Периодизация всемирной истории медицины. Периодизация и хронология всемирной истории медицины. Значение медико-гигиенических знаний в жизни первобытного населения современной территории Республики Беларусь

Современная периодизация всемирной истории и истории медицины. 1 страница

I период: История первобытного общества, продолжи­тельность от 2 млн. лет тому назад до IV тысячелетия до н.э. - 20 000 веков.

II период: История древнего мира, продолжительность от IV тысячелетия до н.э. до середины I - го тысячелетия н.э., - 40 веков.

III период: История средних веков, продолжительность от 476 г., до 1640 г. - 12 веков.

IV период: История нового времени, продолжительность от 1640 года до 1918 г. - 3 века.

V период: История новейшего времени, продолжительность с 1918 г. до настоящего времени, меньше 1 века.

ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

История. История первобытной эры изучает человеческое общество от возникновения человека (более 2 млн лет тому назад) до формирования первых цивилизаций (IV тысячелетие до н. э.). По своей продолжительности первобытная эра охватывает более 99% всей истории человечества. Первобытно-общинный строй является универсальным: через него прошли все народы нашей планеты без исключения.

Периодизация и хронология первобытной эры и первобытного врачевания. В истории первобытной эры выделяют три этапа: становление первобытного общества (свыше 2 млн лет тому назад - ок. 40 тыс. лет тому (назад), расцвет первобытного общества (ок. 40 тыс. лет тому назад - X тысячелетие до н. э.) и разложение первобытного общества (с X-V тысячелетий до н. э.).

Соответственно историческим этапам условно определяются три периода в развитии первобытного врачевания:

1) становление человека, первобытного общества и первобытного врачевания, когда происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения);

2) врачевание в период расцвета первобытного общества, когда развивалось и утверждалось целенаправленное применение эмпирического опыта коллективного врачевания в социальной практике;

3) врачевание в период разложения первобытного общества, когда вместе с зарождением классов и частной собственности шло становление культовой практики врачевания (зародившейся в период поздней родовой общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания (как коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателя).

Источники по истории первобытной эры и первобытного врачевания . Достоверные научные знания о врачевании первобытной эры базируются на данных археологии и этнографии, палеопатологии и палеоботаники, палеоантропологии и палеопсихологии.

Данные археологии. Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры.

Данные палеопатологии Палеопатология изучает патологические изменения останков первобытного человека, точнее, его скелета. До возникновения палеопатологии, которая как наука сформировалась около ста лет тому назад, бытовало представление о том, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживались весьма образованные люди, например Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого, века» на заре человечества. Некоторые болезни человека, такие как силикоз или лучевая болезнь, безусловно, являются продуктом ноосферы и связаны с деятельностью человеческого разума. Но это справедливо лишь в отношении ограниченного числа заболеваний. Тем не менее данные палеопатологии в определенной степени способствовали ее опровержению. Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут на себе неизгладимые следы травматических повреждений и тяжелых болезней (таких как артриты, опухоли, туберкулез, искривления позвоночника, кариес зубов и др.). В 1892 г. во время археологических раскопок близ селения Триниль на о. Ява голландский врач и анатом Ю. Дюбуа (Eugene Dubois) обнаружил левую бедренную кость древнейшего человека - питекантропа. Во Франции в пещере Ла Шапель-о-Сен найден скелет древнего человека- неандертальца (Homo neanderthalensis), шейные позвонки которого срослись в единую кость (свидетельство артрита).

Палеопатология позволила также определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: она не превышала 30 лет. До 50 лет (и более) доживали в исключительных случаях. Первобытный человек погибал в расцвете сил, не успевая состариться, погибал в борьбе с природой, которая была сильнее его.

Данные письменных источников Первобытная эра является бесписьменным периодом истории человечества. В силу неравномерности исторического развития переход к классовому обществу и связанное с ним развитие письменности у разных народов происходили не одновременно. Это позволило народам, раньше овладевшим письменностью, оставить многочисленные письменные свидетельства: своих соседях, еще не создавших письменности.

Данные этнографии Этнографические исследования врачевания апополитейных первобытных обществ (т. е. первобытных обществ доклассовой, эры) весьма затруднены я возможны лишь на основе археологических исследований. В то же время исследование более ноздних - синполитейных первобытных обществ (т. е. первобытных обществ классовой эры, современных изучавшим их ученым) дает богатый этнографический материал о первобытном врачевании.

СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ПЕРВОБЫТНОГО ВРАЧЕВАНИЯ

(более 2 млн лет тому назад - ок. 40 тыс. лет тому назад)

Становление человеческого общества. Переход от ближайших предков человека (австралопитеков) к подсемейству гоминид (т. е. людей) - длительный эволюционный процесс, который протекал в течение миллионов лет и завершился, как показывают археологические исследования, на рубеже третичного и четвертичного периодов. В установлении границы между животным миром и человеком существуют два подхода: антропологический и философский. В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие человека, его морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяется гоминидной триадой:

1) прямохождением, или бипедией;

2) свободной кистью с противопоставляющимся большим пальцем, способной к тонким трудовым операциям;

3) относительно крупным высокоразвитым мозгом.

В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека- его орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения.

Одной из важнейших проблем антропогенеза является вопрос о месте формирования человека - прародине человечества. Ч. Дарвин (Darwin Ch., 1809- 1882) выдвинул предположение о том, что прародиной человечества является Африканский континент, где обитают наиболее близкие к человеку антропоиды- шимпанзе, и горилла. Археологические исследования последних десятилетий подтверждают идею об Африканской прародине человечества. Тем не менее в современной исторической науке существуют две гипотезы: моногенизма и полигенизма. Согласно гипотезе моногенизма (которой придерживается большинство исследователей) человечество произошло из одного ограниченного очага земного шара - высокогорных районов Восточной и Южной Африки (некоторые ученые связывают этот процесс с повышенным фоном радиации в высокогорной Африке в целом). Гипотеза полигенизма допускает существование нескольких центров формирования человека - в Африке и Азии.

Зачатки врачевания Формирующееся человеческое общество прошло в своем развитии две основные стадии: эпоху древнейших людей - архантропов (ок. 2 млн лет тому назад - 300/200 тыс. лет тому назад) и эпоху древних людей - палеоантропов (неандертальцев) (ок. 300/200 тыс. лет тому назад - 40/35 "тыс. лет тому назад). Древнейшие люди (архантропы) были прямоходящими и вели кочевой или полукочевой образ жизни. Они изготовляли простейшие орудия труда из камня, дерева и других природных материалов; занимались собирательством, рыболовством и охотой, создавали первые жилища и добывали огонь высеканием и трением, стали поддерживать его в очаге. Орудийная деятельность способствовала формированию у архантропов примитивной членораздельной речи, зачатков языка, развитию мышления и первобытного сознания. Представление о том, что древнейшие люди употребляли в пищу (и для, лечения недугов) только растения, весьма устарело. Археологические исследования последних лет показали, что уже ближайшие предки древнейших людей - австралопитеки - наряду с собирательством занимались охотой на мелких и крупных животных, т. е. были всеядными. Следовательно, тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов и частей животных и использовать их в борьбе со своими недугами. Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах. Находка Э. Дюбуа на о. Ява подтверждает этот вывод: без поддержки коллектива сородичей тяжелобольной индивид, по всей вероятности, хромой, с ограниченными возможностями самозащиты, неизбежно должен был бы погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Следовательно, становление социальных отношений проходило на самых ранних этапах развития человеческого общества. Однако на этом этапе истории еще не было погребений и связанных с ними религиозных представлений, культа умерших и магических действий. Это объясняется тем, что абстрактное мышление у архантропов было развито еще недостаточно. Древние люди (палеоантропы) - предки человека современного вида - жили в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они создали высокую каменную культуру; занимались коллективным целенаправленным собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживая огонь в очаге, они использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников, шкуры которых шли на изготовление одежды и утепление жилищ. Благодаря этому человек неандертальского вида не только пережил резкое ухудшение климата (в Европе) и последующий ледниковый период, но и расселился в обширных районах Евразии.

Люди неандертальского вида стали производить первые захоронения умерших. Древнейшие из них (сделанные 70/50 тыс. лет тому назад) обнаружены в. пещерах Ле Мустье и Ла Феррасси (на территории Франции), в Киик-Коба в Крыму (ныне территория СНГ), в пещере Шанидар (на территории Ирака) и других районах расширявшейся ойкумены. Появление захоронений свидетельствует о развитии у древних людей (периода перехода от первобытного человеческого стада к раннепервобытной родовой общине) начальных абстрактных представлений о посмертной жизни, культа умерших, обрядов - т. е. о формировании абстрактного мышления и окончательном выделении человека, из животного царства как существа социального. Это подтверждается также значительным уменьшением каннибализма и более частыми находками скелетов тяжело больных древних людей, которые могли выжить, только находясь под защитой коллектива сородичей и получая достаточное количество пищи, которую сами они не добывали. Так, в пещере Ла Шапель (на территории Франции) обнаружен скелет мужчины-палеоантропа, который умер в возрасте около 45 лет, будучи полным калекой " (деформирующий артрит позвоночника, артрит нижней челюсти и перелом бедра). В пещере Шанидар обнаружено девять скелетов тяжело больных древних людей, захороненных в период, от 70 до 44 тыс. лет тому назад.

Археологические и палеопатологические исследования в пещере Шанидар, проводимые под руководством американского археолога Р. С. Солецки (Solecki R. S.), представили также первые достоверные сведения о целенаправленном использовании первобытным человеком лекарственных растений. Анализ многочисленных проб почвы из захоронения мужчины Шанидар-IV показал, что он был погребен на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов восьми видов. Среди них были тысячелистник (Achillea), золототысячник (Centaurium), крестовник (Senecio), эфедра (Ephedra), алтей (Althaea) . из семейства мальвовых (Malvaceae), растение рода Muscary из семейства лилейных (Liliaceae) и др. Все они были связаны в букетики и разложены на уровне торса и у основания стоп. Растения перечисленных видов и по сей день произрастают в Северном Ираке. Причем некоторые из них обнаружены в горах Загроса, на достаточно большом расстоянии от пещеры Шанидар. По-видимому, сородичи специально посещали склоны далеких гор, намеренно собирая эти целебные растения.

Открытие «цветочных людей» (как назвал их Р. С. Солецки) было сделано в I960 г. Это первое и пока единственное достоверное свидетельство использования лекарственных растений древними гоминидами неандертальского вида.

ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРИОД РАСЦВЕТА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

(ок. 40 тыс. лет тому назад - X тысячелетие до н. а.)

Расцвет первобытного общества начался в эпоху верхнего палеолита. К этому времени окончательно завершился процесс антропогенеза, значительно расширилась ойкумена. Развитие первобытного коллективизма, орудийной техники, изобретение лука и стрелы (XIV-VII тысячелетия до н. э.) обусловили дальнейший подъем производительных сил и совершенствование организации человеческого общества, т. е. социальных отношений. В период расцвета первобытного общества это выразилось в возникновении общинно-родового строя сначала в форме ранней родовой общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем - в форме более развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов. Ранняя родовая община охотников, собирателей и рыболовов (эпоха верхнего палеолита и частично мезолита) была вполне сформировавшимся человеческим обществом.

Наряду с первобытным коллективизмом одной из ведущих характеристик рода является однолинейный (унилинейный) счет родства. Исторически представления о родстве по материнской линии сложились раньше, чем представления о родстве отцовском; этим объясняется тот факт, что на ранних стадиях социогенеза кровное родство устанавливалось между потомками одной матери, т. е. матрилинейно (матрилинейная организация рода).

Развитая (поздняя) родовая община земледельцев и скотоводов (мезолит, неолит) характеризуется прежде всего переходом от присваивающего хозяйства к производящему - земледелию (с IX-III тысячелетий до н. э.) и разведению домашних животных (с VIII-III тысячелетий до н. э.). По мнению большинства исследователей, земледелие зародилось в регионе Восточного Средиземноморья и на территории современных государств Ирак и Иран. Это подтверждают археологические исследования и фотоснимки, сделанные из космоса. В период поздней родовой общины были одомашнены собака, овца, коза, бык и лошадь; изобретены керамика, прядение и ткачество, колесный транспорт и парусная лодка; освоено строительство зданий из кирпича и подземная добыча камня. К концу периода (IV тысячелетие до н. э.) из живописи начала развиваться рисуночная письменность - пиктография. Врачевание в этот период истории человечества развивалось в тесном взаимодействии как с рациональными, так и с иррациональными представлениями об окружающем мире. Результатом рационального миросозерцания были положительные знания и приемы врачевания. Богатый материал для их реконструкции дают исследования традиционной медицины синполитейных обществ аборигенов Австралии, Америки, Океании, живших в недавнем прошлом, по археологической терминологии, в каменном веке. Так, аборигены Австралии, широко используя флору и фауну своего континента, применяли для лечения нарушений пищеварения касторовое масло, эвкалиптовую смолу и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали глину.

Первобытные врачеватели владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; применяли «шины» при переломах; умели делать кровопускания, используя колючки и шипы растений, рыбью чешую, каменные и костяные ножи. Однако эмпирические знания первобытного человека, полученные в результате практического опыта, были еще весьма ограниченными. Первобытный человек не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий, понимать явления окружавшей его природы. Его бессилие перед природой порождало фантастические иррациональные представления об окружающем мире. На этой почве уже в период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия), которые отразились и на приемах врачевания.

Тотемизм (алгонкинск. от-отем - его род) - вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалипт). Тотему не поклонялись, его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней. Тотемизм явился идеологическим отражением связи рода с окружающей его естественной средой. Ранней родовой общине был свойствен главным образом зооморфный тотемизм, т. е. почитание животных.

Фетишизм (португ. fetico - амулет, талисман) - вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда (например, особо удачное копье), плодоносящие деревья или полезные предметы обихода, т. е. имела вполне материальную основу. Впоследствии фетиши стали изготовляться специально в качестве культовых предметов и получили идеалистическое толкование. Так появились амулеты и талисманы (от чумы, холеры, ранения в бою и т. п.).

Анимизм (лат. anima, animus - душа, дух) - вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы. Полагают, что эти представления связаны с ранними формами культа умерших.

Магия (грея, mageia - колдовство) - вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Не понимая еще истинной связи событий и явлений природы и превратно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек пытался с помощью специальных приемов (магических действий) вызвать желаемый результат (изменения погоды, удачу на охоте или выздоровление от болезни).

Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия - врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Сначала культовая практика не составляла секрета: простые церемонии и ритуалы мог совершать каждый. Со временем развитие верований и усложнение ритуалов потребовали определенной специализации. Круг лиц, способных их усвоить, резко сужался, и культовые действия стали совершаться старейшинами рода или наиболее умелыми общинниками.

В конце позднего палеолита в глубинах пещер стали создаваться специальные святилища, на стенах которых изображались и «служители культа». Наибольшей известностью среди них пользуется небольшое полихромное изображение «колдуна» (так назвали его ученые) в пещере Трех братьев во Франции - полусогнутая фигура с длинным хвостом, ногами человека и лапами зверя, длинной бородой и оленьими рогами.

Окончательно первобытная культовая практика оформилась в период развитой родовой общины, когда зооморфный тотемизм предков-животных постепенно трансформировался в антропоморфный тотемизм и культ предков-людей - покровителей рода (предков-мужчин - при переходе к патриархату и предков-женщин - при переходе к матриархату).

Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга порой понималось как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Подобные толкования оказали влияние и на приемы врачевания, целью которых стало изгнание духа болезни из тела больного. В ряде случаев это «изгнание» осуществлялось вполне естественными средствами. Так, аборигены Америки высасывали «дух болезни» при помощи полого рога буйвола (прототип современных банок). У многих народов было принято кормить больного горькой пищей, неприятной для «вселившегося духа» (в ее состав входили и лекарственные средства). Однако в целом стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики - шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.

К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная по археологическим данным с XII тысячелетия до н. э. (мезолит), - ее стал производить лишь человек современного вида - Homo sapiens.

Первый трепанированный череп ископаемого человека на нашей планете был найден в Латинской Америке - в районе г. Куско (на территории Перу) в 1865 г. Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на территории Перу показал, что в большинстве случаев (около 70%) трепанации заканчивались успешно, о чем свидетельствует образование костной мозоли по краям отверстий. Отсутствие костной мозоли говорит о том, что человек умер во время или вскоре после операции.

Причина трепанации -вопрос до сих пор дискуссионный. Большинство ученых полагает, что чаще она производилась в ритуальных целях: отверстие, как правило, делалось в стереотипных зонах мозгового черепа. Возможно, первобытный человек надеялся, что через отверстие в черепе дух болезни легко сможет - покинуть тело больного.

В то же время существует другая точка зрения, которая допускает, что трепанации в первобытную эру чаще проводились после травматического повреждения мозгового черепа и связаны с удалением костных осколков. Обе точки зрения имеют право на существование. Однако для истории: медицины принципиально важен сам факт успешной (пережитой) трепанации, что свидетельствует о реальности удачных оперативных вмешательств на мозговом черепе, которые имели место уже в периоды поздней родовой общины и разложения первобытного общества.

ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

(с 10 тысячелетия до н. э.)

Разложение первобытно-общинного строя началось в X-V тысячелетиях до н. э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств. Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: патриархат и матриархат, которые развивались параллельно. Важнейшим событием в области культурного развития человечества в конце первобытной эры явилось изобретение в IV тысячелетии до н. э. иероглифической письменности. В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась помощь раненым общинникам во время участившихся войн. К числу оперативных методов врачевания, которые производились в синполитейных племенах, находившихся на стадии разложения первобытного общества, относятся ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение.

В период разложения первобытного общества становление классового неравенства вело к внутриплеменному расслоению, усилению племенной организации, а следовательно, и к укреплению культа племенных покровителей и религиозных представлений. Это обусловило появление профессиональных служителей культа. Сфера их деятельности включала: сохранение и передачу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и т. п. Часто основным их занятием было врачевание.

Знахарь прекрасно знает флору и фауну окружающей местности, более чем кто-либо из соплеменников, он посвящен в законы и обычаи племени, незыблемо хранит их и передает по наследству. Подготовка знахарей велась индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени.

ВРАЧЕВАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

ВРАЧЕВАНИЕ В ШУМЕРЕ (III тысячелетие до н. э.)

История С глубокой древности, земли Месопотамии населяли два народа: шумеры, которые занимали Южное Двуречье и около 3000 г. до н. э. создали первые в Месопотамии, города-государства, и их северные соседи - племена восточных семитов, которые со второй половины III тысячелетия до н. э. стали называться аккадцами (по названию главного их поселения - г. Аккаде). Расцвет шумеро-аккадской культуры приходится на вторую половину III тысячелетия до н. э. Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, прокладывали каналы и орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали шедевры ювелирного искусства, сочиняли музыку и слагали стихи. Они заложили первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и создали первую в истории человечества письменность - клинопись. Создание письменности обусловило появление школ, которые в Шумере были светскими. Они назывались «домами табличек» - э-дубба (аккад. e-dub-da). Сведений о преподавании медицинских знаний в шумерских школах в настоящее время не имеется.

Развитие медицинских знаний При археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов- Ниппура (в 160 км от современного Багдада) в 1889 г. была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Ее текст записан на шумерском языке в конце III тысячелетия до н. э. Таким образом, это древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания и одновременно древнейшая «фармакопея» в истории человечества. Анализ текста этой таблички показал, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору («манна») и т. д. В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т. е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т. п. Шумерский врачеватель, составивший табличку из Ниппура, в своей практике исходил из эмпирического опыта - в ней нет ни единого слова о богах или демонах; она не содержит заклинаний или заговоров, которые встречаются в медицинских текстах древней Месопотамии более позднего периода. Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст ее предельно лаконичен. К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться. Сведущий врачеватель, по всей вероятности, знал это, тем более что в тот период истории Месопотамии значительный объем знаний продолжал передаваться устно; записывались лишь конкретные, точные сведения, возрастающий объем которых человеческая память уже не могла удержать.

Одна из месопотамских табличек сохранила оттиск печати шумерского врачевателя Ур-лугаль-эдинне, жившего в г. Лагаш в XXIV в. до н. э. На ней изображены инструменты для врачевания и сосуды для лекарств. Печать в древнем Шумере имел каждый свободный человек. Она представляла собой маленький резной цилиндрик из камня с отверстием по продольной оси, через которое продевался шнурок. Носилась она на шее и всегда имелась при себе. При составлении важных документов печать прокатывалась по влажной глиняной табличке и выполняла в древнем Шумере функции появившейся позднее подписи.

В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т. п. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят (одной из причин этого обычая было предупреждение вшивости, т. ё. педикулеза).

ВРАЧЕВАНИЕ В ВАВИЛОНИИ И АССИРИИ

(II тысячелетие - середина I тысячелетия до н. э.)

История Вавилонское царство достигло наивысшего расцвета и могущества в старовавилонский период во времена Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) - одного из наиболее выдающихся правителей древности, который объединил под своей властью разрозненные земли Двуречья и создал могущественное государство, включавшее всю Нижнюю и большую часть Верхней Месопотамии. Они достигли больших успехов в сельском хозяйстве и гончарном деле, в изготовлении тканей и получении металлов, в становлении права и развитии архитектуры, языкознания, математики, астрономии, врачевания.

Могущественным соседом Вавилонии было Ассирийское царство. Его первоначальной столицей был г. Ашшур. Во времена династии Саргонидов (конец VIII-VII вв. до н. э.) столицей царства стал г. Ниневия. Наивысшего могущества Ассирия достигла при Ашшурбанапале (ок. 668-626 гг. до н. э.), завоевательные походы которого значительно расширили границы царства.

В то же время этот жестокий царь создал самое большое в тогдашнем мире царское хранилище клинописных текстов (так называемая «библиотека» Ашшурбанапала). По велению царя клинописные таблички переписывались во всех подвластных ему территориях и свозились в Ниневию. Таким образом, в оригиналах и копиях была собрана почти вся шумерская и аккадская литература: тексты по философии, религии, математике, астрономии, деловая переписка, гадания и т. д. Некоторая часть табличек этого собрания посвящена описанию болезней и методов их лечения.

На протяжении веков в культуре и естественно-научных знаниях Ассирия придерживалась в основном вавилонских традиций. Это позволяет говорить о вавилоно-ассирийской культуре (и врачевании) как о едином целом.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ»

ЗАДАНИЕ № 1 . Заполните таблицу «Периодизация истории медицины»:

Таблица. Периодизация истории медицины

пп

Период истории

(цивилизации-

онный подход)

Период истории (формационный подход)

Хронологические рамки

периода

Абсолютный возраст

периода

Характерные черты медицины и ее особенности

ДРЕВНЕЙШИЙ МИР

(Первобытное общество)

Первобытно-общинное

200000 до 40000

С 40000 до 4000

42 тыс.лет

2040000 тыс.лет

Коллективное врачение,культы,

Религиозные верования,магия

ДРЕВНИЙ МИР

а) Древний Восток (Месопотамия, Египет, Индия, Китай)

б) Античный мир (Греция и Рим)

Рабовладельческое

4 тыс.до н.э.-середина 1 тыс.до н.э.

Около 4 тыс.лет

Врачебная этика,бальзамирование,

Мумификация,врачебная

Специализация,аюрведа,

Храмовое врачевание, «Гиппократов сборник»,

Санитарно-технического сооружения, больничное дело.

СРЕДНИЕ ВЕКА

а) Византия

б) Арабский Восток

в) Западная Европа

г) Америка

д) Древняя Русь

феодальное

476 г.-середина 17.в.

Около 1200 лет

Алхимия, учения о глазных болезнях, медицинские школы в Салерно, эпидемии, обряды,

Эмпирические начала в медицине, лечебники, травники.

НОВОЕ ВРЕМЯ

а) Западная Европа

б) Россия

капиталистическое

Середина 17-начало 20 в.

Около 300 лет

Интернациональный характер наук, анатомия, общая патология, микробиология, физиологическая терапия, хирургия, гигиена.

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

(современная история)

Коммунистическое /Капиталистическое

С 1918 (20 в.)

Около 100 лет.

Нобелевские премии, организация Красного Креста и Красного Полумесяца, ВОЗ, врачебная этика, врачебная клятва.

ЗАДАНИЕ № 2 . Дайте определения понятиям и терминам :

Антропогенез – часть биологической эволюции, которая привела к появлению Homo sapiens, отделившаяся от прочих гоминид.

Homo erectus – человек прямоходящий, наличие речевых центров, ярко выраженная социальность

Homo habilis – человек умелый. Черты:двуногость, прогрессивное развитие кисти, зубной системы, нейроморфологический прогресс.

Homo sapiens – неоантроп, вытеснил палентропа, т.к. обладал более совершенной техникой орудий труда.

Социогенез – процесс исторического и эволюционного формирования общества.

Палеопатология – наука, изучающая болезни человека и животных, обитавших на Земле в отдаленные времена.

Палеонтология – наука о вымерших раст6ениях и животных, сохранившихся в виде ископаемых остатков, о смене их во времени и пространстве,обо всех доступных изуению проявлениях жизни в генеалогическом прошлом.

Эмпирические знания – знания, полученные опытным путем.

Иррациональные знания – знания, полученные подсознательным путем.

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

Тотемизм - вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения.

Анимизм - вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы.

Аниматизм - вера в существование сверхъестественной силы, распространенной повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей.

Лечебная магия – врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике (церемонии и ритуалы).

Рациональные знания – логически обоснованные, теоритически осознанные, систематизированные универсальные признаки предмета.

Трепанация черепа – хирургическая операция образования отверстия в костной ткани черепа с целью доступа к подлежащей полости.

Скарификация – шрамирование, рубцевание, обычай нанесения на кожу лица и тела рисунка из рубцов (шрамов), в которые втираются воспаляющие составы.

Формирующаяся медицина – медицина (врачевание) на стадии формирования первобытного человека и коллективного образца жизни, медицина сознательного уровня.

ЗАДАНИЕ № 3. Сделайте выводы по теме :

– Какое направление медицины вышло из недр первобытного общества? Дайте определение

Народная медицина – часть альтернативной медицины, включающая в себя знания о болезнях, методах и средствах их лечения, которые передаются в народе из поколения в поколения.

Каковы особенности народной медицины? Выделите несколько характерных черт.

Народная медицина использует только натуральные природные продукты, без химических веществ. По своему составу она ближе к человеку, народные средства дешевле, чем традиционные лекарственные. Народная медицина влияет не на определенную болезнь, а на весь организм в целом.

История медицины - это наука, изучающая становление и развитие медицинской теории и практики в различных общественно-экономических формациях в тесной связи с общей культурой человечества.

1. История медицины как часть культуры и истории человечества. Определение понятий «врачевание» и «медицина». Периодизация и хронология всемирной истории медицины.

История медицины–самостоятельный предмет, который изучается в высших медицинских учебных заведениях. Ее преподавание позволяет обогатить духовный мир студентов, познакомить их с историей будущей профессии, раскрывает развитие врачевания, выявляет достижения в медицине, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.

Определение понятий «врачевание» и «медицина».

Процесс действия по знач. глагола.: врачевать. Врачевать
1) Заниматься лечением (обычно средствами народной медицины).
2).Исцелять , облегчать душевные страдания, приносить освобождение от 
чего-л. неприятного, тяжелого и т.п.

Медицина (лат. «medico» - лечу, исцеляю) – система научных знаний и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей,предупреждение и лечение болезней.

Периодизация и хронология всемирной истории медицины.

Прошлое медицины воссоздается на основе изучения фактов, источников. Все исторические источники делятся на 7 основных групп: письменные, вещественные (материальные), этнографические, устные (фольклорные), лингвистические, кинофотодокументы, фонодокументы.

Письменные источники - это рукописный или печатный документ, выполненный на папирусе, керамике, бумаге, камне, глине, дереве, коре и др. Они могут быть подлинными или копиями.

Вещественные (материальные) источники, основную часть которых составляют археологические памятники, включают и антропологический материал (ископаемые останки человека

Этнографические источники характеризуют явления культурной и общественной жизни, унаследованные человечеством от предшествующих эпох. К ним относятся суеверия, обряды, верования, обычаи, поверия и т.д.

Устные (фольклорные) источники - это созданные народом и характеризующиеся устной формой передачи образов реальной действительности.

Лингвистические источники - отображение в речевой форме реальной исторической действительности.

Фонодокументыотображают звуковую сторону исторического факта и представляют собой фонограмму, сделанную в момент события.

2. Гиппократ. Сборник Гиппократа. Система теоретических представлений Гиппократа. Принципы врачебного искусства Гиппократа.

Гиппокра́т - знаменитый древнегреческий целитель и врач. Вошёл в историю как «отец медицины».

Сборник Гиппократа.

Первый сборник сочинений древнегреческих врачей, «Гиппократов сборник», был составлен через много лет после смерти Гиппократа, в III в до н.э. Точно неизвестно, какая часть этих трудов принадлежит ученикам Гиппократа, какая - ему самому: по традиции того времени врачи не подписывали своих сочинений. Труды, в которых отражены медицинские представления греков, объединены именем Гиппократа. По свидетельству античных историков, «книги, написанные Гиппократом, всем соприкасающимся с врачебной наукой известны и ценятся как глас бога, а не как исходящие из уст человеческих».

Большинство исследователей считают, что самые выдающиеся работы «Гиппократова сборника» принадлежат самому Гиппократу. Назовем некоторые из них:

1. «Афоризмы» (от греч. «aphorismos» - законченная мысль). В них собраны наставления по лечению болезней. Начинаются «Афоризмы» известными словами: «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».

2. «Прогностика» (от греч. «prognosis» - предвидение, предсказание). В этом сочинении подробно описаны элементы, составляющие прогноз заболевания (наблюдение, осмотр и опрос больного), изложены основы наблюдения и лечения у постели больного.

3. «Эпидемии» (от греч. «epidemia» - повальная болезнь). Под словом «эпидемии» в древней Греции понимали не инфекционные, заразные заболевания, а такие, которые были широко распространены и особенно часто встречались в той или иной местности.

4. «О воздухах, водах и местностях». Это первое дошедшее до нас медицинское сочинение греков, в котором рассматриваются причины возникновения болезней в зависимости от конкретных свойств окружающей природы. Считалось, что место проживания человека (юг, восток, высокогорье, плодородная долина, болотистая местность и т.д.) определяют его характер и телосложение, а также склонность к определенным болезням.

Система теоретических представлений Гиппократа. (вставлено картинкой, поэтому 2 первых слова лишние)

Принципы врачебного искусства Гиппократа.

Со времен Гиппократа в медицине сложились единые этические принципы. Вот главные из них:

· Все действия врача должны быть направлены только на благо больного, а не во вред (если врач может предвидеть его заранее).

· Следует избегать действий, способных причинить страдания больному и его родственникам.

· Действия, предпринимаемые врачом, не должны наносить ущерб другим людям, в том числе и больным.

· Решения врача основываются на положениях современной науки.

· Врач не имеет права смотреть на больного как на источник обогащения.

· Врач обязан хранить в тайне сведения, касающиеся здоровья пациента и обстоятельств его жизни, которые стали известны в ходе лечения.

Система теоретических представлений Гиппократа.

Единство организма и природной сферы, закономерная связь жизненных явлений с природными, рассмотрение организма в его вечном движении и изменении- таковы основные исходные позиции Гиппократа в построении системы. Вселенная едина и материальна, ее разнообразие определяется движением и различными сочетаниями основной первоматерии. Следовательно, и всю жизнь организма, его болезни следует объяснить не проявлениями божественной воли или злого духа, а естественными причинами- влиянием природных явлений. Жизнь организма, по Гиппократу, определяется 4мя соками (или жидкостями), в основе которых лежат различные сочетания первичных начал природы (тепла, холода, влажности и сухости). Во вселенной все находится в вечном движении. Следовательно, и болезнь- явление изменяющееся, в здоровом организме жидкости должны быть смешаны в правильной пропорции, нарушение которой под влиянием природных факторов и означает наступление болезни. отсюда же протекали многие другие идеи Гиппократа, надолго опередившие эпоху,- вера в целительные свойства природы и задача использования врачом природных свойств организма, требование наблюдать у постели больного и догадки о влиянии условий жизни людей на их здоровье и тд. и как бы наивны не были с позицией современной медицины некоторые теоретические положения Гиппократа, связь его гуморальной теории с исходными материалистическими принципами древнегреческой философии несомненна.

Пособие по теме занятия: введение в историю стоматологии

Введение

История человечества начинается с появления человека на Земле. Современная историческая наука определяет в развитии человечества две эры: бесписьменную (первобытную или доклассовую) и письменную (с 4-го тысячелетия до н.э.). История первобытной эры охватывает период от появления человека (около 2 млн.лет назад) до становления первых классовых обществ и государств (4 тысячелетие до н.э.). несмотря на отсутствие письменности (и письменной истории), этот период является неотъемлемой частью всемирно-исторического процесса развития человечества и не может определяться как «доистория», «праистория», а первобытный человек - как «доисторический». Эта эра охватывает 99% всей истории человечества.

В недрах развития человечества формировались истоки всех последующих духовных и материальных достижений: мышление и сознание, орудийная (или трудовая) деятельность, речь, языки, земледелие, скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, искусство и религиозные верования, нравственность и этика, врачевание и гигиенические навыки. Анализ этого пути от самых истоков – необходимое звено объективной оценки исторического развития медицины в целом.

Соответственно этапам первобытной истории определяют 3 периода в развитии первобытного врачевания:

1. врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приёмах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения);

2. врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утверждалось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социальной практике;

3. врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания (зародившееся в период позднепервобытной общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания (коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей-профессионалов.

История зубоврачевания в нашей стране не получила такого развития, как на Западе. Даже в настоящее время материалов по этому вопросу не так много, как хотелось бы. Несмотря на то обилие «зубных специальностей», которое сейчас наблюдается, зубоврачевание в течение почти целого тысячелетия делало чрезвычайно слабые успехи, что и привело к таким последствиям. Учёные, врачи и хирурги долгое время придавали этой медицинской отрасли лишь косметическое значение. Для них оно являлось одной их многих медицинских дисциплин, да и то, не самой важной. Недипломированные же представители этих профессий из-за отсутствия необходимых знаний не были способны совершенствовать и развивать эту отрасль. Но, между тем, знание этого предмета представляет несомненный интерес во многих отношениях.



Во-первых, естественное желание узнать историю появления и развития той отрасли человеческих знаний, которой посвятил себя, присуще каждому человеку. Знание того, как шаг за шагом в результате многовековой работы выдающихся учёных и практиков под эмпирические методы подводится научный фундамент, помогает увидеть целостную картину современного зубоврачевания. Но знакомство важно не только потому, что удовлетворяет нашу любознательность. Знание истории позволяет нам не допустить прошлых ошибок, а также на основе закономерностей формирования этой медицинской отрасли понять направление её последующего развития.

История медицины, и история зубоврачевания в частности, наглядно отражает сдвиги и коренные изменения, происходящие в ней в связи с изменениями в жизни общества. Каждая общественно-экономическая формация характеризуется определёнными чертами медицинской теории и практики.

Медицина древних народов Востока, за исключением индусов, не поднялась выше примитивного эмпиризма. Она занималась только лечением отдельных болезненных симптомов. Её успехи относятся главным образом к области лекарственных средств и отчасти хирургии. Стремление познать весь организм человека в целом, выяснить сущность болезней и связать их одной общей системой, было чуждо восточной медицине. В период VI-V веков до нашей эры политическое могущество стран Востока приходит в упадок. Они подпадают под власть новых государственных образований, возникающих на берегах Средиземного моря – Греции и Рима. Одновременно с политическим влиянием к этим народам переходит и влияние в области науки, культуры, а также и медицины, которая во все времена носит на себе печать общего миросозерцания и культурного уровня эпохи. Возникновение рациональной медицины исторически связано именно с этой эпохой.

Зубоврачевание в Греции

Эпоха Греко-римской медицины представляет собой громадный шаг вперед по сравнению с медициной восточных народов, хотя последняя оказала, несомненно, известное влияние на ее развитие. В Греции, особенно в более поздний период, впервые появляются выдающиеся философы – врачи, которые не довольствуются грубой симптоматизацией. Они изучают анатомию и физиологию человека, создают различные теории, стремящиеся объяснить причину болезней, а главное – способы их лечения и профилактики. Несмотря на то, что с современной точки зрения их взгляды наивны, тем не менее, они положили начало тому методу, на основе которого развивалась впоследствии вся научная медицина.

По мнению М.О. Коварского, причину относительно низкого уровня развития восточной медицины, следует искать в религии Востока, которая порабощала психику и ум человека, парализовала всякую, возможность самостоятельного мышления. Все явления природы рассматривались как проявление воли доброго или злого божества. Это религиозное миропонимание обрекло восточные народы на умственный застой и отдало их во власть более молодых и жизнеспособных народов Запада.

Религия греков, у которых богам приписывались человеческие черты, была лишена тех устрашающих и подавляющих человеческий ум элементов, какие мы видели у египтян или вавилонян. Свойственные эллинскому духу, на ряду с жизнерадостностью, пытливость, стремление проникнуть в сущность вещей нашли свое выражение в греческом искусстве и философии. Знаменитые философы и врачи древней Греции – Пифагор, Аристотель, Платон и Гераклит – стремились охватить весь доступный им мир одной общей идеей и строили различные идеи мироздания, основанные на наблюдениях над окружающими явлениями природы. В круг этих явлений входил и человеческий организм, его строение и деятельность в здоровом и болезненном состоянии. Таким образом, греческая медицина тесно связалась с философией и в своих методах исходила, от той или другой философской системы миропонимания. В греческой медицине V века мы находим уже все те элементы, на основе которых развилась впоследствии научная медицина: изучение анатомии и физиологии человека, взгляд на болезнь как на проявление общего расстройства жизненных сил, стремление вести борьбу с ней путем укрепления организма, точное исследование больного, диагноз. Особого развития эти положения достигли у великого греческого врача Гиппократа, которого называют «отцом медицины».

Гиппократ

Гиппократ родился в начале V века до нашей эры на острове Косе и происходил из рода врачей, считавшихся потомками Эскулапа (Асклепиады). По словам К.Маркса, он жил в период «высочайшего внутреннего расцвета Греции». В течение своей почти столетней жизни он, будучи врачом-периодевтом, посетил многие страны Востока, города Греции, земли Малой Азии, Скифии, восточное побережье Чёрного моря, Ливию, возможно Египет. Это был врач-философ, сочетавший с себе большой врачебный опыт с глубоким понимание людей и окружавшей их природы. Он занимался медицинской практикой в различных городах Греции и оставил после себя многочисленные сочинения, которые в течение почти двух тысяч лет служили для врачей догмой и основой медицинской науки. Несомненно, что многие из приписываемых ему сочинений, принадлежат на самом деле его ученикам и последователям, но все они объединены общим названием «Гиппократова Корпуса».

Известные афоризмы, Гиппократа, в которых выразилась сущность его медицинских воззрений, свидетельствуют столько же о глубоком проникновении его в смысл врачебного вмешательства и роли врача, сколько о необыкновенной силе мысли и наблюдательности.

– «В медицине, - говорит Гиппократ, - существуют три вещи: болезнь, больной и врач; врач является слугой своей науки и больной должен совместно с ним побороть болезнь».

– «Врач должен иметь в виду два момента: стремиться помочь больному и не вредить».

– «В организме все представляет собой одно гармоническое целое; все части согласованы друг с другом и все направлено к одному общему действию».

По учению Гиппократа, человеческий организм конструируется из 4 основных соков (гуморальная теория): крови, слизи, черной и желтой желчи. Здоровое состояние организма зависят от равновесия этих соков. Его нарушение ведет к различным заболеваниям. Эти же нарушения лежат и в основе зубных заболеваний, описание которых рассеяно по различным книгам Гиппократа и его последователей.

Зубная боль возникает оттого, что слизь проникает до корней зубов. Порча зубов обусловливается либо слизью, либо пищей, если зуб по природе слаб и плохо укреплен. Болезни зубов и десен наблюдаются также при заболеваниях других органов: печени, селезенки, желудка, женских половых органов. Согласно своей теории происхождения болезней, Гиппократ и зубную боль лечит главным образом общими средствами: кровопусканием, слабительными, рвотными, строгой диетой. Местно применяются наркотики, полоскание бобровой струей, настоем перца, припарками из чечевичного отвара, вяжущими средствами (квасцы) и т.д. К удалению зубов Гиппократ прибегает только, в тех случаях, когда зуб расшатан. «Если в зубе появляются боли, то его следует удалить, если он разрушен и подвижен. Если же он не разрушен и сидит крепко, то его прижигают и высушивают; помогают также средства, вызывающие слюнотечение». По-видимому, здесь он использовал слюногон (pyrethrum), которому в древности приписывали способность вызывать выпадение больного зуба.

То, что Гиппократ удалял только слабо сидящие зубы, легко поддающиеся извлечению, видно также из того, что он считал экстракцию искусством, которому не надо учиться, т.к. оно доступно каждому: «Что же касается щипцов для извлечения зубов, то каждый может обращаться с ними, потому что способ использования их прост и очевиден». То обстоятельство, что Гиппократ и его современники избегали удалять крепко сидящие зубы, можно объяснить только несовершенством экстракционных щипцов, которыми они пользовались. Последние делались, по-видимому, из такого мягкого материала, как свинец, который не давал возможности развить необходимую для трудной экстракции силу. Образец таких свинцовых щипцов Александрийской эпохи, Гиерофила, хранился в храме Аполлона в Дельфах.

Вместо удаления крепко сидящих зубов прибегали к различным средствам, которые, якобы, должны были вызвать самопроизвольное расшатывание и выпадение больного зуба. У Гиппократа мы впервые встречаем истории болезни и описание клинического течения различного рода заболеваний зубов – от пульпита до альвеолярного абсцесса и некроза кости:

«У жены Аспазия появились сильные боли в зубе и подбородке; полоскание бобровой струей и перцем принесло ей облегчение. У сына Метродора вследствие зубной боли развилась горячая язва на челюстях; наросты на деснах выделяли много гноя, у него отвалились зубы и кость. Смертельно, если к сильным зубным болям и омертвению зуба присоединяется горячка и бред (сепсис); если больной выживает, то возникают гнойники и отходят куски кости».

Из наблюдений над больными Гиппократ узнал, что первый моляр чаще подвергается порче, чем другие зубы, и что результатом этого являются «густые истечения из носа и боли, распространяющиеся в области висков (гайморит)»; чаще других разрушаются также зубы мудрости. Острую наблюдательность Гиппократа обнаруживают также и следующие его описания: «У тех, у кого отходит кость от нёба, западает нос (люэс); у кого отходит кость, содержащая зубы, уплощается кончик носа. Остроголовые, у которых высокое нёбо и зубы стоят неправильно, так что одни выдаются наружу, другие внутрь, страдают головными болями и течью из ушей».

В книге седьмой труда «Эпидемии», Гиппократ приводит множество случаев, подтверждающих важность современного лечения зубов: «У Кардия, сына Метродора, от зубной боли началась гангрена челюсти и сильное воспаление губ, вытекало много гноя, и выпадали зубы».

Мы находим у Гиппократа описание различных заболеваний десен и полости рта: гингивита, стоматита, скорбута, болезней языка. Подробно описаны также, сопровождающие прорезывание зубов, детские болезни: лихорадка, поносы, судороги, кашель. Но ошибочно полагал, что молочные зубы образуются из молока матери. Применяемые Гиппократом хирургические методы лечения вывиха и перелома челюстей свидетельствуют о большом его искусстве в этой области и мало чем отличаются от современных методов.

«Если зубы (при переломе челюсти) на пораженной стороне смещены и расшатаны, то следует после того, как кость установлена на месте, связать зубы, не только два, но и более, лучше всего с помощью золотой проволоки, до тех пор, пока кость укрепится».

В произведениях Гиппократа мы встречаем мало сведений по анатомии и физиологии человека; это объясняется тем, что законы того времени строго воспрещали анатомирование трупов, и об устройстве человеческого тела судили по аналогии с животным миром.

Аристотель

Живший столетием позже Гиппократа великий греческий философ Аристотель (384-322 до н.э) более подробно изучает строение и функции организма, в том числе и зубной системы. Он положил основы Естествознания и Сравнительной Анатомии (включая Зубную Анатомию). В одной из его книг, «On Different Parts of Animals», есть глава, посвящённая исследованию зубов. В своей книге, «History of Animals», он сравнивает зубные системы различных животных. В описании функций различных классов зубов он был очень точен. При этом кажется удивительным, что блестящие греческие ученые-философы не видели потребности в проведении тщательных экспериментов, а также в сравнении и анализе своих наблюдений перед тем, как делать окончательные выводы. В результате, ошибки, вроде утверждения Аристотеля, что мужчины имеют больше зубов, чем женщины, были приняты и увековечились в течение восемнадцати столетий. Также Аристотель ошибочно считал, что зубы растут всю жизнь, чем и объясняется удлинение их при отсутствии антагониста.

Но Аристотелю следует отдать должное за некоторые очень проницательные наблюдения и заключения. Он знал, что в зубе имеются кровеносные сосуды, что моляры не меняются и прорезываются позже других зубов. В своей книге «Проблемы» он задался вопросом, почему инжир, несмотря на свой сладкий вкус и мягкость, повреждает зубы. Он пришёл к выводу, что возможно мельчайшие частицы инжира проникают в зуб и становятся причиной процесса гниения. Но он не был поддержан, и в течение многих столетий никакие другие учёные, кроме него, не провели связь между сладкими плодами и кариесом.

Терапия и профилактика зубных болезней

Практика оральной гигиены внедрялась в Греции медленно. Ученик Аристотеля Теофраст (372-287 гг. до н.э.) писал, что считалось достоинством иметь белые зубы и часто чистить их. В своей знаменитой «Естественной истории растений» Теофраст также описал целебные свойства лекарственных растений (алтея, грецкого ореха, календулы, облепихи, скумпии и др.), которые и до нынешнего дня применяются в стоматологической практике.

Из врачей более поздней эпохи заслуживает упоминания Диокл из Кариста (IV век до нашей эры); приписываемое ему средство против зубной боли в течение многих столетий пользовалось большим распространением. Средство это состоит из камедистой смолы, опиума, перца, которые замешиваются с воском и кладутся в дупло зуба. Диокл указывает также на необходимость гигиены полости рта; он рекомендует по утрам, одновременно с мытьем лица и глаз, протереть зубы и десны снаружи и изнутри одним только пальцем или с соком растертого палея (сердечная мята), чтобы удалить остатки пищи.

Но всё же регулярная профилактика не была широко распространена, пока Греция не стала провинцией Рима. Под римским влиянием греки научились использовать для чистки зубов такие материалы, как тальк, пемза, гипс, коралловый и корундовый порошок, железную ржавчину. Известно, что в более поздний период в Греции была в большом употреблении зубочистка из мастичного дерева (греч. schinos). Жители Афин за свою привычку постоянно ковырять ею в зубах получили название «жевателей зубочистки» (греч. schinotroges). Гиппократ приводит лишь средство для устранения дурного запаха изо рта, очевидно, косметического характера, т. к. оно предназначается для женщин. Рецепт этого средства таков:

«Если у женщины дурно пахнет изо рта, и десны имеют плохой вид, то следует сжечь голову зайца и трех мышей - каждую отдельно, причём у двух мышей предварительно вынимаются внутренности, кроме почек и печени; затем растереть вместе с мрамором в ступке, просеять через сито и чистить этим порошком зубы и десны; после этого протирать зубы и рот потной овечьей шерстью, смазанной медом; для полоскания применяются: анис, укроп, мирра, растворенные в белом вине. Эти средства, именуемые индийскими, делают зубы белыми и сообщают им приятный запах».

Приведенный выше рецепт зубного порошка, по-видимому, заимствован Гиппократом из народной медицины того времени, т.к. носит не свойственный этому великому врачу отпечаток суеверия. У позднейших авторов в течение очень долгого периода, почти вплоть до, новейших времен, суеверие в области зубоврачевания, как мы это увидим в дальнейшем, было широко распространено; различные мистические предметы и чаще всего органы мышей, зайцев и жаб являются у них излюбленным средством зубной терапии и гигиены.

В III веке до нашей эры возникает новый очаг греческой культуры в Александрии, основанной Александром Македонским в дельте Нила. Благодаря покровительству наукам и искусствам со стороны правителей Египта из рода Птолемеев сюда стекаются ученые со всего древнего мира, создается знаменитая Александрийская библиотека, которая заключала свыше 500.000 свитков и, по преданию, была сожжена арабами в XII веке при взятии ими Александрии. На ряду с другими науками здесь развивается медицина, особенно анатомия, благодаря тому, что правители Александрии не только не запрещали рассечения трупов, но даже покровительствовали этому. Известные александрийские терапевты и клиницисты Эризистрат и Гиерофил занимались также и зубоврачеванием, не дав, однако, в этой области ничего нового по сравнению с Гиппократом.

Хирургические инструменты древней Греции

В одной из своих работ Аристотель описал железные щипцы (греч. Sideros – железо), построенные по тому же принципу, что и современные экстракционные щипцы, т.е. состоящие из двух рычагов, точка опоры которых находится в соединяющем их замке. Сейчас эти щипцы хранятся в Национальном музее в Афинах. Известный немецкий историк медицины Карл Зудгоф в своей "Geschichte der Medizin" детально их исследовал. Эти щипцы, не приспособленные к анатомической форме альвеол, были весьма примитивны и не годились для извлечения крепко сидящих зубов. Зудгоф измерил их размеры в открытом и закрытом виде, установив, что расстояние между крайними "захватами" щечек щипцов было 3 мм, а длина их не превышала 64 мм.

Щипцы в древней Греции применялись не только для удаления зубов, их использовали и для удаления из тела глубоко сидящих наконечников стрел, осколков кости. По размеру щипцы были небольшими и состояли из 3 частей: длинных ручек, замка и закругленных щечек для захвата коронки. Концы ручек имели кнопочковидную или платформовидную форму. Щечки щипцов могли быть бочковидные, широкие и узкие, однако они не соответствовали анатомической форме зуба. Такие щипцы не давали возможность использовать большую силу, при плотном нажатии на зуб его коронка могла сломаться. Их можно было применять только после предварительного расшатывания зуба. Последнее обстоятельство ограничивало показание к экстракции зубов и не способствовало развитию экстракционной техники. Этим объясняется боязнь экстракции, как опасной операции, не только у античных авторов, но и в период арабской медицины и даже средневековья.

Зубоврачевание в Риме

Врачеванием в Риме впервые века нашей эры занимались первоначально греческие рабы и вольноотпущенники, а впоследствии и известные греческие врачи, добровольно поселившиеся в Риме, как Соран или Гален, привлеченные мировой славой этого центра античной культуры. Многие их них достигли впоследствии видного положения и славы, приобрели многочисленных учеников, а некоторые, как Антоний Муза, врач Цезаря Августа, были даже причислены к сословию знатных.

Однако в массе греческие врачи пользовались плохой славой, и свободный римский гражданин считал ниже своего достоинства заниматься медициной, как профессией. Сатирики того времени неоднократно высмеивают врачей за их шарлатанство, корыстолюбие, погоню за богатыми клиентами. Нелестную характеристику дает своим современникам-врачам и Плиний: «Нет сомнения, – говорит он, – что все они торгуют нашей жизнью, дабы прославиться чем-нибудь новым. Отсюда жаркие споры у постели больных, так как ни один не разделяет взглядов другого». Отсюда злополучная надпись на могильном памятнике: «Он умер от замешательства врачей». Знаменитый Гален утверждает, «что между разбойниками и врачами только та разница, что одни совершают свои преступления в горах, а другие в Риме».

Получившее начало в Александрии разделение врачей по специальностям достигло в Риме большого развития: акушеры, глазные врачи, зубные, женские врачи, врачи, лечившие от водянки, от накожных болезней. Способы лечения также сильно различались. Некоторые лечили только гимнастикой, другие – вином, третьи – водой и т.д. Практиковали врачи обыкновенно на дому, но некоторые заводили себе лечебницы или амбулатории – tabernae medicinae – обставленные с особым блеском, производившим впечатление на больных. Часто эти tabernae не отличались от лавок цирюльников и служили местом сборища зевак.

Приглашенные на дом к больным, известные врачи являлись обычно в сопровождении своих многочисленных учеников, которые совместно с учителем производили исследование больного и слушали при этом его объяснения. Социальные условия императорского Рима были во многих отношениях схожи с теми, какие существуют в настоящее время в капиталистических странах: та же нищета в низах, и на ряду с этим безумная расточительность, праздность и чревоугодие римской знати, владельцев рабов и обширных латифундий. Это сходство социальной обстановки создавало и аналогичные условия в отношении заболеваний организма и в частности жевательного аппарата. Порча зубов была среди обитателей Рима почти так же распространена, как в наше время. Lenhossek, производивший исследование черепов из римских саркофагов, нашел среди них свыше 80% с кариозными зубами. Нездоровая жизнь и известное из истории обжорство римских патрициев вело обычно и к другому заболеванию – к так называемой альвеолярной пиорее и всевозможным заболеваниям десен. Большинство медицинских авторов той эпохи описывает также преждевременное расшатывание и выпадение зубов.

Сведения о зубоврачевании в ранний период римской истории очень скудны. Из эпохи императорского Рима сохранились медицинские сочинения двух авторов, относящиеся к первому веку нашей эры: Корнелия Цельса и Плиния Старшего. И тот и другой происходили из знатных римских семей и не были практическими врачами. Хотя профессия врача и считалась в то время недостойной римского гражданина, Цельс и Плиний, как многие образованные патриции того времени, отдавали свои досуги изучению всевозможных наук, в том числе и естествознанию.

Корнелий Цельс

Корнелий Цельс оставил после себя богатое литературное наследство, среди которого имеются сочинения по сельскому хозяйству, военному делу, риторике; восемь книг его, посвященных медицине и носящих название «De re medica», содержат столь обширные сведения по зубоврачеванию, что Цельса не без основания считают одним из наиболее осведомленных зубоврачебных авторов древности. Современники называли его «римским Гиппократом» и «Цицероном от медицины».

В своих медицинских воззрениях Цельс, как и все римские авторы, всецело находится под влиянием Гиппократа и греческих врачей Александрийской эпохи. Однако он не следует какой-либо определенной школе, а является эклектиком, т.е. берёт у каждой школы то, что его критическому уму кажется наиболее правильным. Чисто эмпирический метод он отвергает, т.к. по его мнению, только знание сущности болезни и точный диагноз могут определить правильную терапию.

Зубоврачеванию в медицинских сочинениях Цельса посвящены отдельные главы. Его анатомические сведения о зубах более совершенны, чем Гиппократа, хотя и не лишены ошибок. У человека – 32 зуба, не считая зубов мудрости: 4 резца – primores, 2 клыка – canini, 10 коренных зубов – maxi-lares. Primores имеют по одному корню, maxilares: 2–4 корня. Короткие зубы имеют длинные корни, прямые – прямые корни, кривые зубы – кривые корни. Постоянные и молочные зубы происходят из одного и того же корня. О существовании зубной камеры он не знает и считает зуб массивным образованием.

Терапия зубной боли, которую Цельс относит к числу величайших страданий, носит, как и у всех авторов того времени, главным образом общий характер: строгая диета – не пить вина, есть мало и только мучную пищу, слабительные, ингаляция водяных паров, содержание головы в тепле, паровые ванны, отвлекающие средства (горчичник на плечи). Местно–теплые припарки, полоскания настоем трав, зубочистку, обернутую шерстью, погрузить в масло и смазать около зуба десну; применяются также и наркотические средства: отвар белены и маковых головок.

Недостаточный эффект этих средств, очевидно, известен Цельсу, т. к. в одном месте он говорит о том, что единственное средство избавиться от зубной боли это – удалить больной зуб. Однако экстракцию он считает опасной операцией и рекомендует не торопиться с извлечением зуба. В крайнем случае, если этого нельзя избежать, то зуб удаляется различными составами, а не щипцами. «Семена перца или плюща (Epheu), положенные в дупло зуба раскалывают его и ведут к его выпадению».

Удаление зуба Цельс описывает следующим образом: перед экстракцией следует отделить десну вокруг всего зуба до тех пор, пока он не расшатается, т.к. в высшей степени опасно удалять крепко сидящий зуб в виду возможности повредить глаз и виски или вывихнуть челюсть. Если возможно, то удаляют зуб пальцами; лишь в крайнем случае следует прибегнуть к помощи щипцов. Если в зубе имеется большое дупло, то его предварительно выполняют свинцом, обернутым в полотно, чтобы избежать отлома коронки. Зуб извлекается щипцами кверху (без люксации), чтобы избежать отлома кости при искривлении корней. Если после экстракций наступает сильное кровотечение, то можно быть уверенным в том, что произошел отлом кости; в таком случае следует отыскать зондом отломок и удалить его. При отломе коронки удаляют корни особыми щипцами.

Образцы экстракционных щипцов того времени найдены в некогда бывших римских лагерях в нынешней Германии и Австрии. Они выполнены довольно аккуратно из бронзы или железа и, хотя по форме более совершенны, чем щипцы Александрийской эпохи, все же мало приспособлены для удаления крепко сидящих зубов.

Воспаления вокруг зуба, которые Цельс называет parulis, лечатся вначале втиранием в десну каменной соли, полевой мяты, полосканиями чечевичным отваром или вяжущими средствами, припарками на шерсти или горячими губками. Если образуется гной, то надо своевременно вскрыть абсцесс, чтобы не омертвела кость; если гноетечение продолжается и образуется фистула, то следует удалить зуб и секвестр и выскоблить рану.

Язвы на слизистой лечатся гранатовой коркой; в детском возрасте они опасны и называются афты (греч. aphtai). Язвы языка могут обусловливаться острыми краями зубов, которые, поэтому необходимо спиливать.

Расшатанные зубы связывают золотой проволокой и укрепляют вяжущими полосканиями из гранатовой корки или чернильных орешков. Против ретракции десны (альвеолярная атрофия, пиоррея) полезно жевание неспелых яблок и груш, слабый уксус.

Очень подробно описывает Цельс перелом челюстей, которые в то время, время постоянных войн, представляли, невидимому, частое явление: смещенные обломки устанавливаются на место, а зубы связываются конским волосом. Больному накладывается двойной компресс из муки, ладана, деревянного (оливкового) масла и вина, и все вместе укрепляется общей повязкой из мягкого ремня через голову; заживление перелома наступает через 2–3 недели.

Подобные документы

    Цели и задачи изучения возникновения, процесса становления и современного состояния медицины как науки. Основные источники изучения методов врачевания в первобытном обществе. Периоды развития навыков и приемов лечения недугов в древних цивилизациях.

    презентация, добавлен 03.11.2015

    Зарождение и этапы развития медицины и медицинских знаний. Медицинская символика различных времен и народов. Надписи и изображения, олицетворяющие медицину. Развитие как практической, так и теоретической составляющих медицины и возникновение врачевания.

    курс лекций, добавлен 11.03.2012

    Источники изучения истории медицины и первобытного врачевания, этапы их развития. Формирование народной медицины. Открытие первых госпиталей и клиник, их назначение, научное изучение болезней и лекарственных препаратов, роль институтского образования.

    тест, добавлен 21.04.2015

    Понятие медицины как системы научных знаний и практической деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, лечения болезней. История развития медицины, периодизация истории врачевания. Учения древнегреческого врача Гиппократа.

    реферат, добавлен 23.12.2015

    Экспозиция отделов Республиканского музея истории медицины Республики Беларусь. Возникновение народной гигиены и врачевания в стране. Развитие медицины и охраны здоровья в Беларуси в XIX- начале ХХ вв. Изучение деятельности товарищества минских врачей.

    реферат, добавлен 06.04.2017

    Развитие медицинских знаний. Периодизация истории и медицины. Строительство санитарно-технических сооружений. Медицина в царский и республиканский периоды истории Рима. Философские основы медицины древнего Рима. Становление военной медицины.

    реферат, добавлен 15.10.2012

    Наука об истории медицины, её цели и задачи. Характерные особенности и отличительные черты в различные периоды. Важные открытия и достижения в различные периоды развития человечества. Виды народной медицины. Особенности медицины древних цивилизаций.

    презентация, добавлен 29.02.2016

    Развитие медицины во времена существования древневосточных цивилизаций, в особенности Древнего Египта. Периодизация истории и врачевания. Узкие направления Древнеегипетской медицины. Навыки акушерства и их преподавание. Связь мифологии с врачеванием.

    реферат, добавлен 25.12.2014

    Ознакомление с историей развития казахской народной медицины. Анализ созданной лекарями систематизации заболеваний и виды их лечения. Обзор способов врачевания с помощью лекарственных растений, дошедших от древней казахской медицины до наших дней.

    реферат, добавлен 15.09.2013

    Соотношение понятий "врачевание" и "медицина". Периодизация истории и врачевания, философские основы китайской медицины и формирование традиций, великие врачи. Медицина в Западной Европе в периоды раннего и классического средневековья: больничное дело.



Читайте также: