Школа второй дом за и против. Домашнее обучение: за и против. Улучшение семейных отношений

Комарова Виктория. Нижневартовский государственный гуманитарный университет, Нижневартовск, Тюменская область область, Россия
Сочинение на английском языке с переводом. Номинация Классическое эссе

Home schooling

Most people can say that home schooling is not the best way of studying. They cousider that home education has negative influence on the development of pupils. But other people think it has a lot of positive features. They consider that all children should receive education at home. Undoubtedly, this suggestion has both advantages and disadvantages.

On the one hand, there are many positive aspects to home schooling. Firstly, it is beneficial for pupils who suffer from "schooling phobia". As a result, they play truant and do not have an opportunity to communicate with other children. Secondly, home education suits gifted pupils, who are bored by everyday lessons. That is why, children have possibility to choose an individual curriculum. Finally, they have flexible schedule and they can study at home at own pace. And children can study everything more quickly and more effective.

On the other hand, there are people who are against home schooling, because pupils can have difficulties to study without a direct help of a qualified teather. For this reason, not all students can get education at home. Also, they lack the opportunity to communicate with other children. As a result, students can have any social problem. What is more, it is expensive, it needs a lot of money to hire a teacher. Consequently, only some parents can afford to pay for such education.

To summarize, although there are many advantages to home schooling, but certainly there are more essential disadvantages to it. I consider that all children should receive educationin ordinary school. Because pupils will have a lot of friends. They will not have any social problems. Also students will feel nice in society. And I can say that home education is not the best way of studies.

Многие люди могут сказать, что домашнее обучение-это не лучший способ учебы. Они считают, что домашнее обучение имеет негативное влияние на развитие учеников. Но другие люди думают, что такое обучение имеет много позитивных особенностей. Они считают, что все дети должны получать домашнее обучение. Несомненно, есть мнения как за, так и против.

С одной стороны есть много положительных аспектов за домашнее обучение. Во-первых, оно полезно для учеников, которые страдают "школьной фобией". В результате они не ходят в школу и не имеют возможности общаться с другими детьми. Во-вторых, домашнее обучение подходит одаренным детям, которым скучны каждодневные уроки. Поэтому дети имеют возможность выбора индивидуального обучения. В конце концов, у них есть гибкий график, и они могут обучаться на дому в своем темпе. И дети могут изучать материал более быстро и более эффективно.

А с другой стороны, есть люди, которые против домашнего обучения, потому что ученикам трудно учиться без непосредственной помощи квалифицированного учителя. По этой причине, не все ученики могут получать образование на дому. Еще у них есть недостаток общения с ровестниками. В результате, у обучающихся могут возникнуть проблемы в общении.Более того, такой способ обучения дорогой, для этого нужно много денег, чтобы нанять учителя. Следовательно, только некоторые родители могут оплатить такое обучение.

В итоге, хотя есть много положительного в домашнем обучении, присутствуют и существенные недостатки. Я считаю, что все дети должны получать образование в обычной школе. Потому что там у детей появятся много новых друзей. У них не будет социальных проблем. Так же дети будут чувствовать себя естественно в обществе. Я могу сазать, что домашнее обучение не самый лучший способ образования.

Я уверена, что мне повезло в жизни – я училась в советской школе. Последние несколько лет школы, правда, были уже в другом государстве, но на тот момент система образования еще не претерпела серьезных изменений. В мое время среднее школьное образование было обязательным для всех, никаких домашних обучений и в помине не было.

Начиная с пятого класса, мы сдавали переходящие экзамены, учили билеты, кто-то писал шпаргалки, но было здорово, кто бы там, что не говорил о советском периоде. Прошу заметить, что мы сдавали настоящие нормальные экзамены, а не тестирование, рассчитанное на умственно отсталых детей. Говорю так жестко, потому что именно так думаю.

В 11 классе, когда мы собирались сдавать выпускные экзамены, нам сообщили, что четыре экзамена будут проходить в виде тестов: алгебра, геометрия, русский язык и литература, история. А два с билетами – физика и английский язык. Так вот, к четырем экзаменам, по которым были тесты, у нас не готовился ни один человек в классе! И сдали все! Даже те, кто учился слабо, тесты сдали на 4 (по пятибалльной системе). Вот так вот.

Советское образование признавалось лучшим во всем мире, нет же, надо было перенять американскую систему тестирования. Где экзамен не сдаст только полный идиот. Потому что если ты хоть что-то в школе читал и учил, то по предложенным вариантам ответов, просто обязан сдать такой экзамен.

Кроме хорошего багажа знаний, мы выходили из школы во взрослую жизнь с нормальными представлениями о дисциплине, субординации и со способностью социализироваться в обществе .

Но в 1992 году законодательно было введено такое понятие, как «образование на дому» или «семейное образование» (хоумскулинг). И родители встали перед выбором: отдавать ребенка в массовую школу или оставить получать образование дома?

Разговоров и споров по поводу домашнего образования ведется очень много, начиная с того самого 1992 года. И родители, и учителя так и не пришли к единому мнению в этом вопросе. Давайте попробуем разобраться в преимуществах и недостатках такого образования. Но сначала пару слов о том, какие формы домашнего обучения существуют.

Формы домашнего обучения

Анскулинг – абсолютный отказ от посещения школы и вообще школьной программы. Сторонники анскулинга уверены, что вполне самостоятельно могут определить как, сколько и чему учить своего ребенка. Уверены в том, что общепринятое среднее образование никому не нужно, а также государственное тестирование и прочие экзамены. Самое печальное последствие анскулинга, что к 16 годам ребенок уже никак не сможет наверстать упущенное и изучить необходимый минимум знаний, требующийся для поступления в ВУЗ, а значит, не сможет приобрести никакую профессию. К моей огромной радости, анскулинг в России категорически запрещен.

Домашнее обучение – персональные занятия со школьными преподавателями на дому, написание контрольных, сдача экзаменов и пр. Оформляется при отсутствии возможности ребенку самостоятельно посещать школу, основанием служит заключение врача о наличии медицинских противопоказаний.

Частичное домашнее обучение – посещение школы на несколько занятий в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Также можно оформить только по заключению медицинских работников.

Экстернат – автономное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных, без посещения школы. Можно оформить у руководства школы, исключительно по договоренности с администрацией учебного заведения. Надо сказать, что не многие школы на это соглашаются.

Дистанционное образование – обучение через интернет, общение с преподавателями по скайпу или на форуме, выполнение домашних заданий, контрольных и экзаменов в режиме онлайн. Также согласовывается и оформляется у администрации учебного заведения.

Плюсы домашнего обучения

У домашнего обучения, как и у любого другого мероприятия, есть свои плюсы и минусы. Для начала разберемся с плюсами.

Плюсы называли родители-сторонники домашнего обучения, итак:

  • Ребенок занимается, когда хочет и как ему удобно.
  • Отсутствует давление со стороны сверстников, старшеклассников и учителей.
  • Отсутствует необходимость соблюдать ненужные (???) школьные правила.
  • Контроль развития моральных и этических норм у ребенка.
  • Ребенок может жить по естественным биологическим часам.
  • Выбор в изучении особых предметов: искусство, иностранные языки (какие хочется, а ни какие предоставлены в школе), архитектуру и пр. с детства.
  • Обучение в домашней обстановке существенно снижает риск получения школьных трав, проблем с осанкой и зрением.
  • Индивидуальный подход к обучению помогает воспитать личность.
  • Сохранение тесного контакта ребенка с родителями, исключено чужое влияние.
  • Возможность освоить школьную программу меньше, чем за 10 лет.
  • Отсутствие обязательных прививок.

Большинство плюсов достаточно спорные. Например, о снижении риска проблем с осанкой и зрением. Можно подумать, что в домашней обстановке ребенок не может их испортить. Или что касается чужого влияния. Дети сейчас так много времени проводят в соц.сетях, что попасть под чужое влияние еще проще, чем в школе.

Кто сказал, что школьные правила ненужные? Что плохого в их соблюдении? Я лично не понимаю. У ребенка отвалятся ноги, если он будет вставать, когда входит учитель? Или на ребенка негативно повлияет участие в новогоднем утреннике? Мне кажется, эти плюсы – полная ерунда. Что касается прививок – это вообще отдельная тема, но я ей все-таки уделю пару слов.

Я сторонник другой точки зрения и уверена, что прививки важны и нужны. Аргументирую. Те, кто считают, что прививки не нужны, утверждают, что они наносят вред здоровью ребенка, а обязательная вакцинация вообще нарушает его права. Одна моя знакомая – противник прививок – сказала: «Где ты видела оспу или краснуху? Я вот своему ребенку прививки не делаю и все нормально». Отчасти да, пока все нормально. А теперь давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны – с научной.

Когда таких вот «грамотных» мамочек станет много, эпидемиологическая ситуация начнет меняться и «побежденные» болезни, такие как оспа или та же краснуха, снова вернуться. Только вакцинация населения более 70% сможет гарантировать здоровье основной массе людей, и особенно детей . Но эти мамочки об этом не знают, а точнее не хотят знать, им проще отказаться и «спасти» своего ребенка от вредной прививки, а о последствиях пусть думает кто-то другой.

Согласно заключению специалистов Всемирной организации здравоохранения , основная масса доводов тех, кто отказывается от прививания своих детей, не подтверждены научно и характеризуются как «опасное и тревожное заблуждение».

Поэтому говорить об отсутствии прививок, как об одном из плюсов домашнего обучения, считаю крайне неправильным.

Минусы домашнего обучения

Минусов, надо сказать, немало и, на мой взгляд, они существенные, судите сами:

  • Ребенок не получает опыта социализации и взаимодействия с коллективом.
  • Требуется постоянный контроль со стороны родителей за процессом обучения.
  • Отсутствие дисциплины и необходимости работать в определенный период времени «от звонка до звонка».
  • Отсутствие опыта конфликтов и выхода из них со сверстниками и старшеклассниками.
  • Родители не всегда могут правильно обучить точным предметам, системному мышлению.
  • Гиперопека родителей в конечном итоге приведет к инфантилизму или эгоизму ребенка.
  • Ребенок привыкнет к образу «не такого как все», ему будет гораздо труднее во взрослой жизни.
  • Житейская неопытность и недостаток общения в школе скажется при начале самостоятельной жизни.
  • Навязывание родителями нетрадиционных взглядов и жизненных ценностей ограничивают развитие ребенка.
  • Трудности при поступлении в ВУЗ и при обучении в нем.

Мне кажется, что вопрос домашнего обучения должен подниматься в том случае, если ребенок по состоянию здоровья действительно не может посещать школу. Либо если семья часто переезжает из города в город (уж не знаю, по какой причине), в последнем случае оптимальным будет, конечно, дистанционное образование. Либо семья проживает в небольшом поселке, а до приличной школы слишком далеко и нет возможности ежедневно возить туда ребенка.

Персональные занятия или частичное посещение школы необходимы тяжелобольному ребенку , при некоторых особенностях развития (аутизм, СДВГ) или ограниченных возможностях, усыновленному ребенку с тяжелой педагогической запущенностью.

Временное домашнее обучение (на один учебный год) – на период восстановления и реабилитации после перенесенных тяжелых травм, серьезных заболеваний и т.д. В отдельных случаях на экстернат имеет смысл перевести одаренного ребенка с аутичными чертами личности. Индивидуальное обучение точно не подойдет общительному и активному ребенку, а также ленивому и неспособному к самодисциплине .

Необходимость домашнего обучения должна обуславливаться несколькими факторами – образом жизни родителей и особенностями развития (здоровья) ребенка. Если, например, семья проживает в городе, а мама с папой ходят ежедневно на работу, то какой смысл переводить ребенка на такую форму обучения? Нанимать педагогов по всем предметам – вопрос: зачем тогда маме работать, если все деньги будут уходить на оплату таких услуг? Для самостоятельной формы обучения все равно нужен кто-то взрослый, кто будет проводить по несколько часов с ребенком, заниматься с ним, контролировать ход выполнения самостоятельных заданий. Сомневаюсь, что этим будут в состоянии заниматься родители, отработавшие весь день в офисе.

На домашнее обучение, на мой взгляд, можно перевести ребенка, который подает серьезные надежды в спорте , например. То есть ребенок будет заниматься спортом и параллельно получать среднее образование, больше тратить времени на тренировки и подготовку к соревнованиям. Отлично, если в такой семье мама не работает, и может тратить свое время на развитие своего ребенка в полной мере.

Подведем итог

Убеждена, что домашнее обучение подходит не всем детям и родителям. Неоднократно посещала форумы и читала аргументы сторонников такого образования. То, что пишут эти взрослые мамы и папы, у меня лично в голове не укладывается. Приведу несколько особо ярких примеров: «Хочу спасти своего сына от перемалывающей личность школьной системы», «Как вспомню школьные экскурсии, сразу плохо становится. Кому это вообще нужно?», «Кому нужны эти таблицы умножения и Менделеева, они, что в жизни пригодились?». Читала, и плакать хотелось. Чему могут научить такие родители своего ребенка на домашнем обучении? Мне искренне жаль детей этих родителей.

А еще вспомнила слова из биографии Ломоносова: «Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения». В голове только одна мысль: «Хорошо, что у Ломоносова не было таких родителей, как участники форумов за домашнее обучение».

Обучение в домашних стенах является наиболее древней формой получения знаний, которая зародилась задолго до появления первых общеобразовательных школ. На протяжении многих столетий домашнее обучение было единственным способом получить знания. Доступно это было лишь обеспеченным, зажиточным семьям, способным оплатить услуги частного преподавателя или родителям, имеющим свободное время и соответствующие знания и навыки для обучения дитя на дому.

История и стереотипы

В эпоху СССР школьное обучение на дому было возможно только для деток с ограниченными физическими возможностями. К детям, которые не могли свободно передвигаться или страдали какими-либо психологическими заболеваниями, на дом ежедневно приходили школьные учителя и давали индивидуальные уроки.

Остальные же школьники для получения среднего образования на общих основаниях ходили в школу. Но начиная с 1992 года учиться не выходя из дома совершенно официально имеет право каждый желающий школьник.

И если раньше домашнее обучение (или как еще его называют, хоум-скулинг) было мерой вынужденной, то сейчас образование в домашних стенах стало модной тенденцией - все чаще родители выбирают именно этот способ получения образования для своих детей.

Причины, по которым родители переводят своих отпрысков на домашнее образование, разнообразны:

  • нежелание доверить воспитание чада чужим людям;
  • ограждение малыша от физического и морального давления в школе;
  • желание дать сыну или дочери знания самостоятельно, так, как считают нужным сами;
  • недовольство качеством и уровнем школьного воспитания и образования.

Разберемся, какие виды, плюсы и минусы имеет домашнее обучение.

Какие формы хоум-скулинга бывают?

Существует несколько разновидностей обучения в домашних стенах:

  • Надомное обучение. Ежедневно к ребенку на дом приходят школьные учителя и в индивидуальном порядке читают предметы. Такая форма образования возможна при наличии медицинских рекомендаций;
  • Экстернат. Ученик изучает дисциплины в удобном для него темпе и режиме с помощью родителей или же самостоятельно, после чего сдает экзамены в школе. Можно, к примеру, пройти 2 года программы за один;
  • Нон-скулинг. Родители при этом не вмешиваются в процесс обучения, а лишь по его просьбе помогают в тех или иных вопросах, ребенок самостоятельно получает знания по выбранному им самим особому стилю.

При любой форме хоум-скулинга ученик обязан дважды в год прибывать в школу и сдавать экзамены - только в этом случае он сможет получить аттестат о законченном среднем образовании.

Прежде чем решиться перевести свое драгоценное чадо на домашнее обучение, родителям необходимо тщательно взвесить все аргументы за и против и решить, действительно ли эта модель образования пойдет сыну или дочери на пользу.

Плюсы домашнего образования


  • Более эффективное освоение программы. Педагог или родитель в ходе обучения понимают, в чем ребенок «плавает », а какой материал усвоил безупречно. В результате ученик отличается более высокой успеваемостью и качеством знаний;
  • Индивидуальная программа также позволяет экономить драгоценное время, в результате его становится больше для посещения музеев, театров, выставок и т. д. Десятилетнюю программу вполне можно освоить за более короткие сроки;
  • Возможность изучать предметы, не читающиеся в школе, но необходимые, по мнению родителей - например, редкие или древние языки, архитектуру, искусство;
  • Возможность организовать индивидуальный график в соответствии с биологическими часами ученика, что позволяет избежать излишних нагрузок, в результате чего такие дети реже болеют;
  • Отсутствие конфликтов с учителями, сверстниками, старшими товарищами по школе (это, как известно, негативно отображается на психике детей);
  • Пребывающий на домашнем обучении ребенок лишен дурного влияния сверстников в нежелательных компаниях;
  • Развитие индивидуального образа мышления, без чужих стереотипных влияний, отсутствие свойственного многим коллективам «стадного инстинкта »;
  • Воспитание происходит в привычных для семьи традициях, что особенно важно, если она принадлежит к какой-либо религиозной общине или этническому меньшинству;
  • Исключается постороннее влияние на религиозные взгляды и убеждения, а также их критика и высмеивание;
  • Более тесный контакт с родителями, близкие доверительные отношения с ними.

Минусы хоум-скулинга


  • Дефицит общения со сверстниками. Многие могут возразить: но ведь малыш не удален из социума полностью, не сидит в четырех стенах, а общается с друзьями, соседями, ходит в магазины, посещает спортивные секции, другие общественные места. Это действительно так, но в таких ситуациях он выбирает для общения только приятных и симпатичных ему людей, не получая драгоценного опыта решения конфликтных ситуаций (которые, само собой, неизбежны во взрослой жизни);
  • Постоянный контроль родителей и гиперопека могут привести к инфантильности и эгоизму;
  • Родитель, который контролирует сына или дочь, должен быть очень организованным и твердым человеком, ведь он несет ответственность за его обучение, воспитание и развитие. Не каждый взрослый способен грамотно, профессионально и эффективно организовать обучение детей вне школы;
  • К сожалению, родители не всегда могут профессионально обучить, ответить на все вопросы сына или дочери. Это возможно только в том случае, если взрослый обладает блестящими знаниями школьной программы (а это, согласитесь, явление редкое), широким кругозором и потрясающей эрудицией;
  • То, что могут дать ребенку 12-15 школьных учителей, не в состоянии дать один родитель, какими бы знаниями, мудростью и опытом он ни обладал;
  • Ребенок понимает, что он «не такой, как все », в результате чего в глубине души ощущает себя белой вороной;
  • Отсутствие опыта общения со сверстниками и учителями отражается на коммуникации во взрослой жизни. В собственной семье он привыкает к повышенному вниманию, любви, ощущает себя нужным, важным и незаменимым человеком, а попав в высшее учебное заведение, на работу или в армию, сталкивается в суровой реальностью, в которой он совершенно безразличен окружающим;
  • Дороговизна. Методические пособия, учебники, оплата услуг частных преподавателей (а они, скорее всего, понадобятся) обойдутся родителям недешево;
  • Невозможность учиться на ошибках других людей. Находясь по 5-6 часов в школе, в коллективе, ученик наблюдает за другими детьми, анализирует их поведение, делит поступки на «белое и черное », учится распознавать ложь, неискренность, лицемерие. Взрослые, выступающие против хоум-скулинга, утверждают, что на «пальцах » объяснить это дома невозможно.

Переводить ли сына или дочь на домашнее образование, конечно же, решать только родителям. Можно, к примеру, организовать «домашнюю школу » не во время учебного года, а в последний месяц летних каникул и оценить собственные силы и понаблюдать за реакцией чада.



Читайте также: