Учебный курс по литературе. Программа элективного курса по литературе. Теория литературы ("Тайны литературы"). Формы, способы контроля уровня достижений учащихся

Можно ли за два дня пройти школьную программу? В Москве стартует новый образовательный проект по литературе

Текст: Наталья Лебедева
Фото:

Продвинутая классика

3 декабря в Москве стартует новый образовательный проект по литературе «YES TO READING» . За 14 часов (два дня по 7 часов) первые слушатели нового экспресс-курса смогут вспомнить или открыть для себя впервые основные произведения из школьной программы.

— У нас не будет сложных литературоведческих теорий и глубокого анализа произведений, основанного на знании всех деталей текста, — рассказывает автор проекта Евгения Вовченко . — Наоборот,

мы очень быстро и тезисно пройдем по всем основным произведениям. Наша задача — дать максимум информации в сжатые сроки.

А чтобы было не только познавательно, но весело и интересно, у нас предусмотрено большое количество интерактива — всевозможных обсуждений, игр и соревнований. Слушатели будут делиться своим личным опытом, представлять себя на месте героев, переносить события в современность. Разные форматы и способы подачи не дадут заскучать.

Свою аудиторию авторы проекта описывают так: взрослые люди, закончившие школу и институт, читающие время от времени книги, но не имеющие глубоких познаний в литературе.

Не всем повезло в школе с учителем литературы, а восполнить самостоятельно литературные пробелы не получается, да и времени не хватает.

— Сегодня очень популярны всевозможные лектории, но там обычно дают много глубокой информации, которая не всегда понятна человеку неподготовленному и требует серьезного литературного бэкграунда, — объясняет Евгения. — Приходишь туда и чувствуешь себя не очень образованным человеком, а это не всегда приятно, особенно взрослому человеку. А так хочется поговорить с кем-то о книге, обсудить, провести параллели с реальной жизнью. Вот этим мы и будем заниматься на наших экспресс-курсах, тем более, что формат «развлечение + образование» сегодня очень востребован.

Преподавателями курса станут известные литературоведы: (председатель Гильдии словесников), Артем Новиченков (писатель, литературовед, учитель литературы в школе № 2009), Егор Cартаков (старший преподаватель факультета журналистики МГУ), (учитель литературы в ГОУ Гимназия № 1514), Янина Солдаткина (профессор кафедры русской литературы Института филологии Московского педагогического государственного университета).

По словам Евгении, никто из них не сомневается в успехе нового проекта, а свое участие в нем рассматривают, как некий вызов. Одно дело выступать перед подготовленной аудиторией, и совсем другое — заинтересовать своим предметом тех, кто мало что помнит или вообще даже не читал.

Первый курс будет посвящен шести основным произведениям из школьной программы по литературе,

как говорят организаторы, от до .

А в планах — отдельные курсы по зарубежной литературе, современной русской литературе, литературе разных стран мира.

— Готовиться к занятиям не нужно, — сразу предупреждает Евгения Вовченко. — Приходите с теми знаниями и впечатлениями, которые у вас есть. Наша задача сделать «высокую» литературу доступной для понимания каждого. Любой сможет осилить , главное — правильная мотивация и нужные люди рядом.

1. Психолого-педагогические аспекты по развитию детской одаренности
2. Особенности раскрытия таланта в области литературы
3. Организация работы по развитию таланта в дополнительном образовании детей
4. История развития предмета и разных мероприятий в нем
5. Где в Москве можно развивать эту область
6. Успехи, достижения, проблемы олимпиадного движения по литературе в Москве
7. Особенности нормативной базы. Обзор литературы и интернет-ресурсов

1. Диагностика филологической одаренности
2. Специфика подготовки заданий для школьного и муниципального этапов. Выбор уровня заданий для школьника. Творческие задания
3. Специфика подготовки заданий для дистанционного и очного этапов Московской филологической олимпиады
4. Работа с учебными пособиями, энциклопедиями, статьями исследователей
5. Работа с электронными ресурсами: электронные библиотеки, Национальный корпус русского языка

1. Работа с терминологической базой при подготовке к олимпиадам
2. Стихотворные размеры
3. Метр и смысл
4. Учимся анализировать текст: четверостишие
5. Учимся анализировать текст: моностих
6. Учимся анализировать текст: двустишие
7. Учимся анализировать текст: необычные строфические формы и твердые формы (сонет, баллада)
8. Жанр и «память жанра». От классицизма к модернизму
9. Стилистика: «высокое» и «низкое» в поэтическом тексте
10. Виды пафоса. Комическое и трагическое
11. Виды композиции прозаического произведения. Сюжет и композиция. Сюжет и фабула
12. Выполнение аналитического задания: памятка по анализу стихотворного текста
13. Композиция работы. Стиль работы. Советы по выполнению комплексного анализа текста

Пояснительная записка

Предлагаемый курс "Теория литературы" ("Тайны литературы") предназначен для профильного обучения учащихся 10-11 классов. Курс направлен на систематизацию и расширение знаний, умений и навыков в области литературоведения, овладения различными видами анализа, опираясь на теоретические сведения.

Данная программа рассчитана на 70 часов, т.е. на два года обучения - 10-11 классы. В ней указано примерное распределение учебного времени по темам, однако на занятиях возможно и варьирование материала.

Программу курса составляют основные теоретико-литературные понятия, входящие в стандарт среднего (полного) общего образования по литературе.

Программа не только продолжает, но и углубляет изучение теории литературы. Вместе с тем курс подразумевает усвоение теоретических литературоведческих понятий в сочетании с практической деятельностью учащихся (при анализе художественных произведений). В качестве объекта анализа предлагаются литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения, и дополнительная литература по предмету, имеющая методическую значимость (по выбору учителя и учащихся). Итак, курс "Теория литературы" ("Тайны литературы") основывается на принципе научности, последовательности, системности изложения материала, связи теории с практикой.

Данная программа помогает учащимся приобрести дополнительные филологические знания по курсу литературы, позволяет практически получить начальное филологическое образование. Знания, умения и навыки, которыми овладеет будущий выпускник, будут востребованы в социуме.

Тема курса актуальна. Существует противоречие между содержанием учебной программы по предмету (стандарта) и временем на освоение этого содержания, которое выделяется учебным планом. Нехватка времени для формирования практических умений с помощью углубленных теоретических сведений компенсируется на занятиях данного курса.

Целью курса "Теория литературы" ("Тайны литературы") является создание условий для:

Углубленного изучения теоретических понятий;

Формирования внутренней потребности личности к совершенствованию читательского опыта через овладение приемами литературоведческого анализа;

Развития и совершенствования психологических качеств личности учащегося: любознательности, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Для достижения поставленных целей предлагается решение следующих задач:

Формировать научное мировоззрение;

Систематизировать ранее изученные и полученные знания, умения и навыки и формировать умения применять теоретические знания на практике;

Развивать творческие способности учащихся;

Развивать умения и навыки самоконтроля и самоорганизации.

Для реализации поставленных задач важно использовать оптимальные методы и приемы обучения для курса профильного обучения: исследовательский, проблемно-поисковый, метод стимулирования и мотивации учебной деятельности, метод самостоятельной работы. Отсюда вытекают самые разнообразные формы работы: эвристическая беседа, урок-семинар, урок-лекция, урок-исследование, урок-конференция, урок-консультация, урок-практикум и т.д. Данные формы работы позволяют активизировать деятельность учащихся.

Предлагаемый курс предусматривает следующие виды самостоятельной работы: анализы лирического, прозаического и драматического произведений, анализ эпизода, работа со справочной литературой, составление литературоведческого словаря, написание реферата, создание веб-странички о любимом писателе или литературном произведении и т.д.

Работа по теме курса "Теория литературы" ("Тайны литературы") предполагает следующий ожидаемый результат: изучение курса приведет к ликвидации пробелов в данной области; овладение необходимыми теоретическими знаниями приведет к обеспечению высокого уровня литературоведческой подготовки учащихся, к овладению навыками применять полученные знания на практике, а именно: умению глубоко анализировать художественное произведение, используя сведения по теории литературы, умению самостоятельно формировать собственное мнение о явлениях художественной культуры.

Итоговой формой отчетности данного курса послужит презентация собственных проектов или произведений со своим собственным комментарием.

Успехи в изучении курса будут оценены критериями зачет/незачет.

Содержание программы определяется стремлением учащихся расширить кругозор в области литературы, расширить и углубить теоретические знания по предмету, без которых невозможен практический процесс размышления над художественным произведением, а также стремлением эффективно подготовиться и успешно сдать экзамен по окончании средней (полной) общеобразовательной школы.

В первом разделе программы "Художественная литература как вид искусства" рассматриваются вопросы общего характера: что является спецификой литературы как вида искусства, что есть литература вообще и каково её отличие от других видов искусства, чем занимается литературная критика, в чем своеобразие русских критиков.

(Критические статьи : А.В.Дружинин "Обломов", роман И.А.Гончарова" и Н.А.Добролюбов "Что такое обломовщина?"; Н.А.Добролюбов "Луч света в "темном царстве" и Д.И.Писарев "Мотивы русской драмы"; М.Антонович "Асмодей нашего времени" и Д.И.Писарев "Базаров").

В следующем разделе дается развитие понятия образа вообще (отражение в сознании картины реальной действительности) и понятия художественного образа (результат познания действительности, мысли и чувства, возникших в процессе творческой деятельности писателя). Так как образ предполагает, прежде всего, создание определенного человеческого характера, то далее следует знакомство с последним. Следует вывод, что характер - это совокупность основных черт, определяющих индивидуальные особенности героя, а также высшая форма характера, большое художественное обобщение - тип.

В процессе практической деятельности в данном разделе учащиеся, следуя примерному плану характеристики героя литературного произведения, вырабатывают умение давать полную, целостную характеристику тому или иному персонажу (См. приложение 1).

(Тексты : Н.В.Гоголь "Мертвые души"; И.А.Гончаров "Обломов").

Третий раздел программы посвящен разъяснению, что есть художественное произведение, что есть форма и содержание, а отсюда, их единство. Дается истолкование различными школами данным понятиям.

В разделе "Тема. Идея" разграничиваются эти два термина, также говорится об их множественности. Здесь же дается понятие конфликта и проблематики (Тексты : Л.Толстой "Война и мир"; Е.Замятин "Мы"; А.Ахматова. Поэзия); сходство и различие между фабулой и сюжетом, о реализации фабулы в сюжете (Тексты: А.И.Герцен "Сорока-воровка"; А.И.Островский "Бесприданница"). Значительная роль отводится построению произведения, композиции, её влиянии на идею произведения. Рассматриваются стадии развития действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог) и основные способы изображения (Тексты: М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"; Л.Н.Толстой "После бала"; И.С. Тургенев "Рудин"; И.А.Бунин "Господин из Сан-Франциско"; М Г. "Старуха Изергиль"; М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита").

Большое место отводится понятию личности автора, особенности авторской позиции, тому, как проявляется отношение автора к герою, что такое авторское отступление (Тексты: А.С.Пушкин "Евгений Онегин"; И.С.Тургенев "Отцы и дети"; А.П.Чехов. Рассказы; В.Распутин. Рассказы).

В разделе "Анализ прозаического произведения" речь пойдет о мноплановости произведения, которая дает нам большие возможности выбора аспекта при анализе. Художественное произведение можно анализировать с разных точек зрения: изучить творческую историю, рассматривать соотношение жизненного материала и художественного сюжета, выяснить значение заглавия и эпиграфа в связи с общим замыслом, рассмотреть систему образов, своеобразие композиции в целом или особенности некоторых композиционных принципов, своеобразие сюжета и др. Внимание уделяется и роли эпизода в художественном произведении: строение эпизода как части целого в контексте всего произведения, связь с другими эпизодами, содержательная функция эпизода. Виды связей эпизодов: причинно-следственные, причинно-временные, собственно временные.

На примере существующих в школьной программе традиционных планов анализа прозаического произведения и анализа эпизода отводится значительное место практической работе (См. приложение 2, 3).

(Тексты : Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"; М.Горький. Рассказы; М.А. Шолохов "Тихий Дон"; Б.Пастернак "Доктор Живаго"; А.И.Солженицын. Рассказы.)

В разделе "Литературные роды" изучаются отличительные признаки родов: предмет изображения, объем изображения, способ повествования, способ композиционных связей, способ изображения времени, способ организации сюжета.

Раздел "Жанры литературы" знакомит учащихся с особенностями каждого жанра:

1. эпос: принцип повествования, особенности поэтики, разновидности жанра (Текст: А.И. Куприн "Гранатовый браслет");

2. лирика: содержание, объект и субъект изображения и т.д., разновидности жанра (Тексты : А.А.Фет "Шепот, робкое дыханье:"; К.Бальмонт "Вечер. Взморье. Вздохи ветра").

3. драма: происхождение жанра, его свойства, содержание, отличие драмы от эпоса и лирики, разновидности жанра, классическая схема драмы (М.Горький "На дне").

В восьмом разделе программы "Особенности языка художественного произведения" рассматриваются свойства языка художественной литературы, языка как

основного средства, при помощи которого художник достигает индивидуализации изображения жизни и основная задача языка: создание образа. Последнее влечет за собой использование и отбор художником изобразительно-выразительных средств. Используя тексты художественных произведений, учащиеся работают над ролью в тексте следующих троп: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и т.д. Также выясняют роль интонации синтаксиса в произведении.

(Тексты: И.А.Бунин "Антоновские яблоки"; А.Платонов "Маркун").

В разделе "Особенности стихотворного языка" внимание учащихся акцентируется на общих чертах стихотворной речи, на существующих системах стихосложения (музыкально-речевое, силлабическое, силлабо-тоническое, тоническое), на размерах стиха (двусложные - хорей, ямб; трехсложные - дактиль, амфибрахий, анапест). В этом же разделе происходит знакомство с такими видами стиха, как белый стих, верлибр. Показывается роль рифмы, её интонационное и смысловое значение, способы рифмовки, работа с такими терминами, как строфа, стопа, цезура, анакруза, спондей, пиррихий.

(Тексты: Поэзия Ф.Тютчева, А.Фета, А.Блока, А.Ахматовой, М.Цветаевой, В.Маяковского.).

Раздел "Анализ лирического произведения" предполагает работу учащихся по традиционному плану анализа лирического произведения (См. приложение 4) . Значительное место в данном разделе отводится повторению видов троп, звуковых средств выразительности, синтаксических средств выразительности, поэтической лексики.

Особое внимание уделяется образу лирического героя как обобщающему понятию, при этом акцент делается на то, что лирического героя никоим образом не должно заслонять от нас живое, индивидуальное содержание поэта как личности.

(Тексты: Поэзия Н.Гумилева, С.Есенина, М.Цветаевой, О.Мандельштама, А.Ахматовой, Б.Пастернака).

В следующем разделе "Анализ драматического произведения" рассматриваются различные пути анализа, точнее, аспекты анализа. Это, к примеру, анализ группировки персонажей, так как группировка персонажей часто яснее всего выявляет сущность драматического конфликта; это анализ развития действия, так как в драме действие - основа сюжета и композиции, действие в пьесе выражает пафос драматурга.

Практическая работа учащихся строится вокруг примерного традиционного анализа драматического произведения (См. приложение 5).

(Тексты: А.П.Чехов "Вишневый сад"; А.В.Вампилов "Свидание"; В.С. Розов "В добрый час").

Раздел "Историко-литературный процесс. Литературные направления" посвящен, в основном, характеристике направлений и их представителям. Литературное направление представляет собой единство основных идейно-художественных особенностей, обнаруживается в определенный исторический период в творчестве ряда писателей, близких друг другу по своей идеологии и жизненному опыту, по своему художественному методу.

Заключительный раздел представляет собой обобщение полученных теоретико-литературных понятий в виде презентации учащимися творческих работ, проектов.

Учебно-тематический план

Наименование раздела и тема Всего часов Форма занятия Форма контроля результата
1. Художественная литература как вид искусства

Художественная литература как учебный предмет

Значение художественной литературы в развитии общества и жизни человека

Теория литературы

Литературная критика

4 Урок-лекция, эвристическая беседа Групповая рефлексия
2. Художественный образ

Система образов, средства создания образа

Тип. Литературный характер. Герой литературного произведения. Персонаж. Понятие прототипа.

Художественное время и художественное пространство

6 Урок-лекция, урок-консультация, урок-практикум Конспектирование, работа с текстом, письменный анализ
3. Художественное произведение 3 Лекция-беседа Конспектирование
4. Тема. Идея.

Множественность идей и тем произведения

Фабула и сюжет

7 Лекция-диалог, урок-семинар, урок-практикум Работа с текстом, индивидуальное занятие
5. Анализ прозаического произведения

План анализа прозаического произведения

Анализ эпизода художественного произведения

7 Творческий практикум Письменный анализ
6. Литературные роды 4 Урок-семинар Контрольная работа
7. Жанры литературы

Жанры эпоса

Жанры лирики

Жанры драмы

5 Урок-семинар Доклад
8. Художественная речь.

Особенности языка художественного произведения

Типы организации художественного произведения

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

5 Урок-исследование, творческая лаборатория Составление словаря, выполнение теста, индивидуальное задание
9. Особенности стихотворного языка

Интонация. Ритм.

Системы стихосложения

Размеры стиха

Стопа. Рифма. Строфа.

5 Творческая лаборатория, урок-практикум Составление словаря, групповое задание,
10. Анализ лирического произведения

План анализа лирического произведения

Поэтическая лексика

Синтаксические фигуры

Лирический герой

7 Литературная гостиная, урок практикум Составление словаря, анализ стихотворения
11. Анализ драматического произведения

План анализа драматического произведения

3 Урок-практикум Устный анализ
12. Историко-литературный процесс. Литературные направления

Античная литература

Литература средних веков и эпохи Возрождения

Классицизм

Сентиментализм

Романтизм

Символизм

Футуризм

Модернизм. Постмодернизм.

11 Урок-лекция, урок-конференция Реферат
13. Литература и её роль в духовной жизни человека.

Мастерство писателя и читателя

3 Творческая мастерская, читательская конференция Презентация собственных проектов, написание собственного произведения, создание веб-страницы о литературном произведении
Технологии и методики обучения литературе Филология Коллектив авторов --

Концепция содержания современного литературного образования определяется гуманистической педагогической парадигмой, главной отличительной особенностью которой является вовлеченность ученика в процесс познания, а в основе взаимодействия учителя и учащегося – такие характерные черты, как сотрудничество, сотворчество, толерантность, множественность импровизаций, стремление к поиску и открытию истины.

КЛЮЧЕВАЯ ЦИТАТА

«Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики ».

Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения

Из книги Рецензии автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. I. Литературное объяснение с Н. А. Некрасовым. М. А. Антоновича. II. Post-scripium. - Содержание и программа «Отечественных записок» за прошлый год. Ю. Г. Жуковского. СПб. 1869 * После довольно продолжительного молчания гг.

Из книги Том 2. Литературно–критические статьи и художественные произведения автора Киреевский Иван Васильевич

Материалы для характеристики современной русской литературы I. Литературное объяснение с Н. А. Некрасовым М. А. Антоновича II. Post-scriptum. Содержание и программа «Отечественных записок» за прошлый год Ю. Г. Жуковского. СПб. 1869 ОЗ, 1869, № 4, отд. «Новые книги», стр. 273–283 (вып. в свет

Из книги Зарубежная литература XX века. Учебно-методическое пособие автора Гиль Ольга Львовна

Из книги Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе автора Лекомцева Надежда Витальевна

Цель и задачи курса Цель курса – формирование у студентов представления о литературе ХХ в. как культурно-историческом феномене, о неразрывной связи модернизма с кризисом общеевропейского сознания и культуры в начале прошлого столетия, о стремлении художников ХХ в.

Из книги Технологии и методики обучения литературе автора Филология Коллектив авторов --

Из книги Конец институций культуры двадцатых годов в Ленинграде автора Маликова Мария Эммануиловна

Из книги автора

Цель и задачи курса Цель курса – формирование у студентов представления о литературе ХХ в. как культурно-историческом феномене, о глубинной связи постмодернизма с модернизмом, о специфике неореализма, об особенностях массовой литературы, о своеобразии литературного

Из книги автора

Из книги автора

Основные понятия курса ПостмодернизмСтруктурализмПостструктурализмДеконструктивизмИнтертекстГипертекстВеризмНеореализмМагический реализмХудожественное направлениеХудожественный методНеофрейдизмФеноменологияЭкзистенциализмАбсурдТеатр абсурдаНеподвижный

Из книги автора

Глава I Обращение к зарубежной классике в процессе школьного изучения

Из книги автора

1.1. Специфика литературы как учебного предмета в системе школьного филологического образования Ключевые слова: образовательная область «Филология», научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент. Школьный курс литературы

Из книги автора

1.3.2. Программы школьного литературного образования Ключевые слова: принцип концентров, хронологический (линейный) принцип. На основе Государственного образовательного стандарта по литературе и Примерных программ основного и полного общего образования по литературе

Из книги автора

1.3.3. Компоненты содержания школьного литературного образования Ключевые слова: научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент. Цели и задачи литературного образования, специфика литературы как учебного предмета определяют

Из книги автора

1.4. Этапы школьного литературного образования В соответствии с Государственным образовательным стандартом по литературе в современной общеобразовательной школе определены следующие ступени литературного образования: 1–4 классы – ступень начального общего

Из книги автора

ГЛАВА 3 Процесс школьного литературного образования 3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический

Из книги автора

Смена курса и первая «реорганизация» Политическая обстановка в стране резко меняется в 1928 году. Смена эта маркируется XV съездом ВКП(б), проходившим со 2 по 19 декабря 1927 года. Здесь был провозглашен курс на коллективизацию, утверждены директивы по первому пятилетнему плану



Читайте также: