Всемирная история. Государственная организация империи Мин. Усиление централизации

" Подробнее о традиционной системе управления в Ки- тае см.: История государства и права зарубежных стран. Учеб- ник для вузов. Часть 1. М., 1996. С. 388-391. С 1839 года англичане развернули против Китая военные действия, которые положили начало "опиумным войнам". Феодальная армия не могла противостоять первоклассно вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии, а цинс- кие власти показали полную неспособность организовать оборону страны. В августе 1842 г. в Нанкине был подписан первый в истории Китая неравноправный договор. Этот договор отк- рывал для торговли, кроме Гуанчжоу, еще четыре китайс- ких порта. К Англии отошел остров Сянган (Гонконг). Цинское правительство обязалось также выплатить англи- чанам огромную контрибуцию, ликвидировать китайскую торговую корпорацию, монопольно занимавшуюся посредни- ческой торговлей с иностранцами, и установить выгодный для Англии новый таможенный тариф. В 1843 году Нанкинский договор был дополнен протоко- лом, согласно которому иностранцам предоставлялось пра- во экстерриториальности в создаваемых ими сеттльментах, где устанавливалась не подчиненная китайским властям система управления, содержались иностранные войска и полиция. Местные китайские власти должны были в откры- тых портах не только разрешать систему этих иностранных поселений, но и выделять для них земли и дома за "спра- ведливую" арендную плату. Иностранцы полностью изыма- лись из-под юрисдикции китайских судов, для них уста- навливалась консульская юрисдикция. Вслед за Англией неравноправные договоры с Китаем были заключены США и Францией (1844 г.). Важным следствием "опиумной" войны явилось возникно- вение в стране революционной ситуации, развитие которой привело к потрясшему империю Цинов крестьянскому восс- танию. Его возглавили руководители тайного антимань- чжурского общества "Байманди хуэй" ("Общество поклоне- ния верховному владыке"). Главой общества и его идеоло- гом был сельский учитель Хун Сюцюань. Общество пропове- довало равенство и братство, для обоснования которых использовались некоторые идеи христианства. Конечную цель борьбы Хун Сюцюань видел в создании "Тайпин тянъ- го" ("Небесного государства всеобщего благоденствия"), поэтому его последователи и стали именоваться тайпина- ми. Они пропагандировали и осуществляли на практике идеи уравнительного распределения, которые привлекали к тай- пинам главным образом обездоленных людей. Но в их ряды вошли и представители торговой буржуазии и помещиков, привлеченные антиманьчжурской направленностью движения. Восстание развивалось успешно. В 1851 г. повстанцы овладели окружным центром Юнань и заложили здесь основы своей государственности. Было провозглашено "Тайпин тянъго", руководитель движения Хун Сюцюань получил ти- тул небесного царя (тянь ван), царями (ванами) стали именоваться и пять других руководителей движения. Таким образом, как и в других крестьянских движениях, китайс- кие крестьяне не пошли дальше установления "справедли- вой" монархии. Тайпины уделяли большое внимание военному делу и в скором времени создали боеспособную армию, отличавшуюся строгой дисциплиной. В марте 1853 г. войска тайпинов взяли Нанкин - столицу Китая в период Минской династии, который был провозглашен столицей "небесного государс- тва". Вскоре после этого события был обнародован доку- мент под названием "Земельная система небесной динас- тии", значение которого выходило за рамки его официаль- ного наименования - практически он был программой анти- феодальной крестьянской революции. Этот документ пре- дусматривал распределение земли на уравнительных нача- лах, освобождение крестьян от арендной платы помещикам, предоставление равноправия женщинам, вплоть до равного с мужчинами доступа на государственную службу, госу- дарственное содержание нетрудоспособных, меры борьбы с коррупцией и др. Власть тайпинов на части территории Китая просущест- вовала до 1864 г. Основными причинами ее гибели, не считая некоторых стратегических просчетов тайпинских руководителей и раскола в их среде, были интервенция западных держав и внутреннее разложение тайпинского движения. Тайпинские армии потеряли былую боеспособ- ность, а тайпины в целом - широкую поддержку народа. Они потерпели поражение под ударами объединенных войск маньчжурской династии и китайских помещиков, поддержан- ных интервентами. Тем не менее восстание тайпинов имело большое историческое значение, явилось предтечей ки- тайской буржуазно-демократической революции, предвест- ником национально-освободительной борьбы. "Сто дней реформ". Тайпинское восстание и "опиумные" войны потрясли Цинский Китай. При этом в государствен- ном строе не произошло существенных изменений, за иск- лючением некоторых преобразований в структуре государс- твенных органов. Знаменательным событием явилось учреждение в 1861 г. после третьей "опиумной" войны государственного органа, ведающего иностранными делами, под названием Главная канцелярия по иностранным делам, которая не была ве- домством по иностранным делам в обычном понимании этого слова. Главные чиновники канцелярии работали в ней по совместительству, были, как правило, некомпетентны, что затрудняло переговоры с ними представителей иностранных государств. И все же появление в государственной струк- туре специального органа по иностранным делам стало оп- ределенной вехой, означавшей конец многовековой изоля- ции страны. В 1885 г. появилось еще одно центральное ведомство - адмиралтейство (канцелярия по военно-морс- ким делам). Организации его предшествовало уничтожение китайского флота во время франко-китайской войны 1884- 1885 гг., закончившейся подписанием еще одного нерав- ноправного договора и захватом французами Аннама. Одна- ко средства, ассигнованные на строительство флота, ушли в основном на строительство летнего императорского дворца под Пекином, туда же были направлены и люди, предназначавшиеся для службы во флоте. Китай по-прежне- му оставался безоружным перед лицом иностранной агрес- сии. После подавления восстания тайпинов была отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и гражданского) и местная власть сосредоточилась в одних руках. В структуре провинциального управления закрепи- лись возникшие в последний период борьбы с тайпинским движением комитеты по восстановлению порядка, состояв- шие из главных провинциальных чиновников, а именно: казначея, судебного чиновника, соляного контролера и зернового интенданта. Наместники получили право казнить без предварительной санкции сверху лиц, уличенных в принадлежности к тайным обществам, имеющим целью нисп- ровержение существующего строя, и "открытых мятежников и разбойников". Вместе с тем маньчжуры, сохранив господствующее по- ложение, были вынуждены предоставить китайским фео- далам, спасшим вместе с иностранцами Цинскую династию, большее число государственных должностей. Характерной особенностью формирования государственного аппарата тех времен является расширение открытой продажи должностей, усиление произвола чиновников. Резко усилившаяся экспансия иностранного капитала в Китай привела к захвату им важнейших позиций в экономи- ке, к возникновению сравнительно сильного и быстрораз- вивающегося иностранного сектора в экономике. Страна превращалась в полуколонию западных держав. В 60-80-е гг. XIX в. возникают первые китайские ка- питалистические предприятия. Первоначально это казенные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, а затем частные предприятия, действовавшие также под контролем государства. Ведущей силой формирующейся на- циональной буржуазии стали крупные чиновники и помещи- ки. Раньше национальной образовалась в Китае компра- дорская (посредническая) буржуазия, выступавшая как си- ла, стремящаяся сохранить антинародный и антинациональ- ный маньчжурский режим. Вторжение в страну иностранного капитала покончило с относительной замкнутостью китайс- кой деревни, приобщило сельское хозяйство Китая к миро- вому рынку. Рост национального капитализма, расширение экономи- ческих связей в стране, возникновение крупных экономи- ческих и культурных центров создали условия для образо- вания китайской нации, развития национального самосоз- нания. Поражение Китая в войне с Японией (1895 г.) и осо- бенно империалистический раздел страны активизировали деятельность патриотических сил. В конце XIX в. большое влияние на ее общественную жизнь оказала группа интел- лигентов во главе с публицистом и философом Кан Ювэем, представлявшая интересы национальной буржуазии и обур- жуазившихся помещиков. Эта группа выступала за модерни- зацию страны, за проведение реформ с помощью импера- торской власти. Сочувствовавший реформаторам император Гуансюй наз- начил членов группы на государственные посты и на осно- ве подготовленного Кан Ювэем программного доклада издал 50 довольно радикальных указов, посвященных в своем большинстве вопросам экономики и просвещения, а также некоторым вопросам деятельности государственного аппа- рата. Этот трехмесячный период 1898 г. вошел в историю Китая под названием "сто дней реформ". Реформы не были проведены в жизнь из-за дворцового переворота, совер- шенного вдовствующей императрицей Цыси. Император Гуан- сюй был арестован, его указы отменены, а реформаторы казнены. В 1899 году Китай вновь был потрясен народным восс- танием. Это было выступление сельской и городской бед- ноты в рядах ихэтуаней ("отрядов справедливости и сог- ласия"), возникших на базе тайного общества - "кулак во имя справедливости и согласия". Восстание носило глав- ным образом антииностранный характер и продолжалось до 1901 г., будучи усиленным представителями правящих кру- гов, заигрывавшими с широким народным движением. Осада восставшими посольского квартала в Пекине послужила по- водом для вмешательства во внутренние дела Китая ряда европейских держав, царской России и США. В 1900 г. войска интервентов заняли Пекин. Цинский двор капитули- ровал. В 1901 году представителем Цинов был подписан так называемый "заключительный протокол", по которому ки- тайское правительство обязалось выплатить вторгшимся в страну державам огромную контрибуцию и приняло ряд уни- зительных условий, закреплявших окончательное превраще- ние Китая в полуколонию. Позорные условия "заключитель- ного протокола" усилили всеобщую ненависть народа к маньчжурской династии, и, чтобы притупить ее, Цины вы- нуждены были предпринять ряд реформ. Первым практическим шагом в серии реформ была реор- ганизация Главной канцелярии по иностранным делам, на базе которой вскоре после подавления восстания ихэтуа- ней было создано Министерство иностранных дел по евро- пейскому образцу. Был упразднен ряд синекур при дворе и в провинциях. В 1903 г. вместо бывшего министерства об- щественных работ было создано министерство земледелия, промышленности и торговли, перед которым была поставле- на задача выработать уставы, регламентирующие деятель- ность торгово-промышленных предприятий, всячески спо- собствовать притоку капиталов в промышленность и тор- говлю. В 1905 г. создается министерство полиции, преоб- разованное в следующем году в министерство внутренних дел (гражданской администрации). В то же время создают- ся министерства образования,почти путей сообщения, фи- нансов, армии и права (вместо министерства уголовных наказаний). В 1906 г. учреждается Главное таможенное управление. Судебные органы отделяются от администра- ции. Судебную систему составили Верховная судебная па- лата, суды высшей ступени, окружные суды и суды первой инстанции. Одновременно была учреждена прокуратура. В 1906 году был обнародован указ о проведении подго- товительных мероприятий для перехода к конституционному правлению. В связи с этим в следующем году Цины учреди- ли бюро по составлению и проверке конституции, а также бюро законодательных реформ, сосредоточившее свои уси- лия на подготовке кодексов. 1 августа 1908 г. был опуб- ликован документ под названием "Основная программа конституции". Подчеркивая незыблемость императорской власти, неограниченность ее прав во всех областях поли- тической жизни, этот документ упоминал, вместе с тем, о предстоящем создании представительного учреждения - парламента, правда, с весьма ограниченными совещатель- ными функциями. Глава 7 . Латинская Америка 1. Война за независимость и образование латиноамериканских государств Испанская и португальская колониальные империи в Америке. Особенностью становления колониальных систем Испании и Португалии в Америке является то, что этот процесс начался еще в конце XV - начале XVI в., т. е. в эпоху средневековья. Хотя завоевание "Индий" (так офи- циально именовались испанские колонии) рассматривалось как цивилизаторская миссия, как обращение в христианс- тво язычников-индейцев, оно осуществлялось в основном военно-феодальными методами. Там, где существовала традиционная индейская госу- дарственность, она была уничтожена конкистадорами (у майя, инков, ацтеков и т. д.). Земля в колониях офици- ально объявлялась собственностью короны, но фактически с XVI в. она переходит в руки колонизаторов-конкистадо- ров и католической церкви. Широкое распространение по- лучила система энкомиенды, своеобразной разновидности полукрепостнического, полурабского труда индейцев. Юридически считалось, что индейские общины, находив- шиеся на захваченных территориях, передавались под "опеку" латифундистам-энкомендеро. Лишь в XVIII в. под влиянием зарождающегося капиталистического уклада на смену энкомиенде приходит пеонаж - долговая кабала, построенная на полуфеодальных арендных отношениях. Колониальная администрация в Латинской Америке фор- мировалась исторически по ходу самой территориальной экспансии Испании и Португалии. За 300 лет господства Испании в Америке сложилась самая крупная и прочная по тем временам колониальная империя с чрезвычайно сложной социально-этнической структурой, с единой католической верой и с централизованной системой политического уп- равления. На вершине этой властной пирамиды стоял испанский король. Практически же общее руководство по- литикой Испании в колониях осуществляли Торговая пала- та, а затем с 1524 г. - созданный при короле Совет по делам Индий, первый в мировой истории специализирован- ный центральный орган колониальной администрации. Этот Совет издавал колониальные законы, назначал высших чи- новников, был верховной апелляционной инстанцией для колониальных судов. Высшую власть в самой Америке осуществляли вицекоро- ли, которые не просто представляли, но как бы олицетво- ряли собой испанскую корону. В самих колониях им оказы- вали все почести, которые причитались самому испанскому королю. К концу XVIII в. в Латинской Америке было создано четыре вице-королевства: Новая Испания (столица Мехи- ко), Новая Гранада (Богота), Перу (Лима), Рио-де-ла-Плата (Буэнос-Айрес). Вице-короли командовали вооруженными силами, издава- ли местные законы, руководили администрацией, закрепля- ли земли и индейские общины за испанскими переселенца- ми, контролировали сбор налогов. Их полномочия действи- тельно были королевскими, а потому даже в официальной доктрине Испании вице-королевства рассматривались как находящиеся в федеративном союзе с Испанским королевс- твом (королевства Леона и Кастильи). В колонии, имевшие меньшее значение для испанской короны, назначались генерал-капитаны, которые номиналь- но подчинялись вице-королям, но практически пользова- лись административной самостоятельностью и получали указания непосредственно от Совета по делам Индий. К концу XIX в. были образованы генерал-капитанства в Гватемале, Венесуэле, Чили и на Кубе. Впоследствии эти искусственно сложившиеся границы между вице-королевс- твами и генерал-капитанствами станут основой погранич- ной демаркации для самостоятельных латиноамериканских государств. Важную роль в колониальном управлении играли созда- ваемые при вице-королях или генерал-капитанах особые судебно-административные органы - аудиенции. В провинциях, на которые делились колонии, руководс- тво администрацией, судом, церковью осуществляли губер- наторы, которым, в свою очередь, были подчинены кор- рехидоры, старшие алькальды. В XVIII в. при королях из династии Бурбонов для большей централизации системы уп- равления в провинции назначались интенданты и субделе- гаты. Все высшие должности в колониальной администрации в Латинской Америке, в том числе и вице-королей, замеща- лись исключительно выходцами из числа испанской фео- дальной знати, присылаемой в колонию на ограниченный срок (обычно на 3-6 лет). Считалось, что длительное пребывание испанцев в колониях, внебрачные связи ведут к "порче крови". Единственным звеном колониальной администрации, дос- тупным местному дворянству из потомков испанских посе- ленцев (креолам), уже утратившим "чистоту крови", было городское управление. Здесь сохранялись некоторые тра- диции и формы, заимствованные из муниципального самоуп- равления Испании. Имущая верхушка составляла муници- пальную корпорацию - кабильдо. Управление городами осу- ществляли советники - рехидоры и избираемый ими аль- кальд. Огромную роль в колониальном управлении Латинской Америкой играла католическая церковь. Папская булла в 1493 г. дала испанским королям право патронажа над цер- ковью в колониях, в частности право назначать на цер- ковные должности. В результате церковь стала органичес- кой частью колониального аппарата, хотя и использовала при этом свои специфические духовные средства воздейс- твия на население колоний. Инквизиционные трибуналы су- рово карали не только за отход от католической веры, но и за высказывание крамольных политических идей. При этом церковь была крупным землевладельцем, сосредото- чившим в своих руках одну треть всей пахотной земли ко- лоний. Экономическая мощь церкви позволяла ей вступать в конфликты с самой колониальной администрацией, претен- довать на самостоятельность в политической жизни. В Па- рагвае, например, орден иезуитов организовал подобие автономного, закрытого для внешнего мира и для офици- альных властей государства, основанного на принудитель- ном труде индейцев в церковных владениях - редукциях. Это своеобразное политическое образование иезуитов, на- поминавшее платоновское государство, просуществовало практически более столетия. Многоступенчатый и сложный аппарат колониального управ- ления в Латинской Америке отличался чудовищным бюрокра- тизмом со свойственной ему неэффективностью и коррупци- ей. Строжайшая централизация не мешала чиновникам всех рангов, начиная от вице-королей и кончая городскими ре- хидорами, пользоваться большой отдаленностью от Испа- нии, проявлять самовластие, осуществлять правотворчест- во, допускать любые беззакония. К концу XVIII в. в связи с ростом противоречий между метрополией и колониями вице-королевства и генерал-ка- питанства превратились в своеобразные квазигосударства, постепенно приобретающие самостоятельное политическое существование. Чиновники в колониях по отношению к властям метрополии часто руководствовались правилом: "повинуюсь, но не выполняю". Испанская администрация стремилась тщательно регла- ментировать все стороны жизни населения в колониях, разработала для них огромную массу законодательных ак- тов. В 1680 г. был издан Свод законов королевства Индий (9 книг и 6377 законов) - первый в истории официальный сборник колониального права. Колониальное законодательство закрепляло систему фе- одальной поземельной собственности (энкомиенды, асьен- ды, латифундии) и сословное деление общества. Это деле- ние проявилось не только в предоставлении урожденным испанцам и креолам типично феодальных привилегий (дво- рянские титулы), но и в установлении неполноправности индейцев, негров и лиц смешанного происхождения (мети- сов, мулатов). Характерным для колониального права было также то, что креолы, составлявшие основную часть фео- дальной знати в Латинской Америке (идальго, кабальеро), по своему правовому положению все же стояли ниже, чем лица, родившиеся в Испании. Схожей была и система управления в Бразилии, являв- шейся колонией Португалии. С XVII в. колониальную адми- нистрацию возглавил вице-король, при котором были соз- даны военное и налоговое ведомства. Ему подчинялся местный аппарат управления. Но колониальная система в Бразилии была менее централизованной, поскольку порту- гальской короне не удалось полностью преодолеть местный сепаратизм, опиравшийся на феодальные права фазендейро (плантаторов, эксплуатировавших преимущественно труд негров-рабов). Освободительная война 1810-1826 гг. и образование неза- висимых государств. Несмотря на господство латифундизма и на многочисленные запреты и ограничения со стороны метрополий, в колониях постепенно зарождались ростки капиталистических отношений. Именно на этом фоне во второй половине XVIII в. в Латинской Америке пробуди- лось национальное самосознание - процесс, ускоренный революционной борьбой за независимость США. Политика метрополий порождала недовольство у различ- ных слоев трудящегося населения (индейцы, метисы, мула- ты и т. д.). Но основная оппозиция колониальному режиму проистекала все же со стороны наиболее влиятельной по- литической силы в колониях - латифундистов-креолов, а также со стороны усиливающейся местной буржуазии. В си- лу своего особого положения в колониальном обществе (богатство, доступ к образованию, навыки военной и по- литической деятельности) креолы играли ведущую роль в растущем движении за независимость. Большое влияние на развитие освободительного движе- ния в испанских и португальских колониях в Америке ока- зала также французская революция XVIII в. и ее консти- туционные документы, которые дали импульс восстанию негров-рабов и провозглашению в 1806 г. независимого государства Гаити (бывшей французской части колонии СанДоминго). В 1806 г. один из видных представителей освободительного движения - венесуэлец Ф. Миранда, участник французской революции, предпринял первую, правда, закончившуюся неудачей, попытку высадиться на самом континенте и начать вооруженную борьбу за сверже- ние колониального испанского режима. Война за независимость в Латинской Америке началась вскоре после того, как войска императора Наполеона I вторглись в Испанию и сместили законного короля Ферди- нанда VII (династии Бурбонов). На престол был посажен брат Наполеона Жозеф. Создалась благоприятная обстанов- ка для выступления патриотических сил, поскольку новый испанский король был воспринят в колониях как узурпа- тор. Колониальный аппарат на несколько лет фактически лишился связей с метрополией. В 1810 г. начались анти- испанские выступления в Каракасе, Буэнос-Айресе, Боготе и других городах. Освободительная война в колониях прошла два этапа (18Ю-1815 гг. и 1816-1826 гг.). К 1815 г. испанской ко- роне после восстановления власти Фердинанда VII удалось вновь установить свою власть на всей территории Латинс- кой Америки, исключая Ла-Плату. С этой целью он исполь- зовал метод уступок и распространил на колонии либе- рально-демократическую Кадисскую конституцию 1812 г., принятую в Испании, но все-таки основной упор им был сделан на использование не испанской конституции, а на военные силы. Уже на первом этапе освободительной войны создава- лись правительственные хунты, которые не просто руково- дили движением патриотов, но и становились ядром новой зарождающейся государственности. В хунтах выдвинулись такие талантливые военные предводители и государствен- ные деятели, как С. Боливар, X. Сан-Мартин, X. Артигас и др. В ходе борьбы с испанской армией патриоты выраба- тывали конкретные формы организации политической и го- сударственной власти, которыми заменяли старую колони- альную администрацию. По мере успехов освободительной войны (главным обра- зом на втором ее этапе) правительственные хунты или специальные учредительные конгрессы провозглашали неза- висимость отдельных колоний. Как правило, это происхо- дило путем принятия специальных деклараций о независи- мости. Несмотря на существовавшие внутри антииспанского ла- геря серьезные противоречия, обусловленные различными интересами классов и социально-этнических групп, участ- вовавших в этой войне, патриотические круги добились определенного общественного согласия и утверждения пер- вых национальных правовых документов, выступавших иног- да в виде временных регламентов или статутов. К концу освободительной войны на месте бывших ис- панских и португальских колоний возникли 10 независимых государств: Аргентина, Боливия, Бразилия, Великая Ко- лумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Центрально-Американс- кая федерация, Чили, Уругвай. Таким образом, все бывшие испанские колонии (за исключением островных владений - испанская часть Сан-Доминго, Куба и Пуэрто-Рико) стали политически самостоятельными государствами. Война за независимость в Латинской Америке, высту- пившая в виде антиколониального движения, дала мощный толчок этнической интеграции и формированию в последую- щем самих наций (мексиканской, аргентинской, венесу- эльской и т. д.) и соответствующей им национальной го- сударственности. Образование самостоятельных государств и падение колониального режима вызвали и социальные последствия, в частности ослабление позиций феодальных сил, национальную интеграцию и создание более благопри- ятных условий для развития капиталистических отношений. Еще в ходе войны и в первые годы существования новых государств пришедшие к власти романтически и радикально настроенные лидеры патриотов проводили реформы антифео- дального характера, которые, правда, не всегда имели под собой реальную социальную почву. Их осуществление затруднялось в силу низкого уровня политической и пра- вовой культуры широких масс населения. Тем не менее в большинстве стран была запрещена ра- боторговля, ограничено или отменено рабство, упразднена подушная подать с индейцев, церковная десятина и т. д. Прогрессивную направленность имели и такие реформы, как отмена сословного строя, упразднение дворянских титу- лов, торговых и иных феодальных монополий, отказ от регламентации производства, утверждение неограниченной частной собственности, а также свободы предприниматель- ства и торговли. С упразднением старого аппарата управления подрыва- лись многие феодально-колониальные политические порядки и институты: бюрократическая централизация, откровенная безответственность чиновников, суды инквизиции и т. д. В политическую практику молодых государств (по крайней мере, на первых порах) вводились новые абсолютно неиз- вестные колониальной эпохе политические и правовые инс- титуты: выборность государственных органов, процессу- альные гарантии личности (право на защиту, презумпция невиновности и т. д.), политические и личные права и свободы граждан. Однако эти преобразования, проводившиеся в разной степени во всех государствах, нигде не привели к корен- ному изменению основ их социально-экономической, а сле- довательно, и правовой структуры. Трудящиеся массы (крестьяне-индейцы, негры-рабы, го- родские низы и т. д.), втянутые в той или иной степени в освободительное движение, находились в плену религи- озных установок и традиционных представлений о незыбле- мости власти короля, чиновников и местных латифунди- стов. Они не были готовы к ликвидации самого сложивше- гося в колониях полуфеодального, полурабского образа жизни и эксплуатации. Лишь в отдельных странах антифеодальные требования крестьян-индейцев наложили свой отпечаток на политичес- кую программу радикально настроенных лидеров патриоти- ческого лагеря (например, движение под руководством М. Идальго и X. М. Морелоса в Мексике). Но эти требования не могли быть реализованы вследствие решительного соп- ротивления католической церкви и креольской реакции. Помещичьи и клерикальные силы, ставшие у власти в новых государствах, сумели сохранить свои основные тра- диционные привилегии и прежде всего огромные земельные латифундии. Буржуазные и разночинные элементы, слишком слабые, тесно связанные с церковными и помещичьими кру- гами, не способны были самостоятельно бороться за осу- ществление на практике демократических преобразований. Даже многие выдающиеся лидеры освободительного движения (например, С. Боливар) проявили осторожность и непосле- довательность при подходе к решению политических и осо- бенно социальных вопросов. Первые конституции стран Латинской Америки. Расхож- дения во взглядах и интересах различных сил, составляв- ших патриотический лагерь, вызвали острую политическую борьбу по ряду принципиальных вопросов организации но- вой государственной власти. Но в целом при наличии этих серьезных противоречий господствующим было убеждение в том, что формирующаяся новая государственная власть должна иметь самостоятельный конституционный базис. В связи с этим основным политико-идеологическим и правовым кредо во всех новых государствах Латинской Америки с самого начала был конституционализм. Уже в ранних документах латиноамериканского конституционализ- ма нашли свое отражение передовые политико-правовые идеи и институты своего времени, закрепленные в консти- туционной практике Испании, Англии, США и Франции. Первые конституции латиноамериканских государств, несмотря на отсталую социально-экономическую базу пос- ледних, испытали на себе в огромной степени влияние пе- редовых для своего времени идей республиканизма. Пример США, где республиканский строй не препятствовал длительному компромиссу плантаторов-рабовладельцев Юга и предпринимательских кругов Севера, порождал республи- канские настроения не только у радикальной интеллиген- ции и народных масс, чьи симпатии в ходе освободитель- ного движения оказались на стороне республики, но и у части латифундистов-креолов. Последние рассчитывали до- биться решающего влияния на состав государственных ор- ганов и на политику в новых республиках. Однако в ряде государств утверждение республиканско- го строя проходило в острой борьбе. Например, первая конституция Аргентины (Конституция Объединенных провин- ций Южной Америки), принятая в 1819 г. Учредительным собранием, где сильные позиции занимали помещикимонар- хисты, обошла молчанием вопрос о форме правления. И только по Конституции 1826 г. в Аргентине окончательно утвердилась "республиканская представительная форма".

На основе надельной системы сложилась социальная иерархия. Все ступени которой подчинялись главе государства – императору или «сыну неба». Глава государства рассматривался как посредник между землей – т. е обществом и государством и обожествленным небом. Поэтому личность главы государства также обожествлялась. Запрещалось приближаться сидеть в его присутствии, смотреть в глаза, император мог строить без ограничений пагоды и другие зданий, обладал исключительным правом носить желтые одежды.

Ниже императора следовали 9 домов аристократии, происходившей из потомков «сильных домов» и многочисленных императорских родственников и их потомков. Представитель высшего2-ого ранга получал от государства надел в 10 тысяч му, а представитель низшего 9 ранга в 500 му. Аристократия легально и нелегально увеличивала размер наделов за счет рабов и крупнорогатого скота, а также прямым захватом.

Ниже аристократии стояли 9 домов государственной бюрократии, которая имела внутреннее деление на 30 разрядов. Представитель первого высшего ранга получал государственный надел 1200 му, а низшему 9 рангу полагалось 80 му.

В начале 7 века появилась практика сдачи государственных экзаменов для гражданских чиновников, а в конце 7 века для военных чиновников. Более простые экзамены в силу значительно меньшего социального престижа военной профессии. В последующие века система государственных экзаменов совершенствовалась, чем выше был ранг, тем более сложные становились экзаменационные испытания. Начиная с 5 ранга экзамены сдавались только в столицах (знание наизусть трудов Конфуция, философию даосизма, буддизма, древней китайской истории, умение писать стихи, каллиграфия). Чиновники 3-х высших рангов имели право на жилище построенное по оригинальным проектам (с учетом социального статуса).

«Добрый народ» - свободный и полноправный, их обязанность и право – это уплата государственного налога. Эта категория имела право сдавать государственные экзамены, повышать свой социальный статус через приобщение к чиновничеству. 4 категории: ученые, крестьяне, ремесленники (скульпторы), торговцы.

«Низкий народ» - низы, с ограниченным социальным статусом: кэху и рабы. Кэху – полусвободные крестьяне, держатели земли у частных лиц, работали за половину урожая, выполняли нефиксированную ренту, подвергались любым наказаниям. Рост численности кэху – показатель кризиса политического централизма, максимально высокой отметки численность достигла в период кризиса 10 века – 10% от общей численности крестьянства. Рабы делились на государственных и частных, рабы были в крестьянском хозяйстве. В 60 лет им предоставлялась полусвобода, а в 70 полная свобода.

Политическая система была представлена государственной властью, которую возглавляла императорская власть. Императору подчинялся государственный совет, 3 палаты ведомства . Формально императорская власть была не ограничена, но регулировалась конфуцианскими нормами. В разные периоды государственным советом, политическими традициями, существовало должность специального чиновника («увещеватель»), который был обязан указывать «сыну неба» на совершенные им просчеты и ошибки.

Первая палата являлась центральной и объединяла императорские службы, в нее входили секретариат и канцелярия, которые готовили указы и распоряжения общегосударственного и религиозного значения. В эту палату входил комплекс служб, которые обслуживали персону императора, входила личная гвардия и служба посольств, отвечавшая за прием иностранных гостей, внешнеторговые отношения Китая.

Вторая палата отвечала за основные сферы государственного управления. В нее входили 6 ведомств, которые делились на две структуры, каждую из которых возглавлял канцлер.

Главным считался левый канцлер, ему подчинялись три главных ведомства: 1 ведомство чинов, 2 ведомство обрядов, 3 ведомство финансов.

1 ведомство чинов – перемещение чиновников по стране и перемещение по иерархии.

2 ведомство обрядов контролировало церковные учреждения и религиозное поведение Китайцев, в 9-10 веках это ведомство ослабило экономические позиции буддизма, не затронув его церковно-религиозную деятельность (конфискация земельной собственности). Государство контролировало выполнение конфуцианских норм всеми слоями населения, конфуцианство – основа государственной стабильности.

3 ведомство финансов осуществляло сбор налогов и регулировало финансовую систему в целом.

Правому и менее значимому канцлеру подчинялись судебные ведомства, военные ведомства, ведомства общественных работ. Военный чиновник в социальной иерархии занимал более низкое место чем гражданский чиновник. Военным чиновника давали усеченное образование. Ведомство общественных работ занималось распределением рабочей силы крестьян, строительство дорог, мостов, административных зданий и резиденций.

Третья палата цензоров. Она контролировала деятельность 1 и 2 палат, боролась с коррупцией и сепаратизмом, деятельность этой палаты оценивалась по форме: укрепление ствола и ослабление ветвей. В территориально сильном отношении Китай делился на 10 провинций, которые подразделялись на округа, а округа на уезды. Границы округов и уездов устанавливались по численности населения. В правление династии Там в Китае было примерно 358 уездов, которые разделялись на 1500 уездов. Кроме того существовало от 600 до 800 военных округов. Во время войны армия должна была сама себя обеспечивать (кроме оружия, боеприпасов и военного обмундирования).

Китайское феодальное государство прошло в своем развитии и периоды централизации, и периоды раздробленности, но всегда в Китае сохранялась преемственность в структуре государственного аппарата. Характерно, что и завоеватели, устанавливая свою власть над Китаем, сохраняли действующий до них государственный аппарат, ограничиваясь весьма незначительными изменениями в его структуре и изъятием всех сколько-нибудь важных постов из рук китайцев.

Центральный госаппарат феодального Китая сохранял многие черты, свойственные рабовладельческой монархии. Главой государства являлся император. Власть его была необычайно широка и переходила по наследству к старшему сыну. Если после смерти императора наследник престола был малолетним, устанавливалось регентство.

Личность императора обожествлялась, он по-прежнему считался "Сыном Неба". В присутствии императора даже высшие сановники согласно этикету должны были трижды преклонять колени и отвешивать 9 земных поклонов. Но бывали и такие периоды в истории феодального Китая, когда императоры становились игрушкой в руках борющихся между собой дворцовых группировок.

Центральные органы власти и управления строились следующим образом.

Первоначально все нити государственного управления были сосредоточены в руках одного лица-цзайсяна. Но в период Тан (618906 гг.) на первое место выдвигаются, превращаясь в высшие правительственные органы, три палаты (шэн). Главы трех этих палат сообща управляли делами государства. Причем особая роль принадлежала главе Палаты государственных дел. Он ведал всеми чиновниками, руководил работой государственного аппарата. В его распоряжении находилось два помощника. При монголах (династия Юань XIII в.) центральным административным органом империи становится Великий императорский секретариат. Однако с утверждением Минской династии (13681644гг.) была проведена определенная реорганизация. Власть сосредоточивается в руках императора, и все назначения на должности исходят отныне только от него. Укреплению центральной власти способствовало также учреждение Государственного совета (нэйгэ), который добивается расширения своих прав. Маньчжуры строили свой государственный аппарат по такому же образцу. Все важные военные и государственные дела проходили через Государственный совет, в состав которого входили высшие сановники и ученые члены столичной императорской академии Ханьлинь. Этот орган готовил императорские указы, пересматривал законы, вел государственную хронику. Рядом с Государственным советом появляется еще одно учреждение собственная канцелярия императора, которая ведает назначением и смещением чиновников. Ее работой руководил сам император.

В центральный государственный аппарат включались, кроме того, шесть ведомств: чинов, финансов, ритуалов, военное ведомство, ведомство наказаний и ведомство общественных работ. Во времена Мин к каждому из шести ведомств был приставлен особый чиновник, докладывавший императору о делах ведомства и контролировавший его работу. Создавались специальные управления: дворцовых дел, полицейской службы и т. д. Большим влиянием пользовались наставники, советники императора и наследника престола.

Особое внимание уделялось контрольным органам. Вначале существовала палата цензоров. Подчиненная непосредственно императору, она следила за соблюдением дворцового порядка, контролировала деятельность провинциальных властей и столичных учреждений. В 1382 году она была преобразована в императорскую инспекцию. В ее составе было множество чиновников, цензоров, инспекторов.

В раннефеодальный период местное управление строилось на основе уже известной в Китае системы административно территориального деления: область, уезд, волость и селение

Разложение надельной системы землепользования вызвало ослабление централизации. В это время расширяются полномочия областных правителей, создаются обширные пограничные наместничества. Вначале такие наместники, на должность которых обычно назначались чиновники высшего ранга, были облечены лишь военной властью. В подведомственных им округах и уездах сохранялась гражданская администрация, назначенная императорским двором. Однако влияние военных наместников быстро росло. Они самостоятельно хозяйничали в подвластных им землях, сами назначали чиновников, взимали налоги и подати, вступали в столкновения друг с другом, заключали союзы. Власть их, как правило, передавалась по наследству. По мере усиления своего могущества военные наместники начинают противиться мероприятиям центрального правительства и даже восставать против него.

В связи с этим императоры вынуждены принимать меры к укреплению централизации. В Х веке было проведено разделение военной и гражданской власти, что привело к ослаблению военных наместников. Следующим шагом в этом направлении явилась ликвидация должности военного наместника. Все местные чиновники назначались и смещались теперь только центральным правительством. Особые должностные лица осуществляли контроль за деятельностью местной администрации и сообщали о результатах в столицу. Без их санкции распоряжения местных чиновников не подлежали исполнению.

Монголы не внесли никаких принципиальных изменений в структуру местного управления. Однако аппарат управления был в значительной мере изъят из рук китайцев, все военные должности монголы оставили за собой. В административном отношении страна была поделена на 10 обширных областей ("дорог"), во главе которых стояли монголы. Минская династия упразднила должности начальников областей. Отныне в область (провинцию) назначаются подчиненные непосредственно двору три уполномоченных: правительственный уполномоченный, ведавший гражданской администрацией и финансами, судебный уполномоченный и военный.

Это же административное деление сохранилось и во времена Цинской династии. Империя делилась на провинции, округа, уезды, волости.

Низовая администрация феодального Китая строилась на основе общинной организации, сохранявшей свои органы самоуправления. В V веке создаются объединения из 5 (соседство) и 125 (деревня) крестьянских дворов. Старосты, стоявшие во главе этих объединений, выполняли определенные административные функции, отвечали за обработку земли, направляли крестьян на отбывание трудовой повинности, ловили преступников.

Особое внимание было уделено общинной администрации во времена монгольского правления. Все сельское население было разделено на соседские общины по 50 дворов в каждой. Во главе такой общины находился выборный староста. В его обязанности входило руководство сельскохозяйственными работами, сбор налогов, поддержание порядка в общине. Подобная система сохранялась и в дальнейшем: деревня во главе со старостой делилась на десятидворки, члены которых были связаны круговой порукой.

Китайские империи включали в свой состав окраинные территории с многочисленным иноплеменным населением. На насильственно присоединенных к Китаю территориях создавались особые наместничества.

Разветвленный государственный аппарат китайских монархий нуждался в огромной массе разнообразных чиновников. Все они подразделялись на два разряда: гражданских и военных. Кроме того, в 220 году была введена система "чинов девяти рангов", воспринятая всеми последующими династиями. Чиновники были разделены на 9 рангов, каждый из которых подразделялся еще на классы. Деление чиновничества на ранги и классы находило проявление и в повседневной жизни. Рангу должны были соответствовать дома, посуда, одежда и т. д. Нарушители этой регламентации подлежали суровому наказанию.

Специфической чертой феодального Китая была экзаменационная система отбора на государственные должности, введение которой относится еще к рабовладельческому периоду. Расцвет ее падает на ХXIII вв. Экзамены для желающих стать чиновниками проводились один раз в три года в провинции и в столице. Особое значение придавалось экзамену, который принимал лично император. Претенденты, успешно сдавшие экзамен, получали ученые степени.

Благодаря системе государственных экзаменов в руках императоров и центральных органов было сосредоточено право аттестации и выдвижения чиновников, что привело к появлению особого сословия шеньши, формируемого из лиц, успешно выдержавших экзамены.

Система комплектования китайской армии была различной на отдельных этапах феодального развития.

С введением государственной надельной системы в основу военной организации была положена воинская повинность крестьянства, получавшего за службу земельные наделы. Вся территория подразделялась на военные округа, каждый из которых выставлял определенное количество воинов. Набор в войска проводился среди местного населения. Воинов освобождали от земельного налога и промысловой подати. Воинскую повинность отбывали мужчины в возрасте от 20 до 60 лет. В мирное время солдаты трудились в своих полях и одновременно проходили военную подготовку. Каждый год они в порядке очередности прибывали в столицу для несения гарнизонной службы, а в случае войны по приказу командующего, назначаемого императором, выступали в поход. С окончанием военных действий командующий возвращался в столицу, а солдаты в свои деревни. Имелись в это время и другие воинские формирования: создается дворцовая гвардия, появляется наемная тюркская конница.

С разрушением надельной системы землепользования и вступлением Китая в период развитого феодализма система воинской повинности уступает место наемной армии. Ядром армии становятся гвардейские части. Они располагались в столице. Местные войска состояли из гарнизонов, размещенных в округах, в пограничные части вербовались представители покоренных племен.

При основателе Минской династии военная система Китая подверглась очередной реорганизации. Основной частью армии были столичные войска. Вся страна делилась на 5 военных округов. Начальник округа ведал солдатами военных поселений, каждый из которых получал земельный надел. Общее командование войсками, назначение главнокомандующего было сосредоточено в руках императора.

При маньчжурской династии Цин (XVII в.) вооруженные силы состояли из крупных военных соединений регулярной армии, так называемых "восьми знамен". "Восьмизнаменные войска" были сформированы главным образом из маньчжуров. Служба в них была наследственной. Эти войска были поставлены в привилегированное положение по сравнению с войсками "зеленого знамени", которые состояли из навербованных в провинциях китайцев.

В феодальном Китае не было четкого отделения суда от администрации, хотя и имелись чисто судебные должности и учреждения.

Например, при правлении Сун (9601 126 гг.) существовало уже довольно четкое деление судебных инстанций: уездный суд, окружной, провинциальный, затем столичный и, наконец, сам император. Причем с целью централизации судебной власти местным чиновникам запрещалось рассматривать дела о серьезных преступлениях. Это право принадлежало центру или же императору.

Минская и Цинская династии располагали довольно значительным судебным аппаратом. К числу центральных учреждений относились: ведомство наказаний, уголовная палата, кассационная палата. Высшая судебная власть принадлежала императору. Судебными функциями располагали также Государственный совет, центральные ведомства и т. д. На местах имелись судебные чиновники провинций, областные, окружные, уездные судьи. В деревнях земельные споры, дела о браках, обидах рассматривали староста и старейшины. В то же время наместники, начальники областей, округов и т. д. были одновременно и судьями, из центра часто посылались с судебными функциями различные инспектора. Характерно, что во времена Юань дела о преступлениях монголов рассматривались особыми судами. В XVII веке ведению специальных судебных учреждений подлежали все дела маньчжуров.

7. 1. Империя Цин

В XVII в: Китай подвергся завоеванию маньчжурских племен. Во главе страны утвердилась императорская династия Цин. Однако система управления практически не изменилась.

Во главе государства стоял император, обладавший неограниченными правами. Он был верховным законодателем и верховным жрецом, имея право карать и миловать своих подданных, осуществлял руководство внешней и внутренней политикой государства.

Высшими государственными учреждениями были Императорский совет и Военный совет. Императорский совет был создан в 1671 г. из числа маньчжурских и китайских сановников и ведал важнейшими гражданскими и военными делами. После создания в 1732 г. Военного совета решение важнейших вопросов переходит туда. Центральное управление осуществлялось ведомствами: налогов; чинов, церемоний, военного", уголовных наказаний, общественных работ. Существовал специальный инспекционный орган Палата цензоров. В административном отношении страна была разделена на провинции, которые делились на области, округа и уезды. Во главе каждой провинции стояли военный и гражданский губернаторы, которые подчинялись наместнику. Области, округа и уезды возглавлялись соответствующими начальниками.

В XVIII-XIX вв. западные державы начинают оказывать мощное давление на Китай с целью установления контроля над внутренними рынками и природными ресурсами. В 1839 г. Англия развернула военные действия против Китая, которые получили название "опиумные войны". В 1842 г. в Нанкине правительство Китая подписывает первый противоправный договор, предоставляющий широкие привилегии иностранцам. Вслед за Англией подобные договоры были подписаны с США и Францией.

7. 2. Революция тайпинов

В результате "опиумных войн" в Китае стали складываться революционные традиции и начались крестьянские восстания, которые возглавили руководители тайного антиманьчжурского общества. В 1851 г. повстанцы захватили один из окружных центров и провозгласили создание государства "Тайпин таньго" ("Небесное государство всеобщего благоденствия"). В 1853 г. войска тайпинов взяли Нанкин и провозгласили его своей столицей. Вскоре они обнародовали программу пре-- образований, которая предусматривала распределение земли на унитарных началах, освобождение крестьян от арендной платы помещикам, уравнивание женщин и мужчин в правах, борьбу с коррупцией и т. д.

Однако войска маньчжурской династии, опираясь на поддержку интервентов, к 1864 г. смогли подавить восстание. Тем не менее, существенных изменений в государственной системе проведено не было. Некоторые изменения в государственном аппарате и развитие капиталистических отношений не изменили отсталого характера Китайского государства.

7.3 "Сто дней реформ"

Поражение Китая в 1895 г. в войне с Японией и последующий императорский раздел страны активизировали патриотическое движение во главе с публицистом и философом Кан Ювэем. В 1898 г. император Гуансюй, сочувствовавший реформаторам, издал 50 довольно радикальных указов на основе программы, подготовленной Кан Ювэем, и назначил некоторых членов его группы на государственные должности. Этот трехмесячный период вошел в историю как "сто дней реформ". Но реализованы в жизнь эти реформы не были. Вдовствующая императрица Цыси совершила государственный переворот. Император Гуансюй был арестован, его указы отменены, а реформаторы казнены; В 1899-1901 гг. в Китае вспыхивает восстание ихэтуаней (или "боксерское восстание"). Оно стало предлогом для вмешательства западных держав и России во внутренние дела Китая. Войска интервентов принудили Китайское правительство заключить крайне невыгодные соглашения, превратившие его в полуколонию.

Структура центрального аппарата управления (по данным законодательных сводов)

Палата небесных и земных божеств (Дзингикан)

Палата Большого государственного совета (Дайдзёкан)

Левая ревизионная канцелярия (Сабэнкаи)
Правая ревизионная канцелярия (Убэнкан)

Министерство Центральных дел (Тюмусё)

Управление двора государыни (Тюгусики)
Левое и Правое управления охранников-отонэри (Саоотонэрирё, Уоотонэрирё)
Архивное управление (Дзусёрё)
Бюро дворцовых кладовых (Ути-но кура цукаса)
Швейное бюро (Нуидоио-ио цукаса)
Астрологическое управление (Оммёрё)
Бюро живописи (Этакуми-но цукаса)
Аптекарское бюро (Найякуси)
Бюро придворных ритуалов (Найрайси)

Министерство Церемоний (Сикибусё)

Управление столичной школы чиновников (Дайгакурё)
Управление придворных рангов (Санъирё)

Министерство управления (Дзибусё)

Музыкальное управление (Гагакурё)
Управление монахов и чужеземцев (Гэмбанрё)
Бюро государевых усыпальниц (Мисасаги-но цукаса)
Бюро похоронных ритуалов (Согиси)

Министерство Народных дел (Мимбусё)

Счетное управление (Сюкэйрё)
Налоговое управление (Сюсайрё)

Военное министерство (Хёбусё)

Кавалерийское бюро (Хёмэси)
Арсенальное бюро (Дзохёси)
Военно-музыкальное бюро (Косуйси)
Бюро учета судов (Сюсэнси)
Бюро соколиной охоты (Сюёси)

Министерство наказаний (Кэйбусё)

Бюро финансовых взысканий (Дзосёкуси)
Бюро тюрем (Сюгокуси)

Министерство Большой казны (Окурасё)

Литейное бюро (Тэндзюси)
Лакировочное бюро (Нурибэ-но цукаса)
Бюро по пошиву одежды (Нухибэ-но цукаса)
Ткацкое бюро (Орибэ-но цукаса)

Министерство Двора (Кунайсё)

Управление дворцового стола (Дайдзэнсики)
Строительное управление (Мокукурё)
Продовольственное управление (Оохирё)
Интендантское управление (Сюдэнрё)
Аптекарское управление (Тэнъякурё)
Бюро по делам государевой семьи (Оокими-но цукаса)
Бюро государева стола (Найдзэнси)
Кузнечное бюро (Танъяси)
Бюро по делам государственных рабов (Якко-но цукаса)
Бюро садов и прудов (Соноикэ-но цукаса)
Гончарное бюро (Цутитакуми-но цукаса)
Бюро по делам «унэмэ» (Унэмэ-но цукаса)

Бюро по снабжению двора маслом (Абура-но цукаса)
Хозяйственное бюро дворца (Ути-но канимори-но цукаса)
Посудное бюро (Хокосуэ-о цукаса)
Красильное бюро дворца (Ути-но сомэмоно-но цукаса

Палата Цензоров (Дандзётай)

Управа внешней охраны дворца (Эмонфу)

Бюро по делам «хаято» (Хаято-но цукаса)

Управа Левой и Правой дворцовой гвардии (Саэсифу, Уэсифу)

Левая и Правая управы дворцовой охраны (Сахёэфу, Ухёэфу)

Левое и Правое управление конюшен (Самэрё, Умэрё)

Управление Левого и Правого арсеналов (Сахёкорё, Ухёкорё)

Внутридворцовый арсенал (Найхёго-но цукаса)

Управление Левой части столицы (Сакёсики)

Бюро Восточного рынка (Химугаси-но ити-но цукаса)

Управление Правой части столицы (Укёсики)

Бюро Западного рынка (Ниси-но ити-но цукаса)

Женский дворец (Гоку)

Бюро управления делами (Найси-но цукаса)
Бюро кладовых (Кура-но цукаса)
Архивное бюро (Фуми-но цукаса)
Аптекарское бюро (Кусури-но цукаса)
Оружейное бюро (Цувамоно-но цукаса)
Бюро охраны (Микадо-но цукаса)
Интендантское бюро (Тономори-но цукаса)
Хозяйственное бюро (Канимори-но цукаса)
Бюро водоснабжения (Мохитори-но цукаса)
Бюро дворцового стола (Касивадэ-но цукаса)
Винокуренное бюро (Сакэ-но цукаса)
Швейное бюро (Нухитоно-но цукаса)

Управление делами дворца наследника престола (Сюнгубо)

Бюро охранников-тонэри (Тонэрикан)
Бюро стола престолонаследника (Сюдзэнкэн)
Бюро кладовых (Сюдзокэн)
Хозяйственное бюро (Сюдэндзё)
Архивное бюро (Сюсёдзё)
Бюро водоснабжения (Сюсуйдзё)
Строительное бюро (Сюкудзё)
Арсенальное бюро (Сюхёдзё)
Конюшенное бюро (Сюмэдзё)

Четыре разряда должностей

Согласно кодексу «Тайхорё», все чиновники в соответствии с занимаемой должностью были причислены к одному из четырех больших разрядов: «тёкан» или «ками», «дзикан» или «суке», «хаикаи» или «дзё» и «сютэн» или «саван». Разряд «тёкан» (доел, «старший чин») включал в себя всех чиновников, которые занимали высшие посты в соответствующих учреждениях, будь то «палаты» (Дзиигикан, Дайдзёкан, Дандзётай), министерства (яп. сё), ведомства (Сиби тюдай), различные управления (яп. рё, сики, бо), бюро (яп. си, цукаса, кэн, дзё) или управы (яп. фу). К разряду «дзикан» (досл, «следующие [за начальником] чины») относились все заместители руководителей соответствующих департаментов, иначе говоря, ближайшие помощники «начальников». К разряду «канкан» причислялись все остальные помощники глав ведомств. Что же касается «сютэн», то к этому разряду были отнесены все мелкие ведомственные чиновники, как, например, писцы.

Ведомство

Название должности для глав учреждений (тёкан, ками)

Название должности для старших помощников (дзикан, сукъ)

Название должности для младших помощников (ханкан, дзё)

Название должности для мелких служащих (стопин, сакан)

Дзингикан

Дайдзёкан

дайдзё-дайдзин,
садайдзин,
удайдзин

дайнагон,
тюнагон,
санги

са-но дайбэн,
у-но дайбэн,
са-но тюбэн,
у-но тюбэн,
са-но сёбэн,
у-но сёбэн,
сё-нагон

си,
гэки

Министерства
(сё)

дайфу,
софу

дайдзё,
сёдзё

дайроку,
сёроку

Управления
(сики, бо)

дайсин,
сёсин

дайдзоку,
сёдзоку

Управления
(рё)

дайин,
сёин

дайдзоку,
сёдзоку

Бюро
(си, цукаса)

сё,
будзэн

Управление делами женского дворца
(Гоку)

Дандзётай

дайтю,
сётю

дайсё,
сёсё

Сиби тюдай

дайхицу,
сёхицу

дайтю,
сстю

дайсё,
сёсё

Эмонфу,
Сано эдзифу,
У-но эдзифу,
Са-но хёэфу,
У-но хёэфу

току,
бэтто

дайн,
сёи

дай си,
соси

Тюэфу,
Гайэфу,
Коноэфу

тюдзё,
сёсё

Дадзайфу

дайгэн,
сёгэн

дайтэн,
сётэн

Кокуси
провинциальные управы)

сю,
мори

Гунси
(уездные управы)

сютё

Соответствия между рангом и должностью в местном аппарате управления (период Хэйан)

Классы принцев и чиновничьи ранги

Тиндзюфу

Дадзайфу

Дайкоку (большая провинция)

Дзёкоку (крупная провинция)

Тюкоку (средняя провинция)

Гукоку (малая провинция)

3-й и 4-й класс

3-й младший

5-й старший верхней ступени

5-й младший верхней ступени

сю,
мори,
ками,
гон-но ками

5-й младший нижней ступени

сю,
мори,
ками,
гон-но ками

6-й старший нижней ступени

сукэ,
гон-но сукэ

сю,
мори,
ками,
гон-но ками

6-й младший верхней ступени

сукэ,
гон-но сукэ

6-й младший нижней ступени

дайхандзи

сю,
мори,
ками

7-й старший верхней ступени

дайтэн,
сёхандзи

7-й старший нижней ступени

дайдзё,
гон-нодайдзё

7-й младший верхней ступени

сёдзё,
гон-но сёдзё

дзё,
гон-но дзё

7-й младший нижней ступени

8-й старший верхней ступени

сётэн,
санси,
иси

8-й младший верхней ступени

8-й младший нижней ступени

Начальный старший нижней ступени

Начальный младший верхней ступени

Министерства и управления в Японии периодов Нара и Хэйан

Центральный аппарат управления в период Нара

сэккаи сэйдзи )

Центральный аппарат управления в период Хэйан (система инсэй )

(пер.)
Текст воспроизведен по изданию: Такла-Хайманот у Коптов // Записки Восточного отделения императорского русского археологического общества, Том XVIII. СПб. 1908

Текст - Тураев Б. 1908
сетевая версия - Strori. 2012
OCR - Karaiskender. 2012
дизайн - Войтехович А. 2001
ЗВОРАО. 1973



Читайте также: