Зачем стоит читать фантастику? Почему полезно читать фантастику Люди которые любят фантастику кто они

В. Коноплев

Молодой коммунист (М.). - 1984. - 2. - С. 66-73.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2006

Владимир Васильевич Коноплев родился в 1924 году. Окончил факультет библиографии Ленинградского государственного института культуры имени Н. К. Крупской. Главный библиотекарь Отдела фондов и обслуживания Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Автор ряда библиографических пособий для юношества, работ по библиотековедению. Печатался в журналах «Человек и закон», «Преподавание истории в школе», «Советская библиография», «Литература в школе», альманахе «Дружба» и других изданиях. В нашем журнале выступает впервые.

Более тридцати лет я работаю в библиотеке. Работаю с книгами и с людьми, эти книги читающими. Они склоняются над взятыми томиками, я наблюдаю за ними и думаю. Пытаюсь понять, чем и как действует на молодого человека та или иная книга. Почему одну берут нарасхват, а другую так и храним нетронутой.

Есть разряды книг, вне зависимости от мастерства и таланта их авторов, популярные у молодежи. Это детективная, приключенческая литература и пользующаяся необычным спросом, особенно в последние годы, – фантастика.

По данным социологических опросов, каждый третий школьник, пятый молодой специалист, седьмой студент и восьмой молодой рабочий не просто регулярно читает фантастику, но называет ее любимым жанром.

Что стоит за этим? Фантастика ведь не есть лишь разновидность приключенческой литературы, это книги особые, оперирующие ситуациями, не просто требующими напряжения ума, разгадывания, но в жизни не существующими. Взятыми из реальности, воссозданной воображением писателя, спрогнозированной. Порой просто сказочной.

Стоит ли за этим стремление читающей фантастику молодежи уйти от реальной жизни в мир иллюзий, как полагают некоторые противники этого увлечения?

Я уверен, что причина здесь другая. В этом убеждает меня и собственный немалый опыт работы с молодыми любителями фантастики, посещающими юношеский читальный зал Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, и анализ анкет, сотен писем, пришедших от почитателей этого жанра в Ленинградский Дом детской книги и в «Комсомольскую правду» (эти письма переданы нам редакцией). Когда же, плюс ко всему, я собрал разнообразные мнения о читателях фантастики и о ней самой, высказанные за последние годы в печати, еще раз просмотрел результаты социологических опросов, у меня появилось желание написать эти заметки.

Написать, чтобы, во-первых, отвести незаслуженные подозрения от юных любителей фантастических произведений, а во-вторых, в чем-то переубедить их воспитателей, порой встречающих это повальное увлечение в штыки.

ВРЕДНА ЛИ ФАНТАСТИКА?

Итак, некоторые родители и педагоги убеждены: фантастика – это плохо, это вредно для их детей, поскольку отвлекает от вещей более серьезных, и не просто время отнимает, но уводит мысли совсем в другую сторону.

Вот пишет нам киевлянин Владимир Г., выпускник школы. Рассказывает о том, как любовь к фантастике помогла ему овладеть польским, английским и французским языками. Но вспоминает, что в школе, когда однажды речь зашла о фантастике и он стал обосновывать свое увлечение, учительница истории, что называется, опрокинула на него ушат холодной воды: «Фантастика! Это бессмысленная трата времени! Она путает мысли и загрязняет память...» – «Прихожу в библиотеку, прошу фантастику, – рассказывает ленинградский читатель Валентин Т. – «Фантастику? Ну, ну... – снисходительно отвечает библиотекарь. – А серьезного ничего не хотите почитать?» – «Отец, – жалуется Виктор И., – когда увидит у меня научно-фантастический роман, говорит: «Опять сказки читаешь? Взрослый человек, уже 16 лет, а увлекаешься небылицами».

Понять эти упреки можно, иным воспитателям кажется, что время, потраченное на чтение «небылиц», ушло впустую, то самое время, которое надо бы потратить на освоение чего-либо более серьезного. Но с чего взяли они, что фантастика – вещь несерьезная?

Да нет, многие не возражают, может быть, и серьезная, только не тот это серьез, какой нужен подростку. В юности, в пору становления, человек неразборчиво и жадно вбирает в себя все впечатления, и фантастика активно «подключается» к выработке, формированию его ценностных ориентации, эстетических и социальных воззрений, миропонимания и мироотношения. То есть активно формирует складывающуюся личность. А научит ли неразборчивого подростка фантастика, оперирующая выдуманными ситуациями, героями, тому, чему должна научить его классическая литература, реалистическая, положенная по программе?

Есть и другое распространенное отношение к чтению подростками «небылиц», снисходительное, вроде как к ветрянке – мол, со временем само пройдет. Но ведь не так-то легко проходит, многие юные читатели проносят эту свою страсть через годы, а те, у кого «прошло», далеко не всегда принимаются за что-то другое, более ценное или хотя бы равное.

А стоит ли отмежевываться или отмахиваться от фантастики? Не может ли она оказаться весьма ценным воспитательным инструментом, тем «ключиком» к душе подростка, который порой тщетно ищут воспитатели? Ведь фантастика – это в определенном смысле и подступы к науке: астрономии, физике, математике, геологии, биологии и т. п. Это и первичное знакомство с литературными жанрами, приемами, стилистикой, это и становление начального художественного вкуса, развитие навыков критического освоения прочитанного, наконец, просто умения читать вдумчиво.

Да, в школе и дома традиционно мы используем для этого программные литературные произведения. Порой чуть ли не насильно заставляя подростка читать их. Но вот перед нами литература, которую он сам охотно читает. Без понуканий. Почему бы не воспользоваться ею как еще одним и довольно сильным средством к достижению все тех же целей.

Возражения звучат резонно: далеко не всякое фантастическое произведение представляет собой образцовое чтение. Но так ли уж это плохо? А может быть, в воспитательных целях это как раз весьма хорошее обстоятельство, поскольку в этом случае и появляется возможность наглядно показать подросткам, что отличает подлинное, высокохудожественное произведение от слабого, бездарного. Среди программных «образцовых» книг просто нет материала «от противного», произведений, на примере которых легко можно было бы рассмотреть неудачи автора. И научить школьника отличать плохое от хорошего, художественное от подделки. Нет, я не ратую за то, чтобы дополнить произведениями фантастики школьные программы. Речь идет о руководстве внеклассным чтением. Естественно, чтобы целенаправленно строить эту работу, учитель, библиотекарь, родители должны отчетливо представлять себе, какие возможности скрыты в лучших произведениях фантастики.

ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ВОЗМОЖНОСТИ?

Современная фантастика – сложный, синтетический вид литературы. Ее специфика остается до сих пор предметом дискуссий. Фантастика – один из своеобразных жанров реалистического искусства. В наши дни обвинять ее в «несерьезности» абсурд; судить о ней в целом по неудачным или слабым произведениям, абсурд не меньший.

Метафоричность и необычайная многомерность художественной идеи – несомненное достоинство этого жанра. Возьмем известный роман А. Беляева «Голова профессора Доуэля». По одному лишь количеству трактовок, которым поддается его содержание, можно судить, у какой огромной читательской аудитории он может найти признание. Для неискушенного читателя это – типично занимательное повествование о том, как «голову одного человека пришили к телу другого». Читатель романтического склада задумается над благородным и наивным мечтателем, который хотел осчастливить род людской, а стал жертвой эгоистического, коварного ученика. Читатель, ищущий социального подтекста, тоже найдет его здесь, ведь именно жажда славы и денег, вся атмосфера буржуазного образа жизни толкали Керна совершить преступление – убрать с дороги своего учителя. Кого-то взволнуют чисто этические проблемы, неизбежно возникающие при подобного рода операции, если таковая окажется реальной в обозримом будущем. Известный хирург, академик, он же фантаст Н. Амосов обращает внимание как раз на эту сторону дела: «Если технические трудности будут преодолены в экспериментах на животных, то умирающему человеку с высоким интеллектом можно сделать такое предложение (о пересадке. – В. К.). Я не вижу в этом никакого кощунства, и если бы предложили мне, то согласился бы». А критик М. Петровский полагает, что роман А. Беляева – философский спор с Декартом, чья знаменитая формула «мыслю – следовательно, существую» уже не соответствует нынешним представлениям о сущности жизни: «Голова профессора, мыслящая вопреки отсутствию человеческой личности Доуэля, была брошена на весы в качестве парадоксального антикартезианского довода». Не все, возможно, согласятся с утверждениями уважаемого критика, но возможность подобного подхода к роману отрицать нельзя.

Современная фантастика насчитывает до 20 направлений. Здесь и философская, и романтическая, и сказочно-иносказательная, и сатирическая, и т. п. фантастика. Традиции популяризации науки, восходящие к Жюлю Верну, ныне отошли на задний план: фантастика все более сосредоточивается на серьезном исследовании социальных, философских и иных проблем современного усложнившегося мира.

И наконец, мы совершенно напрасно недооцениваем и тот идеологический потенциал, который аккумулирован в произведениях отечественной фантастики. Читая и задумываясь о человеке будущего, о его жизни, победах и поражениях, читатели ненавязчиво, но непременно приходят к пониманию сущности, принципов и основ нового общества.

Анализ идеалов и представлений, содержащихся в произведениях советской фантастики и лучших зарубежных ее образцах, позволяет с уверенностью отнести этот вид литературы к чтению, дающему очень много для формирования личности, нравственного самосознания нашей молодежи.

Академик П. Ребиндер отмечал: «... Фантастику я ценю не только и, может быть, не столько за то, что она представляет собой сегодня, сколько за скрытые в ней богатейшие возможности...»

Возможности эти очень быстро ощущают и оценивают юные ее читатели и почитатели.

Любопытно, что если в недалеком прошлом многие подростки горевали, что родились «слишком поздно», так как все уже открыто и нанесено на карту, освоены полюсы, изобретены самолеты, радио, телевидение, то сегодня, в начале 80-х, мы видим иное. Теперь, когда границы познания мира раздвинулись, когда даже неокрепшая детская рука свободно набрасывает на листе ватмана не просто сверхзвуковой лайнер или фотонную ракету, но – всю солнечную систему, планеты иных звезд, которые ждут новых Пржевальских и Обручевых, – ныне школьники уже опасаются, что родились «слишком рано», НТР еще только берет разбег, так что через 20 лет, пожалуй, к звездам полетят другие молодые, а им, нынешним, вряд ли повезет.

СПОР ЧИТАЮЩИХ И НЕЧИТАЮЩИХ

Пожалуй, первым крупным актом «гражданского самосознания» многих юных любителей фантастики является их решительная защита любимого чтения перед лицом его противников, готовность «скрестить с ними перья».

«Давно надо дать отпор противникам фантастики, – подводит итог давним раздумьям Володя С. из Сары-Озека Курганской области. – Пусть ответят: почему не хотят задуматься над своим будущим?»

«Противники фантастики – это те, кто не видит, какими шагами идет жизнь вперед, – пишет 15-летняя Лена И. из Владимирской области. – Встречали ли они когда-нибудь утро, мечтали о будущем? Наверное, нет».

«С людьми, которые читают и любят фантастику, – пишет Володя У. из Уфы, – хочется встречаться, разговаривать. Они – интересные люди».

Очень важную деталь отмечают психологи, исследуя механизм образования многих подростковых групп и коллективов. Отношение к фантастике для них один из важных критериев оценки сверстников. При выборе друзей ребята весьма часто прибегают к этому «пробнику».

«Я знаю сверстников, которым фантастика не нравится, – объясняет 15-летняя Зоя О. из Карелии. – Но это, как правило, ребята не очень развитые. Задаешь им вопрос: «Почему вам не нравится фантастика?» Ответ, как правило, один и тот же: «Там все неправда». О чем же с ними говорить?»

Весьма любопытны и доводы противников. Они отмечают у поклонников фантастики стремление принимать на веру и яростно защищать сомнительные с научной точки зрения, «завиральные» и, значит, вредные идеи. Ученица 10-го класса из Альметьевска Ира В. рассказывает, что один из ее одноклассников, начитавшись фантастики, фанатически верит в то, что обычный хлеб в определенных условиях может стать взрывчатым веществом. Даже учительница физики, пишет девочка, никак не может разубедить его...

Действительно, с упоенно читающими фантастику подростками такое случается. Люба У., десятиклассница из Первоуральска, убеждена: всем известный Леонардо да Винчи – не просто итальянский художник и ученый, каким его знает весь мир, а еще и пришелец с неизвестной нам планеты. Человечество заблуждается, считая его своим сыном. У Любы есть тому доказательства. Целых шесть. Их она кропотливо выискала в книгах и альбомах с репродукциями полотен живописца. А толчком к рождению ее гипотезы стал один из фантастических романов. Девочка любит астрономию и мечтает стать астрофизиком. А пока прочла четыре доклада в разных классах о Леонардо.

В свое оправдание любители фантастики часто приводят известные слова Нильса Бора: «Достаточно ли эта идея невероятна, чтобы быть правильной?» Именно стремление поклонников фантастики к «безумным» идеям и вызывает порой яростный протест со стороны определенной группы ребят. Что же это за ребята?

«Фантастические книги – ненужные книги, – пишет Николай П., десятиклассник из поселка Окинца Молдавской ССР. – Почему? Они отвлекают от реальности, от уроков». «Чему можно научиться у марсиан, которых, по сути, нет, – спрашивает 16-летняя Лена Б. из Львовской области, – или что хорошего может сказать голова профессора Доуэля, которая, конечно, никогда не сможет жить без тела? Зачем писать о звездных мирах, жизни на других планетах, если столько сказочно интересного есть на нашей голубой планете – Земле?»

Характерно письмо 17-летней Наташи С. из Шацка. Школьница недоумевает сама: у дяди имеется прекрасная библиотека, в которой много фантастики. «Все вокруг читают ее, – пишет Наташа, – говорят: начни и ты с фантастики, интересно, а потом, появится охота, будешь и серьезные книжки читать. Но «Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстого, например, я читала ни много ни мало два месяца, а «Аэлиту» мучаю второй год и все не дойду до конца. Пробовала взять нефантастическую книжку – там вообще дальше второй страницы не могу читать: скучно».

Изучение читателя нужно начинать с изучения «не-читателя». Для меня, библиотекаря, «не-читатель» навсегда останется самой грустной фигурой, вечным упреком. Потому что ребята этой категории не просто предпочитают фантастике что-либо другое, они вообще не любят читать ничего, и духовный мир их узок, неприветлив, подчас крайне убог. «Заземленность» их убеждений, недоверие к мечте – лучше ли поклонения «безумным» идеям сторонников фантастики?

Кстати, не противники, а именно сторонники фантастики подвергают многие ее произведения весьма взыскательной и компетентной критике. Они отсеивают от плевел лучшие книги. Противники же просто отказываются читать – потому и беспомощна и однозначна их аргументация.

Незначительность и неубедительность доводов – типичная черта всех «не-читателей». Курьезным предубеждением проникнут отзыв одной девочки: «Пусть фантастику читают длинные, тощие, с бледными лицами мальчики и девочки в очках».

Суть доводов «не-читателя» сводится даже и не к отрицанию фантастики. Продиктованы они другим: нежеланием развивать в себе поисковые, творческие начала, стремлением соответствовать лишь самому малому – школьным требованиям.

Разумеется, не сама по себе фантастика – и наша цель. Главное, чтобы состоялся читатель, чтобы человек начал мыслить. Фантастика лишь средство. Пусть начнет с нее. А там уж выбирает себе чтение по душе. Отправная точка здесь – сознательное, критическое, вдумчивое отношение к собственному чтению.

ЧИТАТЕЛИ ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ

Попробую как-то классифицировать поклонников фантастики, чтобы в чем-то, может быть, облегчить задачу библиотекарей, педагогов, воспитателей, решивших искать ключи ко всей читательской массе.

По моим наблюдениям, ее можно поделить на три основных типа. Первый – читающие постоянно и вдумчиво, устойчиво интересующиеся определенными темами и проблемами и, судя по формулярам и анкетам, безошибочно выбирающие из общего потока фантастики наиболее ценные в идейно-художественном отношении произведения.

Говоря коротко, это – ядро, читательский актив. Среди любителей фантастики они стоят на самой высокой ступени читательского развития. Именно эти ребята тот образец, к которому стоит стремиться вести остальных.

В их предпочтениях можно выделить два направления. Одни – явные гуманитарии, отсюда и их нацеленность на чтение,

В Молодогвардейске Ворошиловградской области живет Таня С. Ей 16 лет. Увлекается рисованием. Прислала рисунок пером. На рисунке неведомая планета: девичье с челочкой лицо в скафандре, ракета и изумленно взирающий на пришельцев динозавр. Над водной гладью – слепящее светило чужого мира.

«Фантасты, – пишет девочка, – раскрывают великие возможности человека, показывают добрый и прекрасный мир будущего. Они воспевают власть человека над собой и планетой, славят прекрасное Завтра человечества. Но и предупреждают: никогда не будет на Земле ленивого покоя и сонной благодати, люди рождены для того, чтобы решать труднейшие научные, жизненные проблемы, бороться за всеобщее социалистическое, а затем и коммунистическое общество. Писатели-фантасты – проектировщики Грядущего».

«Я нахожу в фантастике нечто большее, чем занимательную выдумку. Я научилась понимать мысль автора, которого всегда волнует настоящее немного больше, чем будущее», – пишет шестнадцатилетняя ленинградка Наташа Г.

Вдумчивое чтение помогает этим ребятам заложить краеугольные камни в основание своего мироотношения. Разумеется, происходит это не вдруг и одной фантастики недостаточно, но часто именно она выполняет роль «первотолчка», закладывает эмоциональную основу для последующего точного знания. «Элемент философии в фантастике необходим, – высказывает свое соображение девятиклассник Борис Б. из Москвы. – Чтобы предсказать, что будет, предугадать, по какому пути пойдет человечество, прогресс, наука, искусство, – без философии не обойтись».

А вот читатели, которых более всего интересуют научные идеи, разрабатываемые фантастикой. То есть, проще говоря, если первая группа «лирики», вторая – несомненные «физики».

Однажды в нашу библиотеку явился тринадцатилетний гражданин и потребовал: «Мне хочется почитать о деформации пространства-времени в складках дезплузионных слоев при наложении параллельных пространств». Девушка, к которой он обратился, была ошеломлена. Она работала у нас недавно и еще не привыкла к странностям почитателей фантастики.

Но они не просто большие фантазеры, они – люди творческие. Фантастика для них – стимул к техническому творчеству. Восьмиклассник одной из московских школ Дима К. часами рассматривает в старенький бинокль звезды с балкона своего дома в Теплом Стане. А на так давно журнал «Юный техник» выдал ему патент на конструкцию нового зеркала для фотонных звездолетов. (Напечатано его предложение под рубрикой «Идеи XXI веку».)

Десятиклассник Сережа Т. из Ростова-на-Дону открыл для себя Александра Беляева еще в 5-м классе. Перечитал его собрание сочинений несколько раз. Теперь читает фантастику разную и постоянно. Определяющее свойство характера, как сам он признал в письме, – постоянно думает о будущем. Не о своем недалеком, а об общечеловеческом. А в настоящем Сережа занимается программированием, уже сейчас он может работать на ЭВМ и после школы намерен основательно заняться кибернетикой. Его увлекает идея создания таких «думающих» машин, о которых пока можно прочитать лишь в фантастических книгах. Таков первый тип – «физики» и «лирики». Читательское ядро.

Читатели второго типа – народ неорганизованный. Читают много, но беспорядочно, без системы и поверхностно. Еще недавно они поглощали все без особого разбора, отдавая предпочтение приключенческой литературе, а затем фантастике, но не всей, а лишь той, что насыщена динамикой борьбы, действием. На их столе можно встретить рядом с книжкой Перельмана или Смилги – книгу Ландау и Румера «Что такое теория относительности», рядом с «Неизбежностью странного мира» Данина – «Метаморфозы» Овидия. И тут же, одновременно, – упрощенные, примитивные приключенческие истории.

Читатели этого типа пока лишь отрабатывают свои ценностные представления. Многие из них чувствуют свою недостаточную подготовленность. Понимают, что у них еще нет должной культуры чтения, которой уже овладели читатели первого типа. И значит, задача педагога, воспитателя состоит в том, чтобы помочь им в исканиях, научить «видеть» читаемое, вдумываться в слово, сцену, смысл изображаемого.

К сожалению, у этих читателей есть один важный недостаток. Они чаще ухватывают мелкие частности, упуская при этом из вида основополагающие идеи и проблемы. По большей части они берутся за чтение нескольких произведений одновременно, подчас ни одного не дочитывая до конца. Им можно помочь, если «организовать» их соприкосновение с серьезной наукой, заинтересовать какой-нибудь загадкой, научить не прочитывать, но вчитываться, вдумываться. Но нередко встреча с настоящей, нужной книгой запаздывает, бывает кратковременной и случайной или не происходит совсем. Такого читателя подстерегает опасность дилетантизма. Этим ребятам неотложно необходим опытный наставник в чтении. Руководитель чтением. При содействии умного интересного человека рядом эти ребята приобретают необходимые навыки работы с книгой и переходят со временем в первую группу.

Третий тип представляют ребята, читательские интересы которых односторонни, узки, утилитарны, замкнуты на литературе приключений. Их и в фантастике интересует лишь ясно видимая смена приключений. Если книжка оказывается более глубокой и сложной, она откладывается. Читатели третьего типа находятся на нижней ступени, начальной стадии читательского развития.

Среди них немало ребят, без разбора поглощающих низкопробную продукцию и получающих при этом удовольствие. Для этой категории всеядных любителей фантастика – род развлечения, это «читатели-дикари». Действительно, что сказать о мальчишке, выискивающем книгу по присутствию в заглавии слова «тайна»? Кстати, подобных произведений не так уж и мало, как может показаться. Вот перечень книг, взятых наудачу из одного формуляра: «Тайна алмаза» К. Нефедьева, «Тайна астероида 170–03» Б. Фрадкина, «Тайна двух океанов» Г. Адамова, «Морская тайна» М. Ро-зенфельда, «Тайна двух сфинксов или...» И. Васильева, «Тайна Пито-Као» П. Аматуни, «Тайна подводной скалы» Г. Гребнева. Книги разные и по достоинству и по темам, а спрос на них определяет лишь слово-пароль. Если заветного слова нет, стало быть, и книжку читать не стоит.

Вот письмо одной такой читательницы, Гали М., 17 лет, из Краснодарского края. Первой книгой, вспоминает она, после которой ей «железно понравилась» фантастика, был роман «Человек-луч» (автора она не помнит). Далее девушка пишет так: «Честно говоря, я вообще почти ничего не читала до тех пор, да и теперь не хочу читать, кроме научной и ненаучной фантастики». И в заключение признание: «Обожаю Шерлока Холмса».

Примечательно, что больше всего страдают забывчивостью на имена авторов и названия книг читатели именно третьего типа. Памятливость – привилегия развитого читателя, научившегося персонализировать восприятие как исходящее от своеобразной личности автора.

Впрочем, и эта группа не безнадежна. Все-таки ребята что-то читают. Как много лет назад в схожей ситуации заметил Н. М. Карамзин: «И романы, самые посредственные, – даже без всякого таланта писанные, способствуют некоторым образом просвещению. Кто пленяется Никанором, злосчастным дворянином, тот на лестнице умственного образования стоит еще ниже его автора, и хорошо делает, что читает сей роман; ибо без всякого сомнения чему-нибудь научится в мыслях или в их выражении». Думается, этот тип читателей – тот самый резерв, над сознанием которого нужно всем нам хорошенько потрудиться.

Искусству быть читателем человек учится всю жизнь. Но почему так часто – сам, в одиночку?..

В ЧЕМ ВЛАСТЬ ФАНТАСТИКИ?

Известно, что Д. И. Менделеев на смертном одре просил ему читать «Приключения капитана Гаттераса» Жюля Верна. Впадая в полузабытье и вновь приходя в себя, он тихо повторял: «Что же вы не читаете, я слушаю...» Такова власть Фантастики.

Хорошо бы постичь сущность этой власти. Понять, как она подчиняет себе человека. Тогда мы смогли бы помочь однобоко увлеченному и в одиночестве читающему книги про Тайну школьнику. Смогли бы пробудить читателя в подростке, беспорядочно занятом поиском острых ощущений. Многое смогли бы.

Попробуем проследить динамику мотивов чтения фантастики, в чем-то, уже сказанном, повторившись.

Начальная стадия. Мотив: фантастику читают приятели или ребята из той компании, куда хотелось бы попасть. То есть чтение ее – условие общения и вместе с тем подходящая тема для разговоров. На почве общих читательских интересов и переживаний зарождаются узы приязни, товарищества, дружбы; появляется стремление чем-то овладеть, что-то перестроить в себе, отношениях с окружающими. Увлеченность книгой создает у значительной части ребят некоторые «выигрышные позиции» – интеллектуальные, нравственные, психологические. Значит, и пробуждение интереса к чтению мы можем «организовать» и контролировать, исходя именно из этой особенности детей – поступать как все.

Стадия избирательного чтения. На этой стадии мотив: стремление расширить кругозор, углубить познания об окружающем, поиски, связанные с выбором профессии, с осмыслением каких-то сфер взрослой деятельности.

Увлечение фантастикой, начавшееся в предшествующий период, теперь уже продолжается стихийно, хотя именно здесь-то и требуется корректирующее влияние со стороны библиотекарей, педагогов, родителей. Именно на этом этапе ребята заняты «освоением» книг часто весьма невысокого качества, которых, к сожалению, еще немало выпускается.

Стадия духовно-эстетического удовлетворения. Завершающий этап, на который выходят далеко не все, но вышедшие и образуют то читательское ядро, о котором мы говорили, разграничивая типы читателей. Мотивы уже определены. Чтение становится актом, говоря словами Маркса, «практически духовной деятельности». И посмотрите, как взросло уже рассуждают ребята, достигшие этого этапа. «В современной фантастике есть своя классика, – отмечает Леша Ч. из Калинина, – произведения, которые мы не раздумывая причисляем к современной большой литературе. Благородная человечность Брэдбери, светлая вера Стругацких, глубина и очарование произведений Лема, ясный и устремленный в бесконечность взгляд Кларка, доброта Азимова, феерический размах Шекли, удивительный прекрасно-страшный мир Воннегута, полный жизни мир Саймака, торжественный полет мечты Ефремова. Это лишь некоторые из лучших – и какое разнообразие! Вы, любители фантастики, утройте мысленно этот список...»

И читатели утраивают. Третий этап совпадает, как правило, с совершеннолетием. А совершеннолетие означает неизбежный переход к взрослой жизни. И все силы души молодых людей устремлены к этому важному моменту, подтягиваются тылы, делается смотр всем предшествующим фазам развития.

Именно на этом этапе одним из важнейших результатов общения с книгой, главных приобретений является открытие читателем ИДЕАЛА. Многие из старшеклассников «вдруг» осознают главную для себя, стержневую истину: жизнь лишь тогда не напрасна, когда она посвящена защите идеала, утверждению его собой в окружающем мире. Гуманистические идеалы возвышают юную личность, определяют поведение, учат лучше жить на Земле.

И герой произведения становится для многих читателей иным. У любимых героев ребята выделяют уже общественно значимые черты – гуманизм, оптимистичность, доброту, философский склад мышления, простоту в поведении и т. д. Им претят однобокость в изображении или развитии личности; не могут увлечь авторы и герои, наивно не осведомленные о высших достижениях мировой культуры и науки. Внешние атрибуты современности – язык, манеры и одежда – еще не дают права считать себя современным человеком.

Сопоставляя некоторые важные для себя произведения, Аня С. из Неселя Псковской области пишет, что нашла в их героях то, что долго искала – красоту человека.

Читатель, достигший этого заключительного этапа, уже сможет развиваться сам. Мы можем с удовлетворением отмечать верность его суждений.

«После книги Стругацких «Попытка к бегству», – пишет ленинградец Саша С., – задумался о том, что счастливое будущее само по себе не приходит, его надо выстрадать, за него нужно бороться».

Освоившие фантастику читатели путь к всестороннему развитию человека видят в творчестве . А оно понимается ими уже широко и многопланово.

«Мне кажется, сегодня нельзя жить исключительно настоящим или будущим, – размышляет 15-летняя Надя М. из Холщевиков Московской области. – Ведь только сочетание сегодня и завтра гармонично слагает личность. А разве можно чувствовать себя гармоничным без «Горячего снега» Ю. Бондарева, «Овода» Э. Войнич и «Мы – из Солнечной системы» Г. Гуревича?» Здесь мы и обнаруживаем важный переход от собственно фантастики к Чтению с большой буквы. Ведь сама по себе фантастика – лишь стартовая площадка.

Мир фантастики... Сказочный, непонятный, тревожный и все-таки прекрасный и зовущий мир.

«Путешествие в страну Будущего никогда не было бесплодным занятием, – справедливо говорит Д. Гранин. – Великие утопии помогали человечеству вырабатывать идеалы. А это то, в чем сегодня нуждается мир, может, больше, чем прежде».

Мы должны помочь юношам и девушкам ступить в этот мир и научить их в нем ориентироваться. Мы должны сделать так, чтобы мир этот одарил их всем своим богатством. Мы должны сделать сам этот мир чтения нашим надежным помощником в трудной работе воспитания.

Все люди любят смотреть фильмы. Кто-то уделяет этому много времени, кто-то не очень. Но любовь к этому времяпрепровождению есть в каждом. А почему? Потому, что фильмы заставляют нас на время забыть обо всем вокруг и погрузиться в другой мир.

Но кто-то предпочитает драмы комедиям, а кто-то боевики фантастике. Почему у каждого свой взгляд на жанры фильмов? Ответ прост, потому, что все мы разные, и вкусы у нас разные. Но давайте попробуем проанализировать с психологической точки зрения тот факт, почему людям нравятся определенные жанры кино?

Начнем, пожалуй, с мистики. Тип зрителя: "человек-эзотерик". Людей всегда привлекало нечто неизведанное. Вспомните традиционные гадания накануне Рождества. Всем хочется отодвинуть тончайшую завесу между настоящим и будущим, открыть для себя новое знание. Собственно на этом и построен жанр мистики. Пусть даже то, что мы смотрим всего лишь выдумка создателей, но ощущение открытия для себя чего-то таинственного, переход в мир загадочности и сверхъестественности, дает зрителю удовлетворение любопытства и познавательного голода.

Триллеры. Ужасы. Тип зрителя: "человек-экстримал". Это любимая тема многих людей. Существует несколько точек зрения на то, что именно притягивает человека к просмотру таких фильмов.

  • Первая гласит, что, если у людей рутинная жизнь, которая напоминает им болото, то стремление к сильным ощущениям увеличивается. Поэтому кто-то из них занимается экстремальными видами спорта, а кто-то смотрит ужастики.
  • Вторая точка зрения говорит о том, что во время просмотра триллера человек находится в нервном напряжении, а по его окончанию мы чувствуем расслабление. Помните физиологию? После напряжения закономерно наступает расслабление. И мы чувствуем приятные ощущения, что у нас все хорошо, нам ничто не угрожает, что наши проблемы в жизни, это всего лишь мелочь по сравнению с тем, что могло бы случиться (то, что мы только что увидели в фильме).
  • Третья повествует о том, что в таких жанрах фильмов мы находим самовыражение, которого не получается добиться в жизни. Вот вы, например, знаете о том, какими в обыденной жизни были маньяки? Тихими, скромными, незаметными. Но под покровом ночи они меняли личину. Возможно, что то же самое происходит и с простыми людьми, которые любят ужасы. В жизни они веселые и хорошие, а весь свой негатив, внутреннее желание быть хищником или даже господином над другими, выливается в момент просмотра триллера. Тогда ужастик становится чем-то вроде канализации эмоций и вновь человек предстает перед нами милым. Только не нужно сейчас пугаться и принимать все на свой счет, это только версия. Но она вполне имеет возможность на существование. К слову, западными психологами установлена прямая зависимость от просмотра негативных, жестоких фильмов и поведением человека в жизни.
Но, достаточно, о "чернухе". Перейдем к более позитивным жанрам.

Фантастика. Тип зрителя: "человек-фантаст". Это жанр ярких красок, нестандартных сюжетных линий. Эдакие мечты в реальности. Помните, Жуль Верн написал, в свое время, книгу фантастического жанра и спустя десятилетия кое-какие моменты из этой книги были действительно реализованы в жизни. Но в его время это казалось вымыслом, в наше время - реальностью. Так что вполне возможно, что какие-либо истории, заложенные в нынешние в фантастические фильмы когда-нибудь смогут стать действительностью. Человеку интересно размышлять об этом, о том, как может измениться мир в будущем, какой след именно он оставит и как это скажется в дальнейшем. Все эти вопросы занимают пытливый человеческий мозг, заставляя думать и фантазировать. Думаете, такой человек устоит перед возможностью увидеть воплощение своих идей(или чужих) в визуализированной форме?

Фэнтези. Тип зрителя: "человек-мечтатель". Люди, которые хотят окунуться в настоящую сказку, возможно, в одну из тех, которые им читали в детстве, смогут найти то, что ищут в жанре фильмов "фэнтези". На несколько часов скрыться от нависших трудностей, которые пока сложно преодолеть, к тому же, счастливый конец таких фильмов дает заряд положительной энергии для жизни.

Драма. Тип зрителя: "человек-эмпат". Вроде бы приближенный к реальной жизни жанр, казалось бы, вам мало того, что вокруг? Зачем смотреть про то же самое?

  • Во-первых, некоторые люди видят в этих фильмах негатив, который заставляет их переоценивать собственные ценности. "Почему я так переживаю о проблемах на работе, ведь это все становится неважным, например, если погибает любимый человек(идея просмотренного только что фильма). Смерть близкого - повод расстроиться, а трудности в работе не повод! Я справлюсь, люди еще и не то переживают".
  • Во-вторых, при просмотре кино вы невольно ставите себя на место героя и переживаете эмоции вместе с ним. И здесь вы испытываете сострадание, принимая его боль, вы становитесь истинным человеком. Драма это возможность понять, что вам не чужды чужие проблемы, что вы не пень бесчувственный, способность сопереживать отличает человека от любого другого существа. В глубине души, в подсознании просыпаются ваши лучшие качества.
Комедии. Тип зрителя: "человек-весельчак". Возможность повысить свое настроение, пережить вместе с героями неловкие ситуации и порадоваться, что все таки, в них попали не вы сами. Опять же порассуждать какой бы вы смогли найти выход из этого курьеза? Возможно, увидеть в герое самого себя и взглянуть на свои поступки со стороны.

Детективы. Тип зрителя: "человек-сыщик". Скорее всего, в вас дремлет Шерлок Холмс. Тяга к головоломкам, и нахождению истины, отличает любителей этого жанра.

Романтические мелодрамы. Тип зрителя: "человек-идеалист". Для многих такие фильмы, это мотиватор на успех. Пока не нашел свою любовь? Да вот же, уже на подходе, еще чуть-чуть подождать (как в фильме). Или же, наоборот, нужно действовать (героиня в кино нашла себе мужа путем собственной активной деятельности в этом направлении)! Кроме того, после таких милых фильмов начинаешь верить, что все вокруг не случайно, что есть судьба, что есть истинная любовь, и что чудеса обязательно постучат и в вашу дверь. А также, что без горечи не почувствуешь сладости.

Приключения и боевики. Тип зрителя: "человек-борец". Отсюда мы берем опять таки заряд положительной энергии. Добро побеждает зло! А лихо закрученный сюжет позволяет применять эффект неожиданности, тем самым заставляя нас переживать всю палитру эмоций. От испуга до расслабления. От слез до смеха. Кроме того, с героев мы часто берем пример. Многие мужчины пошли на курсы единоборств после того, как Джекки Чан всех "раскидал" одной только шваброй. А девушки видят сильных духом и телом героинь и также пытаются подражать им. Начиная от занятий собственным телом (хочу быть как она), заканчивая уроками бытовой мудрости, показанными в кино.

В завершении отметим, что многие люди до сих пор отдают предпочтение советским фильмам, нежели западным. Почему? Потому, что эти картины пропитаны добром. В Советском Союзе не принято было показывать плохое. Скандировалось "у нас все хорошо, наши люди самые лучшие, самые трудолюбивые, честные и т.д.", но мы сейчас не о политике, мы о том, что такая позиция руководства государства дала позитивную атмосферу. Люди росли в ауре добра. И сейчас, когда так много негатива вокруг, и на экране в том числе, так хочется вернуться в ту добрую пору. Поэтому люди и любят пересматривать те старые фильмы.

Но, какими бы ни были ваши вкусы, желаем вам получать удовольствие от просмотра кино!

Спасибо за ваше внимание к статье.

Если данная статья оказалась для вас полезной и интересной - не забудьте оценить ее (можно без регистрации), а также порекомендовать друзьям.


С современными темпами развития технологий, тема научной фантастики становится все более актуальной. Скорее всего, многим любителям литературы было бы интересно знать, что по этому поводу думали известные писатели-фантасты. Каждый из них имел свое видение о будущем человечества. Подобные произведения дают нам возможность представить, какие бесконечные возможности откроются перед людьми, когда мы раздвинем границы разума и науки. В этой статье мы рассмотрим 9 культовых научно-фантастических романов, которые уже успели пройти проверку временем.

«Машина времени», 1895 г.

Культовый роман английского писателя Герберта Уэллса «Машина времени» был издан в далеком 1895 году. Уэллс впервые ввел в фантастику концепцию путешествия во времени с использованием специального устройства. Фактически, своим романом Уэллс зародил отдельный жанр в фантастике, известный сейчас, как хронофантастика.

Сюжет романа повествует об увлекательном путешествии ученого в будущее, через 800 тысяч лет. Будущее население планеты разделилось на два вида постчеловеческих существ - морлоки и элои, которые находятся в постоянной вражде друг с другом. Новый мир представляет собой своеобразную антиутопию. Научно-технологический прогресс и современное капиталистическое общество привело к деградации человечества.

Почему стоит читать: роман «Машина времени» является культовым научно-фантастическим романом, и родоначальником жанра. Именно в этом романе впервые была рассмотрена идея путешествия во времени с помощью специальной машины.

«Я, робот», 1950 г.

«Я, робот» - сборник, состоящий из 9 научно-фантастических рассказов известного фантаста Айзека Азимова. Произведение оказало большое влияние на современную научно-фантастическую литературу. Безусловно, сборник Азимова можно назвать культовым, потому что он послужил основой для сотен романов и рассказов о роботах и их взаимодействии с человеком.

Человечество создало роботов - верных слуг и надежных помощников в будущем. Однако у нового разума появляются вопросы к его создателям, а иногда он и вовсе вступает с ними в спор. Чем это обернется для человечества, покажет только время.

«451 градус по Фаренгейту», 1953 г.

Роман-антиутопия знаменитого американского фантаста Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» стал иконой жанра фантастики. В эпиграфе говорится, что 451 °F - это температура воспламенения бумаги.

В романе описывается будущее тоталитарного общества, которое опирается на потребительское мышление. Все книги, заставляющие задумываться о жизни, сжигаются. Нестандартно мыслящие люди, хранящие такие книги, являются преступниками и караются законом. Главный герой романа работает «пожарным» и занимается тем, что уничтожает литературные произведения. При этом он считает, что выполняет свою работу на пользу человечества. Но в дальнейшем, разочаровавшись в идеалах общества, он становится ополченцем и присоединяется к группе маргиналов, которые заучивают тексты книг, чтобы сохранить их для потомков.

«2001: Космическая одиссея», 1968 г.

«2001: Космическая одиссея» - переработанный в роман литературный сценарий одноименного кинофильма режиссера Стэнли Кубрика, ставшего классикой кинофантастики. Роман рассказывает о серии встреч людей с таинственными чёрными монолитами, воздействующими на ход человеческой эволюции.

Экипаж космического корабля Дискавери должен исследовать один из таких монолитов, находящийся орбите Юпитера. Так как к тому времени люди ещё не совершали столь длительные перелёты, то было решено ввести экипаж в состояние анабиоза, а полёт доверить трём членам экипажа - двум профессиональным астронавтам и новейшему компьютеру с искусственным интеллектом. Причем об истинной цели полета знал только компьютер. На этом пути главных героев романа ждет множество неожиданных открытий.

Почему стоит читать: в своем романе Артур Кларк поднимает важные вопросы о том, кто мы, и какое место мы занимаем во Вселенной. Более того, не будет лишним почитать основу кинофильма, который регулярно включают в список лучших фантастических фильмов в истории.

«Солярис», 1961 г.

Научно-фантастический роман Станислава Лема, описывает взаимоотношения людей будущего c разумным океаном планеты Солярис. Действие романа «Солярис» разворачивается в далёком будущем. Повествование происходит от лица доктора Криса Кельвина. В романе присутствуют две сюжетные линии: пребывание Кельвина на борту исследовательской станции «Солярис» и его исследование планеты с помощью научной библиотекой на борту станции.

«Автостопом по галактике», 1979 г.

Легендарная ироническая научно-фантастическая сага английского писателя Дугласа Адамса повествует об увлекательных галактических приключениях Артура Дента и Форда Префекта. В один прекрасный день над Землей нависли гигантские космические корабли инопланетян, которые объявили, что планета подлежит сносу, а на ее месте будет проложено межзвездное шоссе. Единственным человеком, которому повезло, оказался неудачник Дент, старый друг которого случайным образом оказался инопланетянином. Сага состоит из пяти романов, а в 2005 году, по первой из книг был снят одноименный художественный фильм.

«Нейромант», 1984 г.

Роман Уильяма Гибсона «Нейромант» – известное научно-фантастическое произведение, удостоенное множества известных литературных наград. Роман Гибсона считается одним из лучших в жанре киберпанк.

Мир недалёкого будущего погружен в виртуальное пространство, а человеческие тела напичканы высокотехнологичными устройствами. Повсюду огромные мегаполисы и гигантские корпорации. Сюжет романа повествует о Кейсе, бывшем хакере, который потерял способность входить в киберпространство. Но однажды, случайным образом, его способности возвращаются, а знакомство с загадочной Молли коренным образом меняет его жизнь.

Почему стоит читать: в романе Гибсон мастерски описывает такие понятия, как искусственный интеллект, виртуальная реальность, генная инженерия, и киберпространство задолго до того, как они стали популярными в массовой культуре.

«Дюна», 1965 г.

Культовый фантастический роман «Дюна» в некотором роде является для научной фантастики тем же, что и «Властелин колец» для фэнтези.

Попавший на пустынную планету Арракис, главный герой превращается в таинственную религиозную фигуру - Муад’Диба. Он намерен отомстить за убийство своего отца, для чего развязывает революцию, в ходе которой восходит на императорский трон.

«Пикник на обочине», 1972 г.

Авторы: братья Стругацкие

Фантастический роман братьев Стругацких был впервые издан в 1972 году. Роман лидирует среди прочих произведений авторов по количеству переводов на иностранные языки (22 языка).

Действие повести происходит на Земле предположительно в 1970-е годы в городке Хармонт, в выдуманной англоязычной стране. Несколькими годами ранее в нескольких местах на планете образовались шесть «зон» - областей, в которых произошла высадка пришельцев. Главный герой романа становится сталкером, и начинает зарабатывать на жизнь тем, что выносит из Зоны артефакты, обладающие необычными свойствами, и продает их за большие деньги.

Почему стоит читать: классика советской фантастики, которая получила широкое признание, как на родине, так и за ее пределами. Станислав Лем в одном из своих интервью заявил, что роман «Пикник на обочине» - одно из лучших научно-фантастических произведений.

Список получился весьма субъективным. В нем были учтены как рейтинги известных читательских порталов, так и личные впечатления после прочтения некоторых произведений. Конечно, это не все отличные произведения в жанре научной фантастики. Поэтому вы можете написать в комментариях, какие еще, по вашему мнению, романы должны быть в списке.

Невероятные факты

Независимо от того, нравится ли вам Гарри Поттер, или же вы презираете фильмы подобного содержания, всему этому есть психологическое объяснение.

Рассел Вебстер (Russell Webster), доктор психологии в университете Канзаса, недавно пришел к выводу, что люди чувствуют фантазийные фильмы по-разному, это и объясняет, почему некоторые любят их больше других.

По данным исследования Вебстера, люди участвуют в фантазиях на разных уровнях когнитивной и эмоциональной напряженности, что и помогает определить, насколько сильно им нравится та или иная фантастическая книга или фильм. "В таких фильмах, как "Властелин колец" или "Гарри Поттер" есть множество аспектов, которые притягивают людей", - говорит Вебстер. "Фантазия – это основа, с которой человек может "работать". У вас есть фантазия, в которой позже развиваются действия, драма, отношения или что-то другое, все это человек переносит на себя".

Для исследования, Вебстер определил фантазию как тип повествования (книга, фильм или произведение искусства), которое включает в себя сверхъестественные, нереальные или невозможные аспекты. Это отличается от научной фантастики, у относящихся к которой явлений часто есть объяснения, помимо невероятной силы.

Вебстер провел два эксперимента: в одном из них присутствовало письменное повествование, в другом – визуальное повествование. В первом эксперименте участники читали отрывок, описывающий восход солнца и должны были после прочтения представить себя либо наблюдающими за ним, либо летящими к нему навстречу. Во втором эксперименте участники смотрели на одну из картин (одна из них изображала человека, парящего в небесах, другая – человека, сидящего в доме). Соответственно, их также просили представить себя на месте этих людей.

"Мы хотели посмотреть, сможем ли предсказать субъективное состояние воображения каждого из людей", - пояснил Вебстер. "Мы также оценили эмоциональное состояние людей: насколько они наслаждались увиденным, насколько они погружались в то, что видели или слышали, и как чувствовали себя после этого".

Чтобы четче понять переживания людей, Вебстер также обратил внимание на две разные черты личности: склонность к фантазированию (при этом мечты и фантазии человека более активные и более явные) и поглощение (в данном случае человека больше заботят психологические задачи). Первая черта, как правило, описывает то, что происходит у человека в голове, в то время как вторая говорит о происходящем в его душе и сердце.

Люди с ярко выраженной склонностью к фантазированию, видели больше ярких образов, но эмоциональное участие у них не было активным. Люди, которых отличает поглощение, были активнее, эмоционально задействованы в происходящем, и находились в более позитивном настроении по окончанию экспериментов.

"Удовольствие рождается в сердце", - сказал Вебстер. "Также интересно, что когда некоторые люди сообщали о видении ярких образов, это не обязательно означало тот же уровень их эмоциональной вовлеченности или говорило о том, насколько им нравился сам процесс".

Это объясняет, почему некоторым людям нравятся фантастические образы во "Властелине колец" или в других фантастических фильмах, но они не могут получить истинного удовольствия от просмотра кино.

Тип фантазийного повествования (письменная или визуальная форма) также может играть роль в удовольствии. При чтении человек должен прилагать больше усилий при воображении повествования, чем при визуальных картинках. "Визуальное повествование в данном случае гораздо легче воспринимается, особенно, когда речь идет о кино, в котором есть движущиеся изображения, действие и драма. То есть там присутствует не просто фантастический элемент".

Вебстер также обнаружил, что даже в тех ситуациях, которые не включают в себя фантастические элементы, люди все равно вставляют свои фантазии. К примеру, когда участников в первом эксперименте попросили просто представить себе, что они наблюдают за восходом солнца, они очень часто себе воображали полет к нему.

"Это показывает, что люди создают свой собственный опыт и собственные фантазии, внедряя их в свою повседневную жизнь посредством мечтаний".

Фэнтези нынче – один из самых популярных , как у писателей, так и у читателей. В чем его особенности? Каким волшебством обладают неизвестные миры, почему их хочется придумывать, почему о них хочется писать, почему о них хочется читать? Поговорим о причинах любви к жанру .

Почему нравится читать фэнтези

Причина 1: «Достали…».

Надоела обыденность, надоела серость и однообразность жизни. Неужели везде – одно и то же?.. А если в жизни не хватает сказки, неужели ее нельзя найти где-нибудь еще?.. Почему нельзя? Можно. В книгах. Купил, открыл и с головой погрузился , где есть, чего вам не хватало. Стремительный водоворот событий, волшебство, странные создания и, разумеется, настоящая дружба и великая любовь.

Действительно. Ужасы, боевики, любовные истории и детективы круглосуточно крутят по ТВ. А книги современные люди читают (не в обиду будет сказано) чаще всего не для того, чтобы пополнить запас знаний, а чтобы расслабиться, отрешиться от происходящего, забыть ненадолго о многочисленных проблемах, не думать ни о чем. Классика в данном случае подходит немногим. А современное фэнтези – как нельзя кстати. Легкое чтиво, и, кстати, на фоне проблем ваши собственные кажутся не такими уж страшными…

Причина 3: «Убить время».

Например, в метро или в автобусе. Когда впереди – рабочий день и море неотложных дел, чтобы и не скучать целый час в транспорте, и не забивать голову моралью, кошмарами, метаниями блондинки между двумя брюнетами или очередным . И на полчаса-час погрузиться в сказку.

Причина 4: «Я сам пишу в этом жанре».

Причина выделяется отдельно, потому что авторам, как правило, не приходится скучать в автобусах – они обдумывают сюжет, не приходится искать сказки в чужих выдуманных мирах – у них есть свои. Но – фэнтези они периодически читают. Кто-то из интереса – «я делаю так, а как делает он?», кто-то – боится повториться и проверяет, кто-то – из любви к искусству.

Естественно, помимо перечисленных обобщенных причин, у каждого человека есть и индивидуальные, обусловленные модой, влиянием семьи или среды. И если с тем, почему читают, мы немного разобрались, интересно узнать, почему пишут.

А действительно, почему у нетворческих людей вдруг возникает желание писать? И не просто писать – статьи или рассказы, а именно – романы, причем непременно в жанре фэнтези?

Почему хочется писать в жанре фэнтези

Причина 1: «Эврика!».

Ночь. Вам не спится. Вы ворочаетесь с боку на бок. И, чтобы избавиться от ненужных мыслей, начинаете выдумывать историю. Просто так, для себя. История получается интересной и каждой бессонной ночью обрастает новыми деталями. От желания записать, дабы не забыть, зудят руки. И .

Причина 2: «Как здорово он написал, я тоже так хочу!».

Вам в руки случайно попалась книга. Книга настолько интересная и захватывающая, что вы неделю ходите в прострации, думая лишь о ней, а под действием бессонницы выдумываете не свои истории, а добавляете подробностей к чужой. Обычно после оного появляются фанфики, но – .

Причина 3: «Да что они все об одном, да об одном!».

Вы раз за разом разочаровываетесь в книгах, вас постоянно что-то да не устраивает. Либо стиль, либо мир, либо главный герой. И вы садитесь , только для себя, где будет то, что нужно именно вам.

Почему же именно фэнтези?

Почему не современную прозу, не исторический роман, основанный на реальных событиях, почему не космическую фантастику или альтернативную историю? Почему не столь популярный иронический детектив, мистический триллер или боевик?

Причина 1: «А я люблю сказки!».

Как и тем, кто читает фэнтези из-за нелюбви к обыденности, вам тоже не хватает в жизни сказки, ярких и необычных событий. А в своем вы можете побыть в роли мага или рыцаря, и хоть там – показать себя настоящего, отрешиться от надоевшей реальности.

Причина 2: «Я без ума от эльфов!».

Или – не обязательно от эльфов. Вам просто нравятся необычные сказочные создания, а в контекст современности они, увы, не вписываются.

Причина 3: «Простор для фантазии».

Действительно, где еще можно пойти на поводу у собственных фантазий, описывая странные события и явления вроде магии, придумывая истории и легенды, а не откапывая их в книгах? И опять же – в недостоверности вас никто не уличит. Почему, в таком случае, не боевая космическая фантастика? В космической физике, технике и звездолетах еще нужно что-то смыслить…

Разумеется, у вас могут быть и свои, отличные от перечисленных причины читать или . Но наверняка и они исходят из одного истока – из любви к сказкам.

Фэнтези – жанр особенный, его вряд ли можно считать «модным», как иронический детектив или любовный роман. Этот жанр подходит, в первую очередь, для людей с пылким воображением и безграничной фантазией. И тем он и полезен.

Фэнтези-истории и за грани разумного, стирая шаблоны и меняя стереотипы. И тот, кто проникся прелестью сказки, еще не раз захочет вернуться обратно. 🙂

Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.



Читайте также: