При выполнении работ по строительству, содержанию и ремонту а/д следует рассматривать следующие направления охраны природной среды и рационального расходования природных ресурсов:
Сокращение земельных площадей, отводимых в соответствии с действующими нормативами для постоянного,временного и разового использования, максимальное сбережение с/х угодий, особенно пашни, пойм и лесных водоохранных полос вдоль рек, других земель, непосредственно прилегающих к рыбохозяйственным водоемам;
Уменьшение объема использования в сооружениях природных ресурсов,особенно добываемых в придорожной полосе(грунт, минеральные материалы, лес, почва и т.п)
Сохранение плодородного слоя почвы на землях, отводимых для временного и разового использования, рекультивации нарушенных земель, восстановление нарушенных условий обитания и воспроизводства всех животных и рыб;
Предотвращение недопустимого загрязнения поверхности земли, водоемов атмосферы отходами, побочными продуктами и технологическими воздействиями(пыль, отработавшие газы двигателей, продукты испарения летучих веществ и другие газы, твердые выбросы, противогололедные, обеспыливающие, другие химические вещества, шум, вибрации и др.), недопущение превышения установленных предельно допустимых уровней загрязнения и воздействия;
Предотвращение возможности возникновения по причине выполнения работ отрицательных гео- и гидрологических явлений, изменяющих природные условия (эрозия, осушение, заболачивание, оползни, осыпи и т.п),а также изменение гидрологического и биологического режимов естественных водоемов; -предупреждение непосредственного уничтожения, повреждения или ухудшения условий существования людей, животных, растительности вследствие выполнения работ(изменения ланшафтов, расчленение угодий, засыпка русел рек, заливов, стариц, нарушение сложившихся связей, путей перемещения и т.п);
Предупреждение эстетического ущерба вследствие резкого изменения визуально воспринимаемых ландшафтов, внедрение в них чужеродных элементов, а также вследствие уничтожения или изменения форм объектов индивидуального восприятия(отдельные постройки, старинные сооружения, геологические образования, крупные деревья или из группы и т.п);
(Для уменьшения выноса загрязняющих веществ с поверхностным стоком должны осуществляться следующие мероприятия:
Исключение сброса в дождевую канализацию отходов производства;
Организация регулярной уборки территорий;
Проведение своевременного ремонта дорожных покрытий;
Ограждение зон озеленения бордюрами, исключающими смыв грунта на дорожное покрытие; -повышение степени пыле- газоочистки;
Повышение технического уровня эксплуатации а/транспорта;
Ограждение строительных площадок с упорядочением отвода поверхностного стока по временной системе открытых лотков, осветлением его на 50-70% в отстойниках и последующим сбросом в водные объекты или дальнейшим очищением, локализация участков, где неизбежны просыпи и проливы сырья и промежуточных продуктов с последующим отведением и очисткой поверхностного стока;
Упорядочение склади
рования и транспортировки сыпучих и жидких материалов;
При строительстве и эксплуатации дорог и дорожных сооружений должны предусматриваться мероприятия по предотвращению гибели животных, сохранению среды обитания и условий размножения, путей миграции, а также обеспечиваться неприкосновенностью участков, предоставляющих особую ценность в качестве среды обитания животных.
При производстве работ на путях миграции, для защиты животных в необходимых случаях следует устраивать ограждения, как правило, оборудованные отпугивающими устройствами (катафотами, сигнальными лампами, звуковыми сигналами и др)
Дорожные машины и оборудование должны находиться на объекте только на протяжении производства соответствующих работ. Не допускается хранение на приобъектных площадках временного отвода неиспользуемых, списанных или подлежащих ремонту в стационарных условиях машин или их частей и агрегатов.
Уровни загрязнения от дорожных машин, механизмов и транспортных средств не должны превышать установленные предельно допустимых концентраций вредных веществ для атмосферного воздуха, воды по видам водопользования, почв, предельных уровней шумового воздействия для зданий и территорий различного хозяйственного назначения, а также санитарных нормативов и требований безопасности при производстве работ.
Параметры применяемых машин, оборудования, транспортных средств в части состава отработавших газов, шума, вибрации и других воздействий на окружающую среду в процессе эксплуатации должны соответствовать установленным стандартам и техническим условиям предприятия-изготовителя, согласованным с санитарными органами.
Заправка а/м, тракторов и других самоходных машин топливом или масла должна производиться на стационарных или передвижных заправочных пунктах в специально отведенных местах, удаленных от водных объектов. Заправка стационарных машин и машин с ограниченной подвижностью(экскаваторы и др.) производится автозаправщиками. Заправка во всех случаях должна производиться с помощью шлангов, имеющих затворы у выпускного отверстия. Применение для заправки ведер и др открытой посуды не допускается.
Основными условиями минимального загрязнения окружающей среды при приготовлении дорожных материалов являются выполнение технологических правил, соответствие исходного сырья и топлива установленным для данного процесса требованиям, соблюдение производственной дисциплины.
Установки для приготовления смесей минеральных материалов с органическими вяжущими, подогревом должны быть оборудованы эффективной системой пылезазоочистки, обеспечивающей соблюдение установленных предельно-допустимых норм.
Применяемые в горячих смесях каменных материалы и песок в местах их производства должны очищаться от пылеватых частиц увлажнением.
На территории, временно отведенной для вспомогательных сооружений, следует до застройки выполнять вертикальную планировку с системой поверхностного водоотвода. В местах расположения стоянок дорожных машин и транспортных средств капитального типа, их заправки, станций и площадок технического обслуживания, ремонтных баз, и др должны быть приняты меры по отводу и очистке поверхностных сточных вод.
Временные объезды при ремонте дорог с переносом движения устраиваются, как правило, в пределах отведенной дорожной полосы. Размещение и ширина проезжей части временного обезда, а также конструкции покрытия применяются в соответствии с проектом.
При подготовке к разработке грунтовых резервов и карьеров следует выполнять следующие природоохранные работы:
Расчищать от леса и кустарника отведенную территорию с соблюдением правил;
Снять с площади, предназначенной для разработки и отвалов плодородный слой почвы и складировать его в штабель в установленном проектном месте;
Выкопать(начиная с устья) установленные проектом нагорные и водородные канавы;
Снять и уложить в установленном месте грунт вскрышного слоя;
В целях предупреждения эрозии, очищенных от дернового покрова, грунтовых поверхностей и выноса смытых частиц грунта на поверхность почвы и врдоемы до начала работ по возведению насыпей, разработке выемок и притрпассовых резервов должен быть обеспечен строительный водоотвод. Строительный водоотвод состоит из системы нагорных канав, ограждающих валов на склонах, водосборных и отводных канав в пониженных местах, выборочной вертикальной планировке в местах затрудненного стока. В систему строительного водоотвода могут включаться сооружения постоянного водоотвода.
При устройстве поверхностной обработки а/б покрытий, в качестве вяжущего материала следует отдавать предпочтение менее токсичным битумным эмульсиям-катионным БК,СК и анионным БА-1 и СА.
При приготовлении а/б смесей, предназначенных для устройства верхних слоев покрытия, в качестве добавок ПАВ рекомендуется использовать менее токсичные анион-активные вещества.
Выгрузка а/б смесей должна производиться в приемные бункера асфальтоукладчиков или специальные расходные емкости или на приготовленное основание. Выгрузка а/б смесей на землю запрещается.
Для размещения карьеров и резервов следует, как правило, выбирать земли, непригодные для с/х-го использования или с/х-нные земли худшего качества, а из земель лесного фонда-участки, не покрытые лесом или занятые кустарниками и малоценными насаждениями.
При с/х направлении рекультивации нарушенных земель и рекультивационным территориям предъявляются следующие требоавния:
Величина уклона рекультивированных земель не должна превышать 10%;
Толщина плодородного слоя почвы на рекультивированных землях должна быть не менее толщины плодородного слоя почвы на прилегающих с/х землях;
Неровности спланированных земель не должны превышать 5см на расстоянии 4м.
Строительство газопровода неизбежно затронет растительный и животный мир территории по которой будет проходить трасса газопровода. При проектировании газопроводов необходимо обратить внимание на разработку мероприятий и рекомендаций по снижению негативного воздействия на растительный и животный мир данной территории.
При организации строительного процесса необходимо осуществлять мероприятия и работы по охране окружающей среды, которые включают:
- рекультивацию земель;
- предотвращение потерь природных ресурсов;
- предотвращение вредных выбросов в почву, водоемы, атмосферу.
Для реализации данных задач предусматривается устраивать емкость биотуалета герметичной и удаление из нее производить в места указанные СЭС. На территории строительства газопровода не допускается не предусмотренные проектной документацией удаление древесно-кустарниковой растительности. Ценные породы деревьев и кустарников, попавшие непосредственно в зону производства строительно-монтажных работ, по возможности сохраняются или пересаживаются. При выполнении земляных работ почвенный слой, пригодный для последующего использования, должен предварительно сниматься и сохраняться в специально отведенных местах. Земля является невозобновляемым природным ресурсом. Использование ее для строительства приводит к отчуждению и сокращению площади землепользования, а также к нарушению или загрязнению поверхностного отвода и прилегающих земель.
К землям природоохранного назначения относятся земли заказников, запретных и нересто-охранных полос, земли, занятые лесами, выполняющими защитные функции, земли памятников природы, заповедники, заказники.
Рекультивация земель
Рекультивация земель является одним из элементов охраны природы при строительстве газопровода и включает в себя комплекс мероприятий, направленных на восстановление земель, нарушенных при строительстве с целью рационального их использования в народном хозяйстве.
По окончании строительства все земли, предоставляемые во временное пользование, рекультивируются и возвращаются землепользователям.
Снятие и охрану плодородного слоя осуществляют в соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.3.03-85 «Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя».
При прокладке трассы газопровода диаметром до 426 мм по пастбищным угодьям согласно нормам СН-456-73 работы ведутся в строительной полосе шириной 15 м.
Рекультивируется полоса отвода шириной – 3,5 м. Перед началом строительства газопровода необходимо произвести срезку растительного грунта по трассе толщиной 0,5 м (согласно ГОСТ 17.5.3.06-85). Снятие растительного грунта производится с полосы (полоса земляных работ) шириной – 3,5 м, согласно ВСН 179-85.
Рекультивация земель должна производиться с учетом местных почвенно-климатических условий степени повреждения и загрязнения земель, ландшафтно-геохимической характеристики нарушенных земель.
При работе направления рекультивации нарушенных земель определяют:
- характер нарушения земель на рассматриваемой территории;
- формы и уровень воздействия нарушенных земель на окружающую среду;
- экологическую эффективность и целесообразность проведения рекультивационных работ;
- социально-экономические условия жизни населения в районе размещения объекта и перспективы развития района.
Технический этап рекультивации включает в себя подготовку земель для сохранения плодородного слоя почвы и последующего целевого использования.
Согласно ГОСТ 17.5.3.04-83 «Земли. Общие требования к рекультивации земель», на техническом этапе рекультивации земель при строительстве линейного сооружения должны проводиться следующие работы:
- уборка строительного мусора, удаление из пределов строительной полосы всех временных устройств;
- засыпка траншей трубопроводов грунтом с отсыпкой валика, обеспечивающего создание ровной поверхности после уплотнения грунта;
- распределение оставшегося грунта по рекультивируемой площади равномерным слоем;
- засыпка и выравнивание рытвин и ям;
- покрытие рекультивируемой площади плодородным слоем.
Прохождение газопровода через лесонасаждения
Перед началом строительных работ на землях, занятых лесонасаждениями, в полосе временного отвода проводятся работы по расчистке территории от лесорастительности.
С целью сохранения земель, занятых лесонасаждениями, в пределах полосы отвода проводится рекультивация нарушенных земель. Согласно ГОСТ 17.5.3.04-83 «Земли. Общие требования к рекультивации земель», при строительстве газопровода на землях, занятых лесонасаждениями, рекультивация заключается в засыпке траншей и ям, общей планировке полосы отвода, уборке строительного мусора.
В целях минимизации ущерба, наносимого при строительстве проектируемого газопровода на участках прохождения подземного газопровода по землям, занятым лесонасаждениями, предусматриваются следующие мероприятия:
- проведение работ по лесорасчистке с соблюдением мер, позволяющих снизить захламленность прилегающих к трассе территорий, а также сохранить и рационально использовать полученную при разрубке древесину;
- вывоз пней и порубочных остатков с территории строительства на полигон ТБО;
- проведение планировочных работ с рыхлением грунта в местах выкорчевки пней по окончании строительства;
- при организации строительной площадки вблизи зеленых насаждений работа строительных машин и механизмов должна обеспечивать сохранность существующих зеленых насаждений.
При проходе по древесно-кустарниковой растительности для газопровода согласно «Правил охраны газораспределительных сетей», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 878 от 20.11.2000 г., устанавливается охранная зона в виде просек шириной 6,0 м по 3,0 м с каждой стороны газопровода. Восстановление древесной и кустарниковой растительности в охранной зоне газопровода, затрудняющей его нормальную эксплуатацию, не допускается.
Работы по приведению земель в пригодное их для хозяйственного использования состояние проводятся силами организации, проводящей строительные работы.
Технологическая схема на рекультивацию земель, занятых лесонасаждениями, при строительстве газопровода
№ п/п |
Наименование работ |
Ед. изм. |
Состав агрегата |
Сроки выполнения |
Снятие (разработка) плодородного слоя почвы на глубину 20 см с перемещением на 10 метров во временные отвалы |
м 3 |
бульдозер 80 л.с. с лопатой |
перед началом строительства |
|
Возвращение плодородного слоя почвы с временных отвалов на участок |
м 3 |
бульдозер |
после окончания строительства |
|
Планировка участка после возвращения плодородного слоя почвы |
га |
длиннобазовый планировщик |
после возвращения плодородного слоя почвы |
Воздействие газопровода на атмосферу
Основным видом воздействия газопровода на атмосферу является загрязнение воздуха выбросами загрязняющих веществ, тепла, водяного пара, а также их влияние на микроклимат прилегающей территории при образовании открытых водных пространств и нарушении температурного баланса района их расположения.
При эксплуатации газопровода в штатном режиме источниками загрязнения атмосферного воздуха будут являться неплотности неподвижных соединений запорно-регулирующей арматуры на пунктах газорегуляторных и сбросные трубы на них (залповые выбросы).
На линейной части газопровода выбросы загрязняющих веществ должны отсутствовать.
При строительстве объекта источниками загрязнения атмосферы являются: машины и механизмы, выполняющие строительные работы. При этом в атмосферу выделяются следующие вещества: азота диоксид, азота оксид, сажа, сернистый ангидрид, углерода оксид, уксусная кислота, бензин, керосин. Расчет выбросов пыли при проведении земляных работ не проводится в связи с тем, что разрабатываемые грунты по трассе прохождения газопровода находятся в состоянии естественной влажности (применительно к методике по расчету валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями концерна «Россевзапстрой», часть 2, заводы по производству железобетона ВРД-66-125-90, г. Москва, 1991 г.).
Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
На период эксплуатации
В целях уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предусмотрены следующие мероприятия:
- все резьбовые, фланцевые, сварные соединения трубопроводов, арматуры, резервуаров герметизируются и систематически осматриваются с целью выявления утечек;
- своевременная замена неисправного оборудования.
На период строительства К основным методам снижения выбросов от автотранспорта относятся:
- повышение качества используемого топлива;
- обеспечение качественного обслуживания и контроля транспортных средств.
В качестве мероприятий, направленных на минимизацию негативного действия на атмосферный воздух в период строительства, проектом предусмотрено:
- заправка техники неограниченного радиуса действия горюче-смазочными материалами на автозаправочной станции;
- выполнение уходных и ремонтных работ, связанных с эксплуатацией строительной техники на специально отведенных для этих целей площадках;
- движение транспорта на период строительства по существующим дорогам.
В качестве организационно-технических мероприятий принято ограничение количества одновременно работающей техники при работе на участке.
Воздействие газопровода на водные ресурсы
Любой строящийся объект в процессе строительства, а затем эксплуатации потребляет определенное количество чистой воды, а также сбрасывает очищенные, условно чистые или неочищенные сточные воды в окружающую среду, что приводит к загрязнению гидрографической сети и территории района его размещения.
Для охраны и рационального использования водных ресурсов, а также предотвращения загрязнения поверхностных и подземных вод района размещения проектируемого объекта при разработке подраздела определяется режим водопотребления и водоотведения.
Переход газопровода через реку
При переходе газопровода через реки применяется технология бестраншейной прокладки труб установкой наклонно-направленного бурения. При использовании этой технологии переход через реки производится без разработки траншеи, без нарушения грунтов водоема, что сохраняет без изменений его гидрологический режим и не вызывает образования зон повышенной мутности и увеличения количества взвешенных и прочих загрязняющих веществ.
В соответствии с проектом организации строительства, испытание газопровода на герметичность перед пуском в эксплуатацию осуществляется путем подачи в газопровод сжатого воздуха и создания испытательного давления. Данный метод является боле экологически чистым по сравнению с гидроиспытанием газопровода, поскольку позволяет исключить дополнительное потребление водных ресурсов и воздействие на почву, и геологическую среду, связанную с сооружением отстойников и сбросом отстоявшихся вод на рельеф.
При выполнении проектных решений и мероприятий в части охраны водной среды, при соблюдении правильной технологии и культуры производства необратимого негативного последствия на водную среду не ожидается.
В период эксплуатации газопровод не будет оказывать негативного влияния на поверхностные и подземные воды, т.к. газопровод является герметичной системой, заглубленной в грунт, работающей в автономном режиме, для технологических нужд вода не требуется и сбросов загрязняющих веществ не предусматривается.
Мероприятия по предотвращению загрязнения подземных вод
В период строительства необходимо предусмотреть и выполнять следующие мероприятия технического и организационного плана, направленные на предупреждение загрязнения поверхности земли, а, следовательно, и грунтовых вод:
- Ремонт и техническое обслуживание автотранспорта производится только на базе строительно-монтажной организации;
- Запрещается слив отработанных масел на поверхность земли;
- Запрещается мойка автотранспорта вне специально установленных мест;
- Заправка автомобилей возможна только на стационарных организованных АЗС;
- Необходимо проводить своевременный технический осмотр и надзор за состоянием транспортных средств и строительных механизмов во избежание утечки масла и горючесмазочных веществ на поверхность почвы;
- Для хозяйственно-бытовых стоков используется уборная контейнерного типа;
- Складировать сырье, полуфабрикаты на специальных площадках;
- Строительные отходы сортируются по классам опасности, собираются и хранятся в емкостях, предохраняющих их от возможного перехода из одного агрегатного состояния в другое под воздействием атмосферных осадков в специально установленных местах временного хранения на площадке с твердым покрытием или площадке с гидроизоляционным покрытием.
Создание искусственной среды, обеспечивающей жизнедеятельность, характерно для человека с доисторических времен, и масштабы этой деятельности расширяются на протяжении всей истории человечества. Вначале первобытные люди могли создавать лишь небольшие островки «культурной» среды. В настоящее время уже естественная среда во многих районах земного шара образует лишь островки, которые, как правило, специально поддерживаются и охраняются в виде заповедников или охранных зон. Но дело не в одних лишь количественных изменениях, меняется не только соотношение природных и искусственных элементов жизненной среды человека, но и ее внутренняя структура.
Удельный вес искусственных компонентов, возникающих под влиянием научно-технического погресса, увеличивается ныне до такой степени, что они начинают воздействовать на биологические условия жизни на Земле.
Изменение естественных свойств обширных территорий, особенно в густонаселенных, экономически развитых странах, вызывает противоречие между возможностями использования среды для нужд производства и пригодностью ее для человеческого обитания. Вмешательство в жизнь биосферы уже в настоящее время нарушило первоначальное естественное равновесие настолько, что привело в движение процессы, которые (если их не остановить) могут стать угрозой для самого существования биосферы.
Архитектурно-строительные меры охраны окружающей среды при строительстве
Забота о жизненной среде не ограничивается лишь регистрацией, измерением и экономической оценкой вредных влияний. В нашей стране приняты специальные законы о земле и воде, решения о сохранении природных богатств (например, оз. Байкал), разработаны конкретные меры по предотвращению загрязнения рек, ведется работа по очищению атмосферы и внедрению новой технологии, которая исключит возможность загрязнения среды. Другие страны также разрабатывают меры по охране жизненной среды.
В государственных постановлениях о мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов подчеркивается, что достижения научно-технического прогресса и мощная база индустрии позволяют в условиях экономики разумно решить вопрос рационального использования природных ресурсов, нейтрализовать вредные для природы и человека побочные явления хозяйственной деятельности. Без учета этого нельзя решать проблемы развития градостроительства и промышленной архитектуры, ибо забота об окружении человека, о состоянии природы и ее преобразования в связи с промышленным строительством есть во многом содержание и самой архитектуры, определяющее те жизненные условия, в которых находится человек. Кроме того, с развитием промышленности возникают все новые и новые производственные процессы, сопровождающиеся мощным выделением вредных веществ, воздействие которых на человеческий организм и природу недостаточно изучено. В условиях концентрации различных производств в одном промышленном районе часто выделяется несколько видов вредностей, совместное влияние которых на человеческий организм также мало исследовано.
К сожалению, загрязнение воздушного бассейна наблюдается особенно в крупных промышленных городах, например Березниках, Соликамске, Магнитогорске, Новокузнецке, Липецке и др. Загрязнение водоемов, воздушного бассейна и почвы, ухудшение природного ландшафта почти неизбежны в тех случаях, когда задачи градостроительства и промышленного строительства решаются без всестороннего учета гигиенических, социальных, природно-климатических факторов. Общее число производств, делящихся по классам вредности в соответствии с Санитарными нормами проектирования, приведено на рис. 3 . Рис. 3. Число производств по классам вредности: А - химическая промышленность; Б - черная металлургия; В- машиностроение и металлообработка; Г - строительная индустрия; Д - лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность; Е - текстильная и легкая промышленность; Ж - пищевая промышленность |
В нашей стране ведется интенсивная работа по изысканию наиболее эффективных методов организации технологических процессов, не сопровождающихся вредными выделениями в атмосферу. К таким методам относятся: газоочистка, пылеулавливание и рекуперация, а также различные меры борьбы с шумами. Снижению загрязненности воздуха и улучшению архитектурного облика городов и промышленных предприятий способствуют и такие меры, как перевод ТЭЦ, котельных и предприятий на новые виды топлива. В Москве, например, тысячи котельных уже переведены на газ, и все угольные котельные в городе ликвидированы. Такие же меры принимаются во многих индустриальных городах нашей страны.
К числу архитектурно-строительных мер, направленных на уменьшение вредности производственных выбросов и улучшение условий проживания в городах и населенных пунктах, относятся правильный учет направления господствующих ветров, создание надлежащих санитарно-защитных зон между промышленными объектами - источниками загрязнения и селитебной зоной и др. Однако многочисленные примеры показывают, что архитектурно-строительные меры оказываются недостаточно надежными. В ряде случаев объемы вредных выделений в атмосферу промышленными предприятиями настолько велики, что увеличение санитарно-защитных разрывов между источниками загрязнения и селитебными территориями до 5 и даже 10 км не обеспечивает должной чистоты воздушного бассейна города.
К тому же увеличение санитарно-защитных зон ведет к нерациональному использованию территории, удлинению инженерных коммуникаций, дополнительной потере времени трудящимися на переезды и удорожанию строительства. При этом одна из основных задач - оздоровление условий труда на самом предприятии и в местах проживания - остается во многих случаях нерешенной (рис. 4 ). Рис 4. Приемы ориентации предприятий I класса по санитарной характеристике по отношению к селитебной территории города. При размещении предприятий торцевой А стороной к селитьбе (вариант 2) увеличивается концентрация вредных веществ в воздухе на единице площади селитьбы по сравнению с вариантом 1 в Б/А раз |
Нагрузка на окружающую среду в виде остаточных продуктов хозяйственной деятельности по мере развития производительных сил стремительно возрастает. Усилия ученых направлены на то, чтобы выработать такую концепцию развития, которая позволила бы эффективно использовать достижения науки и техники для удовлетворения насущных материальных потребностей общества, не нарушая при этом экологического равновесия.
Парадоксально, но факт, что все так называемые производственные вредности - это, по существу, ценные для народного хозяйства и промышленности, но неиспользуемые и выбрасываемые в воздух или водоемы вещества. Для примера назовем «вредную» пыль многих цементных заводов, которая покрывает большие территории городов, губит зеленые насаждения, мешает нормальному труду и ухудшает жизненные условия людей. Между тем эта пыль представляет собой сотни тонн цемента высшего качества, ежегодно теряемого народным хозяйством.
В то же время практика эксплуатации многих отечественных и зарубежных промышленных предприятий показывает, что при надлежащем внимании к этому имеющему не только техническое и экономическое, но и социальное значение вопросу, и при использовании новейших достижений науки и техники можно добиться значительного уменьшения выброса производственных вредностей из агрегатов в помещение цеха или в атмосферу и улучшить условия труда. Например, в Монреале (Канада) действует крупный мясокомбинат, на котором весь выбрасываемыи через систему вентиляции воздух подвергается душированию марганцевым раствором. Благодаря этому предприятие не выделяет специфического запаха, которым обычно отличаются мясоперерабатывающие заводы и мясокомбинаты. Хороших результатов добились на металлургических комбинатах в Усть-Каменогорске, Норильске, Днепропетровске, Запорожье. На этих предприятиях проведены комплексные меры по улучшению технологии, повышению культуры производства, созданию комфортных условий труда и благоприятной архитектурно-художественной среды.
Однако во многих случаях желаемый уровень чистоты воздуха, водоемов и почвы не достигается. Отсюда возникла задача контроля и установления научно обоснованных нормативов - предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в жизненной среде человека, причем активное участие в этой работе принимали и архитекторы. В нормах изложены, в частности, требования к размещению предприятий, решению генеральных планов, санитарные ограничения по ПДК производственных вредностей в рабочей зоне и в населенных пунктах (рис. 5-8 ).
Рис. 5. Сравнение вариантов размещения селитебной зоны нового города на стадии "Схемы расселения". I, II, III - варианты с компактной, линейной и рассредоточенной селитебными зонами. Учитывая гигиенические, архитектурно-планировочные, транспортные и экономические преимущества, принимается вариант I: 1 - селитебные территории; 2 - территория, занятая градообразующей промышленностью; 3- зоны отдыха; 4 - железнодорожная магистраль; 5 - направление господствующих ветров; 6 - автомобильные дороги; 7 - линии городского транспорта |
|
Нормативы тесно связаны с архитектурной деятельностью в области промышленного строительства. Архитекторы совместно с врачами-гигиенистами определяют условия рационального выбора территорий для промышленных предприятий с учетом специфики намечаемых к строительству производств и размещения учреждений культурно-бытового обслуживания, а также общественных центров (рис. 9, 10 ). Совершенствование нормативов по оздоровлению условий труда и окружающей среды в связи с промышленным строительством ведется и в международном масштабе. Рис 9. Схема размещения учреждений культурно-бытового обслуживания и общественных центров в новом городе на 350 тыс. жителей: 1 - общественный центр микрорайона; 2 - подцентр жилого района; 3 - торгово-культурный центр жилого района; 4 - спортивный центр жилого района; 5 - общегородской учебный центр; 6 - спортивный центр городского района; 7 - гостиница; 8 - клуб; 9 - Дворец детского творчества; 10 - общегородской спортивный центр; 11 - яхт-клуб; 12 - территория пляжа и зоны отдыха; 13 - парк культуры и отдыха: 14 - общегородской центр; 15 - зеленые насаждения; 16 - селитебные территории |
В нашей стране функции контроля по охране природы, воздушного бассейна,
почвы и водоемов осуществляют государственные, учреждения
санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения. Эти
учреждения контролируют: проведение мероприятий по предупреждению и
ликвидации загрязнения поверхностных и подземных вод, используемых для
питьевых и культурно-бытовых целей населения, а также почвы и атмосферного
воздуха вредными промышленными выбросами и хозяйственно-бытовыми отходами;
соблюдение гигиенических норм и санитарно-гигиенических правил при
перспективном планировании развития промышленности, при проектировании,
строительстве, реконструкции, изменении профиля и технологии производства
предприятий, коммунальных сооружений и других объектов, а также при
планировке и застройке населенных мест, строительстве жилых домов,
общественных и других зданий. Рис. 10. Фрагмент планировки и застройки центра нового города: 1 -
памятник; 2 - трибуны почетных гостей; 3 - административное здание; 4 -
концертный зал; 5 - Дворец бракосочетаний; 6 - Дворец культуры; 7 -
библиотека; 8 - киноконцертный зал; 9 - торговый
центр
Одной из главных проблем, с которой приходится сталкиваться в процессе возведения зданий и сооружений, является воздействие различных факторов строительного производства на сложившуюся окружающую среду. В крупных городах это окружающие здания, население, воздушный бассейн, водный бассейн, грунты с установившемся гидрологическим режимом, флора и фауна.
При составлении строительной технологической документации и вы-боре технологий выполнения тех или иных строительных процессов необхо-димо учитывать следующие факторы:
§ наличие повышенного шумового фона, сопровождающего почти все механизированные строительно-монтажные работы;
§ динамическое воздействие работающих механизмов на окружаю-щие строения и грунты;
§ выброс в атмосферу большого количества пылевых частиц различ-ных фракций и газов от двигателей внутреннего сгорания;
§ выработка большого количества строительных отходов (в том чис-ле строительного мусора);
§ разнообразные временные стоки в существующие сети водоотведе-ния и на почву (включая токсичные);
§ нарушения целостности сложившихся геологических условий и гидрологического режима.
С целью уменьшения воздействия вышеназванных факторов на ста-дии разработки строительных технологий принимаются технические реше-ния, которые отражаются в проектах производства работ.
Для снижения уровня шума на строительной площадке применяются машины и механизмы с наиболее низкими шумовыми характеристиками, малая механизация переводится на электропривод, вводится временное огра-ничение (запрет работ ночью) для наиболее шумных работ, взрывные работы ведутся только в утреннее время. Например: погружение свай ударным спо-собом заменяется вибропогружением или применением бурозавинчивающих свай; пневматические отбойные молотки заменяет на электромеханические.
Для снижения динамического воздействия работающих машин испо-льзуются различные виброизоляторы и виброгасители. Наиболее современ-ные из них – рулонные многослойные виброизоляционные материалы, кото-рые укладываются по основанию и стенам подвала снаружи. Этот слой вос-принимает как вертикальные, так и горизонтальные динамические колебания и гасит их. Для снижения динамических нагрузок на грунты и основание в зонах установки кранов, бетоноподающих и других машин, вызывающих ди-намические воздействия, монтируют демпфирующие (принудительно гася-щие колебания) инженерные сооружения, значительно снижающие распро-странение динамических колебаний на окружающую грунтовую среду.
Выброс в атмосферу пылевых частиц средних и мелких фракций – наиболее сложно контролируемый параметр. Максимальное количество пылеватых частиц выбрасывается в атмосферу в основном при отделочных работах, таких как шпатлёвка, затирка, покраска, снятие старых отделочных покрытий. Поэтому обеспечив поставку на строительную площадку предва-рительно окрашенные изделия и оборудование, можно свести до минимума выброс строительной пыли. Кроме того в процессах, связанных с механи-ческим воздействием на твердые материалы (бурение, шлифовка, выдалб-ливание и др.) рекомендуется в процессе работы производить увлажнение обрабатываемой поверхности. Это приводит к осаждению пылеватых частиц, связыванию их водой и последующей уборке вместе с строительным мусором.
Газовые выбросы от двигателей внутреннего сгорания строго контро-лируются санитарными органами. Поэтому в проектно-сметной документа-ции разрабатывается специальный раздел «Охрана окружающей среды» в котором производится точный учёт всех источников газовыделений. Суммар-ная концентрация сравнивается с предельно допустимой и согласовывается с органами санитарного надзора.
С самого начала строительства объекта скапливается огромное коли-чество строительного мусора, что может привести к загрязнению прилегаю-щих территорий. Поэтому необходимо наладить чёткую систему сбора и вывоза бытового и строительного мусора с объекта. На территории строи-тельной площадки устанавливаются стоящие отдельно контейнеры под стро-ительный мусор, в том числе и под сдаваемые отходы, такие, как метало-лом, бой стекла, кирпича, бытовой мусор. По мере наполнения контейнеры вывозят на городские свалки, полигоны или пункты приёма отходов строй-материалов. Подрядные организации заключают договора с местными адми-нистрациями на использование свалок и полигонов, с указанием планируе-мых объёмов отходов.
Серьёзную экологическую проблему строительным организациям необходимо решать при отводе поверхностных и производственных вод при строительстве объектов. Планируемый объём стоков должен определятся при проектировании и получении технических условии на водоотведение. Труд-ности возникают с несанкционированным выпуском на существующий рель-еф, при этом вода перемешанная с грунтом заливает прилегающие террито-рии забивает ливневую канализацию. С другой стороны, объёмы стоков могут превышать возможности существующих канализационных сетей, а при новом строительстве сетей вообще может и не быть. Чтобы это предотвра-тить, необходимо на стадии подготовительных работ обеспечить организо-ванный сток со строительной площадки; заблаговременно реконструировать водоотвод на основании технических условий, а если технических условий нет, то строительство не начинать или внести предложения по водоотводу с утверждением в установленном порядке. На строительной площадке уста-новить зоны мойки транспорта и строительных машин, решить вопрос удале-ния бытовых вод из городков строителей. В процессе проведения работ за-претить любой сброс воды не соответствующий установленным схемам водоотвода.
В процессе строительства, при проведении вертикальной планировки площадки нарушается естественное состояние почв и рельефа местности. Поэтому в проекте строительства обязательно должна предусматриваться рекультивация земель.
Государственные стандарты по охране окружающей среды определяя-ют, что под термином «рекультивация земель» следует понимать комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйст-венной ценности земель. Работы на отведённых участках связаны с наруше-нием почвен-ного покрова, поэтому в процессе подготовительных работ дол-жно уделяться особое внимание сбору и сохранности не только растительно-го грунта, но и потенциально плодородных слоёв.
Сохранность снятого плодородного слоя почвы заключается в том, чтобы не допустить его загрязнения и засорения строительными отходами, исключить возможность его смешивания с нерастительным грунтом при срезке, транспортировании или после укладки в гурты.
Рекультивация земель предусматривает технический и биологический этапы.
При проведении технического этапа рекультивации выполняются сле-дующие основные работы:
· Грубая и чистая планировка поверхности отвалов, засыпка нагор-ных и водоотводных каналов;
· Освобождение рекультивируемых поверхностей от крупногабарит-ных обломков пород, производственных конструкций, строитель-ного мусора с последующим их захоронением или организован-ным складированием;
· Укрепление откосов и оформление остаточных траншей;
· Создание и улучшение структуры рекультивационного слоя;
· Покрытие поверхности равномерными слоями потенциально пло-дородными породами и плодородными слоями почвы;
· Посев трав, восстановление кустарниковой и древесной раститель-ности или новые посадки.
Биологический этап рекультивации земель осуществляется после пол-ного завершения технического этапа. Он включает комплекс агротехничес-ких мероприятий по восстановлению плодородия земель (известкование и гипсование, внесение органических и минеральных удобрений).
Второй этап вертикальной планировки производится в завершающем цикле возведения здания, когда строительная площадка освобождается от строительных машин, подъёмников, бытовых городков, временных складов. На этом этапе объёмы перемещаемого и укладываемого грунта должны быть минимальны.
Проект разработан с учетом современных норм и требований к проектированию и эксплуатации зданий и сооружений, с использованием новейших технологий и строительных материалов.
В с. Подлипки загрязнение окружающей среды в основном обуславливается выхлопами газов автотранспорта и вредными выбросами предприятий. Поэтому экологические условия района застройки можно квалифицировать как условно-благоприятные.
В ходе проведения реконструкции может быть загрязнена строительным и бытовым мусором от соседних построек. Рельеф участка не нарушен.
В процессе эксплуатации воздействием на окружающую среду будет являться: бытовой мусор, дым от сжигания природного газа, на котором работают котлы отопления, тепловое воздействие во время отопительного периода.
Проектом предусматривается обнесение строительной площадки ограждающим металлическим забором. Въезд на стройплощадку организовывается с улицы Полевая. Расположение проездов относительно зданий и сооружений принято согласно СНиП 2.07.01-89*.
Подготовительный период реконструкции предусматривает снятие растительного слоя и очистку строительной площадки от мусора, который затем вывозится на городскую свалку специальными машинами. Растительный грунт (дерн) складируется на территории строительной площадки в отведенном для этого месте.
Проектом предусматривается складирование строительных материалов. Для хранения сыпучих строительных материалов: цемента, извести, песка, щебня, и др материалов. Предусматривается строительство временного склада на территории строительной площадки, не допускающие распыления или растекания материалов.
Для сбора строительного мусора проектом предусматривается установка металлических контейнеров, которые по мере заполнения вывозятся на свалку, с администрацией которой заключен договор. При появлении крупногабаритного мусора или бракованных строительных конструкций предусматривается место для их хранения и дальнейшего вывоза.
Проектом предусматривается восстановление почвенного слоя сразу же после окончания реконструкции. При этом используют растительный слой, привозимый автотранспортом со специальной площадки.
Все мероприятия по охране окружающей среды предусмотрены сметой, а их выполнение включено в график работ.
Реконструкция и эксплуатация проектируемого объекта окажет воздействие на компоненты окружающей природной среды:
- -атмосферный воздух (загрязненность газами, пылью);
- -водные ресурсы (отвод поверхностных сточных вод с территории проектируемого объекта, отвод бытовых сточных вод в городские канализационные сети);
- -шумовое воздействие (от автотранспорта и строительных механизмов в период строительства проектируемого объекта);
- -образование отходов (при строительстве - строительный мусор и твердые бытовые отходы от обслуживающего персонала, при эксплуатации - твердые бытовые отходы от жильцов дома).
Основные объекты, оказывающие загрязняющее воздействие на атмосферный воздух:
в период реконструкции - строительная техника и пыление во время строительных работ;
в период эксплуатации - автомобильный транспорт.
в период реконструкции воздействие на атмосферный воздух оказывают строительные машины и механизмы, транспортные средства, используемые при реконструкции, а также пыление при бульдозерных, погрузочных работах. Воздействие ожидается в небольших размерах и на короткий промежуток времени.
Для минимизации вредного воздействие на атмосферный воздух в период реконструкции дома рекомендуется:
- -предусмотреть одновременную работу не более 1-2 механизмов;
- -полив территории в теплые солнечные дни для снижения запыленности воздуха;
Эксплуатация реконструируемого объекта оказывает воздействие на атмосферный воздух в пределах допустимых величин и не внесет значительных изменений в экологическую обстановку района.
Реконструируемый объект расположен вне охранных зон водных объектов.
Водоснабжение реконструируемого объекта осуществляется от городских сетей водопровода в соответствии с техническими условиями на подключение к коммунальным системам водоснабжения и водоотведения.
В процессе выполнения строительных работ и последующей эксплуатации реконструируемого объекта возможно негативное воздействие на почву, поверхностные и подземные воды:
- -нарушение или снижение свойств растительного слоя;
- -нарушение параметров поверхностного стока и гидрогеологических условий площадки строительства и прилегающей территории.
Мероприятия по восстановлению (рекультивации) земельного участка решены путем подсыпки растительного грунта слоем под газоны и цветники, а также 100% засыпки посадочных ям под посадку кустарников и деревьев.
На выбранном участке присутствуют малоценные зеленые насаждения. Свободная от застройки и покрытий территория будет озеленена газоном, кустарниками, деревьями с учетом трассировки подземных инженерных сетей и соблюдением нормативных разрывов до зданий и сооружений.
Основным источником непостоянного шума, заполняющим акустическую среду на территории реконструируемого объекта, будет автотранспорт.
В период строительства шумовое воздействие на ближайшую жилую застройку будет оказано строительными механизмами, т.к. предусмотрена одновременная работа не более 1-2 механизмов и работы будут носить временный характер, шумовое воздействие будет в допустимых пределах.
Для снижения уровня шумового воздействия предусмотрены следующие мероприятия:
- -применение рациональной технологии ведения работ, обуславливающей сокращение продолжительности одновременной работы нескольких строительных и транспортных машин;
- -ввиду более жестких норм к допустимому уровню звукового давления на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам, установленному с 7 до 23 часов запрещается работать в вечерние и ночные часы;
- -для звукоизоляции двигателей машин применять защитные кожуха и капоты с многослойными покрытиями из резины, поролона и др.
Загрязнение атмосферного воздуха происходит от автотранспорта на площадках парковки. Постоянный вклад в уровень загрязнения атмосферы происходит при въезде/выезде с площадок и прогреве двигателей.
Размер нормативной санитарно-защитной зоны для данного класса сооружений согласно требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не лимитируется.
Внешние источники шума при эксплуатации проектируемого объекта не дадут уровня звука в жилой застройке выше допустимого.
Бытовые сточные воды проектируемого объекта отводятся в городскую сеть канализации в соответствии с техническими условиями на подключение к коммунальным системам водоснабжения и водоотведения, что исключает загрязнение подземных вод и почв.
Согласно приведённым мероприятиям по охране окружающей природной среды можно сделать вывод о возможности реконструкции дома и о минимальном вкладе этого объекта в изменение сложившейся эко среды в данном районе.