Диплом без гарантии. Как найти работу после института молодому специалисту без опыта Где работать выпускникам вузов

Большинство из нас учится для того, чтобы найти затем хорошую работу. В свою очередь, каждому уважающему себя вузу интересно положение выпускников на рынке труда и их оценка полученного образования. Этим вопросам посвящено одно из последних исследований Центра внутреннего мониторинга ВШЭ. Весной 2011 года было опрошено 1748 выпускников, которые окончили университет в разные годы (2004-2010).

«Не для школы, а для жизни мы учимся» - таков девиз Высшей школы экономики. «Вышка пытается в первую очередь обеспечить учащихся аналитическим инструментом, - объясняет принципы обучения в Высшей школе экономики ректор . - Невозможно преподать весь массив знания ни в одной отрасли знаний, можно научить его добывать. Совершенно неизвестно, чем будут зарабатывать наши студенты через пять лет, технологии и в материальном производстве, и в информатике, и в социальной жизни, и в финансовой жизни меняются так быстро, что если мы сегодня всех будем учить хорошо отработанным инструментам зарабатывания денег, не факт, что они не проиграют завтра. Мне кажется, что выпускник исследовательского университета должен иметь возможность осваивать любую технологию самостоятельно, и это его выделяет, отличает от стандартного вуза».

Именно поэтому в Вышке делают акцент на преподавании теории и развитии личностных навыков, способствующих адаптации к постоянно меняющимся окружающим условиям. Опрос выпускников свидетельствует, что для большинства полученные в вузе знания и навыки в рамках специальности соответствуют их занятости на рынке труда. Так, респондентов просили оценить, насколько их текущая работа соответствует специальности, которую они получили. Оценки выставлялись по 7-балльной шкале, где 1 - «совершенно не соответствует», а 7 - «полностью соответствует». Большинство выпускников оценивают соответствие текущей работы полученной специальности на 5-7 баллов (55%). Стоит отметить, что среди тех, кто окончил две ступени образования в НИУ ВШЭ (бакалавриат и магистратуру), почти нет тех, кто говорит о расхождении между их текущей занятостью и полученным образованием.

Говоря о приобретенных компетенциях, в основной своей массе опрошенные отметили, что они научились справляться с большим объемом работы, самостоятельно осваивать новые области знания, четко и ясно излагать свои мысли на письме, развили творческие способности и общую эрудицию, научились работать в группе над совместными проектами, развили навык устных выступлений, презентаций, улучшили знания иностранных языков, расширили возможности в использовании базовых компьютерных программ, приобрели практические навыки для работы.

Отвечая на вопрос о том, чему в большей степени способствовало обучение в университете, 55% выпускников отметили появление у них уверенности в возможности самореализации, 48% указали, что благодаря учебе получили профессию, востребованную на рынке труда, у 46% сформировался круг единомышленников и близких по духу людей, у 27% - круг профессионального общения, 20% приобрели необходимые связи для трудоустройства.

Как выпускники находят работу?

Как правило, вышкинцы находили первую работу самостоятельно или по рекомендации студентов и преподавателей: 30% - через специализированные сайты, 19% отправили резюме напрямую, на 14% вышли сами сотрудники компаний, 12% были рекомендованы преподавателями или сотрудниками ВШЭ, 11% устроились через студентов или выпускников ВШЭ. Тех же, кто нашел работу через родственников или друзей, было 23%.

Стоит отметить, что при последующей смене работы процент тех, на кого представители той или ной компании вышли сами, значительно больше - 30%, что свидетельствует о росте востребованности выпускников Вышки на рынке труда по мере накопления опыта. И чем больше проходило времени после окончания университета, тем меньшая доля трудоустраивалась по рекомендации преподавателей или сотрудников ВШЭ (4%).

Как быстро выпускники Вышки находят работу?

Всего 6% опрошенных выпускников не работали на момент опроса. Учитывая тот факт, что в мониторинге участвовали и выпускники специалитета, и бакалавриата, и магистратуры, следует отметить, что многие из опрошенных не работают именно потому, что продолжают обучение на следующих ступенях. Впрочем, были и те, кто просто не нуждается в постоянном заработке. В цифрах их количество скорее всего близко к статистической погрешности.

Подавляющее большинство респондентов (94%) трудоустроены. При этом 48% опрошенных начали работать до получения диплома, остальные устроились в первые месяцы после окончания обучения.

Первая работа после университета

По найму в различных компаниях и организациях работают 93% выпускников, 3% занимаются собственным бизнесом, еще 3% становятся фрилансерами, то есть выполняют проекты для различных заказчиков в качестве «свободных художников».

В последние годы доля наемных работников среди выпускников постепенно снижается. Если в 2004-2007 годах их количество было 96-98%, то в 2008-м доля снизилась до 94%, а в 2009-2010 годах - до 91%. Переломным стал 2008 год. До этого времени доля предпринимаетелей и фрилансеров равнялась 1-2% для каждой категории. А среди выпускников 2008-2010 годов тех, кто занялся собственным бизнесом насчитывалось уже 3-5%. Количество фрилансеров за эти годы достигло 4-6%.

Сколько платят выпускнику Высшей школы экономики?

Наиболее интересны здесь стартовые зарплаты выпускников 2010 года. Итак, выпускники прошлого года свою карьеру начали с зарплаты от 25 000 рублей после бакалавриата до 35 000 рублей после магистратуры. Наибольший среднемесячный размер стартовой заработной платы для выпускников всех ступеней 2010 года (после вычета налогов) наблюдался на факультете бизнес-информатики (38 000 рублей), наименьший - на факультете социологии (28 000 рублей). Стоит отметить, что в анализ не были включены данные по факультетам, на которых размер своего стартового заработка указали менее 20 респондентов.

В дальнейшем зарплата бывших студентов увеличивается. Если взять в расчет, что почти половина респондентов работала уже перед окончанием учебы, то старт карьеры у выпускников 2010 года пришелся на весну - осень 2010 года. Следующий «замер» их зарплат приходится на весну 2011 года, когда проводился мониторинг и когда их спрашивали не только о стартовой зарплате, но и о текущей. Так вот, через год средний заработок выпускников 2010 года вырос и колеблется в пределах от 30 000 до 55 000 рублей. Лидер здесь прежний - факультет бизнес-информатики с заработной платой 55 000 рублей. Также наиболее высокооплачиваемыми оказались выпускники факультета мировой политики и мировой политики - 45 000 рублей. Примечательно, что далеко от лидеров по размеру заработной платы не ушли и наименее оплачиваемые бывшие студенты отделения деловой и политической журналистики - 33 000 рублей.

Где работают выпускники Вышки?

Можно сказать, что бывшие вышкинцы работают по всему миру. Конечно, подавляющее большинство (94%) занято в экономике России. Но есть и те, кто работает в европейских странах - Германии, Франции, Швейцарии и других, таких 2%. В Великобритании трудятся 1% опрошенных. Доля остальных стран, например США, Китая, составляет менее 0,5%.

Сферы деятельности выпускников вполне предсказуемы, учитывая основную направленность университета. Наиболее часто участники мониторинга отмечали следующие: банки, инвестиции, лизинг, финансы (11%), IT, Интернет, телеком (10%), PR, маркетинг (9%), торговля (9%), образование и наука (6%). Нужно отметить тот факт, что у гуманитарных факультетов - исторического, филологического - выпускников пока нет. И как только они появятся, можно ожидать, что список сфер деятельности выпускников ВШЭ расширится.

Распределение по сферам занятости выпускников отдельных факультетов весьма закономерно: в банковской сфере преобладают выпускники факультета экономики, МИЭФ и мировой экономики и мировой политики. Большинство занятых в сфере информационных технологий - выпускники бизнес-информатики, в маркетинге явно имеют перевес выпускники факультета социологии и прикладной политологии, а также отделения деловой и политической журналистики. Торговля представляется более диффузной сферой, тем не менее, можно отметить, что в ней заняты 16% выпускников факультета менеджмента.

Комментарий Татьяны Дубовой , директора по работе с партнерами Высшей школы экономики (Дирекция по работе с партнерами поддерживает связи университета с другими вузами, а также с выпускниками ВШЭ. - Прим. ред.)

Как вы оцениваете итоги опроса?

Прежде всего, я очень рада, что дан успешный старт новому, важному для Школы мониторинговому исследованию, получению обратной связи от выпускников. Все мы понимаем, что успешность выпускников - это объективный показатель успешности вуза. Если оценивать полученные результаты, то мне как психологу интереснее не интегральные показатели, а конкретные люди, которые за ними стоят. Исследование не только дало нам интересные данные, но и подняло новые вопросы. Например, почему часть наших выпускников не сразу находят себе работу? Согласитесь, если человек в течение нескольких месяцев по окончании вуза не может устроиться на работу, для него это может быть серьезной личной проблемой. Разумеется, причины могут быть очень разные. Чаще, чем можно было предположить мы, разговаривая с выпускниками, сталкиваемся и с такой формулировкой: «Работу не искал, хотел отдохнуть от учебы». Если человек может себе позволить помедитировать полгодика - такого рода пауза может быть очень продуктивна - остается только порадоваться за него.

Но наиболее типичная ситуация, с которой сталкиваются выпускники - это нежелание работодателей брать на работу специалистов без опыта работы. Отчасти этим объясняется довольно высокий среди наших студентов процент тех, кто совмещает учебу с работой. С одной стороны, они получают по окончании вуза сравнительное преимущество перед теми, кто только учился. Оборотная сторона: подобное совмещение идет не на пользу учебе, так как ведущим видом деятельности для студента становилась уже не учеба, а работа. Поскольку опрос был анонимным, мы не можем посмотреть корреляции с его успеваемостью. Или причина в том, что выпускник не сумел проявить свою компетентность в ситуации интервью? Согласитесь, выводы, которые следуют из одной этой цифры совершенно разные.

Или возьмем работу по специальности. Мне кажется, что не стоит абсолютизировать важность этого показателя. Человек может всю жизнь работать по специальности и люто ее ненавидеть. По-моему гораздо важнее, чтобы человек никогда не переставал искать себя и передвигаться в сторону идеального для себя занятия. Хорошо, если он сразу нашел себе место по душе, но на практике это происходит довольно редко, учитывая совершенство не существующей в стране системы профессиональной ориентации. Это подтверждается и Григорием Канторовичем по результатам нынешнего приема документов в магистратуру, - увеличение количества тех, кто меняет направление обучения через четыре года. Я считаю, что это хорошо, надо активно использовать веер имеющихся возможностей. Пока же типичной является ситуация, когда абитуриент (или скорее его родители) выбирают вуз, а не образовательную программу.

Согласно экспертным оценкам, в ближайшие десять лет 80% существующих технологий и оборудования устареет, к этому времени 4 из каждых 5 работников будут иметь образование, полученное более 10 лет назад. Что это означает? Только одно: не существует альтернативы непрерывному образованию. Извините за трюизм. То есть обучаемость становится обязательным (но не достаточным) условием жизненного успеха. Задача университета - помочь выпускникам быстро восполнить выявленный дефицит знаний или компетенций, предлагая гибкие программы профессионального «тюнинга». Поэтому слоган Вышки получает новое звучание: Со Школой по жизни!

Мониторинг показал, что выпускники в общем довольны своим образованием. А насколько их знаниями довольны работодатели?

Этот вопрос лучше задать директору Центра развития карьеры ВШЭ, который поддерживает связи с широким кругом работодателей. Но, насколько я знаю, систематических исследований мнения работодателей о наших выпускниках пока не проводилось. Я видела результаты небольшого исследования, проведенного ГФК «Русь» по выпускникам социологических факультетов, но оно носило сугубо пилотный характер. Такого рода исследования довольно сложны и трудоемки. В настоящее время мы совместно с факультетом менеджмента запускаем первое исследование работодателей. Одной из целей этого исследования является получение международной аккредитации магистерских программ факультета менеджмента. Осенью мы сможем сравнить мнение выпускников о полученном в Вышке образовании с мнением работодателей о наших магистрах менеджмента. Очень интересно, что получится! Далее мы сможем проводить подобные опросы регулярно. Уверена, что результаты будут полезны вузу, особенно учебному блоку для коррекции образовательных программ.

Качество начатых исследований напрямую зависит от собранной контактной базы выпускников и работодателей. Поверьте, это очень непростая задача. Достаточно представить, как сложно найти контакты тех, кто закончил Вышку много лет тому назад. Очень приятно, что отклик на анкету оказался выше, чем мы рассчитывали – почти 50%. В связи с этим я хотела бы обратиться ко всем выпускникам с просьбой помочь нам обновить контактную информацию, зарегистрировавшись на сайте . Оставайтесь на связи - вы нам интересны! И надеемся, что интерес взаимный.

Также на вопросы о трудоустройстве выпускников Вышки ответила руководитель ВШЭ .

Ольга Александровна, насколько легко выпускнику ВШЭ найти работу?

В целом, легко. Такая ситуация объясняется комбинацией ряда факторов. Во-первых, безусловно, престижностью вуза и высоким уровнем образования, которое студенты получают в ВШЭ. Работодатели активно востребуют таких выпускников во многих сферах. В частности, в числе активных партнеров Центра развития карьеры более 700 компаний и учреждений, среди них представители финансовой сферы, госслужбы, консалтинга, FMCG, компании нефтегазовой отрасли, исследовательские компании и прочие. Более того, работодатели стараются привлечь студентов НИУ ВШЭ с помощью различных рекрутинговых и HR-брендинговых мероприятий, также компании участвуют в учебном процессе, начиная с третьего курса. Конкурентная борьба ведущих российских и зарубежных компаний за потенциальных сотрудников разворачивается уже в этот период. Студентов приглашают пройти стажировку, производственную или преддипломную практику, поступить на работу по гибкому графику. Так, к примеру, в течение 2010-2011 учебного года в ВШЭ прошло около 100 рекрутинговых и карьерно-образовательных мероприятий с участием 150 компаний, к числу активных партнеров добавилось порядка 40 новых работодателей. В следующем году, по нашим прогнозам, активность компаний будет еще более интенсивной.

Во-вторых, это объясняется активной позицией самих студентов. Вышкинцы посещают карьерные мероприятия (Ярмарки вакансий, Дни карьеры, мастер-классы, презентации, тренинги компаний-работодателей), обращаются за карьерными и профориентационными консультациями, следят за новостями рынка труда актуальной для них сферы.

В-третьих, совмещением работы и учебы, прохождением студентами стажировок у потенциальных работодателей. По данным ежегодных мониторингов карьеры студентов выпускных курсов, которые проводил Центр развития карьеры ВШЭ с 2005 по 2010 годы, нередки случаи, когда к моменту получения диплома Вышки, выпускник уже занимал руководящую позицию или имел опыт работы (по специальности!) не менее 3 лет.

В-четвертых, наличием в Вышке специальных сервисов и подразделений для студентов и выпускников, содействующих в личностном и карьерном развитии, плотного взаимодействия факультетов с представителями компаний, активного сотрудничества университета в различных сферах с бизнесом.

Какие трудности встречаются при поиске работы?

Часто выпускнику сложно определиться, какую именно сферу выбрать, поскольку полученное образование открывает перед ним широкий спектр возможностей. Одни прибегают к консультациям специалистов, другие изучают рынок самостоятельно, третьи (если не сделали это в годы учебы) продвигаются путем пробы себя в различных сферах экономики.

Также, работодатели отмечают несколько завышенные карьерные амбиции и зарплатные ожидания выпускников (правда, экономический кризис скорректировал данную ситуацию, самооценка молодых специалистов на рынке труда стала более адекватной), неготовность к «работе руками», к быстрому, но все-таки постепенному росту и продвижению.

Все это преодолеваемо и относится к разряду минусов, легко обращаемых в плюсы. Так, многофункциональный специалист может легко перемещаться между сферами, осваивая новые области, работая на стыке областей, тем самым обладая большим инновационным потенциалом. Завышенные амбиции со временем корректируются и становятся «здоровыми», превращаясь в эффективный «двигатель» выпускников по карьерной лестнице, они стимулируют к непрерывному обучению и саморазвитию, что изначально и закладывается в студентах университета.

Елена Калиновская, Новостная служба портала ВШЭ

Вопрос «Как устраиваются выпускники?» имеет два аспекта: «Где устраиваются?» и «На какую зарплату?». Однако, окончив учебное заведение, молодые люди сталкиваются с реальностью рынка труда: работники без опыта не нужны. А как его набрать, не устроившись на работу? Зачастую приходится работать не по специальности или начинать работать на старших курсах в ущерб учебе.

Статистика показывает, что шансы устроиться на работу после вуза повышаются на четверть или даже на треть, если студент начинает работать, еще не завершив учебы. Это правило годится для случаев, когда профессия по диплому никак не связана с содержанием работы. И таких ситуаций большинство, как и велико число современных коммерческих организаций, которые не ориентируются на профессию выпускника и готовы заполучить его с любым дипломом. Это касается, главным образом, тех работ или должностей, для которых не требуются специальных знаний (финансовых, юридических, компьютерных и пр.), где нужны только общая образованность, кругозор, умение общаться и думать. Иными словами, это относится к так называемым массовым вакансиям. И лишь 10-15% вакансий требует специальных знаний. С другой стороны, почти 80% выпускников не собираются работать по полученной специальности.

Существует и другой класс организаций, где добавочная стоимость создается специалистами с профильными дипломами, и где они — основная производственная сила. Например, такие компании, как IBS, Яндекс, Google, Microsoft, 1С, создающие программы и компьютерные решения, принимают на работу специалистов-математиков, инженеров, технологов, программистов и пр. А организациям, подобным Ernst&Young, PriceWaterhouseCoopers, McKinsey требуются специалисты с финансовым образованием, но нередко им нужны маркетологи и даже физики или математики для работы в качестве аналитиков.

Так или иначе, но статистика свидетельствует о том, что летом найти работу у выпускника или студента вуза больше, чем осенью, и в этом есть резон, так как принято считать, что многие компании в России в летние месяцы замирают, снижают активность, а поэтому и задачи заполнения вакансий относят на осень. Но именно летом выпускник имеет реальные шансы получить работу. Почему?

Во-первых, в сезон отпусков офисы пустеют, а выполнять работу надо, поэтому открываются вакансии. Они могут быть вменными, но мы с вами знаем, что ничего не бывает более постоянным, чем временное. Нередко удачного временного работника оставляют в организации.

Во-вторых, новички-студенты принимаются на низкооплачиваемые должности, а это дает конкурентное преимущество перед специалистами с дипломами.

В-третьих, предложив себя в июне-июле, студент или выпускник опережает конкурентов, ведь большинство молодых специалистов предпочитает летом отдохнуть, а поиск работы начать осенью.

Традиционно популярной в стране остается троица профессий: экономист, юрист и программист, на них сохраняется устойчивый спрос, несмотря на насыщенность ими рынка труда. Есть спрос на биологов, биотехнологов, химиков, математиков, выпускники престижных вузов — МГУ, Физтеха, МИФИ, Факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. Выпускников приглашают в банки, а также в силовые ведомства — минобороны, МВД, ФАПСИ, ФСБ и т. п.

Зоотехников, ветеринаров, агрономов очень ждут в регионах России. Там развиваются мясные производства, тепличные хозяйства, зверофермы и рыбхозы. Несмотря на невысокие, по московским меркам, зарплаты, выпускники неплохо зарабатывают по местным понятиям. Кроме того, они могут получить подъемные, а также жилье.

Наименьший спрос на историков, географов, культурологов. Они востребованы в художественных галереях, музеях, в специализированных изданиях. Известно, что зарплаты в них очень низки, и работают здесь, что называется, из-за любви к искусству: истинные любители культуры.

Конечно же, лучшим работодателем считается Газпром. Туда чаще всего попадают выпускники МГЮА, МГТУ, РЭУ («Плешка»).

Далее следуют «компьютерные» и ИТ-компании: Apple, Google, Microsoft, Яндекс. Там экономисты даже из престижных вузов, таких как РЭШ, Финансовая академия, ВШЭ, не востребованы как программисты, математики или инженеры из МИФИ, МФТИ, МГУ, МГТУ.

Консалтинговые и сервисные компании Ernst&Young, PriceWaterhouseCoopers, McKinsey, KPMG нередко привлекают выпускников из финансовых вузов, а также из факультетов, где преподают иностранные языки.

Подробнее о том, выпускники каких вузов имеют спрос на рынке труда, и какие зарплаты им выплачивают, можно узнать из таблицы, предложенной издательским домом «Коммерсант» (см. Приложение).

Какие выводы можно из этого сделать? Чтобы получить «работу мечты», нужно выбрать «вуз мечты» и начинать трудиться в «компании мечты», еще в ходе обучения. Если же студент относится к восьмидесяти процентам тех, кто не ищет работу по специальности, то для него дела обстоят проще, хотя и тут нужно постараться: не пренебрегать поиском работы летом сразу после окончания вуза. Если же ставить цель работать в международной компании, то надо приналечь на изучении иностранных языков или выбрать соответствующий вуз.

Короче говоря, планировать начало карьеры надо уже сегодня: чтобы получить нужную работу, нужно получить нужное образование, значит, надо готовиться для поступления в нужный вуз. А знаете ли вы, какие оценки ЕГЭ для этого нужны?

Приложение

м88,9м«Московский государственный строительный университет»

Процент выпускников, трудоустроившихся в первый год

Средняя зарплата (тыс./руб.)

Экономика и Управление

«Московская высшая школа социальных и экономических наук»

«Российская экономическая школа» (институт)

«Институт стран Востока»

«Русский институт управления имени В. П. Чернова»

Юриспруденция

«Академический правовой институт»

«Институт мировых цивилизаций»

«Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации»

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

«Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации»

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

«Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации»

«Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)»

Математика и Механика

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

Компьютерные и информационные науки

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

«Московский государственный индустриальный университет»

«Московский финансово-промышленный университет "Синергия"»

Физика и Астрономия

«Московский физико-технический институт (государственный университет)

«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Химия

«Российский университет дружбы народов»

«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

«Московский городской педагогический университет»

Архитектура

«Институт искусства реставрации»

«Московская государственная академия хореографии»

«Московский архитектурный институт (государственная академия)»

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

«Государственный университет по землеустройству»

Информатика и вычислительная техника

Московский технический университет связи и информатики

88,9

«Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина»

«Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана»

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Информационная безопасность

«Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана»

«Московский государственный технический университет гражданской авиации» (МГТУ ГА)

«Московский финансово-юридический университет МФЮА»

«Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики»

Электро- и теплоэнергетика

«Экономико-энергетический институт»

«Московский институт энергобезопасности и энергосбережения»

«Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана»

«Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева»

«Российский университет дружбы народов»

Ядерная энергетика и технологии

«Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана»

«Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"»

«Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»

Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия

«Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина»

«Московский технический университет связи и информатики»

«Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе»

«Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)»

Техника и технологии наземного транспорта

«Национальный исследовательский университет "МИЭТ"»

«Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана»

«Московский государственный университет путей сообщения»

«Российский университет дружбы народов»

«Московский государственный строительный университет»

Авиационная и ракетно-космическая техника

«Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

«Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана»

«МАТИ — Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского»

Клиническая медицина

«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

«Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Фармация

«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

«Российский университет дружбы народов»

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации

Психологические науки

«Московский институт психоанализа»

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

«Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»

«Высшая школа психологии (Институт)»

Образование и педагогические науки

«Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет»

«Московский институт открытого образования»

«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»

Поиск своего призвания – неотъемлемая часть жизни. При существующем многообразии профессий, с проблемой выбора, сталкивается каждый из нас. Ведь хочется, чтобы все «пазлы» сошлись – и работа была по душе, и были определенные способности к ней, и чтобы приносила реальный доход.

На сегодняшний день, рынок труда показывает, что наиболее востребованной, является профессия менеджера. Актуальность такого рода деятельности заключается в ее многогранности. Выпускники специальности «Менеджмент» получают комплекс фундаментальных знаний, умений и практических навыков в разных сферах, в частности в экономике, маркетинге, рекламе и т.д. Более того, в толковом управленце нуждается любая кампания, ориентированная на активное развитие бизнеса. Отсюда следует мораль: спрос на эффективных менеджеров будет всегда.

Несмотря на то, что все профессии нужны, все профессии важны, сегодня речь пойдет о специальности «Менеджмент». Кем работать, будучи менеджером? Ответ Вы найдете на этой странице!

Менеджер нового поколения. Кто он?

Вызовы нового тысячелетия, обусловленные глобализацией и интеграцией, предъявляют новые требования к менеджеру как специалисту и человеку, в частности, к его способу мышления, навыкам и профессиональным качествам.

Менеджер XXI века должен совмещать в себе несколько ролей:

  1. Управляющий – занимается разработкой стратегии предприятия, делегирует полномочия, ставит конкретные задачи сотрудникам и вовлекает их в совместное принятие решений.
  2. Лидер – ведет за собой, вдохновляет, придает уверенности, заряжает команду оптимизмом и энтузиазмом.
  3. Коучер – возбуждает интерес, поощряет генерацию новых идей, помогает раскрыть потенциал, содействует личностному росту коллег.
  4. Дипломат – устанавливает деловые контакты, заключает сделки, играет роль медиатора и посредника.
  5. Новатор – в совершенстве владеет IT-технологиями и способен внедрить их в производство.
  6. Предприниматель – ищет возможности повышения прибыли компании и не боится обоснованного риска.
  7. Личность – образованный, имеет широкий кругозор, обладающий организаторскими способностями и моральными качествами.

Рассмотрев современные черты менеджера можно прийти к выводу, что сейчас общество нуждается в компетентных и креативных менеджерах-лидерах, способных продуктивно работать в динамичной бизнес-среде.

Менеджмент: кем работать с соответствующим дипломом?

В процессе формирования и развития, менеджмент разделился на функциональные виды деятельности. Они объединены общими задачами, реализация которых необходима для достижения целей организации.

Разберем основные направления менеджмента и, по совместительству, должности, которые может занимать специалист-управленец.

Итак, менеджмент, кем работать?

  1. В сфере маркетинга.

В обязанности маркетолога входит исследование рынка, модернизация старого и разработка нового продукта/услуги, формирование ценовой политики, продвижение товара.

Например, вакансия BTL-менеджера для тех, кто желает организовывать рекламные акции в местах продаж для продвижения торговой марки.

Бренд-менеджер отвечает за раскрутку, позиционирование и узнаваемость одной или ряда торговых марок доступными методами. Для этого необходимо обладать широкими знаниями и творческой жилкой.

Профессия менеджера по продажам широко применяется в сфере оптовой торговли. Основная задача специалиста – выполнения плана продаж. Весьма популярный нынче род занятий, поскольку от качественной работы менеджера зависит не только организация сбыта конкретного продукта, а и расширение клиентской базы и поддержания отношений с текущими партнерами.

  1. Интеренет-менеджмент.

Social Media Marketing – специалист по продвижению продукта с помощью социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассники, Гугл, Яндекс и т.д.).

Кроме того SMM-менеджер налаживает коммуникации с пользователями сети Интернет, проводит анализ конкурентов, управляет проектами.

Следует отметить, что профессия предполагает карьерный рост. Начав работать администратором группы на определенной платформе, поднабравшись опыта можно открыть и свое SMM –агентство.

Должность менеджер интернет-проекта заинтересует всех, кто на «ты» с современными интернет-технологиями. Профессия считается очень перспективной, а также предоставляет безграничные возможности для реализации творческих идей. Обязанности заключаются в создании, администрировании, развитии и продвижении веб-сайтов.


Антикризисный менеджер, он же экономист-управленец, проводит анализ бизнес-процессов, на основе которого формирует комплекс мероприятий, направленных на восстановление организации в условиях кризиса с минимальными потерями.

Арбитражный управляющий также занимается антикризисным управлением. Но назначается арбитражным судом, и в зависимости от случая банкротства, помогает заемщику погасить задолженность перед кредитором.

  1. Мотивационный менеджмент.

Бизнес-тренер отвечает за обучение и развитие персонала компании. При помощи специальных методик, помогает раскрыть потенциал сотрудников, что благоприятно сказывается на конкретной организации.

  1. Менеджмент недвижимости.

Профессия девелопмент-менеджера на постсоветском пространстве более знакома нам как застройщик. Деятельность такого менеджера по развитию бизнеса направлена на получение прибыли от создания и реализации объектов недвижимости.


Должность ивент-менеджера подойдет тем, кто умеет организовывать мероприятия. Всевозможные события для клиентов, партнеров и сотрудников проводятся с целью продвижения продукта или поддержания корпоративной культуры.

  1. Инновационный менеджмент.

Профессия инновационного менеджера очень актуальна, поскольку внедрение инновационных технологий в производство отражается на доходности продукта.

Менеджер решает задачи разного рода, от исследования рынка на предмет необходимости новой услуги, технологии или продукта до заключения договоров с поставщиками.

  1. Кадровый менеджмент.

HR-менеджер, более известен как менеджер по персоналу. Такой специалист выполняет задачи по рекрутингу, собственно подбору персонала; ведет кадровую документацию и составляет планы по обучению сотрудников организации.

Хед-хантер выполняет качественный поиск успешных специалистов. Это может быть и переманивание конкретного руководителя или топ-менеджера в другую компанию. Даная вакансия является одной из самых высокооплачиваемых.

  1. Международный менеджмент.

Человек, который хочет работать международным менеджером должен знать иностранный язык и законодательство той страны, в которой намерен развивать рынок. И, безусловно, понимать культурные особенности и менталитет зарубежных партнеров. Успех деятельности напрямую будет зависеть от уровня интеллекта и эрудированности.

  1. Кволити менеджмент.

Менеджер по качеству ответственен за введение новых методов работы, которые будут способствовать улучшению качества управления, что в свою очередь важно для содействия по повышению качества продукции.

  1. Менеджмент туристической индустрии и гостинично-ресторанного бизнеса.

В индустрии развлечений особо выделяются такие профессии как менеджер по туризму и гостиничному делу. Круг обязанностей зависит от того, где работает менеджер.

Зачастую, должностные обязанности менеджера по туризму устанавливаются в соответствии с направлением деятельности и специализации: кто-то отвечает за бронирование билетов, кто-то работает с клиентами, кто-то оформляет визу и т.д. Хотя бывают универсалы, которые могут сами организовать поездку клиенту от А до Я.

Менеджер ресторана или отеля отвечает за слаженность и качество исполнения работы всей команды. Его функции заключаются в распределении заданий между коллегами, контроле над их исполнением, согласовании деятельности смежных служб. Познать особенности работы менеджера в индустрии туризма и гостеприимности можно в процессе практики.

  1. Финансовый менеджмент.

Финансовый менеджер – человек, который управляет финансовыми ресурсами компании для увеличения прибыли. В компетентных менеджерах нуждаются многие предприятия, так что работу по специальности будет найти не сложно.

  1. Транспортный менеджмент.

Профессия транспортного логиста заключается в обеспечении рационального перемещения грузов. Логист выбирает, каким видом транспорта будет осуществляться перемещение груза, по какому маршруту. Специалист должен обладать аналитическим складом ума, поскольку того требует специфика профессии.

В этом году вузы окончили около 500 тысяч бюджетников. Далеко не у всех выпускников к моменту окончания вуза был опыт работы. Куда легче всего устроиться, если кроме учебной практики за плечами нет ни дня рабочего стажа?

В первый же год после окончания вуза работу находят 75 процентов выпускников. По данным портала Superjob, проще всего устроиться на работу выпускникам без опыта в банковской сфере, IT-компаниях и на предприятиях крупного бизнеса. Взять на работу новичка с дипломом готовы 60 процентов работодателей (до кризиса таких было 72 процента).

Что предлагают специалистам с дипломом, но без опыта работы? Расклад такой: 13 процентов работодателей - должности в сфере продаж, закупок или работу с клиентами, 11 процентов - инженерные специальности, 10 процентов - рабочие профессии. Примерно столько же готовы взять выпускника университета на работу администратором или офис-менеджером.

А вот программистов, как ни странно, ждет всего 4 процента работодателей. Кроме того, по-прежнему нужны секретари, диспетчеры, продавцы и бухгалтеры, юристы. Если в прошлом году 50 процентов работодателей сказали, что довольны качеством подготовки молодых специалистов, то в этом году таких только 47 процентов. Вот основные претензии: "средняя теоретическая подготовка", "высокий уровень амбиций", "зашкаливающее самомнение". Проще всего найти работу тем выпускникам, кто, будучи студентом, проходил стажировку. Так или иначе, около 80 процентов работодателей рассматривают варианты сотрудничества со стажером. И только 22 процента редко приглашают стажеров на работу или делают это очень избирательно.

Пять лет назад только 17 процентов выпускников педвузов искали работу в сфере образования, сейчас таких в полтора раза больше. Гораздо реже будущие учителя хотят теперь идти на административную работу, в отделы кадров, маркетинг и рекламу.

Основные претензии к выпускникам: средняя теоретическая подготовка, высокие амбиции

Педагоги хотели бы получать в месяц от 40 тысяч рублей (Москва). В действительности в московских школах можно заработать гораздо больше. На сайтах школ указаны средние зарплаты педагогов (без учета доходов администрации), в некоторых - 73 000, 79 000, 78 000, 77 000 рублей... В Новосибирске выпускники педвузов рассчитывают на 23-25 тысяч рублей, в Саратове - в среднем на 15 тысяч. Кстати, один из саратовских интернет-порталов попросил своих читателей анонимно ответить на вопрос о доходах. Вот что получилось: автор студенческих работ может заработать до 45 тысяч рублей в месяц, профессор в вузе - 37 тысяч.

Но больше всего сейчас везет выпускникам сельхозвузов. В последние пять лет спрос на них постоянно растет.

Нужны агрономы, зоотехники, ветеринары, технологи в перерабатывающую промышленность, - рассказала проректор Уральского государственного аграрного университета Ольга Лоретц. - Работодатели готовы брать на работу и специалистов со стажем, и выпускников без опыта работы. Крупные предприятия предлагают хорошие зарплаты - 25-30 тысяч рублей в месяц. Многие наши выпускники сами открывают фермерские хозяйства.

Есть спрос на экономистов и бухгалтеров, которые знают не только макроэкономику, но и все про надои и удои. К сожалению, в последнее время экономические факультеты во многих отраслевых вузах закрылись как непрофильные. Недавно вуз проводил мониторинг трудоустройства, и выяснилось: 90 процентов выпускников, которые сразу после окончания вуза не поехали в село, через два года все же возвращаются и работают по специальности.

Очень нужны сегодня врачи. Но не все. Больше всего вакансий на рынке труда для стоматологов, офтальмологов, отоларингологов, гинекологов. На первом месте среди выпускников медвузов - фармацевты. К сожалению, их приглашают не фармпредприятия, а аптечные сети и супермаркеты, которые открывают в торговых залах киоски с лекарствами.

Досье "РГ"

Самые востребованные у работодателей вузы

Сельскохозяйственные: Ставропольский государственный аграрный университет, Кубанский государственный аграрный университет, Воронежский государственный лесотехнический университет, Уральский государственный аграрный университет, Донской государственный аграрный университет, Ульяновская государственная сельхозакадемия им. Столыпина, Красноярский государственный аграрный университет.

Медицинские: Нижегородская государственная медакадемия, Казанский государственный медуниверситет, Сибирский государственный медуниверситет, РНИМУ им. Пирогова, Первый Санкт-Петербургский госуниверситет им. Павлова, Северный государственный медуниверситет, Иркутский государственный медуниверситет.

Инженерные: МИФИ, Университет ИТМО, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, МФТИ, МИСиС, МГТУ им. Баумана, Пермский национальный исследовательский политехнический университет.

За последние двадцать лет профессия юриста стала одной из наиболее популярных. Будущих студентов привлекает кажущаяся легкость освоения гуманитарных дисциплин, ожидание быстрого и легкого заработка, престижность специальности.

Однако в начале трудовой деятельности высоких доходов ожидать не стоит, как и в любой сфере. Адвокату, нотариусу, представителю на заре карьеры необходимо привлечь клиентов, получить опыт, закрепить знания на практике. Юрисконсульту компании – вникнуть в специфику деятельности, документооборота.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Получив долгожданный диплом, выпускники вынуждены решать новые задачи:

  • куда пойти работать?
  • где можно применить свои знания?
  • кем может работать юрист?

Понятие профессии

Легального, то есть закрепленного в законе, определения, конечно, нет. Существуют различные разъяснения в толковых словарях. Например, Современный экономический словарь, под редакцией Райзберг Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцева Е.Б. (6-е изд., перераб. и доп. – М. ИНФРА-М, 2011) дает следующее определение: Юрист – человек с юридическим образованием; правовед, занимающийся практической деятельностью.

Синонимы: правовед, цивилист, адвокат.

Юрист:

  • работает с документами: составляет, анализирует, формулирует ответ;
  • сотрудничает со всевозможными властными органами;
  • консультирует граждан, коллег, компании;
  • непрерывно мониторит нормативные акты;
  • формирует правовую позицию;
  • выступает в суде в защиту клиента, работодателя.

Специфика профессии

Одна из главных особенностей – это часто меняющееся законодательство, поэтому студентов учат не запоминать норму наизусть, а знать и уметь применять принципы и сформировать систему норм права.

Кроме того, отличительной чертой профессии можно назвать и то, что любой правовед почти всегда должен «бороться» с контрагентом по договору, с противоположной стороной в суде, а иногда и с судьей используя исключительно правовые средства.

Также грамотный юрист знает норму закона, правильное ее применение и толкование, но для защиты интересов руководителя или клиента вынужден намеренно искажать смысл нормы при ее использовании.

Вся деятельность связана с поиском нужной нормы и ее правильным применением, что не допускает свободы творчества, на определенном этапе юридическая деятельность может показаться сплошной рутиной.

Необходимые качества

В разных сферах требуются разные качества:

  • специалисту юридической фирмы важно уметь привлечь клиентов;
  • служащему – соблюдение трудовой дисциплины;
  • юрисконсульту – приоритет интересов компании над принципами морали;
  • представителю в суде – ораторское искусство;
  • адвокату – изобретательность.

Правоведу, как и представителям других профессий, требуется постоянного развиваться, однако, неактуальные знания юриста приводят к проигрышу судебного дела, потере гонорара, а, следовательно, и дохода.

Также можно назвать такие качества, как:

  • стрессоустойчивость;
  • ответственность;
  • гибкость.

Юрист: работа и карьера

Как единственного юридического образования бывает недостаточно. По мнению некоторых ученых юриспруденция – это не наука, а ремесло. Юрист компании (не юридической) работает с документами конкретной отрасли экономики: общепит, производство текстиля, то есть обслуживает отрасль.

Компании, занимающиеся оказанием юридических услуг в чистом виде, как правило, некрупные, и они постепенно становятся многофункциональными, то есть помимо юридических услуг предлагают еще и риэлтерские, бухгалтерские, аудиторские, коллекторские, землеустроительные.

Карьерный рост возможен в крупных компаниях или на государственной службе. В мелких компаниях «1 директор, 1 юрист» возможности для карьерного роста нет объективно.

В плане профессионального роста всегда ограничений нет, всегда есть куда расти, как и в любой профессии сфер множество, одних отраслей больше десяти:

  • гражданское;
  • уголовное;
  • семейное;
  • земельное;
  • жилищное;
  • интеллектуальное;
  • административное;
  • наследственное;
  • экологическое;
  • налоговое;
  • финансовое и др.

У профессии юриста есть свои достоинства и недостатки с точки зрения совмещения с семьей, воспитанием детей:

Где требуются

Несмотря на избыток юристов на рынке труда, в некоторых сферах ощущается острая нехватка кадров этой специальности. Они требуются:

  • для первичного приема документов в многофункциональных центрах оказания государственных услуг;
  • на государственной и муниципальной службе;
  • в управляющих компаниях;
  • в отдаленных районах и малых населенных пунктах.

В перечисленных сферах зарплата не самая высокая, но есть возможность получить бесценный опыт, навык, познакомиться с представителями юридического сообщества.

Специфика службы в органах власти в следующем:

  • жесткий рабочий день с 9:00 до 18:00;
  • строгая иерархия должностей;
  • однообразный характер (один сотрудник – одна функция, но в больших масштабах);
  • перенаправление задач (один документ рассматривают 5 человек, прежде чем он дойдет до конечного исполнителя).

Кем ещё может работать юрист

Выпускник юридического факультета может стать:

  • адвокатом;
  • нотариусом;
  • судьей;
  • прокурором;
  • депутатом;
  • представителем;
  • юрисконсультом в компании;
  • государственным или муниципальным служащим:
    • в налоговой;
    • миграционной службе;
    • таможенной службе;
    • органах местного самоуправления;
    • ЗАГСах;
    • пенсионном фонде;
    • Росреестре и т.д.
  • преподавателем любой юридической дисциплины (в некоторых учебных заведениях к преподавателям предъявляется требование о наличии ученой степени не ниже кандидата).

Чтобы стать адвокатом, нотариусом или судьей, необходимо помимо получения образования сдать квалификационный экзамен. Но для того, чтобы стать судьей или нотариусом даже положительный результат на экзамене не гарантирует занятие соответствующей должности: количество судей в суде и нотариусов в нотариальном округе ограничено.

Дипломированные специалисты работают также по смежным специальностям, например, освоив 1С юрист по образованию может работать бухгалтером.

Кто лучше – адвокат или юрист

Для того, чтобы получить статус адвоката обязательно наличие высшего юридического образования, то есть любой адвокат по образованию юрист.

Для того, чтобы осуществлять юридическую деятельность получать статус адвоката необязательно. Этот статус необходим только для защиты интересов клиента по уголовным делам. В уголовном процессе не адвокат участвовать не может.

Адвокат – это только один из возможных вариантов профессиональной деятельности юриста.

Быть адвокатом это не хорошо и не плохо, профессия имеет свои плюсы и минусы.

Советы:

  • юридическое образование лучше получать вторым;
  • юридическое образование хорошо «ложится» на экономическое;
  • в специализированных юридических академиях выделены факультеты, выпускающие будущих адвокатов, прокуроров, судей;
  • в первое время зарплата не оправдает ожиданий, так как в любой профессии требуется навык, опыт;
  • при обучении настроиться не на заучивание норм наизусть, а на понимание содержания принципов права, построение системы норм;
  • в профессиональной деятельности непрерывно отслеживать изменения в законодательстве;
  • абстрагироваться от проблем клиентов;
  • по возможности не брать работу на дом, так как домашние дела так или иначе отвлекают, и в итоге и задание будет сделано недостаточно качественно, и работа по дому не закончится;
  • заниматься любым творчеством, поскольку работа с нормативными актами не оставляет пространства для фантазий.


Читайте также: