Научный комплекс — Гипермаркет знаний. «Научный комплекс вершина экономики Научно образовательный комплекс: реформы и коллизии

>>Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география, Научный комплекс

Важнейшие межотраслевые комплексы

России и их география

Вместо отраслевых подходов в экономике и в география стали использовать межотраслевые. Это связано с тем, что все более усложняющиеся межотраслевые связи не вписывались в ведомственные рамки. Они связывают группы отраслей в блоки, выполняющие общую народнохозяйственную функцию (табл. 14, рис. 25).

Таблица 14

Межотраслевые комплексы России

Хозяйственные функции
Научный
Осуществление всех видов работ по получению, хранению и распространению научных знаний
Военно-промышленный
Обеспечение вооруженных сил новейшей военной техникой, вооружением, боеприпасами; гражданского производства - высокими технологиями
Машиностроительный Обеспечение всех отраслей промышленности, сельского хозяйства и населения разнообразными машинами и механизмами
Топливно-энергетический
Производство и распределение энергии в разнообразных видах и формах
Металлургический, химико-лесной
Производство разнообразных конструкционных материалов и химических веществ
Агропромышленный Производство, переработка и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции
Инфраструктурный Оказание разнообразных услуг производству и населению

§ 13. Научный комплекс

Рассмотрим основные блоки, образующие научный комплекс России (рис. 24). Среди них выделяется своей мощью (около 60% научных кадров) группа отраслевых научных, конструкторских и проектных организаций и опытно-промышленных предприятий . С отраслевым сектором непосредственно был связан сектор заводской науки. Значительная доля этих организаций обслуживала оборонный комплекс. Это одна из причин того, что достижения науки слабо внедрялись в гражданскую экономику . Вторая группа - научно-исследовательские учреждения Российской академии наук, они в большей мере занимаются теоретическими вопросами науки и имеют небольшую экспериментальную базу. В них занято около 10% научных работников.

Таблица 15
Организации, выполнявшие исследования и разработки

Таблица 16

Персонал, занятый исследованиями и разработками (на конец года), тыс. чел.

Наконец, третья группа - научные учреждения высших учебных заведений (кафедры, лаборатории, научно-исследовательские институты), библиотеки, музеи, архивы. Эти научные учреждения тоже имеют недостаточную экспериментальную базу.

Какова же география российской науки? Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях (рис. 26). Это объясняется множеством причин.

Во-первых, исторической - учреждения науки и образования в России первоначально создавались в столичных городах. Во-вторых, в крупнейших городах сосредоточены главные потребители научных разработок - предприятия наукоемких отраслей промышленности и оборонного комплекса .

В-третьих, для организации исследований научные учреждения устанавливают тесные связи, кооперируются. Поэтому они взаимопритягивают друг друга, способствуя территориальной концентрации науки. Крупнейший центр науки и образования России - Москва. Здесь ведутся исследования практически по всем важнейшим научным направлениям. На территории города расположено более 1200 организаций науки и научного обслуживания. Среди них Российская академия наук, несколько специализированных академий (медицинская, сельскохозяйственная, естественных наук, строительства и архитектуры, технологических наук, образования и т. д.), 80 академических институтов. В Москве осуществляется более 40% всех научных исследований России, в том числе более 30% проектных и прикладных работ. Здесь работают почти 30% докторов наук, 20% кандидатов наук страны, готовятся кадры научных работников для всей России и для ряда независимых государств Содружества (СНГ). Значительное число научных центров окружают Москву (это Дубна, Пущино, Черноголовка, Троицк, Обнинск, Жуковский, Зеленоград и др.).

Второй по значимости научный центр России - Санкт-Петербург - сосредоточивает 12% научных кадров России. Ученые исследуют проблемы энергетики, ядерной физики, медицины, геологии и горного дела, Арктики и Антарктики. Большое место занимает наука, связанная с оборонным комплексом. Здесь действует несколько сотен научных учреждений, в том числе академические и отраслевые институты.

Всего же в Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах Московской и Санкт-Петербургской агломераций концентрируется 2/3 научных кадров России. Таким образом, налицо огромные диспропорции в географии науки России. Правда, сейчас положение несколько меняется, поскольку научные, в том числе академические, центры созданы на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Новосибирск, Красноярск, Иркутск), на Дальнем Востоке (Владивосток, Хабаровск). Крупными научными центрами России стали Самара, Саратов, Казань, Нижний Новгород, Ростов-на- Дону.

География науки, особенно технической, может существенно измениться в связи с созданием так называемых технополисов. Основу технополиса представляет научный центр, выступающий в роли «инкубатора» новых идей (рис. 27). Эти идеи в дальнейшем подхватываются опытными предприятиями пояса внедрения, которые воплощают их в готовое изделие, разрабатывают технологию его производства. Далее эта технология передается на крупные промышленные предприятия.

Преимущество подобного соединения науки и производства в быстром внедрении в жизнь новых научных достижений.

В Российской Федерации технополисы уже создаются в Подмосковье (Зеленоград, Троицк, Жуковский). Кроме того, в оборонном комплексе России сформировалось много научных центров, имеющих не только научные институты, лаборатории, конструкторские бюро, но и опытные промышленные предприятия. Таких закрытых городов - десятки (с общим числом жителей около 700 тыс. человек).

Следовательно, технополисы - это центры, объединяющие учреждения науки (в том числе оборонной) с наукоемкими предприятиями промышленности.

Вопросы и задания


1. Какие секторы входят в состав научного комплекса?
2. Какова география научного комплекса России?
3. Какие изменения произошли в научном комплексе России за годы реформ?
4. Что такое технополис? Какое значение будут иметь технополисы при переходе России в постиндустриальное общество?

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 285 с.: ил., карт.

Рефераты, домашняя работа по географии скачать , учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Научный комплекс России и ускорение свободного падения

Межотраслевые комплексы представляют собой сложное сочетание взаимосвязанных отраслей объединённых общей целью развития.

Научный комплекс – это совокупность организаций, выполняющих научные исследования и разработки.

Проблемы научного комплекса Сокращение числа научных организаций Слабое финансирование Сокращение численности работающих в науке «Утечка умов» - выезд ученых за рубеж

Научный комплекс – это совокупность научных организаций, которые в основном занимаются теоретическими вопросами науки.

География российской науки Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях

Технополис – это соединение науки с наукоемкими предприятиями

Город Географическая широта Ускорение св. падения, м/с 2 Хабаровск ≈ 48 0 с.ш. 9,8095 Волгоград ≈ 48 0 с.ш. 9,8095 Салехард ≈ 66 0 с.ш. 9,8216 Новый Уренгой ≈ 66 0 с.ш. 9,7808

Гравиметрия Гравиразведка (гравиметрия) - геофизический метод, изучающий изменение ускорения свободного падения в связи с изменением плотности геологических тел. Гравиметры - чувствительные приборы, измеряющие ускорение свободного падения. Гравиразведка позволяет доказать, что с ростом величины ускорения свободного падения возрастает и концентрация плотных железистых соединений. Г равиметрия нашла широкое применение при разведке полезных ископаемых, в особенности нефти и газа.

1 2 3 4 5 6 2 2 1 1 2 4

Критерии оценивания 4б- «3» 5б- «4» 6б- «5»

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО

Гавриленко Наталья Фёдоровна, учитель географии

Полюх Наталья Александровна, учитель физики

Место работы

МАОУ «Средняя школа № 3 имени А.С. Пушкина»

Класс

Тема урока

Научный комплекс России и ускорение свободного падения.

Базовый учебник

А. В. Перышкин, физика-М.: Дрофа, 2012;

В.П. Дронов, В.Я. Ром, География- М.: Дрофа, 2013

Цели урока: познакомить с составом и географией научного комплекса России, показать значение научного комплекса в экономике России. Вывести формулу для расчёта ускорения свободного падения, показать его практическое применение.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная

Планируемые результаты:

метапредметные

регулятивные : учатся определять и формулировать цель деятельности; составлять задачи, способствующие достижению цели, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

познавательные : выделяют и формулируют проблему. устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение:

коммуникативные : учатся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимное сотрудничество со сверстниками и взрослыми; договариваться, находить общее решение;

личностные : испытывать чувство гордости за свою малую Родину; осознавать себя гражданином и частью мира; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране.

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения; здоровьесберегающая технология.

Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках ФГОС ООО: представление карты самодиагностики и самооценки.

Необходимое техническое оборудование: проектор и экран; компьютер,

Этап урока

Время

Деятельность

Планируемый результат

учителя

Учащихся

  1. Организационный момент

15сек

Здравствуйте ребята. Присаживайтесь пожалуйста. Итак прежде чем начать урок, желаем вам в течение урока положительных эмоций и хорошего настроения.

Учащиеся включаются в деятельность на личностно значимом уровне «хочу, потому что могу», настраиваются на работу.

Регулятивные УУД: саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии)

  1. Актуализация знаний

2 мин

Учитель географии Повторение изученного материала.

Итак, давайте вспомним материал, который мы изучили на прошлом уроке:

1. Назовите этапы развития общества и экономики. В чём их отличие?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный, отличия….

Коммуникативные УУД:

умение другого корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии, умение выдвигать контраргументы

Регулятивные УУД:

уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Познавательные УУД : систематизация и дифференцирование полученных знаний.

2. Что является переходным этапом от одного этапа к другому?

Промышленная революция и НТР- переход от индустриального к постиндустриальному

3. В чём особенности структуры экономики России.

Преобладание промышленности в экономике

4. На какой стадии развития экономики находится Россия сегодня?

На рубеже индустриальной и постиндустриальной стадий

5. Каковы пути развития экономики России в ближайшем будущем?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

Развитие новейших наукоёмких производств, создание технополисов, приоритет науке и образованию.

Или

Развитие науки.

Можно сказать, что научный фактор будет ведущим в развитии экономики России в ближайшем будущем

  1. Постановка учебной задачи

4 мин.

6. А для всех ли отраслей экономики на современном этапе развития важен научный фактор? Приведите примеры.

Т. е. в комплексе?

Итак, как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

Для отдельных является наиболее важным, например, для конструирования метеоспутников.

Ну, оно же идёт вместе, как бы в совокупности: сделали какое-нибудь научное открытие и применили его в производстве.

да

Научный комплекс.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:

слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные УУД:

умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

И тема нашего урока?

Запишите в тетрадь по географии число и часть темы урока.

Уч-ся формулируют одну из частей темы урока.

«Научный комплекс России….»

Учитель физики:

Почему шарик падает?

Т.к на него действует сила тяжести

Назовите величины, входящие в формулу?

F=mg

Масса, ускорение свободного падения

Что вы знаете про ускорение свободного падения?

g=9,8 м/с 2

А знаем мы от чего зависит ускорение свободного падения?

нет

А чему рано ускорение свободного падения на других планетах?

нет

Сформулируйте тему урока.

«Научный комплекс России и ускорение свободного падения»

Итак тему мы сформулировали, какие цели вы перед собой будете ставите при её изучении?

Записывают цели на доску.

  1. «Открытие нового знания»

25 мин

Учитель географии.

- Итак, как вы знаете термин «комплекс» означает совокупность или группы явлений, или предметов. Так в структуре народного хозяйства России по отраслям, выделяются межотраслевые комплексы.

Межотраслевые комплексы представляют собой сочетание взаимосвязанных отраслей объединённых между собой.

Слайд 2

Задание.

1. Назовите межотраслевые комплексы России……. и определите хозяйственную функцию научного комплекса.

2. Запишите в тетрадь определение МОК

Работа с учебником стр.57 таб. 14 «Межотраслевые комплексы России»

Задание.

«Состав научного комплекса»

Перечислите состав научного комплекса и

Попытайтесь дать определение научному комплексу.

Работа с учебником стр.57 рис. 24

……. запиши нам пож. на доске данное определение.

О-т: Научный комплекс – это научные учреждения, организаций, которые занимаются научными разработками.

Прочитайте 1 и 2 абзацы § 13 на стр. 57-58 и

определите основные проблемы комплекса и запишите их в тетрадь.

О-т:

1.Сокращение числа научных организаций

2.слабое финансирование

3.сокращение численности, работающих в науке

4. «утечка умов» - выезд ученых за рубеж. Слайд 4

Итак: давайте подытожим.

Так что же такое научный комплекс?

Хорошо, запишите это определение в тетрадь.

О-т:

Научный комплекс – это совокупность научных организаций, которые в основном занимаются теоретическими вопросами науки.

Слайд 5

Записали в тетрадь

Учитель физики.

Одна из целей, которую вы ставили перед собой в начале урока, был вывод формулы для определения ускорения свободного падения. Я предлагаю провести исследование. Для этого применим наши знания.

- По какой формуле можно рассчитать силу притяжения?

F=mg

да

Запишите ЗВТ.

Если равны левые части, то что мы можем говорить о правых?

Что можно сделать?

Сократить массу тела и получить:

Учитель физики.

От каких величин зависит ускорение свободного падения?

от массы и радиуса Земли.

- Как зависит ускорение свободного падения от массы?

Чем больше масса, тем больше ускорение.

- Как зависит ускорение свободного падения от радиуса?

Чем больше радиус, тем меньше ускорение.

А как определить ускорение свободного падения, например, на Луне?

По формуле

Рассчитайте ускорение свободного падения на Луне, используя данные таблицы 14 сборника.

g=1,6 м/с 2

- Как определить ускорение свободного падения для тела, находящегося на некоторой высоте над Землёй?

Слайд 5

  1. Физкультминутка

1 мин

Надо: 25 конвертов, 25 пёрышек, 25 кубиков Лего.

Упражнения:

  1. Бросить Лего, наклониться и поднять.

Учитель физики комментирует действия уч-ся ориентируясь на пройдённый материал «Закон всемирного тяготения».

- Бросить пёрышко, присесть и поднять.

Бросить Лего, наклониться и поднять.

IV/«Открытие нового знания»

25мин

Учитель географии.

Работа со слайдом и

  1. Определите по карте в учебнике крупнейшие центры науки и образования.

Слайд 6 карта стр 60, рис 26

Работа с картой уч-ка стр. 60, рис. 26.

О-т:

Москва и С-П

Личностные УУД : формирование познавательного, интереса, развитие творческих способностей.

Познавательные УУД : овладение универсальными учебными действиями при выдвижении гипотез для объяснения известных фактов

Коммуникативные УУД:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками.

Регулятивные УУД:

выдвигать гипотезы решения проблемы, осознавать конечный результат.

  1. Назвать и покажите (к доске) центры науки

на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

На Камчатке находится единственный в мире институт вулконологии.

Урал - Екатеринбург, Сибирь - Новосибирск, Дальний Восток - Владивосток

Учитель географии.

Итак, какой можно сделать вывод о географии российской науки?

Вывод:

или

Вывод запишите в тетрадь.

Вывод: Основная часть научных учреждений и ученых сконцентрирована в крупнейших городах и городских агломерациях. Слайд 7 «география российской науки:

или

Т.о. Научный комплекс России размещён не равномерно, преимущественно в крупных городах.

Учитель географии.

Итак городами-центрами, в которых апробируются исследования на практике, и внедряются в производство различные научные открытия являются технополисы.

Найдите в учебнике определение «технополис» и выпишите к себе в тетрадь.

Выписывают или читают вслух, в зависимости от времени.

Прочитайте.

Выписали определение «технополис», стр. 63.

Технополис – это соединение науки (и оборонной) с наукоемкими предприятиями.

Учитель географии.

Как вы думаете, в чём п реимущество подобного соединения науки и производства?

В быстром внедрении в жизнь новых научных достижений.

Учитель физики.

Какую форму имеет Земля?

Приплюснутую у полюсов

Вопрос на засыпку: ускорение свободного падения на полюсах и на экваторе одинаковое или разное?

разное

А на одной широте, например: Новый Уренгой и Салехард, Волгоград и Хабаровск? Почему?

Сравнивают, используя табличные данные

Слайд 9

Аномальные значения ускорения свободного падения наблюдаются в местах залежи полезных ископаемых.

Слайд 10

Гравиразведка (гравиметрия) - геофизический метод, изучающий изменение ускорения свободного падения в связи с изменением плотности геологических тел.

Гравиметры - чувствительные приборы, измеряющие ускорение свободного падения.

Гравиразведка позволяет доказать, что с ростом величины ускорения свободного падения возрастает и концентрация плотных железистых соединений.

Гравиметрия нашла широкое применение при разведке полезных ископаемых, в особенности нефти и газа.

Учитель физики.

Итак, где можно использовать знания об ускорении свободного падения?

В геологии, в поисках полезных ископаемых

Учитель географии:

Какие цели, которые вы ставили перед собой для изучения темы, вы достигли?

Уч-ся отвечают.

VI.Закрепление знаний и умений учащихся

(самопроверка)

Самостоятельная работа:

Тест (приложение 1)

Учащиеся решают тест

Личностные УУД : формирование познавательного интереса, разветвите творческих способностей.

Познавательные УУД : систематизация и дифференцирование полученных знаний.

VII.Постановка домашнего задания

1 мин.

физика § 15, Упр.16(3)

география §13,

Ученики записывают домашнее задание.

Личностные УУД:

оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно.

Регулятивные УУД : организация учащимися своей учебной деятельности

VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).

1 мин.

Что нового вы сегодня узнали?

– Чему научились?

Какие новые факты вызвали интерес лично у вас?

Где мы можем применять полученные знания?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Ученики отвечают на поставленные учителем вопросы.

Личностные УУД:

оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения. Познавательные УУД :

умение обобщать, формулировать вывод

Приложение 1

  1. в научном центре; 2) на опытном предприятии; 3) в промышленности
  1. Столичные города.
  1. Научный комплекс – это:
  1. Межотраслевой комплекс.
  2. Все варианты верны.
  3. Не верны все варианты.

Приложение 1 (ответы)

  1. Где разрабатываются научные идеи технополиса?
  1. в научном центре; 2) на опытном предприятии; 3) в промышленности
  1. По какой формуле можно определить ускорение свободного падения на поверхности планеты?
  1. Почему главными центрами науки России являются Москва и Санкт – Петербург?
  1. Крупные города, где сосредоточены учреждения науки и образования и потребители науки.
  2. Столичные города.
  3. Находятся предприятия, которые используют научные разработки.
  1. По какой формуле можно определить ускорение свободного падения тела, находящегося на некоторой высоте над поверхностью планеты?
  1. Где будет наименьшее значение ускорения свободного падения?

1)Земле; 2) Луне; 3) Нептуне; 4) Юпитере

  1. Научный комплекс – это:
  1. Совокупность организаций, выполняющих научные исследования и разработки.
  2. Совокупность организаций, которые занимаются.
  3. Межотраслевой комплекс.
  4. Все варианты верны.
  5. Не верны все варианты.

Используемая литература:

1. География: Приложение к учебнику География 9 класс Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова

2. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами, для подготовки к ГИА (ОГЭ)/ состовитель Н.В. Болотникова-Волгоград: изд. Учитель. 2015.

3. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России, 9 класс. – М.: «ВАКО», 2006, 288с.

4. УМК. В.П. Дронов, В.Я. Ром, География России. Население и хозяйство. 9кл. - М.: Дрофа, 2013-285

5. Интернет ресурсы

Физика:

1.УМК О.И. Громцева Тесты по физике Издательство «Экзамен» Москва 2010

2. Интернет ресурсы


Урок 27. Научный комплекс

20.08.2014 11423 0

Цели: Познакомить с составом и географией научного комплекса России. Пока­зать значение научного комплекса в экономике России. Сформировать понятие тех­нополис.

Оборудование: Политико-административная карта России, дополнительная ли­тература.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

-Повторим изученное на прошлых уроках:

Межотраслевые комплексы - это группы отраслей, связанных в блоки, выпол­няющих общую народнохозяйственную функцию.

Задание :

Назовите межотраслевые комплексы России и определите хозяйственные функ­ции каждого комплекса по табл. 21 и рис. 30, с. 86-87, уч. Д. (Учащиеся называют МОК - межотраслевые комплексы (1 колонка табл. 21) и называют функции каж­дого МОК (2 колонка табл. 21)).

-Первый МОК - научный. Мы живем в век НТР (научно-технической револю­ции), когда значение научных знаний резко возрастает. Научный комплекс включает

3,5млн человек, из которых научными исследованиями занимались в 1990 году - 1 млн ученых, что составило 18% научных работников мира.

Проблемами научного комплекса являются:

1)сокращение числа научных организаций;

2)слабое финансирование науки;

3)сокращение численности работающих в науке;

4)«утечка умов» - выезд ученых за рубеж.

Задания :

1. По табл. 22 (уч. Д.) определите изменение числа организаций, выполняющих исследования и разработки с 1992 по 1999 гг. (Общая численность организа­ций уменьшилась с 4555 до 4022. Особенно уменьшилось число конструктор­ских бюро с (с 865 до 337), проектных организаций (с 495 до 97)).

2. По табл. 23 (уч. Д.) определите изменение персонала, занятого исследованиями и разработками с 1992 года по 1999 год. (Численность ученых сократилась с 1533 тыс. человек до 861 тыс. человек, т. е. почти в два раза. В два раза со­кратилась численность исследователей, в 2,5 раза - техников.)

3. По рис. 31 (уч. Д.) проанализируйте структуру научного комплекса России. (1. 60% научных кадров составляют ученые отраслевого сектора: это ученые науч­ных, конструкторских и проектных организаций и опытно-промышленных предприятий. Отраслевой и заводской сектора обслуживали оборонный ком­плекс, т. е. большая часть ученых России работали на ВПК; 2. Научно- исследовательские учреждения (НИИ РАН) составляют 10% от научных ра­ботников и занимаются теоретическими исследованиями.)

-Какова география российской науки? Научные учреждения и ученые сконцен­трированы в крупнейших городах. Главный центр науки и образования - Москва. Здесь находятся - РАН, академии: медицинская, сельскохозяйственная, образования и др., 80 академических институтов, работают 30% докторов наук.

Около Москвы расположены научные центры: Дубна, Обнинск, Жуковский, Зе­леноград и др.

Второй центр науки России - Санкт-Петербург. Здесь 15% научных кадров Рос­сии. В Санкт-Петербурге находится институт Арктики и Антарктики.

Задания:

1. Объясните причины такого размещения. (1. Учреждения науки и образования исторически первоначально создавались в столицах; 2. В крупнейших городах сосредоточены наукоемкие производства, т. е. потребители научных разра­боток; 3. Научные учреждения имеют тесные связи (кооперируются) для ор­ганизации исследований, поэтому они взаимопритягивают друг друга.)

Вывод: Научный комплекс России размещается крайне неравномерно.

2. Пользуясь рис. 32 (уч. А.), назовите центры науки в Поволжье, на Урале, в Си­бири, на Дальнем Востоке.

3. Значительная часть отраслевого и заводского секторов науки входит в состав технополисов. Что такое технополис? (Основой технополиса является научный центр, где «рождаются» новые идеи. Идеи используются на опытном предпри­ятии, где идет разработка технологии производства нового изделия. Затем технология передается на крупное промышленное предприятие. В технополи­сах наука связана с конкретным производством, что позволяет быстро вне­дрять в жизнь научные достижения (изобретения)).

- В оборонном комплексе (ВПК) созданы десятки закрытых городов-технополисов. В этих городах научные институты, конструкторские бюро работали над созданием и совершенствованием вооружения (атомного оружия, ракет и т. д.). Города не зна­чились на картах. Они имели шифр-цифру к названию крупного города, от которого закрытые города располагались иногда на расстоянии 100 км.

Назовите по рис. 38 (уч. Д.) закрытые города. Укажите их новые названия:

Арзамас-16 - Кремлев (или Саров)

Пенза-19 - Заречный

Свердловск-44 - Новоуральск

Челябинск-65 - Озерск и т. д.

Называют еще такие города - городами-призраками. Как призрак выплывает из тумана, так и эти города вдруг появились на картах России.

Вопрос к классу:

- Можно ли отнести закрытые города к городам-технополисам? (Да. Технополи­сы - это соединение науки (и оборонной) с наукоемкими предприятиями. Предприятия оборонной промышленности являются особенно наукоемкими.)

III.Закрепление

- Назовите сектора научного комплекса.

- Какие сектора включают наибольшее число ученых? (Отраслевой и заво­дской.)

- Как изменилась численность ученых в период перестройки экономики?

- Почему центрами науки России являются Москва и Санкт-Петербург?

- Назовите наукоемкие отрасли промышленности. (Машиностроение , химиче­ская, цветная.)

- Что такое технополис?

- Что такое закрытый город, город-призрак?

- Какие закрытые города находятся в вашей местности?

- Какие учреждения научного комплекса имеются в вашем городе, области, крае, республике?

Домашнее задание

По уч. Д.: §16, вопросы с. 93.

Дополнительный материал

Подготовить сообщение об одном из таких городов, например, г. Кремлев (Саров). Поскольку материалов по закрытм городам мало, стоит воспользоваться всеми воз­можными источниками, СМИ, Интернет и пр. Сообщение может быть небольшим и выглядеть следующим образом:

Город-призрак Кремлев (Саров)

Город Кремлев, он же Саров, он же Арзамас-16, город-призрак, город- невидимка, «закрытый город».

Это один из многих городов науки, технополисов, в которых велись секретные разработки оружия. В Арзамасе-16 (Кремлеве) был создан Федеральный Российский ядерный центр - ФРЯЦ. Здесь находится научный институт, который занимается фун­даментальными научными исследованиями в области экспериментальной физики.

Город Кремлев имеет еще одно название - Саров. Рядом находился старинный Са­ровский монастырь. Монастырь Саровская пустынь был основан в XVIII веке. Мона­стырь способствовал распространению православия среди мордовского населения. В конце XVIII в. - начале XIX в. в монастыре жил монах-подвижник, канонизированный Русской православной церковью как Преподобный Серафим Саровский.

В 1927 году монастырь закрыли, и до Великой Отечественной войны здесь была колония малолетних преступников, а после окончания войны был создан Всесоюз­ный научно-исследовательский институт экспериментальной физики. Одним из ос­нователей института был академик Андрей Дмитриевич Сахаров. Здесь создавали атомное и водородное оружие.

В центре Сарова на берегу р. Саровки расположен монастырь, где в храме Всех Святых в 1993 г. возобновлено богослужение.

В городе своеобразный состав населения. Здесь высокая доля ученых, специали­стов. В строительной индустрии занято около 8000 работающих. Каждый десятый житель города - строитель. Здесь построены уникальные научно-экспериментальные и производственные комплексы, жилые дома. В городе есть Дом ученых, Театр дра­мы, Дворец культуры, Дом строителя, музей «Саровская пустынь», музей при ВНИИФ, 20 школ. Вокруг города леса Мордовского государственного заповедника. Леса скрывали «атомград», а он «защищал» леса, способствовав объявлению их за­поведником.

На одном из каналов рассказывали про сокращение доли занятых в предпринимательском секторе научного комплекса России. Я не знал ни про научный комплекс, ни про его сектора, поэтому почувствовал себя глуповатым. Решил это исправить.

Понятие научного комплекса

Итак, научный комплекс - набор отраслей экономики, цель которых создавать новые знания, технологии, и объединяющий три составные:

  • отрасли, ориентированные на оборонную промышленность (60% работников комплекса);
  • НИИ РАН, занимающиеся вопросами научной теории (10%);
  • ВУЗы страны, архивы, музеи, библиотеки (30%).

Состав научного комплекса

Еще в советское время произошло разделение отраслей знаний на военную и гражданскую системы. Если военный научный комплекс включает научно-технические организации ведущих вузов страны, то гражданский состоит из секторов науки:

  • вузовского;
  • отраслевого;
  • академического;
  • заводского.

А после распада Союза, появился и предпринимательский сектор.

Академический сектор в своей организационной структуре имеет научные организации Академии наук и отраслевые академии. Самое значимое место в данном секторе принадлежит Российской Академии наук и её отделениям.

Вузовский сектор науки объединяет разнотиповые организации, которые заняты научными исследованиями и разработками:

  • экспериментальное хозяйство;
  • проектные организации;
  • ботанические сады;
  • обсерватории;
  • научно-исследовательские кафедры, институты;
  • научно-учебные центры;
  • отраслевые лаборатории;
  • учебно-опытные хозяйства;
  • конструкторские и технологические бюро при институтах.

Отраслевый сектор науки ориентируется в большей степени на прикладные исследования, технологические и опытно-конструкторские разработки.

Заводской сектор науки в своей структуре содержит инженерно-технические подразделения производственных объединений и промышленных предприятий. Сектор объединяет конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, которые находятся на самостоятельном балансе производственных объединений и промышленных предприятий.

Предпринимательский сектор объединяет центры прикладной науки, которым характерно негосударственное финансирование, а частное.


Конспект урока для 9 класса

Тема: Научный комплекс.

Цель:

Предметные:

Метапредметные и личностные:

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

I .

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

На доске выписаны названия межотраслевых комплексов:

- Машиностроительный;

- Топливно-энергетический;

- Металлургический;

- Химико-лесной.

Назовите продукцию, которую производят данные комплексы? (версии учащихся )

Как вы думаете без чего невозможен прогресс в данных областях? (версии учащихся )

Запись в тетради.

Межотраслевые комплексы - группа взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающие друг друга.

Отрасль - совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или оказывающие однородные услуги.

Проблемный вопрос.

Почему научный комплекс изучается первым?

Дети определяют задачи, которые сегодня мы должны решить.

Мы живем в век НТР (Научно – технической революции).

1.Как вы думаете, что является определяющим фактором для современного этапа развития экономики?

2.Для всех ли отраслей экономики на современном этапе развития важен научный фактор? Приведите примеры.

3.С каким комплексом экономики России мы сегодня познакомимся на уроке?

II .

Поиск решения.

Задание.

Определение: Научный комплекс

Задание.

Работа с учебником стр. 60 рис. 23 «Межотраслевые комплексы России»

Определить функцию научного комплекса , записать в тетрадь.

1990 год – 3,5 млн. чел. занятых в научной сфере,1млн. чел. научные работники (18% научных работников мира).

В 90- ые г.г. образовалось множество проблем в научном комплексе.

Задание.

проблемы комплекса .

Работа с учебником стр.62 таб.15 «Организации, выполняющие исследования и разработки», стр.62 таб.16 «Персонал, занятый исследованиями и разработками». Сделать вывод.

Сокращение числа научных организаций.

Сокращение численности работающих в науке.

Слабое финансирование науки.

-«Утечка умов» - выезд ученых за границу.

Задание.

Рассмотрим состав научного комплекса.

Работа с учебником стр.61 рис. 24 «Состав научного комплекса».

Задание.

Рассмотрим географию российской науки. Работа с учебником стр. 63 карта «География научных центров России»

Задания по карте:

1.Назвать главные центры науки.

(Москва, Санкт - Петербург)

2.Назвать центры науки на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке.

(Урал- Екатеринбург, Сибирь- Новосибирск, Дальний Восток- Владивосток)

3.Вывод. Объясните причины размещения центров науки.

Столичные и крупнейшие города.

Сосредоточены наукоемкие производства, т.е. потребители научных знаний.

Научные учреждения имеют тесные связи, т.е. кооперируются для организации исследований.

Неравномерное размещение.

Что такое технополис?

Задание.

Работа с учебником стр.66 определение в тетрадь.

Работа рис.27(А) стр. 65 создать схему «Структура технополиса»

Рассмотрим географию технополисов .

Задание.

Работа с учебником стр.65 карта «География технополисов»

Назвать центры.

Сделать вывод (устно)

Ι II .

Итог урока.

Сделайте вывод по уроку.

Этапы учебного занятия

Содержание урока

(деятельность учителя)

Формирование учебных действий

(Деятельность учащихся)

Результаты

1.Организационный этап

Организация и подготовка учащихся к работе (готовность и психологический настрой)

Форма – фронтальная, метод – словесный.

2.Этап проверки домашнего задания

Проведение тестовой работы (проверка и оценка знаний).

полученные знания.

3. Этап актуализации знаний

Мы живем в век НТР (Научно – технической революции).

1.Как вы думаете, что является определяющим фактором для современного этапа развития экономики?

2.Для всех ли отраслей экономики на современном этапе развития важен научный фактор? Приведите примеры.

3.С каким комплексом экономики России мы сегодня познакомимся на уроке?

Название темы урока:

Научный комплекс России.

Цель урока:

Познакомиться с научным комплексом России, определить состав и географию комплекса, выявить проблемы. Узнать что такое технополис.

Диалог с учителем по определению тематики урока.

Формулирование темы урока.

Работа в тетради (запись темы урока).

В диалоге с учителем совершенствовать свою речь, умения слушать и высказывать свое мнение аргументировано.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

4. Этап усвоения новых знаний

Задание. Попытайтесь дать определение научному комплексу, вспомнив, что такое отрасль и межотраслевые комплексы.

Определение: Научный комплекс – это совокупность организаций, выполняющих научные исследования и разработки.

Задание. Работа с учебником стр. 64 таб. 14 «Межотраслевые комплексы России»

Определить функцию научного комплекса , записать в тетрадь.

1990 год – 3,5 млн. чел. занятых в научной сфере,1млн. чел. научные работники (18% научных работников мира).

В 90- ые г.г. образовалось множество проблем в научном комплексе.

Задание. Попытайтесь самостоятельно определить основные проблемы комплекса .

Работа с учебником стр.65 таб.15 «Организации, выполняющие исследования и разработки», стр.66 таб.16 «Персонал, занятый исследованиями и разработками». Сделать вывод.

Сокращение числа научных организаций.

Сокращение численности работающих в науке.

Как вы думаете, почему происходит сокращение организаций и работников?

Слабое финансирование науки.

Что происходит с учеными, когда их не ценят у себя на родине?

-«Утечка умов» - выезд ученых за границу.

Задание. Рассмотрим состав научного комплекса.

Работа с учебником стр.64 рис. 24 «Состав научного комплекса».

Определите в каких секторах больше практики в каких теории. Существует ли взаимосвязь между секторами? Обоснуйте свой ответ.

Задание. Рассмотрим географию российской науки. Работа с учебником стр. 67 карта «География научных центров России»

Задания по карте:

1.Назвать главные центры науки.

(Москва, Санкт - Петербург)

2.Назвать центры науки на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке.

(Урал- Екатеринбург, Сибирь- Новосибирск, Дальний Восток- Владивосток)

3.Вывод. Объясните причины размещения центров науки.

Столичные и крупнейшие города.

Сосредоточены наукоемкие производства, т.е. потребители научных знаний.

Научные учреждения имеют тесные связи, т.е. кооперируются для организации исследований.

Неравномерное размещение.

Что такое технополис?

Задание. Работа с учебником стр.70 определение в тетрадь. Работа с #13 и рис.27(А) стр. 68 создать схему «Структура технополиса»

Рассмотрим географию технополисов .

Задание. Работа с учебником стр.68 карта «География технополисов»

Назвать центры. Сделать вывод (устно)

Фронтальная работа учащихся. Работа в коллективе по формулировке определения научного комплекса, применение полученных знаний на предыдущих уроках.

Работа в тетради (Научный комплекс- это…)

Работа с учебником (таблица)

Работа в тетради (Функции комплекса…)

Работа в тетради (Проблемы комплекса…)

Работа с учебником (таблицы)

Самостоятельная работа учащихся (анализ географической информации, работа с различными источниками знаний, выводы)

Работа с учебником (рисунок)

Фронтальная работа учащихся.

Работа с учебником (карта)

Самостоятельная работа учащихся (вопросы в презентации)

Фронтальная работа учащихся.

Работа в тетради (Технополис- …)

Работа с учебником (рисунок)

Составление схемы, используя текст учебника.

Работа с учебником (карта)

Работа по алгоритму.

Фронтальная работа учащихся.

Анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие с классом.

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

    Этап закрепления нового материала

Проведение тестовой работы (проверка и оценка новых знаний).

Настрой учащихся на самостоятельную работу, установить осознанность выполняемой работы.

Индивидуальная работа учащихся. Выполнение тестовой работы.

Самостоятельно работать и применять

полученные знания.

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, умение оценивать свою работу.

    Этап инструктажа по домашнему заданию

#13, вопросы устно.

Творческая работа: Собрать информацию о научном комплексе Челябинской области (состав, география, проблемы, организации и предприятия). Презентация или сообщение (на сам. выбор)

Индивидуальная и творческая работа учащихся. Частично – поисковый метод.

Объяснение выполнения и требования к домашнему заданию.

    Этап подведения итогов урока

Ваше мнение о значимости научного комплекса для России, для вас.

Обсуждение. Фронтальная работа учащихся.

Эмоциональная разгрузка учащихся (рефлексия учащихся).

p { ; }

Тест

(Проверка д/з)

    Соотнесите сферы экономики с этапами развития экономики:

    Сельское хозяйство а) Индустриальный

    Промышленность б) Доиндустриальный

    Сфера услуг в) Постиндустриальный

    Выбрать города (районы), которые находятся на постиндустриальном этапе развития экономики:

А) Москва, Санкт – Петербург;

Б) Поволжье, Урал, Сибирь;

В) Калмыкия, Тыва, Север России.

3. Какая сфера производства преобладает в экономике России?

А) производственная сфера;

Б) непроизводственная сфера.

4. От какого фактора зависит производство первичного сектора (нижние «этажи») и четвертичного сектора экономики? Почему?

5. Назвать постиндустриальные центра мировой системы:

А) Нью – Йорк, Лондон, Париж, Сингапур.

Б) Нью – Йорк, Лондон, Москва, Токио.

В) Нью – Йорк, Лондон, Рим, Москва, Токио.

ответы

1-б

2-а

3-в

Природный фактор-добыча природных ресурсов;

Наукоемкий фактор- использование научно- информационного потока.

баллы

10б

оценка

«5»- 10-9б

«4»-8-6б

«3»-5-4б

Тест

(Проверка нового материала)

    Как изменилась численность ученых в 90-ые годы?

А) сократилась;

Б) увеличилась.

2. Почему главными центрами науки России являются Москва и Санкт – Петербург?

А) Крупные города, где сосредоточены учреждения науки и образования и потребители науки.

Б) Столичные города.

В) Находятся предприятия, которые используют научные разработки.

3. Центр Уральского отделения РАН:

А) Уфа;

Б) Челябинск;

В) Екатеринбург.

4. В каком регионе России наблюдается концентрация технополисов?

А) Подмосковье;

Б) Урал;

В) Сибирь.

5. Где воплощаются научные идеи технополиса?

А) в научном центре;

Б) на опытном предприятии;

В) в промышленности.

ответы

баллы

оценка

«5»- 5б

«4» - 4б

«3»-3б

Предложите пути решения низкого уровня жизни.

Предложите пути решения безработицы.

С какими трудностями можно столкнуться при решении данной проблемы.

Предложите пути решения нерационального природопользования.

С какими трудностями можно столкнуться при решении данной проблемы.

Предложите пути решения связанные с небольшими заработанными платами.

С какими трудностями можно столкнуться при решении данной проблемы.



Читайте также: