Характеристика предложения шла шла. Общая характеристика сложного предложения. В предложениях с обособленными членами речи

Схема разбора простого предложения

1.Сделать графический разбор предложения: выделить грамматическую основу, указать способ выражения подлежащего, тип сказуемого и способ его выражения; подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать их разряды и способы выражения.

2.Указать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

3.Определить вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

4.Указать тип предложения по количеству главных членов (двусотавное или односоставное); для односоставных предложений определить разновидность (определённо-личное, неопределённо-личное, безличное, назывное).

5.Охарактеризовать предложение по наличию-отсутствию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6.Охарактеризовать предложение с точки зрения наличия-отсутствия структурно необходимых членов предложения (полное или неполное); если неполное, указать, какой член предложения пропущен.

7.Указать, является предложение осложнённым (чем осложнено: однородными, обособленными членами предложения, вводными словами, обращениями) или неосложнённым.

Примечание. При разборе части сложного предложения как простого характеристику по цели высказывания и эмоциональной окраске следует опустить; достаточно указать, что это простое предложение в составе сложного.

Образец разбора простого предложения

Наше священное ремесло существует тысячи лет (А. Ахматова).

Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.

Главные члены: ремесло - подлежащее, выражено существительным; существует - простое глагольное сказуемое, выражено глаголом.

Второстепенные члены: ремесло (какое?) наше - согласованное определение, выражено местоимением; (какое?) священное - согласованное определение, выражено прилагательным; существует (как долго?) тысячи лет - обстоятельство времени, выражено цельным словосочетанием.

Куда мне деться в этом январе? (О. Мандельштам)

Предложение вопросительное, невосклицательное, односоставное, безличное, распространенное, полное, неосложнённое.

Главный член: деться - простое глагольное сказуемое, выражено инфинитивом.

Второстепенные члены: деться (куда?) куда - обстоятельство места, выражено местоименным наречием; деться (кому?) мне - косвенное дополнение, выражено местоимением; деться (когда?) в январе - обстоятельство времени, выражено существительным с предлогом; в январе (каком?) этом - согласованное определение, выражено местоимением.

В камере, тоже освещенной электрическим светом, несмотря на утренний час, письмоводитель Иван Павлович с очевидным удовольствием буравил и прошивал шёлковым шнуром бумаги... (М. Алда-нов).

Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом, обособленным обстоятельством уступки, выраженным оборотом с предлогом несмотря на, однородными сказуемыми.

Главные члены: Иван Павлович - подлежащее, выражено существительным; буравил и прошивал - однородные простые глагольные сказуемые, выражены глаголами.

Второстепенные члены: Иван Павлович (какой?) письмоводитель - приложение, выражено существительным; буравил и прошивал (где?) в камере - обстоятельство места, выражено существиельным с предлогом; в камере (какой?) освещенной электрическим светом - обособленное согласованное определение, выражено причастным оборотом; буравил и прошивал (несмотря на что?) несмотря на утренний час - обособленное обстоятельство уступки, выражено оборотом с предлогом несмотря на; буравил и прошивал (каким образом?) с удовольствием - обстоятельство образа действия, выражено существительным с предлогом; с удовольствием (каким?) очевидным - согласованное определение, выражено прилагательным; буравил и прошивал (что?) бумаги - прямое дополнение, выражено существительным; буравил и прошивал (чем?) шнуром - косвенное дополнение,

Рассмотрим основные черты сложного предложения в рамках следующих аспектов:

I. Структурный аспект.

II. Семантический аспект.

III. Коммуникативный аспект.

IV. Функциональный аспект.

I.Структурный аспект. Основные признаки сложного предложения

1) Сложное предложение состоит из нескольких предикативных единиц, характеризующихся сложным механизмом взаимодействия, который передается с помощью системы грамматических средств связи.

2) Средства связи :

а) Основные средства связи в СП (определяют тип СП в традиционной классификации):

· сочинительные союзы (ССП);

· подчинительные союзы или союзные слова (СПП);

· интонация (БСП).

б) Дополнительные средства связи в СП (от типа СП не зависят):

· местоименная замена (могут использоваться не только личные местоимения);

· синонимическая замена (категориальные, общеязыковые, контекстуальные);

· лексические повторы;

· использование однокоренных слов;

· параллелизм строения – это симметричное расположение главных и второстепенных членов в предикативных единицах (Каков поп, таков и приход);

· структурная неполнота последующих частей;

· соотносительные слова, в школе они называются указательными (Это был тот день, который…), встречаются в СПП и БСП;

· использование слов с родовидовыми отношениями (Мебель: …стол, шкаф);

· использование слов одной тематической группы (Холодный – ледяной);

· соотношение видовременных или модально-временных форм сказуемого, которые указывают на одновременность совершения событий, их разноплановость, последовательную смену и проч.;

· интонация незавершенности первой или нескольких первых предикативных единиц (ПЕ): первая единица произносится с повышением тона голоса в конце;

· наличие вводных слов.

*Особое средство – использование частиц в значении союзов. Пример1 : Вот приедет барин, барин нас рассудит. Комментарий к примеру: частица вот используется в значении союза когда . Варианты – это БСП, это СПП. Примеры 2, 3 : Кругом темно, только светится далекая луна. Он спросил, скоро ли экзамен . Часто частица сохраняет свои свойства частицы и поэтому подобные конструкции можно считать БСП, но при этом она приобретает свойства союза , поэтому эти же конструкции можно считать союзными за счет синкретичных свойств частиц-союзов.

Пример анализа средств связи в СП :

Княжна Марьяпридумывала те слова, которые онаскажет ему при встрече.

Основное средство связи : союзное слово которые , выраженное относительным местоимением.

Дополнительные средства связи :

· в первой части есть указательное слово те, выраженное указательным местоимением,

· есть местоименные замены (княжна Марья - она, слова – которые),



· интонация незавершенности первой части,

· используются слова одной тематической группы - глаголы со значением мысли, речи, чувства (придумывала, скажет);

· соотношение временных форм указывает на последовательность событий – придумывала (несов. в., прош. в), скажет (сов.в., буд. в.).

Бывают разные виды синтаксических единиц в . Они могут разделяться на группы по разным признакам: по цели высказывания, по особенностям грамматической основы, по интонации, по структуре. В русском языке имеется целый раздел, который изучает данную конструкцию как единицу текста. Этот раздел называется « ». Рассмотрим, какие виды предложений в русском языке существуют.

Вконтакте

Разделение на группы

Разберем, какие бывают предложения по цели высказывания:

Повествовательные – это предложения, в конце которых ставится точка. Повествовательные предложения рассказывают о каком-то событии. Примеры можно привести из любого текста, описывающего те или иные события.

В конце восклицательного должен стоять восклицательный знак. Он используется для выражения гнева, удивления и других сильных чувств .

Вопросительное всегда оканчивается знаком вопроса. Оно используется в тех случаях, когда человек хочет о чем-то спросить, навести справки, уточнить информацию.

Внимание! В русском языке, в отличие от некоторых других европейских языков (например, от ), можно сделать из повествовательного высказывания вопросительное (и наоборот), не меняя порядок слов. Например: «Маша – ученица» и «Маша – ученица?». В первом случае это констатация факта, во втором случае – выражение неуверенности, желание уточнить достоверность информации.

Разделение на группы по эмоциональной окраске

По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Восклицательное:

  • Как тебе не стыдно!
  • Позор двоечникам и лентяям!
  • Посмотрите, какая тишина вокруг! Благодать!

Восклицательные предложения, как видно из примеров, выражают разные , от презрения до восхищения.

Невосклицательное:

  • Моя мама – учительница.
  • В моем родном городе много интересных мест.
  • Когда я вырасту, я буду механиком.

Для того чтобы понять, что такое невосклицательные высказывания, любые их примеры можно прочитать вслух. Интонация при этом будет ровной, спокойной. Если же в конце письменного высказывания стоит восклицательный знак, интонация, напротив, будет неровной, восходящей.

По интонации предложения бывают разные. Это касается не только русского, но и всех других языков мира. В русском языке по интонации предложения бывают эмоционально окрашенные или эмоционально нейтральные.

Предложения в письменной речи, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску, имеют восклицательный знак на конце. Высказывания в устной речи, характеризующиеся эмоциями, произносятся с повышением голоса в конце фразы.

Внимание! Если в конце фразы стоит восклицательный знак, эту фразу нужно прочитать вслух очень выразительно. Это особенно касается чтения стихов. Если произносить такие фразы ровным, спокойным голосом, смысл высказывания и его выразительность зачастую теряются.

Классификация по особенностям грамматической основы

По наличию или отсутствию составляющих грамматической основы предложения бывают односоставные и двусоставные. У односоставного имеется только сказуемое или подлежащее. У двусоставного – и подлежащее, и сказуемое. Характеристика конструкций по особенностям грамматической основы занимает важное место в школьном курсе современного русского языка.

По полному или частичному наличию грамматической основы законченные мысли в письменной форме бывают односоставными и двусоставными. Вот примеры типичного неполного односоставного предложения:

  • Светает.
  • Холодает.
  • Пришел, увидел, победил.

А вот примеры двусоставных полных:

  • Вышивальщица закончила свое рукоделие.
  • Дед Мороз пришел на елку в школу.
  • Бабушка подоила корову и отправилась отдыхать.

Классификация предложений

Классификация по количеству грамматических основ

На какие группы делятся данные синтаксические единицы по количеству грамматических основ? На две – простые и сложные . Определить, к какому типу относится высказывание, можно по наличию одной или нескольких основ. Когда речь идет о простых и сложных предложениях, можно на простых примерах изучить важное правило пунктуации. Оно приводится ниже.

Простые предложения

Внимание! Все грамматические основы, входящие в состав , разделяются запятой. Между ними может находиться союз, но он может и отсутствовать. Например: «Солнце зашло, и животные в хлеву заснули» или «Моросил дождь, мальчик в галошах шлепал по лужам».

Простое предложение – это письменное высказывание, в котором имеется только одна грамматическая основа. Вот характерные примеры:

  • Я уехал в дальние края.
  • Мой дядя работает трактористом в колхозе.
  • Кошка умеет прыгать и громко кричать.

Основные признаки сложного: наличие нескольких грамматических основ , использование союзов (хотя их может и не быть), разделение высказывания на логические части с помощью запятых. Примеры:

  • Мой брат учил уроки, а я играл на пианино.
  • Мама пела песню, и дети ей подпевали.
  • Настало утро, бабушка повела внука в детский сад.

Виды сложных предложений

Сложное предложение может состоять из нескольких частей, соединенных между собой сочинительной или подчинительной связью. На какие группы могут делиться сложные конструкции? На сложноподчиненные и сложносочиненные . Вот типичные примеры:

  • Я живу в доме, который находится под горой (подчинительная связь).
  • Я уеду туда, где меня никто не знает (подчинительная связь).
  • Снежинки кружатся, и наступает новый год (сочинительная союзная связь).
  • Я сидел дома, мама спала (сочинительная бессоюзная связь).

Предложение, его грамматическая основа

Разные виды сложных предложений

Вывод

Характеристика предложения – один из самых сложных вопросов в современном русском языке. Эта проблема активно исследуется современными лингвистами, а также рассматривается в курсе русского языка для учащихся 5–9 классов средних общеобразовательных школ. По разным признакам в современном русском языке они делятся на разные группы. Развернутая характеристика этой синтаксической единицы помогает лучше понять суть высказывания, а также разобраться в правилах пунктуации.

Простое предложение - это такое предложение, которое состоит из одного или нескольких грамматически объединенных слов, которые выражают завершенную мысль. Это основная грамматическая единица синтаксиса. В простом предложении должна быть только лишь одна грамматическая основа (предикативный центр). Отец моет машину. Дети играют на лужайке. Сумерки. Бабушка отдыхает. Простое предложение - основной структурный тип предложений в русском языке, который служит для построения сложных предложений. Пришла весна + Растаял снег = Пришла весна, растаял снег.

Характеристики простого предложения.

1..По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

2..По восклицательности: восклицательные – невосклицательные.

3..По наличию второстепенных членов: распространенные – нераспространенные.

4..По наличию главных членов: двусоставные – односоставные (назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные).

5..По смыслу: полные – неполные.

6..Осложненные или ничем не осложненные (оборотами или однородными членами).

Нарушение грамматических (синтаксических) норм при построении простого предложения (нарушение координации между подлежащим и сказуемым; нарушение порядка слов в предложении; нарушение границы предложения; нарушение норм в употреблении однородных членов предложения; ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов).

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Употребление некоторых предлогов требует особого внимания. Важно знать, что после следующих предлогов существительные могут стоять только в дательном падеже:

А эти предлоги сочетаются только с существительными в Родительном падеже:

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Подлежащее и сказуемое должны согласовываться друг с другом в роде и числе

Сложные случаи
1) Согласование сказуемого со словами: ряд, большинство, меньшинство, множество, несколько, часть. Сказуемое должно стоять в единственном числе:

· если при данных словах нет зависимых слов.
Например: Меньшинство проголосовало за правящую партию.

· при неодушевлённых подлежащих.
Например: Часть больниц закрыла свои двери для пациентов.



· Если не подчеркивается активность действующих лиц.
Например: Большинство слушателей отсутствовало.

Сказуемое должно стоять в множественном числе, если подчеркивается активность действующих лиц.
Например: Несколько старшеклассников не справились с заданием.

2) Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:

· Если подлежащее имеет только единственное число (листва, молодёжь, человечество)
Например: Народ выбрал своего правителя.

· Если подлежащее имеет в своём составе слова много, мало, немного.
Например: Ночью на небе зажглось много звезд.

· Если подлежащим является местоимение кто и слова, образованные от него: никто, кое-кто и д.т.
Например: Кто постоянно опаздывает, не бережет время других.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, которое выражено именем существительным. Несогласованное приложение - это какое-то название, заключенное в кавычки.

Если перед несогласованным приложением есть нарицательное существительное, то изменяется только оно, а приложение остается в именительном падеже:
Например: О нем написали в газете «Ведомости».

Если перед несогласованным приложением нет нарицательного существительного, то изменяется само приложение:
Например: В «Ведомостях» написали заметку о нем.
4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Для определения этого нарушения стоит запомнить следующие правила:

1. Нельзя употреблять в качестве однородных членов одновременно и полное, и краткое прилагательное.
Пример с ошибкой: Закат был прекрасен и таинственный.
Пример без ошибки: Закат был прекрасный и таинственный. (или: Закат был прекрасен и таинственен.)



2. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
Пример с ошибкой: В парке я увидел цветы, ромашки, васильки.
Пример без ошибки: В парке я увидел ромашки, васильки.

3. Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
несовместимых (если это не средство для достижения комического эффекта).
Пример с ошибкой: Я надела маску равнодушия и пальто.
Пример без ошибки: Я надела маску равнодушия. (или: Я надела пальто.)

4. Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:
Пример с ошибкой: Ее как видели в парках, так и на оживленных улицах.
Пример без ошибки: Ее видели как в парках, так и на оживленных улицах.

5. Нельзя использовать один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
Пример с ошибкой: Играть можно было повсюду: на поле, траве, лесу.
Пример без ошибки: Играть можно было повсюду: на поле, на траве, в лесу.
6. Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

Пример с ошибкой: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: культура, здоровье, политика.
Пример без ошибки: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: о культуре, здоровье, политике.

7. Неверно, если однородные члены - существительное и инфинитив.

Пример с ошибкой: Она предпочитает здоровое питание и заниматься спортом.
Пример без ошибки: Она предпочитает здоровое питание и занятия спортом.

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие. Основное же действие в предложении выражено сказуемым.

В связи с этим, оба этих действия (действие, которое выражено деепричастным оборотом и действие, которое выражено сказуемым) должны относиться к подлежащему.
Например: Я, увидев ее, отвернулся.(я увидел и я отвернулся)

Если предложение односоставное определённо-личное, то подлежащее можно восстановить.
Например: Гуляем по пляжу, наслаждаясь морским воздухом. (мы гуляем и мы наслаждаемся)

Если предложение односоставное безличное, то в нем должен быть инфинитив и слова: можно, надо, нужно, необходимо, следует, хочется, рекомендуется, требуется, нельзя.
Например: Совершая звонок, необходимо представиться.

6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Причастный оборот должен быть согласован с определяемся словом.
Пример с ошибкой: Студетам, желающие сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Пример без ошибки: Студетам, желающим сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Как проверить себя? Задайте вопрос от определеяемого слова к причастному обороту и узнаете правильное окончание.
Например: Студентам - каким? - желающим .

2) Определяемое слово может занимать всего две позиции относительно причастно оборота: либо до него, либо после.
Пример с ошибкой: Остановившаяся машина у тротуара сверкала фарами.
Пример без ошибки: Машина, остановившаяся у тротуара, сверкала фарами.

Все очень просто. Вспомни: предложения бывают простыми и сложными. Это известно каждому с начальной школы.

Простое предложение - это предложение с одной грамматической основой.
Сложное - это предложение с двумя и более грамматическими основами.
Значит, нужно знать, какими бывают грамматические основы, чтобы верно определить их в предложенном для анализа предложении.

Не путай:

двусоставные и односоставные простые предложения.

  • Двусоставные предложения - это предложения с двумя главными членами: подлежащим и сказуемым.
  • Односоставные предложения - это предложения с одним главным членом.

Части в составе сложных предложений тоже могут быть двусоставными и односоставными.

Если в твоём варианте задания дано сложное предложение, то нужно определить, какое оно. Подробная характеристика не требуется.
Посмотри, есть ли средства связи: союзы и союзные слова.

  • Если их нет, то предложение бессоюзное (бессоюзная связь предложений - это синтаксическая связь по смыслу, формально выраженная лишь интонационно).
  • Если есть, то союзное , и тебе предстоит еще один несложный шаг: определить вид синтаксической связи.

Как это сделать? Для определения вида синтаксической связи нужно иметь в виду два критерия: 1) значение и 2) форму.

Если предложения
1) равноправны по смыслу,
2) связаны сочинительным союзом,

то предложение сложносочинённое .

Если предложения
1) не равноправны по смыслу (можно установить иерархию: главное - придаточное),
2) подчинительная связь выражена подчинительными союзами,
то предложение сложноподчиненное.

Наконец, последнее. В языке и, естественно, в КИМах тоже есть сложные предложения с несколькими видами связи:

1) бессоюзной и союзной подчинительной,
2) бессоюзной и союзной сочинительной,
3) союзной сочинительной и подчинительной.
Это сложные предложения, состоящие более чем из двух простых и имеющие соответственно более двух грамматических основ. Встретив такие предложения, не удивляйся. Помни, частей может быть две и более. Их может быть даже 13-15 и более. В заданиях ЕГЭ таких длинных и состоящих из многих частей предложений нет. Но и в предложениях из 3-4 частей могут быть комбинации союзной и бессоюзной связи либо сочинительной и подчинительной связи.
Независимо то того, какое предложение тебе встретилось, необходимо:

  • внимательно и вдумчиво прочитать предложение,
  • определить грамматические основы,
  • разделить предложение на части,
  • определить характер связи и средства связи (союзы и союзные слова, интонацию при бессоюзном соединении частей).

В черновике рисуй схемы, они помогут понять, сколько частей в сложном предложении и как они связаны. Разберись, что к чему относится.
Примеры схем:
[ … ], [ … ] - бессоюзное сложное предложение, например:

К вечеру потеплело ,/ в саду расквакались лягушки .

[ … ] - [… ] - бессоюзное сложное предложение, например:

Я поднялась на третий этаж и подошла к двери -/ неожиданно из-за неё раздался отчаянный собачий лай .

[ …] : [ … ] - бессоюзное сложное предложение, например:

Услышав шум, я опустила глаза:/ прямо передо мной пробежал ёжик .

[ … ], [ и … ] - сложносочинённое предложение, например:

Солнце зашло , / и стало прохладно .

[ … ], (чтобы…) - сложноподчинённое предложение, например:

Я всё сделаю ,/ чтобы она была счастлива .

[… , (чтобы…) …] - сложноподчинённое предложение, например:

Митя ,/ чтобы она была счастлива ,/ сделает всё.

Помни:

В предложениях с несколькими придаточными подчинение может быть различным:
1) последовательным : […], (где…), (который…), например:
Я узнала ,/ где купить словарь ,/ который я долго не могла найти .

2) параллельным : […], (какие...), (как...). Пример:
Документ объясняет ,/ какие предметы будут обязательны ,/ как будет делаться выбор .

3) однородным: [ … ], (союз как …), и (союз как …). Пример:
Я неожиданно почувствовала ,/ как напряжение спало /и как легко стало у меня на душе.



Читайте также: