Домашние задания. Домашняя учебная работа Домашнее задание определение

форма самостоят. работы учащихся, организуются учителем с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового уч. материала, а иногда и для самостоят. решения посильной познават. задачи; составная часть процесса обучения.

Уже в 16 в. Д. з. становятся обязательным компонентом уч. работы. Но будучи частью уч. процесса, Д. з. в практике работы школы наряду с положит. эффектом вызывали такие негативные явления, как перегрузку учащихся, механич. заучивание и пр. Д. з. на протяжении 19-20 вв. были предметом пед. дискуссий. Л. Н. Толстой, считая, что Д. з. - это испорченный вечер ученика, отменил их в своей Яснополянской школе. К. Д. Ушинский доказывал целесообразность применения Д. з. лишь после спец. подготовки школьников к их выполнению. В нек-рых уч. заведениях, в частности в гимназии К. И. Мая, велась работа по совершенствованию Д. з., преодолению перегрузки уч-ся.

После 1917 в условиях единой школы не было обязат. Д. з., они стали рассматриваться как необходимый компонент работы школы лишь с нач. 30-х гг. В 60-х гг. в связи с критикой «традиционного обучения», направленного лишь на формирование знаний, умений и навыков, и акцентированием внимания на развитие творческих возможностей личности, умений самостоят. познания, сложившаяся в 30-х гг. методика Д. з. была пересмотрена. Д. з. рассматриваются как средство подготовки к самообразованию, стимулирования развития самостоят., творческих форм познания.

Выполнение Д. з. без непосредств. наблюдения учителя - своеобразный вчд самостоят. деятельности учащихся. Работа школьника дома всецело зависит от его внутр. побудит, сил, отношения к уч. труду. Систематичность и высокое качество выполнения Д. з. обеспечиваются, как правило, познават. интересом к уч. предмету, чувством долга и ответственности за работу перед школой, родителями, обществом. Формируя стойкую положит. мотивацию к выполнению Д. з., учитель обеспечивает и воспитание у учащихся стремления самостоятельно совершенствовать свои знания, в т. ч. и для самообразования.

Домашняя работа учащихся отличается от классной и содержательной стороной деятельности. Дома учащиеся сталкиваются с необходимостью самостоят. познания с использованием разнообразных источников; при этом они должны уметь отобрать нужную информацию, выделить и записать главное, выбрать наиб. рациональные приемы закрепления материала, самостоятельно определить степень своей готовности к уроку; уметь рационально планировать работу, поскольку им приходится ежедневно работать над 3-4 уч. предметами.

В домашних условиях можно провести такие виды работ, к-рые организовать в классе сложно: длительные наблюдения, опыты, моделирование, конструирование и т. д.

Особенность домашней работы состоит и в том, что она может быть более гибкой и вариативной, чем фронтальная работа школьников в классе, рассчитана на развитие индивидуальных способностей и склонностей школьника, на познание учеником своих возможностей. При решении этой задачи учитель может не регламентировать задание жестко, оставляя за учеником право свободного выбора содержания работы, способов выполнения, объема.

Особую значимость приобретают т. н. опережающие задания, к-рые подготавливают учащихся к восприятию нового уч. материала, возбуждают интерес. Материал Д. з. в этом случае органически входит в объяснение учителя. Виды опережающих заданий разнообразны: сбор фактов для их анализа на уроке, проведение наблюдений, поиск ответов на поставленные учителем вопросы и др. Особые возможности имеют опережающие задания, даваемые учителем на длит. срок и, как правило, рассчитанные на свободный выбор учащихся. Работа над ними перерастает в систематич. самостоят. деятельность ученика по углубленному изучению избранной темы.

Задания по усвоению и закреплению нового материала могут включать ответы на вопросы учебника, составление рассказа по данному плану и др. Их цель - включить школьника в более глубокое осмысление изученного. Среди заданий на применение знаний особую роль играют комплексные, ориентирующие учащихся на использование материала из разных уч. предметов и являющиеся одним из средств реализации межпредметных связей в обучении.

Во всех видах Д. з. наряду с репродуктивной большое место занимает творческая работа школьника. Особенно эффективны Д. з., сформулированные учителем как познават. задачи (см. Задача познавательная). Мн. учителя строят систему Д. з. на заданиях-минимум и заданиях-максимум. При этом первые из них являются обязательными для всех, вторые - добровольными. На совр. этапе развития школы распространены коллективные формы Д. з.

В условиях большей свободы и большей самостоятельности у учащихся при выполнении Д. з. особенно актуализируются проблемы, связанные с перегрузкой школьника.

Характер, объем, сложность Д. з. должны быть научно обоснованы. Необходимо также специально формировать у школьников навыки самостоятельной работы, знакомить их с научной организацией труда, предусматривать смену деятельности (см. также Гигиена учебных занятий).

В 4-8-х кл. проводится развернутый инструктаж к каждому виду заданий. На первых этапах, при репродуктивных заданиях, учитель на уроке обращает внимание учащихся на приемы выполнения работы, анализирует их, корректирует и рекомендует использовать дома. Если Д. з. отличаются от работы, выполняемой в классе, учитель на отд. примере разбирает способы его выполнения; целесообразен разбор и наиб. сложных элементов отд. Д. з. Родители контролируют регулярность и тщательность выполнения Д. з., создают детям благоприятные условия для подготовки к урокам, оказывают необходимую помощь.

Для учащихся ст. возраста, обладающих опытом самостоят. работы, рекомендуется общий инструктаж перед изучением каждой темы с указанием возможных вариантов работы, анализом трудностей уч. материала, характеристикой обязат. и доп. лит-ры, определением границ минимума и максимума работы над темой. Привлекая учащихся к планированию работы над темой, учитель стимулирует формирование умений науч. организации труда школьника.

Такая система руководства домашней работой дает возможность школьнику выступать в роли организатора своей познават. деятельности (уч. и самообразоват., обязат. и добровольной), объединяя обучение и самообразование в единый процесс.

Отличит, черта контроля за выполнением Д. з. - органичное соединение объяснения нового с результатами проверки домашней работы, что способствует экономии времени, активизирует процесс обучения. В ст. классах вводятся новые виды контроля - конкурсные уроки, проводимые учителем совместно с учащимися на основе работы над опережающими заданиями. Осуществляется также косвенный контроль, когда учащимся для самостоят. выполнения на уроке предлагаются задания, аналогичные домашним.

Для развития методов самостоят. работы учащихся учителю необходимо интересоваться, какими приемами пользовался ученик при выполнении Д. з., и обсуждать наиб. рациональные способы работы. Однако контроль за домашней работой ученика предполагает не только проверку правильности выполнения Д. з., но и является одним из эффективных средств формирования ответственного отношения к учению, особенно если в проверке Д. з. участвует весь класс. При этом важно применять формы взаимоконтроля, поручая старшеклассникам проверять работу учащихся мл. классов или друг друга.

При выполнении Д. з. в школах и классах продленного дня и школах-интернатах учащиеся могут пользоваться уч. кабинетами, пособиями, провести лабораторную работу, поставить опыты и т. д. На самоподготовку здесь отводятся наиб. продуктивные для самостоят. работы часы. Воспитатель (учитель) может помочь школьнику: проконсультировать, определить готовность его к выполнению Д. з., провести хронометраж времени, затраченного учеником на подготовку задания, организовать взаимопомощь и взаимоконтроль учащихся. Но возникают и определенные трудности: ученики, как правило, готовят уроки в одном помещении, что облегчает списывание и подсказку; усложняется процесс подготовки устных заданий, т. к. затруднен их пересказ и т. д. В этих условиях особенно важно индивидуализировать задания, учитывая интересы и склонности учащихся.

Лит.: Рабунский Е. С. Индивидуализация домашних заданий - необходимое условие успешного обучения, Калининград, 1962; Водейко Р. И., Домашнее задание старшеклассника, Минск, 1974; Поспелов H. H., Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий, М., 1979; Шабалина 3. П., Домашняя уч. работа школьников, М., 1982; Г p о м ц с в а А. К., Домашняя уч. работа как средство сближения обучения и самообразования, в ее кн.: Формирование у школьников готовности к самообразованию, М., 1983. А. К. Громцева.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности - вот что относится к целям, которые преследует учитель, давая задание на дом. Подходить к проблеме домашнего задания без учета накопленного положительного опыта нельзя. Сюда относится, например, принцип единства обучения на уроке и домашней работы учащихся.

Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками - наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению [Баранов С.П. Педагогика / Под ред. С.П. Баранов, В.А. Сластенина - М.: 2006.c. 123].

Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.

Таким образом, домашняя работа - это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя.

Домашние задания можно подразделить на три основные группы:

  • 1. Устные (изучение материала учебника, заучивание стихотворений, правил, хронологических таблиц по истории и т.д.). Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.
  • 2. Письменные (выполнение письменных упражнений, решение задач, написание сочинений).

Учебно-практические. В домашних условиях можно провести такие виды работ, которые организовать в классе сложно: длительные наблюдения, опыты, моделирование, конструирование и т.д. Практические методы обучения выполняют функции углубления знаний, умений, контроля и коррекции, стимулируют познавательную деятельность, способствуют формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, организаторские умения [Древелов Х. Домашние задания / Древелов Х. и др. // Пер. с нем. - М.: 2011 c. 205].

Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубенштейн выделяют следующие дидактические цели домашней самостоятельной работы:

  • - закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий;
  • - самостоятельное овладение новым учебным материалом;
  • - формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда, самостоятельности мышления [Зязюна И.А. Основы педагогического мастерства - Киев. 2007, c. 177].

Издавна домашняя работа учащихся служила и служит важнейшим средством углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. Любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений. Сколько нужно таких упражнений - зависит от особенностей материала и от индивидуальных особенностей учащихся. Один достигает необходимых результатов уже на уроке и дома лишь контролирует упражнениями качество навыка. Другой должен дома с помощью инструкции в учебнике или тетради ещё раз пройти все этапы формирования навыка и возвращаться к упражнениям снова и снова. Вполне понятно, что домашняя учебная работа не должна быть копией того, что было на уроке. Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. Если это условие не выполняется, домашняя работа может вместо пользы приносить вред. Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание - прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрёжка [Баженкин П.А. Подготовка учащихся на уроке к выполнению домашних заданий. - Начальная школа. 2012, № 10].

Домашняя работа - это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности - одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок "про себя", вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы [Казанский Н.Г. Методы и формы организации учебной работы в младших классах / Н.Г. Казанский, Т.С. Назаров. // Методическое пособие. - Л. 2011,c. 286].

Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу - одна из задач домашней учебной работы. В.А. Сухомлинский пишет: "Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете, - под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность" [Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / - М.: 2008, c. 311].

С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель. Многие учащиеся начальных классов с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и затем уместно сообщают на уроке дополнительную информацию. Поэтому функция: развитие самостоятельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, также очень важна.

Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Особенность домашней работы состоит и в том, что она может быть более гибкой и вариативной, чем фронтальная работа школьников в классе, рассчитана на развитие индивидуальных способностей и склонностей школьника, на познание учеником своих возможностей. При решении этой задачи учитель может не регламентировать задание жёстко, оставляя за учеником право свободного выбора содержания работы, способов выполнения, объёма [Педагогика. Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. - М., 2006].

Особую значимость приобретают опережающие задания, которые подготавливают учащихся к восприятию нового учебного материала, возбуждают интерес. Материал домашних заданий в этом случае органически входит в объяснение учителя. Виды опережающих заданий разнообразны: сбор фактов для их анализа на уроке, проведение наблюдений, поиск ответов на поставленные учителем вопросы и др. Особые возможности имеют опережающие задания, даваемые учителем на длительный срок и рассчитанные на свободный выбор учащихся. Работа над ними перерастает в систематическую самостоятельную деятельность ученика по углублённому изучению избранной темы [Нильсон О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся / О.А. Нильсон - Таллин. 2006, c.137].

Задания по усвоению и закреплению нового материала могут включать ответы на вопросы учебника, составление рассказа по данному плану и др.

Их цель - включить младшего школьника в более глубокое осмысление изученного. Среди заданий на применение знаний особую роль играют комплексные, ориентирующие учащихся на использование материала из разных учебных предметов и являющиеся одним из средств реализации межпредметных связей в обучении.

Таким образом, домашняя учебная работа - это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время.

Выполнение домашних заданий помогает глубже понять учебный материал, способствует закреплению знаний, умений и навыков благодаря тому, что учащийся самостоятельно воспроизводит изученный на уроке материал и ему становится более ясно, что он знает, а чего не понимает.

Домашняя работа активизирует мыслительную деятельность ученика, т.к. ему приходится самому искать пути, средства и приёмы рассуждений и доказательств. Они приучают к самоконтролю, ведь рядом нет ни учителя, ни товарищей, которые могли бы помочь разъяснениями, способствуют формированию умений и навыков организационного труда: учащиеся должны самостоятельно организовать своё рабочее место, соблюдать установленный режим времени, подготавливать необходимое оборудование и учебные материалы [Руденко В.Н. Взаимосвязь домашнего задания с изучением нового материала / В.Н. Руденко. - Математика в школе. - 2011. - № 4].

Существует, по меньшей мере, два обоснования необходимости домашнего задания, вытекающие из его педагогической функции. [Руденко В.Н. Взаимосвязь домашнего задания с изучением нового материала / В.Н. Руденко. - Математика в школе. - 2011. - № 4].

Первое следует из того факта, что одной из важнейших задач нашего образования является приобретение всеми учащимися (равных) основополагающих знаний и умений, но, однако, существуют различия в скорости восприятия и, следовательно, во времени, требующемся для усвоения материала отдельными учениками. Для школьников с высокой степенью обучаемости оказывается достаточным минимальное число упражнений, чтобы научиться решать те или иные задачи. Школьникам, усваивающим материал медленнее, необходимо больше упражнений и времени. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы на самом уроке уделять больше времени тренировке, учитывая при этом индивидуальные особенности учащихся. Тем не менее, нельзя думать, что только на уроке каждый ученик может овладеть прочными знаниями и умениями. Здесь необходимы домашние задания. Но следует помнить, что нужна строгая дифференциация, так как нелепо было бы заставлять быстро усваивающих материал школьников выполнять дома упражнения, с какими они легко уже справились на уроке [Шамова Т.И. К вопросу о методике преподавания - Советская педагогика. - 1999. - № 1].

Второе следует из того значения, которое имеет домашнее задание для развития определённых личностных качеств, которое зависит от того, насколько они проявляются в деятельности. Личностные качества, не пробуждаемые в деятельности, т.е. оказавшиеся не востребованными, остаются неразвитыми. С этой точки зрения стоит подойти к проблеме воспитания самостоятельности и ответственности. На уроке учитель, направляя действия школьников, стремится повышать степень самостоятельности учеников. Эта степень выше в том случае, когда учитель только ставит задание, а ученики затем длительное время работают сами. Задания такого рода требуют достаточно высокой интеллектуальной самостоятельности. Однако если подобные ситуации единичны и не составляют системы, то для реальной жизни этого оказывается недостаточно. Иногда одарённый ученик терпит поражение в жизни, так как ему не хватает силы воли, самодисциплины, чувства долга и ответственности или других черт характера, необходимых для самостоятельной деятельности не менее чем интеллектуальные предпосылки [Ануктдинова Т.Д. Формирование у первоклассников умения самостоятельно работать при выполнении домашних заданий в ГПД - М.: Диссертация. 2012, c. 297].

Но на уроке развитие этих качеств может быть лишь только намечено, а не реализовано полно, так как для этого необходимы постоянные осознанные действия ученика. А у него нередко нет выбора, когда, в какой последовательности, за какое время и какими средствами выполнять задание. Всё это за него решено учителем и планом урока - должно быть решено, чтобы образовательные потенции урока не снижались.

Здесь кроется одна из основных причин того, почему даже самый лучший урок не позволяет отказаться от домашнего задания.

Итак, нет необходимости задавать на дом то, что достигнуто на уроке; тем не менее, домашнее задание - неизбежная составная часть и необходимое дополнение к хорошему уроку, потому что лишь при единстве урочной и внеурочной работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели [Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. М.: Просвещение, 2006, c. 243].

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся, выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы "Цена. Количество. Стоимость" школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая - цены на продукты, третья - на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее [Педагогика. Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. - М., 2006].

Дифференцированная домашняя работа - должна быть рассчитана как на "сильного", так и на "слабого" ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий [Вагин В.В. Домашнее задание по математике // Начальная школа. - 2012. - №. 9].

Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например: "Вырежи из клетчатой бумаги прямоугольники одинаковой площади, равной 36 см 2 , но с разными сторонами". Получив такое задание, каждый ребёнок индивидуально подходит к выполнению: одни могут вырезать один прямоугольник, другие - два-три или большее число вариантов. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер [Вапняр Н.Ф. Использование элементов самоконтроля при обучении письменным вычислениям - М.: 2013,c. 198].

Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них. Одно на весь класс - самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения [Золотников Ю.Я. Приёмы контроля и самоконтроля в математике // Начальная школа. 2012. - № 9].

Составление домашней работы для соседа по парте - новаторский вид домашней работы. Например: "Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке" [Ирошников Н.П. Самостоятельные работы в курсе математики 4 класса - М.: 2013, c.177].

Классификация творческих домашних заданий представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация творческих домашних заданий

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.

Основные цели творческих домашних заданий:

  • 1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
  • 2. Научить выделять главное из общей информации.
  • 3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.
  • 4. Сформировать ораторские навыки.
  • 5. Воспитание эстетической культуры.
  • 6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.

Норма творческих домашних заданий: одно задание в месяц на учащегося.

Временные рамки выполнения творческих домашних заданий: не менее недели [Баженкин П.А. Подготовка учащихся на уроке к выполнению домашних заданий. - Начальная школа, 2012, № 10].

Для того чтобы придать домашней работе творческий характер, вызвать к ней интерес у учащихся, в содержание заданий на дом следует включать наблюдения и несложные опыты, решение задач несколькими способами, чтение доступной научно-популярной, технической и художественной литературы, подготовку самостоятельных выводов и заключений (на основе сравнений, измерений и т. п.). Одновременно с индивидуальной учитель организует и коллективную домашнюю работу учащихся, особенно при выполнении ими практических заданий (наблюдений, измерений, экспериментов) [Лысенкова, Когда легко учиться - М.: Педагогика. 1999, c. 205].

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы: домашняя работа - это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности - одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности.

Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу - одна из задач домашней учебной работы.

Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Особенность домашней работы состоит и в том, что она может быть более гибкой и вариативной, чем фронтальная работа школьников в классе, рассчитана на развитие индивидуальных способностей и склонностей школьника, на познание учеником своих возможностей.

Домашняя учебная работа - это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время. школьник обучение самообразование самоконтроль

В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы: индивидуальная; групповая; творческая; дифференцированная; одна на весь класс; составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса.

Дифференцированная домашняя работа - должна быть рассчитана как на "сильного", так и на "слабого" ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством определенных типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.

Домашние задания для младших школьников - это первый шаг к самостоятельному добыванию знаний. Их выполнение способствует воспитанию самостоятельности, ответственности и добросовестности ученика в процессе обучения.

Актуальность вопроса о домашней работе. Что такое домашняя работа? В чем ее суть? И так ли она необходима? На эти и другие вопросы попробуем дать ответ.

Психологами доказано, что усвоение материала в классе проходит несколько стадий: первичное ознакомление с материалом, или его восприятие; его осмысление; специальная работа по его закреплению; и, наконец, применение его на практике. Как бы хорошо не был спланирован урок осуществить все эти стадии за отведенные 45минут не представляется возможным. В ходе закрепления знания, умения и навыки, полученные на уроке, переводятся в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в долговременную память следует организовать учебную работу по осмыслению и закреплению материала урока. Кроме этого, чтобы знания стали убеждениями учащегося, они должны быть им самостоятельно обдуманы, пережиты. Поэтому и необходима домашняя учебная работа как продолжение работы учащихся на уроке в школе.

Другой фактор, обуславливающий необходимость домашней работы - это существующие различия в скорости восприятия учебного материала и, следовательно, во времени, требующемся для усвоения материала отдельными учащимися. Поэтому, если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа с учебным материалом должна быть индивидуальной и самостоятельной в том объеме и темпе, которые необходимы каждому ученику для его прочного усвоения. Реализовать это возможно лишь в условиях домашней работы.

Кроме этого, домашняя учебная работа имеет большое значение для развития качеств личности, например самостоятельности, ответственности и др. Так, например, она требует от учащихся умения правильно распределять свое время; разрешать внутренние конфликты (идти играть в футбол, или выполнять домашнее задание), которые закаляют волю; преодолевать трудности, возникающие при выполнении заданий. «Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от учения, не познавший чувства гордости после преодоления трудности – несчастный человек» (В.А. Сухомлинский).

Согласно С.Л. Рубинштейну воспитание любого качества личности должно пройти через следующие стадии: возбуждение – побуждение (подкрепление) – генерализация. На уроке, в виду ограниченности времени, добиться развития качеств личности, черт характера практически невозможно. Как отмечалось ранее (гл. V), урок обладает возможностями возбуждения актуальных состояний формируемых качеств личности, их стимулирования и подкрепления в сходных ситуациях. Домашняя учебная работа, расширяя временные границы, присущие организационной структуре урока, продолжает работу в этом направлении.

Понятие «домашняя работа». В российской педагогической энциклопедии домашняя работа определяется как форма самостоятельной работы учащихся, организуемой учителем с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи; составная часть процесса обучения (А.К. Громцева). И.Ф. Харламов пишет, что домашняя учебная работа состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков (18, С 301). Домашняя учебная работа, по определению З.П. Шабалиной, - самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков (19, С. 8).

Как видим из определений, домашняя учебная работа, с одной стороны, учебное задание, определяемое учителем, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности. С другой стороны – это форма проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения при его выполнении, которая приводит к закреплению или углублению знаний, полученных на уроке, или к получению нового знания. Следовательно, домашняя работа является формой самостоятельной учебной работы, которая отличается от классной тем, что протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям. В отличие от самостоятельной работы на уроке, в домашней работе ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Кроме этого, дома ученик лишен тех средств, которые может использовать учитель для того, чтобы сделать самостоятельную работу более интересной, увлекательной (12, С. 290).

Далее рассмотрим важнейшие функции , которые реализует домашняя учебная работа в соответствии со своим назначением. Прежде всего, это углуб­ленное усвоение и закрепление знаний, умений и навыков – обучающая функция. Как известно, любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений, число которых зависит от особен­ностей материала и от индивидуальных особен­ностей учащихся. Одни учащиеся достигают необходимых результатов уже на уроке, а дома лишь контро­лируют упражнениями качество навыка. Другим дома необходимо с помощью инструкции в учебнике или тетради еще раз пройти все этапы форми­рования навыка и неоднократно выполнить упражнения.

На уроке, как уже отмечалось выше, не усваиваются одинаково прочно всеми учащимися и знания. «Один быстро раз­бирается в сути закона, теоремы, правила и почти сразу запоминает главное, существенное; другой хорошо понимает учебный материал при первом восприятии, но быстро забывает; третий не умеет сразу выделить и запомнить существенное, глав­ное, этого он добивается лишь дома, повторяя еще раз материал по учебнику, конспекту» (19 С. 9). Чтобы домашняя учебная работа принесла пользу, а не вред, она не должна быть копией того, что было на уроке. В связи с этим В. А. Сухомлинский писал: «Никогда умственные усилия не должны направляться только на закреп­ление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание - прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрежка...». «Зубрежка пагубно отражается на моральном облике воспи­танника. Выполняя изо дня в день в течение многих лет эту тяжелую, но бессмысленную работу, ученик получает неправильное представле­ние об умственном труде вообще, ненавидит уче­ние. В конце концов он перестает трудиться» (19, С. 10).

Другая функция домашней самостоятельной работы – формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности (развивающая функция ). Чтобы успешно справиться с выполнением домашней работы, учащийся должен владеть общими учебными умениями и навыками, прежде всего умениями планировать свою работу, распределять ее во времени, работать с книгой, контролировать себя и пр. С другой стороны, эти умения и навыки формируются в процессе самостоятельной учебной работы. Особенно важно то, что самостоятель­ность в учебно-познавательной деятельности явля­ется условием формирования самостоятельности как черты личности.

Воспитание морально-волевых качеств является также одной из важнейших функций домашней учебной работы (воспитательная функция). Так, систематическое выполнение в срок задания приучает к ответственности, исполнительности, аккуратности, воспитывает трудолюбие. Однако, как показывает практика, реализация этой функции является наиболее трудной задачей, т.к. уже в пятом классе часть учащихся перестают выполнять домашние задания. Между тем известно, что воспитательные возможности любой деятельности реализуются, если учащиеся активно участвуют в ней, выполняют ее с желанием. Чтобы отношение к выполнению домашнего задания было активным, необходимо, чтобы оно было педагогически продумано и включало элементы творчества.

Как видим, развивающая функция домашней учебной работы тесно связана с ее воспитательной функцией. Вообще выделять различные функции домаш­ней учебной работы можно лишь условно. На практике они тесно связаны, взаимопроникают и взаимообусловливают друг друга. Следует отметить также, что функции домашней учебной работы специфично проявляются в разных возрастных группах, например, воспитание морально-волевых качеств личности. В начальных и средних классах содержание, характер и форма домашнего задания, методика его задавания и особенно проверка (ежедневная проверка письменных работ в первом-пятом классах, еженедельная - в шестом-седьмом) содержат элементы, в первую очередь направленные на воспитание исполнительности, аккуратности, трудолюбия, ответственности де­тей и подростков. В восьмом-десятом классах преобладают задачи воспитания инициативы, ак­тивности и др.

Функциональные возможности домашней учебной работы успешно реализуются лишь при определенных условиях : обеспечении разнообразия видов домашних заданий с целью формирования у учащихся познавательного интереса к выполняемым заданиям и актуализации мотивов учения; корректном педагогическом руководстве и контроле со стороны преподавателей и родителей; соблюдении требований дидактических принципов (11, С. 438-439).

В США проводятся обязательные встречи с учителями: родители приходят в школу, знакомятся с преподавателями, смотрят, что и как. На одной из таких встреч Бренди, которая преподаёт у второклассников, раздала родителям записки с убойной информацией: домашних заданий не будет до конца года. Дома нужно только доделывать то, что ученик не успел закончить в классе. Учительница предложила родителям использовать освободившееся время с пользой: проводить семейные ужины, читать всей семьёй книги, больше гулять на улице и раньше ложиться спать.

Мама одной из учениц сфотографировала записку.

Идея понравилась многим, если судить по огромному количеству лайков и шеров.

И правда, домашка не нужна. Вот почему.

1. Домашнее задание вредит здоровью

Об этом говорят все родители: постоянно растущая академическая нагрузка и стрессовое тестирование бьют по здоровью детей.

  • Из-за высокой нагрузки дети меньше спят. Они засиживаются над учебниками допоздна и переживают из-за оценок, в итоге появляются проблемы со сном The relation among sleep duration, homework burden, and sleep hygiene in chinese school-aged children . .
  • Здоровых школьников у нас . Близорукость, гастрит, хроническая усталость, нарушения осанки - что-то из этого у ребёнка, вероятно, есть.

Так, может, плюнуть на это домашнее задание и оценки и заняться чем-то более полезным?

2. Домашнее задание отбирает время

Сегодня дети заняты как никогда, считает Питер Грей, профессор Бостонского колледжа. Они проводят слишком много времени в школе, потом бегут к репетиторам, на обратной дороге заворачивают в секцию. Расписание жёстко регламентировано, каждый час учтён.

Дети учат языки, математику, программирование. Но им некогда научиться жизни.

Психолог Харрис Купер проводил исследования, которые доказали, что задания на дом не очень-то эффективны: слишком большой объём информации ребёнок не усвоит. Малышам нужно не больше 20 минут дополнительных занятий, старшим - полтора часа Homework in Elementary School . .

Для сравнения: по нашим санитарным правилам полтора часа - это объём для второго класса. Выпускники могут тратить на уроки по три с половиной часа. Почти половина рабочего дня, и это после школы. А жить-то когда?

3. Домашнее задание не влияет на успеваемость

Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал в 2006 году книгу «Мифы о домашнем задании». В ней он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измерений Rethinking Homework . .

С этим согласны не все. Том Шеррингтон, учитель и защитник практики заданий на дом, пришёл к выводу, что в начальной школе пользы от домашнего задания действительно немного, зато когда ученикам больше 11 лет, уроки помогают добиваться блестящих результатов Homework Matters . .

Долгосрочную пользу от отмены домашнего задания толком не измерить. Исследовательский центр TMISS выяснял, сколько времени школьники тратят на домашнее задание в разных странах. Так вот, в четвёртом классе только 7% учеников не делают домашнее задание How Much of Their Out-of-School Time Do Students Spend on Homework During the School Week . . Небольшая цифра для анализа.

4. Домашнее задание ничему не учит

Школьное образование абсолютно оторвано от жизни. После многих лет изучения английского выпускники двух слов связать не могут, понятия не имеют, в каком полушарии отдыхают, свято верят в силу . Домашние задания продолжают тенденцию: забивают головы фактами, которые дети не могут применить.

Студенткой я подрабатывала репетитором, помогала школьникам подтянуть русский язык. Изначально дети не могли просклонять самое простое существительное «дверь». В глазах был только страх: сейчас поставят оценку. Половину каждого занятия пришлось посвящать теме «русский язык в быту», доказывать, что мы так разговариваем. На каждый падеж я придумывала предложение. Не такое, как в учебнике, а такое, как в жизни: «Тихо, кошке дверью хвост прищемишь!» Когда дети понимали, что все школьные знания - это и есть наш мир, оценки резко улучшались и моя помощь становилась не нужна.

Вспомните, как вы учились, и сравните процесс с уроками в . Если бы домашние задания помогали сокращать разрыв межу классом и жизнью, от них был бы толк. Но это не так.

5. Домашнее задание убивает желание учиться

«Сделать уроки» до сих пор означает либо прорешать школьные примеры, либо прочитать несколько параграфов. По сути, учителя спихивают на дом то, что не успели рассказать от звонка до звонка. Это настолько тоскливо, что домашнее задание превращается в тяжёлую повинность.

Хуже этой скуки только «творческие» задания, которые сводятся к рисункам и презентациям в PowerPoint. Свежая история с работы:

A post shared by Kess (@chilligo) on Oct 17, 2016 at 10:11am PDT

В задании про скворца нужно было ещё и объяснить причины его грусти. Сомневаюсь, что скворцы и правда до слёз переживают из-за предстоящего отпуска и станут скучать по берёзкам, но именно так и надо было отвечать.

То есть дома ребёнок должен скучать или заниматься глупостями вместо общения с друзьями, прогулок и занятий спортом. И кто после этого полюбит учиться?

6. Домашнее задание портит отношения с родителями

Многие родители делают уроки с детьми и за детей. Получается так себе.

  • Школьная программа поменялась, знания родителей устарели.
  • Многие родители сами не помнят простых примеров из школьной программы и пытаются выполнять задания с точки зрения взрослого. Дети так не умеют.
  • Родители не педагоги. Они не учились объяснять материал, правильно его подавать и проверять. Нередко такое обучение хуже, чем никакого.
  • Домашнее задание - это постоянные конфликты. Дети не хотят его делать, родители не умеют мотивировать, совместные занятия заводят в тупик, и всё это выливается в ссоры.

Что хорошего в домашнем задании

Проблема не в домашнем задании и не в его количестве. А в том, что в готовом виде, как оно есть сейчас, оно абсолютно бесполезно, только уничтожает время и здоровье. От домашней работы можно добиться результатов, если пересмотреть подход к ней.

Домашнее задание выполняется в комфортных условиях, поэтому дома можно найти ответ на сложный вопрос и понять материал. Если, конечно, на это есть время и силы.

Если для каждого ученика разрабатывать индивидуальное домашнее задание, то школьник сможет подтянуть темы, которые ему не даются, и развить сильные стороны Домашнее задание как важный компонент непрерывного образования . .

Бренди Янг считает так:

Ученики весь день работают. Дома есть более важные занятия, которым тоже нужно учиться. Развиваться нужно в разных сферах, какой смысл приходить домой и утыкаться в тетрадки?

А вы как думаете, нужно ли домашнее задание?

Домашняя работа учащихся – особый вид индивидуальной самостоятельной работы, которая проходит без руководства учителя. Домашняя учебная работа приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудности, учит планировать время, воспитывает чувство ответственности, инициативу и активность школьника, создает благоприятное условия для углубления знаний, развития способностей и интересов.

Существует ряд требований организации домашней работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Организация домашнего задания»

I.Требования к организации домашней работы.

Домашняя работа учащихся – особый вид индивидуальной самостоятельной работы, которая проходит без руководства учителя. Домашняя учебная работа приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудности, учит планировать время, воспитывает чувство ответственности, инициативу и активность школьника, создает благоприятное условия для углубления знаний, развития способностей и интересов.

Существует ряд требований организации домашней работы:

Систематичность. Если задание дается от случая к случаю, если оно не записывается в дневник, то нет уверенности в том, что кто-то из учеников не забудет его выполнить.

Обязательность выполнения и проверки домашнего задания.

Посильность домашнего задания – по степени трудности оно должно быть равно или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

Разнообразие заданий, предусматривающее задания творческого характера. Дифференциация домашнего задания.

Постепенное и последовательное усложнение заданий.

Взаимосвязь классной и домашней работы осуществляется по следующим направлениям:

Подготовка к домашней работе проводится в классе – разъясняются цель, учебная задача, способы выполнения и контроля задания.

Обеспечивается систематический контроль и самоконтроль учащихся за ходом и результатами домашней работы.

II. Факторы, влияющие на качество самостоятельной домашней работы учащихся.

Чтобы домашняя работа была эффективной необходимо создать для этого благоприятные условия. Рассмотрим факторы, которые влияют на успешность выполнения домашней работы. Их можно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся: правильный режим работы; оборудование места для занятий; определение оптимального порядка приготовления уроков. К внутренним факторам относятся: умение регулировать собственное поведение; умение быстро включаться в работу.

III. Как усадить ребёнка за уроки.

Необходимо регулировать своё поведение. Родителям не всегда удаётся справиться с воспитанием у ребёнка произвольности поведения и что во многих случаях трудности, с которыми он сталкивается в процессе учёбы, вызываются как раз этим обстоятельством. В школе все очень просто. Учитель полностью управляет учебным процессом, деятельностью ученика. Иное дело дома. Все необходимые «команды» ученик должен отдать себе сам. А он зачастую или не знает этих «команд», или не умеет отдать их себе, или не умеет выполнять их. Следовательно, научить детей учиться – значит научить их организовывать своё внешнее поведение. Важно выработать у ребёнка умение сосредотачиваться на выполняемом деле, быстро переключаться с одного дела на другое; отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным; не позволять ребенку игнорировать указания; приучать делать все необходимое с первого напоминания. После этого даём ребёнку самостоятельные поручения, а уже позже переводим их в постоянные обязанности. Эти обязанности ребёнок должен иметь не только в школе, но и дома. Ребёнок, который имеет обязанности, привыкает ценить время, планировать свою деятельность, приступает к делу без проволочек и добивается хороших результатов.

IV. Режим.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Казалось бы, не все ли равно, в какое время ребёнок готовит уроки. Однако это далеко не так. Специальные исследования показали что, как правило, отличники и хорошисты имеют твердо установленное время для занятий. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без которого не могут быть достигнуты серьёзные успехи в учебе. Вот почему садиться за уроки надо всегда в одно и то же время. Поначалу это требует определённых усилий со стороны школьника, но постепенно вырабатывается привычка. Хорошо известно, что школьник привыкший заниматься в одно и то же время, не только чувствует приближение этого времени, но более того, у него появляется к этому времени осознанное или неосознанное предрасположение к умственной работе. Что, несомненно, влияет на качество выполняемой работы.

V. Втягивание в работу.

Одно из важных правил приготовление уроков заключается в том, чтобы начинать работу немедленно. Чем дольше человек оттягивает начало работы, те более длительным будет период «втягивания» или «вхождения». Поэтому, обучая детей тому, как учиться, мы приучаем их, приступать к делу сразу, без раскачки с первых дней пребывания в школе.

Если этого не сделать, то при глубокой запущенности занятия становятся трудными и неприятными, учёба превращается в отбывание тяжёлой повинности, теряется интерес к учёбе.

VI.Место для занятий.

Рассмотрим ещё один важный момент, которому родители не придают значения. Речь идёт о том, что школьник должен иметь место для занятий. Хорошо организованное рабочее место настраивает ученика на серьёзную работу. Сокращает период втягивания в неё. Приучая детей правильно работать, мы на уроках добиваемся, чтобы они работали интенсивно, с полной внутренней концентрацией на выполняемом задании. У человека, который привык работать вяло, темп мыслительной деятельности намного медленнее, чем у того, кто привык работать интенсивно. Паузы должны составлять 10-15 минут, через каждые 30 минут работы.

VII. В каком порядке учить уроки.

Много споров вызывают вопросы: «В каком порядке делать уроки?», с чего следует начинать: с устных или письменных, трудных или лёгких, интересных или скучных? Ответить на эти вопросы нелегко, прежде всего, потому, что нет, и не может быть единого порядка приготовления уроков, рационального для всех школьников. Обычно учитель рекомендует начинать приготовление уроков с письменных заданий, а затем переходить к устным заданиям. Как же приучить ребёнка самостоятельно оценивать трудности выполняемой работы? Для начала пусть сам школьник попытается расположить по степени трудности заданные на сегодня уроки, а после того, как они выучены, посмотреть согласен ли он сам со своей предварительной оценкой трудности. Когда он научится это делать более или менее безошибочно, он должен определить, какие из изучаемых в школе предметов ему выполнять легче, а какие труднее. Научившись сопоставлять трудность различных школьных предметов, ученик будет уже в состоянии представить себе сложность задаваемых на сегодня уроков.

VIII. Формирование контроля.

Необходимо довести до сознания ребёнка одну простую истину: только повторяя урок самому себе, друзьям, родителям, можно убедиться, выучил ты урок или нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию повторения. Мы приучаем детей всё время сравнивать свою работу с образцом. Чем раньше поймёт школьник необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Родители часто допускают ошибку, беря на себя большую часть контроля над выполнением домашнего задания. Слов нет, на первых порах подобная помощь необходима. Но, оказывая её, взрослые должны всё время помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребёнка. В противном случае ребёнок не чувствует ответственности за плохо выполненное задание, не проявляет самостоятельности. Чтобы учащиеся могли планировать свои действия, определять учебную задачу заданий, мы обучаем их пользоваться памятками.

IX. Взаимосвязь индивидуальных особенностей учащихся с уровнем домашнего задания.

Чтобы домашние задания были эффективными, необходимо знать индивидуальные особенности учащихся.

Учащимся, у которых процесс торможения преобладает над процессом возбуждения, необходимо давать задания на развитие речи (заучивание, выразительное чтение, работа с дополнительной литературой). Для них возможны задания опережающего характера (читать тексты и статьи, которые будут изучаться завтра), задания с использованием плана.

Учащимся, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, даются задания небольшие по объёму, разнообразные по содержанию, направленные на развитие памяти, речи и неоднократно воспроизводящие ранее изученное. Этим детям в большом количестве нужны задания, требующие анализа, вычленения частей, признаков, разбора с использованием памяток. Им рекомендуется списывание, письмо по памяти, заучивание.

Самая многочисленная группа учащихся с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Основой для них являются задания учебника. Для данных учащихся полезны задания, развивающие и углубляющие склонности и интересы, задания творческого характера.

В домашнюю работу всех учащихся, независимо от принадлежностей к той или иной группе, необходимо включать задания, корректирующие проблемы в знаниях. Это могут быть упражнения на определённое правило, решение задач и примеров определённого типа, заучивание словарных слов. Во всех случаях в домашнее задания полезно включать работу над ошибками. Желательно при составлении заданий корректирующего характера учитывать причины возникновения ошибок у ученика: невыученное правило, неумение принимать его в практической деятельности, смешение понятий, явлений, слабое владения способом действия.

Подобный подход оправдывает себя, так как позволяет не только исправить ошибку, но и предотвратить появление аналогичных ошибок.

X. Виды и уровни домашних заданий.

Существует несколько видов домашних заданий.

Индивидуальные. Включают в себя тренировочные и творческие задания повышенной трудности для одарённых учащихся.

Дифференцированные. Задания репродуктивного, конструктивного и творческого уровня.

Творческие. Составление схем, моделей, кроссвордов, ребусов, сочинение сказок, защита проектов.

Задания массивом. Пересказы текстов, чтение наизусть стихотворений, решение задач на выбор из предложенного материала по желанию ученика.

Выделяют три уровня домашнего задания.

1-й уровень – обязательный минимум. Его цель – закрепление знаний. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.

2-й уровень – тренировочные. Они направлены на отработку умений и доведения их до автоматизма. Это домашнее задание выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.

3-й уровень – творческие. Их цель – добывание новых знаний, подготовка к их восприятию; развитие творческих способностей. Эти задания выполняются учениками на добровольных началах.

Существуют различные формы контроля на выполнением домашнего задания:

Арифметические и математические диктанты.

Выбор схем и чертежей к задачам.

Конкурсы, викторины.

Презентации новых идей.

Словарные и выборочные диктанты.

Построение схем и моделей.

Составление плана, таблицы, алгоритма.

Защита проекта.

XI. Причины снижения качества выполнения домашней работы.

В каждом классе есть 3-4 ученика, у которых качество выполнения домашних заданий находится на низком уровне. Установлено, что чаще всего плохо справляются с домашними заданиями ученики, либо не владеющие приёмами учебного труда, либо не усвоившие программный материал, либо имеющие недостатки в развитии: неустойчивое внимание, замедленный темп работы, инертность мышления, слабые навыки чтения, низкий уровень речевой культуры, отрицательное отношение к учению. Причины можно разделить на три группы.

1. Отсутствие общих учебных умений:

Не владеют приёмами учебного труда;

Не усваивают программный материал;

Не умеют выделять учебную задачу и предмет освоения в изученном материале.

2. Недостатки в развитии:

Неустойчивое внимание;

Замедленный темп работы;

Инертность мышления;

Слабые навыки чтения;

Низкий уровень речевой культуры;

Отрицательное отношение к учению.

3. Отношение с участниками образовательного процесса:

Трудности в общении с учителем;

Трудности в общении с родителями;

Трудности в общении со сверстниками.

XII. Итог.Формула «трёх У»

Уверенность=Успех=Удовольствие

Ребёнок готов заниматься любым учебным предметом:

Если ему понятна суть работы;

Если он видит позитивный результат, который положительно оценивается окружающими;

Если, справившись с трудным заданием, он испытывает удовлетворение.

  1. Домашнее задание выполнить легче и быстрее в тот день, когда его задали.
  2. Полезно попробовать делать уроки рано утром, даже если дети учатся в первую смену.
  3. Многим учащимся полезно читать материал учебника до того, как его объяснит учитель.



Читайте также: