Приставочно суффиксальный способ словообразования. Способы словообразования слов в русском языке с примерами. Приставочный метод словообразования

За́мок - замо́к

Другая распространённая причина появления омографов это факультативность написания буквы ё. Например, если опустить точки над буквой ё, то следующие слова станут омографами:

Всё - все

чёрта - черта́

Омографами могут быть как совершено разные слова, так и однокоренные слова:

Жа́ркое - жарко́е

А также словоформы одного слова. Например,

пчёлы - пчелы́

зи́мы - зимы́

Паро́нимы (от др.-греч. παρα- - приставка со значением смежности, ὄνομα - «имя») - это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Также возможно ошибочное употребление одного из них вместо другого. Например, адресат - адресан т. По аналогии с ложными друзьями переводчика паронимы иногда называются ложными братьями .

Сино́нимы (от др.-греч. σύν – вместе + ὄνομα – имя) - слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Примеры синонимов в русском языке: кавалерия - конница , смелый - храбрый , идти - шагать.

Типы речи - это разновидности языка в зависимости от того, что мы хотим передать в тексте: рассказать, изобразить или доказать что-либо. Выделяют три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Как правило, в чистом виде типы речи встречаются редко, обычно они комбинируются. Так, например, повествование может включать элементы описания или описание включать элементы рассуждения.

Повествование
К текстам повествования можно задать вопрос что произошло?
Целью текстов повествования является рассказать о событии, факте действительности. Тексты повествования отражают несколько эпизодов, событий, связанных между собой.
Тексты повествования строятся по следующей схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Одно из свойств повествования - динамичность. Ведущая часть речи - глагол, который и позволяет передать динамику, а также специальные слова со значением времени (сначала, затем, потом, утром, вечером и т. д.).
В основе повествования лежит единство видовременного плана, т. е. глаголы должны стоять в одном и том же времени и быть одного вида. Повествование, как правило, используется в текстах художественного или разговорного стилей.

Описание
К тестам описания можно задать вопрос какой (каков) предмет?
Целью тестов описания является описание предметов. Образ того или иного предмета или описание явления создается путем перечисления его признаков. Объект описания статичен, динамики в описании нет.
Композиционная схема текста описания представляет собой следующее: зачин, главная часть, концовка. В начале, как правило, называется предмет описания, затем перечисляются признаки предмета, на основе которого складывается законченный образ предмета описания, в конце делается вывод - общая оценка предмета.
Признаки предмета передаются прилагательными, причастиями или глаголами-сказуемыми. Так же, как и повествовании, в описании важно единство видовременного плана. Как правило, в описании используются простые предложения, хотя нередко - и сложные.
Описание используется в текстах любого стиля.

Рассуждение
К тестам рассуждения можно задать вопрос почему? Целью тестов описания является утверждение или отрицание какого-либо факта, явления, понятия, кроме того, в текстах рассуждения раскрываются причинно-следственные отношения между явлениями.
Строятся тексты рассуждения по следующей схеме: тезис, аргументы, вывод. Тезис - это основная мысль, которая доказывается в тексте, аргументы - это те доказательства, с помощью которых доказывается тезис, вывод - итог размышления.
Тексты рассуждения можно разделить на рассуждение-доказательство (почему?), рассуждение-объяснение (что это такое?), рассуждение-размышление (как быть?). В рассуждении используется любая лексика, для рассуждения неважно единство видо-временного плана. Рассуждение используется в текстах лю- бого стиля.

Виды изобразительно-выразительных средств
1. ТРОПЫ (основаны на лексическом значении слова)
Эпитет - слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Обычно эпитетом называют красочное определение: Твоих задумчивых но- чей прозрачный сумрак (А. С. Пушкин).
Метафора - троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения:
И тьмой и холодом объята душа усталая моя (М. Ю. Лермонтов).
Сравнение - троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы: Анчар, как грозный часовой, стоит один - во всей вселенной (А. С. Пушкин).
Метонимия - троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их связи и признаки: Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин).
Синекдоха - один из видов метонимии, в основе которого - перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения: И слышно было до рас- света, как ликовал француз (имеется в виду вся французская ар- мия) (М. Ю. Лермонтов).
Гипербола - троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления: По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А. Ахматова).
Литота - троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение: Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не более наперстка (А. Грибоедов).
Олицетворение - троп, в основе которого перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные: Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А. С. Пушкин).
Аллегория - троп, основанный на замене абстрактного понятия или явления конкретным изображением предмета или явления действительности: медицина - змея, обвивающая чашу, хи- трость - лиса и т. д.
Перифраз - троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления: царь зверей - лев.
Ирония - прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое: Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов (А. С. Пушкин).

Стилистические фигуры
(основаны на особом синтаксическом построении речи)
Риторическое обращение - придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии и т. п.: О вы, надменные потомки… (М. Ю. Лермонтов)
Риторический вопрос - такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность вы-сказывания: И над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец прекрасная заря? (А. С. Пушкин)
Анафора - повтор частей относительно самостоятельных отрезков, иначе анафора называется единоначатием: Словно клянете вы дни без просвета, словно пугают вас ноченьки хмурые
(А. Апухтин).

Эпифора - повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы.

Антитеза - стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление: И день и час, и письменно и устно, за правду да и нет… (М. Цветаева).
Оксюморон - соединение логически несовместимых понятий: живой труп, мертвые души и т. д.
Градация - группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабле- ния эмоционально-смысловой значимости: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).
Умолчание - намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу: Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, близ Кавказа рождена (А. С. Пушкин).
Именительный темы (именительный представления) - слово в именительном падеже или словосочетание с главным словом в именительном падеже, которое стоит в начале абзаца или текста и в котором заявляется тема дальнейшего рассуждения (дается наименование предмета, который служит темой дальнейшего рас- суждения): Письма. Кто их любит писать?
Парцелляция - намеренное разбивание одного простого или сложного предложения на несколько отдельных предложений с целью обратить внимание читателя на выделенный отрезок, придать ему (отрезку) дополнительный смысл: Один и тот же опыт приходится повторять много раз. И с большой тщательностью.
Синтаксический параллелизм - одинаковое построение двух и более предложений, строк, строф, частей текста:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.
(предложения строятся по схеме: обстоятельство места с определением, подлежащее, сказуемое)
Тучка по небу идет, Бочка по морю плывет. (А. С. Пушкин) (предложения строятся по схеме: подлежащее, обстоятельство места, сказуемое)
Инверсия - нарушение общепринятой грамматической после- довательности речи: Белеет парус одинокой в тумане моря голубом.
(М. Ю. Лермонтов) (по правилам русского языка: Одинокий па- рус белеет в голубом тумане моря.)

В русском языке есть пять стилей речи:
1) разговорный;
2) художественный;
3) публицистический;
4) официально-деловой;
5) научный.

  1. Аффиксация (морфологический способ):
  • приставочный способ;
  • суффиксальный способ;
  • приставочно-суффиксальный способ.
  • Бессуффиксный способ.
  • Словосложение.
  • Аббревиация.
  • Морфолого-синтаксический способ
  • Лексико-семантический способ
  • Лексико-синтаксический способ
  • Типы образования слов:

    • через соединительную гласную (о, е) :
      • корень+корень = паровоз;
      • корень+корень +суффикс = земледелие;
      • корень+слово = лесозаготовка.
    • без соединительной гласной :
      • соединение усечённых слов или усечённых корней - колхоз;
      • усечённый корень + слово с «вынутой» серединой: эс(кадренный) мин(онос)ец = эсминец, нар(одный) ком(иссари)ат = наркомат;
      • сочетание усечённого корня + слово: танцевальный пол = танцпол, партийный + билет = партбилет.
    • аббревиатура : СНГ, НАТО.
    • сокращение (усечение конца): зонтик=зонт; доктор=док; преподаватель=препод.
    • конверсия - переход из одной части речи в другую без изменения слова. В русском языке явление представлено преимущественно субстантивацией прилагательных.

    Способы образования слов.

    Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными .
    Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую .

    Приставочный способ.

    При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .

    Суффиксальный способ.

    Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
    Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи .
    Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

    Приставочно-суффиксальный способ.

    Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса. Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок, глаголы с суффиксом -ся, наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

    Бессуффиксный способ.

    Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

    Слова в русском языке образуются самыми разными способами, причем очень часто в этом процессе участвуют специальные морфемы – приставки и суффиксы. Некоторые слова образуются приставочным способом, какие-то суффиксальным, но есть и такие, в которых объединяются оба эти случая. Каким образом с помощью двух морфем можно образовать новую лексическую единицу?

    Приставочно-суффиксальный способ образования слов: примеры и особенности

    Итак, уже из названия понятно, что при таком способе слово образуется с помощью приставки и суффикса, которые одновременно присоединяются к основе. Вот, например, если взять слово “дар” и добавить к нему приставку без- с суффиксом -н-, то получится существительное “бездарный”. Поскольку при образовании новых слов используются морфемы, приставочно-суффиксальный способ относится к морфемным.

    Одним из самых распространенных случаев, когда слово образуется приставочно-суффиксальным способом, является такой, где за основу берется существительное с предлогом, например, от сочетания “под снегом” образуется слово “подснежник”. Бывшие предлоги при этом превращаются в приставки.

    Образовать слово приставочно-суффиксальным способом достаточно сложно, ведь для этого необходимо знать, какие особенности отличают все входящие в его состав морфемы.

    Что касается значения нового слова, то оно обычно составляется из сочетания значения приставки и основы, суффикс только добавляет к нему определенные оттенки. Обычно таким способом образуются новые существительные, прилагательные и глаголы, а также наречия.

    Все наречия, которые по орфографическим правилам пишутся через дефис, образованы как раз таким способом. Вот примеры приставочно-суффиксального способа образования слов этой части речи от имени прилагательного: приставка по + прилагательное взрослый + суффикс ому, в результате получается наречие по-взрослому.

    Но не обязательно они должны быть образованы именно от прилагательных – есть ряд таких наречий, образованных от порядковых числительных, например, во-первых, во-вторых и так далее. Они пишутся через дефис, а значит, попадают под общее правило.

    Есть сложный случай приставочно-суффиксального способа образования слов, когда суффикс является нулевым, как, например, в слове безногий.Они образуются по тому же принципу, что и слова, где суффикс присутствует физически, такие как безбилетный, бесстрашный и так далее. Также иногда может подразумеваться и суффикс “й”, который можно заметить только при фонетическом разборе – безводье, безлюдье.

    Что мы узнали?

    Одним из самых сложных способов образования новых слов в русском языке является приставочно суффиксальный, когда к основе прибавляются сразу две морфемы – приставка и суффикс. При этом в некоторых случаях суффикс может быть нулевым, а иногда его можно увидеть только при фонетическом разборе слова. Приставочно-суффиксальным способом чаще всего образуются имена существительные и прилагательные, а также глаголы и наречия. О последний нужно сказать особо, потому что определить, какое наречие точно образовано этим способом, несложно – они пишутся через дефис, причем образовываться могут как от прилагательных, так и от местоимений. Также распространенным вариантом такого способа образования новых слов является вариант, когда есть слово с предлогом, к нему добавляется суффикс – и вот есть новое слово. Значение этого слова обычно представляет собой синтез значения приставки и корня, а суффикс в данном случае может или добавлять к значению какой-то оттенок, или не выполнять смыслообразующую функцию вообще.

    Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов . Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них.

    1. Приставочный способ - образование новых слов с помощью приставок.

    Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере - (пере-плы -ть ← плы -ть ).

      Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.

      Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи.

      Например: дис -комфорт □ ← комфорт □ ; вы -ходи -ть ← ходи -ть ; сверх -одарённ -ый ← одарённ -ый ; по -ныне ← ныне .

    Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов.

    Ср.: за -пе -ть ← пе -ть ; до -пе-ть ← пе -ть ; с -пе -ть ← пе -ть ; пере -пе -ть ← пе -ть .

    2. Суффиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов.

    Например: глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол-и -ть ← смол -а ).

      Суффиксальный способ - один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. При этом часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего (ср.: берез-няк □ ← берёз -а ; перепис-ыва -ть ← перепис/а -ть ; сер-оват -ый ← сер -ый ), может быть иной, чем у производящего слова (ср.: сер-е -ть ← сер -ый ; сер-ость □ ← сер -ый ; сер-о ← сер -ый ).

    3. Постфиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.

      В русском языке, как отмечалось, к словообразовательным постфиксам относятся:

      а) возвратный постфикс -ся ;
      б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь .

      Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия.

      Например: учи -ть -ся ← учи -ть ; как -ой -то ← как -ой ; когда-либо ← когда .

    Примечание. Если рассматривать постфикс как разновидность суффикса, то такого рода образования можно относить к суффиксальному способу образования слов.

    4. Нулевая суффиксация - образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса.

    Примечание. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным .

    Например: высь -Ø□ («высокое пространство») ← выс/ок -ий ; задир -Ø-а («тот, кто задирает») ← задира -ть .

      Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания.

      Для сравнения сопоставим образование однокоренных слов:

      1. восхожд-ениj -е ← восход/и -ть ; надрез-к -а ← надрез/а -ть ; удаль-ств -о ← удал -ой ;

      2. восход -Ø□ ← восход/и -ть ; надрез -Ø□ ← надрез/а -ть ; удаль -Ø□ ← удал -ой .

      В первом случае (восхождение, надрезка, удальство ) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход -Ø, надрез -Ø, удаль -Ø) - нулевая суффиксация.

    Обратите внимание!

    В современном русском языке имеется большое число слов, образованных путём нулевой суффиксации:

    1) Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

    Вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.

    2) Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

    Расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.

    3) Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния.

    Брань ← бранить, дрожь ← дрожать.

    4) Отглагольные существительные общего рода на -а, -я , обозначающие человека по характерному для него действию.

    Задира ← задирать, рёва ← реветь.

    5) Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку.

    Примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.

    6) Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку.

    Гуща ← густой, круча ← крутой.

    7) Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака.

    Синь ← синий, глушь ← глухой.

      При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс).

      Например: заслуг -Ø-а ← заслуж/и -ть ; рассказ -Ø□ ← рассказ/а -ть ; щебет -Ø□ ← щебет/а -ть .

    5. Приставочно-суффиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.

      Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия.

      Например: под -стакан-ник □ ← стакан □ ; под -шеф-н -ый ← шеф □ ; обез -оруж-и -ть ← оружи-j -е ; по -сво-ему ← сво -й .

    Обратите внимание!

    1) Значение производного слова, образованного приставочно-суффиксальным способом, часто выводится из сочетания существительного в косвенном падеже с предлогом, причем в производном слове используется приставка, омонимичная предлогу.

    Ср.: под -окон-ник □ («под окном») ← окн -о ; под -стакан-ник □ («под стаканом») ← стакан □ ; без -лун-иj -е («без луны») ← лун -а .

    2) Не забывайте, что суффикс -j- может быть не выражен в слове специальным графическим знаком:

    без-людь- [ j ] -е ← люд -и .

    3) Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:

    а) от прилагательных - с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и :

    по-взрослому ← взросл ый ; по-хорошему ← хорош ий ; по -товарищески ← товарищеск ий ; по -волчь- [ j ] -и ← волч ий ;

    б) от порядковых числительных - с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их :

    во-перв-ых ← перв ый ; в-треть-их ← трет ий .

    4) Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу:

    без -ног -Ø-ий («без ног») ← ног -а ; без -рог -Ø-ий («без рогов») ← рог □ .

    Сопоставьте образование аналогичных прилагательных, где, наряду с приставкой, используется не нулевой, а материально выраженный суффикс:

    без -билет-н -ый («без билета») ← билет □ ; без -вред-н -ый («без вреда») ← вред □ .

    6. Поскольку в данном пособии -ся рассматривается не как разновидность суффикса, а как постфикс, то можно выделить несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:

      приставочно-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса;

      Вы -плака -ть -ся ← плака -ть ; в -чита -ть -ся ← чита -ть .

      суффиксально-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова суффикса и постфикса;

      Как определить слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, за ответ буду оч признательна и получил лучший ответ

      Ответ от Ѝлли[гуру]
      если от слова отбросить приставку и суффикс (а они в слове образованном прист. -суфф. способом есть обязательно!) то должно получиться какое-нибудь однокоренное слово. НО: нельзя отдельно отбрасывать приставку, и отдельно суффикс, иначе слова не получится. например: подорожник. подорож - такого слова нету. дорожник тоже нету. а если отбросить суффикс и приставку, то получится дорога. => слово образовано прист. -суфф. способом

      Ответ от Sailor [гуру]

      < всухомятку) , в-...-((даль < вдаль) , на-...-у (встеча < навстречу) , на-...-(показ < напоказ) , в-...-у (верх < вверху) , в-...-е (начало < вначале) , в-...-и (даль < вдали) , на-...-у (верх < наверху) , с-...-у (бок < сбоку) и другие.
      < по-новому, прежний < по-прежнему) , по-...-и (охотничий < по-охотничьи) , из-...-а (давний < издавна) , до-...-а (белый < добела) , с-...-а (новый < снова) , в-...-о (правый < вправо) , на-...-о (белый < набело) , по-...-у (пустой < попусту) , в-...-ую (пустой < впустую) , в-...-и (близкий < вблизи) , с-...-у (молодой < молоду) .
      < в-третьих, второй < во-вторых) , в-...-ом/-ем (двое < вдвоем, пятеро < впятером) , в-...-о/-е (десятеро < вдесятеро) , на-...-о/-е (двое < надвое) .
      < вскачь) , в-...-ку (догонять < вдогонку). От наречий наречия образуются при помощи по-...-у (долго < подолгу) , по-...-ку (нарочно < понарошку) .

      < мимоходом.
      Зайди на сайт может еще что-то нароешь.


      Ответ от Ѐадич [гуру]
      Многие существительные образованы приставочно - суффиксальным способом.
      При образовании таких существительных от других существительных используются следующие сочетания приставки и суффикса: под-...-ник (снег < подснежник), на-...-ник (колено < наколенник), при-...-j (море < приморье), за-...-j (река < заречье), меж-...-j (гора < межгорье), без-...-j (деньги < безденежье), без-...-иц (работа < безработица).
      При образовании существительных от прилагательных используются сочетания аффиксов за-...-j (полярный < заполярье), про-...-# (седой < проседь).
      Иногда приставочно - суффиксальным способом существительные образуются и от глаголов, например: со-...-(в)ец (служить < сослуживец).


      Ответ от хороший человек [гуру]
      если закрыть приставку- бред, если суффикс - тоже бред... например ПРИ ВРАТ НИК


      Ответ от Пользователь удален [гуру]
      например,
      приобретенный, образовано отглагола обрести с помощью приставки "при " и суффикса " енн"


      Ответ от Виталий ляпейко [активный]
      Там должен добавиться суффикс и прист.


      Ответ от Пчелка [активный]
      никак


      Ответ от Їунаев Алексей [новичек]
      Приставочно-суффиксальный способ наиболее активно используется при образовании наречий от существительных и прилагательных.
      При образовании наречия от существительного бывают представлены следующие комбинации приставок и суффиксов: в-...-у (сухомятка < всухомятку) , в-...-((даль < вдаль) , на-...-у (встеча < навстречу) , на-...-(показ < напоказ) , в-...-у (верх < вверху) , в-...-е (начало < вначале) , в-...-и (даль < вдали) , на-...-у (верх < наверху) , с-...-у (бок < сбоку) и другие.
      Наибольшее количество комбинаций представлено при образовании наречий от прилагательных. Это следующие сочетания аффиксов: по-...-ому/-ему (новый < по-новому, прежний < по-прежнему) , по-...-и (охотничий < по-охотничьи) , из-...-а (давний < издавна) , до-...-а (белый < добела) , с-...-а (новый < снова) , в-...-о (правый < вправо) , на-...-о (белый < набело) , по-...-у (пустой < попусту) , в-...-ую (пустой < впустую) , в-...-и (близкий < вблизи) , с-...-у (молодой < молоду) .
      Наречия могут быть образованы приставочно-суффиксальным способом от числительных, при этом используются следующие приставки и суффиксы: в-/во-...-ых/-их (третий < в-третьих, второй < во-вторых) , в-...-ом/-ем (двое < вдвоем, пятеро < впятером) , в-...-о/-е (десятеро < вдесятеро) , на-...-о/-е (двое < надвое) .
      От глаголов наречия образуются аффиксамив-...-((скакать < вскачь) , в-...-ку (догонять < вдогонку). От наречий наречия образуются при помощи по-...-у (долго < подолгу) , по-...-ку (нарочно < понарошку) .
      Неаффиксальные способы образования у наречий не представлены.
      Смешанные способы представлены незначительно. Так, некоторые наречия образованы сложением с суффиксацией, например: мимо + ходить < мимоходом.

      Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.

      Понятия производной, непроизводной, производящей основ

      Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.

      Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик --> домик ), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.

      Упражнения

      1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:

      стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.

      Ответ:

      Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть .

      Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать .

      2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.

      Ответ :

      необходим ость, перенос чик, заявл ение, приходи ть, беззабот ный, интересн о, прекращ ение, охотнич ий, подорож ник.

      Основные способы словообразования

      Приставочный способ словообразованияобразование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

      со + ученик
      производящая основа

      соученик
      производная основа

      пре + больш ой
      производящая основа

      пребольш ой
      производная основа

      пере + бежа ть
      производящая основа

      перебежа ть
      производная основа

      от + ныне
      производящая основа

      отныне
      производная основа

      Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:

      Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:

      Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

      Упражнение

      1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение .

      Распределите слова по трем группам по способу образования.

      Ответ:

        Приставочный способ:

        • высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.

        Суффиксальный способ:

        • выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.

        Приставочно-суффиксальный способ:

        • безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.

      Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь --> увлечься, учить --> учиться, сломать --> сломаться ), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто --> кто-то, чей --> чей-либо, какой --> какой-нибудь, где --> где-то, когда --> когда-либо, как --> как-нибудь ).

      Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучени е, рисовать – рисовани е, ходить – ходьба , белый – белизн а, темный – темнот а, слабый – слабость . Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь) . Тем не менее такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь .
      Способ словообразования, который в школьной практике принято называть бессуффиксным, лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа, при котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий) + -ев- --> синева и син(ий) + --> синь .

      Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
      А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
      Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
      В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово , или аббревиатура . Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз) , сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза) .
      Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный .

      Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) --> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) --> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) --> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) --> весной (наречие).

      Упражнения

      1. Укажите способ образования слов:

      Ответ:

      Суффиксальный:

      • столярничать, подружка.

      Приставочно-суффиксальный:

      • предрассветный, собеседник.

      Постфиксальный:

      • подняться, какой-нибудь.

      Сложение:

      • желто-зеленый, водолаз, пятиугольник.

    2. Укажите способ образования следующих существительных:

    бездорожье, военный, вывих, знание, мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная, шестиклассница, школьный.

    Ответ:

      Приставочный:

      • подгруппа, суперобложка.

      Суффиксальный:

      • знание, читатель, школьный.

      Приставочно-суффиксальный:

      • бездорожье, пришкольный.

      Бессуффиксный:

      • вывих, приговор, тишь.

      Переход прил. или прич. в сущ.:

      • военный, мороженое, шашлычная.

      Сложение:

      • продмаг, теплоход, шестиклассница.

    3. Какое слово является производным в данных парах, первое или второе? Какой способ образования производных слов здесь используется?

    Зелень – зеленый, вылет – вылетать, вход – входить, вынос – выносить.

    Ответ : первое, бессуффиксный;

    4. Какой способ использован при образовании слова пригорок ?

    Ответ : приставочный, от существительного горка (отмечаем чередование нуль звука /беглая гласная о .)

    Другие способы словообразования

    Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса, например: думать --> вдуматься, шутить --> отшутиться, зевать --> зазеваться .

    Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса, например: гордый --> гордиться, толпа --> толпиться .

    Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки, суффикса и постфикса, например: стрелять --> перестреливаться, говорить --> переговариваться .

    Словообразовательный анализ

    Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.

    Проведем словообразовательный анализ слов, содержащихся в предложении:

    В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым .

    Обеденный <-- обед

    1. Начальная форма – обеденный .
    2. Производящее слово – обед . Обеденный – ‘относящийся к обеду’.
    3. Словообразующий суффикс – -енн- .
    4. Способ словообразования – суффиксальный.

    Перерыв <-- перерыв ать

    1. Начальная форма – перерыв .
    2. Производящее слово – перерывать . Перерыв – ‘промежуток времени, на который приостанавливается, «перерывается» какое-л. действие’.

    4. Способ словообразования – бессуффиксный.
    а , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы.

    Сотрудники <-- труд иться

    1. Начальная форма – сотрудник .
    2. Производящее слово – трудиться . Сотрудники – ‘те, кто трудится вместе’.
    3. Словообразующие морфемы: приставка со- и суффикс -ник- .
    4. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный.
    5. При образовании существительного отсекается гласный и , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы, и постфикс -ся .

    Поесть <-- е сть

    1. Начальная форма – поесть .
    2. Производящее слово – есть . Поесть – глагол совершенного вида, парный к глаголу есть .
    3. Словообразующая приставка – по- .
    4. Способ словообразования – приставочный.

    Отправились <-- отправи ть

    1. Начальная форма – отправиться.
    2. Производящее слово – отправить . Отправиться – ‘отправить себя’.
    3. Словообразующий постфикс – -ся.
    4. Способ словообразования – постфиксальный.

    Мороженое (сущ.) <-- мороженое (прич.)

    1. Начальная форма – мороженое .
    2. Производящее слово – прич. мороженое в форме среднего рода.
    3. Словообразующих морфем нет.
    4. Способ словообразования – переход в другую часть речи: причастия в существительное.

    Дополнительные сведения о некоторых особенностях русского словообразования

    1. Словообразовательные омонимы.

    Суффиксы, так же как и слова, могут быть омонимичными. Например, суффикс -к- может образовывать существительные со значением лица женского пола от названия лица мужского пола (студент – студентка, москвич – москвичка) , уменьшительные существительные (репа – репка, комната – комнатка) , отглагольные существительные со значением действия (стирать – стирка, установить – установка) и т.д. Иногда омонимичные суффиксы добавляются к одной и той же производящей основе, и тогда получаются два слова-омонима. Поскольку возникновение таких омонимов связано со словообразованием, их называют словообразовательными омонимами , например: дождевик (плащ) и дождевик (гриб); пожарище (большой пожар) и пожарище (место после пожара), топорище (большой топор) и топорище (рукоятка топора). Пожарище (место) и топорище (рукоятка) – существительные среднего рода: страшное пожарище открылось нашему взору; у топора удобное топорище . А существительные с увеличительным значением топорище и пожарище – мужского рода (так же как сапожище, домище и т.д.), так как при образовании уменьшительных или увеличительных существительных род, как правило, не меняется.
    Часто у омонимов бывает разный морфемный состав. Так, слово норка (зверь) непроизводное, а слово норка (маленькая нора) образовано с помощью уменьшительного суффикса -к- от слова нора .

    2. Наложение морфем .

    Прилагательное розоватый образовано от прилагательного розовый и обозначает слабую степень проявления этого признака. Значит, производящая основа розов- . Остающийся суффикс -ат- встречается в прилагательных, но он имеет значение обладания и образует прилагательные от существительных (усатый, бородатый, полосатый) . А значение слабой степени проявления признака имеет суффикс -оват- (ср. красноватый, голубоватый ). По правилу должно было бы получиться слово розововатый . Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков: ов – ов . Они совместились друг с другом, и в результате получилось слово розоватый . Это явление называется наложением морфем. Другие примеры: Смоленск + -ск- --> смоленский (ср. Суздаль + -ск- --> суздальский ), лермонтовед (ср. пушкиновед ), чествовать (ср. приветствовать ).
    По орфографическим правилам русского языка в слове не могут соседствовать три одинаковые согласные, даже если это и требуется составом слова. Это частный случай наложения морфем: рас- + ссорить --> рассорить, колонн(а) + -н- --> колонный, Одесса + -ск- --> одесский .

    3. Различие словообразовательного и исторического (этимологического) анализа слова.

    В процессе развития языка морфемный состав слова может измениться: производное слово, ранее членившееся на морфемы, может потерять членимость и стать непроизводным. Так, например, слова льгота, польза и нельзя были когда-то однокоренными словами. Но теперь, после исчезновения из языка слова льга (льзя), каждое из этих слов воспринимается как непроизводное.
    Еще более удивительна история слова зонтик . Это слово пришло к нам из голландского языка: zonnedek ‘навес от солнца’. Первоначально в слове зонтик не выделялся суффикс, и значение его было ближе к значению голландского слова. Вот как его употребляет Н.В. Гоголь в «Мертвых душах»: Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж . С течением времени произошли изменения не только в значении слова, но и в его морфемном составе. Теперь мы воспринимаем последнюю часть слова -ик как уменьшительный суффикс и, отбрасывая его, получаем слово зонт . Так что с исторической точки зрения слово зонт образовано от слова зонтик . А словообразовательный анализ современного русского слова показывает, что слово зонтик образовано от слова зонт с помощью уменьшительного суффикса -ик (ср. домик, столик ).



    Читайте также: