Природно-антропогенный объект. Антропогенный объект Антропогенный объект

ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННЫЙ ОБЪЕКТ Природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение (ст.1 Закона)

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННЫЙ ОБЪЕКТ" в других словарях:

    Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;... Источник: Федеральный закон от 10.01.2002 N … Официальная терминология

    природно-антропогенный объект - Природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. [Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ … Справочник технического переводчика

    ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННЫЙ ОБЪЕКТ - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение … Юридическая энциклопедия

    См. Чрезвычаная ситуция природная. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 …

    Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - 1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также государственная регистрация прав) юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения… …

    Книга 2. Нормативные ссылки. Определения - Терминология Книга 2. Нормативные ссылки. Определения: 1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также государственная регистрация прав) юридический акт признания и подтверждения государством возникновения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде,… … Словарь черезвычайных ситуаций

    ГОСТ 17.5.1.01-83: Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения - Терминология ГОСТ 17.5.1.01 83: Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения оригинал документа: 59. Биологическая мелиорация Мелиорация, направленная на интенсивное повышение плодородия нарушенных земель, урожайности… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    У этого термина существуют и другие значения, см. Азербайджан (значения). Азербайджанская Республика Azərbaycan Respublikası, Азәрбајҹан Республикасы … Википедия

-
объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.


Смотреть значение Антропогенный Объект в других словарях

Объект — объекта, м. (латин. objectum - Предмет) (книжн.). 1. То, что существует вне нас и независимо от нас, внешний мир (филос.). Совпадение мысли с объектом есть процесс. Ленин. 2. Предмет,........
Толковый словарь Ушакова

Объект — м. латинск. предмет противопол. субъект или самость. ив м. стекло зрительной трубы, обращенное к предмету, противопол. окуляр, глазное стекло. ивные признаки, кои могут........
Толковый словарь Даля

Антропогенный Прил. — 1. Созданный человеком, возникший в результате его деятельности.
Толковый словарь Ефремовой

Антропогенный — -ая, -ое. [от греч. anthrōpos - человек и -genēs - рождающий, рождённый]. Появившийся как результат деятельности человека; порождаемый деятельностью человека. А-ое загрязнение.
Толковый словарь Кузнецова

Объект — (лат. ob ectum предмет) - предмет, составляющий часть внешнего, материального мира; предмет познания и деятельности человека, субъекта.
Политический словарь

Объект Политики — (от лат. "объектум" - предмет) - то, что противостоит субъекту политики в его деятельности, то, на что направлены усилия субъекта. К объектам политики относят политическую........
Политический словарь

Объект Политологии — - политика, политическая жизнь общества в самых разнообразных ее проявлениях.
Политический словарь

Субъект И Объект В Политике — - в политологии рефлективные понятия, обозначающие взаимодействие в политике и показывающее вектор её направленности. Объект в политике - та часть политической реальности,........
Политический словарь

Объект — -а; м. [от лат. objectum - предметный]
1. Филос. То, что существует вне нас и независимо от нас; внешний мир, действительность, на которые направлена предметно-практическая........
Толковый словарь Кузнецова

Альтернативный Дополнительный Объект — группа общественных отношений, которым причиняется вред при посягательстве на основной объект по выбору лица, совершающего преступление (ст.163 УК: основной объект -........
Юридический словарь

Антропогенный Объект — - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.
Юридический словарь

Архитектурный Объект — - по определению ФЗ "Об архитектурной деятельности" от 18 октября 1995 г. "здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного........
Юридический словарь

Объект — Заимствование из латинского, где objectum произведено от objicere – "бросать навстречу". Кроме того, в русском языке есть слово, калькирующее латинское objectum – предмет.
Этимологический словарь Крылова

Вещество, Как Объект Изобретения — - индивидуальные химические соединения, композиции и продукты ядерного превращения, характеризующиеся, в основном, качественным и количественным составом.
Юридический словарь

Видовой Объект — часть родового объекта, объединяющая общественные отношения одного вида, охраняемые уголовным законом. В основу деления разделов на главы положен видовой объект. Видовому........
Юридический словарь

Водный Объект — - сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. В. о., образующие в совокупности водный фонд........
Юридический словарь

Дополнительный Объект — общественные отношения, которым причиняется вред или создается угроза причинения вреда при посягательстве на основной объект. Например, в ст. 162 УК - при посягательстве........
Юридический словарь

Единый Водный Объект — Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Подземные воды и вмещающие........
Юридический словарь

Идентифицируемый Объект (отождествляемый) — - объект, признаки которого устанавливаются, в отношении которого решается вопрос о тождестве в каждом конкретном случае.
Юридический словарь

Идентифицирующий Объект (отождествляющий) — - объект, на котором отображены свойства идентифицируемого объекта.
Юридический словарь

Инвентарный Объект — - законченное устройство со всеми к нему приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения........
Юридический словарь

Интегральная Микросхема (как Объект Интеллектуальной Собственности) — Изделие в окончательной или промежуточной форме, предназначенное для выполнения электронной функции, в котором элементы, по меньшей мере один из которых является активным........
Юридический словарь

Необходимый Дополнительный Объект — всегда связан с причинением ему того или иного вреда, либо с угрозой причинения вреда при посягательстве на основной объект (ст. 162 УК: необходимый дополнительный объект - здоровье человека).
Юридический словарь

Непосредственный Объект — часть видового объекта, представляющая собой конкретные общественные отношения, которые нарушаются или ставятся под угрозу нарушения конкретным преступлением. выражен........
Юридический словарь

Обособленный Водный Объект (замкнутый Водоем) — - небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Водный кодекс Российской........
Юридический словарь

Общий Объект — совокупность общественных отношений, охраняемых уголовным законом. Они перечислены в ч.1 ст. 2 УК: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный........
Юридический словарь

Объект — (лат. objectum) - в экономике: предприятия, организации, средства и факторы производства, элементы социальной сферы, характеризуемые как О., в котором сосредоточена или на........
Юридический словарь

Объект Депозитарной Деятельности — - ценные бумаги, выпущенные резидентами Российской Федерации. В соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов объектом депозитарной........
Юридический словарь

Объект Добровольного Медицинского Страхования — Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.........
Юридический словарь

Объект Животного Мира — - организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция. Федеральный закон от 24.04.95 N 52-ФЗ, ст.1
Юридический словарь

от греч. anthropos - человек и genes - рождающий, рожденный) - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов (Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). А.о. не обладают свойствами, типичными и устойчивыми для природных объектов: естественный, эволюционный (не в результате человеческой деятельности) характер происхождения, нахождение в системе естественных связей с другими природными объектами. В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" антропогенные объекты наряду с природными объектами включены в понятие "окружающая среда"; отношение в научных кругах к такому факту сложилось двоякое: 1) положительное: "включение антропогенных объектов в понятие окружающей среды может иметь далеко идущие теоретические и практические последствия..." (см.: Боголюбов С.А. Новый Федеральный закон "Об охране окружающей среды" // Журнал российского права. 2002. N 6. С. 56-63.); 2) отрицательное: "исторически российское экологическое законодательство регулирует отношения, возникающие в процессе взаимодействия общества и окружающей природной среды" (см.: Васильева М.И. Модельный закон субъекта Российской Федерации "Об охране окружающей среды". 2006. N 1), а антропогенные объекты не являются объектами природы, и взаимодействие человека с антропогенными объектами не является предметом экологического права.

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

Природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Составные части природной (естественной) среды как объекта ее использования человеком:

· Природные объекты – неотделимое от природы завершенное экологическое единство, взаимодействующее с окружающей естественной и социальной средой.

· Природные ресурсы отделяемая составная часть природных объектов, обладающая полезными для человека свойствами (качествами). Это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

· Природные комплексы части природной системы, специально обособленные государством как эталон природы (уникальные, типичные). Подлежат охране. Это комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.

Основные характеристики природных благ :

· природные блага являются общественными благами и не имеют рыночной ценности . Тот факт, что многие природные блага не продаются на рынке (чистый воздух, ландшафты и пр.) является существенной сложностью для определения их экономической ценности.


· их совместное потребление – потребление общественного товара одним индивидуумом не уменьшает возможности потребления этого товара другим индивидуумом. Отсутствие конкуренции : одно и то же благо может использоваться одновременно разными индивидуумами, но полезность ни одного из них из-за этого не снижается (например, радио и телевидение)

· их неисключимость – означает, что одно лицо не может исключить другое из потребления ресурса. Потреблению общественных благ не может помешать никто из индивидуумов Например, потребление чистого воздуха одним человеком не снижает его потребления другими.

· многие экологические товары являются общественной собственностью и/или ресурсами открытого доступа . Сочетание слабых юридических прав защиты против чрезмерного использования (или полностью открытый доступ) вместе со свободным или дешевым использованием этих ресурсов приводят к сверхэксплуатации, иногда вплоть до полной деградации природного блага. Тропические дождевые леса, морское рыболовство и ассимилирующая способность морей являются примерами такой сверхэксплуатации.

С точки зрения интересов общества необходимо учитывать, что

Негативным экологическим результатом экономической деятельности является производство общественных антиблаг - различного рода загрязнений, отходов и пр. Эти антиблага являются противоположностью по отношению к полезным товарам.

Под (1) эколого-экономической системой понимается интеграция экономики и природы, представляющая собой взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование общественного производства и естественных процессов в природе.

(2) Эколого-экономическая система - система, ограниченная определенной территорией и представляющая собой часть технобиосферы, в которой природные, социальные и производственные структуры и процессы связаны взаимоподдерживающими потоками круговорота вещества, энергии информации.

Социоэкосистема (социоприродная система, социально-экологическая система) - сложный комплекс биогенных, абиогенных компонентов, а также компонентов, обеспечивающие жизнедеятельность человека, социально-экономическое и социокультурное функционирование социума (инфраструктура и т.п.).

Предмет экологического права складывается объективно, помимо воли и сознания человека. Объективность обусловлена тем, что природа удовлетворяет разнообразные интересы и потребности человека и общества. Последнее заинтересовано в адекватном регулировании своего взаимодействия с природой как минимум по двум соображениям. Первое касается собственного интереса, связанного с удовлетворением своих потребностей. Второе обусловлено знанием законов развития природы. В силу их действия человек должен охранять не только собственные интересы, но и интересы иных видов. В качестве одного из принципов проекта Международного пакта по окружающей среде и развитию сформулирован принцип уважения всех форм жизни. В российском праве этот принцип реализуется посредством регулирования охраны объектов растительного и животного мира в специальном законодательстве.

§ 3
Объект экологических отношений

Объект экологических отношений – общественно значимые природные ценности, по поводу которых складываются и регулируются в праве общественные отношения.

Специфика объекта предопределяет особенности общественных отношений, регулируемых в экологическом праве и образующих его предмет.

Отражая реализуемые на практике интегрированный и дифференцированный подходы к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, в современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов таких отношений выделяются:

окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа);

природные комплексы;

отдельные природные объекты или ресурсы.

Окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа) является интегрированным объектом, а другие – дифференцированными объектами.

Если рассматривать вопрос об интегрированном объекте в историческом аспекте, то в экологическом праве России до 90–х годов ХХ в. им была природа .


Природа (в естественно – научном смысле) – совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека.

В юридическом смысле наряду с совокупностью объектов и систем материального мира в их естественном состоянии в понятие «природа» обоснованно включаются также некоторые объекты, созданные трудом человека: искусственно насаженный лес, выращенная на рыбозаводах и выпущенная в водоем рыба, дикое животное, выпущенное в угодья для постоянного обитания. Основными критериями при определении объекта как элемента природы служат неотделимость от естественных условий, неразрывность экологических связей, неизолированность от действия стихийных сил.

Природа как совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии – это вся Вселенная, включая Землю, Солнце, космос. Но как объект отношений, регулируемых нормами экологического права, понятие «природа» ограничено пределами практического использования человеком и антропогенного воздействия на нее.

Как интегрированный объект экологических отношений понятие «природа» в современном экологическом законодательстве и праве употребляется редко. Оно необоснованно вытеснено из данной отрасли понятием «окружающая среда». К немногим законам, содержащим требования охраны природы, относится Конституция РФ, в ст. 58 на каждого возложена обязанность сохранять природу и окружающую среду.

Закон об охране окружающей среды также употребляет данную категорию как синоним природной среды. Природная среда (природа) определяется в нем как совокупность компонентов природной среды, природных и природно – антропогенных объектов.

Понятие «окружающая среда» как объект экологических отношений было заимствовано из зарубежного права, где оно имеет более широкое содержание. Как правило, там в него включаются наряду с естественными элементами объекты социальной среды, такие, например, как памятники истории и культуры. Включение в содержание окружающей среды элементов социальной среды позволяют существующие системы зарубежного законодательства.

Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно – антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

В Законе об охране окружающей среды определяются не только понятия окружающей среды, но и отдельные его составляющие (компоненты).

Компоненты природной среды – это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно – антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Обращаем внимание законодателя на научно необоснованное расширение в Законе понятия окружающей среды.

В науке интенсивно формируемого российского экологического права много внимания уделялось вопросу содержания понятия окружающей среды. Наряду с этим понятием в российском законодательстве употребляются смежные понятия: «среда обитания» (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52–ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии») и «среда жизнедеятельности» (Градостроительный кодекс РФ). Эти понятия – более широкие по содержанию в сравнении с понятием окружающей среды и корректно включают последнюю в свое содержание. Важно подчеркнуть, что понятия «среда обитания» и «среда жизнедеятельности» наряду с элементами природной среды корректно включают и объекты социальной среды. В связи с тем, что законодатель определил окружающую среду как правовую категорию, включающую наряду с природными компонентами антропогенный объект, возникают вопросы об общественных потребностях в этом, в обоснованности и главное – в наличии соответствующих правовых механизмов их охраны.

Законодатель не называет те антропогенные объекты, которые нуждаются в охране нормами экологического права наряду с природными объектами – атмосферным воздухом или водами. Известно, что человеком создан огромный ряд объектов для обеспечения своих социальных потребностей, которые не обладают свойствами природных объектов. Это, в частности, автомобиль, телефон, стул и др. Не ясно, как, с помощью каких инструментов законодатель собирается охранять их нормами экологического права и зачем?

Анализ законодательства в историческом аспекте убеждает в том, что в экологическом праве понятия «окружающая среда», «окружающая природная среда», «природная среда», «природа» тождественны. Соответственно, окружающая среда может быть определена как окружающая природная среда (природная среда, природа), т. е. совокупность природных комплексов, природных объектов и природных ресурсов, включая атмосферный воздух, воды, землю, почву, недра, животный и растительный мир, а также климат и околоземное космическое пространство, в их взаимосвязи и взаимодействии.

Хотя в законодательстве об окружающей среде понятие «природа» почти не употребляется, отношения по поводу использования и охраны природы фактически регулируются посредством регулирования использования и охраны ее комплексов, отдельных объектов или ресурсов. В науке экологического права высказываются обоснованные предложения об отказе от употребления в российском праве понятия окружающей среды в пользу понятия «природа» .

Природные комплексы – естественные экологические системы и иные совокупности природных объектов и ресурсов – являются самостоятельным объектом экологических отношений, регулируемых нормами экологического права.

Природными комплексами являются особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, национальные парки, курорты и др.), специальные зоны и иные охраняемые территории (водоохранная зона, санитарно – защитная зона, территории традиционного природопользования и др.), внутреннее море, континентальный шельф, свободная экономическая зона, экологически неблагополучные территории и др. К несомненным достоинствам современного этапа развития экологического законодательства относится, в частности, принятие ряда федеральных законов, регулирующих общественные отношения по поводу природных комплексов.

Отдельными природными объектами и ресурсами, по поводу которых складываются общественные отношения, регулируемые в законодательстве, являются земля, почвы, недра, воды, атмосферный воздух, леса и растительный мир вне лесов, животный мир, околоземное космическое пространство. В качестве самостоятельных объектов регулирования в законодательстве и праве выделяются части отдельных природных объектов (ресурсов) – озоновый слой, редкие и находящиеся под угрозой уничтожения виды растений и животных, климат как режим погоды, характерный для определенной местности.

Природный объект – вся совокупность вещества природы одного вида – земли, недр, вод, атмосферного воздуха, лесов и дикого растительного мира вне лесов, дикого животного мира и др. – в глобальном или в национальном масштабе.

Природный ресурс – более узкое понятие по сравнению с природным объектом – это часть природных объектов, используемых человеком для удовлетворения своих потребностей.

К примеру, животный мир весьма разнообразен. Это – рыбы, охотничья дичь, комары и пр. Все виды в совокупности образуют животный мир как природный объект. При этом животный мир как природный ресурс образуют лишь виды, которые используются человеком. Интересно, что к объектам охраны по Закону РСФСР «Об охране природы в РСФСР» (1960) относилась лишь полезная дикая фауна.

Для создания оптимального правового механизма обеспечения рационального использования и охраны природных объектов (ресурсов) они классифицируются на исчерпаемые и неисчерпаемые; возобновимые и невозобновимые; восполнимые и невосполнимые. С учетом специфических характеристик того или другого природного ресурса законодатель устанавливает правовые требования по его использованию и охране.

Является ли объектом экологических отношений человек? В законодательстве прямого ни положительного, ни отрицательного ответа на него нет. В доктрине экологического права этому вопросу также мало пока уделяется внимания. Однако, основываясь на анализе действующего российского законодательства об окружающей среде, можно утверждать, что человек также может быть отнесен к объектам охраны. Человек – органический элемент природы. С учетом специфики его организма он так же экологически зависим от состояния воды, атмосферного воздуха, как зависимы от них олень или полевой цветок. Без воды погибает и человек, и цветок. В загрязненной среде деградирует и человек, и олень. В той степени, в какой человек своим здоровьем и жизнью связан экологически с природной средой, он – часть природы и, соответственно, один из объектов ее охраны. Подтверждением тому являются положения законодательства о нормировании предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воде, атмосферном воздухе и почве и нормировании предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных воздействий на окружающую среду. Нормативы ПДК и ПДУ устанавливаются на уровне, отвечающем интересам охраны здоровья человека и растительного и животного мира.

Будучи существом биосоциальным, человек и его интересы выступают одновременно в экологическом праве как объекты опосредованной охраны. Речь идет об имуществе человека, которое может пострадать от вредного воздействия загрязненного воздуха, воды или почвы. Так, могут пострадать сельскохозяйственные посевы, домашние животные, здания, сооружения. Соответственно, каждый человек имеет право на возмещение ущерба, причиненного его имуществу экологическим правонарушением.

§ 4
Методы правового регулирования экологических отношений

Метод правового регулирования – это совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущих нормам права данной отрасли .

Метод правового регулирования можно также определить как устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, по обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. В науке и в праве выделяется ряд методов – императивный, диспозитивный, стимулирования и др. В экологическом праве эти методы используются иногда в сочетании друг с другом.

Суть административно – правового метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях – между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве административно – правовой метод опосредуется в специфических формах – нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он проявляется в установлении уполномоченным государственным органом допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями – природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, в дозволении на принятие решения о строительстве, например, высокоскоростной магистрали Санкт – Петербург – Москва (лишь при положительном заключении государственной экологической экспертизы), запрете ввоза в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, применения мер юридической ответственности и др.

Гражданско – правовой метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско – правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

В условиях перехода к рыночной экономике, в связи с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства гражданско – правовой метод применяется в данной отрасли права все более широко.

Метод стимулирования заключается в установлении в законодательстве положений, направленных на стимулирование субъектов экологического права (как правило, природопользователей) в инициативном порядке принимать и осуществлять меры по эффективному исполнению требований экологического законодательства. К таким положениям относится, в частности, установление платы за негативные воздействия на состояние окружающей среды; установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект; освобождение от налогообложения определенных субъектов (или объектов), например экологических фондов, особо охраняемых природных территорий; применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды.

§ 5
Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Иногда ее называют суперотраслью, так как она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, – земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.

Комплексный характер отрасли экологического права определен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т. д. Так, в гл. 26 Уголовного кодекса РФ регулируется уголовная ответственность за экологические преступления. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования». Налоговый кодекс РФ регулирует взимание так называемых экологических налогов (гл. 25.1, 25.2, 26 и др.).

С учетом комплексного характера рассматриваемой отрасли права встают два принципиальных вопроса: какие иные отрасли права должны регулировать экологические отношения и в какой степени? Эти вопросы существенны потому, что их решение предопределяет масштабы и эффективность экологической функции государства.

Общее правило, касающееся экологизации «иного» законодательства, регулирующего общественные отношения, затрагивающие экологические права и интересы общества, заключается в следующем. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом Конституция РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Из этого конституционного положения следует вывод, что в процессе развития и совершенствования каждой отрасли российского законодательства законодательная власть должна предусматривать характерные для каждой из них правовые меры по обеспечению корректного отношения общества к природе с учетом интересов как самой природы в силу ее самоценности, так и человека, исходя, в частности, из необходимости и возможности обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Что же мы понимаем под экологическим правом? Содержание этого понятия следует определить с позиций современной теории права и с учетом того, что право призвано послужить средством построения в России правового государства. При этом нужно принять во внимание ряд обстоятельств. В теории право рассматривается как совокупность правовых норм, общественных отношений и правовых идей. Рассматривая закон в качестве основного источника права, право в правовом государстве не может быть безразличным к содержанию закона. С этих позиций закон может быть правовым (если отвечает идеям права) и неправовым (когда он им не отвечает). То же следует сказать об иных источниках права – подзаконных актах. При этом имеются в виду некоторые фундаментальные подлинно правовые идеи – свободы, равенства и справедливости. Поскольку идея как основа права носит субъективный характер, она обладает лишь властью авторитета . Поэтому право включает в качестве своего элемента идею, получившую нормативное закрепление.

Роль права как регулятора поведения реализуется через воздействие правовых норм на конкретные общественные отношения, образующие предмет данной отрасли.

Формирование экологического права как комплексной отрасли наложило отпечаток и на механизм действия его норм . Основными его элементами являются экологическое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, лицензирование, экономические меры, сертификация, аудит, контроль, а также применение мер юридической ответственности, предусматриваемых трудовым, административным, уголовным и гражданским правом.

Экологическое право – совокупность основанных на эколого – правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц и конкретных правоотношений в данных сферах.



Читайте также: