Макдугалл психолог. Мак-Дугалл (McDougall) Уильям. биография. труды, научные теории и разработки

Краткая биография

Мак-Дугалл родился 22 июня в $1871$ году в Чаддертоне. После окончания Колледжа Оуэна в Манчестере в 1890 году, учился в колледже Святого Иоанна в Кембридже, окончив его в $1894$ году. В период с $1894$ года по $1898$ год изучал медицинскую науку в госпитале Святого Фомы в Лондоне.

В $1898$ году Мак-Дуггал сопровождал специалисто антропологической экспедиции в Австралию и на острова пролива Торреса. В этой экспедиции ученые осуществляли психологическую диагностику жителей континента.

После возвращения из экспедиции проходил научную стажировку в университете Геттингена у Мюллера, рассматривая проблемы цветового зрения. В период с $1901$ по $1904$ годы Мак–Дугалл работал ассистентом в экспериментальной лаборатории в Лондоне.

Начиная с $1904$ года и по $1920$ год преподавал дисциплину «ментальная философия» в Оксфордском университете, а в 1908 году успешно защитил здесь магистерскую диссертацию.

В это время он написал несколько книг: «Physiological Psychology» , «Body and Mind: History and Defense of Animism». В них ученый пытался доказать и обосновать наследуемость приобретаемых признаков, а также объяснить торможение оттоком нервной энергии.

Мак–Дугалл в $1920$ году переехал в США и в статусе профессора стал последователем знаменитого Мюнстерберга в Гарвардском университете. Мак–Дугалл перебрался в $1927$ году в университет Дьюка, не найдя поддержки своим теориям в Гарварде.

Научные достижения

Решительно Мак-Дугалл заявил о себе еще в $1908$ году, когда вышла его работа «Основные проблемы социальной психологии», в которой он сформулировал главные принципы социального поведения индивида. Данная работа стала основой его «гормической психологии» - одной из частей динамической психологии, которая акцентировала внимание на видоизменениях психических процессов, энергетической основе этих процессов.

При этом Мак-Дугалл свою психологию противопоставлял теориям научения. Навыки, по мнению Мак–Дугалл, сами по себе не являются движущей силой поведения, не ориентируют его. Основными движущими силами человеческого поведения ученый считал иррациональные, инстинктивные побуждения. В основе человеческого поведения, по его мнению, лежит интерес, который обусловлен врожденным инстинктивным влечением, которое только находит проявление в навыке и обслуживается механизмами поведения.

Замечание 1

Любое органическое тело, считал Мак-Дугалл, от рождения наделяется некой витальной энергией, формы и запасы распределения которой четко предопределены набором инстинктов. Когда первичные импульсы определяются в виде направленных побуждений, они получают свое выражение в определенных телесных приспособлениях.

Термин «инстинкт», Мак–Дугалл заменил на термин «склонность». Склонность – это врожденное образование, которое обладает управляющей и побудительной функциями, содержащее определенную последовательность процесса обработки информации, готовности к моторным действиям и эмоционального возбуждения. Данное психофизическое предрасположение заставляет человека воспринимать что–либо, испытывая от этого особое эмоциональное возбуждение, а также импульс к действию.

Мак–Дугалл выделял двенадцать инстинктов:

  • бегство,
  • любознательность (удивление),
  • неприятие (отвращение),
  • самоуничижение (смущение),
  • стадный инстинкт,
  • агрессивность,
  • самоутверждение (воодушевление),
  • инстинкт продолжения рода,
  • родительский инстинкт (нежность),
  • пищевой инстинкт,
  • инстинкт созидания,
  • инстинкт приобретательства.

Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция.

Замечание 2

Ученый различал две фундаментальные формы чувства - это удовольствия и страдания, которые напрямую связаны с определенными устремлениями. Несколько эмоций могут складываться в сложные чувства, что возможно благодаря опыту и научению при взаимодействии с предметами или обстоятельствами, втянутыми в когнитивно–эмоциональное оценивание.

Среди чувств Мак-Дугалл важным считал «эготизм» , связанный с самосознанием. Ощущение счастья обусловлено, по мнению ученого, гармоничным согласованием чувств и действий в единстве личности.

Мак–Дугалл является одним из начинателей социально–психологических исследований, он ввел понятие «социальная психология» в 1908 году. Уильям пытался научно интерпретировать процессы в социальных группах. Он рассматривал социальную потребность в качестве стадного инстинкта, а групповое общение в качестве организации системы взаимодействующих энергий всех членов данных групп. Он активно развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе.

Мак–Дугалл имел явный научный интерес к различным оккультным феноменам. В 1927 году он организовал первую парапсихологическую лабораторию в университете Дьюка. Ученый понимал психическую энергию как такой же действенной энергией, как и физическую. Основываясь на этом он пытался объяснить феномен «множественной личности». Постепенно он пришел к пониманию человеческой личности как системы целеустремленных и мыслящих монад. Его труды в данной области дали толчок исследованиям личности и ее мотивационных характеристик.

род. 22 июня 1871, Ланкашир, Англия - ум. 28 нояб. 1938, Дарем, США) - англоамер. социолог и психолог; с 1927 - профессор в Дьюк-ун-те (Северная Каролина). Пытался применить антиматериалистические и психологические направления мысли к общественным наукам. Является автором "гормической" концепции, согласно которой инстинктивное стремление к цели изначально заложено в природе живого. Исходя из этой теории, он объяснял социальное поведение людей, отстаивая превосходство "нордической расы". Пытался доказать, что приобретенные признаки передаются по наследству. Выдвинул ряд психофизических гипотез, в частности о торможении как "дренаже", вызывающем отток нервной энергии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАК-ДУГАЛЛ УИЛЬЯМ

(22 июня 1871 – 28 ноября 1938) – англ. психолог и философ. Врач по образованию. Работал в психологич. лаборатории в Геттингене. Преподавал в университетском колледже в Лондоне и в ряде иезуитских уч. заведений, одновременно занимаясь в физиологич. лаборатории (с 1901). В 1920 переехал в США, где стал преемником Мюнстерберга в Гарвардском ун-те, затем (с 1927) проф. Дьюкского ун-та (Сев. Каролина). М.-Д. считал стремление к цели фундаментальным явлением, свойственным как поведению животных, начиная с простейших (conduct), так и "поведению" человека (behavior). Он противопоставлял ассоциационизму и бихевиоризму Торндайка и др. концепциям в психологии и физиологии, исходящим из признания рефлекторной теории, "целевую психологию", к-рую М.-Д. назвал "гормической психологией" (от греч. ???? – стремление, желание, порыв). "Горме" М.-Д. толкует очень широко, как гл. признак живого вообще. Он открыто характеризует свою теорию как телеологич. и сближает понятие "горме" с "волей" Шопенгауэра, elan vital Бергсона и т.п. Затем М.-Д. расширил свою виталистич. и телеологич. концепцию до масштабов филос. системы, распространив понятие "горме" и на неживую природу (см. "The hormic psychology", в кн.: "Psychologies of 1930", L., 1930, p. 15). М.-Д. толкует "горме" не как сознание, а именно как некую движущую силу интуитивного характера, что очень сближает ее с бергсоновским "жизненным порывом". В то же время его теория близка к "целевому" бихевиоризму Толмэна и "динамической" психологии вообще. На основе толкования "горме" как изначальных определяющих природу человека инстинктов М.-Д. построил крайне реакционную "социологию", в к-рой, напр., извечность войн выводилась из "инстинкта драчливости". Воинств. идеалист, человек крайне реакц. взглядов, М.-Д. резко выступал против любой материалистич. тенденции в психологии. Соч.: Physiological psychology, L.–?. ?., 1905; Outline of psychology, N. Y. , 1923; Men or robots?, в кн.: Psychologies of 1925, ed. by C. Murchison, 3 ed., L., 1928, p. 273–75; Outline of abnormal psychology, 2 ed., L., 1933; Body and mind, 8 ed., L., 1938; The group mind, L., 1939; Psychology. The study of behaviour, 2 ed., L., , 1952; в рус. пер. – Осн. проблемы социальной психологии, М., 1916. Лит.: Flugel J., Prof. W. McDougall. 1871–1938, "Brit. J. Psychol.", Gen. section, 1939, v. 29, pt. 4; Langfeld H. S., Prof. McDougall´s contributions to the science of psychology, там же, 1940, v. 31. pt. 2; W. McDougall; a bibliography, ed. by A. L. Robinson, Camb., 1943. M. Роговин. Москва.

Уильям Мак-Дугалл родился 22 июня 1871 г. в Ланкашире, в Англии.
Он окончил среднюю школу в Англии, а затем учился в Германии.
Поступив в Университет королевы Виктории, Мак-Дугалл окончил его в 1890 г., получив степень бакалавра. После этого он также изучал гуманитарные науки в Колледже Св Иоанна в Кембридже, окончил его в 1894 г. и отправился изучать медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне. За время учебы он получил несколько ученых степеней, что свидетельствовало о многочисленных научных интересах.
В 1899—1900 г. Мак-Дугалл принимал участие в Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресо-ва пролива. В составе экспедиции он выполнял роль врача, а на островах проводил психологическую диагностику местных жителей. Вернувшись в Европу, он отправился в Геттингенский университет, где проходил стажировку у Г. Мюллера по проблеме цветового зрения. С 1901 г. он начал работать в физиологической лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, в это же время выходят его первые работы, посвященные физиологии мозга. В этих ранних
работах по психофизике и физиологии Мак-Дугалл возродил юн-говскую теорию зрительного восприятия и предложил решение проблемы психофизического дуализма в терминах теории поля, клеточных ансамблей и кибернетических понятий.
В 1904 г. У. Мак-Дугалл стал преподавателем в Оксфордском университете, где читал курс ментальной философии.
В 1908 г. ученый издал книгу «Введение в социальную психологию», в которой сформулировал основные принципы социального поведения челове-
ка. В этой книге он предпринял попытку связать различные методы психологии с психологией индивидуальности.
Чтобы объяснить причины поведения человека, он применил понятие об инстинкте. При этом свою инстинктивную психологию он противопоставил теориям научения, и в частности представлениям Дж. Уотсона об инстинктах: навык, с точки зрения Мак-Дугалла, ϲам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его.
Под инстинктом он понимал прежде всего врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями и содержащее определенную последовательность, состоящую из процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Итак, это предрасположение заставляет человека воспринимать что-либо, испытывая при этом импульс к действию. Для того чтобы обосновать энергетическую основу психических процессов, У. Мак-Дугалл ввел такое понятие, как «витальная энергия», которой от рождения наделено каждое органическое тело. Ученый профессионально полагал, что не только «запасы» этой энергии, но и ее распределение, и пути ее «разрядки» предопределены и зависят от инстинктов. При взаимодействии индивидов в группе, по его мнению, их витальные энергии вступают во взаимодействие, образуя «душу группы».
По его мнению, инстинкты являются единственным существующим двигателем поступков человека, которые определяют его как существо социальное. Они являются детерминантами не только поведения человека, но и его сознания. Ни одно представление, ни одна мысль не может появиться без мотивирующего влияния инстинкта. Интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Итак, по теории Мак-Дугалла, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от этих бессознательных начал.
В своей работе У. Мак-Дугалл выделил 12 основных видов инстинктов: бегство или страх, неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение (или смущение), самоутверждение, родительский инстинкт (одним из проявлений которого является нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой, стадный инстинкты, а также инстинкты приобретательства и созидания.
Естественным выражением инстинктов, с точки зрения Мак-Дугалла, являются эмоции.
Так, например, инстинкту агрессивности соответствуют такие эмоции, как ярость и гнев, а инстинкту бегства — чувство самосохранения. Инстинкт продолжения рода связан с жен-ской робостью и ревностью, стадный инстинкт — с чувством принадлежности.
На этих основных инстинктах основываются производные социальные (создание семьи, торговля), а также процессы (например война). Большое значение Мак-Дугалл придавал стадному инстинкту, удерживающему людей вместе, следствием его является происхождение городов, преимущественно коллективный характер труда и досуга. Так называемое эготическое чувство ученый считал наиболее важным, поскольку оно связано с инстинктом самоутверждения. Несколько эмоций могут суммироваться в более сложные чувства, это обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами и обстоятельствами.
Что касается переживания счастья, то оно, с точки зрения Мак-Дугалла, обусловлено гармоничным согласованием всех чувств и действий.
В 1912 г. Мак-Дугалл издал книгу «Психология: изучение поведения», где отразил свою теорию инстинктов, эмоций и воли, которую он назвал гормической психологией (от греческого слова «гор-ме» — «стремление», «желание», .«порыв»). Он считал стремление к цели фундаментальным явлением, которое свойственно как животному, так и человеку, и трактовал «горме» как признак живого вообще.
Впоследствии Мак-Дугалл распространил понятие «горме» и на неживую природу, охарактеризовав, Итак, свою теорию как телеологическую. Именно с этих позиций он критиковал бихевиоризм за его недостаток телеологии, а позже с воодушевлением принял появление в некоторых бихевиористических концепциях термина «влечение».
Во время Первой мировой войны Мак-Дугалл занимался медицинской практикой, которая была связана с излечением шоковых состояний. Эта его практика продемонстрировала, что теория Фрейда была слишком сильно сфокусирована на сексуальных и коренящихся в раннем детстве причинах неврозов.
В 1920 г. У. Мак-Дугалл переехал из Англии в США, где стал преемником Г. Мюнстерберга в Гарвардском университете, получив место профессора. Через 7 лет он перебрался в университет Дьюка в Северной Каролине, где стал деканом факультета психологии.
В книге «Групповое мышление», изданной в том же 1920 г., Мак-Дугалл связал психологию индивида уже с культурными или национальными психологическими структурами.

Работая в университете, Мак-Дугалл столкнулся с парапсихологами Джозефом Райном и его женой Луизой. Он, в отличие от всех своих коллег, заинтересовался их исследованиями и взял чету ученых под свое покровительство. В 1927 г. совместно они организовали при университете Дьюка парапсихологическую лабораторию.
Продолжая свои разработки в области инстинктивизма, Мак-Дугалл сделал попытку разделить понятия «чувство» и «эмоция». Он признавал, что и ϲам употреблял эти понятия без большой определенности, вообще же в науке они часто путаются, поскольку нет единого мнения об основах, причинах возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся.
После длительной работы над этими понятиями У. Мак-Дугалл пришел к выводу, что термины можно разделить на основе «их функционального отношения к целенаправленной активности, которую они определяют и сопровождают, поскольку эти отношения в обоих случаях существенно разделяются».
С точки зрения Мак-Дугалла, существуют две первичные формы чувства: удовольствие и страдание, которые в какой-либо степени определяют все устремления организма. Кроме этого, существуют еще и смешанные чувства, являющиеся смесью удовольствия и страдания, — надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности, раскаяние, печаль. Они возникают чаще всего после того, как удачно или неудачно осуществлены стремления человека, именно их люди обычно называют эмоциями.
Подлинные же эмоции, считал ученый, не зависят от успеха либо неудачи.

Уильям Мак-Дугалл умер 28 ноября 1938 г. в Дареме, штат Северная Каролина. Он вошел в историю науки как основатель гормической психологии, делающей упор на энергетическую основу психических процессов. Основное понятие этой теории — «горме» — движущая сила интуитивного характера, реализующаяся в действии инстинктов. Теория социального поведения Мак-Дугалла стала основой для развития инстинктивизма как отрасли психологии и социологии.

- БИОГРАФИЯ. ТРУДЫ, НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ И РАЗРАБОТКИ.

Уильям Мак-Дугалл родился 22 июня 1871 г. в Ланкашире, в Англии. Он окончил среднюю школу в Англии, а затем учился в Германии. Поступив в Университет королевы Виктории, Мак-Дугалл окончил его в 1890 г., получив степень бакалавра. После этого он также изучал гуманитарные науки в Колледже Св Иоанна в Кембридже, окончил его в 1894 г. и отправился изучать медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне. За время учебы он получил несколько ученых степеней, что свидетельствовало о многочисленных научных интересах.

В 1899-1900 г. Мак-Дугалл принимал участие в Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресо-ва пролива. В составе экспедиции он выполнял роль врача, а на островах проводил психологическую диагностику местных жителей. Вернувшись в Европу, он отправился в Геттингенский университет, где проходил стажировку у Г. Мюллера по проблеме цветового зрения. С 1901 г. он начал работать в физиологической лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, в это же время выходят его первые работы, посвященные физиологии мозга. В этих ранних

работах по психофизике и физиологии Мак-Дугалл возродил юн-говскую теорию зрительного восприятия и предложил решение проблемы психофизического дуализма в терминах теории поля, клеточных ансамблей и кибернетических понятий.

В 1904 г. У. Мак-Дугалл стал преподавателем в Оксфордском университете, где читал курс ментальной философии. В 1908 г. ученый издал книгу «Введение в социальную психологию», в которой сформулировал основные принципы социального поведения челове-

ка. В этой книге он предпринял попытку связать различные методы психологии с психологией индивидуальности. Чтобы объяснить причины поведения человека, он применил понятие об инстинкте. При этом свою инстинктивную психологию он противопоставил теориям научения, и в частности представлениям Дж. Уотсона об инстинктах: навык, по мнению Мак-Дугалла, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его.

Под инстинктом он понимал прежде всего врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями и содержащее определенную последовательность, состоящую из процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Таким образом, это предрасположение заставляет человека воспринимать что-либо, испытывая при этом импульс к действию. Для того чтобы обосновать энергетическую основу психических процессов, У. Мак-Дугалл ввел такое понятие, как «витальная энергия», которой от рождения наделено каждое органическое тело. Ученый считал, что не только «запасы» этой энергии, но и ее распределение, и пути ее «разрядки» предопределены и зависят от инстинктов. При взаимодействии индивидов в группе, по его мнению, их витальные энергии вступают во взаимодействие, образуя «душу группы».

По его мнению, инстинкты являются единственным существующим двигателем поступков человека, которые определяют его как существо социальное. Они являются детерминантами не только поведения человека, но и его сознания. Ни одно представление, ни одна мысль не может появиться без мотивирующего влияния инстинкта. Интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Таким образом, по теории Мак-Дугалла, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от этих бессознательных начал.

В своей работе У. Мак-Дугалл выделил 12 основных видов инстинктов: бегство или страх, неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение (или смущение), самоутверждение, родительский инстинкт (одним из проявлений которого является нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой, стадный инстинкты, а также инстинкты приобретательства и созидания.

Естественным выражением инстинктов, по мнению Мак-Дугалла, являются эмоции. Так, например, инстинкту агрессивности соответствуют такие эмоции, как ярость и гнев, а инстинкту бегства - чувство самосохранения. Инстинкт продолжения рода связан с женской робостью и ревностью, стадный инстинкт - с чувством принадлежности. На этих основных инстинктах основываются производные социальные (создание семьи, торговля), а также процессы (например война). Большое значение Мак-Дугалл придавал стадному инстинкту, удерживающему людей вместе, следствием его является происхождение городов, преимущественно коллективный характер труда и досуга. Так называемое эготическое чувство ученый считал наиболее важным, поскольку оно связано с инстинктом самоутверждения. Несколько эмоций могут суммироваться в более сложные чувства, это обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами и обстоятельствами. Что касается переживания счастья, то оно, по мнению Мак-Дугалла, обусловлено гармоничным согласованием всех чувств и действий.

В 1912 г. Мак-Дугалл издал книгу «Психология: изучение поведения», где отразил свою теорию инстинктов, эмоций и воли, которую он назвал гормической психологией (от греческого слова «гор-ме» - «стремление», «желание», .«порыв»). Он считал стремление к цели фундаментальным явлением, которое свойственно как животному, так и человеку, и трактовал «горме» как признак живого вообще.

Впоследствии Мак-Дугалл распространил понятие «горме» и на неживую природу, охарактеризовав, таким образом, свою теорию как телеологическую. Именно с этих позиций он критиковал бихевиоризм за его недостаток телеологии, а позже с воодушевлением принял появление в некоторых бихевиористических концепциях термина «влечение».

Во время Первой мировой войны Мак-Дугалл занимался медицинской практикой, которая была связана с излечением шоковых состояний. Эта его практика продемонстрировала, что теория Фрейда была слишком сильно сфокусирована на сексуальных и коренящихся в раннем детстве причинах неврозов.

В 1920 г. У. Мак-Дугалл переехал из Англии в США, где стал преемником Г. Мюнстерберга в Гарвардском университете, получив место профессора. Через 7 лет он перебрался в университет Дьюка в Северной Каролине, где стал деканом факультета психологии. В книге «Групповое мышление», изданной в том же 1920 г., Мак-Дугалл связал психологию индивида уже с культурными или национальными психологическими структурами.

Работая в университете, Мак-Дугалл столкнулся с парапсихологами Джозефом Райном и его женой Луизой. Он, в отличие от всех своих коллег, заинтересовался их исследованиями и взял чету ученых под свое покровительство. В 1927 г. совместно они организовали при университете Дьюка парапсихологическую лабораторию.

Продолжая свои разработки в области инстинктивизма, Мак-Дугалл сделал попытку разделить понятия «чувство» и «эмоция». Он признавал, что и сам употреблял эти понятия без большой определенности, вообще же в науке они часто путаются, поскольку нет единого мнения об основах, причинах возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся.

После длительной работы над этими понятиями У. Мак-Дугалл пришел к выводу, что термины можно разделить на основе «их функционального отношения к целенаправленной активности, которую они определяют и сопровождают, поскольку эти отношения в обоих случаях существенно разделяются».

По мнению Мак-Дугалла, существуют две первичные формы чувства: удовольствие и страдание, которые в какой-либо степени определяют все устремления организма. Кроме этого, существуют еще и смешанные чувства, являющиеся смесью удовольствия и страдания, - надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности, раскаяние, печаль. Они возникают чаще всего после того, как удачно или неудачно осуществлены стремления человека, именно их люди обычно называют эмоциями. Подлинные же эмоции, считал ученый, не зависят от успеха или неудачи.

Уильям Мак-Дугалл умер 28 ноября 1938 г. в Дареме, штат Северная Каролина. Он вошел в историю науки как основатель гормической психологии, делающей упор на энергетическую основу психических процессов. Основное понятие этой теории - «горме» - движущая сила интуитивного характера, реализующаяся в действии инстинктов. Теория социального поведения Мак-Дугалла стала основой для развития инстинктивизма как отрасли психологии и социологии.

В главное меню

Мак-Дугалл (McDougall) Уильям

(22.6.1871, Чаддертон, Ланкашир - 28.11.1938, Дарем, Северная Каролина) - англо-американский психолог, основатель гормической психологии.

Биография.

После окончания в 1890 г. Колледжа Оуэна в Манчестере, учился в Колледже Св.Иоанна в Кембридже, который окончил в 1894 г.(бакалавр, 1898), после чего несколько лет, с 1894 г. по 1898 г., изучал медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне. В 1898 г. сопровождал группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил научную стажировку у Г.Э.Мюллера в университете Геттингена по проблеме цветового зрения (1900). С 1901 г. по 1904 г. Мак-Дугалл работал в качестве ассистента в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, затем, с 1904 г. по 1920 г., он - преподаватель ментальной философии в Оксфордском университете (в это время у него учился Ч.Э.Спирмен), в 1908 г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности "Physiological Psychology" (1905) и "Body and Mind: A History and Defense of Animism" (1911), где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920 г. Мак-Дугалл переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г.Мюнстерберга в Гарвардском университете. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, Мак-Дугалл перебрался в 1927 г. в университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина, где стал деканом факультета психологии.

Исследования.

Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908 г., когда вышла одна из важнейших его работ (An Introduction to Social Psychology. L, 1908, в рус. пер.: Основные проблемы социальной психологии. М., 1916), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его "гормической психологии" как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основе. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж.Уотсоном об инстинктах (1913): , по мнению Мак-Дугалла, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения. Но его понимание инстинкта, из-за расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К.Лоренса. В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждениях, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях. Инстинкт - этот термин был в дальнейшем заменен Мак-Дугаллом на термин "склонность" - представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Таким образом это психофизическое предрасположение заставляет индивида что-либо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Первоначально выделял 12 видов инстинктов: бегство (), неприятие (отвращение), любознательность(удивление) - еще в 1908 г. он указывал на наличие познавательной мотивации у высших приматов, - агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, так как внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Опираясь на учение Ч.Дарвина о эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство - с удивлением, драчливость - с гневом, родительский инстинкт - с нежностью. Критиковал теорию Джемса-Ланге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент эмоций и игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы чувства: удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивно-эмоциональное оценивание. Среди чувств рассматривал, как наиболее важное, так называемое "эготическое", связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности. Мак-Дугалл - один из начинателей социально-психологических исследований, ввел само понятие "социальная психология" (1908). Пытался дать научную интерпретацию процессов в социальных группах: трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение - как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп ("душа группы"), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе (The Group Mind. Cambridge, 1920). Как и его предшественник, У.Джемс, Мак-Дугалл имел выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927 г. он, при участии Дж.Райна, организовал в университете Дьюка первую парапсихологическую лабораторию. Исходил из понимания психической энергии как такой же действенной как и физическая (The Frotiers of Psychology. L., 1934). На этой основе вновь пытался подойти к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена "множественной личности", здесь он пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик (Г.У.Олпорт, Г.А.Мюррей, Р.Б.Кеттелл, Ф.Лерш).

Сочинения.

A contribution toward an improvement in psycholgical methods // Mind. 1898, 7, p. 15-33, 159-178, 364-387;

Pagan tribes of Borneo. V. 1-2, L., 1912; An Outline of Psychology. 2 ed., 1923; An Outline of Abnormal Psychology. 1926; Character and the Conduct of Life. 2 ed., L., 1927; Emotion and feeling distinguished // (Ed.) Reymert M.L. Feelings and Emotions. Worcester, 1928; в рус. пер.: Различение эмоции и // Психология эмоций. Тексты, М., 1984; World Chaos. L., 1931; The Energies of Men: The Fundamentals of Dynamic Psychology. L., 1932; Psycho-analysis and Social Psychology. L., 1936; Psychology: Study of Behavior. 1912, 2 ed., L., 1952. Литература.

Flugel J.C. McDougall and "Hormic" Psychology // A Hundred Jears of Psychology. L., 1933, pt. 4, chapter 7, p. 270-278;

W.McDougall: A Biography. (Ed.) Robinson A.L. Camb., 1943.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое "Мак-Дугалл (McDougall) Уильям" в других словарях:

    МАК-ДУГАЛЛ (McDougall) Уильям - (1871 1938) англо американский психолог. Основой психической жизни считал стремление горме (греч. horme стремление, порыв; отсюда название концепции Мак Дугалла гормическая психология): врожденные инстинкты и склонности либо приобретенные чувства … Большой Энциклопедический словарь

    Мак–Дугалл (Mcdougall) Уильям - Мак Дугалл (McDougall) Уильям (22.6.1871, Чаддертон, Ланкашир 28.11.1938, Дарем, Северная Каролина) англо американский психолог, основатель гормической психологии. После окончания в 1890 г. Колледжа Оу … Психологический словарь

    МАК-ДУГАЛЛ (MCDOUGALL) Уильям - (1871 1938) англо американский психолог и социальный психолог, представитель инстинктивизма в социологии. С 1920 М. работает профессором американского университета в Гарварде, с 1927 университета в Дьюке (Северная Каролина). М. Д. разработал… … Социология: Энциклопедия

    МАК-ДУГАЛЛ - (McDougall) Уильям (22.6.1871, Ланкашир, 28.11.1938, Дарем,США), англо амер. психолог. Основой психич. жизни считал стремление «горме» (греч. стремление, порыв), отчего психология М. Д. часто наз. «гормической». «Горме» трактуется как… … Философская энциклопедия

    Мак-Дугалл Уильям - Мак Дугалл (McDougall) Уильям (22.6.1871, Ланкашир, ‒ 28.11.1938, Дарем, США), англо американский психолог. Первоначально занимался биологией и медициной, под влиянием «Принципов психологии» У. Джемса обратился к изучению психологии, сначала в… …

    Мак-Дугалл Уильям - (McDougall) (1871 1938), англо американский психолог. С 1904 в Оксфорде (Великобритания), с 1920 в США. Основой психической жизни считал стремление «горме» (греч. hormē стремление, порыв; отсюда название концепции Мак Дугалла гормическая… … Энциклопедический словарь

    Мак-Дугалл - (McDougall) Уильям (22.6.1871, Ланкашир, 28.11.1938, Дарем, США), англо американский психолог. Первоначально занимался биологией и медициной, под влиянием «Принципов психологии» У. Джемса обратился к изучению психологии, сначала в… … Большая советская энциклопедия

    Мак-Дугалл У. - МАК ДУ́ГАЛЛ (McDougall) Уильям (1871–1938), англо амер. психолог. С 1904 в Оксфорде, с 1920 в США. Основой психич. жизни считал стремление – горме (греч. horme – стремление, порыв; отсюда назв. концепции М. Д.– гормич.… … Биографический словарь

    Психология мира - (англ. peace psychology) область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание … Википедия



Читайте также: