Анализ «Гобсека» Бальзака. Бальзак "Гобсек": подробный анализ повести и главного героя Краткое содержание романа гобсек

Образ Гобсека в творчестве Бальзака – образ огромной обобщающей силы.

– Узнаёте ли вы персонажи нашей классической литературы? Назови их и произведения, авторов.

– Что объединяет эти образы?

    «И стал он рассказывать, какая она злая, капризная, что стоит только одним днём просрочить заклад, и пропала вещь, а процентов по пяти и даже по семи берёт в месяц и т. д.»
    (Алёна Ивановна, старуха-процентщица, Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)

    «И в самом деле, после него незачем было мести улицу: случилось проезжему офицеру потерять шпору, шпора эта мигом отправлялась в известную кучу; если баба, как-нибудь зазевавшись у колодца, позабывала ведро, он утаскивал и ведро. Впрочем, когда приметивший мужик уличал его тут же, он не спорил и отдавал похищенную вещь; но если только она попадала в кучу, тогда всё кончено: он божился, что вещь его, куплена им тогда-то, у того-то или досталась от деда. В комнате своей он подымал с пола всё, что ни видел: сургучик, лоскуток бумажки, пёрышко, и всё это клал на бюро или на окошко».
    (Плюшкин, Н.В. Гоголь «Мёртвые души»)

    Весь день минуты ждал, когда сойду
    В подвал мой тайный, к верным сундукам.
    Счастливый день! Могу сегодня я
    В шестой сундук (в сундук ещё неполный)
    Горсть золота накопленного всыпать.
    Не много, кажется, но понемногу
    Сокровища растут… (Барон, А.С. Пушкин «Скупой рыцарь»)

– Все персонажи поклоняются власти денег, и это поклонение уничтожило их «живую душу». Нельзя не воскликнуть, наблюдая за ними:

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком».

Вопрос-завязка:

«Бытует мнение, что в золоте сосредоточены все силы человечества, что человек везде одинаков: везде идёт борьба между бедными и богатыми. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили».

Согласны ли вы с подобным утверждением?

Учитель:

В небольшой повести О.Бальзака «Гобсек» (1830) возникает гротескная, уродливая фигура истинного хозяина жизни, образ огромной обобщающей силы: ростовщик, делатель денег из денег. Образ Гобсека гораздо глубже выше упомянутых героев Гоголя, Пушкина и Достоевского.

Бальзак был по природе монархистом. Он всю жизнь мечтал стать представителем аристократического общества и ненавидел буржуазию за её косность и жажду денег. Но прежде всего Бальзак был гениальным писателем, поэтому талант заставил его правдиво и всесторонне показать представителей различных слоёв населения.

Элементы философского пессимизма Бальзака как раз и основываются на непоколебимой истинности мыслей Гобсека о буржуазном обществе. Конечно, эмоциональное отношение к таким выводам принципиально различно: то, что заставляет неизбывно страдать писателя, служит основой деятельности удачливого ростовщика.

В роли обличителя несправедливого общества Гобсек прав. Он прямо утверждает, что государство в обществе личного интереса на откупе у состоятельной его части: «Для охраны своего добра богачи избрали трибуналы, судей, гильотину…»

Знатные господа нисколько не отличаются от буржуа своей продажностью, эгоизмом, полным отсутствием нравственных устоев и гражданских добродетелей. Жажда стяжательства «заставляет их пристойным образом красть миллионы, продавать свою родину.

Карты, болтовня об искусстве, фривольные интриги, игра в политику, обжорство и похвальба коляской, лошадью, пикантной связью… «Безумцы да больные люди», «дураки», «простофили», «олухи» составляют это общество. Гобсек не желает уподобляться им.

– Почему Гобсек предпочёл стать ростовщиком?

Гобсек выбрал профессию ростовщика сознательно. Он считает деньги товаром, который можно выгодно продать и купить. Поэтому он не видит ничего безнравственного в том, чтобы давать деньги в долг под большие проценты и получать от этого прибыль. Таковы правила любой торговли.

– В чём суть доктрины Гобсека?

Всё в мире иллюзия и суета, всё фальшь, «из всех земных благ есть только одно, достаточно надёжное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это…золото», жизнь - «машина, которую приводят в движение деньги; «золото – вот духовная сущность всего нынешнего общества».

– Чего добился этот человек благодаря своим несметным сокровищам?

– Богатый человек. Всего пять человек в Париже могут сравниться с ним по степени богатства.

Учитель:

Накопительство и ростовщичество Гобсека, в результате которого ничто не упорядочивается, ничто не созидается, а лишь образуется немыслимое сочетание богатств, следствием чего и становится разрушение здоровых начал социальной жизни, крушение людских судеб, антиобщественный характер деятельности финансового капитала – главный объект бальзаковской критики.

Монументальная, цельная, гиперболизированная фигура Гобсека – художественный приговор ему.

Гобсек – значит Живоглот.

Расскажите о Дервиле. Как он связан с образом главного героя?

– Дервиль помогает читателям понять юридические термины и понятия, упоминаемые в произведении.

– Дервиль и Гобсек – люди одной профессии.

– Дервиль – стряпчий. Это молодой человек, который сделал карьеру исключительно своим трудолюбием и профессиональной честностью.

– Дервиль – «человек высокой честности» (так отзываются о нём герои произведения) Дервиль – порядочный человек, поэтому мы можем доверять его мнению.

– Он друг Гобсека.

– Благодаря Дервилю мы видим Гобсека как бы «изнутри» (каков он в быту, каковы его человеческие пристрастия и слабости, узнаём его предысторию и взгляды на жизнь).

– Что происходит с человеком, который избрал своим кумиром деньги? Определите к нему своё отношение.

– Сама внешность Гобсека, его манеры, походка вызывают ощущение близости к бездушной машине, металлическому роботу: «это был какой-то человек-автомат», «человек-вексель» со слитком металла в груди вместо сердца.

– «Черты лица…казались отлитыми из бронзы… Острый кончик длинного носа… походил на буравчик».

– Взыскивая по векселям, он бегал по всему Парижу «на тонких, сухопарых, как у оленя, ногах».

– Бездушие доведено до степени автоматизма:: «…он берёг жизненную энергию, подавляя в себе все человеческие чувства».

– Эта личность, не доступная мольбам, человек, «обратившийся в золотого истукана»

– Безразличие к людям, полное равнодушие к их судьбам становятся жизненным принципом: «Если человечность, общение меж людьми считать своего рода религией, то Гобсека можно было назвать атеистом».

Учитель:

Персонаж этот не является ординарным ростовщиком, он гений ростовщичества, процентщик-поэт в жутком романтическом отблеске незаурядного интеллекта и стройной философии бесконечного презрения к человечеству.

– Откуда взялась эта философия бесконечного презрения к человечеству?

Найдите в тексте доказательства жестоких испытаний, выпавших на долю Гобсека.

– «Мать пристроила его юнгой на корабль, и в десятилетнем возрасте он отплыл в голландские владения Ост-Индии, где скитался двадцать лет. Морщины его желтоватого лица хранили тайну страшных испытаний, внезапных ужасных событий, неожиданных удач, романтических превратностей, безмерных радостей, голодных дней попранной любви, богатства, разорения и вновь нажитого богатства, смертельных опасностей, когда жизнь, висевшую на волоске, спасали мгновенные и, быть может, жестокие действия, оправданные необходимостью».

– Перед посещением Гобсека Максимом де Трай ростовщик готовит пистолеты, говоря: «…я уверен в своей меткости, потому что мне случалось и на тигра ходить и на палубе корабля драться в абордажной схватке не на живот, а на смерть…»

– В разговоре Дервиля с графом де Ресто стряпчий так говорит о прошлом Гобсека: «Я ничего не знаю о его прошлом. Возможно, он был корсаром; возможно, блуждал по всему свету, торговал бриллиантами или людьми, женщинами или государственными тайнами; но я глубоко уверен, что ни одна душа человеческая не получила такой жестокой закалки в испытаниях, как он».

– Как вы думаете, почему, будучи богатым человеком, он влачил жалкое существование, боялся афишировать своё богатство (не поднял золотой), сам ходил по клиентам и унизительно собирал платежи?

– И хотя богатство делает его независимым и в его душе живёт внутреннее чувство превосходства над ними, страх потерять нажитое навсегда поселился в его душе и превратил его в уродливое создание.

По словам рассказчика Дервиля, друга Гобсека, он «скряга и философ, подлое существо и возвышенное».

В чём проявляется его «возвышенность»?

– Гобсек – образованный человек.

– Знает все тонкости юриспруденции, хорошо разбирается в политике, искусстве (не случайно автор сравнивает его со статуей Вольтера – одного из самых образованных людей своего времени).

– Гобсек торговал старыми картинами – он знал толк в искусстве, ему знакома классическая литература – он заимствует сравнения из Мольера.

– Гобсек восторгается красотой бриллиантов графини де Ресто.

– Это крупный, сильный характер: «…голландец, достойный кисти Рембрандта».

– Судьи, чиновничество, коммерсанты, люди искусства – все состоят под негласным надзором могущественного капитала. Недаром Гобсек вдруг видится «фантастической фигурой, олицетворением власти золота». Но он заявляет с полным основанием:

«Я достаточно богат, чтобы покупать совесть человеческую, управлять всесильными министрами…»

– Дервиль вынужден признать, что «господин Гобсек человек честный».

– Как же получилось, что стал «подлым существом» и «скрягой»?

– Гобсек – продукт своего времени. Он живёт по законам этого мира, принимает правила игры и честно (!) их выполняет. Не случайно Дервиль в разговоре с графом де Ресто прямо говорит о Гобсеке: «…этих дел он человек самой щепетильной честности во всём Париже».

Гобсек – скептик и материалист, он много пережил и разуверился во всём.

Так, стоит вспомнить, как однажды он «пощадил женщину» и «доверился ей», а она здорово его «общипала», что заставило его окончательно утвердиться в порочности людей.

– Можно ли сказать, что всё человеческое умерло в Гобсеке?

Думаем, нет. Искренность, душевная чистота, доверчивость, трудолюбие, религиозная вера в добро Фани Мальво вызвали умиление даже у Гобсека, Возможно, он даже сожалеет, что не может верить ни во что, кроме золота, когда «с умилением» отмечает, что белошвейка Фанни…во что-то верила».

Он предпочитает дружить с достойным человеком Дервилем.

– Но почему даже ему ростовщик не сделал исключение и дал необходимую сумму под большие проценты?

– «Я избавил тебя от признательности, и теперь мы лучшие в мире друзья».

Гобсек поступил так, чтобы, мо его мнению, избавить Дервиля от унизительного положения зависимого человека.

Максим де Трай является в рассказе своеобразным двойником Гобсека.

– Как сам герой говорит об этом?

«Мы с вами друг для друга необходимы, как душа и тело».

– Почему Гобсек отказывается принять вызов на дуэль от Максима де Трай?

Гобсек – человек проницательный, он прекрасно знает низкую и коварную натуру людей, подобных Максиму де Трай, поэтому отказывается принять его вызов на дуэль. Заканчивая свою речь очень точными словами: «Чтобы пролить свою кровь, надо её иметь, милый мой, а у тебя в жилах вместо крови – грязь».

В характеристике Максима де Трай мы не найдём ни одной положительной черты.

Приведите соответствующие цитаты.

«Да, граф Максим де Трай – существо самое странное, на всё пригодное и никуда не годное, субъект, внушающий и страх и презрение, всезнайка и круглый невежда, способный оказать благодеяние и совершить преступление, то подлец, то само благородство, бретер, больше испачканный грязью, чем запятнанный кровью, человек, которого могут терзать заботы, но не угрызения совести, которого ощущения занимают сильнее, чем мысли, по виду душа страстная и пылкая, а внутренне холодная как лёд…»

Рассказчик называет его «элегантным мерзавцем».

«Бойтесь его как дьявола, шепнул я на ухо старику», – вспоминает Дервиль.

«…я с отвращением смотрел на её молодого спутника, сущего убийцу, хотя у него было такое ясное чело, румяные, свежие уста, милая улыбка, белоснежные зубы и ангельский облик».

Объясните, в чём сила воздействия Максима де Трай на окружающих?

– Почему даже Дервиль, знающий низкую натуру Максима де Трай, попал под его влияние?

Ответ:

Максим де Трай умеет ловко манипулировать людьми. Он способен найти в каждом человеке сокровенные струны и сыграть на них нужную ему мелодию. Он прекрасно знает, что графиня де Ресто всерьёз увлечена им и боится его потерять, поэтому он шепчет ей на ухо: «Прощай, добрая Анастази. Будь счастлива. А я… завтра я уже избавлюсь от всех забот».

И обезумевшая влюблённая женщина готова пойти на преступление, чтобы сохранить их связь.

Зная щепетильную честность и порядочность Дервиля, Максим де Трай опутывает его словами. Господин де Трай его «околдовал». «Этот златоуст де Трай сумел просто с волшебной ловкостью опутать меня своими речами, ввёртывая в них, и всегда очень к месту, такие слова, как «честь», «благородство», «графиня», «порядочная женщина», «добродетель», «несчастье», «отчаяние», и так далее», – вспоминает рассказчик.

Почему Гобсек ненавидел своих наследников?

Ответ:

Гобсек слишком часто был свидетелем подобных картин: «Ужасную картину увидели бы мы, если б могли заглянуть в души наследников, обступающих ложе. Сколько тут козней, расчётов, злостных ухищрений – и всё из-за денег!» Вот почему Гобсек так ненавидел наследников.

Учитель:

Сцена смерти графа де Ресто – один из самых драматических эпизодов повести. Сын графа с негодующим и скорбным выражением лица преградил Гобсеку дорогу к двери, чтобы мать могла проститься с умирающим и искупить перед богом свои грехи. Но ростовщик «засмеялся своим беззвучным смехом», отбросил юношу, как пёрышко, открыл дверь и … как всегда оказался прав.

Перечитаем этот эпизод:

«Какое зрелище предстало перед нами! В комнате был подлинный разгром. Графиня стояла неподвижно, растрёпанная, с выражением отчаяния на лице, и растерянно смотрела на нас сверкающими глазами, а вокруг неё разбросано было платье умершего, бумаги, скомканные тряпки… Труп графа лежал ничком, головой к стене, свесившись за кровать, презрительно отброшенный, как один из тех конвертов, которые валялись на полу, ибо и он теперь был лишь ненужной оболочкой».

– Какой вывод можно сделать?

Графиня вместо запоздалого раскаяния сжигала бумаги, думая, что это изменённое завещание мужа.

Вопрос: Гобсек всегда лишь ростовщик.Его интерес лишь – нажива. Автор говорит: «В этой крупной афёре Гобсек был ненасытным удавом».

О какой афёре идёт речь?

Он получил фидеикомисс, т. е. юридическое право пользоваться чужим имуществом для передачи его в дальнейшем третьему лицу.

Как ведёт себя Гобсек в этой ситуации?

Ответ:

Даже совершая сделку, герой повёл себя достойно. Он не воспользовался выгодной ситуацией и не «погрел руки» на наследстве графа, а, напротив, приумножил его.

Но Гобсек верен себе. До совершеннолетия он выделил Эрнесту крайне скудное содержание.

Вопрос:

– Как он объясняет это решение?

Ответ:

«Несчастье – лучший учитель. В несчастье он многому научится, узнает цену деньгам, цену людям – и мужчинам и женщинам. Пусть поплавает по волнам парижского моря. А когда станет искусным лоцманом, мы его в капитаны произведём».

Учитель:

Автор завершает свой рассказ о жизни и смерти ростовщика абсолютно закономерной сценой – описанием богатства. Это описание достойно кисти фламандских живописцев, подобно тому, как образ самого Гобсека «достоин кисти Рембрандта».

Давайте вновь вернёмся к вопросу жизненной позиции ростовщика:

«Золото – вот духовная ценность нынешнего общества»

«Вы всему верите, а я ничему не верю. Ну что ж, сберегите свои иллюзии, если можете. Я вам сейчас подведу итог человеческой жизни. То, что в Европе вызывает восторг, в Азии карается. То, что в Париже считается пороком, за Азарскими островами признаётся необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны… всяческие наши нравственные правила и убеждения – пустые слова… Вот поживите с моё,узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надёжное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это …золото».

В золоте сосредоточены все силы человечества… А что касается нравов человек везде одинаков: везде идёт борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили».

– Может ли в мире с подобной философией интересовать душа человека, истинные человеческие ценности?

Конечно, нет. Вот почему до такой степени нетипична и неинтересна никому в «свете» «простодушное создание» Фанни-белошвейка и нелюбопытна окружающим пасторальная история идиллического союза Дервиля и Фанни Мальво.

Судьба людей потому трагична там, где «мёртвые души» с мёртвой хваткой диктуют людям законы жизни на земле.

Учитель:

И пусть Гобсек умиляется «милому девическому образу» Фанни, сочувствие, раскаяние, доброта при его жизненной позиции никогда не будут присущи ему. Он недоступен благородным побуждениям, ему чуждо само понятие благодарности. Даже стряпчий Дервиль, юноша, к которому он как будто бы чувствует расположение, становится объектом неприкрытой, беззастенчивой наживы; по Гобсеку, это ещё и воспитательная мера: чтобы впоследствии молодой человек был избавлен от чувства благодарности благодетелю.

В этом мире, где правит золото, Гобсек предпочёл остаться Живоглотом, мизантропом, «человеком-автоматом», «человеком-векселем», «золотым истуканом», «дикарём», «скрягой» , «сквалыгой».

И всё-таки сцена смерти Гобсека наполнена трагическим пафосом.

Прочитаем её:

«Он приподнялся на постели; его лицо чётко, как бронзовое, вырисовывалось на белой подушке. Протянув иссохшие руки, он вцепился костлявыми руками в одеяло, будто хотел за него удержаться, взглянул на камин, такой же холодный, как его металлический взгляд, и умер в полном сознании, явив своей привратнице, инвалиду и мне образ настороженного внимания, подобно тем старцам древнего Рима, которых Летьер изобразил позади консулов на своей картине «Смерть детей Брута».

– Молодцом рассчитался, старый сквалыга! – по-солдатски отчеканил инвалид».

Вопрос:

Почему всё-таки нельзя не пожалеть Гобсека?

Вслед за Дервилем нужно пожалеть старика, который поставил на карту своей алчности все ценности мира: дружбу, любовь близких, благополучное существование.

Всё нажитое им добро пришло в негодность или осталось невостребованным.

Мир наживы, частью которого был Гобсек и власть которого над собой он не хотел признавать, всё-таки поглотил его в бездну.

Учитель:

И вновь приходит на память обращение к молодому поколению из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

Домашнее задание:

Анастази де Ресто

Как и в романе Стендаля «Красное и черное»- в повести Бальзака «Гобсек» важное значение имеют женские образы. Это не случайно, поскольку исследования психологии и социальной роли женщины является одной из ключевых тем реалистической литературы. Две центральные женские фигуры - Анастази де Ресто и Фанни Мальвы - находятся в четкой и резкой оппозиции. Когда выдающийся французский культуролог Ролан Барт метко отметил, что «сравнение - это поиск отличий на основе сходства». Применим его формулу относительно этих персонажей. Что в них подобное, а что - отличное?

Итак, обе героини молодые и привлекательные зовнішьо. Впервые о Анастази де Ресто вспоминает Гобсек: «Какую красавицу я там увидел! В спешке она только накинула на обнаженные плечи кашемировую шаль и куталася в нее так умело, что под шалью легко угадывались формы ее прекрасного тела. Голова у графини была небрежно повязана, как у креолки, яркой шелковой косынкой, из-под которой выбивались пышные черные кудри. Она понравилась мне». Как видим, красоту молодой женщины оценил даже «старый скряга» и «сухарь».

Не с меньшей симпатией изображен также портрет Фанни Мальвы: «Меня приняла мадемуазель Фанни, молодая девушка, одета просто, но с изяществом парижанки; у нее была грациозная головка, свежее личико, приветливый взгляд; красиво причесанные каштановые волосы, спускаясь двумя півкругами и прикрывая виски, придавало некоего утонченного выражения ее голубым глазам, чистым, как хрусталь. Дневной свет, пробиваясь сквозь занавески на окнах, озарял мягким свечением весь ее скромный вид».

Оноре де Бальзак чрезвычайно искусно строит повествование: ситуация зеркальная - обе женщины задолжали по одной тысяче франков и должны были вернуть эти деньги в один день! Иначе говоря, ростовщик Гобсек, чтобы взыскать долги по векселям, должен был их увидеть одновременно. Поэтому-то и разница между этими героинями проявляется еще контрастнее, она подчеркнута умышленно.

Для аристократки, которая ежегодно тратит по две тысячи франков только на стирку («На ней был пеньюар, отделанный белоснежным рюшем, - значит, не меньше двух тысяч франков в год здесь тратили только на прачку, ведь не каждая возьмется за стирку такой тонкой белья»), погасить кредит на тысячу франков - не проблема. Зато для мещанки, простой швеи Фанни Мальвы («Эту девушку нужды заставляли трудиться, не разгибая спины») тысяча франков были огромной суммой, поэтому откупиться от Гобсека для нее будет проблематично. А что же получилось взамен? Швея не только была готова вернуть свой долг уже утром, но и оставила деньги воротарці, когда пошла после ночной работы искупаться в Сене, чтобы та отдала эти деньги Гобсекові. А вот пышная графиня, не имея чем уплатить долг и испугавшись мужчину, который неожиданно зашел в ее спальне, торопливо отдала ростовщику бриллиант, стоимость которого на двадцать процентов превышала сумму долга. А такое отношение к семейным драгоценностям - прямой путь в долговую яму и бесславие своего честного имени.

К тому же если Фанни дала свою долговую расписку торговцу полотном (она, как швея, взяла у него в долг полотно для работы), то Анастази де Ресто оплачивала даже не свой вексель, а долги своего любовника, Максима де Трая. Молодая аристократка фактически попала в плен к этому бездушного «молодого франта, который стал ее злым гением, господствовал над ней, пользуясь всех ее слабостей: гордыни, ревности, стремление к утехам, к мирской суеты» и «даже добродетели этой женщины он использовал в своих интересах, умел растрогать ее до слез, пробудить в ней великодушие, злоупотреблял ее нежностью и преданностью и дорого продавал ей преступные радости». Нужно отметить, что Гобсек предсказал крах этой пары еще тогда, когда ему в руки попал их первый вексель: «И на его лице я прочитал все будущее графини. Этот белокурый красавец, этот холодный, бездушный картежник и сам разорится, и разорит графиню, разорит ее мужа, разорит детей, проциндрить их наследство, да и во многих других салонах учинит разгром страшнее, чем артиллерийская батарея в вражеском полку».

Е. Тюдюз. Иллюстрация к повести О. де Бальзака «Гобсек». 1897 г.

Заметим, что тогдашняя критика и аристократы упрекали Бальзаку (и сам он не без гордости и удовольствия писал благородную частицу «де» перед своей фамилией) за то, что он изобразил аристократов крайне негативно. Да, он действительно симпатизировал аристократам, но его творчество (в частности, и повесть «Гобсек») тем и интересна, что, как настоящий реалист, он изображает «жизнь, как она есть» и людей, «какими они есть»: т.е. объективно, а следовательно, критикует как аристократов, так и буржуа. Так, когда Максим де Трай, добившись от Анастази де Ресто очередной уплаты своих долгов и предупредив Гобсека и Дервиля хранить эту сделку в тайне, потому что, мол, прольется или их, или его кровь, в ответ получил убийственную характеристику ростовщика: «Чтобы пролить свою кровь, парень, надо иметь ее, а у тебя в жилах грязь вместо крови».

Однако противоположность героинь реализуется не только на уровне портретов, но и в интерьере жилья. Так, в роскошной спальне графини царит беспорядок - хозяйка всю ночь веселилась на балу и не имела сил навести хотя бы элементарный порядок в своих вещах: «Раскрыта зібгана постель свидетельствовала о тревожный сон. На медвежьей шкуре, разостланной под львами, вырезанными на кровати из красного дерева, белели атласные башмачки, что их женщина небрежно сбросила там, вернувшись уставшая с бала. Со спинки стула свисала мятое платье, касаясь рукавами пола. Чулки, которые сдуло бы самым легким дыханием ветерка, обвились вокруг ножки кресла. Ящики комода остались выдвинутыми. По всей комнате были разбросаны цветы, бриллианты, перчатки, букет, пояс. Всюду была роскошь и беспорядок, красота, лишенная гармонии». Вообще гармония - это и есть красота, а тут «красота, лишенная гармонии». Недаром же говорят, что внешняя опрятность человека связана С ее внутренней гармонией, и, наоборот, - внешний беспорядок почти всегда связан с душевным беспорядком. Ученые даже утверждают, что деградация человека на необитаемом острове (еще раз вспомним Робинзона, который в таких условиях не только не деградировал, а и усовершенствовался!) начинается с равнодушия к своей внешности.

Конечно, на балу, среди роскошно одетой публики, а особенно в присутствии Максима де Трая, госпожа Анастази играла роль блистательной дамы. Однако этот блеск был показным, это была мишура, так сказать, «для отвода глаз». А уединившись, молодая женщина имела все меньше сил навести порядок и в своем наряде, и в душе. Так медленно и незаметно погибает здоровое дерево: сторонний наблюдатель сначала видит еще неповрежденную кору и зеленую крону, но изнутри его уже губит червь. Так же и Анастази де Ресто - внешне она еще привлекательна («И все же в ней нуртувала природная энергия, и все эти следы дурного жизни не портили ее красоты»), но проникновенное глаз Гобсека увидело: изнутри эту женщину уже подтачивали безпутство, ложь и разврат. Он говорит Дервілю о свои дальнейшие наблюдения за интерьером спальни графини де Ресто: «И уже нищета, причаєні под всей этой роскошью, подводили голову и угрожали этой женщине или ее возлюбленному, показывая свои острые зубы. Утомленное лицо графини подходило к ее спальне (а это уже элемент психологического портрета, с которым мы встречались в Стендаля. - Авт.), усіяної остатками вчерашнего торжества. Глядя на разбросанные повсюду одежду и украшения, я почувствовал жалость: еще вчера они составляли ее убор и кто-то любовался ими. Эти признаки любви, отравленного раскаянием, признаки роскоши, тщеславия и легкомыслия в жизни свидетельствовали о танталовы усилия поймать мимолетные наслаждения. Черты ее лица словно застыли, темные пятна под глазами обозначались резче, чем обычно». Мастерство и интеллект писателя чувствуется в использовании образов и крылатых выражений из античной мифологии. Так, выражение «танталовы муки» (у Бальзака - «танталовы усилия») означает страдания, возникающие от созерцания вроде очень близкой цели, но одновременной невозможности ее достижения. Так, Анастази де Ресто, находясь в пучине разврата, никак не могла «поймать мимолетные наслаждения». Итак, перед нами картина постепенной деградации этой аристократки.

Совершенно противоположным является вид скромной квартиры Фанни Мальвы, что жила в бедном районе Парижа, во дворе, куда не попадает солнце: «Узкими крутыми лестницами я поднялся на шестой этаж, и меня впустили в квартиру из двух комнат, где все сверкало чистотой, как новая монета. Я не заметил ни одной пылинки на мебели в первой комнате». Какой контраст с беспорядком, который царит в спальне графини де Ресто! Комнатка Фанни отличается от нее так же поразительно, как и ее чистую жизнь от грязных дел вельможной дамы: «Я посмотрел на нее и с первого взгляда разгадал ее. Видимо, она происходила из честной крестьянской семьи, потому что у нее до сих пор было заметное мелкое веснушки, свойственно сельским девушкам. От нее веяло глубокой порядочностью, настоящей добродетелью. Я имел такое ощущение, будто оказался в атмосфере искренности, душевной чистоты, и мне даже дышать стало легко». Итак, душевные качества мещанки Фанни значительно превосходят качества аристократки де Ресто. Поэтому Гобсек и советует ее в жены Дервілю: «Когда вы вошли, я как раз думал о Фанни Мальвы - вот из кого вышла бы хорошая жена и мать. Я сопоставлял ее жизни, добродетельное и одинокое, с жизнью графини, которая, начав подписывать векселя, неизбежно скатится на самое дно позора».

Ad Fontes

Его сатира никогда не была более острой, его ирония - гіркішою, чем тогда, когда он заставлял действовать именно тех мужчин и женщин, которым он больше всего симпатизировал, - дворян.

Ф. Энгельс (изображения аристократов в «ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ комедии»)

И жизнь подтвердила, что Гобсек не ошибся: семья де Ресто обнищала, детям не осталось приличного достатка, муж умер, Анастази унижена, ее даже не принимают в приличных семьях, а ее сын не может жениться на Камилле где Гранльє, потому что он бедный. Виконтесса де Гранльє объясняет своей дочери Камилле: «Я скажу тебе только одно обстоятельство - господин де Ресто имеет мать, способную поглотить и миллионное состояние, женщину низкого происхождения... Пока его мать жива, ни в одном порядочном семействе родители не отважатся доверить юному Ресто будущее и приданое своей дочери». Виконтесса имеет свою «логику», ведь Анастази не имеет ни высокого происхождения (что ценится аристократами), ни денег (а это ценят буржуа), ни честного имени. Зато Фанни стала женой Дервиля: «Я женился на Фанни Мальвы, которую искренне полюбил. Сходство наших судеб, труд, успех укрепили наше взаимное чувство». Так писатель-реалист Бальзак наказывает разврат и вознаграждает честность.

«Гобсек» впечатляет глубоким смыслом и моральной подоплекой сюжета. Это произведение связано с романом Бальзака «Отец Горио», а некоторые герои промелькивают в других сочинениях французского писателя, например, в романе «Человеческая комедия».

История создания

Работая над литературным произведением, Бальзак тщательно формировал описание героев, поднимал волновавшие его проблемы и изобличал пороки. Жадность, тщеславие, лицемерие всегда попрекались автором. Помимо главной мысли повести, Бальзак раздумывал над тем, как придать произведению художественную изысканность. Он пытался сохранить убедительность характеристик, сделать так, чтобы герои, собранные в ансамбле произведения, олицетворяли современную автору эпоху.

Точная дата написания оспаривается историками. После смерти писателя нашли три редакции произведения, в которые он вносил правки в течение 18 лет. Основой для повести послужил короткий рассказ «Ростовщик», написанный Бальзаком на заказ для журнала «Модник». Он послужил основой для первой главы произведения под названием «Опасности беспутства». В 1832 году его перевели на русский язык, а уже в 1835 публика приняла обновленный вариант повести. Название сменилось на «Папаша Гобсек», ассоциировавшееся у читателей с наименованием «Отец Горио».

Нынешнее название Бальзак дал повести в 1848 году, когда в порыве вдохновения вновь вернулся к редактуре. Он убрал мягкое обращение «папаша», решив познакомить читателя с грубым и алчным ростовщиком с необычной биографией.


В обоих вариантах повести Бальзак обличал жертв денег и залогов, а также тех, кто располагал властью над ними в виде векселей. В сочинении Бальзака противопоставляются аристократы и простые слои населения; те, кто привык работать без отдыха, и те, кто умеет тратить золото, прожигая жизнь.

Искусствоведы предполагают, что «Гобсек» основан на реальных событиях, свидетелем которых был автор произведения. Повесть называют автобиографичной, усматривая параллели с личной жизнью Бальзака. Писатель обсуждает в своих произведениях значение денег, осуждая их всепоглощающую власть. Драматизм, который несут в себе мужские и женские образы, непредсказуемые коллизии, высокая степень морализма подкупают любого, кто знакомится с творчеством Бальзака вообще и повестью «Гобсек» в частности.

Биография


Все герои повести подробно описаны автором и имеют развернутые характеристики. Внешность Гобсека много говорит о персонаже. Старик с желтоватым лицом округлой формы и неприятными чертами не вызывает симпатии. Национальность героя скрывается. Его прошлое покрыто завесой тайны, но ясно, что жизнь ростовщика была насыщенной и многообразной. Гобсек утверждает, что человека делают сильным трудности и горе, они же повышают восприимчивость.

Анализ героя позволяет предположить, что в юности он был пиратом. Скупость и эгоизм помогли скопить некоторое состояние, которое он использовал, давая деньги под высокий процент. За неприступность и суровость старика звали «золотым истуканом». Гобсек был востребован в своей среде. После разделения «зон обслуживания» между городскими ростовщиками он стал работать с аристократами и представителями сливок общества. При этом в любой ситуации, сколь бы щекотливой она ни была, он оставался непреклонным в решениях.


Иллюстрация к книге "Гобсек"

Гобсек является олицетворением алчности. В образе объединена романтическая и реалистическая литературные традиции. Внешность персонажа говорит о благородной старости, умудренности опытом и житейской мудрости, а поступки делают его бездушной машиной по зарабатыванию денег. Чем больше становилось состояние ростовщика, тем меньше человечности оставалось в нем. Лучший профессионал в своей области, он демонстрирует высокую степень подготовки к работе с финансами, дальновидность и прозорливость.

Сообразительный ростовщик ловко проворачивает аферы, оставаясь дипломатом. Бизнесмен и опытный делец, герой дает советы, вкладывает деньги, принося пользу обществу, но не идет на поводу у праздности. Персонаж привлекает честностью и философским взглядом. Все аргументы, которые он озвучивает, подкреплены опытом из его прошлой жизни.


Гобсек был юнгой-корсаром в юности, торговал драгоценными камнями и рабами, состоял на службе у государства. Им двигал инстинкт самосохранения, позволивший герою выжить в сложных ситуациях, с которыми он сталкивался в карьере.

Финал жизни ростовщика поражает. Его жизнь прошла в накопительстве, которое не принесло ни удовольствия, ни пользы. Ближе к смерти романтическая натура взяла верх над рациональным зерном, поэтому наследство Гобсека отойдет внучке сестры.

Сюжет

Действие берет начало с беседы Дервиля, графа Эрнеста де Ресто и виконтессы де Гранлье в ее салоне. Дочь высокопоставленной особы выказывала явное расположение к графу, за что была укорена матерью. Эрнест, не располагающий статусом и состоянием, был невыгодной партией для ее дочери. Слыша этот диалог, Дервиль приводит в пример историю Гобсека, которую читатель воспринимает из его уст, как от рассказчика.


Знакомство Дервиля и ростовщика длится давно. За это время Гобсек проникся к адвокату Дервилю доверием и поведал историю о том, как однажды взыскал внушительный долг с графини, попавшей в сложное положение. Женщина была вынуждена заложить бриллианты, а деньги посредством векселя достались ее любовнику. Намек ростовщика на то, что он разорит семью графини, не был услышан, но вскоре оправдался.

Позднее за помощью к Дервилю обратился любимец общества Максим де Трай, нуждавшийся в помощи ростовщика. Гобсек отказал в предоставлении услуг, зная о долгах красавца. Ранее обозначенная графиня вновь начала приходить к Гобсеку, закладывая драгоценности. Она делала это ради де Трая, подло грозившего покончить с собой. О сделке узнал супруг графини, благородно скрывший связь супруги. Этим мужчиной был отец Эрнеста де Ресто, полюбившегося дочери виконтессы.


Главные герои повести "Гобсек" (кадр из фильма)

Спустя некоторое время граф смертельно заболел, а графиня после его кончины сожгла завещание, тем самым передав имущество семьи в руки Гобсека.

Дервиль был посредником в вопросе возвращения наследства Эрнесту де Ресто, но ростовщик не пошел на уступки. Ростовщик умер в ужасных условиях, став заложником собственной скупости и алчности. Состояние было возвращено законному владельцу. Брак дочери виконтессы был организован не без усилий Дервиля.

Экранизации


Произведения классической литературы стали первым материалом, использованным для визуализации в кинематографе. Бальзака постановщики не обошли вниманием. Первый фильм по повести «Гобсек» вышел на экраны в 1936 году. Его снял советский режиссер Константин Эггерт. Роль главного героя исполнил актер Леонид Леонидов. В образе Дервиля предстал Александр Шатов. Любопытно, что в образе графа де Ресто в картине предстал сам постановщик.


В 1987 году режиссер Александр Орлов предложил вниманию публики собственную версию повести. Экранизация подготовили в СССР, на студии «Молдова-фильм». Гобсека в кинокартине сыграл Владимир Татосов. Роль Дервиля досталась Сергею Бехтереву. Лента стала одной из первых в фильмографии , перевоплотившейся в кадре в графиню де Ресто. Юного графа де Ресто, сыграл театральный режиссер , будучи на тот момент еще мальчиком.

Оноре де Бальзака называют королем романистов. Ему удалось поднять жанр романа до художественного совершенства и придать ему социальную значимость. Но и более короткие его произведения достойны всяческой похвалы. Повесть «Гобсек» - лучший тому пример.

«Гобсек»

Повесть была написана в январе 1830 года и вошла в цикл произведений «Человеческая комедия». Главными персонажами в ней стали ростовщик Гобсек, семейство графа Ресто и стряпчий Дервиль. Основной темой повести стала страсть. С одной стороны, главный герой изучает человеческие страсти - к богатству, женщинам, власти, с другой - сам автор показывает, что даже умудренного жизнью человека может погубить всепоглощающая страсть к золоту и обогащению. Историю этого человека можно узнать из повести Бальзака «Гобсек». Краткое содержание читайте в этой статье.

В салоне виконтессы

О Гобсеке рассказал стряпчий Дервиль в салоне виконтессы. Как-то раз засиделись у нее допоздна молодой граф Ресто и он, которого принимали лишь потому, что он помог ей вернуть конфискованное во время революции имущество. Когда граф уходит, она выговаривает своей дочери, что не следует слишком откровенно выказывать графу свое расположение, потому как никто не станет родниться с графом из-за матери.

Конечно, сейчас за ней ничего предосудительного не замечалось, но во времена молодости сия особа вела себя очень неосмотрительно. Отцом ее был хлеботорговец, но хуже всего то, что все свое состояние она промотала на любовника и оставила без денег своих детей. Граф очень беден и не пара Камилле. Дервиль, сочувствуя влюбленным, вмешался в разговор и объяснил виконтессе, как все обстояло на самом деле. С рассказа Дервиля и начнем изложение краткого содержания «Гобсека» Оноре Бальзака.

Знакомство с Гобсеком

В студенческие годы пришлось ему жить в пансионе, где он и познакомился с Гобсеком. Старик этот был очень примечательной внешности: желтые, как у хорька, глаза, длинный острый нос и тонкие губы. Жертвы его угрожали и плакали, но ростовщик сохранял хладнокровие - «золотой истукан». С соседями не общался, отношения поддерживал только с Дервилем, и раскрыл ему как-то тайну власти над людьми - рассказал, как взыскивал долг с одной дамы.

Графиня Ресто

Пересказ краткого содержания «Гобсека» Оноре де Бальзака продолжим повествованием ростовщика об этой графине. Деньги ссудил у ростовщика ее любовник, и она, страшась разоблачения, вручила ростовщику бриллиант. Посмотрев на молодого белокурого красавца, будущее графини можно было запросто предугадать - такой щеголь мог разорить не одну семью.

Дервиль окончил курс права и получил в конторе стряпчего должность клерка. Чтобы выкупить патент, ему необходимы сто пятьдесят тысяч франков. Гобсек ссудил ему под тринадцать процентов денег, и ценой упорной работы с ростовщиком Дервилю удалось рассчитаться за пять лет.

Обманутый муж

Продолжим рассматривать краткое содержание «Гобсека». Как-то граф Максим попросил Дервиля познакомить его с Гобсеком. Но старый ростовщик отказался дать ему ссуду, потому как человек, имевший триста тысяч долгов, не внушал ему доверия. Максим через некоторое время вернулся с красивой дамой, и стряпчий сразу узнал ту самую графиню. Дама собиралась отдать ростовщику великолепные бриллианты, и стряпчий пытался этому воспрепятствовать, но Максим намекнул, что сведет счеты с жизнью. Графиня дала согласие на кабальные условия.

Краткое содержание «Гобсека» продолжим историей о том, как после их ухода к Гобсеку ворвался с требованием вернуть заклад муж графини, объяснив, что у его супруги нет права распоряжаться старинными фамильными драгоценностями. Ростовщик посоветовал графу путем фиктивной продажи переписать все свое состояние на надежного человека. Так он мог спасти от разорения своих детей.

Через какое-то время граф пришел к стряпчему узнать о Гобсеке. На что тот ему ответил, что доверил бы такому человеку, как ростовщик, даже своих детей. Граф немедленно переписал на Гобсека свое имущество, желая уберечь его от супруги и ее молодого любовника.

Болезнь графа

О чем дальше нам расскажет краткое содержание «Гобсека»? Виконтесса, воспользовавшись паузой, отослала дочь спать, ибо незачем молодой девушке слушать, до какого распутства доходит женщина, преступившая известные нормы. Камилла ушла, и Дервиль сразу же сказал, что разговор идет о графине де Ресто.

Вскоре Дервиль узнал, что сам граф тяжело болен, и супруга не пускает к нему стряпчего для оформления сделки. В конце 1824 года графиня сама убедилась в подлости Трая и порвала с ним. Она столь ревностно ухаживала за больным мужем, что многие готовы были простить ей ее недостойное поведение. На самом же деле графиня просто подстерегала свою добычу.

Граф, не добившись встречи со стряпчим, хочет отдать документы сыну, но графиня всячески препятствует этому. В последние часы мужа она на коленях вымаливает прощение, но граф остался непреклонен - бумаги он ей не отдал.

Смерть ростовщика

Краткое содержание «Гобсека» продолжается рассказом о том, как на следующий день в дом графа пришли Гобсек и Дервиль. Их глазам открылось ужасающее зрелище: графиня, не стыдясь того, что в доме находится покойник, учинила настоящий погром. Заслышав их шаги, она сожгла документы, адресованные Дервилю, и тем самым предопределила судьбу всего имущества: оно перешло во владение Гобсека.

Ростовщик оставил особняк и по-барски стал проводить время в новых владениях. На просьбы Дервиля сжалиться над графиней и детьми он неизменно отвечал: «Несчастье - лучший учитель».

Когда сын Ресто узнает цену деньгам, тогда он и вернет имущество. Дервиль, услышав о любви молодого графа и Камиллы, отправился к старику и застал его при смерти. Все свое имущество тот завещал родственнице - публичной девке.

В изложении краткого содержания «Гобсека» нужно отметить, что старый ростовщик не забыл и о Дервиле - поручил распорядиться припасами. Увидев сгнившие и протухшие продукты, стряпчий убедился, что скупость Гобсека превратилась в манию. Оттого он ничего не продавал, что боялся продешевить.

Так что виконтессе не о чем беспокоиться: молодой Ресто вернет свое состояние. На что виконтесса отвечала, что Камилле вовсе не обязательно встречаться со своей будущей свекровью.

Трагедия Гобсека

В центре повести Оноре де Бальзака «Гобсек», краткое содержание которой изложено выше, - человек, скопивший огромное состояние, но оставшийся в конце своего пути совершенно один. Гобсек - так зовут этого героя - ни с кем не общается, мало выходит из дому. Единственный человек, кому он доверяет - Дервиль. Ростовщик видел в нем и делового товарища, и умного собеседника, и хорошего человека.

Молодой стряпчий, общаясь со стариком, набирается опыта, просит рекомендации и совета. Наблюдая за ростовщиком, Дервиль сделал вывод, что в нем живут двое: существо подлое и возвышенное, скряга и философ.

Жизненный опыт научил старика оценивать человека с первого взгляда, мыслить и анализировать. Он часто рассуждал о смысле жизни. Но с возрастом страсть к деньгам все же возобладала и постепенно переросла в поклонение. Возвышенные чувства переросли в эгоизм, жадность и циничность. Если в молодости он мечтал познать мир, то к концу жизни главной его целью стала охота за деньгами. Но счастья они ему не принесли, он так и умер в одиночестве со своими миллионами.

Как видно из краткого содержания по главам, Гобсек и вся его жизнь - это трагедия не отдельного человека, а целой системы. Жизнь Гобсека только подтверждает известное выражение: счастье - не в деньгах. Бальзак на его примере показал, к чему приводит бездумное поклонение звонкой монете.

Завязкой дальнейших событий становится сцена, когда назойливо приставший к Дервилю Максим де Трай убеждает молодого адвоката сопровождать его к Гобсеку и рекомендовать его ростовщику в качестве своего друга. В долг Гобсек ни при каких рекомендациях ничего бы Максиму не дал. Но к этому же часу подоспела Анастази с бриллиантами, принадлежащими ее мужу и ее детям, готовая их заложить, лишь бы своего любовника выручить.

У скряги ростовщика, в сырой темной комнате происходит жадный спор между тем, кто хранит неограниченное количество денег, и теми. Кто привык их необузданно расточать.

В эту картинугрубого торга вложены краски поразительной силы. Старшая дочь папаши Горио в этой будничной сцене, вопреки ее подлой роли, особенно прекрасна. Овладевшая ею страсть, ее тревога, самое сознание преступности ее действий, страх неудачи и даже разоблачения - все это не стирает, а усиливает сияние резкой и грубой ее красоты.

И бриллианты, которые она выкладывает. Сверкают под пером Бальзака с утроенною силой. Старческий глаз у Гобсека, но пронзительно въедливый и страстный. Его глазами неистового знатока видим мы редчайшие драгоценности семьи де Ресто.

Забрать такие бриллианты! Получить их за бесценок! Да еще и всучить Максиму в счет выдаваемых денег его прежние долговые расписки, приобретенные у других ростовщиков по дешевке!

Едва только Анастази и Максим покинули жилище Гобсека, он ликует. Это полное его торжество. Все это видел Дервиль, проникающий далеко за кулисы парижской жизни, посвященный в самые сокровенные ее тайны…

Граф де Ресто, удрученный поведением своей жены, убитый горем и сознающий, что дни его сочтены, озабочен судьбою своего сына Эрнеста. Явно, что двое младших ему не принадлежат. Убедившись в щепетильной честности ростовщика, он решает доверить ему все свое состояние, с тем чтобы уберечь его от расточительности Анастази. Эрнест должен получить это состояние в день совершеннолетия. К этому и ведет Дервиль свое ночное повествование в салоне госпожи де Гранлье.

В его рассказе есть еще одна поражающая сцена. Дервиль узнает от Гобсека, что граф де Ресто при смерти. При этом Гобсек роняет фразу, которая разом обнаруживает его проницательность, неожиданную у него отзывчивость на чужое душевное страдание, и эта же фраза содержит итоговую характеристику мужа Анастази: «Это одна из тех нежных душ, которые не умеют одолеть свое горе и подставляют себя под смертельный удар».

Дервиль добивается встречи с умирающим графом, а тот нетерпеливо его ждет: им нужно покончить дело с завещанием, которое не оставит без гроша графиню и младших ее детей, основное же богатство сбережет для Эрнеста. Но Анастази, опасаясь все потерять, не допускает адвоката к его клиенту.

Душевное состояние Анастази, разгаданное проницательным стряпчим, дано с удивительной ясностью и полнотой. Ее горькое разочарование в Максиме, ее досада, что она в такое положение попала, и желание очаровать и обезоружить Дервиля, которого она считает своим врагом, и стыд пред ним, как свидетелем сцены у ростовщика, и твердое решение любою ценой, если нужно, то преступлением, захватить полностью наследство умирающего мужа.

Как бы ни был сложен клубок разнородных мыслей и чувств, решающим оказывается неистово страстная борьба за деньги. Вот почему в изображении душевного состояния Анастази де Ресто не менее глубокая критика собственнического, буржуазного мира, чем даже в образе ростовщика.

Ночью Дервиль и Гобсек, которых известили о смерти графа, явились в дом и проникли в комнату умершего.

Трагизм ситуации, совершенно личной, приобретает под пером Бальзака характер страшного символа, обличающего вожделения собственнического мира.

«Ужасающий беспорядок царил в этой комнате. Растрепанная, с горящими глазами, графиня, ошеломленная, стояла посреди перерытых ее одежд, бумаг, всякого рода тряпья… Едва только умер граф, как его вдова тотчас взломала все ящики…всюду был отпечаток ее смелых рук… Труп покойника был откинут и лежал поперек постели, как один из конвертов, разорванных и брошенных на пол… На подушке был еще виден отпечаток ее ноги».

Умирающий де Ресто призывал Дервиля и прижимал к груди отмену прежнего завещания. По настоянию адвоката, сознавая его правоту, Ресто включил в свое завещание и жену и младших ее детей. Именно это завещание в испуге и второпях Анастази успела сжечь. Она сама всего себя лишила.

Гобсек прибрал к рукам и дом, и все владения аристократической семьи. Он стал хозяйничать расчетливо и скупо, приумножая богатство. Госпожа де Гранлье может быть спокойна за свою дочь: через несколько дней Эрнест де Ресто полностью, да еще и в приумноженном виде получит свое наследство.

Трагедия семьи де Ресто: безумие расточительности, как и безумие скупости, ведет к одинаковому концу. Эта новелла в новелле придает целому произведению поистине трагический характер.

Заключение

На последних страницах новеллы описана смерть ростовщика. Дервиль застал его, ползающего по комнате, уже бессильного подняться и лечь на постель. Гобсеку пригрезилось, что что комната полна живого колыхающегося золота. И он бросился его загребать.

Чтобы не было у него соседей, Гобсек один занимал несколько комнат, загроможденных всякого рода снедью, которая вся сгнила, и даже у рыб выросли усы.

До последних дней своей жизни Гобсек заглатывал несметные состояния и уже неспособен был их переварить. Если бы золото поддавалось гниению, оно бы у него сгнило.

Одна мысль угнетала умирающего Гобсека: он расставался со своим богатством.



Читайте также: