Развитие анатомии в современном мире. Возникновение анатомии. Этапы развития анатомии как науки

Еще в первобытнообщинном обществе люди знали о строении и функции основных органов организма животных и человека, о чем свидетельствуют наскальные рисунки эпохи палеолита. Многие века медицинские знания и навыки базировались на основе анатомических знаний. В Европе первыми учеными, оставившие после себя письменные сведения о строении человеческого организма, были Демокрит и Гиппократ из Древней Греции (5-4 век до н.э.).

Первые вскрытия трупов человека с исследовательскими целями произвели врачи Александрии Герофил и Эразистрат (4-й век до н.э.). Они описали оболочки и желудочки головного мозга, венозные синусы и сплетения, предстательную железу, двенадцатиперстную железу, оболочки глаза, чувствительные и двигательные нервы, клапаны сердца и вен, крупные артерии и вены, ввели термины «артерия», «паренхима». Обобщил все эти исследования врач древнего Рима Клавдий Гален (2-й век н.э.). Но в его время христианская религия запрещала вскрывать трупы и Гален мог изучать анатомию только на животных, поэтому в его многотомном «Каноне врачебной науки» было немало ошибок. В 13-14 веках в Западной Европе открываются университеты, и расширяется медицинское образование. Начало нового, научного, этапа в развитии анатомии приходится на эпоху Возрождения и связано с трудами великих ученых этой эпохи: Ленардо да Винчи и Андрея Везалия, которые построили фундамент научной анатомии. Л. да Винчи (15-16 век) – гениальный итальянский ученый и художник является основоположником пластической анатомии, изучившего органы человека, влияющие на внешнюю форму тела. Андрей Везалий – основоположник современной научной анатомии, разработав и использовав высокую технику препарирования трупов, в 29 лет издал свой главный труд «О строении человеческого тела» в 7 книгах, иллюстрированных художником С. Калькаром. По этой книге врачи учились вплоть до 19 столетия. 16-й век выдвинул целую плеяду выдающихся анатомов. Продолжателями Везалия были Евстахий, Коломбо, Фаллопий, Боталло, Фабриций, Варолий, описавшие различные органы тела человека. Анатомы 16 века создали прочный фундамент описательной анатомии.

В 19-ом веке и по настоящее время развивается функциональная анатомия – строение органов и их изменчивость в связи с их функцией (высокогорные, подводные, космические условия), повышенные и пониженные физические нагрузки и др. В это же время формируется новый вид анатомии – анатомическая антропология. С середины 20 века в связи с развитием генетики стало развиваться новое направление в анатомии: каузально-системное, когда стали изучать не только, как устроен организм, но и почему он так устроен.

В средние века в Беларуси, наряду с монастырской медициной, значительное развитие получила светская медицина. Медики-лекари известны с конца 15-го века. Они делились на три ступени: низшую ступень занимали «лазебники» – банщики. Им позволялось только применять банки, прикладывать пластыри, заниматься массажем, в основном, в банях. Для этих манипуляций уже нужны были некоторые знания по анатомии человека. Следующей ступенью лекарей-профессионалов были цирульники-хирурги. Они лечили переломы, вывихи, абсцессы, раны и, сдавая экзамен на мастера, должны были ответить на ряд вопросов по анатомии, патологии и хирургии. Часть цирюльников завершали образование в университетах Европы и становились дипломированными специалистами.

Научная история анатомии Беларуси берет начало со времени открытия в 1775 году Гродненской медицинской академии. Первыми профессиональными анатомами были профессора Ж. Э. Жилибер и К. И. Вирион. Жилибер основал анатомический музей и анатомический театр. В преподавании анатомии практиковалось вскрытие трупов. Научные исследования Жилибера (анатомия зубра, лося, бобра и других, малоизвестных в Европе животных) снискали ему признание основоположника сравнительной анатомии в Беларуси, Литве и Польше. После закрытия академии в 1781 году ее фонды, в том числе анатомический музей, стали основой для открытия медицинского коллегиума главной школы Великого княжества Литовского, преобразованной в 1803 г. в медицинский факультет Виленского университета. В Вильно переехали студенты и часть преподавателей. В это время кафедрой анатомии руководил профессор С. Бисси. Он основал анатомический музей и написал учебник по миологии.

В последующие 20 лет (1820-1840) кафедру возглавляли уроженцы Беларуси В. В. Пеликан, А. Белькевич и Л. С. Севрук. В научных исследованиях профессора хирургии В. В. Пеликана особое внимание придавалось анатомическому обоснованию хирургических операций. После закрытия медицинского факультета в Вильно профессор Л. С. Севрук в последующие 12 лет заведовал кафедрой анатомии Московского университета. Имущество кафедры анатомии из Вильно было передано Киевскому университету, где некоторые препараты сохранились до настоящего времени. Одним из первых антропологов Беларуси был И. Ясинский, воспитанник Гродненской медицинской академии и Виленского университета, доктор философии, медицины и хирургии, автор книги «Антропология о физических и моральных качествах человека».

Так как в 18-20 веках Белоруссия находилась в составе Российской империи, рассмотрим становление анатомических знаний в России. Здесь можно выделить два больших периода: первый – просветительский – накопление и распространение среди населения и врачей эмпирических анатомических знаний и знаний, полученных в культурных центрах Востока и Запада, и второй – развитие научной анатомии, благодаря организации научных центров и становлению научных анатомических школ. Первый период продолжался от средних веков, когда очагами культуры и знаний были монастыри, вплоть до 18 века, в начале которого под влиянием реформ Петра I были открыты госпитали, и при них медицинские школы для подготовки врачей. В школах были организованы анатомические театры, анатомия преподавалась по учебнику голландца Н.Бидлоо.

В 1725 году в Петербурге была создана Российская Академия Наук, позже – Московский университет, где были организованы кафедры анатомии. Вначале здесь преподавали и занимались исследованиями по анатомии, приглашенные из Западной Европы профессора. Однако одновременно шла подготовка и русских национальных кадров. Так, первый русский академик-анатом А. П. Протасов (1724-1796) занимался разработкой русской анатомической терминологии и переводом медицинских книг. Он начал читать курс анатомии на русском языке в Петербургском университете лишь с 1763 года. Другие известные анатомы и клиницисты 18-го века (М. И. Шеин, К. И. Щепин, Н. М. Максимович-Амбодик) также разрабатывали русскую анатомическую терминологию, переводили иностранные учебники по анатомии, иногда дополняя их своими данными. Из русских ученых-анатомов 18-го века известны: профессор Московского университета С. Г. Зыбелин (1735-1862), который разработал оригинальную классификацию конституций человека и показал значение в заболеваемости наследственности и среды; П. М. Шумлянский (1735-1802), защитивший в Страсбурге диссертацию «О развитии почек», где, использовав инъекцию сосудов и канальцев, описал капсулу клубочка и прямую связь между артериальными и венозными сосудами.

Второй период, научный, в России начался в 19-м веке. Этому способствовало открытие в Петербурге Медико-хирургической академии, где П. А. Загорским (1764-1846) основана первая научная анатомическая школа, его ученики – И. В. Буяльский, П. А. Наранович и другие выходцы из Великого княжества Литовского. П. А. Загорский издал первый русский оригинальный учебник. Выдающиеся ученые-анатомы: Н. И.Пирогов – основоположник топографической анатомии, П. Ф. Лесгафт развил динамическую анатомию, Н. М. Якубович, В. А. Бец, Д. Н. Зернов, В. М. Бехтерев внесли большой вклад в изучение центральной нервной системы.

Вдвадцатом веке мировое признание получили школы В. Н. Тонкова, В. П. Воробьева, Г. М. Иосифова, Д. А. Жданова, В. Н. Шевкуненко, М. Ф. Иваницкого, М. Г. Привеса, В. В. Куприянова.

Высшее медицинское образование в Беларуси возобновилось только в 1921 году с открытием медицинского факультета Белорусского государственного университета. Образование кафедры анатомии связано с именем профессора Московского университета П. И. Карузина. Им подобрано здание для кафедры, он занимался ее оснащением и подбором преподавателей. Первый учебный год читал лекции, периодически приезжая из Москвы. Последующие 12 лет (1922-1934) кафедрой заведовал проф. С. И. Лебедкин. Он продолжил оборудование и оснащение кафедры, создание анатомического музея, заложил научное направление кафедры – эмбриоанатомию, сконструировал прибор для графических реконструкций, разрабатывал вопросы теоретической анатомии. В преподавании следовал традициям Московского университета: объяснение строения с позиции онто- и филогенеза, увязывание анатомических данных с клинической практикой. Профессор С. И. Лебедкин признан организатором кафедры и основателем школы белорусских эбриологов: его ученики – академики Д. М. Голуб и П. Я.Герке, профессор З. К. Слободин.

Академик Давид Моисеевич Голуб (1801–2001), заведовал кафедрой с 1934 по 1975 год. Он разработал проблему эмбрионального развития периферической нервной системы и как ее продолжение – экспериментальное обоснование возможности реиннервации внутренних органов. Под руководством Д. М. Голуба выполнили докторские диссертации П. И. Лобко, А. С. Леонтюк, И. И. Новиков и другие, подготовлено несколько десятков кандидатов наук.

В 1934 году был открыт Витебский медицинский институт. С момента организации до 1937 г. кафедрой по совместительству заведовал профессор С. И. Лебедкин, затем до 1951г. – профессор В. И. Ошкадеров, который изучал лимфатические сосуды скелета. Его приемница по кафедре, профессор З. И. Ибрагимова с сотрудниками изучали сравнительную анатомию костного лабиринта, васкуляризацию и иннервацию органа слуха, кровоснабжение лимфатических узлов. Ныне кафедру возглавляет доктор медицинских наук А. К. Усович.

В 1958 году открыт Гродненский медицинский институт. Первые лекции читал академик Д. М. Голуб. До 1981 года кафедрой анатомии заведовал профессор А. Н. Габузов, который изучал анатомию сосудов головного мозга, решал проблемы становления молодой кафедры. С 1982 по 2001 год кафедрой руководил член-корр. Международной академии интегративной антропологии профессор С. С. Усоев, а с 2001 года по настоящее время – профессор Е. С. Околокулак. Кафедра изучает анатомическую изменчивость при хромосомных и генных мутациях, обосновывает наличие нормальных, аномальных и условноаномальных конституций, а также исследует вариантную анатомию, связывая ее с развитием разных нозологических форм заболеваний человека. По этих тематиках защищены ряд докторских и кандидатских диссертаций.

Кафедра анатомии человека (заведующий – доцент В. Н. Жданович) Гомельского медицинского института, открытого в 1991 году, находится в периоде становления: развивается музей, ведется подготовка кадров.

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ АНАТОМИИ

История анатомии есть история борьбы материализма и идеализма во взглядах на строение и развитие организма человека. Эта борьба начинается с возникновения классов в эпоху рабовладельческого строя.

В Древней Греции под влиянием материализма. Демокрита и диалектики Гераклита, высказавшего знаменитое положение «все течет» (panta rhei), формируется материалистический взгляд на строение человеческого организма.



Так, знаменитый врач Древней Греции -Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) учил, что основу строения организма составляют четыре «сока»: кровь (sanguis), слизь (phlegma), желчь (chole) и черная желчь (melaina chole). От преобладания одного из этих соков зависят и виды темперамента человека: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Следовательно, темперамент человека как одно из проявлений душевной деятельности его обусловлен состоянием соков тела, т. е. материи. В этом был материализм Гиппократа.

Названные виды темперамента определяли, по Гиппократу, одновременно и разные типы конституции человека, которая многообразна и может изменяться соответственно изменению тех же соков тела (диалектика).

Исходя из такого представления об организме, Гиппократ смотрел и на болезни как на результат неправильного смешения жидкостей, вследствие чего ввел в практику лечения различные «жидкогонные» средства. Так и возникла «гуморальная» (humor - жидкость) теория строения организма, которая в известной мере сохранила свое значение до сих пор, отчего Гиппократа считают отцом медицины.

Врагом материализма и представителем античного идеализма был идеолог аристократической реакции Платон (427-347 гг, до н. э.). По Платону, организм человека управляется не материальным органом - мозгом, а тремя видами души, или «пневмы» помещающимися в трех главнейших органах тела - мозге, сердце и печени (треножник Платона).

Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н. э.) был дуалистом эклектиком. С одной стороны, он развивал идеалистическое учение своего учителя Платона о душе, которая есть действенное, животворное начало - энтелехия; все в природе, включая и человека, подчинено высшей целесообразности телеология (telos - цель). С другой стороны, в отличии от Платона он придерживался материалистического взгляда на душу, которая находится в единстве с телом и которая смертна и умирает вместе с ним. Он сделал первую попытку сравнения тела животных и изучения зародыша и явился зачинателем сравнительной анатомии и эмбриологии. Аристотель высказал верную мысль, противоречащую религии, о том, что всякое животное происходит от животного (omne animal ex animali).

В Древнем Риме Клавдий Гален (130 - около 200 гг. н. э.) был выдающимся философом, биологом, врачом, анатомом и физиологом. В своих взглядах на организм он, с одной стороны, развивал идеализм Платона и телеологию Аристотеля, а с другой - подходил к изучению организма материалистически, т. е. был по существу эклектиком. Как рьяный платоник, он считал, что организм управляется тремя органами: печенью, где вырабатывается физическая пневма, распределяющаяся по венам; сердцем, в котором возникает жизненная пневма, передающаяся по артериям, и мозгом - средоточием психической пневмы, распространяющейся по нервам.

Следуя за телеологическими положениями Аристотеля, Гален смотрел на организм как на дивную машину, созданную для высшей цели, по замыслу верховного художника. Наряду с такими идеалистическими взглядами у Галена уживались и материалистические. Он считал человеческое тело состоящим из плотных и жидких частей (влияние Гиппократа).

Материализм Галена обнаружился и в самом подходе к изучению организма, который он исследовал путем наблюдения над больными и вскрытия трупов. Он впервые применил вивисекции и явился основоположником экспериментальной медицины.

В течение всего средневековья в основе медицины лежала анатомия и физиология Галена.

В эпоху феодализма IV-XVII вв. из медицинских сочинений были распространены только труды Галена, из которых церковники выхолостили материалистическую сущность. Они покровительствовали пропаганде идеалистических и теологических взглядов Галена о создании человека по высшему плану, т. е. богом, и преследовали за критику их.

Сделав этим учение Галена схоластическим и догматическим, церковь обеспечила господство галенизма на протяжении всей эпохи феодализма, препятствуя дальнейшему развитию анатомии и медицины вообще. Так было в Западной Европе. На Востоке, свободном от влияния католицизма, медицина продолжала развиваться.

После крещения Руси вместе с православием в ней распространилась византийская культура и была создана монастырская медицина, которая пользовалась лучшими творениями античной науки.

Анатомия и физиология для первых русских врачей были изложены в трактате неизвестного автора под заглавием «Аристотелевы проблемы», а также в комментариях игумена Белозерского монастыря Кирилла под названием «Учение Галинова на Иппократа», а анатомическая терминология - в сочинении Иоганна Экзарха «Шестоднев».

Положительную роль в преемственности античной науки сыграл и мусульманский Восток. Так, Ибн - Cина, или Авиценна (980-1037), написал «Канон медицины» (около 1000г.), который содержит значительные анатомо-физиологические данные, заимствованные у Гиппократа, Аристотеля и Галена, и к которым Ибн-Сина прибавил собственные представления о том, что организм человека управляет не тремя органами (треножник Платона), а четырьмя: сердце, мозг, печень и яичко (четырехугольник Авиценны).

«Канон медицины» явился лучшим медицинским сочинением эпохи феодализма, и по нему учились врачи Востока и Запада до ХVII столетия.

Ибн-аль-Нафиз из Дамаска (XII в.) впервые открыл легочный круг кровообращения.

Эпоха Возрождения была эпохой, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли... по многосторонности и учености».

Такие титаны появились и в анатомии. Они разрушили схоластическую анатомию Галена и построили фундамент научной анатомии. Зачинателем этого титанического труда явился Леонардо да Винчи, основоположником - Везалий и завершителем - Гарвей.

Леонардо да Винчи (1452-1519), заинтересовавшись анатомией как художник, в дальнейшем увлекся ею как наукой, одним из первых стал вскрывать трупы людей и явился подлинным новатором в исследовании строения организма. В своих рисунках Леонардо впервые правильно изобразил различные органы человеческого тела; внес крупный вклад в развитие анатомии человека и животных, а также явился основоположником пластической анатомии. Творчество Леонардо да Винчи, как предполагают, оказало влияние на труды революционера в анатомии А. Везалия.

В старейшем университете Венеции, основанном в 1222 г., образовалась первая медицинская школа эпохи капитализма (Патуанская школа) и был выстроен (b 1490 г.) первый в Европе анатомический театр.

На почве Падуи в атмосфере новых интересов и запросов и вырос революционер анатомии Андрей Везалий (1514-1565). Вместо схоластического метода толкования, характерного для средневековой науки, он подошел к изучению организма материалистически и использовал объективный метод наблюдения. Широко применив вскрытие трупов, Везалий впервые систематически изучил строение тела человека. При этом он смело разоблачил и устранил многочисленные ошибки Галена (более 200) и этим начал подрывать авторитет господствовавшей тогда галеновской анатомии. В тот период, как отметил Энгельс, прежде чем приступить к исследованию процессов, надо было исследовать вещи. Так возник метафизический, аналитический период в анатомии, в течение которого было сделано множество открытий описательного характера.

Поэтому и Везалий уделил основное внимание открытию и описанию новых анатомических фактов, изложенных в обширном и богато иллюстрированном руководстве «О строении тела человека в семи книгах» (1543), которые И. П. Павлов охарактеризовал следующими словами: «Труд Beзалия - это первая анатомия человека в новейшей истории человечества, I не повторяющая только указания и мнения древних авторитетов, а опирающаяся на работу свободного исследующего ума».

Опубликование книги Везалия вызвало, с одной стороны, переворот в анатомических представлениях того времени, а с другой - бешеное сопротивление реакционных анатомов-галенистов, старавшихся сохранить падающий авторитет Галена. В этой борьбе Везалий погиб, но дело его развивалось его учениками и последователями.

Так, Габриэль Фаллопий (1523-1562) дал первое обстоятельное описание развития и строения ряда органов. Его открытия изложены в книге «Анатомические наблюдения». Его имя сохранилось до сих пор при обозначении ряда анатомических образований: «фаллопиевы трубы», «фаллопиев канал».

Бартоломео Евстахий (1510-1574 гг.), кроме описательной анатомии, изучал также историю развития организмов, чего не делал Везалий. Его анатомические познания и описания изложены в «Руководстве по анатомии», изданном в 1714 г. Его имя сохранилось до сих пор при обозначении различных анатомических образований: «евстахиева труба», «евстахиева заслонка».

Везалий, Фаллопий и Евстахий (своего рода «анатомический триумвират») построили в XVI в. прочный фундамент описательной анатомии. ХVII в. явился переломным в развитии медицины и анатомии. В этом столетии был окончательно завершен разгром схоластической и догматической анатомии средневековья и заложен фундамент истинно научных представлений. Этот идейный разгром связан с именем выдающегося представителя эпохи Возрождения, английского врача, анатома и физиолога

Вильяма Гарвея (1578-1657) Гарвей, как и его великий предшественник Везалий, боролся с идеализмом в анатомии и подходил к изучению организма материалистически, т.е. пользуясь наблюдениями и опытом.

При изучении анатомии Гарвей не ограничивался простым описанием структуры, а подходил с исторической (сравнительная анатомия и эмбриология) и функциональной (физиология) точки зрения. Он высказал гениальную догадку о том, что животное в своем онтогенезе повторяет филогенез, и таким образом, первый установил биогенетический закон, впервые доказанный А. О. Ковалевским и сформулированный позднее Геккелем и Мюллером в XIX столетии. Гарвей также выставил в противовес религии материалистическое положение, что всякое животное происходит из яйца (omne animal ex ovo). Это положение стало лозунгом для последующего развития эмбриологии, что дает право считать Гарвея основоположником эмбриологии.

Открытие кровообращения. Со времен Галена в медицине господствовало идеалистическое учение о том, что кровь, наделенная пневмой, движется по сосудам в виде приливов и отливов: понятия о круговороте крови до Гарвея еще не было. Это понятие родилось в борьбе с галенизмом, в которой участвовал ряд анатомов-материалистов.

Так, Везалий, убедившись в непроницаемости перегородки между желудочками сердца, первый начал критику представления Галена о переходе крови из правой половины сердца в левую якобы через отверстия в межжелудочковой перегородке.

Ученик Везалия - Peaльд Коломбо (1516-1559) показал, что кровь из правого сердца в левое попадает не через указанную перегородку, а через легкие по легочным сосудам. Об этом же писал испанский врач и богослов Мигуэль Сервет (1509-1553) в своем произведении «Восстановление христианства». Как враг идеализма он был обвинен в ереси и сожжен в 1553 г. на костре со своей книгой. Таким образом, развитие анатомии было связано с трагической судьбой, обычно постигавшей многих передовых борцов науки, посягавших на авторитет церкви. Ни Коломбо, ни Сервет, по-видимому, не знали об открытии араба Ибн-аль-Нафиза, о котором говорилось выше.

Другой преемник Везалия и учитель Гарвея - Иероним Фабри ц и й (1537-1619) описал в 1574 г. венозные клапаны. Эти исследования подготовили открытие кровообращения Гарвеем, который на основании своих многолетних (17 лет) экспериментов отверг идеалистическое учение Галена о пневме и вместо представления о приливах и отливах крови нарисовал стройную картину круговорота ее.

Результаты своих исследований Гарвей изложил в знаменитом трактате «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628).

Маленькая книжка Гарвея создала эпоху в медицине.

Опубликование ее вызвало двойную реакцию: сочувственную - со стороны передовых ученых и злобную - со стороны консерваторов. Тогдашнее ученое общество разделилось на 2 партии - галенистов и гарвеистов, выражавших два мировоззрения в науке - идеалистическое и материалистическое. Сам Гарвей, как и Везалий, подвергался гонениям и клевете, но материалистическое учение его победило. В этом диалектический закон неодолимости в развитии живого, прогрессивного.

После открытия Гарвея еще оставался неясным переход артерий в вены, но Гарвей предсказал существование между ними не видимых глазом анастомозов, что и было подтверждено позднее Марчелло Мальпиги (1628-1694), когда был изобретен микроскоп и возникла микроскопическая анатомия. Мальпиги сделал много открытий в области микроскопического строения кожи (мальпигиев слой), селезенки (мальпигиевы тельца), почки (мальпигиевы тельца) и ряда других органов.

Изучив анатомию растений, Мальпиги расширил положение Гарвея «всякое животное из яйца» в положение «все живое из яйца» (omne vivum ex ovo).

Мальпиги явился тем, кто открыл предсказанные Гарвеем капилляры. Однако он полагал, что кровь из артериальных капилляров попадает сначала в «промежуточные пространства» и лишь затем в капилляры венозные.

Только А. М. Шумлянский (1748-1795), изучивший строение почек, доказал отсутствие мифических «промежуточных пространств» и наличие прямой связи между артериальными и венозными капиллярами. Таким образом, А. М. Шумлянский впервые показал, что кровеносная система замкнута, и этим окончательно «замкнул» круг кровообращения.

Итак, представление о кровообращении явилось результатом коллективного творчества ряда блестящих ученых. В начале этого ряда стоит Везалий, в конце - Гарвей. Между ними целый период борьбы материалистов с идеалистами, в результате которой был окончательно разгромлен схоластический галенизм в медицине.

Поэтому открытие кровообращения имело значение не только для анатомии и физиологии, но и для всей биологии и медицины. Оно ознаменовало новую эру: конец схоластической медицины феодализма и начало научной медицины капитализма.

В эпоху капитализма сложился французский материализм XVIII в. Борясь с идеализмом и религией, французский материализм срывал венец божественного творения с человека и доказывал, что вся природа, неорганическая и органическая, включая и человека, подчиняется общим законам. Так как из всех наук в то время была наиболее развита только механика, то эти общие законы сводились к законам механики, и сам французский материализм был механистическим. Среди его представителей были врачи. «Врачом Леруа начинается эта школа, во враче Кабанисе она достигает своего кульминационного пункта, врач Ламетри является ее центром».

Жюльен Оффре Ламетри (1709-1751) рассматривал человеческий организм как особого рода одушевленную машину, и свой знаменитый трактат он озаглавил «Человек - машина». За опубликование этого атеистического произведения Ламетри подвергся нападкам и преследованиям церковников.

На почве механистического материализма сложились взгляды и крупнейших анатомов XVlIl в. -Морганьи, Биша и др.

Джиованни Морганьи (1682-1771) создал патологическую анатомию. Так как при вскрытии трупов бросались в глаза изменения крупных структур - органов, то причиной болезни он считал заболевания органов и на организм смотрел как на механическую сумму их. Так возникло органолокалистическое направление в медицине, имевшее до определенного времени прогрессивное значение.

К. Биша (1771-1802) углубил это механистическое направление, перенеся внимание с органов на ткани и заложив основы гистологии (наука о тканях). Если Морганьи смотрел на организм как на сумму органов, то Биша рассматривал его как сумму тканей; их же он считал носителями болезней.

Хотя общие взгляды Биша на организм представляют смесь механистического материализма с идеализмом (он наделял ткани особой жизненной силой), тем не менее они сыграли большую роль в развитии морфологии.

В XIX в. была создана клеточная теория, заключавшаяся в признании в клетках того общего, что свойственно растениям и животным и из чего возникают ткани и органы всех живых организмов. Поэтому Энгельс указал среди трех великих открытий естествознания XIX в. клеточную теорию.

Немецкий морфолог Рудольф Вирхов (1821-1902) применил теорию клеточного строения к изучению больного организма и создал так называемую клеточную (целлюлярную) патологию. В этом положительная сторона деятельности Вирхова. Однако его воззрения оказали и отрицательное влияние. Поддерживая как государственный деятель тогдашний буржуазный строй Пруссии, он и организм сравнивал с государством клеток, федерацией клеточных территорий. Такое отрицание целостности организма представляло собой механицизм, а наделение отдельных клеточных территорий способностью к самостоятельной жизни - витализм, т. е. идеализм. Такие взгляды Вирхова на организм шли вразрез с уже слагавшейся в то время передовой философией диалектического материализма, вследствие чего они подверглись критике со стороны одного из основоположников этой философии - Энгельса. Вирхов не признавал ведущей роли нервной системы в объединении организма и этим тормозил развитие идеи нервизма. Он выступал также против эволюционной идеи Дарвина, чем проявил себя как метафизик.

Совокупность всех этих идеалистических, механистических и метафизических представлений, названных «вирховианством.. стала господствовать в буржуазной медицине, приобретшей анатомо-локалистический характер. И понадобилось длительное время - почти 100 лет, чтобы идейно разгромить вирховианство. Это было сделано в нашей стране - родине диалектико-материалистической идеи нервизма, сменившей реакционную идею вирховианства.

В противоположность метафизическому воззрению в XIX в. стала укрепляться диалектическая идея развития, совершившая переворот в биологии и медицине и ставшая целым учением (дарвинизм), положившим начало эволюционной морфологии.

Дарвинизм был подготовлен всем ходом предшествовавшей науки, в первую очередь эмбриологии и сравнительной анатомии. Так, член Российской Академии наук К. Ф. Вольф (1733-1794) показал, что в процессе эмбриогенеза никакого изначального предобразования (преформизма) органов не существует, а они возникают и развиваются заново (эпигенез). Поэтому в противовес идеалистической теории преформизма он выдвинул материалистическую теорию эпигенеза и явился пионером материалистической эмбриологии, за что подвергся гонениям со стороны ученых-идеалистов.



Французский естествоиспытатель Ламарк (1774-1828) в своем сочинении «Философия зоологии» (1809) одним из первых высказал идею эволюции организма под влиянием окружающей среды.

Продолжатель эмбриологических исследований Вольфа русский академик К. М. Бэр (1792-1876) открыл яйцо млекопитающих и человека, установил главные законы индивидуального развития организмов (онтогенеза), которые лежат в основе современной эмбриологии, и создал учение о зародышевых листках. Эти исследования создали ему славу отца эмбриологии. Бэр незадолго до Дарвина высказал идею превращения видов, и хотя он критиковал Дарвина за его положение о борьбе за существование, но считал, что «подготовил учение Дарвина».

Гениальный английский ученый Чарльз Дарвин (1809-1882) в своем сделавшем эпоху произведении «Происхождение видов» (1859) доказал единство животного мира и пришел к заключению, что человек произошел вместе с современными антропоморфными обезьянами от вымершей теперь формы высокоразвитых человекообразных обезьян.

Совокупность открытых Дарвином фактов и его теория получили название дарвинизма, который разоблачил библейскую легенду о сотворении человека богом и нанес сокрушительный удар религии. Поэтому церковь и реакционная наука стали препятствовать развитию дарвинизма в Западной Европе и Америке. Следует отметить, что благодаря трудам передовых русских ученых-материалистов дарвинизм стал быстро развиваться в России, где нашел как бы вторую родину.

Эмбриологические исследования А. О. Ковалевского, а также Бэра, Мюллера, Дарвина и Геккеля нашли свое выражение в так называемом биогенетическом законе («онтогенез повторяет филогенез»). Последний был углублен и исправлен А. Н. Северцовым. А. Н. Северцов показал влияние факторов внешней среды на строение тела животных и, применив эволюционное учение к анатомии, явился создателем эволюционной морфологии. Так дарвинизм получил свое развитие в трудах русских морфологов и эмбриологов.

Классики марксизма, с одной стороны, критиковали дарвинизм за его методологические ошибки, а с другой - высоко оценивали его как одно из трех величайших открытий естествознания XIX в. Энгельс даже сравнил роль Маркса в науке об обществе с ролью Дарвина в науке о природе.

Показав, что человек произошел от какой-то древней обезьяны, Дарвин решил этот вопрос односторонне, осветив его со стороны биологической; он не имел возможности показать те факторы, которые определяли возникновение человека. Эту проблему разрешили основоположники марксизма К. Mаркс и Ф. Энгельс, из которых последний в своем сочинении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (написано в 1876 г., опубликовано в 1896 г.) доказал, что решающим условием становления человека явилось употребление орудий труда, благодаря чему стадо обезьян превратилось в общество людей, «труд создал человека». Эта теория Энгельса, названная трудовой теорией происхождения человека, легла в основу передовой современной науки.

Биология - одна из самых масштабных и крупных наук в современном мире. Она включает в себя целый ряд различных наук и разделов, каждый из которых занимается изучением определенных механизмов в работе живых систем, их жизнедеятельности, строения, молекулярной структуры и так далее.

Одной из таких наук как раз и является интересная, очень древняя, но по сей день актуальная наука анатомия.

Что изучает

Анатомия - это наука, изучающая внутреннее строение и морфологические признаки тела человека, а также развитие человека в процессе филогенеза, онтогенеза и антропогенеза.

Предметом изучения анатомии является:

  • форма человеческого тела и всех его органов;
  • строение органов и тела человека;
  • происхождение людей;
  • индивидуальное развитие каждого организма (онтогенез).

Объектом изучения данной науки является человек и все имеющиеся у него внешние и внутренние особенности строения.

Сама анатомия как наука сложилась очень давно, так как интерес к строению и функционированию внутренних органов был актуален для человека всегда. Однако современная анатомия включает в себя ряд смежных разделов которые тесно с ней связаны и рассматриваются, как правило, комплексно. Это такие разделы анатомии, как:

  1. Систематическая анатомия.
  2. Топографическая или хирургическая.
  3. Динамическая.
  4. Пластическая.
  5. Возрастная.
  6. Сравнительная.
  7. Патологическая.
  8. Клиническая.

Таким образом, анатомия человека - это наука, изучающая все, что хоть как-то касается строения тела человека и его физиологических процессов. Кроме того, данная наука тесно связана и взаимодействует с такими отпочковавшимися от нее и ставшими самостоятельными науками, как:

  • Антропология - учение о человеке как таковом, его положении в системе органического мира и взаимодействии с социумом и окружающей средой. Социальные и биологические характеристики человеческого существа, сознание, психика, характер, поведение.
  • Физиология - наука обо всех процессах, происходящих внутри человеческого организма (механизмы сна и бодрствования, торможения и возбуждения, нервные импульсы и их проведение, гуморальная и нервная регуляция и так далее).
  • Сравнительная анатомия - занимается изучением эмбрионального развития и строения разных органов, а также их систем, при этом сравнивая эмбрионы животных разных классов, таксонов.
  • Эволюционное учение - учение о происхождении и становлении человека со времен появления на планете и до наших дней (филогенез), а также доказательство единства всей биомассы нашей планеты.
  • Генетика - изучение генетического кода человека, механизмы хранения и передачи наследственной информации из поколения в поколение.

В результате мы видим, что анатомия человека - это совершенно гармоничное комплексное сочетание множества наук. Благодаря их работе людям известно очень многое о человеческом организме и всех его механизмах.

История развития анатомии

Свои корни анатомия обнаруживает еще в глубокой древности. Ведь с самого появления человека ему было интересно знать, что находится у него внутри, почему, если пораниться, идет кровь, что она собой представляет, почему человек дышит, спит, ест. Все эти вопросы издревле не давали покоя многим представителям человеческой расы.

Однако ответы на них пришли не сразу. Понадобилось не одно столетие, чтобы накопить достаточное количество теоретических и практических знаний и дать полный и развернутый ответ на большинство вопросов о работе человеческого организма.

История развития анатомии условно подразделяется на три основных периода:

  • анатомия древнего мира;
  • анатомия Средних веков;
  • новое время.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Древний мир

Народы, которые стали основоположниками науки анатомии, первые люди, интересующиеся и описывающие строение внутренних органов человека - это древние греки, римляне, египтяне и персы. Представители именно этих цивилизаций дали начало анатомии как науке, сравнительной анатомии и эмбриологии, а также эволюции и психологии. Подробно рассмотрим их вклад в виде таблицы.

Временные рамки Ученый Открытие (вклад)

Древний Египет и Древний Китай

XXX - III вв. до н. э.

Врач Имхотеп Первым описал головной мозг, сердце, движение крови по сосудам. Свои открытия делал на основе вскрытия при мумификации трупов фараонов.
Китайская книга "Нейцзин" Описаны такие органы человека, как печень, легкие, почки, сердце, желудок, кожа, мозг.
Индийское писание "Аюрведа" Довольно подробное описание мышц человеческого тела, описания головного мозга, спинного мозга и канала, определены типы темпераментов, охарактеризованы типы фигур (телосложений).
Древний Рим 300-130 гг. до н. э. Герофил Первый, кто вскрывал трупы с целью изучения строения тела. Создал описательно-морфологический труд "Анатомика". Считается родителем науки анатомии.
Эразистрат Считал, что все состоит из мелких частиц, а не из жидкостей. Изучал нервную систему, вскрывая трупы преступников.
Врач Руфий Описал многие органы и дал им название, изучил зрительные нервы, провел прямую зависимость головного мозга и нервов.
Марин Создал описания небного, слухового, голосового и лицевого нервов, некоторых частей ЖКТ. Всего написал около 20 сочинений, подлинники которых не сохранились.
Гален Создал более 400 трудов, 83 из которых были посвящены описательной и сравнительной анатомии. Изучал раны и внутреннее строение тела на трупах гладиаторов и животных. На его трудах около 13 веков обучались врачи. Главная ошибка была в теологических взглядах на медицину.
Цельс Ввел медицинскую терминологию, изобрел лигатуру для перевязки сосудов, изучал и описывал основы патологии, диеты, гигиены, хирургии.
Персия (908-1037 гг.) Авиценна Организм человека управляется четырьмя основными органами: сердцем, яичком, печенью и мозгом. Создал большой труд "Канон врачебной науки".
Древняя Греция VIII-III в. до н. э. Эврипид На животных и трупах преступников сумел изучить воротную вену печени и описать ее.
Анаксагор Описал боковые желудочки мозга
Аристофан Открыл наличие двух мозговых оболочек
Эмпедокл Описал ушной лабиринт
Алкмеон Описал ушную трубу и зрительный нерв
Диоген Описал многие органы и части кровеносной системы
Гиппократ Создал учение о крови, слизи, желтой и черной желчи как четырех основополагающих жидкостях организма человека. Великий врач, его трудами пользуются до сих пор. Признавал наблюдение и опыт, отрицал теологию.
Аристотель 400 работ из различных отраслей биологии, в том числе и по анатомии. Создал много трудов, считал основой всего живого душу, говорил о сходстве всех животных. Сделал вывод об иерархии в происхождении животных и человека.

Средние века

Данный период характеризуется разрухой и упадком в развитии каких бы то ни было наук, а также господством церкви, которая запрещала вскрытия, исследования и изучение анатомии на животных, считала это грехом. Поэтому значительных перемен и открытий в это время не совершалось.

А вот эпоха Возрождения, напротив, дала многие толчки к современному состоянию медицины и анатомии. Основной вклад внесли трое ученых:

  1. Леонардо да Винчи. Его можно считать основоположником Свои художественные таланты применил на благо анатомии, создал свыше 700 рисунков, точно изображающих мышцы, скелет. Анатомия органов и их топография показаны им четко и правильно. Для работы занимался
  2. Яков Сильвий. Учитель многих анатомов своей современности. Открыл борозды в строении головного мозга.
  3. Андеас Везалий. Очень талантливый доктор, много лет посвятивший тщательному изучению анатомии. Свои наблюдения проводил на основе вскрытия трупов, многое о костях узнал по собранным на кладбище материалам. Труд всей его жизни - семитомная книга "О строении человеческого тела". Его труды вызвали противостояние в массах, так как в его понимании анатомия - это такая наука, которая должна изучаться на практике. Это противоречило трудам Галена, которые находились на тот момент в большом почете.
  4. Главным его трудом стал трактат "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных". Он первым доказал, что кровь движется по замкнутому кругу сосудов, из крупных в мелкие через мельчайшие трубочки. Также ему принадлежит первое высказывание о том, что каждое животное развивается из яйца и в процессе своего развития повторяет все историческое развитие живого в целом (современный биогенетический закон).
  5. Фаллопий, Евстахий, Виллис, Глиссон, Азелли, Пекэ, Бертолини - имена тех ученых данной эпохи, которые своими трудами дали полное представление о том, что представляет собой анатомия человека. Это неоценимый вклад, давший начало современному старту в развитии данной науки.

Новое время

Данный период относится к XIX - XX векам и характеризуется рядом очень важных открытий. Все они смогли быть совершены благодаря изобретению микроскопа. Марчелло Мальпиги дополнил и обосновал практически то, что в свое время предсказал Гарвей - наличие капилляров. Ученый Шумлянский подтвердил это своими работами, а также доказал цикличность и замкнутость кровеносной системы.

Также ряд открытий позволил более подробно раскрыть понятие "анатомия". Это были следующие работы:

  • Гальвани Луиджи. Этот человек внес огромный вклад в развитие физики, так как открыл электричество. Однако он же сумел рассмотреть наличие электрических импульсов в животных тканях. Так он стал родоначальником электрофизиологии.
  • Каспар Вольф. Опроверг теорию преформизма, утверждавшую, что все органы существуют в уменьшенном виде в половой клетке, а потом просто вырастают. Стал основоположником эмбриогенеза.
  • Луи Пастер. В результате многолетних опытов доказал существование бактерий. Разработал методы вакцинации.
  • Жан Батист Ламарк. Внес огромный вклад в эволюционные учения. Он первым высказал мысль о том, что человек, как и все живое, развивается под влиянием окружающей среды.
  • Карл Бэр. Открыл половую клетку женского организма, описал и дал начало развитию знаний об онтогенезе.
  • Чарльз Дарвин. Внес огромный вклад в развитие эволюционных учений и объяснил происхождение человека. Им же доказано единство всего живого на планете.
  • Пирогов, Мечников, Сеченов, Павлов, Боткин, Ухтомский, Бурденко - имена русских ученых XIX-XX века, которые дали полное понятие о том, что анатомия - это целая наука, комплексная, многогранная и всеобъемлющая. Их трудам обязана медицина во многих вопросах. Именно они стали первооткрывателями механизмов иммунитета, высшей нервной деятельности, спинного мозга и нервной регуляции, а также многих вопросов генетики. Северцовым было основано направление в анатомии - эволюционная морфология, которое базировалось на основе (авторы - Геккель, Дарвин, Ковалевский, Бэр, Мюллер).

Своим развитием всем этим людям и обязана анатомия. Биология - это целый комплекс наук, но анатомия является древнейшей и ценнейшей из них, так как затрагивает самое важное - здоровье человека.

Что такое клиническая анатомия

Клиническая анатомия - это промежуточный раздел между топографической и хирургической анатомией. Она рассматривает вопросы строения общего плана какого-либо конкретного органа. Например, если речь идет о гортани, то врачу перед операцией необходимо знать общее положение данного органа в теле, с чем он связан и как взаимодействует с другими органами.

Сегодня клиническая анатомия очень широко распространена. Часто можно встретить выражения клиническая анатомия носа, глотки, горла или любого другого органа. Вот клиническая анатомия как раз и расскажет, из каких составляющих слагается данный орган, где он расположен, с чем граничит, какую роль играет и так далее.

Каждый врач-специалист узкого профиля знает полностью клиническую анатомию того органа, над которым работает. Это и есть залог успешного лечения.

Возрастная анатомия

Возрастная анатомия - это раздел данной науки, который занимается изучением онтогенеза человека. То есть рассматривает все процессы, сопровождающие его от момента зачатия и стадии эмбриона до момента окончания жизненного цикла - смерти. При этом главным фундаментом для возрастной анатомии является геронтология и эмбриология.

Основоположником этого раздела анатомии можно считать Карла Бара. Именно он первый высказал предположение об индивидуальном развитии каждого живого существа. Позже этот процесс был назван онтогенезом.

Возрастная анатомия дает представление о механизмах старения, что немаловажно для медицины.

Сравнительная анатомия

Сравнительная анатомия - это наука, главной задачей которой является доказательство единства всего живого на планете. А конкретно данная наука занимается сравнением эмбрионов разных видов животных (не только видов, но и классов, таксонов) и выявлением общих закономерностей в развитии.

Сравнительная анатомия и физиология - это тесно взаимосвязанные структуры, изучающие один общий вопрос: как выглядят и функционируют эмбрионы разных существ в сравнении друг с другом?

Патологическая анатомия

Патологическая анатомия - это научная дисциплина, занимающаяся изучением патологических процессов в клетках и тканях человеческого существа. Это дает возможность изучать различные заболевания, просматривать влияние их течения на организм и, соответственно, находить методы лечения.

Задачи патологической анатомии следующие:

  • изучить причины различных заболеваний у человека;
  • рассмотреть механизмы их возникновения и протекания на клеточном уровне;
  • выявить все возможные осложнения при патологиях и варианты исхода болезней;
  • изучить механизмы смерти от заболеваний;
  • рассмотреть причины неэффективности лечения патологий.

Основоположником данной дисциплины является Именно им была создана целлюлярная теория, говорящая о развитии заболеваний на уровне клеток и тканей организма человека.

Топографическая анатомия

Топографическая анатомия - это научная дисциплина, иначе именуемая хирургической. Основу ее составляет разделение тела человека на анатомические области, каждая из которых находится в определенной части тела: голове, туловище или конечностях.

Основными задачами данной науки являются:

  • детальное строение каждой области;
  • синтопия органов (расположение их относительно друг друга);
  • связь органов с кожей (голотопия);
  • кровоснабжение каждой анатомической области;
  • лимфоотток;
  • нервная регуляция;
  • скелетотопия (отношению к скелету).

Все эти задачи формируются в условиях принципов: изучение с учетом болезней, патологий, возраста и индивидуальных особенностей организмов.

Введение

Анатомия - наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Слово "анатомия" происходит от греческого "анатемно" - рассекать, расчленять.

Это название определяется тем обстоятельством, что первоначальным и основным методом, с помощью которого анатомия добывала фактический материал, относящийся к внутреннему устройству человека, был метод анатомирования, т.е. разделения, расчленения на части человеческого тела.

История исследования человеческого организма, т.е. история постепенного накопления знаний о строении человеческого тела, а также о деятельности и назначении отдельных частей тела, возникла в давние времена, когда первобытные люди начали замечать то, что им являла сама природа и их повседневная жизнь. Но о том, когда именно это началось, мы не знаем, так же как мы не знаем, когда были открыты полезные свойства огня, когда появился топор и нож, когда человек впервые соединил два круглых куска дерева так, что они превратились в колеса, могущие двигаться, и стали важнейшей частью повозки.

Каким образом у древних народов сложилось цельное представление о строении человеческого тела и его функциях, сказать трудно, так как у народов, разделенных морями, горами и реками, были весьма различные взгляды и знания, а имеющиеся в нашем распоряжении свидетельства этого, разумеется, весьма немногочисленны. Общей же для большинства народов и эпох была боязнь расчленять человеческое тело, производить "вскрытие". Это почти везде и всегда запрещалось законами. Во многих странах господствовала вера в то, что человек должен предстать перед богом таким, каким он был при жизни, дабы оправдаться или ожидать новой жизни и возврата на землю, -- ничего не должно было отсутствовать. Это убеждение, а отсюда и запрет расчленения тела мы находим уже у древних китайцев (если начать с них), которые очень долго играли огромную роль в духовном развитии человечества. Только очень поздно, в конце IV века, в Китае губернатор одной из провинций решил передать врачам трупы сорока обезглавленных человек, разрешив их вскрыть в интересах науки.

История развития анатомии

Анатомия человека (от др.- греч. -- рассечение, сверху и разрезание) -- раздел биологии, изучающий морфологию человеческого организма, его систем и органов. Предметом изучения анатомии человека являются форма и строение, происхождение и развитие человеческого организма. Анатомия человека -- одна из фундаментальных дисциплин в системе медицинского и биологического образования, тесно связанная с дисциплинами, как антропология и физиология человека, а также сравнительной анатомией, эволюционным учением и генетикой.

Анатомия "нормального" (здорового) тела человека рассматривается по системам органов -- нормальная (систематическая) анатомия человека.

История анатомии своими корнями уходит в глубокую древность. Люди первобытного общества уже имели некоторое представление о назначении частей человеческого тела и его строении. По-видимому, зарождение познавательной деятельности человека связано с расчленением убитых животных и сопоставлением полученных сведений о форме и строении органов у животных и раненого человека. Подтверждением этому служат найденные пещерные и наскальные рисунки в Испании и Китае (1400--2600 лет до н.э.). На фоне контуров изображаемых животных правильно показаны местоположение и форма некоторых внутренних органов (сердца, органов дыхания, желудка, почек и т.д.).

За 3000 лет до нашей эры в Древнем Китае книга, написанная Гванг Ти, содержала анатомические сведения и иллюстрации. В старинных индусских книгах - Ведах были описаны многие мышцы, нервы, органы и сосуды тела человека. В Древнем Египте жрецы достигли большого искусства в бальзамировании трупов, что требовало известных знаний по анатомии грудной и брюшной полостей и черепа. В античной Греции запрещалось вскрывать трупы людей, поэтому Аристотель вскрывал трупы животных, при этом он получил ряд точных сведений по сравнительной анатомии животных. Ему принадлежит термин "аорта", он указал на различие между нервами и сухожилиями. В 3 в. до нашей эры врачи александрийской школы, виднейшими представителями которой были Эразистрат и Герофил, впервые в истории анатомии произвели учебные вскрытия трупов казненных преступников. Ими была описана диафрагма, установлена ее роль в дыхании; они изучили скелет и внутренности, выделили двенадцатиперстную кишку как часть кишечника, куда вливается желчь и сок поджелудочной железы; получили представление о лимфатических сосудах брыжейки, нервах, клапанах сердца, оболочках мозга и т.д. Сочинения александрийских врачей не дошли до нашего времени. Энциклопедию античной медицины и анатомии представляют сочинения древнеримского врача К. Галена. Вскрывая трупы собак и обезьян и предполагая, что строение тела обезьян близко к строению тела человека, он нередко ошибочно переносил данные, полученные при вскрытии животных, на человека.

Описания Галеном органов и взгляды на их функции, изложенные в его главном труде "De usu partium" ("О назначении частей тела человека"), в течение 14 веков считались непогрешимыми. Католическая церковь признала и утвердила своим авторитетом все, что было написано в книгах Галена.

В 4--2-м тысячелетии до н.э. центр науки и культуры формируется в Древнем Египте, Древнем Вавилоне и Древней Палестине. В это время выделилась своеобразная каста врачей -- жрецы, которые для лечения болезней начали широко применять воду, масла, настои трав и т.д. Слово "врач" в буквальном переводе означало "знающий воду" или "знающий масла". Врачевание предполагало изучение основ строения тела человека. В Древнем Египте получило распространение бальзамирование трупов: производились небольшие разрезы тела, извлекались внутренние органы и мозг, тело умершего пропитывали солевыми растворами и смолистыми составами.

Анатомические сведения этого периода во многом были крайне фантастичны и неверны. В частности, органом мышления считалось сердце, через которое якобы проходят кровь, слизь, воздух, вода и моча.

Сведения об осознанном изучении строения тела человека относятся к V--IV вв. до н.э. -- II в. н.э. и связаны с историей Древней Греции и Древнего Рима.

Анатомия Древней Греции и Древнего Рима. Основоположником древнегреческой анатомии и физиологии считается Алкмеон Кротонский, который в конце VI --начале V в. до н.э. написал трактат о строении тела животного. Он впервые указал на то, что головной мозг является основным органом мироощущения и мышления, описал отдельные нервы и их значение для функции органов чувств.

История анатомии является частью медицины и ее можно разделить на два периода:

1. Период древней (донаучной) анатомии.

2. Период научной анатомии.

Каждый из этих периодов делится на отдельные этапы.

I. Древний период (XX в. до н.э. – XV в. н.э.).

1. Этап древней анатомии (анатомия в Древнем Китае, Индии, Египте – XX в. до н.э. – III-V в. н.э.).

2. Этап примитивной описательной анатомии (Древняя Греция и Древний Рим – V-III в. до н.э.).

3. Этап схоластической анатомии (Италия, Франция, Восток – II-XV в. н.э.).

II. Период научной анатомии (начинается со времен Андрея Везалия – XVI в. н.э. и продолжается до настоящего времени).

1. Этап макроскопической (описательной) анатомии – эпоха Возрождения (XVI-XVII вв.).

2. Этап микроскопической (эволюционно-функциональной) анатомии (XVII-XX вв.)

3. Этап ультрамикроскопической (молекулярной) анатомии (60-е гг. ХХ века – до настоящего времени).

Древняя анатомия. История развития анатомии уходит в доисторическое время. Именно тогда зарождались элементарные представления о строении организма. Подтверждением этому служат найденные пещерные и наскальные рисунки в Испании и Китае (1400-2600 лет до н.э.).

В четвертом – втором тысячелетии до н.э. при бальзамировании трупов человека и животных начинается накопление первоначальных сведений об органах, сосудах, устройствах сердца, костей, мозга.

Начиная с VIII века до н.э., в Древней Индии был отменен строгий запрет на вскрытие трупов людей. В священных книгах индусов стали появляться первые сведения по анатомии человека. В частности, считалось, что человек состоит из оболочек, 300 костей, 107 суставов, 400 сосудов, 900 связок, 90 жил, 9 органов и 3 жидкостей. Описаны методы мацерации и примитивные представления о некоторых функциях организма. Упоминания о сердце, печени, легких и других органах тела человека содержатся в древней китайской книге «Нейцзин» (XI-VII вв. до н.э.), индийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», IX-III вв. до н.э.) имеются сведения о мышцах, нервах.

Сведения о целенаправленном (осознанном) изучении строения тела человека относятся к V-IV векам до н.э., связаны с историей Древней Греции.

Анатомия Древней Греции и Древнего Рима. Первым греческим анатомом считают врача и философа Алкмеона Кротонского , найденные записи которого свидетельствуют о прекрасной технике препарирования. В конце VI – начала V века до н.э. им был написан трактат о строении тела животного, в котором впервые описал отдельные нервы и уяснил их значение для функции органов чувств.

Выдающимися представителями медицины античного мира были Гиппократ, Аристотель, Герофил, Эразистрат и др.

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) – один из величайших древнегреческих врачей и анатомов, которого по праву называют отцом медицины, сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, описал некоторые кости крыши черепа, позвонки, ребра, внутренние органы, глаз, суставы, мышцы, крупные сосуды.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – создатель огромного труда «История животных». Различал у животных, которых он вскрывал, сухожилия и нервы, кости и хрящи. Ему принадлежит термин «аорта».

Герофил (родился в 340 г до н.э.) – был первым врачом Древней Греции, который начал вскрывать трупы. Описал некоторые из черепных нервов, их выход из головного мозга, оболочки мозга, двенадцатиперстную кишку, лимфатические сосуды брыжейки тонкой кишки. Книга Герофила «Anatomica» послужила стимулом для рождения целой науки.

Эразистрат (350-300 гг до н.э.) – был выдающимся хирургом, вскрывал трупы, он пришел к мысли, что не «душа», а мозг руководит движениями человека. Он разделил нервы на двигательные и чувствительные.

Таким образом, работы древнегреческих ученых стали у истоков анатомических исследований. Эти исследования были очень разрозненны, часто содержали ошибочные представления и нуждались в уточнении.

Анатомия Древнего Рима. Своего кульминационного расширения Римская империя достигла во втором веке нашей эры. Выдающимся врачом Древнего Рима был Клавдий Гален (130-200 гг н.э.) , главная заслуга которого заключалась в том, что он обобщил и систематизировал все анатомические факты, добытые в античный период. Его основные труды носят название «Об анатомии». Они представлены в виде 16 книг. С именем Галена связаны: классификация костей, описание мышц позвоночного столба, выделение трех оболочек артерии, описание блуждающего и лицевого нервов и т. д. Он подробно изучил строение мозговых оболочек и вен мозга, поэтому одна из вен мозга названа его именем.

Анатомия в эпоху Средневековья. Одним из великих представителей ученых Востока в эпоху Средневековья был Абу Али Ибн-Сина, известный под именем Авиценна (980-1037) – великий таджикский ученый, философ и врач. Наиболее значительным его трудом является «Канон врачебной науки», написанный в XI веке. Этот труд состоит из 5 томов, объединяющих опыт и воззрения греческих, римских, индийских и арабских врачей. Очень много сделал Авиценна в области диагностики и лечения различных заболеваний.

Начиная с XIII века в университетах выделяются медицинские факультеты. В XIV-XV вв. в них для демонстрации студентам стали вскрывать 1-2 трупа в год. В 1326 г. профессор Болонского университета Мондинус вскрыл два женских трупа и написал учебник по анатомии, который на протяжении двух веков переиздавался 25 раз.

Анатомия эпохи Возрождения (Ренессанса). Знаменуется великими научными открытиями таких анатомов, как Леонардо да Винчи, Якоб Сильвий, Андрей Везалий и другие.

Леонардо да Винчи (1452-1519) – гениальный художник и ученый. Интересовался пластической анатомией и сделал много точных анатомических рисунков с пояснительными записками. Вскрыл 30 трупов людей и изучал анатомию мышц, костей и внутренних органов не по книгам, а путем научного наблюдения.

Якоб Сильвий (1478-1555) – прославленный врач и анатом Франции. Впервые описал латеральную борозду мозга, венозные клапаны, червеобразный отросток, борозды печени и т.д.

Андрей Везалий (1514-1564) – считается реформатором анатомии. Он вскрывал и препарировал трупы, делал зарисовки костей, мышц и внутренних органов. Результатом многих лет напряженной работы стал его знаменитый труд «О строении тела человека». Великий русский физиолог И.П. Павлов так отозвался о труде Везалия: «Это первая анатомия человека в новейшей истории человечества, не повторяющая только знания и мнения древних авторитетов, а опирающаяся на работу свободного исследовательского ума». Работы Везалия явились основой современной анатомии.

После Андрея Везалия многие ученые стали проводить исследования в области анатомии, накапливали научные факты, описывая ранее неизвестные органы и углубляя знания о строении человеческого организма.

Так, например, Габриеле Фаллопий (1523-1562) – впервые описал маточные трубы, канал лицевого нерва. Его открытия изложены в книге «Анатомические наблюдения».

Бартоломео Евстахий (1510-1574) – первый обнаружил и описал слуховую трубу, заслонку нижней полой вены. Его анатомические знания изложены в «Руководстве по анатомии», изданном в 1714 г. К. Варолий (1543-1575) описал – отдел ствола головного мозга – мост, А. Спигеллий (1578-1625) – хвостатую долю печени, В. Сильвий (1614-1672) – водопровод головного мозга, Н. Гаймор (1613-1726) – верхнечелюстную пазуху.

XVII век явился переломным в развитии медицины и анатомии.

В 1628 г. Вильям Гарвей опубликовал труд «Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных», в котором были описаны большой и малый круги кровообращения и законы движения крови. Труд Гарвея положил начало функциональному направлению в анатомии.

Анатомия в XVII-XIX вв. обогатилась новыми фактами. Начало микроскопической анатомии положил профессор университета в Болонье М. Мальпиги (1628-1694), открывший в 1661 г. с помощью микроскопа кровеносные капилляры. Другой итальянский анатом Дж. Морганьи (1682-1771) был основоположником патологической анатомии.

В XX веке анатомия достигла больших успехов. Это относится, в первую очередь, к функциональной анатомии, гистологии, цитологии (К. Гольджи, С. Рамон-и-Кахаль и др.).

История отечественной анатомии. Многие ученые Украины также сыграли важную роль в развитии отечественной анатомии. К ним относятся профессор Н.М. Максимович-Амбодик (1744-1812), составивший первый русский словарь анатомических терминов под названием «Анатомо–физиологический словарь на российском, латинском и французском языках» (1783).

В XVIII веке закладываются основы и микроскопической анатомии, что связано с именем А.М. Шумлянского (1784-1795 ). Написал диссертацию «О строении почек», в которой на 60 лет раньше Боймена описал микроскопическую анатомию почек.

С именем выдающегося врача-хирурга, анатома Н.И. Пирогова (1810-1881) связана целая эпоха в развитии анатомии. Большой заслугой Н. И. Пирогова как анатома было открытие оригинального метода исследования тела человека по распилам замороженных трупов. Это позволило точно и наглядно выявить взаимное расположение органов. Результаты многолетних трудов Н.И. Пирогов обобщил в книге «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях». Перу Н.И. Пирогова принадлежит «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела». В области анатомии Н.И. Пирогов сделал немало открытий. Его именем названы язычный треугольник на шее, апоневроз двуглавой мышцы плеча, лимфатический узел, расположенный на глубоком кольце бедренного канала, и другие анатомические образования. Он один из первых для решения клинических проблем стал проводить эксперименты на животных и на трупах.

К концу XIX века в анатомии в основном закончилось собирание фактов. Ученые перешли к их обобщению, формированию закономерностей строения органов человеческого тела, влияния на структуру тела внешней среды, условий жизни, физических упражнений, к выявлению индивидуальных, половых и возрастных различий, изучению изменений анатомических органов при патологических процессах. Открывается целая сеть университетов с медицинскими факультетами, в которых были подготовлены многие врачи и ученые. Огромный вклад в развитие отечественной анатомии внесли Львовская, Харьковская, Киевская, Одесская (Новороссийская), Крымская анатомические школы. Научные достижения этих школ прославили отечественную анатомию.

ЛЬВОВСКАЯ АНАТОМИМИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Она берет свое начало от 1784 г., когда в университете был открыт медицинский факультет. Известными представителями этой школы были профессор Г. Кидий (1851-1912) – заведующий кафедрой с 1894 года, организовал фундаментальный анатомический музей, использовал формалин для фиксации трупов. Его работы посвящены кровоснабжению спинного мозга и кисти.И.А. Марковский (1874-1947) – руководил кафедрой 30 лет. Его работы касаются развития пазух твердой оболочки и мозговых вен.Тадий Марценик (1895-1966) – исследовал аномалии костей и мышц верхней конечности.А.П. Любомудров (1895-1972) – ученик академика В. М. Тонкова, изучал сосуды в норме и эксперименте (коллатеральное кровообращение). Профессора Е.Ф. Гончаренко (1921 – 1979) ,
Л. М. Личковский, А. М. Нетлюх – заведовали кафедрой. Львовская анатомическая школа сделала большой вклад в исследование функциональной анатомии сердечно-сосудистой системы.

Дальнейшее развитие анатомии в Украине способствовало открытие медицинских факультетов при Харьковском (1805), Киевском (1841) и Новороссийском (Одесском, 1900) университетах.

ХАРЬКОВСКАЯ АНАТОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Эта школа сыграла важную роль в становлении и развитии отечественной анатомии, а ее анатомы (Д.Ф. Лямбль, М.А. Попов, Г.М. Иосифов, В.П. Воробьев, Р.Д. Синельников и др.) прославили отечественную и мировую науку.

Выдающимся представителем Харьковской школы анатомов был В.П. Воробьев (1876-1937). Он предложил оригинальный метод макро-, микроскопического исследования анатомических объектов. Внес большой вклад в изучение периферической и особенно вегетативной нервной системы. Выдвинул гипотезу о сообщении лимфатической и венозной систем. Предложил оригинальные способы бальзамирования органов и трупов. Воробьев первым создал пятитомный «Атлас анатомии человека». В 1924 году возглавлял бригаду по бальзамированию тела В.И.Ленина. Продолжателями научных традиций Харьковской школы были Р.Д. Синельников (1896-1981) , ученик академика В.П. Воробьева, автор «Атласа анатомии человека» в трех томах, выдержавших несколько переизданий. В.В. Бобин – с 1971 по 1992 г. возглавлял кафедру анатомии человека. Разрабатывает проблему симметрии и асимметрии в строении нервной системы.

КИЕВСКУЮ ШКОЛУ АНАТОМОВ возглавили профессора М.И. Козлов (1814-1880), О.П. Вальтер (1817-1889), В.О. Бец (1834-1894), М.А. Тихомиров (1848-1902), Ф.А. Стефанис (1865-1917), А.В. Старков (1874-1927), М.С. Спиров (1892-1973), И.Е. Кефели (1920-1980).

Гордостью Киевской школы анатомов является профессор В.А. Бец (1834-1894), которыйоткрыл в пятом слое коры головного мозга гигантские пирамидные клетки (клетки Беца) и обнаружил разницу в клеточном составе различных участков слоев мозговой коры. Положил начало учению о цитоархитектонике мозговой коры. М.А. Тихомиров (1848-1902) – свои достижения ученый изложил в монографию «Варианты артерий и вен тела человека». Ф.А. Стефанис (1862-1917) – является основоположником отечественной лимфологии. М.С. Спиров (1892-1973) – основные работы посвящены изучению интерренальной системы, эмбриогенезу мозговых оболочек человека, путям циркуляции цереброспинальной жидкости и строению лимфатической системы.

ОДЕССКАЯ (НОВОРОССИЙСКАЯ) ШКОЛА АНАТОМОВ. Была организована в 1900 г. первым заведующим кафедрой был профессор М.О. Батуев (1855-1917) , подготовил и издал учебник «Лекции по анатомии человека». Н.К. Лысенков (1865-1941) занимался всеми анатомическими дисциплинами, изучающими нормальное строение человека: нормальной, топографической и пластической анатомией. В 1932 г. написал руководство по «Нормальной анатомии человека» (совместно с В.И. Бушковичем, 1878-1945).

Под руководством М.С. Кондратьева (1888-1951), Ф.А. Волынского (1890-1970) ,изучалась нервная и сердечно-сосудистая системы. Они внесли большой вклад в развитие отечественной анатомии и явились создателями оригинальных научных направлений.

КРЫМСКАЯ ШКОЛА АНАТОМОВ. Ее возглавили известные ученые – Р.И. Гельвиг, В.В. Бобин, В.И. Зяблов. Они продолжили разработку традиционных научных проблем анатомии человека, создавая новые научные направления, продолжая формировать Крымскую анатомическую школу. Р.И. Гельвиг (1873-1920) – профессор медицины, анатомии. В 1918 году организовал и возглавил кафедру анатомии Таврического университета. Ни один современный исследователь не обойдется без гениального курса по истории анатомии человека, атласа «Анатомии мышечной системы человека» и учебного пособия «Головные нервы, строение головы и черепа человека, анатомия сосудов головы человека» и других ярких работ. В.В. Бобин (1931-1993 ) – первый заведующий кафедрой анатомии человека Крымского медицинского института. С его участием был создан музей, рентгеновский кабинет, научные лаборатории. Профессором В.В. Бобиным было опубликовано свыше 100 научных работ, которые посвящены иннервации мочевого пузыря, оболочкам головного и спинного мозга, исследованиям актуальных проблем антропологии. В.И. Зяблов (1967-1993 ) – известный отечественный морфолог, заслуженный работник высшей школы УССР, возглавлял кафедру с 1967 по 1993 г. Профессор В.И. Зяблов умело сочетал административную (ректор института), общественную работу с научно-исследовательской. Основное направление исследований посвящено проблеме морфогенеза и регенерации центрального и периферического отделов нервной системы. Г.Н. Петров (1926-1997) – доцент кафедры нормальной анатомии, 50-е годы первым в мире проследил в пробирке все стадии дробления яйцеклетки человека, осуществил экстракорпоральное оплодотворение, что явилось важным вкладом в развитие экстракорпорального оплодотворения. В.В. Ткач (1931-2008) – профессор, возглавлял исследование влияния спинномозговой жидкости на морфогенез органов и тканей, разработал способ изготовления хирургических и офтальмологических нитей из твердой мозговой оболочки спинного мозга крупного рогатого скота и др. С 2001 года кафедру нормальной анатомии человека Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского возглавляет доктор медицинских наук, профессор Василий Степанович Пикалюк , ученик известного анатома, профессора В.Г. Ковешникова. Коллектив кафедры решает научные задачи по таким приоритетным направлениям: «Возрастные морфологические особенности органов и систем организма под влиянием экзогенных факторов различной этиологии» и «Морфогенез органов и систем под влиянием ксеногенной спинномозговой жидкости».


Похожая информация.




Читайте также: