Первые библиотеки появились в древнем мире. Для чего нужны библиотеки: история возникновения, виды и отзывы. История древних библиотек на примере Александрийской библиотеки

Удивительным созданием людей является книга, и библиотеки - неотъемлемая часть культуры каждой страны. Сергеевич однажды верно сказал, что если книгохранилища правильно организовать, то культуру реально возродить, даже если исчезнут учебные заведения. Но не все люди понимают, для чего нужны библиотеки.

Необходимость библиотек

В глубокую старину библиотеки были хранилищами рукописей, а уже после античных времен они преобразовались в общественные центры, которые должны были популяризировать знания. Россия увидела их впервые где-то в XI-XII вв.

Нынче именно в этом месте можно найти абсолютно разные книги из желаемой области для работы, учебы и просто удовольствия. Так зачем нужны библиотеки?

Основное назначение книгохранилищ - это организация сбора, сохранения, а также социального использования книг и иных печатных изданий. Первоначально библиотеки нужны были для самообучения и получения знаний. В них нуждаются абсолютно все: дошкольники, школьники, студенты, пенсионеры и ученые.

Ученые доказали, что мозг человека может вмещать в себя больше информации, чем в Америки. Однако человечество пока не научилось использовать все возможности мозга, а потому книжные хранилища не исчезнут и будут нужны. Теперь каждый знает, для чего нужны библиотеки.

Первые библиотеки

Еще в старину в Азии образовывались так называемые библиотеки. В Ниппуре было найдено уникальное скопище табличек из глины (2500 год до н.э.), которое называют первобытным книгохранилищем. Немного позднее в пирамиде фараона нашли папирусы.

В четвертом веке до н.э. в Геракле открыли первую так называемую открытую библиотеку Греции. В третьем веке до н.э. основали Александрийское которое заслуженно считают колоссальным центром древних книг. В состав библиотеки входили астрообсерватории, сады ботаники и зоологии, комнаты для проживания и для читки книг. А немного позднее ее превратили в музей, который наполнился чучелами животных, статуями, принадлежностями для медицины, а также астрономии. Нужно отметить, что такие заведения возводились при святилищах. Нужны ли библиотеки? В те времена такой вопрос не задавался. Люди умело записывали свои знания, чтобы передать будущему поколению.

Ценные рукописи

В Средние века в российских монастырских библиотеках функционировали мастерские по переписыванию рукописей. Зачастую переписывались издания церковные. Изготовление манускриптов было очень тяжелым и трудоемким процессом, а потому книги имели высочайшую ценность. Именно поэтому в особых хранилищах они были прикованы цепями.

Когда появились издательства, жизнь библиотек кардинально поменялась, ведь они перестали действовать как архивы. Фонды книгохранилищ стали очень быстро расти. Наиболее актуальными они стали тогда, когда настал период массового присовокупления к грамотности. Нужны ли нам библиотеки в 21 веке, ответить сложно. Многие предпочитают цифровые носители информации, но без реальных книг их бы тоже не существовало.

Виды библиотек

Библиотеки могут быть:

  • национальными;
  • региональными;
  • публичными;
  • специальными;
  • для слепых;
  • университетскими;
  • школьными;
  • семейными.

Стоит подробнее рассмотреть, для чего нужны библиотеки каждого из видов.

Национальные читальни предназначены для сохранения и гарантии беспрепятственного доступа к печатным изданиям, выпускающимся государством. Для пополнения ресурсов некоторые страны придерживаются правил обязательного образца.

Библиотека региональная - подразделение вышеупомянутых заведений, которое нужно для далеко живущих от городов жителей. Стоит отметить, что подобные книгохранилища тоже имеют полное право на то, чтобы получать обязательный образец.

В публичных библиотеках пользователи обладают правом ознакомиться с наиболее актуальной и популярной литературой. Нужны ли библиотеки в цифровую эпоху? Этот вопрос задавался неоднократно. Но только благодаря библиотекам можно сберечь научное и литературное достояние всего мира.

Особенные книгохранилища

В специальных библиотеках хранятся издания особого назначения, такие как патенты, стандарты государства или же нотные издания. Зачастую такие читальни создаются в связи с необходимостью сбережения книг в определенных условиях.

Библиотека для слепых позволяет незрячим и читателям, которые слабо видят, ознакомиться с информацией. В подобных заведениях хранятся аудиокниги и книги, которые написаны особым шрифтом. Государственная библиотека для слепых считается самой большой в России, ведь в ней кроме книг имеются объемные модели, благодаря которым слепые могут ознакомиться с обликом разнообразных предметов.

Книги - это знания!

Школьные и библиотеки при университетах обеспечивают литературой школьников и студентов. Их особенность в том, что обслуживают они пользователей узкого круга. Однако можно встретить университетские читальни со свободным доступом. Есть ли будущее у библиотек? Этот вопрос задавали современным учащимся. Большинство ответило, что нет - им больше нравятся цифровые учебники и аудиокниги.

Не так давно в библиотечном деле появился новый виток - виртуальная библиотека. Любой пользователь, имея доступ к интернету, обладает возможностью скачать любую книгу со специализированных сайтов. Молодое поколение оставляет отзывы в пользу электронных книгохранилищ. А вот люди постарше предпочитают "живые" книги.

Структурированность библиотек

В книгохранилищах пользователи имеют возможность обслуживаться в двух формах. В первом случае читатель приобретает абонемент. Благодаря такому пропуску можно получить в пользование любое издание на оговоренный срок. Иной формой обслуживания является читальный зал: здесь пользователь сможет прочитать желаемые издания исключительно в библиотеке.

Немаловажной характеристикой читальни является и структурность фонда. Часть изданий, которая среди читателей самая актуальная, находится зачастую в свободном доступе, где посетитель имеет возможность сразу же ознакомиться с ними. Все остальные издания хранятся в хранилище, и читатель может получить их, выбрав по каталогу.

Ветхие редкие издания, а также те книги, в которых может хранится важности, выдаются исключительно по особому допуску.

Также можно встретить передвижные пункты библиотек, которые облегчают доступ населения из отдаленных районов к книгам, а также интернету. Такой формой обслуживания пользуются инвалиды, а также жители домов престарелых.

Сегодня библиотеки модернизировались, и в их фондах имеются не только печатные книги, но и микрофильмы, диапозитивы, документы на электронных носителях. Уже ни одна библиотека не обходится без компьютера, а потому она будет востребована не только старшим поколением, но и современными школьниками, студентами.

Теперь вы знаете, для чего нужны библиотеки и что без них нельзя обойтись.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет

Школа экономики и менеджмента

Кафедра бизнес-информатики и экономико-математических методов

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Основы библиотечно-информационного дела»

на тему «Библиотека: ее возникновение, развитие и социальные функции»

Выполнил: студент группы Б1108Л

Чаркина Е . Ю

Проверил: Кучерявая Н.В

Владивосток 2013

Введение

1 История возникновения библиотек

2 Характеристика социальных функций библиотек

Заключение

Список литературы

Введение

История культуры библиотечного дела - часть истории и культуры общества. Самыми древними библиотеками в мире были первые глиняные каталоги шумерской литературы, библиотека Ашшурбанипала, библиотека храма Эдфу в Египте. В Афинах большими частными библиотеками владели Эврипид, Платон, Аристотель, Демосфен, Эвклид, Эвтидем. Первую публичную греческую библиотеку основал в Афинах Пасистрат. Восьмое чудо света - Александрийская библиотека - включала в себя более 700 тысяч свитков рукописных книг.

Библиотека как один из элементов общества выполняет в нем определенные функции, которые для нее являются внешними. Одновременно она образует систему, состоящую из нескольких элементов, со своими функциями, которые по отношению к ней выступают в качестве внутренних.

Несмотря на ключевое положение понятия «функция» в аппарате науки, в современном библиотековедении нет общепринятого его понимания, по разному определяется и состав функций библиотек. Как правило, в функции видят средство приспособления библиотеки к существующим социальным условиям и в связи этим выделяют разные группы функций: главные, основные, общие, сущностные, имманентные, онтологические, генетические, исходные, системообразующие, внешние, специфические, типообразующие, исторические, производные, прикладные, дополнительные, вспомогательные, частные, технологические и другие.

Основной отличительной характеристикой социальных и технологических функций является сфера их распространения. Социальные - это внешние, выходящие за пределы библиотеки функции. Они формируются под влиянием потребностей общества, непосредственно воздействуют на него и отдельных его членов. Технологические - это внутренние функции, не выходящие за пределы библиотеки. Они являются средством осуществления библиотекой своих социальных функций, формируются под их влиянием и обеспечивают осуществление деятельности библиотеки в соответствии с действующими стандартами. Технологические функции выступают в качестве вторичных по отношению к социальным и служат для их реализации.

Цель данного реферата - описать историю становления и развития института библиотек, а также социальные функции библиотеки.

1. История возникновения библиотек

Такие заведения, как библиотеки, появились ещё в античности. Первой из найденных библиотек была библиотека при храме в г. Ниппуре, существовала она примерно в 2500 г. В ней была собрана огромная коллекция глиняных табличек.

Первые библиотеки существовали непосредственно как хранилища книг, а также как общественные центры, основной задачей которых было обучение. Во времена раннего Средневековья библиотеки часто основывали при соборах и монастырях. В XIII - XIV вв. активно формируется университетская культура, которая впоследствии оказала существенное влияние на книги и библиотеки в целом. Монастырскую книгу воспринимали как сокровищницу духовности и интеллектуальности, она становится инструментом познания.

Известна древнейшая библиотека, существовавшая в XVIII - XVII вв. до н.э. - это коробка с папирусами. Древнейшей библиотекой является библиотека, существовавшая во дворце царя Ассирии приблизительно в VII в. до н. э. В ней была собрана богатейшая коллекция табличек с клинописными письменами. В основном это были таблички с информацией юридического характера.

Александрийская библиотека, имевшая статус центра античной книжности и образования, создателем которой являлся Птолемей, основавший её в III в. до н. э. Александрийское книжное хранилище было частью музейного комплекса. Помимо библиотеки, сюда также входили столовые, жилые комнаты, сады зоологии и ботаники, залы для чтения книг, обсерватория. Позже в помещения комплекса добавились предметы медицины, астрономии, чучела животных, также статуи и бюсты, используемые для обучения. В Храме имелось примерно 200 000 папирусов, а при Школе - около 700 тыс. документов. Александрийские книгохранилища в 270 г. н. э. прекратили своё существование - они были уничтожены.

При монастыре св. Флориана имелось примерно 30 000 изданий книг. Во времена средневековья такие библиотеки при монастырях являлись очагами книжности. Здесь переписывались творения Отцов Церкви, священные писания, также произведения античности.

В Эпоху Просвещения появляется множество библиотек при университетах в таких городах, как Париж, Болонья, Падуя, Оксфорд. В них собрано огромное количество литературы по истории, естествознанию, искусству. В XVIII веке книги становятся доступными и открытыми для общества.

Во время Ренессанса многие деятели искали сохранившиеся в монастырях латинские и греческие тексты. Манускрипты стоили огромных денег, и для того, чтобы уберечь их, эти книги привязывали к полкам цепями.

Появление печати оказало существенное влияние на библиотеки. Библиотечные фонды значительно расширились.

В XX веке наиболее доступным и популярным видом библиотеки становится публичная библиотека. В СССР приоритетной задачей библиотеки являлась пропаганда книг, регулирование и формирование интересов читателей. Для народа библиотека стала важной культурной составляющей частью жизни наравне с театрами и музеями.

В настоящее время библиотечные фонды насчитывают 130 млн наименований изданий книг.

2. Характеристика социальных функций библиотек

Библиотека всегда существовала и существует не сама по себе, она является элементом общества со свойственным ему кругом обязанностей. Внешние функции библиотеки - это ее реакция на потребности общества, обусловленные способом взаимодействия с внешней средой. Как искусственно созданная система, библиотека через внешние функции реализует свое социальное назначение, поэтому их чаще всего называют социальными.

С учетом сказанного социальные функции библиотеки можно определить как социальную роль, которую она выполняет в качестве социального института по отношению к обществу.

Социальные функции библиотек большинство исследователей делят на несколько групп. Первым попытку классификации социальных функций в 1977 году предпринял И.М. Фрумин, назвав общие и специфические. Вслед за ним Ю. Н. Столяров выделил имманентные, сущностные и другие, В.Р. Фирсов - основные и подчиненные, А. В. Соколов - сущностные и прикладные и т.д. Е. Т. Селиверстова выделила даже четыре группы социальных функций: главные, типообразующие, производные и дополнительные.

При изучении деятельности любого социального института, в том числе и библиотеки, правомерно выделять два взаимосвязанных аспекта, характеризующих его сущность и изменчивость. В соответствии с первым аспектом каждый социальный институт обладает внутренней неизменной сущностью, которая позволяет ему выполнять четко определенную роль в обществе независимо от исторического периода, социально-демографической структуры общества и конкретных текущих задач, стоящих перед ним. С учетом сказанного сущность библиотеки проявляется в сборе и хранении социально значимых документов с целью удовлетворения информационных потребностей пользователей. Это являлось и является основной целью деятельности библиотек независимо от того, в какой стране они находятся, какие группы пользователей обслуживают и какие задачи ставят перед ними учредители. Это позволяет считать, что данные социальные функции отражают сущность библиотеки, и называть их сущностными.

Следовательно, сущностные социальные функции библиотек - это функции, обусловленные сущностью библиотеки как социального института. Указанные функции библиотека стала выполнять с момента своего возникновения. Отмечая это, А. В. Соколов подчеркивает, что данные функции первичны, исходны и необходимы. Изменение сущностных социальных функций привело бы к преобразованию библиотеки в другой общественный институт, поэтому они стабильны, неизменны и ограничены по составу.

Второй аспект характеризуется изменчивостью, так как в процессе развития общество постоянно трансформируется: меняются его идеология, мораль, религия, политическая и социальная структура, уточняется ценностная система общества и его отдельных социальных групп. Все это вносит коррективы в деятельность библиотек, выдвигает перед ними новые задачи, которые, в свою очередь, требуют внесения изменений во внутреннюю организацию их работы, уточнения особенностей взаимодействия с внешней средой. Выполнение общественной роли, связанной с изменениями во внешней среде, осуществляется библиотеками посредством производных социальных функций. Эти функции связаны со стремлением общества использовать сущностные возможности библиотек для решения текущих задач. Часть производных функций появилась одновременно с сущностными, часть возникла в процессе исторического развития. В связи с их производностью от сущностных они считаются вторичными.

Выше мы указали, что к сущностным следует относить функции, которые определяют сущность библиотеки как особого социального института, указывают на то, ради чего она создана и существует, что отличает ее от других учреждений или объединяет с родственными.

В подходе к формированию перечня сущностных социальных функций библиотек наблюдаются две тенденции - одни авторы (И. М. Фрумин, Л. А. Шилов, А. Н. Хропач и другие) называют в качестве сущностных:

1) воспитательную,

2) образовательную,

3) производственную функции,

другие (Ю. Н. Столяров, А. В. Соколов, В. Р. Фирсов, Е. Т. Селиверстова, И. К. Джерелиевская, Н. В. Жадько):

1) кумулятивную,

2) мемориальную,

3) коммуникативную .

В последнее время библиотековеды занялись активным поиском единственной функции, определяющей сущность библиотеки как социального института. Главный методологический принцип данного подхода заключается в утверждении, что всем общественным институтам, сферам человеческой деятельности, продуктам культуры, в том числе и библиотекам, свойственна строгая и однозначная специфическая функция.

В начале 1990-х годов в качестве единственной сущностной социальной функции выдвигается информационная. Сторонники этой точки зрения утверждают, что «единство большинства нынешних концепций социальной роли библиотеки заключается в том, что явно или неявно, в большей или меньшей степени внимание акцентируется на выполнении библиотекой информационной функции» и что, «несмотря на внутреннюю противоречивость информационного подхода к анализу перспектив библиотечного развития, именно он стал доминирующим». Пересмотр отношения к информационной функции сторонники информационного подхода связывают с поиском «места и роли библиотеки в информационной сфере», перспективами интеграции «библиотеки с другими информационными учреждениями в информационной инфраструктуре общества», «переходом от сдержанной конфронтации между библиотечным сообществом и информационной сферой к признанию важности информатизации библиотек», творческим осмыслением опыта зарубежных коллег, которое «могло бы помочь нам исподволь подготовиться к превращению в информационное общество с наименьшими экономическими издержками». библиотека книга коммуникативный воспитательный

В 1990 году информационная функция была признана В. В. Скворцовым одной-единственной сущностной для библиотеки, поскольку «сущность субстанции, с которой оперирует библиотека, составляет не документ, не публикация, а информация». Такой же точки зрения придерживалась и Н. И. Тюлина, по убеждению которой информационная функция «изначально присуща библиотеке как социальному институту»: она «выходит из общего перечня библиотечных функций, по какому бы критерию он ни строился».

Несмотря на широкое распространение взгляда на информационную функцию как главную и единственную, ее содержание трактуется по-разному: как информирование пользователя об имеющихся в библиотеке или за ее пределами документах; как деятельность по аналитико - синтетической переработке информации; как предоставление пользователям концептографической и фактографической информации. Существует и более широкое понимание, когда все процессы, связанные с движением информации в библиотеке, представляют как единую информационную функцию.

Наряду с информационным широкое распространение в последние время получил также коммуникационный подход. Его основоположником является Ю. Н. Столяров, который в начале 1980-х годов, основываясь на том, что «социальное предназначение библиотеки... состоит в обеспечении пространственно-временного акта коммуникации», пришел к выводу, что «имманентная социальная функция библиотеки - коммуникативная». В дальнейшем данную функцию наряду с другими сущностными социальными называли В. Р. Фирсов, А. В. Соколов, Е. Т. Селиверстова, И. К. Джерелиевская, М. С. Слободяник, Н. В. Жадько .

Из предложенного нами определения «социальной функции библиотеки», с учетом позиций ученых, следует, что сущностные социальные функции обусловлены общественным назначением библиотеки. Следовательно, сущностными должны быть функции, обеспечивающие сбор, хранение документов и удовлетворение потребностей пользователей, то есть коммуникационная, кумулятивная и мемориальная.

Основная цель деятельности библиотек - удовлетворение информационных потребностей пользователей - реализуется посредством осуществления коммуникации между документом и пользователем, поэтому данную функцию резонно назвать коммуникационной. Выполняя ее, библиотека выступает в качестве организатора места и времени встречи документов, произведенных в разное время, разными авторами и рассредоточенных в разных точках пространства, с пользователями, находящимися в конкретном пространственно - временном континууме. Основной формой реализации данной функции является непосредственное предоставление пользователю на определенное время как в библиотеке, так и за ее пределами необходимых ему документов. Коммуникационная функция обеспечивает доступ к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями.

Выполнение библиотекой коммуникационной функции связано также и с предоставлением пользователям сведений о документом массиве. В соответствии с запросом пользователя они могут быть ограничены теми или иными рамками: местом и временем производства документов, авторской принадлежностью, тематикой, целевым назначением, местом хранения и другими параметрами. Данная деятельность осуществляется посредством использования разнообразных видов документов, созданных как в библиотеке, так и за ее пределами: каталогов, картотек, библиографических указателей, существующих как на бумажных, так и на электронных носителях. Полученная таким образом информация используется в дальнейшем в качестве вспомогательной для продолжения поиска необходимых документов и в качестве основной для проведения библиографической экспертизы.

В соответствии с коммуникационной функцией библиотека предоставляет пользователю не только сам документ или сведения о нем, но и непосредственно необходимую ему информацию. Осуществление данного вида деятельности связано с более высоким уровнем библиотечного сервиса. В данном случае библиотека берет на себя обязанность предоставить пользователю не документы, содержащие необходимую ему информацию, как это бывает в большинстве случаев, а, на основе изучения и анализа их содержания, конечный результат - интересующие его сведения. Данная работа может быть выполнена в традиционном режиме, когда пользователь в устной или письменной форме получает соответствующую справку, или в электронном, когда поиск в информационном массиве осуществляется при помощи определенных технических и программных средств, а пользователь становится обладателем необходимых ему сведений, часто даже не посещая библиотеки и не встречаясь о библиотекарем.

Библиотека выполняет также коммуникационную функцию, когда организует процесс коммуникации непосредственно между пользователями, минуя процесс создания документов. В этом случае часть пользователей, являющихся носителями социально значимой информации, одновременно выступает и в качестве реальных или потенциальных авторов документов .

Данный вид коммуникации осуществляется во время проведения разнообразных мероприятий (встреч, дискуссий, «круглых столов», конференций и иных) с участием ученых, писателей, поэтов, политиков и других обладателей интересующей пользователей библиотеки информации. Названные мероприятия, как правило, сочетают в себе устное общение с применением различных видов документов. Они характерны для библиотек разных типов, однако формы их проведения разнообразны и специфичны. Так, в публичных библиотеках эти мероприятия чаще связаны с ознакомлением с художественными литературными произведениями и другими видами искусства, встречами с писателями, режиссерами, композиторами, обсуждением актуальных социальных вопросов с политиками, экономистами, юристами, организацией свободного времени пользователей.

В специальных, например научно-технических библиотеках такие мероприятия характеризуются узкоспециальной направленностью и чаще всего проходят в виде презентаций, встреч, «круглых столов» и дискуссий с участием ученых и специалистов определенного профиля, носителей научных и технологических идей. Благодаря этой деятельности библиотекам удается значительно сократить путь доступа пользователей к новым идеям, то есть миновать документный этап.

Таким образом, коммуникационную функцию библиотека осуществляет посредством предоставления пользователю документа, сведений о нем, информации, в нем содержащейся, организации устного общения между пользователями и реальными или потенциальными авторами документов либо носителями социально значимой информации. Критерием эффективности выполнения библиотекой коммуникационной функции следует считать организацию наиболее полного и оперативного доступа пользователей к необходимым им документам. Идеальный вариант выполнения данной функции - это мгновенное предоставление пользователю исчерпывающего перечня всех необходимых ему документов.

Для обеспечения коммуникации между пользователями и необходимыми им документами данные документы необходимо для начала собрать, что является содержанием кумулятивной функции. Благодаря ее выполнению библиотека собирает в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках пространства разными авторами. Для реализации этой функции определяющее значение имеют информация о готовящихся к выпуску и получивших распространение документах, а также отсутствие различных барьеров, прежде всего политических, для их свободного приобретения и наличие у библиотеки требуемых ресурсов для пополнения фонда. Идеальным вариантом выполнения кумулятивной функции необходимо считать собрание в одном месте всех произведенных человечеством документов.

Однако для выполнения своей миссии библиотеке мало собрать документы в одной точке пространства, необходимо также обеспечить их распространение во времени, что достигается посредством выполнения мемориальной функции. Ее суть заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям. Основная трудность в выполнении данной функции связана с природными и социальными потрясениями: наводнениями, пожарами, землетрясениями, революциями, войнами, в результате которых уничтожается ряд документов, что иногда ведет даже к разрыву преемственности между эпохами и поколениями.

Осуществление мемориальной функции позволяет считать библиотеку памятью человечества. Идеальное ее выполнение означает «запоминание» всего, что создано человечеством, т.е. вечное хранение всех собранных в библиотеке документов.

Коммуникационная, кумулятивная и мемориальная функции находятся в диалектической взаимосвязи (рис.1).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис.1. Взаимосвязь сущностных социальных функций библиотеки

Если кумулятивная и коммуникационная функции обеспечивают перемещение документов в пространстве, то есть концентрацию их в одной точке пространства и затем рассредоточение среди различных категорий пользователей, то мемориальная определяет их перемещение во времени, от настоящего к будущему.

Все три названные функции возникли одновременно с возникновением библиотеки, и без выполнения какой бы то ни было одной из них, она не может существовать как социальный институт. Вместе с тем одновременное выполнение сущностных функций ведет к возникновению объективных противоречий в деятельности библиотек. Эти противоречия ярко проявляются, например, между кумулятивной и мемориальной функциями. Как уже отмечалось, суть кумулятивной функции заключается в сборе в одной точке пространства различных видов документов, то есть чем больше документов собрано в библиотеке, тем успешнее она выполняет свою кумулятивную функцию. Суть мемориальной функции сводится к обеспечению сохранности всех собранных документов в течение как можно более длительного времени, желательно - вечной. Добиться сохранности тем проще, чем меньше в библиотеке документов. Постоянное увеличение объемов фондов библиотек в результате выполнения ими кумулятивной функции ведет к дефициту площади фондохранилищ.

Снять эти противоречия можно путем сокращения объема фонда или увеличения площади фондохранилищ. Сокращение физического объема фонда достигается посредством снижения количества документов, находящихся в хранилищах библиотеки, или уменьшения объема самих документов.

Традиционный, опробованный веками способ снятия рассматриваемых противоречий - увеличение объема фондохранилищ за счет строительства и аренды новых зданий и помещений. Вместе с тем это экстенсивный способ решения проблемы, так как увеличивающийся объем документов требует все новых и новых помещений, для приобретения и эксплуатации которых нужны большие финансовые расходы.

Более эффективным и перспективным способом является уменьшение объема самих документов. Сокращение количества документов достигается благодаря определению оптимальной полноты комплектования фонда библиотеки, четкого фиксирования тем и видов документов, подлежащих приобретению, их числа, сроков хранения. Значительное снижение объема достигается также при помощи координации и кооперации в области формирования фондов с другими библиотеками региона или отрасли. Достижение абсолютной полноты фонда, то есть идеальное выполнение библиотекой как социальным институтом кумулятивной функции, возможно только посредством координированных действий библиотек всего мира, когда каждая из них, собирая свою, строго определенную часть документов, таким образом формирует целое - информационный ресурс всемирной библиотеки.

С целью сокращения физического объема фондов библиотеки также всегда стремились минимизировать объем документов. Этому служат как создание новых видов тонких и вместе с тем прочных видов бумаги, так и уменьшение шрифта. Лучшим примером в данном аспекте могут быть книги - малютки. Во второй половине XX в. указанное направление получило активное развитие благодаря созданию новых компактных видов документов, сначала микрофильмов и микрофиш, а несколько позже - электронных. Библиотеки стремятся, как приобретать эти документы взамен или параллельно с бумажными, так и переводить документы с традиционных на новые, более компактные носители. Например, фонд РНТБ, включающий в основном патенты, стандарты, описания изобретений и другие материалы, на 80% состоит из микроформ. Несмотря на финансовые трудности, количество электронных носителей в фондах крупнейших библиотек за последнее десятилетие резко возросло, и объем содержащейся в них информации в отдельных случаях уже превышает данный показатель для бумажных носителей. На снятие этого противоречия направлена и реализация программ типа «Память мира».

Не менее сложны противоречия между мемориальной и коммуникационной функциями. Высокая степень сохранности документов обеспечивается не только необходимыми условиями хранения (соответствующий температурный, влажностный, световой режимы и др.), но и степенью использования документов. Для идеального выполнения мемориальной функции использование фонда, то есть выдачу документов пользователям, следовало бы вообще прекратить. Ведь в процессе использования документы подвергаются дополнительным нагрузкам, нарушается режим их хранения, кроме того, документ может быть поврежден или даже утерян, что сводит мемориальную функцию к нулю. В соответствии с коммуникационной функцией, наоборот, важно добиться наиболее частого использования документов.

С целью устранения данного противоречия крупные библиотеки, в первую очередь национальные, формируют страховые фонды, которые не подлежат активному использованию. Одним из широко распространенных вариантов является приобретение публичными библиотеками большого количества экземпляров документов, пользующихся повышенным спросом. В ряде библиотек, особенно специальных, активно применяется копирование документов с целью последующей выдачи копий, а не оригиналов. Важным шагом на пути решения названной проблемы является приобретение современных электронных документов, так как они компактны в хранении, легко архивируются для создания страховых копий и активность их использования практически не влияет на долговременность хранения.

Не лишено противоречий взаимодействие между коммуникационной и кумулятивной функциями. Как уже отмечалось, суть кумулятивной функции заключается в концентрации документов в одной точке пространства, и их повторное рассредоточение, то есть выдача, крайне нежелательна, так как в это время документ может понадобиться другим пользователям. В интересах выполнения коммуникационной функции документы должны быть максимально территориально приближены к пользователям, которые вправе иметь на руках необходимое их количество. Снятие данного противоречия осуществляется посредством создания разветвленной сети библиотек разного профиля, организации как непосредственного, так и опосредованного доступа пользователей к информационным ресурсам, формулирования требований к условиям использования документов. Для устранения противоречия создаются большие коллекции, различные по форме и содержанию документов, собранных в одной точке пространства, к которым могут обращаться пользователи независимо от места их нахождения в момент возникновения информационной потребности. Такими коллекциями, как правило, располагают библиотеки национальные, региональные, ведущие университетские. Их услугами могут пользоваться все жители как непосредственно, так и опосредованно. К услугам библиотек обычно прибегают непосредственно пользователи, территориально наиболее приближенные к месту их нахождения. Остальные же пользуются ими на расстоянии при помощи МБА, издаваемых библиотекой библиографических пособий, в том числе печатных каталогов, библиографических указателей, списков новых поступлений, реферативных, обзорных и иных публикаций, раскрывающих как фонд библиотеки, так и информационный поток по определенному параметру.

Кроме этого, для снятия противоречия между коммуникационной и кумулятивной функциями библиотеки стремятся как можно более приблизить коллекции документов к месту жительства, работы и отдыха читателей. Фонды библиотек формируются в соответствии с информационными потребностями потенциальных пользователей - жителей определенного населенного пункта или его части, сотрудников предприятия или организации, преподавателей и учащихся определенных учебных заведений и т. д. В фонды включают по нескольку экземпляров одного названия документа, что дает возможность пользоваться одним и тем же документом одновременно многим пользователям. Библиотеки приобретают современные электронные документы, которые, при наличии определенных технических средств, одновременно могут использовать несколько посетителей. Тем самым создаются благоприятные условия для коммуникации между пользователем и документом.

С целью ликвидации противоречий между кумулятивной и мемориальной функциями в каждом государстве формируется сеть библиотек, соответствующая потребностям и возможностям общества .

Подводя итог сказанному, отметим, что сущностные функции библиотек - коммуникационная, кумулятивная, мемориальная - не могут быть подвержены трансформации, они стабильны, даже смена общественно - экономической формации не может повлиять на них. Оставаясь неизменными, они лишь углубляют свое содержание, совершенствуются под влиянием происходящих в обществе изменений.

Сущностные функции присущи библиотекам всех типов и видов, однако реализуются по-разному, что проявляется в полноте комплектования фонда, сроках хранения документов, круге пользователей и условиях их обслуживания. Так, национальные библиотеки стремятся с наибольшей полнотой формировать фонд национальных документов и обеспечивать как можно более длительное их хранение. Непосредственному же обслуживанию пользователей в режиме выдачи документов во временное пользование ими уделяется значительно меньше внимания, чем созданию национальной библиографии, баз и банков данных, обслуживанию в удаленном режиме. Небольшие публичные библиотеки, наоборот, в своей деятельности основное внимание уделяют непосредственному обслуживанию пользователей. Библиотеки учебных заведений многих стран, формируя свои фонды, не стремятся приобрести широкий спектр разнообразных документов, а наоборот, ограничиваются узким кругом учебных изданий, но приобретают их в большом количестве. После потери актуальности для целей учебного процесса данные пособия исключаются из фонда и заменяются другими.

Организация работы библиотек с учетом их специфики и особенностей сущностных функций, а также способов снятия объективно возникающих между ними противоречий позволяет достигнуть равновесия между их выполнением, избежать возникновения конфликтных ситуаций. Понимание объективной природы противоречий, возникающих между сущностными функциями библиотек, и владение способами минимизации их отрицательных последствий будут способствовать созданию сбалансированной системы, учитывающей особенности всех этих функций, формированию оптимальной единой сети библиотек страны.

Как было отмечено выше, сущностные функции конкретизируются в большом количестве производных, обусловленных конкретными социально-политическими и экономическими условиями, текущими задачами, которые ставятся обществом перед библиотеками. Перечень производных социальных функций библиотек точно не определен. Наиболее часто в числе их специалисты называют функции: в помощь образованию, самообразованию, воспитанию, развитию науки и производства, воспитательную, гедонистическую, идеологическую, культурно - просветительную, компенсаторную, лечебную, научно - производственную, образовательную, педагогическую, познавательную, просветительную, рекреационную, учебную.

Исходя из основных направлений деятельности современных библиотек, в процессе реализации сущностных функций, по нашему мнению, можно выделить такие основные производные социальные функции:

1) содействия образованию и воспитанию,

2) информационного обеспечения научно-производственной деятельности,

3) социокультурную.

Каждая из них может выступать в качестве доминирующей по сравнению с остальными в конкретной библиотеке.

Наиболее изученной является группа функций, которые условно можно назвать педагогическими. Среди них наиболее часто упоминают образовательную, воспитательную, учебную, просветительную, в помощь образованию и самообразованию и другие

Направление деятельности, связанное с самообразованием, получило дальнейшее развитие в массовых библиотеках и заключается сейчас в предоставлении пользователям документов, содействующих дальнейшему развитию их общеобразовательных и профессиональных знаний. Данное проявление образовательной функции библиотек во многом соприкасается с деятельностью по организации досуга, которая направлена на содействие развитию индивидуальных склонностей пользователей, не связанных с их профессией (изучение иностранных языков, техническое моделирование и конструирование, кулинария, кройка и шитье, садоводство, огородничество и т.д.).

Воспитательная функция реализуется за счет формирования фонда необходимых документов и предоставления их в распоряжение учащихся и преподавателей, путем проведения различных массовых мероприятий, направленных на достижение учебно-воспитательных целей.

Изучению функций библиотек данной группы посвятили свои работы ряд специалистов. Так, А. Я. Айзенберг относит образовательную и воспитательную функции наряду с производственно - вспомогательной к числу основных социальных. Смысл образовательной функции он видит в том, что «библиотеки, содействуя различным видам образования читателей, способствуют повышению их культурного уровня, духовному обогащению человека, воспитанию научного мировоззрения, укреплению познавательного интереса». А. Н. Хропач считает, что воспитательная функция заключается в комплексном воспитательном воздействии на абонентов.

Н. Е. Добрынина в число основных функций включает просветительскую, «сутью которой является распространение знаний». Объектом просветительской деятельности библиотеки, считает Н. Е. Добрынина, являются «самые различные категории читателей, а в центре - личность с ее свободными, причем ничем не ограниченными интересами». По ее мнению, нельзя ставить знак равенства между просветительской и воспитательной функциями, «потому что вторая подразумевает формирование личности определенного типа, внушение ей тех или иных идей, привитие необходимых, с точки зрения воспитателя, качеств» и связана с «дискредитировавшим себя в нашей стране понятием «руководство чтением».

Изучая взаимодействие библиотековедения с педагогикой, В. И. Терешин неоднократно высказывался за необходимость формирования библиотечной педагогики как научной и практической дисциплины. По его мнению, библиотека является педагогической системой, и поэтому педагогическая функция - одна из основополагающих для библиотек. «Библиотека, ведущая читателей в мир информации (а информация всегда выступает как знание), к высотам культуры, к социализации личности, выполняет педагогическую функцию, охватывающую практически всю ее деятельность». Понимание педагогической функции библиотек как «ведения» детей и взрослых сформировалось в советском библиотековедении в теорию руководства чтением.

Суть деятельности современной библиотеки за редким исключением состоит не в непосредственном осуществлении процесса образования и воспитания, а в содействии ему в качестве вспомогательной структуры. Поэтому данную функцию, по нашему мнению, более целесообразно назвать функцией содействия образованию и воспитанию. Она присуща библиотекам разных типов и видов, однако реализуется ими с учетов собственных целей и задач.

Следующей наиболее часто называемой специалистами является функция содействия развитию науки и производства. В специальной литературе она еще иногда именуется следующим образом: научно-информационная, научно - производственная, производственная, информационного обеспечения науки и производства, обеспечения научно - технического прогресса, в помощь научно - техническому прогрессу, в помощь профессионально - производственной и научной работе, производственно-вспомогательная.

Задача содействия развитию науки и отдельных отраслей производства была поставлена перед советскими библиотеками еще в период индустриализации и распространялась на библиотеки всех типов. Смысл данного направления заключается в информационном обеспечении научных исследований, а также различных видов деятельности по производству промышленных товаров, сельскохозяйственной продукции, разнообразных услуг с использованием документов, содержащих необходимую для этого информацию. Библиотеки непосредственно не осуществляют производство каких бы то ни было товаров или услуг (кроме собственно библиотечных), поэтому данную функцию целесообразно назвать функцией информационного обеспечения научно-производственной деятельности. Библиотеки реализуют ее, формируя фонды документов, соответствующие целям и задачам того или иного вида деятельности, и предоставляя их в распоряжение определенных категорий читателей. Данная функция характерна для всех специальных научно - технических библиотек, фонды которых обычно весьма узко специализированы, с учетом потребности сферы деятельности предприятия и организации, структурными подразделениями которых они являются. Вузовскими библиотеками эта функция выполняется посредством содействия развитию науки, самообразованию и повышению квалификации отдельных категорий пользователей.

Для публичных библиотек она характерна в меньшей степени и реализуется наряду с другими. Библиотеками этого типа в настоящее время названная функция осуществляется путем содействия развитию мелкого и среднего бизнеса, деятельности небольших предприятий и организаций, для которых нецелесообразно содержание собственных библиотек.

Нередко, в том числе и в официальных документах, библиотеку называют учреждением культуры и среди основных ее функций выделяют культурную, культурно - просветительную, досуговую, рекреационную и другие. Так как библиотека является частью общечеловеческой культуры и в то же время представляет собой один из важнейших факторов ее развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния, то данную функцию можно определить как социокультурную. В. В. Скворцов сравнивает библиотеку с улицей с двухсторонним движением: «...в одном направлении усилиями библиотекарей поступает к читателям информация об имеющихся достижениях культуры, а в другом - движется информация о вновь созданных ее ценностях». Однако необходимо заметить, что это движение основано на выполнении библиотекой сущностных функций, обеспечивающих сбор, хранение и распространение документов, содержащих информацию о достижениях культуры разных народов.

В данном контексте культура понимается в узком смысле как отрасль деятельности по созданию и использованию определенных ценностей, реализация библиотекой данной функции осуществляется по двум направлениям. Первое из них заключается в обеспечении развития культуры необходимыми документами и характерно для публичных и отдельных видов специальных библиотек. Библиотеки учебных заведений, научно-исследовательских и производственных учреждений сферы культуры, а также собственно учреждений культуры (театров, филармоний, музеев и др.) обслуживают соответствующих специалистов. Полученная информация является основой для их профессиональной деятельности, направленной на создание новых культурных ценностей, а также на подготовку кадров, проведение научных исследований, производство материально - технических средств культуры. Публичные же библиотеки, обслуживая широкий круг пользователей, предоставляют им материалы о достижениях в различных направлениях культуры, особенно художественную литературу разных стран и народов, чем содействуют образованию и самообразованию различных категорий пользователей, самодеятельному творчеству, расширению кругозора, формированию у них определенной системы культурных ценностей.

В советский период основной в деятельности библиотек выступала идеологическая функция. Ее реализации подчинялась вся деятельность библиотек, которая направлялась в первую очередь на пропаганду «марксизма-ленинизма, политики и истории Коммунистической партии Советского Союза и Советского государства, преимуществ социалистического строя и советского образа жизни; содействие идейно - политическому... воспитанию советских граждан, формирование у них... марксистско - ленинского мировоззрения, идейной убежденности».

После ликвидации КПСС как единственной правящей партии и с началом формирования в республиках бывшего Советского Союза многопартийной системы и строительства демократического правового государства, в котором все партии, не запрещенные законом, имеют равные права на пропаганду своих взглядов, библиотеки отказались от выполнения идеологической функции. Это сыграло положительную роль в жизни общества и содействовало демократизации библиотечного дела страны.

Вместе с тем нельзя не согласиться с доводами сторонников идеологической функции о том, что она была присуща библиотекам всех эпох. Библиотеки являются частью общества и через поток документов отражают свою эпоху. Сотрудники библиотек как члены общества тоже занимают определенные идейные позиции. Однако, выполняя свои сущностные функции, библиотека не может отдавать предпочтение той или иной идеологии, даже если она признана самой правильной в определенный отрезок времени, и на этом основании пропагандировать документы, содержащие одни идеологические взгляды, и запрещать доступ к другим, ограничивая тем самым права читателей, не разделяющих господствующую точку зрения. Библиотекарь не вправе использовать свое служебное положение для формирования фонда и организации обслуживания пользователей в соответствии с личными идейными пристрастиями. Поэтому работу в данном направлении современные библиотеки должны строить в соответствии с конституционными нормами и обслуживать пользователей документами, отражающими разные партийные и мировоззренческие позиции.

Библиотекой в зависимости от ее типа и вида, как правило, реализуется одновременно несколько производных функций, однако одна из них выступает в качестве доминирующей. Так, библиотекам учебных заведений в значительно большей степени, чем другим, присуща функция содействия образованию и воспитанию. Научно-технические библиотеки промышленных предприятий и научных учреждений реализуют в своей деятельности функцию информационного обеспечения науки и производства. Для публичных библиотек более характерна культурная функция.

Производные функции трансформируются в соответствии с текущими задачами. Их реализация базируется на основе, созданной в процессе выполнения библиотекой сущностных функций.

Заключение

Библиотековедами и библиотекарями - практиками социальные функции библиотек нередко обозначались и в отдельных случаях продолжают обозначаться при помощи таких понятий, как «общественная роль библиотеки», «социальная роль библиотеки», «социальная миссия библиотеки», «цель библиотеки», «задачи библиотеки».

В советском библиотековедении эти функции традиционно изучались с точки зрения влияния конкретных социальных задач на принципы ее существования. Ученые стремились установить меру зависимости библиотечной деятельности от социальных процессов и, наоборот, возможности воздействия библиотеки на состояние общества. В 1970 - 1980-е годы официальное признание и наибольшее распространение получили идеологическая, культурно - просветительная и научно - информационная функции. Вместе с тем в этот же период Ю. Н. Столяров и А. В. Соколов начали изучение социальных функций в первую очередь с научных, а не идеологических позиций, что позволило им сформулировать принципиально новый их перечень. На современном этапе библиотековеды занялись активным поиском единственной сущностной, онтологической функции библиотеки, в качестве которой называются то информационная (В. В. Скворцов, Н. И. Тюлина, М. И. Акилина), то документно - коммуникационная (Ю. Н. Столяров).

Социальные функции обозначают роль, которую библиотека выполняет по отношению к обществу. Они дифференцируются на сущностные и производные. Сущностные социальные функции - те, которые обусловлены сущностью библиотеки как социального института, заключающейся в распространении в пространстве и во времени социально значимых документов с целью удовлетворения информационных потребностей общества. Производные социальные функции отражают стремление общества использовать сущностные возможности библиотек для решения текущих задач.

Исходя из общественного назначения библиотеки как социального института, ее сущностными функциями являются коммуникационная, кумулятивная и мемориальная. Сущностные социальные функции появились одновременно с возникновением библиотеки, и без выполнения какой бы то ни было одной из них она не может существовать как социальный институт. Вместе с тем одновременное выполнение сущностных функций ведет к возникновению объективных противоречий в деятельности библиотек.

Исходя из основных направлений деятельности современных библиотек в процессе реализации сущностных функций можно выделить следующие основные производные социальные функции: содействия образованию и воспитанию, информационного обеспечения научно - производственной деятельности и социокультурную. В зависимости от типа и вида библиотеки ею, как правило, реализуется одновременно несколько производных функций, одна из которых выступает в качестве доминирующей.

Правильное определение перечня и содержания функций библиотек в информационном обществе поможет установить основное содержание, направления, формы и методы деятельности библиотек, освободить их от не свойственных им обязанностей, разграничить их деятельность с другими родственными учреждениями, что в конечном итоге повысит эффективность и качество их работы

Список литературы

1.Библиотековедение: общий курс: учеб. - М. : Кн. палата, 2008. - С. 52-62.

2.Библиотековедческие исследования: методология и методика. - М. : Книга, 2013. - 248 с.

3.Библиотечное дело: терминологич. слов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : РГБ, 2007. - 168 с.

4.Бобылева, Н. В. Пути построения методологической модели библиотековедения // Проблемы библиотековедения, библиографоведения, книговедения. - Кишинев, 2012. - С. 20-23.

5.Бойкова О.Ф. Развитие международного сотрудничества в области библиографии // Библиотековедение и библиогр. за рубежом. 2009. Вып. 84. С. 58-70.

6.Ванеев, А. Н. Изучение и обобщение опыта библиотечной работы / А. Н. Ванеев - Л. : ГПБ, 2013. - 75 с.

7.Ванеев, А. Н. О «кризисе» и «застое» в отечественном библиотековедении // Библиотековедение. - 2006. - № 1. - С. 10-19.

8.Ванеев, А. Н. Современный уровень и перспективные проблемы методологии и методики библиотечных исследований // Проблемы повышения эффективности научных исследований в библиотеках Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 2004. - С. 30-48.

9.Карташов, Н. С. Обобщение методологического и методического опыта библиотековедения // Сов. библиотековедение. - 2008. - № 3. - С. 108-110.

10.Кирпичева, И. К. Информационные запросы специалистов и их значение для совершенствования библиотечно-библиографического обслуживания / И. К. Кирпичева. - Л. : ГПБ, 2007. - 2 с.

11.Крейденко, В. С. Библиотечные исследования: научные основы: учеб. пособие / В. С. Крейденко. - М. : Книга, 2011. - 148 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Организация библиотечного обслуживания детей в историческом контексте. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом на современном этапе. Перспективные направления работы детских библиотек мира в современном информационном пространстве.

    дипломная работа , добавлен 15.09.2013

    Исторические этапы развития немецких библиотек. Современное состояние библиотечного дела Германии. Характеристика библиотечной системы страны. Становление и развитие Германского библиотечного союза. Устав, членство, органы DBV и структура подразделений.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2013

    Традиционные формы взаимодействия библиотек и издательств при комплектовании фонда, факторы, обуславливающие их трансформацию. Проведения конкурса поставщиков новой литературы. Характеристика издательства "Эксмо" как дистрибьютера книжной продукции.

    дипломная работа , добавлен 22.04.2012

    Анализ средств массовой информации в современной России. Особенности литературно-библиографической информации: понятие и формы существования. Изучение взаимодействия библиотек и СМИ. Характеристика отношения читателей к СМИ, как к каналу получения ЛБИ.

    дипломная работа , добавлен 02.11.2010

    дипломная работа , добавлен 16.06.2012

    Особенности признаков и функций СМИ. Сущность коммуникативной, идеологической, культурно-образовательной, рекламно-справочной и рекреативной функций. Плюсы и минусы печати, радио и телевидения. Обзор печатных изданий и радиостанций Санкт-Петербурга.

    презентация , добавлен 21.06.2013

    Состояние книгораспространения в России. Рассмотрение факторов, влияющих на спрос, покупательскую способность населения и сбытовую политику предприятия. Комплектование фондов библиотек в электронной среде. Работа книжного интернет-магазина ЗАО "Фолиант".

    дипломная работа , добавлен 04.06.2014

    Серийные издания и особенности их оформления. Краткие сведения о серии книг о Гарри Поттере. Недостаток, выявленный в процессе анализа передней сторонки переплёта книг. Общее стилевое оформление титульных листов. Макет аннотированной каталожной карточки.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2015

    Радионовости как "секундная стрелка истории". Функции, обеспечивающие социальное управление обществом. Краткая характеристика главных особенностей воспитательной и эстетической функции. Радиовещание в системе современных средствах массовой информации.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2014

    Основные профессиональные качества современного библиотекаря. Особенности библиотечной риторики. Место ораторского искусства среди профессиональных качеств библиотечного специалиста. Составление памятки по ораторскому мастерству для работников библиотек.

Введение

Библиотека, культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки занимаются сбором, хранением и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой. В широком понимании библиотеки - это память человечества и самые доступные учреждения культуры для всех категорий населения. Поэтому тема контрольной работы актуальна, имеет большое практическое значение.

Объектом исследования является библиотека.

Предметом исследования является возникновение и развитие библиотеки, основные современные концепции библиотеки.

Цель исследования: определение места и роли библиотеки в развитии цивилизации и культурном становлении общества.

На пути к поставленной цели решались следующие задачи:

-отбор, анализ и оценка литературных источников;

-выборка понятий отражающий особенности развития библиотек;

-формирование выводов, заключений, библиографического списка.

При исследовании проблемы использовались следующие методы: наблюдение, осмысление, обобщение, сравнение. Работа базировалась на трудах: Горбачевский Б. «Люди, книги, библиотеки»; Егорова А. «Библиотека города Александрии - восьмое чудо света» (Новая библиотека, 2001, №3); Тупчиенко-Кадырова Л.Г. «Информатизация библиотеки: пути преобразования» (Библиотековедение, 2003, №1); «Региональные библиотеки России в зеркале цифр и информации 1998» и др.

Структура контрольной работы состоит из введения, трех разделов, четырех подразделов.

Всемирная история библиотек показана на примере Александрийской библиотеки, история библиотек России на примере Екатерининской библиотеки.

Современные концепции библиотеки развиты с учетом особенностей развития российский библиотек.

Третий раздел посвящен БГУНБ и ЦБС г. Губкина, как типичным представителям современных муниципальных библиотек.

Таким образом, проблема развития библиотек, основные современные концепции библиотеки, рассмотрены на основе исторического опыта, теории и практики современного библиотековедения.

1. Библиотека: история возникновения и развития

История древних библиотек на примере Александрийской библиотеки

Библиотеки возникли в глубокой древности. В середине VII в. до н.э. при дворце Ассирийского царя Аштурбанипала в Ниневии имелось большое собрание глиняных таблиц. Из античных библиотек наибольшую известность получили Александрийская библиотека, основанная Птолемеем, и библиотека в Пергаме, основанная в III в. до н.э. Александрийская библиотека пополнялась в течение нескольких веков и вошла в историю как самое крупное книгохранилище.

Египетские чиновники забирали в библиотеку все ввозимые в страну греческие пергаменты. Каждый корабль, прибывший в Александрию, если на нем имелись литературные произведения должен был или продать их библиотеке, или предоставить для копирования. Хранители библиотеки переписывали все попадавшиеся под руки книги, сотни грамотных рабов ежедневно трудились, переписывая и рассортировывая тысячи свитков.

Уже к первому веку до н.э. Александрийская библиотека насчитывала до 700 тысяч папирусных свитков. Среди них было целое собрание работ философов и ученых со всего мира.

Существует много легенд о гибели Александрийской библиотеки. Те сокровища, которые уцелели, послужили основой для развития интеллектуальных сообществ исламского и христианского Средневековья.

В Западной Европе в период раннего средневековья библиотеки существовали обычно при крупных монастырях и храмах.

В эпоху Возрождения число библиотек увеличивается. Это связано с развитием культуры и книгопечатания. В то время библиотеки являлись местом хранения редкостей. Их деятельность была направлена на ограждение книг и манускриптов от посетителей.

В XVII-XVIII вв. во многих странах возникают библиотеки, получившие впоследствии общенациональное, а некоторые и мировое значение.

С европейскими библиотеками XVI-XVII столетий связаны имена талантливых ученых, отдавших много сил их развитию. Один из них - француз Габриэль Ноде (1600-1653). В 1627 г. Ноде издает книгу «Советы для устройства библиотек», которая получает широкое распространение в Европе и долгое время служит настольной книгой библиотекарей.

Процесс возникновения крупных национальных и университетских библиотек продолжался и в XIX в. Со второй половины XIX века начинается организация массовых библиотек. Это вызвано увеличением потребности в квалифицированной рабочей силе.

Таким образом, Александрийская библиотека является классическим образцом развития древних библиотек.

Библиотеки в России

Первая известная библиотека в Древней Руси была основана в 1037 г. Ярославом Мудрым в Киеве.

В основном фонды монастырских библиотек состояли из книг религиозного содержания.

В начале XVIII в. в связи с петровскими реформами в Росси начинают возникать библиотеки с фондами светской и научной литературы. В 1714 г. по распоряжению Петра I создается крупная коллекция книг в Петербурге.

В дальнейшем она была передана Академии наук. В конце XVIII в. появляются платные публичные библиотеки…

Указом императрицы была создана Национальная библиотека. XVIII век развил традиции собирания книг, в результате возникла идея создания Публичной библиотеки.

Частные коллекции и книжные собрания не могли в полной мере ускорить формирование русской интеллигенции из «просвещенных дворян», способствовать наращиванию слоя образованных «государственных людей», потребность в которых ощущалась все сильней.

По замыслу Екатерины II, национальная библиотека должна была олицетворять мощь Российского государства.

Подобно «образцу знатнейших публичных библиотек» Европы, хранивших архивы национальной печати и памятники письменности, новой библиотеки предстояло стать собирательницей всех российских книг и рукописей.

Национальная библиотека России - и в этом, по словам стоящего у ее истока А.Н. Оленина, заключалась в ее «первоначальность», - была задумана и организована не только как книгохранилище, но одновременно как библиотека публичная, общедоступная.

Она ставила своей целью общественное просвещение россиян. С ее появлением открылась новая глава в истории науки, культуры и образования России. Публичная библиотека стала вторым российским университетом.

Обустройство публичной библиотеки заняло почти двадцать лет.

Формирование фонда происходило при участии Екатерины II. По ее приказанию в Петербург была доставлена книжная коллекция братьев Залуских, ставшая основой иностранного фонда Публичной библиотеки. Публичная библиотека была первой государственной библиотекой России, перед которой была поставлена цель - создать «полное собрание российских книг». Имелись ввиду все книги, изданные с самого начала книгопечатания в России, а также книги выпущенные на русском языке в чужих краях.

Таким образом, потребность древних государств в просвещении и знаниях способствовала накоплению книжных собраний при монастырях, церковных соборах и духовных учебных заведениях. В связи с развитием культуры и книгопечатания число библиотек увеличивается. В связи с увеличением потребности в квалифицированной рабочей силе начинается организация массовых библиотек.

. Основные современные концепции библиотеки

библиотека муниципальный методический научный

Сегодня библиотека - четко отлаженный механизм с десятками подразделений. В структуре библиотеки можно выделить два подразделения - технические службы и читательские службы. Технические службы связаны с внутренней деятельностью библиотеки и обеспечивают такие функции как комплектование и развитие фондов, каталогизация и хранение. Читательские службы заняты справочной деятельностью и обеспечивают доступ читателей к фондам.

Фонды современных библиотек включают рукописи, книги и прочие печатные издания, различные аудиовизуальные материалы (кинофильмы, грампластинки) и многочисленные виды электронных носителей информации (компьютерные дискеты, CD-ROMы, видеодиски). Помимо этого современная библиотека, подключенная к телекоммуникационным сетям, имеет доступ к материалам в других хранилищах.

Информатизация общества выдвигает новые теоретические и практические проблемы перед библиотекарями. Библиотека представляет собой сложную систему взаимодействия документальных, информационных материально-технических ресурсов и людей. Попытаемся рассмотреть информационную среду библиотеки в связи с внедрением новых информационных технологий. Одна из главных задач информатизации общества и библиотек - внедрение принципов, которые способствовали бы большей открытости информационных систем, росту общекультурного и духовного потенциала людей. Не менее важной является и проблема вседоступности информации. Она становится все более актуальной в связи с тем, что «сегодня даже самые большие библиотеки не могут собственными ресурсами удовлетворить весь спектр информационных потребностей».

Комплекс объектов, на которые направлена сегодня деятельность библиотеки не только расширился, но и усилились связи с ними. Это связи между библиотеками различного уровня и профиля и связи с другими культурными учреждениями и организациями.

В процессе информатизации появляются новые требования и к библиотекарю, и к читателю. Библиотекарь должен уметь обращаться с новейшими носителями информации, с базами данных, удаленными ресурсами.

В своем последнем Послании Федеральному Собранию из всей сферы культуры Президент России особо выделил библиотеки, сказав, что пора «…начать модернизацию российских библиотек».

В настоящий момент людям нужна достоверная, оперативно получаемая информация, новые практические знания. Потребность общества в этом может быть удовлетворена только через государственные общедоступные библиотеки, поскольку библиотека осталась единственным учреждением, предоставляющим доступ к культуре и информации бесплатно. В настоящее время происходит расслоение библиотек на сравнительно богатые и сравнительно бедные. На тех, кто сумел найти свое место в новых экономических условиях, на тех, кто уже активно занимается модернизацией своей деятельности.

На карте страны появились богатые, бедные и даже нищие в информационном отношении регионы. Получается, что страна информационно разобщена. Разрыв в уровне обслуживания и возможностях доступа к информации в разных регионах все усиливается. Пришло время, когда без достоверной информации библиотеки существовать не могут.

Хотя сами библиотеки нуждаются в улучшении материально-технического состояния. В укреплении кадрами, в пополнении информационных ресурсов. Библиотека осталась единственным учреждением, предоставляющим доступ к культуре и информации бесплатно.

. Библиотеки Белгородской области

Областная научная универсальная библиотека как методический центр для муниципальных библиотек Белгородской области

В Белгородской области имеется развитая сеть муниципальных массовых и специализированных библиотек. Они объединены в территориальные централизованные библиотечные системы. Насчитывается 24 такие системы.

Работа муниципальных библиотек осуществляется в условиях региональной библиотечной политики. На областном и районных уровнях утверждена программа развития библиотечного дела:

-комплектование книжных фондов;

-компьютеризация библиотек;

-создание модельных библиотек на селе;

-повышение профессионального уровня библиотечных специалистов.

Принят местный Закон «Об обязательном экземпляре документов в Белгородской области» (1997 г.)

В 2002 г. создано пять модельных библиотек. Модельная библиотека это такая библиотека, которая имеет оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов и эффективно их использует для качественного обслуживания населения.

Сегодня общедоступные библиотеки можно рассматривать как публичные центры муниципальной, правовой и социально-бытовой информации. Практически во всех центральных библиотеках открыты центры правовой и социальной информации, оснащенные электронными БД «Консультант плюс».

Белгородская государственная научная библиотека оказывает методическую помощь библиотекам области. В методической работе основное внимание уделяется вопросам организации обслуживания, расширения форм и методов информационной и массовой деятельности, внедрение в центральных районных библиотеках автоматизированных технологий и др. Сотрудники методического отдела оказывают практическую и консультационную помощь библиотекам области в форме совещаний и семинаров, школ передового опыта, выездов на места, подготовки методических пособий.

В 1991 г. в библиотеке создан отдел автоматизированных систем управления. В настоящее время на основе АС «Библиотека» созданы базы данных: «Электронный каталог», «Краеведение». Находятся в эксплуатации базы данных: «Консультант», «Медицина», англоязычные энциклопедии и др. Создан лазерный диск с базой данных по историко-художественным ценностям Белгородской области.

Таким образом библиотека является крупным информационным учреждением, методическим центром для библиотек области. Базой для развития инновационных технологий.

ЦБС г. Губкина: культурные традиции и инновационные решения

ЦБС г. Губкина участвует в реализации духовно-нравственного просвещения населения. В ЦБС разработаны и осуществляются восемь целевых программ, среди которых: «Россия: время выбора», «Экология: век XXI», «Книга и культура», «История Отечества: о прошлом для настоящего», «Чтение - дело семейное» и др. Функционируют десять клубов по интересам; школы этики, права, общения; творческие объединения «Вдохновение» и «Проба пера». Техническая база ЦБС пополнилась новым комплектом компьютерного оборудования на средства, выделенные ОАО ЛГОК.

На базе центральной детской библиотеки открыт информационный сектор по проблемам детства. Большое значение имеет изучение и сохранение традиций края, что является основой краеведческой работы.

В ЦБС действует 43 тематические картотеки, издано 128 библиографических пособий.

Были подготовлены новые информационные ресурсы. Продолжена работа по формированию своих информационных ресурсов.

Инновационная деятельность ЦБС нашла воплощение в проектах, нацеленных на реализацию практической помощи читателям в достижении ими эстетических, образовательных, информационных целей.

Таким образом, инноватика легла в основу образовательной методической деятельности ЦБС; помогла определить новые направления работы.

Заключение

Завершая контрольную работу, делаем выводы.

Александрийская библиотека является классическим образцом развития древних библиотек.

Потребность древних государств в просвещении и знаниях способствовала накоплению книжных собраний. В связи с развитием культуры и книгопечатания, число библиотек увеличивается. Начинается организация массовых библиотек, это связано с увеличением потребности в квалифицированной рабочей силы.

Хотя библиотеки нуждаются в улучшении материально-технического состояния. Она осталась единственным учреждением, предоставляющим доступ к культуре и информации бесплатно.

БГУНБ является крупным информационным учреждением, методическим центром для библиотек области.

ЦБС г. Губкина является информационным и культурно-образовательным центром. Инноватика легла в основу образовательной, методической деятельности ЦБС; помогла определить новые направления работы.

Библиографический список

1.Библиотека города Александрии - восьмое чудо света // Новая библиотека. - 2001. - №3. - С. 12-13.

2.Горбачевский, Б. Люди, книги, библиотеки/ Б. Горбачевский. - М., 1963. - 208 с.

.Муниципальные библиотеки Белгородской области в 2003 г.: Аналитический обзор/БГУНБ. - Белгород, 2004. - 99 с.

.Тупчиенко-Кадырова, Л.Г. Информатизация библиотеки: пути преобразования/ Л.Г. Тупчиенко-Кадырова // Библиотековедение. - 2003. - №1. - С. 40-46.

.Указом императрицы была создана Российская Национальная Библиотека, которая по праву считается вторым университетом России // Новая библиотека. - 2001. - №2. - С. 6-9.

Что означает слово «библиотека»?

Библиотека (греч. «место хранения книг») - это учреждение, в котором хранятся собранные произведения печати и письменности для общественного пользования, также там осуществляется справочно-библиографическая работа. Библиотеки являются неотъемлемой частью страны и нации, отражают потребность человека в накоплении и приумножении знаний, культурном и интеллектуальном развитии.

Какие бывают библиотеки?

В настоящее время существуют разные виды библиотек: национальные, региональные, публичные, специальные, а также «учебные» (университетские, институтские и школьные).

Когда появились первые библиотеки?

Первые библиотеки появились на Древнем Востоке. Самая известная древневосточная библиотека - Библиотека Ашшурбанипала в Ниневии: в ней находится собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя Ашшурбанипала. Одна из самых знаменитых античных библиотек - Александрийская: основанная в начале III века до нашей эры, в эллинистическом мире она была центром образования и науки. В её фондах находилось около 750 000 свитков. Более полутора тысяч лет назад она была разрушена: существует множество версий касательно того, как же это произошло.

Самая популярная гласит, что библиотека была сожжена во время захвата Александрии турками-османами. В начале XXI века уникальное книгохранилище, ставшее легендой, было усилиями ряда стран восстановлено. Сейчас это главная библиотека Египта, культурный центр, расположенный на берегу Средиземного моря в городе Александрия. Библиотека одновременно является мемориалом Александрийской библиотеке, утерянной в древности, и современным центром науки и образования.

В монастырях в Средние века существовали библиотеки, при которых действовали скриптории (мастерские по переписке рукописей). С изобретением Иоганном Гутенбергом в XV веке книгопечатания количество библиотек стало увеличиваться, а в Новое время, с распространением грамотности, повысилось и число посетителей библиотек.

Какая библиотека самая большая в мире?

Одной из самых больших библиотек за всю историю человечества является Библиотека Конгресса в Вашингтоне. Библиотека насчитывает более 75 миллионов наименований, включая книги, фотографии, записи, музыкальные композиции. Библиотека открылась в 1800 году с общей стоимостью книг в 5 тысяч долларов.

Какая библиотека самой большая в России?

Самой крупной библиотекой России и второй по величине библиотекой в мире (после Библиотеки Конгресса США) является Российская государственная библиотека (бывшая Библиотека имени Ленина) в Москве. Она была создана на основе Румянцевского музея. В 2008 году празднует 180-летие. Объем фонда библиотеки превышает 42 миллиона единиц хранения. Общая длина книжных полок Российской государственной библиотеки составляет около 275 километров

Какая самая большая электронная библиотека в мире?

Самой крупной электронной библиотекой на сегодняшний день является Всемирная цифровая библиотека. Её торжественное открытие состоялось 21 апреля 2009 года. Учредителем этого глобального проекта является Библиотека Конгресса США. Участниками международного проекта являются национальные книгохранилища и архивы различных стран, в том числе и России. Благодаря этой уникальной библиотеке миллионы людей по всему миру могут получить бесплатный доступ к сокровищам культуры и архивам различных стран мира на семи языках, в том числе и на русском.

Самая загадочная библиотека в истории - это легендарная библиотека Ивана Грозного, коллекция книг и документов, последним владельцем которой предположительно был Иван IV. По одной из версий, она была спрятана Грозным. Поиски библиотеки ведутся уже несколько столетий, однако она до сих пор не найдена. Есть предположение, что библиотека замурована в подземельях Кремля.

Самая высотная библиотека - космическая библиотека на борту орбитального комплекса «Мир», которая насчитывает более ста книг - от работ К. Э. Циолковского до романов И. Ильфа и Е. Петрова.

А вы знете, что...

…одна из самых старых печатных книг, доживших до наших дней, после реставрации выставлена на всеобщее обозрение в Британской библиотеке в Лондоне. Так называемая "Алмазная сутра", содержащая священный буддийский текст, была создана в мае 868 года неким Воном Цзеем.

… Абдул Кассим Исмаил - великий визирь Персии (10 век) всегда находился рядом со своей библиотекой. Если он куда-то отправлялся, то библиотека «следовала» за ним. 117 тысяч книжных томов перевозились четырехстами верблюдами. Причем книги (т. е. верблюды) располагались в алфавитном порядке.

О книгах

Единственная в мире каменная книга обнаружена в Абхазии. На 20 её каменных страницах изображены библейские сюжеты.

Со дня смерти французского императора Наполеона о нём написано уже больше 10 тысяч книг. Выходит, новое сочинение появляется каждую неделю!

Самая первая в мире газета появилась более двух тысяч лет назад. Выходила она в Риме во времена Юлия Цезаря и называлась «События дня». В газете публиковались царские приказания и объявления, а вот новостей почти не было. Переписчики размножали листок с новостями, и гонцы бесплатно развозили его знатным людям, живущим далеко от Рима. В России первая газета вышла в 1600 году. Называлась она «Куранты», что значит «вести».

Итальянец Рио Козелли собирает коллекцию самых скучных в мире книг. В ней около 10 тысяч томов. Один итальянский поэт-неудачник, узнав, что все его сочинения находятся у Козелли, чуть не покончил с собой.

Среди книг, которые были написаны или задуманы за решёткой – «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса, «Путешествие пилигрима» Джона Баньяна, «Тюремная исповедь» Оскара Уайльда, «Государь» Николо Макиавелли.

Стиль рококо, популярный в 18 веке, повлиял и на книгопечатание. Издатели стали выпускать крошечными тиражами изящные книги разнообразных форм: в виде овала, цветка, сердечка...

В среднем, покупатель книжного магазина проводит восемь секунд, глядя на переднюю обложку и 15 секунд, просматривая заднюю.

Половину всех продаваемых сегодня книг покупают люди старше 45 лет.

Самым большим словарем в мире является «Немецкий словарь», начатый Якобом и Вильгельмом Гриммами в 1854 году. Работу над словарем продолжили другие авторы, и труд был закончен в 1971 году. Объем словаря 34519 страниц, а издан он был в 33 томах!

Самой большой энциклопедией в мире является «Универсальная иллюстрированная евро-американская энциклопедия», насчитывающая 105 тысяч страниц. Ежегодное приложение, которое выходит с 1935 года, содержит 165200000 слов. В августе 1983 года энциклопедия состояла из 104 томов.

Двенадцать самых маленьких книг мира умещаются в одной столовой ложке. Среди них есть миниатюрное издание Корана, словарь английского языка на 12 тысяч слов и Конституция Франции.

Одна из самых необычных в мире книг – это «Божественная комедия» Данте, написанная на листе бумаги размером 80 на 60 см бенедиктинским монахом Габриэлем Челани. Все 14000 стихов можно легко прочесть невооруженным глазом, а если посмотреть на лист с некоторого расстояния, то видишь красочную карту Италии. На этот труд Челани потратил четыре года.

Самая большая книга на свете находится в одном из голландских музеев Амстердама. Эта книга называется «Сборник морских правил». Высота книги больше роста среднего взрослого человека, ширина - 1 метр, толщина - около полуметра.

В честь 400-летия города в Рио-де-Жанейро выпустили книгу из... нержавеющей стали. 200 листов этой книги поворачиваются вокруг стальной оси. А весит она 3 тонны!

С давних времён до нас дошла Большая китайская энциклопедия. Жаль, не вся. Сохранилось только 400 томов, всего было 11095. Только оглавление занимало 60 книжек.

Самым длинным художественным произведением является роман «Люди доброй воли» Луи Анри Жана Фаригуля. Он был опубликован в 27 томах в 1932-1946 годах. Объем романа составил 4959 страниц, а слов в нем приблизительно 2070000!

О чтении

Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.

Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.

М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.

Н. А. Рубакин прочитал 250 тысяч книг.

Т. Эдисон читал сразу 2-3 строки, запоминая текст чуть ли не страницами благодаря максимальному сосредоточению. Исследования, проведённые в США, показали, что дети, научившиеся читать к третьему классу, имеют меньше шансов попасть в тюрьму, начать принимать наркотики или не закончить школу.

Взрослые, регулярно читающие литературу, более чем в два с половиной раза склонны заниматься волонтёрской или благотворительной работой и более чем в полтора раза склонны принимать участие в спортивных мероприятиях.

Женщины покупают 68 % всех книг.

Большинство читателей теряют интерес к книге на 18 странице.

Первые библиотеки появились гораздо раньше самих книг. По всему миру эти храмы зданий служили не только, да и не столько хранилищами глиняных табличек, папирусов и пергаментов, но и настоящими центрами культурного просвещения. В исламском мире крупнейшая библиотека стала домом для изобретателей алгебры и математики, Александрия считалась главным интеллектуальным достоянием мира западного.

Библиотека Ашурбанипала

Самая старая известная в мире библиотека была основана примерно в VII веке. Книголюбивый ассирийский правитель Ашурбанипал собрал большую часть своей великой коллекции во время завоевания Вавилонии и других окрестных стран. Археологи обнаружили библиотеку только в середине XIX века и теперь остатки глиняных книг хранятся в Британском музее.

Библиотека Александрии

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. контроль над Египтом получил его бывший генерал Птолемей I Сотер. Он стремился создать новый интеллектуальный центр в городе Александрия. В результате была выстроена настоящая жемчужина древнего мира, Александрийская библиотека. На полках здесь хранилось более 500 000 свитков папируса - тексты по истории, юриспруденции, математике и науке. К сожалению, в 48 г. до н.э. Юлий Цезарь поджег гавань Александрии во время битвы против египетского правителя Птолемея XIII и библиотека сгорела дотла.

Библиотека Пергама

Библиотека Пергама была построена в 3 веке до н.э. династией Атталидов. По словам древнего летописца Плиния Старшего, Библиотека Пергама насчитывала более 200 000 свитков и конкурировала со знаменитой Александрийской библиотекой.

Библиотеки Траянского форума

Примерно в 112 г. до н.э. император Траян возвел в центре Рима прекрасный новый форум, где расположились рынки, обширные площади и религиозные храмы. Кроме того, здесь же воздвигли здание одной из самых знаменитых библиотек Римской империи. Книгохранилище делилось на две секции: в одной хранились произведения на латыни, другой предназначался для работа на греческом языке. Библиотека просуществовала более 300 лет.

Библиотека Цельса

Вообще, в Римской империи эпохи расцвета существовало около двух десятков крупных библиотек и далеко не все они располагались в столице. Около 120 г. до н.э. сын римского консула Тиберия Юлиуса Цельса Полемаина завершил строительство так называемой мемориальной библиотеки в Эфесе (современная Турция). Изысканным фасадом здания можно полюбоваться и сегодня. Сохранились также мраморная лестница, колонны и четыре статуи, представляющие Мудрость, Добродетель, Интеллект и Знание.

Императорская библиотека Константинополя

После того, как Западная Римская империя ушла в упадок, классическая греческая и римская мысль продолжали процветать в Константинополе, столице Византийской империи. Имперская библиотека города впервые появилась в IV веке, при Константине Великом. Уже в V веке коллекция книг и пергаментных свитков выросла до 120 000 экземпляров - библиотека росла до того, как армия крестоносцев в 1204 не разорила город дотла.

Дом мудрости

Иракский город Багдад когда-то был одним из мировых интеллектуальных и культурных центров. Во времена правления Аббасидов здесь был построен великий Дом Мудрости, наполненный персидскими, индийскими и греческими рукописями по математике, астрономии, науке, медицине и философии. Библиотека оставалась интеллектуальным нервным центром всего исламского мира. К сожалению, нашествие монголов в 1258 году привело к полному уничтожению уникального хранилища знаний.

Читайте также: