Масштабные чс последнего десятилетия. Самые страшные техногенные катастрофы Крупнейшие техногенные катастрофы за последние 10 лет

Взрыв на химзаводе Philips в штате Техас

Взрыв на химзаводе Philips Petroleum Company произошел 23 октября 1989 года в штате Техас. Из-за ошибки сотрудников произошел взрыв, по своей мощности эквивалентный двум с половиной тоннам динамита. Зарегистрированные колебания грунта составили 3,5 балла по шкале Рихтера, а осколки после взрыва были найдены в радиусе 10 километров. Погибли 23 человека, более 300 получили ранения, пишет «Наша Нiва».

Подземный пожар в угольной шахте в Сентрейлии, штат Пенсильвания



В мае 1962 года городской совет Сентрейлии нанял пятерых пожарных-добровольцев для расчистки городской мусорной свалки в заброшенном шурфе открытой шахты. Пожарные подожгли кучи мусора. Позволив им прогореть некоторое время, потушили. Но из-за не до конца потушенного огня начали тлеть более глубокие слои мусора и пожар через отверстие в шахте распространился на другие заброшенные угольные шахты в окрестностях Сентрейлии. В итоге к концу ХХ века город был почти полностью отселен, а подземный пожар продолжается до сих пор вот уже более полувека.

Крушение поезда с нефтью в Лак-Мегантик, Квебек

Катастрофа произошла 6 июля 2013 года на востоке канадской провинции Квебек. Поезд, перевозивший семьдесят цистерн с нефтью, сошел с рельсов, и цистерны взорвались. Здания в центре города были уничтожены взрывом и последующим пожаром, погибли около 50 человек.

Техасский взрыв

16 апреля 1947 года в порту города Техас-Сити, США, на борту французского судна «Грэндкэмп» (Grandcamp) произошел пожар, который привел к детонации около 2100 тонн нитрата аммония, что повлекло цепную реакцию в виде пожаров и взрывов на ближайших кораблях и в нефтехранилищах.

В результате трагедии погиб по меньшей мере 581 человек, более 5000 человек получили ранения, 1784 попали в больницы. Порт и значительная часть города были уничтожены. Более 1100 автомобилей и 362 грузовых вагона были повреждены. Материальный ущерб оценивается в 100 миллионов долларов. Эти события вызвали первый в истории коллективный иск против правительства США.

Катастрофа на дамбе Баньцяо

8 августа 1975 года во время наводнения, вызванного тайфуном Нина, дамбу прорвало, в результате чего утонули 26 тысяч человек, количество пострадавших исчислялось сотнями тысяч.

Бхопальская катастрофа, Индия

В результате аварии на химзаводе по производству пестицидов произошел выброс ядовитого метилизоцианата, хранившегося в трех частично заглубленных в землю емкостях, каждая из которых вмещала около 60 тыс. литров жидкости. В результате 3 декабря 1984 года в атмосферу было выброшено около 42 тонн ядовитых паров.

Три тысячи человек погибли непосредственно в день аварии. По некоторым данным, общее число пострадавших в аварии оценивается в 600 тысяч человек, что обусловлено высокой плотностью населения в Индии.

Затопление Бостона патокой

Катастрофа произошла 15 января 1919 года на алкогольном заводе Purity Distilling Company во времена «сухого закона». Для производства этанола использовалась меласса - черная патока из тростникового сахара. Накануне введения полного запрета на изготовление и продажу алкоголя владельцы стремились произвести как можно больше алкогольной продукции.

Очевидцы слышали громкие хлопки, напоминающие пулеметные очереди (вероятно, разошлись скрепленные заклепками стальные листы стенок резервуара). Земля задрожала, словно прошел поезд. На улицы города хлынула волна патоки высотой до 4,5 м. Люди и лошади погибали от удушья, не имея возможности выбраться из вязкого вещества. Погиб 21 человек, около 150 попали в больницы.

Обрушение торгового центра в бангладешском городе Саваре



24 апреля 2013 года торговый центр Рана-Плаза (г. Савар, Бангладеш) обрушился в час пик из-за несоблюдения нормативов при строительстве. Погибли 1127 человек, пострадали еще 2500.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС, Россия




На момент аварии 17 августа 2009 года ГЭС несла нагрузку в 4100 МВт. Персонал электростанции, находившийся в машинном зале, услышал громкий хлопок и увидел выброс мощного столба воды. Потоки воды быстро затопили машинный зал и находившиеся под ним помещения.

Все гидроагрегаты ГЭС оказались затоплены, что сопровождалось короткими замыканиями. В результате аварии погибли 75 человек, производство электроэнергии было приостановлено. Последствия аварии отразились на экологической и социально-экономической обстановке региона.

Чернобыльская авария

Крупнейшая авария за всю историю мировой атомной энергетики, ставшая своеобразным символом техногенных катастроф, произошла 26 апреля 1986 года . После взрыва реактора на Чернобыльской АЭС в Украине произошел выброс в атмосферу радиоактивных веществ, в результате чего пришлось эвакуировать и отселять значительную часть территорий Беларуси и Украины.

Непосредственно в день аварии погиб 31 человек, но число смертей, наступивших от последствий катастрофы, тяжело даже представить. Авария привела к необратимым последствиям, повлияв на судьбы и здоровье нескольких поколений людей.

10.11.2014


В России насчитывается более трех тысяч шестисот химически опасных объектов, а сто сорок шесть городов с населением более ста тысяч человек расположены в зонах повышенной химической опасности.

Сегодняшний выброс в Москве ядовитых веществ относится к разряду т. н. некатастрофических происшествий превышения норм содержания какого-либо вещества в атмосфере. Но человечество пережило огромное количество техногенных ЧС, связанных с химикатами. Вот 8 самых масштабных…

1. Севезо, Италия

В 1976 году на химическом заводе итальянского города Севезо произошла авария, в результате которой территория площадью более 18 км оказалась зараженной диоксином. Пострадали более 1000 человек, отмечалась массовая гибель животных. Ликвидация последствий аварии продолжалась более года.

2. Фликсборо, Англия

1 июня 1974 года на химическом заводе в Великобритании в городе Фликсборо произошла авария на заводе «Нипро», который занимался производством аммония. По своей мощности взрыв был равен действию 45-тонного заряда тротила, если бы он был взорван на высоте 45 метров от земли. В результате инцидента погибли 55 человек и 75 получили ранения.

3. Сучжоу, Китай

В Китае в сентябре 1978 г. в результате аварии на химическом заводе в городе Сучжоу в реку попали 28 тонн цианистого натрия. Этого количества достаточно, чтобы погибли 48 миллионов человек, однако газета «Чжунго циннянь бао» сообщила, что число жертв составило лишь 3 тысячи.

4. Бхопал, Индия

Одной из наиболее значительных мировых химических катастроф ХХ века взрыв на заводе компании Union Carbide, случившийся 2 декабря 1984 года в Бхопале (Индия) и приведший к отравлению и гибели 4035 человек. Пострадало более 40 тыс. человек. От облака 43 тонн токсичного газа метилизоцианата (токсичность метилизоцината превышает токсичность фосгена в 2-3 раза), вырвавшегося с территории завода, была заражена территория длиной 5 км и шириной 2 км.

5. Завод «Сандоз», Швейцария

1 ноября 1986 года произошёл пожар на складе химической фабрики в Швейцарии. Во время тушения пожара в Рейн вылилось около 30 тонн сельскохозяйственных ядохимикатов. Погибли миллионы рыб, была заражена питьевая вода.

6. Ярославль, Россия

В 1988 году при железнодорожной катастрофе в г. Ярославле произошел разлив гептила, относящегося к АХОВ первого класса токсичности. В зоне возможного поражения оказались около 3 тысяч человек. В ликвидации последствий аварии участвовали около 2 тысяч человек и большое количество техники.

7. Ионаве (СССР, Литва)

В 1989 году произошла химическая авария в г. Ионаве (Литва). Около 7 тыс. т жидкого аммиака разлилось по территории завода, образовав озеро ядовитой жидкости с поверхностью около 10 тыс.кв. м. От возникшего пожара произошло возгорание склада с нитрофоской, ее термическое разложение с выделением ядовитых газов. Глубина распространения зараженного воздуха достигала 30 км и только благоприятные метеорологические условия не привели к поражению людей.

8. Мексика

В августе 1991 года в Мексике во время железнодорожной катастрофы с рельсов сошли 32 цистерны с жидким хлором. В атмосферу было выброшено около 300 тонн хлора. В зоне распространения зараженного воздуха получили поражения различной степени тяжести около 500 человек, из них 17 человек погибли на месте. Из ближайших населенных пунктов было эвакуировано свыше тысячи жителей.

Что делать при опасном выбросе химикатов

Все это представляет серьезную опасность для людей, учитывая высокую плотность населения в городах. Поэтому даже «после отбоя химической тревоги» специалисты советуют:

  • не употреблять в пищу фрукты и зелень из огорода или же любые продукты, выставленные для продажи на открытом воздухе;
  • не употреблять в пищу яйца, а также мясо скота и птицы, забитых после объявления тревоги в зараженной зоне;
  • не пить как колодезную воду, так и воду из-под крана, поскольку зараженными могут оказаться и источник, и водопровод;
  • избегать употребления молока, полученного после объявления тревоги;
  • употреблять в пищу консервированные продукты либо приобретенные до начала катастрофы.

Что делать при химической аварии. Ролик МЧС России

, .

Катастрофы происходят зачастую из-за нелепого совпадения событий и приводят к непоправимым последствиям. Последнее время наиболее часто происходят экологические катастрофы, оставляя огромные шрамы на теле нашей планеты. Мы подготовили подборку самых крупных катастроф, которые обошлись человечеству в рекордные суммы. Итак, вашему вниманию 10 самых крупных и дорогих техногенных катастроф, большая часть из которых произошла в течение последнего столетия

На первом месте самая глобальная техногенная экологическая катастрофа – взрыв на Чернобыльской АЭС . Эта катастрофа обошлась миру в 200 млрд долларов, при том что работы по ликвидации не закончены даже наполовину. 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС в бывшем СССР произошла самая страшная ядерная авария в истории. Более 135000 человек, проживавших в радиусе 30 километров (19 миль) от разрушенного реактора - и 35000 голов скота - были эвакуированы; вокруг станции, расположенной вблизи украинско-белорусской границы создали беспрецедентную по размеру зону отчуждения. На этой запретной территории природа должна была сама справляться с высоким уровнем радиации, вызванным катастрофой. В результате зона отчуждения по сути превратилась в гигантскую лабораторию, где ставился эксперимент - что происходит с растениями и животными в условиях катастрофического ядерного заражения местности? Сразу после катастрофы, когда всех волновали тяжелейшие последствия радиоактивных осадков для здоровья людей, мало кто думал о том, что произойдет с дикой природой внутри зоны - и уж тем более о мониторинге происходящего.


Чернобыльская катастрофа надолго останется самой крупной и дорогостоящей экологической катастрофой. На втором месте взрыв американского шаттла Колумбия, который обошелся в 13 миллиардов долларов, что в 20 раз меньше по стоимости, и в миллионы раз меньше по последствиям воздействия на окружающую среду.

Шаттл «Колумбия» был первым действующим многоразовым орбитальным аппаратом. Его изготовили в 1979 году и передали Космическому центру НАСА имени Кеннеди. Шаттл «Колумбия» был назван по имени парусника, на котором капитан Роберт Грей в мае 1792 года исследовал внутренние воды Британской Колумбии. Шаттл «Колумбия» погиб в результате катастрофы 1 февраля 2003 года, при входе в атмосферу Земли, перед посадкой. Это было 28-е космическое путешествие «Колумбии». Информацию с жесткого диска Колумбии удалось восстановить, были выявлены причины крушения, что позволило избежать таких катастроф в будущем.

На третьем месте снова экологическая катастрофа. 13 ноября 2002 года нефтяной танкер Prestige взорвался, 77000 тонн горючего ушло в океан, что стало крупнейшим в истории Европы разливом нефтепродуктов. Убытки в ходе работ по устранению нефтяного пятна составили 12 миллиардов долларов.

Четвертое место – гибель шаттла Челленджер. Ни что не предвещало трагедию во время старта космического шатла Челленджер 28 января 1986 года, но через 73 секунды после старта он взорвался. Американским налогоплательщикам эта авария обошлась в 5,5 миллиарда долларов.

На пятом месте Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha - произошел 6 июля 1988, который признан самой ужасной катастрофой за всю историю нефтедобывающей отрасли. Авария обошлась в 3,4 миллиарда долларов.


Piper Alpha - единственная в мире сгоревшая нефтедобывающая платформа. В результате утечки газа и последующего взрыва, а также в результате непродуманных и нерешительных действий персонала погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Сразу же после взрыва на платформе была прекращена добыча нефти и газа, однако в связи с тем, что трубопроводы платформы были подключены к общей сети, по которым шли углеводороды с других платформ, а на тех добычу и подачу нефти и газа в трубопровод долгое время не решались остановить (ждали разрешение высшего руководства компании) огромное количество углеводородов продолжило поступать по трубопроводам, что поддерживало пожар.

На шестом месте снова экология. Разлив нефти из танкера компании Exxon Valdez - произошел 24 марта 1989Это самый масштабный разлив нефти за всю историю человечества. В воду попало более 11 млн. галлонов нефти. На ликвидацию последствий этой экологической катастрофы было потрачено 2,5 миллиарда долларов.



Седьмое место – взрыв бомбардировщика-невидимки B-2. Катастрофа произошла 23 февраля 2008, и стоила налогоплательщикам США полтора миллиона долларов. К счастью, никто не пострадал, последовали только финансовые затраты.

Восьмое место - Крушение пассажирского поезда Metrolink. Столкновение поездов, произошедшее 12 сентября 2008 года в Калифорнии, относится больше к халатности. Столкнулись два поезда, 25 человек погибло, компания MetroLink потеряла 500 миллионов долларов

На девятом месте столкновение топливной автоцистерны и легкового автомобиля - произошло 26 августа 2004 г. на мосту Wiehltal в Германии. Эту катастрофу, которая произошла 26 августа 2004 года, можно отнести к авариям на дорогах. Они часто происходят, но эта по масштабности превзошла все. Машина проезжая по мосту на всей скорости врезалась в едущий на встречу полный бензовоз, произошёл взрыв, который практически уничтожил мост. Кстати, на восстановительные работы моста ушло 358 миллионов долларов

Замыкает десятку самых дорогих катастров гибель Титаника. Трагедия произошла 15 апреля 1912 г. и унесла 1523 человеческие жизни. Расходы на строительство корабля составили 7 млн долларов (в пересчете на сегодняшний курс - 150 млн долларов).

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Авария на Саяно-Шушенской ГЭС унесла жизни 75 человек

Среди крупнейших техногенных катастроф в новейшей истории России - аварии на шахтах и электростанциях, гибель воздушных и морских судов, пожары и обрушения крыш зданий.

2 декабря 1997 года - взрыв метана на шахте "Зыряновская"

В результате взрыва метана на шахте "Зыряновская" в Кемеровской области погибли 67 человек. Сообщалось, что авария произошла во время пересменки в очистном забое. Основной причиной был назван человеческий фактор: комбайнер раздавил шахтерский самоспасатель (средство индивидуальной защиты от токсичных продуктов горения), который спровоцировал взрыв неожиданно появившегося в забое газа метана с последующим взрывом угольной пыли.

За неделю до взрыва на шахте произошла вспышка газа, в результате которой пять рабочих получили ожоги. Однако эксплуатация рудника не была остановлена. Специалисты отмечают, что никто из руководящего состава шахты по итогам расследования наказан не был. На протяжении десяти последующих лет авария в Новокузнецке оставалась самой крупной катастрофой в Кузбассе.

12 августа 2000 года - гибель атомной подлодки "Курск"

Во время военно-морских учений российского флота в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 "Курск" с крылатыми ракетами. По официальной версии, на подлодке, которая была спущена на воду в мае 1994 года, произошел взрыв торпеды по причине утечки компонентов топлива. Возникший через две минуты после первого взрыва пожар повлек за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки.

Второй взрыв привел к еще более значительным разрушениям. В результате все 118 членов экипажа погибли. В результате операции подъема подлодки, завершенной год спустя, были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков. "Курск" считался лучшей подводной лодкой Северного флота. В числе прочих версий гибели "Курска" утверждалось, что он мог быть торпедирован американской подводной лодкой.

4 июля 2001 года - катастрофа самолета Ту-154 в Иркутске

Самолет авиакомпании "Владивосток Авиа", совершавший рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате трагедии погибли 144 человека. В заключении государственной комиссии причиной катастрофы были названы ошибочные действия экипажа. В процессе выполнения посадочного маневра была потеряна скорость, после чего командир утратил возможность управления самолетом

Пять лет спустя, 9 июля 2006 года, при посадке в том же аэропорту Иркутска самолет авиакомпании "Сибирь" не сумел остановиться на взлетно-посадочной полосе, выкатился за ее пределы и врезался в гаражный комплекс. Следствие установило проблемы воздушного судна с двигателем из-за ошибки экипажа. Из 203 человек, находившихся на борту, погибли 124 человека.

24 ноября 2003 года - пожар в общежитии РУДН

Пожар в одном из корпусов общежития Российского университета дружбы народов вспыхнул ночью, когда большинство студентов спали. Очагом возгорания была комната, которая на момент возгорания была пуста. Огонь распространился на четыре этажа. Студенты и работники вуза, выпрыгивая из окон на этих этажах, серьезно пострадали, некоторые разбились насмерть. Пожар унес жизни 44 человек, преимущественно иностранных студентов, около 180 человек попали в больницу с ожогами и телесными повреждениями. Виновными в возгорании судом были признаны шесть человек, в том числе проректор по административно-хозяйственной деятельности университета и главный инженер университета, а также инспектор Госпожнадзора Юго-Западного Административного округа Москвы, получивший самое суровое наказание - два года лишения свободы в колонии-поселении.

14 февраля 2004 года - обрушение крыши аквапарка "Трансвааль"

В результате обрушения крыши спортивно-развлекательного комплекса на юго-западе Москвы погибли 28 человек, в том числе восемь детей, еще около 200 человек получились травмы различной степени тяжести. В момент аварии в аквапарке, открытом в июне 2002 года, находились, по разным данным, от 400 до тысячи человек, многие из которых праздновали День всех влюбленных.

Среди основных версий обрушения, которые рассматривались следствием, назывались нарушения при проектировании и строительстве здания, а также его неправильная эксплуатация. Прокуратура столицы пришла к выводу о виновности главного конструктора проекта аквапарка Нодара Канчели, однако затем прекратила уголовное дело по амнистии.

23 февраля 2006 года - обрушение кровли Басманного рынка

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Обрушение крыши рынка, по данным комиссии, стало следствием неправильной эксплуатации

Рано утром в Москве рухнула крыша Басманного рынка на площади примерно в 2000 кв. метров. Погибли в общей сложности 66 человек, десятки людей удалось извлечь из-под обломков живыми. Спустя два месяца после катастрофы комиссия правительства Москвы вынесла решение о том, что происшедшее - следствие систематической неправильной эксплуатации здания на протяжении всего срока его службы.

Проектировщиком перекрытий рынка являлся Нодар Канчели, конструктор "Трансвааль-парка", крыша которого обрушилась двумя годами ранее. Комиссия установила, что крыша рынка обрушилась из-за обрыва одного из тросов-вантов, на которых она держалась. А сам обрыв стал следствием нескольких причин, среди которых была коррозия ванта и внеплановая перестройка здания.

19 марта 2007 года - взрыв метана на шахте "Ульяновская"

Авария на шахте "Ульяновская" в Кемеровской области унесла жизни 110 человек. Удалось спасти 93 шахтеров. Российская федеральная служба по экологическому, технологическому и ядерному надзору объявила, что на шахте "Ульяновская" были допущены "грубейшие нарушения правил безопасности".

Губернатор области Аман Тулеев заявил, что в день аварии на шахте устанавливалось оборудование, призванное выявлять и локализовывать утечки газа. Почти все руководство шахты спустилось под землю для проверки работы системы и погибло при взрыве. Спустя три года следственный комитет при прокуратуре, проведя дополнительное расследование, возбудил еще одно уголовное дело по факту аварии на "Ульяновской". Аварий с таким количеством жертв ранее никогда не случалось на шахтах СССР и России.

14 сентября 2008 года - авиакатастрофа Boeing 737 в Перми

Самолет компании "Аэрофлот-Норд", совершавший рейс по маршруту Москва-Пермь, потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате столкновения с землей погибли все находившиеся на борту люди - 88 человек, в том числе 7 детей. Среди погибших оказался советник президента, герой России генерал-полковник Геннадий Трошев.

Эта катастрофа стала первой для самолета Boeing 737 на территории России. Системной причиной происшествия был назван "недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании". К тому же, по результатам судмедэкспертизы, был установлен факт наличия этилового алкоголя в организме командира корабля перед смертью.

17 августа 2009 года - авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Крупнейшая в России и шестая в мире гидроэлектростанция - Саяно-Шушенская - была остановлена 17 августа, когда в машинный зал хлынула вода. Три из десяти генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены.

Восстановительные работы по ГЭС на реке Енисей, как ожидается, займут несколько лет и в лучшем случае завершатся в 2014 году. Крупнейшая в истории российской и советской гидроэнергетики авария привела к гибели 75 человек. Комиссия российской Госдумы, расследовавшая причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, назвала имена около 20 работников станции, причастных, по ее мнению, к трагедии.

Депутаты рекомендовали уволить, среди прочих, генерального директора ГЭС Николая Неволько и главного инженера Андрея Митрофанова. В декабре 2010 года уже бывшему директору ГЭС Неволько было предъявлено обвинение в "нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, повлекшем смерть двух и более лиц".

5 декабря 2009 года - пожар в клубе "Хромая лошадь"

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Большинство посетителей пермского ночного клуба не сумели выбраться на улицу

Крупнейший по числу жертв пожар в истории постсоветской России произошел в пермском ночном клубе "Хромая лошадь". По версии следствия, он начался во время пиротехнического шоу, когда искры попали на потолок, сделанный из сухих деревянных прутьев, и вызвали возгорание. В клубе мгновенно началась давка, по причине которой выбраться из тесного помещения удалось не всем.

Пожар в "Хромой лошади" повлек смерть 156 человек, несколько десятков человек получили ожоги различной степени. В связи с инцидентом был уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия. В июне 2011 года испанские правоохранительные органы выдали своим российским коллегам Константина Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. Кроме него по делу проходят еще восемь человек.

9 мая 2010 года - авария на шахте "Распадская"

На одной из крупнейших угольных шахт мира, расположенной в Кемеровской области, с разницей в несколько часов произошли два взрыва метана, в результате которых погиб 91 человек. В общей сложности около 360 шахтеров оказались заблокированными под землей, большинство горняков удалось спасти.

В декабре 2010 года 15 человек, находившихся в шахте в момент аварии и числившихся пропавшими без вести, решением суда были признаны погибшими. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что органы Ростехнадзора не раз предъявляли претензии к состоянию оборудования на "Распадской", но руководство шахты никак на них не реагировало.

Директор шахты Игорь Волков, которому были предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности, ушел в отставку. Руководство "Распадской" оценило свой ущерб в 8,6 млрд рублей.

10 июля 2011 года - гибель теплохода "Булгария" на Волге

Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", который шел из города Болгар в Казань, затонул в трех километрах от берега. Одним из факторов, предположительно приведших к катастрофе, называют перегруженность корабля. По некоторым сведениям, после произведенной переделки судно было рассчитано на перевозку 140 пассажиров. Однако билетов на речную прогулку 10 июля было продано гораздо больше. Четвертую часть тех, кто был на борту, составляли дети.

К утру 14 июля обнаружены тела 105 погибших в результате крушения, судьба еще 24 остается неизвестной. 79 пассажиров и членов экипажа спаслись. В связи с гибелью "Булгарии" Васильевский суд Казани уже арестовал двух человек, которых подозревают в "оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности" - Светлана Инякина, генеральный директор компании "АргоРечТур", которая являлась субарендатором теплохода "Булгария", и Яков Ивашов, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра.

Современное развитие технологий предоставляет нам огромное количество новых возможностей. К сожалению, в этом мире ничего не бывает бесплатно, ведь использование некоторых способов получения энергии или ресурсов, а также усовершенствования производства, таят в себе потенциальную опасность.

Как правило, крупнейшие техногенные катастрофы в мире связаны с человеческой беспечностью, несоблюдением правил безопасности, однако некоторые из них связаны с испытаниями новых видов вооружений.

Видео: ТОП техногенных катастроф мира

Ядовитое облако в Севесо

В итальянском городке Севесо когда-то проживало семнадцать тысяч жителей. Он располагался в долине реки По, у подножия холмов, в окружении зеленых лесов и полей. Живописная местность привлекала большое количество туристов из Милана. Однако главным предприятием был химический завод, на котором работало большинство жителей.

10 июня 1976 года на заводе произошел взрыв, который сопровождался мощным выбросом в атмосферу одного из самых страшных ядов, известных человеку – диоксина. Химикат образовал облако, которое нависло над городом, а со временем яд начал опускаться на сады и жилые дома.

У людей, которые вдыхали яд, наблюдались такие симптомы как приступы тошноты, развитие болезней глаз с ослаблением зрения. Сейчас Севесо является городом-призраком, в котором уже много лет никто не живет, его называют итальянской Хиросимой. Для того чтобы обеззаразить почву необходимо было потратить много лет. Последствия выброса химикатов были усугублены тем, что владельцы завода не сразу сообщили врачам причину ухудшения самочувствия жителей города.

Причиной аварии, было несоблюдение температурного режима – температура химической реакции была завышена, поскольку не соблюдались инструкции по охлаждению.

Авария на Трехмильном острове

28 марта 1979 года произошла одна из самых крупных техногенных катастроф мире и истории ядерной энергетики. Атомная электростанция «Три-Майл Айлэнд» (Трехмильный остров), располагалась на реке Саскэхуанна возле города Гаррисберга, в штате Пенсильвания.

В ночь с 27 на 28 марта второй энергоблок работал на 97% мощности. Незадолго до того как случилась авария все системы работали в штатном порядке. Однако было известно о существовании двух проблем:

  • Через затвор одного из клапанов компенсатора давления постоянно протекал теплоноситель. Из-за этого температура в сбросном трубопроводе была выше нормы, а избыток среды приходилось сливать каждые восемь часов.
  • Трубопровод выгрузки ионообменной смолы был закупорен, и рабочие пытались его продуть при помощи воды и сжатого воздуха.

Эти проблемы привели к тому, что операторы столкнулись с внезапной остановкой реактора, и при этом наблюдались два отклонения от стандартного сценария, которому следовал персонал.

Из-за разрушения оболочек ТВЭЛов произошел выброс радиоактивных материалов, а именно газов ксенон-133 и иод-131. Из-за того, что фильтрующие элементы не менялись вовремя, большое количество радиоактивных газов попало в атмосферу.

Несмотря на то, что серьезных человеческих жертв удалось избежать, эта авария заставила пересмотреть нормы безопасности эксплуатации ядерных объектов.

Происшествие в Лав-Канал

В окрестности города Ниагара-Фоллз, штата Нью-Йорк, располагался населенный пункт под названием Лав-канал. Изначально он строился как «Город мечты» — место, где должны были использоваться самые экологичные материалы, именно так его представлял предприниматель Уильям Лав.

К сожалению, из-за великой депрессии строительство пришлось остановить, и вместо прекрасного города долгие годы были только пара домов и гигантский котлован, который использовался для сброса химических отходов. В 1953 году эту помойку просто зарыли землей и забыли о ней. Через некоторое время, было принято решение закатать территорию под асфальт и начать возводить новый жилой район.

Первые дети пошли в школу района в 1957 году, а их родители, даже не подозревая о том, что находится у них под ногами и удивлялись странным лужам, которые возникали возле домов. В 1976 году анализы воды показали огромное содержание бензола, диоксинов и других ядовитых веществ. Начали рождаться дети с гидроцефалией, учащались случаи заболевания раком и астмой. Около 60% жителей района имели врожденный дефект.

Из-за того, что этот район предназначался для малоимущих людей, большинство жителей не могли уехать, даже после того, как они осознали всю опасность проживания на этой земле. Только спустя несколько лет при помощи привлечения СМИ, ученых и общественных деятелей удалось привлечь к этой проблеме внимание правительства США. Сейчас Лав-канал является городом-признаком, до сих пор напоминая об одной из самых страшных техногенных катастроф мира.

Взрыв на заводе AZF в Тулузе

21 сентября 2001 года в Тулузе произошел чудовищный взрыв, который стал причиной гибели тридцати человек и ранения тысяч людей, уничтожения огромного количества зданий и сооружений.

Из-за сих пор неизвестной причины произошла детонация трехсот тонн нитрата аммония, который находился в ангаре, принадлежавшем химическому заводу AZF. На месте взрыва осталась воронка диаметром до пятидесяти метров и глубиной примерно в пять метров.

Были серьезно повреждены производственные сооружения, несколько тысяч человек получили телесные повреждения разной тяжести. В течение следующих одиннадцати лет AZF, были вынуждены выплатить два миллиарда евро пострадавшим.

Мощность взрыва, причиненный ущерб и огромное количество пострадавших делают это происшествие одной из самых ужасных техногенных катастроф мира.

Химическая катастрофа в Бхопале

3 декабря 1984 года произошла одна из самых известных техногенных катастроф – Бхопальская трагедия. Из-за аварии, которая произошла на заводе американской компании «Union carbide» погибло более восемнадцати тысяч человек.

Официально причина этой трагедии до сих пор не установлена. Существует множество разных версий, среди которых нарушение техники безопасности, халатность и целенаправленный саботаж. Тем не менее, точно было установлено, что руководство компании давило на сотрудников завода, заставляя сокращать расходы, в том числе и за счет мер безопасности, что не могло не повлиять на вероятность появления этой катастрофы.

Катастрофа Саяно-Шушенской ГЭС

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС, несомненно, является одной из самых больших технических катастроф в мире. Это происшествие считается самым крупным происшествием за всю историю гидроэнергетики и её последствия сказались не только на социальной и экономической обстановке в регионе, но и на экологии акватории прилегающей к электростанции.

В результате тщательного расследования было установлено, что авария возникла в результате многократной дополнительной нагрузки на гидроагрегат, из-за чего развились усталостные повреждения узлов крепления. Дополнительная нагрузка вызвала разрушение шпилек, которые держали крышку турбины, вследствие чего произошла разгерметизация водоподводящего тракта гидроагрегата.

Парламентская комиссия, в своем итоговом докладе отметила также такие факторы как злоупотребление служебным положением руководством станции, низкий профессионализм и ответственность сотрудников.

Помимо гибели семидесяти пяти человек авария вызвала попадание в Енисей масла из ванн подпятников гидроагрегатов, что привело к возникновению пятна растянувшееся на сто тридцать километров. Сумма экологического ущерба оценивается в 63 миллиона рублей.

Болезнь в Минамате

Под названием «Болезнь Минамата» подразумевают синдром, который вызывает отравление метилртутью и другими органическими соединениями ртути. Впервые это заболевание было обнаружено в городе Минамата, префектуры Кумамото в 1956 году.

Его симптомы:

  • Парестезия в конечностях;
  • Нарушения моторики;
  • Ухудшения речи;
  • Ослабление слуха и зрения;
  • Нарушения сознания;
  • Паралич.

Также это заболевание вызывает летальный исход.

Впервые врачи столкнулись с этим заболеванием в апреле 1956 года, когда к ним поступила пятилетняя девочка с симптомами, которые свидетельствовали о неизвестной нервной болезни. Постепенно начали обнаруживать аномалии в поведении животных, а также аналогичные симптомы среди жителей рыбацких деревень. Болезнь унесла жизни четырнадцати человек.

Дальнейшее расследование позволило обнаружить, что причиной возникновения патологий являлось сильное заражение метилртутью морепродуктов, которыми питались пострадавшие. После этого был проведен химический анализ воды, который позволил обнаружить повышенное содержание ртути, свинца, таллия, селена, мышьяка. Все эти металлы попадали в воду из-за продолжительного выброса ртути в воду компанией «Chisso». Важным моментом является то, что микроорганизмы, которые жили на дне моря, перерабатывали ртуть, превращая её в метилртуть, которая обладает большей токсичностью и накапливалась в организме. Это происшествие является одной из самых больших техногенных катастроф мира.

Авария на Чернобыльской АЭС

События, произошедшие 26 апреля 1986 года, по праву считаются крупнейшей техногенной катастрофой в мире, и одним из самых значительных событий в истории атомной энергетики.

В настоящее время существует множество версий катастрофы в Чернобыле, которые появлялись в результате расследований проведенных государственной комиссией СССР в 1986 и 1991 годах, консультативной группы INSAG.

Наиболее вероятными факторами, способствовавшими аварии на АЭС, считаются:

  • Конструктивные недостатки АЭС;
  • Замалчивание серьезности ситуации в первые дни происшествия;
  • Желание сотрудников провести эксперимент «любой ценой»;
  • Вывод из работы исправных технологических защит, которые могли бы вовремя отключить реактор.

Из-за аварии на Чернобыльской АЭС от лучевой болезни умерло 134 сотрудника и члена спасательных команд, которые находились на станции во время взрыва. Кроме того, мощный выброс радиации привел к развитию огромное количество случаев онкологических заболеваний, в частности рака щитовидной железы. Также зафиксировано множество патологий у новорожденных.

Из сельскохозяйственного оборота было выведено примерно пять миллионов гектаров земель, а вокруг электростанции была создана зона отчуждением радиусом в тридцать километров. Пришлось похоронить сотни небольших населенных пунктов, а также город Припять.

Кроме того, последствия аварии серьезно сказались на экологической обстановке в районе. Наибольшая концентрация цезия-137 была обнаружена в верхнем слое почвы, из которого он попадает в грибы и растения, через которые загрязнение передается птицам и животным. Радиоактивные осадки выпали в отдаленных районах, таких как Мордовия, Чувашия и Ленинградская область.

Авария на АЭС Фукусима

Катастрофу на АЭС Фукусима, которая произошла 11 марта 2011-го года, трудно назвать в чистом виде техногенной катастрофой, ведь она была вызвана природным катаклизмом, а именно землетрясением и вызванным им цунами. Именно это вызвало отказ системы электроснабжения, который остановил процесс охлаждения реактора с последующим выбросом радиоактивных веществ.

Отсутствие достаточного охлаждения вызвало сильное повышение давления пара, с последующим сбросом в гермооболочку. Для того чтобы не допустить разрушение герметичной оболочки пришлось сбрасывать пар в атмосферу. Со временем давление все-таки удалось сбросить, но при этом большое количество водорода проникло в обстройку реакторного отделения.

Кроме того, из-за аварии в морскую воду попало большое количество цезия-137 и иода-131. Из-за этого радиоактивность воды возросла в 4385 раз. Дополнительному распространению заражения поспособствовало то, что морские рыбы переносили в себе радиоактивные материалы.

Для того чтобы обеззаразить почву понадобится еще несколько лет и достаточно большие финансовые вливания. Уже сейчас специалисты оценивают стоимость восстановительных работ в сумму более одного миллиарда долларов, и со временем эта сумма будет только расти.



Читайте также: