Главные уровни лидерства. «Пять уровней лидерства»: ключевые идеи бестселлера Джона Максвелла Движение вверх требует постоянного развития

Мудрость лидера Жалевич Андрей

Это пирамида «лидерства»?

Этому агитационному плакату под названием «Пирамида капиталистической системы» более 100 лет! Он когда-то приводился даже в советских школьных учебниках по новейшей истории – правда, без перевода на русский язык. Фразы сверху вниз:

1. Политики – «Мы правим вами!»

2. Духовенство – «Мы дурачим вас!»

3. Армия – «Мы стреляем в вас!»

4. Буржуазия – «Мы едим за вас!»

5. Рабочие и крестьяне – «Мы работаем за всех», «Мы кормим всех!»

Как мы видим, мало что изменилось за эти 100 лет. Изменялись вывески, доктрины, концепции, «измы», но суть вопроса осталась приблизительно та же: «Как построить справедливое и процветающее общество, в котором бы не было места для лжи и обмана, лицемерия и фальши, вражды и войн, зла и насилия, эксплуатации и порабощения, махинаций и спекуляций, дискриминации и гонений, неравенства и несправедливости, безграммотности и невежества, голода и нищеты?»

Поэтому тем настоящим лидерам, которые хотят видеть нашу планету процветающей, а живущих на Земле людей счастливыми, нужно будет не только освоить новые методы и инструменты лидерства, но и пересмотреть его основы, философию и идеологию, построить новую, лучшую, более справедливую и более гармоничную систему социальных, экономических, политических и экологических отношений. В противном случае в скором будущем все мы можем оказаться свидетелями очень болезненного крушения «вавилонских башен» и многочисленных «пирамид», построенных для одурачивания, отупления, порабощения и эксплуатации широких масс, слоев населения, социальных классов другими узкими группами, кланами, «семьями», «элитами».

Из книги Бизнес по-еврейски 4: грязные сделки автора Рыбалка Александр

Золотая пирамида Древние считали, что история народов идет по кругу, и наимудрейший царь Шломо говорил: «Нет ничего нового под Солнцем». Карл Маркс ему возражал, что история развивается по спирали (уже новейший философ Андрей Кнышев добавлял: что не спёрли в прошлый год –

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Из книги Книга решений автора Крогерус Микаэль

Из книги Мудрость лидера автора Жалевич Андрей

12 астровидов лидерства Абстрагируйтесь от своего гороскопа. Забудьте, в каком знаке, в каком доме у вас находятся планеты. Пройдитесь по всем знакам зодиака, анализируя то, насколько хорошо и полно вами усвоены все уроки каждого созвездия. Воспитали ли вы в себе лучшие

Из книги Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов автора Седнев Андрей

Векторы лидерства Лидерство (а следовательно, и лидеры) имеет множество направлений, в которых оно может проявляться и оказываться необходимым миру: лидерство во власти и в управлении; лидерство в культуре; лидерство на эстраде; лидерство в искусстве; лидерство в

Из книги Я слишком много думаю [Как распорядиться своим сверхэффективным умом] автора Петиколлен Кристель

V/10 пространств для лидерства Лидерство может проявляться в самых разных плоскостях и измерениях. Ниже приведена одна из авторских классификаций плоскостей лидерства.I. Вертикальное лидерство. Лидерство, как и любая карьера, может развиваться по вертикали.1.

Из книги Щит от кредиторов. Увеличение доходов в кризис, погашение задолженности по кредитам, защита имущества от приставов автора Евстегнеев Александр Николаевич

7 масштабов лидерства Лидерство может проявляться в самых разных масштабах. Можно выделить, например, семь уровней масштаба лидерства:1. Сами себе лидеры. Это самостоятельные, независимые, целостные и самодостаточные индивидуумы, которые счастливы сами по себе, даже без

Из книги Продавай! Секреты продаж на все случаи жизни автора Пинтосевич Ицхак

10 планов лидерства В зависимости от того, на чем, на каком из планов своего бытия преимущественно концентрируется человек, можно выделить следующие уровни лидерства:1. Телесное лидерство, основанное на физическом теле, делает человека его фанатом: фигура, косметика,

Из книги Быть богатым, что вам мешает автора Свияш Александр Григорьевич

Парадоксы лидерства Ричард Фарсон в своей книге «Менеджмент абсурда. Парадоксы лидерства» приводит 33 главных парадокса лидерства, над которыми стоит поразмышлять.1. Противоположность истины – тоже истина.2. Нет ничего более невидимого, чем очевидное.3. Чем важнее

Из книги автора

Айкидо лидерства Лидеры многому могут поучиться у мастеров восточных единоборств, особенно если это не только боевая, но и философская система. Так, основатель боевого искусства айкидо, великий мастер и один из величайших лидеров Морихеи Уешиба (Уесиба)

Поскольку лидерство в большей мере строится на взаимоотношениях типа «лидер - последователь», а не «начальник - подчиненный», то по этому признаку оно существенно отличается от управления. В отличие от начальника лидер не только направляет, но и ведет за собой своих последователей. А они в свою очередь не просто идут за лидером в силу своего статуса подчиненного, продиктованного служебным положением, но и испытывают психологическую потребность идти за ним.

Цели и задачи управления различаются на разных уровнях деятельности, поэтому существуют и разные лидеры. С этой точки зрения различают лидеров трех уровней.

1. Лидеры малых групп (это могут быть элита верхних уровней власти или руководящее ядро предприятия, организации), обладающие наибольшей властью в данном сообществе, имеющие общие интересы. На правах лица, пользующегося авторитетом, лидер формирует саму группу. Кроме того, в основе ее формирования лежат личностные качества лидера, которые постоянно подвергаются непосредственной оценке каждого из членов группы в процессе ее совместного функционирования. Поскольку деятельность лидера предполагает тесное, без каких-либо посредников, личное общение со своим ближайшим окружением, то решающую роль в удержании им лидирующих позиций играют личные качества, а именно: умение владеть ситуацией и принимать решения; брать на себя ответственность; умение сделать правильный выбор.

Одновременно лидер должен удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. В этом случае он должен обладать способностями делового, интеллектуального лидера и лидера общения (эмоционального лидера) .

Делового лидера отличает не только умение организовать любое дело или работу, но и личная предприимчивость, прагматичность в оценке ситуации и своих действиях. Он способен организовать любое дело, наладить нужные деловые взаимосвязи и, в целом, обеспечить успех всей группе. Власть интеллектуального лидера держится на умении решать сложные задачи и находить нестандартные решения. Он выполняет функции «мозгового центра» группы, к нему обращаются по всем вопросам, потому что он эрудит, многое знает, может объяснить или помочь найти нужную информацию. Лидеру общения присущи коммуникабельность, умение снимать напряженность внутри группы и создавать психологический комфорт. Он выступает своего рода центром духовного общения группы, поэтому люди тянутся к нему, так как знают, что могут получить какой-либо житейский совет или сочувствие.

Естественно, что наиболее прочными лидирующие позиции будут у человека, сочетающего все три компонента, но такая универсальность встречается крайне редко. Как правило, наиболее распространено сочетание каких-либо двух из них (например, эмоционального и делового, информационного и делового), что оказывается вполне достаточным для обеспечения лидерства в группе. Кроме того, существенное влияние на взаимоотношения лидера с группой и его авторитет оказывает стиль поведения лидера.

2. Лидер второго уровня - это лидер общественного движения или определенной организации (например, руководитель профсоюза, директор предприятия и т.п.). В его деятельности отдельные работники, трудовые коллективы в целом или даже, может быть, целые социальные слои и группы видят возможность решить свои насущные проблемы и удовлетворить свои интересы. На этом уровне лидер оказывает воздействие на свое окружение как с помощью своих личностных качеств, так и благодаря тому, что его последователи авансируют лидера определенной степенью своего доверия и поддержки. В силу психологических особенностей людские массы испытывают потребность в лидере. Поскольку он выступает выразителем их интересов, обозначает цель и путь ее достижения, тем более значима его деятельность.

3. Лидер третьего уровня - это руководитель, чье лидерство представлено в виде социального института (управления корпорацией, объединяющей в себе несколько крупных предприятий, фирм). Если для лидера первого уровня имеет место принципиальное значение его личностных характеристик, а их влияние на втором уровне достаточно существенно, то на третьем уровне, как правило, они не оказывают решающего влияния на поведение лидера и отношение к нему. Лидерство такого масштаба предполагает сосредоточение в себе всей полноты власти. Для этого лидеру необходимо учесть интересы широкой общественной базы возглавляемой им организации. Здесь имеют значение не столько личные качества лидера, сколько его умение формулировать наиболее общие цели и задачи, обнаруживать высокие конструктивные и творческие качества, общаться с кругом людей более высокого ранга и уметь убеждать их. Деятельность лидера такого уровня определяется его личной культурой управления, умением поддерживать отношения с политической властью.

2. Типы лидеров в зависимости от их функций

В зависимости от содержания и преобладающих в его деятельности функций могут выделяться следующие типы.

1. Лидер-организатор. Его отличает то, что все задачи, стоящие перед коллективом, он относит на себя и поэтому активно действует, разрешая те трудности, которые возникают в процессе их выполнения. Он убежденный оптимист и всегда уверен, что большинство возникающих проблем благополучно разрешимо. Такой лидер больше склонен к поощрениям, умеет убеждать своих сотрудников доказывая, а не навязывая им свою точку зрения. Если ему необходимо выразить свое неодобрение по отношению к действиям того или иного сотрудника, то он предпочитает сделать это максимально корректно, не унижая личности подчиненного. В силу обладания такими способностями люди идут за ним, зная наперед, что пустое дело он предлагать не станет. Именно такие лидеры оказываются на виду в любом неформальном коллективе.

2. Лидер–творец. Он сам создает конкретные ситуации и практически всегда их благополучно разрешает. Такой лидер привлекает к себе людей прежде всего своей способностью видеть в каждом деле, задании что-то новое и браться за их решение даже если, на первый взгляд, может показаться что они неразрешимы или даже опасны. Он не просто командует, но и приглашает людей к сотрудничеству, обсуждению проблемы и поиску возможных путей ее решения. Дать какое-либо поручение или поставить какую-либо задачу он способен так, что они не просто заинтересуют подчиненных, но и вызовут всплеск творческой активности сотрудников.

3. Лидер-исполнитель. Он четко улавливает преобладающие в коллективе настроения и поэтому способен мобилизовать людей для выполнения задачи. Как правило, лидер-исполнитель выделяется, когда уже создана конкретная ситуация. Он работает в рамках решения проблемы, обозначенной лидером-творцом, тем самым приходя ему на помощь при решении частных вопросов.

4. Лидера-борца отличает то, что он первым идет навстречу любой опасности и без колебаний и промедлений вступает в борьбу с проблемами, мешающими реализации поставленных целей им самим или его последователями. Его не пугает неизвестность, поскольку он - волевой, уверенный в своих силах человек, всегда готовый до конца отстаивать свои цели, взгляды и убеждения. Он не склонен к уступкам и расценивает их как свое личное поражение. Существенным недостатком такого лидера являются порой нежелание и отсутствие времени, чтобы в полной мере обдумать все возможные варианты своих действий и проанализировать их последствия.

5. Позиции лидера-дипломата зиждутся на великолепном знании им складывающейся или уже сложившейся ситуации, ее нюансов и скрытых деталей. Он в курсе всех сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого, как и с помощью каких рычагов можно повлиять. Такой лидер предпочитает проводить доверительные встречи в кругу ближайших единомышленников из числа подчиненных, где он может позволить себе открыто говорить то, что всем известно, тем самым отвлекая внимание от своих планов, которые он не афиширует. Идя на компромисс или даже делая уступки при решении проблем, этот лидер все равно добивается своих целей. Если бы он использовал всю свою осведомленность и способности во зло, то его вполне можно было бы причислить к мастерам интриги.

6. Лидер-утешитель. Уважает людей, относится к ним доброжелательно, он вежлив и предупредителен, способен к сопереживанию.

Поэтому люди тянутся к нему, так как он расположен к ним и всегда готов (в крайнем случае, морально) поддержать в трудную минуту.

По стилю руководства можно выделить лидера-автократа , управляющего коллективом жесткими, директивными методами и опирающегося на авторитет власти; лидера-демократа , для которого власть выступает в большей мере атрибутом его служебного положения, его лидерский потенциал основан на внимании к людям, учете их мнения; либерального лидера , объединяющего коллектив своими демократическими идеями, но предоставляющего своим единомышленникам полную свободу в действиях, поскольку каждый из которых знает «свой маневр». Исходя из характера профессиональной деятельности лидер может быть ситуационным, т.е. умеющим создавать и разрешать только определенные, сходные ситуации, или же универсальным, обладающим качествами ситуационного лидера, что позволяет ему не только эффективно действовать в различных, не похожих друг на друга ситуациях, но и проявлять себя в качестве организатора. Исходя из масштабности задач, стоящих перед лидерами, можно выделить такие типы лидерства, как: бытовой лидер (например, в семье, классе, учебной группе и т.п.); социальный лидер - он проявляет себя в различных (общественных, творческих, спортивных и прочих) объединениях, или, например, лидер профсоюзного движения; ну и, конечно, нельзя не сказать о политическом лидере, под которым подразумеваются государственные и партийные, а также и общественные деятели. Кроме того, в организациях и коллективах различают формальное и неформальное лидерство.

3. Психоаналитический подхо

В зарубежной психологии наиболее популярен психоаналитический подход к проблеме лидерства. С точки зрения психоаналитической теории З. Фрейда лидерство рассматривается как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, а с другой - индивидуальный. В его основе лежит способность лидеров притягивать к себе людей, подсознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Обожание, почитание или поклонение людских масс одной личности может сделать ее лидером. В соответствии с психоаналитическим подходом выделяют десять типов лидерства.

1. «Соверен», или «патриархальный лидер» предстает в образе строгого, но всеми любимого родителя (отца или матери). Он способен внушить окружающим уверенность в собственных силах, дать им заряд положительной энергии, снизить влияние отрицательных эмоций или вовсе вытеснить их.

2. «Лидер-вожак». Для его окружения личность такого лидера выступает своего рода носителем групповых стандартов, которому стараются подражать все члены группы. С личностью вожака люди связывают реализацию своих целей и желаний.

3. «Тиран». Он становится лидером только лишь потому, что внушает окружающим чувство беспрекословного повиновения или безудержного страха. Поэтому окружающие считают его сильным и всемогущим. По сути, лидер-тиран - это сильная доминирующая, авторитарная личность. Его обычно боятся и смиренно подчиняются.

4. «Лидер-организатор» объединяет людей, выступая для них как реальная сила, необходимая для удовлетворения их интересов и потребностей, поддержания в их сознании «я -концепции».

5. «Лидер-соблазнитель» выступает в роли «магической силы», давая выход вовне людским эмоциям, тем самым снимая их внутреннее напряжение и предотвращая возможные конфликты. Он становится лидером, благодаря способности играть на слабостях других людей. Последователи его обожают и очень часто не замечают его отдельных, порой очень даже существенных, недостатков.

6. «Лидер-герой». Такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста - благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем эталон справедливости. Он увлекает за собой людей и способен пожертвовать собой ради них.

7. «Дурной пример». Такая личность тоже может выступить лидером, поскольку выступает своего рода источником эмоционального заражения других, как правило, бесконфликтных личностей.

8. «Лидер-кумир». Он влечет за собой людей, притягивает их и положительно заражает свое окружение. Поэтому его любят и даже боготворят и идеализируют. Данный тип лидерства очень схож с харизматическим лидером.

В психоаналитическом подходе Фрейда к проблеме лидерства выделяются еще два типа лидеров - это «Изгой» и «Козел отпущения». Однако они, в сущности, антилидеры, поскольку выступают объектом агрессивных устремлений коллектива, и очень часто группа объединяется для борьбы с ними. Вместе с тем стоит этим антилидерам исчезнуть, как сформировавшаяся группа может начать распадаться, так как исчезает объединяющее ее начало.

4. Менеджер и лидер: общее и разное

Сейчас, когда понятиям «менеджер» и «лидер» стало уделяться достаточно пристальное внимание, довольно часто можно услышать мнения, что эти понятия тождественны. Однако это далеко не так. Да, такие понятия как «менеджер» и «лидер», безусловно, схожи, например в том, что и менеджер, и лидер имеют власть и управляют людьми, но отнюдь не идентичны.

Существующие в современном менеджменте подходы к проблеме лидерства основываются на лидерских качествах, поведении лидера и ситуации, в которой он действует. Вполне очевидно, что обладание одной личностью набором каких-то определенных знаний и выдающимися способностями всегда оценивается другими людьми значительно выше по сравнению с аналогичными качествами других членов группы. Поэтому личность с набором определенных качеств, таких как уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность и профессионализм, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, незаурядные организаторские способности, становится лидером. На таком подходе основывается теория черт, объясняющая феномен лидерства с точки зрения личностных качеств.

Однако не каждый менеджер обладает всем набором перечисленных качеств. Это вовсе не означает, что он не может быть лидером в своей организации. В то же время преуспевающий менеджер не обязательно является эффективным лидером. Их основные характеристики находятся как бы в разных плоскостях. Главное качество лидера - четкое видение цели, которая другим представляется лишь в весьма туманных очертаниях или вовсе не видна. Основное же качество менеджера (руководителя) - всеми возможными эффективными способами обеспечить достижение поставленной цели.

В 1937 г. два молодых брата Дик и Морис Макдональд открыли в Пасадене (США) маленький придорожный ресторан для автомобилистов, который довольно быстро стал пользовался большим успехом. Их бизнес начал бурно расти и развиваться: объем ежегодных продаж значительно вырос, и братья ежегодно делили между собой прибыль в размере 50 тыс. долларов - сумму, которая обеспечивала им принадлежность к финансовой элите города.

Однако они были замечательными управляющими, но, к сожалению, посредственными лидерами. Их знакомство в 1954 г. с человеком по имени Рей Крок существенно изменило положение дел. С 1955 по 1959 гг. Р. Кроку удалось успешно открыть 100 ресторанов. В 1961 г. Крок купил у братьев исключительные права на их ресторан и приступил к его превращению в американский институт, а затем - в глобальное учреждение. К 1998 г. действовало уже свыше 21 тыс. ресторанов в 100 странах мира. Таким образом, деловая хватка Рея Крока, помноженная на его лидерские способности, помогла ему превратить несколько ресторанов в корпорацию «Макдональда», которая известна сейчас во многих странах мира.

Между лидером и менеджером существуют различия по многим позициям, некоторые из них, наиболее общие и чаще встречающиеся, представлены в таблице 1:

Таблица 1. Различия между лидером и руководителем

Большое разнообразие приведенных выше типов лидерства во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. Однако в целом на руководство оказывают влияние следующие свойства:

1) мотивы и основные убеждения, которыми руководствуется лидер, стремясь добиться определенного положения;
2) среда, в которой лидер начинает свою деятельность и его предшествующий опыт;
3) стиль лидера

Мотивы и убеждения лидера определяют то, как он воспринимает свое окружение и среду своей деятельности, непосредственным образом влияя на стиль руководства.

Приведенная типология лидерства не является исчерпывающей, поскольку невозможно охватить всего сложного и многообразного феномена лидерства. Объективная реальность всегда значительно богаче теории и часто порождает комбинированные типы лидеров. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера, и порой им становится человек, не обладающий вышеперечисленным набором личностных качеств, так же как и другой человек может иметь данные качества, но не являться лидером. На этом основан ситуационный подход к лидерству, объясняющий его природу тем, что лидером становится тот человек, который при возникновении какой-либо ситуации имеет такие личные качества, обладает такими способностями и опытом, которые позволяют ему эффективно и оптимально разрешить ее в интересах всей организации или коллектива. Таким образом, лидером в коллективе может стать тот человек, кто способен привести его к разрешению возникших ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этого коллектива личностные черты и разделяет те ценности, которые присущи этому коллективу.

Следовательно, лидер олицетворяет в себе весь коллектив, организацию, выступая ее зеркалом. Человек, который становится лидером в одной группе, может и не стать лидером при переходе его в другой коллектив, поскольку в последнем имеются другие ценности, ожидания требования к лидеру.

Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой основе организовывать политическое управление. Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей.

Лидер должен соответствовать требованиям времени, и не только он, но и его окружение, которое способно его понять и поддержать. Немало лидеров-реформаторов не смогли проявить себя, не встретив поддержки. Лидер должен быть главой своей группы, проводником идеи, которая может завладеть умами общества или его значительной, ведущей части. Но и общество должно готовить себе лидеров. Воспитание элиты - важная общественная задача. Это и передача знаний, опыта анализировать ситуации, и развитие управленческих навыков и качеств, и воспитание ответственности, и обучение различным стилям управления, общения с людьми, умению изменять стиль и приемы руководства. Лидер (или будущий лидер) должен научиться принимать решения, избегать крайних, безвыходных ситуаций либо, напротив, создавать неизбежную, но выгодную совокупность обстоятельств.

Лидер не может и не должен бояться рисковать, ждать гарантированного успеха или, напротив, полагаться на случайную победу. Поскольку лидерство - цепь неожиданностей, ему предстоит преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к временным неудачам, но постоянно быть нацеленным на движение вперед. Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров - со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Такие лидеры нужны как в сфере политики, так и в сфере экономики. Лидеры-новаторы призваны эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами. Их мастерство предполагает широкие связи с другими новаторами. Они инициативны и восприимчивы к инициативе других. Такие лидеры при всей их настойчивости не подавляют. Сочетание объективных сил, политических обстоятельств, сложившихся в обществе традиций политической деятельности создает лидера, но только при особом его складе. Иначе он остается руководителем, служащим, хотя и высокопоставленным.

В западной литературе возобладали тенденции прямого, механического перенесения личностных характеристик и механизмов лидерства в малых группах на личность политического, государственного деятеля и на механизмы лидерства в больших системах.

6.Заключение

Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.

Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.

Книжные полки забиты книrами по лидерству. Так зачем читать еще одну - эту? Да затем, что написанное в ней срабатывает. Данная концепция не раз успешно использовалась в обучении лидеров компаний любоrо мacштаба и структуры, начиная с малоrо бизнеса и заканчивая самыми крупными, входящими в список журнала Fortune.

Ей пользовались, чтобы помочь некоммерческим oprанизациям понять, как руководить помощниками-добровольцами. Этому подходу обучали более чем в 120 странах по всему миру. Каждый раз, коrда я rоворю об этом, люди задают вопросы и делают замечания. Все это помоrло мне отшлифовать концепцию 5 уровней лидерства. Она выверена, работает и имеет несколько преимуществ.

Джон Максвелл - 5 уровней лидерства

Пер. с анrл. л. А. Бабук.

Минск: Попурри, 2013. - 320 с. : ил.

ISBN 978-985-15-1857-5.

Джон Максвелл - 5 уровней лидерства - Содержание

Признательность

СОСТАВЬТЕ ПЛАН ИГРЫ В ЛИДЕРСТВО, КОТОРЫЙ БУДЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ

    Изучите практически е механизмы лидерства

    Обзор уровней лидерства

    Суть уровней лидерства

ОЦЕНКА. Как измерить ваш нынешний уровень лидерства

    Часть 1. Характеристики уровней лидерства

    Часть 2. Оценка каждоrо члена команды с точки зрения лидера

    Часть 3. Оценка лидера с точки зрения члена команды

    Часть 4. Оценка уровня лидерства на данный момент

Уровень 1. ПОЛОЖЕНИЕ. Это превосходное место, чтобы погостить, но вы не захотели бы там жить

    Позитивные стороны уровня 1. Вас пригласили занять место лидера

    Неrативные стороны уровня 1. Подлинное лидерство не имеет ничего общего с должностью

    Поведение лидера на уровне 1. Как извлечь наибольшую пользу из cвоего положения

    Законы лидерства на уровне 1

    Убеждения, которые помоrают лидеру продвиrаться на уровень 2

    Путеводитель роста на уровне 1

Уровень 2. РАЗРЕШЕНИЕ. Вы не можете вести за собой людей, если не любите их

    Позитивные стороны уровня 2. Офис становится более приятным местом

    Неrативные стороны уровня 2. На вас оказывают давление, чтобы построить отношения

    Поведение лидера на уровне 2. Как заслужить разрешение людей руководить ими

    Законы лидерства на уровне 2

    Убеждения, которые помоrают лидеру продвиrаться на уровень 3

    Путеводитель роста на уровне 2

Уровень 3. РЕЗУЛЬТАТЫ. Способность добиться высоких результатов отделяет подлинных лидеров от тех, которые просто занимают руководящие должности

    Позитивные стороны уровня 3. Теперь вы как лидер надежно закрепили свои позиции

    Неrативные стороны уровня 3. Груз лидерства становится тяжелее

    Поведение лидера на уровне 3. Как добиться наибольшей результативности

    Законы лидерства на уровне 3

    Убеждения, которые помоrают лидеру продвиrаться на уровень 4

    Путеводитель роста на уровне 3

Уровень 4. РАЗВИТИЕ. Помогая другим лидерам расти, вы, расширяете свое влияние и получаете дополнительный импульс к движению вперед

    Позитивные стороны уровня 4. Нарастает потенциал организации

    Неrативные стороны уровня 4. Развитие других требует зрелости и nрофессионализма

    Поведение лидера на уровне 4. Как развивать людей

    Законы лидерства на уровне 4

    Убеждения, которые помоrают лидеру продвиrаться на уровень 5

    Путеводитель роста на уровне 4

Уровень 5. ВЕРШИНА ЛИДЕРСТВА. Наивысшее достижение лидера - развивать тех, кто достиг уровня 4

    Позитивные стороны уровня 5. Ваше влияние расширяется, выходя за пределы собственных достижений

    Неrативные стороны уровня 5. Возможно, вы поверили, что это конец пути

    Поведение лидера на уровне 5. Как использовать вершину в качестве платформы, чтобы сделать что-то большее, чем просто достичь этого уровня

    Аконы лидерства на уровне 5

    Помоrайте друrим подниматься на уровни 4 и 5. Создавайте моменты суровых испытании для лидеров, которых развиваете

    Как на уровне 5 проявить все лучшее, что в вас есть

    Портрет лидера уровня 5. Тренер Джон Вуден

Джон Максвелл - 5 уровней лидерства - СОСТАВЬТЕ ПЛАН ИГРЫ В ЛИДЕРСТВО, КОТОРЫЙ БУДЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Тема лидерства - это моя страсть, хотя и не единственная. Вот почему я обучаю этому людей. Я посвятил более 30 лет своей жизни, помоrая друrим научиться всему тому, что сам знаю о лидерстве. В сущности, ежеrодно я трачу 80 дней на обучение лидерству. Последние несколько лет я учил этому людей по всему миру. Как вы думаете, почему эта тема неистощима? Потому что все сущее поднимается и приходит в упадок в зависимости от умения людей руководить и вести за собой друrих. Если вы хотите оказать позитивное влияние на этот мир, то cдeлать это наилучшим образом поможет обучение лидерству.

За все те rоды, что я обучал этому людей, одну лекцию меня просили читать rораздо чаще, чем остальные, причем все, начиная со слушателей Военной академии в Вест-Пойнте и заканчивая сотрудниками корпорации Microsoft, а также самые разные орrанизации в самых разных странах по всему миру. В этой лекции объясняется суть лидерства. Она дает, так сказать, план иrры, с помощью котoporo усваиваются лидерские навыки. Эта лекция нa зывается 5 уровней лидерства.

Я утвердился во мнении, что все в мире развивается и приходит в упадок в зависимости от умения людей руководить и вести за собой друrих. В 1976 roдy это направило меня на путь, по которому я иду по сей день. Это путешествие началось с тoro, что я задал себе ряд вопросов: Kaк определяется лидерство? Что такое лидер? B чем состоит работа лидера? и т. д. К сожалению, люди обычно дают такие ответы, которые совершенно не помоrают им разобраться в проблеме. Некоторые склонны считать лидерство синонимом руководящей должности. Но я знавал плохих лидеров, занимавших хорошие должности, и хороших лидеров, у которых вообще не было руководящей должности. А вы разве не сталкивались с подобным явлением? Друrие rоворят о лидерстве так: Я не моry это описать, но сразу узнаю лидера, как только увижу ero. И хотя такое случается, это никому не может помочь научиться искусству целенаправленно руководить людьми.

На раннем этапе познания данноrо феномена я пришел к выводу, что лидерство это влияние. Если люди в состоянии усилить ero, то они могут руководить более эффективно. По мере Toro как я размышлял над этим, в моем сознании начала формироваться концепция уровней лидерства. На ее разработку мне потребовалось около 5 лет. С тех пор я представляю людям эту концепцию, а они нeизменно задают мне вопрос: Коrда вы собираетесь написать об этом книry? Как видите, я наконец отвечаю на этот вопрос.

Технологии лидерства [О Богах, Героях и Руководителях] Рысев Николай Юрьевич

5. Лидерство

5. Лидерство

Перед тем, как начинать изменять других, надо изменить самого себя.

После стольких замечательных книг про лидерство, которые уже написаны и изданы – переизданы, надо сказать, подчас многомиллионными тиражами, и, надо сказать, часто тиражами заслуженными, взять и решиться написать свою книгу?! Это безумие! Это верх самонадеянности! И если вы скажете так, то я с вами, безусловно, соглашусь! Я серьезно.

И тем не менее, я попробую. Мне нравиться делать вызов себе самому. Это меня стимулирует к развитию. И к изменению. К положительному изменению.

Эта книга, действительно, о лидерстве. Причем я постараюсь писать как о великих мира сего (вернее, об известных мира сего), о которых хотя и так достаточно сказано, и причем с достаточным почтением и уважением (а иногда с ненавистью, а иногда с явной или тайной завистью), так и о тех, кто не столь знаменит и прославлен, но достоин столь же внимательного и уважительного подхода. Конечно, мы можем здесь вспомнить и Билла Гейтса, и Наполеона, и Жака Ширака, и Ленина с Троцким, и Сталина, и Абрамовича, и Ходорковского, и Александра Македонского, и Насера, и Ясира Арафата, и Моисея, и основателя корпорации «Virgin», и главу MTV Network, и Шевчука, и Парфенова, и Ельцина, и Горбачева. Но…

Но вообще-то наш замысел лежит в другой плоскости. Лидерство для тех, кто не является столь известным. Лидерство неизвестных. Заметьте, я не сказал «лидерство для средних» или «лидерство для простых людей». Нет! Ни в коем случае. Может быть, мы с вами не столь известны, но мы обладаем хорошими способностями (если не выдающимися), мы ставим себе амбициозные жизненные цели, каждый из нас уже чего-то достиг, и каждый из нас хочет большего. Каждый из нас велик! Просто не так известен. Возможно, пока. Итак, лидерство неизвестных.

Что же такое лидерство? Для начала набросаем понятия, которые с разных сторон характеризуют лидерство, объясняют его, проникают в него и исходят из него: лидер, группа, члены группы, внешняя среда, изменение, влияние, цели, путь, взаимодействие, сплочение, вовлечение, совместная деятельность, преодоление препятствий, ведущий, ведомые, воодушевление, кризис, неопределенность, инициирование, убеждения и принципы лидера, ответственность, власть, героизм, вождь, забота.

И, как мы понимаем, это еще не все. Но это те слова, из которых складывается описание лидерства. Как из отдельных стеклышек можно сложить красивый витраж. Мы так и будем в этой книге набрасывать некие понятия, слова и символы, а затем с ними разбираться. Возможно, раскладывать их в красивый узор, возможно, расставлять их по полочкам, возможно, вытягивать в линию и, возможно, иногда снова сваливать все в кучу.

Итак, какое же первое определение мы дадим лидерству? Лидерство – это отношения между лидером и группой, при которых лидер оказывает на участников группы влияние с целью движения всей группы в нужном направлении, когда внешняя среда неопределенна или сопротивляется. Не могу сказать, что определение идеальное. Но что нам, смертным, желать?! Мы можем лишь всегда двигаться в сторону идеала, никогда к нему не приближаясь. Такая уж наша славная до ля!

Лидер видит образ будущего, он формирует видение. Лидер обладает целями. Также он обладает определенными принципами, которые он сообщает членам группы. Лидер призывает, как минимум, к двум вещам. Он говорит о том, куда двигаться. И он говорит, как двигаться.

То есть, второе определение лидерства будет следующим. Лидерство – видение лидером образа будущих достижений, заражение людей этим образом и сообщение группе того, как лучше идти в это будущее.

Где два, там и три. Так что продолжаем продуцировать определения. Лидер связан с изменениями. Лидер связан с созданием определенной атмосфере в группе. Лидер вообще не может существовать без группы. Лидер – это вождь, а группа – его племя. Лидер сильный. Лидеру доверяют. С ним иногда можно поспорить, но ему подчиняются. Лидер воодушевляет, но иногда и приказывает. Тут есть, над чем поразмышлять!

К примеру, над тем, чем лидерство отличается от менеджмента? Этот вопрос стал уже традиционным, как вопрос, что первично – сознание или материя. Если серьезно задумываешься, так понимаешь, насколько здесь все переплетено и взаимосвязано. Так глубоко взаимосвязано, что для непосвященного взгляда просто запутано. Так что хочется признать абсолютно бесполезной попытку распутать это клубок. Разумным представляется прекратить эти бесполезные попытки, закончить писать эту книгу и пойти заниматься чем-то более простым и понятным. К примеру, пойти изготовлять глиняные горшки или заняться виндсерфингом. А может быть, учительством в начальной школе? Благородно и полезно. Так все дело в том, что там мы тоже столкнемся с понятием лидерства и менеджмента! Так что не будем пасовать перед трудностями. Только вперед!

Чем лидерство отличается от менеджмента? Существует такая красивая аналогия. В мирное время в армии должен быть менеджмент. Должно быть планирование, постановка задач, организация, контроль. Этого достаточно для функционирования огромной военной машины. Но вот в военное время никакой лейтенант не сможет поднять в бой свой взвод, если он не будет являться лидером. Просто так под пули не побегут. Естественно, можно вспомнить печально известные расстрельные команды, которые стояли за спинами солдат, своих же солдат, и стреляли в них, если те отступали. Но это уже даже не менеджмент, это рабство!

В своей предыдущей книге по управлению «11 правил руководителя № 1» я сконцентрировал все внимание именно на менеджменте. Там рассматриваются основные функции менеджера:

1. планирование и прогнозирование,

2. подбор персонала,

3. обучение,

4. информирование,

5. постановка задач,

6. мотивация,

7. администрирование,

8. контроль,

9. принятие решении,

10. управленческие воздействия,

11. коммуникации.

Исполнение данных функций дает возможность руководителю быть эффективным с точки зрения менеджера. Хотя и здесь не все так просто. Разве лидер не принимает решений? Разве лидер не оказывает управленческие воздействия? Разве лидер не мотивирует?

Чем мысль отличается от эмоции? Вроде всем понятно. Но разве, когда думаешь о том человеке, который был тебе раньше другом, а теперь нет, у тебя не возникает эмоции? А когда планируешь свой отпуск, разве не предвкушаешь эмоционально?

Здесь предполагается системность мышления. Целое не является суммой частей. Руководитель не является суммой менеджерских и лидерских качеств (хотя так бывает, что качеств в сумму набрал, а в систему сложить забыл).

Взгляните на сравнительную таблицу. В ней изложены мнения нескольких западных авторов, таких как Джон П. Коттер, Джозеф К. Рост, Брайан Дайман, Ричард Л. Дафт. Не обошлось и без дополнений со стороны вашего покорного слуги.

Как вы видите, где-то граница между менеджментом и лидерством достаточно четкая, а где-то зыбкая, расплывчатая. Но общее понимание сути вопроса у нас уже есть. Тогда поехали дальше.

Возможный ответ на парадокс.

Некоторые экономисты дают следующее объяснение. Картофель для ирландских бедняков был основным продуктом питания. Когда на него повысили цены, люди сократили затраты на другие продукты, более дорогие и качественные. А так как картофель продолжая оставаться сравнительно более дешевым продуктом по отношению к другим, то спрос на него вырос. К примеру, я покупал раньше 2 картофелины по 1 рублю, и одно яблоко за 6 рублей. Всего я тратил 8 рублей. Цену на картошку повысили на 1 рубль. Я отказался от яблока, но покупаю теперь за свои 8 рублей 4 картошки по 2 рубля.

Если лидером для вас окажется быть труднее, чем представлялось на первый взгляд, может ли быть такое, что вы еще больше сил будете прилагать, чтобы быть лидером? И не упустите ли вы что-то из менеджмента?

Парадокс «Буриданов осел».

Вопрос подобного рода ставился еще Аристотелем. Но окончательно сформулировал проблему Жан Буридан.

Как осел, который видит перед собой два одинаково вкусных и одинаково удаленных угощения, сделает выбор, куда ему идти?

Сам Буридан считал, что человек, столкнувшись с такой проблемой, должен делать выбор в сторону большего добра.

Лейбниц утверждал, что осел, видя перед собой два одинаково вкусных и равно доступных стога сена, просто умрет, потому что не сможет принять решение к какому из них идти.

Действительно, куда пойдет «Буриданов осел», что им будет руководить?

Из книги Менеджмент автора Дорофеева Л И

39. Лидерство женщин Все большее распространение получает мнение, что женщины способны выполнять менеджерские функции как минимум не хуже мужчин. Направления исследований в области гендерных аспектов лидерства можно разделить на три класса.1. Концепция гендерного

Из книги Менеджмент: конспект лекций автора Дорофеева Л И

6. Лидерство женщин Все большее распространение получает мнение, что женщины способны выполнять менеджерские функции как минимум не хуже мужчин. Несмотря на это, их по-прежнему меньшинство на среднем и высшем уровнях управления (5 и 1 % соответственно в США). В России

Из книги Эффективное управление автора Кинан Кейт

Лидерство Для того чтобы достичь цели, нужно вести за собой людей. Не следует полностью ориентироваться только на выполнение задачи, помните, что определяющим здесь может быть человеческий фактор. Вам потребуется: умение быть справедливым и строгим; умение

Из книги Технологии лидерства [О Богах, Героях и Руководителях] автора Рысев Николай Юрьевич

5. Лидерство Перед тем, как начинать изменять других, надо изменить самого себя.После стольких замечательных книг про лидерство, которые уже написаны и изданы – переизданы, надо сказать, подчас многомиллионными тиражами, и, надо сказать, часто тиражами заслуженными,

Из книги Начальники и подчиненные: кто есть кто, взаимоотношения и конфликты автора Лукаш Юрий Александрович

17. Лидерство и кризис Считается, что Кризис начался 15 сентября 2008 года, когда банк «Лемон Брозерс» объявил о своем банкротстве. Естественно, что до этого события происходили и другие, не менее серьезные по своим последствиям, но не столь знаковые. Сегодня 24 февраля 2010 года

Из книги Влияние и власть. Беспроигрышные техники автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Лидерство в бизнесе Лидерство стало считаться одним из типов эффективного управления.В настоящее время развитие лидеров – одна из приоритетных задач многих корпораций. Лидеры, помимо всего прочего, должны обладать одним обязательным качеством – умением работать в

Из книги Лидерство, основанное на принципах автора Кови Стивен Р

Лидерство

Из книги Магия сетевого бизнеса. Мастер-класс для начинающих автора Рашидовна Осинская Ирина

Из книги Сознательный капитализм. Компании, которые приносят пользу клиентам, сотрудникам и обществу автора Сисодиа Раджендра

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

Лидерство Вы такой, какой вы есть, потому что именно таким вы хотели быть. Если вы действительно захотите стать кем-то другим, то прямо сейчас начинайте процесс изменений. Фред Смит «Магия сетевого бизнеса» – вы не задумывались, почему такое название? Сама я в сетевой

Из книги Результативность. Секреты эффективного поведения автора Стюарт-Котце Робин

Читайте также: