Как зигфрид был убит. PR в германо-скандинавской мифологии Кто такой зигфрид

Лавниченко Максим

Зигфрид

Краткое содержание мифа

Сигурд и Брунхильда -
Артур Ракхэм

Зигфрид (нем. Siegfried, средневерхненем. Sivrit) или Сигурд (др.-исл. Sigurðr, от sigr — «победа») — один из важнейших героев германо-скандинавской мифологии и эпоса.

Cкандинавские и немецкие эпические произведения дают разные варианты легенды о Сигурде, отражающие этапы её формирования в устной традиции, в меняющихся культурных и социальных условиях. В общих чертах миф о Сигурде можно пересказать следующим образом.

Колдун-кузнец Регин, брата дракона Фафнира, стерегущего проклятый золотой клад карлика Андвари, нашел на берегу реки в стеклянном сосуде младенца Зигфрида и стал его воспитывать. Когда Зигфрид подрос, Регин выковал герою меч Бальмунг.

В «Эдде» меч называется Грамм. До того, как этот меч стал называться Грамом, он носил имя Барншток (Barnstock, вынутый), т.к. Зигмунд (отец Зигфрида) вынул его из ствола дерева. По другой версии Зигфрид сам нашел обломки отцовского меча и сковал их.

Зигфрид в кузнице Регина
В. фон Ханшильд, 1880 г.

Кузнец рассказал Зигфриду о драконе Фафнире, который охраняет клад. Регин подстрекал юношу убить дракона, поскольку сам стремился завладеть роковым богатством. На все просьбы Регина Зигфрид отвечал, что сначала должен отомстить убийцам его отца, а уж потом может сражаться за золото. Вскоре Зигфрид отомстил за смерть отца и вместе с Регином отправился на гору Гнитахейд, где обитал Фафнир. Но дракона они там не нашли, зато увидели его след, который Фафнир оставил за собой, уползая к водопою. Тогда Зигфрид решил пойти на хитрость и вырыл яму у дороги, по которой полз Фафнир. Когда Фафнир проползал над ямой обратно, Зигфрид вонзил ему в сердце меч. Кровь Фафнира попала ему на язык, и он стал понимать язык птиц. Так он узнал о замысле кузнеца умертвить его. В некоторых источниках упоминается, что Зигфрид омылся кровью дракона и стал неуязвим. Но, когда он омывался кровью Фафнира, на его лопатку прилип липовый листок, и это стало его уязвимым местом - отсюда пошло выражение «роговой Зигфрид». Затем, убив своего «приемного отца» и похитив клад Фафнира, герой попал на вершину холма Хиндарфьялль, где покоилась окруженная огненными щитами валькирия Брунхильда, усыпленная Одином за то, что даровала победу в битве не тому, кому предназначал бог.

Пробудив валькирию, Зигфрид получил от нее мудрые советы и обручился с ней. Затем герой приехал в королевство бургундов, где мать короля Гуннара (Гюнтера) - Гримхильд дала испить ему напиток забвения. Зигфрид забывает о своей невесте и женится на дочери Гримхильд - красавице Гудрун (Кримхильде).

Убийство Зигфрида на охоте - рисунок С. Борина

Тем временем к Брунхильде посватался Гуннар. Но валькирия дала клятву выйти замуж лишь за того, кто преодолеет окружающий ее огонь, а подобное было под силу только Зигфриду. Зигфрид согласился помочь Гуннару. На время брачного испытания герой поменялся с Гуннаром обличьем и прошел сквозь огонь вместо него. Брунхильда была вынуждена выйти замуж за Гуннара. Но впоследствии когда обман раскрылся, разгневанная Брунхильда потребовала от мужа убить Сигурда. Наущенный женой, желавшей восстановить свою честь, а также, желая завладеть кладом Зигфрида, Гуннар и его брат Хёгни (Хаген) смертельно ранили Сигурда на охоте.

На смертном ложе, умирая, Сигурд призывал к себе любимую Брунхильду. Не в силах вынести угрызений совести, Брунхильда покончила с собой, чтобы хоть в могиле быть рядом с любимым.

Образы и символы мифа

Зигфрид вызывает на бой
Константин Васильев

Зигфрид представляет собой идеальный образ прекрасного богатыря, которому суждена ранняя смерть (так же, как Гильгамешу, Ахиллу, Кухулину). При этом невольная вина Зигфрида трактуется как следствие злого рока. Древние героические баллады изображают его победителем великанов и драконов. Рассказы о юном герое, который наделен «солнечными» чертами, пронизаны волшебством; его жизнь заканчивается в результате гнусных злодеяний, но он находит отмщение благодаря хитроумным действиям своей вдовы. Зигфрид наделен всеми чертами идеального эпического героя. Он благороден, храбр, учтив. Долг и честь для него превыше всего. Авторы "Песни о Нибелунгах" подчеркивают его необыкновенную привлекательность и физическую мощь. Само его имя, состоящее из двух частей (Sieg — победа, Fried — мир), — выражает национальное немецкое самосознание в пору средневековых распрей.

В безродности Зигфрида допустимо видеть реликт представлений о богатыре-родоначальнике, «первом человеке».

Меч, как правило, символизирует духовную активность, либо смелость героя, сломанный меч служит символом тех же качеств, пребывающих в состоянии уничтожения. Тем не менее, как и «похороненный меч», он чаще выступает в средневековых легендах в качестве наследства, которое предстоит отвоевать с помощью личной доблести. Так, в молодости Зигфрид находит обломки меча Бальмунга, который Один, как говорили, вручил его отцу.

Интересен и образ сокровища Фафнира. По легенде, клад достался Фафниру после убийства им собственного отца Хрейдмара, а последний получил его от асов (богов) в качестве выкупа за убитого ими сына Хрейдмара - Отра. Асы же добыли эти сокровища у карлика Андвари, причём тот наложил на золото проклятье: оно погубит всякого, кто будет им владеть. Таким образом, магическое средство изобилия - сокровища карликов и богов - превращается в роковое богатство, приносящее несчастье его обладателям.

Сигурд побеждает дракона
Фафнира. Резьба по дереву
Норвегия, XII в

Главный подвиг Зигфрида - умерщвление дракона Фафнира. Этот подвиг можно трактовать как акт культурного героя, одолевающего силы хаоса. В большом количестве легенд, обладающих глубоким символическим смыслом, дракон появляется именно в этом значении — первобытного врага, сражение с которым является высшим испытанием. Так, святые — покровители рыцарства — Святой Георгий и Святой Архангел Михаил изображены как раз в момент, когда они убивают чудовище. Драконы символизируют бедствия, преследующие страну или человека.

Мифологический по происхождению сюжет, когда Зигфрид будит Брунхгильду (история Спящей Красавицы), появляется в языческих и христианских легендах и в книгах о странствующих рыцарях.

Брунгильда кадр
из фильма «Кольцо
Нибелунгов»

Можно найти большое количество примеров освобождения девушек рыцарями, что считалось едва ли не их основной миссией. Сюжет является символом поиска душевного пути и ее освобождения от плена.

В новое время особую известность приобрела валькирия Брунхильда, которая в «Песне о Нибелунгах» играет трагическую роль, приводя к гибели героя, который незримо сражался за короля Гюнтера. В немецком эпосе Брюнхильда выступает как правительница сказочной страны Исландии, где и совершаются брачные испытания. Брунхильда является образом сильной женщины.

Образ Кримхильды (Гудрун) можно охарактеризовать как идеал женственности. Она обладает не только физической красотой, но и высокими моральными качествами. Следовательно, в образе Кримхильды мы видим отражение культа «Прекрасной дамы», который является характерной чертой рыцарского романа.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Подвиги Сигурда. Фрагмент рунического камня XI в. из Упланда (Швеция)

Основным средством передачи мифа о Зигфриде служил древнескандинавский эпос. Подвиги Зигфрида воспевают песни «Старшей Эдды» («Пророчество Грипира», «Речи Регина», «Речи Фафнира»), о его гибели рассказывается в «Отрывке песни о Сигурде», «Первой песни о Гудрун», «Краткой песни о Сигурде», «Поездке Брюнхильд в хель» («Старшая Эдда»). О Сигурде повествуют «Младшая Эдда», «Сага о Вёльсунгах», «Сага о Тидреке» и скандинавские средневековые баллады. Так же Зигфрид - центральный герой первой части немецкой «Песни о нибелунгах», упоминается он и в средне-верхненемецкой эпической поэзии, в «Песни о роговом Зигфриде».

Несмотря на то, что образ Сигурда, скорее всего, полностью вымышлен, в Исландии его почитают как реального героя. Современный исландский историк Эйнар Ольгейрссон в своей книге «Из прошлого исландского народа» пишет: «И по сей день каждый исландец с легкостью может возвести свой род к Сигурду».

Зигфрид убивает Фавнира -
памятник в г.Бремен

Еще одним важным средством передачи мифа являлась традиционная скандинавская резьба по дереву и камню, изображающая сцены подвигов Зигфрида. Так же существовала и устная форма передачи мифа с помощью миннезингеров и труверов - поэтов, которые воспевали подвиги славного Зигфрида.

Существуют и современные коммуникативные средства передающие миф о Зигфриде. Так в Германии в городе Вормсе был открыт музей, носящий имя Зигфрида. Его образ запечатлен во многих литературных произведениях, кинофильмах и в живописи. Композитор Рихард Вагнер использовал эпос в своей оперной тетралогии «Кольцо Нибелунга». Его мотивы нашли отражение во «Властелине колец» Толкиена.

Белокурый, с голубыми глазами, Зигфрид нашел свое место и среди кумиров германских националистических сил. Еще в 1755 г., когда была найдена рукопись «Песни о нибелунгах», она была возведена в ранг «Илиады Севера», которая принесла возвращение «германской славе». Когда прусские войска в 1871 году вошли в Париж, канцлера Бисмарка называли двумя частями имени Зигфрида «Siege - Fried», т.е. «победа - мир». В Первую мировую войну по указанию кайзера Вильгельма Второго на границе с Францией была построена оборонительная полоса «Линия Зигфрида», усовершенствованная Гитлером в 1936-39 гг. Для нацистов гунн Зигфрид был символом превосходства германской расы над другими народами.

Социальное значение мифа

Подвиги Сигурда
Резьба по дереву
Портал Церкви 12 в.
в Урнесе (Норвегия)

Безусловно, миф о Зигфриде стал одним из важнейших текстов для германцев, а его различные варианты восходят еще к языческой эпохе. Для Германии Зигфрид - культовая фигура. Зигфрид в мироощущении германцев является идеалом равновесия духа и тела.

«Старшая Эдда» и «Младшая Эдда», в которых описаны подвиги Зигфрида стали великими памятниками культуры исландцев, чье творчество сохранило миру древнейшие предания народов Северной Европы.

В искусстве Скандинавии образ Сигурда нашел свое яркое художественное воплощение. В Норвегии важным средством художественного выражения всегда была резьба по дереву. Так до наших дней сохранилось множество фрагментов с резьбой по дереву в скандинавском стиле с изображением подвигов Сигурда.

Необходимо отметить, что с помощью мифа о Зигфриде сформировались образы, ставшие архетипичными в мировой культуре. Древние германо-скандинавские сказания в XIX и XX вв. заняли важное место в европейском культурном сознании, и стали значимой его составляющей.

Зигфрид

Зигфрид

ЗИГФРИД (в скандинавских версиях - Сигурд) - герой цикла эпических сказаний о Нибелунгах (см.). Элементы сюжета, связанные с З. («героическое сказание о З.»), так же, как и элементы, связанные с его отцом Зигмундом («сказание о Вельсунгах») и с гибелью Нибелунгов («предание о нашествии Аттилы и гибели бургундов»), сравнительно легко поддаются выделению и в свою очередь разлагаются на ряд эпизодов и мотивов, широко распространенных в литературах и мифах других народов: воспитание героя, одаренного сверхчеловеческой силой и красотой демоническим существом в уединенном месте; бой с драконом - хранителем клада; пробуждение зачарованной девы, спящей волшебным сном; покорение девы-воительницы и подмена жениха в первую брачную ночь; гибель героя, пораженного предателем в единственно уязвимое место. Ко всем этим мотивам существуют многочисленные параллели в древнескандинавских (мифы о Фригге, Бальдуре), древнеиндийских (миф о битве Индры с Вритрой), древнегреческих мифах и в фольклоре почти всех народов. Отсюда - многочисленные попытки ученых, во-первых, отождествить сюжет З. с одним из символизирующих явления природы божественных или демонических мифов - солнечным, метеорологическим, вегетативным (теории Лахмана, Мюллера и др.) и, во-вторых, установить внутреннее развитие сюжета, постепенную контаминацию с этим мифом ряда других мифических и эпических черт (ср., например, Jericzek O., Die deutsche Heldensage, Lpz., 1906), - попытки, все еще не приведенные к окончательному единомыслию.
Тип смелого и доверчивого юного богатыря древнегерманского эпоса, осложненный чертами рыцарского вежества и вассальной верности в средневековой обработке «Нибелунгов», - образ З. деградирует в лубочной книге о «роговом Зейфриде» в сказочного простака-счастливчика, а в народной сказке - благодаря перетолкованию его имени - в Saufritz-свинопаса. С возрождением германского средневековья в новой немецкой лит-ре образ З. часто приобретает черты «национального героя» (Фуке, Уланд), иногда становясь воплощением Германии или германского народа (Гейне, Zeitgedichte). Нибелунги .

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .


Смотреть что такое "Зигфрид" в других словарях:

    Имя нескольких правителей в Германии. Зигфрид I граф Мерзебурга, «легат» Восточной Саксонской марки с 936 Зигфрид I Люксембургский 1 й граф Люксембурга … Википедия

    - (нем. Siegfried, средневерхненем. Sivrit) (Сигурд, древнеисланд. от sigr победа), в германской и скандинавской мифологии герой. Его подвиги описываются в ряде песен «Старшей Эдды», «Младшая Эдда», «Сага о Вельсунгах», «Сага о Тидреке»,… … Энциклопедический словарь

    ЗИГФРИД, смотри Сигурд … Современная энциклопедия

    См. Сигурд … Исторический словарь

    См. Сигурд. (Источник: «Мифы народов мира».) … Энциклопедия мифологии

    - (Siegfried), Андре (25 апр. 1875 – 29 марта 1959) – франц. социолог, географ и публицист; проф. экономической географии в Коллеж де Франс, проф. социологии в Ин те политич. наук и Нац. школе администрации, сотрудник правой газ. Figaro , один из… … Философская энциклопедия

    Герой целого ряда немецких народных легенд о Нибелунгах. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    Любимец богов Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Одна из важнейших личностей древнегерманского эпоса, геройсаги о Нибелунгах. Вопрос об исходном пункте эпической личности З. невполне еще выяснен. Некоторые хотели видеть в нем эпическое отражениевоспоминаний об историческом князе херусков… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Зигфрид - ЗИГФРИД, смотри Сигурд. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Зигфрид-Идиллия, WWV 103 , Вагнер Рихард. Репринтное нотное издание Wagner, Richard "Siegfried-Idyll, WWV 103" . Жанры: Pieces; For orchestra; Scores featuring the orchestra; For 2 violins, viola, cello, piano (arr); For 5 players;…

Германию узнавал постепенно, годами. Сначала книжки со смешными картинками и стишками о Фрице и Морисе, в школе иностранным языком был немецкий. Затем война, когда он стал вызывать совсем другие чувства. А позже Гейне, Гете, Шиллер, и уж намного позднее книги Ремарка, Беля, Зегерс. Вот, пожалуй, и все. И только в течение многих лет проживания Германия становилась понятней и раскрывалась с разных сторон. А поскольку статья с некоторым литературным уклоном, то отмечу лишь, что меня привлек немецкий фольклор. Конечно, все сказки похожи и есть теория о происхождении их сюжетов из Индии. Но в германских сагах свой колорит.

В предыдущих номерах я познакомил вас с Лебединым рыцарем и Лорелеей. Хочу сегодня закончить этот маленький цикл легендой о Зигфриде.

«Песнь о Нибелунгах»

Крупнейшим памятником немецкого героического эпоса является «Песнь о Нибелунгах». В его основу легли сказания германских племен о давних событиях, происшедших в эпоху Переселения народов. Исторической базой поэмы послужила гибель Бургундского государства, разоренного гуннами.

Легенда состоит из двух частей: в первой описываются подвиги Зигфрида (расскажу только о некоторых) и его смерть, а во второй – месть вдовы героя.

По преданию Зигфрид сын короля страны в низовье Рейна; с детства он отличался необыкновенной отвагой, силой и ловкостью. Став юношей, Зигфрид отправился странствовать по миру. Однажды он нанялся подручным в кузницу. Но от ударов его молота наковальня наполовину уходила в землю, выкованное оружие он легко ломал руками. Кузнец испугался такого помощника и решил от него избавиться. Послал Зигфрида за дровами в лес, к болоту, зная, что там обитает страшный змей.

Но юноша зарубил чудовище. Хлынуло много крови и натекло целое озеро. Зигфрид сунул в кровь палец и почувствовал, что тот затвердел. А когда провел им по лезвию топора, то не только не почувствовал боли, но и царапин на коже не осталось. Зигфрид разделся и с головой погрузился в кровь змея. Стал королевич неуязвимым для любого оружия. Но не заметил, что упавший с липы листок приклеился к спине между лопаток. И это место осталось неомытым (вспомнили об Ахиллесовой пяте?).

В кузницу Зигфрид не вернулся и отправился странствовать дальше. Вскоре он оказался в волшебной стране нибелунгов. Два великана, обладавших непомерной силой и владевших огромными богатствами, как раз в это время делили добро. Обратились они за помощью к Зигфриду, а чтобы он не отказался, подарили чудесный меч. Королевич поделил сокровища, но не так как каждый из них хотел. Тогда спорщики в ярости набросились на юношу, но он убил их подаренным мечом. А затем отбился от напавшего на него хранителя богатств, завладев его шлемом-невидимкой. Зигфрид стал обладателем чудесного меча, волшебного шлема и несметных богатств. Их он оставил под землей под присмотром карлика Альберихта.

Принцессы из Бургундии и Исландии

В далекие времена на берегах Рейна осело германское племя бургундов, основавшее королевство со столицей в городе Вормс. Правили государством три брата — Гунтер, Гернот и Гизельхер. И была у них прекрасная сестра Кримхильда. Отвергала она всех женихов, поскольку верила в предсказанье: будет у нее славный муж, который безвременно погибнет.

Зигфрид слышал о красоте принцессы, но прежде чем свататься, решил убедиться в правдивости молвы и отправился в Бургундию. Его приняли с почетом, а когда на страну напали саксы, то рыцарь выступил вместе со своими гостеприимными братьями-королями. Смелый воин сражался вместе с бургундским войском и помог одержать победу.

Но за целый год пребывания в гостях Зигфрид ни разу не смог взглянуть на Кримхильду. И только когда праздновали окончание войны, мать королей и сестра были приглашены к столу. Молодые увидели друг друга. И подумал Зигфрид – если она не полюбит меня, то я умру. А сердце Кримхильды сладко забилось, почувствовав ответную любовь. Мать и братья дали согласие на брак. Но Гунтер попросил Зигфрида оказать ему сначала одну услугу.

Король давно хотел жениться. В прирейнских странах знали о красоте исландской владычицы Брунхильды. Она не была обычной девушкой: силой, ловкостью и отвагой превосходила любого мужчину, и тем, кто отваживался просить ее руки, предлагала вступить с ней в состязание. Пришельцев, не сумевших победить хозяйку, ожидала бесславная гибель. Гунтер хотел посвататься к гордой королеве, но не был уверен в своих силах и попросил Зигфрида помочь ему.

Снарядили корабль, и через несколько дней пути он достиг скалистого северного острова, где жилая гордая Брунхильда. Зигфрид, в одежде простого рыцаря, представил короля бургундов: «Он прибыл просить твоей руки». Дева с усмешкой взглянула на жениха: «Мои условия таковы – мы метнем друг в друга копья; затем бросим камни и прыгнем вслед за ними – кто дальше. Если победителем выйдешь ты – владей Исландией и мною. Но в случае поражения тебя ждет смерть».

Назначили час испытания. Воинственная дева облачилась в доспехи, взяла щит, а трое слуг принесли ей копье – таким оно было тяжелым. Зигфрид шепнул Гунтеру: «Не бойся, я помогу тебе». Он надел шлем-невидимку и последовал на поле боя. Брунхильда метнула копье с такой силой, что оно должно было бы пронзить Гунтера насквозь. Но Зигфрид подставил под удар свой щит, а затем поднял копье и метнул его обратно, но не острием, а тупым концом. Ударило оно в крепкие доспехи, покачнулась Брунхильда и едва устояла на ногах. Разгневалась, схватила огромный камень, подняла его над собой и, кинув, прыгнула вслед. Зигфрид не отставал: валун героя улетел гораздо дальше. Затем незримый витязь подхватил жениха и прыгнул вместе с ним, вновь обыграв воинственную деву. Слезы брызнули из глаз красавицы – победа бургунда была неоспорима.

Отныне Исландия и Брунхильда принадлежали Гунтеру. Двор пышно отпраздновал сразу две свадьбы: Гунтер женился на Брунхильде, а Зигфрид — на желанной Кримхильде, которой подарил к свадьбе все золото нибелунгов.

Укрощение строптивой

На следующее утро Гунтер пожаловался Зигфриду на то, что он был связан Брунхильдой и всю ночь провисел на крюке в спальне. Лишь под утро она освободила его. Мы проучим строптивицу, сказал Зигфрид. Когда настал вечер, молодожены удалились в опочивальню, и вслед за ними вошел укрытый волшебной шапкой Зигфрид. Дева погасила огни и вновь хотела связать супруга. Внезапно мощные руки обхватили ее и повалили на ложе. Яростно боролась Брунхильда, изнемогла и признала свое поражение. Король ликовал, а Зигфрид тихо покинул чертог, забрав у королевы магический пояс и перстень. Теперь лишенная волшебной силы Брунхильда утратила свою сказочную мощь.

Миновало десять счастливых лет. И все было бы хорошо, да как-то раз перед утренней службой заспорили Брунхильда с Кримхильдой – которой из них подобает первой войти в храм. На это претендовала жена короля Бургундии (дело было в Вормсе), считая Зигфрида своим вассалом. Кримхильда не стерпела обиды и рассказала свояченице как было на самом деле при состязании и в спальне. Гнев и стыд охватили Брунхильду, и она потребовала объяснений от Гунтера и Зигфрида.

Желая спасти честь своего шурина, наш герой сказал, что Кримхильда солгала. Скандал прекратился, но с той поры не стало Гунтеру покоя, и он решил убить Зигфрида, чтобы вместе с ним умерла их общая тайна. Помощником в этом злом деле он избрал верного вассала бургундских королей коварного Хагена фон Тронье.

Злодей хитростью узнал у Кримхильды уязвимое место Зигфрида. И вскоре Гунтер позвал его и Хагена на охоту. Кримхильда перед их отъездом заплакала и сказала мужу: «Молю тебя, не ходи сегодня на охоту! Нынче ночью мне приснилось, что растерзали тебя в лесу два кабана. Чует мое сердце — с тобой приключится беда». Но Зигфрид ответил: «Не тревожься! Друзья не могут желать мне зла, а диких зверей я не боюсь». Много дичи настреляли охотники, а затем расположились, чтобы отдохнуть и пообедать. И тут-то обнаружилось, что еды у них вдоволь, а утолить жажду нечем. Ведь слуги исполнили тайный приказ короля (по подсказке Хагена) – не брать с собой ни вина, ни другого питья.

И тогда Гунтер сказал: «Раз уж наши слуги так оплошали, придется нам пить воду из ручья. Хорошо, что он протекает совсем близко. Давайте устроим состязанье, кто из нас быстрее добежит до него». И все трое помчались. Зигфрид оказался у ручья раньше своих соперников, положил на траву свои доспехи и, склонившись над ручьем, припал к воде. Тогда Хаген украдкой взял копье Зигфрида и со всей силой вонзил его между лопаток. Свершив злое дело, Хаген бросился бежать. Зигфрид упал на землю, цветы, что росли вокруг, стали алыми от его крови.

Всем объявили, что отважный Зигфрид погиб на охоте от кабаньих клыков. Горестно рыдала Кримхильда над телом мужа. Она догадалась, что рана его нанесена не кабаном, а человеческой рукой и Зигфрид был убит ее братом и Хагеном. С этой минуты не осталось в душе Кримхильды ничего, кроме горя, ненависти и жажды мщения. Зигфрида схоронили в монастыре близ Вормса, а Кримхильда стала жить в одной из келий, чтобы быть поближе к дорогой могиле. Братья вдовы завладели принадлежавшим ей богатством, и Хаген спрятал его на дне Рейна.

Месть вдовы героя

Однажды в Вормс прибыло посольство из страны гуннов. Их предводитель овдовел и теперь просил отдать ему в жены Кримхильду. Короли стали уговаривать сестру принять предложение. Сначала она наотрез отказывалась, но позже рассудила, что, став женой могущественного гунна, она обретет власть и силу, чтобы отомстить убийцам незабвенного Зигфрида, и согласилась. Прошло несколько лет, и как-то раз Кримхильда сказала мужу: «Давно не видела я своих братьев и хочу, чтобы они приехали к нам в гости». Тут же снарядили гонцов. Кримхильда велела передать королям, чтобы они непременно взяли с собой Хагена. Тот сразу заподозрил, что приглашение Кримхильды не сулит добра и попытался уговорить братьев-королей не ехать, но безуспешно. Взяв с собой тысячу воинов, приглашенные тронулись в путь и прибыли бургунды к гуннам.

Кримхильда встретила братьев и Хагена с приветливой улыбкой. Гости отдохнули с дороги, а затем сели с хозяевами за стол для пиршества. Кримхильда подала знак, и гунны с мечами набросились на приехавших. Завязался бой, и стены дрожали от воинственных криков, по полу текли реки крови. Погибли все бургундские воины и младшие братья-короли.

Гунтер и Хаген были захвачены в плен и предстали перед Кримхильдой. Она сказала: «Пришло время расплатиться вам за смерть благородного Зигфрида». Приказала гуннам немедля убить Гунтера, а когда это было исполнено, отобрала меч Зигфрида у Хагена и своею рукою снесла ему голову. Рыцарь Гильдербрандт, который не был гунном, а служил у них, в негодовании воскликнул: «О, горе! Нет оправдания женщине, поднявшей руку на Воина. Пусть навлеку я на себя беду, но дерзкая не останется безнаказанной!» С этими словами он поразил Кримхильду мечом. Она упала замертво на пол, залитый кровью. Так прекратился род бургундских королей, а золото нибелунгов осталось на дне Рейна.

Примечание для туристов

Зигфрид в Германии наиболее популярный герой сказаний. Его именем названа туристическая трасса (Siegfriedstrasse), протянувшаяся от Worms через Lorsch до Wertheim, улицы и площади во многих городах, а также общества, компании и пр. В ряде мест встречаются скульптуры и горельефы Зигфрида и героев повествований. В Wormse открыт Музей нибелунгов, а в Grasselenbache местные краеведы показали нам место, где был убит Зигфрид. Правда, позже выяснилось, что то же самое показывают, как минимум еще в двух местностях другие экскурсоводы. Не будем их винить, ведь сегодня нет живых свидетелей этой драмы.



Читайте также: