Содержанием материальной культуры являются. Методы воспитания и их характеристика. Что такое материальная культура

Духовная культура - это наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование. Материальная - это орудия и средства труда, техника и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Материальная культура - одна из частей целостной человеческой культуры, результаты творческой деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспечивают существование человека. В материальную культуру входят разнообразные средства производства: энергетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология производства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, служебного и развлекательного назначения, разнообразные средства потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики.

Духовная культура - одна из частей целостной человеческой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Обычаи, нормы, образцы поведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях являются формами культуры. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, философии, науки и т. д.

Материальная и духовная культура существуют в тесном единстве. В самом деле, все материальное, очевидно, оказывается реализацией духовного, а это духовное невозможно без некоторой материальной оболочки. Вместе с тем, между материальной и духовной культурой имеется существенная разница. Прежде всего, это различие в предмете. Ясно, например, что орудия труда и, скажем, музыкальные произведения принципиально отличаются друг от друга и служат разным целям. То же самое можно сказать и о характере деятельности в сфере материальной и в сфере духовной культуры. В сфере материальной культуры человеческая деятельность характеризуется изменением материального мира, и человек имеет дело с материальными предметами. Деятельность в сфере духовной культуры предполагает определенную работу с системой духовных ценностей. Отсюда же вытекает различие в средствах деятельности и их результатах в обеих сферах.

В отечественном обществознании долгое время господствовала точка зрения, согласно которой первичной является материальная культура, а духовная культура имеет вторичный, зависимый, "надстроечный" характер. Такой подход предполагает, что человек сначала должен удовлетворить свои так называемые "материальные" потребности, чтобы затем перейти к удовлетворению "духовных" потребностей. Но уже самые элементарные "материальные" потребности человека, например еда и питье, принципиально отличаются от, казалось бы, точно таких же биологических потребностей животных. Животное, поглощая пищу и воду, действительно всего лишь удовлетворяет свои биологические потребности. У человека, в отличие от животных, эти действия, выполняют и знаковую функцию. Бывают блюда и напитки престижные, обрядовые, траурные и праздничные и т.д. А это означает, что соответствующие действия уже не могут считаться удовлетворением чисто биологических (материальных) потребностей. Они -- элемент социокультурной символики и, следовательно, имеют отношение к системе социальных ценностей и норм, т.е. к духовной культуре.

То же самое можно сказать и обо всех остальных элементах материальной культуры. Например, одежда не только защищает тело от неблагоприятных погодных условий, но и указывает на возрастные и половые признаки, на место человека в общности. Бывают также рабочие, повседневные, ритуальные виды одежды. Многоуровневой символикой обладает человеческое жилище. Перечисление может быть продолжено, но и приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о невозможности выделения в человеческом мире чисто биологических (материальных) потребностей. Любое человеческое действие -- это уже социальный символ, обладающий смыслом, раскрываемым только в сфере культуры.

А это означает, что положение о первичности материальной культуры не может быть признано обоснованным по той простои причине, что никакой материальной культуры в "чистом виде" попросту не существует.

Таким образом, материальные и духовные компоненты культуры неразрывно связаны друг с другом.

Ведь создавая предметный мир культуры, человек не может это делать, не изменяя и не преобразуя самого себя, т.е. не творя самого себя в процессе собственной деятельности.

Культура оказывается не только деятельностью как таковой, а способом организации деятельности.

Все, что человек делает, он делает в конечном счете ради решения данной задачи.

Развитие человека при этом предстает как совершенствование его творческих сил, способностей, форм общения и т.д.

Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.

Материальные и духовные вещи, созданные творческим трудом человека, называют артефактами.

Подобный подход позволяет использовать познавательные возможности самых различных методов исследования, созданных представителями наук, исследующих культуру и обладающих высокой эвристичностью.

— его производством, распространением и сохранением. В этом смысле под культурой часто понимают художественное творчество музыкантов, писателей, актеров, живописцев; организацию выставок и режиссуру спектаклей; музейную и библиотечную деятельность и т.д. Есть еще более узкие значения культуры: степень развития чего-либо (культура труда или питания), характеристика определенной эпохи или народа (скифская или древнерусская культура), уровень воспитанности (культура поведения или речи) и др.

Во всех этих трактовках культуры речь идет как о материальных предметах (картинах, кинофильмах, зданиях, книгах, машинах), гак и о нематериальных продуктах (идеях, ценностях, образах, теориях, традициях). Материальные и духовные ценности, созданные человеком, называют соответственно материальной и духовной культурой.

Материальная культура

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.

  • Собственно предметный мир, созданный человеком, — здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира , «одомашнивании» . Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств — компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.
  • Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.
  • Техническая культура - это конкретные навыки, умения, . Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Духовная культура

Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, .

  • Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.
  • Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное . На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли , и в некоторой степени — .
  • Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).

Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге — культурного развития любого общества .

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Материальная культура - это вся область материально-производственной деятельности человека и ее результаты — окружающая человека искусственная среда.

Вещи — результат материально-созидательной деятельности человека — являются важнейшей формой ее существования. Как и человеческое тело, вещь одновременно принадлежит двум мирам — природному и культурному. Как правило, вещи производятся из природных материалов, а частью культуры становятся после обработки человеком. Именно так когда-то действовали наши далекие предки, превращая камень в рубило, палку в копье, шкуру убитого зверя в одежду. При этом вещь приобретает очень важное качество — способность удовлетворять определенные человеческие потребности, быть полезной человеку. Можно сказать, что полезная вещь — начальная форма бытия вещи в культуре.

Но вещи с самого начала были еще и носителями социально значимой информации, знаками и символами, которые связывали человеческий мир с миром духов, текстами, хранящими информацию, необходимую для выживания коллектива. Это было особенно характерно для первобытной культуры с ее синкретизмом — целостностью, нерасчлененностью всех элементов. Поэтому наряду с практической полезностью существовала символическая полезность, позволявшая использовать веши в магических обрядах и ритуалах, а также придавать им дополнительные эстетические свойства. В древности появилась еще одна форма вещи — игрушка, предназначенная для детей, с помощью которой те овладевали необходимым опытом культуры, готовились к взрослой жизни. Чаще всего это были миниатюрные модели реальных вещей, иногда имевшие дополнительно эстетическую ценность.

Постепенно, в течение тысячелетий утилитарные и ценностные свойства вещей стали обособляться, что привело к образованию двух классов вещей — прозаических, чисто материальных, и вещей-знаков, используемых в ритуальных целях, например флаги и гербы государств, ордена и т.д. Между данными классами никогда не было непреодолимой преграды. Так, в церкви для обряда крещения используют специальную купель, но при необходимости ее можно заменить любым подходящим по размеру тазом. Таким образом, любая вещь сохраняет свою знаковую функцию, будучи культурным текстом. Стечением времени все большее значение стала приобретать эстетическая ценноегь вещей, поэтому красота долго считалась одной из важнейших их характеристик. Но в индустриальном обществе красота и польза стали разделяться. Поэтому появляется множество полезных, но некрасивых вещей и в то же время красивых дорогих безделушек, подчеркивающих богатство их владельца.

Можно сказать, что материальная вещь становится носителем духовного смысла, так как в ней закрепляется образ человека конкретной эпохи, культуры, социального положения и т.п. Так, рыцарский меч может служить образом и символом средневекового феодала, а в современной сложной бытовой технике легко увидеть человека начала XXI в. Портретами эпохи являются и игрушки. Например, современные технически сложные игрушки, среди которых много моделей оружия, довольно точно отражают лицо нашего времени.

Социальные организации также являются плодом человеческой деятельности, еше одной формой материальной предметности, материальной культуры. Становление человеческого общества проходило в тесной связи с развитием социальных структур, без которых невозможно существование культуры. В первобытном обществе в силу синкретизма и однородности первобытной культуры существовала лишь одна социальная структура — родовая организация, обеспечивавшая все бытие человека, его материальные и духовные потребности, а также передачу информации следующим поколениям. С развитием общества стали формироваться разные социальные структуры, отвечавшие за повседневную практическую жизнь людей (труд, общественное управление, война) и за удовлетворение его духовных потребностей, прежде всего религиозных. Уже на Древнем Востоке четко выделяются государство и культ, тогда же появились школы как часть педагогических организаций.

Развитие цивилизации, связанное с совершенствованием техники и технологии, строительством городов, формированием классов, требовало более эффективной организации общественной жизни. В результате появились социальные организации, в которых опредмечивались экономические, политические, правовые, нравственные отношения, техническая, научная, художественная, спортивная деятельность. В экономической сфере первой социальной структурой стал средневековый цех, в Новое время сменившийся мануфактурой, развившейся сегодня до промышленных и торговых фирм, корпораций и банков. В политической сфере помимо государства появились политические партии и общественные объединения. Правовая сфера создала суд, прокуратуру, законодательные органы. Религия сформировала разветвленную церковную организацию. Позже появились организации ученых, художников, философов. Все существующие сегодня сферы культуры имеют сеть созданных ими социальных организаций и структур. Роль данных структур повышается стечением времени, так как возрастает значение организационного фактора в жизни человечества. Через эти структуры человек осуществляет управление и самоуправление, создаст основу для совместной жизни людей, для сохранения и передачи накопленного опыта следую щи м п окол с н и я м.

Вещи и социальные организации в совокупности создают сложную структуру материальной культуры, в которой выделяют несколько важнейших направлений: сельское хозяйство, здания, инструменты, транспорт, связь, технологии и т.п.

Сельское хозяйство включает в себя выведенные в результате селекции сорта растений и породы животных, а также культивированные почвы. С этой областью материальной культуры напрямую связано выживание человека, так как она дает продукты питания и сырье для промышленного производства. Поэтому человек постоянно заботится о выведении новых, более продуктивных видов растений и животных. Но особенно важна правильная обработка почвы, поддерживающая ее плодородие на высоком уровне, — механическая обработка, удобрение органическими и химическими удобрениями, мелиорации и севооборот — последовательность культивирования разных растений на одном участке земли.

Здании — места обитания людей со всем разнообразием их занятий и бытия (жилье, помещения для управленческой деятельности, развлечений, учебной деятельности), и сооружении — результаты строительства, меняющие условия хозяйства и быта (помещения для производства, мосты, плотины и т.н.). Как здания, так и сооружения являются результатом строительства. Человек должен постоянно заботиться о поддержании их в порядке, чтобы они могли успешно выполнять свои функции.

Инструменты, приспособлении и оборудование предназначены для обеспечения всех видов физическою и умственного труда человека. Так, инструменты прямо воздействуют на обрабатываемый материал, приспособления служат добавлением к инструментам, оборудование представляет собой комплекс инструментов и приспособлений, расположенных в одном месте и используемых для одной цели. Они различаются в зависимости оттого, какой род деятельности они обслуживают — сельское хозяйство, промышленность, связь, транспорт и т.д. История человечества свидетельствует о постоянном совершенствовании этой области материальной культуры — от каменного рубила и палки-копапки до современных сложнейших машин и механизмов, обеспечивающих производство всего необходимого для жизни человека.

Транспорт и пути сообщения обеспечивают обмен людьми и грузами между разными областями и населенными пунктами, способствуя их развитию. В эту область материальной культуры входят: специально оборудованные пути сообщения (дороги, мосты, насыпи, взлетные полосы аэропортов), здания и сооружения, необходимые для нормальной работы транспорта (железнодорожные станции, аэропорты, порты, гавани, бензоколонки и т.п.), все виды транспорта (гужевой, автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный, трубопроводный).

Связь тесно связана с транспортом и включает почту, телеграф, телефон, радио и компьютерные сети. Она, как и транспорт, связывает людей, позволяя им обмениваться информацией.

Технологии - знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности. Важнейшей задачей является не только дальней шее совершенствование технологий, но и передача следующим поколениям, что возможно только через развитую систему образования, а это свидетельствует о тесной связи материальной культуры и духовной.

Знания, ценности и проекты как формы духовной культуры . Знания представляют собой продукт познавательной деятельности человека, фиксирующий полученную человеком информацию об окружающем мире и самом человеке, его взгляды на жизнь и поведение. Можно сказать, что уровень культуры как отдельного человека, так и общества в целом определяется объемом и глубиной знаний. Сегодня знания приобретаются человеком во всех сферах культуры. Но получение знаний в религии, искусстве, обыденной жизни и т.д. не является первоочередной задачей. Здесь знания всегда связаны с определенной системой ценностей, которую они обосновывают и защищают: кроме того, они носят образный характер. Только наука как специальная сфера духовного производства имеет своей целью получение объективных знаний об окружающем мире. Возникла она в античности, когда появилась потребность в обобщенных знаниях об окружающем мире.

Ценности - идеалы, к достижению которых стремится человек и общество, а также предметы и их свойства, удовлетворяющие определенные человеческие потребности. Они связаны с постоянной оценкой всех предметов и явлений, окружающих человека, которую он производит по принципу хорошо-плохо, добро-зло, и возникли еще в рамках первобытной культуры. В сохранении и передаче ценностей следующим поколениям особую роль играли мифы, благодаря которым ценности становились неотъемлемой частью обрядов и ритуалов, а через них человек становился частью общества. Вследствие распада мифа с развитием цивилизации ценностные ориентации стали закрепляться в религии, философии, искусстве, морали и праве.

Проекты - планы будущих человеческих действий. Их создание связано с сущностью человека, его способностью производить сознательные целенаправленные действия по преобразованию окружающего мира, что невозможно без предварительно составленного плана. В этом реализуются творческая способность человека, его возможность свободного преобразования реальности: вначале — в собственном сознании, затем — на практике. Этим человек отличается от животных, которые способны действовать лишь с теми предметами и явлениями, которые существуют к настоящем и важны для них к данное время. Только человек обладает свободой, для него нет ничего недоступного и невозможного (по крайней мере, в фантазии).

В первобытные времена эта способность закреплялась на уровне мифа. Сегодня проективная деятельность существует как специализированная и разделяется в соответствии с тем, проекты каких объектов должны быть созданы — природных, социальных или человеческих. В связи с этим выделяют проектирование:

  • техническое (инженерное), неразрывно связанное с научно-техническим прогрессом, занимающим все более важное место в культуре. Его результатом является мир материальных вещей, создающих тело современной цивилизации;
  • социальное по созданию моделей общественных явлений — новых форм государственного устройства, политических и правовых систем, способов управления производством, школьного образования и т.п.;
  • педагогическое по созданию моделей человека, идеальных образов детей и учеников, которые формируются родителями и учителями.
  • Знания, ценности и проекты составляют фундамент духовной культуры, которая включает в себя помимо названных результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность по производству духовных продуктов. Они, так же как и продукты материальной культуры, удовлетворяют определенные человеческие потребности и прежде всего необходимость обеспечения жизни людей в обществе. Для этого человек приобретает необходимые знания о мире, обществе и себе самом, для этого же создаются системы ценностей, позволяющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые обществом формы поведения. Именно так формировались существующие сегодня разновидности духовной культуры — нравственность, политика, право, искусство, религия, наука, философия. Следовательно, духовная культура является многослойным образованием.

При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе — бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры — материальной или духовной — относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга — бесспорный предмет духовной культуры — может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.

Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы — знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма знака — деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Так, деньги — всеобщий рыночный эквивалент — можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни.

Первое противоречие – когда учитель, усвоив общественные цели предмета преподавания, находит их несоответствие реальным условиям школы. Преодолевая это противоречие, педагог конкретизирует цель с учетом реальных условий, т.е. приводит ее в возможное соответствие с действительностью.

Второе противоречие – несоответствие содержания обучения конкретным целям и задачам. Цель обучения не будет достигнута, и содержание образования так и останется на бумаге. Решается это противоречие путем выбора оптимального содержания, форм, методов функционирования процесса обучения.

Третье противоречие – несоответствие планов, намерений учителя конкретным условиям, характеризующим ситуацию и момент начала его дидактического взаимодействия с классом, или на определенном этапе урока. Эти противоречия возникают между педагогом и коллективом класса: учителем и группой учащихся или учителем и отдельными индивидами. Данное противоречие имеет иной, чем предыдущие, характер. Оно связано с несоответствием уровня развития учебных возможностей школьников усвоить предмет, с одной стороны, и сложностью учебного материала – с другой.

Четвертое противоречие может быть между средствами и методами, которые применял учитель на конкретном этапе дидактических процессов, отдельно взятом уроке или в его фрагменте. Дидактические процессы не смогут функционировать до тех пор, пока деятельность учителя не будет соответствовать состоянию школьников и условиям, в рамках которых эти процессы протекают.

Пятое, доминирующее противоречие – противоречие между выдвигаемыми учителем познавательными требованиями в виде педагогических целей и задач и возможностями учащихся их выполнить. Данное противоречие становится источником движения процесса обучения не всегда, а лишь тогда, когда учебная задача по своей сложности находится в зоне ближайшего развития школьников, т. е. не является чрезмерно трудной или легкой.

Шестое, самое сложное противоречие, которое называют «центральным, внутренне присущим учебному процессу», – противоречие между возникшими у учеников под влиянием учителя потребностями в усвоении учебного материала и реальными возможностями. Учащиеся, у которых возникли, но еще не упрочились мотивы занятий, могут разочаровываться, если учитель своевременно не примет меры по разрешению данного противоречия. Первые неудачные попытки выполнить какое-либо действие, которые повлекли за собой насмешки одноклассников или неадекватную реакцию учителя, могут надолго уменьшить желание заниматься на уроках. Это необходимо предвидеть и принять профилактические меры.

2. Организация учебно-познавательных действий обучающихся по овладению изучаемых материалов. Для организации учебно-познавательной деятельности существенное значение имеет следующее: хотя овладение изучаемым материалом и происходит под руководством учителя, оно представляет собой своеобразный процесс самостоятельного «открытия» учеником уже имеющихся в науке знаний.

Учение требует определенного «воссоздания знаний», но только в более свернутом виде, тех мыслительных и практических операций (действий), которые когда-то совершались в процессе научного исследования (познания) тех или иных явлений или предметов. С этой точки зрения, как показано в педагогике, процесс этот включает три взаимосвязанные стадии (этапы).

На первой стадии происходит восприятие(Сущность восприятия – учащиеся с помощью органов чувств (слуха, зрения, осязания и обоняния)) , осмысление и запоминание изучаемого материала, или усвоение теоретических знаний.

На второй стадии осуществляется выработка умений и навыков в применении этих знаний на практике, что требует организации специальных тренировочных упражнений.

Третья стадия связана с дальнейшим повторением и углублением знаний по изучаемому материалу, их закреплением и совершенствованием практических умений и навыков. Иначе говоря, чтобы учащийся овладел изучаемым материалом, ему необходимо осуществить полный цикл учебно-познавательных действий: восприятие нового материала, его первичное и последующее осмысление, запоминание, упражнение в применении усвоенной теории на практике и затем повторение с целью углубления и более прочного усвоения знаний, умений и навыков.

Билет 6.

1. Личностно-ориентированное обучение. Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития. Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

способность человека к выбору;

умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;

поиск смысла жизни, творчество;

формирование образа “Я”;

ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);

автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:

возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;

образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

выделение групп учащихся по знаниям, способностям;

распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;

отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

.2. Закономерности обучения присущие ему как органической части воспитания.

Для успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно должно осуществляться. При рассмотрении этих закономерностей большое значение имеет прежде всего то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле. Отсюда следует (и это отмечалось в главе о сущности и закономерностях воспитания), что обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. Основные из них следующие:

а) направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности;

б) деятельностный характер обучения;

в) единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся;

г) проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения;

д) обеспечение радости успехов в овладении знаниями;

е) раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения;

ж) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения;

з) повышение влияния коллектива на улучшение качества учебной работы;

и) согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании учебно-познавательной активности учащихся.

Характер и пути реализации этих закономерностей были раскрыты, когда шла речь о сущности воспитания. Здесь же следует только подчеркнуть, что умелое осуществление этих закономерностей в процессе обучения служит важной предпосылкой его дидактической эффективности. Если, например, педагог не будет формировать и развивать потребностно-мотивационную сферу учащихся, вряд ли ему удастся поддерживать их учебно-познавательную активность. Равным образом он не будет стимулировать эту активность, если не сумеет вызвать у своих питомцев переживание радости успехов в овладении знаниями, если не будет проявлять к ним уважения, чуткости и тактичной требовательности. Так же обстоит дело и с другими закономерностями, которые являются общими как для воспитания, так и для обучения.


АПОКАЛИПСИС (1). ? ОТКРОВЕНИЕ. Библиопоэтоним, название религиозного сочинения. " * Откровение Иоанна Богослова, или «Апокалипсис» - последняя книга Нового Завета, в кото­рой представлена христианская эсхатология - описание конца существования земли и Второй Приход Мессии.

■ / Над этим островом какие выси, / Какой туман! / И Апокалипсис здесь был написан / И умер Пан! ∕ (III.10).

❖ Откровение Божие Иоанн Богослов, следуя тексту книги, получил во время ссылки на остров Патмос: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, на­зываемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа». (Откр. 1: 9).

БАРОН БРАМБЕУС (1). Библиопоэтоним, указание на литера­турное сочинение по псевдониму его автора. " » Осип-Юлиан Сенковский (1800 - 1858) - известный востоковед первой поло­вины XIX в., энциклопедист, переводчик с арабского и др. восточ­ных языков, путешественник, автор «Отрывков из путешествий по Египту, Нубии и Верхней Эфиопии», «Воспоминаний о Нубии и Сирии», которые, возможно, были известны Н. Гумилеву. Свои работы подписывал несколькими псевдонимами, Барон Брамбе- ус - лишь один из них, но, вероятно, самый известный. У Гумиле­ва имеется в виду какое-то сочинение этого автора.

И / И не расстаться с амулетами, / Фортуна катит колесо, / На полке, рядом с пистолетами, / Барон Брамбеус и Руссо. / (11.114).

БЕНЦ (1). Прагмапоэтоним, название средства передвиже­ния. " * Марка автомобиля, названная в честь основателя круп­нейшего завода автомобилестроения Карла Бенца.

Ж / НаДуксели, на Бенце ль я, - / Верхом на какаду, / На вечер в доме Венцеля / Всегда я попаду. / (П.78).

ОБРИ БЕРДСЛЕЙ (1). Идеопоэтоним, произведение живопи­си, названное по имени автора. Обри Винсент Бердслей (1872-1898) - английский художник, график, иллюстратор эпо­хи модернизма. За недолгую жизнь (25 лет) О. Б. выработал собственный стиль графики, в котором реалистичность изо­бражения сочеталась с абстракцией и восточной орнаменталь- ностью. О. Б. иллюстрировал «Смерть короля Артура» Т. Мэло- ри, «Падение дома Ашеров» Э. По, «Саломею» О. Уайльда, с кото­рым О. Б. был лично знаком.

И / Прелестницы, теперь я научен, / Попробуйте прийти, и вы найдете / Духи, цветы, старинный медальон, / Обри Бердслея в строгом переплете. / (11.54).

БЫТИЕ (1). Библиопоэтоним, название религиозного сочине­ния. Первая книга Библии, в которой содержатся предания о сотворении мира и жизни первых людей.

Ж / А снизу шум взносился многий, / То пела за скамьей скамья, / И был пред ними некто строгий, / Читавший книгу БЫТИЯ. ∕ (IV.24).

ВЕРСАЛЬ (1). Урбаидеопоэтоним, памятник садово-парко­вого искусства. " » Бывшая резиденция французских ко­ролей, сейчас - дворцово-парковый комплекс, охраняемый ЮНЕСКО.

Ж / Иль на празднике Версаля / В час, когда заснет земля, / Взоры юношей печаля, /Я пленяю короля. ∕ (III.34).

«ВОКРУГ СВЕТА» (1). Библиопоэтоним, название журнала, - в» Известнейший российский научно-популярный журнал, из­даваемый с 1861 г. Тематика журнала чрезвычайно разнообраз­на, но преобладают статьи страноведческого, этнографическо­го и исторического характера.

Ж / Для счастья полного его / Недоставало одного: / Чтобы сестра, отец и мать / Его могли здесь увидать, / Хоть силою волшебных чар, /Ив «Вокруг света» обо всем / Поведал мальчикам потом / Его любимый Буссенар. ∕(ΠL3).

♦♦♦ В журнале действительно печатались отрывки или полные тексты приключенческих и фантастических произведений.

ВОСКРЕСЕНЬЕ (1). Хронопоэтоним, название религиозного со­бытия. " * Событие Нового Завета, основа христианской веры - Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после Его Распятия.

Ж / И он кричал: «Смотрите все, / Как блещут искры на росе, / Как дышат томные растенья, / И Солнце, золотистый плод, / В прозрачном воздухе плывет, / Как ангел с песней Воскресенья ». /(1.94).

ГРААЛЬ (3 / 1). Экклезиопоэтоним, название священного пред­мета. " * У христиан - чаша, из которой пил Христос во время Тайной Вечери и в которую Иосиф Аримафейский собрал кап­ли крови Спасителя после Его распятия. Г. упоминается в ряде средневековых легенд, в частности, в легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Ж / Я припомнил старинную сказку / Про священную чашу Грааль. / (1.44). / Я хотел бы бродить по селеньям, / Уходить в неизвестную даль, / Приближаясь к далеким владеньям / Зачарованной чаши Грааль. / (1.44). ∕ / Только чистым даны созерцанья / Вечно радостной чаши Грааль. / (1.44).

♦♦♦ Считается, что хранителями Грааля сначала были катары (пред­ставители христианского течения, признанного ересью), а затем - там­плиеры (Вербицкая: 174).

ГРОБ БОЖИИ (1). Экклезиопоэтоним, название священного предмета, о Гроб Господень. " * Величайшая христианская святыня, место, где был погребен Христос после Распятия. На­ходится в Храме Святого Воскресения в Иерусалиме.

Ж / Все мечтают: «Там,у Гроба Божия, / Двери рая вскроются для нас, / На горе Фаворе, у подножия, / Прозвенит обетованный час». / (1.121).

ДИВАН (1). Эргопоэтоним, название делового объединения лю­дей. Высший орган власти в государствах ислама.

Ж / Пусть хозяева здесь англичане, / Пьют вино и играют в футбол / И калифа в высоком Диване / Уж не властен святой произвол. ∕ (IV.6).

ДОМОТОП (1). Эргопоэтоним, название делового объединения людей. " * Отопительный кооператив в дореволюционной России.

Ж / P.S. К тому ж в конторе Домотопа / Всегда я встречу эфиопа. ∕ (IV.38).

ДРЕВО ПОЗНАНЬЯ (1). Фитомифопоэтоним. " * В Ветхом Завете - дерево в Эдеме, с которого Ева вкусила запретный плод.

Ж / От плясок и песен усталый Адам / Заснул, неразумный, у Древа Познанья. / Над ним ослепительных звезд трепетанья, / Лиловые тени скользят по лугам / (1.161).

ДУКС (1). Прагмапоэтоним, название средства передвижения. " * «Дуке» - крупнейший в Москве начала XX в. завод по изго­товлению велосипедов, мотоциклов, автомобилей, самолетов и дирижаблей. До революции завод выпускал все указанные виды транспорта, потому в стихотворении Гумилева, написан­ном в 1912 г., может иметься в виду любой из них, хотя вероят­нее всего, что речь идет об автомобиле.

Ж / На Дуксе ли, на Бенце ль я, - / Верхом на какаду, / На вечер в доме Венцеля / Всегда я попаду. / (П.78).

ЕВАНГЕЛЬЕ (2 / 2). Библиопоэтоним, название религиозного сочинения. " * Четыре основные книги Нового Завета, в кото­рых повествуется о земном пути и деяниях Иисуса Христа: Е. от Матфея, Марка, Луки, Иоанна.

Ж / Лев на колонне, и ярко / Львиные очи горят, / Держит Евангелье Марка, / Как серафимы, крылат. / (11.96). / Но забыли мы, что осиянно / Только слово средь земных тревог, /Ив Евангелии от Иоанна / Сказано, что слово - это Бог. ∕ (IV.29).

♦♦♦ К контексту 2: IV.29. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Ин. 1: 1).

Ж / Он говорит, что мир не страшен, / Что он Зари Грядущей князь.../ Но только духи темных башен / Те речи слушают, смеясь /(1.25).

«ЗЕЛЕННАЯ» (1). Прагмапоэтоним, название магазина. ? В ряде изданий, перепечатавших текст из «Огненного столпа» (Гумилев 1989, Гумилев 2003) записано как апеллятив - зеленная. " * Устарев­шее название лавки, где торговали зеленью, фруктами и овощами. Ж / Вывеска... кровью налитые буквы / Гласят-. «Зеленная», - знаю,тут /Вместо капусты и вместо брюквы / Мертвые головы

продают. ∕ (IV.39).

♦♦♦ А. А. Брудный в своей книге «Психологическая герменевтика» так писал о «Заблудившимся трамвае»: « человеку дан и мир виртуаль­ный, пространство семантическое. В нем можно стать свободным. Сво­бода есть полет. В Азию, в Африку, в прошлое, в будущее.

"Зеленная” - это образ будущего. Прозрение собственной смерти (не первое у Гумилева)» (Брудный: 211).

Ж / Вы все, паладины Зеленого Храма, / Над пасмурным морем следившие румб, / Гонзальво и Кук, Лаперуз и де Гама, / Мечтатель и царь, генуэзец Колумб! / (1.148).

«ЗНАНЬЕ» (1). Библиопоэтоним, название периодического из­дания. " * Вероятно, у Н. Гумилева речь идет о сборниках из­дательства «Знание», учрежденного в 1898 г. С начала XX в. де­ятельность издательства была направлена на идеологическую борьбу с модернизмом. В печать принимались произведения реалистической и атеистической направленности, среди авто­ров которых были И. Бунин, Л. Андреев, А. Куприн, В. Вересаев. Редактором издательства некоторое время был М. Горький.

Ж / Я стол к стене подвинул; на комод / Рядком поставил альманахи «Знанье», / Открытки - так, чтоб даже готтентот / В священное б пришел негодованье. / (П.54).

ИГДРАЗИЛЬ (1). Фитомифопоэтоним, мировое древо-образ вселенной в скандинавской мифологии, о Игдрасиль.

Ж / Меня, кто, словно древо Игдразиль, / Пророс главою семью семь вселенных / И для очей которого, как пыль, / Поля земные и поля блаженных? ∕ (IV.28).

«ИЛИАДА» (1). Библиопоэтоним, название древней эпической поэмы, Памятник древнегреческой литературы, эпическая поэма Гомера, повествующая о Троянской войне, подвигах ве­ликих воинов и деяниях богов.

Ж / Я закрыл Илиаду и сел у окна, / На губах трепетало последнее слово, / Что-то ярко светило - фонарь иль луна, / И медлительно двигалась тень часового. / (11.55).

ИСАКИЙ (2 / 2). Экклезиопоэтоним, название храма. "** Исааки- евский собор в Петербурге, один из важнейших и первых (стро­ительство началось в 1818 г.) христианских храмов в городе.

И / Как не погнулись - о, горе! - / Как не покинули мест / Крест на Казанском соборе / И на Исакии крест? ∕ (III.56). / Верной твердынею православья / Врезан Исакий в вышине, / Там отслужу молебен о здравье / Машеньки и панихиду по мне. / (IV.39).

КАЗАНСКИЙ СОБОР (1). Экклезиопоэтоним, название храма. "∙* , Казанский кафедральный собор на Невском проспекте в Пе­тербурге - один из величайших христианских храмов города. В соборе в 1813 г. похоронили генерала М. И. Кутузова.

Ж / Как не погнулись - о, горе! - / Как не покинули мест / Крест на Казанском соборе / И на Исакии крест? / (III.56).

КАМЕНЬ КАБЫ (1). Экклезиопоэтоним, название священного предмета, о Кааба. " » Главная мусульманская святыня. Нахо­дится в Мекке.

Ж / Но он, ногою топнув, крикнул: «Бабы! / Вы знаете ль, что черный камень Кабы / Поддельным признан был на той неделе?» / (11.102).

«КОЛЧАН» (1). Библиопоэтоним, название сборника стихотво­рений. " » Пятый печатный поэтический сборник Н. Гумилева, изданный в 1916 г.

Ж / И, верно, день застал, серея, / Сократа снова на столе, / Зато «Эмали и камеи» / С «Колчаном» в самой пыльной мгле. ∕ (III.49). КОРАН (1). Библиопоэтоним, название религиозного произве­

дения. ’ * Священная книга мусульман.

Ж / Шейхи молятся, строги и хмуры, / И лежит перед каждым Коран, / Где персидские миниатюры, / Словно бабочки сказочных стран. ∕(IV.6).

КРУГЛЫЙ СТОЛ (1). Эргопоэтоним, название сообщества. Рыцари Круглого стола - легендарное сообщество рыцарей

Персонажей сказаний о короле Артуре.

Ж / Никогда сюда тропа не завела / Пэра Франции иль Круглого Стола ∕ (IV.30).

КУРТИНА (1). Эргопоэтоним, название военного лагеря, о Ля-

Куртин. О Фр. courtine - военно-оборонительное сооружение, крепостная стена. " * Лагерь русских солдат во Франции, на­званный так по местности своего расположения - деревне Ла- Куртин.

Ж / Коль в первой - значит, суждено: / Я кров приветный сей покину / И перееду в Camp Cournos / Или в мятежную Куртину. ∕(ΠI.97).

❖ Узнав о революции в России, солдаты лагеря Куртин отказались подчиняться руководству и потребовали возвращения на родину. Для усмирения мятежа Временное правительство направило в лагерь де­легацию во главе с генералом Занкевичем. В составе делегации был и прапорщик Н. Гумилев.

«ЛЕДА» (1). Идеопоэтоним, название произведения живописи. ? Употреблена краткая (аллегровая) форма от полной «Леда и лебедь» Известная картина Леонардо да Винчи, написанная на мифологический сюжет: Зевс, увлеченный красотой земной женщины Леды, проник к ней под видом лебедя. Оригинал кар­тины утрачен, сохранились только копии.

Ж / Один, как шкура леопарда, / Разнообразен, вечно нов. / Там гибнет «Леда» Леонардо / Средь благовоний и шелков. ∕ (11.95). ЛЕТНИЙ САД (2 / 2). Урбаидеопоэтоним, памятник садово- паркового искусства. " * Летняя резиденция Петра I, располо­

женная на одноименном острове в Петербурге.

Ж / И вновь начнутся наши встречи, / Блужданья ночью наугад, / И наши озорные речи, / И Острова, и Летний Сад?! (ІП.49). Если взоры девушки любимой - / Слаще взоров жителей высот, / Краше горнего Иерусалима / Летний Сад и зелень сонных вод... ∕ (III.55).

ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ (1). Прагмамифопоэтоним, название средства передвижения. " * Легендарный корабль-призрак, обреченный на вечные скитания по морям без возможности пристать к берегу.

Ж / Там волны с блесками и всплесками / Непрекращаемого танца, / И там летит скачками резкими / Корабль Летучего Голландца. / (1.150).

ЛИЛИЯ ХИРАМА (1). Идеопоэтоним, название скульптуры с ре­лигиозным символическим смыслом. " * Лилия в масонстве - символ власти и Божественной мудрости, разумного устройства вселенной. Хирам - легендарный основатель масонства, в Би­блии - служащий царя Соломона, руководитель строительством Иерусалимского храма и создатель ряда священных предметов

в храме. В Третьей кн. Царств описано построение Хирамом двух столбов, названных Иахин и Воаз и символизирующих рождение и смерть, то есть земной мир: «И над столбами поставил венцы, сделан­ные наподобие лилии; так окончена работа над столбами». (3 Цар.: 22). Та­ким образом, лилия Хирама - символ Божественного разума, ко­торый управляет природой, мировой историей и жизнью людей.

Ж / Но тот, кто видел лилию Хирама, / Тот не грустит по сказочным садам, / А набожно возводит стены храма, / Угодного земле и небесам. /(11.98).

МАДОННЫ, мн. (1). ? БОГОРОДИЦА, ДЕВА МАРИЯ, МАДОННА, МАРИИ, МАРИЯ, I раздел. Идеопозтонилі, название скуль­птур. " » Изображения матери Христа - Мадонны: возмож­но, имеются в виду картины «мадоннеле» в нишах, которых в Риме несколько сотен. У Гумилева в составе метонимии «лик Мадонн» как указание на единство сущности, идеи всех скульптур.

МЕЧЕТЬ СУЛТАНА ГАССАНА (1). Экклезиопоэтоним, название храма. " * Мечеть султана Гасана (Хасана) - крупнейшая в Каи­ре, построена в XIV в.

Ж / Словно пестрая Фата-Моргана, / Виден город, над городом свет; / Над мечетью султана Гассана / Протыкает луну минарет. ∕ (IV.6).

ОГНИ СВЯТОГО ЭЛЬМА (1). Деопоэтоним, название явления природы. "∙⅛ Редкое явление природы, представляющее собой появление мерцающего свечения на высотных или пикообраз­ных объектах видимого мира. Возникает, как правило, перед грозой и штормом, когда напряженность электрического поля в атмосфере резко повышается. Название произошло от имени католического святого, мученика Эльма (Эразма) - покровите­ля и защитника моряков.

Ж / Ни риф, ни мель ему не встретятся, / Но, знак печали и несчастий, / Огни святого Эльма светятся, / Усеяв борт его и снасти. / (1.150).

«О ДЕВА РОЗА, Я В ОКОВАХ» (1). Библиопоэтоним, название стихотворения А. С. Пушкина.

Ш / «О дева Роза, я в оковах», / Я двадцать тысяч задолжал, / О сладость леденцов медовых, / Продуктов, что творит

Шапшал. / Но мне ничуть не страшно это, / Твой взор, как прежде, не суров, /Ия курю и ем конфеты, / «И не стыжусь МОИХ ОКОВ». ∕(IV.47).

❖ У Пушкина «оковы» - любовь, привязанность к возлюбленной: / Так соловей в кустах лавровых ∕ / Близ розы гордой и прекрас­ной / В неволе сладостной живет / И нежно песни ей поет /. У Гумиле­ва строки Пушкина употреблены с иронией, «оковы» здесь - долги, не­приятности, в которые попал лирич. герой ради удовольствия скурить папиросу и отведать медовый леденец.

«ОТКРОВЕНЬЕ» (1). ? АПОКАЛИПСИС. Библиопоэтоним, назва­ние религиозного произведения. См. АПОКАЛИПСИС.

Ж / Едва заслышим мы заветный звук / В твоем органе гулком и протяжном, / Смущается покой наш бледный, вдруг / Каким угрюмым явит мир и важным / Иоанна «Откровенья» голос нам / И вторит, кажется, его словам. / (П.92).

ПАДУАНСКИЙ СОБОР 3 ™ (1): П.105. " * Кафедральный собор в городе Падуя, один из древнейших христианских храмов в Италии.

ПАНТЕОН (1). Экклезиопоэтоним, название храма. " * Пантеон в Париже - церковь Св. Женевьевы, построенная по проекту архитектора Ж. Суффло в эпоху классицизма. После революции и до настоящего времени П. - усыпальница выдающихся людей Франции.

Ж / И нет, не нам, твоим жрецам, / Разбить в куски скрижаль закона / И бросить пламя в Notre-Dame, / Разрушить стены Пантеона. ∕ (I. 57).

ПЕСНЬ ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ ЛЮБВИ (1). Библиопоэтоним, на­звание рассказа И. С. Тургенева.

Ж / Чума, война иль революция, / В пожарах села, луг в крови! / Но только б спела скрипка Муция / Песнь Торжествующей Любви. / (П.17).

ПЕТРОСОЮЗ (1). Эргопоэтоним, название делового объедине­ния людей. "∙>* Петроградский союз рабочих потребительских обществ образован в 1916 г.

Ж / Мне Суза с пальмами, в огне небес Нефуза / Не обольстительней даров Петросоюза, / И рай огня дает нам Райлеском. ∕(iv.38).

❖ См. комментарий к НЕФУЗ, II раздел.

«ПОЧЕТНЫЙ ЛЕГИОН» (1). Прагмапоэтоним, название воин­ского ордена. " » Орден почетного легиона учрежден во Фран­ции Наполеоном. Знак отличия вручается за особые военные заслуги перед Республикой.

Ж / Тот - чтоб милой в память их разлуки / Принести «Почетный легион», / Этот - так себе, почти от скуки, / И средь них отважнейшим был он! ∕ (III.114).

«РАЗЛУКА ТЫ, РАЗЛУКА» (1). Идеопоэтоним, название русской

народной песни.

Ж / А песню вырвет мука, / Так старая она: / «Разлука ты, разлука, / Чужая сторона!» ∕ (III.5).

РАЙЛЕСКОМ (1). Эргопоэтоним, название делового объедине­ния людей. Районный лесной комитет в послереволюцион­ной России.

И / Мне Суза с пальмами, в огне небес Нефуза / Не обольстительней даров Петросоюза, / И рай огня дает нам Райлеском. ∕ (iv.38).

РАСПЯТЬЕ (1). Экклезиопоэтоним, название священного пред­мета. ^∙⅛ Крест, символ христианства, а также смирения и жертвенности.

И / И тыушла, в простом и темном платье, / Похожая на древнее Распятье. /(11.98).

РОЖДЕСТВО (3 / 3). Эортопоэтоним, название религиозного праздника. Рождество Христово - один из самых главных праздников христиан, отмечается в православной традиции 7 января, в католической - 25 декабря по григорианскому ка­лендарю.

Ж / Но, осклабясь для ответа, / Чуть скрывая торжество, / Он воскликнул: «Что ты, гета, / Завтра будет Рождество /. / (11.67). / Мария держит Сына своего, / Кудрявого, с румянцем благородным, / Такие дети в ночь под Рождество / Наверно снятся женщинам бесплодным / (11.84). / И светились звезды золотые, / Приглашенные на торжество, / Словно апельсины восковые, / Те, что подают на Рождество. / (Ш.90).

РОЖДЕСТВО 3 ™(1); 11.67. "∙⅛ См. выше.

РУССО (1). Библиопоэтоним, указание на литературное сочине­ние по имени его автора. Жан-Жак Руссо (1712-1778) - вы­дающийся французский мыслитель и энциклопедист эпохи Про­свещения. Автор философских трактатов и знаменитого сенти­ментального романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза».

Ж / И не расстаться с амулетами, / Фортуна катит колесо, / На полке, рядом с пистолетами, / Барон Брамбеус и Руссо. / (11.114). САМОФРАКИЙСКАЯ ПОБЕДА (1). Идеопоэтоним, название скуль­птуры. о Ника Самофракийская. Мраморная скульптура ле­тящей греческой богини победы. Голова и часть правой руки ста­

туи отсутствуют. С 1884 г. скульптура находится в Лувре.

Ж /Вчасмоегоночногобреда /Тывозникаешьпредглазами - / Самофракийская Победа / С простертыми вперед руками. / (III.81).

САМОФРАКИЙСКАЯ ПОБЕДА 3 ™(1): III.81. "*⅛ См. выше.

СЛОВО БОЖИЕ (1). Библиопоэтоним, название религиозного сочинения, о Библия, "* Собрание священных книг христиан (Ветхий и Новый Завет), а также содержание этих книг - основа мировоззрения христиан.

Ж / На базаре всякий люд, / Мужики, цыгане, прохожие - / Поьупают и продают, / Проповедуют Слово Божие. ∕ (III.43). СОВНАРХОЗ (1). Эргопоэтоним, название делового объедине-

ниялюдей.^*⅛ Орган управления народным хозяйством в СССР.

Ж / Береза стройная презренней ли, чем роза, /Где дерево-там сад, / Где б мы ни взяли их, хотя б из Совнархоза, / Они манят. / (IV.38).

СОКРАТ (2 / 1). Библиопоэтоним, указание на литературное со­чинение по имени главного действующего лица. ^∙* Сократ - выдающийся философ Древней Греции, использующий для до­казательства истины метод диалектики. Сократ не оставил по­сле себя книг, но его философия записана и передана Платоном - учеником Сократа, основателем идеалистического направления философии. Также сохранилась книга воспоминаний о Сократе, написанная Ксенофонтом. Возможно, под «Сократом» у Н. Гуми­лева подразумевается одна из упомянутых книг или какая-ни­будь научная монография о жизненном пути философа.

Ж / Что я прочел? Вам скучно, Лери, / И под столом лежит Сократ, / Томитесь Вы по древней вере? / - Какой отличный маскарад! ∕ (III.49). / И, верно, день застал, серея, / Сократа снова на столе, / Зато «Эмали и камеи» / С «Колчаном» в самой пыльной мгле. ∕ (III.49).

СОЧЕЛЬНИК (1). Эортопоэтоним, название религиозного праздника. " * В христианской традиции С. называют кануны двух великих праздников: Рождества (6 января) и Богоявления (18 января). Последний С. назван также Крещенским, а в кре­щенские дни, по народным поверьям, принято гадать.

Ж / Хиромант, большой бездельник, / Поздно вечером, в Сочельник / Мне предсказывал-. «Заметь: /Будут долгие недели / Виться белые метели, / Льды прозрачные синеть. / (11.68).

СТРАШНЫЙ СУД (1). ? СУДНЫЙ ДЕНЬ. Хронопоэтоним, название религиозного события. В иудейско-христианской и ислам­ской эсхатологии - последний день существования мира, когда Бог будет судить людей за их поступки.

Ж I «Тьмы тысячелетий протекут, / И ты будешь биться в клетке тесной, / Прежде чем настанет Страшный Суд, / Сын придет и Дух придет Небесный / (III.94).

СУДНЫЙ ДЕНЬ (1). ? СТРАШНЫЙ СУД. Хронопоэтоним, назва­ние религиозного события. * » СТРАШНЫЙ СУД.

Ж / Священных схим озлобленный расстрига, / Я принял мир и горестный, и трудный, / Но тяжкая на грудь легла верига, / Я вижу свет... то День подходит Судный. / (1.138).

СФИНКС (1). Идеопоэтоним, название скульптуры. *∙⅛ Памят­ник древнеегипетской цивилизации, огромная статуя с телом льва и головой человека, охраняющая пирамиды в Гизе.

Ж / Сфинкс улегся на страже святыни / И с улыбкой глядит с высоты, / Ожидая гостей из пустыни, / О которых не ведаешь ты. ∕ (IV.6).

ХРАМ СВЯТОГО ПЕТРА (1). Экклезиопоэтоним, название храма. "∙⅛ Собор Святого Петра - крупнейшее сооружение Ватикана, над возведением которого в разные времена трудились вели­чайшие скульпторы Италии, среди которых Рафаэль, Микелан­джело и Бернини.

Ж / И лик Мадонн вдохновенный, / И храм святого Петра, / Покуда здесь неизменно / Зияет твоя нора / (11.80).

ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНЬЕ (1). ≈ ВОСКРЕСЕНЬЕ. Эортопоэтоним, название религиозного праздника, о Пасха. " » Праздник Вос­кресения Христа - важнейший в православной традиции. Отме­чается православная Пасха в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия.

Ж / В мой самый лучший, светлый день, / В тот день Христова Воскресенья, / Мне вдруг примнилось иыупленье, / Какого я искал везде. ∕(III.23).

«ЧЕЛОВЕК» (1). Библиохронопоэтоним, представление периода истории как литературного произведения. * » У Н. Гумиле­ва - название периода времени - XIX в. - эпохи романтизма и ре­ализма, когда внутренний мир человека и его переживания ока­зались в центре философского и художественного осмысления.

Ж / Трагикомедией - названьем «Человек» - / Был девятнадцатый смешной и страшный век ∕ (IV.72).

❖ Аллюзия на рассказ Э. По «Лигейя»: в ночь своей смерти воз­любленная героя просит прочитать стихи, которые он когда-то на­писал. В этих стихах мир представляется как сотворенный Богом театр, актеры которого - люди - борятся за выживание, пока однаж­ды не приходит прожорливый Червь - смерть, судьба - и пожирает людей: / И ангелы, бледны и прямы, / Кричат, плащ скинув свой, /

Что «Человек» - названье драмы, / Что «Червь» - ее герой! / (Пер.

В. Брюсова).

ШАПШАЛ (1). Прагмапоэтоним, название фабрики. * * Табач­ная фабрика «Братья Шапшалъ» основана в 1873 г. в Петербур­ге купцом Шапшалом Юфудой Моисеевичем (1837 - 1902). В конце XIX в. и начале XX слово «шапшал» в северной столице обозначало папиросы, табак, выпускаемый этой фабрикой.

Ж / «О дева Роза, я в оковах», / Я двадцать тысяч задолжал, / О сладость леденцов медовых, / Продуктов, что творит Шапшал. ∕ (IV.47).

ЭВРИПИД (1). Идеопоэтоним, название скульптуры, о Еврипид. " * См. антропоэтоним ЕВРИПИД, I раздел.

Ж / В них плакала какая-то обида, / Звенела медь и шла гроза, / А там, над шкафом, профиль Эврипида / Слепил горящие глаза. / (П.66).

ЭЗБЕКИЕ (3 / 1). Урбаидеопоэтоним, памятник садово-парко­вого искусства. Красивый парк в Египте, популярное место среди иностранцев в Каире в конце XIX - начале XX вв. Э. нахо­дились в европейской части Каира, где ранее была резиденция (дворец) Наполеона. Посередине садов Э. находилось живопис­ное озеро, неподалеку располагалось здание оперного театра и отель «Континентал». В настоящее время сады Э. в их былом величии не существуют, от них остался лишь небольшой парк.

По хронологии Ю. В. Зобнина Н. Гумилев посещал сады Э. три раза: в 1907, 1908 и 1909 гг. «Во время первого путешествия в городском саду Эзбекие попытался свести счеты с жизнью, но испытал некое сильное мистическое потрясение, которое произвело в нем нравственный перево­рот» (Зобнин: 428).

Ж / Как странно - ровно десять лет прошло / С тех пор, как я увидел Эзбекие, / Большой каирский сад, луною полной / Торжественно в тот вечер освещенный. / (III.96). / Какие бы печали, униженья / Ни выпали на долю мне, не раньше / Задумаюсь о легкой смерти я, / Чем вновь войду такой же лунной ночью / Под пальмы и платаны Эзбекие. / (Ш.96). / И вдруг оглядываюсь я, заслыша / В гуденьи ветра, в шуме дальней речи /Ив ужасающем молчаньи ночи / Таинственное слово - Эзбекие. / (III.96).

ЭЗБЕКИЕ 3 ™ (1): III.96. " * Контексты к поэтонимам и коммент, см. выше.

«ЭМАЛИ И КАМЕИ» (1). Библиопоэтоним, название поэтиче­ского сборника Теофиля Готье. " & Многие стихи из этой книги переведены на русский язык Н. Гумилевым.

И / И, верно, день застал, серея, / Сократа снова на столе, / Зато «Эмали и камеи» / С «Колчаном» в самой пыльной мгле. /(III.49). CAMP COURNOS (1). Эргопоэтоним, название военного лагеря. о Camp Соигпеаи, Курно. ? Название camp Cournos, видимо, не совсем точно. Фр. название лагеря - camp Courneau. "∙⅛ Воен­ный лагерь во Франции, в котором прибывали русские солдаты

в 1917 г. во время Первой мировой войны.

И / Коль в первой - значит, суждено: / Я кров приветный сей покину / И переедуβCamp Cournos / Или в мятежную Куртину. / (III.97).

«LA P’TITE TONKINOISE» (1). И део поэт о ним, название автор­ской песни, о «La petite Tonkinoise». " » Популярная в начале XX века французская песня на слова Жоржа Вийарда и музыку Винсента Скотто.

И / «Как хорошо теперь сидеть в кафе счастливом, / Где над людской толпой потрескивает газ, / И слушать, светлое потягивая пиво, / Как женщина поет «La p"tite Tonkinoise». ∕(∏.115).

Первым структурным элементом культуры является материальная культура, которая представляет собой объективные, материальные формы выражения духовных смыслов.

Материальная культура - совокупность способов производства материальных благ и ценностей, создаваемых человеческим трудом на каждом этапе развития общества.

Ценность – это положительная значимость предметов, явлений и идей. Предметы и явления становятся благом, если они удовлетворяют положительные человеческие потребности и способствуют социальному прогрессу.Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичные потребности человека.

Хозяйственная культура - это деятельность, направленная на создание материальных условий для жизни человека как творца «второй природы». В нее входят, прежде всего, экономическая деятельность - средства производства, способы практической деятельности по их созданию (производственные отношения), а также и творческие моменты хозяйственной повседневной деятельности человека.

Хозяйственную культуру не следует сводить к материальному производству, она характеризует его с точки зрения влияния на человека, создания условий для его жизни и развития способностей, их реализации в экономической жизни общества. Эта культура воплощается не просто в производстве, технике, а в реализации творческого начала материальной деятельности человека.

Традиционно культурологи выделяют в качестве объектов (форм) материальной культуры культуру труда - технику, сооружения и орудия труда, средства производства, системы коммуникаций - пути и средства сообщения (транспорт, связь); культуру повседневности - предметы одежды, быта, пищи.

Все эти предметы культуры – носители культурной информации, которые создают искусственную среду обитания человечества и являются процессом и результатом материальной деятельности человека. Все эти явления связаны с содержанием производительных сил или производственных отношений. Однако материальная культура, являясь стороной материального производства, не тождественна ему. Она характеризует производство с точки зрения создания условий для жизни человека, его развития, а также реализации способностей человека в процессе материальной деятельности.

в Духовная кул.

Духовная культура – совокупность духовных ценностей человечества (идей, представлений, убеждений, верований, знаний); интеллектуальная духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности на каждом этапе развития общества.

Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

К духовной культуре относятся формы, ориентированные на выработку знаний и ценностей в духовной сфере - это комплекс идей, знаний, представлений, переживаний, побуждений, влечений, верований, норм, традиций человеческого существования. Духовная деятельность имеет сложную структуру и включает в себя такие формы культуры:

Религиозная культура (религиозные учения, традиционные конфессии и деноминации, современные культы и учения);

Нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);

Эстетическая культура (искусство, его виды, направления и стили);

Правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система);

Политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);

Интеллектуальная культура (наука, философия).

По видам деятельности все они входят в познавательную деятельность (наука, философия), ценностно-ориентированную деятельность (мораль, искусство, религия), регулирующую деятельность (политика, право).

Познавательная деятельность основана на познании человеком природы, общества, самого себя и своего внутреннего мира. Наиболее адекватно эта деятельность представлена научной деятельностью. Наука - специализированная область культуры, ориентированная на познание. Основные функции науки состоят в формировании системы логически упорядоченных знаний, основанных на специально организованном теоретическом и эмпирическом изучении реальности; построении рациональных прогнозов; управлении исследуемыми процессами на основе эксперимента.

Передаваемые от поколения к поколению традиционные знания, принимаемые как «догматическая банальность», не подвергаемая сомнению, с появлением новой интеллектуальной среды – научной - перестают довлеть над умами людей, приводят к резким скачкам в развитии всей культуры. Таким образом, в любом обществе складывается независимая от отдельного индивида система добывания, хранения, передачи информации и знаний.

К ценностно-ориентированной деятельности человека относятся мораль (моральная культура), искусство (художественная культура) и религия (религиозная культура). Осмысленный характер познания, понимания мира предполагает не просто знания о нем, а понимание ценности самого человека как субъекта деятельности, ценности его знаний, творений, ценностей самого мира культуры, в котором живет человек. Мир человека – это всегда мир ценностей. Он наполнен для него смыслами и значениями.

Первой наиболее социально значимой сферой культуры является моральная культура, дающая нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и социальных групп ко всем сторонам деятельности общества и друг к другу.

Моральная культура – это достигнутый обществом и индивидом уровень человечности, гуманности в отношениях социальных субъектов, отношение к человеку как к высшей цели и самоценности. Моральная культура личности проявляется как культура поступка: мотива, соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости и достоинстве человека. В основе моральной культуры личности лежит нравственность и совесть.

Вторая форма духовной культуры, связанная с ценностной деятельностью - это художественно-эстетическая культура. Художественная культура - это специфическая чувственно-эмоциональная сфера познания, оценка и художественное преобразование мира по законам красоты. Художественная культура основана на иррациональном, творческом типе деятельности, выражается как в объективно-предметной, так и в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека (см. искусство в системе духовной культуры).

Третья форма духовной культуры, связанная с ценностной деятельностью, - эторелигиозная культура , основанная на религиозной деятельности как восхождении человека к Богу. Воплощается религиозная культура культовыми и вероисповедальными действиями, смысл которых определен соответствующей системой ценностей, главной из которых является Бог как духовно-нравственный Абсолют.

В духовной культуре можно выделить еще две формы, ориентированные на регулятивную форму деятельности, - это политика (политическая культура) и право (правовая культура), связанные с государством и его институтами и правовой системой общества.

Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Однако при определенных условиях закрепленная в механизмах социальной памяти духовная культура выступает как устойчивая матрица духовной жизни, стереотип восприятия и мышления, менталитет общества. Она может играть на разных этапах развития общества ведущую роль.

К особенностям духовной культуры, которая ориентирована на выработку знаний и ценностей, необходимо отнести следующие:

1. Духовная культура - это особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли, который богаче реального, материального мира (например, искусство живописи – направление сюрреализм – художник С. Дали).

2. Духовная культура дает человеку наибольшую свободу творчества (осознанное творчество человека – это то, что отличает мир культуры от мира природы).

3. Духовная культура нужна сама по себе, а не ради достижения каких-либо целей.

4. Духовная культура - самая «хрупкая» область культуры, она более чувствительна к изменениям в социокультурном пространстве, более всех других областей страдает при социальных катаклизмах и нуждается в поддержке общества.

Следует отметить, что к понятию «духовная культура» относятся и материальные объекты, включающие в себя мир духовной культуры: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные заведения, суды и т.д. Любой предмет материальной культуры является воплощением определенных замыслов человека, и в реальной жизни материальное и идеальное в культуре всегда переплетается.



Читайте также: