Проектная работа «памятники великой отечественной войны. Памятники ВОВ: изготовление и реставрация Памятники посвященные событиям вов

Связь людей с их прошлым, с их историей – это память. Один из лучших способов увековечить память о выдающемся человеке или важном историческом событии – . Для абсолютного большинства россиян одним из таких событий является Великая Отечественная война. Сейчас памятники ВОВ есть практически в каждом городе, особенно в европейской части России.

Несмотря на обилие мемориалов и небольших памятных объектов, по-прежнему устанавливаются новые, ведь после той войны осталось немало «темных пятен», много героических историй, которые достойны быть увековеченными. Если вас интересуют памятники ВОВ, изготовление таких сооружений можно заказать в нашей компании. Мы гарантируем профессиональный подход, внимание к каждой мелочи, выгодные расценки.

Как работает компания «Свежий взгляд»

Данные мемориальные сооружения – это отдельная категория, не просто или архитектурная композиция. Это возможность показать уважение нынешних поколений к героическому прошлому своего народа, своей страны, своих предков. Заказав , посвященный погибшим ВОВ, можно на столетия увековечить память о важной исторической эпохе и ее героях.

Изготовление и установка новых мемориальных сооружений – распространенная сейчас практика. Заказывают памятники победы ВОВ не только государственные организации, но и родственники погибших, родные ветеранов, просто неравнодушные люди. Устанавливают памятники на местах боевых действий, на братских могилах. Компания «Свежий взгляд» — это специалисты высокого класса, которые подойдут к исполнению заказа со всей ответственностью. Некоторые принципы нашей работы:

  • Дизайнеры , в которых стремятся максимально точно и ярко передать особенности характера героев ВОВ, дух событий того времени. Все художественные образы переплетаются для создания определенных акцентов, необходимых заказчику.
  • Большой практический опыт позволяет нам успешно выполнять заказы любой сложности, создавая уникальные архитектурные и скульптурные композиции. В штате компании – настоящие профессионалы по обработке камня, специалисты-историки, эксперты по символике.
  • Внимание ко всем деталям – тщательный подбор материалов, определение цветового оформления и габаритов сооружения, тип и местоположение надписей. Речь идет о комплексной работе, которая ведется в строгом соответствии с пожеланиями заказчика.

Мы создаем мемориальные комплексы Великой Отечественной войны в постоянном взаимодействии с клиентом. Он может контролировать процесс изготовления, вносить корректировки на этапе проектирования. Все предлагаемые дизайнерами решения вносятся в проект только после согласования с заказчиком. Можно выбрать один из типовых вариантов, который нужно только адаптировать к определенным людям и событиям.

Услуги по реставрации памятников ВОВ

К сожалению, со временем мемориальные сооружения начинают разрушаться, особенно если отсутствует надлежащий регулярный уход. Но это все равно объекты памяти, и вернуть им исходный вид можно – для этого достаточно провести реставрационные работы. Нашими специалистами может быть проведена реставрация любых памятников ВОВ, любой конструкции и из любых материалов. Мы вернем памятному сооружению его красоту!

Для оформления заказа обращайтесь в компанию «Свежий взгляд»!

Мало кто знает, что одна из самых известных и высоких советских скульптур - «Родина-мать зовет!», которая установлена в Волгограде на Мамаевом кургане, является лишь второй частью композиции, которая состоит сразу из трех элементов. Этот триптих (произведение искусства, состоящее из трех частей и объединенное общей идеей) включает в себя также монументы: «Тыл - фронту», который установлен в Магнитогорске и «Воин-освободитель», расположенный в Трептов-парке в Берлине. Все три скульптуры объединяет один общий элемент - Меч Победы.

Два из трех монументов триптиха - «Воин-освободитель» и «Родина-мать зовет!» - принадлежат руке одного мастера, скульптора-монументалиста Евгения Викторовича Вучетича, который трижды в своем творчестве обращался к теме меча. Третий монумент Вучетича, который не относится к данной серии, был установлен в Нью-Йорке перед штаб-квартирой ООН. Композиция под названием «Перекуем мечи на орала» демонстрирует нам рабочего, который перековывает меч в плуг. Сама скульптура должна была символизировать стремление всех людей мира бороться за разоружение и наступления торжества мира на Земле.

Первая часть трилогии «Тыл - фронту», расположенная в Магнитогорске, символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в той страшной войне. На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Подразумевается, что это Меч Победы, который выкован и поднят на Урале, в дальнейшем он был поднят «Родиной-матерью» в Сталинграде. Городе, в котором наступил коренной перелом в войне, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных поражений. Третий монумент серии «Воин-освободитель» опускает Меч Победы в самом логове врага - в Берлине.

Причины, по которым именно Магнитогорску выпала такая честь - стать первым российским городом, в котором был установлен памятник труженикам тыла, ни у кого не должна вызывать удивления. Согласно статистическим данным - каждый второй танк и каждый третий снаряд в годы войны был выпущен из магнитогорской стали. Отсюда и такой символизм этого монумента - работник оборонного завода, стоящий на Востоке, передает выкованный меч солдату-фронтовику, который отправляется на Запад. Туда, откуда пришла беда.

Позднее этот выкованный в тылу меч вознесет вверх в Сталинграде на Мамаевом Кургане «Родина-Мать». В том месте, где произошел перелом в войне. И уже в завершение композиции «Воин-освободитель» опустит меч на свастику в самом центре Германии, в Берлине, довершив разгром фашистского режима. Красивая, лаконичная и очень логичная композиция, объединяющая три самых известных советских памятника, посвященных Великой Отечественной войне.

Несмотря на то, что Меч Победы начал свой путь на Урале, а закончил его в Берлине, монументы триптиха были построены в обратном порядке. Так памятник «Воин-освободитель» был установлен в Берлине уже весной 1949 года, строительство монумента «Родина-мать зовет!» закончилось осенью 1967 года. А первый монумент серии «Тыл - фронту» был готов только летом 1979 года.

«Тыл - фронту»

Монумент «Тыл - фронту»

Авторами данного монумента стали скульптор Лев Головницкий и архитектор Яков Белопольский. Для создания монумента использовались два основных материала - гранит и бронза. Высота памятника составляет 15 метров, при этом внешне он выглядит гораздо внушительнее. Этот эффект создает то, что монумент располагается на высоком холме. Центральная часть памятника - это композиция, которая состоит из двух фигур: рабочего и солдата. Рабочий ориентирован на восток (в ту сторону, где находился Магнитогорский металлургический комбинат), а воин смотрит на запад. Туда, где происходили основные боевые действия во время Великой Отечественной войны. Остальная часть монумента в Магнитогорске - это вечный огонь, который был изготовлен в виде звезды-цветка, выполненного из гранита.

На берегу реки для установки монумента был возведен искусственный холм, высота которого составила 18 метров (основание холма специально было укреплено железобетонными сваями, для того чтобы оно смогло выдержать вес установленного монумента и не обвалилось со временем). Памятник был изготовлен в Ленинграде, а в 1979 году его установили на месте. Монумент также был дополнен двумя трапециями высотой в рост человека, на которых были перечислены имена жителей Магнитогорска, получивших в годы войны звание Героя Советского Союза. В 2005 году была открыта еще одна часть памятника. На этот раз композиция была дополнена двумя треугольниками, на которых можно прочесть имена всех жителей Магнитогорска, которые погибли во время боевых действий в 1941-1945 годах (всего перечислено чуть больше 14 тысяч фамилий).

«Тыл - фронту»

Монумент «Родина-мать зовет!»

Монумент «Родина-мать зовет!» расположен в городе Волгограде и является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», который расположен на Мамаевом кургане. Данная статуя считается одной из самых высоких на планете. Сегодня она занимает 11-е место в книге рекордов Гиннеса. В ночное время монумент эффективно освещается прожекторами. Данная скульптура была создана по проекту скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина. Скульптура на Мамаевом кургане представляет собой фигуру женщины, которая стоит с поднятым вверх мечом. Данный монумент - это собирательный аллегорический образ Родины, которая призывает всех объединиться, для того чтобы разбить врага.

Проводя некоторую аналогию можно сравнить статую «Родина-мать зовет!» с античной богиней победы Никой Самофракийской, которая также призывала своих детей дать отпор силам захватчиков. В последствии силуэт скульптуры «Родина-мать зовет!» был помещен на герб и флаг Волгоградской области. Стоит отметить, что вершина для строительства монумента была создана искусственным образом. До этого наивысшей точкой Мамаева кургана в Волгограде была территория, которая располагалась в 200 метрах от нынешней вершины. В настоящее время там находится храм Всех Святых.

«Родина-мать зовет!»

На создание монумента в Волгограде без учета постамента ушло 2400 тонн металлоконструкций и 5500 тонн бетона. При этом общая высота скульптурной композиции составила 85 метров (по другим данным 87 метров). Перед тем, как приступить к строительству монумента, на Мамаевом кургане был вырыт фундамент под статую глубиной 16 метров, а на этом фундаменте была установлена двухметровая плита. Высота самой 8000-тонной статуи составила 52 метра. Для того чтобы обеспечить необходимую жесткость каркаса статуи было применено 99 металлических тросов, которые находятся в постоянном натяжении. Толщина стен памятника, выполненных из железобетона, не превышает 30 см, внутренняя поверхность памятника представляет собой отдельные камеры, которые напоминают конструкции жилого здания.

Первоначально 33-метровый меч, который весил 14 тонн, был выполнен из нержавеющей стали в титановой оболочке. Но огромные размеры статуи приводили к сильному раскачиванию меча, особенно это было заметно в ветреную погоду. В результате таких воздействий конструкция постепенно деформировалась, листы титановой обшивки начали смещаться, а при покачивании конструкции появлялся неприятный металлический скрежет. Чтобы устранить данное явление, в 1972 году была организована реконструкция монумента. В ходе работ лезвие меча было заменено на другое, которое было изготовлено из фторированной стали, с проделанными отверстиями в верхней части, которые должны были снизить эффект парусности конструкции.

«Родина-мать зовет!»

Однажды главный скульптор монумента Евгений Вучетич рассказывал Андрею Сахарову о своей самой известной скульптуре «Родина-мать зовет!» «Часто меня спрашивало начальство, зачем у женщины открыт рот, это же некрасиво», - рассказывал Вучетич. На этот вопрос известный скульптор отвечал: «А она кричит - за Родину… вашу мать!»

Монумент «Воин-освободитель»

8 мая 1949 года в канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией в Берлине состоялось торжественное открытием памятника советским воинам, которые погибли во время штурма немецкой столицы. Монумент «Воин-освободитель» был установлен в берлинском Трептов-парке. Его скульптором выступил Е. В. Вучетич, а архитектором Я. Б. Белопольский. Памятник был открыт 8 мая 1949 года, высота самой скульптуры воина составила 12 метров, его вес 70 тонн. Данный монумент стал символом победы советского народа в Великой Отечественной войне, также он олицетворяет освобождение всех европейских народов от фашизма.

Скульптура солдата общим весом примерно 70 тонн был произведена весной 1949 года в Ленинграде на заводе «Монументальная скульптура», она состояла из 6 частей, которые затем были перевезены в Германию. Работы по созданию мемориального комплекса в Берлине были закончены в мае 1949 года. 8 мая 1949 года мемориал торжественно открыл советский комендант Берлина генерал-майор А. Г. Котиков. В сентябре 1949 года все обязанности по уходу и содержанию памятника были переданы советской военной комендатурой магистрату Большого Берлина.

«Воин-освободитель»

Центром берлинской композиции стала бронзовая фигура советского воина, который стоит на обломках фашистской свастики. В одной своей руке он держит опущенный меч, а другой рукой поддерживает спасенную немецкую девочку. Предполагается, что прототипом для данной скульптуры послужил реальный советский солдат Николай Маслов - уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Во время штурма немецкой столицы в апреле 1945 года он спас немецкую девочку. Сам Вучетич создавал монумент «Воин - освободитель» с советского десантника Ивана Одаренко из Тамбова. А для девочки на скульптуре позировала 3-летняя Светлана Котикова, которая была дочерью коменданта советского сектора Берлина. Любопытно, что на эскизе памятника солдат держал в свободной своей руке автомат, но по предложению Сталина скульптор Вучетич заменил автомат на меч.

Памятник, как и все три монумента триптиха, расположен на насыпном кургане, к постаменту ведет лестница. Внутри постамента располагается круглый зал. Его стены были украшены мозаичным панно (автор - художник А. В. Горпенко). На панно были изображены представители различных народов, включая народы Средней Азии и Кавказа, которые возлагают венки на могилу советских воинов. Над их головами на русском и немецком языках написано: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед человечества». В центре зала был установлен постамент кубической формы, выполненный из черного полированного камня, на котором установлен золотой ларец с пергаментной книгой в красной сафьяновом переплете. В эту книгу были вписаны имена героев, которые пали в боях за немецкую столицу и были похоронены в братских могилах. Купол зала был украшен люстрой диаметром в 2,5 метра, которая изготовлена из хрусталя и рубинов, люстра воспроизводит орден «Победа».

«Воин-освободитель»

Осенью 2003 года скульптура «Воина-освободителя» была разобрана и отправлена на реставрационные работы. Весной 2004 года отреставрированный монумент вернулся на свое законное место. Сегодня данный комплекс является центром проведения памятных торжеств.

Источники информации:
http://ribalych.ru/2014/08/04/unikalnyj-triptix
http://www.pravda34.info/?page_id=1237
http://defendingrussia.ru/love/pamyatniki_pobedy
http://www.tgt.ru/menu-ver/encyclopedia/tourism/countries/dostoprimechatelnosti/dostoprimechatelnosti_155.html
https://ru.wikipedia.org

Марковская Евгения, 5 класс,Нерейко Руслан, 5класс, Панов Алексей, 5 класс,Попов Даниил, 5класс

В последнее время мы часто слышим как во многих городах и странах демонтируются памятки Победы. В своем проекте мы хотели найти, узнать больше об истории памятников, кому и за какие подвиги были установлены.Наш долг - чтить подвиг каждого защитника нашей страны, всех, кто воевал на поле боя, в тылу приближал великий день Победы. Единственное что может сделать наше поколение, это ухаживать за памятниками. А также помнить подвиг нашего народа и передавать его потомкам.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МО «Курильский городской округ»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Горячие Ключи

ТЕМА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

«ПАМЯТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Составитель: Марковская Евгения, 5 класс

Нерейко Руслан, 5класс

Панов Алексей, 5 класс

Попов Даниил, 5класс

Пушкарь Данил, 5 клас

Научный руководитель: Субботина Светлана Юрьевна,

Заместитель директора по УВР,

МБОУ СОШ с. Горячие Ключи.

с. Горячие Ключи, 2015

Введение 3

1. Памятники ВОВ 4

Заключение 12

Литература 13

Приложение 14

Ведение

В этом году мы празднуем 70-летие Победы. Наш народ действительно победил в самой жестокой войне ХХ века, спас нашу страну, спас Европу от фашизма и подарил всем нам будущее.

В последнее время мы часто слышим как во многих городах и странах демонтируются памятки Победы. В своем проекте мы хотели найти, узнать больше об истории памятников, кому и за какие подвиги были установлены.

Наш долг - чтить подвиг каждого защитника нашей страны, всех, кто воевал на поле боя, в тылу приближал великий день Победы. Единственное что может сделать наше поколение, это ухаживать за памятниками. Хотя бы три раза в год (22 июня, 23февраля, 9мая) приносить цветы к подножью монументов. А также помнить подвиг нашего народа и передавать его потомкам.

Цель работы: собрать информацию о памятниках

Задачи:

Выяснить, необходимы ли памятники героям войны.

Выяснить, кому и где установлены памятники.

Гипотеза –

предполагаем, что в нашей стране установлены памятники, посвященные войне 1941-1945 года, почти в каждом городе, даже в селах и деревнях. Задача нашего поколения знать подвиг наших дедов и прадедов, помнить и гордиться им.

Методы:

Работа с книгами и поиск информации в интернете;

Огневые сороковые годы. Никогда не сотрутся в памяти народа суровые годы Великой Отечественной Войны. Яркую страницу в историю войны вписали трудящиеся города-героя Москвы. Москва была для них олицетворением воли к победе, олицетворением героизма, стойкости и мужества. В бронзе, граните и мраморе обелисков, скульптур, мемориальных досок, и названиях улиц и площадей Москва увековечила память о славных воинах.

  1. Мемориал “Могила Неизвестного солдата”

В декабре 1966г., когда отмечалось 25-летие разгрома фашистских войск под Москвой, у древней Кремлевской стены, в Александровском саду, были погребены останки Неизвестного солдата, павшего смертью храбрых при защите советской столицы. До того прах героя покоился на 40-м километре от Москвы по Ленинградскому шоссе - на рубеже, где осенью 1941г. шли ожесточенные бои. Приняв в свою священную землю останки героя, Москва тем самым увековечила память всех, кто отдал жизнь за свободу Отечества.

Памятник представляет собой монументальный архитектурный ансамбль (авторы - архитекторы Д.Бурдин, В.Климов, и Ю.Рабаев). Над местом захоронения Неизвестного солдата, в центре расположена большая площадка. Над ней возвышается надгробная плита с пятью ступеньками из красного гранита. На плите начертаны волнующие слова: ”Имя твое не известно, подвиг твой бессмертен“. В основание площадки вмонтирован бронзовый светильник в виде пятиконечной звезды. В ее центре горит огонь Вечной славы.

Слева от могилы - гранитный пилон, на нем надпись: “1941 павшим за Родину 1945”. Справа - ряд мемориальных блоков. Под их плитами установлены капсулы со священной землей городов-героев.

Здесь земля с Пискаревского кладбища, где похоронены защитники Ленинграда, отстоявшие город во время блокады; с братских могил Киева и Мамаева кургана, на котором шли бои великой битвы на Волге. Здесь земля с Малахова кургана, с “Пояса Славы” Одессы и земля, взятая у ворот Брестской крепости. Другие три мемориальные блока увековечили память Минска, Керчи, и Новороссийска. Десятый мемориальный блок посвящен городу-герою Туле. Весь этот мемориальный ряд сложен из темно-красного порфира. Надгробие солдата навечно укрыло боевое красное знамя, отлитое из нестареющей меди. Из этого же металла выполнены солдатская каска и лавровая ветвь - символ народной почести герою. У Вечного огня, пылающего в самом центре Москвы, блистают слова: Ленинград, Киев, Минск, Волгоград, Севастополь, Одесса, Керчь, Новороссийск, Тула, Брестская крепость. За каждым из этих названий - безграничная преданность Родине, беспредельные стойкость и героизм.

2. Памяти ленинградских детей, погибших на станции Лычково

В небольшом поселке Лычково Новгородской области находится безымянная братская могила времен Великой Отечественной войны.Одна из многих в России. Одна из самых трагично-печальных. Потому что это - детская могила...

В июле 1941 года, в самом начале Великой Отечественной войны, из Ленинграда началась эвакуация мирного населения. В первую очередь, в тыл отправлялись дети. Невозможно было тогда предусмотреть ход военных действий... Детей вывозили из Ленинграда, чтобы спасти, подальше от смерти и страданий. Но как оказалось, их везли прямо навстречу войне. На станции Лычково самолеты фашистов разбомбили эшелон из 12 вагонов. Летом 41-го погибли сотни невинных малышей.

Количество погибших маленьких ленинградцев не известно до сих пор. Судьба улыбнулась лишь немногим. Остальных после бомбежки местные жители собирали по фрагментам. С тех пор на гражданском кладбище в Лычково появилась могила. Могила, в которой покоится прах безвинно погибших детей.

Скульптура состоит из нескольких частей. На гранитной плите установлено отлитое из бронзы пламя взрыва, подбросившего в воздух ребенка. У подножия плиты – оброненные им игрушки. Автором монумента, на строительство которого в лычковский Дом ветеранов со всей России поступило более полумиллиона рублей, стал московский скульптор, народный художник России Александр Бурганов. Высота скульптурной композиции составляет около трех метров.

Это была страшная трагедия. Но еще страшнее послевоенное беспамятство: лычковские события были попросту забыты. Только скромная братская могила с надписью «Ленинградские дети» напоминала о них. За могилой почти 60 лет ухаживали местные женщины из числа свидетельниц кровавой бомбардировки.

В 2003 году на месте захоронения установили небольшой памятник - бронзовую скульптуру, у которой всегда лежат свежие цветы.

4 мая 2005 года, в канун празднования 60-летия Великой Победы в селе Лычково состоялась торжественная церемония открытия мемориала «Детям, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Памятник установлен на привокзальной площади, неподалеку от места трагедии. Мимо памятника каждый день будут проезжать поезда, а сквозь шум колес всегда будут слышаться детские голоса. Здесь всегда будет жива память о страшной трагедии, унесшей детские жизни.

Поэт А. Молчанов написал стихотворение "Памяти ленинградских детей, погибших на станции Лычково", там есть такие слова:

Разве можно забыть,

Как детей по частям

Собирали,

Чтобы в братской могиле,

Как павших солдат,

Схоронить?..

3. Памятник детям - жертва концлагерей .

Памятник детям, погибшим в фашистки концлагерях, установлен около Маховой башни в городе Смоленске. Автор – Александр Парфенов. Памятник в форме пушистого одуванчика, составленного из фигур детей, а на листьях цветка написаны названия концлагерей: Освенцим, Дахау, Бухенвальд.

4. "Цветок Жизни"

В 1968 году дневник Тани Савичевой увековечен в камне, являясь составной частью мемориального комплекса "Цветок Жизни» на Поклонной горе, посвящён всем детям, погибшим в блокадном кольце.

5. Памяти десяткам тысяч советских военнопленных

В городе Вязьме в канун Дня памяти и скорби открылся мемориал в память о десятках тысяч погибших участников обороны Москвы. Он установлен на месте массовых захоронений жертв немецкого пересыльного лагеря «Дулаг-184». В марте этого года Российское военно-историческое общество взяло под контроль ситуацию с бесхозными захоронениями на территории бывшего лагеря «Дулаг-184», откликнувшись на обращение общественной организации «Вяземский мемориал». В организацию, которая занимается восстановлением памяти о жертвах немецкого пересыльного лагеря, входят родственники пленников лагеря, поисковики, ветераны Великой Отечественной войны, историки, общественные деятели, волонтеры.

45 погребальных рвов 100 метров в длину и четыре в ширину с останками военнопленных остались после немецко-фашистской оккупации Вязьмы (октябрь 1941- 12 марта 1943 гг.) на пересечении улиц Репина и Кронштадтской. Здесь, в здании нынешнего Вяземского мясокомбината - тогда это был недостроенный авиационный завод без крыши, окон и дверей, в октябре 1941 года захватчики организовали пересыльный лагерь «Дулаг-184». В первые месяцы войны в нем оказались попавшие в окружение ополченцы, выжившие в «мясорубке» Вяземского котла. Многие были привезены с поля боя в тяжелом состоянии. Только в первую зиму 1941-1942 года погибло до 70 тысяч узников. Погибших сваливали в огромные рвы. Спустя семьдесят лет место массовых захоронений превратилось в пустырь. По требованиям местных жителей, в 90-х годах прошлого века на пустыре была установлена скромная стела с колоколом в память о случившейся здесь трагедии. На территории Вязьмы было пять «фабрик смерти».

Автор проекта Вяземского монумента в память о жертвах немецкого пересыльного лагеря – народный художник России, один из ведущих скульпторов нашей страны Салават Щербаков. Мемориал представляет собой три бетонные стелы высотой 3-4 метра. На центральной стеле, в бронзовом рельефе, представлены погибшие здесь солдаты и мирное население. Позади них – ели и лагерная вышка. Композицию обрамляют снимки людей, сделанные с подлинных фотографий погибших, переданных скульптору родственниками и поисковиками. В поверхность памятника вмонтировано 50 фотоизображений.

Литье для памятника произведено в городе Жуковском Московской области, гранитная плита заказана в Санкт-Петербурге, бетонные основания – в Смоленске. Фундамент изготовлен в Вязьме, бронзовый рельеф - в Москве. Общий вес всех элементов конструкции составляет около 20 тонн.

Бывшая узница София Анваер вспоминала: «Через колючую проволоку жители города видели наши страдания и пытались помочь. Закутанные в тряпье женщины и дети подходили к проволоке и перебрасывали сверточки с какой-то едой. Пленные бросались к ним, на вышке стучал пулемет. Люди падали с протянутыми к пище руками. Падали и женщины по другую сторону забора. Помочь нам было невозможно. К мукам голода и холода присоединилась жажда. В подвал, где была вода, пройти уже было нельзя - вход в него закрывала гора трупов. Люди пили, отцеживая через тряпку, жидкую грязь со двора, перемешанную тысячами сапог».

6. "Люди мира на минуту встаньте"

Основными компонентами комплекса "Люди мира на минуту встаньте" установленный в г. Москве, памяти узников фашистских лагерей смерти во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов являются три черные гранитные плиты".

Первая плита символизирует малолетних узников концентрационных лагерей, которые подвергались там пыткам в годы войны.

Вторая плита посвящена всем узникам - мужчинам и женщинам.

Третья памятная плита символизирует узников - советских военнослужащих и посвящена памяти погибших в лагерях смерти Бухенвальд, Заксенхаузен, Дахау, Равенсбрюк и Освенцим.

7. "Трагедия народов "

В Москве на Поклонной горе в 1997 году возведен памятник "Трагедия народов ", его автор – Зураб Церетели.

Скульптура напоминает о жертвах фашистского геноцида.

8. Скульптурная композиция "Возвращайся с победой!"

Восьмого мая 2009 года в выставочном комплексе музея под открытым небом "Салют, Победа!" в парке им. Фрунзе г. Оренбурга состоялось открытие новой скульптурной

композиции. Скульптурная группа изображает оренбурженку с детьми, скорбно провожающих на фронт главу семьи, выполнена московским скульптором Василием Николаевым и посвящена подвигу оренбургских женщин, тружениц, матерей в суровые военные годы.

9. Скульптура "Родина-мать "

Скульптура "Родина-мать " занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая скульптура-статуя в мире на момент строительства. Ее высота-52 метра, длина руки-20 метров и меча-33 метра. Общая высота скульптуры-85 метров. Вес скульптуры-8 тысяч тонн, а меча-14 тонн. На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй в мире.

Силуэт скульптуры "Родина-мать "был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области.

У подножия монумента "Родина-мать " захоронен командующий 62-й армией, особо отличившийся в Сталинградской битве, Маршал советского Союза Василий Иванович Чуйков.

Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом!

10. Памятник скорбящей матери

В Задонске есть также замечательный памятник Матери - Марии Матвеевне Фроловой, матери 12 детей, потерявшей всех на фронте.

11. Прасковье Еремеевне Володичкиной и её погибшим сыновьям.

«Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей….»

Журавлей памяти всё чаще можно встретить и на земле. В вечный полёт они отправились из различных мест нашей Родины.

В Самарской области увековечены материнская доблесть замечательной русской женщины Прасковьи Еремеевны Володичкиной и ратный подвиг её погибших сыновей. Когда началась война, все девять братьев Володичкиных один за другим ушли защищать своё Отечество. Уже в июне-июле 1941 года они воевали на разных участках фронта. Прасковье Еремеевне пришлось провожать их в одиночку, так как глава семьи Павел Васильевич к тому времени умер. А вот с младшеньким, Николаем, мать даже и не попрощалась. Он только передал коротенькую записку, свёрнутую в трубочку: «Мама, родная мама. Не тужи, не горюй. Не переживай. Едем на фронт. Разобьём фашистов и все вернёмся к тебе. Жди. Твой Колька».

Но так и не дождалась Прасковья Еремеевна своих сыновей. Ни одного. Пятеро из них – Николай, Андрей, Фёдор, Михаил, Александр – погибли в 1941-1943 годах. После пятой похоронки не выдержало сердце матери. Шестая – на Василия, который погиб в январе 1945 года, пришла уже в пустой дом, в который все израненные летом 45-го вернулись Пётр, Иван и Константин. Но и они один за другим стали уходить из жизни от многочисленных ран, полученных на фронте.

И 7 мая 1995 года на крутом обрыве неподалёку от дома, расположенного на улице с символическим названием Красноармейская, встал величественный мемориал из гранита и бронзы. Девять бронзовых журавлей рвутся в небо с 11-метровой стелы. А перед ней стоит скульптура Прасковьи Еремеевны. Впереди 7-тонный гранитный монумент с именами всех сыновей и их матери и текстом: «Семье Володичкиных – благодарная Россия».

12. Матери-патриотке Анастасии Куприяновой и ее погибшим сыновьям

В 1975 году в Жодино был торжественно открыт монумент матери-патриотке Анастасии Куприяновой и ее погибшим сыновьям. Композиция монумента включает две части: на одном постаменте фигура матери, провожающей своих детей на фронт, чуть впереди – пятеро сыновей, уходящих в бой. Младший, приотстав и обернувшись, словно хочет сказать: «Жди нас с победой, мама!»

Нам надо помнить, что когда-то была страшная война, и Мать потеряла пять своих сыновей. Победа в этой войне далась дорогой ценой, и все мы должны беречь мир, чтобы наши матери никогда больше не оплакивали своих сыновей.

13. Памятник «Матерям войны»

В Ленинградской области в селе Бобровка Троицкого района открылся памятник "Матерям войны"

14. «Площадь Скорби» в Санкт-Петербурге

Скульптура мемориального комплекса – это скульптура матери, расположенная на «Площади Скорби». В ней – вся боль матерей, утративших на войне своих родных.

15. Памятник Победы в г. Пенза

Одним из главных региональных памятников, посвящённых трудовым и воинским подвигам в Великой Отечественной Войне, в городе Пензе является памятник Победы. Мемориал, установленный девятого мая 1975 года в новом микрорайоне, впоследствии ставший центральным районом города, имеет высоту 5,6 метров и является в наше время частью архитектурной композиции площади Победы. Авторами памятника стали: петербургский скульптор, участвовавший в создание памятника «Первопоселенца», В.Г.Козенюк, Г.Д.Ястребенецкий, Н.О.Теплов и архитектор В.А.Сохин.

Монумент трудовой и воинской Славы представлен в виде бронзовой фигуры женщины с ребёнком на левом плече и воина-защитника, одной рукой держащего винтовку, другой - защищающий мать. Скульптурная композиция стоит на пьедесталах разной высоты, самой высокой точкой которой является позолоченная ветвь в руках ребёнка. Памятник находится в самом центре пяти гранитных лестничных маршей, имеющем форму пятиконечной звезды, продолжением которой служат пять улиц: Луначарского, Ленина, Карпинского, Коммунистическая и проспект Победы. В нише одной из стен пандуса хранится уникальная Книга памяти о 114 тысячах земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, имена которых были известны на момент открытия памятника. Возле монумента горит Вечный огонь, зажженный в Москве у Могилы Неизвестного Солдата и доставленный в армейском броневике в Пензу.

Памятник Победы, открытый к тридцатой годовщине Великой Победы в Пензе, и в наши дни служит местом служения почётного караула 9 мая, 23 февраля и в день памяти и скорби – 22 июня.

16. Монумент Мише Паникахе

Монумент Мише Паникахе был открыт в мае 1975 года в Волгограде. Создатели монумента, архитектор Харитонов и конструктор Белоусов, изобразили Миши в момент его геройского броска с гранатой в руках на главный танк фашистов.

17. Памятник советским воинам, павшим в боях за освобождение Южного Сахалина и Курильских островов в 1945 году.

18. Мурманский мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной Войны»

Представляет собой огромную фигуру солдата, стоящего на вершине одной из мурманских сопок и видимого с большого расстояния. В общем, благодаря песне, написанной в 1968 году, в советском Союзе «Алёшами» стали называть многие одиночные монументы, в том числе – и в Мурманске.

19. Монумент “Защитникам Москвы”

40-й километр Ленинградского шоссе. Город Зеленоград - один из новых и красивейших районов Москвы. Привольно раскинулся он в подмосковном лесу в районе станции Крюково. Здесь в ноябре-декабре 1941г. Стояли насмерть защитники Родины. Отсюда они начали свой победный путь на запад. В истории великой битвы за Москву бой под Крюково - одна из ярких ее страниц. Защищать Крюково довелось воинам восьмой гвардейской имени И.В. Панфилова стрелковой дивизии, второго гвардейского кавалерийского корпуса генерала Л.М. Доватора и первой гвардейской танковой бригады генерала М.Е. Катукова. Отчаянно, презирая смерть, они сражались за каждую улицу, за каждый дом. Наши воины отступили только в ночь на 3 декабря. Они понимали, что Крюково стало опорным пунктом врага, вклинившегося в наше подмосковную оборону. Выбить его с этих позиций- задача первостепенной важности. Четвертого - шестого января удары по врагу, окопавшемуся в Крюково нанесли части 44-ой кавалерийской и 8-ой гвардейской дивизий совместно с 1-ой танковой бригадой. Гитлеровцы упорно сопротивлялись, делали все, чтобы сдержать натиск наших войск. В этих боях наши воины совершили подвиги немеркнущей славы. Тысячи солдат и офицеров погибли, ценой своих жизней отбросив врага от Москвы.

24 июня 1974г. состоялось открытие памятника-монумента защитникам Москвы, созданного по проекту архитекторов И.Покровского, Ю.Свердловского и А.Штеймана. На торжественном открытии были те, кто прошел по дорогам войны до Берлина и те, кто, оставаясь в тылу, ковал грозное оружие, и те, кто, родившись после войны, никогда не слышал грома пушек.

На холме Славы, что навечно укрыл прах героев, высится сорокаметровый обелиск формы трехгранного штыка. На нем выбиты контуры пятиконечной звезда. Под углом к обелиску стоит монументальная стела с барельефом воина. Тяжелая каска тенью прикрывает его глаза, сурово смотрящие из камня. На одном из блоков высечена лавровая ветвь. Рядом начертаны слова: “1941г. Здесь защитники Москвы, погибшие в бою за Родину, остались навеки бессмертны”.

У подножия холма на черной мраморной плите - бронзовая чаша. По ее внутренней стороне проложен орнамент из красной меди - дубовая ветвь - символ вечной жизни. На чаше надпись: “Никогда Родина-мать не забудет своих сыновей”.

19. Памятник "Защитникам Москвы"

На Ленинградском шоссе (23-й километр) расположен еще один знаменитый – композиция из огромных противотанковых "Ежей".

20. «Тыл-фронту»

Монумент, находящийся в городе Магнитогорске. Высота его 15 метров. Памятник представляет собой двухфигурную композицию рабочего и воина. Рабочий ориентирован на восток, в сторону Магнитогорского металлургического комбината. Воин на запад, в сторону где во время Великой отечественной войны находился враг. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднял Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после победы в Берлине. В композицию также входит вечный огонь в виде гранитной звезды-цветка.

Монумент дополняется двумя трапециями высотой в человеческий рост, на которых барельефом написаны имена магнитогорцев, получивших звания Героя Советского Союза в великой Отечественной войне.

9 мая 2005 года состоялось открытие еще одного дополнения, выполненного в виде двух треугольных секций, симметрично заполненных возвышениями их гранита, на котором высечены имена магнитогорцев, погибших в Великой Отечественной войне. Всего более 14 000 фамилий.

Заключение

В ходе работы мы выяснили, что памятники посвящены не только воинам-героям, которые проливали кровь на фронте, но и детям, матерям, труженикам тыла. Памятники установлены не только в нашей стране, но и в других странах, освободителями которых являются советские солдаты. Их подвиг там помнят и чтут.

Когда мы провели опрос о необходимости установки памятников, все отвечали, что это очень важно. Необходимо помнить и знать свою историю.

В своей работе мы собрали информацию о многих памятниках. Особенно тронули скульптуры посвященные детям и матерям.

Литература

1. https:// fishki.net

2. https://

Безусловно, Великая Отечественная война оставила огромный след в истории нашей Родины. Вот уже на протяжении 68 лет мы ежегодно чтим память погибших в праздник 9 мая. Все мы знаем, что на просторах России были построены памятники Великой Отечественной войне в огромных количествах. Ниже в статье мы рассмотрим самые знаменитые из них, что располагаются в городах-героях России: Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Туле, Волгограде, Новороссийске и Смоленске. Именно эти города больше всех прославились своей отважной обороной во время военных действий 1941-43 г.г.

Начнем с Москвы. Все москвичи, безусловно, скажут, что наиболее значимой для этого города является Поклонная гора, на которой расположен Парк Победы. парка был торжественно открыт 9 мая 1995 года во время празднования Дня Победы. Находящиеся здесь памятники Великой Отечественной войне включают выставки военной техники, музеи ВОВ и холокоста, мемориальную мечеть и синагогу, а также храм Помимо этих памятников, встречаются и другие незначительные сооружения, которые можно увидеть по всей Москве.

Далее перейдем к Санкт-Петербургу. Как и в столице, в "Северной Венеции" также есть Парк Победы, однако здесь он представлен в дубле: Приморский, что посвящен морским победам, и Московский, который выстроен как целостная память о победе. Первый ничем особо не выделяется, а вот последний имеет на своей территории большое количество построек, являющих собой памятники воинам Великой Отечественной войны. Среди них особо выделяются где выстроены памятники-бюсты дважды Героев Социалистического труда, уроженцев города. Также следует отметить монумент "Ротонда", памятные кресты и доски, различные скульптуры и "Временную" часовню. Помимо этих парков, стоит упомянуть о музее-заповеднике "Прорыв блокады Ленинграда", а также мемориальном музее "Обороны и блокады Ленинграда", в которых высветлена вся тяжесть сражений и "вырывание" победы у фашистских захватчиков.

Тула не особо изобилует памятниками, однако, стоит отметить монумент защитникам Тулы в ВОВ, что расположен на а также курган Бессмертия в городе Ефремов, сооруженный на собственные средства жителей.

Безусловно, один из величайших городов, проявивших героическую оборону и не менее героическое контрнаступление, - это Волгоград. На самом известном холме, где с сентября 1942 года до января следующего проходили кровавые бои - Мамаевом кургане, находится архитектурный ансамбль памятников, посвященных ВОВ. Он включает, пожалуй, наиболее знаменитый памятник ВОВ России "Родина-Мать зовет!", являющийся, к слову, одним из 3 площади (пл. Скорби, пл. Героев, пл. Стоявших насмерть), Монументальный рельеф, горельеф «Память поколений», Военное кладбище, Стены-руины. Строительство, во время которого было задействовано множество архитекторов, продолжалось почти 10 лет, с 1959 по 1967 год.

Далее мы бегло осмотрим памятники Великой Отечественной войне в Смоленске. В парке Реадовка расположен Курган Бессмертия, что был сооружен смолянами в память о погибших во время ВОВ воинах и обычных людях. Он был торжественно открыт 25 сентября 1970г. Недалеко от Кургана вы можете увидеть Вечный Огонь, а в самом парке сооружен также где захоронены тысячи воинов. Среди других монументов Смоленска достоен упоминания памятник Великой Отечественной войны "Штык", который был установлен в память воинам легендарной 16-й армии, оборонявшей город в июле 1941г.

Они хранят память о маленьких людях войны. И даже о маленьких Божьих созданиях - верблюдах, осликах и голубях, которые помогали воевать. Это памятники мужеству и разрушенному миру. И надежде, конечно.

«Все вернемся к тебе»

У Прасковьи Еремеевны Володичкиной ушли на фронт одним призывом девять сыновей. Шестеро погибли на войне, трое скончались от ран, едва вернувшись домой. А следом ушла и сама Прасковья Еремеевна - не выдержала горя, доставшегося ей. А с младшим своим сыном, Николаем, она даже не попрощалась. Он заканчивал действительную службу в Забайкалье, его уже ждали домой, но их часть сразу повезли на фронт. Он, когда проезжал Волгу, выкинул из окна теплушки свёрнутую трубочкой записку: «Мама, родная мама. Не тужи, не горюй. Не переживай. Едем на фронт. Разобьём фашистов и все вернёмся к тебе. Жди. Твой Колька».

Не о похожей ли невозможной истории снят фильм «Спасти рядового Райана»? Такие жестокие совпадения, в которые люди стараются не верить («В одну воронку второй раз бомба не падает!») обнажают жестокость времени и судьбы. Это то, что - слишком. Но в России подобных семей было несколько, просто мы не обо всех знаем. Здесь же, в Алексеевке, пригороде Самары, определенным образом сложились обстоятельства. В 1980-е годы школьная учительница Нина Косарева, работающая в той же школе, в которой когда-то учились братья Володичкины, создала в одной из комнат их бывшего дома самодеятельный мемориальный музей. А инициатива строительства памятника принадлежит рабочей группе областной Книги Памяти.

И вот на улице бывшей Красноармейской, а сейчас Братьев Володичкиных появился памятник - Прасковье Еремеевне, Александру, Андрею, Пётру, Ивану, Василию, Михаилу, Константину, Фёдору и Николаю.

Памятник плачущему коню

Его называют «памятник плачущему коню». Осиротевший измученный бронзовый конь склонил голову — оплакивая своего наездника, хозяина, друга. В наши дни мы, к счастью, редко видим плачущих коней. В Великую Отечественную их было много. К сожалению, кавалеристы были практически обречены на верную гибель. В гражданскую войну, которая закончилась (относительно начала Великой Отечественной) сравнительно недавно - всего каких-то двадцать лет назад, именно кавалерия составляла основу армии. Но между 20-ми и 40-ми годами прошлого века прогресс, в том числе и военный, развивался стремительными темпами - значительно быстрее, чем армейское администрирование. И в результате на фронт ушло множество всадников, которые были беспомощны перед вражескими танками и самолетами. Осетины же всегда были прекрасными наездниками. Не удивительно, что именно среди них оказалось множество погибших солдат-кавалеристов.

Почтальон

Треугольники фронтовых писем. Один из символов Великой Отечественной. Их читали всей семьей, а в деревнях — и подчас и всей улицей, их хранили в шкатулках, реки слез были над ними пролиты - слез веры, надежды, любви. Символ скорее тыловой, чем фронтовой. Тем не менее, ефрейтор Иван Леонтьев, экспедитор-почтальон 33-го стрелкового полка 6-й Краснознаменной стрелковой дивизии, увековеченный на этом памятнике, погиб в 1944 году как раз на фронте. Он доставлял почту на передовую и попал под вражеский артиллерийский обстрел. Последнее письмо, которое отправил домой сам Иван Леонтьев датировано январем 1944-го. Почтальон Леонтьев не был особенным героем — и был им, конечно. Но символом профессии он стал потому, что его воинская судьба была типичной. Он был награжден медалью — как многие его коллеги-армейские почтальоны; он много раз под обстрелом приносил солдатам в окопы письма от родных; его ждали, вместе с его сумкой, полной писем - а вес сумки фронтового почтальона в среднем был равен весу пулемета. Так говорили на церемонии открытия сотрудники, ветераны, руководители отделений Почты России — все, кто участвовал в обдумывании и обсуждении памятника. Памятник создан при участии Почты России.

Мишка и Машка

Тяготы военного времени - это когда в качестве тягловой силы используют степных астраханских верблюдов. А ведь было и такое. В частности, верблюды Мишка и Машка участвовали в легендарной Сталинградской битве и дошли от Нижнего Поволжья до Берлина. Теперь они отлиты в бронзе, в привычном для них окружении - рядом с боевым орудием и солдатом с автоматом на коленях, который присел отдохнуть. И один из верблюдов, не долго думая, последовал его примеру. Устал.

Бронзовая страница журнала мод

Широкая бронзовая стела, а на ней - как будто бы на обычной одежной вешалке, на крючках, висит женская одежда. Всего 17 комплектов, словно на бронзовой странице из журнала мод. Одно лишь есть отличие, и оно весьма существенное - это не модные туалеты, а форменная одежда женщин, участниц Второй мировой войны. Это рабочая спецовка, шоферский комбинезон, защитная одежда сварщика, медицинская форма… Каски, френчи, галифе. Этот памятник называется очень просто - Женщины во Второй Мировой.

Война изменила жизни семи миллионов британских домохозяек. Они заменили мужчин - и стали пожарными, бойцами противовоздушной обороны, работницами «женской земельной армии» и оборонных заводов, шоферами и механиками. А в надписи на памятнике использовался шрифт с продуктовых карточек военной эпохи.

Создать этот памятник в 1997 году предложил майор в отставке Дэвид Макнелли Робертсон. Идею поддержала спикер Палаты общин баронесса Бетти Бутройд, которая стала покровительницей проекта и собирала для него деньги на телешоу «Кто хочет стать миллионером?». Около 1 миллиона фунтов дала королева Елизавета II, которая сама во время войны работала водителем. Остальные средства обеспечили различные благотворительные фонды.

Набережная бронзовых ботинок

Цветы ставят не только в хрустальные вазы, но и в бронзовые ботинки, намертво привинченные к набережной Дуная. Всего 60 пар - мужских, детских и женских, новых, элегантных, растоптанных, старомодных. В 1944 — 1945 годы здесь тоже стояло множество пар обуви, только не бронзовых, а настоящих - и разношенных, и сшитых по последней моде сороковых. Сделанных для того, чтобы долго служить своим владельцам, чтобы делать их красивыми и элегантными, чтобы им было удобно ходить. Но судьба у этой обуви - и у всего мира - сложилась по-другому. Перед расстрелом согнанных к берегу Дуная людей заставляли разуться - что б обувь не пропала. Она не пропала - пропали люди.

Все ослики попадают в рай

Воевали и погибали - не только люди. Этот памятник посвящен животным, участникам Второй Мировой. Не удивительно, что он появился в Англии - стране, где существует медаль Марии Дикин, высшая воинская награда для животных. Он изображает почтовых голубей, собаку, верблюдов, лошадей, мула, слона, волка, корову и кота. А медаль - впервые ее вручили в 1942 году - была вручена 60 животным: как раз собакам, голубям, осликам, и слону, и одному коту.

Кота, удостоенного высшей награды, звали Саймон (около 1947 — 28 ноября 1948). Он был корабельным котом с военного шлюпа «Аметист» Королевского флота Великобритании. Был награжден «за поднятие морального духа» моряков во время инцидента на реке Янзцы и за сохранение корабельных припасов от крыс. Во время боевого столкновения кот был ранен.

Надпись «У них не было выбора» лаконична и более чем красноречива. Памятник возведен на частные пожертвования.

Тёркин - кто же он такой?

Самый известный вымышленный фронтовик - Василий Теркин, придуман и воспет Александром Твардовским. Оба они - и автор, и его герой - сидят на биваке в центре Смоленска - родины Твардовского - и о чем-то весело балагурят. Таким образом Василий Теркин как бы воплотился, из придуманного сделался реальным - символом меткого слова, утешения, стойкости, смирения и бодрости духа - всего, что так надо на войне.

Голуби

Жил в Ростове Витя Черевичкин,

В школе он отлично успевал.

И в свободный час всегда обычно

Голубей любимых выпускал.

Эту песню пела вся послевоенная страна. Во время оккупации Ростова-на-Дону немцы строжайше запретили мирным жителям разводить голубей, приравняв их к радиопередатчикам - они опасались использования голубиной почты. Подвиг подростка Вити Черевичкина заключался в том, что он, будучи заядлым голубятником, рисовал схемы расположения немецких частей в городе, и с голубями их переправлял брату в Батайск. За это его расстреляли. По другой же версии он просто защищал от оккупантов собственную голубятню. И это отнюдь не умаляет его заслуги - нужно обладать огромным мужеством, чтобы защищать от врага свою голубятню.

Самый верный - друг

И все же самый верный друг человека - собака. Везде - и в тепле, и в беде, и в горести, и в радости. В том числе и на фронте. Тут добавить нечего.

Кукла и чайник

Трое детей тепло и очень неуютно одетые. Девочка держит старую, некрасивую, любимую куклу. Мальчик держит большой чайник. Он старший в этой группе, ему нужно заботиться об остальных. Это - дети блокадного Ленинграда. А сам памятник стоит в Омске. Почему? Об этом сообщает подпись на постаменте: «Из блокадного Ленинграда в Омскую область было эвакуировано более 17 тысяч детей». Вот таких их и привозили - измученных, выдернутых из своей семьи (если семья еще была цела, жива), спасенных. Вывозили по легендарной Дороге жизни и с риском для этой самой, только-только еще начавшейся жизни.

Лидице

И снова - дети, дети, дети. Всего - восемьдесят два ребенка; их фигуры отлиты из бронзы в натуральную величину. Именно столько детей - 40 мальчиков и 42 девочки были убиты фашистами в 1942 году в чешском шахтерском поселке Лидице. Сам же поселок был полностью уничтожен. Это очень лаконичный, очень простой, сильный памятник.



Читайте также: