Организация внеурочной деятельности по истории и обществознанию в условиях реализации требований фгос ооо. «Современные формы организации внеурочной деятельности по истории и обществознанию» Специфика внеурочных мероприятий по истории

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования в условиях ФГОС формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Требования современности сегодня – это воспитание учеников с новым типом мышления, творческих, умеющих ориентироваться в различной информации, критически осмысливать содержание учебного материала по истории, который требует умения работать с информацией, т.е. обладать информационной компетенцией. В условиях модернизации современного образования целью обучения школьника является его социализация, которая позволяет ему найти своё место в современном динамичном мире. Различные внеклассные занятия помогают ученикам сделать свой жизненный выбор, способствуют духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

План внеурочной деятельности является нормативным документом, определяющим в рамках реализации федерального образовательного стандарта образовательную деятельность, осуществляемую в рамках отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. План внеурочной деятельности должен быть разработан на основе законодательства в сфере образования, федеральных, региональных и муниципальных документов:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г., дата подписания 29.12.2012 г.).

2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования».

4. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

– Организация досуга обучающихся во внеучебное время.

– Сохранение и преумножение традиций школы.

– Создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности.

– Создание условий для раскрытия и развития творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации, гармонизации потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

– Спортивно-оздоровительная деятельность.

– Духовно-нравственная деятельность.

– Общеинтеллектуальная деятельность.

– Общекультурная деятельность.

– Социальная деятельность.

Принципы организации внеурочной деятельности:

1. Включение учащихся в активную деятельность.

2. Доступность материала и наглядность.

3. Учёт возрастных особенностей.

4. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

5. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

6. Использование разнообразных форм занятий.

Цель: углубление знаний, полученных школьниками на уроках, организовать процесс познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.

1) формировать умения работать с книгой и справочной литературой,

2) учить реферировать и рецензировать,

3) готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией,

4) открывать возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках,

5) формировать потребность в самообразовании,

6) повысить уровень социализации школьника,

7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.

Несмотря на трудности, внеурочная работа по-прежнему доказывает свою жизненность, сохранив за собой право быть составной частью обучения истории. Учителю, приступившему к организации внеурочной работы по истории, требуется осознание ряда положений, реализация которых придаст данному виду деятельности большую динамичность и высокий качественный уровень. В чем они заключаются?

Первое. Соблюдение добровольных начал в организации работы. Добиться этого непросто, если учесть, что часть учащихся равнодушна к предмету, часть увлечена или вынуждена заниматься предпринимательством в послеурочное время и т. д. В таких условиях педагог обязан при определении персональных заданий максимально учитывать склонности, способности, реальные возможности каждого из подопечных, что может создать благоприятные условия для их реализации.

Второе. Внеурочная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принципам – историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный, и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя.

Третье. Значительная часть внеурочной работы должна носить коллективный характер. «Родной край, его история – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Одним из направлений работы является изучение истории родного края учащимися через социально значимую проектную деятельность.

Мною была создана разновозрастная группа учащихся с 5 по 9 классы, с которыми мы разработали социально-значимый проект «Люблю тебя, мой край родной».

Цель проектной деятельности:

– формирование познавательного интереса к историко-краеведческой литературе;

– привлечение учеников к чтению книг по истории родного края;

– формирование чувства любви и уважения к своей малой Родины;

– содействовать патриотическому воспитанию учащихся на примере истории родного края;

– развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся.

Ребята, входящие в состав инициативной группы, в рамках проекта проводят занятия по краеведению для начальной школы, в среднем звене.

Следующим направлением является работа с ветеранами труда и Великой Отечественной войны. Размышление об их вкладе в развитие родного края становится основой для переживания нравственных, патриотических чувств, что является важной ступенью для воспитания нравственных ценностей. Мы посещаем музеи нашего города, района, что расширяет рамки занятий по изучению родного края.

Одной из составляющих проекта является участие ребят в районных и городских конкурсах по истории родного края, где они могли применить свои знания и умения.

Подготовка и проведение.

1. Планируем и выбираем темы, которые интересны и важны в рамках проекта.

2. Определяем участников.

3. Подбираем материал, который необходим (т.е. ребята учатся работать с различной литературой, готовить рассказы, рисунки, стараются творчески подходить к выполнению своих работ по различным темам).

4. Обсуждаем содержание, работы участников.

5. Выполнение самого проекта (сроки зависят от темы и работы). Реализуем в следующих проектах: конкурс книгочеев. Например: Историко-литературоведческая номинация. Номинация иллюстративная. Поэтическая номинация – ученики представляют стихи о Сибири, о Новосибирске собственного сочинения.

В течение многих лет сотрудничаю с Городским Центром истории Новосибирской книги, с АНО Центром развития личности « Мир на ладони».


Особый интерес проявить ребятам помогают факультативы, которые провожу в 8-х кл. «Сибирь в XIX в.», в 9-х кл. «Развитие Сибири в XX в.», а также кружок в 5-х кл. «По следу мамонта», в 6-х классах «Тайны прошлого» по истории Сибири. Основной принцип посещения занятий – принцип интереса и добровольности. Ученики изучают историю своего края, учатся работать с различной литературой, готовить сообщения.

Следующим направлением является участие ребят в научно-практических конференциях. Например, городская научно-практической конференция «Юниор – шаг в науку», секция – музеология, выступали на региональной конференции 4-е Тихомировские Чтения «Моя семья в истории страны», на районной конференции, секция «История родного края», ученица Кривоногова Катя стала победителем.

Для воспитания духовно-нравственных качеств привлекаю ребят к участию в международном конкурсе социально значимых плакатов «Люблю тебя, мой край родной!»



Вовлекаются учащиеся с 5 по 11 классы во внеклассную деятельность и по обществознанию. Сегодня актуально изучение общественных наук для современных школьников, т. к. многие планируют свою жизнь связать с работой в области экономики и юриспруденции, да и просто гражданам нашей страны очень нужны правовые знания. Необходимо формирование у учащихся собственных моральных норм и ценностей, правовой культуры и гражданской грамотности посредством изучения норм общественной жизни и законов её регулирующих, развивать у подростков социальную активность, желание участвовать в преобразовании окружающей жизни, формировать активную жизненную позицию.

Одной из главных целей преподавания обществознания в школе является формирование гражданско-правовой культуры у учащихся, которая достигается и через внеклассную деятельность. В рамках декады «Правовое воспитание школьников» с учениками старших классов беседуют представители различных правовых структур. В среднем звене поводятся занятия в форме тематических бесед, игровых занятий, например: «Я и закон», «Мои права и обязанности» и др.

Проходят элективные курсы: в 8 кл. «Основы правоведения », в 9 кл. «Наше будущее в наших руках», в 10 кл. «Основы пенсионного законодательства в Российской Федерации». Это способствует максимальному развитию правовой и гражданской культуры школьников – граждан Российской Федерации. Знакомит учеников с Российским законодательством. Учит работать с документами, их анализировать и получать необходимую информацию, которую используют для участия в различных проектах и конкурсах.

Проводятся специальные занятия, посвящённые Конституции РФ. По избирательным правам граждан, с целью ознакомления ребят с избирательными правами и обязанностями граждан РФ. Такие занятия проходят в форме деловой игры, где ученики узнают, какие права и обязанности есть у избирателей. Участвуем в играх КВН «Урок граждановедения».

Свою активную гражданскую позицию ребята проявляют участием в районном конкурсе по повышению правовой культуры среди будущих избирателей, «Выбирай сам свою Россию», «Моё предложение депутату». В областном конкурсе среди молодёжи на лучший агитационный плакат «Думские гонки».

Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Как говорил А. С. Макаренко «Дети – это живая сила общества».

"Планирование внеурочной деятельности по истории и обществознанию"

О методах и формах внеурочной работы по истории

Цель: углубление знаний, полученных школьниками на уроках, организовать процесс познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.

Задачи: 1) формировать умения работать с книгой и справочной литературой,

2) учить реферировать и рецензировать,

3) готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией,

4) открывать возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках,

5) формировать потребность в самообразовании,

6) повысить уровень социализации школьника,

7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.

Методы и формы внеурочной работы по истории

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности

Несмотря на трудности, внеурочная работа по-прежнему доказывает свою жизненность, сохранив за собой право, быть составной частью обучения истории. Учителю, приступившему к организации внеурочной работы по истории, требуется осознание ряда положений, реализация которых придаст данному виду деятельности большую динамичность и высокий качественный уровень. В чем они заключаются?

Первое. Соблюдение добровольных начал в организации работы. Добиться этого непросто, если учесть, что часть учащихся равнодушна к предмету, часть увлечена или вынуждена заниматься предпринимательством в послеурочное время и т. д. В таких условиях педагог обязан при определении персональных заданий максимально учитывать склонности, способности, реальные возможности каждого из подопечных, что может создать благоприятные условия для их реализации.

Второе. Внеурочная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принципам - историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя.

Третье. Значительная часть внеурочной работы должна носить коллективный характер.

По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических журналов, просмотр художественных, документальных видеофильмов, историческая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).

Основные направления и формы внеурочной работы по истории.

Внеклассная работа

Массовая

Групповая

Индивидуальная

Исторические вечера

Лекции и беседы

Исторические экскурсии

Викторины и конкурсы

Олимпиады

Конференции

Неделя истории

Просмотр фильмов и пьес

Исторический кружок

Исторические общества и клубы

Походы и экспедиции

Выпуск исторических газет и журналов

Лектории

Факультативы

Чтение исторической литературы

Посещение архива

Работа в музее

Написание рефератов и докладов

Выполнение творческих заданий.

Данный вид образовательной деятельности носит объективный характер, что определяется рядом обстоятельств:

во-первых , на уроке не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащихся отдельные элементы исторических знаний и исторического процесса в целом;

во-вторых , на уроке учитель не может показать, а учащиеся увидеть то, чего нет в классе: храм, домашнюю утварь, памятники и т. д.;

в-третьих , практическая функция изучения истории гораздо чаще находит реализацию именно во внеурочной работе;

в-четвертых , на уроках всегда ощущается недостаток времени для охвата всех тем и проблем, предусмотренных учебными программами и т. д.

Составляющие внеурочной работы .

Ведущей составляющей внеурочной работы является целенаправленное чтение соответствующей литературы, сбор теоретических и вещественных исторических материалов для использования в учебном процессе. Данная составляющая располагает многообразием форм.

1. Самостоятельное чтение и усвоение хрестоматийных и других исторических источников. Данный вид деятельности дает наибольший эффект, если,

во-первых , содержание изучаемых источников осуществляется синхронно с изучением на уроках соответствующих тем и,

во-вторых , если работа учащихся носит управляемый характер посредством дидактических средств - логических заданий, проблемных вопросов и задач и т. д.

2. Школьные исторические кружки и общества. Чтобы они были полезны, целесообразно подходить к их формированию дифференцированно, по интересам. Наибольшее внимание ребят привлекают кружки военных историков, филателистов, нумизматов и др. (Экономическое, юридическое, правовое, художественное и др. направления).


3. Исторические конференции , диспуты, олимпиады, викторины, самодеятельные спектакли, литературно-музыкальные композиции.

Названные формы требуют значительного разнообразия в их подготовке. К примеру, конференции предполагают исследование, статистическую работу, предварительные опросы определенных групп людей, анализ и выработку предложений практического характера по завершении работы. Викторины и олимпиады требуют глубокой теоретической подготовки участников.

Для данных форм работы характерен высокий дух состязательности и т. д. Большую притягательную силу имеют школьные спектакли на исторические темы. Данный вид внеурочной работы получил название «театротерапия». Участие в спектаклях повышает самооценку учащихся, раскрепощает их, вырабатывает навыки и умения в написании сценариев, исполнении ролей исторических героев, изготовлении соответствующей одежды и декораций и т. д.

4. Создание «малых историй» - школы, села, улицы, муниципального органа власти, предприятия и т.д. Данная форма развивает чувство сопричастности, патриотизма, способствует выявлению писательских и исследовательских способностей учащихся. Носит она и большую воспитательную и практическую нагрузку. Узнавание, к примеру, почему улица или поселок носит именно такое название, может вызвать гордость за проживание на такой улице, в такой местности. История органов власти, предприятий и т. д. поможет многим учащимся профессионально определиться в после школьной жизни и т. д.

5. Отряды (группы) следопытов. Нет таких мест в России, где нельзя было бы проявить себя следопытам. Следопыт - это «тот, кто отыскивает следы событий прошлого, былых героев и т. д.». Главной целью следопытов является поиск мест боевых действий в ходе войн, мест захоронения людей, поиск атрибутов жизни, деятельности, культуры ушедших поколений людей и т. д.

6. Экскурсии, микроэкспедиции и туристические походы по историческим маршрутам и местам и т. п. Во всей округе не должно оставаться объектов и мест исторического значения, на которых не побывали бы учащиеся. Одной из главных составляющих внеурочной работы по истории является подготовка и празднование дней воинской славы (победных дней) России. Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» принят Государственной Думой 10 февраля 1995 г. В нем отражена память о событиях - днях славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков.

Эта форма внеурочной деятельности имеет место в интеграции школьных предметов, таких как литература, география, МХК и др.

Основными формами увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях являются:
создание школьных музеев (музейных комнат);
благоустройство памятников, обелисков, стел в честь важнейших военно-исторических событий;
сохранение и благоустройство территорий, исторически связанных с подвигами российских воинов;
поисковая работа;
проведение тематических вечеров, посвященных славным датам и героям;
встречи с участниками войн;
военно-исторические игры;
участие в работе мероприятий Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) (бывшее ДОСААФ);
посещение воинских частей, военно-учебных заведений и т. д.
В ходе работы по празднованию дней воинской славы у учащихся формируется любовь к Родине, потребность в служении Отечеству, готовность защищать родную землю

Значение методов и форм внеурочной работы в формировании патриотического воспитания учащихся. Учителя обществознания активно принимают участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 42.

Воспитывать патриотизм необходимо, во-первых, систематично, вo-вторых, независимо от сложностей, переживаемых Отечеством. Особенно важно, чтобы под воздействием окружающей действительности у учащихся не сложилось губительное для России мнение: где лучше жить, там и родина.

Немало возможностей для формирования у школьников патриотического поведения заключает в себе туристско-краеведческая работа. Особая роль здесь отводится историко-этнографическим экспедициям по изучению родного края. В последнее время обострился интерес к историческим названиям улиц, городов, деревень. Школьники также принимают участие в изучении этих вопросов и собирают материал о названиях близлежащих улиц и отдельных районов.

Не потеряла своего значения и поисковая работа учащихся. Они продолжают устанавливать имена неизвестных солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, записывают воспоминания ветеранов, совершают походы к памятным местам, проводят поисковые операции под названием «Выпускники нашей школы - участники Великой Отечественной войны», «Орден в твоем доме», «Твоя родословная».

Использование компьютерных и Интернет технологий во внеклассной и внеурочной работе со школьниками

Сегодня в результате процесса информатизации российского образования, реализации федеральных программ компьютеризации сельских, поселковых, городских школ и детских центров дополнительного образования, многие учебные заведения ЕАО получили возможность использовать компьютерную коммуникацию и новые информационные технологии, как в учебном процессе, так и во внеурочной и внеклассной работе с учащимися. Всё это способствует поиску нового содержания образования, изменению организационных форм и методов обучения и воспитания.

Уже стал очевидным тот факт, что использование компьютеров и телекоммуникации в учебно-воспитательной работе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся,
  • совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах,
  • повышать уровень работы с информационными ресурсами,
  • развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся,
  • развивать творческие и коммуникативные способности школьников.
  • оказывает помощь в подготовке к государственной итоговой аттестации по истории в форме ЕГЭ.

Компьютерные телекоммуникации обеспечивают возможность:

  • доступа к различным источникам информации через Internet и работы с этой информацией;
  • профессионального консультирования по любому интересующему вопросу через телеконференции;
  • реализации методов дистанционного творчества, коллективные образовательные проекты, деловые игры, практикумы, виртуальные экскурсии др.
  • сетевого общения с участниками дистанционных проектов;
  • участие в различных форумах по обсуждению проблем истории в Интернете

Виды работ учащихся с применением ИТ:

  • Составление докладов, выступлений, рефератов с использованием электронных энциклопедий и Internet- источников.
  • Подготовка различных текстов, таблиц, рисунков, творческих работ.
  • Поиск нужной информации в Internet.
  • Подготовка коллективных проектов, их презентаций.
  • Моделирование и создание индивидуальных Web-страниц, сайтов, блогов.
  • Общение по компьютерным сетям.
  • Внеклассные и внеурочные мероприятия с применением мультимедиа.
  • Выпуск школьных и классных газет в электронном и печатном варианте.
  • Участие в научно-практических конференциях учащихся с демонстрацией выступлений в форме презентаций.
  • Участие в олимпиадах, конкурсах по информатике и компьютерным технологиям.

На заседании районных (городских) методических объединениях учителей обществознания рекомендуется проанализировать результаты Всероссийской олимпиады по предмету, организовать обмен опытом по проведению школьного этапа олимпиады и подготовке учащихся к участию в интеллектуальных состязаниях. Издательством «Просвещение» в серии «Пять колец» издано пособие С. И. Козленко и И. В. Козленко, которое содержит характеристику типов заданий с рекомендациями по их выполнению, комплекты заданий прошедших Всероссийских олимпиад по обществознанию с ответами и комментариями.

Указом Президента РФ В. В. Путина в 2007 г. утверждена программа подготовки к празднованию 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 г. Рекомендуется провести конкурсы «Символы России» и «Гроза 12-го года» с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Список литературы

1. Горяйнов В.С. Задачник по истории России. М., 1989.

2. Книга для чтения по истории средних веков / Составитель Н.Запорожец. М., 1991.

3. Короткова М. В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М.: Владос, 1999.

4. Ляшенко Л.М. История России 19 века. Дидактические материалы. М.: Дрофа, 2000.

5. Смирнов С. Г. Задачник по истории России. М.: Мирос, 1993.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПТАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Организация внеурочной деятельности

по истории в свете

Требований Федеральных государственных общеобразовательных стандартов

Учитель истории и обществознания Сухоруков А. Г.

2014 г.

Введение ФГОС заставляет нас вести речь не об отдельных изменениях в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, а о создании образовательной целостной среды школы, которая в своей совокупности охватывает все характеристики процесса обучения. Раздел III. «Требования к структуре основной образовательной программы» ФГОС п.13. конкретизирует: «Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса общего образования и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов».

Урочная деятельность трактуется как «…организованный в рамках урока процесс взаимодействия учеников и учителя, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками и развивает личностные качества».

Внеурочная деятельность учащихся это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяют в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Каков же механизм реализации внеурочной деятельности на базе школы? В разделе № 3 п.13 ФГОС сказано: «… внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности». Развитие личности - это ее качественные изменения. В Стандарте конкретно прописывается ориентировка на построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающегося и созданию условий развития личности по определённым направлениям: духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному. Виды внеурочной деятельности разнообразны: познавательная деятельность, игровая деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность), трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

Цель внеурочной деятельности по истории - это углубление знаний, полученных школьниками на уроках, создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи:

1) формировать умения работать с книгой и справочной литературой,

2) учить реферировать и рецензировать,

3) готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией,

4) открывать возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках,

5) формировать потребность в самообразовании,

6) повысить уровень социализации школьника,

7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.

Методы и формы внеурочной работы по истории

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности

Внеурочная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принципам - историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя. Значительная часть внеурочной работы должна носить коллективный характер.

По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических журналов, просмотр художественных, документальных видеофильмов, историческая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).

Основные формы внеурочной работы по истории

Исторические вечера

Лекции и беседы

Исторические экскурсии

Викторины и конкурсы

Олимпиады

Конференции

Неделя истории

Просмотр фильмов и пьес

Исторический кружок

Исторические общества и клубы

Походы и экспедиции

Выпуск исторических газет и журналов

Лектории

Факультативы

Чтение исторической литературы

Посещение архива

Работа в музее

Написание рефератов и докладов

Выполнение творческих заданий.

Составляющие внеурочной работы

1. Самостоятельное чтение и усвоение хрестоматийных и других исторических источников.

2. Школьные исторические кружки и общества. На протяжении многих лет я веду разнообразные кружки в зависимости от контингента учащихся. В последние годы это кружок «История Тульского края».

3. Исторические олимпиады, викторины, литературно-музыкальные композиции. Последняя викторина была посвящена 200-летию Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы.

4. Создание «малых историй» - школы, села, улицы, муниципального органа власти, предприятия и т.д. Данная форма развивает чувство сопричастности, патриотизма, способствует выявлению писательских и исследовательских способностей учащихся. Носит она и большую воспитательную и практическую нагрузку. Узнавание, к примеру, почему улица или поселок носит именно такое название, может вызвать гордость за проживание на такой улице, в такой местности. История органов власти, предприятий и т. д. поможет многим учащимся профессионально определиться в после школьной жизни и т. д.

5. Проектная деятельность. За последние четыре года в масштабах школы было создано четыре проекта: «История железной дороги Смоленск - Мичуринск», «Русские традиции и обряды», «Тульский край в годы ВОВ», «Природа Тульского края».

6. Отряды (группы) следопытов. Нет таких мест в России, где нельзя было бы проявить себя следопытам. Следопыт - это «тот, кто отыскивает следы событий прошлого, былых героев и т. д.». Главной целью следопытов является поиск мест боевых действий в ходе войн, мест захоронения людей, поиск атрибутов жизни, деятельности, культуры ушедших поколений людей и т. д. Долгое время в школе функционировала группа «Поиск», занимавшаяся сбором материалов о жизни и деятельности ученого-агронома И.А. Стебута. Результаты работы представлены на стенде, а также в сельской библиотеке.

7. Ежегодно совершаются экскурсии и туристические походы по историческим маршрутам и местам: братские могилы возле деревни Рохманово, территория бывшей усадьбы И.А. Стебута, Куликово поле, село Монастырщина и др.

8. Одной из главных составляющих внеурочной работы по истории является подготовка и празднование дней воинской славы (победных дней) России. Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» принят Государственной Думой 10 февраля 1995 г. В нем отражена память о событиях - днях славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков.

Эта форма внеурочной деятельности имеет место в интеграции школьных предметов, таких как литература, география и др.

Основными формами увековечения памяти российских воинов в нашей школе являются:

работа краеведческого уголка;

уход за обелиском и прилегающей к нему территории;

поисковая работа;

проведение тематических вечеров, посвященных славным датам и героям;

встречи с участниками войн;

военно-исторические игры;

участие в работе мероприятий Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) (бывшее ДОСААФ).

В ходе работы по празднованию дней воинской славы у учащихся формируется любовь к Родине, потребность в служении Отечеству, готовность защищать родную землю.

Использование компьютерных и Интернет-технологий во внеклассной и внеурочной работе со школьниками

Сегодня в результате процесса информатизации российского образования, реализации федеральных программ компьютеризации сельских, поселковых, городских школ и детских центров дополнительного образования, многие учебные заведения ЕАО получили возможность использовать компьютерную коммуникацию и новые информационные технологии, как в учебном процессе, так и во внеурочной и внеклассной работе с учащимися. Всё это способствует поиску нового содержания образования, изменению организационных форм и методов обучения и воспитания.

Уже стал очевидным тот факт, что использование компьютеров и телекоммуникации в учебно-воспитательной работе позволяет:

Активизировать познавательную деятельность учащихся,

Совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах,

Повышать уровень работы с информационными ресурсами,

Развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся,

Развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

Оказывает помощь в подготовке к государственной итоговой аттестации по истории в форме ЕГЭ.

Компьютерные телекоммуникации обеспечивают возможность:

Доступа к различным источникам информации через Internet и работы с этой информацией;

Профессионального консультирования по любому интересующему вопросу через телеконференции;

Реализации методов дистанционного творчества, коллективные образовательные проекты, деловые игры, практикумы, виртуальные экскурсии др.

Сетевого общения с участниками дистанционных проектов;

Участие в различных форумах по обсуждению проблем истории в Интернете

Виды работ учащихся с применением ИТ

Составление докладов, выступлений, рефератов с использованием электронных энциклопедий и Internet- источников.

Подготовка различных текстов, таблиц, рисунков, творческих работ.

Поиск нужной информации в Internet.

Подготовка коллективных проектов, их презентаций.

Моделирование и создание индивидуальных Web-страниц, сайтов, блогов.

Общение по компьютерным сетям.

Внеклассные и внеурочные мероприятия с применением мультимедиа.

Выпуск школьных и классных газет в электронном и печатном варианте.

Участие в научно-практических конференциях учащихся с демонстрацией выступлений в форме презентаций.

Участие в олимпиадах, конкурсах по информатике и компьютерным технологиям.

В организации перехода к ФГОС большую роль должна сыграть созданная в прошлом году программа духовно-нравственного развития учащихся и обновленная программа гражданско-патриотического воспитания.

Структурная единица урочных занятий - урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, но они не всегда создают оптимальные условия для реализации творческого потенциала учащихся и учителей, их склонностей и желаний, т.е. для реализации приоритетных целей образования.

В.А. Сухомлинский писал: "Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого - то и - результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками".2

Отличительной чертой урока является ограничение во времени, а также невозможности отойти от изучаемой темы, даже когда учащиеся особо интересуются каким-либо вопросом.

Традиционно педагогически организованный процесс обучения и воспитания в массовой школе складывался из уроков как обязательной его части и внеурочных занятий по воспитанию личности в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами, потребностями. Независимо от формы одной из общих обязанностей для педагогов и воспитателей была организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности.

Однако с 80-х гг. прошлого столетия стало меняться содержание внеклассной деятельности, начался активный поиск новых подходов к ее организации, что привело не столь к смене терминов, сколько к ориентации на личность ребенка, на его творческую активность. Эта тенденция получила развитие с внедрением ФГОС и институализацией внеурочной деятельности. образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Изучение исторического прошлого открывает широкие возможности для формирования ценностных установок. Ученик не просто познает факты, события, процессы и деятельность людей, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, потребностей, интересов, сформированных под воздействием разных жизненных обстоятельств и в ходе предшествующего изучения исторического прошлого. Ценностное отношение человека к историческому опыту отражает такая категория как историческое сознание. Историческое сознание - это ценностное отношение человека к историческому прошлому, система ориентации в мире под углом зрения истории, способ рационального воспроизведения и оценивания социумом и личностью движения общества во времени.4

Как и другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру и, согласно И.Я. Лернеру, включает в себя следующие компоненты: систему исторических знаний и представлений; историческое осмысление современных социальных явлений; методологию исторического познания; эмоционально-ценностное отношение к прошлому.5

Индивидуальное историческое сознание, являясь результатом приобщения к знанию о прошлом, осмыслением прошлого и генерации чувства сопричастности к нему, представляет собой способность (готовность) ребенка ориентироваться в историческом прошлом и использовать его для оценки, анализа современности. Историческое сознание, как персональный способ ориентации, - это сложное личностное образование, состоящее из следующих компонентов:

  • 1. Когнитивный (система представлений, взглядов, идей, установок личности в отношении исторического прошлого);
  • 2. Операционно-деятельностный (система способов познания исторического прошлого);
  • 3. Ценностно-смысловой (система мотивов, интересов и объектов ценностного отношения человека).

Основными объектами отношений выступают вселенная, космос, предметный мир, мир общества, мир природы и собственный мир. Основными ценностями являются: ценность жизни, бытия, добра, истины, красоты, гармонии, свободы, природы, Отечества.

Историческое сознание, отражая ценностное отношение человека к историческому опыту, выступает как цель, средство и результат целенаправленного приобщения личности к истории.

П.Г. Постников выделяет следующие уровни исторической образованности как личностного качества: базовый, оптимальный и расширенный.

При базовом уровне ученик просто воспроизводит систему ценностей, адекватно реагирует на изменения в учебе, труде, жизни и решает учебные и предметные задачи и на основе полученного опыта, ориентируется в системе социокультурных норм и ценностей.

Оптимальный уровень предполагает, что ученик обладает развитой культурой исторического мышления и речи, определенным стилем исторического мышления и устойчивым интересом к историческому опыту. Таким образом, им освоена историческая культура как базовая основа развития.

Уровень расширенный означает, что школьник прогнозирует собственное поведение на основе имеющихся норм и ценностей, а также выстраивает собственную линию поведения в социальной, коммуникативной, жизненной ситуации. То есть, на этом уровне уже сформированы личностные социальные, нравственные, гражданские качества, развиты потребности и механизмы самообразования в области истории. Но главное достоинство внеурочной (внеклассной) работы, в сравнении с классно-урочной, заключается в том, что она может обеспечить в более полной мере реальную дифференциацию и индивидуализацию обучения. Внеклассные занятия нужны, прежде всего, школьнику, поскольку удовлетворяют некоторые его важнейшие потребности: потребности в общении, самовыражении и самореализации, признании и уважении. Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательного процесса, внеклассная работа может интегрироваться с уроком, быть его продолжением, что обеспечивает реализацию воспитательных и развивающих функций в полной мере. При этом условии внеклассные занятия по истории позволяют школьникам углубить и расширить знания, полученные на уроках, сформировать общеучебные умения и навыки, развить познавательные, коммуникативные и творческие способности, обогатить жизненный опыт и ценностное отношение к историческому прошлому.

Цель и задачи внеурочной деятельности по истории

Образование всегда было синтезом обучения как индивидуального процесса познания, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. В парадигме личности центрированной педагогики, которую, декларирует ФГОС, синтез - это не просто сумма процессов, форм, видов деятельности и других компонентов специального организуемого процесса образования в школе. Синтез есть всегда "созидательный процесс" - взаимопроникновение и взаимовлияние.

Внеурочная деятельность - это всего лишь координата пространства школы, которая может рассматриваться как заявка на определенный способ его организации на "оси" вне и после уроков в континууме (непрерывной совокупности) школьной жизни. Ее нельзя сводить только к деятельности школьников. К ее организации должны быть подключены все участники - взрослые и дети, учителя и ученики, родители и педагоги-организаторы, методисты и другие специалисты школы. Она нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, обеспечиваемом педагогическим коллективом.

В качестве методологического ключа к пониманию и объяснению сущности внеурочной деятельности предложим, прежде всего, обратить внимание на категорию "деятельность". Именно в процессе деятельности природа, общество, но создаются все социальные свойства и способности человека. Кроме того, деятельность представляет собой целенаправленное производство идеалов, ценностей, идей, понятий, представлений. В процессе деятельности осуществляется творческое созидание культуры. Важно учитывать структуру деятельности, выраженную взаимосвязь таких ее структурообразующих элементов, как цель, средство, результат, субъект, объект. Посредством деятельности не только удовлетворяются потребности человека, но и устанавливается и функционирует регламентирующие индивидуальное поведение, базовое общественное отношение "господство - подчинение", которое проявляется во всех конкретных видах и формах организации деятельности. Разнообразные формы деятельности являются способами социализации индивида, становление личности, ее идентификации, а также самоидентификации социальной организации (в нашем случае образовательной организации или учреждения).

Внеурочная деятельность - это, прежде всего процесс, какое-то действие, способ исполнения чего-либо. Придание внеурочной работе статуса деятельности кардинально меняет ее качество.

Для школы, как и любого другого образовательного учреждения, внеурочная деятельность становится новым видом подотчетной деятельности, за которую она несет ответственность. Используя различные формы этой деятельности, школа должна решать задачи по социализации детей и подростков, формированию метапредметных способностей, воспитанию и развитию качеств личности. Эта деятельность может стать показателем ее уникальности, привлекающим внимание потребителей и заказчиков. Исходя из изученных материалов, документов, мнений различных специалистов о данной проблеме, можно предложить следующее определение: внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участие в содержательном досуге.

Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности:

  • - расширение общекультурного кругозора;
  • - формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
  • - включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
  • - формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
  • - участие в общественно значимых делах;
  • - помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
  • - создания пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.

Внеурочная деятельность по истории является неотъемлемой частью внеурочной деятельности в целом, таким образом можно сказать, что она решает те же воспитательные задачи и направлена на ту же цель.

Муниципальное автономное общеобразовательное образовательное учреждение

«Гимназия №1»

Программа внеурочной деятельности

« История в лицах»

5-6 классы

35ч., 1 час в недел

Руководитель: Коленченко Е.М

П. Мулино

2017

Заседанием Педагогического совета Директор МАОУ Гимназия№1

Протокол №

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности имеет познавательную направленность и предназначена учащимся 5-6 классов для углубленного изучения образовательной программы основной школы «История» (5-6 классы).

Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что новые образовательные стандарты предполагают ориентацию школы на деятельностную модель обучения. Во главу угла, кроме усвоения системы знаний и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, ставится задача организации процесса учения, в рамках которого происходит становление человека, умеющего самостоятельно решать проблемы, принимать самостоятельные ответственные решения, результативно действовать в меняющихся условиях, новых ситуациях, конструктивно взаимодействовать с другими людьми.
Предлагаемая программа ориентирована на современные приоритеты. В 5 классе учебная программа предусматривает изучение первого периода Всеобщей истории.
Историю своего Отечества ученики начинают изучать в 6 классе. Поэтому необходимо познакомить детей с выдающимися личностями отечественной истории и самыми значительными событиями истории России и Нижегородского края.

Во все эпохи историки уделяли значительное внимание жизнедеятельности той или иной личности, стремились осмыслить и постичь её действия. История Нижегородского края и всей России щедро одушевлена государственными и общественными деятелями, полководцами, духовными наставниками. Все они - "живое лицо русской истории", и без них история - просто перечисление событий. Составить истинную картину исторической реальности невозможно без понимания мотивов и сущности деятельности отдельных исторических личностей. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания истории Отечества, воспитания высоконравственной, патриотической личности.

Новизна программы в том, что она ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о деятельности важнейших деятелях российской и нижегородской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Программа имеет практическое значение - приобщение к творческой работе, поиску информации в разных знаковых системах, в том числе в Интернете и подготовка к успешной итоговой аттестации в форме ГИА.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений , творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал. В соответствии с стандартами второго поколения способствует развитию способностей ученика и формированию универсальных учебных действий. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности .

Программа ориентирована на школьников подросткового возраста (учащихся 5-6 х классов) и рассчитана на 2 года, 70 часов,1 занятия в неделю. Предполагает интеграцию с историей, обществознанием , литературой, МХК.

Программа имеет следующие особенности :

проблемное изучение материала (выделение ключевых вопросов, эвристический характер их рассмотрения);

создание познавательных ситуаций ;

часть времени отводится для игровой деятельности , творческой работы учащихся;

в ходе изучения актуализируется знания и компетенции, полученные в начальной школе..

Предмет программы — организация внеурочной работы в школе по патриотическому воспитанию средствами истории.

Цели:

осмысление роли личности в истории и роли великих деятелей в судьбе Нижегородского края и всей России;

организация познавательной деятельности обучающихся;

включение школьников в различные гуманитарные акции, позволяющие приобрести важный опыт социальной деятельности.

З адачи :

Обучающие : расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях, включить в познавательную деятельность, мотивировать на творческую работу, участие в конкурсах и викторинах;

Развивающие : развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи; составлять характеристику исторической личности;

формировать потребность в самопознании и саморазвитии;

умение формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ГИА.

Воспитательные : воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества, родного края, патриотические чувства, активную гражданскую позицию.

Основные методы:

словесно - репродуктивный, наглядный, интерактивный, проблемное изложение, практическое исследование. Для повышения мотивации используются игровые методики и элементы исторической реконструкции.

Основные формы занятий:

познавательные занятия ;

интерактивные беседы, практикумы;
творческие работы (проекты, электронные презентации и др.).

исторические загадки, конкурсы, викторины, игры, тестирование;

познавательные акции;

консультации.
Виды деятельности учащихся:

Активное участие в обсуждении темы занятий;

Практическая работа с источниками, дополнительной литературой, интернет-ресурсами;

Подготовка презентаций, творческих работ, проектов;

Выступления на занятиях, школьных мероприятиях;

Участие в конкурсах, викторинах, играх школьного, районного, областного уровня.

Предполагаемые результаты реализации программы:

развитие целого ряда компетенций : гражданственной, познавательной, информационно-технологической, коммуникативной.

Важнейшие личностные результаты : осознание своей идентичности как гражданина страны; осмысление нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению; уважение к своему народу, своей стране, к своему краю.

Метапредметные результаты : способность организовывать свою деятельность; владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией; способность решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности в различных формах(сообщение, презентация, творческая работа), готовность сотрудничать с соучениками, к коллективной работе.

Предметные результаты : более глубокое понимание истории, новые исторические знания о деятельности и роли исторических личностей в истории России и Нижегородского края, приобретение социальных знаний, стимулирование учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории, к творческой, поисковой деятельности, создание творческих работ о ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России, подготовка к ГИА.

В результате изучения истории в рамках кружка ученик должен знать/ понимать

Имена выдающихся деятелей отечественной истории; основные события героических страниц истории Нижегородского края и России, влияние нравственных качеств личности на их конкретную деятельность.

Уметь характеризовать : адоптированные исторические источники, конкретных исторических деятелей,

объяснять: роль конкретных людей в историческом процессе;

приводить примеры: различных видов деятельности исторических личностей, их конкретного вклада в развитие страны; героизма и патриотизма людей в тяжелые годы суровых испытаний и мирное время; вклада российских ученых и деятелей культуры в развитие отечественной и мировой науки и культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Поиска и использования исторической информации;

Изложения собственных суждений о происходящих событиях и явлениях;

Осуществления творческих работ и проектов по исторической тематике;

Выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях.

Формой подведения итогов являются подготовка творческих работ и презентаций, проектов, участие в конкурсах, олимпиадах, патриотических акциях. Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.

Кабинет истории

Школьный м узей

Библиотека

Мультимедийный компьютер

Карты, учебные пособия

Иллюстративный материал, дополнительная литература

Учебно-методический комплекс:

1.История Нижегородского края с древнейших времен до наших времен. Программа.Н.Новгород. НИРО.2015.

2.Наш край:книга для чтения. Н.Новгород, 2008.3. Учебно-методическое пособие. К 400-летию Дома Романовых. М., 2013.

4.Федоров В.Д. История Нижегородской области.Н.Новгород. 2010

5.Селезнев Ф.А. История Нижегородского края. Н. Новгород, 2015.

6.Иткин Э.С..Дни воинской славы России. Н.Новгород, 2007.

Содержание программы. 1 год обучения.

Введение. Человек - творец истории. 6ч.

Что такое история: Всеобщая история и история России. История России и Нижегородского края.

Понятие об исторических источниках и их видах. Работа с различными источниками: справочники, энциклопедии, исторические источники, историческая и художественная литература, электронные ресурсы. Понятие об архивах, музеях, библиотеке. Знаменательные даты 2016-2017гг.

Составление и обсуждение плана характеристики исторической личности. Выбор исторических личностей для подготовки устных сообщений, презентаций, проектов.

Раздел 1. Древняя Русь. 9ч.

Возникновение Земли русской. Нестор «Повесть временных лет» Легенды об основании Нижнего Новгорода. Первые киевские князья. Князь Юрий Всеволодович -основатель Нижнего Новгорода.

Вещий Олег.Князь Игорь и княгиня Ольга: легенды и летописные сказания.

Святослав - князь-полководец. Князь Владимир Святой Красно Солнышко. Мудрое правление Ярослава Мудрого. Борьба русских князей с кочевниками. Крестовый поход князя Владимира Мономаха против половцев. Герои русских сказок и былин. Нижегородские сказания.

Раздел 2. Удельная Русь. 11ч.

Удельная Русь. Угроза Руси с Запада и Востока. Крестоносцы. Образование державы Чингиз-хана.

Александр Невский - князь -полководец. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский и Нижегородский край.

Александр Невский - лицо России. Память о полководце в Нижегородском крае.

Образование московского княжества. Московские князья и Нижегородский край.

Завоевания татаро-монгол. Битва на реке Сить. Гибель Юрия Всеволодовича. Козельск - Злой город. Герои борьбы русского народа с татаро-монголами.

Дмитрий Донской и знаменитая Куликовская битва. Дмитрий Донской и Нижегородский край.

Стояние на Угре - освобождение России от татаро-монгольского ига.

Обобщение. Великие полководцы древнего периода отечественной истории.

Раздел 3. Московская Русь - Россия. 8ч.

Роль Ивана 3 в образовании России. История герба России. Московский и Нижегородский Кремли. Походы Ивана Грозного и расширение территории России. Казанский поход. Иван Грозный и Нижегородский Край.

Обобщение. Презентация лучших проектов.

Содержание программы. 2 год обучения.

Введение.

Исторические источники. Алгоритм поиска в библиотеке, в интернете. Алгоритм подготовки проектов.

Знаменитые личности и Дни воинской славы России. Федеральный закон 13мая 1995г № 32 «О днях воинской славы и памятных датах России».

Александр Невский и День победы над немецкими рыцарями на Чудском озере. Дмитрий Донской и день победы в Куликовской битве. День народного единства и Минин и Пожарский.

Раздел 4. Смута. 13час.

Смута - тяжелейший период отечественной истории. Смута на карте. Герои и антигерои Смутного времени.

Нижегородский край и Смутное время.Минин и Пожарский - первые граждане России. Петр Первый о Минине и Пожарском. Нижегородские памятники Смутного времени.

Раздел 5. Первые Романовы. 9час.

Земский собор 1613г. Претенденты на российский трон.

Первые Романовы. Михаил и Алексей Романовы.

Известные личности эпохи первых Романовых: Патриарх Никон, Ордин - Нащокин, Степан разин, Богдан Хмельницкий.

Память о первых Романовых.

6. Подготовка и защита проектов. 6час..

Алгоритм работы над творческими проектами. Особенности презентации проектов.

Презентации лучших творческих проектов.

Обобщение. Великие имена России. Итоги деятельности. Рефлексия . Резерв. 1час.

Учебно-тематическое планирование. 1 год обучения.

п/п

Название темы, раздела

Количество часов

1-6

Теоретическое занятие.(1час) Введение. Человек- творец истории. История России - часть Всемирной истории. История Нижегородского края -часть отечественной истории.

Практикум (2ч.) Работа с различными источниками: справочники, энциклопедии, исторические источники, историческая и художественная литература, электронные ресурсы. Экскурсия в школьный музей.

Практикум (2ч.). Составление и обсуждение плана характеристики исторической личности. Знаменательные даты 2016-17гг.

Практикум (1ч.) Выбор исторических личностей для подготовки устных сообщений, презентаций.

Раздел 1. Древняя Русь.

9ч.

Теоретическое занятие . Возникновение Земли Русской.

Практикум. Нестор «Повесть временных лет» Легенды и быль об основании Нижнего Новгорода.Князь Юрий Всеволодович -основатель Нижнего Новгорода.

9- 15

Теоретическое занятие. 1час. Первые киевские князья.

Практикум . (1ч.)Вещий Олег, Игорь и княгиня Ольга: легенды и летописные сказания.

Историческая Игра. 1час. Святослав - князь-полководец

Практикум. 1час. Князь Владимир Святой Красно Солнышко. Викторина.

Практикум. 1час. мудрое правление Ярослава Мудрого.

Практикум. 1час. Борьба русских князей с кочевниками. Нижегородский край и Волжская Булгария.

Конкурс знатоков. 1час. Герои русских сказок и былин, сказаний.

16- 26

Раздел 2. Удельная Русь.

Теоретическое занятие. 1час.Удельная Русь. Угроза Руси с Запада и Востока.

Практикум.( 2ч) Александр Невский - князь -полководец. Александр Невский и Нижегородский край.

Электронный журнал (1час. Александр Невский - лицо России

Теоретическое занятие. 1час. Образование московского княжества. Московские князья и Нижний Новгород.

Практикум. 1час. Путешествие по исторической карте. Завоевания татаро-монгол.Участие нижегороцев в борьбе с Золотой Ордой.

Практикум. 2час. Герои борьбы русского народа с татаро-монголами.Городец - город-герой. Легенды о Китеже.

Игра 1 час.) «Я - полководец»: Дмитрий Донской и знаменитая Куликовская битва.Участие нижегородцев.

Практикум. 1час. Стояние на Угре - освобождение России от татаро-монгольского ига.Участие нижегородцев.

Конкурс знатоков (1час.). Великие полководцы древнего периода отечественной истории.

11ч.

27-35

Раздел 3. Московская Русь - Россия.

Теоретическое занятие 1час. Роль Ивана 3 в образовании России.

Практикум. (1час.) История герба России.

Практикум. 1час. Создатели Московского кремля.

Практикум. 1час. Строители Нижегородского кремля - выдающегося памятника зодчества 16в.

Теоретическое занятие. 1час. Грозный и его походы. Расширение территории России.

Практикум. 1 час. Казанский поход на карте России и Нижегородского края.

Практикум. 1час. Иван Грозный и Нижегородский край.

Обобщение. Конкурс лучших проектов. 2 часа. Резерв 1 час.

Учебно-методическое планирование. 2-ой год обучения.

п/п

Название темы, раздела

Количество часов

1-7

Теоретическое занятие.(1час) Введение. Человек- творец истории.

Практикум (2) Работа с различными источниками. Интернет как источник исторической информации.

Практикум (2ч.). Составление и обсуждение сложного плана характеристики исторической личности. Выбор исторических личностей для подготовки устных сообщений, презентаций, проектов.

Практикум.( 2ч..)Лучшие проекты 2015-16гг. Дни воинской славы России.

8-20

Раздел 1. Смута.

Теоретическое занятие . 1ч.День народного единства

Теоретическое занятие. 1ч. Основные события Смутного времени.

Практикум. 1час. Действующие лица Смутного времени.

Теоретическое занятие. 1час. Создание народного ополчения в Нижнем Новгороде в 1612г. и освобождение Москвы.

Практикум . (1ч.)Путь Нижегородского ополчения на карте.

Историческая Игра. 1час. Я- полководец. Освобождение Москвы.

Практикум. 1час. Антигерои Смутного времени.

Практикум. 1 час. Минин, Пожарский и Иван Сусанин - герои Смуты.

Практикум. 1час. Речь Кузьмы Минина.

Практикум. 1час. Почему Петр 1 назвал Минина и Пожарского первыми гражданами России.

Конкурс знатоков. 1час. Герои Смутного времени.

Экскурсия 2час. Нижегородские памятники Смуты.

21- 29

Раздел 2. Первые Романовы.

Теоретическое занятие. 1час.Начало династии Романовых. Михаил Федорович Романов и его дела.

Практикум. 1 час.Память о Михаиле Романове. Подвиг Ивана Сусанина.

Практикум. 1час. Реши исторический кроссворд.

Теоретическое занятие. 1час. Алексей Михайлович Тишайший Романов.

Практикум. 2часа.Знаменитые личности эпохи Алексея Михайловича:патриарх Никон, Ордин-Нащокин, Степан Разин, Богдан Хмельницкий.

Брейн-ринг. 1 час.Эпоха Алексея Михайловича.

Виртуальная экскурсия.1 час. Память об Алексее Михайловиче.

Конкурс знатоков (1час.). Логические задачи по истории

30 -35

Раздел 3. Защита проектов.

Конкурс презентаций. 4 часа. Герои Смуты. Первые Романовы.

Практикум. 1 час. Итоги деятельности.

Резерв 1 час

Литература для учителя.

Закон об образовании. М.2015.

Криворотова Т.А. Ценностные ориентиры гражданственности и патриотизма в современной школе. Н.Новгород. 2009.

Григорьев Д. В.. Программы внеурочной деятельности. М., Просвещение, 2011г.

Ступницкая М.А.. Что такое учебный проект? М., 1сентября. 2016

Островский. С.Л. Как сделать презентацию? М., 1сентября, 2012

Алексеев Ю . Г. Под знаменем Москвы. — М., 1992.

Беловинский Л . В . С русским воином через века. — М., 1992.

Борисов Н. Иван Калита. — М., 2005

Борисов Н. Иван III — М., 2006.

Борисов Н . С . Русские полководцы XIII—XVI вв. — М., 1993.

Бушуев С., Миронов Г. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. IX - XVI вв. — М., 1991.

Горский А. А. Москва и Орда. — М., 2005.

Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. — М., 2004.

Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. — М., 1997.

Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. — М., 1991.

Зимин А. А. Опричнина. — М., 2001.

Зимин А. А. Россия на рубеже XV XVI столетий. — М., 1982.

Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного. — М., 1982.

История государства Российского: Жизнеописания. IX - XVI век. — М., 1996.

История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XV - XVI вв. М., 1998.

История России с древнейших времен до конца XVII века / Под ред. Л.В. Милова. — М., 2006.

Каргалов В . В ., Сахаров А . Н . Полководцы Древней Руси. — М., 1985.

Карпов А . Владимир Святой. — М., 2004.

Карпов А. Княгиня Ольга. — М., 2009.

Карпов А.. Ярослав Мудрый. — М., 2010.

Клейн Л. С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. — СПб., 2009.

Кобрин В. Б. Иван Грозный. — М., 1989.

Кульпин Э. С. Золотая Орда. — М., 2007

Кучкин В. А. Русь под игом: как это было. — М., 1991.

Учебное пособие. 400 дет Дому Романовых. Электронное пособие. Сайт ОВИО.

Литература для учащихся.

Васильева Л.Н. Жены русской короны. М, 1999.

Женщины в исторических судьбах России. Кострома, 1995.

История России в лицах и датах. М., 1995.

История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник. КНоРус, 2007.

Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., Школа-Пресс, 2002.

Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М., Школьная пресса, 2002.

Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX в. М., Школьная пресса, 2003.

Манько А.В. Выдающиеся деятели XX в. М., Школьная пресса, 2004.

Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. Издательство "Мысль", 1985.

Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862-1917 гг. М., 1997.

Перхавко В.П. История России в лицах. IX - начало XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.

Творогов О . В . Древняя Русь. События и люди. — СПб., 1994.

Терещенко А. В . Быт русского народа. В 2 ч. — М., 1997. — Ч. 1.

Толочко П. П.

Филюшкин А. Андрей Курбский. — М., 2008.

Фроянов И.Я .

Шенк Ф. Б.

Янин В. Л.

В. Быт русского народа. В 2 ч. — М., 1997. — Ч. 1.

Толочко П . П. Древнерусская народность. — СПб., 2005.

Филюшкин А. Андрей Курбский. — М., 2008.

Фроянов И. Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. — М.; СПб., 1995.

Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. Т. 1. — М, 1994.

Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти. — М., 2007.

Янин В. Л . Очерки истории средневекового Новгорода. — М., 2008.

Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб., 1997.

Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991.

Энциклопедия по истории России. Ариада, 1998-1999 г.

Энциклопедия по истории России. Русика, 2008 г.

Энциклопедический справочник школьника. История России. М., 2011



Читайте также: