Методы оценки мышления у подростков и старших школьников. Методика Г. Эббингауза. «Заполнение пропущенных в тексте слов Количественные отношения тест способ решения

МЕТОДИКА «КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Предназначается для оценки логического мыш ления. Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 ло гические посылки, в которых буквы находятся в ка ких то численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся меж ду собой буквы, стоящие под чертой. Время реше ния 5 минут.

Инструкция: вам предложены 18 логических за дач, каждая из которых имеет 2 посылки. Время ре шения задач - 5 минут.

Стимульный материал

Таблица 49

Продолжение таблицы 49

2. А меньше Б в 10 раз

6. А больше Б в 9 раз

Б меньше В в 12 раз

Б больше В в 6 раз

7. А больше Б в 6 раз

Б больше В в 7 раз

3. А больше Б в 3 раза

Б меньше В в 6 раз

8. А меньше Б в 3 раза

4. А больше Б в 4 раза

Б больше В в 5 раз

Б меньше В в 3 раза

9. А меньше Б в 10 раз

14. А меньше Б в 5 раз

Б больше В в 3 раза

Б больше В в 2 раза

10. А меньше Б в 2 раза

15. А больше Б в 4 раза

Б больше В в 8 раз

Б меньше В в 3 раза

11. А меньше Б в 3 раза

16. А меньше Б в 3 раза

Б больше В в 4 раза

Б больше В в 3 раза

12. А больше Б в 2 раза

17. А больше Б в 4 раза

Б меньше В в 5 раз

Б меньше В в 7 раз

13. А меньше Б в 5 раз

18. А больше Б в 3 раза

Б больше В в 6 раз

Б меньше В в 5 раз

Оценка производится по количеству правильных ответов. Норма взрослого человека - 10 и более.

МЕТОДИКА «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЧИСЛОВОГО РЯДА»

Методика оценивает логический аспект мышле ния. Обследуемые должны найти закономерности построения 8 числовых рядов и написать недостаю щие числа. Время выполнения - 5 минут.

Инструкция : вам предъявлены 7 числовых ря дов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы - 5 минут.

Числовые ряды

1) 24 21 19 18 15 13 – – 7

2) 1 4 9 16 – – 49 64 81 100

3) 16 17 15 18 14 19 – –

4) 1 3 6 8 16 18 76 78

5) 7 16 9 5 21 16 9 – 1

6) 2 4 8 10 20 22 – – 92 94

7) 24 22 19 15 – –

1) 12 9;

2) 25 36;

3) 13 20;

4) 36 38;

5) 13;

6) 44 46;

7) 10 4.

Оценка производится по количеству правильно написанных чисел. Норма взрослого человека - 3 и выше.

МЕТОДИКА «КОМПАСЫ»

Методика предназначена для определения пространственных представлений. Поскольку су ществуют статистически значимые корреляции показателей пространственного представления с уровнем логического мышления, методика ре комендована для косвенной оценки уровня логи ческого мышления. Методика используется с це лью профотбора.

гается на бланке 25 задач, в каждой из которых на схематически изображенном компасе обозначено одно из 8 направлений сторон света (С, Ю, В, 3, С-В, С-3, Ю-В, Ю-3) в переменной системе координат и стрелка, показывающая какое то дру гое направление, определить которое относи тельно переменной системы координат и будет задачей испытуемого. После того как испытуе мый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направле ния. Перед началом обследования, объяснив за дачу испытуемому, необходимо разобрать один пример. Испытуемого следует предупредить, что поворачивать бланк для ориентирования по оси С-Ю нельзя.

Время выполнения задачи - 5 минут.

Обработка

Результаты обследования обрабатываются с помо щью ключа. Определяются следующие показатели:

общее количество просмотренных компасов - производительность (Р);

время выполнения задания (Т); количество ошибок (число неправильно отмечен

ных компасов) (n);

относительная частота неправильных ответов (n / p);

скорость работы:

Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы

Стимульный материал к методике «Компасы»

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Коэффициент успешности (А):

где С - число всех компасов, отмеченных испытуе мым; W - число неправильно отмеченных компа сов; O - число компасов, которое следовало отме тить; S - общее число просмотренных компасов.

Таблица 50

Производите

Производите

МЕТОДИКА «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»

Методика используется для оценки логического мышления, может применяться как индивидуаль но, так и в группе.

Содержание методики: обследуемому предлага ется на бланке 20 пар слов, отношения между кото рыми построены на абстрактных связях, на этом же бланке в квадрате «Шифр» расположены 6 пар слов с соответствующими цифрами от 1 до 6. После того как испытуемый определит отношения между словами в паре, ему надо найти аналогичную пару слов в квадрате «Шифр» и обвести кружком соот ветствующую цифру. Время выполнения работы 3 мин. Оценка производится по количеству правиль

ных ответов.

Стимульный материал

Овца - стадо

Свет - темнота

Малина - ягода

Отравление - смерть

Море - океан

Враг - неприятель

Глава 4. Методики для оценки логики мышления

Испуг - бегство

Инструкция: в каждой строчке вы найдете одно

Физика - наука

в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, име

ют какое то отношение к стоящему перед скобка

Правильно - верно

ми. Выберите только 2 и подчеркните их.

Грядка - огород

Слова в задачах подобраны таким образом, что

обследуемый должен продемонстрировать свою

Пара - два

способность уловить абстрактное значение тех или

иных понятий и отказаться от более легкого, бро

Слово - фраза

сающегося в глаза, но неверного способа решения,

при котором вместо существенных выделяются

Бодрый - вялый

частные, конкретно ситуационные признаки.

Свобода - воля

Стимульный материал

Страна - город

Похвала - брань

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

Месть - поджог

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, ве

Десять - число

лосипед).

4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

Плакать - реветь

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

Глава - роман

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель,

Покой - дыхание

7. Кольцо (диаметр, алмаз, просьба, круглость,

Смелость - геройство

8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

Прохлада - мороз

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бу

мага, редактор).

Обман - недоверие

10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания,

правила).

Пение - искусство

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья,

Тумбочка - шкаф

солдаты).

МЕТОДИКА «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»

Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о после довательности рассуждений испытуемого.

Для исследования пользуются специальным бланком либо экспериментатор предъявляет ис пытуемому задачи. Предварительно дается инст рукция.

Растения, земля

Диаметр, круглость

Берег, вода

Глаза, печать

Здание, улица

Бумага, редактор

Крыша, стены

Игроки, правила

Углы, сторона

Сражения, солдаты

Делимое, делитель

Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяс нить, упорствует ли испытуемый в своих непра вильных ответах, и чем объясняет свой выбор.

При оценке мышления у подростков и старших школьников следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, то, что к это­му возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое, уже достаточно развиты, во-вторых, то, что, начиная с этого воз­раста, дети готовят себя к выбору будущей профессии, соизме­ряя свои способности с требованиями, которые эта профессия предъявляет человеку. Первое обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к под­ростковому возрасту, а именно - умения логически рассуждать, совершая в уме сложные действия и операции. Второе обстоя­тельство требует обратить особое внимание на те виды мышле­ния, которые связаны с наличием наиболее важных для выбора будущей профессии способностей. К ним, в частности, могут от­носиться математические, лингвистические и технические спо­собности, которые легко могут быть оценены у подростков и юно­шей при помощи известных тестов. В связи с этим в блок пред-


лагаемых методик вошли четыре такие, которые предназначены для этих целей: методика оценки логики мышления, математи­ческого, лингвистического и технического мышления. Каждая из этих методик далее подробно описывается.

Методика 12 1 . «Логико-количественные отношения»

Испытуемым в этой методике предлагается решить 20 задач на выяснение логико-количественных отношений. Все эти зада­чи представлены далее в таблице 15.

В каждой из этих задач необходимо определить, какая вели­чина больше или, соответственно, меньше другой, и результат записать под чертой в виде соотношения между величинами «А»

Таблица 15 Задачи к методике «Логико-количественные отношения»

" Одиннадцать других методик, показатели которых представляются в за­ключающей эту главу Карте индивидуального психологического развития под­ростка и старшего школьника, уже описаны в рамках стандартизированного комплекса для младших школьников в предыдущей главе. Поэтому нумерация методик, отраженных в Карте, в данной главе начинается не с 1, а с 12.





и «В» с помощью знаков «>» или «<». Решать все без исключения задачи нужно только в уме, как можно быстрее и без ошибок.

На решение всех 20 задач в целом отводится всего 10 минут. По истечении этого времени психодиагностический эксперимент прерывается и определяется число правильно решенных испы­туемым задач за это время.

Примечание. Ниже для контроля приводятся правильные реше­ния всех задач с указанием номера задачи и правильного решения. В ответах вместо указанных выше знаков ис­пользованы словесные формулировки.


Часть I. Психологическая диагностика

Оценка результатов

За каждую правильно решенную задачу испытуемый полу­чает по 0,5 балла. Максимальная сумма баллов, которую может набрать один испытуемый за решение всех 20 задач, равна 10. Если результат оказался равным целому числу баллов с полови­ной, то он округляется до ближайшего большего числа. Напри­мер, результат 8,5 баллов в итоге округляется до 9,0 баллов.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика 13. Тест Айзенка

Данный тест приводится фрагментарно. В действительности он состоит из восьми субтестов, пять из которых предназнача­ются для оценки уровня общего интеллектуального развития че­ловека и три - для оценки степени развитости у него специаль­ных способностей: математических, лингвистических и тех, ко­торые важны для технической, дизайнерской, художественно-изобразительной и других видов деятельности, где активно ис­пользуется образно-логическое мышление (зрительно-простран­ственный субтест теста Айзенка).

Каждый из субтестов теста Айзенка включает в себя серию постепенно усложняющихся задач, на решение которых в каж­дом субтесте отводится по 30 мин. Таким образом, полное время работы над всем тестом, включая прохождение всех его субтес­тов, составляет 4 часа. Только при условии выполнения всех 8 субтестов можно дать полную оценку как уровня общего интел­лектуального развития человека, так и степени развитости у него названных выше специальных способностей.

Для практического ознакомления с тестом Айзенка и его ис­пользования в школьной психолого-педагогической практике мы


________ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей ____

избрали только два из восьми имеющихся в.тесте субтестов: тот, с помощью которого оцениваются лингвистические, и тот, по­средством которого можно оценить математические способности человека 1 .

На выполнение серии заданий, включенных в эти субтесты, отводится 1 час (по 30 мин на каждый из субтестов). За это вре­мя необходимо постараться решить как можно больше задач,

Оценка уровня развития соответствующих способностей про­изводится по общему числу правильно решенных за это время задач путем сравнения числа решенных задач с нормативными показателями, проводимыми далее в виде графиков. Там же, в конце описания обоих субтестов, даны правильные ответы на все включенные в них задачи.

Замечание. Если какая-либо из задач субтеста не решается быст­ро, то ее можно временно пропустить и приступить к решению следующей задачи, так как в конечном счете учитывается только общее число правильно ре­шенных за отведенное время задач.

Предлагаемые испытуемыми решения - это в первую очередь касается задач математического субтеста - могут отличаться от тех, которые даны в ключе, но тем не менее быть правильными, если испытуемому удается достаточно убедительно и логично обосновать их справедливость.


Похожая информация.


Методика «Расстановка чисел».

Цель: оценить произвольное внимание испытуемого.

Обработка и анализ данных: оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма - 22 числа и выше. Ниже нормы - от 17 до 21 числа.

Сводная таблица результатов.

Все испытуемые выполнили от 12 до 16 верных заполнений, их сосредоточение требует тренировки, либо у них отсутствует мотивация деятельности.

Методика «Сравнение понятий»

Цель: проанализировать развитие операции сравнения.

Анализ результатов: А) количественная обработка данных заключается в подсчете количества выделенных испытуемым в каждой паре черт сходства и различия;

Б) качественнаяоьработка предусматривает, что высокий уровень развития операции сравнения отмечается в том случае, если школьник назвал более 20 черт; средний - 10-15 черт; низкий - менее 10.

В результате проведенного тестирования было выявлено, что операции сравнения у всех трех испытуемых находится на среднем уровне.

Методика «Количественные отношения».

Предназначается для оценки логического мышления. Время выполнения задания -

Анализ и обработка данных: оценка производится по количеству правильных ответов. Норма подростка - от 7 до 10 верных решений.

Сводная таблица результатов.

Определение особенностей протекания мыслительных процессов.

Цель: определить скорость протекания мыслительных процессов (быстроту ума).

Анализ и обработка данных:

1) Хороший результат по первому столбцу - 10-15 сек. За каждый неверный ответ добавляется по 5 секунд штрафа.

2) Хороший результат по второму столбцу - 1-1,5 мин. За каждый неверный результат - штраф 30 сек.

3) Хороший результат по третьему столбцу - 1-1,5 мин. За каждый неверный результат - штраф 30 сек.

4) Хороший результат по четвертому столбцу - 6-7 мин. За каждый неверный результат - штраф 1 мин.

Фиксируется общее время и число верно заполненных слов.

Сводная таблица результатов.

Методика Г. Эббингауза. «Заполнение пропущенных в тексте слов»

Цель: выявляется уровень развития речи и продуктивность ассоциаций.

Анализ данных: учитывается качество выполнения задания; соответствие подобранных слов смыслу содержания текста, т.е. его адекватность.

Было выявлено, что у всех трех испытуемых низкий уровень развития речи. Слова подбирались быстро, необдуманно, не сопоставлялись с пониманием всего текста в целом.



Читайте также: