Требования сан пина к расписанию уроков. Действующие санпин для школьных учебных заведений с изменениями и поправками. Расписание учебных занятий в школе

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени - на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

Дополнением к таблице И.Г. Сивкова могут служить данные опроса обучающихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для 9-11 классов. Для обучающихся в 5-11 классах распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем. Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

Обсуждение

20.12.2008 17:55:36

Комментировать статью "Требования к расписанию уроков"

Неудачное расписание уроков. Школьные проблемы. Образование детей. На настоящий момент письмо в адрес администрации составлено, подписано большинством родителей, ссылки на соответствующие требования и рекомендации СанПинов даны.

1 сентября 2015 года моя дочь Саша, как и тысячи других детей, отправилась в первый класс. Как и многим другим мамам, мне пришлось тщательно подготовиться самой и подготовить всех домочадцев к грядущим переменам, некоторые из которых стали настоящим сюрпризом для нашей семьи. Прежде всего, у нас кардинально изменился режим. Я встаю раньше всех, так как не хочу собираться в суете, готовлю завтрак, потом бужу мужа и детей.. Мы завтракаем, болтаем, обсуждаем планы на день, дети даже успевают...

21 марта (суббота) 12.00–13.00 Урок орнитологии «Совы большие и маленькие». Изд-во «Редкая птица» 4+ (Комната 221) 12.00–14.00 Урок макетирования. Студия «Летал Шагал» 3+ (Выставочный балкон 2 этажа) 12.00–14.00 Урок мультипликации. Центр развития личности «Миллениум» 8+ (Малый выставочный зал) 12.00–13.00 Урок литературы. Читаем и обсуждаем «Сказки тегумайского племени» из сборника «Сказки слово в слово» Редьярда Киплинга. Изд-во «Октопус» 8+ (Комната 234) 13.00–14.30 День Святого Патрика...

Ребенок поле школы просто никакой плюс накрывается музшкола, в которую ходим давно и успешно, так как расписание групповых занятий у них построено из рассчета 4-х уроков у первоклашек. Что делать? На родительсом собрании было сказано, что ИКТ- требование...

Здравствуйте уважаемые читатели журнала. Как известно, пандусы для инвалидов в нашей стране являются проблемой: либо их нет вообще, либо они установлены не по нормативу. Нормативом является наклон пандуса не более чем 30°, а многие из них установлены даже под углом в 45°. Представьте себе ситуацию, когда человек в инвалидной коляске с ручным приводом, такой как Motus 43, пытается подняться на такой пандус. Коляска сама по себе удобная и очень хорошо подходит для езды на ней человеку с...

Требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Полная программа, только график уроков подстроен под расписание тренировок и соревнований.

Как сделать так, чтобы работа превратилась из выматывающего мероприятия в источник сил и вдохновения? Как сменить работу и начать получать от нее удовольствие в кратчайшие сроки? Как бороться со страхами и ограничивающими убеждениями, которые непременно всплывают, как только вы решитесь поменять что-то в своей жизни? Как повысить уверенность? Если вы задаете себе эти вопросы, то вы заглянули на этот сайт по адресу. Я подготовила для вас небольшую серию статей, в которой раскрою какие 10...

Для ее организации возможно изменение расписания уроков. В случае, когда экскурсионная деятельность является составной частью внеурочного обучения в рамках учебного плана, или формой внеурочной деятельности, то экскурсии проводятся вне расписания уроков...

Вот и подходит к завершению вторая учебная неделя. А ведь вроде только вчера мы волновались о предстоящей школе, учили стихи и песни. А сегодня, во многих школах учебная жизнь уже вошла в свое русло. Администрация уже определилась с расписанием уроков и пришла пора сделать это самое расписание уроков и повесить на видном месте, рядом с рабочим столом школьника. Зачем в принципе нужно расписание уроков на стене, когда ребенок каждый день пишет его в дневнике? Дома ребенок расслабляется...

Моя дочка учится во втором классе. Учится неровно, все зависит от того, прошли мы заново школьный материал дома или нет. А в прошлые выходные у нас случилась беда: Тая сломала левую руку в локте. Перелом не перелом - трещина, но от этого не легче. Ей наложили гипс от шеи до кончиков пальцев. Сегодня подтвердили, что ходить нам с ним еще пару недель. И что теперь делать с посещением школы? Писать она может, смотреть и слушать тоже. Но рука зафиксирована, как одеваться в такой ситуации? Как...

Дорогие родители! Вашему чаду уже шесть лет. Вот вы и подошли к первой ступеньке обучения вашего ребенка. Но к этому необходимо отнестись очень серьезно: выбор учебного заведения, стиля обучения и взаимоотношений с ребенком (особенно в этот период). Рассмотрим подробнее каждый из пунктов, которые смогут облегчить адаптацию ребенка на данном этапе его юной жизни. Выбор учебного заведения - один из первых вопросов, которые ставят перед собой родители. Его сделать можно лишь,проанализировав...

Детский клуб-Школа раннего развития «Азбука» (сеть детских клубов) приглашает посетить 1 пробное занятие бесплатно! До 31 января 2012 года наш Клуб проводит НОВОГОДНЮЮ АКЦИЮ на посещение 1 пробного занятия БЕСПЛАТНО. Для этого Вам надо заполнить купон на нашем сайте в разделе «СКИДКИ» [ссылка-1] . Важно отметить, что заполненный купон будет действовать до 30 августа 2012 года. Вы можете посетить бесплатное пробное занятие в любой удобный для Вас период. Запись на пробное занятие...

У каждой обучающей методики есть свои достоинства и недостатки, и неопытным родителям было бы полезно узнать заранее, что именно приобретет или потеряет их чадо на том или ином пути. В нашей стране известно четыре способа обучения чтению: буквосослагательный метод аналитико-синтетический метод складовый метод метод целых слов Неопытные родители очень часто пользуются буквосослагательным методом. Принцип его прост: сначала ребенок заучивает названия букв, а затем пытается соединить их в слоги...

Врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.

Вернее, требованием посещать. У нас их и так полно. Сказали, что по новому закону имеют право ставить седьмой урок. А если лично не прийти, то не выпускают из школы физически, пока не закончатся все уроки, в том числе прописанные в расписании кл.часы и прочая лабуда.

поняла же,что он не толлько может,но и успешен. Просто ему нужно время привыкнуть к требованиям.. 13.09.2011 15:48:10, =СветА™=. у моей пока не установилось расписание, но меньше 6 уроков не будет, собственно и в прошлом году было по 6 уроков.

Перед тем, как няня начнёт работу, помимо необходимой информации, которую Вам непременно следует ей сообщить (см. список в предыдущем посте), Вы также можете сформулировать свои требования к ней, чётко обозначить её обязанности и таким образом свести к минимуму недоразумения. Исходя из своей практики, а также анализируя опыт других мам, я подготовила ещё один интересный список. 1. График работы. Прописать, какие дни недели являются рабочими, количество рабочих часов в день или, возможно...

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного...

Если цель - обезопасить всех детей, единственный вариант, который я вижу в данной ситуации, это заставить администрацию школы изменить расписание уроков так, чтобы одновременно занимались классы примерно одного возраста.

Как детям такое расписание? Что они такое делают на литературе 7 уроков в неделю? а Вы бы согласились с тем, что в 1543 довольно жесткий подход к детям, большие требования, сильная компетенция между детьми, настрой на то, что "если у тебя не 5, то ты лузер" ?

(по И.Г. Сивкову, 1975)

Исследования показывают, что не всегда предложенная И.Г. Сивковым оценка соответствует реальной трудности учебных предметов. Как предполагается, в первую очередь она определяется личностью учителя и его профессиональным мастерством. В частности, если учитель сумеет сформировать у школьников заинтересованное отношение к изучаемому материалу, свяжет его со значимыми для обучающихся данного возраста приоритетами, то они будут считать этот предмет вообще не столько трудным, сколько интересным. Поэтому сам термин «трудность учебных предметов» представляется относительным и больше относится к используемым данным педагогом методикам и приемам. В связи с этим в оценке реальной трудности следует исходить из конкретной ситуации, и каждое образовательное учреждение может провести свою собственную ее диагностику, используя «метод экспертных оценок» (Н.В. Васильева, 2003).

Для практического использования метода необходимо:

1. Подготовить наборы с названиями предметов.

2. Учащимся раздать наборы карточек с названиями предметов и листки для ответов.

3. Предложить выбрать карточки с названиями тех предметов, которые изучаются в данном классе.

4. Уточнить понятие «трудность предметов».

5. Предложить самостоятельно определить трудность каждого предмета путем ранжирования, т. е. раскладывания карточек в порядке убывания трудности предмета (карточки укладывать сверху вниз, т. е. на первом месте сверху кладется самый трудный предмет, ниже – менее трудный и т. д.).

6. Полученный расклад предметов записать на лист ответов.

7. После этого разобрать и уточнить понятие «утомительность предметов».

8. Выполнить аналогичную процедуру ранжирования и записать полученный расклад на лист ответов.

9. Листы с ответами собрать и обработать (табл. 23).

Таблица 23

Форма сводной таблицы для обработки экспертных оценок трудности учебных предметов

Расчет среднего балла не имеет значимых различий при расчете как по среднему баллу классов в параллели, так и по сумме баллов по предмету в параллели.

Средний балл предмета в параллели рассчитывается по формуле:

Ср. б. пр. = Σmk / n

где mk – средний балл по предмету одного класса;

n – количество классов в исследуемой параллели.

Можно воспользоваться и следующей формулой:

Ср. б. пр. = ΣWk / n

где Mk – сумма баллов по предмету в параллели;

п – количество учащихся одной параллели, участвующих в исследовании.

Средний балл рассчитывается отдельно по трудности и утомительности. Затем находится средний балл приемлемости (рассчитывается как среднее значение от суммы средних величин трудности и утомительности).

Полученные результаты дают возможность создать шкалу приемлемости предметов, отражающую особенности каждого конкретного образовательного учреждения (табл. 24).

Таблица 24

Примерная шкала приемлемости предметов

В предлагаемом варианте шкалы приемлемости предметов в столбец «предметы по рангу» вносятся предметы, ранги которых были получены в данном образовательном учреждении на основании своей собственной диагностики «методом экспертных оценок». Поэтому по своей структуре предлагаемая шкала постоянна, а по содержанию вариативна. Шкала приемлемости может быть составлена на каждую параллель классов.

Уже доказано, что нецелесообразно ставить в расписании два или даже три сложных урока подряд, а лучше чередовать трудные предметы, требующие значительных умственных усилий (математика, иностранный язык, химия, физика), с менее трудными, – с преимущественно физическими нагрузками, связанными с письмом или записыванием (русский, иностранный языки) или с преимущественным объяснением учителя (история, география) и т. д.

В расписании учебных занятий на неделю следует исходить из суммарной нагрузки учебных дней в определенной закономерности, отраженной в табл. 25.

Таким образом, судя по приведенной таблице, наименьшей работоспособностью учащиеся отличаются в понедельник, а наивысшей – в среду и четверг. В связи с этим можно было бы рекомендовать количество и трудность учебных предметов в каждом учебном дне подбирать таким образом, чтобы их суммарная дневная величина не превышала половины приведенных в таблице значений. В полной мере это относится и к объему и трудности задаваемых для домашней самостоятельной работы заданий.

Таблица 25

РАСПИСАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ в школе

Расстановка ударений: РАСПИСА`НИЕ УЧЕ`БНЫХ ЗАНЯ`ТИЙ в школе

РАСПИСАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ в школе — документ, определяющий последовательность преподавания в течение каждого дня уч. недели предметов, предусмотренных уч. планом (см. План учебный ). От качества Р. у. з. в определённой мере зависит эффективность уч.-воспитательного процесса, создание условий для проведения внеклассной и внешкольной работы. Р. у. з., составленное с учётом пед. и санитарно-гигиенич. требований, обеспечивает равномерное распределение уч. нагрузки школьников, соблюдение ими режима дня; оно имеет большое значение также для разумной организации труда учителей.

Р. у. з. составляется обычно на полугодие, т. к. в уч. плане по нек-рым предметам предусматривается разное количество уч. часов в 1-м и 2-м полугодиях. Р. у. з. должно быть стабильным. Частые изменения отрицательно сказываются на режиме школы (см. Режим школьный ) и дисциплине уч-ся. При составлении Р. у. з. надо стремиться, чтобы сохранялось чередование предметов гуманитарного и естественно-математич. циклов, и уроки, требующие большого умственного напряжения, сменялись занятиями по физич. культуре и трудовым обучением. Уроки по наиболее трудным предметам не следует ставить последними.

Уроки, к к-рым необходима большая домашняя подготовка, следует рассредоточить по разным дням недели. Если в уч. плане на предмет отводится 2 — 3 уч. часа в неделю, то лучше их располагать с интервалом в 1 — 2 дня. Это повышает качество усвоения уч. материала. В школах, где одни и те же учителя математики, физики, химии преподают в 5 — 8-х и 9 — 10-х классах, рекомендуется, учитывая большую утомляемость подростков в сравнении со старшеклассниками, соответствующие предметы чаще проводить первыми в ср. классах. При составлении Р. у. з. надо предусмотреть эффективное использование уч. кабинетов (см. Кабинетная система учебных занятий), технич. средств обучения, наглядных пособий, лабораторного оборудования. Проведение в 8 — 10-х классах сдвоенных уроков помогает уменьшить объём домашних заданий.

Продуманно составленное Р. у. з.

Особенности составления расписания с помощью программы "Ректор"

создаёт условия для выполнения учителем обязанностей классного руководителя, для повышения им своей науч.-методич. квалификации: взаимное посещение уроков, учёба на курсах, семинарах при ин-тах повышения квалификации и др.

Учёт многочисленных требований, предъявляемых к Р. у. з., роль расписания в жизни всего школьного коллектива определяют сложность работы по его составлению. С проектом Р. у. з., подготовленным заместителем директора школы по уч. части при помощи наиболее опытных учителей, знакомится весь учительский коллектив. После внесения необходимых поправок Р. у. з. утверждается директором школы, объявляется всем учителям и уч-ся и вывешивается на видном месте. Кроме Р. у. з., составляется расписание кружковой работы, расписание экзаменов .

Г. Р. Черепашепец. Москва.

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 880 с. с илл.

Шкала трудности предметов для старших школьников

Определение размера заработной платы учителя.

Базовая основная часть заработной платы учителя рассчитывается исходя из стоимости ученико-часа, учебной нагрузки учителя по каждому предмету в неделю согласно учебному плану и численности учащихся в классе с учетом коэффициента сложности предмета и коэффициентов, учитывающих образование, педагогический стаж, квалификационную категорию, ученую степень, государственную или отраслевую награду, специфику работы учителя.

Стоимость ученико-часа определяется исходя из базовой единицы, повышающих коэффициентов и рассчитывается по следующей формуле:

Стоим уч часа= баз ед х (1 + значение повышающих коэфф)

Различают следующие виды Повышающих коэффициентов:

Ксп — коэффициент сложности предмета,

Кст — коэффициент за стаж педагогической работы,

Ко — коэффициент, учитывающий уровень образования,

Кк — коэффициент, учитывающий квалификационную категорию,

Кн — коэффициент за государственную награду (за работу в сфере образования) или отраслевую награду (за исключением почетных грамот Министерства образования и науки Российской Федерации,

Ку — коэффициент за ученую степень,

Кс — коэффициент за специфику работы.

Под базовой единицей понимается доля стоимости образовательной услуги в части фонда оплаты труда, приходящаяся на 1 ученика за 1 учебный час. Базовая единица рассчитывается отдельно для каждого образовательного учреждения

Коэффициент сложности предмета устанавливается в следующих размерах:

I группа предметов (коэффициент сложности — 0,15): русский язык, математика, 1 и 4 классы начальной школы, технология (трудовая подготовка) в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, предметы коррекционной подготовки в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

II группа предметов (коэффициент сложности — 0,13): 2 и 3 классы начальной школы, история, литература, иностранный язык, обществознание, право, химия, физика, биология, естествознание, природоведение (в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, информатика и информационно-коммуникационные технологии, география).

III группа предметов (коэффициент сложности — 0,12): экономика, физкультура, технология (кроме технологии в специальном (коррекционном) образовательном учреждении).

IV группа предметов (коэффициент сложности — 0,11): ИЗО, музыка, ОБЖ, черчение, астрономия, МХК, предметы школьного компонента, другие предметы, не предусмотренные настоящим Положением.

Основные параметры, учтенные в коэффициентах сложности предмета:

наличие предмета в перечне предметов государственной (итоговой) аттестации, осуществляемой в форме единого государственного экзамена,

дополнительная нагрузка на педагога, обусловленная большой информативной емкостью предмета, постоянным обновлением содержания, наличием большого количества источников (литература, история, обществознание, география),

большие временные затраты при подготовке к уроку,

необходимость подготовки лабораторного, демонстрационного оборудования, дидактического материала,

возрастные особенности учащихся (начальная школа),

физиологические особенности обучающихся (физкультура, технология в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях),

проверка письменных работ,

заведование инфраструктурой (использование специализированных кабинетов),

проведение занятий на открытом воздухе.

Базовая специальная часть заработной платы учителя рассчитывается по следующей формуле:

Кв — компенсационные выплаты

Кпрочие — доплата за классное руководство, руководство школьным методическим объединением (доплаты устанавливаются локальными актами учреждения в абсолютных размерах или процентах к базовой основной части заработной платы).

Новые нормы СанПиН для школьников

Объем ведер и леек

Для детей 8-10 лет – не более 3 литров

Для детей 11-12 лет – не более 4 литров

Для детей 13-14 лет – не более 6литров

Для детей 15-16 лет – не более 8 литров

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 – 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся П и Ш ступени образования – на 2, 3, 4-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность, обучающихся в разные дни учебной недели. Её уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший её объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблицы 1, 2, 3 настоящего приложения), либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1 – 3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1.

Шкала трудности предметов для 1-4 классов

Таблица 2

Шкала трудности предметов, изучаемых в 5 -9 классах

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Химия 13 10 12
Геометрия 12 10 8
Физика 8 9 13
Алгебра 10 9 7
Экономика 11
Черчение 5 4
Мировая художественная культура (МХК) 8 5 5
Биология 10 8 7 7 7
Математика 10 13
Иностранный язык 9 11 8 10 9
Русский язык 8 12 11 7 6
Краеведение 7 9 5 5
Природоведение 7 8
География 7 6 5 5
Граждановедение 6 9 9 5
История 5 8 6 8 10
Ритмика 4 4
Труд 4 3 2 1 4
Литература 4 6 4 4 7
ИЗО 3 3 1 3
Физическая культура 3 4 2 2
Экология 3 3 3 6 1
Музыка 2 1 1 1
Информатика 4 10 4 7 7
ОБЖ 1 2 3 3 3

Таблица 3

Шкала трудности предметов, изучаемых в 10-11 классах

Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10

физкультурных минуток (ФМ)

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее — ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

Ранговая шкала трудности предметов

— сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и.п., 3 — 4 — то же правой рукой. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положения рук. Повторить 3 — 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 — 2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 — 4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6 — 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6 — 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища:

1. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

2. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — 5 — круговые движения тазом в одну сторону, 4 — 6 — то же в другую сторону, 7 — 8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

3. И.п. — стойка ноги врозь. 1 — 2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 — 4 — и.п., 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — и.п., 7 — голову наклонить вперед. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6 — 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс, 2 — левую руку на пояс, 3 — правую руку на плечо, 4 — левую руку на плечо, 5 — правую руку вверх, 6 — левую руку вверх, 7 — 8 — хлопки руками над головой, 9 — опустить левую руку на плечо, 10 — правую руку на плечо, 11 — левую руку на пояс, 12 — правую руку на пояс, 13 — 14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4 — 6 раз. Темп — 1 раз медленный, 2 — 3 раза — средний, 4 — 5 — быстрый, 6 — медленный.

Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 — 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 — 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 — 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 — 6. Повторять 4 — 5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3 — 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторять 1 — 2 раза.

Приложение 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10

групп продленного дня

Общие положения.

Комплектовать группы продленного дня рекомендуется из обучающихся одного класса либо параллельных классов. Пребывание обучающихся в группе продленного дня одновременно с образовательным процессом может охватывать период времени пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении с 8.00 — 8.30 до 18.00 — 19.00.

Помещения групп продленного дня для обучающихся I — VIII классов це лесообразно размещать в пределах соответствующих учебных секций, включая рекреации.

Рекомендуется для обучающихся первых классов группы продленного дня выделять спальные помещения и игровые комнаты. При отсутствии в общеобразовательном учреждении специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати.

Для обучающихся II-VIII классов в зависимости от конкретных возможностей рекомендуется выделить закрепленные помещения для организации игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию обучающихся, дневного сна для ослабленных.

Режим дня.

Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности обучающихся, посещающих группы продленного дня, необходима рациональная организация режима дня, начиная с момента прихода в общеобразовательное учреждение, и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно-полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен образовательной программой), а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).

В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, про гулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся II — III классов, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Отдых на свежем воздухе.

После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого времени отводится на свежем воздухе. Целесообразно предусмотреть прогулки:

— до обеда длительностью не менее 1 часа, после окончания учебных занятий в школе;

— перед самоподготовкой в течение часа.

Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными иг рами и физическими упражнениями. В зимнее время полезно организовать занятия конькобежным спортом, лыжами 2 раза в неделю. В теплое время года рекомендуется организовать занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе. Рекомендуется также использовать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спортом.

Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе или перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой.

Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений.

В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения.

Местом для отдыха на свежем воздухе и проведения спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные пло щадки. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, лес, стадионы.

Организация дневного сна для первоклассников и ослабленных детей.

Сон снимает усталость и возбуждение детей, длительное время находящихся в большом коллективе, повышает их работоспособность. Длительность дневного сна должна быть не менее 1 часа.

Для организации дневного сна должны быть выделены либо специаль ные спальные, либо универсальные помещения площадью из расчета 4,0 м на одного учащегося, оборудованные подростковыми (размером 1600 х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями.

При расстановке кроватей необходимо соблюдать расстояние между: длинными сторонами кровати — 50 см; изголовьями — 30 см; кроватью и наружной стеной — 60 см, а для северных районов страны — 100 см.

За каждым обучающимся должно быть закреплено определенное спальное место со сменой постельного белья по мере загрязнения, но не реже 1 раз в 10 дней.

Подготовка домашних заданий.

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:

— приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;

— начинать самоподготовку в 15 — 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

— ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.;

— предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней труд ности для данного обучающегося;

— предоставлять обучающимся возможность устраивать произволь ные перерывы по завершении определенного этапа работы;

— проводить "физкультурные минутки" длительностью 1-2 минуты;

— предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).

Внеурочная деятельность.

Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.

Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 — 2 классов, и не более полутора часов в день — для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1 — 3 классов и 1,5 — для обучающихся 4 — 8 классов.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятель ности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

страница 1 … страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6

скачать
Другие похожие работы.

Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом, которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ периодически дополняется и изменяется. Последние корректировки в документ вносились в 2016 году.

Правила, прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны учитываться при разработке нормативной и технической документации, которая проходит согласование в соответствующих инстанциях.

Цель документа – обеспечение комфортных условий в зданиях и помещениях, в которых обучаются школьники, установление нормативов безопасности окружающей среды. Только в школах, в которых соблюдаются прописанные требования, возможно получение качественного образования.

Правила предписывают, что в каждой школе должна быть современная компьютерная техника и доступ к сети интернет, спортивные залы, столовая, канализация, холодная и горячая вода.

Эти элементарные требования призваны обеспечить необходимые условия, позволяющие концентрироваться на учебном процессе, а не на решении каких-либо бытовых задач.

Требования к помещениям и оборудованию

СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает:

  • что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся;
  • между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;

  • школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников; кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
  • классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
  • температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых – не больше 25С;
  • часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.

Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.

Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.

Так, аудиторная нагрузка не должна превышать 26, 32, 33, 35, 36 и 37 академических часов для учащихся 1-х, 2-4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-11-х классов. Внеурочные занятия должны длиться не более десяти часов в неделю для всех школьников.

СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.

Допускается:

  • для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
  • для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.

Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.

Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

Интерактивные доски допускается непрерывно использовать в течение пяти минут в 1-4-х классах, десяти минут – в 5-11-х классах. Общее время использования таких досок не должно превышать 25 и 30 минут соответственно. При этом во время одного урока запрещается использовать более 2-х электронных приборов для обучения.

Наполняемость классов, организация учебы и отдыха

Ранее в документе указывалась максимально допустимая наполняемость классов, которая составляла 25 человек (за исключением компенсирующих классов).

После внесения изменений предельно допустимое количество учащихся в одном классе рассчитывается исходя из соблюдения нормы площади на одного ученика.

Кроме этого, учитывается соблюдение требований к естественной и искусственной освещенности, расположению мебели, удаленности от светонесущей стены. Все эти требования должны соблюдаться для сохранения зрения детей.

Особые требования прописаны для организации учебы первоклассников. Так, длительность занятий для них не должна превышать сорок минут. Что касается организации отдыха, документ разрешает организацию дополнительных каникул для учащихся первых классов вне зависимости от учебных четвертей.

СанПиН предусматривает проведение в школах занятий в группах продленного дня, при условии включения в расписание полдника и непродолжительных прогулок. Также документ определяет, что сотрудники школ должны не реже одного раза в 12 месяцев проходить переподготовку и аттестацию.

Предполагается, что новые нормы должны улучшить условия и качество учебного процесса, что положительно скажется на его результатах.

Общий, максимальный, недельный объем аудиторной и внеаудиторной нагрузки приведен в таблице 1:

Таблица 1

Разделы: Администрирование школы

Ключевые слова: составление расписания , программа «Ректор»

Процесс составления расписания – очень трудоемкий и продолжительный по времени, который может продолжиться до одного месяца, даже с использованием специализированных программ. Программы облегчают и ускоряют процесс, но они не могут учесть всех человеческих условий, поэтому приходиться использовать комбинированный режим работы с программами.

При составлении расписании заместитель директора по УР сталкивается со следующими требованиями, которые хотя бы частично должны быть учтены (полный перечень требований изложен в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормах СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные в 2002 году, вводятся в действие с 1 сентября 2003 г. СанПиН содержит Приложение 6, в котором даны рекомендации по составлению расписания уроков в части распределения учебной нагрузки в течение дня и недели.)

1. Методический день учителя.

Учителю на основании коллективного договора предоставляется методический день. Он устанавливается при условии объема учебной нагрузки, не нарушающей учебного режима, не создающей перегрузки учащихся. Методический день не является дополнительным выходным днем.

2. Окна в расписании учителя.

Никаких нормативов по количеству окон не существует. По нормативам, рабочее время работника может быть разделено на два периода. То есть, если у учителя в течение рабочего дня два окна – это незаконно, а если одно, но любой продолжительности, то законно. Специфика рабочего времени учителя (в том числе и окна) должна быть прописана в локальном нормативном акте школы: либо в правилах внутреннего трудового распорядка, либо в коллективном договоре

3. Гигиенические требования – распределение учебной нагрузки по дням недели по баллам .

Научными исследованиями установлено, что оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны приходиться на 2–3 уроках, а для II и III ступеней – на 2, 3, 4 уроках.

Таблица 1. Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели.

Классы Дни недели
благоприятные неблагоприятные
1–4 Вторник, среда (небольшое снижение), четверг Понедельник, пятница, суббота
5 Понедельник, вторник Среда, четверг, пятница, суббота
6 Вторник, четверг, пятница (небольшое снижение), суббота Понедельник, среда
7–8 Вторник (небольшое снижение), среда, четверг, суббота Понедельник, пятница
9–11 Среда, четверг, пятница Понедельник, вторник, суббота

Таблица 2. Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки.

Классы Уроки
продуктивные непродуктивные
1–2 1, 2, 4 3
3–5 1, 2, 3 4
6–7 1, 2, 3, 5 4,6
8 1, 2, 3, 5 4,6
9 1, 2, 3, 5 4,6
10 1, 2, 3, 5 6 4
11 1, 2, 3, 4, 5, 6 (при правильно выбранных методах и формах обучения)

Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни недели. Наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится для 8–11-х классов – на вторник, среду и четверг; для 1–7-х классов – на вторник и четверг (среда – несколько облегченный день); суммарная нагрузка в начале и конце недели должна быть наименьшей (по ранговой шкале трудности). Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2–4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

Таблица 3. Шкала трудности учебных предметов для расписания начальной школы (по 11-балльной шкале И.Г. Сивкова).

Предмет Количество баллов Предмет Количество баллов
Математика 11 Физическая культура, ритмика 5
Иностранный язык 10 Художественный труд 4
История 8 Рисование 2
Русский язык, чтение 7 Пение, музыка 1
Природоведение, естествознание, окружающий мир 6

Таблица 4. Шкала трудности учебных предметов для учеников 5-9-х классов (по 13-балльной шкале М.И. Степановой, И.Э. Александровой, А.С. Седовой).

Школьные предметы* Количество баллов (ранг трудности)
5-е классы 6-е классы 7-е классы 8-е классы 9-е классы
Алгебра 10 9 7
Биология 10 8 7 7 7
География
Геометрия 12 10 8
ИЗО
Иностранный язык 9 11 10 8 8
Информатика 2 10 4 7 7
История, обществознание 5 8 6 8 10
Литература 4 6 4 4 7
Математика 10 13
Музыка 2 1 1 1
МХК 5 5
ОБЖ 1 2 3 3 3
Природоведение 7 8
Ритмика 4
Русский язык 8 12 11 7 6
Труд 4 3 2 1 4
Физика 8 9 13
Физическая культура 3 4 2 2 2
Химия 13 10 12
Черчение 5 4
Экология 3 3 3 6 1
Экономика 11
Этикет 7 5

* В перечень включены и факультативные курсы.

Таблица 5. Шкала трудности учебных предметов для учащихся 10-11-х классов (по 13-балльной шкале М.И. Степановой, И.Э. Александровой, А.С. Седовой).

Предмет Количество баллов Предмет Количество баллов
Физика 12 Информатика
Экономика
6
Геометрия, химия 11 История Обществознание
МХК
5
Алгебра 10 Астрономия 4
Русский язык 9 География Экология 3
Литература, иностранный язык 8 ОБЖ Москвоведение 2
Биология 7 Физическая культура 1

Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

На практике из перечисленных выше требований полностью выполнить удается только первое, два других требования, как правило, учитываются только частично. Это может быть связано и с большим количеством классов, нехваткой учебных кабинетов, привлечение вузовских преподавателей и т.д.

Помимо требований со стороны законодательства выставляемых к составлению расписания, необходимо учитывать следующие моменты:

1. Пожелания учителей к составлению расписания.

У каждого учителя существуют личные причины работать в тот или иной день, время или в том или ином кабинете и т.д.

2. Загруженность классов с дополнительными услугами.

На практике встречаются “классы +” – это классы с дополнительными услугами, у них кроме основных учебных предметов ведутся занятия бальных танцев, бассейн, дополнительные занятия по математике, английскому языку и т.д.

3. Распределение учебных кабинетов.

Нехватка учебных классов из-за большого количества классов, проведение занятий в две смены. Так же здесь необходимо учитывать проведение дополнительных занятий для подготовки к олимпиадам, различным конференциям, консультаций по ЕГЭ, а так же индивидуальную работу учителя с учащимися.

С чего же начать составлять расписание начинающему:

А) Распределение учебной нагрузки между учителями. Особое внимание следует обратить на предметы, где занятия проходят при делении на подгруппы (например, английский язык, информатика и т.д.). Удобно, если пары учителя работают в одних и тех же классах.

Например: Английский язык

Ф.И.О. 11б
Валиева С.Т. 2 2 2 2 2 2 3\3
Ергулева Е.В. 2 2 2 3 3
Ерзина Л.В. 2 2 2 2 2
Шайдулина З.Р. 2 2 2 3 3 3/3

Надо постараться, чтобы как можно меньше было ситуаций, когда один учитель ведет занятия в обоих подгруппах класса (из примера выше Шайдуллина З.Р. в 5в классе, Валиева С.Т. в 11 б классе)

Б) Распределение методических дней учителей: подсчитать общее количество баллов недельной нагрузки в каждом классе по учебному плану (можно использовать таблицы 3–5), с учетом факультативов. Распределите баллы на дни недели с учетом благоприятных и неблагоприятных дней (таблицы 1–2).

В) Ввод данных об учителе в программе Ректор:

  • в разделе Списки – Свойства учителя
чтобы указать методический день необходимо выделить выходным день недели и количество желаемых методических дней указать 0, чтобы программа сама не определила методдень на свое усмотрение. Из примера1 у учителя Басовой методический день – среда (см. Рисунок 1).

Рис. 1

желательно ввести кроме основных часов учителя, также указать все дополнительные часы. Это необходимо сделать, чтобы при составлении расписания зарезервировать день и час для данных занятий, например:7 уроками для проведения консультаций, чтобы было удобно учащимся. Можно попросить учителей, чтобы они обсудили это время заранее с учащимися.
  • Если у учителя нет закрепленного за ним кабинета, то кабинет при вводе нагрузки указывать не надо. Распределение свободных кабинетов быстро производиться после составления расписания в разделе Расписание – Кабинеты .
  • Ввод нагрузки, когда один учитель ведет урок в двух подгруппах , например: в 11б классе английский язык (3 часа) в двух подгруппах ведет Валиева С.Т.. Получается, что занятия английского языка в этом классе можно распределить в расписании только первыми или последними уроками в классе. Выход следующий: 1 час английского языка объединить в группу с информатикой (рисунок 2–3). Оставшиеся 2 часа английского вводим в один прием, с обязательным указанием, что группы одновременно не занимаются и уроки должны быть крайними (рисунок 4).
  • В аналогичных ситуациях необходимо искать предмет, с которым можно объединиться в пару. Обязательно нужно проконтролировать общую нагрузку учителя, с данном случае часто происходит потеря часов.

    • Совместители: Учителя по совместительству работают по определенным дням, поэтому при вводе данных в разделе Списки – Свойства учителя необходимо сразу указать дни и время их работы.

    Г) При составлении расписании удобно использовать таблицу 6.

    В столбце Ф.И.О. вводиться список учителей по кафедрам, сначала учителя русского языка и литературы, математики и информатики, физики, биологи, химии, английского языка, татарского языка, технологии, музыки, ИЗО, физической культуры, ОБЖ. Данную таблицу можно получить и программе ректор в разделе Расписание – Учителя и запустить Мастер печати расписания учителя . Для удобства обработки и сортировки данных необходимо выбрать формат файла Excel. Конечно, таблица получается не на один лист, а на несколько, но зато по ней можно увидеть большое количество информации: распределение недельной нагрузки всех учителей, окна, методический день, во сколько заканчиваются уроки в классах по сменам, и многое другое. Данную таблицу хорошо научиться читать по вертикали, это позволяет при необходимости быстро находить замены учителей в классах. Совет : Чтобы быстро запомнить расписание учителей и легко в нем ориентироваться, то данную таблицу заполнить самому карандашом. И если затем будут производиться изменения в расписании, то и в данной таблице обязательно нужно вносить корректировки. Расписание в таком виде всегда должно находиться под рукой у замдиректора по УР.

    Начинать составление расписания надо с учителей, которые ведут занятия в подгруппах, используя функцию поиска расписания. Еще раз следует отметить, что программа при составлении расписании для учителей в парах, может получить расписание одному учителю без окон, а другому учителю, стоящему с ним в паре, может оставить большое количество окон. Поэтому полученное расписание необходимо занести в таблицу 6 (или распечатать ее из программы только на данных учителей), проанализировать и исправить неточности в расписании.

    Список используемой литературы:

    1. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196.
    2. Санитарные правила ст. 28 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований.
    3. http://profi.intergu.ru/index.asp?main=answer&t100=0&id_sec=1896
    4. И.Г. Корнеева. Рекомендации по составлению расписания// “Справочник заместителя директора школы”, № 3, 2008 г.

    Всем читателям блога «ШколаЛа» доброго дня! Ну как ваша школьная жизнь? Ещё чуток, и появится время передохнуть, ведь скоро первые в этом учебном году .

    Все потихоньку втянулись в рабочий ритм, привыкли, что кому-то почти каждый день с утра нужно переодеваться в физкультурную форму, кто-то учебный день в школе начинает с цифр, а некоторые просыпаются под музыкальные произведения и активные движения художественной кисточкой. У кого что «на завтрак для ума», и тому причиной заведённое школьное расписание уроков.

    Мы, родители, иногда возмущаемся, зачем детям по утрам бегать кроссы, чтобы на втором уроке сидеть за партой вспотевшими в полусырой одежде. Почему бы не сделать первым уроком литературу, а логику математики оставить на «после обеда».

    А и вправду, есть ли какие-то правила составления расписания уроков, кто ответственен за этот важный процесс в школе, и чем это самое ответственное должностное лицо руководствуется, когда распределяет учебную нагрузку?

    Правильное школьное расписание – залог успешной учёбы

    И это давно подтвердившийся факт. Грамотно составленное педагогами школы расписание уроков – это прямая взаимосвязь со школьными отметками в классном журнале, ибо оно помогает сохранить работоспособность на протяжении не только всего учебного дня, но и всей календарной недели и даже всей четверти.

    Знают ли на самом деле учителя, что в их руках находится в прямом смысле этого слова здоровье каждого ученика и его учебный потенциал, которые можно одним движением канцелярской ручки перечеркнуть?

    Вот давайте и проверим, насколько в наших с вами начальных школах стремятся к тому, чтобы детям было легко учиться. Итак, что нужно учесть при составлении школьного расписания уроков?


    Вот там табличка трудности уроков в начальной школе по СанПину:

    математика – 8 баллов

    русский и иностранные языки – 7

    окружающий мир и информатика – по 6 баллов

    литература – 5

    история – 4

    рисование и музыка – по 3 балла

    технология – 2

    физкультура – 1

    Нда, хоть каждое утро с музыки да рисования начинай и физкультурой заканчивай!

    Некоторые педагоги пользуются табличкой Сивкова, разработанной в 1975 году, она пошире и предназначена для всех одиннадцати классов.

    Кстати, зная расписание уроков ребёнка, можно построить своего верблюда, посчитав на каждый день учёбы количество баллов. Получается горбик ко вторнику — среде? Значит, школе за расписание можно поставить пятёрку.

    • В-третьих, в правильном расписании обязательно должны чередоваться сложные предметы с более простыми. И тут есть одна заковырка: не рекомендуется ставить рядом однотипные дисциплины, например, если друг за дружкой могут идти сложные математика с иностранным, так как они разные по содержанию, то русский с литературой лучше разделить.
    • В-четвёртых, специалисты советуют педагогам уйти от так называемых «пар», известных больше студентам, и избегать сдвоенных уроков по одной дисциплине. От такой однообразной нагрузки дети начальной школы, да и старшей тоже, очень устают. Потому младшим школьникам «парами» учиться запрещено вообще.

    Увы, сделать идеально никогда не получается: то педагогов мало, то классов не хватает.

    Буквой закона

    Решила подкрепить художественное слово буквой закона. Открываю Постановление Главного санитарного врача от 29.12.2010 за номером 189, который утвердил СанПин 2.4.2.2821-10. Под этим набором цифр спрятаны требования к организации процесса обучения. Пролистываем не менее интересные главы про школьные территории и здания, помещения и оборудование, и . Вот глава Х, которая-то нам и нужна. Итак:

    • уроки не раньше 8 утра,
    • 1-е, 5-е, 9-е и 11-е классы – исключительно в первую смену,
    • три учебных смены (а когда-то ведь пробовали!) запрещено,
    • зафиксированная в табличке учебная нагрузка, выше которой нельзя.

    Хотелось бы отметить, что такое учебная нагрузка. Это максимальное количество академических часов в неделю. Она зависит от того, учитесь ли вы ещё и по субботам. К слову, первоклашкам в выходные учиться законом запрещено. Итак, академический максимум в часах при 6-дневной и 5-дневной учебной неделе соответственно:

    • 1-ый класс - 21 час,
    • 2 – 4 классы – 26 либо 23 часа,
    • 5-ый класс – 32 либо 29 часов,
    • 6-ой класс – 33 либо 30 часов,
    • 7-ой класс – 35 либо 32 часа,
    • 8 – 9 классы – 36 либо 33 часа,
    • 10 – 11 классы – 37 либо 34 часа.

    Нагрузка – нагрузке рознь. Можно ведь и по 10 уроков поставить в день, а потом в субботу «балду гонять». Ан нет, нельзя!

    Если школа старается неукоснительно придерживаться законодательной основы в своей работе, то никакой завуч либо методист, кто станет расписывать предметы и преподавателей, не поставит:

    • более 4 уроков для первоклашек, им можно пятым раз в неделю сделать физкультуру,
    • более 5 уроков для 2-4 классов, им разок при 6-ти дневной учебной неделе дозволяется просидеть 5 уроков, а шестым станет та же физкультура,
    • более 6 уроков в день для 5-6 классов,
    • более 7 уроков в день для 7-11 классов.

    Посчитали сразу же у себя, сколько выходит фактически? Укладываетесь? Едем дальше.

    Этот требовательный СанПин устанавливает те самые правила распределения школьных предметов по сложности, о которых мы уже с вами упомянули, указывая педагогам, что при составлении расписания дисциплины основные, такие как математика, русский и иностранный языки, окружающий мир (по СанПин – природоведение), информатика, должны «разбавляться» музыкой и ИЗО, технологией (в СанПине она ещё с советских времён под названием «труды») и физкультурой.

    К слову, после физкультуры нельзя ставить письменные уроки и контрольные.

    Трудные предметы главврач России предписывает ставить у первоклашек на второй урок, у 2-4 классов – на второй и третий, для остальных – на второй, третий и четвёртый. И ещё важно: контрольные, оказывается, могут быть по одной в день, на 2-м, 3-м либо 4-м уроке.

    Вот это действительно интересно — на практике вряд ли такое возможно. Если в младших классах педагог сам распределит порядок тестирования, то как будут договариваться в старшей школе, например, учитель биологии и учитель алгебры, ну или любой другой?

    Но педагоги здесь защищены: это не прямой запрет закона, а рекомендация, так что если ребёнок сначала написал тест по математике, а потом ещё и завернулся на русский, то вряд ли кто внемлет вашему возмущению.

    Вообще, пришла к выводу, что составление школьного расписания – это на самом деле титанический труд, хоть и интересный на первый взгляд. А поручают эту головную боль обычно одному из заместителей директора школы в соответствии с должностной инструкцией. Потому предлагаю не быть слишком предвзятыми к нашим учителям и небольшие погрешности всё-таки выпускать из-под нашего пристального взгляда.

    Друзья, предлагаю вам подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте» , чтобы всегда быть в курсе школьных событий.

    Всего вам доброго!



    Читайте также: