Высказывания о языке и речи. Высказывания и афоризмы известных людей о языке и культуре речи Высказывания о правильной речи детей

Ларошфуко

«В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить – и ничего не сказать»

Ларошфуко

«Ясность – главное достоинство речи»

Аристотель

«Нужно не убеждать, а в каждом данном случае находить способы убеждения»

Аристотель

«Говорить без усталости, ничего не сказав, – это всегда было высшим даром ораторов»

«Много говорить и много сказать не есть одно и тоже»

«Слово, удержанное тобой, – раб твой; слово, вырвавшееся у тебя, – господин твой»

«Часто неясность происходит столько же от многословия, сколько и от излишней краткости»

Аламбер Жан Ле Рон

«В нашем мире, когда человеку есть что сказать, трудность заключается не в том, чтобы заставить его сказать это, а в том, чтобы не дать ему повторять это слишком часто»

«Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как видеть, что уместно. Это зависит и от существа дела, о котором говорится, и от лиц говорящих и слушающих»

М.Т. Цицерон

«Только разработка предмета делает речь восхитительной… Привлечь слушателя, возбудить его внимание и подготовить его к своим поучениям, изложить дело кратко и ясно, чтобы всё в нём было понятно; обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную и наконец, замкнуть всё это воспламеняющим или успокаивающим заключением»

М.Т. Цицерон

«Не следует завладевать разговором как вотчиной, с которой имеешь право выжить другого»

М.Т. Цицерон

«Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой»

«Люди, не подумав, говорят то, что думают»

А. Козлов

«Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай что говоришь»

«Человек, разговаривающий сам с собой, но со смыслом, не более безумен, чем человек, разговаривающий с другими, но несущий околесицу»

Т. Стопард

«Язык мудрого в сердце, сердце глупого – на языке»

Н.В. Шелкунов

«Разговаривая, редко выказывают качества, которыми обладают, скорее выдают те, которых недостаёт»

Г. Лессинг.

«Говорить не думая – всё равно что стрелять не целясь»

М. Сервантес

«Нет», сказанное с глубокой убеждённостью, лучше, чем «Да», сказанное только для того, чтобы обрадовать или, хуже того, чтобы избежать проблем»

«Когда о вас говорят, то хуже этого может быть только одно – когда о вас не говорят»

О. Уайльд.

«Длинные речи продвигают дела настолько же, насколько платье со шлейфом помогает ходьбе»

«Опыт слишком часто доказывает нам то, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим»

Б. Спиноза

«В устную речь можно вложить ещё более тонкий смысл, чем в письменную»

Ж. Лабрюйер

«Мне обычно требуется больше трёх недель, чтобы подготовить блестящую импровизированную речь»

«Речь – среднее геометрическое между мыслью и действием»

С. Батлер

«Беглость речи проистекает от недостатка мозгов и слов, ибо всякий, владеющий языком и умеющий собраться с мыслями, будет вынужден, рассуждая, останавливаться, дабы подбирать подходящие слова и мысли; напротив, пустые болтуны держат в голове однотипный набор идей, который и выражают однотипным набором слов»

«Речь – убранство души: если она старательно подстрижена, подкрашена и отделана, то ясно, что и в душе нет ничего подлинного, а есть некое притворство»

Сенека Младший

«Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли»

Н. Макиавелли

«В речи имеют значение три вещи – кто говорит, как говорит, что говорит. И из этих трёх вещей наименьшее значение имеет третья»

Д. Морлей

«Говоря публично, не обращайтесь ни к слуху, ни к уму слушателей, а говорите так, чтобы они, слушая Вас, не слышали Ваших слов, а видели Ваш предмет и чувствовали Ваш момент; воображение и сердце слушателей без Вас и лучше Вас сладят с их умом»

В. Ключевский

«Развивая мысль в речи, надо сперва схему её вложить в ум слушателя, потом в наглядном сравнении предъявить её воображению и, наконец, на мягкой лирической подкладке осторожно положить её на слушающее сердце»

В. Ключевский

«Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ понятий»

М. Сперанский

«Речь, состоящая из сухих слов и бесцветных выражений, скучна и пресна, как несолёный суп»

Х. Леммерман

«Всё, что может быть сказано, может быть ясно сказано»

Л. Витгенштейн

«Красноречие есть искусство выражать мысли других»

Эдуар Эррио

«Красноречие - это искусство льстить с достоин­ством»

Шарль Ремюза

«Главная цель красноречия - не дать говорить дру­гим»

Луи Вермейль

«Кошки не считают красноречивым любого, кто не может мяукать»

Мария Эбнер-Эшенбах

«Если ты изложишь дело так ясно, что тебя сможет понять каждый, кто-нибудь обязательно не поймет»

Уилл Роджерс

«Есть люди, которые говорят, говорят, говорят... пока наконец не найдут что сказать»

Саша Гитри

«Мужчины красноречивее женщин, но женщины обладают большим даром убеждения»

Томас Рандолф

«Никто не стал бы вас слушать, если бы не рассчи­тывал сам вставить словечко»

Эдгар Хау

«Когда нечего сказать, говорят, что думают»

Тамара Клейман

«О ком бы человек ни говорил, он всегда говорит о себе»

Константин Мелихан

«Нужно говорить громко, чтобы тебя услышали. Нужно говорить тихо, чтобы тебя послушали»

Поль Клодель

«Только интонация убеждает»

Дельфина Жирарден

«Если вы хотите завоевать человека, позвольте ему победить себя в споре»

Бенджамин Дизраэли

«Не старайся сказать последнее слово, старайся сде­лать последний шаг»

Жильбер Сесброн

«Заставив человека замолчать, вы еще не убедили»

Джон Морли

«Не спорь с эхом: последнее слово все равно будет за ним»

Рамон Гомес де ла Серна

«Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений»

Рене Декарт

«Умением говорить выделяются люди из мира жи­вотных; умением молчать выделяется человек из мира людей»

Григорий Ландау

«К словам, как и к клавишам рояля, надо прикасаться умелыми руками»

Е.А. Адамов

«Есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет», и только один способ это написать»

«Сначала трижды подумай, а потом промолчи»

Анри Ренье

«Следите за своей речью, от неё зависит ваше будущее»

Вильям Шекспир

«Прежде, нежели что скажете, рассудите, не оскорбит ли ваше слово Бога или ближнего».

«Одна перемена лица может оскорбить ближнего».

«Старайся всегда пропустить смутительные, пустые речи других без внимания, будь как бы глухой и немой».

«Остерегайся брать верх в разговорах с ближними».

Св. Тихон Задонский

«Не прилагай попечения о внешнем виде: имей одежду ветхую и ризу смиренную, нрав простой, слово простосердечное, поступь скромную и голос непритворный».

Авва Филимон

«Приобучи язык твой говорить: «Прости меня», и вселится в тебя смирение».

Св. Варсанофий Великий

«Смирение узнаётся если обуздываешь язык и не бываешь криклив».

Преп. Иоанн Лествичник

«Смирение состоит в том, когда человек тщательно соблюдает молчание, не произносит пустых слов».

Св. Пётр Дамаскин

«Осуждение бывает не только языком, но и мыслью, взмахом руки, покиванием головой, вздохом, смехом и другими действиями».

Св. Тихон Задонский

«Удерживаться от слов оскорбительных для ближнего так же приятно Богу, как и славословить Его непрестанно. Терпение иногда даже важнее некоторых богоугодных дел».

Св. Иоанн Златоуст

«Многословие ведёт к злословию».

«Не удерживай слово, когда оно может помочь».

«Сторонись безнравственных разговоров, нескромных шуток. Не читай и другим не давай читать книг соблазнительного содержания».

«Мудрые не говорят пустых слов».

«Пустая болтовня – признак людей неразумных и пустых; всегдашняя назидательность – удел людей мудрых».

«Когда кто говорит непрестанно с другими, тот не имеет времени говорить с самим собой».

«Сплетник хуже клеветника потому, что в уме своём выдумывает, или как бы сплетает про ближнего что-либо небывалое, ложное, худое, смешное, унизительное и потом говорит другим, выдавая за истину».

«Слабые на язычок заставляют нас быть осторожными в словах и потому здесь можно применить народную пословицу: нет худа без добра»

«Лучше не передавать укорных слов, посылаемых нам от кого-либо, а умолчать о них, или передать, хотя и ложно, слово любви и благорасположения, тогда дух наш пребудет спокоен. А передавать слово вражды и зависти весьма вредно. Надо иметь христианское терпение и мудрость».

«Нет ничего смутительнее многословия и зловреднее невоздержанного языка, и ничто столь сильно не расстраивает и не истребляет богатство душевное. Ибо, что каждый день созидаем в себе, то многословие снова разоряет и, что трудом собираем, то чрез языколюбие душа снова расточает».

Протоиерей Валентин Мордасов


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 5-е изд. – М.: Академия, 2007. – 320 с.

2. Васильева, А.Н. Основы культуры речи / А.Н. Васильева. – М.: Русский язык, 1990. – 247 с.

3. Введенская, Л.А. Культура речи / Л.А. Введенская. – Ростов н / Д.: Феникс, 2000. – 448 с.

4. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов [нефилолог. профиля] / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – 4-е изд., испр. – Ростов н / Д: Феникс, 2002. – 544 с.

5. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. – М.: Высш. шк., 1988. – 335 с.

6. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов по дисциплине "Русский язык и культура речи"/ И.Б. Голуб. – М.: Универсальная книга, Логос, 2007. – 432 с.

7. Демиденко, Л.П. Речевые ошибки / Л.П. Демиденко. – Минск: Высш. шк., 1986. – 336 с.

8. Десяева, Н.Д. Культура речи педагога: учеб. пособие для пед. вузов / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. – М.: Академия, 2003. – 192 с.

9. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учебник для пед. спец. вузов / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. – М.: Проспект, Велби, 2005. – 440 с.

10. Коцевич, С.С. Культура речи в функциональном аспекте: пособие для студентов психолого-педагогического факультета / С.С. Коцевич. – Брест: БрГу им. А.С. Пушкина, 2009. – 97 с.

11. Культура русской речи: учебник для вузов / С.И. Виноградов [и др.]; ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев; Рос. Акад. наук; Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: НОРМА, 2006. – 560 с.

12. Культура речи: учеб. пособие / Л.Г. Рудь, И.П. Кудреватых, В.Д. Стариченок: под общ. ред. В.Д. Стариченка. – Минск: Высш. шк., 2005. – 271 с.

13. Мурашов, А.А. Культура речи: учебное пособие [для вузов] / А.А. Мурашов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Моск. псих.-соц. инс-т; Воронеж: МОДЭК, 2007. – 640 с.

14. Розенталь, Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно / Д.Э. Розенталь. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 256 с.

15. Русецкий, В.Ф. Культура речи учителя: практикум: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Русецкий. – Мінск: Унiверсiтэцкае, 1999. – 239 с.

16. Русский язык и культура речи: учебник / А.И. Дунев [и др.]; под ред. В.Д. Черняк. – Спб.: САГА, М.: ФОРУМ, 2004. – 368 с.

17. Русский язык и культура речи: учеб. для вузов / А.И. Дунев [и др.]; под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. шк.; С.-Пб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 509 с.

18. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий: учеб. пособие для вузов нефилол. спец. / Е.В. Ганапольская [и др.]; под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. – СПб.: Питер, 2006. – 336 с.

19. Синюк, В.Б. Культура русской речи: учеб. - метод. пособие / В.Б. Синюк. – Брест: ФОРТЭКС, 2002. – 77 с.

20. Трофимова, Г.К. Русский язык и культура речи: курс лекций: учеб. пособие для вузов нефилол. спец. / Г.К. Трофимова. – 5-е изд., испр. – М.: Флинта, Наука, 2007. – 160 с.

21. Формановская, Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» / Н.И. Формановская. – М.: Знание, 1989. – 156 с.

22. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская. – М.: Просвещение, 1989. – 203 с.

23. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 383 с.

ОТ АВТОРА……………………...……………………………………………
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭУМК…..…………
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА…………………...….
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН …..………………………
КУРС ЛЕКЦИЙ………………………………………………………………
1. Феномен языка и культурная парадигма речевой деятельности…… 2. Коммуникативные качества речи ……………………………………. 3. Средства выразительности речи……………………………………… 4. Взаимосвязь вербальной и невербальной знаковых систем в речевой деятельности ………………………………………………………… 5. Орфоэпические нормы………………………………………………… 6. Стили языка и стили речи………………………………………........... 7. Речевой этикет…………………………………………………………. 8. Техника речи и речевое мастерство………………………….………..
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ……………………………………...............................................
Практическое занятие № 1. Коммуникативные качества речи………...
Практическое занятие № 2. Взаимосвязь вербальной и невербальной знаковых систем в речевой деятельности……………..
Практическое занятие № 3. Орфоэпические нормы………..…………...
Практическое занятие № 4. Лексические и стилистические нормы…... Практическое занятие № 5 Нормы морфологии и синтаксиса ………...
Практическое занятие № 6. Стили языка и стили речи…………….…... Практическое занятие № 7. Речевой этикет………………………………. Практическое занятие № 8. Техника речи и речевое мастерство……… Практическое занятие № 9. Риторика и ораторское мастерство……….
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ..………………………………………. 1. Лексические и стилистические нормы………………………….......... 2. Морфологические нормы……………………………………………… 3. Орфоэпические нормы………………………………………………… 4. Коммуникативные качества речи………………………………..
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ…………………………………………………. 1. Феномен языка и культурная парадигма речевой деятельности…… 2. Коммуникативные качества речи ……………………………………. 3. Средства выразительности речи……………………………………… 4. Вербальная и невербальная знаковые системы в речевой деятельности……………………………………………………………… 5. Орфоэпические нормы………………………………………………… 6. Стили языка и стили речи………………………………………........... 7. Речевой этикет…………………………………………………………. 8. Техника речи и речевое мастерство………………………….………..
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………....
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...

Нужно стараться, чтобы нас не только понимали, но и не могли не понять.
Квинтилиан

Уметь говорить менее важное достоинство, нежели уметь остановиться.
Сенека Старший

Добавленное напоследок всегда кажется самым важным.
Тит Ливий

Люди необразованные в глазах толпы кажутся более убедительными, чем образованные.
Аристотель

Неученые кажутся богаче словами, ведь у них что на уме, то и на языке.
Квинтилиан

Легче найти новую аудиторию, чем написать новую речь.
Дэн Кеннеди

Когда пишешь речь, самое трудное - решить, что делать с руками.
Фрэнк Хаббард

Если вам удалось заставить публику засмеяться, она начинает слушать, и тогда вы можете говорить почти что угодно.
Герберт Гарднер

Охотнее всего он слушал себя перед многочисленной аудиторией.
Жюльен де Фалкенаре

Выступая перед публикой, никогда не говорите всего, что знаете. Кто-нибудь в зале может проснуться и попросить вас сказать еще что-нибудь.

Речи благородного человека, даже если они составлены коряво и безыскусно, будут полезны для слушателей, тогда как речи мерзавца… не принесут слушателям никакой пользы.
Эсхин

Откровенная речь - свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент.
Демокрит

Ни превосходная речь не может прикрыть дурного поступка, ни хороший поступок не может быть запятнан ругательной речью.
Демокрит

Достоинство речи - быть ясной и не быть низкой.
Аристотель

Надежней конь без узды, чем речь без связи.
Теофраст (Феофраст)

Дурной человек в речах познается.
Менандр

Речь дается многим, но мудрость редким.
Катон Марк Порций Цензорий

Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как видеть, что уместно.
Цицерон Марк Туллий

Образное изложение делает предмет речи видимым.
Цицерон Марк Туллий

Оживить речь юмором.
Цицерон Марк Туллий

Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что можем словами выражать свои чувства.
Цицерон Марк Туллий

Перо - лучший учитель, написанная речь лучше только продуманной.
Цицерон Марк Туллий

Простой речи с первого взгляда как будто легче всего подражать, между тем первые опыты покажут, что нет ничего труднее.
Цицерон Марк Туллий

Речь должна вырастать и развиваться из знания вещей: если оратор не проник в вещи и не узнал их, речь его бессодержательна и похожа на детскую болтовню.
Цицерон Марк Туллий

Факты не согласуются с речами.
Цицерон Марк Туллий

Чистота речи совершенствуется посредством чтения ораторов и поэтов.
Цицерон Марк Туллий

Даже трехчасовая речь начинается со слов: «Я буду говорить кратко».
Автор неизвестен

Если хорошую речь повторить три раза – даже у собак появится отвращение.
Китайское изречение

Мы лишь тогда ощущаем прелесть родной речи, когда слышим ее под чужими небесами!
Б. Шоу

Отрава скрыта в речи слишком вкрадчивой.
Публилий Сир

В ласковых речах бывает яд.
Публилий Сир

Что касается речей, тут важны три вещи: кто говорит, как говорит и что говорит, причем последнее наименее важно.
Д. Морли

Говорить всего труднее как раз тогда, когда стыдно молчать.
Ф. Ларошфуко

Гораздо легче говорить с толпой, чем с отдельным индивидуумом.
Ж. Ренар

Если вы не будете говорить то, что вы думаете, вам, пожалуй, придется говорить то, чего вы не думаете.
Т. Паркер

Искусство говорить слова для слов всегда возбуждало великое восхищение в людях, которым нечего делать.
Н. Добролюбов

Люди более склонны говорить, чем слушать других, а между тем не умеющий, не желающий слушать – не поумнеет.
В. Зубков

Очень мало кто не становится интереснее, когда перестает говорить.
М. Лаури

Тот, кто не умеет молчать, редко умеет хорошо говорить.
П. Шаррон

Умно говорить – трудно, а умно молчать – еще труднее.
К. Боуви

Больше всего говорит тот, кому нечего сказать.
Л. Толстой

В том, что мы говорим, всегда три четверти бессмыслицы.
В. Кузен

Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало.
Ж. Ж. Руссо

Как бы хорошо ты ни говорил, если ты говоришь слишком много, то в конце концов станешь говорить глупости.
А. Дюма (отец)

Когда нечего сказать, говорят, что думают.
Т. Клейман

Когда нечего сказать, много говорят.
О. Бальзак

Когда сидишь в собраньях шумных,
Язык пылает и горит;
Но люди делятся на умных
И тех, кто много говорит.
И. Губерман

Кто говорит что хочет, услышит чего и не хочет.
Екатерина II Великая

Кто много говорит, мало думает.
К. Досси

Кто много говорит, тот говорит много глупостей. Я. Корнель Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.
Лао-цзы

Кто пишет, как говорит, пишет плохо, как бы хорошо он ни говорил.
Ж. Бюффон

Люди, которым нечего сказать, никогда не лезут за словом в карман.
Г. Шоу

Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекрасные речи.
Демокрит

Мы потому так много говорим, что не умеем выражаться.
Автор неизвестен

Мы редко раскаиваемся в том, что сказали слишком мало, но часто сожалеем о том, что говорили слишком много.
Ж. Лабрюйер

Чем меньше люди думают, тем больше говорят.
Ш. Монтескье

Что кто говорит? Сегодня слишком много говорят. Я чаще слушаю тех, кто ничего не говорит.
Е. Строев

Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал.
Абу-ль-Фарадж

Лучше помалкивать и казаться дураком, чем открыть рот и окончательно развеять сомнения.
Марк Твен

Разговор с невеждами иногда более научит, нежели разговор с учеными.
Екатерина II

Разговорчивые люди плохи в деле.
У. Шекспир

У человека всегда на языке одно, а на уме другое.
Публилий Сир

Тематика статьи: Высказывания о развитии речи детей великих людей. Ревность — это искусство причинять себе еще больше зла, чем другим. Александр Дюма-сын

Мало кому нравятся советы, и меньше всех их любят те, кто больше в них нуждаются. Ф. Честерфилд

Дети хотят невозможного: чтобы ничто никогда не менялось

Моя мама всегда говорила, Жизнь — как коробка шоколадных конфет, ты никогда не знаешь, какая тебе попадется. Форест Гамп.

Писатели, как родители, любят наделять свои детища свойствами, которых лишены сами. Оттого герои у Мопассана всегда глупы, а у Толстого — умны. Василий Осипович Ключевский

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира. А. С. Макаренко

Никакие успехи в общественной жизни не смогут компенсировать неудачу в доме.

Думаю постоянно про две вещи: о том, что нужно взрослеть, серьезнее становиться и о том, где проводят снегири лето.

Мой отец был государственным мужем. Я — всего лишь женщина-политик. Индира Ганди

Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых. Карл Маркс

Ревность — признак любви. А. Дюма-отец

Счастье это путь, а не пункт назначения. Нет другого времени для того, чтобы быть счастливым кроме сейчас! Живи, наслаждайся данным моментом.

Не будь скор языком твоим, и ленив и нерадив в делах твоих. Да не будет рука твоя распростертою к принятию и сжатою при отдании. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Отметим наши успехи минутой молчания. Михаил Мамчич

Каждая ворона считает своего птенца самым прекрасным на свете. Роберт Бертон

Не делайся врагом из друга, ибо худое имя получает в удел стыд и позор. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает. Я. Каменский

Кто обзавелся женой и детьми, тот отдал заложников судьбе; ибо они — помеха во всех начинаниях, как благородных, так и недостойных. Фрэнсис Бэкон

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую. В. О. Ключевский

Образование можно иметь и среднее, а вот воспитание должно быть высшим!

Отношение к детям — безошибочная мера духовного достоинства человека. Янка Брыль

Лучшее, что мы можем дать нашим детям, это научить их любить себя.

Перед нашим учительством стоит труднейшая задача коммунистического воспитания, формирования коммунистического сознания у советских людей. Успешно разрешить эту задачу можно лишь при условии, что наши учителя будут не только высокообразованными, но и марксистски образованными людьми. М. И. Калинин

Создатель объединил весь род человеческий цепью любви. Я часто думаю, что нет на свете такого человека, который никогда бы не испытывал к другому человеку добрые чувства и сам не пользовался чьей-то добротой; ибо все мы — единая семья, идущая от Адама. Уильям Теккерей

Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые. Петр Капица

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. Л. Н. Толстой

До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории. Джон Уилмот

Орудием и посредником воспитания должна быть любовь. В. Г. Белинский

Детей надо баловать тогда из них вырастают настоящие разбойники. Евгений Шварц

Было время, когда от детей не ожидали ничего, кроме послушания; теперь от них ожидают всего, кроме послушания. Анатоль Бройяр

Учатся у тех, кого любят. И. Гете

Самое эффективное лечение травамии в детстве — это крапивой по жопе.

Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее: любящий ее любит жизнь, и ищущий ее с раннего утра исполняется радости. Книга Екклесиаста

Совет подобен снегу: чем мягче ложится, тем дольше лежит и глубже проникает. Н. Колеридж

Тайная гордость живет в сердце каждого человека, который восстает против тирании. Вы можете приказывать человеку, командовать им, но вы не можете заставит его уважать вас. Хейцлитт

Неблагодарность самая гнусная, но вместе с тем самая обыкновенная и самая исконная — это неблагодарность детей к родителям. Л. Вовенарг

Подобно тому как тень не может родиться и держать ся сама по себе, так и слава: если фундаментом ей не служит добродетель, она не может быть ни истинной, ни прочной. Франческо Петрарка

Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. Ушинский

Открывающий тайны потерял доверие и не найдет друга по душе своей. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Человек, действительно уважающий человеческую личность должен уважать ее в своем ребенке начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое я и отделил себя от окружающего мира. Д. И. Писарев

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни. Коменский Я.

Многие нынешние семейства — что-то вроде пародии на конституционную монархию, где король царствует, но не управляет. Д. Жирарден

Если хочешь, чтобы твои дети наконец повзрослели, постарайся повзрослеть первой.

Изнурять себя благочестием, стараться превзойти всех в добродетели — это не от хорошего воспитания. Хун Цзычэн

Мы любим сестру, и жену, и отца, но в муках мы мать вспоминаем. Н. А. Некрасов

Иногда, счастье приходит не с появлением денег, славы или власти.Вы просто счастливы, если у вас хорошие друзья, семья и вы достигли спокойной мирной жизни.

В семье прав тот, кто громче всех. А. Марков.

Как раз те родители, которые плохо воспитывают своих детей, и вообще те люди, которые отличаются полным отсутствием педагогического такта, — все они слишком преувеличивают значение педагогических бесед. А. С. Макаренко

Ужиться можно с кем угодно, если живешь порознь. Михаил Задорнов

Друзья знают вас только отчасти — то, что вы готовы им показать. Только ваши родные знают все о вас, даже скрытое от чужих глаз.

Мужчина, да отчасти и женщина, которые не способны в полной мере выразить себя в общественной, профессиональной деятельности, стремятся к компенсации в семье. И в большинстве случаев их активность в этом плане принимает деспотичный, эгоистичный характер. В. Зубков

Помните, Бог — часть вашей династии.

Коль добр отец — люби его, коль зол — терпи. Публилий Сир

Воспитание мужчины или женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры. Бернард Шоу

Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети. В. А. Сухомлинский

Воспитай в себе чувство кротости, не будь привержен страстям и отринь чувства гнева и ярости.

От чужих детей мы требуем, чтобы они вели себя так, как должны были бы вести себя мы.

Человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Дети больше походят на свое время, чем на своих родителей

Чрезмерная строгость и слепая дисциплина — это проклятые учителя для детей. Ф. Э. Дзержинский

Дети — это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу строительства новых форм жизни. М. Горький

Хорошие учителя создают хороших учеников. М. В. Остроградский

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К. Д. Ушинский — Высказывания о развитии речи детей великих людей.

Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию. Я.А. Коменский

Кто больший друг, как не брату брат? Саллюстий (Гай Саллюстий Крисп)

Значимость русского языка переоценить сложно, так как он является не просто средством коммуникации людей в России, но настоящим достоянием нации с богатой историей и обширными корнями. Многие известные писатели восхваляли русский слог как в своих произведениях, так и в простых высказываниях, которые впоследствии стали крылатыми или перешли в цитаты о русском языке. Они актуальны по сей день: ни одно из суждений о речи мыслителей-соотечественников не потеряло своего значения. Высказывания о русском языке великих людей следует помнить при анализе литературных произведений.

Практически во всем творчестве Ивана Сергеевича Тургенева центральную позицию занимает русский народ – его характер, быт, культурные и нравственные начала. В своих романах писатель особое внимание уделял описанию менталитета россиянина, его обычаев, а также часто обращался к описаниям природы Руси.

Тургенев стал первым писателем, который получил признание не только в пределах родины, но и за рубежом, так как путешествовал: особенно много времени Иван Сергеевич проводил во французских землях. К наиболее популярным произведениям Тургенева можно отнести «Записки охотника», «Асю», «Отцов и детей».
Прозаик много говорил о величии языка, его особом значении в общественной культуре. Автор отмечает:

Писатель часто призывал беречь русский язык как огромную ценность, достоинство россиян, говоря о нем практически как о живом существе:

Тургенев говорит о русском с почтительным благоговением. По его мнению, язык является одним из самых больших богатств в России, к которому нужно относиться осторожно.

Что писал о языке Александр Иванович Куприн

Так же высказывался о речи Куприн – мастер описания пейзажа. Особенно запомнился любителям литературы писатель по произведениям «Гранатовый браслет», «Поединок», «Молох». В творчестве Куприн уделяет огромное внимание деталям, развивая каждого персонажа, каждое природное описание, каждого животного так, что любая мелочь приобретает глубину и смысл.

Куприн – один из писателей с самым масштабным стилем повествования. Писатель в своих произведениях часто обращается к проблемам любви-ненависти, силы-слабости, отчаяния и воли к жизни, сочетая противоположные качества одновременно в единственном герое.

О языке Куприн высказывается:

Писатель почтительно отзывается о языковой культуре, отмечая, что русский язык не терпит пренебрежительного применения:

Высказывания Николая Васильевича Гоголя

По оценкам некоторых критиков-современников Гоголя, Николай Васильевич стал открывателем нового направления в истории литературы – «натуральной школы». Писатель оказал влияние на творчество многих других авторов, работавших в сатирических направлениях – Чернышевского, Некрасова, Салтыкова-Щадрина. К наиболее известным можно отнести произведения Гоголя «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор», «Записки сумасшедшего».

Гоголь обратился к теме языка вслед за Пушкиным. Эта идея занимала не последнее значение во всем его творчестве. Писатель боролся за сохранение чистоты слога, его самобытности, считая русский язык благозвучным, ценным:

Гоголь сравнивал русский с другими распространенными зарубежными наречиями, подчеркивая его величие, сложность:

Слова Виссариона Григорьевича Белинского

Белинский – не столько писатель, сколько литературный критик, признанный как один из самых требовательных к качеству анализируемых произведений. Его деятельность отличалась некоторой революционной направленностью, так как ведущим принципом анализа романов он считал их народность.

Критик впервые разделил всю литературу на идеальную и реальную – последняя, по его мнению, отражала жизнь такой, какая она есть, в то время как идеальная давала неверное отражение действительности. Белинский открыто восхищался произведениями Гоголя, а также Пушкина. Одним из самых масштабных очерков Белинского можно считать цикл из 11 статей по сочинениям А.С.Пушкина.

Критик любил речь, считал язык самодостаточным, не терпящим замещений:

Писатель оценивал русский язык как богатый:

Цитаты Михаила Васильевича Ломоносова

Ломоносов играет ключевую роль в развитии лингвистики и риторики на Руси, так как именно он создал «Российскую грамматику», где ввел понятие о транскрипции слов, частях речи, орфографии. Михаил Васильевич был первым человеком, который говорил о стилистике и приемах художественной выразительности речи.

Ломоносов был первым человеком, который установил четкое разграничение между светским и церковным наречием. Мыслитель занимался проблемами русской лингвистики и стилистики практически всю жизнь. Кроме того, Ломоносов уделял много внимания изучению русских диалектов, свойственных представителям разных местностей и областей Руси.

Что говорил о русском языке Александр Сергеевич Пушкин

Аналогично высказывался о значении речи на Руси Пушкин – «солнце русской поэзии». В развитие литературы поэт внес неоценимый вклад. Поэт умел увидеть суть, менталитет различных эпох и наций, что позволяло найти для них максимально точные по психологии прототипы в произведениях.

Среди знаковых произведений писателя можно отметить цикл повестей Белкина, повести «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». По сей день распространены и любимы произведения «Пиковая дама», «Скупой рыцарь», «Дубровский», «Цыганы», «Евгений Онегин».

Пушкин не мог не оценить важность русского языка, а также его богатство с величием. Поэт знал множество других наречий на уровне понимания, свободно говорил на французском, описывая при этом русский как самый обширный язык из всех ему известных:

«Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».

Писатель также отмечал многогранность речи на Руси, используя короткие, но емкие фразы:

«Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя».

Пушкин стал не только писателем с мировым именем, но и родоначальником абсолютно новых веяний в литературе. Поэт оказал сильное воздействие на творчество Гоголя, Достоевского, Толстого, Тургенева, Чехова. Творчество писателя известно как в России, так и за рубежом.

Слова Максима Горького

Максим Горький значительно повлиял на становление русской литературы в революционные годы. Писателю через романы удалось создать особый настрой рабочего класса, связанный с общественными преобразованиями. Алексей Пешков (настоящее имя и фамилия писателя) смог точно отразить менталитет пролетариата в годы радикальных общественных изменений.

Писатель также стал родоначальником новой детской литературы, основной целью которой стало воспитание людей с:

  • обширной базой знаний об устройстве, функционировании мира;
  • развитой волей;
  • большими способностями.

Среди популярных сказок Горького можно назвать «Самовар» и «Воробьишко».

Максим Горький не мог не оценить силу русского слога, его важность для формирования мировоззрения человека, взгляда на действительность. Писатель отмечал, что русский является лаконичным, но метким:

«Наша речь преимущественно афористична, отличается своей сжатостью, крепостью».

Высказался Пешков также про динамику языка – по мнению писателя, русский язык имеет множество предпосылок к расширению, развитию, его структура преобразуется и совершенствуется постоянно, очень быстро:

«Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».

Цитаты Константина Георгиевича Паустовского

Паустовский получил широкую мировую известность как автор, способный взглянуть на мир с лирической точки зрения. Писатель особое внимание уделял описанию высоких человеческих идеалов в своих произведениях, таких, как любовь, дружба, верность.

Паустовский отмечен критиками как прозаик, любящий и ценящий природу Руси. Посредством пейзажных мотивов автор создает особую неповторимую атмосферу своих произведений, пронося моральные идеи через отвлеченные понятия.

Паустовский – детский автор. К наиболее известным произведениям писателя для малышей можно отнести сказки «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Барсучий нос».
Прозаик не мог не восхищаться русским слогом. Паустовский отмечал его органичность, разнообразие:

Писатель обратил внимание на пунктуацию русского, выделив ее особое значение в формировании письменной мысли:

Цитаты Антона Павловича Чехова

Талант к писательству у Антона Павловича Чехова обнаружился еще на первом курсе медицинского университета. Учеба оказала решающую роль на всю его литературную деятельность – многие герои чеховских рассказов были лекарями.

В рассказах и пьесах автор поднимает проблемы общечеловеческих ценностей – любви, чести и свободы. При этом в его творчестве отсутствует какая-либо идеализация действительности – все события отражены такими, какими они предстают на самом деле. Чехов преуспел и в прозе, и в драматургии, что не могло не сказаться на его творчестве: проза приобретала свойственный пьесам лаконизм, сценичность и краткость. В драматургических произведениях использовались чисто прозаические черты, что придавало пьесам новаторство.

Отличительной чертой произведений Чехова является их лаконичность – слог писателя краток, но точен и ярок. Сам автор отмечал важность такого качества, как простота речи:

«Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен».

Внимательно Чехов относился и к чистоте языка – писатель считал, что благозвучие речи складывается из благозвучия произношения самих слов, которые составляют текст:

«Следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их».

Среди наиболее распространенных произведений Чехова, в которых можно проследить манеру речи автора, можно назвать пьесы «Чайка», «Юбилей», «Свадьба», «Иванов», «Медведь» и «Предложение». Писателем опубликовано множество рассказов в прозе, например, «Палата №6».

Слова Федора Михайловича Достоевского

Достоевский придерживался идей реализма в повествовании. Центральной темой романов Достоевского стало отражение жизни маленького человека, находящегося под гнетом социальной действительности. Творчество писателя психологично: Достоевский углубляется в психологию отражаемых им людей, пытаясь выявить мотивы их поведения.

Автор считает, что маленький человек не должен страдать от общественных преобразований, многие из которых ставили таких людей в положение нищеты. Часто Достоевский обращался к духовой философии, поднимая философские, антропологические, религиозные, этические и исторические проблемы эпохи.

Среди знаковых романов писателя можно назвать произведения «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы» «Бесы».

Изучение языка, особенно родного, Достоевский считал очень важным аспектом жизни человека. По мнению писателя, попытка изучить зарубежные языки бессмысленна до тех пор, пока человек не овладеет совершенно своим собственным:

Великие писатели часто обращаются к лингвистической теме в своих воспоминаниях, очерках, романах. Их творчество пронизано искренней любовью к родному языку. Авторы призывают беречь русский язык как неоценимое наследие, а также важный аспект культуры. Высказывания великих людей о русском языке показывают значимость и важность нашего родного языка.



Читайте также: