Изобретения первой мировой войны. Колючая проволока и проволочные заграждения. Пулемёты, пушки, артиллерия

Первая мировая стала войной, где новейшие тактические приемы и виды вооружения соседствовали с архаичными, проверенными веками, а иногда и тысячелетиями типами оружия и методами уничтожения врага. Так, в одном месте шла лихая кавалерийская атака с пиками, в другом рукопашный бой, а совсем рядом на окопы надвигалось желтое облако ядовитого газа или бронированное чудовище, вооруженное пушками и пулеметами… Но чаще все переплеталось воедино, находя воплощение в странных гибридах старого и нового. Таких как противопульные доспехи-трансформеры или катапульты для метания ручных гранат. Впрочем, многие из таких изобретений стали порождением людей, на себе познавших все «прелести» войны нового типа.

А вот у тех, кто находился вдали от линии фронта, в головах царила неразбериха. И очень многие из них продолжали считать, что война - это марширующие под барабан и флейту стройные колонны статных гренадеров, время от времени выдающих слаженный залп в сторону противника… Испытывая неимоверный патриотический подъем и радея за победу в глубоком тылу, эти люди своими идеями, по их мнению весьма новаторскими, пытались помочь фронту.

Как водится, в первых рядах оказались активные дилетанты и изобретатели-самоучки. Сотни рационализаторских предложений завалили Главное военно-техническое управление (ГВТУ) Императорской армии. Присылали свои проекты представители всех сословий и социальных слоев общества: от крестьян до профессиональных инженеров. Много было сделано действительно дельных, интересных предложений, но встречались и такие, что можно было только позавидовать выдержке и терпению офицеров ГВТУ. Ведь помимо изучения изобретения они были обязаны по почте отправить автору свое заключение, сделанное в вежливой и корректной форме.

«Пулеход» Шовкопляса

Машина эта представляла собой огромную пулю на колесиках или, как вариант, на роликах, вмещавшую в себя множество солдат. Пулемет диковинной многоствольной конструкции торчал из задней стенки чудо-машины и поливал противника градом пуль. Почему из задней? Видимо потому, что, по мнению автора проекта, крестьянина Енисейской губернии Романа Ивановича Шовкопляса, остановить его «пулеход» было невозможно. Легко преодолев укрепления противника, сия машина оставит вражеских солдат далеко позади себя, и вот тут-то пулемет и начнет свое дело. Вопросами устройства ходовой базы и характеристиками двигателя для «пулехода», равно как и системы адского многоствольного суперпулемета, Роман Иванович себя не утруждал.

Тем не менее даже такие изобретения рассматривались, а автору по почте приходило официальное заключение компетентной комиссии. Только в последние годы войны ГВТУ переложило расходы на почтовую переписку на авторов забракованных проектов.

Бочка-митральеза «Вулкан» Сухманова

Под гламурным названием скрывалась обыкновенная бочка легкого бронирования, которая перемещалась посредством солдат, бегущих внутри бочки по принципу «белка в колесе». По бокам бочки подразумевались бойницы, из которых несчастные на бегу могли бы вести смертоносный огонь. Бочка должна была давить невменяемых, и, видимо, предварительно обездвиженных солдат противника. Даже страшно представить судьбу экипажа митральезы «Вулкан» в случае, если бы она покатилась под уклон… Впрочем, сдвинуть тяжелую бочку с места вряд ли смог бы и самый многочисленный и сплоченный коллектив.

Судя по специфике предложенных проектов, тыловые изобретатели продолжали видеть неприятельские полчища в виде построенных ровными рядами неподвижных оловянных солдатиков.

Каток Скрозникова

Крестьянин архангельской губернии Павел Скрозников предложил атаковать противника автомобилями, оборудованными тяжелыми катками, и уничтожать его, фактически закатывая в грунт. Видимо, изобретатель был уверен, что немецкие солдаты не в состоянии отойти в сторону от его боевого «асфальтоукладчика». Павел Скрозников стал одним из первых авторов, с кого эксперты ГВТУ потребовали компенсацию за почтовые расходы.

Существовал проект бронеавтомобиля, который словно зерноуборочный комбайн особыми крутящимися серпами косил вокруг себя неприятельскую пехоту, а выдвижной циркулярной пилой срезал проволочные заграждения. Был также предложен к рассмотрению проект броневика, который посредством специальных форсунок, расположенных по периметру кузова, извергал вокруг себя пламя. Необходимо это было для того, чтобы отпугнуть от машины подползающих со всех сторон солдат противника…

«Нетопырь» Лебеденко

Особняком в этом ряду стоит знаменитый танк Лебеденко, он же «Нетопырь», он же Царь-танк. Колесная боевая машина представляла собой подобие старинного орудийного лафета с двумя огромными колесами диаметром 9 метров и расположенным между ними бронированным корпусом шириной 12 метров. Двигалось это чудовище посредством двух автономных двигателей «Майбах», снятых с подбитого немецкого дирижабля. Экипаж машины состоял из 15 человек, обслуживающих две пушки и несколько пулеметов. Проектная скорость монстра должна была составлять около 17 километров в час.

Автор проекта сумел пробиться на прием к самому государю-императору. С собой в Зимний дворец он принес деревянную модель своей машины. Заводная модель носилась по паркету дворца, лихо перескакивая препятствия, собранные из томов книг из библиотеки государя. Царь заворожено наблюдал за проделками Царь-танка. В результате проект Лебеденко обрел государственное финансирование.

Довольно быстро на секретном полигоне под Москвой в районе современной станции Орудьево Савеловского направления в конце лета 1915 года был создан опытный экземпляр уникальной боевой машины. Проехав несколько метров аппарат застрял в болоте, откуда его не смогли вытянуть даже самые совершенные для того времени тягачи. Там он и простоял, обрастая березками, до середины двадцатых годов, пока не был разобран на металлолом. До сих пор ходят слухи, что среди лесов можно проследить продавленную в грунте широченную колею…

Если бы машина Лебеденко наглухо не засела в Дмитровских болотах, то можно было только позавидовать немецким артиллеристам, получившим бы удовольствие оттачивать меткость стрельбы по столь уязвимой и неординарной мишени. Тем не менее это была самая крупная в мире бронированная сухопутная боевая машина из когда-либо построенных.

Эпициклоид «Обой»

Однако торжеством сумрачного гения можно считать воистину демоническое изобретение: машину-разрушитель крепостей, эпициклоид «Обой» львовского инженера Семчишина. Его изобретение, порожденное небывалым дилетантизмом и непоколебимой верой в размер и неистощимость российского военного бюджета, поражает воображение даже через сто лет.

«Обой» представлял собой огромный эллипсоид размерами 605 метров в высоту (Останкинская телебашня в Москве имеет высоту всего 540 метров) и 900 метров в длину. Двигаясь с крейсерской скоростью около 300 километров в час, он должен был стирать с лица земли вражеские крепости, перескакивать реки и горы, прокладывая при этом удобную колею для продвижения войск. Стартанув на границе Российской империи, эпициклоид уже через несколько часов должен был утрамбовать Берлин.

Корпус огромной яйцевидной конструкции выполнялся из закаленной стали толщиной всего 100 миллиметров. Машина приводилась в движение при помощи паровых двигателей, размещавшихся внутри аппарата и поднимавших маховик-эксцентрик, благодаря которому машина перекатывалась по земле. Экипаж, состоявший из нескольких сотен человек, попадал внутрь через люки, расположенные на оси вращения, поднимаясь на высоту 300 метров по веревочным лестницам (!). Видимо там же, на оси вращения, должно было располагаться вооружение супергиганта.

Естественно, что проект эпициклоида Семчишина не был принят ГВТУ. Хотя бы по той простой причине, что подобный монстр просто бы смялся под собственной тяжестью еще в процессе сборки.

Электрошокер, голубь-бомба и клеевая пушка

Но не только масштабами удивляли изобретатели офицеров ГВТУ. Так, на рассмотрение комиссии был представлен проект клеевой пушки, которая, по замыслу автора, должна была заливать вражеских солдат клеем до полного их обездвиживания посредством слипания членов и прилипания к ним оружия и прочих предметов.

Интересны и электрошокер массового поражения, представлявший из себя водомет, поливающий окопы противника водой и выстреливающий потом туда электроды под высоким напряжением, и голубь-бомба с зафиксированным хвостовым оперением, чтобы лететь только по прямой…

Были и действительно перспективные предложения. Например, снаряд, распыляющий облако муки с последующим его подрывом, - прототип вакуумной бомбы, или заводной беспилотник для доставки бомб в недоступные для артиллерии участки укреплений.

Но поступали и предложения, реализация которых привела бы если и не к концу света, то как минимум к локальной катастрофе. Питерский инженер Авдеев предлагал создать и пустить по ветру на врага облако из хлора диаметром верст в 40-50…

Так или иначе, но война нового типа породила и новые идеи, и остается только радоваться, что большинство из них так и остались прожектами.

Французские окопные доспехи против пуль и осколков. 1915г.

Sappenpanzer появился на Западном фронте в 1916 году. В июне 1917 года, захватив несколько немецких бронежилетов, союзники провели исследования. Согласно этим документам, немецкий бронежилет может остановить пулю винтовки на расстоянии в 500 метров, но его главное предназначение против шрапнели и осколков. Жилет можно вешать как на спине, так на грудь. Первые образцы собраны оказались менее тяжелыми, чем поздние, с начальной толщиной 2,3 мм. Материал - сплав стали с кремнием и никелем.



Такую вот масочку носили командир и водитель английского Mark I для защиты лица от осколков.


Баррикада .


Немецкие солдаты примериваются к захваченной русской «передвижной баррикаде».


Мобильный щит пехотинца (Франция).


Экспериментальные шлемы пулеметчиков. США,1918 год


США. Защита для пилотов бомбардировщиков. Бронетрусы.


Различные варианты бронированных щитов для полицейских из Детройта.


Австрийский окопный щит, который мог носиться как нагрудник.


«Черепашки-нинзя» из Японии.


Бронещит для санитаров



Индивидуальная бронезащита с незамысловатым названием «Черепаха». Насколько я понимаю «пола» у этой штуки не было и боец сам двигал ее.


Лопата-щит МакАдама, Канада, 1916. Предполагалось двойное использование: как в качестве лопатки, так и стрелкового щитка. Было заказано канадским правительством серией в 22 000 шт. В результате приспособление было неудобно как лопата, неудобно из-за слишком низкого расположения бойницы как стрелковый щит, и насквозь пробивалось винтовочными пулями. После войны переплавлены как металлолом.

Не мог пройти мимо такой чудесной коляски (правда уже послевоенной). Великобритания, 1938


Ну и наконец «бронированная кабинка общественного туалета - пепелац». Блиндированный наблюдательный пункт. Великобритания.

Мало отсидеться за щитом. Противника «выковырнуть» из-за щита чем? И тут «голь (солдаты) на выдумки хитры … В ход пошли совсем уж экзотические средства.

Французская бомбо-метательная машина. Средневековые технологии снова востребованы.


Ну совсем... рогатка!

Но их нужно было как-то передвигать. Вот тут вновь вступил в строй инженерно-технический гений и производственные мощности.

Срочная и довольно бестолковая переделка любого самодвижущегося механизма рождало порой удивительные создания.


24 апреля 1916 года в Дублине вспыхнуло антиправительственное восстание (Пасхальное восстание - Easter Rising) и для передвижения войск по обстреливаемым улицам англичанам были нужны хоть какие-то бронемашины.

26 апреля, всего за 10 часов специалисты 3-го резервного кавалерийского полка, используя оборудование мастерских Южной железной дороги в Инчикоре, смогли собрать бронеавтомобиль из обычного коммерческого 3-тонного грузового шасси «Даймлер» и… парового котла. И шасси, и котёл, были доставлены с пивоваренного завода „Guinness“


Про броне-дрезины можно писать отдельную статью, потому только ограничусь одной фотографией для общего представления.


А это пример банального навешивания стальных щитов на борта грузовика в военных целях.


Датский „броневик“, изготовленный на основе грузовика Gideon 2 T 1917 с бронёй из фанеры(!).


Еще одна Французская поделка (в этом случае на службе Бельгии) - бронеавтомобиль Пежо. Опять без защиты водителя, двигателя и даже всего остального экипажа спереди.



А как вам нравится такая „аэротачанка“ от 1915 года?


Или такая…

1915 Sizaire-Berwick „Wind Wagon“. Смерть врагу (от диареи), пехоту сдует.

В дальнейшем, уже после 1Мв идея аэро-повозки не заглохла, а была развита и востребована (особенно на заснеженных просторах севера СССР).

Аэросани имели изготовленный из дерева безрамный закрытого типа корпус, передняя часть которого была защищена листом противопульной брони. В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором располагался механик-водитель. Для наблюдения за дорогой в передней панели имелась смотровая щель со стеклоблоком от бронеавтомобиля БА-20. За отделением управления находилось боевое отделение, в котором был установлен на турели 7,62-мм танковый пулемет ДТ, снабженный легким щитовым прикрытием. Огонь из пулемета вел командир аэросаней. Горизонтальный угол обстрела составлял 300°, вертикальные - от –14 до 40°. Боекомплект пулемета состоял из 1000 патронов.


К августу 1915 году два офицера Австро-Венгерской армии - гауптман инженер Романик и оберлейтенант Феллнер в Будапеште сконструировали вот такой гламурный броневичок, предположительно, на базе автомобиля Мерседес с 95 сильным мотором. Назван был по первым буквам имен создателей Romfell. Бронирование 6 мм. Вооружен был одним пулеметом Schwarzlose M07/12 8 мм (боезапас 3000 патронов) в башенке, котрый мог в принципе использоваться и по воздушным целям. Машина была радиофицирована телеграфом азбуки Морзе, от от фирмы Siemens&Halske. Скорость аппарата до 26 км/ч. Вес 3 тонны, длина 5,67 м, ширина 1,8 м, высота 2,48 м. Экипаж 2 чел.


В июне 1915 г. началось производство тягача Marienwagen на заводе Daimler в Berlin-Marienfelde. Этот тягач выпускался в нескольких вариантах: полу-гусеничный, полностью гусеничный, хотя их базой был 4-х тонный тягач Daimler.


Для прорыва через поля, опутанные колючей проволокой придумали вот такую сенопроволококосилку.


30 июня 1915 года ещё один из прототипов был собран во дворе лондонской тюрьмы «Уормвуд Скрабз» военнослужащими 20-й эскадрильи Королевской школы авиации ВМС. За основу, было взято шасси американского трактора «Киллен-Страйт» с деревянными траками в гусеницах.


В июле на него в опытном порядке установили бронекорпус от бронеавтомобиля „Делано-Бельвиль“, затем - корпус от „Остина“ и башню от „Ланчестера“.


Танк FROT-TURMEL-LAFFLY, колесный танк, построенный на шасси дорожного катка Laffly. Защищен 7-мм бронированием, весит около 4 тонн, вооружен двумя 8-мм пулеметами и митральезой неизвестного типа и калибра. Кстати, на фотографии вооружение гораздо сильнее заявленого - видимо „дырки для ружья“ прорезали с запасом.

Экзотическая форма корпуса обусловлена тем, что идее конструктора (того самого г. Фрота), машина предназначалась для атаки на проволочные заграждения, которые машина должна была подминать своим корпусом - ведь чудовищные проволочные заграждения, наряду с пулеметами, были одной из главных проблем для пехоты.


У французов возникла блестящая идея – использовать для преодоления вражеских проволочных заграждений малокалиберные пушки, стреляющие абордажными крюками. На фото расчеты таких пушек.

Помимо субмарин, газов, новых видов оружия, Первая мировая война подарила миру множество изобретений, без которых нельзя представить современный мир.

Застежка на молнии

Впервые ее представил в 1913 году американец шведского происхождения Гидеон Суиндбек. Он сразу же зарегистрировал патент, так как чувствовал, что совершит революцию в одежде. Штатским новое изобретение не понравилось, а вот военным пришлось по душе. Сначала молнию вставляли в сумки для документов и мелких ценностей моряков Великобритании и Канады. Ближе к концу войны появилась первая одежда с новой застежкой, а уже в 30-х ее вшивали в мужские брюки.

Чай в пакетиках

Перед самым началом войны предприниматель Том Салливан из Нью-Йорка случайно опустил чай в шелковом мешочке в горячую воду и увидел, что он заварился. После этого он наладил продажу нового продукта. Массовое производство организовала компания Teekanne из Дрездена, которая поставляла чай на фронт. В целях экономии шелк заменили марлей, а военные называли это "чайной бомбой".

Наручные часы

Первыми обладателями наручных часов стали летчики Первой мировой. Гражданские относились с иронией к такому способу, потому что считали это несолидным. Карманные часы вышли из обихода только спустя несколько десятилетий. Привычка сверять часы также появилась после войны. Перед атакой офицеры проверяли время, чтобы действовать с точностью до секунды.

Вата и женские гигиенические средства

До Первой мировой в качестве перевязочного материала медики использовали высушенный болотный мох, который мог дезинфицировать раны. Хлопковая вата появилась в 1914 году. Ее запатентовала компания Kimberly-Clark, которая поставляла лекарства странам Антанты. Вскоре медсестры начали использовать ее для своих нужд, а позже практика распространилась по всему миру. Узнав об этом, бренд начал производить женские гигиенические принадлежности, но уже после войны.


Боевой солдат-трансформер, превращающийся в танк

Французские окопные доспехи против пуль и осколков. 1915г.

Sappenpanzer появился на Западном фронте в 1916 году. В июне 1917 года, захватив несколько немецких бронежилетов, союзники провели исследования. Согласно этим документам, немецкий бронежилет может остановить пулю винтовки на расстоянии в 500 метров, но его главное предназначение против шрапнели и осколков. Жилет можно вешать как на спине, так на грудь. Первые образцы собраны оказались менее тяжелыми, чем поздние, с начальной толщиной 2,3 мм. Материал — сплав стали с кремнием и никелем.

Такую вот масочку носили командир и водитель английского Mark I для защиты лица от осколков.

Баррикада.

Немецкие солдаты примериваются к захваченной русской «передвижной баррикаде».

Мобильный щит пехотинца (Франция).

Экспериментальные шлемы пулеметчиков. США,1918 год.

США. Защита для пилотов бомбардировщиков. Бронетрусы.

Различные варианты бронированных щитов для полицейских из Детройта.

Австрийский окопный щит, который мог носиться как нагрудник.

«Черепашки-нинзя» из Японии.

Бронещит для санитаров.

Индивидуальная бронезащита с незамысловатым названием «Черепаха». Насколько я понимаю «пола» у этой штуки не было и боец сам двигал ее.

Лопата-щит МакАдама, Канада, 1916. Предполагалось двойное использование: как в качестве лопатки, так и стрелкового щитка. Было заказано канадским правительством серией в 22 000 шт. В результате приспособление было неудобно как лопата, неудобно из-за слишком низкого расположения бойницы как стрелковый щит, и насквозь пробивалось винтовочными пулями. После войны переплавлены как металлолом

Не мог пройти мимо такой чудесной коляски (правда уже послевоенной). Великобритания, 1938

Ну и наконец «бронированная кабинка общественного туалета — пепелац». Блиндированный наблюдательный пункт. Великобритания.

Мало отсидеться за щитом. Противника «выковырнуть» из-за щита чем? И тут «голь (солдаты) на выдумки хитры … В ход пошли совсем уж экзотические средства.

Французская бомбо-метательная машина. Средневековые технологии снова востребованы.

Ну совсееем... рогатка!

Но их нужно было как-то передвигать. Вот тут вновь вступил в строй инженерно-технический гений и производственные мощности.

Срочная и довольно бестолковая переделка любого самодвижущегося механизма рождало порой удивительные создания.

24 апреля 1916 года в Дублине вспыхнуло антиправительственное восстание (Пасхальное восстание — Easter Rising) и для передвижения войск по обстреливаемым улицам англичанам были нужны хоть какие-то бронемашины.

26 апреля, всего за 10 часов специалисты 3-го резервного кавалерийского полка, используя оборудование мастерских Южной железной дороги в Инчикоре, смогли собрать бронеавтомобиль из обычного коммерческого 3-тонного грузового шасси «Даймлер» и… парового котла. И шасси, и котёл, были доставлены с пивоваренного завода „Guinness“

Про броне-дрезины можно писать отдельную статью, потому только ограничусь одной фотографией для общего представления.

А это пример банального навешивания стальных щитов на борта грузовика в военных целях.

Датский „броневик“, изготовленный на основе грузовика Gideon 2 T 1917 с бронёй из фанеры(!).

Еще одна Французская поделка (в этом случае на службе Бельгии) — бронеавтомобиль Пежо. Опять без защиты водителя, двигателя и даже всего остального экипажа спереди.

А как вам нравится такая „аэротачанка“ от 1915 года?

Или такая…

1915 Sizaire-Berwick „Wind Wagon“. Смерть врагу (от диареи), пехоту сдует.

В дальнейшем, уже после 1Мв идея аэро-повозки не заглохла, а была развита и востребована (особенно на заснеженных просторах севера СССР).

Аэросани имели изготовленный из дерева безрамный закрытого типа корпус, передняя часть которого была защищена листом противопульной брони. В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором располагался механик-водитель. Для наблюдения за дорогой в передней панели имелась смотровая щель со стеклоблоком от бронеавтомобиля БА-20. За отделением управления находилось боевое отделение, в котором был установлен на турели 7,62-мм танковый пулемет ДТ, снабженный легким щитовым прикрытием. Огонь из пулемета вел командир аэросаней. Горизонтальный угол обстрела составлял 300°, вертикальные — от -14 до 40°. Боекомплект пулемета состоял из 1000 патронов.

К августу 1915 году два офицера Австро-Венгерской армии — гауптман инженер Романик и оберлейтенант Феллнер в Будапеште сконструировали вот такой гламурный броневичок, предположительно, на базе автомобиля Мерседес с 95 сильным мотором. Назван был по первым буквам имен создателей Romfell. Бронирование 6 мм. Вооружен был одним пулеметом Schwarzlose M07/12 8 мм (боезапас 3000 патронов) в башенке, котрый мог в принципе использоваться и по воздушным целям. Машина была радиофицирована телеграфом азбуки Морзе, от от фирмы Siemens&Halske. Скорость аппарата до 26 км/ч. Вес 3 тонны, длина 5,67 м, ширина 1,8 м, высота 2,48 м. Экипаж 2 чел.

А это чудовище так понравилось Миронову, что не откажу себе в удовольствии ещё раз его показать. В июне 1915 г. началось производство тягача Marienwagen на заводе Daimler в Berlin-Marienfelde. Этот тягач выпускался в нескольких вариантах: полу-гусеничный, полностью гусеничный, хотя их базой был 4-х тонный тягач Daimler.

Для прорыва через поля, опутанные колючей проволокой придумали вот такую сенопроволококосилку.

30 июня 1915 года ещё один из прототипов был собран во дворе лондонской тюрьмы «Уормвуд Скрабз» военнослужащими 20-й эскадрильи Королевской школы авиации ВМС. За основу, было взято шасси американского трактора «Киллен-Страйт» с деревянными траками в гусеницах.

В июле на него в опытном порядке установили бронекорпус от бронеавтомобиля „Делано-Бельвиль“, затем — корпус от „Остина“ и башню от „Ланчестера“.

Танк FROT-TURMEL-LAFFLY, колесный танк, построенный на шасси дорожного катка Laffly. Защищен 7-мм бронированием, весит около 4 тонн, вооружен двумя 8-мм пулеметами и митральезой неизвестного типа и калибра. Кстати, на фотографии вооружение гораздо сильнее заявленого — видимо „дырки для ружья“ прорезали с запасом.

Экзотическая форма корпуса обусловлена тем, что идее конструктора (того самого г. Фрота), машина предназначалась для атаки на проволочные заграждения, которые машина должна была подминать своим корпусом — ведь чудовищные проволочные заграждения, наряду с пулеметами, были одной из главных проблем для пехоты.

У французов возникла блестящая идея - использовать для преодоления вражеских проволочных заграждений малокалиберные пушки, стреляющие абордажными крюками. На фото расчеты таких пушек.

Ну а уж как только не измывались над мотоциклами, пытаясь приспособить их к военным действиям…

Мототачанка на прицепе Motosacoche.

Ещё одна.

Связь.

Полевая скорая помощь.

Доставка горючего.

Трехколесный бронированный мотоцикл, предназначенный для решения разведывательных задач, особенно для узких дорог.

Занимательнее этого — только «гусеничный катер Грилло»! Как раз гонять аллигаторов на болотистых берегах Адриатики, постреливая торпедами… На самом деле, участвовавший в диверсионных операциях, расстрелян при попытке потопить линкор «Вирибус Унитис». За счёт бесшумного электродвигателя ночью пробрался в порт и, используя гусеницы, перебрался через ограждающие боны. Но в порту замечен охраной и затоплен.

Водоизмещение их составляло 10 т, вооружение — четыре 450-мм торпеды.

Но для преодоления водных преград индивидуально, разработаны другие средства. Такие например, как:

Боевые водные лыжи.

Боевой катамаран.

Боевые ходули

А вот это уже R2D2. Самоходная огневая точка на электрической тяге. За ней через всё поле боя тащился «хвост»-кабель.

Войны приносят человечеству горе и разрушения - этот очевидный факт оспорить невозможно. Однако, нужно быть справедливым и признать, что именно в ходе войн появилось немало замечательных изобретений, которыми пользуется теперь весь мир. Что поделать - человечество склонно с большей охотой создавать комфортные условия для убийств, чем для мирной жизни, и нам остается лишь адаптировать военные разработки, приспосабливая их под повседневные нужды.

Вконтакте

Однокласники

Первая мировая война навсегда останется в истории как один из наиболее масштабных и кровопролитных военных конфликтов. В ходе боев на территории Европы были испытаны сотни видов нового вооружения, некоторое из которого, в модернизированном виде, успешно применяются и сегодня. Но кроме боевых газов, субмарин, пулеметов и бомбардировщиков, война дала людям и немало разработок, без которых современная жизнь просто немыслима.

Переливание крови

В 1917 году в медицине произошел настоящий переворот — в военных госпиталях впервые было применено переливание крови. Незадолго до этого было открыто деление крови на несовместимые группы, разработаны технологии хранения материала в холодильниках и обнаружено свойство цитрата натрия препятствовать свертыванию.


Завершившаяся в 1902 году англо-бурская война стала последней, в которой санитарные потери превысили боевые. Переливание спасло жизни 92% раненных в британской армии.

Пластическая хирургия

Первые операции по пересадке кожи пациентам на лицо с других частей тела, были выполнены хирургом Гарольдом Гиллесом из Новой Зеландии. Врач работал в одном из британских госпиталей в тылу, возвращая изуродованным ранениями фронтовикам некое подобие их прежнего вида.


Чтобы выполнять операции максимально эффективно, Гиллес консультировался со скульпторами. После завершения боевых действий хирург издал книгу «Пластическая хирургия лица» и открыл первую в мире клинику, где оказывалась действенная помощь пациентам с травмами и ожогами, уродующими внешность.

Протезы из алюминия

Первые протезы конечностей из легкого, прочного и стойкого к неблагоприятным факторам алюминия, были массово изготовлены именно во время Первой мировой. В 1912 году такой протез сконструировал для своего брата-пилота, потерявшего ногу в авиакатастрофе, британский инженер Чарльз Дезуттер.

Во время войны эта разработка пришлась кстати — протезы из металла хоть и обходились на порядок дороже деревянных, но зато были прочнее и служили гораздо дольше. Многие солдаты и офицеры смогли вернуться к нормальной жизни и даже работать, используя эти приспособления.

Искусственный загар

Война — это не только раненные и убитые на фронтах и при обстрелах населенных пунктов. Боевые действия ломают уклад жизни гражданского населения, заставляя их бросать родные дома и испытывать голод. Больше всего в этом случае страдают дети, не получающие должного питания. В 1916 году, в Берлине, доктор Карл Гульдчински впервые облучил детей из семей беженцев кварцевыми лампами, чтобы предотвратить развитие рахита.


Когда выяснилось, что искусственный загар укрепляет кости, кварцевание стали использовать в Германии повсеместно. После войны этот способ профилактики распространился по всему миру и успешно используется по сей день.

Голубые халаты хирургов

Появлению голубых операционных халатов и костюмов мы обязаны французскому врачу Рене Леришу. Фронтовой хирург предложил выделить хирургическую форму цветом от обычной медицинской, чтобы подчеркнуть повышенные требования к ее стерильности.


Различие по цвету позволило легко различать при стирке и обработке простые халаты персонала и рабочую одежду хирургов. Идея оказалась настолько удачной, что прижилась и стала стандартом во всем мире.

Прокладки и вата

До Первой мировой перевязочный материал был крайне примитивен. Для наложения на раны использовали высушенный сфагнум — болотный мох, обладающий бактерицидными свойствами. Гораздо реже применялась мягкая ткань, разделенная на отдельные волокна.


Хлопковая вата появилась в медицинской практике в 1914 году. Этот материал запатентовала компания Kimberly-Clark, занимавшаяся поставками медикаментов армиям стран Антанты. Медицинский персонал женского пола очень скоро начал использовать вату для своих нужд, а после войны эта практика распространилась по всему миру.

Падение спроса на вату после окончания Первой мировой и очевидный интерес к продукту со стороны дам, привел к тому, что Kimberly-Clark пустила огромные неизрасходованные военные запасы ваты на изготовление прокладок. В 1920 году в продаже появилась продукция бренда Cotex.

Стиль «милитари»

Многие столетия военные одевались ярко и вызывающе. Необходимость маскироваться привела к появлению формы цвета «хаки» еще во время англо-бурской войны, а на полях Первой мировой новая неприметная форма стала общепризнанной.


Кстати, слово «хаки», в переводе с хинди, означает «пыльный». Стиль «милитари» вошел в моду после завершения войны — на руках у солдат и офицеров оказалось огромное количество обмундирования, а обычная гражданская одежда в разрушенной войной Европе стала дефицитом.

Кожаные куртки

Куртки из кожи шили с незапамятных времен, но массовая мода на них появилась лишь в годы войны. В кожаных вещах не заводились вши, а кроме этого, она не продувалась и не промокала. Кожаной одеждой массово снабжались летчики, моряки и кавалерия, а после Первой мировой красоту и практичность этих вещей оценили во всем мире.


Попавшие в Советскую Россию с фронтов кожаные куртки, плащи и жилеты особенно понравились большевикам и на долгие годы определили стиль комиссаров, чекистов и ответственных работников.

Застежка-«молния»

В 1913 году американец шведского происхождения Гидеон Суиндбек зарегистрировал патент на принципиально новый вид застежки — «молнию». Производители штатской одежды равнодушно отнеслись к изобретению, а вот военным оно пришлось по душе.


Первыми оценили удобные и надежные замки моряки Великобритании и Канады, причем изначально «молнии» вставляли в сумки для документов и мелких ценностей. Позже, ближе к концу войны, появилась и одежда с «зипперами». В 20-х годах застежки заинтересовали производителя сумок «Hermes», а спустя десятилетие «молнии» начали вставлять в мужские брюки.

Парашют

Концепция парашюта была разработана еще в эпоху Возрождения Леонардо да Винчи. Первый удачный прыжок с воздушного шара с этим приспособлением совершил житель Парижа Андре-Жак Гарнерен в 1797 году. Но еще более столетия полезная разработка воспринималась как развлечение и не имела практического применения.


В 1912 году русский актер и инженер Глеб Котельников доработал устройство и представил первый в мире компактный ранцевый парашют, который можно было брать с собой в тесную кабину аэроплана. Первое боевое крещение парашюты системы Котельникова прошли в боях за Францию в 1918 году. Разработка россиянина не только спасала пилотов от верной смерти, но и помогала доставлять различные грузы, а если нужно — то и взрывчатку.


В мирное время парашютный спорт стал популярен в разных странах мира, а парашют начали использовать как средство доставки грузов в труднодоступные места, в качестве аварийных тормозных устройств в авиации, а также для возвращения на землю космических аппаратов.

Наручные часы

Первыми обладателями часов, закрепляющихся не на цепочке, а ремешком на руке, стали летчики Первой мировой. Гражданские лица с иронией относились к такому способу ношения хронометров, считая его несолидным. Несколько десятилетий понадобилось для того, чтобы привычные нам часы вытеснили пафосные карманные, но это все же произошло.


Также война заставила производителей уделить особое внимание точности приборов. Выражение «сверим часы» имеет военные корни — перед атакой офицеры сверяли свои хронометры, чтобы действовать слаженно и не попасть под «дружественный» артиллерийский огонь.

Стойкая к коррозии сталь

«Нержавейка» была изобретена почти случайно в английском Шеффилде металлургом Гарри Бреарли. Специалист получил заказ военного ведомства на создание жаростойкого сплава для артиллерийских стволов. Пушки из такого металла смогли бы стрелять непрерывно и не перегреваться.


Бреарли не справился с задачей, однако, среди его экспериментальных образцов оказались слитки, не подверженные коррозии. Оказалось, что такой эффект можно получить добавив в сталь хром. Разработка пригодилась как в военной отрасли, так и «на гражданке».

Переход на летнее время

В середине войны Германия оказалась на грани энергетического коллапса, поэтому 30.04.1916 в 23.00 было предложено сместить время вперед на один час, чтобы полнее использовать световой день и экономить на освещении. 21 мая такую меру приняли в Великобритании, а в России стрелки переводить начали год спустя.


Немцы отменили переход после завершения Первой мировой войны, затем ввели его в начале Второй мировой, потом снова упразднили до середины 1970-х, известных своим грандиозным нефтяным кризисом.

Пакетированный чай

Перед самым началом войны нью-йоркский предприниматель Том Салливан, зарабатывавший продажей чая в шелковых мешочках, из любопытства или нечаянно опустил один из них в горячую воду. Увидев, что чай отлично заварился, бизнесмен начал продажу продукции в новом формате.


Но первое массовое производство чая в пакетиках наладила для фронта компания Teekanne из Дрездена. Шелк в целях экономии заменили на марлю, а среди солдат и офицеров продукция получила название «чайная бомба».

Презервативы

Изобретение итальянского медика XVI столетия Габриэля Фаллопия, предназначенное для защиты от бушевавшего в Средние века в Европе сифилиса, всячески порицалось церковью и обществом более 300 лет. Немцы первые начали снабжать своих бойцов презервативами во время Первой мировой, а их примеру последовали и французы.


В 1917 году, поправ пуританскую мораль, контрацептивы стали внедрять и в британской армии. Оказалось, что кондом — это единственное средство, способное остановить эпидемию венерических заболеваний в войсках. По состоянию на 1917 год в рядах Королевской армии было более 400 тысяч больных сифилисом на разных стадиях.

До сексуальной революции 60-х говорить вслух о презервативах было не принято и большим спросом они не пользовались. Затем, молодежь передовых взглядов способствовала распространению этого замечательного продукта, и сегодня презерватив можно купить в любой точке планеты.



Читайте также: