Актуальность данной работы обусловлена тем. Актуальность темы исследования в научной работе. Пример актуальности из курсовой работы по экономике

В повседневной жизни приходится часто слышать слова «актуальный», «актуальность»: по телевизору смотрим актуальные новости, в реферате пишем актуальность темы. Особенно важно определение этого слова для информации, которая быстро устаревает.

Основные значения термина в словарях

В словарях и энциклопедиях дано множество значений слова «актуальность», которое происходит от латинского слова actualis и переводится как «деятельный». Рассмотрим некоторые из них.

В Большой Советской Энциклопедии дано определение: «Актуальность - это важность, значительность чего-либо в настоящий момент, современность, злободневность». То есть само понятие временное, характеризует те моменты, которые волнуют людей в данное время.

В философской энциклопедии дано следующее определение слова. Актуальность - это учение, идущее от древнегреческого философа Гераклита, которому приписывают известную фразу: «Всё течёт, всё меняется». Теория основывается на том, что жизнь постоянно движется вперёд, происходит становление, и жизни без изменений не существует.

Критерий актуальности

Для своевременного изучения и решения вопроса в науке применяют специальный параметр. Критерий актуальности показывает важные в данный момент исследования и отвечает на социальный заказ общества. Он динамичный, подвижный, зависит от обстоятельств и времени.

Актуальность работы - это параметр, показывающий степень несоответствия между спросом и предложением на практические рекомендации, научные идеи в настоящий момент.

Актуальность в гештальт-терапии

В середине XX столетия возник новый метод психотерапевтического консультирования, который основывался на стремлении человека к расширению формирования сознания, принятии ответственности за происходящее с собой и актуальности. В основе терапии использовался принцип «сознательного сознания»: проживание конкретной ситуации «здесь и сейчас» и осознанное присутствие человека в таком проживании. Терапевты в гештальте работают с теми проблемами, которые волнуют пациента в данное время. Осознание и концентрация на значимом настоящем - центральные понятия теории.

Актуальность - это принцип в терапии гештальт, показывающий, что самое важное и злободневное для человека происходит всегда в настоящий момент времени и именно в данном месте, где он находится.

Актуальность в научных исследованиях

В исследованиях актуальность - это обоснование темы, то есть в работе надо ответить на вопросы: «Почему необходимо изучать и решать данную проблему?» После выдвинуть несколько тезисов, чтобы последовательность системы доказательств привела читателя к формулировке изучаемого вопроса. Обоснование актуальности темы позволяет кратко отразить, что было сделано в теории и практике учеными в аспекте заданного направления и что предстоит сделать в будущем. Она показывает важность, конкурентоспособность в решении некоторой задачи или вопроса и нужность.

Для определения актуальности научного исследования проанализируйте:

Обусловлена ли тема состоянием науки и возникновением новых исследовательских сведений и методов;

Связь выбора темы с неполным объемом материала в ранее проведенных исследованиях;

Существует ли потребность провести данное исследование в связи с современными экономическими условиями;

Проведите взаимосвязь важности темы и социальной (экономической, политической) ситуации в стране.

Термин «актуальность» используется в разных областях: искусстве, экономике, производстве и других. Актуальное произведение - то, которое отвечает на потребности общества и затрагивает волнующие вопросы. Тему, которая пользуется спросом, соответствует ключевым потребностям целевой аудитории, называют актуальной. Актуальной задачей называют ту, которую решат самой первой.

Именно актуальность выбранной темы и становится, как правило, камнем преткновение для многих студентов и поэтому мы решили попробовать помочь студентам разобраться в этом вопросе. Не секрет, что, если работа не является актуальной, то её написание не имеет никакого смысла и, как результат, не будет зачтено, или, в лучшем случае, будет оценена не самой высокой оценкой. Говоря научным языком, актуальность любой выбранной темы при написании студентом курсовой работы определяет, с одной стороны, более конкретизированное и детальное изучение того или иного раздела данной учебной дисциплины, а с другой, и это само по себе не менее важно, необходимость активизации процесса обучения и увеличение эффективности и результативности работы студента самостоятельно.

Так как же правильно сформулировать и, главное, аргументировать актуальность выбранной вами темы научной курсовой работы? Ну, во-первых, не следует начинать издалека, с общих размытых фраз, которые ничего общего не имеют с необходимостью изучать данный вопрос вообще и закончить словами «…именно этим и объясняется актуальность». Более логичным будет начать словами «Актуальность выбранной темы исследования обусловлена….» и далее кратко и лаконично пояснить, почему именно изучение выбранного вопроса или проблемы важно на современном этапе развития данной научной дисциплины. Во-вторых, и это очень важно, актуальность должна быть чётко и научно обоснована, а это, в свою очередь, означает, что студенту, как автору работы нужно в одном небольшом абзаце изложить, в чём именно, по его мнению, заключается актуальность, а именно важность и своевременность избранной им темы.

Актуальность легко обосновать непосредственным анализом существующей на данный момент ситуации в развитии изучаемой отрасли науки и очевидной необходимостью дальнейшего более глубокого и подробного изучения того или иного её направления. Следует так же обратить особое внимание на видимое отсутствие или недостаток необходимой научной информации или приёмов и способов, которые требуются для решения или анализа конкретного аспекта. Кроме того, мы рекомендуем рассматривать избранную тему в контексте социально-политической либо экономической ситуации в стране, исходя из того, по теме какой дисциплины вы пишите курсовую работу. Не лишним, по нашему мнению, будет так же указать, каким именно образом дальнейшее и более углублённое изучение конкретной темы или вопроса сможет повлиять изменение ситуации в лучшую сторону не только в рамках определённой научной дисциплины, но и в жизни общества или определённой общественной группы в целом.

Но, если, не смотря на всё написанное выше, у студента все же возникают вопросы по поводу того, как сформулировать и обосновать актуальность курсовой работы, то рекомендуем ему обратить особое внимание на следующие советы.

Сначала следует определить и обосновать важность изучаемой проблемы в сравнении с другими тематическими направлениями. Затем сформулировать и оценить необходимость ее дальнейшего исследования для данной отрасли науки и, возможно, общества в целом.

Формулировку актуальности работы можно начать, как уже было упомянуто выше, такими словами: «актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что на данный момент...». Или, как вариант, вначале упомянуть все, на ваш взгляд, важные аргументы и факты, и подытожить, указав, что: «вышеупомянутым и обоснована актуальность выбранной темы».

Следует отметить, что при аргументации актуальности выбранной темы курсовой работы, как и при написании всей курсовой работы в целом, особенно высоко ценится собственное мнение автора, его взгляды и умозаключения, и, его личное видение важности исследуемых проблем. Поскольку очевиден тот факт, что если автор хорошо и досконально изучил и проанализировал все особенности рассматриваемого им материала, то с лёгкостью сможет высветить и ответить на все теоретические и практические вопросы по теме своего научного исследования.

Не следует делать объяснение важности темы обширным по своему размеру, оно должно составлять не больше 6-7 предложений, чего будет вполне достаточно, что бы раскрыть значимость исследуемого вопроса и упомянуть все главные факты, которые позволят рассматривать избранную тему как актуальную. Но помните, что обоснование актуальности не должно быть и слишком коротким. Изучив его, читающий или проверяющий курсовую работу, должен удостовериться в том, что тема действительно является актуальной и что ее дальнейшее исследование может принести практическую пользу. Важно так же отметить, что значимость, то есть актуальность, исследуемой темы необходимо объяснять и аргументируется, как правило, до того, как определяются цели и задачи.

Ну и в завершении хотелось бы напомнить, что любой элемент курсовой работы должен быть в итоге законченным в смысловом и грамматическом отношении фрагментом, все предложения и идеи должны быть логически построены и взаимосвязаны.

Проблема актуальности проекта волнует не только студентов и школьников, но и их наставников. Рассмотрим некоторые рекомендации, соблюдение которых позволит создавать востребованные и интересные проектные работы.

Специфика проектов

Оценка их масштабности осуществляется по таким показателям:

  • численность организаций (групп, людей), которые смогут использовать результаты проведенного проекта;
  • востребованность материала в кадровых ресурсах, его временные затраты;
  • финансовые ресурсы, необходимые для реализации поставленной в работе цели;
  • сложность проекта по формам создания, структуре, отчетности;
  • продолжительность и регионы исполнения.

Классификация

Обоснование актуальности проекта предполагает выделение различных вариантов деятельности.

  1. Микропроекты направлены на предоставление собственной инициативы окружающим в поисках их признания. Для их реализации необязательно внешнее финансирование, специальное оборудование. Его можно считать микросоциальным действием, но, в случае необходимости, рамки микроисследования можно расширить.
  2. Малые проекты предусматривают значительное число потребителей, они легки в управлении, не нуждаются в серьезном финансировании. Их особенность заключается в том, что составление допускает некоторые упрощения в ходе исследования и реализации.
  3. Мегапроекты - это целевые программы, которые состоят из нескольких взаимосвязанных проектов. Особенность их заключается в масштабах исполнителей, а также в проведении мониторинга исследований.

Алгоритм создания социального проекта

Рассмотрим актуальность социального проекта, а также последовательность его составления. Для начала важно провести мониторинг общественного мнения. Далее осуществляется определение социальной проблемы, она подробно описывается.

Следующим этапом будет выявление цели работы, а также постановка задач проекта. Далее осуществляется возможность применения готового материала в других регионах, составляется план деятельности, рабочий график, бюджет проекта.

Ответственным и важным элементом в проектной работе является распределение основных обязанностей между участниками группы. Актуальность проекта связана с подбором определенных ресурсов, источников для проведения работы, продумыванием бюджета.

Для того чтобы доказать важность и значимость материала, важно продумать общественную защиту, провести среди слушателей социологический опрос, по итогам которого можно будет оценить эффективность проделанной работы.

Проектная деятельность в образовательных учреждениях

Рассмотрим актуальность метода проектов в детских садах. В рамках новых федеральных стандартов, внедренных в систему отечественного дошкольного образования, проектной деятельностью занимаются не только дети, но и их наставники. Прежде чем приступать к разработке плана мероприятий, педагог продумывает актуальность проекта, возможность трансляции опыта в другие образовательные учреждения.

Вариант проекта в ДОУ

Как воспитателю подобрать такой материал, чтобы актуальность проекта не вызывала сомнений? Например, неоспорима важность работы, направленной на укрепление физического и психического здоровья подрастающего поколения россиян. Какова актуальность проекта в детском саду, связанного с закаливанием? Попробуем вместе найти ответ на поставленный вопрос. Актуальность проекта «Закаливание как шаг к здоровью»:

  • основы жизни закладываются в детстве, поэтому так важно вести оздоровительную работу с дошкольниками;
  • здоровые дети легче адаптируются к условиям школы, требованиям жизни в обществе.

Для формирования здорового и активного ребенка педагоги в детских садах разрабатывают специальные программы закаливания.

Актуальность творческого проекта такого вида не вызывает сомнений. Именно здоровье является основополагающим условием для противостояния маленького человека неблагоприятным климатическим условиям.

Невозможно вести речь о полноценном развитии малышей без введения в детских дошкольных учреждениях процедур по закаливанию. Его считают важнейшей составной частью физического воспитания подрастающего поколения россиян.

Целью закаливания является повышение сопротивляемости организма малышей к неблагоприятным природным факторам, уменьшение числа простудных заболеваний среди дошкольников.

Задачи проекта:

  • разработка и доказательство эффективности методики осуществления закаливания как средства укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста;
  • демонстрация возможностей укрепления здоровья и профилактики простудных заболеваний посредством проведения разнообразных закаливающих процедур;
  • разработка программы оздоровления воспитанников путем закаливания;
  • привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
  • снижение заболеваемости в каждой отдельной группе.

Использование закаливающих методик поспособствует снижению заболеваемости дошкольников, станет стимулом для ведения детьми здорового образа жизни и в дальнейшем.

Участниками данного проекта являются ребята старшей группы, их родители, воспитатель. Продолжительность закаливания предполагается в течение учебного года (с сентября по июнь).

Ожидаемые результаты

Выделим те моменты, которые будут свидетельствовать о результативности внедрения данного проекта:

  • понижение численности респираторных заболеваний у детей старшей группы ДОУ;
  • увеличение заинтересованности сотрудников детского сада, а также родителей дошкольников в укреплении здоровья малышей;
  • повышение внимания со стороны родителей к вопросам рационального (здорового) питания, закаливания.

Заключение

Проектная деятельность в настоящее время является актуальной и значимой в сфере образования. После проведения серьезного реформирования отечественной системы образования в дошкольных учреждениях активное внимание педагоги стали уделять проектной и исследовательской деятельности.

Чтобы планируемые в рамках подобной деятельности мероприятия были эффективными, важно уделить особое внимание актуальности создаваемого проекта. Тот вопрос, который будет составлять его основу, должен быть подтвержден авторитетными научными источниками.

Какие основные моменты важно учитывать, начиная работу над педагогическим проектом? Помимо актуальности, у любой проектной работы должна быть сформулирована четкая цель, выявлены задачи, выдвинута гипотеза исследования. Обязательным этапом в подобной деятельности станет и определение предполагаемых результатов внедряемого проекта.

Каждая курсовая работа, а уж тем более, дипломная работа представляет собой важнейший элемент обучения студента. Полноценное раскрытие темы не представляется возможным без формулировки актуальности курсовой или дипломной работы.

При ответственном подходе к написанию курсовой работы важно уделить особое внимание написанию введения. Формулировка актуальности темы курсовой позволяет работе стать научно обоснованным исследованием теоретического или практического характера, в зависимости от темы.

Если в курсовой работе отсутствует актуальность, то курсовая теряет свой смысл и, соответственно, такая работа зачтена не будет. Что касается дипломной работы, то без актуальности она не должна быть допущена к защите.

Актуальность темы курсовой – это обоснование причин, по которым была выбрана та или иная тема, а также формулировка степени важности темы в данный момент, для данной науки ит.п.

Впервые с необходимостью обдумать актуальность студент сталкивается еще в процессе выбора темы курсовой работы. Объем актуальности темы курсовой работы не должен быть слишком большим и, обычно, не должен превышать половину страницы .

Характеристика актуальности темы курсовой работы предполагает процедуру обоснования. Актуальность в курсовой должна быть четкой, лаконичной и строго соотноситься с заявленной тематикой.

Процесс формулирования актуальности темы курсовой работы построен на следующем:

  • Изучение литературы по выбранной тематике;
  • Чтение свежих научных статей по тематики курсовой работы;
  • Выделение ключевых факторов, которые позволяют теме курсовой оставаться интересной в рамках науки;
  • Сформулировать актуальность темы курсовой

Помочь в формулировке актуальности темы курсовой может изучение введения в тех литературных источниках, которые отобраны для работы над темой исследования.

Ниже приведены несколько примеров формулировки актуальности в курсовой работе.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что предпринимательские договоры, как и вообще предпринимательская деятельность, подчинены действию норм публичного и частного права. Поэтому попытки изучать их, ориентируясь лишь на положения цивилистики, оказываются односторонними и не позволяют получить о них полного представления. Кроме того, постоянно меняющаяся нормативно-правовая база предпринимательских договоров требует постоянного изучения и совершенствования.

Начинать формулировку актуальности не обязательно с фразы "актуальность темы курсовой обусловлена...". Можно построить первое предложение иначе, например как в образце приведенном ниже:

В современных российских условиях управление системой здравоохранения остается одной из проблемных областей. В настоящее время продолжается поиск эффективных моделей отечественного здравоохранения, главными действующими лицами которого являются органы управления здравоохранением и медицинские организации. Исходя из этого, необходимо создание системы эффективного государственного управления в сфере здравоохранения. Совокупность вышеперечисленных факторов и является основанием для того, чтобы считать выбранную тему курсовой работы актуальной в современных условиях.

Особенности формулировки актуальности темы дипломной работы

Актуальность темы дипломной базируется на необходимости кратко сформулировать причины выбора именно данной темы и даче характеристики особенностей процессов и явлений, которые актуализируют выбор темы.

Актуальность дипломной работы – это обоснования важности или необходимости проведения исследования в том или ином направлении.

Важно не забывать, что в дипломной работе осуществляется обоснование актуальности темы, а не целой области, связанной с темой работы.

В отличие от актуальности темы курсовой, актуальность дипломной работы может достигать одной двух страниц.

Теперь обратимся к тому, что значит обосновать тему дипломной работы. Это, прежде всего, значит, что необходимо привести подкреплённые доказательствами весомые доводы в пользу выбора темы исследования. Несомненно, актуальность темы дипломной работы можно смело назвать обоснованной, если найдены убедительные аргументы, свидетельствующие о том, что данная тема не только важна современности, но и является двигателем и ключевым фактором, без которого невозможна эволюция тех или иных процессов, в той или иной сфере.

В разработке актуальности дипломной работы поможет изучение введение в тех литературных источниках, которые отобраны для работы над темой исследования.

В обосновании актуальности научного направления поможет чтение газетных статей, обращение к выступлениям политических деятелей, учёных и практиков, знакомство с нормативными документами и т.д. и т.п.

Актуальность темы дипломной требует от студента умения сконцентрироваться на теме исследования и выделить ключевые аспекты, а именно те, которые важны здесь и сейчас.

Процесс формулировки актуальности дипломной работы основан на следующих аспектах:

  1. Для того, чтобы корректно сформулировать актуальность дипломной необходимо, в первую очередь, изучить проблемные области в рамках изучаемой тематики;
  2. Следующим шагом должно стать включение факта нааличия проблем в исследуемой сфере и подтверждения тому в рамках современных тенденций и процессов;
  3. Финальным этапом формулировки актуальности темы дипломной работы являться обоснование того, почему та или иная проблема включена в дипломный проект.

В качестве примера приведем актуальность к дипломной работе на тему "Преодоление физического недоразвития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования"

Актуальность темы дипломного исследования обусловлена тем, что современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности. Данный аспект напрямую связан с проблемой ЗПР у детей дошкольного возраста. Важно подчеркнуть, что проблема ЗПР является одной из актуальных не только в дефектологии, но и в общей педагогике, так как теснейшим образом связана с проблемой школьной неуспеваемости.
Дети с задержкой психического развития – это многочисленная и разнородная по своему составу категория. Определенная группа детей имеет негрубые нарушения со стороны ЦНС, вследствие ее раннего органического поражения. У другой группы детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС.
Зачастую диагностика эмоциональных особенностей детей с ЗПР оказывается второстепенной задачей. Тем не менее, при наличии базисного дефекта, имеющего органическое происхождение, неблагоприятные социально – психологические условия воспитания недостатки сформированности эмоционально – волевой сферы способствуют закреплению дезадаптивных форм поведения этой категории детей. Именно поэтому повышение уровня социальной адаптации дошкольников с ЗПР должно являться одной из задач коррекционно-педагогической работы в ДОУ.

В качестве итога необходимо выделить важный момент: многословие, путаная логика, повторы – вот злейшие враги формулировки актуальности как диплома, так и курсовой. Именно по этой причине к формулировке актуальности необходимо подходить максимально ответственно. Прежде чем выбирать тему дипломной или курсовой, рекомендуется, по возможности, изучить, насколько она важна в современных условиях и как отражается её эволюция в научном процессе.

Актуальность темы курсовой работы – это степень важности исследования, научной работы на современном этапе.

В данной части Введения необходимо сформулировать суть проблемной ситуации, научную или прикладную значимость избранной темы исследования, её своевременность. Приводятся соответствующие аргументы, ссылаясь при этом на примеры из юридической практики, на статистические данные, на мнения авторитетных лиц, государственных органов и т.д. При этом ссылки могут быть на различные источники – научные исследования (монографии, журналы), печатные и электронные средства массовой информации и др.

Обоснование актуальности выбранной темы курсовой работы предполагает:

1. четкое понимание сущности выбранной темы;

2. изучение соответствующей литературы;

3. раскрытие в работе теоретического и практического значения проводимого исследования.

Языковое оформление письменного текста может включать следующие конструкции: работа посвящена актуальной теме…; актуальность темы обусловлена…, актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна и т.п.).

Освещение актуальности должно быть в пределах 1-1,5 страниц.

2. Степень теоретической исследованности темы . В этой части введения следует сообщить о состоянии разработанности выбранной темы. Конечная цель – показать, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке.

Очень часто при выполнении данного раздела введения используется следующий прием: в тексте указывается инициалы и фамилия ученого, затем кратко сообщается направление произведенного им исследования по данному вопросу, а в сноске дается наименование его труда, где это направление нашло отражение.

3. Объект и предмет исследования.

Объектом курсовой работы является процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования – это конкретный компонент (элемент) или свойства объекта исследования, который представляет непосредственный интерес для исследователя. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Необходимо помнить, что объектом исследования науки являются общественные отношения, порождаемые в процессе правового регулирования одноименной отрасли права, в данном случае – гражданского права.

Например, гражданско-правовое положение физического лица если является объектом изучения, то конкретные его компоненты (элементы, части) – предметом. Это могут быть такие элементы объекта «Дееспособность физического лица», «Институт опеки и попечительства в гражданском праве», «Объявление гражданина умершим» и т.п.

Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы. Иными словами, объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и особенное (или особенное и единичное).

Объем данного раздела, как правило, невелик. Обычно определения объекта и предмета укладываются в одно-два предложения. Но сначала определяется объект, затем – предмет.

3. Цель исследования. Цель исследования – это прогнозируемый, предполагаемый (мысленно моделируемый) будущий результат курсового анализа. Цель отвечает на вопрос: ЧТО желает автор достичь своим исследованием: проанализировать, охарактеризовать, доказать, обосновать, выявить особенности, впервые рассмотреть, расширить область знания о предмете исследования, подтвердить ту или иную гипотезу и т.д. Цель работы отражается в названии темы и определении предмета исследования.

4. Задачи исследования. Задачи исследования - это краткое описание действий, которые необходимо выполнить для достижения, намеченного в цели результата.

Если цель – это стратегия исследования, то задачи – тактика исследования. Задачи отражают собой структуру исследования (эта структура отражена в разделе курсовой работы «Содержание». По сути дела, наименование глав и, особенно, параграфов работы, выстроенные логически последовательно в соответствии с целью исследования, и есть формулировка исследовательских задач. При определении задач исследования, как правило, используются следующие обороты: «Исходя из указанной цели исследования (курсовой работы), его основными задачами являются: 1) изучить (исследовать, проанализировать и т.п.) …, 2) выявить (обозначить, разграничить и т.п.) …, 3) обосновать (доказать и т.п.) …, 4) разработать …, 5) сравнить (провести сравнительную характеристику) … и т.д.»

Так, например, если темой курсовой работы является «Дееспособность физического лица».

«Целью курсовой работы является изучить дееспособность физического лица.

В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие исследовательские задачи:

Определить понятие и содержание «дееспособности граждан»;

Рассмотреть дееспособность как элемент гражданской правосубъектности;

Проанализировать особенности частичной дееспособности несовершеннолетних от 6 до 14 лет;

Охарактеризовать частичную (неполную) дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

Раскрыть недееспособность граждан и признание гражданина ограниченно недееспособным».

Цели и задачи должны быть сформулированы чётко, лаконично, конкретно и понятно.

5. Методы исследования. Обязательным элементом введения является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в достижении задач, поставленных в курсовой работе. Под термином «метод» в самом широком смысле слова понимается «путь к чему-либо» 1 . Метод - это система правил, принципов познания; представляя собой определенную последовательность действий, приемов и операций, необходимых для получения научных результатов 2 .

Методы исследования можно классифицировать по следующим группам:

Логические методы: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, моделирование, сравнение, аналогия.

Общенаучные методы: исторический метод, системный метод (и его элементы: системно-структурный и структурно-функциональный), метод конкретно-социологических исследований, математический метод, статистический метод, сравнительный метод (метод сравнительных исследований), формально-логический метод.

Специальные (частнонаучные) методы. Это методы, которые свойственны той или иной отдельно взятой научной дисциплине или группе наук, имеющих одинаковый или схожий объекты познания.

Применительно к отраслевым юридическим дисциплинам к таким методам относятся историко-правовой, сравнительно-правовой, метод толкования права (и договора), технико-юридический метод (метод юридической техники), сравнительно-правовой метод (метод юридической компаративистики).

Студенту необходимо ознакомиться с содержанием и особенностями применения названных методов в соответствующей учебной и специальной научной литературе.

В заключение введения желательно раскрыть структуру курсовой работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов, примерно в таком виде: «По своей структуре курсовая работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников».

Если в работе имеются различного рода приложения, то наличие этих приложений (включая их количество) также указываются.

Таким образом, Введение посвящено обоснованию выбранной темы, постановке целей и задач исследования, определению объекта, предмета и методов исследования.

В основной части работы раскрываются поставленные вопросы. Каждый вопрос должен включать вводную, описательную и заключительную части.

Основная часть курсовой работы излагается в соответствии с оглавлением (планом). Изложение всех вопросов в курсовой работе должно быть самостоятельным, последовательным, взаимосвязанным и строго выдержанным в соответствии с названиями глав, указанными в содержании. Приводимые материалы в параграфах должны быть логически взаимосвязаны, каждый последующий материал должен являться продолжением предыдущего и вытекать из его приведенных положений, рекомендаций, выводов. Фразы, формулировки необходимо строить точными, простыми и грамотными. Не следует допускать повторений одинаковых слов, словосочетаний, оборотов речи. После каждого параграфа необходимо формулировать краткие выводы.

Глава 1 - содержит описание проблемы, вводит в саму проблему, описывает состояние в теории исследования на эту тему. При ее написании целесообразно использовать исторические аспекты и возможность применения опыта зарубежных стран по вопросам рассматриваемой темы.

Глава 2 и последующие - содержат подробный анализ предмета исследования и описание его основных параметров и характеристик.

В основной части работы необходимо отразить использование источников. При этом не допускается переписывание текста из учебников или другой литературы. Должна быть произведена творческая обработка материала. Важнейшие теоретические положения темы излагаются своими словами и при необходимости подкрепляются цитатами. Цитаты оформляются в соответствии с библиографическими правилами и сопровождаются постраничными ссылками на используемый источник с указанием страниц.

При работе с литературой рекомендуется находить проблемные ситуации, противоречивые взгляды. Различные позиции авторов желательно отразить в содержании работы, изложить аргументы в их критику и поддержку. После анализа точек зрения о дискуссионных вопросах рекомендуется изложить и собственную позицию.

За основной частью работы следует заключение. Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы. В нем подводятся итоги работы в целом, приводятся четко сформулированные выводы и предложения из всех глав курсовой работы. Выводы и предложения должны быть емкими по содержанию и краткими по форме, обоснованы и подтверждены соответствующими аргументами и фактами.

Заключение и введение составляются, как правило, в конце работы, когда автор хорошо ориентируется в исследуемой проблеме и может кратко, обоснованно подвести итоги исследования. Хорошо написанное введение и заключение дают четкое представление о полноте, глубине, качестве проведенного исследования, круге рассматриваемых вопросов, методах и результатах исследования.

Примерный объем заключения не превышает 1,5-2 страницы.

Список использованных источников и литературы – элемент библиографического аппарата, который составляет одну из существенных частей курсовой работы. Он помещается после заключения и должен содержать библиографическое описание источников, использованных при выполнении курсовой работы. В список должны быть включены только те источники, которые действительно использовались автором и на которые есть ссылки в тексте работы.

После библиографического списка курсовая работа может содержать приложения . Они оформляются в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем, анкет, справок и др. Приложения не являются обязательным элементом структуры курсовой работы.

Требования к оформлению текста курсовой работы

Курсовая работа оформляется в соответствии с существующими требованиями ГОСТ.

Общий объем курсовой работы должен составлять 30-40 страниц машинописного текста. Рекомендуемые объемы введения и заключения 2-3 страницы.

Работа выполняется на белых листах бумаги формата А4 (210-297) с одной стороны компьютерным набором через 1,5 интервал, шрифт Times New Roman Cyr, 14 -го кегля. Курсив и подчеркивание в работе не допускаются. Названия глав и параграфов выделяются полужирным (жирным) шрифтом. Размеры полей: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм; размер абзацного отступа - 1,25 см.

Нумерация всех страниц работы должна быть сквозной, порядковой, начиная с титульного листа и заканчивая списком использованных источников и приложений включительно. Титульный лист - первая страница работы, но номер страницы на нем не проставляется. Нумерация страницначинается с оглавления, которое обозначается цифрой 2 . Далее весь последующий объем работы нумеруются по порядку до последней страницы. Номер страницы проставляется арабскими цифрами сверху по центру страницы без точки в конце.

Основную часть курсовой работы следует делить на главы (разделы) и параграфы. Параграфы, при необходимости, могут делиться на пункты и подпункты. При делении текста работы на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый из них содержал законченную информацию.

Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация глав начинается с новой страницы с абзацного отступа. Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер самого параграфа, разделенные точкой (1.1., 1.2., 1.3. и т. д.). Номер подпункта включает номер главы, параграфа и порядковый номер пункта, разделенные точкой (1.1.1., 1.1.2., 1.1.3. и т. д.).

Названия всех структурных частей и параграфов в тексте курсовой работы должны иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в содержании.

Название каждой структурной части (заголовки) пишут прописными буквами, выделяют жирным шрифтом и располагают по центру.

Названия параграфов начинают с прописной буквы, остальные буквы должны быть строчными. Названия параграфов также выделяют жирным шрифтом, располагают по левому краю с абзацным отступом от начала строки.

Не допускается перенос слов в заголовках глав, параграфов и пунктов. Точку в конце заголовка не ставят. Название не подчеркивают. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Каждый раздел работы (включая введение, каждую из глав, заключение, список использованных источников, приложения) следует начинать с новой страницы. Параграфы на отдельные страницы работы не выносятся.

На странице, где приводится заголовок параграфа и пункта, должно располагаться не менее двух строк последующего текста; в противном случае заголовок параграфа и пункта и текст начинают со следующей страницы.

Сноски являются обязательными элементами работы, используются для сообщения точных сведений об использованных источниках. Сносками сопровождаются не только цитаты, которые выделяются кавычками, но и любое заимствованное из литературы или материалов положение (например, цифровой и иной не общеизвестный материал других авторов, при упоминании точек зрения на рассматриваемую проблему тех или иных авторов и др.) При этом допускается изложение используемого материала в собственной редакции, но с соблюдением смыслового содержания. Ссылка оформляется непосредственно в тексте работы в виде соответствующей цифры по окончании смысловой единицы текста (в конце предложения (группы предложений) или в конце цитаты, к которым ссылка относится).

Подстрочные ссылки отделяются от основного текста сплошной чертой шириной около 1/3 размера страницы, печатаются с абзацного отступа через 1 интервал и нумеруются арабской цифрой, на каждой странице начиная с цифры 1 (постраничная нумерация). Допускается сквозная нумерация ссылок. Знак сноски размещается вверху строки. В тексте знак сноски в виде соответствующей цифры должен стоять в конце предложения (группы предложений) или в конце цитаты, к которым ссылка относится.

Например:

1 Зенин И.А. Гражданское право: учебник. - М., 2008. – С. 231.

2 Решетина Е. Н. Проблемы гражданско-правовой ответственности // Российская юстиция. - 2012. - № 4. - С. 64-66.

При нескольких ссылках на одну и ту же работу полное описание дается лишь в первой ссылке, а в последующих приводится фамилия и инициалы автора, заглавие произведения и номер страницы. Длинные заглавия сокращаются, опущенные слова заменяются многоточием.

1 Зенин И. А. Гражданское право: Учебник. - М., 2011. - С. 54.

2 Зенин И. А. Указ.соч. - С. 54.

1 Свирков С. А. Квалификация договора энергоснабжения на современном этапе развития отношений в электроэнергетике // Цивилист. - 2012. - № 1. - С. 50.

2 Свирков С. А. Квалификация договора энергоснабжения на современном этапе развития отношений в электроэнергетике. - С. 50.

1 О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2, п. 1.

2 О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2. п. 2.

При ссылке на один документ на одной странице в повторной ссылке приводят слова «Там же» и соответствующие новые страницы. Если страницы повторной ссылки совпадают со страницами предшествующей, то их опускают.

1 Сергеев А. П. Гражданское право: учебник. М., 2009. С. 98.

3 там же. С.112.

Список использованных источников и литературы формируется из трех частей:

    списка нормативных правовых актов,

    списка литературы;

    списка материалов правоприменительной практики.

Раздел «Нормативные правовые акты» строится по двум критериям: по юридической силе и в хронологическом порядке.

Необходимо соблюдать следующую строгую последовательность перечисления нормативных правовых актов:

    Международные нормативные правовые акты, ратифицированные РФ;

    Конституция Российской Федерации;

    Федеральные Законы Российской Федерации;

    Законы Российской Федерации;

    Указы Президента Российской Федерации;

    Акты Правительства Российской Федерации;

    Акты министерств и ведомств федеральных органов государственной власти;

    Решения иных государственных органов.

Библиографическое описание документа, книги и любого другого материала, использованного при подготовке научно-исследовательской работы – это совокупность библиографических сведений об источнике (документе), приведенных по установленным правилам, дающая возможность получить представление о самом источнике, его содержании, назначении, объеме и т.д.

В число обязательных элементов библиографического описаниявходят:

    при указании книг (учебника, монографии, учебного пособия и др.): фамилия и инициалы автора (авторов), заглавие (название), место издания, издательство, год выпуска, количество страниц;

    при указании статьи, тезисов из сборника, книги или журнала включает: фамилия и инициалы автора (авторов), заглавие (название)статьи и после двойной косой черты - название журнала, год выпуска, номер журнала, номера страниц;

    при указании нормативных правовых актов и материалов правоприменительной практики: полное название акта, вид документа, дата его принятия, номер, а также данные об официальном источнике, где опубликован.

Описание материала из Интернет-источника включает все обязательные элементы описания, включая электронный адрес.

Образец библиографического описания источников и литературы см. в Приложении 3.

Оформленная курсовая работа должна быть сброшюрована и иметь обложку.



Читайте также: