Посовещавшись мы решили. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из спутников решил над ним подшутить. Используемый учебно-методический комплект

Диктант по теме: знаки препинания в конструкциях, грамматически не связанных с предложением.
Без проводника
Напуганный дурными предзнаменованиями, Вандага, наш проводник, вдруг отказался вести нас. По его словам, идти дальше означало бы подвергаться явной опасности.
Мы решили продолжать путь без проводника, но, к великой нашей досаде, совсем потеряли тропу. Один из нас сказал: «Эх вы, горе - путешественники! Пойдемте через оврага к морю и выйдем на верный путь». В дороге нас ожидали неприятности: во-первых, мы попали в бурелом, во-вторых, - в глубокие овраги. Надо было искать другой путь. Взвесив все за и против, мы решили идти прямо.
Да, путешествовать в горах без проводника, безусловно, трудно и опасно.
Иногда случается, что горы и лес имеют привлекательный и веселый вид. Так, кажется, и остался бы среди них навсегда. Но иногда, наоборот, горы кажутся угрюмыми, дикими.

Контрольная работа по теме: сложное предложение.

I. РАСПРЕДЕЛИ В КОЛОНКИ НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ, не записывая предложения:
ПП ССП СПП БСП
1. По его званию, его надо бы величать всего только «господин подпрапорщик», но он раз навсегда приказал называть себя «ваше благородие».
2. В сенях хлопает дверь и что-то грохочет, падая.
3. Это было знакомое Изумруду бодрое, приятное и жуткое своей всегдашней неожиданностью ощущение.
4. Ноги и тело у него были безупречные, совершенных форм, поэтому он всегда спал стоя, чуть покачиваясь вперед и назад.
5. Лошади отпрянули от решетки и насторожились.
6. Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь мутную кисею дождя на этот жалкий скарб, казавшийся таким изношенным, грязным и нищенским.
7. Хорошо выходило, что именины совпали с дачным временем.
8. Когда я в первый раз вижу море после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает.
9. Восемь лет я его держала на квартире, и он казался мне не квартирантом, а родным сыном.
10. Вера собралась с силами и открыла дверь.
11. Знаешь закон: сила действия равна силе противодействия.
12. Он паж, он слуга, он раб.
II. Определите вид придаточного, не записывая предложения:
1. Мне послышалось, будто он между слов, в разговоре обещал помочь семенною картошкою.
2. У Юрия Андреевича являлось чувство, будто он знакомится с городом, стоя на одном из его людных скрещений.
3. Он успел перевидаться со всеми приглашенными, так что это не было их первой встречей.
III. Определите вид подчинения, построив схемы, не записывая предложения:
1. Он поймет, потому что он способен понять все, что выражено логично, просто и без иностранных слов.
2. Напрасно ему объясняли со всевозможной кротостью, что он обращается в неподлежащее место, что ему надобно направиться туда-то, что следует представить такие-то и такие-то бумаги, что его известят о результате.
3. Хотя при нем и был собственный паспорт запасного офицера, но он почему-то нашел нужным заявить, что его бумаги находятся пока в комендантском управлении.
IY. Спишите и расставьте знаки препинания в БСП:
1. Проглотил изволь обрабатывать.
2. Я почувствовал гипноз сковал мои мышцы.
3. Вот вам ответ кролик, проглоченный удавом, может стать удавом.
4. Лучше держать их при себе надоело.
5. Вылечится – назначим его на должность.
Диктант с заданием типа ЕГЭ. 11 класс
1. Диктант
(1)3наете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2)Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

(3)Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. (4)Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5)Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

(6)Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7)Главное - наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8)3начит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

(9)Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10)Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

(11)Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения, происходящие в поведении оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

(201 слово)

(По Л. Павловой)

2. Грамматическое задание.
1 вариант

Укажите номера предложений исходного текста (с 1-го по 8-е), в которых есть вводные слова.

Укажите номера предложений исходного текста (с 1-го по 8-е), в которых есть деепричастные обороты.

Укажите номер (-а) неполного (-ых) предложения (-ий) исходного текста.

Укажите номер предложения с глаголом в повелительном наклонении.

Выпишите из 1-го абзаца слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
2 вариант

Укажите номера предложений исходного текста (с 9-го по 11-е), в которых есть вводные слова.

Укажите номера предложений исходного текста (с 6-го по 11-е), в которых есть ряды однородных членов предложения.

Укажите номер (-а) предложения (-ий) исходного текста, в котором (-ых) есть причастный оборот.

Укажите номер сложного бессоюзного предложения, между частями которого ставится тире.

Выпишите из текста слово, образованное способом сложения слов.
Ответы


1 вариант

2 вариант

1

2, 3, 8

1

9, 10, 11

2

6, 7

2

10, 11

3

7

3

11

4

2

4

2

5

по-разному

5

горе-спорщики

Текст № 3 (По С. Довлатову)

(1) Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнельском университете юным американским славистам, бился в попытках объяснить им «своими словами» суть непереводимых русских понятий «интеллигенция», «пошлость», «мещанство» и «хамство». (2)Говорят, с «интеллигенцией», «пошлостью» и «мещанством» он в конце концов справился, а вот растолковать, что означает слово «хамство», так и не смог. (З)Обращение к синонимам ему не помогло, потому что синонимы - это слова с одинаковым значением, а слова «наглость», «грубость» и «нахальство», которыми пытался воспользоваться Набоков, решительным образом от «хамства» по своему значению отличаются. (4)Наглость - это в общем-то способ действия, то есть напор без моральных и законных на то оснований, нахальство - это та же наглость плюс отсутствие стыда, что же касается грубости, то это скорее форма поведения, нечто внешнее, не затрагивающее основ; грубо можно даже в любви объясняться и вообще действовать с самыми лучшими намерениями, но грубо по форме - резко, крикливо и претенциозно. (5)Как легко заметить, грубость, наглость и нахальство, не украшая никого и даже заслуживая всяческого осуждения, при этом всё-таки не убивают наповал, не опрокидывают навзничь и не побуждают лишний раз задуматься о безнадёжно плачевном состоянии человечества в целом. (б)Грубость, наглость и нахальство травмируют окружающих, но всё же оставляют им какой-то шанс, какую-то надежду справиться с этим злом и что-то ему противопоставить. (7)Помню, еду я в ленинградском трамвае, а напротив меня сидит пожилой человек, и заходит какая-то шпана на остановке и начинает этого старика грубо, нагло и нахально задевать, и тот им что-то возражает, и кто-то из этих наглецов говорит: «Тебе, дед, в могилу давно пора!» (8)А старик отвечает: «Боюсь, что ты с твоей наглостью и туда раньше меня успеешь!» (9)Тут раздался общий смех, и хулиганы как-то стушевались. (10)То есть имела место грубость, наглость, но старик оказался острый на язык и что-то противопоставил этой наглости. (11)С хамством же всё иначе. (12)Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить. (13)И вот я долго думал об этом и наконец сформулировал, что такое хамство, а именно: хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом умноженные на безнаказанность. (14)Именно в безнаказанности всё дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертв. (15)Именно безнаказанностью своей хамство убивает вас наповал, вам нечего ему противопоставить, кроме собственного унижения, потому что хамство - это всегда «сверху вниз», это всегда «от сильного - слабому», это беспомощность одного и безнаказанность другого, хамство - это неравенство.

(По С. Довлатову)
Система оценок.

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.

Оценка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

4.Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Сочинение-рассуждение оценивается по критериям ЕГЭ.

Используемый учебно-методический комплект:

1.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2007.

2.Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.: Русское слово, 2012.

3.Н.Н.Будникова, Н.И.Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина.- М.: Вако, 2014.

Глазами художника

Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражен собором Святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.
Как известно, Лондон — город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, все так и изобразил.
Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый.
Дело в том, что Лондон — город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придает ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.
Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном. (127 слов)

(По А. Воловик )

Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подшутить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошел по тропе обратно. Задерживать теперь его было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли ее найти. Мы направились на шум прибоя. Но наши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы еще попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. Посоветовавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. (150 слов)

(По В. Арсеньеву )

Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Без сомнения, первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи старше других искусств?
Еще в каменном веке люди приготовляли пищу, используя огонь. Туши животных зажаривались на раскаленных углях или на вертеле.
При раскопках древних поселений находят глиняные горшки, которые считают почтенными предками современных кастрюль. Однако до появления глиняных сосудов пища готовилась в корытах, выдолбленных из камня. Туда насыпались раскаленные камни, доводя таким образом воду до кипения.
Тяжела была эта пища! При одной мысли о том, чем питались наши предки, становится как-то не по себе. Но человек тех далеких времен постоянно боролся со всем: с суровой природой, с врагами, с болезнями. Надо полагать, такая грубая пища была ему в самый раз.
Родиной изощренного кулинарного искусства, как говорят ученые, является Азия. Впоследствии, постоянно изменяясь, обогащаясь, подвергаясь влиянию мод и подчиняясь местным традициям, оно распространилось по миру. (149 слов)

(По В. Кудашевой )

1 Раздел VII. Контрольно-измерительные материалы 8 класс Входной контрольный диктант 1. Чёрная лисица В наших лесах зимой неожиданно появилась редкая гостья - чёрная лисица. Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного зверя. Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей. Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. Как ни старались все охотники поймать её, у них ничего не вышло. А чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. Вследствие этого они и не могли её поймать. Но один молодой зверолов понял эту её хитрость. Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, запорошив их снегом, чтобы ниоткуда не видно было. Затем, спрятав в кустах самострелы, через тропу провёл веревочки, которые стрелу спускают. Он ходит, и чёрная лисица от него не отстаёт. Кружил зверолов в продолжение целого дня, да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. Стрела попала ему под колено. Эту зиму он больше не охотился. А чёрная лисица впоследствии исчезла. Грамматические задания. 1. Произвести синтаксический разбор предложения: 1 вариант Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей. 2 вариант Но один молодой зверолов понял эту её хитрость. 2. Произвести морфологический разбор слов: 1 вариант за лисицей. 2 вариант хитрость. 3. Произвести морфемный разбор слов: 1 вариант неожиданно, появилась, самострелы 2 вариант запорошив, закружился, зверолов. 8 класс Контрольный диктант 2 по теме «Двусоставные предложения». В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе. Крокодил искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув

2 на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы. Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он ее не убивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождет, пока добыча «отмокнет». Желудок крокодила адский химический комбинат, переваривающий шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке. Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие греться на песчаном берегу водоема. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. Здесь он хозяин. (По В. Пескову) Грамматические задания. 1. Сделать синтаксический разбор предложения. Выписать из него все словосочетания. 1 вариант: На суше он ее не убивает, а тащит в воду и топит. 2 вариант: Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке. 2. В тексте диктанта подчеркнуть сказуемые разных видов, надписав вверху. (не менее 5 сказуемых). 3. Графически объяснить знаки препинания в предложениях: 1 вариант: 2 абзац 1, 2 предложения. 2 вариант: 5 абзац 2, 3 предложения. 8 класс Контрольная работа 3 по теме «Односоставные предложения». 1. Укажите неверное утверждение. A. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена. Б. Односоставные предложения могут быть распространенными. B. Неполные предложения те, в которых пропущен главный член. Г. Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой. 2. Найдите односоставные предложения. A. День ясен. Б. С утра морозит.

3 B. Что бы это значило?, Г. Мне нездоровится. Д. Ряд телеграфных столбов. 3. Укажите определенно-личные предложения. A. Выберите себе книгу по вкусу. Б. Не из Москвы ли будешь? B. В доме шумят. Г. Цыплят по осени считают. Д. Быть грозе великой. 4. Найдите неопределенно-личные предложения. A. Вот парадный подъезд. Б. Люблю грозу в начале мая. B. В дверь постучали. Г. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Д. Будут долго вспоминать его рассказы. 5. Укажите безличные предложения. A. Бездонную бочку водой не наполнишь. Б. Скоро светать будет. B. Приготовьтесь к уроку. Г. Зажгло грозою дерево. 6. Найдите обобщенно-личные предложения. A. Вам не видать таких сражений. Б. Вечерами работалось особенно хорошо. B. Каких только птиц не увидишь в лесу! Г. Любишь кататься люби и саночки возить. 7. Укажите назывные предложения. A. Мне холодно. Б. Вот заводская улица.

4 B. Это домик под толевой крышей. Г. Третий час дня. Д. Вода немного коричневатая. 8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения. A. Летом светает рано, а зимой поздно. Б. Ум это сила. B. В избе жарко натоплено. Г. Уходим завтра в море. Д. «Как тебя зовут?» «Меня Анной». 9. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания? A. На пригорке то сыро, то жарко. Б. Вот море: вот пермские дремучие леса. B. Светло на улице, и виден сад насквозь. Г. Нигде не дышится вольней, родных лугов, родных полей. 10. Определите виды односоставных предложений? (запишите вид словами). 1)Крепко пахнет в оврагах сыростью грибной. 2)Вставайте, люди вольные, за нашу землю честную! 3)Мне было скучно одному и немного страшно. 4)Травы скашивают рано утром. 5)В городе открыли новый кинотеатр. 6) Соловья баснями не кормят. 7) От добра добра не ищут. 8)Ударило, загрохотало. 9) Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. 10) От детей прячут спички. 11.Произведите полный синтаксический разбор предложения. Максим Максимыч, не хотите чаю или кофе?

5 12. Запишите предложения. Найдите в них грамматическую основу, определите вид сказуемого. Мне было жаль старика. Становилось светлее и светлее. Налетел тёплый ветерок. 13. Напишите сочинение-миниатюру с использованием всех видов односоставных предложений на тему: Зима. 8 класс Контрольная работа 3 по теме «Односоставные предложения». Вариант Укажите неверное утверждение. A. В односоставном предложении второй главный член не нужен для понимания смысла предложения. Б. В определенно-личных предложениях сказуемое стоит только в форме 2-го лица. B. Назывные предложения имеют один главный член подлежащее. Г. В неполных предложениях может быть пропущен любой член предложения. 2. Найдите односоставные предложения. A. За дверью бегают. Б. Сестра врач. B. Ночь темна. Г. Мне не хватает нежности твоей. Д. Его звали Григорием. 3. Укажите определенно-личное предложение. A. Иду по улице нарядной. Б. Не слышно волков завыванье. B. В воздухе пахнет сосновой смолой. Г. Будем вместе служить. Д. Около шести часов в луга носили завтрак. 4. Найдите неопределенно-личные предложения. A. Вдруг неожиданно все зажглось солнечными лучами.

6 Б. Травы скашивают рано утром. B. Детей учили рисованию. Г. Выберите себе книгу по вкусу. Д. Не по словам судят, а по делам. 5. Укажите безличные предложения. A. Уже совсем рассвело. Б. И в переулках пахнет морем. B. Слышу шум падающей листвы. Г. Расскажу тебе сказку. 6. Найдите обобщенно-личное предложение. A. Не спешите отправляться в путь. Б. Нет дыма без огня. B. Егорушке дали ложку. Г. В книге ищи не буквы, а мысли. 7. Укажите назывные предложения. A. Темнеет. Б. Поговори со мною, мама. B. Хлеб-соль ешь, а правду режь. Г. Третье декабря тысяча девятисотого года. Д. Зима. 8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения. A. Необходимо быть дома. Б. Вам с лимоном или с вареньем? B. Февраль. Г. Оставайтесь дома. Д. «Видите дым?» «Теперь вижу».

7 9. В каком примере неверно расставлены знаки препинания? A. Летом светает рано, а зимой поздно. Б. Ей шел восьмой год. B. Гроза была обложная, и гремело отовсюду. Г. Спела бы рыбка песенку, да голоса нет. 10. Определите вид односоставных предложений? (запишите вид словами). 1)Хорошо находиться в осеннем лесу! 2)Друзья, идите за мной. 3)На улице совсем прояснилось. 4)Молодые липы и теперь сажают в парках больших городов. 5)На лису в наших местах обычно охотятся с собакой. 6)Цыплят по осени считают. 7) По платью встречают, по уму провожают. 8) Вечереет, начало свежеть. 9)Поле. Полночь. Полустанок. Звёзды. Росы. Тишина. 10) Не всякому доверяют. 11. Произведите полный синтаксический разбор предложения. Зимним холодом пахнуло на поля и на леса! 12. Запишите предложения. Найдите в них грамматическую основу, определите вид сказуемого. Стало совсем светло. Грозою разбило дерево. Деревня была прелестный уголок. 13. Напишите сочинение-миниатюру с использованием всех видов односоставных предложений на тему: Лето. ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ 1 в.: 1 В; 2 Б, Г, Д; 3 А, Б; 4 В, Д; 5 Б, Г; 6 В, Г; 7 Б, Г; 8 А, Д; 9 Б, Г. 2 в.: 1 Б; 2 А, Г, Д; 3 А, Г; 4 Б, В; 5 А, Б; 6 Г; 7 Г, Д; 8 Б, Д; 9 Б.

8 8 класс Контрольный диктант 4 по теме «Однородные члены предложения». Мы расположились в палатке, поджав ноги, и начали поглощать неимоверное количество чая. Большой мороз сушит не хуже зноя, пить целый день нечего, и к вечеру появляется неутолимая жажда. При красноватом мерцании уютно потрескивающей печки хмурые, обветренные лица светлеют, суровые морщины разглаживаются. В печку перестали подкладывать дрова, и в палатку неумолимо стал забираться ледяной воздух. Пришлось снова надевать запасные меховые носки и влезать в спальные мешки. В тишине и резком холоде остывшей палатки еще некоторое время металось уже бессильное пламя угасавшей печки, освещая то висящие над головой для просушки рукавицы, шапки и шарфы, то приготовленные на утро дрова для топки. Печка погасла. Сквозь дремоту до сознания доходили редкие звуки внешнего мира: далекий грохот оседавшего льда, треск лопающего дерева, беготня оленей. С утра светлые легкие облака затянули все небо. Невидимое солнце излучало сильный свет. Он сглаживал все неровности, искажал линию горизонта и менял очертания предметов, крайне затрудняя передвижение. (146 слов) Грамматические задания. 1. Произведите синтаксический разбор предложения. 1 вариант: Мы расположились в палатке, поджав ноги, и начали поглощать неимоверное количество чая. 2 вариант: Сквозь дремоту до сознания доходили редкие звуки внешнего мира: далекий грохот оседавшего льда, треск лопающего дерева, беготня оленей. 2. Постройте схемы этих предложений. 3. Произведите морфемный разбор слов: 1 вариант: расположились, красноватом, освещая вариант: разглаживаются, бессильное, затрудняя. 8 класс Контрольный диктант 5 по теме «Обращение и вводные конструкции». Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подшутить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошел по тропе обратно. Задерживать теперь его было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли ее найти. Мы направились на шум прибоя. Но наши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы еще попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. Посоветовавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. (150 слов) (По В. Арсеньеву)

9 Грамматические задания. 1. Графически выделите в тексте диктанта вводные конструкции. 2. Произведите синтаксический разбор предложений. 1 вариант: Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. 2 вариант: Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли ее найти. 3. Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант: дурными. 2 вариант: величайшей. 8 класс Контрольный диктант 6 по теме «Обособление определений и приложений». Осенней ночью, светлой и тихой, я возвращался с охоты по песчаным проселкам и зашел заночевать на хутор, одиноко стоявший позади скошенного ржаного поля. Здесь постоянно жил только старый сторож, а хозяин бывал лишь изредка. Хутор имел пустынный вид, а само жилье всего-навсего бревенчатый флигель да изба-сторожка. Ни души вокруг. Даже собака не залаяла, когда я постучал в окошко. Стучал долго, однако никто не выходил. Потом на пороге появился мужичок, невысокий, в рваном овчинном полушубке, в старой холстинной рубахе. Он долго не понимал, что мне надо. Потом пригласил меня в дом. Из прихожей я прошел в просторную спальню. Здесь были только дощатые полы, давным-давно не крашенные стены да деревянная кровать. Ночью я долго думал о чужой, неизвестной мне жизни человека, под кров которого нежданно-негаданно привел меня случай. Удивительно яркий месяц светил в окна и озарял кровать, казавшуюся от этого золоченой. Все было прекрасным в этом необыкновенном лунном сиянии. (147 слов) (По И. Бунину) Грамматические задания. 1. Графически выделите в тексте диктанта обособленные определения и приложения. 2. Выпишите 3 словосочетания с разными видами связи. 3. Произведите синтаксический разбор предложения 1 вариант: Осенней ночью, светлой и тихой, я возвращался с охоты по песчаным проселкам и зашел заночевать на хутор, одиноко стоявший позади скошенного ржаного поля. 2 вариант: Потом на пороге появился мужичок, невысокий, в рваном овчинном полушубке, в старой холстинной рубахе.

10 8 класс Контрольный диктант 7 по теме «Обособленные члены предложения». Во глубине России На озере, запрятанном в крутых берегах, лежала зеленая илистая тень. А в этой тени серебрились от росы сами по себе серебряные ракиты. На ветке ракиты, склонившейся к воде, сидела маленькая серая птица в красном жилете и желтом галстуке. Она издавала дробный и приятный треск, а клюв ее при этом оставался закрытым. Я подивился на эту птаху и на ее веселое занятие и пошел дальше. Мне надо было набрать букет из цветов, растущих в лесу. Цветов было множество, и я решил взять по одному цветку и по одной ветке от всех растений, создававших вокруг озерца непролазные пахучие заросли. У самого берега расцвела желтоватая таволга, пахнущая мимозой. Рядом распространял свой сильный и пряный аромат широколистый аир. Стрелолист уже дал первые зеленые шишки, сплошь покрытые мягкими иглами. Розовые метелки водяной гречихи стояли над водой круглыми рощицами. А немного дальше высокой стеной вздымались боярышник и шиповник, перепутавшие свои белые и огненные цветы. (148 сл.) (По К.Паустовскому.) Грамматические задания. 1. Графически выделите в тексте диктанта обособленные члены предложения. 2. Произведите синтаксический разбор предложения. (Знаки препинания не расставлены). 1 вариант: На озере запрятанном в крутых берегах лежала зеленая илистая тень. 2 вариант: У самого берега расцвела желтоватая таволга пахнущая мимозой. 3. Выписать из текста слова с чередующимися гласными в корне. Подобрать 2-3 однокоренных слова. 4. Произвести разбор словосочетаний: желтоватая таволга, набрать букет (1 вариант); высокой стеной, пошел дальше (2 вариант) 8 класс Итоговая контрольная работа в форме ГИА 8. Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны 4 варианта ответа. Только один из четырёх ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Задания 16, 17, 18, 19, 20 не содержит ответов. Запишите ответы словами.

11 Вариант В каком слове звуков больше, чем букв? А) здания; Б) взлететь; В) дальние; Г) губернии. 2. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания? А) Рассмотреть; Б) незабываемый; В) заселил; Г) посолённый. 3. Какое из перечисленных слов имеет значение «придерживающийся строгих правил»? А) влиятельный; Б) пунктуальный; В) дотошный; Г) дисциплинированный. 4. В каком слове ударение падает на первый слог? А) Настроены; Б) известность; В) побережье; Г) бунинское (стихотворение). 5. В каком предложении есть причастие? А) Не дожидаясь возвращения хозяев, Малеев покинул дом. Б) Дом, окружённый трёхметровым забором, казался неприступной крепостью. В) Город, погрузившись во тьму, постепенно засыпал. Г) Есть что-то бунинское в этом городке, в его греческих домах и в тончайших сетях, которые разостланы на побережье. 6. В какой строке во всех случаях пропущена буква е? А) Пр_зидент, расст_лить, подозрева_мый, за синеющ_м морем; Б) пр_клонный, зам_реть, отрабатыва_мая смена, на открывш_мся форуме; В) пр_казать, пр_рекаться, ореш_к, он гон_ится. Г) пр_возмочь, подв_ргать, повел_вать, завистл_вый. 7. В какой строке во всех словах нужно писать ь? А) Навзнич_, роскош_ный, восем_надцать, об овеч_ей шкуре; Б) постич_, шест_сот, сплош_, бан_щик; В) фальш_, развлеч_, наотмаш_, сем_сот;

12 Г) съеш_, невтерпёж_, печ_ник, плащ_. 8. В каком слове после шипящей пропущена буква о? А) Деш_вый; Б) груш_вый; В) трущ_ба; Г) ж_лудь. 9. В каком слове пропущена одна буква н? А) Окружё ый забором; Б) трава скоше а; В) уединё ый уголок; Г) сваре ое яйцо. 10. В каком словосочетании тип связи примыкание? А) Тотчас остановиться; Б) ищет что-нибудь; В) постоять на крыльце; Г) фонтанами брызг. 11. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены) А) Алфавит гениальное изобретение человечества. Б) Горы как пышные складки на богатой одежде земли. В) Жизнь прекрасна и удивительна. Г) В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и мысли. 12. В каком предложении знаки препинания расставлены верно? А) Тоска железная, дорожная свистела сердце разрывая Б) Век девятнадцатый железный, воистину жестокий век! В) Лишь раз гусар, рукой небрежною облокотясь на бархат алый, скользнул по ней улыбкой нежною Г) Ночью ветер злится, да стучит в окно. 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Завтра (1) может быть (2) отменят занятия. Он иногда (3) может быть (4) настоящим мошенником. А) 1, 2, 3, 4; Б) 2,4; В) 3, 4; Г) 1,2.

13 14. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? А) Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье свернувшись в узел и глядя в море. Б) Струйки дыма вились в полном влаги и свежести моря ночном воздухе. В) Солнце спрятавшись за узкое сизое облако золотит края его. Г) Он стремглав сбежал с лестницы и выскочил на улицу. 15. В каком из предложений с прямой речью допущена ошибка при расстановке знаков препинания? А) «Да, - сказал Айваз, - я могу начать работу прямо сейчас». Б) «Право, останьтесь, Павел Иванович! сказал Манилов, когда они вышли на крыльцо. Посмотрите, какие тучи». В) «Ну хорошо, хорошо!» - засмеялась Айгуль: «Уговор дороже денег». Г) «А как вас величать?» - спросила помещица. Текст (1)Почему телевизор частично заменяет сейчас книгу? (2)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует как смотреть и что смотреть. (3) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, ивы поймёте, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (4)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (5) Но я говорю: смотрите с выбором. (6) Тратьте своё время на то, что достойно этой траты. (7) Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (8) Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (9) Это значит, что в ней что-то существенное есть. (10) А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным для вас? (Д.С.Лихачёв) 16. Из предложений 7-10 выпишите вводное слово. 17. Определите часть речи слова поудобнее в предложении Из предложений 4-8 выпишите частицы. 19. Из первого предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом. 20. Из предложения 3 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

14 8 класс Итоговая контрольная работа в форме ГИА 8. Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны 4 варианта ответа. Только один из четырёх ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Задания 16, 17, 18, 19, 20 не содержит ответов. Запишите ответы словами. Вариант В каком слове звуков больше, чем букв? А) Вчера; Б) пятью; В) змея; Г) иногда. 2. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания? А) Приуралье; Б) запоздалый; В) застенчивый; Г) пренебрегать 3. Какое из перечисленных слов имеет значение «очень важный для настоящего момента»? А) Принципиальный; Б) влиятельный; В) актуальный; Г) грандиозный. 4. В каком слове ударение падает на первый слог? А) Занявший; Б) начать; В) конченный; Г) досуг. 5. В каком предложении есть деепричастие? А) Вдруг мимо меня, погоняемый мальчишками, промчался табун. Б) Благодаря моему находчивому другу мне удалось защитить свою честь. В) Тот, что жизнью живёт настоящей, кто к поэзии с детства привык, свято верует в животворящий, полный разума русский язык. Г) В такие минуты безмерно радуешься, увидев клочок голубого неба. 6. В какой строке во всех случаях пропущена буква и? А) Пр_следование, бл_стеть, обожа_мый, за синеющ_м лесом; Б) пр_большой, зап_рали, оглуша_мый, перед замёрзш_м озером; В) пр_задуматься, огурч_к, он дыш_т, над виднеющ_мся лесом; Г) пр_возмочь, подв_ргать, вид_мый, побывать в оранжер_е. 7. В какой строке во всех словах нужно писать ь? А) Нареж_те, наотмаш_, пят_сот, в волч_ей стае;

15 Б) береч_, фонар_щик, роскош_, девят_сот; В) не переч_те, шалаш_, восем_надцать, заяч_я капуста; Г) съеш_, фарш_, вскач_, сем_надцать, лебяж_и перья. 8. В каком слове после шипящей пропущена буква о? А) Ш_пот; Б) ж_лудь; В) ч_порный; Г) ч_рный. 9. В каком слове пропущена две буквы нн? А) огурцы собра ы; Б) жаре ое мясо; В) ква ая капуста; Г) замороже ая рыба. 10. В каком словосочетании тип связи примыкание? А) отправляется дальше; Б) отправляется в дорогу; В) вернуться из школы; Г) бумага для записей. 11. В каком предложении нужно поставить тире? А) Волга самая большая река в Европе. Б) Снег словно сахар. В) В саду растут разные деревья груши сливы яблони. Г) Но час настал и ты ушла из дому. 12. В каком предложении знаки препинания расставлены верно? А) Ни смех, ни говор твой весёлый не прогоняли тёмных дум. Б) Медведи продолжали идти гуськом, не прибавляя шагу, и не изменяя направления своего пути. В) Иногда мёртвой змеёй проплывает жердь, или бревно. Г) Звёзды начали мёркнуть и небо стало заволакиваться тучами. 13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

16 Мы (1) по его мнению (2) заблудились (3) и он (4) к великому огорчению (5)совсем растерялся и не знал, что предпринять. А) 1, 3 Б) 2, 3, 4 В) 4,5 Г) 1,2,3,4, В каком предложении нужно поставить только одну запятую? А) Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье свернувшись в узел и глядя в море. Б) Струйки дыма вились в полном влаги и свежести моря ночном воздухе. В) Солнце спрятавшись за узкое сизое облако золотит края его. Г) Он стремглав сбежал с лестницы и выскочил на улицу. 15. В каком из предложений с прямой речью допущена ошибка при расстановке знаков препинания? А) «А как вас величать?» - спросила помещица. Б) «Право, останьтесь, Павел Иванович! сказал Манилов, когда они вышли на крыльцо. Посмотрите, какие тучи». В) «Ну хорошо, хорошо!» - засмеялась Айгуль: «Уговор дороже денег». Г) «Да, - сказал Айваз, - я могу начать работу прямо сейчас». Текст (1) Я давно заметил одно печальное обстоятельство: нынешнее оскудение природы отнюдь не повысило в людях ответственности за доверенный им мир, не сделало их добрее, бережнее к меньшим братьям и к зелёной жизни. (2) Никого не смущает, что ромашки попали в число подлежащих охране, то есть исчезающих растений. (3) Это нашато русская ромашка, ещё недавно крывшая бело-золотым ковром поляны и луга! (4) Но, попав в природу, люди по-прежнему собирают их в букеты, плетут ромашковые венки, а по весне обрывают ландыши и ночные фиалки, а ведь с ними дело обстоит ещё хуже нежели с ромашками. (5) И хоть бы кто задумался: а что останется нашим детям, не говоря уже о внуках? (6)Поля без ромашек, леса без благоуханных ландышей пустой, лишённый всякой красоты и аромата, голый мир. (7) Нет, похоже, все озабочены одним: побольше урвать сегодня, пока ещё цветут какие-то цветочки, что-то летает в небе, что-то плавает в воде. (8) Слепая браконьерская жадность владеет душами. (Ю.Нагибин) 16. Определите часть речи слова подлежащих в предложении 2.

17 17. Выпишите из текста наречия в сравнительной степени. 18. Из предложений 4-8 выпишите вводное слово. 19. Из 4-го предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. 20. Из предложения 4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне. 8 класс Тест по теме «Повторение изученного в 5-8 классах» Вариант 1 (в каждом задании один правильный ответ) Прочитайте предложения и выполните задания 1-10 А. Когда же туристы возроптали: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», японцы ответили вежливо и показали программу. Б. Анекдот про японцев (действительный случай, звучащий анекдотически) стал общеизвестным. В. Японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. Г. В программе было написано: с 9 утра до любование. 1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? 1) В, Б, А, Г 2) Б, А, Г, В 3) Б, В, А, Г 4) В, А, Б, Г 2. В каком слове количество букв и звуков совпадает? 1) приехали 2) смотреть 3) возроптали 4) японцы 3. Каким способом образовано слово «приехали»? 1) приставочным 2) приставочно-суффиксальным 3) сложением 4) суффиксальным 4. Чем является слово «возроптали»? 1) историзмом 2) архаизмом 3) неологизмом 4) диалектизмом 5. Какой частью речи является слово «которой» в предложении В?

18 1) союз 2) союзное слово 3) вопросительное местоимение 4) прилагательное 6. В каком предложении есть частица? 1) А 2) Б 3) В 4) Г 7. Какое слово или сочетание слов является сказуемым в одном из предложений? 1) ответили 2) смотреть 3) стал общеизвестным 4) хорошо видна 8. Какая характеристика соответствует предложению В? 1) сложное с разными видами связи 2) сложноподчиненное 3) сложносочиненное 4) простое 9. Сколько простых предложений в предложении В? 1) 1 2) 2 3) 3 4) В каком слове ударение на третьем слоге? 1) красивее 2) начался 3) намерение 4) переключим 11. В каком ряду слов пишется буква А? 1. экстр_ординарный, пор_вняться 2. пар_дировать, эк_логия, изб_вляет 3. ум_лять значение, скомп_новать 4. нефтяная к_мпания, к_вычки 12. В каком ряду слов пишется буква Е? 1. зам_реть, наподоби_, выч_тание 2. упр_кать, неприм_римый, акс_ома 3. эпоха просв_щения, комбин_зон 4. впоследстви_, в сирен_ 13. В каком ряду слов пишется буква У(Ю)? 1. хорошо держ_тся, кол_т дрова 2. меч_щий копье, акк_мулятор

19 3. трепещ_щий от страха, м_кулатура 4. шепч_тся, ссор_тся, кле_т 14. В каком ряду слов пишется буква Ё? 1. по ч_тным дням, пощ_чина, ч_лка 2. обж_ра, пеш_чком, сгущ_нка 3. галч_нок, стриж_т, говорить общ_ 4. просвещ_нный, мелоч_вка 15. В каком ряду слов пишется буква Ь? 1. не ссор_тесь, стелет_ся 2. вскол_зь, лес дремуч_, рыба-меч_ 3. фал_шь, цер_ковь, трос_ть 4. мел_че, тюр_ма, шест_десят 16. В каком ряду слов пишется двойная согласная? 1. а(п,пп)арат, а(п,пп)лодисменты 2. програ(м,мм)ка, тро(л,лл)ейбус 3. ко(р,рр)ектный, ра(с,сс)тратить 4. хо(к,кк)ей, дра(м,мм)атический 17. В каком ряду слов пишется НН? 1. гости(н,нн)ый двор, золоче(н,нн)ые купола 2. еще не коше(н,нн)ый луг, циклева(н,нн)ый пол 3. форме(н,нн)ая одежда, рубле(н,нн)ые деревья 4. исти(н,нн)ый смысл, рыба потроше(н,нн)ая 18. В каком ряду слова с НЕ пишутся раздельно? 1. (не)решительность характера, (не)приехал 2. (не)глубокая, но быстрая река; (не)жаль 3. ответ (не)найден, долго (не)приходит

20 4. (не)зависящий от ситуации, (не)излечимая сегодня болезнь 19. В каком ряду слова пишутся через дефис? 1. (пол)петербурга, (грусть)тоска 2. (культурно)деловой, (слово)творчество 3. видишь(ли), (так)как, (кое)как 4. (по)моему проекту, (по)нежнее 20. В каком ряду слов пишется одна и та же буква? 1. ди_комфорт, бе_рассудный, бе_смысленно 2. обез_янник, под_езд, двух_ярусный 3. неподвлас_но, лечить отас_мы 4. пр_бытие в Пермь, пр_дел мечтаний 21. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1. Шел клочьями снег и уже засыпал дорогу и крышу сарая, и деревья сада, и подъезд. 2. В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь. 3. Лицо, походка, взгляд, голос все вдруг изменилось в ней. 4. Иван Ильич почувствовал, что все самые важные люди стали ему безразличны. 22. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1. За чаем матушка сказала, что ночью был большой мороз. 2. Недалеко заухал филин и Ласка, вздрогнув, стала прислушиваться. 3. И вот сегодня, через три года, шкаф открыли, чтобы освободить его. 4. Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю, подхваченная неодолимым ветром события. 23. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1. Всего, что знал еще Евгений, пересказать мне недосуг. 2. Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод. 3. Все что осталось хорошего от прошлых времен, мы соберем, и наше богатство будет выше всех богатств, какие знали люди.

21 4. По словам И.С.Тургенева, он «никогда ни одной строки в жизни не напечатал не на русском». 24. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1. Жильцы дома не сидели сложа руки, обращались во все инстанции. 2. Лицо полковника, застывшее, бесстрастное, казалось, вырезанной из дерева маской. 3. Льды как льды, пустыни как пустыни. 4. Оса садилась на красную мякоть арбуза, торопливо ползла по ней, и крылышки ее работали быстро, как маленькие пропеллеры. 25. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1. Уже в дни первых успехов авиации русские люди славились на родине и за границей как самые смелые и решительные лётчики. 2. Он закрыл глаза и поняв, что теряет сознание, собрался с силами и усмехнулся. 3. Для того чтобы реализовать крупносерийное авиационное производство, нужно располагать заранее многими необходимыми элементами. 4. Попробовал идти пешком ноги мои подкосились. 26. Найдите безличное предложение. 1. Любишь кататься люби и саночки возить 2. Причина ледникового периода видится отдельным ученым в уменьшении первоначально высокой температуры планеты. 3. Но было доказано, что оба океана были разделены в ледниковую эпоху. 4. Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти, но при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям. 27. Укажите предложение с нарушением речевых норм. 1. Допуская грамматические ошибки в речи, оратор не может рассчитывать на успех. 2. Благодаря своевременному предупреждению метеорологов люди избежали опасности во время сильного наводнения. 3. Этот шампунь помогает сохранить цвет окрашенных волос. 4. Мы встретились у памятника Пушкина. 28. Укажите предложение с нарушением речевых норм.

22 1. Большая часть из тысячи шестисот семидесяти трех дорожно-транспортных происшествий в этом году произошла по вине пешеходов. 2. Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески. 3. Ваш младший сын большой умница. 4. Фирме удается производить конкурентоспособные товары. 29. Укажите предложение с нарушением речевых норм. 1. Вопреки указанным положениям, на предприятии нарушается техника безопасности. 2. Владельцы участков платят земельный налог, установленный в соответствии с законодательством. 3. Занятие будет проходить в четыреста седьмой аудитории. 4. Персонажи пьесы М.Горького «На дне» это люди, опустившиеся на дно жизни и которые потеряли всякую надежду выбраться оттуда. 30. Укажите предложение с нарушением речевых норм. 1. Заведующий учебной части пригласил к себе представителей всех классов. 2. Прошу вас ответить на вопрос, волнующий не только меня, но и многих других. 3. В обществе необходима уверенность каждого в завтрашнем дне. 4. На научном семинаре автор изложил суть этой книги. 8 класс Вариант 2 (в каждом задании один правильный ответ) Прочитайте предложения и выполните задания 1-10 А. Допустим, так: молодой человек попался в заповедном лесу, его выпороли, а он, не в силах вынести позора, ушел куда глаза глядят Б. Ведь есть же сообщения, что Шекспиру «очень не везло в краже оленей, и сэр Люси выгнал его из родных мест». В. Этому искали какую-то конкретную причину, потому что судьба Шекспира выглядела романтической. Г. Что заставило сына преуспевающего ремесленника и торговца Вильяма Шекспира примерно двадцати пяти лет уйти из Стрэтфорда и направиться в Лондон, в большой столичный город?

23 1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? 1) А, Г, Б, В 2) Г, Б, В, А 3) Г, В, А, Б 4) А, Б, В, Г 2. В каком слове количество звуков и букв совпадает? 1) человек 2) сообщения 3) судьба 4) направиться 3. Каким способом образовано слово «преуспевающего»? 1) приставочный 2) приставочно-суффиксальный 3) суффиксальный 4)сложением 4. Укажите верную характеристику слова «ведь» из предложения Б. 1) частица 2) предлог 3) наречие 4) междометие 5. Какое слово или сочетание слов НЕ является грамматической основой одного из предложений? 1) выпороли 2) он ушел куда глаза глядят 3) Шекспиру не везло 4) судьба выглядела романтической 6. Какая характеристика соответствует предложению В? 1) сложное с разными видами связи 2) сложносочиненное 3) сложноподчиненное 4) сложное с союзной и бессоюзной связью 7. В каком предложении есть уточнение? 1) А 2) Б 3) В 4) Г 8. Какой вид связи в словосочетании «не везло в краже»? 1) согласование 2) управление 3) примыкание 4) это не словосочетание 9. В каком предложении есть фразеологизм? 1) А 2)Б 3) В 4) Г 10. В каком слове ударение на третьем слоге? 1) переключим 2) красивее 3) намерение 4) обеспечение 11. В каком ряду слов пишется буква О? 1. дочист_, инфр_красный, ави_перелет 2. распр_странение, пр_образ героя

24 3. пок_ление, обр_мление 4. б_нальный, игн_рировать 12. В каком ряду слов пишется буква И? 1. в сравнени_ с тобой, вследстви_ этого 2. гречн_вый, гор_вать, на яблон_, со_вый соус 3. впоследстви_, предприимч_вый 4. теор_тический, пр_в_легии и льготы 13. В каком ряду слов пишется буква А(Я)? 1. се_т траву, ненавид_т обман 2. хлещ_т струи дождя, трепещ_т от страха 3. его все хвал_т, пчелы жал_т 4. грохоч_щий гром, рыбу вял_т 14. В каком ряду слов пишется буква Ё? 1. ч_ткий ответ, собрать ж_луди, молодож_ны 2. вопрос реш_н, небольшой особняч_к 3. ш_рты, трущ_бы, крыж_вник 4. поддержать плеч_м, толч_т орехи 15. В каком ряду слов пишется буква Ь? 1. мчаться вскач_, мороз трескуч_ 2. шифон_ер, девят_сот, сел_дь 3. пен_сионный, зон_тик, прос_ба 4. разреж_те на куски, безупреч_ный 16. В каком ряду слов пишется двойная согласная? 1. новые кро(с,сс)овки, ко(л,лл)ичество мест 2. ко(м,мм)уникация, ко(р,рр)ида 3. пье(с,сс)а, бороться с ко(р,рр)упцией

25 4. и(м,мм)итировать голосом, гу(м,мм)анизм 17. В каком ряду слов пишется НН? 1. оси(н,нн)ая талия, ветре(н,нн)ая девушка 2. ботинки зашнурова(н,нн)ы, лоси(н,нн)ый 3. маринова(н,нн)ые грибы, жаре(н,нн)ое мясо кролика 4. еще не паха(н,нн)ое поле, традицио(н,нн)ый 18. В каком ряду слова с НЕ пишутся раздельно? 1. (не)каждый знает, (не)нужно торопиться 2. (не)проветренное помещение, (не)ношеная шляпа 3. (не)полностью, фильм очень (не)интересный 4. (не)повторив урок, очень (не)дорого 19. В каком ряду слова пишутся через дефис? 1. (по)медвежьи, (все)таки, (чуть)чуть 2. (по)немногу, (чудак)чудаком, (еле)еле 3. (быстро)растворимый сахар, (пол)секунды 4. (кое)где, (кисло)сладкий, (железно)дорожный 20. В каком ряду слов пишется одна и та же буква? 1. лицеист_ий, скольз_ий, немец_ий 2. и_сохнуть, бе_страстный, и_влечь 3. суб_ективный, транс_японский 4. пред_стория, без_скусный, во_стину 21. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1. Шел клочьями снег и уже засыпал дорогу, и крышу сарая, и деревья сада, и подъезд. 2. Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству. 3. Для того чтобы реализовать крупносерийное авиационное производство нужно располагать заранее многими необходимыми элементами.

26 4. Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце. 22. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1. Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. 2. Недалеко заухал филин и Ласка, вздрогнув, стала прислушиваться. 3. И вот сегодня, через три года, шкаф открыли, чтобы освободить его. 4. Уже светало, небо, однако, оставалось серым. 23. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1. Всего, что знал еще Евгений, пересказать мне недосуг. 2. Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод. 3. Все, что осталось хорошего от прошлых времен, мы соберем, и наше богатство будет выше всех богатств, какие знали люди. 4. Радда и говорит: «Хорошо ты Лойко играешь! Кто это делал тебе скрипку, такую звонкую и чуткую?» 24. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1. Лицо полковника, застывшее, бесстрастное, казалось, вырезанной из дерева маской. 2. Я заметил, что везде найдёшь что-нибудь замечательное. 3. Оса садилась на красную мякоть арбуза, торопливо ползла по ней, и крылышки ее работали быстро, как маленькие пропеллеры. 4. Весь район, где могли находиться пропавшие самолёты, тщательно прочёсывался, но ничего обнаружить не удалось. 25. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1. Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю, подхваченная неодолимым ветром события. 2. За чаем матушка сказала что ночью был большой мороз и в сенях замёрзла вода в кадке. 3. Большие звёзды переливаются голубыми, белыми, золотыми огнями. 4. Вещи в вагон не влезали пассажиры с вещами сидели на площадках. 26. Найдите безличное предложение. 1. Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти, но при этом он все равно сохранит восприимчивость к культурным ценностям.

27 2. Назначение каждого человека развить в себе все человеческое. 3. Считают иногда, что в век ракет и лазера новые средства коммуникации и информации оттеснят книгу. 4. Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. 27. Укажите предложение с нарушением речевых норм. 1. Село находится в полутора милях отсюда. 2. Стремясь выгородить сообщников, его показания содержат противоречия. 3. Наперекор желанию отца я поступил в строительный институт. 4. У пациента больные десны. 28. Укажите предложение с нарушением речевых норм. 1. Было плохо, потому что еще и каблук у правой туфли сломался. 2. Я была сегодня на оптóвом рынке. 3. На окнах была красивая капроновая тюль. 4. В «Новостях» это событие интерпретировали своеобразно. 29. Укажите предложение с нарушением речевых норм. 1. Главное, на что обращает внимание автор, это тщательный отбор языковых средств. 2. К четыремстам пяти прибавить восемьсот. 3. На автобусной остановке стояло трое мужчин и двое женщин. 4. По истечении некоторого времени можно снова вернуться к этому вопросу. 30. Укажите предложение с нарушением речевых норм. 1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. По вечерам профессор читает лекции студентам заочного отделения. 3. Управляющий банком отверг это предложение. 4. Рождество я отмечал на даче у коллеги. Ответы

1)Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. 2)Мы пытались его уговорить.3)Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подтрунить. 4)Проводник рассердился, повернулся и быстро пошёл по тропе обратно.5)Задерживать его теперь было, конечно, бесполезно. 6)Через несколько минут он скрылся в чаще леса. 7)Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли её найти. 8)Мы направились на шум прибоя. 9)Но наши приключения не закончились. 10)Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. 11)Один раз наш соратник чуть было не сорвался. 12)К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. 13)Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. 14)К несчастью, мы ещё попали в бурелом . 15)Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. 16)Посовещавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. (150 слов)

(По В. Арсеньеву)

Грамматическое задание

1 вариант


2 вариант

5. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: ««Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на –ЫВАЮ/-ИВАЮ, то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется суффикс –ИВА-/-ЫВА».

10. Среди предложений 1-6 найдите простое предложение с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.

Критерии оценивания:

«5» - 15-14 баллов

«4» - 13-11 баллов

«3» - 10-8 баллов

«2» - 7 и менее баллов.

1 вариант

5-напуганный

6-бесполезно

7-в лесной чаще

8- проводник отказался идти

2 вариант

5-задерживать

6-расстоянии

7-гладь моря

8-мы пытались уговорить

1 вариант

1. Среди предложений 1-5 найдите предложение с вводной конструкцией, передающей значение неуверенности. Напишите номер этого предложения.


2. Среди предложений 6-10 найдите предложение с вводной конструкцией. Напишите номер этого предложения.

3. В приведенном ниже предложении расставлены все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Напуганный двумя дурными,(1) по его мнению,(2) предзнаменованиями, (3) наш проводник отказался идти дальше.

4. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном обстоятельстве.

Обсудив положение,(1) мы решили продолжать путь без проводника,(2) но, (3)к величайшей нашей досаде,(4)совсем потеряли тропу и не могли её найти.

5. Из предложений 1-5 выпишите слово, количество Н в суффиксе которого подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

6. Из предложений 5-7 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующего согласного.

7. Замените словосочетание В ЧАЩЕ ЛЕСА, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

9. Укажите количество грамматических основ предложения 7.

10. Среди предложений 1-7 найдите сложносочиненное предложение. Напишите номер этого предложения.

2 вариант

1. Среди предложений 12-16 найдите предложение с водным словом, обозначающим порядок мыслей и их связь. Напишите номер этого предложения.

2. Среди предложений 8-12 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

3. В приведенных ниже предложениях расставлены все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые)при вводном слове.

Проводник рассердился, (1)повернулся и быстро пошёл по тропе обратно. Задерживать его теперь было,(2) конечно, (3)бесполезно.

4. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном определении.

Напуганный двумя дурными,(1) по его мнению, (2) предзнаменованиями,(3) наш проводник отказался идти дальше.

5. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: ««Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на –ЫВАЮ/-ИВАЮ, то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется суффикс –ИВА-/-ЫВА».

6. Из предложений 13-15 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного.

7. Замените словосочетание МОРСКУЮ ГЛАДЬ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

9. Укажите количество грамматических основ предложения 3.

10. Среди предложений 1-6 найдите простое предложение с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения



Читайте также: