Рамзес III — заговор убить царя: факты. Древние фараоны Египта. Первый фараон Египта. История, фараоны Кто же она такая

Слово «фараон» обязано своим происхождением греческому языку. Примечательно, что оно встречалось даже в Ветхом Завете.

Загадки истории

Как гласит древняя легенда, первый фараон Египта - Менес - стал позже и самым популярным божеством. Однако в целом, сведения об этих правителях довольно расплывчатые. Мы даже не можем утверждать, что все они существовали на самом деле. Наиболее полно в этом плане освещен Преддинастический период. Историки выделяют конкретных людей, которые правили Южным и Северным Египтом.

Атрибутика

Древние фараоны Египта в обязательном порядке проходили обряд коронации. Местом проведения традиционного торжественного действа был Мемфис. Новые божественные правители получали от жрецов символы власти. Среди них была диадема, скипетр, хлыст, короны и крест. Последний атрибут имел форму буквы «т» и был увенчан петлей, символизировавшей саму жизнь.

Скипетр представлял собой короткий жезл. Его верхний конец был изогнут. Произошел этот атрибут власти от Такая вещь могла принадлежать не только царям и богам, но и высшим чиновникам.

Особенности

Древние фараоны Египта, как сыновья не могли появляться перед своим народом с непокрытой головой. Главным царственным головным убором являлась корона. Существовало множество разновидностей этого символа власти, среди которых выделяют Белую корону Верхнего Египта, Красную корону «дешрет», корону Нижнего Египта, а также «пшент» - двойной вариант, состоявший из Белой и Красной корон (символизировал единение двух царств). Власть фараона в Древнем Египте распространялась даже на космос - таким сильным было преклонение перед каждым наследником создателя мира. Однако неправильно будет утверждать, что все фараоны были деспотичными правителями и единоличными властителями судеб.

На некоторых древних изображениях запечатлены фараоны Египта, головы которых покрывают платки. Этот царский атрибут был золотым с синими полосами. Часто на него водружалась корона.

Внешний вид

Согласно традиции, древние фараоны Египта были гладко выбритыми. Еще одна внешняя отличительная черта правителей - борода, которая символизировала мужскую силу и божественную власть. Примечательно, что Хатшепсут тоже носила бороду, правда, накладную.

Нармер

Этот фараон является представителем 0 или I династии. Он правил примерно в конце третьего тысячелетия до нашей эры. Плита из Иераконполя отображает его как правителя объединенных земель Верхнего и Нижнего Египта. Загадкой остается то, почему его имя не включено в царские списки. Некоторые историки полагают, что Нармер и Менес - это одна и та же личность. До сих пор многие спорят о том, все ли древние фараоны Египта являются действительно невыдуманными персонажами.

Существенными аргументами в пользу реальности Нармера являются такие найденные предметы, как булава и палетка. Древнейшие артефакты восславляют победителя Нижнего Египта по имени Нармер. Утверждается, что он был предшественником Менеса. Однако и у этой теории есть свои противники.

Менес

Впервые править целой страной стал Менес. Этот фараон положил начало I династии. На основании археологических данных можно предположить, что время его правления приходилось примерно на 3050 год до нашей эры. В переводе с древнеегипетского его имя означает «крепкий», «прочный».

Предания, относящиеся к эпохе Птолемеев, повествуют о том, что Менес сделал очень многое для объединения северных и южных частей страны. Кроме того, его имя упоминалось в летописях Геродота, Плиния Старшего, Плутарха, Элиана, Диодора и Манефона. Считается, что Менес - основатель египетской государственности, письма и культов. Кроме того, он инициировал строительство Мемфиса, в котором и располагалась его резиденция.

Менес славился как мудрый политик и опытный военачальник. Однако период его правления характеризуется по-разному. Согласно одним источникам, жизнь простых египтян при царствовании Менеса стала хуже, в то время как в других отмечается установление богопочитания и храмовых обрядов, что свидетельствует о мудром управлении страной.

Историки полагают, что Менес отошел в мир иной на шестьдесят третьем году своего правления. Виновником гибели этого правителя, как предполагается, стал бегемот. Рассвирепевшее животное нанесло Менесу смертельные травмы.

Хор Аха

История фараонов Египта была бы неполной без упоминания этого славного правителя. Современные египтологи считают, что именно Хор Аха объединил Верхний и Нижний Египет, а также основал Мемфис. Имеется версия о том, что он был сыном Менеса. Этот фараон взошел на престол в 3118-м, 3110-м либо 3007-м году до н. э.

В период его правления зародилось древнеегипетское летописание. Каждый год получал особое название по самому яркому произошедшему событию. Так, один из годов царствования Хор Аха именуется следующим образом: «поражение и взятие Нубии». Однако войны велись далеко не всегда. В целом, период правления этого сына бога Солнца характеризуется как мирный, спокойный.

Абидосская гробница фараона Хор Аха является самой большой в северо-западной группе подобных сооружений. Однако наиболее претенциозной является Северная гробница, которая находится в Саккаре. В ней также были найдены предметы с высеченным именем Хор Аха. В большинстве своем это деревянные ярлычки и глиняные печати, находящиеся на сосудах. На некоторых изделиях из слоновой кости было высечено имя Бенер-Иб («сладкий сердцем»). Возможно, эти артефакты донесли до нас память о жене фараона.

Джер

Этот сын бога Солнца принадлежит к I династии. Предполагается, что он правил в течение сорока семи лет (2870-2823 гг. до н. э.). Не все древние фараоны Египта могли похвастаться большим количеством нововведений в период своего царствования. Однако Джер был одним из ярых реформаторов. Предполагается, что он имел успех на военном поприще. Исследователи нашли наскальную надпись на западном берегу Нила. На ней изображен Джер, а перед ним - стоящий на коленях пленный человек.

Гробница фараона, расположенная в Абидосе, представляет собой большую прямоугольную яму, которая выложена кирпичом. Склеп был сделан из дерева. Рядом с основным местом захоронения было найдено 338 дополнительных. Предполагается, что в них захоронены слуги и женщины из гарема Джера. Все они, как требовалось по традиции, были принесены в жертву после погребения царя. Еще 269 могил стали местом последнего пристанища вельмож и придворных фараона.

Ден

Этот фараон правил около 2950 года да нашей эры. Его личное имя - Сепати (это стало известно благодаря Абидосскому списку). Некоторые историки полагают, что впервые надел двойную корону, символизирующую объединение Египта, именно этот фараон. История гласит, что он являлся предводителем военных походов на Отсюда можно сделать вывод о том, что Ден был настроен на дальнейшую экспансию Египетского царства в этом направлении.

Мать фараона была на особом положении в период царствования своего сына. Об этом свидетельствует тот факт, что она покоится недалеко от гробницы Дена. Такой чести нужно было еще удостоиться. Кроме того, предполагается, что весьма уважаемым человеком был и Хемака - хранитель государственной казны. На найденных древнеегипетских ярлыках его имя идет вслед за именем царя. Это является свидетельством особого почета и доверия царя Дэна, объединившего Египет.

Гробницы фараонов того времени не отличались особыми архитектурными изысками. Однако этого нельзя сказать об усыпальнице Дэна. Так, в его гробницу ведет внушительных размеров лестница (она выходит на восток, прямо навстречу восходящему солнцу), а сам склеп отделан красными гранитными плитами.

Тутанхамон

Период царствования этого фараона приходится примерно на 1332-1323 годы до н. э. Номинально он начал править страной в возрасте десяти лет. Естественно, реальная власть принадлежала более опытным людям - царедворцу Эйе и полководцу Хоремхебу. В этот период произошло укрепление внешних позиций Египта благодаря умиротворению внутри страны. При правлении Тутанхамона было активизировано строительство, а также восстановление запущенных и разрушенных во время царствования предыдущего фараона - Эхнатона - святилищ богов.

Как было установлено в ходе анатомических исследований мумии, Тутанхамон не дожил даже до двадцати лет. Версий его кончины выдвигается две: фатальные последствия какой-то болезни или осложнения после падения с колесницы. Его гробница была найдена в небезызвестной Долине царей близ Фив. Она была практически не разграблена древнеегипетскими мародерами. В ходе археологических раскопок было найдено великое множество драгоценных украшений, предметов одежды, произведений искусства. Поистине уникальными находками стали ложа, сиденья и позолоченная колесница.

Примечательно, что вышеупомянутые преемники царя - Эйе и Хоремхеб - всячески стремились предать забвению его имя, причисляя Тутанхамона к числу еретиков.

Рамсес I

Этот фараон правил, как предполагается, с 1292 по 1290 год до нашей эры. Историки отождествляют его с временщиком Хоремхеба - могущественным военачальником и верховным сановником Парамессу. Занимаемая им почетная должность звучала так: «заведующий всеми лошадьми Египта, комендант крепостей, смотритель Нильского входа, посланник фараона, возничий Его величества, королевский писарь, полководец, общий жрец Богов Двух Земель». Предполагается, что фараон Рамзес I (Рамсес) - преемник самого Хоремхеба. На пилоне сохранилось изображение его пышного восхождения на престол.

Как утверждают египтологи, царствование Рамсеса I не отличается ни продолжительностью, ни значительными событиями. Его чаще всего упоминают в связи с тем, что фараоны Египта Сети I и Рамсес II были его прямыми потомками (сыном и внуком соответственно).

Клеопатра

Эта знаменитая царица является представительницей македонской Ее чувства к римскому полководцу были поистине драматическими. Годы правления Клеопатры печально известны из-за римского завоевания Египта. Строптивой царице настолько претила мысль быть пленницей (первого римского императора), что она предпочла покончить с собой. Клеопатра является наиболее популярным античным персонажем в литературных произведениях и кинолентах. Ее царствование проходило в соправительстве с братьями, а после - с Марком Антонием, законным супругом.

Клеопатра считается последним независимым фараоном в Древнем Египте до завоевания страны римлянами. Нередко ее ошибочно называют последним фараоном, однако это не так. Любовная связь с Цезарем принесла ей сына, а с Марком Антонием - дочь и двух сыновей.

Фараоны Египта наиболее полно описываются в произведениях Плутарха, Аппиана, Светония, Флавия и Кассия. Клеопатра, естественно, тоже не осталась незамеченной. Во многих источниках она описывается как развратная женщина необычайной красоты. За ночь с Клеопатрой многие были готовы расплатиться собственной жизнью. Однако эта правительница была достаточно умна и мужественна для того, чтобы представлять угрозу для римлян.

Заключение

Фараоны Египта (имена и жизнеописания некоторых из них представлены в статье) способствовали становлению могущественного государства, просуществовавшего более двадцати семи веков. Возвышению и совершенствованию этого древнего царства во многом способствовали благодатные воды Нила. Ежегодные разливы прекрасно удобряли почву и способствовали вызреванию богатого урожая зерновых. По причине избытка пищи наблюдался существенный рост населения. Концентрация людских ресурсов, в свою очередь, благоприятствовала созданию и поддержанию оросительных каналов, формированию многочисленной армии, развитию торговых отношений. Кроме того, постепенно осваивалось горнодобывающее дело, полевая геодезия и технологии возведения сооружений.

Общество контролировалось административной верхушкой, которую формировали жрецы и писари. Во главе, конечно же, стоял фараон. Обожествление бюрократического аппарата способствовало процветанию и порядку.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что Древний Египет стал источником великого наследия мировой цивилизации.

Нефертити и Эхнатон – исторические личности, жившие около 3400 лет назад в Древнем Египте. Впервые о существовании Аменхотепа, более известного как фараон Эхнатон, и его главной жены Нефертити археологи узнали благодаря открытию, сделанному во время раскопок Ахетатона.

Найденные таблички с записями навели ученых на мысль о том, что описание церемоний в данных артефактах достоверно подтверждает брак между фараоном и царицей. Восторженные эпитеты, которыми описывалась красота юной девушки, заставили ученых сомневаться в данном утверждении, однако найденный позднее бюст полностью подтвердил справедливость написанного в древних табличках.

Кто же она такая

Ученые до сих пор спорят, кто же такая была египетская царица Нефертити, ее происхождение доподлинно не выяснено. Остается много вопросов: когда именно умерла царица, была ли воздвигнута отдельная гробница Нефертити или ее погребли возле Эхнатона, сохранилась ли мумия Нефертити. Найденные при раскопках в 20 веке таблички позволяют выдвинуть несколько версий, откуда взялась юная красавица:

1. Девушка была простой египтянкой, а в гарем фараона попала совершенно случайно. Красота Нефертити настолько поразила правителя, что он сделал ее своей главной женой. Против данной версии выступает большинство египтологов, ведь история появления девушки при дворе указывает на празднества в ее честь.

2. Юная дева принадлежала к высшей знати и прибыла ко двору, чтобы стать одной из любимиц фараона. Церемония получения ею титула «Нефертити, царица Египта», биография, изложенная в древних табличках – все это подтверждает данную версию и указывает на высокое происхождение красавицы.

3. Последняя версия является наиболее состоятельной и говорит о том, что Тадухепа (или Тадучепа) была второй дочерью митаннийского царя Тушратты, и в Египет она прибыла следом за своей старшей сестрой. Как было принято в то время, девушка сменила имя и стала называться Нефертити, что значило «совершенная». Споры ученых о том, что Нефертити была все-таки старшей сестрой Гелухепой, разрешились после обнаружения исторического архива, где содержались сведения о ее возрасте.

Споры о красоте царицы

Доподлинно известно, что в те времена египтянки считались одними из красивейших женщин, а найденные исторические свидетельства подтверждают существование культа красоты.

Изображения на колоннах часто передают сцены приема ванн, а кувшины в усыпальнице фараонов или просто маленькие глиняные коробочки в захоронениях простых египтян содержат множество ароматических кремов, притирок. Косметикой пользовались как мужчины, так и женщины, особенно модными считались стрелки на верхнем веке, нанесенные при помощи специальной кисти.

Древние египтяне были поистине виртуозными косметологами: количество рецептов увлажняющих, питающих, антивозрастных кремов исчислялось сотнями. Все они делались на основе ароматических масел, целебных трав, молока или глины. Тогда же появился и прообраз современного дезодоранта — маленькие мешочки с душистыми травами, которые закреплялись у подмышек. Особое внимание уделялось телу: известны рецепты мазей от шелушения, покраснения, а также средства для массажа и принятия ванн.

Так как же выглядела в жизни юная царица? Споры об этом прекратились после нахождения бюста Нефертити Людвигом Борхардтом во время раскопок у маленькой египетской деревеньки. Бюст был сделан известным скульптором древности Тутмосом.

Археолог был настолько поражен красотой царицы, что сделал в своем дневнике следующую запись: «Смотреть и восхищаться». Борхардт замаскировал находку под обычный камень, содержащий малозначительные записи, а затем тайно вывез за границу. Сейчас данный артефакт находится в берлинском музее, посвященном истории Древнего Египта.

Надо отдать должное красоте Нефертити, она обладала весьма изысканной, утонченной внешностью, очень умело пользовалась косметикой. Сохранилось несколько свидетельств о том, что Нефертити принимала ванну не менее пяти раз в день, меняла наряды и макияж, причем делала это с большим размахом.

На церемонии омовения могло присутствовать свыше ста подданных, которые подносили благовония, мази и кремы, наряды и украшения, а также легкие закуски. Особую ванну из молока и ароматических настоек царица принимала каждый вечер, благодаря этому ее кожа должна была оставаться гладкой и нежной.

Появление в гареме и борьба за власть

Доподлинно известно, что Нефертити появилась при дворе фараона Аменхотепа III в возрасте 12-15 лет, за нее был заплачен громадный выкуп чистым золотом. Девушка получила прекрасное образование в специальной школе, где классы не делились по полу. Ко времени ее прибытия старый фараон заболел и умер, а власть должен был унаследовать его двенадцатилетний сын, совершенно к этому не готовый. Фактически страной управляла его мать Тия, которой помогали многочисленные советники.

Случайно стали известны некоторые интересные факты: Эхнатон все еще забавлялся куколками, когда ему достался трон и огромный гарем его отца. Тия, нисколько не сомневаясь, из всех девушек выбрала в супруги для сына именно Нефертити и поженила их. Совершенство черт девушки, ее безупречная фигура и острый ум настолько поразили юного фараона, что он не интересовался другими женщинами гарема.

Сразу же между Тией и Нефертити началось яростное противостояние за влияние на Эхнатона – благодаря хитрости и уму победила Нефертити. Мать сразу отстранили от власти, а ее сторонников убрали с важных постов.

Ученые спорят о роли юной царицы в религиозных реформах, которые проводил Эхнатон, однако большинство исследователей сходятся во мнении, что она поддерживала начинания своего супруга. Долгие годы она была самым преданным помощником Эхнатона, за что он повелел украшать храмы и дворцы изображениями, прославляющими красоту и жизнь Нефертити.

Царица всегда сопровождала супруга: они вместе выезжали на прогулки, следили за строительством храма в честь Атона, принимали важных гостей. Посты вокруг города они также проверяли вместе, а караул должен был давать краткий отчет обоим супругам. Такая идиллия продолжалась много лет, за время брака у Нефертити родилось шестеро детей, однако все это были девочки, что очень печалило Эхнатона.

Последние годы жизни

Из исторических записей известно, что огромное влияние, которое имела Нефертити на Эхнатона, раздражало многих. Их брак начал рушиться после того, как стало ясно, что царица не сможет родить мальчика. Разногласия между супругами усилились, когда умерла средняя дочь Нефертити – Макетатон. Недоброжелатели не преминули воспользоваться выпавшим шансом и представили фараону юную красавицу Кийю.

После смерти дочери Нефертити удалилась в другой дворец, а новая фаворитка полностью завладела сердцем Эхнатона. Клятвы о вечной любви к бывшей супруге были забыты, а чтобы подчеркнуть статус новой избранницы, Кийе был дарован титул младшего фараона. Все изображения Нефертити начинают уничтожаться, а таблички с записями удаляются из архива дворца. Однако Кийя недолго смогла удержаться у власти, через несколько лет ее высылают из дворца.

Следующей супругой фараона становится дочь Нефертити и Эхнатона – Анхесенамон. Кровосмесительные браки между близкими родственниками были абсолютной нормой в то время, ведь о пагубных последствиях таких союзов стало известно гораздо позже. Фараон прожил относительно недолго по нашим меркам и умер в возрасте 29 лет, превратившись в абсолютного старика. Ученые полагают, что причиной этого стала тяжелая болезнь, поразившая позвоночник и кости фараона.

Нефертити пережила супруга, до наших дней сохранились папирусы, подтверждающие участие царицы в управлении государством. В хрониках ее описывают как «проницательную и всеведущую», также сохранился фрагмент документа, подтверждающий сватовство к ней знатного вельможи.

К сожалению, могила Нефертити не найдена, и ученые до сих пор спорят, кто же захоронен в гробнице подле ног Эхнатона. Легенда о том, что в 19 веке был найден золотой гроб с останками царицы, достоверных подтверждений не имеет. Автор: Наталья Иванова

Мин – это древний бог плодородия, урожая, скотоводства, дарующий дождь и богатый урожай. Под его покровительством находились странники в пустыне, торговые караваны, считалось, что он помогал рождению людей и разведению скота. Первоначально в эпоху ранних династий, Мин, предположительно, был также богом неба, творцом. Мина изображали в виде белого быка или человека в короне с двумя перьями и с эрегированным фаллосом. Одна рука Мина была поднята выше головы, а в другой он держал плеть или молнию.

Праздник Мина начинался в первый день жатвы и отмечался ритуальной процессией. Впереди процессии вели белого быка, символ бога Мина, на голову которого прикрепляли корону. Фараон шел вместе с сыновьями в сопровождении сановников знати. На некоторых рельефах (например, в Мединет-Хабу, поминальном храме Рамзеса III в Луксоре) участники ритуальной процессии носят на головах венцы из перьев. В честь бога Мина воздвигали символический столб. Фараон, участвовавший в ритуале, срезал на поле золотым серпом первый сноп, подносил его к столбу и торжественно укладывал у подножья. Праздник, по-видимому, был не таким всенародным, шумным и веселым, как праздник Опет, но от этого не менее радостным. Земледельцы приступали к уборке урожая и не могли себе позволить предаваться продолжительному обжорству и пьянству. Даже если урожай предполагался богатый, его еще нужно было убрать. А для фараона праздничные ритуалы составляли существенную часть обязанностей, лежавших на нем как на правителе страны и главном оплоте египетского общества.

На протяжении тысячелетий в Древнем Египте изменялось многое. Нравы и обычаи, видимо, тоже не оставались неизменными, но традиции были очень сильны. Так, например, великим правителям Верхнего и Нижнего Египта полагалось иметь гарем, причем весьма многочисленный. У фараона был даже не один гарем, а несколько, равномерно распределенных по всей длине Нила. Фараону не приходилось возить женщин с собой, но в каждом дворце, где он останавливался во время путешествия по своей державе, его ожидал богатый выбор холеных красавиц. В некоторых отдаленных гаремах жили женщины, которые уже состарились или перестали нравиться фараону. В гаремах жили не только наложницы фараона, но и их дети, а также близкие и дальние родственницы правителя. Например, в гареме фараона Аменофиса III находилось около тысячи женщин, а управлял гаремом специально назначенный чиновник.

Для египтянки попасть в гарем фараона было большой удачей и высокой честью. В отличие от наложниц правителей многих других стран, в Древнем Египте обитательницы гарема фараона обладали определенными правами и обязанностями. Женщины из гарема фараона имели свои собственные поместья, получали с них доходы, могли быть хозяйками ткацких мастерских, руководить производством.

Дети наложниц не имели никаких титулов, и их имена не сохранились в веках. Только в тех случаях, когда после смерти фараона не оставалось законного наследника, рожденного главной супругой фараона, на престол мог претендовать сын одной из второстепенных жен и наложниц, которая получала титул матери фараона. Но это случалось крайне редко, и был ли счастливчиком тот, кому неожиданно выпадала исключительная судьба божественного правителя Египта? Большой вопрос.

В гареме жили не только египетские женщины, но и иностранки, привезенные в Египет в числе военной добычи. Иногда в гареме коротали свои дни царские дочери из соседних государств, которых не по собственной доброй воле присылали фараону в подарок.

Иноземные принцессы были своего рода заложницами, чтобы коварные или воинственные соседи не совершали необдуманных действий против Египта. Некоторые принцессы, дочери и сестры правителей сильных и богатых государств называли фараона «братом» и считали себя почти равными ему. Принцессы прибывали ко двору фараона не в одной рубашке и не с пустыми руками, а с обязательным богатым приданым. В частности, принцесса Гилухепа из страны Миттани привезла с собой огромную свиту из 317 женщин. Другая миттанская принцесса по имени Тадучепа приехала в повозке, запряженной четверкой отличных лошадей. Это было ее приданое, которое включало еще целую массу предметов домашней утвари, ворох платьев, драгоценные украшения, золотая пекарская лопатка для хлеба и инкрустированный лазуритом веер от мух.

Несмотря на богатое приданое иностранные принцессы не играли в гареме фараона более значительную роль, чем другие наложницы. При египетском дворе царили неуклонно соблюдавшиеся законы и традиции, согласно которым фаворитки из гарема не имели влияния на политику и государственные дела, и вообще плотские утехи фараона – это была совершенно другая сторона жизни, хотя тоже строго регламентированная.

При всей своей огромной власти фараон был ограничен жестко установленными рамками и был, вероятно, не более свободен в своих поступках, чем любой из его подданных. Фараон, наверняка, ежеминутно помнил о присутствии управляющих миром могущественных богов, грозных и милосердных. Он ощущал свое родство с богами, причастность к великим делам, свою ответственность за благополучие Египта. Он верил в загробное царство и практически всю жизнь готовился к предстоящему пути на тот свет, к загробной жизни. Вера в загробную жизнь – одно из важнейших положений древнеегипетского миропонимания. И грандиозные пирамиды, и величественные гробницы с громадными поминальными храмами, и тщательно сохраненные мумифицированные тела доказывают первоочередную важность приготовлений египетских правителей к переходу в иной мир.

Вечная жизнь

Подготовка фараона к уходу в вечность

Египтяне верили, что после смерти наступает новая вечная жизнь. Однако, судя по всему, они вовсе не стремились поскорее отправиться в лучший мир. Египтяне были веселым жизнерадостным народом – в земной жизни они старались вкусить, как можно больше радостей и благ. Примером для простых смертных служил бог Осирис, победивший смерть и тем самым доказавший, что смерти нет, что смерть – это только переход к другой форме жизни. На самом деле никто не умирает, жизнь продолжается, только в измененном виде. Культа умерших предков у египтян не было, ведь ушедшие из земной жизни – те же люди, продолжающие свой вечный путь. Поэтому скорбь при расставании с умершим не должна быть сильнее, чем при разлуке на долгое время с живым человеком – нужно только позаботиться о правильном погребении, чтобы обеспечить покойнику благополучный переход в загробный мир.

Согласно верованиям древних египтян, человек – сложное создание, он состоит из шести (или даже девяти) частей или субстанций. Три земные части – это «хат» – тело, «рен» – имя, «шуит» (или «шу») – тень, которая есть и у мертвых и которая может отделяться от тела. «Хат» непрочно, оно подвержено разложению, если не забальзамировать мертвое тело.

Для понимания вечной, бессмертной сущности человека особенно важны остальные, можно сказать, духовные субстанции: ка, ба, ах .

Ка – жизненная сила человека, неотделимая от него ни на том, ни на этом свете. Иногда ка представлена на рисунках в виде темного человеческого силуэта. Сила кa сопровождает человека с момента рождения, заботится о нем после смерти тела, поэтому в могилу необходимо положить запас еды и питья. Ка сохраняется в рисунках, рельефах и статуях, изображающих умершего.

Ба – личность, индивидуальный характер человека, ба отчасти можно сопоставить с христианским понятием «душа». Ба после смерти покидает тело человека. Ба представляли в виде птицы с человеческой головой. Ба способно принимать разные формы, но неизменно возвращается назад к своему телу. Днем умерший странствует в мире живых в обличье своего ба , но вечером он возвращается через свое мертвое тело в загробное царство.

Ах – бессмертное, неземное воплощение человека. Ах представляли в виде священной птицы ибис с характерным хохолком. Ах проявляет свою силу энергию, главным образом, на том свете, но может распространять ее и на этот свет, например, в виде призраков. Хотя отделившиеся субстанции ка и ба , благодаря погребальному ритуалу, снова объединяются в теле, умерший человек продолжает жить в божественной форме своего ах .

Государственность древнего Египта .

На Древнем Востоке – преобладающая, но не подавляющая роль общего, публичного, при соблюдении Золотой середины.

Государственно-правовые отношения – воплощение живого права (правоприменения). Они не относительны и не абсолютны в отличие от проявлений частных воль. Государственно-правовые отношения – осуществление права, которое не формулируется в акте воли, а известно заранее и предустановлено. Во главе угла – такая черта государственной власти, как беспристрастность. То, что делает государственный чиновник, он делает не для себя, а для государства. Таким образом, он – обезличен. Отсюда императивность государственных актов.

Фараон - на вершине государственной власти. Название «фараон» - от «пер-ао» - «высокий дом, храм» или «неб-нутер» - «господин, бог». При появлении фараона подданные падали ниц. Большая честь – право целовать колени фараона. В обыденной речи запрещено упоминать его имя, чтобы не сглазить. Вместо имени – неопределенно-личное местоимение третьего лица «оне».

Олицетворение фараона-бога, но он не совсем бог, а

Глава культа (духовный владыка, сакральное понятие государства)

Имеет частично светские функции:

* суверен обеих частей страны,

* символ единства страны (важно, так как сепаратизм так и не был изжит до конца).

* верховный судья – разбора апелляций, судил дела, касавшиеся лично его, давал санкцию на некоторые виды наказания (отрезание уха). Здесь ограничен властью визиря

* главнокомандующий армии и флота. Здесь был ограничен властью визиря.

* высшие контрольные функции.

Фараон был окружен пышным дворцом и гаремом.

Фараон не был гарантом сохранности благосостояния подданных, это Нил, а он не был выше Нила.

Престол наследовался по материнской линии. Отсюда – практика инцеста в династиях.

Двор фараона – высший административный орган + храмовая функция (фараон был богом) + управление личным хозяйством царя.

Визирь (джати, чати) - светский владыка, вторая могущественная фигура после фараона. До IV Династии включительно эту должность занимали царевичи-будущие наследники, после – переход к лицам не царской династии. 6-я династия – принцип наследования должности визиря (как правило, воспреемники какого-либо из усилившихся номархов Древнего Египта). Визирь последнего фараона 11 династии сверг правителя и основал следующую. После изгнания гиксосов – для юга и для севера страны учреждены свои должности визирей, отныне их власть и власть фараона взаимно уравновешивались. Сосредоточение фактической власти в одних руках. Верховный жрец бога Тота. Представительство интересов феодалов всей страны перед центром.

Для осуществления задач – большой штат чиновников – курьеров, писарей, приставов - разветвленный административный аппарат визиря . К эпохе Нового царства складывается "министерская система". Визирь возглавляет большой кенбет (личная канцелярия визиря, высший судебный и адм. орган страны, "правительство"). Суд не отделен от администрации

Полномочия визиря изложены в правовом акте “Инструкция визирю”:

Возлюбленный товарищ царя;

Разрешает говорить во дворце;

Несет обязанности по народному хозяйству (регулирование посевов, ирригационных систем, земельных отношений);

Глава бюрократического корпуса;

- «единственный товарищ царя».

Судебные функции :

Высший судья (рассмотрение апелляций жалоб до подачи их фараону),

Пограничные споры между номами и полевые межи между общинами (главная забота по проведению административных границ в государстве),

Следит за законностью процесса в судах,

Назначает судей кенбетов страны - серов.

Общее управление :

Назначение чиновников на низшие и средние гос. должности,

Рассматривает и утверждает отчеты главных органов управления страны,

Внешняя политика (назначение и принятие послов),

Своим решением исправляет ошибки подчиненных

Командует армией и флотом,

Поддержание жизнедеятельности двора,

Предварительно рассматривает прошения «на высочайшее имя»

Контроль работы аппарата чиновников страны.

Хозяйственные :

Следит за правильностью сбора и назначения податей,

Заведует казной вместе с казначеем,

Управляет имуществом фараона,

Отдает распоряжения о проведении литургий,

Хранит государственную печать.

Территория и территориальное управление.

Исторически Египет сложился из нескольких территорий.

В додинастическую эпоху – объединение племен в Верхний (все течение Нила к югу от Мемфиса) и Нижний Египты (к северу к дельте). Помимо этого – некоторые оазисы в Ливийской пустыне. В разные эпохи имперской доминанты граница – на севере до Евфрата. В эпоху древнего царства египет овладел почти всем Синайским полуостровом, распространил власть на африканское побережье Красного Моря.

Менес (родоначальник первой династии), южный правитель – подчинил север (более отсталый, Дельта) и объединил Египет. Корона Египта – для двух частей страны. Южная корона – высокая белая шапка, Хвостов – «кегля». Северная – усеченная красная шапка. Менес совместил короны.

Территориальное деление.

Страбон : страна делилась на номы , номы – на топархии , топархии - на иные деления. Самая мелкая административно-территориальная единица – арур .

Ном (греч. «страна, область») – египетское название «теш», «сеп», «хесеп». Основная податная единица. Ном имел своего бога покровителя и свой герб (тотем)

После объединения Египта в одно гос-во (22 в. до н.э.) прежние царьки - главы номов - превратились в зависимых от фараона должностных лиц - губернаторов-номархов («первый после царя») – как правило, представителей самого знатного местного рода. Должность наследственная по крайней мере до конца владычества гиксосов (воцарения 18 династии). Наследование – когнатское – как правило, внук по линии дочери. До падения номархов (то есть, до изгнания гексонов) фараон – формальное утверждение указом факта передачи должности. Номархи – феодальная зависимость от фараонов. В эпоху Нового царства – исчезновение феодальной зависимости. Номархи обладали в пределах номов высшей судебной и административной властью и собирали налоги в казну. В их распоряжении был штат чиновников.

Номовый феодализм.

Номы всегда были похожи на наследственные уделы, таким образом, древнее царство можно рассматривать как эпоху складывания раннефеодальной монархии, впоследствии поменявшей свою основу с удельной (признавшей формальный суверенитет главного нома, но сохранившей право на дальнейшее беспрепятственное владение уделами-номами) на бенефициарную, пожалованную.

В эпоху Древнего царства – складывание основ феодального суверенитета.

В эпоху среднего царства продолжают сохраняться колоны – yahty («принадлежавшие полю»). Крестьяне в этот период обезземеливаются – крепятся к землям феодала и работают на него, но не становятся рабами, сохраняя частичную право и дееспособность.

Номарх превращается в настоящего царька – hatya – со своим двором и дворцом, организует собственную администрацию, судебная власть также в его руках. Поэтому гиксосы, не встретив единых вооруженных сил, захватили власть. 1580 год до Р.Х. – номархи Фив изгоняют гиксосов, образовывая 18 династию Фив.

Местное управление номом.

Центральная власть в номе – кенбет («угол, средоточение»). Полагают, что разветвленная система кенбетов номов подчинялась главному кенбету страны, глава – визирь. В кенбете нома:

Местные феодалы

Представители центрального чиновничества на паритетных началах

Количество числа членов кенбетов – всегда четное (для социального равновесия).

Храм нома нома и мелкие храмы в его районах – единицы экономического управления, владели обширными участками земли, которые находились в их исключительной собственности. Также храмы – популярные судебные инстанции (основная масса гражданских исков).

Джаджат – предположительно, аналог народного собрания, первоначально – на уровне всего племени, потом – на уровне сельских общин. Органы управления имели под собой родовую основу.

Жизнь женщины напрямую зависела от ее социального статуса. Женщины низкого сословия трудились не покладая рук, до изнеможения и изредка прерывали работу лишь на время рождения ребенка. Они быстро старились и умирали сравнительно молодыми. Правда, у них все же был небольшой шанс на улучшение своей доли. В том случае, если сын такой женщины занимал более высокое положение в обществе (такое в Древнем Египте случалось, и не было редкостью), ей и мужу обеспечивалась спокойная старость, а вместо могилы можно было заполучить гробницу для захоронения. Но в большинстве случаев удача не спешила улыбнуться, и судьба таких женщин была безрадостной.

Положение знатной женщины было совсем другим. Хотя она уступала первенство мужчине, ее правовой статус был практически таким же. У нее были свои собственные владения, которыми она могла распоряжаться по своему разумению и самостоятельно принимать отчеты по ведению хозяйства от личного же управляющего. Такая дама жречествовала в храмах и при гробницах, сооружала памятники умершим, занималась наукой и, если было желание - состояла на государственной службе. Известны женщины, руководившие придворной пищевой мастерской, столовой, ткацкими заведениями, дворцовыми певицами и плясуньями. Кое-кому из царственных женщин Древнего Царства приписывали наставления к изготовлению лечебных и косметических снадобий.

Многие надписи на стенах гробниц и сохранившаяся личная переписка свидетельствуют о любви и уважении к представительницам слабого пола. Женские имена красноречиво говорят о нежных чувствах, испытываемых мужьями. Например, «Первая любимица», «Единственно любимая». На фресках или скульптурах семейные сцены полны пасторальной идиллии. Мужья нередко изображены обнимающими своих жен. Супруги в ответ трогательно и доверчиво кладут ладонь на руку любимого. А сколько страстно-восторженных стихов древнеегипетских Шекспиров, дошедших до наших дней, повествуют о глубине и нерушимости чувств пиитов к возлюбленным! Можно с уверенностью утверждать, что браки, заключенные по любви, не считались чем-то экстраординарным в египетском обществе.

Для семейных отношений Древнего Египта характерно довольно высокое положение женщин, исходящее из системы матриархата, служившей основой семьи. В свою очередь, матриархат как общественная система получил свое признание в Древнем Египте благодаря тому огромному значению, которое имела богиня Исида в Эннеаде богов.

Вспомним «Сказание об Осирисе». В нем рассказывается о рождении Осириса, Гора, Сета и их сестер Исиды и Нефтиды. Красивый, рослый и благородный Осирис ярко противопоставлен злобному и уродливому коротышке Сету. Ненависть Сета к брату со временем переходит все разумные границы, и он решает его убить, чтобы занять место Осириса на троне. Однако все попытки покушения проваливаются. Исида бдительно охраняет мужа, защищая его от происков Сета. Ситуация какое-то время остается без перемен. И тут Исиде понадобилось отлучиться на недолгий срок, оставив беспомощного супруга один на один с завистливым братцем. Сет настолько обрадовался подвернувшейся возможности реализовать свою давнишнюю мечту, что в первую же ночь отсутствия Исиды снял со спящего Осириса мерку, по которой ретивые помощники изготовили деревянный гроб.

Вечером следующего дня Сет собрал на пир своих друзей и пригласил на него Осириса. За столом то и дело раздавались шутки и смех, вино текло рекой. Вдруг в пиршественный зал вошли слуги Сета и внесли изукрашенный рисунками и надписями гроб.

Гостеприимный хозяин, указав рукой на ящик, произнес: - Вот драгоценный гроб! Я подарю его тому, кто ляжет в него и так заполнит его своим телом, что не останется свободного места!

И гости не нашли ничего лучшего, как по очереди укладываться в него, примеряя, подойдет или нет. Как утверждает сказание, Осирис был выше всех живущих на земле, и гроб, сделанный по его размеру, должен был просто кричать своей громадой, для кого именно он так тщательно изготовлен. Зачем, в таком случае, гости пытались примерить его на себя, не вполне понятно.

Наконец, пришла очередь Осириса, который во время всего шуточного представления вел себя для бога более чем странно. Ему почему-то не пришла в голову банальная мысль о том, что появление гроба на пиру, тем более на пиру брата, который спит и видит занять трон Осириса не слишком благопристойным способом, должно было выглядеть, по меньшей мере нелепо и подозрительно, а тем более гроб таких размеров.

Нимало не колеблясь, излишне доверчивый, чтобы не сказать глупый, царь вытянулся в гробу и тот, конечно, пришелся ему впору. В тот же миг Сет подал знак гостям, и они закрыли его, приколотив крышку. В ночной тиши заговорщики вынесли из дома саркофаг с телом Осириса и, хорошенько раскачав, бросили его далеко в воды Нила. Сильное течение подхватило гроб и вынесло его в открытое море. Спустя некоторое время волны прибили саркофаг к берегу у города Библа на восточном берегу Средиземного моря.

Исида, вернувшись, поняла, что ее наихудшие предчувствия сбылись. Сету удалось погубить родного брата и спрятать тело в тайном месте. Она сначала пересекла весь Египет, а затем совершила путешествие в Сирию в поисках расчлененного тела Осириса, горячо любимого ею супруга. Испытав немалые трудности и лишения, Исида нашла саркофаг и вернулась с ним в Египет, в город Буто. Оставив гроб, как ей казалось, в надежном месте, она отправилась узнать о сыне, которого оставила в Буто, не решившись взять его с собой в Сирию.

В это время Сет охотился на диких зверей. В сказании здесь очередная неувязка, поскольку события происходят лунной ночью. На каких диких зверей мог охотиться Сет ночью? Пусть даже светлой, лунной?

Как бы то ни было, Сет, к своему ужасу, замечает знакомый ящик. Открыв его, он видит тело убитого брата. Кипя от охватившей его ярости, братоубийца вытаскивает труп Осириса и расчленяет его на 14 кусков. Этого ему показалось недостаточным, и он разбрасывает останки по всей египетской земле.

Снова преданная и любящая супруга ходит по стране, собирая куски тела Осириса. С помощью бога Анубиса Исида сложила их вместе, погрузила тело покойного в благовонную смолу и пропитала соком целебных растений. Затем завернула в пелены, умастила благоухающим маслом и расположила на погребальном ложе.

Исида рыдала над телом Осириса так горько, а скорбь ее была так велика, что Осирис услыхал плач жены и пробудился заново к жизни.

Без труда можно заметить, что красной линией через повествование проходит мысль о том, что только благодаря Исиде стало возможным воскрешение Осириса. Бог без любимой супруги оказался неспособным отстоять не только свои права на корону и трон, но даже на жизнь. Пока Исида находилась возле супруга, ему ничто не угрожало. Сет и другие враги Осириса были бессильны. Стоило ей покинуть мужа ненадолго, как заговорщики во главе с завистливым Сетом тут же добиваются успеха. Исключительно настойчивостью и терпением Исиде дважды удается отыскать тело Осириса, а сила ее любви к нему пробуждает в погибшем фараоне жизнь. Фактически богиня спасла тем самым человечество. Исида ни разу в течение всего повествования не проявила своей слабости или нерешительности, являя пример истинной любви, верности, трудолюбия, плодовитости и целеустремленности.

Почет и уважение, которое выказывалось жене со стороны супруга в обыденной жизни, по сути, были отражением поклонения богине

Исиде за спасение Осириса. Следует обратить внимание и на тот факт, что и в додинастический период, предшествующий появлению культа супруги Осириса, женщины в Древнем Египте почитались не меньше. Их считали хранительницами таинственного источника жизни, обладательницами могущественной психической силы, хранительницами магических ритуалов и традиций. Вероятно, основа подобных верований напрямую была связана с таинством зарождения жизни в материнском чреве. С точки зрения египтян, все сущее на земле зачиналось в женском начале.

Итак, как видим, женщины в древнеегипетском обществе обладали даже большими имущественными правами, нежели мужчины. Вся земельная собственность наследовалась по женской линии от матери к дочери. Брак заключался на основе договора от имени мужа и жены. При женитьбе на наследнице муж мог владеть собственностью жены только при жизни супруги (была возможна и передача жене всего семейного имущества). Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола, но личная (добрачная собственность) супруги отходила к дочери. Завещание могли составить как муж, так и жена. Стоит обратить внимание: дочерей любили не меньше сыновей. Какой контраст с нынешним положением женщин на Востоке!

Хотя полигамия и имела место в Древнем Египте, распространенной она не была, поскольку позволить себе содержать несколько семей мог только очень узкий круг высокопоставленных сановников. Безусловно, к нему относился и фараон. Женское окружение царя составляло гарем, что неудивительно, ведь у богов Египта тоже были «гаремы» богинь (Бат, Исида, Хатхор, Нехбет, Бастет). На сегодняшний день египтологам не все ясно о данном явлении. Выводы, к которым приходят ученые, не всегда однозначны. Но одно можно утверждать точно - арабско-турецкий и древнеегипетский гаремы сильно отличались друг от друга.

Сохранились сведения о наличии гаремов у Менеса, Аменхотепа III, Аменхотепа IV, Рамзеса II, Рамзеса III.

В гареме воспитывались дети фараона и высших сановников, вождей чужеземных стран. Совместные игры хорошо готовили их к будущей жизни и приучали к нелегкому управлению страной. Здесь же жили и иноземные жены царя. Они не становились главными супругами владыки Египта (исключения были редки). Одной из главных обязанностей женщин было участие в культовых мероприятиях.

Как видим, арабский гарем и древнеегипетский на самом деле не обнаруживают сходства.

Касательно евнухов мнения исследователей разделились. Одни, как Э. Райзер, например, считают, что в Древнем Египте института евнухов не существовало. Вряд ли можно согласиться с подобным предположением.

Действительно, их присутствие в период Древнего Царства на сегодняшний день не обнаружены. Зато во время Среднего и Нового Царств они уже были. В заговоре против Аменхотепа I, созревшего в тиши гарема, принимали активное участие и евнухи (Среднее Царство, XII династия). А в гробнице Эйе (Новое Царство, XVIII династия) гарем изображен во всех подробностях вместе с евнухами, скучающими под дверями женских комнат.

Словом, с эпохи Среднего Царства и до правления последней из Птолемеев, евнухи и гарем неотделимы. При этом роль их далеко не всегда пассивна. Они деятельны и предприимчивы, участвуют в заговорах и попытках переворота, на что редко отваживались их собратья из турецких сералей.

Фараон пришел отдохнуть от тяжкого бремени управления страной, а ему уже и преемника подобрали. В древнеегипетских документах сохранились сведения о трех заговорах, организованных в гареме, - при Пепи I, Аменемхете I и Рамзесе III. О последней из попыток «гаремного» переворота, исследователям стало известно по материалам следствия. Когда заговор раскрылся, оскорбленный в лучших чувствах фараон приказал одному из сыновей (тому, кого прочили вместо Рамзеса III на престол) покончить с собой. Следом казнили женщин-заговорщиц и их сообщников, среди которых были главный смотритель гарема, командир лучников, хранитель опахала и даже личный камердинер царя.

Как правило, выделялась одна или две главных жены, остальные женщины были на положении наложниц, которые могли быть изгнаны по велению царя. Тем не менее, попасть в гарем было не самым плохим вариантом. Так, о подобном повороте судьбы мечтает девушка из папируса Честер-Битти I. Она не скрывает желания следовать за Махи (так в этом документе назван фараон Хоремхеб). Вряд ли подобные мечты приходили в головы будущих наложниц турецкого султана.



Читайте также: