Какие науки являются точными. Основные виды наук. Какая из перечисленных религий относится к мировым

К точным наукам относится математика, от начала и до конца выдуманная человеком и основанная на полностью абстрактных понятиях. Что такое число 1? В природе его нет. Есть предметы, к которым относится это понятие, например, один кирпич или один стул. Что общего между кирпичом и стулом, где в них число 1? Числа придуманы человеком для облегчения познания объективной части реальности и не существуют нигде, кроме его разума. Другими словами, числа не существуют в материальном мире объективной части реальности. Очень распространённое заблуждение состоит в том, что математика объективна для материального мира, что она каким-то образом существует в этом самом материальном мире. Это не так. Чисел нет в природе, они не являются свойством материальных тел. Числа (и вся математика в целом) служит инструментом, придуманным человеком для познания материального мира объективной реальности. Математика является примером интерсубъективности, но, тем не менее, имеет субъективную природу своего существования.

Математика очень мощный инструмент. В ней существуют десятки направлений, каждое из которых имеет просто бесценное значение для познания Реальности. Возьмём, например, теорию вероятности. Подбросим монетку, что выпадет, орёл или решка? Никто не знает, и математика в том числе, так как это случайное равновероятное событие. Но подбросим монетку миллион раз, и тогда математик может сказать, что с большой вероятностью (почти наверняка) орлов будет от 300000 до 600000. Конечно, это не точное значение, но примечателен тот факт, что казавшееся ранее абсолютно случайным событие приобретает вполне вычисляемый результат. А если бросить бесконечное количество раз, тогда ровно половина будет орлов и половина решек. Результат предсказуем. Так как же сочетается предсказуемость и случайность? А вот это и позволяет познать теория вероятности. И прежде чем говорить о боге, о предопределённости, о судьбе, о других вещах подобного рода, нужно сначала изучить теорию вероятности и посмотреть, может быть это не судьба, а обычная сложная математика.

Естественные науки занимаются тем, что пытаются познать материальный мир, применяя для этого математический аппарат. Причем делают это просто великолепно, например, я набираю этот текст на очень мощном компьютере, который без науки просто не мог бы существовать. Однако, всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Если бы математика так же хорошо описывала весь материальный мир, как это получается при простом пересчёте пальцев на руках, тогда бы в естественных науках просто не было бы необходимости. Применение математического инструмента связано с большими сложностями корреляции результатов вычислений и научных экспериментов. Для этого вводятся различные коэффициенты, применяются численные и вероятностные методы. Существует большой раздел прикладной математики. Так что сама по себе математика не может точно описать реальный материальный мир даже количественно, только в пределах погрешностей, часто даже не выводимых математически. А про описание сути объектов и явлений, не может быть и речи.

Все мы, попадая в школу, затем в ВУЗ, не задумываемся над тем, что обычному человеку дается лишь малая часть основ разных наук. На самом деле, этих самых наук существует множество. Чтобы разобраться, какие есть науки, нужно сначала выяснить, как они классифицируются и на какие группы делятся.

Виды наук

Мы попытаемся представить вам наиболее распространенную карту наук. Все существующие системы знаний по определенной теме, подразделяются всего лишь на три группы. Это:

  • Естественные
  • Гуманитарные
  • Формальные науки

Каждая группа содержит огромный пласт подразделов, который, в свою очередь расслаивается на еще более узкие специализации. Мы назовем лишь базовые, так как перечислить, какие существуют науки будет достаточно трудоемко.

Естественные науки

К естественным наукам относятся: физика, география, химия, биология и все, что может каким-то образом влиять на человека. Их парадоксальность заключается в том, что почти невозможно найти в этой группе наук хотя бы одну, которая точно и полно характеризовала бы собой весь этот ряд. Например, география тяготеет и даже перекликается с экономикой и социологией. Вспомните, что география включает в себя разделы об экономическом процветании государств, связь его с наличием полезных ресурсов и ископаемых.

Какие науки изучают человека? Из естественных наук это биология, точнее, ее подраздел. Большинство же наук о человеке попадает в следующую группу – гуманитарных.

В целом, общий стержень естественных наук – это описывание реальных, существующих явлений, фрагментов или элементов действительности, но отнюдь не оценивание их.

Гуманитарные науки

Это также широкий пласт наук. К ним относятся социальные и типично гуманитарные науки.

Социальные науки включают в себя экономику, социологию, политологию, и другие. Эти науки описывают действия, события, и они же оценивают их. Однако они не имеют четкую черно-белую картину восприятия. Их оценка, скорее, сравнительная, нежели абсолютная.

А какие науки гуманитарные? Это история, психология, лингвистика. Весь ряд наук сплошь пестрит абсолютными, но динамично-развивающимися категориями. Например, они четко обозначают временные параметры (что было, что есть или что будет), и стремятся дать абсолютную оценку изучаемым фактам и категориям.

Есть еще подраздел гуманитарных наук, который совсем немного, но стоит особняком. Это науки, формирующие восприятие и дающие оценку. К ним относятся искусствоведение, этика и подобные им.

Формальные науки

Здесь все предельно ясно. К формальным наукам относятся логика, математика, статистика, информатика. Эта категория наук имеет четкие термины, единственно принятые стандарты и понятия.

Эти категории наук понятны, однако не все исследователи согласны с подобной классификацией. Например, можно подразделить весь этот объем знаний по критериям, оценивающим близость науки к человеку. Какие науки изучают общество, а какие – абстрактные вещи? Здесь возможны разные варианты, благо, есть где разгуляться, учитывая тот факт, что наук, которые изучает человек более 20 тысяч.

То́чными нау́ками называют области науки , в которых изучаются количественно точные закономерности и используются строгие методы проверки гипотез , основанные на воспроизводимых экспериментах и строгих логических рассуждениях. К точным наукам принято относить математику , информатику , физику , химию , а также некоторые разделы биологии , психологии и обществоведения . Обычно точные науки противопоставляются гуманитарным наукам .

Информа́тика (ср. нем. Informatik, англ. Information technology, фр. Informatique, англ. computer science — компьютерная наука — в США, англ. computing science — вычислительная наука — в Великобритании) — наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации. Она включает дисциплины, относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и довольно конкретные, например, разработкаязыков программирования. Термин информатика возник в 60-х годах во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной переработкой информации, как слияние французских слов information иautomatique. Темами исследований в информатике являются вопросы: что можно, а что нельзя реализовать в программах и базах данных (теория вычислимости и искусственный интеллект), каким образом можно решать специфические вычислительные и информационные задачи с максимальной эффективностью (теория сложности вычислений), в каком виде следует хранить и восстанавливать информацию специфического вида (структуры и базы данных), как программы и люди должны взаимодействовать друг с другом (пользовательский интерфейс и языки программирования и представление знаний) и т. п. Информатика — молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Генетически информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, так как именно компьютеры позволяют порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процессам становится одновременно необходимым и возможным. До настоящего времени толкование термина «информатика» (в том смысле как он используется в современной научной и методической литературе) еще не является установившимся и общепринятым. Обратимся к истории вопроса, восходящей ко времени появления электронных вычислительных машин. Понятие информатики является таким же трудным для какого-либо общего определения, как, например, понятие математики. Это и наука, и область прикладных исследований, и область междисциплинарных исследований, и учебная дисциплина (в школе и в вузе). Несмотря на то, что информатика как наука появилась относительно недавно (см. ниже), её происхождение следует связывать с работами Лейбница по построению первой вычислительной машины и разработке универсального (философского) исчисления. Информационные ресурсы — Различные формализованные знания (теории, идеи, изобретения), данные (в том числе документы), технологии и средства их сбора, обработки, анализа, интерпретации и применения, а также обмена между источниками и потребителями информации.

Информационная технология -

Совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением, созданием и применением методов, способов, действий, процессов, средств, правил, навыков, используемых для получения новой информации (сведений, знаний), сбора, обработки, анализа, интерпретации, выделения и применения данных, контента и информации с целью удовлетворения информационных потребностей народного хозяйства и общества в требуемом объеме и заданного качества.

Совокупность самих этих методов, способов, действий и т. д.

Информационный процесс — Последовательность действий (операций) по сбору, передаче, обработке, анализу, выделению и использованию с различной целью информации (и/или ее носителей) в ходе функционирования и взаимодействия материальных объектов.

Информационный технологический процесс — Компонент информационной технологии как практического инструмента рецептурной деятельности, часть производственного процесса, состоящая из последовательности согласованных технологических операций, связанных со сбором и обработкой <данных> как носителей информации, выделением из них необходимых сведений, новостей, знаний, их накоплением, анализом, интерпретацией и применением.

Матема́тика (от др.-греч. μάθημα — изучение, наука) — наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. Математические объекты создаются путём идеализации свойств реальных или других математических объектов и записи этих свойств на формальном языке. Математика не относится к естественным наукам, но широко используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов. Математика — фундаментальная наука, предоставляющая (общие) языковые средства другим наукам; тем самым она выявляет их структурную взаимосвязь и способствует нахождению самых общих законов природы. Идеализированные свойства исследуемых объектов либо формулируются в виде аксиом, либо перечисляются в определении соответствующих математических объектов. Затем по строгим правилам логического вывода из этих свойств выводятся другие истинные свойства (теоремы). Эта теория в совокупности образует математическую модель исследуемого объекта. Таким образом первоначально, исходя из пространственных и количественных соотношений, математика получает более абстрактные соотношения, изучение которых также является предметом современной математики. Традиционно математика делится на теоретическую, выполняющую углублённый анализ внутриматематических структур, и прикладную, предоставляющую свои модели другим наукам и инженерным дисциплинам, причём некоторые из них занимают пограничное с математикой положение. В частности, формальная логика может рассматриваться и как часть философских наук, и как часть математических наук; механика — и физика, и математика; информатика, компьютерные технологии и алгоритмика относятся как к инженерии, так и к математическим наукам и т. д. В литературе было предложено много различных определений математики.

Мозг и душа [Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир] Фрит Крис

Точные и неточные науки

Точные и неточные науки

В системе научной иерархии "точные" науки занимают высокое положение, а "неточные" – низкое. Предметы, изучаемые точными науками, подобны ограненному алмазу, у которого есть строго определенная форма, а все параметры могут быть измерены с высокой точностью. "Неточные" науки изучают предметы, похожие на шарик мороженого, форма которого далеко не столь определенна, а параметры могут меняться от измерения к измерению. Точные науки, такие как физика и химия, исследуют осязаемые предметы, поддающиеся очень точным измерениям. Например, скорость света (в вакууме) составляет ровно 299 792 458 метров в секунду. Атом фосфора весит в 31 раз больше, чем атом водорода. Это очень важные числа. Исходя из атомного веса различных элементов можно составить периодическую таблицу, некогда позволившую сделать первые выводы о строении материи на субатомном уровне.

Когда-то биология была не такой точной наукой, как физика и химия. Это положение дел кардинально изменилось после того, как ученые открыли, что гены состоят из строго определенных последовательностей нуклеотидов в молекулах ДНК. Например, ген овечьего приона состоит из 960 нуклеотидов и начинается так: ЦТГЦАГАЦТТТААГТГАТТСТТАЦГТГГЦ...

Я должен признать, что перед лицом такой точности и строгости психология выглядит очень неточной наукой. Самое известное число в психологии – 7, число предметов, которые можно одновременно удерживать в рабочей памяти. Но даже эта цифра нуждается в уточнении. Статья Джорджа Миллера об этом открытии, опубликованная в 1956 году, называлась "Магическое число семь – плюс-минус два". Стало быть, лучший результат измерений, полученный психологами, может меняться в ту или иную сторону почти на 30%. Число предметов, которые мы можем удержать в рабочей памяти, может быть разным в зависимости от времени и от человека. В состоянии усталости или тревоги я запомню меньше чисел. Я говорю по-английски и поэтому могу запомнить больше чисел, чем те, кто говорит по-валлийски. "А чего вы ожидали? – говорит профессор английского языка. – Человеческую душу нельзя расправить, как бабочку в витрине. Каждый из нас неповторим".

Это замечание не вполне уместно. Разумеется, каждый из нас неповторим. Но у всех нас есть и общие свойства психики. Именно эти фундаментальные свойства и ищут психологи. У химиков была ровно та же проблема с веществами, которые они исследовали до открытия химических элементов в XVIII веке. Каждое вещество неповторимо. У психологии, по сравнению с "точными" науками, было мало времени на то, чтобы найти, что измерять, и придумать, как измерять. Психология как научная дисциплина существует лишь немногим более 100 лет. Я уверен, что со временем психологи найдут, что измерять, и разработают приспособления, которые помогут нам сделать эти измерения очень точными.

Из книги Открывая тайны океана автора Сузюмов Евгений Матвеевич

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Из книги Мозг и душа [Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир] автора Фрит Крис

Точные науки объективны, неточные – субъективны Эти оптимистичные слова основаны на моей вере в неостановимый прогресс науки. Но, к сожалению, в случае с психологией для подобного оптимизма нет прочных оснований. То, что мы пытаемся измерить, качественно отличается

Из книги Рефлекс свободы автора Павлов Иван Петрович

[ОБ АНИМИЗМЕ ШЕРРИНГТОНА И КОНСЕРВАТИЗМЕ АНГЛИЙСКОЙ НАУКИ][ 62 ] Акад. И.П. Павлов. - ...Еще один интересный факт в связи с общим значением и пониманием нашей работы. Когда вышло немецкое издание моих лекций по работе высшей нервной деятельности, то в английском журнале

Из книги Экология [Конспект лекций] автора Горелов Анатолий Алексеевич

Тема 7. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ Экологический кризис непосредственно вызван современным производством, в наибольшей степени теми его частями, которые основаны на современной технике, источником которой, в свою очередь, является наука. Науку и технику мы и

Из книги Род человеческий автора Барнетт Энтони

7.2. Тенденция экологизации науки

Из книги Земля в цвету автора Сафонов Вадим Андреевич

Эра науки Современная цивилизация положила начало не виданным доселе преобразованиям. В масштабе истории они происходят с удивительной скоростью, но для живущих в это время тянутся убийственно медленно.В 1850 г. Западной Европе понадобились усилия трех четвертей

Из книги Путешествие в страну микробов автора Бетина Владимир

РОЖДЕНИЕ ВЕЛИКОЙ НАУКИ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Рождение новой науки Однако споры о самозарождении не прекращались. Парижская Академия наук в 60-е годы XIX столетия предложила награду тому, кто точными и достоверными опытами окончательно разрешит этот спор.Выдающийся французский ученый Луи Пастер на основании

Из книги Происхождение жизни. Наука и вера автора Коллектив авторов

География и другие науки о Земле Что такое всемирное время и чем оно отличается от местного? Всемирное (мировое) время – это среднее солнечное время начального (нулевого) меридиана, проходящее через прежнее место расположения Гринвичской обсерватории (в Лондоне).

Из книги Популярно о микробиологии автора Бухар Михаил

Глава первая. Эволюция и природа науки Неоспоримых свидетельств биологической эволюции с каждым днем становится все больше.Ученые уже больше полутора веков собирают свидетельства, благодаря которым наши знания о самом факте биологической эволюции и о процессах,

Из книги Тайна Бога и наука о мозге [Нейробиология веры и религиозного опыта] автора Ньюберг Эндрю

Часть III Микробиология и другие науки

Из книги Жизнь в глубинах веков автора Трофимов Борис Александрович

9. Почему не исчезнет Бог. Метафора Бога и мифология науки Лишь Тот, кому я поклоняюсь, знает, кому я поклоняюсь, Когда я произношу несказанное имя, шепчу, обращаясь к Тебе, И думаю о скульптурах Фидия, и мое сердце полно символов, Которые (знаю) не могут быть Тобой. Потому

Из книги Рассказы о биоэнергетике автора Скулачев Владимир Петрович

МЕТОДЫ НАУКИ

Из книги Мы бессмертны! Научные доказательства Души автора Мухин Юрий Игнатьевич

Часть I. История новой науки Глава 1. Чем занимаются биоэнергетики? Диоген Рождение биоэнергетики... 1968 год. Маленький, ослепительно белый итальянский городок Полиньяно на берегу Адриатического моря изнывает от майого зноя. А во дворце графа Мьяни полумрак и прохлада. За

Из книги автора

Догмы серьезной науки Заметьте, я привел только реальные факты того, что личность человека - его ум, память, эмоции - не находятся в теле, следовательно, мало констатировать смерть тела, необходимо и узнавать, во что наша личность превращается после смерти тела - как она

1) история

3) математика

Что относится к естественным наукам?

1) история

2) математика

3) искусствоведение

Что относится к точным наукам?

1) математика

3) биология

4) история

Образование и его значимость в условиях информационного общества.

Возможности получения общего и профессионального образования в

Российской Федерации

Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению знаний и умений называется

1) творчеством

2) образованием

3) социализацией

4) религией

Студент четвертого курса педагогического университета Владимир преподает химию в школе. На какой ступени образования находится Владимир?

4) дополнительное образование

Недавняя выпускница строительного университета Екатерина учится на компьютерных курсах. На какой ступени образования находится Екатерина?

1) полное (среднее) образование

2) среднее профессиональное образование

3) высшее профессиональное образование

4) дополнительное образование

Николай учится в 6 классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Николай?

1) начальное образование

2) основное общее образование

4) среднее профессиональное образование

Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На какой ступени образования находится Анна?

1) основное общее образование

2) среднее профессиональное образование

3) полное (среднее) образование

Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса.

На какой ступени образования находится Иван?

1) основное общее образование



2) среднее профессиональное образование

3) полное (среднее) образование

4) высшее профессиональное образование

Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Одна из задач образования - приобщение человека к достижениям цивилизации.

Б. Образование – важное средство социализации человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В 1993 и в 2008 г. В стране Z социологической службой были проведены опросы совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?». Результаты двух опросов представлены в таблице.

Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основании таблицы, и запишите в строку цифры, под которыми они указаны.

1) Число тех, кто связывает успех в жизни с наличием полного (среднего) образования, увеличилось в 2008 по сравнению с 1993 г.

2) Популярность среднего профессионального образования возросла в 2008 г. по сравнению с 1993 г.

3) Высшее профессиональное образование считают залогом успеха в жизни большинство опрошенных в 1993 и 2008 г.

4) Число тех, кто не связывает успех в жизни с уровнем образования, значительно уменьшилось в 2008 г. По сравнению с 1993 г.

5) Среднее профессиональное образование популярнее полного (среднего) образования в обоих опросах.

Ответ: 2,4,5

М. – гражданин России, директор крупного завода. Установите правильную последовательность прохождения им ступеней образования.

1) обучение в средней (полной) школе

2) получение высшего профессионального образования

3) окончание основной школы

4) посещение дошкольного образовательного учреждения

5) защита диссертации и получение ученой степени

Ответ: 43125

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни

Современного общества. Свобода совести

Какое из приведенных ниже понятий объединяет, обобщает все остальные?

1) христианство

3) религия

4) буддизм

Представление о существовании внешних сверхъестественных сил, которые определенным образом влияют на жизнь человека, характеризует

2) религию

3) искусство

4) идеологию

Какая из перечисленных религий относится к мировым?

1) буддизм

2) индуизм

3) шаманизм

4) конфуцианство

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия требует от верующих соблюдения определенных правил.

Б. Религия влияет на отношение верующего к действительности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия основана на вере в сверхъестественные силы.

Б. Религия объединяет людей, исповедующих одно вероучение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Старейшина племени собрал у костра взрослых мужчин. Он начал рассказывать историю их божественного предка. При этом члены племени исполняли у костра ритуальный танец. Какую сторону жизни общества иллюстрирует этот пример?

1) хозяйственную

2) религиозную

3) семейную

4) политическую

В приведенном списке перемешаны черты сходства и различия религии и науки. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) обращение к сверхъестественным силам

2) организация процесса обучения

3) объяснение природных и общественных явлений

4) воздействие на эмоции человека

В приведенном списке указаны черты сходства религии и морали и отличия религии от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) основывается на вере в сверхъестественное

2) является областью духовной культуры

3) влияет на нормы поведения людей

4) использует культы и ритуалы



Читайте также: