Производственно-практическая литература. Значение учебная литература в большой советской энциклопедии, бсэ Что такое учебная литература

Добавляя новость вы соглашаетесь с правилами размещения информации в МИЦ "Новости России".

Правила размещения информации

1.Общие положения
1.1. Настоящие Правила регулируют отношения пользователей с оператором Международного Информационного Центра Новости России (далее - МИЦ).
1.2. Оператором МИЦ является Администрация МИЦ и лица, отвечающие за работу портала.
1.3. Пользователем МИЦ является любое физическое лицо или сотрудник юридического лица, зарегистрированные на портале.

2.Права и обязанности пользователя МИЦ
2.1 Кратко изложите содержание новости, написав "яркий" заголовок.
2.2 В описании новости подробно изложите материал. При наличии ссылки на первоисточник или цитаты, тезисы, укажите их в специальном окне.
2.3 Прикрепите к новости до 5-ти изображений высокого качества.

2.4 Запрещается размещение материалов на МИЦ "Новости России":
Направленных против участников сайта;
Призывающих к насилию, религиозной, национальной, сексуальной, половой и другим видам дискриминации;
Выражающих ненависть или вражду, оскорбления и угрозы;
Содержащих ненормативную лексику в описании и заголовке новости;
Порнографического содержания;
Экстремистского характера, а также призывающих к нарушению законодательства и противоправным действиям;

3. Обратная связь
3.1. Все предложения и вопросы, связанные с работой центра следует направлять в службу поддержки МИЦ "Новости России" по адресу электронной почты

Соглашение о конфиденциальности и защите персональных данных

Администрация Международного Информационного Центра "Новости России" - сайт (далее Центр) с уважением относится к правам посетителей Центра.
Мы безоговорочно признаем важность конфиденциальности личной информации посетителей нашего Центра.

Сбор информации

Когда Вы посещаете Центр, мы определяем имя домена Вашего провайдера и страну (например, "rostelecom.ru") и выбранные переходы с одной страницы на другую (так называемую «активность потока переходов»).
Сведения, которые мы получаем в Центре, могут быть использованы для того, чтобы облегчить Вам пользование Центром, включая, но не ограничиваясь:
- организация Центра наиболее удобным для пользователей способом
- предоставление возможности подписаться на почтовую рассылку по специальным предложениям и темам, если Вы хотите получать такие уведомления

Центр собирает только личную информацию, которую Вы предоставляете добровольно при посещении или регистрации в Центре.
Понятие «личная информация» включает информацию, которая определяет Вас как конкретное лицо, например, Ваше имя, телефон или адрес электронной почты.
Конфиденциальной в понимании настоящего соглашения может быть признана лишь информация, хранящаяся в базе данных Центра в зашифрованном виде и доступная для просмотра исключительно Центром.

Зарегистрировавшись в Центре и предоставив свои персональные данные, Пользователь подтверждает, что прочитал и выразил полное согласие с условиями Соглашения без какого-либо изменения или дополнения, а также разрешил Центру обработку своих персональных данных.

Учебная литература

произведения письменности и печати, создаваемые как средство обучения для определенной системы образования или переподготовки кадров, для конкретного учебного заведения или для самообразования.

У. л. группируют по видам изданий: программно-методические √ программы (рабочие, стабильные), методические указания к программам, методические письма и руководства; обучающие √ буквари, учебники, учебные пособия (текстовые), лекции, конспекты лекций, сборники лекций; вспомогательные √ хрестоматии, практикумы, сборники практических заданий, упражнений и задач, планы практических и семинарских занятий, атласы, сборники чертежей, рабочие тетради, лабораторные журналы; издания для чтения на иностранных языках, содержащие методический аппарат. Основной вид У. л. √ учебник .

У. л. для начальных и средних общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных учебных заведений, вузов, школ партийно-политического просвещения, системы повышения квалификации специалистов имеет определенные жанровые особенности.

В современном мировом книгоиздании У. л. занимает важное место. Так, по данным ЮНЕСКО, выпуск школьных учебников колеблется от 3,5% до 39% числа названий, что объясняется особенностями систем образования различных стран. В СССР действует единая система управления народным образованием и изданием У. л. для всех видов учебных заведений. В 1975 У. л. составила свыше 10% книжной продукции СССР по числу названий и более 26% по тиражу. У. л. для общеобразовательной школы издают учебно-педагогические издательства союзных республик на национальных языках (в автономных республиках У. л. на национальных языках выпускают соответствующие национальные издательства): «Просвещение» (РСФСР) на русском языке, «Радянська школа» (УССР), «Народная асвета» (БССР), «Укитувчи» (Узбекской ССР), «Мектеп» (Казахской ССР), «Ганатлеба» (Грузинской ССР), «Маариф» (Азербайджанской ССР), «Швиеса» (Литовской ССР), «Лумина» (Молдавской ССР), «Валгус» (Эстонской ССР), «Мектеп» (Кирг изскойССР), «Луис» (АрмянскойССР). Для вузов и др. специальных учебных заведений У. л. выпускают центральные отраслевые издательства («Колос», «Медицина» и др.), центральное издательство «Высшая школа» и республиканские издательства «Вища школа» (УССР), «Вышэйшая школа» (БССР), издательства крупных университетов, научные издательства союзных республик. У. л. для сети политпросвещения издаёт центральное издательство Политиздат.

Лит.: Печать СССР в 1975 г., М., 1976; Редактирование отдельных видов литературы, М., 1973.

Новый этап развития образования в России, связанный с переходом на вариативное и профильное образование, сопровождается разнообразием учебной литературы как на федеральном и региональном уровнях, так и в рамках отдельных учебных заведений. В данных условиях правомерен вопрос о необходимости четкого определения значения и функций каждого типа учебной книги, в частности, учебника и учебного пособия.

Рассмотрим последовательно определения терминов «учебная книга», «учебная литература», «учебник», «учебное пособие», которые приводятся в специальной книговедческой, исследовательской и педагогической литературе.

В.С. Цетлин приводит следующее определение понятия «учебная книга»: «У чебная книга – средство обучения, которое предоставляется для преподавания и учения в общеобразовательных школах в виде книги или брошюры. Учебные книги отвечают требованиям программ, содержат дидактически и методически обработанный материал (как правило) одного учебного предмета для одного учебного года. В большей мере, чем другие средства обучения, учебные книги служат для развития духовных способностей, прививают умения учиться по книгам. Они служат основой для самообразования и непрерывного образования. Учебные книги необходимы учителю и ученику, как на уроке, так и дома» .

К учебной литературе относятся учебники, учебные пособия, тексты лекций, учебно-методические пособия, задачники, справочники и другие печатные материалы, используемые на учебных занятиях. Учебная литература является важнейшим элементом методического обеспечения учебного процесса .

В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине».

В работах других исследователей учебник определяется как:

1. «Массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей» .

2. «Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания» .

3. «Совокупность редуцированных и систематизированных знаний в области определенной науки (учебно-научной дисциплины) или сферы деятельности и аппарата организации их усвоения; важнейший источник учебной информации, основное дидактическое средство, обеспечивающее деятельность учения и преподавания».

4. «Книга или другой носитель информации, в которой содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образования по определенному учебному курсу» .

Если обобщить указанные определения термина «учебник», то можно сделать вывод, что учебник – это:

Средство обучения;

Основной и ведущий вид учебной литературы.

Для учебника характерно систематическое изложение учебного материала в соответствии с учебной программой. Кроме того, учебник должен содержать не менее 75% объема учебного материала, предусмотренного программой .

Учебное пособие , наряду с учебником, является разновидностью учебной литературы. В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие»» отмечено, что «Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия».

Для того чтобы выделить сущностные признаки учебного пособия, рассмотрим ряд определений понятия «учебное пособие ».

1. «Пособиями называют те книги, которые помогают более быстрому и более плодотворному пользованию учебниками» .

2. «Учебное пособие – это вид учебной книги, решающий отдельные задачи, важные для развития самостоятельности учащихся и их духовных сил. К учебным пособиям относятся справочники, библиографии, повторительные книги» .

3. «Учебное пособие является дополнением к учебнику, если он (учебник) не охватывает всех вопросов учебной программы или не отражает последних достижений науки и практики по отдельным вопросам» .

4. «Учебные пособия (хрестоматии, сборники задач и упражнений, словари, справочники, книги для внеклассного чтения и др.) являются значительным дополнением к учебнику. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера» .

5. «Учебное пособие следует рассматривать как источник учебной информации и средство обучения, которое дополняет учебник и способствует расширению, углублению и лучшему усвоению знаний» .

6. «Учебное пособие – это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания» .

Нельзя не отметить, что последнее из рассмотренных определений, вносит неопределенность в трактовку понятия «учебное пособие», приводит к смешению понятий «учебник» и «учебное пособие» за счет введения в определение признака «частично (полностью) заменяющее учебник».

Обобщив приведенные определения термина «учебное пособие», можно сделать вывод, что учебное пособие – это:

- средство обучения;

Источник учебной информации;

- вид учебной литературы, дополняющий учебник.

Для наглядности представим результаты анализа схематично (рис.1).

Рис. 1. Общие и специфические признаки учебника и учебного пособия

Таким образом, при данном рассмотрении учебное пособие имеет ряд принципиальных различий с учебником: в отличие от учебника, который характеризуется систематическим фундаментальным изложением учебной дисциплины, учебное пособие предназначено для получения дополнительных знаний по представленным в учебнике темам с целью более глубокого самостоятельного изучения предмета конкретной учебной дисциплины. В учебном пособии содержится больший, по сравнению с учебником, объем учебного текста и учебных заданий, позволяющий глубже изучить и усвоить конкретную учебную тему.

  • Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
  • Организационно-правовые основы военного образования и технология профессионально-ориентированного обучения. В двух частях / Под ред. Б.Н. Друганова. – СПб.: Изд-во МВАА, 2005. – Ч. 2. – 278 с.
  • Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: «Педагогическое общество России», 2004. – 608 с.
  • Смирнов В.И. Учебная книга в системе дидактических средств // Университетская книга. – 2001. – № 10. – С. 16–26.
  • Цетлин В.С. Проблема учебника в зарубежной дидактике // Справочные материалы для создателей учебных книг / Сост. В.Г. Бейлинсон. – М.: «Просвещение», 1991. – С. 269–304.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Конкретное содержание учебных программ отражены в учебной литературе - учебниках, пособиях, справочниках и др.

    учебники - книга, содержащая основы научных знаний по определенной учебной дисциплины согласно цели обучения, определенной программой и требованиями дидактики. Учебник по своему содержанию и структуре должно быть четко в направленным на выполнение определенных функций: образовательной, развивающей, воспитательной, управленческої.

    И. П. Подласый выделяет следующие функции учебника

    Мотивационная - предусматривает создание таких стимулов для студентов, которые обусловили интерес определенным предметом числе и процессом обучения в целом;

    Информационная - отражает дидактические цели и задачи обучения, описывает содержание, определяет систему познавательных действий с материалом, формы обучения и способы контроля;

    Контрольно-корректирующая - предполагает возможности проверки, самооценки и коррекции процесса и результатов обучения, а также выполнения тренировочных заданий для формирования необходимых умений и навыков. Во дручникы должны отвечать определенным требованиямимогам:

    Наводить научные сведения, но быть доступными для студентов, учитывая особенности их возрастных и индивидуальных показателей развития;

    Быть информативными и одновременно лаконичными, связывать учебный материал с дополнительной литературой, побудить к самообразованию и творчества;

    Формулировка основных положений, выводов должны быть предельно ясными и четкими;

    Особое значение имеет не только доступность, но и проблемность изложения учебного материала, способность учебника развивать познавательные интересы учащихся и стимулировать их творческое мышление

    Структура учебника

    Тексты - основной, дополнительный, пояснительный;

    Внетекстовые компоненты - аппарат организации процесса усвоения содержания, вопросы и задания, инструктивные материалы (памятки, образцы решения задач, примеров) таблицы; упражнения; иллюстративных й материал (фотографии, рисунки, планы, карты и др.та ін.).

    По характеру отражения действительности тексты могут быть эмпирическими (отражать факты, явления, события, содержать упражнения, правила) и теоретическими (содержать закономерности, теории, методологические знания)

    По основным методом изложения материала тексты могут быть: репродуктивные, проблемные, программируемые, комплексные

    Репродуктивные тексты - высокоинформативные, структурные, понятны студентам, отвечают задачам объяснительно-иллюстративного обучения

    Проблемные тексты подают в форме проблемного монолога, в котором для создания проблемных ситуаций обозначают противоречия, решают проблему, аргументируют логику формирования мнения

    Программируемые тексты содержание подано частями, а для усвоения каждого информативного блока является контрольные вопросы

    Комплексные тексты - содержат определенные дозы информации, необходимые студентам для понимания проблемы, а проблему определяют по логике проблемного обучения

    Материал учебника необходимо дополнять дополнительной информацией, потому что его содержание слишком конспективно и знания, полученные только из него, будут ограниченными. Поэтому, кроме учебника, стад использовать добавляют аткови источники, в том числе учебные пособиеи.

    Учебное пособие - книга, содержание которой полностью соответствует учебной программе или же рассматривает отдельные темы учебного предмета; может содержать эмпирический материал, служит закреплению основного теор ских материала. Материал пособия расширяет границы учебника, содержит дополнительные, новые и справочные сведенияі.

    В учебных пособий относятся: хрестоматии, словари, сборники задач и упражнений, справочники, комплекты карт, таблиц и т.д.

    Учебники и учебные пособия способствуют формированию у студентов навыков самостоятельной познавательной деятельности, самоконтроля, является средством руководства их познавательной деятельностью

    Контрольные вопросы и задания:

    Раскройте сущность термина"содержание образования"Назовите основные компоненты содержания образования

    Какая разница между учебным планом и учебной программой?

    Назовите принципы построения учебных планов

    Какие требования предъявляют к составлению программы учебной

    дисциплины?

    В чем разница между учебным учебником и учебным пособием?

    Охарактеризуйте особенности структурирования учебного учебника

    Назовите положительные и отрицательные аспекты использования электронных учебников



    Читайте также: