Сущность социализации
Определение 1
Социализация – это процесс включения человека в систему общественных взаимоотношений посредством усвоения социальных норм и ценностей, общественного опыта и правил поведения, культурных ценностей.
Социализация является процессом, охватывающим все сферы жизни, включая в себя:
- Изучение и освоение человеком норм общества и его ценностей на протяжении всей жизни;
- Формирование социально-культурного опыта человека;
- Формирование личности, изучение социальных норм и ценностей, группы, общества в целом и их усвоение;
- Введение человека в общественную жизнь, его самореализация, а также реализация накопленного опыта.
Принято выделять первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация происходит с рождения и завершается становлением взрослого человека, формированием личности. Вторичная социализация приходится на взрослый период развития личности и заключается в самореализации человека в семье, профессии и т.д., формировании собственной системы ценностей, накоплении самостоятельного опыта и его передаче последующему поколению.
Этапы социализации
В зависимости от возраста, принято выделять следующие этапы социализации :
- детство;
- юность;
- зрелость;
- старость.
В детстве и юности закладываются основы общественных правил поведения, усваиваются ключевые социальные нормы и правила. Зрелость и старость характеризуются разрушением ранее усвоенных норм и формированием новых, а также их передачей.
Особенности социализации школьника
Определение 2
Социализация школьника – это усвоение школьником принятых в обществе норм и правил, ценностей для успешного включения в систему общественных отношений.
Социализация школьника может происходить стихийно через подражание и целенаправленно через обучение и воспитание. Стихийная социализация может нести негативные последствия, поэтому задача школы как агента социализации целенаправленной, уменьшить и нейтрализовать негативные влияния стихийной социализации.
Можно выделить следующие критерии успешно социализированного школьника:
- школьник имеет собственную «картину мира», а также сформированные установки и ценности;
- школьник адаптирован к окружающему миру;
- школьник осознает себя как члена группы и сформировано чувство собственного «Я»;
- школьник инициативен, отсутствуют комплексы, чувствует свою самостоятельность.
Подростковый возраст несет в себе множество особенностей, придающих процессу социализации школьника свою специфику.
Особенностью социализации школьника, которая приходится преимущественно на подростковый возраст, является наличие большого количества ситуаций, где перед подростком стоит задача социального выбора. В этот период школьник-подросток ищет психологическую поддержку в своем близком окружении, поэтому важно, чтобы такие агенты первичной социализации как семья, друзья, школа имели благоприятное воздействие.
Еще одной особенностью социализации школьника является широкое распространение и влияние сети Интернет и иных информационных сетей. Школьник получает возможность доступа к информации, будучи не готовым ее принять. Информационные сети становятся инструментом влияния на школьника в том числе и агентов социализации, несущих негативный опыт.
К числу особенностей социализации школьника можно отнести также особенности современного общества. В настоящее время в обществе нет единой системы ценностей, норм, правил, в связи с чем подросток сталкивается с многообразием этих самых норм, и вынужден осуществлять выбор тех норм, которые он будет соблюдать.
Особенности социализации школьников связаны также с психическими особенностями подросткового возраста. На период юности выпадает снижение остроты конфликтов, школьники имеют хорошее физическое и психологическое самочувствие, стремятся к общению, установлению контактов, становятся менее тревожны, у них повышается самооценка.
Замечание 1
Одновременно с этим следует отметить, что в подростковый период усиливается внимание школьника к своему внутреннему миру, в этот период ребенок погружен в себя.
При определенных обстоятельствах общения наблюдается ярко выраженная поло - ролевая дифференциация, которая граничит с довольно частой инфантильно-ролевой негибкостью. Подростковый возраст зачастую сопровождается обостренным чувством одиночества. В процессе социализации школьник развивает мировоззрение, самосознание, отношение к действительности, характер, личностные и коммуникативные качества, психические процессы, накапливает социально-психологический опыт, приобретает самостоятельность, уверенности в себе, устойчивость к стрессам и т.п.
Замечание 2
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что группа в наибольшей степени оказывает влияние на установление социальных отношений между своими участниками, формирует для членов группы возможности для развития личности и эффективной совместной деятельности, является средством успешной социальной адаптации школьника.
Ключевым средством формирования и развития личности в школьном возрасте являются межличностные отношения, поэтому самопознание школьниками осуществляется в рамках общения с одноклассниками и друзьями в школе.
Нынешняя система социализации школьника в нашей стране сталкивается с рядом опасностей, например, острота проблемы «отцов и детей», жестокость, отсутствие патриотизма, безынициативность, низкий социальный статус семьи, желание получить выгоду, примитивность интересов и желаний. Данные факторы носят дестабилизирующий характер, изменить который возможно посредством школы, а именно через формирование более объемной системы гуманитарного знания, осуществление обучения на основе принципов сотрудничества, демократизма, солидарности, уважения.
На сегодняшний день для образовательных учреждений в рамках социализации школьника особенно актуальными становятся задачи формирования самостоятельной зрелой личности, способной к рефлексии собственных способностей, с развитыми духовно-нравственными ценностями, психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь.
Влияние на социализацию младших школьников учреждений образования
Социализацию детей младшего школьного возраста можно рассматривать как социально-психологическую адаптацию, которая проявляется на:
- внутриличностном, или собственно психологическом уровне: личностное и эмоциональное благополучие, представляющие «адаптационный потенциал» личности;
- поведенческом, или социальном уровне: автономность, уровень социальной активности, социализированности и воспитанности.
Как правило, дети младшего школьного возраста демонстрируют достаточно высокий уровень развития социальных качеств:
- они целеустремлены и ответственны;
- для них значимы оценка и похвала учителей и товарищей, большое значение имеют социальные достижения;
- дружат со сверстниками;
- они стараются помогать окружающим, делать добрые дела, защищать слабых и т. д.;
- умеют сопереживать и прощать.
В современной школе вопросы социализации детей младшего школьного возраста являются первостепенными, что связано с
- современной реформой образования,
- изменяющейся социальной ситуацией формирования ребенка,
- увеличением и усилением социально-педагогических проблем детей.
В соответствии с новыми подходами в образовании ее целью становится развитие личности.
Школа является вторым по значимости институтом социализации (после семьи) где ребенку передается вся система социальных требований.
Усвоение социального опыта формируется через привлечение детей в реальные отношения в микрогруппах, между собой и со взрослыми, со школой через средства массовой информации и природу.
Основными составляющими, соответствующими основным социальным функциям, являются:
- готовность к цивилизованным человеческим отношениям;
- готовность на безе общечеловеческих ценностей к отношениям в духовной сфере.
Основные условия и факторы социализации младшего школьника
К основным условиям эффективной социализации ребенка относятся:
- эмоционально-комфортная атмосфера в классе;
- психическое здоровье детей;
- благоприятные условия для социализации ребенка, обеспечения его психологического комфорта в коллективе;
- организация психолого-педагогического мониторинга показателей развития, здоровья и воспитания детей;
- тесное взаимодействие учителей и родителей;
- формирование партнерского сотрудничества, готовность работать в социально-ориентированном направлении.
Социализация ребенка начальной школы будет проходить более эффективно, если:
- Регулировать отношения взрослых и детей на основе гармонизации реальных и общечеловеческих ценностей.
- Обеспечить включенность детей в социально-значимые отношения.
- Соблюдать права ребенка на основе взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления.
Для эффективной социализации нужно обучать школьников вырабатывать готовность к определенным действиям в новых жизненных обстоятельствах.
Главный агент социализации ребенка в начальной школе – учитель. Его культура, личностные качества, черты характера, педагогические способности и отношение к детям могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на процессы социализации школьника.
Замечание 1
Социально-педагогическая работа – это системная деятельность, основная функция которой заключается в помощи ребенку в установлении нормальных отношений в школе, в семье, в обществе; в организации себя.
Эффективная реализация этой деятельности возможна при выполнении нескольких условий:
- изучение и широкое привлечение окружающего ребенка социума;
- педагогическая диагностика, направленная на всестороннее изучение личности ребенка;
- наличие социальных педагогов;
- открытость и гуманность образовательного учреждения.
Влияние семьи на социализацию младшего школьника
Одним из самых действенных факторов социализации, воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников является педагогическая культура родителей. Поэтому одним из важнейших направлений социализации младших школьников является повышение педагогической культуры родителей.
Семья выступает для ребенка одновременно и местом жизнедеятельности, и средой обитания. Успешность формирования личности предопределена семьей. Чем выше качество воспитания в семье, тем выше результаты, нравственного, физического, трудового воспитания личности.
Семья и ребенок являются зеркальными отражениями друг друга. Лучший способ воспитания правильных отношений – личный пример родителей, их забота и помощь, взаимное уважение.
Замечание 2
Формирование нравственных начал у ребенка происходит на основе его интенсивного умственного развития, показателем которого являются речь и действия. Развитие речи – значительный показатель повышения культуры ребенка, необходимое условие его умственного, эстетического и нравственного развития.
Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.
Л.В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат”.
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Работу по социализации младших школьников можно начинать с изучения семей – это позволит ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
При работе с детьми по социализации ставится цель - создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие обучающимся начальной школы овладеть навыками социализации.
В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка.
Первый вопрос, который решался – это становление социальной позиции ребенка 6-7 лет, и вытекающая отсюда задача: формирование у обучающихся 1 класса умения ориентироваться в новой социальной среде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС НОО средствами системы учебников "Школа России": цели и задачи воспитания, социализации младших школьников.
В статье рассматриваются задачи формирования личностной, социальной, семейной культуры а так же три подхода к организации нравственного уклада школьной жизни....
Формирование толерантности на уроках и во внеклассной работе как средство успешной социализации младших школьников.
«Толерантные люди – песчинки, склеивающие наш мир, который каждый день трещит по швам.»...
Детская субкультура как механизм социализации младшего школьника.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становиться одной из актуальных. Родители и педагоги ставятся вопросом, что нужно сделать,чтобы ребёнок, входящи...
Данная статья была составлена исходя из опыта работы учителей начальной школы МАОУ "Гимназия № 1" г. Саратова. В ней раскрывается сущность социализации, т.к. в процессе неё человек формируе...
Влияние на социализацию младших школьников учреждений образования
Социализацию детей младшего школьного возраста можно рассматривать как социально-психологическую адаптацию, которая проявляется на:
- внутриличностном, или собственно психологическом уровне: личностное и эмоциональное благополучие, представляющие «адаптационный потенциал» личности;
- поведенческом, или социальном уровне: автономность, уровень социальной активности, социализированности и воспитанности.
Как правило, дети младшего школьного возраста демонстрируют достаточно высокий уровень развития социальных качеств:
- они целеустремлены и ответственны;
- для них значимы оценка и похвала учителей и товарищей, большое значение имеют социальные достижения;
- дружат со сверстниками;
- они стараются помогать окружающим, делать добрые дела, защищать слабых и т. д.;
- умеют сопереживать и прощать.
В современной школе вопросы социализации детей младшего школьного возраста являются первостепенными, что связано с
- современной реформой образования,
- изменяющейся социальной ситуацией формирования ребенка,
- увеличением и усилением социально-педагогических проблем детей.
В соответствии с новыми подходами в образовании ее целью становится развитие личности.
Школа является вторым по значимости институтом социализации (после семьи) где ребенку передается вся система социальных требований.
Усвоение социального опыта формируется через привлечение детей в реальные отношения в микрогруппах, между собой и со взрослыми, со школой через средства массовой информации и природу.
Основными составляющими, соответствующими основным социальным функциям, являются:
- готовность к цивилизованным человеческим отношениям;
- готовность на безе общечеловеческих ценностей к отношениям в духовной сфере.
Основные условия и факторы социализации младшего школьника
К основным условиям эффективной социализации ребенка относятся:
- эмоционально-комфортная атмосфера в классе;
- психическое здоровье детей;
- благоприятные условия для социализации ребенка, обеспечения его психологического комфорта в коллективе;
- организация психолого-педагогического мониторинга показателей развития, здоровья и воспитания детей;
- тесное взаимодействие учителей и родителей;
- формирование партнерского сотрудничества, готовность работать в социально-ориентированном направлении.
Социализация ребенка начальной школы будет проходить более эффективно, если:
- Регулировать отношения взрослых и детей на основе гармонизации реальных и общечеловеческих ценностей.
- Обеспечить включенность детей в социально-значимые отношения.
- Соблюдать права ребенка на основе взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления.
Для эффективной социализации нужно обучать школьников вырабатывать готовность к определенным действиям в новых жизненных обстоятельствах.
Главный агент социализации ребенка в начальной школе – учитель. Его культура, личностные качества, черты характера, педагогические способности и отношение к детям могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на процессы социализации школьника.
Замечание 1
Социально-педагогическая работа – это системная деятельность, основная функция которой заключается в помощи ребенку в установлении нормальных отношений в школе, в семье, в обществе; в организации себя.
Эффективная реализация этой деятельности возможна при выполнении нескольких условий:
- изучение и широкое привлечение окружающего ребенка социума;
- педагогическая диагностика, направленная на всестороннее изучение личности ребенка;
- наличие социальных педагогов;
- открытость и гуманность образовательного учреждения.
Влияние семьи на социализацию младшего школьника
Одним из самых действенных факторов социализации, воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников является педагогическая культура родителей. Поэтому одним из важнейших направлений социализации младших школьников является повышение педагогической культуры родителей.
Семья выступает для ребенка одновременно и местом жизнедеятельности, и средой обитания. Успешность формирования личности предопределена семьей. Чем выше качество воспитания в семье, тем выше результаты, нравственного, физического, трудового воспитания личности.
Семья и ребенок являются зеркальными отражениями друг друга. Лучший способ воспитания правильных отношений – личный пример родителей, их забота и помощь, взаимное уважение.
Замечание 2
Формирование нравственных начал у ребенка происходит на основе его интенсивного умственного развития, показателем которого являются речь и действия. Развитие речи – значительный показатель повышения культуры ребенка, необходимое условие его умственного, эстетического и нравственного развития.