Керамика древней греции. Словарь посуды из глины Процесс росписи в Древней Греции

" О строгая невеста тишины,
Дитя в безвестье канувших времен,
Молчунья, на которой старины
Красноречивый след запечатлен! ".......

Джон Китс "Ода греческой вазе" (Перевод Г Кружкова)

Почему мне полюбились греческие вазы, я как-то давно рассказывала в этой записи http://liorasun55.livejournal.com/126036.html Но, осознав, что древние сосуды - не только предметы быта, но и произведения древнего искусства, я решила поинтересоваться ими более подробно, и, как это обычно бывает, все оказалось весьма не просто. Оказывается, вазы очень отличаются друг от друга и в зависимости от периода, и от места, где они производились, и от способа нанесения рисунка, и уж форм, и соответственно, названий у них тоже немало. В общем, как обычно: то, что дилетанту кажется простым, на поверку оказывается целой наукой! :)

И, чтобы расставить точки над "и" и с понимаем дела рассматривать фотографии из Берлинского Altes Museum, которые я привезла из последнего отуска, я решила упорядочить те сведения, которые мне удалось собрать по этой теме.

Многообразие форм может продемонстрировать вот эта картинка:

Вообще-то, если разобраться, вазы - это посуда. Посуда нужна в хозяйстве всегда, потребность в ней, видимо, появилась тогда, когда древний человек понял необходимость запасать продукты....А потом он научится и готовить в ней пищу. Когда-то очень давно, в эпоху неолита, кто-то догадался слепленный из глины предмет бросить в огонь. Он приобрел твердость, и так родилась керамика. Мы и сегодня охотно пользуемся керамической посудой и, похоже, человечество еще долго от нее не откажется, несмотря на то, что у нас есть обилие других материалов для производства посуды всех форм.

Каждый, кто хоть немного интересовался историей и археологией, знает, что керамика является важным маркером для датирования культурных слоев, открывающихся при раскопках. Именно потому, что она сопровождала человека многие тысчелетия и потому, что ученые знают, как она развивалась и изменялась на протяжении всех этих веков в зависимости от места расположения на земле.

Почему древние греки придумали такое множество форм для своих ваз? Форма сосуда определялась в зависимости от того, для хранения каких продуктов она предназначалась. А хранили древние греки в основном оливковое масло, вино и воду, а также сыпучие продукты. Конечно, появилась потребность и подавать питье и еду к столу, и разливать вино, и формы античной керамики множились и совершенствовались.

Но чтобы описать, чем отличаются друг от друга разные сосуды, сначала нужно освоить, как принято называть части вазы. Для этого очень удобна эта картинка:

Пожалуй, самая известная нам из греческих ваз - амфора . Вряд ли есть человек, который не слышал о ней.
Амфора (с древне-греческого ἀμφορεύς «сосуд с двумя ручками» - сосуд яйцеобразной формы, иногда с суженной нижней частью и расширенной верхней, с узким горлом, с двумя вертикальными ручками, служил для транспортироваки вина и масла. Амфоры и украшали быт древних греков, и были практичны в повседневной жизни. В амофрах было удобно хранить вино: закрыть узкое горлышко воском или смолой, и вино, находящееся в нижней широкой части не испарялось и сохранялось дольше. Осадок накапливался в нижней узкой части и не взбалтывался, когда вино наливали из амфоры. Амфору благодаря ее конусовидной нижней части было легко зарыть в землю и тем самым сохранять вино при более низких температурах.


Благодаря продолговатой округлой форме амофры их было легко укладывать веером в трюмы древних кораблей. Собственно, амфоры были древней тарой.

Это амфора из Берлинского Старого музея (снимать там не запрещается, но все экспонаты под стеклом). Изображения на вазах - это отдельная очень увлекательная и обширная тема, поскольку разбираться, какой сюжет изображен художником на каждой из них, углубляясь параллельно в чтение Мифов Древней Греции - невероятно интересное занятие, но это - материал для многих книг, а не для одного рассказа)

Было бы ошибкой полагать, что амфорами пользовались исключительно греки. Их находят при раскопках на очень обширной территории, немало их в Причерноморье и в Крыму, например.. и это потому, что греческие амфоры были очень ценимы скифскими царями. (разыскивая информацию для статьи, я много раз видела упоминание таких фактов. Если вы помните, недавно даже Путину повезло нырнуть и - о, чудо! - вынырнуть с древней амфорой в руках:))

Амфоры часто запечатывались глинянной пробкой, которую фиксировали смолой или гипсом. На ручке амфоры греками ставилось клеймо с указанием города-изготовителя (Синопа, Херсонес Таврический), а римляне вешали на ручки ярлычок, например, с указанием сорта вина.

Гидрия (лат. Hydria), иначе Кальпида (лат. - Kalpis) - сосуд для воды, имеющий три ручки: две небольшие горизонтальные по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку. Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово.

Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Изображения таких сценок из жизни можно увидеть и на рисунках, изображенных на самих вазах.

Иногда гидрии использовались также как урны для хранения пепла умерших.

Лично мне очень понравилась идея трех ручек: за две удобно нести воду, а также подставлять сосуд под струю воды, а третья нужна, когда наклоняешь сосуд, выливая из него воду, а также удобно нести пустой сосуд, держа его за вертикальную ручку.

Вот гидрия из колекции Эрмитажа, датируется 510 годом до нашей эры.

А вот гидрия из Метрополитен-музея, на которой изображена сценка наполнения гидрии из источника:)

Как мы видим из росписи на вазе, ничего не изменилось с шестого века до нашей эры: женщины, прийдя за водой, используют повод для того, чтобы всласть пообщаться:)

Канфары - широкие сосуды для питья с двумя ручками, что-то типа кубка. Чаще всего на высокой ножке. Изящные ручки канфара выступают за верхнюю линию сосуда. Канфар считался атрибутом Геракла и особенно Диониса: греческий Бог вина часто изображался с канфаром в руках.

Канфар из Афинского археологического музея

Это рисунок, изображающий бога Диониса с канфаром в руках. Нарисован он в 500 г. до нашей эры на блюде, которое хранится в Лувре.

Килик (греч. kylix, лат. calix — "круглый") - ваза, из которой пили вино. Это сосуд, имеющий вид плоской чаши на ножке или невысоком поддоне с двумя горизонтальными ручками. Килики были весьма рапространены. Снаружи и внутри килики украшали росписью. На многих киликах встречается надпись: «Chaire kai piei eu" (греч., "Радуйся и пей счастливо"). Повествовательные сцены изображали по окружности на наружной стороне чаш (в перерывах между возлияниями килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны)

Вот килик из Греции, датируемый первой четвертью 6-го века до нашей эры и являющийся экспонатом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Этот же килик изнутри

и он же снизу

КРАТЕ́Р (греч. krater, от kerannymi — "смешиваю") — древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой. Согласно обычаям, древние эллины смешивали одну часть вина с двумя частями воды — пить неразбавленное вино считалось проявлением дикости, неумеренности, хотя пьянство было распространенным явлением (вспомним Вакха). Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котлов, и двумя ручками по бокам.

Примеры кратеров:

Оба кратера из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Продожение здесь (часть 2).

Древнегреческая вазопись

— понятие, применяемое для нанесённой с помощью обжигаемых красок росписи на древнегреческой керамике. Вазопись Древней Греции включает в себя роспись сосудов различных исторических периодов, начиная от догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.

Греческая керамика является наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить её можно во всём ареале расселения древних греков. Помимо греческой метрополии, которая в значительной степени совпадала с территорией современной Греции, в него входят: западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, остров Крит, частично остров Кипр и заселённые греками районы южной Италии.

Как экспортный товар греческая керамика, а вместе с ней древнегреческая вазопись, попала в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет и Северную Африку. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати.

Первые предметы греческой вазописи были найдены в новое время в этрусских захоронениях. Поэтому их изначально относили к этрусскому или италийскому искусству. Впервые о греческом происхождении находок заявил Йоганн Йоахим Винкельманн, однако окончательно их греческое происхождение было установлено только на основании первых археологических находок в конце XIXв. в Греции. С XIXв. древнегреческая вазопись является важным направлением исследований классической археологии.

Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.

Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев, начиная с архаического периода. В случае, если ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у искусствоведов принято давать вазописцам «служебные» имена. Они отражают либо тематику росписи и её характерные черты, либо указывают на место обнаружения или хранения соответствующих археологических объектов.



Периодизация древнегреческой вазописи

В зависимости от времени создания, исторической культуры и стиля, древнегреческая вазопись подразделяется на несколько периодов. Классификация соответствует исторической периодизации и различается по стилям. Стили и периоды не совпадают.
Периодизация начинается с крито-минойской вазописи , за которой следует вазопись микенского или элладского периода , которые существовали отчасти одновременно.
В узком смысле слова древнегреческая вазопись, появившаяся после падения микенских империй и исчезновения их культуры, начинается приблизительно с 1050 г. до н. э. периодом геометрики . По окончании ориентализируюего периода в VII в. до н. э. и с началом архаического периода появилась чернофигурная вазопись и последовавшая за ней ещё в архаическом периоде краснофигурная вазопись . Оба стиля главенствуют в вазописи классической Древней Греции в Y и IV вв. до нашей эры.
Далее появляются стили, использующие дополнительные цвета, как, например, вазопись по белому фону , а начиная со второй четверти IV в. до н. э. появляются вазы-гнафии , в росписи которых доминирует белый цвет. Начиная со второй половины III в. до н. э. производство украшенной росписью керамики постепенно угасает, керамические сосуды уменьшаются в размерах, их роспись упрощается или выполняется с меньшей тщательностью. Вазопись на керамике сменяется рельефными украшениями.

Вазопись до Древней Греции

Крито-минойская вазопись , украшенная росписью глиняная посуда появляется в крито-минойском культурном ареале начиная с 2500 г. до н. э. Простые геометрические узоры на первых вазах к 2000 г. до н. э. сменяются цветочными и спиральными мотивами, которые наносятся белой краской на чёрный матовый фон, и так называемым стилем Камарес . Дворцовый период в минейской культуре (1650 г. до н. э.) внёс серьезные изменения и в стиль росписи керамики, которая в новом морском стиле украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов, выполняемых на светлом фоне тёмной краской. Начиная с 1450 г. до н. э. изображения подвергаются всё большей стилизации и становятся несколько грубее.



Кувшин в морском стиле, Археологический музей, Ираклион

Микенский период , около 1600 г. до н. э.
С началом позднего элладского периода из микенской культуры вырастает первая высокоразвитая континентальная культура, оставившая след и в вазописи. Ранние образцы отличаются тёмным тоном, преимущественно коричневыми или матово-чёрными рисунками на светлом фоне. Начиная со среднемикенского периода (около 1400 г. до н. э.) становятся популярными животные и растительные мотивы. Позднее непосредственно после 1200 г. до н. э. в дополнение к ним появляются изображения людей и кораблей.



Древнегреческая вазопись

Геометрика

С закатом микенской культуры около 1050 г. до н. э. геометрическая керамика получает новую жизнь в греческой культуре. На ранних этапах до 900 г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями. В период расцвета геометрики происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении чередующиеся одинарные и двойные меандры. К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины во фризообразных процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII в. до н. э. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.

Ориентализирующий период

Начиная с 725 г. до н. э. в изготовлении керамики лидирующее положение занимает Коринф. Начальный период, которому соответствует ориентализирующий , или иначе протокоринфский стиль , характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений. Положение, очерёдность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображения грифонов, сфинксов и львов. Техника исполнения аналогична чернофигурной вазописи. Следовательно, в это время уже применялся необходимый для этого трёхкратный обжиг.



Чернофигурная вазопись



Чаша с глазами «Дионис» Эксекия



Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне.

Как и в ориентализирующий период, силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожжёной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (т. н. пальметты ). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур.

Другие центры производства керамики, как, например, Афины, заимствовали технику коринфского вазописного стиля. К 570 г. до н. э. Афины даже превзошли Коринф по качеству своих ваз и размаху производства. Эти афинские вазы получили в искусствоведении название «аттическая чернофигурная керамика» .

Впервые мастера гончарного дела и художники-вазописцы стали с гордостью подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории искусства. Самым знаменитым художником этого периода является Эксекий. Кроме него широко известны имена мастеров вазописи Пасиада и Хареса. Начиная с 530 г. до н. э. с появлением краснофигурного стиля чернофигурная вазопись теряет свою популярность. Но и в V в. до н. э. победителям спортивных состязаний на так называемых Панафинеях вручались панафинейские амфоры , которые выполнялись в чернофигурной технике. В конце IV в. до н. э. даже наступил короткий период ренессанса чернофигурной вазописи в вазописи этрусков.



Амфора-билингва: черно-фигурная сторона

Краснофигурная вазопись



Амфора-билингва: краснофигурная сторона

Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой — красными.

Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.
Уже в V в. до н. э. в нижней Италии возникли знаменитые мастерские, работавшие с этим стилем вазописи и конкурировавшие с вазописными мастерскими в Аттике. Краснофигурный стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания.

Вазопись по белому фону



Лекиф, выполненный в технике по белому фону . 440 г. до н. э.

Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастронов.

Вазы-гнафии



Ойнохойя-гнафия. 300—290 гг. до н. э.

Вазы-гнафии, названные по месту первого их обнаружения в Гнафии (Апулия), появились в 370—360 гг. до н. э. Эти вазы родом из нижней Италии получили широкое распространение в греческих метрополиях и за их пределами. В росписи гнафий по чёрному лаковому фону использовались белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие цвета. На вазах встречаются символы счастья, культовые изображения и растительные мотивы. С конца IV в. до н. э. роспись в стиле гнафии стала исполняться исключительно белой краской. Производство гнафий продолжалось до середины III в. до н. э.

Вазы из Канозы

Около 300 г. до н. э. в апулийской Канозе возникло регионально ограниченный центр гончарного производства, где керамические изделия расписывались водорастворимыми, не требующими обжига красками по белому фону. Эти произведения вазописи получили название «канозских ваз» и использовались в погребальных обрядах, а также вкладывались в захоронения. Помимо своеобразного стиля вазописи для канозской керамики характерны крупные лепные изображения фигур, устанавливаемые на вазы. Канозские вазы изготовлялись в течение III и II вв. до н. э.

Вазы из Чентурипе



Чентурипская ваза, 280—220 гг. до н. э

Как и в случае с каносскими вазами, чентурипские вазы получили лишь местное распространение в Сицилии. Керамические сосуды составлялись воедино из нескольких частей и не использовались по своему прямому предназначению, а лишь вкладывались в захоронения. Для росписи чентурипских ваз использовались пастельные тона по нежно-розовому фону, вазы украшались крупными скульптурными изображениями людей в одеждах разных цветов и великолепными аппликативными рельефами. На чентурипских вазах изображались сцены жертвоприношения, прощания и погребальных обрядов.

ШНУРОВОЙ И ЗУБЧАТЫЙ ОРНАМЕНТЫ НЕОЛИТИЧЕСКОЙ КЕРАМИКИ КАРЕЛИИ

Керамика принадлежит к ряду важнейших археологических материалов и является предметом разносторонних исследований. Типологическое изучение сосудов по их форме, составу глины, характеру поливы, окраски, орнаменту, способу формовки ставит основной целью выделение особенностей материальной культуры древних племен, а также установление возраста археологических памятников. Изучение технологии древнего гончарного производства при помощи типологического подхода вряд ли может дать полноценные результаты. При помощи обычного осмотра и сопоставления различных серий керамических фрагментов можно с достоверностью отличить сосуд, сделанный ручным способом или на станке, реставрировать его по фрагментам, грубо определить состав глины и описать орнамент, отнести к типологической группе. Значительно больше трудностей возникает при таком подходе, когда требуется различать своеобразные способы формовки, технологию синтетического построения массы, типа и температуры обжига, приемы обработки поверхности тиснением, чернением и лощением, последовательность различных операций в производственном процессе, а также и хозяйственное назначение каждого типа сосудов в разных условиях жизни, у различных племен, способы варки пищи и т. д.

Немалый интерес представляют и сохранившиеся на поверхности сосудов всевозможные отпечатки: пальцев, формовочных инструментов, тканей, плетенок, штампов, печатей, растительного и животного волокна, зерен и т. п. Отпечатки хлебных зерен на керамических изделиях нередко служили для археологов документальным свидетельством существования определенного вида земледелия некоторых стоянок и целых областей. Однако изучение отпечатков на древних керамических изделиях носило случайный характер, производилось оно к тому же очень немногими археологами и без каких-либо методических предпосылок. Примером такого случайного исследования может служить статья А. С. Сидорова «О витье волокнистых веществ» , в которой автор пытался показать технику витья веревок по отпечаткам на керамике северо-востока Европы. Дело фактически свелось к весьма скупым описаниям двух типов витья (справа налево и слева направо), существовавших с неолитического времени.

Значительный интерес представляет работа М. В. Воеводского «К изучению гончарной техники первобытно-коммунистического общества на территории лесной зоны Европейской части РСФСР» . В работе, построенной на этнографическом и археологическом материале, древнее производство керамики рассмотрено всесторонне. Правильно освещены способы обработки поверхности, отмечено, например, что пучок травы, тряпка или кожа и зубчатый гладильник широко применялись в качестве инструментов. Удачно сделано автором сопоставление орнамента на сосудах с оттисками на пластилине зубчатых штампов, найденных на стоянках.

Следы на керамических изделиях представляют несомненно более обширный источник знаний, чем до сих пор было принято думать. Для использования его необходим функционально-аналитический подход к материалу.

Исследование многочисленных отпечатков - оттисков на древних глиняных сосудах позволяет нам изучить способы формовки, обработки поверхности сосудов и восстановить вид орудий, служивших для этой цели.

Необходимо указать, что применение микроскопического анализа к изучению отпечатков на изделиях из глины весьма ограничено. Относительно грубая, пористая структура керамики допускает небольшие увеличения, лежащие в пределах возможностей бинокулярной лупы. Лишь определение состава глиняной массы, когда ведется наблюдение по шлифам, требует более крупных увеличений. Когда дело касается исследования отпечатков или пустот, образовавшихся от животных или растительных волокон, возникает надобность и в бинокулярном микроскопе. Нередко, впрочем, такие оттиски бывают достаточно велики, хорошо выражены и при изучении их можно обойтись без применения оптики.

Изучение техники обработки поверхности и нанесения орнамента производилось нами на материалах различных эпох и областей.

Первая работа в этом направлении была проведена над фрагментами глиняной посуды из раскопанной Н. Н. Гуриной в 1949 г. неолитической стоянки Курмойла на Сямозере в Карелии. Это была типичная для севера Восточной Европы керамика с текстильным и ямочно-гребенчатым орнаментом, достаточно грубая по качеству и составу теста. Однако оттиски веревочного и зубчатого штампов на поверхности создавали впечатление нарядности. Орнамент, по сочетанию элементов - ямок, оттисков веревки, гребенки, - был разнообразен, и казалось, что здесь мы имеем дело с относительно сложной техникой украшения сосудов. Задача заключалась в выяснении конкретных технических средств, которыми был нанесен орнамент.

Наблюдение велось при помощи бинокулярной лупы (12,5 X 1,3). Затем были сделаны пластилиновые слепки с основных орнаментальных деталей, которые показали очень простые приемы работы веревочным и зубчатым штампами. На основе наблюдений и слепков было нетрудно воссоздать эти штампы и при их помощи воспроизвести аналогичные узоры на пластилине.

Наиболее простым штампом служил обрывок шнурка, толщиной в 3-4 мм, которым надавливали на наружную поверхность сосуда. Мы приводим изображение фрагмента сосуда с орнаментом из круглых ямок, выдавленных деревянной палочкой на венчике, а под ним горизонтальные оттиски двухпрядного шнурка в несколько рядов (рис. 52-1). Шнурок был свит из двух прядей растительного волокна движением пальцев слева направо. Скручен он сравнительно слабо, так как отпечатки витков не смыкались друг с другом (рис. 52-3).

Вторым типом шнурового штампа служил жгутик, сделанный из шнурка. Несколько плотнее скрученная прядь волокон была намотана на тот же шнурок, в результате чего получился жгутик с семью витками. Зажимая жгутик пальцами, гончар надавливал этим несложным штампом на сырую поверхность сосуда (рис. 52-8). Доказательством того, что шнурок не был намотан на палочку, а употреблялся в виде мягкого жгутика, может служить пластилиновый слепок с этого типа орнамента (рис. 52-6). По слепку можно видеть, во-первых, что крайние витки здесь плохо отпечатались, - а это может быть лишь в том случае, если ось штампа изогнута дугообразно; во-вторых, витки смялись и слегка разрознились от надавливания, чего не получилось бы, если бы шнурок был намотан на палочку.

Рис. 53. Техника нанесения орнамента: 1 - фрагмент сосуда с орнаментом, напоминающим плетенку; 2 - пластилиновый слепок с орнамента; 3 - штамп в виде палочки, обмотанной шнурком из хлопкового волокна; 4 - оттиск штампа на пластилине; 5 - фрагмент сосуда, украшенного орнаментом; 6 - пластилиновый слепок со шнурового орнамента; 7 - штамп из шнурка, намотанного на палочку; 8 - оттиск шнурового штампа на пластилине; 9 - имитация «текстнльного» орнамента на пластилине при помощи шнурового штампа.

Третьим типом веревочного штампа, имеющим ряд вариантов, является шнурок, намотанный на круглую в сечении палочку. Отпечатки витков, нанесенные таким штампом, располагаются в ряд в виде углублений, форма которых зависит от характера шнурка и способа намотки. В некоторых случаях на палочку наматывается слегка скрученная прядь волокон с малым или большим интервалом между витками. Если расстояния между витками значительны, то оттиски на сосуде иногда создают ложное впечатление следов от «корзинки» (рис. 53 - 2). Нередко оттиски этого типа сочетаются с рядами ямок. Штампы из туго скрученного в две пряди шнурка, с витками, тесно расположенными друг возле друга на палочке (рис. 53-3), дают оттиски более сложного рисунка, напоминающие орнамент, нанесенный «жгутиком», но более четкой и более правильной формы. Число витков, намотанных на палочку, бывает от 4 до 10. Этот тип штампа интересен тем, что при его помощи очень легко создать видимость оттиска грубой ткани путем равномерного надавливания штампом в ряд с таким расчетом, чтобы между каждым оттиском не оставалось интервала. Для сравнения приводим снимок «текстильной» фактуры от оттиска нашего веревочного штампа на пластилине (рис. 53 - 9). Весьма вероятно, что многие образцы неолитической керамики северо-востока Европы, на которых до сих пор археологи усматривали отпечатки тканей, носят на себе оттиски веревочного штампа, полученного указанным способом.

Таким образом, изучение веревочного орнамента на глиняных сосудах позволяет, помимо точного восстановления техники нанесения, дать некоторое освещение такому важному вопросу, как происхождение ткачества. Когда и как оно возникает на севере Европы? Ведь факт прядения ниток, витья шнуров и веревок, о котором мы с достоверностью говорим, еще не означает существования хотя бы даже зачатков ткацкого дела. Не следует ткачество смешивать с плетением, которое возникло очень рано, возможно еще в палеолите.

Простейшее веревочное производство вполне оправдывается на севере рыболовческим хозяйством, потребностью в сетях, в лесках для удочек и т. д. Но население этой области в эпоху неолита и даже позже продолжало в массе одеваться в звериные шкуры, в кожаные и плетеные изделия.

Заслуживает внимания и тот факт, что витье ниток, шнурков и веревок, если судить по оттискам исследованной керамики, производилось из волокна не животного, а, вероятнее, растительного происхождения. Отпечатки крупных волокон, прядей и витков показывают, что волокно не было упругим, витки легко сминались и сдвигались, принимали разрозненный вид. Такие признаки особенно характерны для растительных волокон, впитавших в себя влагу.

Нанесение на сосуды зубчатых орнаментов (ямочно-гребенчатого) было делом весьма элементарным, может быть более простым, чем украшение посуды при помощи шнурового штампа.

При беглом взгляде на ямочно-гребенчатую керамику кажется многое непонятным, так как инструменты (штампы) отражены здесь в негативной форме. Кроме того, некоторая симметрия расположения орнаментальных деталей на поверхности сосуда создает впечатление сложной работы. Но после того как с вдавленного орнамента были сняты пластилиновые слепки, очень четко выступила форма штампа, по крайней мере его рабочей части, которая для нас и имеет наибольшее значение. На некоторых примерах (рис. 54) можно видеть, что для получения зубчатых изображений не требуется даже костяного или каменного штампа, подобного тем, которые представлены в работе М. В. Воеводского. Кусочек дерева, щепка с легкими надпилами или надрезами по торцу (что может быть делом одной-двух минут) легко превращаются в штамп, дающий очень ясные и четкие оттиски на пластическом материале. Нет сомнения в том, что деревянные штампы применялись широко, но сохранились только каменные и костяные, по которым мы и составляем суждение о технике нанесения орнамента.

РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗУБЧАТОГО ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ ВЫГЛАЖИВАНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ И НАНЕСЕНИЯ ОРНАМЕНТА НА СОСУДАХ ИЗ ИЛУРАТА И ОЛЬВИИ

Очень часто при изготовлении простых сосудов охотники и рыболовы неолита и гончары относительно развитых обществ, далеко ушедших вперед от неолитической стадии, производили обработку поверхности сосудов и наносили орнамент лишь одним инструментом. Гладильник в их руках служил одновременно и штампом, что при обычном наблюдении ускользает от внимания археолога, который считает, что в данном случае могли быть применены два или даже несколько инструментов.

Такие примеры весьма многочисленны. Мы ограничимся рассмотрением сначала наиболее простого случая, пользуясь керамикой из неолитического поселения, открытого Н. Н. Гуриной возле г. Нарвы в 1951 г. Здесь обнаружены фрагменты сосудов, покрытых частыми мелкими ямками с наружной стороны и изборожденные столь же частыми канавками с внутренней. Вначале кажется, что наружная поверхность несет следы грубой ткани или плетения. Но при внимательном изучении можно убедиться, что она просто «натыкана» пучком коротких прутиков, при помощи которых производилось выглаживание внутренней поверхности сосуда. Ширина следов-борозд и диаметр ямок (оттиск прутиков в торце) вполне совпадают, как совпадают и очертания всего пучка, форма которого здесь изображена под разными углами зрения. Пучок тонких прутиков был вполне годен в качестве гладилки или шпателя, представляя собой гибкий инструмент, очень удобный для обработки поверхности. При нажиме его рабочий конец слегка раздвигался в стороны и не продавливал мягких стенок сырого сосуда. Особенно целесообразно было его использование при обработке внутренней поверхности.

Более интересный пример применения зубчатого шпателя и в качестве штампа дают материалы из Ольвии, доставленные в лабораторию С. И. Капошиной из раскопок в 1951 г. Серо-буроватая поверхность сосудов была исчерчена тонкими параллельными бороздками около 1-1,5 мм ширины; расположены бороздки в известном порядке, это - следы выравнивания поверхности зубчатым инструментом (рис. 55 - 1).

Употребление зубчатого инструмента не было случайным. Шпатель с зубчатым краем имел свои преимущества: при выравнивании стенок сырая полужидкая масса глины на поверхности не захватывалась краем инструмента, а равномерно распределялась по поверхности, растекаясь между зубчиками. Здесь происходило то же, что можно наблюдать при работе пучком прутиков: прутики не снимают глину с сосуда, не скребут ее, а лишь перегоняют с места на место. Это особенно было существенно при ручной выделке глиняной посуды. Следовательно, работа зубчатым инструментом или пучком прутиков или растительных стеблей еще не была окончательной отделкой сосудов, а лишь завершающей стадией формовки, после которой могло последовать выглаживание и даже лощение. Последнее, очевидно, производилось после сушки.

Нередко глиняные изделия не подвергались выглаживанию и лощению. Они шли в сушку и на обжиг с такой исцарапанной поверхностью. В случае с сосудами из Ольвии зубчатый инструмент был использован и для нанесения орнамента. Им были сделаны оттиски зубчатым концом (торцом) по венчику и в других местах (рис. 55 - 5, 6). Оттиски наносились углом инструмента и всем зубчатым краем, но во всех случаях в глубине оттисков очень отчетливо видны следы зубчиков, форма и размеры которых были одинаковыми. Величина зубчиков соответствовала ширине бороздок на всей поверхности. Ширина рабочей части инструмента тоже могла быть определена по оттискам; в некоторых местах (рис. 55-2) она составляла около 20 мм. Судя по торцовым отпечаткам, толщина инструмента не превышала 1,5 мм.

Таким образом, зубчатый инструмент представлял собой небольшую пластинку, слегка желобчатую, на прямоугольном конце которой были нанесены в ряд легкие пропилы, образующие мелкие и очень низкие зубчики. Материалом для этого инструмента, повидимому, служила трубчатая кость животных или кусок раковины. Длина инструмента невелика, иначе им было бы трудно работать внутри сосудов. Параллельные горизонтальные бороздки видны на внешней и на внутренней поверхности сосудов, главным образом в верхней части, в горловине. Реконструкция инструмента, установленного по следам работы, по оттискам, изображена на рис. 55-7.

1888 Родилась Гертруда Катон-Томпсон - исследовательница доисторической эпохи Зимбабве, Йемена, египтолог. 1925 Родился Герман Мюллер-Карпе - немецкий историк, специалист по доисторической археологии. Получил известность как автор фундаментального многотомного иллюстрированного труда «Руководство по древнейшей истории».

В данной статье мы с вами, дорогие читатели, рассмотрим стили вазописи Древней Греции. Это самобытный, яркий и потрясающий пласт античной культуры. Любой, кто своими глазами видел амфору, лекиф или скифос, навсегда сохранит в памяти их непревзойденную красоту.

Вазопись Древней Греции

Потрясающие образцы вазописи Древней Греции радуют глаз туристов и являются желанным предметом в коллекции многих ценителей искусства. Эти разноцветные сосуды восхищают разнообразием форм, сюжетов и красок.

В статье мы с вами рассмотрим стили вазописи, отталкиваясь от периодизации культуры Эллады. Греческие вазы (рисунки будут приведены далее) прошли путь от простого горшка, обожженного на костре, до шедевра античной живописи в виде краснофигурной амфоры-билингвы.

Благодаря своей исключительной красоте и утонченности, эти предметы быстро стали популярным импортом в разные части Европы и Азии. Их находят как в кельтских захоронениях, так и в усыпальницах Ближнего Востока и Северной Африки.

Интересен следующий факт. Самые первые образцы были найдены в этрусских склепах, и изначально никто не связывал их с греками. Только в конце девятнадцатого века Иоганн Винкельманн доказал их эллинское происхождение. После такого открытия древнегреческая вазопись стала одной из важнейших тем в изучении античности.

Сегодня сосуды позволяют не только восстановить многие сферы жизни этого народа, но и датировать различные события, а также познакомиться с именами мастеров.

Центры и технологи вазописи

Благодаря находкам археологов сегодня многие музеи мира могут похвастаться образцами вазописи Древней Греции. Есть с острова Крит и коринфская керамика, черно- и краснофигурные амфоры, лекифы и прочие типы посуды.

В материковой части страны основными центрами производства были аттические метрополии Афины и Коринф. Кроме них еще встречаются мастера из Лаконии и Беотии. Именно в этих полисах изобрели разнообразные методы украшения сосудов.

Позже центр производства перемещается в Южную Италию. Так же как и в раннеэллинский период он перешел с Крита на материк. Здесь выделяются два города - сицилийская Чентурипа и южноитальянская Каноза.

Отдельно стоит остановиться на технологии, с помощью которой делались греческие вазы. Рисунки свидетельствуют об использовании гончарного круга уже во втором тысячелетии до нашей эры.

Глина подбиралась по цветам. В отдельных районах она была разного окраса - от желтого до бурого. В случае если материал был очень маслянистым, в него добавляли шамот и песок. Кроме этого, глину специально «старили». Процесс включал в себя долгое выдерживание сырья во влажном помещении после промывки. Вследствие этого она становилась очень эластичной и податливой.

Затем материал вымешивали ногами и клали на гончарный круг. Готовый сосуд сушили в тени несколько дней, после наносили роспись. Только после всех этих процедур предмет подвергался обжигу.

Эгейский период

Самыми ранними примерами этого вида искусства являются сосуды минойской, минийской и микенской керамики. Первая, в частности, еще зовется вазопись Камарес (по названию грота на острове Крит, где впервые были обнаружены образцы).

Как мы говорили ранее, подобная роспись керамики появляется примерно в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Первый период, который соотносится с раннеэлладской или эгейской эпохой, разделяется учеными на несколько подпериодов.

Первый длился примерно до двадцать первого века до нашей эры. В это время преобладали простые геометрические орнаменты на одноцветных стенках сосудов. Далее ему на смену приходит стиль Камарес. Он выделяется среди современной ему керамики. Главной отличительной чертой являются белые спиральные и цветочные элементы, которые наносились на матовый фон сосуда.

В семнадцатом веке до нашей эры характер рисунка значительно меняется. Теперь преобладающими становятся морские элементы: осьминоги, рыбы, кораллы, наутилусы, дельфины и прочие. С середины пятнадцатого века в критской росписи наблюдается период упадка.

Но на материке развивается в это время так называемая «вазопись архаики». В первую очередь сюда следует отнести минийскую керамику. Она была тонкостенной, без рисунков. Этот вид гончарных изделий существовал с двадцать второго до середины шестнадцатого века до нашей эры. Его сменяет микенская керамика.

Семнадцатый век до нашей эры оказался переломным как в материковой Греции, так и на В это время здесь распространяется микенская культура со своими мотивами в вазописи. Исследователи разделяют ее на четыре периода, доводя до эпохи дорийского вторжения в страну (в одиннадцатом веке до нашей эры).

Если судить по рисунку, то в ранней микенской росписи преобладают простые матовые темные рисунки на Около пятнадцатого столетия до нашей эры их сменяют растения и представители животного мира. А в тринадцатом веке до рождества христового появляются человеческие фигуры и корабли. Последнее нередко связывается с которая относилась примерно к этому периоду.

Геометрика

В середине двенадцатого века изобразительное приходит в упадок вместе с остальной культурой. Период до десятого столетия считается «темным временем» в развитии этого народа.

Если говорить о керамике, то в данную эпоху выделяют три стиля росписи. С приходом дорийцев большая часть достижений микенской культуры пропадает. До середины одиннадцатого века был этап «субмикенской» традиции, когда сохранились формы сосудов, но исчезли рисунки на них.

После наступает период протогеометрического орнамента. В основном керамика характеризовалась двумя горизонтальными круговыми полосами возле горлышка и посередине сосуда. Между ними обычно располагались концентрические окружности, которые создавались с помощью циркуля.

Значительно усложняется композиция в десятом столетии до нашей эры. Теперь появляются меандры одинарные и двойные. Зачастую геометрические объекты исполняли роль фриза на стенке сосуда. Под ними находились стилизованные изображения людей, растений и животных.

Постепенно древнегреческая культура прогрессировала. В период жизни Гомера появляется тенденция к уменьшению площади геометрических фризов, которые заменяются военными процессиями с колесницами или чередой разнообразных диковинных зверей.

Преобладающим цветом рисунков был черный или красный на белом фоне. В этот период все антропоморфные фигуры изображались схематично. Тело у мужчин было в виде перевернутого треугольника, голова - овал с намеком на нос, а ноги изображались двумя цилиндрами (бедро и голень).

Веяния востока

Постепенно древнегреческая культура совершенствуется. Изображения усложняются, происходит процесс заимствования элементов из искусства восточных народов. Особенно в этот период выделяется Коринф. В ближайшее столетие этот полис станет единственным центром вазописи.

Итак, в седьмом веке до нашей эры греческие мастера начинают перенимать мотивы с импортных тканей и ковров. На стенках сосудов «поселяются» сфинксы, львы, грифоны и прочая живность.

Также характерной чертой данной эпохи является «боязнь пустоты». Так исследователи назвали оригинальную особенность, которой отличалась древнегреческая вазопись коринфского стиля. На всей площади поверхности старались не оставить ни одного незаполненного места.

Именно коринфские гончары заложили основу целой эпохи в керамике. Тройной обжиг, который они изобрели, впоследствии себя показал в чернофигурных амфорах, о которых мы поговорим далее.

Ориентализирующий стиль исследователи разделяют на коринфский и аттический периоды. В первом из них вазопись развивалась от схематических животных до натуральных изображений зверей и детальной прорисовки мифологических существ. Главное правило гончаров заключалось в максимальном использовании внешней поверхности горшков. Эти сосуды можно сравнить с полотном живописца или гобеленом, обтягивающим вазу.

Аттический же период характеризуется тесьмой геометрических элементов на горлышке и возле донышка. Большая же часть стенки выделялась для фигур животных и изредка растений, которые выполнялись черной краской.

Чернофигурные вазы

Следствием развития коринфского и раннеаттического стиля стала чернофигурная вазопись. Это одна из двух самых знаменитых и значимых техник в античном мире, наряду с краснофигурной.

Особенностью данного этапа производства было то, что гончары выделяются в отдельный слой мастеров. Они работали исключительно над созданием формы сосуда и закреплением готового образца. То есть эти ремесленники лепили из глины и обжигали изделия. Росписью керамики занимались исключительно рабы, которые считались значительно ниже гончаров по своему положению.

Подготовленный сосуд обжигался до состояния «сырца». Не совсем затвердевшие стенки позволяли еще делать насечки и наносить слой подготовленного материала, который впоследствии становился потрясающим украшением. Далее изображение создавалось с помощью глянцевой глины и специального резца.

Ранее считалось, что подобная керамика покрывалась лаком, однако последние исследования доказали, что именно шликер (глянцевый тип глины) после обжига делает такой поверхность сосуда.

Таким образом, чернофигурная вазопись родилась в стенах Коринфа, в мастерских ремесленников, которые стремились привнести частичку загадочного востока в будничную жизнь эллинов.

Но после ориентализированного стиля, в котором преобладали животные, появляется собственно чернофигурная керамика. В ней уже главенствуют изображения людей. Основными мотивами были пиры, празднества и сюжеты Троянской войны.

Такое производство просуществовало с седьмого до середины шестого века до нашей эры. На смену ему приходит краснофигурный стиль в керамике.

Краснофигурная вазопись

Считается, что краснофигурная вазопись появилась в тридцатых годах шестого века до нашей эры. Афинянин Андокид, будучи учеником мастера чернофигурной керамики, начал впервые экспериментировать с цветами. Фактически он просто сделал все наоборот. Не черный рисунок на фоне необожженной глины, а черный фон, в котором вырисовывается изображение из естественного цвета материала.

Именно этот период знаменит негласным соревнованием между вазописцами, которых в науке часто называют «пионерами». Они работали в разных городах, однако часто оставляли друг другу на вазах послания. Например, на одной из амфор найдена надпись «Эпифаний никогда так не умел». Авторство граффити приписывают мастеру Эвфимиду.

Таким образом, краснофигурный стиль вазописи распространяется достаточно широко. Он шагнул уже за пределы Греции. Подобную технику росписи сосудов находят в Южной Италии. Также она была популярна среди этрусков.

Примечательно, что в этот период происходит некоторый отход от детализации и натурализации образов. Количество героев на сосудах сокращается, зато начинает профессионально использоваться перспектива, движение и прочие художественные методики.

Теперь мастера специализируются не на сюжете или определенном типе образов (животные, люди, растения…). Отныне вазописцы разделяются по типу сосудов. Были художники, работавшие исключительно с амфорами. Также к наиболее распространенным видам керамических изделий относятся чаши, фиалы, лекифы и диносы.

Рисунок на белом фоне

Древнегреческая вазопись продолжала развиваться. На смену красно-черным сосудам билингвам приходит совершенно новая техника украшения изделий. Теперь фон делается не черным или натуральным, а белым. Также в этот период мастера продолжают уделять внимание исключительно отдельным видам сосудов.

В частности, роспись по белому фону применялась на терракотовых алабастронах, лекифах и арибалах. Считается, что первым в данной технике работал Псиакс. Он в 510 году до нашей эры создал лекиф в этом стиле. Но самым знаменитым вазописцем по белому фону считается Пистоксен.

Этот мастер работал «четырехцветной техникой». Он использовал лак, краски и позолоту. Сам же белый достигался за счет известняковой глины, которой покрывался «сырец».

Подобные стили вазописи уже отходят от первоначального украшения керамических сосудов. Теперь создается совершенно новое направление в искусстве, вроде оригинальной живописи.

Этот период стал одним из завершающих в истории древнегреческой вазописи. Далее производство шагнуло за пределы страны в колонии и соседние государства. Кроме этого, теперь происходит отход от сцен с богами и животными. Новые мастера сосредоточили внимание на бытовой жизни греков.

Появляются сосуды с женщинами, занимающимися повседневными делами, изображаются театр, игра на музыкальных инструментах, празднества и прочее.

Гнафии

Постепенно искусство вазописи перемещается из греческих метрополий в колонии. Особенно сильными были южноитальянские мастера. Наиболее древним и распространенным их стилем была гнафия. Это специфическая и очень красочная техника росписи, которая появляется в начале четвертого века до нашей эры.

Ей свойственен громадный ассортимент цветов. Здесь были зеленый и коричневый, красный и оранжевый, желтый и золотой, белый, черный и другие. Сюжет также характеризовались на начальном этапе многообразием. На сосудах встречался Купидон, повседневная работа женщин, праздники в дни почитания Диониса, театральные выступления и прочие.

Однако в тридцатых годах четвертого столетия до нашей эры происходит резкое ограничение средств выражения и сцен. Теперь применяется только белый и черный цвета, а орнамент сильно упрощается. Изображаются в основном растения, вроде винограда, плюща и лавра, а между побегами и лозами иногда встречаются людские лица.

Таким образом, греческая вазопись начинает распространение по всему средиземноморскому региону в период краснофигурной керамики. Ведь именно из этой техники и родилась гнафия, как ее продолжение.

Каноза и Чентурипе

Отныне греческая вазопись, пройдя период гнафии, превращается в атрибут ритуалов. Римских граждан больше интересовало оружие, а посуда употреблялась самая простая и практичная.

На заключительном этапе выделяются два центра производства - Каноза и Чентурипе. В первом делали сосуды, расписывая их водорастворимыми красками. Эта посуда не обжигалась и не была в употреблении. Ее просто клали в усыпальницы.

Сицилийские мастера из Чентурипе пошли дальше. Они даже не трудились сформировать целый сосуд. Производились и расписывались отдельные части, которые расписывались и украшались лепниной. Затем в склепах и саркофагах черепки пристраивали друг к другу, создавая подобие целого кувшина, чаши или кубка.

Окончательно изобразительное искусство Древней Греции переместилось на территорию Италии. Теперь латиняне пользовались опытом древних мастеров для украшения быта своих усопших родственников.

Как мы видим, роспись сосудов после упадка Эллады постепенно сошла на нет и канула в Лету. Римская империя строилась как государство воинов и патрициев, а не философское общество исследователей и изобретателей.

Таким образом, в данной статье мы с вами поговорили об античной вазописи. Это самобытный вид искусства, который украшает через два тысячелетия не один мировой музей. Шедевры вазописи Древней Греции до сих пор удивляют исследователей и ценителей живописи.

Успехов вам, дорогие читатели! Долгих путешествий и красочных впечатлений.

«Общая культура – это то, что позволяет человеку чувствовать всей душой солидарность с другими во времени и пространстве как с людьми своего поколения, так и с умершими поколениями и с поколениями грядущими». (Поль Лажевен - французский физик 1872-1946)
Однажды я открыла чисто научную книжку –
Вопросы древней истории Южной Сибири./ коллектив авторов; отв. Ред. Я.И. Сунчугашев. - Абакан: Хакасский НИИЯЛИ, 1984.
И в статье:
Матющенко В.И., Сотникова С.В. «О природе культурно-исторических связей населения томского Приобья в эпоху поздней бронзы»
наткнулась на удивительные геометрические орнаменты древнейшей глиняной посуды.

Меня до глубины души поразила фантазия наших предков. Как они умели создавать бесконечное количество узоров из обыкновенных черточек, квадратов, ромбов, точек. Как сильна была у них тяга к украшению своего бытия! В статье сделана даже попытка классифицировать эти узоры и составлена была вот такая схема-таблица:

1. различные комбинации из треугольников (орн. 13—20);
3. различные варианты меандра (орн. 30—41).
И вот я занялась розыском в просторах Интернета по теме древнейших орнаментов, созданных творчеством перволюдей. Кстати, поисковая система Яндекса выдала мне не слишком большую информацию по запрашиваемой теме. Самое главное то, что я уточнила для себя значение некоторых незнакомых для меня слов.
Итак, я выяснила следующее.
Археологическими изысканиями было установлено, что орнаментовка на глиняной посуде появилась еще в эпоху неолита, в 3 тысячелетии до н.э., когда, протирая травой слепленный сырой горшок, человек увидел, что на поверхности влажной глины остаются следы - полосы и черточки. Полоски привлекли внимание. Видимо в этот момент и заработала фантазия первого художника, догадавшего впоследствии усложнить узоры, выдавливая их на сырой поверхности посуды палочкой, косточкой или камешком (такой узор археологи называют накольчатый).
«Орнамент на древней посуде был рельефным: он наносился на подсушенную, но еще влажную поверхность при помощи разных инструментов. В эпоху неолита сосуд весь покрывался орнаментом — волнистыми и прямыми линиями, прочерченными концом палочки». http://hmao.kaisa.ru/showObject.do?object=1808735216
«С конца неолита распространяются гребенчатые (по схожести с оттиском зубчиков гребня) штампы». http://hmao.kaisa.ru/showObject.do?object=1808735216

В 1968 г. Хакасской археологической экспедицией МГУ под руководством профессора Л.Р. Кызласова при раскопках средневековых курганов и крепости на левом берегу Енисея, в 40 км ниже г. Абакана, в горах Оглахтах, были открыты две неолитические стоянки — Оглахты II и Оглахты III.
В эпоху неолита люди научились лепить глиняную посуду. Посуду делали вручную, стенки ее украшали, как правило, различными узорами. Поселения с неолитической керамикой открыты на правом берегу Енисея близ д. Унюк и на левом – близ деревень Б. Копены и Абакано-Перевоз, а так же на горах Оглахты – в 50 км. ниже г. Абакана. Обнаружено значительное количество лепных неолитических сосудов, по форме приближающихся к яйцевидным. Их поверхность сплошь покрыта орнаментом из ямочных давлений, елочных узоров, нанесенных зубчатым штампом, резных линий и т.п.

Обломки глиняных неолитических сосудов с орнаментом со стоянки Оглахты II. Гребенчатый орнамент присущ керамике всех рассматриваемых неолитических культур Хакасии.

Обломки сосудов у кургана № 4 на стоянке Оглахты III. Поверхность украшена елочным орнаментом, выполненным неглубокими отпечатками гребенчатого штампа с треугольными зубцами, орнаментальные линии состоят из двух рядов этих оттисков.

Обломки сосудов у кургана N° 4 и кургана 7 на стоянке Оглахты III. Покрыт орнаментом в виде широкой «гладкой качалки»


Разъяснения по технике нанесения древних орнаментов на глиняную посуду:
Гребенчатый орнамент - широко распространенный в древности способ украшения керамики. Гребенчатый орнамент наносился на сырую поверхность глиняного сосуда орнаментиром с зубчатым краем, оставляющим отпечатки в виде зубцов гребенки (отсюда — гребенка, гребенчатый). Орнаментиры-штампы изготовлялись из дерева, кости, камня, позднее — металла. Наиболее древними были естественные зубчатые орнаментиры: раковины, челюсти грызунов. Так, для орнаментирования неолитической сумпаньинской керамики использовались латеральные части нижней челюсти бобра. Г. о. на территории округа появился в неолите, вместе с керамикой. Он украшал и сумпаньинскую посуду (V тыс. до н. э.), и посуду раннего неолита в Сургутском Приобье (быстринский тип).
Узоры, полученные с помощью гребенчатого, или зубчатого орнамента, разнообразны. Они зависят от размеров штампа, количества зубцов, способа соприкосновения штампа с поверхностью сосуда. Штамп могли ставить вертикально, наклонно, образуя горизонтальные пояски, ленты, волны; могли печатать ломаную линию, зигзаг, волнистую линию, геометрические фигуры (ромбы, треугольники и т.п.); могли передвигать штамп, ставя его с угла на угол, образуя «качалку», или «шагающую гребенку»; могли протащить штамп без отрыва от стенки сосуда («протащенная гребенка»), прокатывать штамп («прокатка»). http://hmao.kaisa.ru/showObject.do?object=1808729303&rubrikatorObject=0
Накольчатый узор – узор, наносимый техникой прочерчивания и накалывания узоров на мягкую необожженную поверхность сосуда заостренной палочкой или торцом обломанной птичьей косточки. Штамповочный узор возник как модификация накольчатого. Если накольчатая техника подразумевает нанесение узоров торцом орнаментира под острым углом к поверхности, то при Ш. торец орнамента вдавливался под углом либо прокатывался (если штамп имел округлую рабочую поверхность). Штампы изготовлялись из дерева, кости, глины или раковин.
Простейший, техника нанесения зубчатая или гребенчатая, штамп появился в неолите. На его торце вырезалось 2—3 и более зубчиков. В бронзовом веке появились фигурные штампы (крест, зигзаг). (Лит.: Рындина О. М. Орнамент // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 3. — Томск, 1995. http://hmao.kaisa.ru/showObject.do?object=1808735592)
В середине III тыс до н.э. наступает эпоха энеолита - медно-каменный век. С ней связано начало истории сибирских скотоводов. В это время на территории Хакасско-Минусинской котловины появляется пришлая культура, которая получает название афанасьевской - по месту первых раскопок у села Афанасьево.
Жили афанасьевцы в легких переносных жилищах типа чумов (на пастбищах и на охоте) и в постоянных поселках из полуземлянок и срубных домов. Печи имели вид чашевидных ям, обрамленных плитняком. Камни печей долго хранили тепло. В золе очагов запекали рыбу, клубни, дичь и другую пищу; в золу удобно было ставить остродонные афанасьевские сосуды.
Керамика афанасьевцев состояла из яйцевидных, круглодонных и шарообразных сосудов, а так же вазочки-курильницы. Вся посуда перед обжигом украшалась разнообразными узорами по верхней части и раскрашивалась охрой.

Керамическая посуда, найденная в кургане афанасьевской культуры середины 3 тыс. до н.э. на берегу Енисея.

В XVI-XIV вв. до н.э. на просторах Сибири получила распространение андроновская культура эпохи бронзы. Свое название она получила по месту раскопок первого кургана у деревни Андроново около Ачинска. Памятники этой культуры распространены в Казахстане, Приуралье, Западной Сибири, Хакасии. Археологами было выявлено, что андроновская культура была единой культурой от Приуралья до Енисея.

Гончарного круга андроновцы не знали, но вручную изготовляли очень красивые сосуды. Орнамент, которым украшались сосуды, имел, вероятно, не только декоративное, но и магическое назначение.

Глиняная посуда этого времени представлена двумя категориями — хозяйственной и парадной. Хозяйственная посуда имеет вид простых сосудов в виде цветочного горшка с прямыми или слегка выпуклыми стенками и орнаментом верхней части. Парадная посуда представляет собой нарядные горшки с изящным профилем, с красиво моделированными шейками, плечиками, с выпуклым туловом и подчеркнутым дном. Их поверхность покрыта, как кружевами, сложным геометрическим узором.

С эпохи финальной бронзы появляются различные фигурные штампы: волнистые, крестовые, уголковые, ромбические. Многие штампы напоминают следы животных — медведя, лисы, лося. До сих пор древние орнаменты живут на изделиях из бересты современные ханты и манси. http://hmao.kaisa.ru/showObject.do?object=1808735216


Проникая в северные от лесостепи территории, андроновцы смешивались с местным населением, в результате чего на территории Томской области сложилась еловская культура. Памятников Еловской культуры (названа по поселению и могильнику в дер. Еловка Кожевниковского района Томской области) известно много. В Нарымском Приобье это поселения Малгет, Могильный Мыс, Тенга, Чузик, Тух-Эмтор. В Томском Приобье это - поселения Еловка, Шеломок I, Басандайка I, Потаповы Лужки, Самусь Ш, Самусь 4, Кижирово и др.
Нижеприведенные рисунки относятся к керамике еловской культуры. (названа по поселению и могильнику в дер. Еловка Кожевниковского района Томской области)

Еловская посуда богато украшена. Основными узорами на еловской посуде являлись горизонтальные ряды наклонных оттисков гребенки, разделенные рядами ямок. Интересен геометрический орнамент в виде меандров, заштрихованных зигзагообразных полос, взаимопроникающих треугольников.
Основу их орнаментальной композиции составляет чередование нескольких, сравнительно простых, мотивов (елочки, горизонтальной и вертикальной гребенчатой качалки, сетки — с рядами ямочных вдавлений). Верхняя часть сосуда выделяется поясом из ямок или гребенчатой сетки, край венчика оформляется вертикальными насечками. Орнамент покрывает все тело сосуда от венчика до дна.
Андроновское происхождение имеет большая часть геометрических орнаментов на еловских горшках (30 из 46). К ним относятся (рис. 3):
1. различные комбинации из треугольников (орн. 13-—20);
2. треугольника и зигзага (орн. 21—29);
3. различные варианты меандра (орн. 30—41).

Первые мастера учились передавать через переплетение узоров, сочетание цветов и разнообразных мотивов свое понимание прекрасного. К второму тысячелетию до нашей эры восходят геометрические элементы – квадрат, ромб, четырехугольник, треугольник и т.д. Для этих узоров характерны равновесие между элементами, пропорциональное деление фигур.
Библиография:
1. Таскараков С. Древнейшие культуры Минусинской котловины./ С. Таскараков.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10). - С.18-29
2. Кызласов Л.Р. Древнейшая Хакасия. – М., 1986
3. Матющенко В.И., Сотникова С.В. «О природе культурно-исторических связей населения томского Приобья в эпоху поздней бронзы» .// Вопросы древней истории Южной Сибири./ коллектив авторов; отв. Ред. Я.И. Сунчугашев. - Абакан: Хакасский НИИЯЛИ, 1984. - с.35-53



Читайте также: