди студентов БГТУ им. В.Г. Шухова респонденты отметили, что вуз способствовал развитию у них важных качеств и черт характера. Приоритеты были отданы следующей группе качеств - «самостоятельность, независимость мышления» (58%), «исполнительность, дисциплинированность» (54%), «желание учиться» (50%), «творческий подход» (40%). Все эти качества в той или иной степени помогают молодому специалисту войти в современный рынок труда.

Респонденты также отмечают, что вуз оказал наибольшую помощь в их под-готовке как будущего специалиста в области профессиональной подготовки (82%). При этом такие важные элементы подготовки молодого специалиста как организаторская, психологическая и управленческая подготовка (43%, 29%, 28% соответственно) недостаточно учитываются в учебном процессе, что может негативно сказаться на целостности гармоничного образа профессионала. Можно сделать вывод о том, что вуз, формируя из студента профессионала, одновременно способствует развитию таких его качеств, которые облегчат ему процесс профессионального становления.

Вызывает интерес тот факт, что основной целью, которую респонденты ставили себе при поступлении в вуз, является приобретение профессии (82%), а работать по специальности предполагают уже лишь 51% респондентов. Такое расхождение можно объяснить тем, что в ходе обучения у студентов изменилось первичное отношение к выбранной специальности. Следовательно, организация учебно-методического, научного и воспитательного процессов в вузе влияют на закрепление изначально позитивного отношения к выбранной профессии и, в конечном счете, на качество профессиональной подготовки выпускника .

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать ряд положений, связан-ных с организацией образовательного процесса в вузе, способствующего фор-мированию конкурентоспособного молодого специалиста.

Во-первых, при организации конкуренторазвивающего процесса в вузе особое внимание необходимо уделять содержанию психолого-педагогического сопровождения студентов как организационно-методической основе развития конкурентоопределяющих личностных качеств студентов-выпускников. На начальных этапах при невозможности или нецелесообразности одновременного развития всех детерминантов, основное внимание следует уделять детерминантам инвариантной значимости, а позже переходить к развитию остальных групп детерминантов конкурентоспособности.

Во-вторых, в процессе профессиональной подготовки необходимо способствовать развитию у студентов стремления совмещать учебу в вузе с работой по специальности, по возможности, помогать с трудоустройством. При прохождения студентами производственной и других практик предлагать им выполнение заданий педагогического, научно-педагогического и управленческого содержания, направленных на освоение соответствующих профессиональных функций. Все это будет способствовать накоплению студентами необходимого профессионального опыта.

В-третьих, для эффективной подготовки студентов к участию в реальном социальном взаимодействии и профессиональной деятельности использовать в учебном процессе контекстные (ориентированные на предметное содержание деятельности, соответствующие роли и функции) деловые и ролевые игры, ситуационно-проблемные задачи, а также более углубленно знакомить студентов-старшекурсников с реальным состоянием рынка труда.

В-четвертых, требование обеспечить качественную подготовку специалиста, владеющею набором компетенций, позволяющих активно, разумно и грамотно включиться в отношения, складывающиеся на рынке труда, предполагает изменение подхода к самому процессу профессиональной подготовки и понимание того, что продуктом учебного заведения являются его выпускники. Одной из главных целей образования становится достижение определенного уровня личностного и профессионального самосознания обучающегося, позволяющего ему стать субъектом учебно-профессиональной деятельности, заинтересованным в самосовершенствовании, построении своей деятельности, ее изменении и развитии.

В-пятых, чтобы стать конкурентоспособным, выпускник профессионального учебного заведения, в первую очередь, должен обладать определенным набором универсальных умений и навыков, а также деятельностноважных качеств, обеспечивающих успешность любого вида деятельности и поиск новых знаний в режиме самообразования. В «Международном стандарте классификации профессий» описаны 9333 профессии, российский «Единый тарифно-квалификационный справочник» включает около 7 тыс. профессий и специальностей. За время подготовки специалиста ситуация на рынке труда может существенно измениться, поэтому точно определить, какие специалисты и в каком количестве будут востребованы, достаточно сложно.

В-шестых, следует наладить тесное сотрудничество с самим работодателем, для которого и готовятся будущие кадры. В этом аспекте связь должна осуществляться по всем направлениям:

  • работа, проводимая в урочное время: беседы, диспуты, конференции, форумы;
  • работа, проводимая во внеурочное время, имеющая целью знакомство учащихся со спецификой выбранной профессии.

Результаты опроса по данному уровню конкурентоспособности выпускников показывают на латентный ресурс вуза в деле обеспечения профессионально-личностной готовности будущего специалиста. Этот ресурс заключается в повышении эффективности не только образовательной деятельности вуза, но и в активизации его постобразовательной деятельности, которая выходит за рамки обязательных образовательных стандартов и направлена на расширение возможностей студентов в сфере реальной практической деятельности на складывающемся рынке труда.

Конкурентоспособность на уровне социума. Реалии современного этапа социально-экономического и политического развития Российской Федерации требуют, чтобы при вступлении в самостоятельную жизнь молодежи в определенной степени была гарантирована поддержка со стороны общества и государства.

В этой связи рассмотрим основные задачи, решение которых, с нашей точки зрения, способствует повышению конкурентоспособности молодого человека как субъекта рынка труда.

Во-первых, укрепление семьи как базового социального института, где человек впервые усваивает социальные нормы и ценности. От этого во многом зависит, какую социальную роль и поведение (активное или пассивное) молодой человек изберет в жизни.

Во-вторых, повышение роли всей системы образования (начального, среднего общего, среднего и высшего профессионального) в процессе социализации личности. Образование должно стать таким социальным институтом, в котором молодого человека не только снабжают многочисленными знаниями, но и учат ориентироваться в изменяющихся условиях жизни, формируют задатки инициативности, предприимчивости и поисковой активности, обеспечивают развитие научного творчества, что во многом предопределяет его поведение на рынке труда .

В-третьих, проведение единой социальной политики (государственной и региональной) в отношении молодежи, которая бы включала не только ее трудоустройство и переподготовку, но и поддержку процесса выявления и целенаправленного развития интеллектуального потенциала, профессиональных и личностных способностей и деловых инициатив всей молодежи - детей, учащихся, студентов, работающей молодежи.

Следовательно, главным субъектом выработки и проведения молодежной политики является государство, а одним из основных средств ее реализации выступают федеральные программы. Региональная локализация рынка труда предполагает особенности формирования, распределения и использования трудовых ресурсов, что предопределяет обязательность дополнения федеральных программ содействия занятости населения (и молодежи как его составной части) региональными (республиканскими и областными), а также местными программами, учитывающими особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

Трудоустройство выпускников как проявление их конкурентоспособности. Результаты социологических исследований, проведенных в вузах Белгородской области, свидетельствуют о том, что примерно четверть студентов ошибается с выбором профессии (специальности). В качестве основных причин разочарования в избранной профессии они указывают чаще всего переполненность рынка труда и появившийся интерес к получению другой специальности.

Неоправданный выбор специальности и разочарование в ней приводят к тому, что значительная часть студентов не выражает желания работать по выбранной специальности или испытывает затруднения с профессионально-трудовым самоопределением. Более 40% выпускников белгородских вузов заявляют, что они намерены работать по полученной специальности, 4,9% ответили категорическое «нет», 7,8% - «пока еще не знаю», и почти половина (46,4%) указали на то, что «это зависит от обстоятельств». Более половины студентов техникумов (58%) и третья часть учащихся профессионально-технических училищ (лицеев) намерены продолжать учиться; соответственно 20% и 32% намерены работать по специальности; 21% и 26% рассчитывают на то, что «жизнь покажет».

Каждый четвертый-пятый студент белгородских вузов имеет поверхностное представление о требованиях, предъявляемых к их будущей работе. Показатели осведомленности об условиях работы колеблются в диапазоне от 0,20 до 0,46 (при максимальном значении, равном 1). Больше трети студентов-выпускников белгородских вузов и техникумов указывают на свою неосведомленность о предприятиях, нуждающихся в специалистах их профиля. Источники получения информации ранжируются по мере убывания их значимости следующим образом: 1) друзья, знакомые; 2) родители, родственники; 3) преподаватели; 4) специальные рекламно-информационные материалы; 5) средства массовой информации.

Как свидетельствуют данные, выпускники больше ориентированы на самостоятельный поиск работы. Центры содействия трудоустройству при вузах получили лишь 16% выборов, а служба занятости города - всего 1%. В жизненных ориентирах студентов преобладают субъектные модели достижения жизненного успеха. Наиболее эффективны пути повышения конкурентоспособности на личностном уровне: самообразование, совмещение учебы с работой по специальности, овладение дополнительной специальностью.

Успешное решение проблемы трудоустройства во многом зависит от стратегии поведения выпускников на рынке труда. В ходе исследования были выявлены три такие стратегии: прагматическая, безразлично-конформистская и профессионально-трудовая. Судя по эмпирическим результатам, наиболее успешны в решении проблемы трудоустройства выпускники с прагматической стратегией поведения на рынке труда. Выпускники с профессионально-трудовой стратегией отличаются самым высоким уровнем профессиональной подготовки, но они в большей степени нуждаются в содействии со стороны вуза, центров занятости населения. Большинство молодых специалистов ожидает поддержку информационную, консультативную, а также обеспечение прохождения стажировки с последующим обязательным трудоустройством.

Выводы. Таким образом, полученные результаты позволяют сформулировать ряд рекомендаций: необходимо больше внимания уделять содержанию психолого-педагогического сопровождения студентов, необходимо способствовать развитию у них стремления совмещать учебу в вузе с работой по специальности, по возможности помогать с трудоустройством, следует наладить тесное сотрудничество с самим работодателем.

В целом, результаты исследования структуры конкурентоспособности выпускников и процесса трудоустройства показали необходимость повышения их профессиональной готовности за счет расширения практики постобразовательной деятельности в современном вузе, направленной на подготовку к успешному трудоустройству будущих специалистов.

Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012-2016 годы (Договор № А-6/14 от 10.04.2014 г).

Рецензенты:

Ситаров В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», г. Москва;

Бахарев В.В., д.соц.н., профессор кафедры социологии и управления ФГБОУ ВПО «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова», г. Белгород.

Библиографическая ссылка

Данакин Н.С., Шутенко А.И. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15869 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Алексей Валерьевич Никитин, директор ГАОУ СПО «Калужский колледж информационных технологий и управления», председатель ССУЗов Калужской области:

— В современном обществе основным критерием эффективности работы образовательного учреждения являются качество подготовки и конкурентоспособность выпускников.

Многие учреждения профессионального образования Калужской области провели мониторинг удовлетворённости работодателей качеством выпускников, учитывая такие показатели, как адаптированность, работоспособность, самостоятельность, исполнительность, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, обучаемость, профессиональная подготовка. Большинство показателей были выше среднего, но такой ключевой показатель, как профессиональная подготовка, оказался ниже средних значений.

Кроме того, в современных условиях возникает потребность в качественно новых профессиях и специальностях, востребованных на региональных рынках труда и обеспечивающих ключевые направления становления и развития производств. Среди инновационных технологий обучения особый интерес представляет дуальная модель профессионального обучения, преимуществом которой является согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов, высокая степень практико-ориентированности и, как следствие, обеспечение высокого процента трудоустройства выпускников.

Разработанные и внедрённые в Калужском колледже информационных технологий и управления и ООО «Фольксваген Груп Рус» экспериментальные учебные планы, программы для подготовки студентов, контрольно-измерительные материалы стали основой качественно нового экспериментального учебно-методического комплекса по специальностям «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» («Автомехатроника») и «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики» («Мехатроника»). И работодатели положительно оценили качество подготовки и профессиональные компетенции выпускников колледжа.

В 2011-2012 годах в колледже разработаны и внедрены аналогичные учебно-методические комплексы и контрольно-измерительные материалы для других востребованных производством профессий и специальностей: специалист по покраске, специалист по металлоконструкциям, складская логистика.

Эффективное взаимодействие учреждений профессионального образования и работодателей имеет большое практическое значение как для системы профобразования области, так и для регионального рынка труда. Внедрение элементов дуальной системы обучения, компетентностный подход в обучении позволяют существенно повысить качество подготовки квалифицированного специалиста, сделав его конкурентоспособным на рынке труда.

Работа по подготовке квалифицированных специалистов на базах образовательных учреждений профобразования выявила и некоторые серьёзные проблемы. Более того, нерешение некоторых из них ставит под угрозу существование самой системы подготовки кадров. В частности, это частичное или полное отсутствие в учреждении специалистов, способных проводить обучение по техническим специальностям (гидравлика, пневматика, электротехника, электроника, промышленная энергетика); старение существующих кадров; отток молодых специалистов; невозможность высокой оплаты труда; несовершенство трудового законодательства; повышение квалификации кадров в организациях и учреждениях, не имеющих зачастую необходимых учебно-методических и материально-технических ресурсов.

В нашем регионе успешно работают различные технопарки. Созданы и развиваются производственные кластеры: автомобилестроение, фармацевтика, металлургия, электроника, сельское хозяйство и др. Все представители производственной сферы — современные высокотехнологичные предприятия, нуждающиеся в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. Внедрение в образовательном процессе практико-ориентированного обучения, а также практические рекомендации могут быть взяты за основу при формировании новых научно-методических комплексов по новым профессиям и специальностям, востребованным работодателями, т.е. профессиональные компетенции могут быть эффективно сформированы для любой отрасли.

В то же время региональная стратегия в сфере подготовки кадров обязательно должна учитывать все особенности экономического развития региона. Результатом этой работы будет высокое качество профессионального образования, удовлетворение потребностей работодателя в квалифицированных специалистах, востребованность выпускника образовательного учреждения на рынке труда, успешная работа предприятий, экономическое развитие региона, развитие системы профессионального образования региона, инвестиционная привлекательность Калужской области.

На правах рукописи

Борисова Ольга Владимировна

Конкурентоспособность выпускников

высших учебных заведений на рынке труда:

методические подходы

08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Работа выполнена на кафедре экономики предпринимательства Бийского технологического института (филиала) Государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования «Алтайский

государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

(БТИ АлтГТУ)

Научный руководитель:

Миляева Лариса Григорьевна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Шабашев Владимир Алексеевич

доктор экономических наук, профессор

Апенько Светлана Николаевна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права»

Защита состоится 20 октября 2009 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.179.01 в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского по адресу: 644053, г. Омск, пл. Лицкевича, д. 1, ауд. 214.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат экономических наук, доцент Л.Н. Иванова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность темы исследования. В условиях модернизации российской системы образования приоритетным направлением деятельности любого профессионального учебного заведения, желающего обеспечить себе конкурентоспособное положение на рынке образовательных услуг, становится подготовка высококвалифицированных специалистов. Ни для кого не секрет, что одним из знаковых показателей, определяющих рейтинг учебного заведения в условиях нарастающей конкуренции, выступает уровень востребованности выпускников. Подтверждением отмеченному являются, по меньшей мере, два обстоятельства: 1) использование данного показателя в качестве одного из критериев при государственной аттестации специальностей ; 2) позиционирование успешного трудоустройства выпускников как доминантной компоненты обобщенной привлекательности ВУЗа (имиджа), формируемой по результатам субъективной комплексной оценки потребителей образовательных услуг – студентов, выпускников и работодателей.

Подчеркнем, что основная трудность, возникающая при диагностике трудоустройства выпускников ВУЗов, заключается в отсутствии профильного методического инструментария, который бы позволил не только отслеживать уровень трудоустройства, но и анализировать по результатам мониторинга показатели востребованности и конкурентоспособности выпускников, и на основании этого применять конкретные управленческие воздействия.

Таким образом, актуальностьи значимость диссертационного исследования, направленного на разработку теоретических положений и методических подходов к анализу конкурентоспособности выпускников ВУЗов, не вызывает сомнений.

Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в исследование концептуальных аспектов конкурентоспособности трудовых ресурсов внесли работы С.Н. Апенько, Т.Б. Бахматовой, Е.Л. Богдановой, С.Ю. Глазырина, Л. Ивановской, А.Я. Кибанова, Е.В. Маслова, Л.Г. Миляевой, А.К. Мишина, Ю.В. Немцевой, Ю.Г. Одегова, В.С. Половинко, С.В. Рачек, Г.Г. Руденко, Э. Саруханова, Л.Н. Семерковой, С.И. Сотниковой, Т.Ю. Стукен, Н. Сусловой, Р.А. Фатхутдинова, В.А. Шабашева и др.

Вопросы конкурентоспособности выпускников профессиональных учебных заведений исследованы Дж. Бейлеротом, И.В. Вириной, Н.В. Волковой, Т.Г. Геске, С.Р. Демидовым, М.В. Зейберт, О.М. Кирилюк, Т. Коном, Н.В. Корнейченко, Г.К. Максимовым, В.А. Оганесовым, Т.Г. Озерниковой, В.Ю. Переверзевым, С.И. Плаксием, Е.В. Потаповой, Т.Г. Пронюшкиной, О.В. Сагиновой, Л.И. Шепталиной, С.Н. Широкобоковым и др.

Изучению роли компетентностно-ориентированного образования в повышении конкурентоспособности выпускников профессиональных учебных заведений посвящены работы А.В. Астаховой, С.А. Бондаренко, Л.М. Владимирской, Е.М. Галицкой, Н.Я. Гарафутдиновой, А.И. Губарь, И.А. Зимней, Н.А. Кандриной, В.П. Колесовой, Т.Ф. Кряклиной, Н.В. Кузьминой, Т.А. Мамон, А.К. Марковой, В.Ю. Переверзева, Л.А. Петровской, А.В. Пляшешникова, Т.Г. Пронюшкиной, Л.И. Сазоновой, Н.И. Сергеевой, А.А. Странцова, Т.В. Трофимовой, С.Н. Широкобокова, Т.В. Ярочкиной и др.

Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность выпускников профессиональных учебных заведений, нашел отражение в трудах И.Р. Айтыковой, С.Д. Ильенковой, Н.А. Контаревой, Н.Ш. Никитиной, Т.А. Новгородцевой, А.А. Хайрец, Л.Г. Миляевой, В.В. Поляковой, Я.М. Рощиной, Ю.Б. Рубина, Е.В. Таракановой, П.Е. Щеглова и др.

Неформальные аспекты системы образования, влияющие на качество подготовки выпускников профессиональных учебных заведений, освящены в работах Е.В. Балацкого, А.С. Заборовской, Т.Л. Клячко, И.Б. Королева, Э.О. Леонтьевой, А.С. Мирского, А. Никитова, Л.Б. Сказова, К.Д. Титаева, В.А. Чернец, А.Е. Чириковой, И.О. Шевченко, Л.С. Шиловой, С.В. Шишкина и др.

Между тем, критический анализ профильной литературы выявил ряд упущений теоретико-методологического и методического характера: неоднозначность трактовок ключевого понятия диссертационного исследования «конкурентоспособность выпускника ВУЗа»; несовершенство (чрезмерная формализованность) имеющегося методического инструментария; неисследованность влияния определенных факторов на качество профессиональной подготовки выпускников ВУЗов. Потребность в решении обозначенных проблем обосновала объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования выступают выпускники высших учебных заведений; соответственно, объектом наблюдения – выпускники ВУЗов города Бийска Алтайского края. В качестве ВУЗа базового эксперимента позиционируется Бийский технологический институт (филиал) ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» (БТИ АлтГТУ).

Предмет исследования – конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений.

Диссертационная работа соответствует пункту 8.8 «Проблемы качества рабочей силы, подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, инвестиций в человеческий капитал; формирование конкурентоспособности работников; профессиональная ориентация населения; мобильность кадров» специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика труда) согласно паспорту специальностей ВАК (экономические науки).

Цель диссертационного исследования состоит в разработке методических подходов к анализу конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений.

Указанная цель определила содержание и логику диссертационного исследования, перечень основных исследовательских задач :

Проанализировать существующие подходы к трактовке понятия «конкурентоспособность выпускника ВУЗа»;

Выявить параметры внутренней и внешней среды, влияющие на уровень профессиональной подготовки выпускников ВУЗа, позиционируемого в качестве основного параметра их конкурентоспособности на рынке труда;

Разработать методический инструментарий по анализу конкурентоспособности выпускников ВУЗов;

Проанализировать ситуацию на рынке образовательных услуг высшего профессионального образования и рынке труда молодых специалистов города Бийска Алтайского края;

Апробировать разработанный методический инструментарий на выпускниках ВУЗа базового эксперимента.

Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных учёных в области анализа конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных учреждений, научные публикации, материалы профильных научно-практических конференций.

Для решения задач диссертационного исследования применялся критический анализ профильной научно-методической литературы, метод сравнения и обобщения, системный анализ, статистический анализ количественных данных. Для сбора первичной информации использовались методы анкетного опроса и интервьюирования. Обработка и представление результатов исследования осуществлены при помощи экономико-статистических методов.

Информационной базой исследования послужили: данные опросной статистики студентов, выпускников ВУЗов и представителей работодателей города Бийска Алтайского края; данные Федеральной службы государственной статистики, Управления Алтайского края по труду и занятости населения, Краевого государственного учреждения «Центр занятости населения города Бийска»; официальные информационные порталы в сети Интернет; публикации в российской периодической печати.

Научная новизна диссертационного исследования включает следующие элементы.

1. Проведено уточнение понятия «конкурентоспособность выпускника ВУЗа», сопряженное с акцентированием особенностей данного агента рынка труда, касающихся объекта (предмета) конкуренции и параметров конкурентоспособности.

2. Установлен перечень параметров внутренней и внешней среды, влияющих на уровень профессиональной подготовки выпускников ВУЗов. Обоснована правомерность введения в научный оборот понятия «параллельный рынок образовательных услуг», под которым понимается система взаимодействия контрагентов, базирующаяся на делегировании студентами высших профессиональных учебных заведений (покупателями) сторонним лицам (продавцам) полномочий по производству на платной договорной основе специфического товара – выполненных и надлежащим образом оформленных контрольных аттестационных заданий (курсовых и контрольных работ, рефератов, расчетных заданий, дипломных проектов и т. д.); система взаимодействия контрагентов, следствием которой является снижение уровня профессиональной подготовки выпускников ВУЗов.

3. Предложены концептуальные основы исследования параллельного рынка образовательных услуг, позиционируемого в качестве угрозы снижения конкурентоспособности выпускников ВУЗов.

4. Разработана методика многоуровневого анализа трудоустройства выпускников ВУЗа, сопряженная с последовательной оценкой фактического, профильного и конкурентного трудоустройства.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в уточнении понятийного аппарата анализируемой сферы с учетом специфики изучаемого субъекта рынка труда – выпускника ВУЗа; в разработке и апробировании методических подходов к анализу их конкурентоспособности: типовой матрицы SWOT-анализа уровня профессиональной подготовки выпускников; методических аспектов исследования параллельного рынка образовательных услуг; методики многоуровневого анализа трудоустройства выпускников.

Предложенные в диссертации подходы к анализу конкурентоспособности, апробированные на выпускниках ВУЗа базового эксперимента, могут быть использованы прочими профессиональными образовательными учреждениями, осуществляющими мониторинг и содействие трудоустройству выпускников.

Отдельные прикладные предложения диссертационного исследования доведены автором до уровня практически востребованных разработок и рекомендаций, подтверждением чему являются прилагаемые к диссертацииакты.

Кроме того, основные положения диссертационного исследования использовались в учебном процессе экономического факультета при подготовке дипломированных специалистов по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» - чтении курсов «Стратегии управления человеческими ресурсами», «Оценка, аттестация и развитие человеческих ресурсов», «Управление конкурентоспособностью», а также при курсовом и дипломном проектировании.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации представлены:

На научно-практических конкурсах: конкурс работ Международного научного фонда экономических исследований академика Н.П. Федоренко (Москва, 2006, 2007, 2008); основной конкурс РГНФ (Москва, 2008, 2009); всероссийский конкурс научных работ молодежи «Экономический рост России» ВЭО России (Москва, 2007, 2008, 2009); всероссийский конкурс дипломных работ Гильдии Маркетолов (Москва, 2007); всероссийский конкурс научных работ «Национальное Достояние России» НС «Интеграция» (Москва, 2007); всероссийский конкурс молодежных авторских проектов «Моя страна – моя Россия» (Москва, 2008, 2009); всероссийская Олимпиада развития Народного хозяйства России Молодежного союза экономистов и финансистов РФ (Москва, 2009); краевой конкурс инновационных проектов среди молодежи (Барнаул, 2009);

На научных школах и семинарах: школа «Секреты успешного фандрайзинга» ОИЦ «Con-text» при финансовой поддержке Фонда Форда (Томск, 2007); семинар по направлению «Социология образования» ИС РАН и Московского представительства Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров (Москва, 2008); школа по направлению «Социология» ГУ «Высшая школа экономики» (Москва, 2009);

На научных и научно-практических конференциях различного уровня: «Реформирование экономики: проблемы и решения» (Бийск, 2006, 2007, 2008); «Интеллектуальный потенциал Сибири» (Новосибирск, 2006, 2007); «Управление качеством образования, продукции и окружающей среды» (Бийск, 2006, 2007, 2008); «Молодежь в XXI веке» (Рубцовск, 2006); «Проблемы повышения конкурентоспособности трудовых ресурсов» (Бийск, 2006, 2008); «Наука. Технологии. Инновации» (Новосибирск, 2006, 2007); «Экономика развития: проблемы и перспективы» (Барнаул, 2007); «Модернизация высшей школы: проблемы перехода на компетентностно-ориентированное образование» (Барнаул, 2007); «Российское образование сегодня» (Москва, 2008); «Социально-политические и экономико-правовые проблемы общества: история и современность» (Барнаул, 2008); «Ломоносов» (Москва, 2009); «Глобальные проблемы современности: действительность и прогнозы» (Казань, 2008); «Инновационное развитие города: методология и практика» (Белокуриха, 2007); «Россия XXI века: пути и перспективы развития» (Москва, 2007); «Национальное Достояние России» (Москва, 2007); «Перемены в России: прошлое, настоящее, будущее» (Казань, 2007); Алтайский кадровый форум (Бийск, 2008); Сибирский кадровый форум (Новосибирск, 2009).

Структура и содержание диссертационной работы. Диссертация состоит из трех глав, заключения и приложений. Работа изложена на 136 страницах, содержит 34 таблицы, 14 рисунков, 7 формул; приложениями А-Г занято 5 листов. Список использованных источников содержит 152 наименования.

Во введении обосновывается актуальность диссертационного исследования, определяется степень разработанности проблемы, формулируются цели, задачи, объект и предмет исследования, показываются научная новизна и практическая значимость результатов работы.

В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования конкурентоспособности выпускников ВУЗов» проанализированы существующие подходы к трактовке понятия «конкурентоспособность выпускника ВУЗа»; обоснована авторская позиция в отношении анализируемого понятия; установлен перечень параметров внутренней и внешней среды, влияющих на уровень профессиональной подготовки как ключевой составляющей конкурентоспособности выпускника ВУЗа; представлены концептуальные основы исследования параллельного рынка образовательных услуг, позиционируемого в качестве основной угрозы снижения конкурентоспособности выпускников ВУЗов.

Во второй главе «Методические подходы к анализу конкурентоспособности выпускников ВУЗов» проведен сравнительный анализ типовой методики и методики многоуровневого анализа трудоустройства выпускников ВУЗов; выявлены недостатки типовой методики и обоснована необходимость разработки нового методического инструментария; представлены методика многоуровневого анализа трудоустройства, сопряженная с анализом конкурентного трудоустройства выпускников ВУЗов, и система содействия трудоустройству выпускников, учитывающая анализ требований, предъявляемых работодателями.

В третьей главе «Апробация методических подходов к анализу конкурентоспособности выпускников ВУЗов» представлены результаты анализа ситуации на рынке образовательных услуг высшего профессионального образования и рынке труда молодых специалистов города Бийска Алтайского края; комплексного анализа трудоустройства выпускников ВУЗов города Бийска; анализа требований, предъявляемых к выпускникам ВУЗов на рынке труда города Бийска; анализа ситуации на параллельном рынке образовательных услуг города Бийска.

В заключении сформулированы основные выводы, обобщены результаты диссертационного исследования в соответствии с поставленной целью.

Результаты диссертационного исследования,

выносимые на защиту

1. Проведено уточнение понятия «конкурентоспособность выпускника ВУЗа», сопряженное с акцентированием особенностей данного агента рынка труда, касающихся объекта (предмета) конкуренции и параметров конкурентоспособности.

Для уточнения базового понятия диссертационного исследования использовалась типовая процедура, предусматривающая последовательное выполнение следующих этапов:

1) сравнительный критический анализ известных подходов к трактовке ключевого аспекта, определяющего сущность категории, а также содержательных аспектов, дополняющих и конкретизирующих сущностный;

3) обоснование анализируемого понятия;

4) конкретизация уточненных моментов.

Анализ профильной литературы выявил пять основных подходов к трактовке сущностного аспекта анализируемого понятия, согласно которым конкурентоспособность агента рынка труда, ищущего работу, может быть определена как (таблица 1):

Способность выиграть состязание на рынке труда у прочих претендентов;

Таблица 1

Дискуссионные точки зрения на сущностный аспект понятия

«конкурентоспособность агента рынка труда, ищущего работу»

Вариант трактовки

Критический анализ

позицией

1. Способность агента выиграть состязание на рынке труда у прочих претендентов

Представленный подход отражает сущность анализируемого понятия в контексте с общей теорией конкуренции

Соответствует

2. Способность агента участвовать в состязании на рынке труда

Представленный подход не в полной мере раскрывает сущность анализируемого понятия, т.к. способность агента участвовать в соревновании на рынке труда еще не означает его способности выиграть это соревнование

Не соответствует

3. Готовность агента к профессиональной деятельности

Представленный подход искажает смысл анализируемого понятия, т.к. готовность агента к профессиональной деятельности не означает его способности выиграть экономическое состязание на рынке труда у прочих конкурентов

Не соответствует

4. Совокупность качественных характеристик и компетенций агента

Представленный подход характеризует параметры (средства, способы) обеспечения конкурентоспособности агента, отражая тем самым содержательные аспекты анализируемого понятия, но не раскрывая при этом его основную сущность

Не соответствует

5. Совокупность потенциальных способностей агента к профессиональной деятельности

Представленный подход подменяет понятие «конкурентоспособность агента» понятием «трудовой потенциал агента»

Не соответствует

Способность участвовать в состязании на рынке труда;

Готовность к профессиональной деятельности;

Совокупность качественных характеристик и компетенций;

Совокупность потенциальных способностей к профессиональной деятельности.

Представляется (таблица 2), что анализ содержательных аспектов сводится к уточнению: 1) характеристик предмета конкуренции, в качестве которого на рынке труда выступает вакантное рабочее место; 2) параметров конкурентоспособности агентов рынка труда, ищущих работу; 3) критериев конкурентоспособности агентов рынка труда, ищущих работу.

Таким образом, под конкурентоспособностью выпускника ВУЗа на рынке труда следует понимать – способность выиграть у прочих претендентов экономическое состязание за трудоустройство на «хорошее» рабочее место, соответствующее полученной в ВУЗе специальности (профилю подготовки), за счет наилучшего соответствия уровня его профессиональной подготовки и личностных характеристик требованиям рабочего места и субъективным предпочтениям работодателей.

понятия «конкурентоспособность выпускника ВУЗа на рынке труда»

Уточняемый

Агенты рынка труда, ищущие работу

Выпускники ВУЗа

Предмет конкуренции

«хорошие» (качественные) вакантные рабочие места, соответствующие профилю полученной в ВУЗе специальности (профилю подготовки)

хорошие» (качественные) вакантные рабочие места, соответствующие профилю профессиональной подготовки

Типовые параметры

конкурентоспособности

- уровень профессиональной подготовки выпускника, отражающий полученные в ВУЗе реальные (истинные) знания, умения, навыки;

- личностные характеристики

- квалификация (отражающая, к примеру для категории рабочих, присвоенный тарифный разряд, наличие смежных и дополнительных профессий, количество поданных рациональных предложений и т.д.);

- уровень образования (ВУЗ, колледж, техникум, профессиональное училище и т.д.);

- стаж работы по профессии ;

- возраст;

- личностные характеристики

Критерии

конкурентоспособности

Степень соответствия уровня профессиональной подготовки и личностных характеристик выпускника требованиям рабочего места и субъективным предпочтениям работодателей

Степень соответствия уровня профессиональной подготовки и личностных характеристик агента требованиям рабочего места и субъективным предпочтениям работодателей

Представляется, что требования рабочего места определяют уровень профессиональной подготовки выпускника, воплощенный в неформальных параметрах квалификации (истинных знаниях, умениях, навыках). Соответственно, субъективные предпочтения работодателей формируют требования к личностным характеристикам выпускника и формальным параметрам его квалификации, зафиксированным в оценках вкладыша диплома.

2. Установлен перечень параметров внутренней и внешней среды, влияющих на уровень профессиональной подготовки выпускников ВУЗов. Обоснована правомерность введения в научный оборот понятия «параллельный рынок образовательных услуг», под которым понимается система взаимодействия контрагентов, базирующаяся на делегировании студентами высших профессиональных учебных заведений (покупателями) сторонним лицам (продавцам) полномочий по производству на платной договорной основе специфического товара – выполненных и надлежащим образом оформленных контрольных аттестационных заданий (курсовых и контрольных работ, рефератов, расчетных заданий, дипломных проектов и т. д.); система взаимодействия контрагентов, следствием которой является снижение уровня профессиональной подготовки выпускников ВУЗов. Доминантой авторской позиции является представление о том, что повышение конкурентоспособности выпускника ВУЗа на рынке труда достигается преимущественно за счет повышения уровня его профессиональной подготовки, влияние на который могут оказывать параметры внутренней и внешней среды ВУЗа, представленные в типовой матрице SWOT (таблица 3): качество образовательных услуг; развитость партнерских отношений ВУЗа; активизация параллельного рынка образовательных услуг.

Таблица 3

Типовая матрица SWOT-анализа уровня

профессиональной подготовки выпускника ВУЗа

Внешняя среда ВУЗа

Внутренняя среда ВУЗа

Возможности

Угрозы

Развитие партнерских отношений ВУЗа с работодателями, научно-исследовательскими, образовательными и прочими учреждениями в процессе подготовки выпускников

Активизация параллельного

рынка образовательных услуг

Сильные стороны

Высокий уровень качества

образовательных услуг, сопряженный с высоким уровнем квалификации профессорско-преподавательского состава, материально-технической базы ВУЗа, качеством преподавания; усилением контроля со стороны преподавателей за выполнением аттестационных работ; внедрением инноваций в образовательный процесс; модернизацией образовательных программ и др.

«Сильные стороны –

возможности»

(ВУЗу следует разрабатывать стратегию по использованию своих сильных сторон для получения отдачи от возможностей, появившихся во внешней среде)

«Сильные стороны –

угрозы»

(стратегия ВУЗа должна предполагать использование его силы для устранения угрозы)

Слабые стороны

Низкий уровень качества

образовательных услуг

«Слабые стороны –

возможности»

(стратегия ВУЗа должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся у него слабости)

«Слабые стороны –

угрозы»

(ВУЗу необходимо вырабатывать стратегию, сопряженную с предотвращением нависшей угрозы)

Подчеркнем, что ключевой составляющей внутренней среды ВУЗа выступает качество образовательных услуг. Анализ профильной литературы выявил, что высокое качество образования в ВУЗе определяется множеством параметров, среди которых: уровень квалификации профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала; уровень развития материально-технической и социально-культурной базы; качество преподавания; дифференцированность образовательных программ; мотивированность обучающихся; инновационный характер обучения и др.

Приложение 1 к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.09.2005 № 1938 (ред. от 25.04.2008) «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» (Зарегистрировано в Минюсте 19.10.2005 № 7092).

Отметим, что возможности ВУЗа, существующие во внешней среде и направленные на совершенствование образовательного процесса, обусловлены развитостью партнерских отношений с различными организациями и учреждениями, которые могут включать дифференцированные формы сотрудничества. Так, например, отношения «ВУЗ–работодатель» могут быть построены на совместной организации производственных практик студентов, стажировок преподавателей, совместном развитии материально-технической и социально-культурной базы и др. Отношения «ВУЗ–ВУЗ» могут базироваться на проведении совместных научных мероприятий (форумов, семинаров, конференций), организации обменных программ обучающихся и преподавателей и др. Отношения «ВУЗ–НИИ» могут быть сопряжены с проведением научных исследований в рамках совместных договоров др.

В то же время основной угрозой, снижающей качество профессиональной подготовки выпускников ВУЗов, выступает параллельный рынок образовательных услуг, исследование которого не нашло должного отражения в научной литературе.

Вполне очевидно, что для принятия конкретных управленческих воздействий, направленных на повышение конкурентоспособности выпускников, ВУЗ должен анализировать факторы как внутренней, так и внешней среды.

3. Предложены концептуальные основы исследования параллельного рынка образовательных услуг, позиционируемого в качестве угрозы снижения конкурентоспособности выпускников ВУЗа. Подчеркнем, что детерминантами использования понятия «параллельный рынок образовательных услуг» явились следующие обстоятельства: 1) «рынок», потому что представляет собой систему отношений продавца и покупателя, базирующуюся на сбалансированности спроса и предложения; 2) «рынок образовательных услуг», т.к. товаром выступает посредническая услуга продавца (фактического исполнителя), сопряженная с выполнением на платной договорной основе заказа покупателя – псевдо исполнителя контрольного аттестационного задания (реферата, расчетно-графической работы, эссе, курсового проекта и т.д.), предусмотренного учебным планом специальности; 3) «параллельный рынок», поскольку агенты, действующие на данном рынке, функционируют и на рынке образовательных услуг. Более того, высокое качество услуг продавцов параллельного рынка при попустительстве преподавателей ВУЗов трансформируется в «качественные оценки» вкладыша в диплом и несоответствующий им уровень профессиональной подготовки выпускника, искажающий оценку прочими потребителями (в частности, работодателями) реальных образовательных услуг, оказываемых учебными заведениями.

Последнее из отмеченных обстоятельств обосновывает правомерность позиционирования параллельного рынка в качестве основного фактора, негативно влияющего на уровень профессиональной подготовки выпускников.

Детализованный сравнительный анализ рынка образовательных услуг и параллельного рынка образовательных услуг (по сути, рынка контрольных аттестационных заданий), нацеленный на выявление специфических черт последнего, отражен в таблице 4.

Таблица 4

Сравнительный анализ рынка образовательных услуг высшего

профессионального образования и параллельного рынка

Анализируемый

параметр

Рынок образовательных

Параллельный рынок

образовательных услуг

1. Объект купли-продажи (товар)

Образовательная услуга

Выполненное продавцом-исполнителем контрольное аттестационное задание покупателя-заказчика

2. Контрагенты рынка:

Субъекты, формирующие предложение;

Официально зарегистрированные юридические лица (ВУЗы)

Частные (физические) лица

Субъекты, формирующие спрос

Студенты и слушатели ВУЗов

Часть студентов и слушателей ВУЗов

3. Период рабочей активности

Учебный год

Период с января по июнь

4. Правовой статус деятельности

Обязательное наличие государственной лицензии

Отсутствие лицензии на данный вид деятельности

5. Государственное регулирование деятельности

Обязательное налогообложение деятельности, обеспеченное административной и уголовной ответственностью

Деятельность продавцов параллельного рынка образовательных услуг не подлежит налогообложению

6. Вид услуг

Платные и бесплатные

7. Особенности платных услуг

Фиксированная цена, не подлежащая корректировке со стороны субъекта, формирующего спрос

Договорная цена, подлежащая корректировке со стороны субъекта, формирующего спрос

8. Форма оформления сделки между контрагентами

Подписание договора установленного образца

Устная договоренность, в отдельных случаях подкрепленная распиской продавца

9. Риск невыполнения условий сделки

10. Срок предоставления услуг

Регламентируется профилем получаемой специальности и формой обучения, составляя несколько лет

Составляет от нескольких часов до нескольких месяцев и зависит от трудоемкости выполняемой работы, «загруженности» продавца-исполнителя

11. Характер предоставления услуги

Осуществляется на конкурсной основе

Оказывается всем желающим

12. Документальное подтверждение оказанной услуги

Документ об образовании установленного образца

Отсутствие подтверждающих документов

Таблица 5

Структура исследования параллельного рынка образовательных услуг

Компоненты

Характеристика

1. Цель исследования

Анализ конъюнктуры и динамики развития параллельного рынка

2. Исследовательские задачи

1. Анализ предложения на параллельном рынке за анализируемый период, включающий:

Анализ услуг параллельного рынка в разрезе дисциплин и видов работ;

Анализ структурных сдвигов в предложении, базирующийся на методе относительных величин;

Мониторинг цен на параллельном рынке.

2. Анализ спроса на параллельном рынке образовательных услуг за анализируемый период, в том числе:

Построение социологического портрета «покупателя» услуг параллельного рынка;

Определение отношения «покупателя» к параллельному рынку;

Изучение мотивации «потребителя» услуг параллельного рынка;

Исследование услуг параллельного рынка, пользующихся спросом, в разрезе дисциплин и видов работ;

Выявление факторов, оказывающих влияние на потребительский спрос;

Характеристика исполнителя услуг параллельного рынка

3. Информационная база исследования

Материалы опросной статистики продавцов и покупателей услуг параллельного рынка

4. Методическая база исследования контрагентов параллельного рынка:

- «продавцов», формирующих предложение;

Типовая схема структурированного телефонного опроса «продавца», нацеленного на определение:

Квалификации «продавца» - его образования, опыта функционирования в данной сфере, настоящего места работы (учебы);

Качества и цены оказываемых им посреднических услуг (диверсифицированность контрольных аттестационных заданий; гибкость сроков выполнения заказа, сопутствующих услуг, цены сделки, условий оплаты; гарантия качественного и своевременного выполнения заказа)

- «покупателей», формирующих спрос

Анкета «покупателя» (студента и выпускника ВУЗа), нацеленная на определение:

Параметрических характеристик респондента (пол; учебное заведение, в котором обучался (обучается) респондент; специальность; курс (год окончания учебного заведения); форма обучения; уровень успеваемости; уровень дохода; карьерная ориентация);

Отношения респондента к параллельному рынку;

Принадлежности респондента к параллельному рынку;

Потребительских мотивов и предпочтений респондентов в отношении услуг параллельного рынка;

Конъюнктуры параллельного рынка (спроса в разрезе дисциплин и видов работ);

Уровня цен, действующих на параллельном рынке;

Исполнителя услуг параллельного рынка и критериев при его выборе;

Удовлетворенности респондента качеством услуг параллельного рынка

Для анализа ситуации на параллельном рынке образовательных услуг необходимо использовать предлагаемую авторами структуру исследования (таблица 5).

Представляется, что типовой целью исследования параллельного рынка является анализ конъюнктуры и динамики его развития.

Реализация указанной цели сопряжена с последовательным выполнением комплекса прикладных задач, предполагающих анализ предложения и спроса на параллельном рынке.

Информационную базу исследования составляют материалы опросной статистики продавцов и покупателей. Так, для опроса контрагентов, формирующих предложение, предлагается типовая схема структурированного телефонного опроса «продавца» , нацеленного на выявление его квалификации, качества и цены оказываемых им посреднических услуг. Соответственно, для опроса контрагентов, формирующих спрос, правомерно использовать Анкету «покупателя» (студента и выпускника вуза), нацеленную на определение параметрических характеристик респондента; отношения и принадлежности его к параллельному рынку; его потребительских мотивов и предпочтений; конъюнктуры параллельного рынка и др.

4. Разработана методика многоуровневого анализа трудоустройства выпускников ВУЗов , сопряженная с последовательной оценкой фактического, профильного и конкурентного трудоустройства. Концептуальную основу предложенной методики формирует идея использования многоуровневого подхода, базирующегося на результатах опросной статистики выпускников ВУЗов (рисунок 1).

Представляется, что результатом реализации каждого этапа анализа выступает соответствующий диагностируемый показатель: уровень трудоустройства (), уровень профильного трудоустройства () и уровень конкурентного трудоустройства ().

Подчеркнем, что необходимость использования методики многоуровневого анализа трудоустройства выпускников обоснована несовершенством типовой методики, применяемой ВУЗами (таблица 6):

Базирующейся на информации государственных служб занятости населения, представленной на определенную дату (как правило, на 31 декабря года выпуска анализируемых выпускников);

Основанной на условном разделении выпускников на занятых () и незанятых ();

Не учитывающей степень соответствия трудоустройства выпускников профилю и уровню их подготовки в ВУЗе;


Рисунок 1 – Структура выпускников ВУЗа по критерию трудоустройства

Не позволяющей применять полученные результаты для анализа факторов, влияющих на конкурентоспособность выпускников.

Критериями, обосновывающими использование ВУЗами указанной методики, являются низкие трудоемкость и затратоемкость оценки.

В основу предлагаемой методики положен алгоритм анализа трудоустройства выпускников ВУЗа , состоящий из четырех взаимосвязанных блоков (целеполагающего, целереализующего, аналитического и управленческого) и предполагающего последовательное выполнение 6 этапов (рисунок 2).

1. Обоснование в соответствии с заданием руководства ВУЗа цели и задач исследования. Результатом реализации данного этапа является программа исследования, включающая описание процедуры его проведения, определение ответственных лиц, разграничение полномочий между ними и др.

2. Разработка и утверждение опросной анкеты.

3. Согласование объёма выборки, состава и структуры респондентов с руководством ВУЗа.

4. Проведение опроса респондентов – заполнение анкеты в соответствии с предлагаемой инструкцией.

5. Обработка данных анкетного опроса – определение показателей фактического, профильного и конкурентного трудоустройства по формулам (2)-(4).

Таблица 6

Сравнительный анализ типовой методики и методики многоуровневого

анализа трудоустройства выпускников ВУЗа

Анализируемый

параметр

Методика анализа трудоустройства выпускников ВУЗа

Многоуровневая

1. Информационная

Данные государственной городской службы занятости населения (ГГСЗН)

Данные опросной статистики выпускников ВУЗа, выявленные в процессе структурированного телефонного интервьюирования

2. Процедура оценки

Одноуровневая

Многоуровневая

3. Оценочные

показатели

Уровень трудоустройства ()

Уровень трудоустройства (), уровень профильного трудоустройства (), уровень конкурентного трудоустройства ()

4. Расчетная формула оценочного показателя

(1)

(3);(4)

5. Степень формализма при реализации подхода

Формальный

Неформальный

6. Возможность проведения факторного анализа

Отсутствует

Достаточная

7. Достоверность оценки

8. Трудоемкость оценки

9. Затратоемкость оценки

Отметим, что анализ конкурентного трудоустройства сопряжен с диагностированием рабочего места, занимаемого выпускником. Данный подход определяется авторской позицией относительно того, что конкурентоспособность выпускника проявляется только в том случае, если предметом конкуренции на рынке труда выступают не любые, а только «хорошие» (качественные) рабочие места. Опираясь на данные социологического опроса выпускников ВУЗа и работодателей города Бийска Алтайского края , было установлено, что «хорошее» рабочее место характеризуется следующими параметрами:


Рисунок 2 – Алгоритм анализа трудоустройства выпускников ВУЗа

Представленная методика составляет основу документированный процедуры ДП 7.5-05-2007 «Трудоустройство и адаптация к рынку труда выпускников» (дата введения в действие 17.10.2007 г.), входящей в биснес-процесс системы менеджмента качества БТИ АлтГТУ ПБ 2-7.5-04.5-2007 «Производство и обслуживание. Процесс распределения выпускников».

Алгоритм анализа трудоустройства выпускников ВУЗа апробирован в рамках договора БТИ АлтГТУ с Краевым государственным учреждением «Центр занятости населения города Бийска» от 01.08.06 г. № 304/2006.

Опрос работодателей города Бийска проводился в рамках договора БТИ АлтГТУ с Некоммерческим партнерством «Алтайский биофармацевтический кластер» от 15.06.2009 г. № 18-09.

Уровень заработной платы выше среднего;

Обеспечены хорошие условия труда на рабочем месте;

Гарантируется соблюдение трудового законодательства;

Рабочее место предполагает профессиональное развитие работника и/или возможность карьерного роста.

Подчеркнем, что конкурентоспособность выпускника ВУЗа выступает индикатором его конкурентного трудоустройства.

6. Комплексная (абсолютно-относительная) оценка уровня трудоустройства (таблица 7):

а) «абсолютная оценка» в соответствии с расчётным значением уровня трудоустройства, по результатам которой показатель трудоустройства оценивается как «высокий», «выше среднего», «средний», «ниже среднего» и «низкий»;

б) «относительная оценка», базирующаяся на сравнении с «фоном», в качестве которого могут выступать конкретные специальности, укрупненные группы специальностей, кафедры, факультеты, ВУЗы. По результатам относительной оценки уровень трудоустройства может быть определен как относительно высокий, сопоставимый и относительно низкий.

Таблица 7

Комплексная оценка уровня трудоустройства выпускников ВУЗа

Абсолютная оценка

Относительная оценка

Диапазон

изменения

трудоустройства

Качественная

градация

абсолютной оценки

трудоустройства по сравнению с

Качественная

градация

относительной оценки

От 0,95 до 1,00

Относительно высокий

От 0,80 до 0,94

Выше среднего

От 0,70 до 0,79

Сопоставимый

От 0,60 до 0,69

Ниже среднего

Относительно низкий

Логическим завершением представленной методики является система содействия трудоустройству выпускников ВУЗов (таблица 8), основанная на идеи использования одной из стратегий (партнерства и/или конкурентоспособности) в зависимости от типа применяемого анализа трудоустройства выпускников.

Представляется, что ВУЗы:

1) не имеющие четкой стратегии содействия трудоустройству выпускников (т.е. «плывущие по течению»), ограничиваются формальным анализом трудоустройства, регламентированным требованиями обязательной ежегодной отчетности;

Инициированный, определяемый политикой ВУЗа

Информационная база SWOT-анализа уровня профессиональной подготовки выпускников ВУЗа

Повышение конкурентоспособности выпускников ВУЗа

Стратегия конкурентоспособности (СК)


2) с ярко выраженным патерналистским началом, проявляющемся в содействии трудоустройству выпускников посредством укрепления прямых (с потенциальными работодателями) и посреднических (со службами занятости населения) связей, осуществляют мониторинг не только фактического, но и профильного трудоустройства;

3) ориентированные на повышение трудоустройства за счет достижения должного уровня профессиональной подготовки и инициативности выпускников, помимо фактического трудоустройства диагностируют конкурентное трудоустройство.

Предложенные автором методические подходы к анализу конкурентоспособности выпускников ВУЗов позволят максимально усовершенствовать образовательный процесс и повысить востребованность и конкурентоспособность выпускников ВУЗов на рынке труда.

ДИССЕРТАЦИИ

1. Борисова, О.В. Концептуальный подход к управлению конкурентоспособностью выпускников ВУЗов / Л.Г. Миляева, О.В. Борисова // Экономические науки. - № 8 (57) – 2009. – 0,21 п.л. (из них авторских – 0,11 п.л.)

2. Борисова, О.В. Инновационный подход к исследованию рынка образовательных услуг / О.В. Борисова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – № 1. – 2009. – С. 352-356. – 0,61 п.л.

3. Борисова, О.В. Основные направления повышения конкурентоспособности выпускников ВУЗов на рынке труда / Л.Г. Миляева, О.В. Борисова // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2009. – № 5 (67). – 0,26 п.л. (из них авторских – 0,13 п.л.).

Статьи в журналах и научных сборниках:

4. Борисова, О.В. Где востребованы молодые специалисты? / Л.Г. Миляева, О.В. Борисова // Служба занятости. – № 1. – 2007. – С. 58-62. – 0,74 п.л. (из них авторских – 0,37 п.л.)

5. Борисова, О.В. Как исследовать параллельный рынок образовательных услуг (опыт г. Бийска Алтайского края) / Л.Г. Миляева, О.В. Борисова // Служба занятости. – № 8. – 2006. – С. 10-22. – 1,63 п.л. (из них авторских – 0,82 п.л.)

6. Борисова, О.В. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг / О.В. Борисова // Вестник высших учебных заведений Черноземья – № 2. – 2008. – С. 68-72. – 0,40 п.л.

7. Борисова, О.В. Неформальные аспекты рынка образовательных услуг / Л.Г. Миляева, О.В. Борисова // Вестник Алтайской науки. - № 2. – 2009. – С. 62-73. – 1,39 п.л. (из них авторских – 0,70 п.л.)

Материалы семинаров и конференций:

8. Борисова, О.В. Управление конкурентоспособной востребованностью выпускников высших учебных заведений / Л.Г. Миляева, О.В. Борисова, Е.Б. Дробышевская / Человеческие ресурсы как фактор экономического развития: материалы Второго Сибирского кадрового форума. – Новосибирск: Изд-во НГУЭУ, 2009. – С. 69-71. – 0,19 п.л. (из них авторских – 0,06 п.л.)

9. Борисова, О.В. Что влияет на качество подготовки выпускников вузов? (или к вопросу об исследовании неформальных аспектов рынка образовательных услуг) / Л.Г. Миляева, О.В. Борисова / Человеческие ресурсы как фактор экономического развития: материалы Второго Сибирского кадрового форума. – Новосибирск: Изд-во НГУЭУ, 2009. – С. 33-38. – 0,22 п.л. (из них авторских – 0,11 п.л.)

10. Борисова, О.В. Управление конкурентоспособностью выпускников ВУЗов, базирующееся на результатах факторного анализа / О.В. Борисова, Л.Г. Миляева / Проблемы и перспективы развития экономики и менеджмента в России и за рубежом: материалы межрегиональной научно-практической конференции 21-22 апреля 2009 г. – Рубцовск: Изд-во Алт. ун-та, 2009. – С. 318-322. – 0,31 п.л. (из них авторских – 0,16 п.л.)

11. Борисова, О.В. Неформальные аспекты современной системы образования / О.В. Борисова, Л.Г. Миляева / Актуальные проблемы в области экономики, юриспруденции, маркетинга, менеджмента: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ижевск: Редакционно-издательский отдел НОУ «Политехникум», 2009. – С. 55-59. – 0,34 п.л. (из них авторских – 0,17 п.л.)

12. Борисова, О.В. Сравнительный анализ официального и параллельного рынков образовательных услуг / Л.Г. Миляева, О.В. Борисова / Управление качеством образования, продукции и окружающей среды: материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции 25-26 сентября 2008г. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2008. – С. 32-37. – 0,35 п.л. (из них авторских – 0,18 п.л.)

13. Борисова, О.В. «Псевдоспециалист» или кто в действительности вовлечен в современный учебный процесс вуза? / О.В. Борисова, Е.А. Повилягина, Л.Г. Миляева / Реформирование экономики: проблемы и решения: материалы пятой Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (17 сентября 2008 г.). – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2008. – С. 28-34. – 1,75 п.л. (из них авторских – 0,58 п.л.)

14. Борисова, О.В. «Две стороны одной медали» (сравнительный анализ официального и параллельного рынков образовательных услуг) / О.В. Борисова, Е.А. Повилягина, Л.Г. Миляева / Реформирование экономики: проблемы и решения: материалы пятой Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (17 сентября 2008 г.). – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2008. – С. 25-27. – 0,75 п.л. (из них авторских – 0,25 п.л.)

15. Борисова, О.В. Параллельный рынок образовательных услуг: конъюнктура и динамика развития / Л.Г. Миляева, О.В. Борисова, Е.А. Повилягина / Проблемы повышения конкурентоспособности трудовых ресурсов: материалы четвертой Всероссийской научно-практической конференции (19 сентября 2008 г.). – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2008. – С. 88-95. – 2,03 п.л. (из них авторских – 0,68 п.л.)

16. Борисова, О.В. Кадры для наукограда: мониторинг трудоустройства выпускников вузов г. Бийска Алтайского края / Л.Г. Миляева, Н.П. Подольная, О.В. Борисова / Инновационное развитие города: методология и практика: Инновационное развитие Алтайского края: социально-политическое, ресурсное и информационное обеспечение: материалы Международной научно-практической конференции (Бийск - Белокуриха, 20-23 сентября). – Бийск: Изд-во БПГУ им. В.М. Шукшина, 2007. – С. 152-158. – 0,44 п.л. (из них авторских – 0,15 п.л.)

17. Борисова, О.В. Неформальный подход к анализу занятости выпускников профессиональных учебных заведений / О.В. Борисова / Россия XXI века: пути и перспективы развития: сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Фонд «Общество», 2007. – С. 59-61. – 0,19 п.л.

18. Борисова, О.В. Методика неформального анализа трудоустройства выпускников высших учебных заведений / Л.Г. Миляева, О.В. Борисова / Проблемы повышения конкурентоспособности трудовых ресурсов: материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции, г. Бийск, 7-8 декабря 2006 г. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2006. – С. 11-14. – 0,22 п.л. (из них авторских – 0,11 п.л.)

Подписано в печать 14.09.2009.

Формат 60х90/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Усл. печ. л. 1,06. Тираж 120 экз. Заказ №

Отпечатано в типографии

Определяется качеством его подготовки в вузе, а именно практикоориентированным обучением и развитием личностной готовности к будущей профессиональной деятельности. Работодатели сегодня испытывают потребность в молодых специалистах, обладающих адекватной оценкой своих карьерных притязаний и возможностей принимающей организации, готовых начать карьеру с низовых ступеней, а также отличающихся мобильностью, адаптивностью и способностью быстро переучиваться. Немаловажным качеством с точки зрения работодателя, является клиент-ориентированность молодого специалиста, под которой понимается подчинение своих интересов интересам клиента как на уровне сознания, так и на уровне обыденного поведения.

Анализ исследований. Изучение активности будущих выпускников университетов в вопросах трудоустройства позволяет выделить четыре основные группы:

  • 1) «выдающиеся выпускники» «маяки», которые составляют гордость вуза, обладают развитыми деловыми и личностными качествами. К моменту окончания вуза они уже владеют собственным бизнесом или имеют несколько предложений от разных работодателей. Их число не превышает 10% всех выпускников;
  • 2) «карьеристы» это 40% выпускников, нацеленных на успех в профессиональной деятельности, имеющих трудовой опыт и положительную практику трудоустройства;
  • 3) «инфантильные» 30% выпускников, которые не способны к развитию своей карьеры, не готовы прикладывать усилия для поиска работы и несамостоятельны в трудоустройстве;
  • 4) «спящие» немотивированные студенты с неопределенными планами профессионального роста. Их численность составляет около 20% выпускников .

Таким образом, у половины выпускников существует конфликт между желанием работать по полученной в вузе специальности и степенью готовности реализовать это желание. В то же время у 50% выпускников выражены карьерные установки.

Это позволяет выделить следующие модели поведения выпускников:

  • - индивидуально-карьерная модель поведения, для которой характерно стремление добиться личного успеха в жизни. Такие выпускники одновременно учатся и работают, стараются добиваться всего самостоятельно; в них заинтересованы многие компании;
  • - неопределенная модель поведения: молодые люди не определились в своей профессиональной жизни, неадекватно оценивают свои возможности. Работодатели теряют интерес к тем кандидатам, которые при собеседовании необоснованно завышают свои требования к будущей работе, либо готовы рассматривать предложения на различные позиции в разных сферах деятельности;
  • - несамостоятельная модель поведения, свойственная выпускникам, достаточно способным, но не ориентирующимся в требованиях современного рынка труда, не владеющими технологиями поиска работы .

Цель. В плане нашего изучения, важное значение, имеет рассмотрение профессионального самоопределения как необходимого и важного аспекта профессионализации личности как специфического вида активности, содержанием которой является достижение смысловой определенности в самоотношении и отношении к выполняемой деятельности, структурирование и интеграция своего профессионального будущего.

Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем:

  • 1) потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;
  • 2) самоопределение ориентировано в будущее; личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему.

Профессиональное самоопределение рассматривается различными авторами:

  • а) как специальная деятельность в ответ на проблемную ситуацию, как процесс, имеющий собственную динамику и содержание;
  • б) как один из критериев успешности профессионального становления, заключающийся в адекватности профессионального выбора;
  • в) как психологический механизм профессионального развития личности, обеспечивающий разрешение внутриличностных противоречий и переход на более высокий уровень профессионального самосознания .

Можно выделить три уровня профессионального самоопределения:

  • - высокий (сформированность интересов, соответствие личных качеств избранной профессии, твердое убеждение в правильности выбора);
  • - средний (отсутствие устойчивого интереса, убежденности в правильности выбора);
  • - низкий (отсутствие интереса, воли, желания достичь высоких результатов, малая активность, оценка себя в плане будущей профессии).


Читайте также: