Учебно образовательная система. Образовательная система: понятие и виды. Действующие в школе образовательные стандарты

Образовательные системы представляют собой основной объект обновления и реформирования в условиях переходного периода при развитии общества. Содержание образования, а также его дальнейшая реализация позволяют воплотить цели, которые ставятся обществом перед новым поколением, и укрепить незыблемые ценности. Но при этом успешная реализация установленных реформ представляет собой достаточно сложную и труднодостижимую задачу, которая подразумевает тщательное планирование, грамотно разработанную стратегию, особое внимание к ресурсам и, конечно же, приверженность данной цели тех людей, которые занимаются ее реализацией.

Реформы, затрагивающие образовательные системы, затрудняются в реализации еще и тем, что их проведение осуществляется в таком обществе, где инфраструктура и преподаватели не обеспечиваются соответствующим количеством ресурсов.

Как было раньше

Предыдущая советская система отличалась наличием достаточно жестких учебных планов, составление которых осуществлялось централизованно. Такие планы основывались на том, что ученики постоянно зарабатывали факто-логические познания в различных предметах, направленных на узкие специализации. Основной акцент делался на науку, а также на инженерное дело, в то время как каким-либо педагогическим инициативам со стороны учителей или школьного руководства практически не отводилось никакого места.

Образовательные системы СССР предусматривали наличие общего учебного плана для всех обслуживаемых школ, и его составление осуществлялось под пристальным руководством со стороны правительственных учреждений. Производство учебников осуществлялось монопольно государством, и при этом они были абсолютно бесплатными. Таким образом, полностью отсутствовала структурированная система оценки образовательных стандартов в масштабе нации, а все потребности определялись в соответствии с централизованным планированием распределения рабочих сил.

Как сейчас

Российское общество постоянно перестраивается и параллельно старается переоценивать свои цели и ценности, что влечет за собой демократизацию в образовательной сфере. Индивидуализация, гуманизация, а также использование новых концепций гражданского образования – образовательные системы нынешнего времени выделяют место для указанных этих факторов. Во многом это обеспечивается за счет широчайшего разнообразия доступных типов общеобразовательных заведений (наподобие ФРГ), а также вариативности образовательных программ, что имеет непосредственную связь с развитием нынешней сети негосударственных общеобразовательных учреждений.

Особенности образования в РФ

На сегодняшний день Министерство образования РФ использует такую систему, которая является предельно схожей с немецкой, но все-таки представлена в гораздо более упрощенном виде:

  • Дошкольное образование, которое должно обеспечивать детей элементарными знаниями, не приравнивается к первой ступени школьного образования. В детский сад малыши отдаются приблизительно с возраста года или полутора лет, и находятся там вплоть до достижения шестилетнего возраста (также добровольно при наличии желания со стороны родителей).
  • Начальное образование стартуе с достижения ребенком возраста полных шести лет и длится на протяжении четырех лет (в соответствии с результатами последних реформ в области образования). В отличие от Германии Министерство образования РФ позволяет получить детям начальное образование уже в лицеях или же гимназиях, так как в России эти типы заведений имеют комплексное представление и предлагают обучение с 1 по 11 классах.
  • Неполное среднее образование в гимназиях, лицеях, а также любых общеобразовательных школах длится на протяжении пяти лет. Окончание девяти классов любого из перечисленных учебных заведений дает ученику право на аттестат о получении общего среднего образования.
  • Производственно-техническое, или полное среднее образование, дающее возможность человеку поступать в дальнейшем в колледж, техникум или какие-либо другие профессиональные учреждения допускается после завершения обучения в 10 и 11 классах гимназий, школ или лицеев с получением диплома о среднем образовании. Данное право также распространяется на тех людей, которые уже закончили любые профессиональные учреждения, в то время как в Германии подобное считается неприемлемым.
  • После получения высшего образования человеку вручают диплом специалиста, а также присваивают степень бакалавра, магистра или же мастера, и при этом ему дается право повышения своей квалификации в НИИ или университете, чтобы получить степень кандидата или даже доктора наук.

Помимо всего прочего, в последнее время проводится активная индивидуализация обучения, что также сказывается на качестве образовательной системы.

Дошкольное образование

В России достаточно давно уже используется расширенная система обеспечения знаниями детей дошкольного возраста. На данный момент управление образовательными системами уделяет ей достаточно большое внимание, поэтому она по-прежнему играет огромную роль в процессе решения различных вопросов раннего воспитания и образования детей. Сегодня система построена таким образом, чтобы полностью соответствовать запросам детей в возрасте 3-7 лет, при этом ясли могут посещаться малышами возрастом от 1 до 3 лет, а в редких случаях допускается даже уход за детьми в возрасте от двух месяцев до года. В преимущественном большинстве детские сады финансируются государством, а также муниципальными или ведомственными органами.

Какие сады выбрать?

В последнее время управление образовательными системами привело к тому, что люди начали открывать большое количество частных или же получастных детских садов, но их объем на данный момент составляет еще менее 8% от общего. Даже в современных муниципальных садах сохраняется тенденция к тому, чтобы родители оплачивали приблизительно 10-15% от предоставляемых услуг, причем система их посещения является достаточно гибкой, и при желании взрослые всегда могут выбрать какой-то определенный вид посещения их ребенком, который они посчитают наиболее удовлетворительным – это полный или неполный рабочий день, полная или неполная рабочая неделя и т. п.

Также стоит отметить, что сохраняется тенденция построения откровенных и доверительных отношений между родителями и персоналам, благодаря чему воспитатели могут узнать множество интересных факторов о личности и каких-либо индивидуальных потребностях конкретного ребенка. За счет этого постепенно выстраивается и индивидуализация обучения.

Зачем они нужны?

Достаточно важным является тот факт, что детские сады представляют собой многофункциональные учреждения, которые вдобавок к образовательным берут на себя социальные, попечительские и здравоохранительные функции.

Немало внимания уделяется тому, чтобы стараться выявлять различные недостатки в интеллектуальном и физическом развитии учеников. Серьезную роль в разработке всевозможных учебных программ и планов, а также в дальнейшей диагностике детей отводится профессиональным психологам. Для лечения ребят, имеющих какие-либо физические отклонения, принято приглашать физиотерапевтов, в то время как в некоторых садах предусмотрено наличие бассейнов и спортзалов, где проводятся коррекционные работы. Также могут привлекаться логопеды, оказывающие помощь в области коррекции глотания и дефектов речи.

Начальные школы

Система образовательных организаций рассматривает начальную школу как первую ступень образования, когда детям даются фундаментальные знания, необходимые им для последующего обучения. На данный момент в школе представлены три основные системы начального образования, основывающиеся на традиционной системе и различных теориях, разработанных видными отечественными педагогами. Все эти системы в основном направляются на нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся, а доступ в школу открыт для всех детей, достигших возраста шести лет. На данный момент будущие первоклашки в обязательном порядке должны проходить процедуру тестирования перед зачислением в школу, где они проходят проверку интеллектуального уровня.

Вместе с различными общепринятыми образовательными предметами многие современные школы уже со второго класса начинают преподавать детям иностранные языки, что в дальнейшем собираются сделать повсеместно. Также стоит отметить, что в недалеком будущем уже планируется введение такой системы, при которой дети со второго класса будут обучаться навыкам работы на компьютере.

Общее среднее образование

Развитие образовательной системы привело к тому, что общее среднее образование включает в себя начальное, пять классов общей средней школы, а также два старших класса. Таким образом, уже в возрасте десяти лет, то есть после полного завершения начальной школы, ребенок переходит на младшую ступень средней, где получает знания на протяжении пяти лет. В соответствии с действующим законодательством, данная ступень должна заканчиваться в пятнадцать лет, после чего ребенку выдается аттестат о неполном среднем образовании. После этого он может или продолжить свое обучение в школе, или же поступить в средние или начальные профессиональные училища.

Постепенно в РФ установился обновленный алгоритм получения знаний, существенно трансформировалось и само образование (образовательные системы, конечно же, изменились со времен СССР). Обязательное образование на протяжении одиннадцати лет вводилось в Москве, с течением времени данная практика распространилась и на другие области. Ранее в качестве обязательного воспринимался исключительно девятилетний курс школьного образования. Обучаются школьники совместно шесть дней в неделю, и дифференциация в данном случае затрагивает только уроки труда и физкультуры в старших классах. Общее количество часов в неделю составляет от 30 до 36.

За последние несколько лет система образовательных учреждений претерпела массу изменений, что привело к значительному расширению доступных школ на базовом уровне среднего образования. Все современные школы полностью отвечают за освоение базовых программ, а аттестат, который получает ученик, впоследствии признается всеми регионами России, а также различными республиками СНГ.

Образование в лицее

Среди современных видов учебных заведений наиболее популярными в России являются гимназии, лицеи и общеобразовательные школы.

Лицей представляет собой тип учебного заведения, который активно начал внедряться еще с начала 90-х годов прошлого века. При этом стоит отметить, что такое название достаточно часто носят различные средние учебные заведения, в которых организовано углубленное изучение дисциплин по определенному профилю.

Формирование системы образования привело к тому, что у лицеев и гимназий появилось достаточно большое количество схожих особенностей, но в то же время они принципиально различаются в некоторых моментах. В основном лицейское образование актуально в УО, имеющих физико-математический уклон.

Гимназии

Государственная образовательная система построена таким образом, что у преимущественного большинства людей понятие «гимназия» ассоциируется с определенной элитарностью, то есть с такими престижными учреждениями, в которых дети могут получить образование за счет связей и богатства, и где их стараются активно подготавливать к работе на различных руководящих постах.

На самом деле характеристика образовательных систем показывает, что такой формат используется в закрытых учебных заведениях, которые в большинстве случаев являются частными. Именно они предоставляют возможность на основной и старших ступенях школьного обучения вносить в образовательные планы новые предметы, среди которых логика, экономика, филология или какие-либо другие, необходимые для более эффективного ведения конкретной деятельности (например, предпринимательской). При этом гимназии в большинстве своем представляют собой государственные образовательные учреждения среднего типа, и здесь получают знания дети, имеющие повышенную мотивацию к обучению.

Точно так же, как и в остальных типах таких заведений, здесь предлагается возможность получения такого образования, которое будет достаточным для дальнейшего обучения в университете. Стоит отметить, что именно это составляет существенное различие между гимназиями России и Германии, так как в последней их окончание позволяет только поступать в вуз. Помимо того, формирование коллективов учащихся в таких заведениях в России начинается еще с первого класса. При желании можно перейти из другого формата школы в подобные учебные заведения, причем переводиться можно как на основной ступени образования, так и по ее завершении. В таком случае выпускникам девятого класса также вручают аттестаты о получении основного среднего образования, после чего они уже самостоятельно принимают решение о том, нужно ли им оставаться здесь для получения полного среднего или отправиться в какое-нибудь учреждение с профессиональным уклоном.

Не все одинаково пригодно для всех.

Цицерон

Система образования: факторы ее развития и совершенствования

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасного отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В настоящее время значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. И государство, и общество хорошо понимают, что российская система образования вполне способна конкурировать с системами образования развитых стран в условиях широкой поддержки со стороны общественности; ответственной и активной государственной образовательной политики; глубокой и всесторонней модернизации образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Понятие системы образования

Система образования – один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Она охватывает учреждения дошкольного воспитания, общеобразовательные, профессиональные (начальные, средние и высшие) учебные заведения, различные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, формы дополнительного образования детей.

Таким образом, система образования , с одной стороны, означает определенную целостность, упорядоченность и взаимную связь разных частей структуры такого явления, как образование. С другой стороны, данной понятие включает социальный компонент, т.е. совокупность общественных отношений (политических, идеологических, правовых, социальных, экономических, педагогических, этических и др.), складывающихся в системе образования. Целью системы образования является обеспечение права человека на образование, и с этой точки зрения критерием эффективности ее деятельности выступает уровень образованности (воспитанности и обученности) ее выпускников.

Развивающееся российское общество предъявляет новые требования к системе образования . Во-первых, России нужны современно образованные, высоконравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, обладающие чувством ответственности за судьбу страны.

Во-вторых, в настоящее время образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. В этой связи потенциал образования в полной мере должен быть использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

В-третьих, многонациональной российской школе предстоит продемонстрировать свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть основную роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.

В-четвертых, обновляемой системе образования предстоит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и наклонностями независимо от материального положения семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

В-пятых, необходимо использовать все возможные средства для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей.

Наконец, важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

Строить систему на одном факте, на

одной идее - это ставить пирамиду

острым концом вниз.

П. Буаст

Подготовка подрастающего поколения к жизни и осуществление тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области образования и воспитания, немыслимы без системы образования. Система образования формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения. В Древней Руси, например, это были школы, функционирующие при монастырях, храмах и церквях, которые спонтанно возникали и закрывались. Никакой системы контроля за качеством образования не было.

Первые просветительские реформы связаны с именем Петра I. Им была заложена основа для дальнейшего просвещения, науки. Открыв в 1701 г. в Москве первую светскую государственную и профессиональную «Школу математических и навигационных наук», Петр I положил начало отечественной системе образования. Принятие школьных уставов в 1786 и 1804 гг., деление страны на учебные округа и создание первого в истории России Министерства народного просвещения (1802), превращение университетов в лидеров всех других учебных заведений означали становление государственной системы образования.

Система образования - это совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений (независимо от организационно-правовых форм, типов и видов), органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций (Закон РФ «Об образовании»).

По мнению Б.С. Гершунского, система образования может быть представлена в виде двумерной матрицы, каждая «ячейка» которой соответствует учебно-воспитательной (или образовательно-воспитательной) системе того или иного уровня и профиля: вертикальная ось отражает уровень образования, а горизонтальная - профили получаемого образования.

Учебно-воспитательная система характеризует педагогический аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля. Любая такая система - это совокупность взаимосвязанных компонентов: целей и содержания учебно-воспитательной и развивающей деятельности, методов, средств и организационных форм обучения и воспитания. Для каждого

уровня и каждого профиля образования существует своя специфическая учебно-воспитательная система.

Наряду с понятием учебно-воспитательной системы существует понятие педагогической системы, которое нередко персонифицируется и используется для характеристики плодотворной научной деятельности крупных педагогов (системы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Дж. Дьюи, М. Монтессори, Р. Штайнера и др.).


Педагогические системы представляют собой разновидность социальных систем. Под педагогической системой понимается социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности.

Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами (В.П. Беспалько).

Педагогическая система - целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей обучения, воспитания и развития человека. Основные признаки педагогической системы: полнота компонентов, причастных к достижению цели; наличие связей и зависимостей между компонентами; наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов; появление у компонентов системы общих качеств.

Педагогическая наука различает общую педагогическую и частно-методическую систему в работе преподавателя (мастера производственного обучения).

Под общей педагогической системой понимается совокупность применяемых педагогом методических приемов и методов обучения и воспитания, охватывающих все стороны педагогического процесса и определяющих стиль его работы.

При изучении общей педагогической системы работы преподавателя его уроки рассматриваются как звенья единого педагогического процесса; оцениваются качественные отличия одного урока от другого; показывается, как гармоническое сочетание методов и приемов работы влияет на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса; объясняется, почему он использует те или иные методы обучения; определяются содержание урока (организационная часть, форма проведения урока, средства, способы и приемы активизации учащихся), методы и средства обучения.

По своим характеристикам педагогические системы имеют реальный (по происхождению), социальный (по субстанциальному (сущностному) признаку),

сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по признаку управляемости) характер.

Частно-методической системой является такая система, при которой методические приемы и методы обучения касаются только какой-либо одной стороны педагогического процесса. Обычно для изучения выделяются следующие частно-методические системы: планирование учебно-воспитательной работы; подготовка преподавателя к занятиям; методические приемы, средства и методы обучения, улучшающие учебно-воспитательный и производственный процессы; воспитательная работа в процессе преподавания предмета; работа с отстающими или слабоуспевающими учащимися.

К образовательным системам относятся все социальные институты, целью которых является образование человека. Образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система, в которой можно выделить большое количество образовательных систем. Например, целостный педагогический (образовательный) процесс представляет собой образовательную систему. Процесс обучения, являясь подсистемой целостного образовательного процесса, следует рассматривать как образовательную систему. Учебное занятие, с одной стороны, подсистема процесса обучения, а с другой - сложная образовательная система.

1 . Глобализация, сегодня, является важной проблемой для высшего образования, ибо от адекватного внедрения в процесс образования составляющих элементов глобализации и интернационализации зависит, в сущности, сама модель будущей системы образования, или иначе – уровень квалификации трудовых ресурсов.

Выделим ключевые проблемы, решение которых образует область совместного плодотворного существования глобализации и образования:

§ стратегии интернационализации;

§ транснациональное образование;

§ обеспечение международного качества;

§ региональное и межрегиональное сотрудничество;

§ информационная и коммуникационная технологии и виртуальные университеты;

§ проблемы равенства и доступности образования.

Причинами возникновения указанных проблем в контексте процесса глобализации предлагается считать следующие характерные черты сегодняшнего процесса образования:

§ прикладной процесс производства знаний;

§ широкий набор междисциплинарных знаний, процесс производства которых достигается установлением консенсуса специалистов разных областей. В современной науке, по этому поводу, введен термин трансдисциплинарности знаний, который предполагает четкие, но подвижные рамки для управления процессом поиска решения проблемы. Важно отметить, что эти рамки создаются и сохраняются в контексте своего приложения, но не привносятся готовыми;

§ сложные и нелинейные социально-технические взаимосвязи участников при создании знаний;

§ возрастание социальной ответственности и отчетности за производимое знание, что является следствием растущего участия социальных групп в решении глобальных проблем;

§ расширение базы систем контроля качества (имеются в виду новые критерии, вторгающиеся в производство знания через контекст его приложения), что подразумевает возрастание внутренних противоречий между разноплановыми интеллектуальными, социальными, экономическими и политическими интересами.

При разрешении поставленных проблем приемлемо было бы сначала определить степень и структурность введения предполагаемых образовательных новаций. Процесс превращения университетов в учреждения, работающие на основе комплексных информационных сетей (что, по сути, и предполагает глобализация образолвания) включает в себя помимо внедрения новых технологий также неизбежные перемены в ментальности. Если удастся решить противоречия между новыми технологиями и существующими гуманитарными педагогическими принципами, а также неогуманистическими ценностями между различными группами населения, информационно-коммуникационные сети станут важнейшей зоной и инструментом, где будет происходить процесс конструирования творческих способностей нового социального порядка.



2 . Наряду с традиционными целями образования, преследующими подготовку специалистов высокого профессионального уровня, в настоящее время на повестку дня выходит задача формирования у них постнеклассического, синергетико-эволюционного типа научной рациональности. Постнеклассический тип рациональности учитывает соотнесен­ность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевым и структурами. Выявляется связь внутринаучных целей с вненауч-ными, социальными ценностями и целями. Современная наука требует включения в знание ценностных параметров, поскольку ее объектами являются человекоразмерные системы. Человек уже не находится за пределами мира, он включен в него. Более того, человек и Вселенная существуют в нерасторжимой сопряженнос­ти. Поэтому ценность представляют не столько «объектные» ис­тины, сколько те, которые сопоставимы с непосредственным бы­тием людей.

Достижение этой цели в образовании является важнейшей предпосылкой для создания новой самооорганизующейся среды, в которой понимание личной ответственности каждого индивидуума за судьбу всего мира становится необходимым условием выживания человечества.

В такой интерпретации базовыми основаниями постнеклассического идеала образованности, как естественнонаучной, так и гуманитарной, становится не природа, мир, а человек, возделывающий в себе культуру отношения к окружающей среде не как к кормушке, дающей средства существования, а как к ноосфере - сфере разума, синтезировавшей в себе биосферу и человеческий разум как самоорганизующуюся, автопоэтическую систему. Такой идеал образования несет новые смыслы, заключающиеся в практике самоорганизации, автопоэзиса, самовозделывания человека, выстраивания им своей антропологии через идею человечности, гуманитарности.



Независимо от содержательной составляющей образования, будь то знания естественнонаучные или гуманитарные, в глубине этого знания, особенно концептуального, несущего отпечаток стратегии и идеала мышления, возникают трансдисциплинарные идеи, выступающие векторами, осями, направляющими единой целостной системы знания. Эти идеи должны быть положены в основание культурной и образовательной практики. Они позволяют произвести самоопределение человека: что есть человек, и замкнуть его герменевтически на автопоэзис.

При таком подходе постнеклассическим идеалом образованности не может быть только одна профессия, практика, удерживающая человека в рамках одной профессии. Идеалом становится «трансфессия» - практика, выводящая субъекта за пределы какого-либо одной профессии. Задачей образования становится производство трансфессионал - человек, конструирующий сам траекторию своего образования.

К числу фундаментальных мировоззренческих и методологических идей, которые могут служить стимулом образования, следует отнести идеи: становления, которая кореллирует с идеей времени, самоорганизации, универсального эволюционизма и коэволюции сложных систем, целостности, фундаментальности, «человекоразмерности» сложных систем, решающей роли человека в выборе будущего.

3 . Благодаря великим открытиям второй половины XX в. в области естественных наук в 70-х гг. ХХ в. возникает новое междисциплинарное научное направление "синергетика", которое убедительно подтверждает общность закономерностей и принципов самоорганизации самых разных сложных макросистем - физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных. Современная научная картина мира и достижения синергетики открывают широкие возможности для моделирования образовательных процессов с помощью методов и подходов, традиционно применявшихся к естественным и точным наукам.

В прогнозах о перспективах развития образования следует опираться на принципы взаимодополняемости естественнонаучной методологической традиции и гуманитарных способов познания.

Специфика методологии междисциплинарного знания заключается в главенстве интегративных, синтезирующих тенденций.

Такой подход способствует восстановлению целостных представлений о мире, картине мира как единого процесса. Интеграция знаний на основе междисциплинарных связей дает возможность охватить линейные связи по горизонтали и точечные по вертикали, уловить не только последовательность, но и одновременность этих связей и воссоздать на новом, более высоком уровне целостное видение любых проблем, ситуации, явления во всей полноте многогранности, многоаспектности.

Двуединство "природа - культура", включающее в себя все формы земной жизни, характеризуется четырьмя основными признаками: архетипичностью, антитетичностью, голографичностью, цикличностью. Они отражают открытость мира и применимы ко всем элементам системы: и к молекуле ДНК, и к миру природы, и к техносфере, и к единому культурному полю, подсистемой которого является образование. Эта универсальность отражена в четверичном принципе мудрецов Древнего Востока: "Все есть все, все есть во всем, все есть всегда, все есть везде".

Синергетический подход к образованию открывает возможности самоосознанного освобождения от необходимости судить о том или ином культурном феномене, а в данном контексте об образовании в соответствии с ангажированностью, с заданной историко-культурным состоянием общества либо той или иной устоявшейся системой научных критериев.

Одна из важнейших особенностей современного знания состоит в развернутом обсуждении фундаментальных, мировоззренческих, философских, познавательных и методологических проблем, которая является необходимым условием формирования новых идей науки. Различные способы освоения мира (искусство, философия, наука и т.д.) дают возможность многомерного видения проблемы. Именно поэтому сегодня определяющей тенденцией познавательного процесса является интеграция.

Современное образование, основанное на интеграции различных методов и различных наук, способствует целостному осознанию мира и приросту креативного потенциала личности: коэволюция человека, природы и общества обусловливает нравственные принципы гармонизации их сосуществования, а в среде образования - отход от предметной дифференциации научного знания как средства эффективности обучения и поиск оптимальных путей интеграции знания. Дифференцированное готовое знание формирует репродуктивное мышление. Интеграция же знаний невозможна без применения творческих усилий. Синергетический подход к образованию предполагает разработку вариативных моделей учебного процесса и содержания курсов, основополагающими принципами которых будут интеграция и творческое развитие личности. В синергетический подход к образованию органично вписывается метод системного анализа. Главное в нем - логически обоснованное исследование проблемы и использование соответствующих методов ее решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук. Системный анализ предполагает междисциплинарность. Научная картина мира воссоздана методом системного анализа и представляет собой модель, в основе которой лежат данные конкретных наук о природе и обществе. Системный анализ - это не только методологическая основа научных исследований и разработки новых технических и управленческих решений. Его можно расценивать как инструментарий для рационального овладения знаниями, постижения их природы, способов их запоминания и систематизирования. Он помогает осмыслению новых знаний. Овладение навыками системного анализа способствует формированию творческого мышления, реинтеграции информации на новом качественном уровне с пониманием системных связей. Один древний мудрец утверждал, что унция знания стоит фунта информации, а унция понимания - фунта знаний. Только хорошо понятое знание дает качественный прирост личности. Говоря о понимании, следует различать логическое понимание, обеспечивающее репродуктивное усвоение информации, и глубинное понимание, т.е. всестороннее овладение предметом размышления, при котором становятся возможными "домысливание" и творческая деятельность.

4. Постижение единства мира, природы, человека, а также раскрытие всех культурно-мировоззренческих идей невозможны посредством одного учебного предмета, что делает очевидным необходимость установления междисциплинарных, содержательных, логических, функциональных и других связей между этими идеями.

Интеграционные процессы в сфере социально-культурной жизни общества поддерживают неиссякаемый интерес к проблемам междисциплинарного подхода, разнообразные аспекты которого находят отражение в научно-методических работах различных авторов. Ученые связывают эти аспекты с понятиями «междисциплинарность», «комплексность», «интеграция», «взаимодействие», «межпредметные связи».

Вопросы взаимодействия человека и окружающего мира, взаимосвязь его многосоставных процессов издревле находили место в работах философов Демокрита, Пифагора, Платона и др. Так, для Аристотеля окружающий человека мир – это и есть то, что познается, изучается и благодаря чему достигается познание общего.

Значительную роль в развитии теории междисциплинарного подхода сыграли труды Дж. Дьюи, Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо. Обращаясь к философско-методологическим аспектам междисциплинарного подхода, следует отметить, что ведущей здесь является методология, опирающаяся на законы диалектики, сформулированные Гегелем .

В дидактических трудах Дж. Дьюи также прослеживаются идеи междисциплинарного подхода. Ученый призывал к формированию личности посредством творческого постижения культур в исторических средах, отдавая ведущую роль в образовании социокультурному контексту и реализации принципа взаимосвязи теории и практики. Особое место в его концептуальном видении занимала идея соединения труда и обучения, которая позже была неоднократно апробирована как в отечественной, так и зарубежной истории педагогики.

Одним из первых широкомасштабных практических опытов междисциплинарного подхода в обучении явилась советская трудовая школа, у истоков которой стояли Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. В советской школе междисциплинарные связи использовались для соединения обучения с жизнью, с производительным трудом учащихся .

О необходимости междисциплинарности и многомерности в образовании рассуждал и Р. Штайнер, основоположник вальдорфской школы. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей, что помогало им не только в освоении знаний отдельных областей, но и в умении самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями.

Основатели французской школы Анналов (Новая историческая наука) М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель и другие настаивали на ликвидации барьеров между разными сферами интеллектуального труда, призывая специалистов пользоваться опытом смежных научных дисциплин .

Анализ литературы показывает, что о междисциплинарности в образовании широко стали писать с начала 50-х годов XX века. Значительным этапом развития междисциплинарного подхода становятся идеи, рассматриваемые в исследованиях по психофизиологии человека, отразивших взаимозависимость психической и практической деятельности человека. Так, исследования Б.Г. Ананьева убедительно доказывают, что деятельность человека, направленная на познание и преобразование предмета является основой формирования логических связей и отношений его сознания. В своих работах М.Н. Скаткин, Г.С. Костюк, В.В. Давыдов показывают, что ведущие идеи мировоззренческого характера играют организующую роль в изучении учебного материала.

В 60-е гг. XX века развернулись исследования в области межпредметных связей. Межпредметные связи рассматривались как дидактическое средство повышения эффективности усвоения знаний, умений и навыков (Г.И. Батурина); как условие развития познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебной деятельности, формирования их познавательных интересов (В.Н. Максимова).

В период 70-х годов проблема междисциплинарного подхода в обучении становится одной из центральных в дидактике, а в работах 80-х годов высвечивается еще один аспект проблемы, где особое внимание уделяется воспитательному потенциалу междисциплинарности (Г.И. Беленький, И.Д. Зверев, В.М. Коротов).

Сегодня не иссякает интерес к проблеме реализации междисциплинарного подхода в образовании. Анализ истории междисциплинарного подхода в образовании позволяет выделить три основных этапа его становления и развития:

Использование комплексных программ обучения;

Теоретическая разработка межпредметных связей;

Практика межпредметной интеграции.

Особый контекст идея междисциплинарности приобретает в свете компетентностного подхода к образованию, основной целью которого становится освоение набора компетенций. Это означает не отказ от дисциплинарного овладения знаниями, а насыщение его приемами междисциплинарной подачи учебного материала, формирующими междисциплинарное мышление. Поэтому в наши дни, когда происходит трансформация общественных отношений, совершенствование информационных технологий, расширение многофункциональности труда, расширение полифункциональных знаний, умений, способов умственных действий и применение их в новых жизненных ситуациях речь должна идти о переходе к новому этапу – этапу разработки и реализации идей междисциплинарного подхода в компетентностном формате.

5. Стратегически важным направление развития образования является его информатизация. Она является необходимым условием для решения важнейших проблем системы образования – его фундаментализации, повышения доступности для широких масс населения, придания образованию опережающего характера с целью своевременной подготовки людей к условиям жизни и деятельности в новой информационной среде обитания.

Рассматривая современное состояние и перспективы развития процесса информатизации образования, можно выделить два основных направления развития этого процесса:

Инструментально-технологическое направление, включающее в себя задачи использования новых возможностей средств информатики и информационных технологий для повышения эффективности системы образования;

В свою очередь, в составе инструментально-технологического направления мы выделим следующие четыре крупных задачи:

Использование средств информатики и информационных технологий как высокоэффективного педагогического инструмента, позволяющего получить новое качество образовательного процесса при меньших затратах сил и времени как преподавателей, так и учащихся. Это направление информатизации образования иногда называют педагогической информатикой.

Информационная поддержка образовательного процесса необходимыми базами данных и знаний, хранящихся в автоматизированных информационных системах, электронных и обычных библиотеках, архивах, фондах и других источниках информации.

Информатизация управления системой образования со стороны федеральных, региональных, ведомственных или же внутрифирменных органов, которая имеет целью сделать это управление более эффективным.

Развитие систем и средств дистанционного образования, обеспечивающих повышение доступности качественного образования для удаленных пользователей и возможности повышения их квалификации без отрыва от производства. В качестве основных видов технологий дистанционного образования используются:

Кейс-технологии, когда учащемуся выдается портфель с полным комплектом учебных материалов по каждой дисциплине. При этом используются как обычные учебные пособия, так и их электронные версии на CD-ROM, аудио-, видеокассетах, а также в виде мультимедийных компьютерных программ;

Сетевые технологии, реализуемые через Internet или же региональные телекоммуникационные сети;

Телевизионные технологии, реализуемые через систему спутникового телевидения

Проблема информатизации образования сегодня уже не может рассматриваться лишь как инструментально-технологическая, а тем более, как проблема насыщения сферы образования средствами информатики и создания на их основе педагогических инструментов. Сегодня необходимо изменить цели образования, обеспечить его принципиально новую ориентацию на условия и проблемы информационного общества

§ Подготовка специалистов для профессиональной деятельности в информационной сфере общества, владеющих новыми информационными технологиями.

§ Формирование в обществе новой информационной культуры.

§ Фундаментализация образования за счет его существенно большей информационной ориентации и изучения фундаментальных основ информатики.

§ Формирование у людей нового, информационного мировоззрения.

6. Наука как социальный институт развивается и функционирует не только в виде формально организованных структур: научная группа, лаборатория, сектор, кафедра, отдел или институт, но и в виде неформальных организаций, к которым, прежде всего, следует отнести научные школы.

Научная школа - это интегрированный единой программой и общим стилем мышления коллектив исследователей, возглавляемый, как правило, широко известным и признанным ученым, выполняющим в данном коллективе функции лидера и гeнepaтopa идей. Научная школа – это сообщество ученых разных статусов, компетенций, специализации, объединенных лидером-руководителем школы. Каждый член школы вносит свой вклад в реализацию и развитие исследовательской программы, а также защищает цели и результаты деятельности своей школы.

Если характеризовать научную школу детально, то, она означает объединение ученых, характеризующееся следующими функциями:: исследовательская, научно-образовательная, траслирующая.

Школы в науке являются необходимым, постоянно действующим фактором ее развития (хотя существовали и существуют открытия, сделанные на основании индивидуальных исследовательских программ, то есть вне научных школ: в частности М. Планк и А. Эйнштейн достигли выдающихся результатов в науке в уединении). Научные школы возникли на этапе перехода науки от индивидуальных форм труда к коллективным.

Научная школа – это особый феномен, отличающийся от других научных объединений (кафедра, научная организация, научное сообщество). Она не может существовать без учителя, учеников, общей проблемы (объекта совместной деятельности). В научной школе в концентрированном виде представлены все три аспекта научной деятельности (логико-рациональная, личностно-психологическая, социально-психологическая).

Возникновение научной школы протекает по-разному: а) это может происходить внутри уже устоявшейся научной дисциплины как появление новой идеи; б) на стыке научных дисциплин в форме решения междисциплинарной проблемы; в) наконец как образование совершенно нового научного направления.

Научные школы различаются по формам функционирования; по имени учителя, по названию местности.

Существует деление научных школ на классические и современные. К первым относят возникшие в XIX веке на базе крупнейших европейских университетов научно-исследовательские центры, которые наряду с образовательными задачами решали и проблемы научной сферы. Второй тип научных школ появляется уже в ХХ столетии, когда формируются адресные научные программы, выступающие как социальный заказ, а выполнение их определяется уже не столько ролью и влиянием научного лидера школы, сколько базисными целевыми установками исследования.

Характерными чертами современных научных школ являются:

– образование их не на базе высших учебных заведений, а на базе научно-исследовательских институтов соответствующего профиля (вот почему современную научную школу называют дисциплинарной научной школой) при условии существования тесной связи последних с соответствующими высшими учебными заведениями;

– переход к проблемному принципу организации научных исследований. Дело в том, что в современной науке имеет место дифференциация не только по исследовательским направлениям, но и по решаемым проблемам. Объединение ученых вокруг решаемой проблемы позволяет синтезировать исследовательские процессы, разъединенные во времени, с помощью выдвижения единых целей и задач;

– малость времени жизни по сравнению с классическими школами: сегодня характер исследуемых проблем настолько сложен и мновекторен, что одному руководителю невозможно длительно входить в тонкости, детали работы его подопечных.

Как и любое образование школы не только зарождаются, но и распадаются. Это происходит после того, как научно-исследовательская программа, идея, на которой строится школа, себя исчерпывают.

7. Последние десятилетия характеризуются активными процессами реформирования главного института в обществе - образования в контексте гуманистической парадигмы. Можно заключить, что «реформирование образования» синонимично понятию «гуманизация образования». «Фактически, понятие «гуманизация образования» помогает отчетливо зафиксировать востребованные социумом ценности в формировании молодого поколения, изменения в самой сфере образования в соответствии с гуманистическими ценностями общества, сконцентрировать внимание на процессе развития современной школы.

Одним из направлений стратегии реформирования системы образования высшей школы является фундаментализация образования, которая предполагает: создание крупных образовательных комплексов, основу которых должны составить университеты, ориентацию образования на синтетическое восприятие (изучение законов) природы, общества, человека; ориентацию на всеобщее высшее образование (повышение качества образования и уровня образованности людей).

Информатизация образования предполагает инструментально- технологическое (использование средств информатики и информационных технологий в образовательном процессе); содержательное (формирование нового содержания образовательного процесса); формирование новой информационной культуры, нового информационного мировоззрения.

Демократизация образования предполагает повышение доступности качественного образования для всех слоев населения.

Гуманизация образования предусматривает создание системы государственной поддержки в период получения образования для лиц менее социально защищенных. Вся система образования(цели, содержание, методы, формы, технологии) характеризуется этической и гуманистической направленностью.

Непрерывность образования предполагает образование человека, совершенствования и самосовершенствования личности в течение всей жизни, постоянное подтверждение и обновление профессионализма.

Опережаемость образования означает ориентацию образования на новые условия (будущего) развития всего мирового сообщества.

Инновационность образования предполагает повсеместное использование инновационных технологий в целостном образовательном процессе, образование нового «инновационного продукта» и формирование инновационного мышления.

Следующим направлением реформирования образования является построение новой методологии образования ориентированной на постижение целостности окружающего мира, системности в восприятии мира наук.

Формирование динамической целостности образовательной системы означает вхождение в мировое образовательное пространство; межпредметная связь; единство обучения, воспитания и развития; единство формы подачи знаний и содержания образования; др.

Технологизация образования предполагает использование средств информатики и информационных технологий в образовательном процессе, системе управления образованием(электронные библиотеки, учебные компьютерные программы, электронные учебники и др.), развитие систем и средств дистанционного образования (кейс- технологии, сетевые и телевизионные, др.)

8. Качество образования следует рассматривать как социальную и педагогическую категории. В социальном плане речь идет о состоянии и результативности, определяемых показателями соответствия образования потребностям и ожиданиям общества (государства и различных социальных групп) в достижении социальной компетентности, развитии гражданских, профессиональных и личностных свойств.

С педагогических позиций качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения, которые создают условия для успешной социализации и идентификации личности, ее профессионализации. Это касается целей, содержания образования, форм и методов обучения, обеспеченности соответствующей материально-технической базой и профессиональными кадрами.

К сожалению, для оценки качества образования в основном использовались и продолжают использоваться количественные показатели. И хотя в 70-80-г.г. ХХ века была поставлена проблема научно-педагогического слежения качества образования, но «воз и ныне там». Продолжает существовать самая примитивная дидактическая система оценивания успехов обучаемых с первого класса школы до государственного экзамена в вузе (лотерейная удача-неудача) - отметочная. И количество отличных и хороших отметок до сих пор выдается за качество обучения. Здесь есть особая проблема педагогической и социальной взаимосвязи: дидактический примитивизм порождает социальный терроризм.

При всей абсурдности количественного разрастания показателей и подмены ими качества, они были относительно адекватными существовавшей в то время образовательной парадигме, центрировавшей на знаниях (когнитивно - ориентированная образовательная модель, ЗУНовская, Знания, Умения, Навыки), которая все больше приходила в противоречие с жизнью, затратами на образование, как государственными, так и личными усилиями школьников и студентов.

Но если согласиться с утверждением, что в настоящее время суммарный объем знаний удваивается в среднем за десять лет (во времена Ломоносова за 150 лет), 30% знаний, полученных в вузовском образовании, устаревает сразу же по окончании обучения, то становится все более продуктивной педагогическая идея о «непрерывности образования в течение всей жизни человека». Это подчеркивается в Национальной доктрине образования Российской Федерации. Здесь находится большой резерв для модернизации образования путем освоения новой модели - личностно-развивающей и социально ориентированной.

Происходящая смена образовательной парадигмы обусловлена социокультурными трансформациями, вызванными постиндустриальной, информационной культурой, изобилующей источниками информации и требующей от обучаемых умения и желания добывать ее, а не получать в готовом виде, умения ею творчески пользоваться. Учить увлеченно познавать, толерантно общаться, творчески работать и достойно жить - в этом состоит смысл и назначение образования. В этом его качество, которое довольно несложно отследить в отдельном обучаемом и в педагоге, а также и в обществе. Построенное на принципах универсальности, интегративности, гуманности, коммуникативности и непрерывности образование через метапредметность, диалогичность, проблематичность, преемственность, дополнительность, открытость, творчество, личностную самоактуализацию и самодостаточность студента и преподавателя создаст необходимые и достаточные психолого-педагогические условия для воспитания человека, умеющего жить в единстве с природой и обществом, адаптироваться к ним, принять их как истинные ценности. При этом адаптация (прилаживание, приспособление) к жизни не означает ассимиляции (растворения в других), она не только не исключает, но предполагает развитие индивидуальности, приобретения свойств идентичности (быть самим собой).

Что касается проблемы управления качеством образования, то необходимо сразу же сказать о недопустимости упрощенного понимания образования как услуги, во-первых, и, во-вторых, переноса на систему образования модели для бизнеса и производства. Поэтому речь идет о критериях, созвучных духу новой образовательной парадигмы и разработке системы менеджмента качества на основе его планирования, достижения, мониторинга и своевременной коррекции процесса.

9. Традиционная система оценки знаний учащихся, имеющая богатый опыт в области контроля за результатами обучения, в силу своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить удовлетворение данных потребностей общества. Ее результаты нельзя использовать для получения объективных количественных и качественных показателей, позволяющих управлять качеством образования. Появление понятия "мониторинг" связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о стоянии тех или иных объектов и структур. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно было сразу создать такую систему, которая позволила бы объективно судить о состоянии дел.

Сегодня большинство стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и Россия, выработали основы политики контроля и оценки образовательной деятельности в рамках глобальной реформы систем образования своих стран. Эти страны приступили к определению норм (стандартов) при разработке программ обучения, что является важным этапом национальной политики в области образования и контроля его качества как составной части. Эти нормы (стандарты) являются необходимой основой для определения целей образовании, создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.

Однако в целом в России еще не приняты необходимые меры для создания регулярной системы оценки работы учебных заведений и системы образования в целом. Необходимо отметить, что в этой сфере существует фундаментальное противоречие: с одной стороны, автономия учебных заведений и преподавательского корпуса от государства в сфере определения программ обучения значительно расширяется, а с другой стороны, автономия учебных заведений и преподавателей может вступать в противоречие с систематическим процессом оценки результатов их деятельности со стороны государства.

Успехи новой политики в области образования связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Действительно, открытость, разделение ответственности, право на разнообразие и соотнесение предложения с потребностями являются теми принципами, которые должны быть в первую очередь внедрены и реализованы в политической и экономической отраслях, чтобы применяться затем в сфере образования.

Комплексной характеристикой образования является качество, выражающее степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека.

При оценке качества образования следует выделить следующие положения:

    • Оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования).
    • Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности. Гарантия качества, или управление качеством, решаемое в первую очередь путем использования мониторинга качества, означает поэтапное наблюдение за процессом получения продукта, чтобы удостовериться в оптимальном выполнении каждого из производственных этапов, что, в свою очередь, теоретически предупреждает выход некачественной продукции.

Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении (самоаттестация, внутренний мониторинг) или через внешнюю по отношению к образовательному учреждению службу, утверждаемую, как правило, государственными органами (внешний мониторинг)

При формировании образовательных стандартов целесообразно руководствоваться плюралистическим видением содержания и цели стандартов (как стандартов содержания образования, так и стандартов конечного результата, который достигнут обучающимся). Нормативы, относящиеся к условиям, обеспечивающим успешное выполнение стандартов, определяются как нормативы обеспечения "процесса" образования. Примером таких нормативов является наличие необходимого числа учебников и квалифицированных преподавателей, соответствующего материально-технического обеспечения учебного процесса и т.д.

Таким образом, образование предполагается оценивать в качестве результата и процесса деятельности каждого учебного заведения как со стороны контроля уровня знаний и умений обучающихся (одновременно педагогическим коллективом и внешними, государственными органами), так и со стороны контроля, оценки деятельности преподавателей

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная литература:

1. Батурин В.К. Социология образования. Учебное пособие. Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. - М.: Юнити-Дана, 2012. – 192 с.

2. Ясницкий Л.Н., Данилевич Т.В. Современные проблемы науки. Учебное пособие. Рекомендовано НМС по математике и механике УМО по классическому университетскому образованию РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 295 с.

Дополнительная литература:

1. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: аналитический обзор. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. - 136 с.

2. Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления: [монография]. - М.: МАКС Пресс, 2009. - 438 с.

3. Войтов В.А. Неожиданные научно-технические проблемы современного этапа научно-технического прогресса // Общественные науки и современность. - 2012. - № 2. - С. 144-154.

4. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. – М.: КНОРУС, 2009.

5. Купцов В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы 21 века. – СПб.: Алетейя, 2009.

6. Наука в России: современное состояние и стратегия возрождения. - М.: Логос, 2004. - 380 с.

7. Наука в условиях глобализации / Под редакцией Аллахвердян А.Г. Семенова Н.Н., Юревич А.В. - М.: Логос, 2009. – 517 с.

8. Салми Дж. Создание университетов мирового класса. – М: изд-во «Весь мир», 2009.

9. Синергетическая парадигма: синергетика образования. - М.: Прогресс-Традиция, 2007.- 592 с.

10. Шпаковская Л.Л. Политика высшего образования в Европе и России. – СПб.: Норма, 2007.

11. Юревич, А.В. Наука в современном российском обществе. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2010. - 335 с.

Программное обеспечение и интернет-ресурсы:

1. http://www.pedlib.ru Электронная педагогическая библиотека. Электронная педагогическая библиотека. На сайте представлены собственно библиотека, новостная лента по педагогике, законодательные материалы в сфере образования и семейного воспитания, краткий психологический словарь.

2. http://www.internt - biblioteka.ru/pedagogy Интернет-библиотека. На сайте можно найти книги, статьи, словари по педагогике; материалы по педагогической практике, методологии науки, теории образования

3. http://www.ioso.ru Институт содержания и методов обучения Российской академии образования.

4. http://obraz.mmk-mission.ru/Методология образования. Сайт Московской методологической корпорации. На сайте - информация о конференциях и семинарах сети мыследеятельностной педагогики; положение о Турнире способностей для младших школьников и задания турниров; публикации по проблемам мыследеятельностной педагогики; информация о других проектах ММК.

5. http://www.oim.ru/Образование: исследовано в мире. Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием под патронажем Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского Российской академии образования. Интернет-журнал с библиотекой «Образование: исследовано в мире» ("oim.ru", "ОИМ") существует только в электронном виде и состоит из собственно журнала и библиотеки при нем. Журнал и библиотека при нем - это единая база данных полнотекстовых документов (депозитарий текстов малого и большого формата), объединенных именем (журнала), его направлением, единой редакционной коллегией и ее принципами.

6. http://www.aboutstudy.ruОбучение. ру: образовательный портал.

7. http://www.e-joe.ru/Открытое образование. Научно-практический журнал по информационным технологиям в образовании. На сайте можно узнать о свежем номере журнала (отдельные статьи доступны в электронном виде); информацию о конференциях, семинарах и выставках по ИТ; познакомиться со списком журналов по ИТ и информацией о ИТ в интернете.

8. www.youngscience.ru/753/820/280/index.shtml Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 568.

9. http://www.mon.gov.ru/work/nti/dok Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ:

10. http://www.mon.gov.ru/work/nti/dok/Официальный сайт Министерства образования и науки РФ:

11. www.science-education.ru.Современные проблемы науки и образования. Электронное научное издание (журнал)

Робот извещает Вас о том, что у этой страницы на сайте нашлись похожие материалы. Содержание

Образовательная система как взаимосвязанное единство отдельных частей целого

Согласно общей теории систем, под системой вообще понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определённую целостность .

Образование представляет собой особую организацию образовательных систем. Каждая система действует в определённых условиях, выполняет определённые функции.

Любая организация, осуществляющая образовательную деятельность, является сложной системой, которая, в свою очередь, состоит из множества подсистем. Так, в системе общеобразовательной школы можно выделить следующие сходящие в неё подсистемы: систему обучения и систему воспитательной работы, классно-урочную систему и систему внеурочной работы, систему работы с семьями учащихся и систему методической работы, систему работы отдельных педагогов, систему учебно-воспитательной работы в отдельных классах и т.д. В структуру образовательной системы школы в качестве подсистем входят как естественные, так и искусственные, как реально функционирующие, так и мысленно представленные системы.

Таким образом, любую образовательную систему можно представить как взаимосвязанное единство отдельных частей (процессов, предметов, явлений), рассматриваемое как отражение соответствующих частей образования (Г.Н. Сериков).

В различных источниках образовательные системы подразделяются на естественные и искусственные , реально функционирующие и мысленно представленные . Например:

Система деятельности классного руководителя существует в естественных условиях, а система требований к классному руководителю, описанная в должностной инструкции, является искусственной системой;

Урок, проводимый учителем - это реально функционирующая система, а план, составляемый учителем для этого урока является мысленно представленной системой.

Образовательная система как социально и личностно обусловленная целостность взаимодействующих участников педагогического процесса

Части образования, входящие в структуру образовательной системы, могут включать или не включать в себя субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогов и др. (Например, учебно-методический комплекс - система, в которой присутствуют только средства организации и осуществления учебного процесса.) Однако в любом случае образовательная система предполагает пользу для людей, она создаётся и функционирует во благо человека. Поэтому, какой бы ни была образовательная система, она всегда предполагает участие в ней живых людей - участников педагогического процесса

Таким образом, образовательная система может также рассматриваться как социально и личностно обусловленная целостность взаимодействующих участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности (П.И. Третьяков).

Разнообразие образовательных систем обусловлено разнообразием образовательных отношений

Вступая в контакт друг с другом, участники образовательного процесса проявляют определённые отношения, которые принято называть образовательными отношениями. В образовательных отношениях, по мнению Г.Н. Серикова, выделяются:

1) учебные (отношения, которые проявляют учащиеся: к учебно-познавательной деятельности, к учебному предмету, к учителю, друг к другу и т.д.);

2) учебно-педагогические (отношения между учащимися и педагогами: дидактические и воспитательные);

3) профессионально-педагогические (отношения между людьми, занимающимися воспитанием и обучением: между педагогическими работниками, между педагогами и родителями учащихся, между педагогами и представителями государственных и общественных организаций, вовлечённых в образовательный процесс).


Иначе говоря, систему образования можно представить как систему образовательных отношений , причём система образовательных отношений включает бесчисленное множество систем, входящих в систему образования. Так, целостный педагогический процесс можно рассматривать как систему образования, воспитания и развития учащихся в конкретной школе. Образовательные отношения в каждом классе тоже имеют свои особенности, следовательно, отдельный класс также можно рассматривать как образовательную систему. Ещё большее разнообразие нюансов можно выделить в системах отношений учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-родитель ученика, родитель-ребёнок (ввиду их огромного количества).

Даже отдельно взятый школьник может проявлять разнообразные отношения:

  • к коллективу класса и отдельным одноклассникам, а также к школьникам, обучающимся в других классах;
  • к учителям и работникам школы;
  • к учёбе в целом, к отдельным учебным предметам и даже отдельным темам и разделам одного предмета;
  • к материальным благам и духовным ценностям;
  • к семье вообще (как части общества), к своей семье и к её отдельным членам;
  • к людям вообще, к обществу и своему ближайшему социальному окружению;
  • к правовым нормам;
  • к природе;
  • к своему здоровью, своему труду, своим успехам и неудачам и т.д.


Читайте также: