Синтаксические средства языка словосочетание. Синтаксические нормы русского литературного языка Употребление причастного оборота

Управление при однородных членах предложения

Задание 14. Составьте словосочетания, используя однородные члены, данные слева, и зависимые слова, помещенные справа:

подготовка и руководство аспиранты

помощь и сотрудничество родственные предприятия

руководство и контроль местные организации

надеяться и верить свои выпускники

понять и смириться трудности переходного периода

подбор и наблюдение факты

координировать и руководить деятельность смежных организаций

Задание 15. Прочитайте предложения. Найдите в них грамматико-стилистические ошибки и отредактируйте.

1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам. 3. Новация стала объективно полезной, так как она регламентировала и вносила новый порядок во взаимоотношения властных структур. 4. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 5. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты. 6. Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить библиографию по своей теме. 7. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 8. Марксизм утверждал, что государство будет отмирать с исчезновением классов, поскольку оно возникло в связи и в результате классового раскола общества. 9. Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.

Нанизывание падежей

Задание 16. Прочитайте предложения. Исправьте, где это необходимо, нанизывание падежей, не оправданное контекстом и затрудняющее понимание.



1. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 2. Докладчик остановился на некоторых новейших оценках науки влияния на природу химического производства. 3. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии. 4. В работе дается краткая характеристика методики определения себестоимости сельскохозяйственной продукции. 5. В целях дальнейшего расширения участия студентов и привлечения к активной работе по экономике членов Клуба менеджеров проводятся регулярные встречи за круглым столом. 6. Ведутся изыскания возможности создания самостоятельных независимых издательств. 7. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени. Работа представляет собой попытку обобщения опыта производства товаров народного потребления. 9. С выходом книги читатели смогут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя.

Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами

Задание 17. В данных словосочетаниях замените выделенные слова близкими по значению. Прочитайте словосочетания с синонимами.

Обращать внимание на мелочи, обосновывать фактами, потерпеть поражение от соперника, различать друзей и врагов, уплатить за проезд, рассержен неудачей, удивляться стойкости, обижен бестактностью.

Выбор правильного падежа и предлога

Задание 18. Раскройте скобки, употребив слова из скобок в нужной форме; используйте, где это необходимо, соответствующий смыслу предлог

1. Серьезность и глубина отличает обсуждаемую работу (многие студенческие исследования). 2. В монографии дается характеристика (положение дела в отрасли). 3. В настоящее время усилия направлены (модернизация производства). 4. Происшедшее с трудом вписывается (рамки демократических традиций). 5. Опубликованная статья содержит краткий обзор (научные достижения). 6. Достигнутые успехи вселяют уверенность (дальнейшее повышение результативности). 7. Серьезная научная работа требует (самоотдача).

Задание 19. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

1. Об этом мы познакомим вас позже. 2. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. 3. Высказывается критика о том, что мы делаем. 4. Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. 5. Магазин, ориентированный специально для школьников. 6. Уверенность каждого за свой завтрашний день. 7. Контролировать за ходом лечения. 8. Озабоченность за безопасность границ. 9. Участвовать на выборах. 10. Факты говорят за возможность использования резервов.

Задание 20. В приведенных предложениях исправьте стилистические недочеты в выборе предлога, а также ошибочное употребление падежных форм.

1. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. Разрушения произошли за счет плохой работы системы водоснабжения. 3. Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжелых условиях. 4. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут. 5. По окончанию работы все должны собраться в зале. 6. Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 7. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 8. Вследствие запланированной работы, некоторым придется работать сверхурочно. 9. Благодаря трудностей, мы не успели выполнить задание в срок.

Задание 21. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужном падеже, используя, если это необходимо, нужные предлоги.

1. Проект заслуживает (одобрение). Новый руководитель быстро заслужил (уважение). 2. В последние годы произошли серьезные изменения (жизнь общества). На схеме было обозначено изменение (направление). 3. Подготовка (текст доклада) поручена референтам. Во время подготовки (экзамены) студенты получают консультации. 4. Время доказало превосходство этого способа (другие). Победить команде помогло превосходство (техника). 5. Все это делается на благо (дети, родина).

Данный раздел включает 6 заданий, которые снабжены справочным теоретическим материалом.

Выполняя задания, опирайтесь на «справку».

Задание №1.

1. Дайте определение управления как вида подчинительной связи.

2. Составьте словосочетания, используя однородные члены, данные слева, и зависимые слова, помещенные справа.

3. В предложениях найдите и исправьте ошибки в управлении при однородных членах предложения.

1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам. 3.Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 4. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 5. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты.

Задание №.2.

Поставьте слова, заключенные в скобки, в нужном падеже, используя, если это необходимо, предлоги.

1. Проект заслуживает (одобрение). 2. Новый руководитель быстро заслужил (уважение). 3. В последние годы произошли серьезные изменения (жизнь общества). 4. На схеме было обозначено изменение (направление). 5. Подготовка (текст доклада) поручена референтам.6. Во время подготовки (экзамены) студенты получают консультации. 7. Время доказало превосходство этого способа (другие). 8. Победить команде помогло превосходство (техника). 9.Все это делается на благо (дети, родина).10.Согласно (приказ) директора предприятие перешло на круглосуточную работу.

Задание №3.

Исправьте, где это необходимо, нанизывание падежей.

Справка: Нанизывание падежей – это расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм, не оправданное контекстом и затрудняющее понимание фразы. Ср.: Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А.М. Пешковского).

1. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени. 2. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 3. Мы беседовали с инженером с большим производственным стажем. 4. Использовался метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала.

Задание № 4.

1. Дайте определение подлежащего, сказуемого и согласования как вида подчинительной связи.



2. Согласование сказуемого с подлежащим. Поставьте сказуемое в форму прошедшего времени и в нужную форму числа, согласуя его с подлежащим.

Справка : Сказуемое при подлежащем, выраженном собирательным существительным с количественным значением (ср.: множест­во, ряд, часть, меньшинство, большинство) или счетным оборотом (ср.: два человека), ставится в форме множественного числа, если:

1) при подлежащем - собирательном существительном с количе­ственным значением есть зависимое слово в форме родительного па­дежа множественного числа, ср.: Большинство игроков сборной ко­манды выступали в турнире;

2) в подлежащем имеется перечисление, ср.: Большинство рабо­чих, инженеров, служащих, приняли участие в субботнике;

3) перечисляются однородные сказуемые, ср.: Большинство учи­телей предъявляют высокие требования к учащимся и добиваются хороших результатов;

4) сказуемое выражено глаголом, обозначающим активное дейст­вие, ср.: Четырнадцать человек тянули канат,

5) количество «предметов» называется приблизительно, ср.: Пришли около двадцати человек (могут употребляться слова свыше, больше, меньше и др.).

Сказуемое ставится в форме единственного числа, если:

1) подлежащее выражено собирательным существительным с ко­личественным значением без зависимых слов, с зависимым словом в форме родительного падежа единственного числа или с зависимым словом, обозначающим неодушевленный предмет, ср.: Большинство голосовало за предложенную резолюцию; Большинство студенческой
молодежи поедет в стройотряды; Ряд столов стоял вдоль стен;

2) подлежащее называет большое количество «предметов», кото­рые воспринимаются как единое целое, ср.: На конюшне стоит тридцать лошадей; Полтораста человек высыпало на улицу;

3) подлежащее обозначает меру веса, пространства, времени, ср.: Потребуется пять килограммов краски; Прошло семь лет;

4) подлежащее выражено составным числительным, оканчиваю­щимся на один, ср.: Сочинение написал тридцать один ученик;

5)сказуемое выражено глаголом, обозначающим пассивное дей­ствие, или глаголом со значением бытия, наличия, существование, положения в пространстве, ср.: Двадцать человек стояло в стороне; У отца было два сына.

1. За коляской (бежать) четыре пса 2. Меньшинство (выска­заться) против принятия предложенной резолюции. 3. Человек де­сять (последовать) его примеру и тоже (заработать) кулаками. 4. Ряд молодых научных сотрудников института (выехать) в Прагу на симпозиум.5. Деревня показалась ему довольно велика; два леса (быть) у ней справа и слева. 6. Два старых негра (отмахивать) от него мух. 7. Полмесяца (пройти) с тех пор, как начались экзамены. 8.Большинство хирургов, рентгенологов, терапевтов (объединить) свои усилия в решении важной проблемы. 9.Установлен... два новых мировых рекорда по тяжелой атлетике. 10. За короткий срок по­строен... и сдан... в эксплуатацию пятьдесят один промышленный объект.

Задание №5..

Согласуйте определения с существительным, при котором есть числительные два, три, четыре .

Поставьте в нужную форму; падежа определение-прилагательное, согласуя его с существительным.

Справка : При словах мужского и среднего рода употребляются определения в форме родительного падежа (два больших дома, четы­ре маленьких окна ), а при словах женского рода - в форме именитель­ного падежа множественного числа (две просторные комнаты ).

Определение, стоящее перед числительным два, три, четыре , не­зависимо от рода существительного ставится в именительном падеже (за последние два месяца, ср.: за два последних месяца ). Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый (целых два дня, полных три недели ).

Притяжательные прилагательные на -ин и -ов при числительных два, три, четыре ставятся в форме родительного падежа (три мами­ных книги, два сестриных банта ).

1. Квартира была разделена на две (неравный) части. 2. (Целый) два месяца мы готовились к этому экзамену. 3. На них он выменял (борзой) три собаки. 4. Поступили в продажу две (новый) модели ав­томобиля. 5. За три (последний) месяца в городе побывали многие артисты. 6. Три (огромный) здания были охвачены пламенем. 7. Два (бабушкин) клубка укатились под диван. 8. Напротив от двери было два окна, (завешенный) платками. 9. Два (огненный) столба прореза­ли темноту ночи. 10. Три (наш) спортсмена вышли в финал соревно­ваний .

Задание №6.

Употребление деепричастных оборотов. Исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов, оставляя последние в предложении. Ч то не учёл говорящий, строя данные предложения?

1. Устав после занятий, мне не читалось. 2. Прочитав эту пьесу, в моем представлении все герои разделились на две группы. 3. Подой­дя к дому, нас настиг сильный ливень. 4. Повстречав Бориса, в Кате­рине происходит столкновение двух чувств. 5. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

Происхож­дения типа Рахиль, Руфь, Юдифь склоняются : у Рахили, с Юдифью . Не склоняются женские имена Николь, Нинель, Рашель и др.

Синтаксические нормы

Данный раздел включает 6 заданий, которые снабжены справочным теоретическим материалом.

Выполняя задания, опирайтесь на «справку».

Задание 1

1. Дайте определение управления как вида подчинительной связи.

2. Составьте словосочетания, используя однородные члены, данные слева, и зависимые слова, помещенные справа.

Подготовка и руководство

Аспиранты

Помощь и сотрудничество

Родственные предприятия

Руководство и контроль

Местные организации

Подбор и наблюдение

Факты

Понять и смириться

Трудности переходного периода

Координировать и руководить

Деятельность смежных организаций

3. В предложениях найдите и исправьте ошибки в управлении при однородных членах предложения.

1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам. 3.Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 4. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 5. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты.

Задание 2

Поставьте слова, заключенные в скобки, в нужном падеже, используя, если это необходимо, предлоги.


1. Проект заслуживает (одобрение). 2. Новый руководитель быстро заслужил (уважение). 3. В последние годы произошли серьезные изменения (жизнь общества). 4. На схеме было обозначено изменение (направление). 5. Подготовка (текст доклада) поручена референтам.6. Во время подготовки (экзамены) студенты получают консультации. 7. Время доказало превосходство этого способа (другие). 8. Победить команде помогло превосходство (техника). 9.Все это делается на благо (дети, родина).10.Согласно (приказ) директора предприятие перешло на круглосуточную работу.

Задание 3

Исправьте, где это необходимо, нанизывание падежей.

Справка: Нанизывание падежей – это расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм, не оправданное контекстом и затрудняющее понимание фразы. Ср.: Дом племянника жены кучера брата доктора (пример).

1. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени. 2. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 3. Мы беседовали с инженером с большим производственным стажем. 4. Использовался метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала.

Задание 4

1. Дайте определение подлежащего, сказуемого и согласования как вида подчинительной связи.

2. Согласование сказуемого с подлежащим. Поставьте сказуемое в форму прошедшего времени и в нужную форму числа, согласуя его с подлежащим.

Справка : Сказуемое при подлежащем, выраженном собиратель ным существительным с количественным значением (ср.: множест­ во, ряд, часть, меньшинство, большинство) или счетным оборотом (ср.: два человека), ставится в форме множественного числа , если:

1) при подлежащем – собирательном существительном с количе­ственным значением есть зависимое слово в форме родительного па­ дежа множественного числа, ср.: Большинство игроков сборной ко­ манды выступали в турнире;

2) в подлежащем имеется перечисление, ср.: Большинство рабо­ чих, инженеров, служащих, приняли участие в субботнике;

3) перечисляются однородные сказуемые, ср.: Большинство учи­ телей предъявляют высокие требования к учащимся и добиваются хороших результатов;

4) сказуемое выражено глаголом, обозначающим активное дейст­вие, ср.: Четырнадцать человек тянули канат;

5) количество «предметов» называется приблизительно, ср.: Пришли около двадцати человек (могут употребляться слова свыше, больше, меньше и др.).

Сказуемое ставится в форме единственного числа, если:

1) подлежащее выражено собирательным существительным с ко­ личественным значением без зависимых слов, с зависимым словом в форме родительного падежа единственного числа или с зависимым словом, обозначающим неодушевленный предмет, ср.: Большинство голосовало за предложенную резолюцию; Большинство студенческой молодежи поедет в стройотряды; Ряд столов стоял вдоль стен;

2) подлежащее называет большое количество «предметов», кото­рые воспринимаются как единое целое, ср.: На конюшне стоит тридцать лошадей; Полтораста человек высыпало на улицу;

3) подлежащее обозначает меру веса, пространства, времени, ср.: Потребуется пять килограммов краски; Прошло семь лет;

4) подлежащее выражено составным числительным, оканчиваю­ щимся на один, ср.: Сочинение написал тридцать один ученик;


5) сказуемое выражено глаголом, обозначающим пассивное дей­ ствие, или глаголом со значением бытия , наличия, существование, положения в пространстве, ср.: Двадцать человек стояло в стороне; У отца было два сына.

1. За коляской (бежать) четыре пса 2. Меньшинство (выска­ заться) против принятия предложенной резолюции. 3. Человек де­сять (последовать) его примеру и тоже (заработать) кулаками. 4. Ряд молодых научных сотрудников института (выехать) в Прагу на симпозиум.5. Деревня показалась ему довольно велика; два леса (быть) у ней справа и слева. 6. Два старых негра (отмахивать) от него мух. 7. Полмесяца (пройти) с тех пор, как начались экзамены. 8.Большинство хирургов , рентгенологов, терапевтов (объединить) свои усилия в решении важной проблемы. 9.Установлен... два новых мировых рекорда по тяжелой атлетике . 10. За короткий срок по­строен... и сдан... в эксплуатацию пятьдесят один промышленный объект.

Задание №5

Согласуйте определения с существительным, при котором есть числительные два, три, четыре .

Поставьте в нужную форму; падежа определение-прилагательное, согласуя его с существительным.

Справка : При словах мужского и среднего рода употребляются определения в форме родительного падежа (два больших дома, четы­ре маленьких окна ), а при словах женского рода – в форме именитель­ного падежа множественного числа (две просторные комнаты ).

Определение, стоящее перед числительным два, три, четыре , не­ зависимо от рода существительного ставится в именительном падеже (за последние два месяца, ср.: за два последних месяца ). Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый (целых два дня, полных три недели ).

Притяжательные прилагательные на - ин и - ов при числительных два, три, четыре ставятся в форме родительного падежа (три мами­ ных книги, два сестриных банта ).

1. Квартира была разделена на две (неравный) части. 2. (Целый) два месяца мы готовились к этому экзамену. 3. На них он выменял (борзой) три собаки. 4. Поступили в продажу две (новый) модели ав­томобиля. 5. За три (последний) месяца в городе побывали многие артисты. 6. Три (огромный) здания были охвачены пламенем. 7. Два (бабушкин) клубка укатились под диван. 8. Напротив от двери было два окна, (завешенный) платками. 9. Два (огненный) столба прореза­ли темноту ночи. 10. Три (наш) спортсмена вышли в финал соревно­ ваний .

Задание 6

6. Публицистический стиль

7. Художественный стиль

8. Разговорный стиль

9. Контрольные вопросы

11. Практические задания

Цель: научиться различать функциональные стили речи, ознакомиться с основными характеристиками каждого функционального стиля, освоить структуру и языковое оформление научных письменных текстов.

Функциональный стиль – это разновидность языка (такая его подсистема), которая определяется условиями и целями общения в какой – то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств. Термин «функциональный» подчёркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.

Разговорный стиль – функция общения. Научный, официально-деловой – функция сообщения.

Публицистический, художественный – функция воздействия.

Итак, в соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языке выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, газетно-публицистический, художественной и разговорно-обиходный.

Для каждого функционального стиля характерны определенные формы речи.

Научный стиль - это стиль научных статей, до­кладов, монографий, учебников и т. д., который определяется их содержанием и целями - по воз­ можности точно и полно объяснить факты окружаю­ щей нас деятельности, показать причинно-следствен­ ные связи между явлениями, выявить закономернос­ ти исторического развития, сообщить информацию и т. п.

Возникновение и развитие научного стиля связа­ но с расширением различных сфер деятельности людей. На первых порах он был близок к стилю ху­ дожественного повествования и выделился в само­ стоятельный, когда стала создаваться научная тер­ минология.

В России научный стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, значительную роль в его формировании сыграл и его уче­ ники. Но окончательно научный стиль сложился во второй половине XIX века.

Основные стилевые черты:

логическая последовательность изложения;

однозначность, точность, сжатость при инфор­мативной насыщенности содержания;

конкретность, бесстрастность, объективность высказывания.

Характерные особенности науч­ного стиля.

насыщенность терминами, которые составляют 15-20 % всей лексики;

научная фразеология (прямой угол, точка пересечения и т. п.);

преобладание абстрактной лексики (развитие, движение, фактор, деятельность и т. п.);

употребление формы единственного числа в значении множественного (волк – хищное животное из рода собак);

преимущественное употребление существи­тельных вместо глаголов (имеет место повышение температуры/повышается температура);

распространение сложных предложений.

Официально-деловой стиль – это стиль доку­ ментов, международных договоров, государственных актов, законов, деловых бумаг и т. п., который опре­деляется их содержанием и целями сообщить ин­ формацию , имеющую практическое значение, дать указания, инструкции .

Основные стилевые черты:

сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

стандартное расположение материала, обяза­ тельность формы;

конкретность, бесстрастность, официальность высказывания.

Характерные особенности офици­ально-делового стиля:

широкое использование терминологии;

наличие особой фразеологии, а также много­ численных речевых стандартов – клише;

употребление отглагольных существительных (на основании, в отношении, в силу и т. п.);

использование номинативных предложений с перечислением;

сложные синтаксические конструкции;

отсутствие эмоционально-экспрессивных рече­вых средств.

Различают две разновидности : официально-документальный стиль и обиходно-деловой стиль

Публицистический стиль - это стиль обществен­ но-политической литературы, периодической печати, ораторской речи и т. д., который определяется содержанием текстов и основными целями воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать инфор мацию и т. п.

Основные стилевые черты публи­цистического стиля:

лаконичность изложения при информативной насыщенности;

доходчивость изложения (газета – наиболее распространенный вид массовой информации);

эмоциональность, обобщенность, а часто не­принужденность высказывания.

Характерные особенности публи­цистического стиля:

общественно-политическая лексика и фразео логия;

использование речевых штампов, клише, их легкая воспроизводимость (труженики полей, работ­ ники прилавка, дружеская атмосфера);

употребление коротких предложений – рубле­ная проза;

эллиптические предложения (безглагольные, фразы ) – (приватизационный чек – каждому; бан­ ки - не только для банкиров);


33. Укажите, какое коммуникативное качество речи нарушено в предложении: Чтобы хоть как-то потешить детей из приюта, мы решили устроить для них праздник.

35. Укажите, какое коммуникативное качество речи нарушено в предложении: Для обмена валюты необходимо обязательное наличие паспортов.

А. Уместность.

Б. Логичность.

В. Информативность.

Г. Чистота.

36. Укажите, какое коммуникативное качество речи нарушено в предложении: Не надейтесь на помощь, исправляйте свои косяки сами.

А. Уместность.

Б. Логичность.

В. Информативность.

Г. Чистота.

37. Укажите, какой вид языковой нормы нарушен в предложении: Отмечу также то, что участвовать на выборах – гражданский долг каждого.

А. Лексическая норма.

Б. Фразеологическая норма.

В. Грамматическая норма.

Г. Нормы не нарушены.

38. Укажите, какой вид языковой нормы нарушен в предложении: Троим учительницам подарили по букету хризантем.

Б. Лексическая норма.

В. Грамматическая норма.

Г. Нормы не нарушены.



39. Укажите, какой вид языковой нормы нарушен в предложении: Французское трио произвело захватывающее впечатление.

А. Словообразовательная норма.

Б. Лексическая норма.

В. Морфологическая норма.

Г. Нормы не нарушены.

40. Укажите, какой вид языковой нормы нарушен в предложении: Хозяева были милосердливы ко мне.

А. Словообразовательная норма.

Б. Лексическая норма.

В. Морфологическая норма.

Г. Нормы не нарушены.

41. Укажите, какой вид языковой нормы нарушен в предложении: Выбирая подарок, мне хочется надеяться, что понравится имениннику.

А. Лексическая норма.

Б. Фразеологическая норма.

В. Грамматическая норма.

Г. Нормы не нарушены.

42. Укажите, какой вид языковой нормы нарушен в предложении: Мальчишка умен не по своим летам.

А. Лексическая норма.

Б. Фразеологическая норма.

В. Синтаксическая норма.

Г. Нормы не нарушены.

ВАРИАНТ 3

Укажите строку, в которой во всех словах ударение падает на третий слог.

А. Каталог, ходатайствовать, договор.

Б. Подключат, забрала, факсимиле.

В. Баловать, облегчить, украинец.

Г. В бутике, неумно, исчерпать.

Укажите, в каком из подчеркнутых слов ударение падает на второй слог.

А. Мне не завидно .

Б. Вода отключена на два часа.

В. Она сорвала ромашку.

Г. Публика избалована .

Укажите, в каком из подчеркнутых слов ударение падает на первый слог.

А. Забрать из яслей .

Б. Смуглый улыбающийся цыган .

В. Редко звонит .

Г. Он столяр .

Укажите, в каком случае не нарушены нормы словообразования.

А. Юбку можно немножко подкоротить.

Б. Это наилучшее средство от кашля.

В. Снабжение топливом нашего региона поплохело.

Г. Обождите, я разменяю деньги.

Укажите, в каком случае нарушены нормы образования названий жителей г. Тобольска.

А. Тобольцы.

Б. Тоболичи.

В. Тоболяки.

Г. Тоболяне.

Укажите, в каком случае нарушены нормы образования названий жителей от наименований указанных географических объектов.

А. Архангельск – архангелогородцы.

Б. Тында – тындинцы.

В. Курск – куряне.

Г. Омск – омцы.

Укажите слово, от которого невозможно образовать название лица женского пола по профессии (роду занятий).

А. Танцовщик. Б. Официант. В. Дирижер. Г. Летчик.

8. Укажите значение слова стагнация .

А. Порочащее кого-л. измышление; клевета.

Б. Отсутствие развития; застой.

В. Торжественная церемония официального вступления в должность высшего лица государства.

Г. Угнетенное, подавленное состояние, сопровождающееся полным упадком сил и безразличным отношением к окружающему.

Укажите, в каком случае представлены паронимы.

А. Легкомысленный – серьезный.

Б. Легковесный – тяжелый.

В. Веский – весомый.

Г. Легкий – несложный.

Укажите, в каком случае представлен плеоназм.

А. Планы на будущее.

Б. Спустить спусковой крючок.

В. Как бы узнать, как закончился вчерашний матч.

Г. Странная и необычная игра.

Укажите ряд слов, в одном из которых содержится орфографическая ошибка.

А. Темперамент, гипотеза, инсталляция, компромис, агентство.

Б. Феерия, бадминтон, допинг, оппонент, пропорция.

В. Постамент, рапорт, дольмены, киллер, талисман.

Г. Бенефис, кроссворд, оперировать, армрестлинг, фумигатор.

Укажите словосочетание, в котором допущена речевая ошибка (в употреблении паронимов).

А. Одеть на руку браслет.

Б. Гневный взгляд.

В. Подпись преподавателя.

Г. Представить к ордену.

Укажите предложение с речевой ошибкой.

А. Учеба в старших классах поддалась ему не легко.

Б. Вот и получается, что деньги в жизни не самое главное.

В. Неплохо было бы научиться выражать свои мысли в сжатой форме.

Г. Мы увидели, каково отношение творческой элиты к этическим нормам.

1.Строительство детских площадок играет важную роль в развитии социальной инфраструктуры города.

2.Чтобы оградить себя от ее преследований, нужно казаться веселым, а это более всего сбивает с толку.

3.Пообщались, отдохнули, контакты, опять же, завели нужные.

4.Эта территория снискала в последнее время какую только есть дурную славу по своей криминальности.

5.Устал ты или нет, какое у тебя настроение – все имеет огромное значение.

6.Вам известно, как происходили тогда события?

7.Я не совершаю никаких поступков, которые могли бы кому-нибудь мешать жить.

8.Экскурсии полезны для расширения кругозора.

6. Допишите недостающие окончания:

1.В цирковом представлении участвовал серый кенгуру.

2.Южнее находится солнечный Сухуми.

3.У нее было чудесное сопрано, но она потеряла свой восхитительный голос, когда однажды пыталась взять самое верхнее соль.

4.Первыми обладателями учрежденного Гран-при стали легендарный конструктор Михаил Калашников и кондитерская фабрика «Красный Октябрь».

5.К всеобщему удивлению, эта некрасивая девушка оказалась новой протеже модельера.

6.В VII веке на территории нынешнего Сомали образовались арабские султанаты.

7.В этом году наш участковый врач И.П. Фадеева была награждена медалью.

8.Растет число японских ресторанов, где подают вкуснейшее суши.

7.Формы именительного падежа множественного числа.

Год – годы и года, крейсер – крейсера, прожектор – прожекторы (прожектора), цех – цехи и цеха, трактор – трактора (тракторы), конструктор - конструкторы, лектор - лекторы.

8.Существительные в родительном падеже множественного числа.

Апельсины - апельсинов, армяне - армян, ботинки - ботинок, гектары - гектаров, граммы - граммов, киргизы - киргизов, грузины - грузин, килограммы - килограммов, мандарины - мандаринов, носки - носков, помидоры - помидоров, туфли - туфель, чулки - чулок, рельсы - рельсов.

9. Числительные словами:

1.Сумма вышла значительная, а именно достигла до четырехсот одиннадцати тысяч восьмисот сорока трех рублей одной восьмой копейки. 2.Свыше ста семидесяти народностей и двухсот шестидесяти миллионов человек, говорящих на семидесяти языках, населяет этот край.

3.Он всегда будет получать от нее по пятьсот рублей в год.

4.Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более пятисот восьмидесяти тысяч тонн зерна.

5.Более двух тысяч пятисот человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия.

6.Прибыл поезд с двумястами восьмьюдесятью семью экскурсантами.

7.Из пятисот девяноста шести вычесть триста восемьдесят семь.

8.К тысяче семистам семидесяти восьми прибавить восемьсот пятьдесят два.

9.В ходе боев было захвачено в плен до трехсот восьмидесяти солдат противника.

10.Для школьных мастерских куплено двадцать два тисков, тридцать три клещей, сорок четыре кусачек.

11.Прибыль поднялась до четырех миллионов трехсот тысяч рублей в год.

12.Расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга равняется примерно 650 шестистам пятидесяти километрам.

13.К пятнадцатому мая в хозяйстве вспахано более тысячи семисот пятидесяти гектаров.

10. Ошибка«Нарушение двойного управления».Ошибка «Нанизывание падежей».

1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. Глава администрации распределяет имущество и финансы и управляет ими.

2. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют внебюджетные фонды и распоряжаются ими.

3. Новация стала объективно полезной, так как она регламентировала и вносила новый порядок во взаимоотношения властных структур. Новация стала объективно полезной, так как она регламентировала взаимоотношения властных структур и вносила в них новый порядок.

4. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. Депутаты встретили речь шумными аплодисментами.

5. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени. В диссертации анализируется теория и практика укрепления экономической базы предприятия в наше время.



Читайте также: