Определить тип ошибки в предложении. Классификация речевых ошибок. Виды нормативных ошибок

В латыни есть слово lapsus. Оно обозначает ошибку в речи человека. От этого слова появилось всем известное сокращение ляп. Только если ляп считают грубым нарушением норм речи, то lapsus имеет не настолько строгое значение. К сожалению, аналога этого слова, которое обозначает речевые ошибки, в современном русском языке нет. Но lapsus встречаются повсеместно.

Речевые ошибки подразделяются на нормативные ошибки и опечатки. Опечатками называют механические ошибки. В тексте слово может быть написано неверно, что усложнит восприятие информации. Или же вместо одного слова случайно используют другое. Опечатки встречаются и в устной речи. Это оговорки, которые можно услышать от людей каждый день.

Механические ошибки происходят неосознанно, но от них многое зависит. Ошибки в написании цифр создают искажение фактической информации. А неправильное написание слов может полностью изменить смысл сказанного. Хорошо демонстрирует проблему опечаток одна сцена из фильма «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день» режиссера Мигеля Артета. В типографии перепутали буквы «п» и «с» и в детской книжке написали вместо «Можно прыгнуть на кровать» фразу «Можно срыгнуть на кровать». И по сюжету кинокартины эта ситуация вылилась в скандал.

Особое внимание уделяли опечаткам во времена сталинских репрессий, когда неверно написанное слово стоило человеку жизни. Искоренить проблему опечаток, невозможно, так как человек делает их неосознанно. Единственный способ, при помощи которого вы избежите этого типа речевых ошибок, быть внимательным при написании текста, тщательно подбирать слова, которые вы произнесете.

Виды нормативных ошибок

Речевые ошибки связаны с нарушением норм русского языка. Виды речевых ошибок:

  • орфоэпические;
  • морфологические;
  • орфографические;
  • синтаксически-пунктуационные;
  • стилистические;
  • лексические.

Орфоэпическая ошибка

Произносительная ошибка связана с нарушением норм орфоэпии. Она проявляется только в устной речи. Это ошибочное произношение звуков, слов или же словосочетаний. Также к ошибкам в произношении относят неправильное ударение.

Искажение слов происходит в сторону сокращения количества букв. К примеру, когда вместо «тысяча» произносится слово «тыща». Если вы хотите говорить грамотно и красиво, стоит избавить речь от подобных слов. Распространено также ошибочное произношение слова «конечно» - «конешно».

Произносить правильное ударение не только правильно, но и модно. Наверняка вы слышали, как люди поправляют неправильное ударение в словах «Алкоголь», «звОнит», «дОговор» на верные – «алкогОль», «звонИт» и «договОр». Неправильная постановка ударения в последнее время заметнее, чем раньше. И мнение о вашей эрудиции зависит от соблюдения норм произношения.

Морфологическая ошибка

Морфологией называют раздел лингвистики, в котором объектом изучения являются слова и их части. Морфологические ошибки получаются из-за неправильного образования форм слов различных частей речи. Причинами являются неправильное склонение, ошибки в употреблении рода и числа.

К примеру, «докторы» вместо «доктора». Это морфологическая ошибка в употреблении множественного числа.

Часто употребляют неверную форму слова при изменении падежа. Родительный падеж слова яблоки – яблок. Иногда вместо этого слова употребляют неверную форму «яблоков».

Распространенные морфологические ошибки – неверное написание числительных:

«Компания владела пятьюстами пятьдесят тремя филиалами». В этом примере слово «пятьдесят» не склонили. Верное написание: «Компания владела пятьюстами пятьюдесятью тремя филиалами».

В употреблении прилагательных распространена ошибка неверного употребления сравнительной степени. К примеру, такое использование: «более красивее» вместо «более красивый». Или же «самый высочайший» вместо «самого высокого» или «высочайшего».

Орфографическая ошибка

Орфографические ошибки – это неправильное написание слов. Они возникают тогда, когда человек не знает правильного написания слова. Вы получали когда-либо сообщение, где находили грамматические ошибки. Распространенный пример: написание слова «извини» через «е». Чтобы с вами не случалось подобных орфографических ошибок, как можно больше читайте. Чтение стимулирует восприятие правильного написания слов. И если вы привыкли читать правильно написанный текст, то и писать вы будете, не делая грамматические ошибки.

Орфографические ошибки, в принципе, случаются из-за незнания правильности слов. Поэтому если вы не уверены в написанном слове, стоит обратиться к словарю. На работе узнавайте тот перечень специфических для вашей области слов, который нужно запомнить и в котором ни в коем случае нельзя совершать грамматические ошибки.

Синтаксически-пунктуационные ошибки

Эти виды речевых ошибок возникают при неправильной постановке знаков препинания и неверном соединении слов в словосочетаниях и предложениях.

Пропуск тире, лишние запятые – это относится к ошибкам пунктуации. Не поленитесь открыть учебник, если вы не уверены в постановке запятой. Опять же, это та проблема, с которой можно справиться, читая много книг. Вы привыкаете к правильной постановке знаков препинания и уже на интуитивном уровне вам сложно совершить ошибку.

Нарушение правил синтаксиса встречается часто. Распространены ошибки в согласовании. «Человеку для счастья нужно любимое место для отдыха, работа, счастливая семья». Слово «нужно» в этом предложении не подходит при перечислении. Необходимо употребить «нужны».

Профессиональные редакторы считают, что часто встречается ошибка в управлении. Когда слово заменяется на синоним или же похожее слово, но управление с новым словом не согласуется.

Пример ошибки в управлении: «Они хвалили и приносили поздравления Алине за победу».

Они хвалили Алину. Они приносили поздравления Алине. Части предложения не согласуются из-за неправильного управления. После «хвалили» необходимо добавить слово «ее», чтобы исправить ошибку.

Стилистические ошибки

В отличие от других видов ошибок, стилистические основываются на искажении смысла текста. Классификация основных стилистических речевых ошибок:

  • Плеоназм. Явление встречается часто. Плеоназм - это избыточное выражение. Автор выражает мысль, дополняя ее и так всем понятными сведениями. К примеру, «прошла минута времени», «он сказал истинную правду», «за пассажиром следил секретный шпион». Минута – это единица времени. Правда – это истина. А шпион в любом случае является секретным агентом.
  • Клише. Это устоявшиеся словосочетания, которые очень часто используются. Клише нельзя полностью отнести к речевым ошибкам. Иногда их употребление уместно. Но если они часто встречаются в тексте или же клише разговорного стиля используется в деловом – это серьезная речевая ошибка. К клише относят выражения «одержать победу», «золотая осень», «подавляющее большинство».
  • Тавтология. Ошибка, в которой часто повторяются одни и те же либо однокоренные слова. В одном предложении одно и тоже слово не должно повторяться. Желательно исключить повторения в смежных предложениях.

Предложения, в которых допущена эта ошибка: «Он улыбнулся, его улыбка наполнила помещение светом», «Катя покраснела от красного вина», «Петя любил ходить на рыбалку и ловить рыбу».

  • Нарушение порядка слов. В английском языке порядок слов намного строже, чем в русском. Он отличается четким построением частей предложения в определенной последовательности. В русском языке можно менять местами словосочетания так, как вам бы хотелось. Но при этом важно не потерять смысл высказывания.

Для того, чтобы этого не случилось, руководствуйтесь двумя правилами:

  1. Порядок слов в предложении может быть прямым и обратным в зависимости от подлежащего и сказуемого.
  2. Второстепенные члены предложения должны согласоваться с теми словами, от которых они зависят.

Лексические речевые ошибки

Лексика – это словарный запас языка. Ошибки возникают тогда, когда вы пишите либо говорите о том, в чем не разбираетесь. Чаще ошибки в значениях слов происходят по нескольким причинам:

  • Слово устарело и редко используется в современном русском языке.
  • Слово относится к узкоспециализированной лексике.
  • Слово является неологизмом и его значение не распространено.

Классификация лексических речевых ошибок:

  • Ложная синонимия. Человек считает синонимами несколько слов, которые ими не являются. Например, авторитет не есть популярность, а особенности не являются различиями. Примеры, где допущена ошибка: «Певица была авторитетом среди молодежи» вместо «Певица была популярной среди молодежи». «У брата и сестры было много особенностей в характерах» вместо «У брата и сестры было много различий в характерах».
  • Употребление похожих по звучанию слов. Например, употребление слова «одинарный», когда необходимо сказать «ординарный». Вместо слова «индианка» могут написать ошибочное «индейка».
  • Путаница в близких по значению словах. «Интервьюер» и «Интервьюируемый», «Абонент» и «Абонемент», «Адресат» и «Адресант».
  • Непреднамеренное образование новых слов.

Допустить речевую ошибку просто. Иногда это получается в случае оговорки, а иной раз проблема заключается в незнании какой-либо нормы русского языка либо из-за путаницы значений слов. Читайте много книг, правильно говорить и не стесняйтесь лишний раз обратиться к словарю или учебнику. Постоянно работайте над устной и письменной речью, чтобы количество ошибок было приближено к нулю.

«Тексты» - Части текста. Тема текста. Текст. Текст должен иметь вступление, основную мысль и заключение. Некоторые признаки различных типов текста. Основная часть,вступление,заключение, абзац. Стили текста. Тексты разных типов. Описание, повествование, рассуждение. Основная мысль, тема,микротемы, заголовок,ключевые слова.

«Работа с текстом» - Первый шаг: поиск некоего «Х» – соотношения между темой и источником. Две взаимодополняющие друг друга стратегии организации материала / планирования. Цель: выявить структуру и логику своих интересов. Доказательства могут помещаться и в тексте, и в постраничных сносках, и обоими способами сразу». Эко: диплом как свиная туша - не дает отходов.

«Вступление и заключение» - Виды вступлений и заключений. 7) этически корректного возражения автору. 14) сравнения (прошлого и настоящего, понятий, произведений). 2) с вопросно-ответного единства. 9) энергичного ответа на вопрос, поставленный в начале сочинения (концовка – ответ). И земля без зверей не земля». Конечно, есть разные мнения о том, что значит быть культурным.

«Текст урок 2 класс» - - Какие образцы писем можно взять для подражания? Писать текст по заданному плану. По окончании 4 класса ученики умеют: -выделять основную мысль текста; В составляемый текст рекомендуйте взять предложения из упражнения.). Можно изменить для ученика, испытывающего трудности, задания упражнения. В уроках 15,19 мы работаем над текстом.

«Проблема текста» - Текст (ф.и.о. автора) вызвал во мне противоречивые чувства. Как аргументировать свою позицию? Требования к сочинению. Над какой-л. проблемой думать, работать. Уделить внимание какой-л. проблеме. Аргументы. Позиция автора представляется мне убедительной, потому что… Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар?

«Текстовый редактор» - Оригинальный формат используемой в настоящее время версии Word. Оригинальные форматы предыдущих версий редактора Word. Символы можно форматировать (изменять их внешний вид). При преобразовании из формата Word форматирование сохраняется не полностью. В чем отличие форматов текстовых файлов TXT, RTF, DOC?

1. Починка автомобиля 2. Свой автопортрет

3. Заклятый друг 4. Будущая перспектива

5. Свободная вакансия 6. Страшно обрадовались

7. Полчища тружеников 8. Возобновить вновь

9.Состоялась благодаря разрешению 10. Кипучее безделье

11. Два года тому назад 12. Мелочная рыба

13. Прогул без уважительной причины

14. Танцевальная песня

15. Праздничный ужин

16. Праздная жизнь


2. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Запишите исправленный вариант.

1. Комнатные растения сейчас распространены не только в справочниках по цветоводству.

2. С помощью цифр, расположенных слева и вверху таблицы, расшифруйте зашифрованный рисунок.

3. Одни растения могут быть гораздо дороже других.

4. Выступающий на собрании поставил акцент на активности участия студентов в проводимых мероприятиях.

5. У меня закралось мнение, что в этом случае какие-то махинации, что-то нечисто.

6. Дидактический метод Холмса достоин восхищения.

7. После первой же встречи их отношения стали вражескими.

Самостоятельная работа № 8

«Языковой анализ литературного текста»

В построении текста и речи в целом очень многое зависит от того, какую задачу ставит перед собой говорящий (пишущий), от назначения речи.

Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

Цель создания текста Содержание и форма текста Типичные грамматические средства оформления
Тип текста: Описание
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи. 2) Указание на его принадлежность к классу предметов. 3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования. 1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце. 2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей. 3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом. 4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления. 5) Текст легко свёртывается. Простые и сложные предложения: а) с прямым порядком слов; б) составным именным сказуемым; в) с глагольными формами одновременного действия; г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении; д) с определительными характеристиками.
Тип текста: Повествование
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи. 1) Соблюдается логическая последовательность. 2) Подчёркивается динамизм, смена событий. 3) Композиция хронологизирована. Простые и сложные предложения: а) с глагольным сказуемым совершенного вида; б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий; в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.
Тип текста: Рассуждение
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи. 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства). 2) Используются размышления, умозаключения, пояснения. 3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности. 4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается. Простые широко распространённые и сложные предложения: а) с причастными и деепричастными оборотами; б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели; в) с глаголами разных видовых форм.


Практическое задание. Прочитайте отрывки из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Определите, к какому функционально-смысловому типу относится каждый из них. Для обоснования ответа используйте данные таблицы. Тексты не переписывать.

а) В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появились двое граждан. Первый из них – приблизительно сорокалетний, одетый в серенькую летнюю пару, – был маленького роста, темноволос, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нёс в руке, а аккуратно выбритое лицо его украшали сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жёваных белых брюках и чёрных тапочках.



б) В течение её [ласточки] полёта в светлой теперь и лёгкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нём не нашёл. В частности, не нашёл ни малейшей связи между действиями Иешуа и беспорядками, происшедшими в Ершалаиме недавно. Бродячий философ оказался душевнобольным. Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. Но ввиду того, что безумные утопические речи Га-Ноцри могут быть причиною волнений в Ершалаиме, прокуратор удаляет Иешуа из Ершалаима и подвергнет его заключению в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора.

в) Иван ахнул за злодеями вслед и тотчас убедился, что догнать их будет очень трудно.
Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке. Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось. И не успел поэт опомниться, как после тихой Спиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось. Тут уже была толчея, Иван налетел на кой-кого из прохожих, был обруган. Злодейская же шайка к тому же здесь решила применить излюбленный бандитский приём – уходить врассыпную.

Самостоятельная работа № 9

«Лексико-фразеологический разбор».

Лексический разбор слова осуществляется при помощи различных лингвистических словарей, а именно толкового, фразеологического, словаря антонимов, синонимов и омонимов.

Схема разбора:

1. Лексическое значение слова в данном контексте (в предложении)

2. однозначное или многозначное слово (сколько значений у слова)

3. в каком смысле употреблено (в прямом или переносном)

4. имеет ли омонимы (слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию)

5. имеет ли синонимы (близкое по смыслу с другим словом)

6. имеет ли антонимы (противоположное по значению слово)

7. исконно русское или заимствованное (можно посмотреть в словаре иностранных языков)

8. общеупотребительное или нет (диалектное, специальное)

9. входит в активный или пассивный словарный запас

10. в каком стиле речи преимущественно употребляется

Устойчивые словосочетания или предложения, которые используются как готовые, воспроизводимые в речи единицы, общее значение которых не складывается из значений составляющих их слов, называются фразеологизмами.
Степень семантической спаянности фразеологизмов может быть различной. По этому признаку различают четыре группы фразеологизмов:

· фразеологические сращения (общий смысл фразеологизма не вытекает из значения составляющих его компонентов: бить баклуши, втирать очки и др.);

· фразеологические единства (переносный смысл фразеологизма в какой-то степени мотивирован значением входящих в его состав компонентов: капля в море, кот наплакал и др.);

· фразеологические сочетания (один из компонентов фразеологизма может сочетаться лишь с определенными словами; трескучий мороз, насупить брови и т.п.).

Практическое задание. 1. Выберите из пословиц слова, антони­мичные друг другу, и напишите их. Выполните лексический разбор выделенного слова.

1. Глупый ищет большое месте, а разумного и в углу видно. 2. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине. 3. На смелого собака лает, а трусливого кусает. 4. Умному недостает ушей, а у глупого один язык с лишком. 5. Горе старит, а радость молодит. 6. От радости кудри вьются, а от печали секутся. 7. Смелому горох хлебать , а несмелому к редьки не видать. 7. Горе в лохмотьях, беда нагишом, 9. Как придет напасть, так хоть вовсе пропасть. 10. Из ду­рака и плач смехом прет.

Практическое задание 2. Объясните смысл данных фразеологизмов, приведите примеры их употребления в речи. Используйте фразеологический словарь.

Нести околесицу; в подметки не годится; нести ахинею; рвать и метать; довести до белого

каления; быть на седьмом небе; воспрянуть духом; выходить из себя; последняя спица в колеснице; птица высокого полета; быть вне себя; вопрос жизни или смерти; ворон считать; глаза на лоб лезут; грош цена; диву даваться; жить чужим умом; работать спустя рукава;мастер на все руки; мелкая сошка; мыльный пузырь; ни во что не ставить; ни рыба, ни мясо; два сапога – пара; плясать под дудку; летать на крыльях; строить воздушные замки; танцевать от печки.

Самостоятельная работа № 10

«Орфоэпические нормы. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки».

Орфоэпия – 1) совокупность произносительных норм языка;

Язык это пр_дукт обществе_ной деятельности это отл_чительная особе_ность общества.

А зачем нужен язык? Для чего нужна ч_ловеку (члено) раздельная речь? (Во) первых для того что (бы) люди м_гли обмен_ваться мыслями при всякого рода совмес_ной деятельност_ (то) есть он нуж_н как сре_ство общения.

(Во) вторых язык нужен для того что (бы) сохр_нять и закр_плять ко_лективный опыт ч_ловечества, дост_жения обществе_ной практ_ки. Когда Архимед открыл свой закон то первое что он при этом (з, с)делал сформулир_вал этот закон в сл_вах, выр_з_л свою мысль так что она стала д_ступной для пон_мания и его совреме_никам и нам д_леким п_томкам. Когда вы учитесь в школе вы усва_ваете дост_жения обществе_ного опыта по учебникам где необходимые свед_ния изложе_ы в языковой форме.

Наконец (в) третьих язык нужен для того что (бы) ч_ловек мог с его помощ_ю выр_з_ть свои мысли чу_ства эмоции. Например в стихах ч_ловек передает самые сокрове_ные мысли чу_ства переж_вания. И все это благодаря языку.

Без языка не было (бы) самого ч_ловека потому что все то что есть в нем ч_ловеческого связа_о с языком выр_жается в языке и закр_пляется в языке.

7. Определите жанр и стиль речи, охарактеризуйте речевые средства, использованные в тексте. Отредактируйте текст в соответствии с требованиями стиля.

«У нас очень много проходило мероприятий. Мож­но сказать, что слишком даже много. Почти каждый день про­ходило мероприятие. И каждый раз после мероприятия мы готовились уже к следующему. Первое ме­роприятие, которое у нас было, – это намеченное открытие лагеря. Весело очень было. Потом у нас проходили такие меро­приятия, как КВН с первым и со вторым отрядом. Иног­да бывает так, что на мероприятия ребята отлынивают как-то, а здесь все ребята абсолютно, мальчишки все были. На «Огоньке» у нас выступали мальчики с номерами ху­дожественной самодеятельности: исполняли танец «Ле­бединое озеро». Этот танец они сначала классно исполняли на КВН. Мне лично понравился танец девочек. Потом по­шли просматривать территорию лагеря от и до. Ознакомились с постройками».

8. Напишите аннотацию статьи по тематике Вашей специальности (статью необходимо приложить к контрольной работе).

Вариант 7

Газопровод, искра, кладовая, недуг, столяр, христианин, балованный, мелкооптовый, звонит, много тортов, мастерски, танцовщик, каталог, согнутый, средства.

О десс ит, де мпинг , ате ист, акаде мия, комм юнике, полуночн ик, горчичн ики, атт аше , кре до , Савв ичн а.

крЕдит, кредИт, хАос, хаОс, консалтинг, патент.

Напишите предложения, выбирая подходящее значение слова; обоснуйте свой выбор (письменно).

1) (Исполнительская - исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу.

2) Совет директоров потребовал (гарантийных - гарантированных) обязательств от клиентов–неплательщиков.

3) Многие наши фильмы получили (большую признательность - большое признание) за рубежом.

1) Какое число предшествует 543?

3)Просклоняйте числительные: 1768 килограммов, 1242 год.

Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания; определите стиль и подстиль этого текста.

Любая (электронно) выч_слительная машина (ЭВМ) сложнейшая т_хническая с_стема состоящая из ми_лионов и даже сотен ми_лионов пр_стейших устройств эл_ментов. При создании современных выч_слительных машин использу_тся т_хнология оп_рающаяся на последние дост_жения многих отр_слей науки информатики мат_матики физики химии а также материал_ведения (микро) электроники и др.

(Не) смотря на разницу в размерах внешнем виде выполня_мых функциях различные ЭВМ имеют общую структуру и принц_пы работы. Эти принц_пы достаточно просты. Для того что (бы) понять их нужно познаком_ться с назначен_ем пам_ти проце_сора и устройства ввода и вывода информации основных комп_нентов из которых состоит любая ЭВМ.

Определите жанр и стиль речи, составьте документ, который требуется в данной ситуации.

Уважаемый господин ректор. Пишу вам письмо, потому что хочу поступить в число студентов Кубанской Государственной Агроакадемии в связи с переездом на новое место жительства. Но главную свою причину я вижу в том, что меня беспокоит судьба такой профессии, как виноградарство. В дальнейшем я бы хотел работать в ней и заниматься новыми сортами винограда.

С уважением студент Тимирязевской Сельскохозяйственной Академии

Широков Марсель.

9. Составьте заявление на имя декана о предоставлении Вам индивидуального графика сдачи зачетно-экзаменационной сессии.

Вариант 8

Расставьте ударения в словах.

Избалованный, домовая книга, занятой человек, понял и начал, усугубить, оптовый, по средам, языковой паштет, дозвонишься, осведомиться, кухонный, валовой, феномен.

Покажите в транскрипции произношение выделенных букв.

Ор атор, шоссе , ро ман, компьюте р, соне т, я ичн ица, что-нибудь, нечто, отключе нный, терр аса, Во льте р.

Объясните значение слов, составьте с ними предложения.

Демократичный и демократический; акция, клиринг, демпинг, маклер.

Определите тип ошибок, исправьте их в предложениях.

1) Разработать и утвердить Положение об утверждении порядка подготовки и выдачи членам ТСЖ правоустанавливающих документов на земельный участок.

2) Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату по индивидуальной сдельщине.

3) Не только крупные и средние предприятия стоят сегодня перед угрозой закрытия, а также малый бизнес растворяется из-за бремени налогов.

Напишите числительные прописью.

А ) К 85 прибавить 47 и полученную сумму сложить со 187;

В аудитории было 2 (парни) и 5 (девушки).

Б ) Просклоняйте числительные: 1596 домов, 1985 год.

Объясните значение фразеологизмов.

Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания; определите стиль этого текста.

Перед Пушкиным была очень разн_образная языковая действит_льность наречия с_ословные профе_сиональные облас_ные. Соотн_сти все это выд_лить ценное слить в единое целое поист_не т_танический труд треб_вавший огромных знаний и г_ниальной интуиции.

Как и в других обл_стях _десь про_вляется соед_нение (П, п)ушкинского ума и чутья с точ_ным знанием явлений. Он хорошо зна_т как говорят различные слои нас_ления Москвы и Петербурга (П, п)сковской и (Н, н)ижегоро_кой пр_винц_и южных обл_стей России Приуралья всех мест где дов_лось ему побывать в (много) числе_ных пут_шествиях по России.

В пестрой языковой стихи_ он находит несколько ори_нтиров употребляемость слов и выр_жений их необх_димость их свойстве_ность русскому языку их образность и емкость. Все более как основу ценит он народную реч_ которая об_ед_няется для него с языком народных песен былин и сказок. Читайте прост_народные сказки молодые писатели что(б) видеть свойства русского языка писал Пушкин. Р_зультат этого чтения виден в сказках самого писателя.

Бытовая речь с середины 20-х годов XIX века большим слоем входит и в его поэзию а в 30-х широко используется в его прозе.

Исти_ный вкус г_ворил он состоит не в без_тчетном отвержени_ такого слова такого об_рота но в чу_стве сор_змерности и сообразности. Этим "вкусом" языковым чутьем поэт обл_дал в высшей степ_ни.

Урок русского языка в 11 классе с использованием Единой коллекции ЦОР на тему: «Виды речевых и грамматических ошибок»

Цели:1.Рассмотреть фактические, логические, речевые и грамматические ошибки.
2.Уметь определять тип ошибки, находить и исправлять ошибки в тексте.
3.Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Задачи:1.Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов - при построении предложений.
2.Уметь исправлять нарушения синтаксических норм.
3.Владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения.
Тип урока: комбинированный.

Оборудование:
1.Карточки с индивидуальными заданиями;
2.Материалы презентации, выполненные с помощью программы PowerPoint;
3.Интерактивная таблица (материалы «Единой коллекции ЦОР» в Интернете – http://school-collection.edu.ru).

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.
-Ученики зачитывают свои сочинения, которые они составили дома.
-Слушающие находят фактические, логические, речевые и грамматические ошибки.
-Анализ ошибок, допущенных в работах учащихся.

2. Знакомство с новым материалом.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим об ошибках. Как вы понимаете, при проверке сочинений, кроме орфографических и пунктуационных, учитываются также фактические, логические, речевые и грамматические ошибки. Поскольку « врага надо знать в лицо», давайте рассмотрим перечисленные виды ошибок, чтобы избежать их в своих работах.

Слайд 3.
Что же такое фактическая ошибка?

Ученик. Как следует из самого названия, фактическая ошибка-это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения, обычно встречаются следующие виды ошибок:

  • Подмена понятий, фактов, приводимых в исходном тексте, другими; искажение фактов, содержащихся в тексте:

Травкин ценил в Аничкове его отвагу и преданность родине. (В тексте фамилия героя Аниканов).
Хулиганы в трамвае издеваются над кассиром. (Речь идёт о кондукторе).

  • Неверная характеристика примера, явления, о котором идёт речь в тексте:

В тексте талантливого публициста О.Мандельштама (по всей видимости, фамилия автора текста вообще ни о чём не говорит ученику, а домашняя заготовка зачина подвела: Осип Мандельштам прежде всего поэт).

  • Неверное изображение фактов, не упоминающихся в исходном тексте, которые учащиеся используют в развёрнутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии). Этот рассказ был написан в 1947 году (из сочинения по отрывку из повести Э.Казакевича «Звезда»).

В романе Булгакова «Мы» также изображено тоталитарное государство (речь идёт о романе Е.И.Замятина).
Таким образом, одни фактические ошибки появляются из-за невнимательности чтения исходного текста, другие - из-за узости кругозора, отсутствия необходимых знаний о различных областях жизни.

Слайд 4. Учитель. Что такое логическая ошибка?
Ученик. Логические ошибки - это неразличение « близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко пишущий или говорящий не различает сферы деятельности, причину и следствие, часть и целое, смежные явления, родовидовые, видовые и другие отношения»
Учитель. Рассмотрим самые распространённые виды логических ошибок:
Слайд 5.
1.Подмена субъекта действия: Произведения писателя хотят показать его ненависть к войне (писатель в своих произведениях хочет показать).
2.Подмена объекта действия: Мне нравятся стихи Лермонтова, особенно тема любви.
3. Нарушение причинно- следственных отношений: Но вскоре дожди прекратились, так как установилась хорошая погода.
4.Нарушение логики развёртывания мысли: В лесу было тихо. Рядом пела звонким голосом лирическую песню, перелетая с дерева на дерево, иволга. Где-то далеко куковала невидимая кукушка (так ли уж тихо было в лесу?)
5. Отсутствие связи между предложениями: Великая Отечественная война началась в 1941 году. Астафьев говорит, что писать о войне трудно.
6. Двусмысленность, неясность высказывания: После возвращения рукописи в редакцию поступили новые материалы (рукописи вернули автору или в редакцию).
Учитель. Итак, все приведённые примеры представляют собой алогизмы- высказывания, противоречащие логике. Как видим, логические ошибки часто возникают из-за небрежности в построении высказывания.

Слайд 6. Что такое грамматическая ошибка?
Ученик. Грамматическая ошибка-это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Учитель . Можно выделить следующие виды грамматических ошибок.
Слайд 7.

  • Ошибочное словообразование – ошибка в структуре слова: упрямость, вместо упрямство.
  • Ошибочное формообразование- ошибка при образовании формы слова той или иной части речи:
    • При образовании форм имен существительных: картофельных очисток вместо очистков, бухгалтера вместо бухгалтеры.
    • При образовании форм имён прилагательных: более светлее, вместо более светлый, самый интереснейший вместо самый интересный.
    • При образовании форм числительных: с шестистами солдатами вместо с шестьюстами, около пятиста вместо около пятисот.
    • При образовании форм местоимений: ихнего сына вместо их сына.
    • При образовании форм глагола, причастия и деепричастия: выздоровят вместо выздоровеют, сыпет вместо сыплет, лопнутый вместо лопнувший.

Слайд 8.
3.Нарушение согласования. Чаще всего нарушение согласования происходит из-за невнимательности. Например, Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождём (причастный оборот ошибочно согласован не с тем членом предложения; правильно:…испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождём).

Слайд 9.
4.Нарушение управления.
В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

  • Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии (правильно: установить причины);
  • Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);
  • Неправильный выбор предлога: партнёр в игре в теннис (правильно: партнёр по игре в теннис).

5.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Например: Те, кто согласились с этим решением, об этом пожалели – вопросительные местоимения кто, что и отрицательные никто, ничто употребляются с глаголами в единственном числе: кто согласился. В конструкциях типа те, кто и все, кто также предпочтительнее глагол в единственном числе: те, кто пришёл…; все, кто пришёл.

6.Нарушение способа выражения сказуемого . Например: Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные – в качестве второго сказуемого следовало использовать краткую форму: иллюстрированы.

Слайд 10.
7. Ошибки в построении предложения с однородными членами:

  • Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий: В вольере содержались обезьяны и шимпанзе.
  • Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий - в однородный ряд объединяются понятия, частично совпадающие по своему объёму: Среди участников парада были ветераны и москвичи (эти понятия не исключают друг друга: среди ветеранов тоже могли быть москвичи).
  • Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами.
  • Смешение компонентов двойных союзов - создание неправильной пары союзов: Побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге (правильно: не только в Москве, но и Санкт-Петербурге).
  • Пропуск предлога: Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах (правильно: на улицах, площадях, в скверах).
  • Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия

(правильно: Англии, Франции, Бельгии).

  • Употребление в качестве однородных различных синтаксических элементов предложения - в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение, причастный и деепричастный обороты. Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока (правильно: учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих…).

Слайд 11.
8.Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.

При использовании деепричастного оборота следует помнить, что действие деепричастия и сказуемого должно относиться к одному и тому же лицу: Приехав в Москву, я отправился на Красную площадь. Правильно построенное предложение с деепричастным оборотом можно превратить в конструкцию с однородными сказуемыми: Я приехал в Москву и отправился на Красную площадь.
Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Заполняя бланк ответов, следует использовать гелевую ручку.
Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:

  • Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: Подъезжая к городу, начался сильный ветер
  • (правильно: Когда мы подъезжали к городу…)
  • Если в безличном предложении имеется смысловое подлежащее в косвенном падеже, и нет инфинитива: Приехав в Москву, мне стало грустно.

(Правильно: Когда я приехал в Москву..).

  • В пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими.

(Правильно: Уходя домой, рабочие проверяют оборудование).

Слайд 12

  • Ошибки в построении предложения с причастным оборотом чаще всего связаны с тем, что определяемое слово помещают в середине причастного оборота: Живущие родственники в Сибири гостили у нас. Определяемое слово должно находиться перед причастным оборотом или после него: Живущие в Сибири родственники…или Родственники, живущие в Сибири.
  • Ошибки при построении сложного предложения. Например: Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился. Придаточное определительное должно зависеть от другого слова в главном предложении: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства.
  • Смешение прямой и косвенной речи. Например: Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю. При переводе прямой речи в косвенную речь местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица: Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.
  • Нарушение границ предложения. Например: Когда сошёл лёд. Мы решили отправиться в путь. Фраза должна быть оформлена как сложноподчиненное предложение. Когда сошёл лёд, мы решили отправиться в путь.

Слайд 13. Учитель: Что такое речевая ошибка?
Ученик . Речевые ошибки – это ошибки в использовании слова или фразеологизма. Чаще всего это нарушение лексических норм.
Слайд 14 Учитель . Рассмотрим основные типы речевых ошибок.

  • Употребление слова в несвойственном ему значении . Эта ошибка связана с непониманием значения слова.

Целых два месяца проходил в нашем городе вернисаж художников- передвижников. (Слово вернисаж означает торжественное открытие художественной выставки).

2.Нарушение лексической сочетаемости слов . Сочетаемость определяется смысловыми признаками, лексическими значениями слов, а также традицией их употребления.

Она старается показаться добродетельной и несколько праведной женщиной (наречие несколько означает «немного, чуть-чуть», поэтому не сочетается с прилагательным праведный: невозможно быть чуть-чуть справедливым или слегка добрым).

Нарушает правила сочетаемости такая ошибка, как анахронизм- употребление в одном контексте слов разных эпох:
Раскольников сидел в баре (правильно: в трактире, в распивочной). В городе Калинове царила коррупция (правильно: процветало взяточничество).

Слайд 15
3. Употребление слова иной стилистической окраски . Многие слова могут быть употреблены в любой ситуации: белый, высоко, лететь. Но есть и такие, употребление которых уместно только в разговорной речи, в бытовом общении: доходяга, ругаться. Существует и группа «благородных» слов, употребляемых в книжной речи: предстоит общность, блистательный. Слова, имеющие различную стилевую окраску, могут случайно оказаться рядом, и тогда получится что-нибудь вроде:
В нашей деревне возвели новый свинарник.
Кулигин поначитался стихов Ломоносова и Державина.

Слайд 16.
4.Плеоназм – сочетание сходных по значению слов, одно из которых дублирует смысл другого:
Памятный сувенир (сувенир – это подарок на память);
Местные аборигены (аборигены - это местные жители);
Жестикулировать руками (жестикулировать-делать движения руками).
В перечисленных ниже словосочетаниях лишние слова выделены курсивом: неожиданный сюрприз, первая премьера, электорат избирателей, весь цвет элиты, саммит на высшем уровне, свободная вакансия, успех победы, иммунитет неприкосновенности, положительный успех, на самом переднем фронте, городской градоначальник, первый лидер, тоска по ностальгии, передняя авансцена, трудоустройство на работу, полный аншлаг, передовой авангард, совместное сотрудничество, полное фиаско, сто рублей денег, прейскурант цен.

Слайд 17.
5.Тавтология – стечение в одной фразе однокоренных слов: проливной ливень, сгруппировать в группы, зарасти зарослями.

6. Речевая недостаточность - случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли.
Для героини свобода - жить так, как хочется (не хватает слов это возможность). В нашем городе появилось немало талантливых музыкантов на духовых инструментах (пропущено слово играющих).

Слайд 18.
7.Смешение паронимов.
Паронимы - это близкие, но не тождественные по значению однокоренные слова, ошибочно употребляемые одно вместо другого: дипломат-дипломант, одеть-надеть, главный - заглавный.
Было холодно, поэтому Маша одела шубу (слово одеть означает «облечь кого-нибудь в одежду»: одеть ребёнка, одежду мы надеваем: надеть пальто, надеть на сына шапку).

8.Ошибки при употреблении фразеологизмов.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Обычно из состава фразеологизма нельзя ничего изъять или что-либо в него вставить. Однако это простое правило часто нарушается:

  • Замена компонента фразеологизма: Львиная часть урожая была потеряна (правильно: львиная доля).
  • Неоправданное сокращение фразеологизма: Подготовка абитуриентов желает лучшего (правильно: оставляет желать лучшего).
  • Смешение двух фразеологизмов: Все хвалили Игоря и пели ему фимиамы (правильно: пели дифирамбы).
  • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении: Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски (выражение лыка не вяжет употребляется по отношению к очень пьяному человеку, поэтому правильно: которые плохо знали русский язык).
  • Стилистическая неуместность использования фразеологизма: Командир приказал сматывать удочки (правильно: приказал отступать, приказал уходить).

9. Неудачное употребление местоимений . Местоимения обычно указывают на употребленные ранее в тексте существительные, стоящие в том же роде, числе и падеже. Из контекста должно быть ясно, какое именно существительное заменяется местоимением. Нарушение этого правила может привести к абсурдности, комизму высказывания: Эту селедку передала мне продавщица Люба. Ввиду жары она уже припахивала (местоимение следует заменить словом рыба).

10. Неоправданное повторение слова: Автор пишет о том, что природа в опасности. Автор призывает человечество опомниться. Неоправданного повторения слов можно избежать, используя местоименные замены, синонимы, родовые или видовые наименования предметов.

11. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм : Я тогда не смог вовремя извиниться, хотя знаю, что был не прав.

3.Тренировочные упражнения. Задания к уроку.

Тренировочные упражнения. Использование ИКТ на уроке
Цели:
1. Систематизировать материал на этапе обобщения и повторения.
2. Уметь самостоятельно формулировать правила, пользуясь интерактивными иллюстрациями.
3.Уметь правильно выполнять электронные задания и тесты.

Слайд 19.
Задание: пользуясь интерактивными иллюстрациями найти речевые и грамматические ошибки .

Слайд 24-25 Работа с электронным заданием, проверяющим умение писать сочинение на определенные темы. Задание: находясь в режиме он-лайн (в Интернете), выполните электронное задание: определите тип грамматических и речевых ошибок.

1. Учитель.
Отредактируйте текст, устраняя неоправданное повторение союзного слова. Расставьте знаки препинания.
Долголетие цветов.
Что вы знаете о продолжительност- жизн- цветов которые р-стут (во)круг наших домов в наших садах и парках?
Куст пиона на одном месте может прожить 16-20 лет. Десятки лет живут кусты с-рени и жасмина. Известен сорт ириса который был выв-ден более ста лет назад. Он размножался все эти годы и жизнь его (не)прекратилась до нынешнего времени.
О (не)обычном долголетии- розовых кустов которые кажутся такими хрупкими и (не)долговечными можно ра.казывать легенды. В Ясной Полян- сохр-нились кусты роз которые цвели ещё при жизн- Л.Н.Толстого. В Германии. Известен куст розы которая живёт 500 лет.

Ученик.
Долголетие цветов.
Что вы знаете о продолжительности жизни цветов, которые растут вокруг наших домов, в наших садах и парках?
Куст пиона на одном месте может прожить 16-20 лет. Десятки лет живут кусты сирени и жасмина. Известен сорт ириса, выведенный более ста лет назад. Он размножался все эти годы, и жизнь его не прекратилась до нынешнего времени.
О необычном долголетии розовых кустов, кажущихся такими хрупкими и недолговечными можно рассказывать легенды. В Ясной Поляне сохранились кусты роз, цветущие ещё при жизни Л.Н.Толстого. В Германии. Известен куст розы, которая живёт 500 лет.

2.Определите, в чём заключается логическая ошибка высказывания.
1.Писатель рассказывает о прошлом своего героя. Он тоже был участником войны.

  • Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема была актуальна во все времена.
  • В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют.
  • самым бедным из этой группы действующих лиц является язык Варвары Кабановой.
  • Культура человека- это культура мышления, культура поведения.
  • Я согласен с мнением автора, но я думаю по-другому.
  • Никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.
  • Мы живём в современном мире. Поэтому каждый из нас занят только теми житейскими проблемами, с которыми сталкивается каждый день.

3.Определите тип речевой ошибки. Отредактируйте предложения.

  • Кто же не слышал об этом юном вундеркинде?
  • Каждое слово несёт определённую функцию в предложении.
  • Об этом случае никто не узнал, подробности остались втуне.
  • Наша страна выбрала демократичный путь развития.
  • Эти рослые парни - закоренелые сибиряки.
  • Футболисты «Спартака» третий раз забивают в первом тайме.
  • Наше предприятие играет большое значение в экономике города.
  • Поругавшись с другом, мы не желаем признавать свою неправоту.
  • К сожалению, отец не прислушался к моему мнению и полностью импонировал мои слова.

4.Определите тип грамматической ошибки. Отредактируйте предложения.

  • Усталые пекари доставали из печи ароматные хлеба.
  • Мы часто не понимаем, не доверяем друг другу.
  • По моему мнению, это социальная проблема. Так как она обнаруживается во всех сферах общественной жизни.
  • На протяжении пятиста лет эти статуи были скрыты под слоем песка.
  • Книги учат детей отличать добро и зло.
  • На этих предприятиях были созданы не только первые отечественные паровые машины, а также первые русские пароходы.
  • Приезжайте скорее: мы по вас скучаем.
  • Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.
  • Меня возмущает то, что какое право они имеют насмехаться над слабыми.

4. Итог урока . Домашнее задание.

  • Выучить типы речевых ошибок.
  • Знать грамматические ошибки
  • Уметь находить стилистические ошибки, этические и фактические.

Список использованных источников.

1. Александров В.Н,Александрова О.И. « Русский язык», Челябинск, 2005.
2Ивашова О.Д., Пучкова,Л.И. «Экспресс-курс подготовки к ЕГЭ»,М,2006г
3. Сенина Н.А. Русский язык ЕГЭ 2007, Ростов – на - Дону. Л.2006.
4. Сокольницкая Т.Н. Русский язык. Сочинение – рассуждение (часть С), М, Эксмо, 2007



Читайте также: