История России. Россия: основные исторические события. Древние государства мира: названия, история и интересные факты Историческая страна

Сергей Елишев

Глубокий духовный и мировоззренческий кризис, в котором уже на протяжении нескольких десятков лет пребывает современное российское общество, остро поставил вопрос не только о дальнейших перспективах возрождения российской государственности, но и о самом факте существования русской нации.

В XX веке Россия и русский народ, как державообразующий имперский стержневой этнос пережили огромное количество самых разнообразных бед и перипетий, пройдя сквозь череду серьёзных испытаний. Революция 1917 года ознаменовала собой крушение традиционной российской государственности и последующее установление в нашей стране тоталитарного режима коммунистического толка. Инспирированный в значительной степени извне «развал» СССР (преступный акт произвола со стороны группы высокопоставленных чиновников, сопоставимый с действиями «семибоярщины» в эпоху Смуты) – расчленение в угоду Западу территории Исторической России на ряд искусственно созданных государственных образований.

Нелепость существования этих псевдогосударств, подтверждается отсутствием юридически решённого вопроса о проведении государственных границ между ними. Конечно же, границы существуют, но только, как справедливо отметил В.Л. Махнач: «эти границы существуют де-факто, а не де-юре».

В статье 1 пункте 2 Конституции Российской Федерации 1993 года прописано, что: «Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны». Однако это положение Конституции никак не соответствует реальному положению вещей. Русским людям следует разграничивать и понимать разницу между понятиями «страна» и «государство» (аналоги этих категорий в английском языке понятия - «country» и «state»).

Страна (среднерусское «сторона») – одна из долгоживущих категорий политической географии. Страна представляет собой обозначение политического, национального, социального и культурного государственно-организованного общества с акцентом на его географическое (пространственное) положение в мире и отдельном регионе. Она являет собой территорию, с населяющей её нацией (этносом), исторически осмысливающей её на протяжении длительного времени как своё собственное жизненное пространство; обладающую суверенитетом или находящаяся под властью другого (других) государства. Естественно, оно отнюдь не синонимично понятию «государство», поскольку имеет более ёмкое содержание, включающее понятие нации, её традиционных ценностей, образа жизни, культуры, ареала и территории проживания.

Страна и государство не всегда совпадают территориально. По ходу исторического развития в той или иной стране неоднократно можно наблюдать смену этносов, господствующих религий и государств при сохранении территории страны (Месопотамия) и даже первоначального названия (Египет).

На территории одной страны может находится несколько государственных образований. Например, применительно к истории Эллады (единой страны, в этом контексте и воспринимаемой, как современниками, так и их потомками в последующие века), мы можем наблюдать периоды, когда на её территории существовало большое количество самостоятельных и независимых друг от друга полисов (городов-государств). Или же после завоевания её Римом и включения её в качестве одной из провинций в состав Римской империи – не было ни одного самостоятельного и независимого государства. В истории Древнего Египта были периоды, когда единое государство распадалось сперва на две части (Верхний и Нижний Египет), а затем и на номы (области – древнейшие формы государственных образований в Древнем Египте). После чего наблюдался обратный процесс объединения номов сперва в те же два крупных государства на территории одной страны, а уже потом - в единое государство; а также периоды, когда Египет был лишён самостоятельности и находился под властью других государств.

Домонгольская (Киевская) Русь (или Гардарика (Страна городов), как называли эту страну скандинавы), не являла собой единое централизованное государство, а представляла по своей сути – конфедерацию большого количества княжеств, каждое из которых являлось отдельным суверенным государством на территории Руси, т.е. страны. В Германии, до 1871 года (установления единого государства) также было несколько десятков разнообразных государственных образований. Но всё это не мешало современникам говорить о территориях этих государственных образований и воспринимать их как части единой страны.

СССР с момента его создания и до бесславной кончины, являлся крупным государственным образованием, а вот страной не являлся, постольку - поскольку, если любое государство можно учредить единовременным актом (например, принятием конституции), то страну – никогда (её восприятие в качестве таковой складывается веками). Недаром, во всём мире, за исключением СССР, на протяжении всего периода его существования страна на территории которой он находился определялась как Россия («Russia»), а её жителей и выходцев из неё именовали «русскими».

После расчленения СССР в России сложилась катастрофическая ситуация. Историческая Россия, как страна, оказалась разделённой между несколькими государствами. В настоящее время территории компактного проживания русских отнюдь не ограничиваются территорией Российской Федерации. Российская Федерация является всего лишь одним из ряда государственных образований, возникших на территории нашей страны после расчленения СССР. У русской нации нет своего собственного полноценного государства. Русский народ оказался в положении фактически «разделённой» нации.

Что будет в дальнейшем, мы не знаем: произойдет ли воссоединение Исторической России, исторических территорий империи в единое государство или произойдет очередное её дробление на более мелкие государственные образования. В любом случае ясно одно: Российская Федерация, хотя и обладает самой протяженной территорией из всех государственных образований на территории постсоветского пространства, представляет собой переходное государственное образование. И хотя бы поэтому именовать Россией Российскую Федерацию неверно.

Говоря о том, что мы понимаем под Россией как страной и государством, а также о дальнейших перспективах развития русской нации и государственности, первоначально, следует определить, очертить три категории земель, о которых мы будем говорить по ходу нашего исследования. Речь в данном случае идёт о территориях Исторической России, как страны; исторических территориях Российской империи; территориях оказавшихся в составе СССР (химероидного государства, возникшего на территориях Исторической России и территориях Российской империи, но страной, естественно не являющегося).

Историческая Россия - страна в границах, близких к границам Российской Империи перед началом Первой мировой войны, Советского Союза в начале Второй мировой войны. Исторически Россия в собственном смысле слова включает в себя Великороссию, Малороссию, Белоруссию, Новороссию, Латгалию, большую часть Казахстана с частью Туркестана, области расселения казаков на Кавказе (Терская, Гребенская, Кубанская), Приднестровье, территорию расселения русинов и гуцулов, выходя за пределы искусственно начертанных границ Российской Федерации. В противовес этому понятию этнокультурные противники русских именуют «Россией» бывшую РСФСР.

К историческим территориям Российской империи относится основная часть Прибалтики, большая часть Туркестана, Молдавия (Заднестровье), Кавказ. К территориям, оказавшимся в составе СССР, для примера, следует отнести Восточный Туркестан, Туву, Южный Сахалин, Курильские острова.

Большая часть земель, о которых мы упомянули, в настоящее время находится в составе государств СНГ. Процесс объединения некоторых государств Содружества, и воссоздания территориальной целостности страны, на наш взгляд, во многом исторически предопределён. Какую роль будет играть в этом процессе РФ? Возможно, ведущую, а может быть и нет. Сказать сложно: поживём, увидим. Ясно одно - для того, чтобы это произошло русскому обществу, прежде всего, следует преодолеть нестроения и разногласия, подтачивающие его изнутри. Достичь это можно одним способом – возрождением Православия в России, возвращением народа к его духовным корням, изучением и пристальным вниманием к своей истории. Без знания своей истории и культуры русские не смогут вернуть величие своей отчизне. Добиваться этого в настоящее время – есть наипервейший долг каждого русского человека.

Немаловажным фактором в понимании возможных перспектив возрождения русского общества, государственности и самого факта существования русской нации является, конечно же, чётко сформулированная национальная идея и концепция национального развития. Основными понятиями, которой являются понятия «нации», «национализма» и «империи».

Нации и национализм.

Следует сказать, что большинство современных «россиян» воспринимает термины «национализм» и «империя» с ярко выраженным отрицательным оттенком. Империя обычно отождествляется с особым типом государственных образований, стремящихся к максимальному расширению своих территорий вкупе с нещадной эксплуатацией «порабощённых» народов; национализм – с шовинизмом, юдофобством или нацизмом.

На наш взгляд такая оценка этих явлений есть следствие насаждения господствующих в нашем обществе на протяжении нескольких десятилетий определённых идеологических установок. Однако исторический опыт жизни российского государства свидетельствует о большом положительном потенциале идей национализма и идей империи.

Обратимся к понятию «нации». Существуют две традиции толкования этого понятия. Традиция «восточная» и традиция западная. В западной традиции, основанной на формационном подходе к процессу общественно-исторического развития, нация представляет собой явление, свойственное исключительно Новому и Новейшему времени. Появление наций как исторического феномена сопряжено с образованием «nation`s state» (национальных государств), а также с формированием капиталистических отношений. Образование нации есть, по Э. Геллнеру, прямой результат начала процесса модернизации, т.е. перехода от традиционного аграрного общества к обществу индустриальному и постиндустриальному. До начала процесса модернизации наций как таковых не существовало.

Согласно западной традиции понимания нации, она являет собой следующее звено в цепочке развития человеческих коллективов: род – племя – этнос – нация. Понятие нации самой по себе есть понятие надклассовое. Нация как особый человеческий коллектив представляет собой исторически сложившуюся полиэтническую общность – совокупность подданных государства. Например, испанскую нацию составляют этнически собственно испанцы, каталонцы, баски.

Понятие «нации» в западной традиции в принципе не отделимо от понятия «национальное государство» («nation state»). С нашей точки зрения в этой традиции признаками нации являются наличие единой культуры, национального самосознания и государственности или стремления к обретению таковой. Национальность человека определяется не его этнической, а исключительно государственно-правовой принадлежностью.

Национальное самосознание, иначе говоря, способность сознавать себя членом национального коллектива, является определяющим признаком нации. Возникает оно в Новое время, когда рушатся привычные формы общности людей (кланы, цеха, общины) корпоративного характера, человек остаётся один на один с быстро изменяющимся миром и выбирает новую надклассовую общность – нацию. Возникают нации вследствие проведения политики, ориентированной на совпадение этно-культурных и государственных границ. Политическое движение самоутверждения народов с общим языком и культурой в качестве единого целого есть национализм. Национализм может быть объединительным (национальные движения в Германии и Италии XIX века) и разъединительным (национальные движения в Австро-Венгрии XIX – XX веков).

Понятие нации и национализма в западной традиции являются действенным инструментом исследования общественной жизни Западного мира. К сожалению, многие исследователи придают этим понятиям характер общемировых и неправомерно применяют их к исследованию общественных процессов других регионов мира, что приводит к искажению предмета исследования и вызывает справедливое неприятие результатов их исследований. Мы присоединяемся к неприятию позиции европоцентризма.

Вместе с такими исследователями как Ф. Ратцель, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, О. Шпенглер, Л.Н. Гумилёв мы стоим на позиции полицентризма. Это предполагает наличие на Земле нескольких культурных центров со своим неповторимым обликом и своеобразием развития (Ближний Восток, Индия, Китай, острова Тихого Океана, Восточная Европа). Самым удивительным обстоятельством является то, что все эти культурные центры можно описать понятиями, выработанными «восточной» традицией исследования общественной жизни. Для анализа общественной жизни России также более подходит именно «восточная» традиция толкования нации и национализма.

В «восточной» традиции (в Восточной Европе и Азии) понятие нации является синонимичным понятию этнос. Нация - это этнос, который может включать в себя иноэтничные группы (по Л.Н. Гумилёву – «ксении»), разделяющие основные национальные интересы. В данной традиции не обойтись без понимания этнической природы нации, её природной сущности, выраженной в культуре и народном характере.

По Л.Н. Гумилёву этнос – исторически сложившаяся на основе оригинального стереотипа поведения устойчивая человеческая общность, коллектив людей, обладающих общим самосознанием, некоторым присущим им стереотипом поведения и противопоставляющий себя всем другим подобным коллективам, на основании подсознательной симпатии (антипатии) людей, распознающих друг друга по принципу «свой – чужой». Этнос проявляется в поступках людей и их взаимоотношениях, что позволяет делить на «своих» и «чужих». Своеобразие этноса не в языке, не в ландшафте территории, занимаемой им, не в экономических структурах, а в укладе жизни и традициях людей, его составляющих. Этническое самосознание существует на протяжении всей исторической жизни человечества, становясь в процесс национального строительства вторым планом национального самосознания.

Каждая нация имеет свой неповторимый духовный облик и свою особую историческую миссию. Национальная принадлежность человека определяется не столько государственно-правовым статусом, сколько его самосознанием, имеющим как этническую, так и общенациональную составляющую.

По И.А. Ильину национализм – это инстинкт национального самосохранения. Он выражается в определённом стереотипе поведения, при котором интересы своей нации доминируют над всеми другими. Соответственно националист – это человек, любящий своё отечество и ставящий его интересы во главу угла. Это не предполагает недоброжелательность к другим нациям, а подчёркивает то, что критерием оценки деятельности человека или группы людей является соответствие её интересам нации.

Понятие национализма тесно связано с понятием патриотизма. Патриотизм подразумевает любовь к Родине, преданность ей, стремление своими действиями служить её интересам. И.А. Ильин писал: «Родина есть дух народа во всех его проявлениях и созданиях; национальность обозначает основное своеобразие этого духа. Нация есть духовно своеобразный народ; патриотизм есть любовь к нему, к духу, его созданиям и к земным условиям его жизни и цветения.». «Национализм есть любовь к духу своего народа и притом именно к его духовному своеобразию.».

Национализм составляет активную функцию народного самосознания, но имеет тенденцию приобретать эгоистический оттенок. Патриотизм более расплывчат, менее социально активен, но выполняет роль блокирования эгоистических тенденций в национальном самосознании. Любовь к Отечеству имеет более высокий порядок, чем любовь к своему народу, поскольку последняя, как правило, слепа и любит недостатки и пороки, присущие любому народу, в той же степени, как и достоинства. Любовь к Отечеству имеет вертикальную составляющую, возводящую человека от земного, материального к духовному, небесному. Божья благодать (энергии, которые может воспринять человек от Бога) врачует и восполняет немощи и недостатки, присущие как людям, так и народам. Но национализм – любовь к труду Создателя, сделавшего нас разными, возложившего на нас разные миссии, не менее значим для здорового духа народа.

Шовинизм – крайняя форма национализма, проповедующая национальную исключительность, превосходство, противопоставляющая интересы своей нации интересам других наций в ущерб последним.

Нацизм – идеология и практика расового неравенства народов, теоретически развитая идея национального превосходства, контроля над всеми проявлениями общественной жизни людей, применения крайних форм насилия.

Сионизм – националистическая идеология и практика, связанная с идеей переселения всех евреев к горе Сион, характеризующаяся презрением и ненавистью к иным народам как расово неполноценным чужеплеменным «гоям», мессианскими ожиданиями, идеями «национальной чистоты», «жизненного пространства»

На определённом этапе развития человечества в Западной Европе возник космополитизм – идеология так называемого «мирового гражданства», отрицающая национальный суверенитет, проповедующая отказ от национальных традиций, культуры и патриотизма.

Позднее возник интернационализм – идеология, ставящая во главу угла общность интересов угнетённых классов различных наций, проявляемая в их психологии и добровольном сотрудничестве при соблюдении равноправия и независимости каждого из них.

Как космополитизм, так и интернационализм одинаково негативно воспринимают всё национальное. Но если интернационализм подчёркивает существование общности классов, т.е. частей разных наций, то космополитизм подчёркивает несущественность самих наций, иллюзорность разделения людей на нации.

Появление в Западной Европе шовинизма, сионизма и позднее нацизма можно рассматривать как реакцию на появление космополитизма и интернационализма. Как отмечал И.Л. Солоневич, «идея всякого национализма есть идея, объединяющая и воспитывающая нацию к исполнению её исторической миссии на земле. С этой точки зрения шовинизм есть дурное воспитание нации. Космополитизм – отсутствие всякого воспитания. Интернационализм – каторжная работа нации для чуждых ей целей.». Вследствие взаимного влияния культур и народов земли друг на друга космополитизм, интернационализм, шовинизм и нацизм имеют место во всех культурных регионах мира.

Для анализа общественной и политической жизни России более подходит «восточная» традиция толкования нации и национализма.

Нация и государство.

Нация как общность и общественное явление неразрывно связана с определёнными типами государства.

С нашей точки зрения, можно выделить 4 таких формы и типов государств и организации общественной жизни человечества: традиционное общество, империя, химера, национальное государство.

Традиционное общество (не путать с «традиционным аграрным обществом») представляет собой особый тип государственных образований, где власть принадлежит преобладающей этнической, религиозной, клановой группировке. Это может быть как мононациональное, так и многонациональное государство. Отличительной чертой традиционного общества является трайболизм – политика предоставления привилегий для представителей господствующей группировки в ущерб интересам остальных групп населения. Общественная жизнь формируется скорее традицией, нежели носителем власти, кланом, элитой. Подобный тип государств и организации общественной жизни человечества характерен для большинства народов и обществ, в том числе и западноевропейских (до появления национальных государств).

Империя являет собой особый тип полиэтничных и поликультурных государственных образований, в основе существования которого лежит идея единства общества во имя всеобщего блага. Характерными чертами империи являются: наличие имперского стержневого этноса, имперской элиты, особой структуры взаимоотношений между метрополией и провинцией, а также между входящими в империю этносами.

С точки зрения долговременной стратегии благополучия входящих в неё национальных меньшинств, империя представляет собой оптимальный тип держав, объединяющих под надзором и патронажем стержневого имперского этноса различные по культуре и обычаям этносы, сохраняющие свой традиционный образ жизни, экономические структуры, систему местного самоуправления.

И.Л. Солоневич писал: «Империя – это мир. Внутренний национальный мир. Территория Рима до империи была наполнена войной всех против всех. Территория Германии до Бисмарка – была наполнена феодальными междунемецкими войнами. На территории Империи Российской были прекращены всякие межнациональные войны, и все народы могли жить и работать в любом её конце.».

Империя довольно редкий феномен мировой истории. Создать империю может не каждый народ. Необходимым условием её создания можно считать наличие у стержневого имперского этноса определённого стереотипа поведения. Существенными чертами его являются способность уживаться с другими этносами, перенимать у них определённые навыки, родниться с их представителями, при этом неукоснительно соблюдая взятые на себя обязательства по охране и защите дружественных этносов от внешних угроз. Для внутренней политики империи характерно поощрение браков между представителями знати стержневого имперского этноса и знати других этносов, входящих в империю, с целью образования единой общеимперской знати, цементирующей единство империи. Наличие его не может не вызывать уважения. Бремя созидания империи почётно, хотя и тяжело.

Имперский стержневой этнос – нация, несущая бремя созидания империи, воплощая в жизнь идею отказа от национального эгоизма во имя интересов всеобщего целого, реализуя принцип «разделяй и властвуй», выступает арбитром в межнациональных конфликтах внутри империи, защитником национальных меньшинств перед лицом более крупных этносов, входящих в империю («малый» с «большим» против «среднего»).

Судьба империи неотделима от судьбы стержневого имперского этноса. Завершение процесса этногенеза имперского стержневого этноса или его отказ от выполнения взятых на себя функций и стереотипа поведения (Турция) влечёт за собой распад империи. Классическим империями являются Персидская, Римская, Византийская, Российская империи.

Термин «химера» использовался Л.Н. Гумилёвым для обозначения ложной этнической общности, сочетания в одной целостности разных несовместимых систем. Мы уже раз заимствовали и употребляли этот термин, привнося его в политологию применительно к противоестественным политико-правовым режимам. В данном случае мы употребим данный термин в несколько иной плоскости.

Под химерами следует понимать такой тип нежизнеспособных государственных образований, в котором искусственно создаётся ложная целостность из входящих в них этносов («истинные арийцы», «советский народ»). Химеры в силу своей природы недолговечны. Они возникают не в ходе исторического процесса, не естественным путём, а искусственно конструируются идеологами и навязываются населению государств, горделиво берущих на себя роль творцов новой «исторической общности», посягая на замену Промысла Божия в человеческой истории мудрованием повреждённого грехом человеческого разума. Характерным моментом здесь, однако, является и то, что обычно в подобного рода государствах господствует тот или иной химероидный политико-правовой режим.

Национальное своеобразие входящих в химеры этносов игнорируется, общественная жизнь выстраивается в интересах навязываемой ложной целостности населения государства. Национализм клеймится как шовинизм и нацизм (СССР) или подменяется нацизмом (III Рейх).

Национальное государство – феномен исключительно западного мира Нового и Новейшего времени. Образование национальных государств явилось важнейшим условием начала процесса модернизации. Особый тип западно-европейской цивилизации (цивилизации индустриальной), созданный в ходе этого процесса, имеет определённый наднациональный смысл.

Национализм в национальных государствах приобретает шовинистический оттенок. Происходит ассимиляция этно-культурных меньшинств в ходе культурной агрессии преобладающей нации.

По В.Л. Махначу, смена традиционного общества или империи национальными государствами есть смена «государств, в которых нациями признавались этносы, на государства, где этносы согнули в бараний рог и превратили в членов одной нации.».

Нацией в национальном государстве назвали совокупность подданных (монархии) или граждан (республики). Этнические интересы отодвигались на задний план, а преобладали интересы государства, в которое эти этносы входили. Знаменательно, что слово «nation» имеет два смысла – «нации» и «государства».

Империя – судьба России.

Весьма специфическим обстоятельством, на наш взгляд, является в настоящее время то, что Конституция Российской Федерации писалась, имея перед собой в качестве образцов «цивилизованного» и «правового государства» Конституции стран западного мира, а потому несёт на себе печать существенных особенностей, присущих национальным государствам. В преамбуле Конституции Российской Федерации 1993 года сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». С нашей точки зрения, это есть «химера» в смысле Л.Н. Гумилёва. Граждане РФ должны всячески противодействовать попыткам различных политических сил (как либералов-западников, так и оголтелых нацистов с их лозунгом «Россия – для русских!») воплотить в жизнь в РФ концепцию «nation`s state», сконструировав, например, новую нацию – «россиян» (в западном понимании этого термина) или насильно заставить всех признать себя «русскими».

Попытки сконструировать концепцию «национального государства» для России неправомерны хотя бы потому, что примерно 30 процентов населения РФ (по данным переписи 1989 года) нерусские, и они, скорее всего, не согласятся на утрату собственного этнического самосознания, но ещё способны связывать свою судьбу с судьбою России, в которой русские признаны стержневым этносом, создающим и формирующим империю.

Надо учитывать, что вся истории России и русского народа неразрывно связана с понятием империи. Без преувеличения можно сказать, что империя – это судьба России, а трудное, но почётное бремя её созидания – историческая миссия русского народа. Насколько она будет успешна - сказать невозможно: русские в своём этногенезе ещё не вышли из стадии надлома. Следует помнить, что эту стадию этногенеза преодолевали не все народы.

У народов Российской Империи по ходу исторического развития, как и у русского народа, также был выработан имперский стереотип поведения. У нерусских народов наличествовала как любовь к своей этнической общности, так и преданность империи. Казанские татары, спустя всего полвека после присоединения к русскому государству, приняли активное участие в походе ополчения Минина и Пожарского на Москву для освобождения её от польских интервентов.

В настоящее время имперский стереотип поведения наций, входящих в состав исторической России, ослаблен или даже утрачен. Если будущее русской государственности должно быть связано с империей, что, по нашему мнению, неизбежно, то имперский стереотип поведения должен быть восстановлен. Его восстановление мы связываем с возвращением большинства представителей русской нации к Православию, что выведет Россию из состояния экономического, политического и нравственного кризиса. У нерусских народов имперский стереотип поведения будет выработан усилиями русских в случае, если они будут выполнять свои обязательства перед инородцами, а с их стороны не будет агрессивного, шовинистического неприятия лидирующей роли русских.

Религиозное самосознание является основой любого самосознания, в том числе и национального. Вне религии не может быть никакого национализма, как и никакой этики и морали. У народов, находящихся на низкой степени развития культуры, самосознание выражается в инстинктивном неприятии чужого с враждебным отношением к нему. У культурных народов оно допускает ассимиляцию некоторых навыков и обычаев у других народов.

Русское национальное самосознание, неразрывно связанное с Православием, органично приемлет идею создания империи. Сформулированная в XV веке концепция Третьего Рима («Два Рима падоша, третий стоит, а четвёртому не быти.») представляет собой концепцию восприемницы Римской (Византийской) империи – защитницы вселенского Православия. Установка на создание империи была привнесена на Русь вселенской Православной Церковью. Православие пустило глубокие корни в душу нашего народа, и это слияние Православия и национального самосознания русских было так сильно, что слово «русский» воспринималось как синоним слова «православный».

Русское общество обнаружило внутреннюю дисгармонию с момента утраты определённой степени напряжённости религиозного чувства у образованных слоёв русского народа, который мы связываем с деятельностью Петра I. Духовный кризис русского общества развивался на протяжении XVIII и XIX столетий и привёл в начале XX века к власти богоборческие силы, а в настоящее время продолжается и обуславливает наличие экономического, политического, нравственного кризисов русского народа.

Выход русского народа из духовного кризиса – в возрождении Православия в России. Необходимым условием является преодоление нестроений и обретение единства в рядах Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь должна участвовать в политической жизни русского общества, не ограничиваясь формальными призывами к нравственности, преодолевая бездеятельность нынешней церковной номенклатуры, запрещающей священнослужителям участие в политической деятельности, не благословляющей мирян на активное политическое служение в интересах Отечества.

Трудно говорить, в каких границах может и должно обрести себя новое русское государство. Естественным является стремление народа к снятию искусственных границ и восстановлению территориальной целостности Исторической России под крылом единого государства. Конечно же, отнюдь не обязательно в границах Российской империи или СССР: некоторые народы или государства могут не захотеть сделать этот шаг. Как говорится вольному воля.

Но насильственно прерванный исторический тип развития русской государственности, который представлен Российской Империей, должен подлежать восстановлению, и будущее русского народа, осуществление его чаяний и стремлений наилучшим образом обеспечит именно Империя. Не только русский, но и большинство народов мира верят и желают того, чтобы это случилось. Разрушить Карфаген смог только Рим. Мы же есть - Третий Рим.

Список литературы

В.Л. Махнач, С.О. Елишев, О.С. Сергеев «Россия, которую мы вернём.», М., Издательский дом «Грааль», 2004, стр. 14.

И.А. Ильин «Путь духовного обновления», Собр. соч., М. 1993, т. 1, стр. 208.

Там же, стр. 196.

И.Л. Солоневич «Политические тезисы российского народно-имперского (штабс-капитанского) движения», ж. «Наш современник», №12, 1992, стр. 139.

И.Л. Солоневич «Народная монархия», М., 1991, стр. 15

В.Л. Махнач (стенограмма Круглого стола «Понятийный аппарат проекта национальной доктрины России»), М., РОПЦ, 1995, стр. 12

17.09.2011

Сегодня в мире существует 257 стран, 193 из которых входят в состав ООН, а другие имеют определенный статус. Многие из этих стран стали независимыми совсем недавно, другие же - только борются за свое право быть суверенными.
Историкам хорошо известны даты основания молодых государств, а что касается первых стран на планете Земля, то их история окутана мраком тысячелетий, сокрыта под слоем древней пыли.
Точится множество споров по поводу самой методологии определения наиболее древних государств. Ведь у каждой нации есть свои мифы и легенды основания их государства. Например, легендарное основание одного из самых маленьких современных государств Сан-Марино относится к началу IV века. Согласно легенде, в 301 году член одной из первых христианских общин нашёл убежище на Апеннинах, на вершине горы Монте-Титано. Таким образом, формально Сан-Марино считается независимым государством с 3 сентября 301 года. Фактически же о какой-то независимости основанного поселения можно говорить только начиная с VI века, когда Италия распалась на множество зависимых и независимых территорий.
Согласно японским мифам Страна восходящего солнца была основана еще в 660 году до н. э., но первое государство на территории Японии - Ямато возникло в период Кофу, который датируется 250 - 538 гг.
Древняя Греция считается одной из наиболее древних цивилизаций, колыбелью философии, культуры, науки. Но по-настоящему независимой страной Греция стала только в 1821 году после того, как вышла из состава Османской империи.
Поэтому для того чтобы составить корректный рейтинг мы учли только те формы организации общества, которые соответствуют современным признакам государства: суверенитет, собственная территория, государственные символы, язык и так далее. К тому же учитывались только те государства, которые есть и на современной карте мира.
Итак, рейтинг наиболее древних государств составили 10 современных стран с трех континентов.

1. Элам, 3200 г. до н. э. (Иран)

Современное государство в юго-западной Азии - Исламская республика Иран было основано 1 апреля 1979 года в результате Исламской революции. Но история государственности в Иране - одна из древнейших в мире. На протяжении веков эта страна играла ключевую роль на Востоке. Первое государство на территории Ирана - Элам - возникло в 3200 году до н. э. Персидская империя при Дарии I простиралась от Греции и Ливии до реки Инд. В средние века Персия была сильным и влиятельным государством.

2. Египет, 3000 г. до н. э.

Египет - древнейшее государство мира, об истории кото­рого сохранилось немало интересных сведений. Именно в этой загадочной и таинственной стране фараонов роди­лись многие виды и формы искусства, которые впоследст­вии получили развитие в Азии и Европе. Они послужили основой и для античной эстетики - исходной точки всех искусств нашего времени.
Египет - крупнейшая страна Арабского Востока, один из центров его политической и культурной жизни, «туристическая Мекка» мира. Египет занимает уникальное географическое положение, располагаясь на стыке трех континентов - Африки, Азии и Европы и двух крупнейших мировых цивилизаций - христианской и исламской.
Египет, возник на территории, где некогда существовала одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, история которой исчисляется веками и тысячелетиями. В 3000 г. до н. э. фараон Минес объединил египетские земли и создал государство, которое египтологи сегодня называют Ранним царством.
Отголоски той эпохи - Великие египетские Пирамиды, загадочные Сфинксы и грандиозные Храмы фараонов.

3. Ванланг, 2897 г. до н. э. (Вьетнам)

Вьетнам - государство в Юго-Восточной Азии, расположенное на полуострове Индокитай. Название страны состоит из двух слов и переводится как «страна вьетов на Юге». Цивилизация вьетов возникла в бассейне реки Красной. По преданию вьеты произошли от дракона и феи-птицы. Первое государство на территории Вьетнама, Ванланг, появилось в 2897 году до н. э. Некоторое время Вьетнам входил в состав Китая. Во второй половине XIX века Вьетнам попал в колониальную зависимость от Франции. Летом 1954 года Вьетнам стал независимым государством.

4. Шан-Инь, 1600 г. до н. э. (Китай)

Китай - государство в Восточной Азии, крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,3 млрд); занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде.
Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Давнее наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, создавало очевидные преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с более отсталыми соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма (II век до н. э.).
Государство Шан-Инь, существовавшее с 1600 по 1027 год до нашей эры на территории современного Китая, является первым государственным образованием, реальность существования которого подтверждена не только археологическими находками, но также нарративными и эпиграфическими письменными источниками.
В 221 году до н. э. император Цинь Шихуанди объединил все китайские земли и создал империю Цинь, территория которой соответствует современному Китаю.

5. Куш, 1070 г. до н. э. (Судан)

Современное государство Судан на северо-востоке Африки по площади равно всей Западной Европе, а его население составляет всего 29,5 млн человек. Страна расположена в среднем течении реки Нила на окружающих его равнинах, плато и прилегающем побережье Красного моря.
Куш (Мероитское царство)- древнее царство, существовавшее в северной части территории современного Судана с 1070 по 350 год до н. э. Существование царство Куш находит свое подтверждении в остатках храмов, скульптурах богов и царей. Есть сведения, что уже в то время в Куше была развита письменность, астрономия и медицина.

6. Шри-Ланка, 377 г. до н. э.

Шри-Ланка («Благословенная земля») - государство в Южной Азии, на одноимённом острове у юго-восточного побережья Индостана. История Шри-Ланки начинается с периода Неолита, когда на Шри-Ланке были обнаружены первые поселения. Письменная история начинается с прибытия сюда Арийцев из Индии, которые распространили среди местного населения зачатки знаний по металлургии, мореплаванию, и письменности.
В 247 г. до н. э. на Шри-Ланку проник буддизм, который оказал решающее воздействие на формирование страны и ее государственного строя.
В 377 году до н.э. на острове возникло королевство со столицей в древнем городе Анурадхапура.

7. Чин, 300 г. до н. э. (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея)

Корея - географическая территория, включающая Корейский полуостров и прилегающие острова и объединенная общим культурно-историческим наследием. В прошлом единое государство. В 1945 году после поражения Японии во Второй мировой войне территория Кореи, являвшейся в то время японской колонией, была разграничена на две зоны военной ответственности: советскую - к северу от параллели 38° с. ш. и американскую - к югу от неё. Впоследствии, в 1948 году, на территории этих зон возникли два государства: Республика Корея на юге и Корейская Народно-Демократическая Республика на севере.
По легенде первое корейское государство было основано сыном женщины-медведицы и небожителя Тангуном в 2333 году до н. э. Историки называют самый ранний этап корейской истории периодом государства Ко Чосон. Большинство современных историков сходятся во мнении, что дата 2333 год до н. э. является сильно преувеличенной, поскольку не подтверждается никакими историческими документами кроме отдельных средневековых корейских хроник.
Считается, что на заре своего развития Древний Чосон был племенным союзом, состоявшим из отдельно управлявшихся городов-государств, а централизованным государством он стал в 300 году до н. э. Примерно в это же время на юге полуострова образовалось протогосударство Чин.

7. Иберия, 299 г. до н. э. (Грузия)

Современная Грузия считается молодым независимым государством. Но история становления грузинской государственности своими корнями уходит в древность. Грузия входит в число мест обнаружения древнейших памятников человеческой цивилизации.
Историки полагают, что первые государства на территории Грузии сформировались еще в III-II тыс. до н. э. Это были Колхидское царство, располагавшееся на восточном побережье Чёрного моря, и Иберия, современная восточная Грузия. В 299 году до н. э. ко власти в Иберии пришел Фарнаваз. В период правления Фарнаваза и его ближайших потомков Иберия достигла большого могущества и стала государством со значительными территориями. В IX веке на территории Грузии возникло новое объединенное государство, правителем которого стал царь из династии Багратиони.

8. Великая Армения, 190 г. до н. э. (Армения)

Первые упоминания об Армении встречаются в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522-486 гг. до н. э., также у Геродота (V в до н. э.) и у Ксенофонта (V в до н. э.). На картах крупнейших историков и географов древности Армения отмечена наряду с Персией, Сирией и другими древними государствами. После распада империи Александра Македонского возникли армянские царства: Великая Армения, Малая Армения и Софена.
Великую Армению, крупное государство, простиравшееся от Палестины до Каспийского моря, созданное в 190 году до н.э. историки и называют первым государством на территории современной республики.

9. Ямато, 250 г. (Япония)

Япония - островное государство в Восточной Азии, расположенное в Тихом океане на Японском архипелаге, состоящем из 6 852 островов. Согласно японской легенде в 660 году до н. э. Дзимму основал Страну восходящего Солнца и стал первым ее императорам.
Первые письменные упоминания о древней Японии, как едином государстве, содержатся в исторических хрониках 1 века н. э. китайской империи Хань. В своде 3 века китайской империи Вей упоминается 30 японских стран, среди которых самым мощным является Яматай. Сообщается, что её правительница Химико удерживала власть, используя «чары».
С 250 - 538 гг. , период Кофун, возникает государство Ямато. Предполагают, что Ямато была федерацией.
Период кофун называется так благодаря культуре курганов кофун, которая была распространена в Японии в течение пяти столетий. На фото изображен курган Дайсэнрё, могила императора Нинтоку, начало V века.

10. Великая Болгария, 632 г. (Болгария)

Болгария - государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. Первым государством болгар, о котором сохранились точные исторические сведения, была Великая Болгария, государство, объединявшее племена протоболгар и просуществовавшее в причерноморских и азовских степях в течение всего несколько десятилетий с 632 по 671 год. Столицей государства был город Фанагория, а его основателем и правителем был хан Кубрат. С этого началась история Болгарии как государства.

Сегодня в мире существует более 250 стран. Но в состав ООН входит только 193, остальные же обладают нечетким статусом. Многие государства получили независимость недавно, другие же только идут по пути получения суверенитета. При этом историки четко знают даты появления самых молодых стран, а когда возникли древние и первые такие образования, скрывает толстый слой тысячелетней пыли. Даже методику рождения стран трудно определить. Ведь каждая нация обладает своими мифами и легендами о сроках появления государства.

Например, легенды Сан-Марино гласят, что в 301 году член одной из первых христианских общин создал себе убежище на вершине горы Монте-Титано. С этой поры и ведется отсчет государственности маленькой страны. Однако о независимости этого поселения можно вести речь только с VI века, когда Италия распалась на множество независимых государств.

Японские легенды гласят, что страна была основана еще в 660 году до н.э., однако история знает о первом государстве на острове – Ямато. Оно появилось в 250-538 годах. Древняя Греция являлась одной из первых цивилизаций, она стала колыбелью для современной культуры, науки и философии. Однако полую независимость страна в современном виде получила только в 1821 году, выйдя из состава Османской империи.

Именно поэтому для составления такого рейтинга во внимание принимались те формы организации общества, которые соответствуют современным чертам государство. Оно должно быть действительно независимым, обладать собственной территорией, языком и государственными символами. В нашем списке есть те государства, которые существуют и на современной карте мира.

Элам, 3200 г. до н. э. (Иран). Это современное государство находится в юго-западной Азии. Исламская республика Иран появилось на политической карте планеты 1 апреля 1979 года в ходе Исламской революции. Однако история государственности этой страны является одной из самых древних в мире. Веками находившиеся тут государства играли ключевую роль на Востоке. Впервые на территории Ирана страна появилась еще в 3200 году до н.э., называлась она Элам. Образовавшаяся Персидская империя простиралась от Греции и Ливии до реки Инд. В средние века Персия была мощным влиятельным государством.

Египет, 3000 г. до н. э. Это самое древнее государство на планете, история которого богата интереснейшими фактами. Загадочная и таинственная страна фараонов стала родиной для многих видов и форм искусства, распространившихся затем по Европе и Азии. Именно отсюда взяла свое начало античная эстетика, которая легла в основу всех современных искусств. Египет является самой большой страной в Арабском Востоке, это один из центров политической и культурной жизни региона. Для туристов же страна является настоящей Меккой. Месторасположение Египта уникальное – он находится на стыке трех континентов – Африки, Европы и Азии. Здесь сталкиваются два мира – христианский и исламский. Египет появился на месте существования загадочной и могущественной древней цивилизации, история которой насчитывает века и тысячелетия. Появилось же тут государство еще в 3000 году до н.э., когда фараон Минес объединил несколько земель и создал новую страну. Египтологи окрестили ее Ранним царством. Следы той эпохи дошли до нас в виде Великих египетских пирамид, загадочных Сфинксов и внушительных храмов фараонов.

Ванланг, 2897 г. до н. э. (Вьетнам). Эта страна находится в Юго-Восточной Азии, на полуострове Индокитай. Название государства состоит из двух слов, в переводе это «страна вьетов на Юге». Цивилизация вьетов появилась в бассейне реки Красной. Легенды гласят, что народ произошел от дракона и феи-птицы. Первое же государство на территории нынешнего Вьетнама появилось еще в 2897 году до н.э. Долго время Вьетнам являлся частью Китая. С середины XIX века страна являлась французской колонией. И только летом 1954 года Вьетнам обрел независимость.

Шан-Инь, 1600 г. до н. э. (Китай). Китай располагается в Восточной Азии, это самое большое по численности населения государство мира. В нем проживает более 1,3 миллиарда человек. По площади же своей территории Китай уступает только России и Канаде. Местная цивилизация является одной из самых старых в мире. Китайские ученые утверждают, что ей уже более пяти тысяч лет. Но письменные источники свидетельствуют только о 3500-летней истории. В Китае давно уже была создана система административного управления. Новые и новые династии правителей только улучшали ее. Таким образом китайское государство с экономикой на основе развитого земледелия получило преимущество относительно более отсталых соседей-кочевников и горцев. Страна еще больше окрепла с введением конфуцианства, как государственной идеологии в I веке до н.э., а также единой системы письменности за век до этого. С 1600 по 1207 годы до н.э. на территории нынешнего Китая существовало государство Шан-Инь. Это первое государственное образование в этих местах, история которое реально подтверждено и археологическими находками, и нарритивными, эпиграфическими письменными свидетельствами. В 221 году до н.э. император Цинь Шихуанди сумел объединить все китайские земли, создав империю Цинь. Ее границы примерно соответствуют современному Китаю.

Куш, 1070 г. до н. э. (Судан). Площадь современного государства Судан, расположенного на северо-востоке Африки, сопоставима со всей Западной Европой. Население страны составляет 29,5 миллионов человек. Располагается страна в среднем течении Нила, на окружающих великую реку равнинах, плато и прилегающем побережье Красного моря. В северной части современного Судана с 1070 по 350 год до н.э. существовало древнее государство Куш, или Мероитское царство. Об этом государстве говорят остатки храмов, скульптур его царей и богов. Считается, что в те времена в Куше уже была развита астрономия, медицина и письменность.

Шри-Ланка, 377 г. до н. э. Название этого островного государства переводится, как Благословенная земля. Страна располагается в Южной Азии около юго-восточного побережья Индии. История жизни тут людей берет свое начало еще в неолите, именно к этому периоду относятся обнаруженные тут первые поселения. Письменная история берет свое начало с прибытия сюда арийцев из Индии. Они дали местному населения первые знания о металлургии, мореплавании и письменности. В 247 году до н.э. на острове появился буддизм, который оказал важное влияние на формирование страны и государственного строя. Еще ранее, в 377 году до н.э. на Шри-Ланке появилось первое королевство, столица которого располагалась в древнем городе Анурадхапура.

Чин, 300 г. до н. э. (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея). Кореей зовется географическая территория, в основе которой лежит Корейский полуостров, а также примыкающие к нему острова. Все они объединены культурно-историческим наследием. А ведь когда-то это было единое государство. Когда в 1945 году Япония потерпела поражение во Второй мировой войне, то Корея, бывшая колония, была искусственно поделена на две части ответственности. Севернее 38 параллели лежала советская, а южнее – американская. На территории этих осколков в 1948 году появились две страны – Корейская Народно-Демократическая Республика на севере и Республика Корея на юге. Местные предания гласят, что первое корейское государство было создано сыном небожителя и женщины-медведицы Тангуном, что произошло еще в 2333 году до н.э. Самый ранний этап истории Кореи ученые считают периодом государства Ко Чосон. Современные историки все же полагают, что дата 2333 год до н.э. является сильно преувеличенной, так как никакие документы ее не подтверждают. А появилась она на основе корейских хроник, возникших уже в Средние века. В начале своего существования Древний Чосон являлся союзом племен, страна существовала в виде отдельных независимых городов-государств. Только в 300 году до н.э. появилось централизованное государство. В те же времена на юге государства появилось и протогосударство Чин.

Иберия, 299 г. до н. э. (Грузия). Современная Грузия предстает молодым и динамично развивающимся независимым государством, которое почти полностью избавилось от советского наследия. История же государственности тут берет свое начало глубоко в древности. Грузия является одним из мест, где были найдены самые древние памятники нашей цивилизации. Историки считают, что первые страны на территории Грузии появились еще 4-5 тысяч лет назад. На восточном побережье Черного моря находилось Колхидское царство, а на территории современной Грузии – Иберия. В 299 году в этой стране к власти пришел легендарный царь Фарнаваз I. В годы правления его и потомков Иберия стала могущественным государством, подчинив себе значительные земли. А в IX веке на территории Грузии появилось новая объединенная страна. Ее правителем стал царь из династии Багратиони.

Великая Армения, 190 г. до н. э. (Армения). Впервые о существовании этой страны встречаются упоминания в клинописях царя Персии Дария I. Он правил в 522-486 годах до н.э. Об Армении свидетельствует и Геродот с Ксенофонтом (V век до н.э.). Древние историки и географы на картах отмечали это государство наряду с Персией, Сирией и другими древними странами. Когда же распалась империя Александра Македонского, то на месте ее обломков появились сразу три армянских царства – Великая Армения, Малая Армения и Софена. Первое из них оказалось довольно крупных государством, которое объединило земли от Палестины и до самого Каспийского моря. Страна появилась в 190 году до н.э., ученые именно ее считают первой в истории из существовавших на территории современной Армении.

Ямато, 250 г. (Япония). Япония является важным островным государством в Восточной Азии. Располагается оно на землях Японского архипелага Тихого океана, насчитывающего 6852 островов. Местные легенды гласят, что еще в 660 году до н.э. император Дзимму основал Страну восходящего Солнца, став ее первым правителем. Первые же письменные свидетельства о существовании древней Японии, как единого государства, встречаются в исторических хрониках I века китайской империи Хань. В своде империи Вей уже III столетия говорится о 30 странах на территории Японских островов, самой мощной из которых является Яматай. Легенды гласят, что правительница Химико правила там, используя свое волшебство. В период Кофун с 250 по 358 годы в Японии появляется государство Ямато, по всей видимости конфедеративное. А называется эта эпоха «кофун» благодаря одноименной курганной культуре. Она была распространена в Японии на протяжении пяти веков. Например, курган Дайсэнрё в V веке стал могилой для императора Нинтоку.

Великая Болгария, 632 г. (Болгария). Эта страна находится на востоке Балканского полуострова, в Юго-Восточной Европе. Есть свидетельства, что на территории государства существовало такое объединение народов, как Великая Болгария. Она включала в себя племена протоболгар и существовала в степях Причерноморья и Азова несколько десятков лет с 632 по 671 год. Столицей этой страны являлся город Фанагория, основал же ее, став первым правителем, хан Кубрат. Так началась история Болгарии, как государства.

Первые государства появились около 6000 лет назад, но далеко не все смогли дожить до наших дней. Некоторые исчезли навсегда, от других осталось лишь название, но есть и те, которые сохранили связь с Древним миром.

Армения
История армянской государственности насчитывает около 2500 лет, хотя ее истоки следует искать еще глубже – в царстве Арме-Шубрия (XII в. до н. э.), которое, по предположению историка Бориса Пиотровского, на рубеже VII и VI веков до н. э. превратилось в скифо-армянское объединение. Древняя Армения – это пестрый конгломерат царств и государств, которые существовали одновременно или сменяли одно другое. Табал, Мелид, Мушское царство, хурритское, лувийское и урартское государства – потомки их жителей в конечном итоге влились в армянский народ.
Термин «Армения» впервые встречается в Бехистунской надписи (521 г. до н. э.) царя Персии Дария I, который так обозначил персидскую сатрапию на территории исчезнувшего Урарту. Позднее в долине реки Аракс возникает Араратское царство, послужившее основой для образования трех других – Софена, Малой Армении и Великой Армении. Примерно с III века до н. э. центр политической и культурной жизни армянского народа перемещается в Араратскую долину.

История Ирана – одна из самых древних и богатых на события. Опираясь на письменные источники, ученые предполагают, что возраст Ирана не менее 5000 лет. Впрочем, в иранскую историю они включают такое протогосударственное образование как Элам, находившееся на юго-западе современного Ирана и упоминающееся в Библии.
Первым наиболее значительным иранским государством было Мидийское царство, основанное в VII веке до н. э. В годы расцвета Мидийское царство значительно превышало в размерах этнографическую область современного Ирана Мидию. В Авесте эта область называлась «Страной ариев». Ираноязычные племена мидийцев, по одной из версий, переселились сюда из Средней Азии, по другой – с Северного Кавказа и постепенно ассимилировали местные неарийские племена. Мидийцы очень быстро расселились по всему западному Ирану и установили над ним контроль. Со временем окрепнув они смогли разгромить Ассирийскую империю. Начинания мидийцев продолжила Персидская империя, распространив свое влияния на огромные территории от Греции до Индии.

По утверждению китайских ученых, цивилизации Китая около 5000 лет. Но письменные источники говорят о чуть меньшем возрасте – 3600 лет. Это время начала правления династии Шан. Тогда была заложена система административного управления, которая развивалась и совершенствовалась сменявшими друг друга династиями.
Китайская цивилизация развивалась в бассейне двух крупных рек – Хуанхэ и Янцзы, что определило ее аграрный характер. Именно развитое земледелие отличало Китай от его соседей, которые проживали не в столь благоприятных степных и горных районах.
Государство династии Шан вело достаточно активную военную политику, что позволило ей расширить свои территорий до пределов, включавших современные китайские провинции Хэнань и Шаньси. К XI веку до нашей эры китайцы уже пользовались лунным календарем и изобрели первые образцы иероглифического письма. Тогда же в Китае сложилась профессиональная армия, использовавшая бронзовое оружие и боевые колесницы.

Греция имеет все основания считаться колыбелью европейской цивилизации. Около 5000 лет назад на острове Крит зародилась минойская культура, которая позднее через греков распространилась и на материк. Именно на острове обозначаются зачатки государственности, в частности, появляется первая письменность, возникают дипломатические и торговые отношения с Востоком. Появившаяся в конце III тысячелетия до н. э. Эгейская цивилизация уже в полной мере демонстрирует государственные образования. Так, первые государства в бассейне Эгейского моря – на Крите и Пелопоннесе строились по типу восточных деспотий с развитым бюрократическим аппаратом. Древняя Греция быстро разрастается и распространяет свое влияние на Северное Причерноморье, Малую Азию и Южную Италию.
Древнюю Грецию часто называют Элладой, однако местные жители самоназвание распространяют и на современное государство. Для них принципиально подчеркнуть историческую связь с той эпохой и культурой, которая по сути сформировала всю европейскую цивилизацию.

На рубеже IV-III тысячелетия до нашей эры несколько десятков городов верхнего и нижнего течения Нила были объединены под властью двух правителей. С этого момента и начинается 5000-летняя история Египта.
Вскоре возникла война между Верхним и Нижним Египтом итогом которой стала победа царя Верхнего Египта. Под властью фараона здесь образовывается сильное государство, постепенно распространяющее свое влияние на соседние земли. 27-вековой династический период Древнего Египта и есть золотое время древнеегипетской цивилизации.
В государстве формируется четкая административно-управленческая структура, развиваются передовые для того времени технологии, а искусство и архитектура поднимаются на недосягаемую высоту. За прошедшие века в Египте изменилось многое – религия, язык, культура. Арабское завоевание страны фараонов кардинально повернуло вектор развития государства. Однако именно древнеегипетское наследие является визитной карточкой современного Египта.

Впервые упоминания о Древней Японии содержатся в китайских исторических хрониках I века н. э. В частности, там говорится, что на архипелаге было 100 малых стран, 30 из которых установили отношения с Китаем.
Предположительно правление первого японского императора Дзимму началось в 660 году до н. э. Именно он хотел установить власть над всем архипелагом. Впрочем, некоторые историки считают Дзимму полулегендарной личностью. Япония – уникальная страна, в отличие от Европы и Ближнего Востока на протяжении многих столетий развивавшаяся без каких-либо серьезных социальных и политических потрясений. Этому она во многом обязана географической изолированности, которая, в частности, обезопасила Японию от монгольского вторжения.
Если учитывать непрерывающуюся более 2,5 тысяч лет династическую преемственность и отсутствие кардинальных изменений границ страны, Японию можно назвать государством имеющим самое древнее происхождение.

Первое восточнославянское государство, Киевскую Русь, в 862 году основала династия Рюриковичей. Из-за торговых связей Киева со Скандинавией и Византийской империей, эти соседние страны начали оказывать на Русь влияние. Византийская культура и славянская культура смешались, и образовалась славянская форма православия. По мере того, как государство скандинавов увеличивалось в размерах, их влияние на киевский регион также росло, и вскоре, в десятом веке, их культура пересилила славянскую культуру, и они поглотили влияние греческого христианства.

В 988 году, в попытке объединить Русь, киевский князь Владимир Святославич решил внедрить централизованную религию. После тщательного исследования, проведенного посланниками, отправленными в соседние регионы с целью узнать больше о других религиях, Владимир выбрал христианство. Его посланники побывали в Константинополе, и увидели сильный объединяющий эффект христианства, и решили обратиться в эту веру.

Одиннадцатый век в Киеве был золотым веков восточных славян, в это время возникла процветающая культура. Принятие религии привело к облагораживанию городов и росту культуры, и к появлению множества церквей, включая Софийский собор. Религиозное поклонение восточных славян было подобно форме искусства, по всей стране начали возводиться изысканные церкви, украшенные золотыми мозаиками в византийском стиле.

Москва была основана в 1147 году в качестве защитного аванпоста. Московский Кремль был укреплен в 1156 году, в нем был сформирован комплекс дворцов и соборов, и он являлся царской резиденцией.

В тринадцатом веке в Киев вторглась монгольская Золотая Орда, и в 1240 году Киевская Русь перестала существовать как самостоятельное государство. Московский князь Дмитрий Донской одержал над монголами важную победу под Москвой в 1380 году. Монголы правили Россией свыше 200 лет, с тринадцатого по пятнадцатый века. В 1480 году князь Иван III Васильевич (Иван Великий) отверг преданность Руси монголам.

Иван IV Васильевич, который стал известен как Иван Грозный, расширил владения Руси, и при нем выросла популярность религии в стране. Иван Грозный был первым правителем Руси, назвавшим себя «царем», и соответственно увеличивший свои полномочия. Он вел агрессивные военные завоевания, но со смертью его сына, Федора, окончилась династия Рюриковичей, и в 1598 году началось Смутное время. Правителем был выбран Борис Годунов, но во время его правления русский народ пережил голод, и в страну вторглись поляки.

В выборах 1613 года появились новые правители страны, Романовы, ознаменовав своим появлением окончание Смутного времени. Новым царем стал шестнадцатилетний Михаил Федорович, и под руководством Романовых в России появилась стабильность, и страна сильно расширила свои владения.

В 1667 году, из-за разногласий по поводу способа отправления религиозных обрядов, в русском православии произошел раскол, и появились старообрядцы, что привело к тому, что Россия, по сути, стала нерелигиозным государством, каким она остается и по сей день, когда лишь небольшая часть населения являются практикующими верующими.

Позднее к власти пришел Петр I Великий, и кардинально изменил жизнь в России, сделав власть государства абсолютной, и образовав Российскую Империю. Россия начала повышать уровень знаний в ключевых областях техники, науки, и языкознания, обращаясь к европейским странам с целью европеизировать русскую мысль и искусство. Во время своего правления Петр основал Санкт-Петербург, рядом с европейскими границами, и сделал его столицей России.

Французская армия, под руководством Наполеона, вторглась в Россию в июне 1812 года, и состоялось грандиозное Бородинское сражение. Наполеон вошел в Кремль, но русские продолжили борьбу. Москва сгорела дотла, но французы, наконец, были побеждены, и изгнаны из России.

В 1904-1905 годах Россия и Япония начали войну из-за территориальных разногласий. Поражение России стало потрясением для всего мира, и привело к политическим волнениям. Шествие 22 января 1905 года, теперь называемое Кровавым воскресеньем, было частью забастовки рабочих, протестующих против условий труда. В ответ на мирный протест царское правительство применило огнестрельное оружие, в итоге чего погибло несколько сотен протестующих. Кровавое воскресенье стало одним из важнейших факторов, приведших к революции. В 1917 году, после ряда революций, был свергнут Николай II, последний российский император, после чего был образован Советский Союз – первое социалистическое государство в мире.

Советскую Россию возглавил Владимир Ильич Ленин, которого сменил Иосиф Виссарионович Сталин. Страна стала ведущей мировой державой, и сыграла существенную роль во Второй мировой войне, а также в холодной войне. Несмотря на договор, заключенный между нацистской Германией и Советской Россией во время Второй мировой войны, Германия все же напала на Россию, и, с целью защитить свои территории, Россия вступила в войну, выступив на стороне антигитлеровской коалиции. После войны Россия стала сверхдержавой. Во время холодной войны, 14 мая 1955 года, Россия подписала Варшавский договор – оборонительный договор, и была создана Организация Варшавского договора, в которую вошли коммунистические страны Восточной Европы.

Михаил Сергеевич Горбачев стал последним советским правителем страны. Из-за политических волнений, а также из-за плохой экономики, Горбачев был свергнут, что ознаменовало окончание коммунистического правления, и привело к распаду СССР на несколько государств в 1991 году. В тот же год президентом Российской Федерации был выбран Борис Николаевич Ельцин, после чего в стране наступило множество изменений, но также появились бедность и коррупция. Ельцин ушел в отставку в 1999 году, и его место занял Владимир Владимирович Путин. В 2008 году Путин стал премьер-министром, президентом стал Дмитрий Анатольевич Медведев, но по результатам выборов 2012 года они поменялись ролями.



Читайте также: