Характерные черты науки. Объективность, глубина познания, количество исследователей, влияние на общественное сознание и полезность. Каковы основные черты большой науки? Каковы основные черты большой науки кратко

С превращением науки в непосредственную производи­тельную силу связан переход от «малой науки» к «большой науке», становящейся ведущим фактором развития общест­венного производства.
Вошедший в мировой обиход термин «большая наука» ученые характеризуют как новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, теоретических и при­кладных исследований и разработок. Массовый характер приобретает привлечение ученых в производственные лабо­ратории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потреб­ностями времени. Эти потребности являются постоянным источником новых идей, указывающих пути научно-техни­ческого прогресса (НТП) - единого, взаимообусловленного поступательного развития науки и техники.
Приведем некоторые данные, характеризующие совре­менную науку. В начале XX в. в мире было 100 тыс., а в конце века - свыше 5 млн научных работников. Такие вы­сокие темпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современ­никами.
Мировая научная информация в XX в. удваивалась за 10-15 лет, постоянно издается несколько сотен тысяч жур­налов (около 10 тыс. в 1900 г.), 90% всех предметов, соз­данных человеком и окружающих нас, придуманы в XX в. Объем мирового промышленного производства в конце XX в. был в 20 раз выше, чем в начале века.
В рамках «большой науки» оформилась классическая схема перехода от идеи до конечного продукта, от появле­ния нового знания до его практического использования. Эта схема такова: фундаментальная наука - прикладная наука - опытно-конструкторские разработки. Затем новый продукт внедряется в массовое производство. Так наука наряду с генерированием новых знаний стала генерировать новые технологии. Принцип единства истины и пользы по­лучил дальнейшее развитие.
Наибольшую значимость приобретают исследования, на­правленные на обеспечение инновационного развития. Инновация - это нововведение, т. е. создание, использова­ние и распространение новых средств, продуктов, процессов: технических, экономических, культурных, организацион­ных.
Приведем некоторые примеры исследовательских реше­ний важных проблем постиндустриального общества. Открытия в электронике, оптике, химии позволили создать и развить мощнейшую систему печатных и электронных средств массовой информации, оказывающих глубочайшее воздействие (позитивное и негативное) на умы и чувства личности, на жизнь человечества.
Сравнительно недавно слово «лазер» мало кто знал. Но после открытий, сделанных лауреатами Нобелевской пре­мии А. М. Прохоровым и Н. Г. Басовым, оно стало извест­но многим. Разработка проблем, связанных с лазером, его многообразным применением в биологии, астрономии, сред­ствах связи и других сферах, потребовала перехода на со­вершенно новые технологии, которые прежде не существо­вали ни в одной стране мира.
Содружество фундаментальных, прикладных наук и про­изводства обеспечило успех таких крупнейших инноваций, как атомная энергетика, космонавтика, создание электрон­но-вычислительных машин, информатика.
Исследования ученых дают основание выделить, кроме функций, наиболее общезначимые черты современной на­уки. Одной из них, по оценкам ряда ученых, стала все охватностъ науки. «Наука, - говорил естествоиспытатель, член Петербургской академии наук К. М. Бэр, - вечна в своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, неизмерима по своему объему, бесконечна по своей задаче». Нет такой области, которая могла бы на длительное время отгородиться от нее. Все, что происходит в мире, подвластно наблюдению, рассмотрению, исследованию. Это положение, по мнению других ученых, имеет ограничения. Вторжение науки в ряд областей может вызвать негативные последствия. Сюда можно отнести по­пытки клонирования человека, ряд исследований в области биотехнологий. Поэтому, считают сторонники этой точки зрения, на некоторые направления научных поисков должен быть наложен запрет.
Другая черта науки - она принципиально не завершена. Осознание незавершенности науки способствует появлению различных научных школ, гласной и негласной конкурент­ной борьбе за эффективное и быстрое проведение исследова­ний.
Продуктивное развитие науки требует оптимального со­четания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учеными (напри­мер, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и не­большой группой исследователей. Здесь особенно важна инициатива ученого, его озарение. Поиск нового, соединен-
ный с талантом, - важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований совре­менной эпохи требует организации больших коллективов и вдумчивой координации исследований, а также наличия оборудования, созданного на основе высоких технологий.
Современная наука дифференцированна. Она насчиты­вает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообра­зием явлений изучаемого наукой реального мира, ростом информации, специализацией ученых по сужающимся ис­следовательским областям. Дифференциация научного зна­ния должна сочетаться с его интеграцией. «Растекание реки знаний неизбежно, - писал отечественный ученый, академик Н. Н. Моисеев, - оно диктуется необходимостью высокого профессионализма, детальных знаний... но в не меньшей степени нужны и интеграционные исследования, поскольку необходим комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий син­теза знаний».
В минувшем веке отечественная наука заняла лидирую­щие позиции в мире по ряду ведущих направлений: косми­ческие исследования, квантовая физика, математика и др.
В последние десятилетия российская наука испытывает значительные трудности: недостаточное финансирование, устаревшее оборудование, низкая оплата труда ученых, отток кадров в зарубежные страны. Предприниматели, государст­венные структуры не обеспечивают быстрого и эффективно­го использования новейших инновационных разработок рос­сийских ученых. Все это ведет к тому, что Россия в сфере мировой науки утрачивает ранее завоеванные позиции. Пре­одоление этих трудностей - ближайшая задача государст­ва, коллективов ученых и общества в целом. Главное - по­высить эффективность науки, усилить ее роль в создании инновационных продуктов, координировать деятельность научных учреждений и вузов, увеличить финансирова­ние науки, обеспечить существенное повышение зарплаты ученых, создать благоприятные условия для привлечения молодежи в науку. Полезно сблизить интересы бизнеса и прикладной науки: наука должна удовлетворять производ­ственные запросы крупных фирм, а они - пополнять ее бюджет.
Современное общественное развитие свидетельствует о том, что наука формирует перспективные направления раз­вития цивилизации и концентрирует на них собственные силы. Свидетельство тому - переход к постиндустриально­му, информационному обществу, который был бы невозмо­жен без новейших научных достижений.


Рассматривая такое многогранное явление, как наука, можно выделить три его функции: отрасль культуры; способ познания мира; специальный институт (в это понятие входит не только высшее учебное заведение, но и научные общества, академии, лаборатории, журналы и т.п.).

Как и другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты.

Универсальность — сообщает знания, истинные для всего универсума при которых они добыты человеком.

Фрагментарность — изучает не бытие в целом, а различные фрагменты; сама же делиться на научные дисциплины.

Общезначимость — получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки — однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.

Систематичность — наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

Незавершенность — хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.

Преемственность — новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.

Критичность — готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты.

Достоверность — научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным правилам.

Внеморальность научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относится либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.

Рациональность — получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений.

Чувственность — научные результаты требуют проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Кроме того, науке характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура.

Характерные черты науки

О таком многофункциональном явлении как наука можно сказать, что это: 1) отрасль культуры; 2) способ познания мира; 3) специальный институт (в понятие института здесь входит не только высшее учебное заведение, но и наличие научных обществ, академий, лабораторий, журналов и т.

По каждой из данных номинаций наука соотносится с другими формами, способами, отраслями, институтами.

Для того, чтобы эти взаимоотношения прояснить, нужно выявить специфические черты науки, прежде всего те, которые отличают ее от остального. Каковы они?

2. Наука ФРАГМЕНТАРНА - в том смысле, что изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины.

Вообще понятие бытия как философское не применимо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.

4. Наука ОБЕЗЛИЧЕННА - в том смысле, что ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

Наука СИСТЕМАТИЧНА - в том смысле, что она имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

6. Наука НЕЗАВЕРШЕННА - в том смысле, что хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.

Наука КРИТИЧНА - в том смысле, что всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.

9. Наука ДОСТОВЕРНА - в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.

Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.

Наука и религия

В науке преобладает разум, но и в ней имеет место вера, без которой познание невозможно - вера в чувственную реальность, которая дается человеку в ощущениях, вера в познавательные возможности разума и в способность научного знания отражать действительность. Без такой веры ученому трудно было бы приступить к научному исследованию. Наука не исключительно рациональна, в ней имеет место и интуиция, особенно на стадии формулирования гипотез.

С другой стороны, и разум, особенно в теологических исследованиях, привлекался для обоснования веры, и далеко не все церковные деятели соглашались с афоризмом Тертуллиана: «Верую, потому что абсурдно».

Научная картина мира, ограничиваясь сферой опыта, не имеет прямого отношения к религиозным откровениям, и ученый может быть как атеистом, так и верующим.

Другое дело, что в истории культуры известны случаи резких конфронтации между наукой и религией, особенно в те времена, когда наука обретала свою независимость, скажем, во времена создания гелиоцентрической модели строения мира Коперником. Но так не обязательно должно быть всегда.

Наука и философия

Вообще говоря, это не обязательно. Можно верить, что Некто или Нечто передает людям чувственную информацию, а ученые считывают, группируют, классифицируют и перерабатывают ее. Эту информацию наука рационализирует и выдает в виде законов и формул вне отношения к тому, что лежит в ее основе.

Поэтому ученый может вполне быть как стихийным материалистом или идеалистом, так и сознательным последователем какой-либо философской концепции. Такие ученые, как Декарт и Лейбниц, были также и выдающимися философами своего времени.

Характерные черты (свойства) науки

1. У ниверсальна — она сообщает знания, которые являются истиной для всех, с учетом условий, при которых они получены

2. Фрагментарна — она изучает бытие не в целом/общем, а отдельные свойства/параметры, делится на отдельные дисциплины

Общезначима — получаемые ею знания пригодны для всех людей, а язык науки однозначен

4. Наука обезличена — на конечный результат личные качества ученого не влияют

Систематична- имеет определенную структуру, не является несвязным собранием каких-либо частей

6. Не завершена — научное знание полученное на определенном этапе не может достичь абсолютной истины

Преемственна- новые получаемые знания согласуются со старыми знаниями, полученными ранее

8. Критична — она всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты

Достоверна — её выводы требуют, допускают и проходят проверку, по определенным правилам, которые ею сформулированы

10. Внеморальна -научные истины нейтральны в морально этическом плане, а нравственные оценки относятся к самому ученому

11. Рациональна — она получает знания на основе рациональных подходов и законов логики и доходит в конечном итоге до формулирования теорий и положений, выходящих за рамки эмпирического уровня (Предмет исследования науки характеризуется со стороны внешних связей и проявлений, которые доступны живому созерцанию, а также экспериментальных данных) эмпирич.-факт

12. Чувственна — её результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, только после этого они признаются достоверными

Для науки характерны свои особые методы и структура исследований, также характерны язык, аппаратура.

Именно этим определяется специфика научного познания и значение науки. Наука отличается от мифологии, мистики, религии, философии, искусства, идеологии, техники — она представляет собой теоретическое познание действительности.

Естествознание — это раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создание теорий или эмпирических обобщений, которые описывают природные явления.

Предмет естествознания-это факты и явления, которые воспринимаются органами чувств

Основной принцип естествознания заключается в том, что знания о природе должны допускать, предполагать эмпирическую проверку, то есть решающим аргументом в принятии или непринятии истины является опыт

Предыдущая1234567Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Характерные черты науки

О таком многофункциональном явлении как наука можно сказать, что это: 1) отрасль культуры; 2) способ познания мира; 3) специальный институт (в понятие института здесь входит не только высшее учебное заведение, но и наличие научных обществ, академий, лабораторий, журналов и т. п.).

По каждой из данных номинаций наука соотносится с другими формами, способами, отраслями, институтами. Для того, чтобы эти взаимоотношения прояснить, нужно выявить специфические черты науки, прежде всего те, которые отличают ее от остального.

Каковы они?

1. Наука УНИВЕРСАЛЬНА - в том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

2. Наука ФРАГМЕНТАРНА - в том смысле, что изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины. Вообще понятие бытия как философское не применимо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.

Наука ОБЩЕЗНАЧИМА - в том смысле, что получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык - однозначный, поскольку наука стремится как можно более четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в самых разных уголках планеты.

Наука ОБЕЗЛИЧЕННА - в том смысле, что ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

5. Наука СИСТЕМАТИЧНА - в том смысле, что она имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

Наука НЕЗАВЕРШЕННА - в том смысле, что хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.

7. Наука ПРЕЕМСТВЕННА - в том смысле, что новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями.

8. Наука КРИТИЧНА - в том смысле, что всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.

Наука ДОСТОВЕРНА - в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.

10. Наука ВНЕМОРАЛЬНА - в том смысле, что научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.

Наука РАЦИОНАЛЬНА - в том смысле, что получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

12. Наука ЧУВСТВЕННА - в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.

Эти свойства науки образуют шести диалектических пар, соотносящихся друг с другом: универсальность - фрагментарность, общезначимость - обезличенность, систематичность - незавершенность, преемственность - критичность, достоверность - вне-моральность, рациональность - чувственность.

Кроме того, для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура.

Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.

Наука и религия

Остановимся более подробно на соотношении науки и религии, тем более, что существуют различные точки зрения по данной проблеме. В атеистической литературе пропагандировалось мнение, что научное знание и религиозная вера несовместимы, и каждое новое знание уменьшает область веры, вплоть до утверждений, что поскольку космонавты не увидели бога, то стало быть его нет.

Водораздел между наукой и религией проходит в соответствии с соотношением в этих отраслях культуры разума и веры.

В науке преобладает разум, но и в ней имеет место вера, без которой познание невозможно - вера в чувственную реальность, которая дается человеку в ощущениях, вера в познавательные возможности разума и в способность научного знания отражать действительность.

Без такой веры ученому трудно было бы приступить к научному исследованию.

Наука не исключительно рациональна, в ней имеет место и интуиция, особенно на стадии формулирования гипотез. С другой стороны, и разум, особенно в теологических исследованиях, привлекался для обоснования веры, и далеко не все церковные деятели соглашались с афоризмом Тертуллиана: «Верую, потому что абсурдно».

Итак, области разума и веры не разделены абсолютной преградой. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке - на эмпирическую реальность, в религии - преимущественно на внечувственное.

Научная картина мира, ограничиваясь сферой опыта, не имеет прямого отношения к религиозным откровениям, и ученый может быть как атеистом, так и верующим. Другое дело, что в истории культуры известны случаи резких конфронтации между наукой и религией, особенно в те времена, когда наука обретала свою независимость, скажем, во времена создания гелиоцентрической модели строения мира Коперником.

Но так не обязательно должно быть всегда.

Существует еще и область суеверий, которая не имеет отношения ни к религиозной вере, ни к науке, а связана с остатками мистических и мифологических представлений, а также с различными сектантскими ответвлениями от официальной религии и бытовыми предрассудками.

Суеверия, как правило, далеки и от подлинной веры и от рационального знания.

Наука и философия

Важно правильно понимать и взаимоотношения науки с философией, поскольку неоднократно, в том числе и в недавней истории, различные философские системы претендовали на научность и даже на ранг «высшей науки», а ученые не всегда проводили границу между своими собственно научными и философскими высказываниями.

Специфика науки не только в том, что она не берется за изучение мира в целом, подобно философии, а представляет собой частное познание, но также и в том, что результаты науки требуют эмпирической проверки.

В отличие от философских утверждений они не только подтверждаемы с помощью специальных практических процедур или подвержены строгой логической выводимости, как в математике, но и допускают принципиальную возможность их эмпирического опровержения. Все это позволяет провести демаркационную линию между философией и наукой.

Ученых порой представляли в качестве так называемых «стихийных материалистов» в том плане, что им присуща изначальная вера в материальность мира.

Вообще говоря, это не обязательно. Можно верить, что Некто или Нечто передает людям чувственную информацию, а ученые считывают, группируют, классифицируют и перерабатывают ее.

Эту информацию наука рационализирует и выдает в виде законов и формул вне отношения к тому, что лежит в ее основе. Поэтому ученый может вполне быть как стихийным материалистом или идеалистом, так и сознательным последователем какой-либо философской концепции. Такие ученые, как Декарт и Лейбниц, были также и выдающимися философами своего времени.

Функции науки. Специфические черты науки

2. Мировоззренческая
3.

Прогностическая

Суть прогностической функции науки состоит в том, чтобы предвидеть последствия изменения окружающего мира. Наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.
5. Социальная сила

Специфические черты науки:

Универсальность

Фрагментарность - наука изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины. Понятие бытия как философское не применимо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая - это определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.

Общезначимость

Безличность

Систематичность

Незавершенность

Преемственность

Критичность

Достоверность

Внеморальность

Рациональность

Чувственность

Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.

Естествознание и его роль в культуре

Культура выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей.Именно естествознание и функционирующие на его основе технические науки в значительной мере обеспечивают человека базовыми знаниями о том, как в современных условиях достигается удовлетворение физиологических и защитных потребностей.

Естествознание является не только составной частью культуры, но и важнейшим ее источником.Именно естествознание во все века создавало условия для формирования и сохранения цивилизации, передачи добытых знаний — и во временной перспективе, и внутри современного ему общества. Именно естествознание вместе с техническими науками решало все насущные задачи человечества в процессе его развития. Главным фактором обновления производства в настоящее время и получения прибыли становится человек, его интеллектуальные (интеллект — способность рационального мышления) и творческие возможности.

Как следствие, в обществе повышается роль естественнонаучных знаний, способных воздействовать на производство.

Уровни научного исследования

Два уровня познанияэмпирический и теоретический. Они осуществляются с помощью наблюдений и экспериментов, а также гипотез, законов и теорий.

Существуют еще метатеоретические уровни научного познания в философии, которые представлены философскими установками научных исследований и зависят от стиля мышления ученого. Эмпирический ур .-. на первом месте-фактический материал, который тщательно изучается и анализируется и на этой основе делаются систематизации и обобщения полученных результатов.

Этот уровень оперирует чувственными методами и изучаемый объект отображается, прежде всего, во внешних проявлениях, которые доступны созерцанию. Признаки- сбор фактов, их описание, систематизация и обобщение данных в виде классификации. Теоретический ур .- делает свои выводы на основании отражения явлений со всех сторон, включая и внутренние связи и закономерности, а также внешние показатели, получаемые эмпирическим путем.

Научное познание в этом случае осуществляется с помощью понятий, умозаключений, законов, принципов и т.д. и получается объективным и конкретным, более полным и содержательным. Приемы абстрагирования, создания идеальных условий и мыслительных конструкций, анализа и синтеза, дедукция и индукция вместе взятые делают познание направленным на достижение объективной истины, существующей вне зависимости от деятельности познающего субъекта.

Понятие «псевдонаука»

Псевдонаука - совокупность убеждений о мире, ошибочно рассматриваемая как основанная на научном методе или как имеющая статус современных научных истин».

Следует отличать псевдонауку от неизбежных научных ошибок и от паранауки как исторического этапа развития науки. Главное отличие науки от псевдонауки (ненауки) - повторяемость результатов. Характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются:

  • Игнорирование или искажение фактов , известных автору теории, но противоречащих его построениям
  • Нефальсифицируемость (несоответствие критерию Поппера), то есть невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), один из принципиально возможных результатов которого противоречил бы данной теории;
  • Отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к «интуиции», «здравому смыслу» или «авторитетному мнению»
  • Использование в основе теории недостоверных данных (т.е.

не подтверждённых рядом независимых экспериментов (исследователей), либо лежащих в пределах погрешностей измерения), либо недоказанных положений, либо данных, возникших в результате вычислительных ошибок. К данному пункту не относится научная гипотеза, чётко определяющая базовые положения;

  • Введение в публикацию или обсуждение научной работы политических и религиозных установок .

Этот пункт, впрочем, требует внимательного уточнения, так как иначе Ньютон, например, попадает в разряд лжеученых, причём именно из-за «Начал», а не из-за позднейшей теологии.

Более мягкой формулировкой этого критерия «ненаучности» могла бы быть принципиальная и сильная невычленимость научного содержания работы из прочих её составляющих. Впрочем, для современной науки принято, как правило, автору самостоятельно вычленять научную составляющую и публиковать её отдельно, не смешивая явно с религией или политикой.

Типы научных теорий.

1)Логико-математические — не опирающиеся на опыт.

В частности, неинтерпретированные аксиоматические теории ничего о мире не утверждают. Например, понятия «точка», «прямая», «плоскость» ничего не значат сами по себе. А, например, в физике, получив интерпретацию, они имеют некий смысл.

Наример, прямая — луч света.

2)Эмпирические — опирающиеся на опыт.

3)Описательные — упорядочение, систематизация фактов. Описывают определенную группу объектов. Теория Дарвина, Павлова и т. д.

4)Гипотетико-дедуктивные — основанные на общих положениях, из которых выводятся частные.

Пример: механика Ньютона.

Материя и её свойства

Все на свете состоит из материи. Материя образована из атомов. Полное отсутствие материи называется вакуумом. Материя существует в трех основных состояниях- твердом, жидком и газообразном.

Состояние материи способно изменяться: твердое тело может стать жидкостью, а жидкость - газом и т.д. Одно из главных свойств материи - ее состояние.

Другое свойство- это вид атомов, из которых она состоит. Атомы одного вида называются химическим элементом. Третье свойство- плотность-это количество материи, содержащееся в определенном объеме.

Функции науки. Специфические черты науки

1. Познавательно-объяснительная заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития.
2. Мировоззренческая помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение
3. Прогностическая Суть прогностической функции науки состоит в том, чтобы предвидеть последствия изменения окружающего мира. Наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений.

При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.

4. Производственная(катализатор развития) Непосредственная производительная сила Ускоряет процесс совершенствования производства.
5. Социальная сила Наука включена в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук (решением глобальных проблем, разработка ЕЭС)

Специфические черты науки:

Универсальность - научные знания истинны для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

Научные законы действуют во всей Вселенной, как, например, закон всемирного тяготения.

Фрагментарность - наука изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины.

Понятие бытия как философское не применимо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая - это определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.

Общезначимость - научные знания пригодны для всех людей; язык науки - однозначно фиксирующий термины, что способствует объединению людей.

Безличность - ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

Например, в законе всемирного тяготения нет ничего от личности Ньютона.

Систематичность - наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

Незавершенность - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.

Преемственность - новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями.

Критичность - наука готова поставить под сомнение и пересмотреть свои (даже основополагающие) результаты.

Внутринаучная критика не только возможна, но необходима.

Достоверность - научные выводы требуют, допускают и проходят в обязательном порядке проверку по определенным сформулированным правилам.

Внеморальность - научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к его применению.

Рациональность - наука получает знания на основе рациональных процедур.

Составными частями научной рациональности выступают: понятийность, т.е. способность определять термины путем выявления наиболее важных свойств данного класса предметов; логичность - использование законов формальной логики; дискурсивность - способность раскладывать научные утверждения на составные части.

Чувственность - научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Эти свойства науки образуют шесть диалектических пар, соотносящихся друг с другом: универсальность - фрагментарность, общезначимость - безличность, систематичность - незавершенность, преемственность - критичность, достоверность - внеморальность, рациональность - чувственность.

Кроме того, для науки характерны свои, особые методы и структура исследований, язык, аппаратура.

Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.

Наука – сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение предметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей.

Наука – одна из форм общественного сознания. За две с половиной тысячи лет своего существования нау­ка превратилась в сложное, системно организованное образова­ние с четко просматриваемой структурой. Основными элемен­тами научного знания являются:

1) твердо установленные факты;

2) закономерности, обобщающие группы фактов;

3) теории, как правило, представляющие собой системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности;

4) методы как специфические приемы и способы исследования реальности, исходящие из особенностей и закономерностей изу­чаемых объектов;

5) научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.

Выделяют следующие функции современной науки :

1) описательная – выявление существенных свойств и отношений действительности;

2) систематизирующая – встраивание объективных знаний в систему;

3) объяснительная – объяснение сущности изучаемого явления, причин его возникновения и развития;

4) производственно-практическая – возможность применения полученных знаний на практике;

5) прогностическая – возможность научного предвидения явлений в будущем;

6) мировоззренческая – внесение полученных знаний в существующую картину мира.

Соотношение науки и вненаучного знания. Общее доверие к науке настолько велико, что мы порой просто отождествляем по­нятия «знание» и «научное знание», считая их почти синонимами. Но это существует немало видов знания, источником которых явля­ется не наука, а житейский опыт, эстетические впечатления, религиозное откровение и т.д. Выделяют следующие формы вненаучного знания:

1) ненаучное , понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

2) донаучное , выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

3) паранаучное , несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом; оно включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

4) лженаучное , сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;

5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения (лысенковщина, шельмование генетики, кибернетики и т.п.);


6) антинаучное , утопичное и сознательно искажающее представление о действительности;

7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс;

8) обыденно-практическое знание - элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой является опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его первой особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств. Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер. Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, лишь фиксируют его факт, но никак не прописывают теорию обыденного знания;

9) игровое познание , которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Оно носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения;

10) личностное знание ставится в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности.

11) народная наука , которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее являлась привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода. Как правило, народная наука существует и транслируется от наставника к ученику в бесписьменной форме. Иногда можно выделить ее конденсат в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр.

12) вера - важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и эле­мент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосред­ственном, не требующем доказательства принятии тех или иных положе­ний, норм, истин. Вера проявляется в состоя­нии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения, требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит.

Научное знание отличается от других форм познания следующими признаками :

1) научное знание характеризуется систематичностью , а также логической выводимостью одних знаний из других;

2) объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их свое­образные аналоги - идеализированные объекты (например, точка, прямая в геометрии, идеальный газ, абсолютно черное тело в физике);

3) важным признаком научного познания является осознанный контроль над самой процедурой получения нового знания, фикса­ция и предъявление строгих требований к методам познания;

4) научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка , четко фиксирующего смысл и значение по­нятий;

5) научное знание претендует на общеобязательность и объективность открываемых истин, т.е. их независимость от познаю­щего субъекта, безусловную воспроизводимость;

6) наука изучает не все явления подряд, а только те, которые повторяются, и поэтому ее главная задача - искать законы , по ко­торым эти явления существуют.

В различные периоды истории наблюдалось различное сочетание и соподчинение науки с различными сферами человеческой деятельности. В античный период наука была частью философии и выступала в комплексе со всеми формами общественного сознания. В Средние века наука находилась под властью религии, которая значительно сдерживала ее развитие. В эпоху Возрождения наука начинает бурно развиваться, но сохраняет за философией место ведущего элемента в мировоззрении.

В XIX в. в связи с успехами естествознания наука начала доминировать в культуре и мировоззрении. Тогда же между наукой и философией разгорелся конфликт, который продолжается до настоящего времени. Суть конфликта – борьба за право обладать истиной в последней инстанции. В XIX в. наука, не осознавая своих границ, пыталась дать ответ на все вопросы бытия. Так возникла идеология сциентизма как веры в науку как единую непререкаемую истину.

Антисциентисты считают, что наука (научное познание), безусловно, является одной из форм по­стижения бытия, но она выражает собой лишь ог­раниченное, по сравнению с философией, знание, так как она не каса­ется бытия в целом. Наука не может претендовать на «чистое» описание мира уже потому, что она, как и любая конструктивная деятельность разума, базируется на определенных ценностях и представляет собой прежде всего особую мировоззренческую ориентацию. В основе этой ориентации лежит предпо­сылка о полном постижении мира с помощью конкретно-научных мето­дик. Но ни о какой полноте постижения бытия здесь и речи быть не может, так как оно всегда предметно ограничено. Таким образом, согласно антисциентизму , наука – лишь одно из средств упорядочивания (конструирования, интерпрета­ции) мира.

Классификация наук. К настоящему времени наука превратилась в весьма слож­ную, многоплановую и многоуровневую систему знаний. Главный способ ее организации - дисциплинарный. Вновь возникающие отрасли научного знания всегда обособлялись по предметному признаку - в соответствии с вовлечением в процесс познания новых фрагментов реальности. Вместе с тем в системе «разделения труда» научных дисциплин есть и небольшой «привилегированный» класс наук, выполняющих интегрирующие функции по от­ношению ко всем прочим разделам научного знания, - математи­ка, логика, философия, кибернетика, синергетика и т.д. Их пред­метная область предельно широка, как бы «сквозная» для всей системы научного знания, что позволяет им выступать в роли ме­тодологической основы научного познания.

По предметному своеобразию все научные дисциплины де­лятся на три большие группы: естественные, общественные и технические.

Предметная область естественных наук (физики, химии, био­логии, геологии и др.) охватывает все доступные человеку при­родные процессы, протекающие независимо от воли и сознания людей.

Общественные науки имеют дело с той частью бытия, которая включает все проявления социальной жизни: деятельность людей, их мысли, чувства, ценности, возникающие социальные органи­зации и институты и т.д. В совокупности общественных наук принято выделять соци­ально-научные и гуманитарные дисциплины . Разделение это не строгое и не однозначное, но тем не менее имеющее под собой серьезное основание.

Социально-научные системы знания (эконо­мика, социология, политология, демография, этнография, антро­пология) ориентируются на стандарты естественных наук. Эти науки предпочитают иметь дело с количественными (математически выразимыми) методами иссле­дования. Эмпирической (фактической) базой гуманитарных наук яв­ляются, как правило, тексты (в широком смысле этого слова) - исторические, религиозные, философские, юридические, рисован­ные, пластические и т.д. Поэтому методы гуманитарно-научного знания диалогичны: исследователь текста ведет своеобразный диа­лог с его автором. Рождающиеся в результате такого диалога ин­терпретации текстов, т.е. устанавливаемые смыслы зафиксирован­ных в них проявлений жизнедеятельности людей, не могут, разу­меется, быть строго однозначными.

В дисциплинарной структуре научного знания особое место занимают науки технические . К ним относятся электротехника, электроника, радиотехника, энергетика, материаловедение, металлургия, химические технологии и др. Предмет их исследований - техника, технология, материалы, т.е. вещная и процессуальная сто­роны человеческой деятельности. Главной особенностью технических наук считается то, что конечной их целью выступает не по­знание истины о природных процессах, а эффективное использо­вание этих процессов в производственной и иной деятельности человека. Поэтому большая часть технического знания может быть отнесена к разряду прикладного , которое принято отличать от зна­ния фундаментального .

Соотношение фундаментальных и прикладныхнаукобычно выражают противопоставлением «знания, что» «знанию, как». За­дача прикладных наук - обеспечить практическое применение фундаментального знания, довести его конечный продукт до по­требителя.

Каковы основные черты большой науки?

    Большая наука характеризуется тем, что она умозрительна в первую очередь, то есть много теоретических рассуждений, гипотез, теорий. И только спустя какое-то время некоторые моменты опускаются до прикладного уровня.

    Большая наука не ограничивается только сбором научного материала: производится систематизация этого материала, выдвигаются гипотезы, при необходимости строятся математические модели, гипотезы и математические модели проверяются опытным путм.

    Большая наука занимается фундаментальными вопросами мироздания. Ее достижения, в отличии от прикладной науки, могут быть применены на практике как через год, так и через век. А некоторые - никогда. Например, теория струн.

    Большая наука, как мне кажется, это те научные области, которые непосредственным образом способны изменить мир. Скажем, работа над альтернативными энергоресурсами, поиск антиматерии, поиск конце вселенной или первопричины всего бытия.

    В понятие большая наука можно внести неоднозначный смысл.Наверное, каждый человек понимает ее по своему. Если рассматривать этот термин как соединение многих наук,то к основными чертам можно отнести подробное или поверхностное изучение вопросов тех наук, что входят в так называемый состав большой науки. А если понимать этот термин как что то архисерьезное, то основными чертами большой науки является глубокое изучение (во всех смыслах)вопросов, с вытекающими ответами на поставленные задачи,используя всевозможные методы и накопленные ранее знания

    Большая наука, если рассматривать ее не с организационной точки зрения, это тот фундамент, базис, из которого далее вырастают новые научные направления, которые, в свою очередь, имеют прикладной характер и могут быть тесно связаны с жизнедеятельностью людей.

    Большие научные открытия - это цель большой науки.

    Такие понятия, как малая наука и большая наука, были впервые рассмотрены в курсе лекций американского ученого Колумбийского университета Дерека Джона де Солла Прайса, издавшего в 1963 году книгу под названием Малая наука, Большая наука в издательстве Колумбийского университета. Эта книга положила основу науковедения - науки о науке.

    Основная мысль книги в том, что в истории науки были два периода: малая наука с древних времен и большая наука, когда появились научные общества, научные школы и научные учреждения, а наука стала профессиональным видом деятельности.

    Наука - это сфера деятельности человека, направленная на непрерывный сбор фактов о действительности, критический анализ, выработку теоретических знаний, их систематизацию и постоянное обновление.

    Основные черты большой науки можно было видеть в современном обществе с начала XХ века.

    Основная черта большой науки - наличие научных обществ и научных учреждений. Наука стала управляемым профессиональный процессом человеческой деятельности.

    Истина - это то, что можно проверить и подтвердить на практике. Эксперимент, практика являются критерием истины. Один опыт - не опыт. Для подтверждения истины необходимо проведение не менее трех опытов.

    Для стандартизации научного метода необходимо воспроизведение разработанной методики в разных лабораториях и разными экспериментаторами.

    Основные черты современной большой науки:

    • наличие разделения и кооперации научного труда;
    • наличие научных учреждений, экспериментального и лабораторного оборудования;
    • наличие методов научно-исследовательской работы;
    • наличие понятийного и категориального аппарата (в каждой науке свои понятия и категории);
    • наличие стройной системы научной информации;
    • наличие базы ранее полученных и накопленных научных знаний.
  • Большая наука ориентирована на принципиально новое, ей чуждо слепое поклонение старому. В ней есть ясное понимание того, что имеющееся знание верно в определенных границах и не является абсолютным. Она не ориентируется на сиюминутную прибыль.

    Большая наука занимается глобальными, а не второстепенными вопросами. Достижения Большой науки применяются не всегда сразу после открытия. Иногда для реализации могут понадобиться годы подготовки.

    Я полагаю, что основные черты следующие.

    Во-первых, так называемая Большая наука является локомотивом для всей науки в целом, открывает новые горизонты для науки прикладной.

    Во-вторых, она требует немалых денежных вливаний и как правило финансируется государством или венчурными фондами.

    В-третьих, результаты фундаментальных исследований более инерционны и меньше подвержены конъюнктуре и динамическим изменениям.

  • Каковы основные черты большой науки?
  • Основные черты современной большой науки: 1)
    наличие разделения и кооперации научного труда; 2)наличие научных учреждений, экспериментального и лабораторного оборудования; 3)наличие методов научно-исследовательской работы; 4)наличие понятийного и категориального аппарата (в каждой науке свои понятия и категории); 5)наличие стройной системы научной информации; 6)наличие базы ранее полученных и накопленных научных знаний.
  • 1)Охарактеризуйте социальный, национальный и конфессиональный состав населения в нашей стране(Беларусь).
    2)Назовите основные черты белорусской социально-экономической модели развития. Каковы приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь начале 21 в. ? Назовите основные факторы устойчивого развития нашей страны.
    3)каковы основные направления инновационного развития Республики Беларусь на современном этапе? Какие факторы обеспечивают успешное инновационное развитие нашей страны? Охарактеризуйте вклад науки и образования в инновационное развитие страны.
  • 1. В нашей стране проживает около 9, 6 млн. человек. По численности населения Республика Беларусь занимает пятое место среди стран СНГ. Средняя плотность населения 48 человек на 1 кв. км. – примерно такая же, как и во многих других европейских странах.
    Примерно 74% населения нашей страны проживает в городах, соответственно 26% – это сельское население. Городское население сосредоточено в 112 городах и 96 поселках городского типа. 13 городов имеют население более 100 тысяч человек; в столице нашей страны г. Минске проживает около 1 млн. 800 тысяч граждан. На 1000 мужчин приходится около 1145 женщин; в группах старше 50 лет эта разница возрастает.
    Наша страна является этнически неоднородной. По данным переписи 1999 года в стране проживают представители более 130 национальностей. 81% граждан Республики Беларусь признали себя белорусами, 11% – русскими, почти 4% – поляками, 2% украинцами, 0, 3% – евреями
  • . В каком веке зародилась современная наука? Какие науки тогда появились?
    2. Классификация наук
    1-По предмету и методу познания- науки о природе, об обществе, о познании, технические науки, математика
    2-По связи с практикой- фундаментальные (отсутствует прямая ориентация на практику) и прикладные (результаты научного познания применяются для решения производственных и социальных проблем)
    3. Что, по мнению А. Смита, является вершителем всех действий учёного?
    4. Приведите пример вреда научного открытия?
    5. Каковы основные черты большой науки?
    6. В чём состоит связь науки и образования?
    7. Цель общенациональной образовательной программы в России в нач. 21 века
    8. Почему образование является национальным богатством страны?
    9. В чём заключается особенность непрерывного образования?
    !
  • 4. Пример вреда-создание атомной бомбы. С одной стороны-это был прорыв в науке, а с другой-эта бомба представляла (да и представляет сейчас) огромную угрозу всему человечеству.
    8. Образованный человек в наше время-очень важный для государства ресурс. (Интеллектуальный ресурс). Образованный человек способен с помощью своих способностей внести свой вклад в развитие любой сферы деятельности, например, в науку или экономику и т. д. И для государства очень плохо, если страну покидают образованные люди.
    9. Непрерывное образование-это образование через всю жизнь. То есть в наше время образование не ограничивается только школой или университетом. В наше время у человека есть достаточно возможностей для самообразования, поэтому люди могут получать знания не только в молодости, а на протяжении всей жизни. Допустим, посещать какие-нибудь курсы, изучать иностранный язык и т. д.
  • 1. Какие признаки характерны для нации как наиболее развитой формы общности людей?
    2. Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
    3. Раскройте функции исторической памяти и национального самосознания в формировании и сплочении в современной жизни нации.
    4. Oxaрактеризуйте основные черты cовpeмeннoгo межнациональнoгo сотрудничества.
    5. Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?
  • 1) Кореная территория, общий язык, культура, экономическая и политическая деятельность, схожесть менталитета, осознание себя как общность.

    2) принятие, понимание иного образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований без чувства дискомфорта

    3) Посмотрите в интернете, сейчас не могу найти книгу, откуда бы точно ответила.

    5) неравномерное развитие, несовпадение территориальных границ, социальные противоречия, ущимление прав малых народов,

  • ! Вопрос: Что такое свободная торговля и каковы ее основные черты.
  • Свободная торговля - торговля без импортных тарифов и количественных ограничений, за исключением строго определенных случаев, когда они могут вводиться.

    1)массовое распространение продуктов.

    2)ассортимент любых товаров.

    3)вмешательсво государственных органов не такое большое, как в командной торговле.

  • Что означает свободная торговля и каковы ее основные черты?
  • Свободная торговля-направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике,
    провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частно-предпринимательскую сферу жизни общества. На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левые партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.
    2-как противники свободной торговли, конкуренции и политики укрепления внутреннего рынка. (импорт был
    предельно ограничен)
    3Цена выше, качество лучше, упаковка прочнее и эстетичнее (товары не Китая и Турции). Предпочтение-импорт.

    Свободная торговля-направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике,

    Провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частно-предпринимательскую сферу жизни общества. На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левые партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.

  • ОТВЕТЬТЕ ХОТЯ БЫ НА ОДИИН. . ОЧЕНЬ
    1. Почему человек вынужден выбирать способы использования ресурсов для удовлетворения своих потребностей?
    3. Что помогает производителю рационально решать основные вопросы экономики? В чем состоит принцип "невидимой руки" рынка?
  • На 4 вопрос

    Наличие основной доли частной собственности на средства производства в национальном хозяйстве страны (более 50%);
    спрос на товары, продукты и услуги со стороны потребителей;
    предложение товаров, продуктов и услуг со стороны производителей;
    свободные цены на товары и услуги;
    конкуренция на основе взаимодействия спроса и предложения;
    правовое (законодательное) обеспечение рыночных механизмов;
    демократизация общества, предоставление всем гражданам права на предпринимательскую деятельность в любой сфере экономики.

  • 1. Почему человек вынужден выбирать способы использования ресурсов для удовлетворения своих потребностей?
    2. Какая экономическая система обеспечивает более эффективное распределение ограниченных ресурсов и почему?
    3. Что помогает производителю рационально решать основные вопросы экономики? Вчем состоит принцип "невидимой руки" рынка?
    4. Каковы характерные черты рыночной экономики?
  • 1. Для того, чтобы не исчерпать эти ресурсы, чтобы человек не остался без своих портебностей. нужно выбирать такие способы, чтобы и удолетворить человеческое благо и не исчерпать русурсы. Таким образом, получается, что специальные оюди выроботали такую туктику: что делать некоторые (которые действильно ценные) вещи, дорогими, чтобы не каждый человек мог себе такое позволить, и вот так ресурсы не исчерпываются.

    2. Товарная экономика

  • Русский историк и философ Л. П. Карсавин о философии истории.

    Философия истории определяется тремя основными своими задачами. Во-первых, она исследует первоначала исторического бытия, которые вместе с тем являются и основными началами исторического знания, истории как науки. Во-вторых, она рассматривает эти основоначала в единстве бытия и знания, т. е. указывает значение и место исторического в целом мира и в отношении к абсолютному Бытию. В-третьих, задача ее заключается в познании и изображении конкретного исторического процесса в его целом, в раскрытии смысла этого процесса. Поскольку философия истории ограничивает себя первою задачею, она является «теориею» истории, т. е. теориею исторического бытия и теориею исторического знания. Поскольку она преследует решение второй задачи, она -философия истории в узком и специальном смысле термина «философия». Наконец, в области, определенной третьей задачей, она предстает перед нами как метафизика истории, причем, конечно, в термине «метафизика» мною не мыслится отвлечение от конкретной эмпирии, но - конкретное познание исторического процесса в свете наивысших метафизических идей.
    С первого же взгляда очевидна глубокая органическая, нерасторжимая связь проблем теории истории и философии истории. Невозможно определить основоначала истории иначе, как чрез отношение их к основоначалам бытия и знания вообще, а следовательно - и без уяснения связи их с Бытием абсолютным. Всякий теоретик истории, если только он искусственно не замыкает себя в круг вопросов так называемой технической методологии, неизбежно должен выяснить: в чем заключается специфичность исторического бытия и существует ли эта специфичность, каковы основные категории исторического познания, основные исторические понятия, те же ли они, что и в области познания природы, или другие, и т. д. Все это делает настоятельно необходимым рассмотрение теоретико-исторических и философско-исторических проблем во взаимосвязи.
    Вопросы и задания: 1) В чем, по мысли автора, состоят задачи философии истории? Как вы понимаете смысл каждой из задач? 2) Как соотносятся историческое бытие и историческое знание? 3) Какую задачу призвана решать философия истории в узком смысле? 4) Почему автор объединяет рассмотрение теоретических и философских проблем истории? 5) Какова связь изучения конкретного исторического процесса и философии истории? 6) К какой из задач философии истории можно отнести вопросы, рассмотренные в данном параграфе?

  • Узнать то с чего всё началось мыслено решить разобрать решение и дать истину такой какова на самом деле а не с каких либо точек задача же сего лишь для того что мир на столько смешан и не каждому сие понравится но истина есть истина она не меняется сама меняется лишь её прочтение


  • Читайте также: