Конспекты по развитию слоговой структуры слова. Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова. II. Сообщение темы и целей занятия

Конспект индивидуального логопедического занятия

по формированию слоговой структуры слова для детей 4-5 лет.

Тема: Сказка «Репка»

Цель: Формирование слоговой структуры слова.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Формирование умения составлять простое распространенное предложение;
  • Расширение, уточнение и активизация словаря;
  • Отвечать на вопросы одним словом;
  • Закрепление умения договаривать предложение;
  • Закрепление правильного произнесения гласных звуков «Э», «У», и звуковых рядов со звуком «М».

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Активизация речевой деятельности.
  • Развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, фонематического слуха.
  • Формирование плавного длительного выдоха.
  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формирование положительной установки на занятие.

Оборудование : Мягкая игрушка «Кошка - Мурка», картинки с персонажами сказки «Репка»; коробочка с фасолью; бабочки из бумаги; мешочек с картинками: «Мишка», «Самолет», «Дом», «Шар», «Мяч», «Лук», «Кот», дорожка со следами кошки.

Ход занятия

Вводная часть.

Логопед: Здравствуй! Посмотри, кто к нам сегодня пришел на занятие? Это кошка – Мурка. Поздоровайся с Муркой.

Ребенок здоровается.

Логопед : Мурка нам что-то принесла.

Коробочка с фасолью, а в ней спрятаны картинки с героями сказки «Репка».

Логопед : Посмотри, какие картинки спрятались в фасоли?

Ребенок достает из коробочки с фасолью картинки и выкладывает их на столе (дед, бабка, внучка-Маша, Жучка, кошка, мышка, репка).

Логопед : Кто это?

Ребенок: Дед, баба и т.д.

Логопед: Из какой сказки все персонажи? Какая это сказка?

Ребенок : Репка.

II. Основная часть.

Логопед: Мурка очень любит эту сказку и просит помочь ее рассказать. Поможешь?

Ребенок : Да!

Логопед: Посадил дед…Что?

Ребенок : Репку.

Логопед: Выросла репка какая?

Ребенок : Большая пребольшая (показывает).

Логопед: Стал дед репу…Что делать?

Ребенок: Тянуть (показывает).

Логопед : Тянет-потянет – тянет-потянет, а вытянуть ….Что?

Ребенок : Не может.

Логопед: Позвал дед кого?

Ребенок: Бабку (показывает).

Логопед : Кто посадил репку?

Ребенок: Дед.

Логопед : Кто помогал деду тянуть репку?

Ребенок : Бабка, Маша, собака-Жучка, кошка, мышка.

Логопед : Молодец, Мурке понравилось, как ты помогал рассказывать сказку.

Дыхательная гимнастика «Бабочка»

Вырезанные из бумаги бабочки лежат на столе.

Логопед : Посмотри кто это? Сколько бабочек! Давай подуем на бабочек так, чтобы они полетели (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Ребенок сдувает по очереди бабочек.

Логопед : Молодец, все бабочки разлетелись.

Физкультминутка «Волшебный мешочек»

Логопед : Мурка нам еще что-то принесла, волшебный мешочек с картинками. Смотри, что это?

Ребенок: Самолет.

Логопед : Самолет летит, самолет гудит. Как гудит самолет? Повтори и покажи.

Ребенок : «У-У-У» (показывает).

Логопед: Кто это?

Ребенок: Мишка.

Логопед: Мишка идет и поет песенку: «Э-Э-Э». Повтори и покажи.

Ребенок : «Э-Э-Э» (показывает).

Логопед : Как мишка громко поет?

Ребенок : «Э-Э-Э» (показывает).

Логопед : Как мишка тихо поет?

Ребенок : «Э-Э-Э» (показывает).

Дидактическая игра «Слоговая дорожка».

Логопед : А теперь давай «походим» с Муркой пальчиками по волшебной дорожке (На столе лежит дорожка со следами кошки).

Логопед: Наступай на следы и произноси: «МА-МА-МА».

Ребенок : «МА-МА-МА (идет пальчиками по дорожке).
Так же идет со слогами «МО», «МУ», «МЫ».

Дидактическая игра «Посмотри и найди картинку»

Логопед : У Мурки в волшебном мешочке еще что-то лежит. Достань.

Ребенок достает и выкладывает на столе картинки: дом, шар, мяч, лук, кот. Логопед называет картинки. Затем предлагает показать где: дом, шар, мяч, лук, кот. Ребенок показывает.

Логопед : (показывает по очереди картинки) «Что это?».

Ребенок : дом, мяч…

III. Заключительная часть.

Логопед: Кто к нам сегодня приходил в гости?

Ребенок: Мурка.

Логопед : Какую сказку мы рассказали Мурку?

Ребенок : Репка.

Логопед: Мурке очень понравилась наша сказка. Какие картинки Мурка нам еще приносила (показ).

Ребенок : «Мишка», «Самолет».

Логопед: Молодец! Ты хорошо сегодня позанимался. Мурка дарит тебе картинки с изображением героев сказки «Репка». Дома обязательно расскажи эту сказку маме и папе.


Управление образования администрации городского округа Коломна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 «Светлячок»

Конспект открытого занятия по формированию слоговой структуры слова с использованием логоритмических упражнений

«Автоматизация звука [Ш] в
слогах и словах»

Учитель – логопед: Десинова Н.А.

Коломна 2010

Цели:
закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш];
продолжать учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах;
учить определять наличие звука в словах;
закреплять умение делить слова на слоги;
упражнять в образовании множественного числа имен существительных;
развивать слуховое восприятие, внимание, умение координировать движения с речью, мелкую моторику.

Оборудование: игрушка мышка карта «Путешествие маленькой мышки», предметные картинки с символами на обратной стороне, предметные картинки для упражнения «Покупки», осенние листочки, перфокарты, символы звуков.

Ход занятия.

Организационный момент.
- Сегодня вы встретитесь с маленькой мышкой и отправитесь с ней в небольшое путешествие. Она даже приготовила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть. Посмотрите, здесь на карте все нарисовано. Что вы видите в самом начале? (Домик.)
- В этом домике за высоким забором живет мышка.

Артикуляционная гимнастика.
- Мышка проснулась (упражнение «Окошко»), открыла окошечко (упражнене «Домик открывается») и вышла на крылечко (упражнение «Лопата»). Ветерок дует на мышку (упражнение «Сдуй с лопатки»). Пришлось мышке надеть теплую кофточку (упражнение «Язычок здоровается с верхней губой»). Пошла мышка пить чай из чашечки (упражнение «Чашечка»). Выпила одну чашечку чая другую, третью с вкусным вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Потом мышка поиграла немного с пушинкой (упражнение «Фокус») и подошла к двери (упражнение «Парус»). А на улице сильный ветер дует. (Звукоподражание Ш – Ш – Ш - Ш).


Ветер
Ветерок листвой шумит: Дети ритмично потирают ладонь.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над головой
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Ритмично наклоняются в стороны
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх! Поднимают руки в стороны и
Не удержится и слон. делают вращательные движени.
Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.

Произношение звука [ш] .
- Посмотрите, что нарисовано возле домика? (На карте изображение листьев.) Мышка побежала по дорожке из сухих листьев: ш – ш – ш.
- Давайте пойдем за ней и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить:
мы... ду... камы... малы... каранда... ланды
гуа фини.. шала

Произношение звука [ш] в слогах (с использованием символов и жестов) .
-Посмотрите, куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушайте камыши и пошуршите, как они (проговаривание слогов с использованием символов и жестов):
ша – ши – шо – шу
шла – шлу – шло
шпо – шпа – шпу
А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она это делает:
ашка – ашка; ошка – ошка; ушко – ушко.

Развитие фонематического восприятия.
- Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка, чтобы пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [ш]. Выберите нужные картинки, разделите их на слоги и выложите их в виде дорожки.

Идем вместе с мышкой по дорожке, а картинки за нами переворачиваются.
(На обратной стороне каждой картинки изображен символ.)

Проговаривание звука [ш] в словах.
- По дорожке мышка привела нас в магазин. Подскажите, что она там увидела? Я начну, а вы продолжите.
Мышка купила много... (Выкладывает перед ребенком картинки: шуба, машина, шарф, чашка, груша.)
- А купила мышка себе, назовите, что она купила, и определите место звука [ш] в словах (схема слова): шапка, карандаш, матрешка,

Речевое упражнение с движениями.
Часы
Мышь полезла в первый раз, Медленно поднимают руки вверх.Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом!”, Один хлопок над головой. Мышь скатилась кувырком. Руки быстро опускают. Мышь полезла второй раз Медленно поднимают руки вверхПосмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка. Мышь скатилась кувырком. Руки быстро опускают.
Мышь полезла в третий раз Медленно поднимают руки вверхПосмотреть, который час. Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка. Мышь скатилась кувырком. Руки быстро опускают.
Игровое упражнение на развитие памяти.

А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вспомните, что изображено на картинках.

Соберем листочки. А на каждом листочке загадка. Хотите их разгадать?

Рисуют дружно малыши, У них в руках... карандаши.

Носит яркий гребешок. Наш веселый... петушок.

Вот бежит малышка Серенькая... мышка.

Зашуршали тихо шины Это едет к нам... машина.

Мама просит Машу: «Свари братишке... кашу».

Мышка моется под душем
Моет хвостик, моет... уши.

Пальчиковая гимнастика.

Мышка мыла мылом лапки. Ритмично потирают
Каждый пальчик по порядку. ладонь о ладонь.
Вот намылила большой, Растирание пальцев
Сполоснув его водой. Поочередно.
Не забыла и указку,
Смыв с него и грязь, и краску.
Средний мылила усердно,
Самый грязный был наверно.
Безымянный терла пастой,
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла,
Очень он боялся мыла.

Работа с перфокартами.
Мышка предлагает вам поиграть с картами. На картах нарисованы картинки, а под каждой картинкой есть окошко. Найдите все картинки, в названии которых есть звук [Ш], и закрасьте окошки под этими картинками. (Затем снимают с листа перфокарту, соединяют значки линиями и получают букву Ш).

Знакомство с буквой Ш.

Итог занятия.
- Нам пора прощаться с мышкой. Вы сегодня очень хорошо ей помогали! А какой звук помогал нам на нашем занятии? (Ш – ш – ш).


Приложенные файлы

Конспект подгруппового логопедического занятия

«"" Слоговой анализ и синтез слов

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;

Отработать навык выделения гласных звуков из слов;

Развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;

Учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;

Активизировать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие:

Развивать слуховое восприятие и навыки запоминания слов;

Развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;

Развивать зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе;

Воспитывать стремление к результату деятельности;

Воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Здоровьесберегающие:

Использовать элементы двигательной активности;

Использовать глазодвигательные упражнения.

в сл

огах, словах, предложении».

Ход занятия:

I .Орг. момент. Приветствие.

1.2. П одготовительный

этап

На столе фигура гнома

- Здравствуйте, ребята!

Внимание!

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Повторим правила:

    Наши ушки внимательно

    Наши глазки внимательно

    Наши головы

    Говорим мы

Сегодня к нам на занятие, пришел сказочный герой.

Посмотрите, кто это?

Он нам что-то принес в коробочке. Давайте откроем коробочку. А что это?

Дети здороваются с присутствующими

Слушают.

Смотрят

Думают

Четко и громко.

Это гном

Это картинки

При- зы

Клю-чик

Че-репаха

Ни-точка

Я-щерица

Да, на этих карточках нарисованы разные предметы,

вам надо в названии каждого предмета выделить первый слог . И из этих слогов составить новое слово.

призы – при;
ключик – клю;
черепаха – че;
ниточка – ни;
ящерица –я.

Что придумал гномик нам,
Догадайтесь по слогам?
На столе складываем слоги в слово.

ПРИ-КЛЮ-ЧЕ-НИ-Я.

Итак, Гном предлагает нам принять участие в приключениях.

Логопед показывает детям картинку и называет изображенный предмет, учащиеся прохлопывают слово, разделяя на слоги и выделяют первый слог в словах

призы – при; ключик – клю; черепаха – че; ниточка – ни; ящерица –я.

При-клю-че-ни-я

1.3. Развитие артикуляционной моторики. Артикуляционная гимнастика.

На столе лежат карточки с изображением артикуляционных упражнений.

Гном пришел к нам на занятие, чтобы научиться правильно произносить звуки, составлять слоги и слова, потому что это у него не всегда получается. Давайте потренируемся вместе с ним.

Выполнение артикуляционных упражнений

1.4. Развитие речевого выдоха.

Чтобы хорошо произносить звуки речи, надо хорошо уметь выполнять дыхательные упражнения. Вот нам Гном и предлагает сделать несколько дыхательных упражнений.

Выполнение упражнений для дыхания

II. Основная часть.

2.1. Сообщение темы занятия.

2.2. Гласные звуки.

Угадывание гласных звуков по артикуляции и подбор слов на этот звук .

Сегодня мы с вами будем заниматься звуками и буквами, из букв будем складывать слоги и слова. А также мы покажем нашему гостю как хорошо вы умеете и делить слова на слоги.

Гном хочет узнать:

"Чем отличаются звуки от букв?"

Кто узнает, какой звук я хочу сказать .

Я вам буду показывать, а вы попробуйте отгадать звук по артикуляции.

Вы сейчас назвали звуки: А, О, У, И, Э

А какие это звуки? Как одним словом назвать эти звуки ?

гласные или согласные ?

Кто может сказать почему они гласные?

А теперь давайте попробуем удивить нашего Гнома и подберём слово, которое начинается один из этих гласных звуков . Итак...

На какие звуки мы сейчас подбирали слова?

Звуки мы слушаем и говорим

Буквы мы читаем и пишем

Дети угадывают по артикуляции логопеда звуки:

А, О, У, И, Э

Это гласные звуки.

Дети называют слова и подбирают картинки: А ИСТ, О СЛИК, У ТКА, И ГЛЫ, Э МУ, ....?.....

- А, О, У, И, Э

2.3. Работа по выделению гласных звуков из слов.

Определение гласного звука на слух в словах «Какой гласный звук спрятался в слове? »

А теперь Гном хочет навести порядок в своих вещах и просит вас помочь ему сделать это. Вам надо определить гласный звук в середине каждого слова и положить картинку в нужный домик:

картинки: ш а р, з у б, Д о м, к и т, л и ст, М а к, л у к, ж у к, к о т, С Ы Р, М Ы шь.

Дети берут картинку и называют слово, определяют гласный, который есть в слове и кладут картинку в нужный домик.

3. Согласные звуки.

3.1. Характеристика согласных звуков.

3.2. Работа по определению со гласных звуков в начале слов.

Определение со гласного звука на слух в словах

3.3. Дифференциация гласных и согласных букв . Закрепление навыка выделения "четвертого лишнего" по признаку гласный-согласный.

Наш гость не учился в школе и не знает характеристику согласных звуков . Давайте ему расскажем о согласных .

Что происходит у нас во рту, когда мы произносим согласные звуки ?.

Какая преграда может быть?

У Гнома много сказочных друзей, он хотел пригласить их прокатиться на поезде. Давайте им поможем правильно разместиться. На каждом вагоне написан согласный, с которого начинается имя его друга.

Мы на поезде поедем,
Всех друзей с собой возьмем.
По вагонам всех рассадим,
Место каждому найдем!

Пока друзья ехали в поезде, они решили поиграть в игру "Четверный лишний". Вместе с ними можем поиграть и мы. Давайте, попробуем.

Я раздаю вам карточки на которых написаны буквы, вам надо определить какая буква лишняя в каждой строчке и почему.

А – У – К - И

М – Т – П – О

Ы – О – Э – М

В– Т – П – О

Дети дают характеристику согласным звукам .

Во рту образуется преграда и воздух не проходит свободно.

Преграду создают губы, зубы и язык

Учащиеся вычеркивают лишнюю букву и объясняют свой выбор.

(К потому что он согласный , а остальные гласные )

(О потому что он гласный , а остальные согласные )

(М потому что он согласный , а остальные гласные )

(О потому что он гласный , а остальные согласные )

Дети выполняют упражнения.

Ребята размещают картинки с изображениями животных в частях дома

Дети располагают слоги (слова) в нужном порядке.

4. Физкультминутка.

5. Определение количества слогов в слове.

Активизация словаря.

Отработка навыков определения количества слогов в словах.

6. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.

Делаем вывод о необходимости соблюдать порядок слогов в слове.

Пока друзья ехали в поезде, они немного засиделись и хотят размяться.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Тем временем друзья подъехали к дому, в котором живет Гном и теперь хотят разместиться в комнатах, чтобы всем хватило места.

Надо помочь ему. Если в имени друга Гнома один слог, мы поселим его в той части дома, где одно окно), два слога - в ту часть дома, где расположено два окна, три слога - туда, где три окна...

КОТ, СЛОН,ЖИРАФ,ЗЕБРА,ЧЕРЕПАХА, БЕГЕМОТ

Звери хорошо провели время у своего друга Гнома, а когда вернулись к себе домой написали письмо. Но слова в письме рассыпались на слоги. Давайте поможем Гному прочитать слова.

Вот написаны слова,
Сразу их понять нельзя.
Слоги мы перевернем
И у слова смысл найдем.

Мы совершили увлекательную гул про ку.

Гном приготовил для нас дар по ки.

Было ве-се-ло.

Хорошо иг-ра-ли .

7. Итог занятия. Подведение итога дети получают наклейку с изображением гномов.

занятия.

Кто приходил к нам в гости?

Мы отлично потрудились, надеюсь, вам понравилось наше занятие? Спасибо, до свидания.

Анализ логопедического занятия

Занятие проводилось с детьми, у которых системное недоразвитие речи на фоне интеллектуальной недостаточности, обусловленной РДА. Занятие по теме "Дифференциация гласных и согалсных звуков и букв, нарушение слоговой структуры в слогах, словах, предложении занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, организовано в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционно- развивающей работы.

На занятии были поставлены следующие задачи:

1. Коррекционная: Развитие слуховой памяти.

2. Образовательная:.

3. Воспитательная: Воспитывать интерес к занятию.

Цель и задачи поставлены соответствуют содержанию занятия. Цели выполнялись в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.

Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия. Занятие длилось не более 20 минут.

Весь материал подобран в соответствии с речевыми и возрастными возможностями детей. Речевой материал соответствует целям и задачам занятия. На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.

На занятии были использованы упражнение на развитие речевого выдоха, упражнение на развитие мелкой моторики, а также упражнение на развитие эмоционально-волевой сферы. Речевой материал был подобран с учетом возможностей ребенка, уровнем его речевого развития, возрастными особенностями. На занятии ребенок работал активно. Результат был достигнут.

Цель: Развитие звукового анализа и синтеза.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знание воспитанников о звуках, буквах и слогах.
  2. Развивать умение делить слова на слоги, выделять ударный слог, определять количество слогов в слове.
  3. Учить слоговому анализу и синтезу.
  4. Закрепить знание сказок К.И.Чуковского.

Коррекционные:

  1. Коррекция фонематического слуха.
  2. Развитие мелкой моторики кистей рук.
  3. Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе анализа и синтеза слов., работы с наглядным материалом.
  4. Обогащение словарного запаса воспитанников.
  5. Коррекция мыслительных процессов, на основе игры “4-ый лишний”

Воспитательные:

  1. Закреплять умение работать в группе, в паре.
  2. Воспитывать любовь к чтению.
  3. Воспитывать мотивацию к учению.

Материалы и оборудование: Мультимедийная установка, доска, наборное полотно, досочки с гвоздиками и резинками.

Ход занятия

I. Организация занятия.

Встали все красиво, спинки выпрямите, улыбнитесь друг другу. Сядут те, у кого имя состоит из 2 слогов, из 3 слогов.

II. Сообщение темы и целей занятия.

– Ребята, сегодня на занятии мы вспомним что такое слово, слог, буква, звук.

III. Основная часть.

На доске вывешивается наборное полотно, на нем слоги: мон, ли, но, ки, хал, ва.

Прочитаем хором.

Что мы сейчас прочитали? (Дети: Слоги.)

Логопед читает стихотворение: (Приложение) Слайд 2.

Что за Ли? Что за Мон?
Никакого в звуках смысла!
А как скажут “лимон” –
Сразу станет кисло-кисло!

Что за Ки? Что за Но?
Людям вовсе неизвестно!
А как скажут “кино” –
Сразу станет интересно!

Что за Хал? Что за Ва? –
Вот еще одна загадка.
А как скажут “халва” –
Сразу станет сладко-сладко!

(Э. Успенский)

Эдуард Успенский современный детский писатель. Слайд 3.

– Чем, ребята, слог отличается от слова? (Дети: У слов есть смысл.)

Сегодня на занятии мы вспомним произведения детского писателя К.И Чуковского. В 2012 году исполнится 130 лет со дня рождения Корнея Ивановича.

Николай Васильевич Корнейчуков. Слайд 4.

У меня в руках корзина с разными предметами и картинками, ваша задача их отгадать и выполнить задания

Итак, приглашаю вас в страну под названием “Чукоккала”. Слайд 5.

1-е Задание. Рассыпалось слово, надо правильно расставить буквы и прочитать название предмета. Слайд 6.
Самовар. Слайд 7.

Звукобуквенный разбор слова. Выложить схему слова. Кому из героев произведений Чуковского принадлежит этот предмет? Мухе-Цокотухе. “Муха-Цокотуха” 1924 г.

Слайд 8.

(Ребята выкладывают схемы слов.)

2-е Задание – Что это за этот предмет? (БИНТ.) Слайд 9.

Найдите лишний слог в словах и узнаете, кому принадлежит бинт.

ДОБНА РЫЙ ДОКВУ ТОР АЙЗА БОЛИТ Слайд 10–12

– Как называется сказка? “ Айболит” 1929 г. Слайд 13.

3-е Задание.

На доску прикрепляются картинки животных. Слайд 14.

– Их какой сказки эти животные? “Телефон” 1926 г. Слайд 15.

Разделить слова на слоги и выделить ударный слог. Слайд 16.

Слон, мартышки, медведь, газели, зайчатки, бегемот.

Работа в тетради.

Запишите в тетрадь слова и выполните задание.

Проверьте

4-е Задание. Слайд 18.

Игра “Резиночки”.

На доску (50х50) набиты гвоздики. Натягивая, резиночки на гвоздики, изобразить:

Свечка, печка, подушка, пирог.

Из какой сказки предметы? “Мойдодыр” 1923 г. Слайд 19, 20.

5-е Задание.

Игра “4-ый лишний”. Слайд 21.

Велосипед, шарик, собака , трамвайчик

Почему лишнее?

Со бака. Слайд 22.

Разделить слово на слоги, найти ударный слог. Словарное слово.

Слово вывесить на доску.

Надо запомнить написание безударной гласной о.

Их какой сказки слова? “Тараканище” 1921 г. Слайд 23.

6-е Задание.

К.И. Чуковского.

Давайте сочиним сиквейн. Каким мы видим К.И. Чуковского сегодня?

(Кто?) Чуковский. Слайд24, 25.

(Какой?) Добрый, умный.

(Что делает?) Учит, увлекает, высмеивает, интригует.

(Значимые слова о нем.) Любит детей, богатая фантазия, пишет с юмором, вызывает интерес.

(Суть, итог.) Детский писатель

IV. Обобщение. Слайд 26.

– Как определить количество слогов в слове? (По количеству гласных букв.)

– Сколько гласных букв в русском языке? (10)

Чем отличаются звук и буква? (Звук слышим, букву пишем.

– Как ставится ударение в слове? (Произнести слово целиком, вы делить голосом ударный звук.)

V. Итог занятия.

А вам понравилось в стране под названием “Чукоккала”?

Молодцы, ребята, выполнили все задания! Показали свои знания и умения.

Список литературы:

  1. Барсукова Л.А. и другие. Логопедия в школе: практический опыт. Издание второе, исправленное и дополненное. Издательский центр “МарТ”, 2005.
  2. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1983.

Аннотация. Материал адресован логопедам. Вниманию логопедов предлагается конспект итогового занятия по формированию слоговой структуры слова.

Программное содержание:

  • закрепить умение детей делить слова на слоги.
  • упражнять в преобразовании слогов.
  • упражнять в подборе слогов к схемам.
  • упражнять в подборе слов к схемам.
  • учить подбирать слова-родственники к существительному «Лес».
  • учить составлять слова из букв.
  • упражнять в составлении новых слов из букв данного слова «Фотография».
  • развивать мышление при разгадывании ребусов.
  • воспитывать умение выслушивать ответы других детей.

Ход занятия

1. Оргмомент:

«Сядет тот, кто скажет слог наоборот»

са-ас по-оп хо-ох аф-фа
ин-ни ту-ут зу-уз цу-уц
ка-ак бы-ыб га-аг мо-ом

2. Знакомство с темой:

«Однажды сказочный герой отправился в лесную школу.А как его зовут, вы сейчас отгадаете. Слово зашифровано, его надо отгадать по опорным цифрам».

35167248
занйкена

а) Чтобы ему зайти в лес, надо подобрать слова-родственники к слову «Лес»
(лесок, лесник, перелесок,лесополоса).Подберите слова-родственники,используя ребусы.

Зашёл Незнайка в лес, долго ли шёл, коротко ли, вдруг, видит перед ним ЧАСТОКОЛ.

Что такое частокол? (забор, у которого колья находятся часто друг к другу)

Чтобы Незнайке пройти во внутрь, надо разделить слово»частокол» на слоги.

Давайте ему поможем!

б) Прошёл Незнайка и увидел лесную школу. Учительницей там была мудрая сова. Она раздала зверятам картинки, их надо расселить по пароходам. Сколько иллюминаторов — столько и слогов должно быть в названии картинок. Давайте и мы попробуем разложить картинки.

в) Затем сова предложила зверятам определить подходит ли их схема к словам, которые она им будет называть. Давайте и мы попробуем. Я буду называть слова, а вы будете выходить к доске, если слово подходит к вашей схеме.

ААА (ПАНАМА), ОА (ВОБЛА), АОА (ШАПОЧКА)

А теперь давайте выложим слоги к схемам.

Схемы:СГ (ма, но, зу), ГС (эр, ит, ош), ССГ (хва, фты,ску), СГС (мит, шар, док)

Физкультминутка.

Сова предложила поиграть.

Вы будете приседать, когда услышите слова, в которых есть рядом звуки «ШК»

(кошка, маска, лягушка, вышка, записка, картошка)

Теперь нодо топать, если услышишь слова, в которых есть рядом звуки:»ТР»

(крот, кровать, ситро, тройка, тетрадь, красный, ватрушка, торт, метр)

г) Работа над ударением.

Пока все играли:

В лес пришёл волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками замахал,
Ударенье заколдовал.

И что же произошло? Было слово кружки, а стало кружки.Вся вода расплескалась, всех обрызголо. Было слово потопаю, а стало потопаю. Все звери чуть не утонули. Было слово стрелки, стало стрелки, которые направили ружья на зверей. Звери пе-реполошились, стали умолять волшебника вернуть ударение на место. Волшебник согласился, если звери помогут ему вернуться за гору. А для этого надо определить, какое слово было задумано из следующих слогов:ТА — ВО — РО (ворота)

Расступись гора, а за ней ворота! И волшебник ушёл.

д) Все обрадовались и решили собирать из букв слова(а-р-к, и-р-м, а-ш-р).

Затем сова предложила из букв слова «Фотография» составить новые слова.

(фото, гора, рот, граф, тигр, игра, тир, рога, рота, гиря)

3. Итог занятия:

«Молодцы! Все справились с разными заданиями. А какое задание больше всего понравилось выполнять?»

Реброва Е.В.,
учитель-логопед



Читайте также: